Католическая церковь во Франции
Содержание
- Католицизм во Франции
- История
- Современность
- Примечания
- См. также
- Католическая церковь во Франции — Catholic Church in France
- ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
- Собор в Бурже
- Страсбургский собор
- Монолитная церковь Сен-Жан
- Руанский собор
- Сакре-Кер
- Сен-Мишель д’Эгиль
- Нотр-Дам-де-ла-Гард
- Аббатство Мон-Сен-Мишель
- Собор в Реймсе
- Амьенский собор
- Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
- Шартрский собор
- Французский священник
- LiveInternetLiveInternet
- Реформы церкви фельянами и их отношение к религии (14 июля 1789 — 10 августа 1792 г.).
Католицизм во Франции
Папа Урбан II на соборе в Клермоне. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474).
Католицизм во Франции или Католическая церковь во Франции — крупнейшая религиозная община страны, преимущественно латинского обряда.
История
Согласно преданию, Лазарь и его сестры Мария и Марфа, которые были изгнаны из Святой Земли, пересекли Средиземное море на маленькой лодке и высадились в Сент-Мари-де-ла-Мер близ Арля. Провансальская традиция именует Лазаря первым епископом Марселя, а Марта, по легенде, укротила своими волшебными песнями дракона Тараски, что не давал покоя жителям окрестных сел.
Первые летописные упоминания о христианах во Франции датируются II в веком — Ириней Лионский описывает смерть 19-летнего епископа Лугдунума (современный Лион) и других мучеников во времена преследований в 177 году. В 496 году святой Ремигий крестил Хлодвига I — короля франков, который считается основателем Франкского королевства. Хлодвиг I стал союзником и защитником папства и положил начало христианизации Галлии.
Рождеством 800 года Римский папа Лев III короновал Карла I императором Священной Римской империи. До Французской революции католицизм считался государственной религией Франции, а саму страну называли «старшей дочерью церкви».
В 1095 году во французском городе Клермон-Ферран состоялся собор, на котором папа Урбан II призвал к Первому крестовому походу.
В 1309—1377 годах резиденция пап была перенесена в город Авиньон на юге Франции. Этот период в истории церкви называют Авиньонское пленение пап и характеризуют политической зависимостью пап от французских королей. В 1378 Авиньон оставался папской резиденцией в условиях Западной схизмы, которая была преодолена на Констанцском соборе в 1415 году. Выбранному на этом соборе папе Мартину V удалось вернуть апостольский престол в Рим.
Реформация обрела во Франции своих сторонников — гугенотов. Борьба гугенотов с католиками вылилась в религиозные войны, длившиеся между 1562 и 1598 годами. Окончание конфликта было положено в 1598 Нантским эдиктом, что защищал право на свободу совести и восстанавливал протестантам гражданские права.
Во время Французской революции 1789 года национальной ассамблеей было принято решение о национализации церковного имущества, а также закон о Гражданском устройстве духовенства, согласно которому должность епископа провозглашалась выборной и не нуждалась в согласии Папы. Церковные реформы вызвали недовольство папы римского и привели к расколу в стране.
Конкордат Наполеона I 1801 года частично возвращал церкви связь с Папой, закреплял за католицизмом статус религии большинства французов, оставляя право свободы совести, и обязывал государство платить духовенству заработную плату. В 1825 году во времена реставрации Бурбонов во Франции действовал закон против богохульства и святотатства, однако в 1830 году в начале периода июльской монархии он был отменен.
В 1905 году во Франции был принят Закон о разделении церквей и государства. Согласно этому закону государство прекратило финансирование церкви и закрепило свободу вероисповедания.
Современность
Административное деление Римско-католической церкви во Франции
По состоянию на 2007 год около 51 % французов называют себя католиками. На территории Франции Католическая церковь насчитывает 98 структурных единиц (из них 70 епархий, 9 архиепархий, 15 митрополий и 4 прочих) с 18 844 приходами. Общее число священников — 21 930
Список латинских митрополий
- Митрополия Безансона;
- Митрополия Бордо;
- Митрополия Клермона;
- Митрополия Дижона;
- Митрополия Лилля;
- Митрополия Лиона;
- Митрополия Марселя;
- Митрополия Монпелье;
- Митрополия Папеэте — располагается во Французской Полинезии;
- Парижская митрополия;
- Митрополия Пуатье;
- Митрополия Реймса;
- Митрополия Ренна;
- Митрополия Руана;
- Митрополия Тулузы;
- Митрополия Тура;
- Митрополия Фор-де-Франса — располагается в Заморском регионе.
Церковные структуры Восточных католических церквей
Во Франции действуют также церковные структуры Восточных католических церквей:
- Епархия Святого Владимира Великого в Париже — экзархат Украинской грекокатолической церкви;
- Епархия Святого Креста в Париже — епархия Армянской католической церкви;
- Епархия Пресвятой Девы Марии Ливанской в Париже — епархия Маронитской католической церкви;
- Ординариат Франции для верных восточного обряда — ординариат для верующих восточного обряда.
Примечания
- International Religious Freedom Report 2007. Дата обращения 12 февраля 2011. Архивировано 12 августа 2012 года.
- Статистика Католической церкви во Франции на сайте gcatholic.org
- Статистика Католической церкви во Франции на сайте catholic-hierarchy.org
См. также
- Галликанизм
- Франция в долгом XIX веке
Для улучшения этой статьи желательно:
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником. |
признанные государства
1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.
Католическая церковь во Франции — Catholic Church in France
Католическая церковь во Франции
Французская : Église Католической ан Франция
Национальное государство
католик
Конференция епископов Франции
Франциск
Жорж Pontier
Филипп Barbarin
Луиджи Вентура
Франция
Французский , Латинский
Собор Нотр-Дам де Пари
Ремигий , согласно католической традиции
С. 177: Христианство в Галлии
С. 496: Франкское христианство
галлов , Римская империя
27000000 — 58000000
Епископская конференция Франции
Католическая церковь во Франции является частью всемирной католической церкви в общении с Папой в Риме . Основанная в 2 — ом столетии в неразрывной общении с епископом Рима , его иногда называют «старшей дочерью Церкви».
Первые письменные упоминания христиан в дату Франции со 2 — го века , когда Ириней подробно о гибели девяносто-летнего епископа Сент — Pothinus из Lugdunum ( Лион ) и других мучеников 177 AD преследования в Лионе . В 496 Ремигий крестил короля Кловис I , который , следовательно , преобразованное из язычества в католицизм. В 800 папа Лев III короновал Карла императором Священной Римской империи , формирование политических и религиозных основ христианства в Европе и создание в долгосрочной исторической ассоциации Убедительная французского правительства с Католической Церковью. Революция Французская (1789-1790) сопровождался тяжелым преследованием католической церкви. Светскость , абсолютный нейтралитет государства по отношению к религиозной доктрине, является в настоящее время официальной политики Республики Франции .
Оценки доли католиков в диапазоне от 41% до 88% населения Франции, с более высокой фигурой , включая заблудшие католик и » католические атеист «. Католическая церковь во Франции организована в 98 епархий , которые в 2012 году было обслужено 7,000 суб-75 священников. 80 до 90 священников рукоположил каждый год, когда церковь будет нуждаться в восемь раз больше , чтобы компенсировать количество смертей священника. Около 45000 католические храмы и часовни разбросаны среди 36500 городов, поселков и деревень во Франции, но большинство более не используется регулярно для массы. Известные церкви Франции включают Нотр — Дам де Пари , Шартрский собор , Кафедральный собор Реймс и Базилика Сакре-Кер , Eglise де ла Мадлен и Амьен собор . Его национальная святыня , Лурдес , посещают 5 миллионов паломников ежегодно. Столица, Париж , является главным местом паломничества для католиков , а также.
Некоторые из самых известных французских святых включают в Санкт — Терез Лизье , Ириней , Санкт — Жан-Мари Вианней излечение Ars , Санкт — Жанну д’Арк , Санкт — Бернадетт , Людовик IX Франции , Сент — Винсент де Поль , Санкт — Луиза де Marillac , Санкт — Лабур и сенбернар Клервосский .
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
Смотреть что такое «ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ» в других словарях:
-
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ — попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический культ Разума . Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена… … Большой Энциклопедический словарь
-
дехристианизация — попытка упразднения католического культа в годы Французской революции (главным образом в 1793). Взамен вводился в принудительном порядке рационалистический «культ Разума». Вызывала недовольство религиозно настроенного крестьянства; осуждена… … Энциклопедический словарь
-
Дехристианизация — попытка упразднения католического культа в годы Великой французской революции (главным образом в 1793). Д. являлась своеобразным выражением революционного террора в борьбе с контрреволюционным духовенством, а не мерой государственной… … Большая советская энциклопедия
-
дехристианизация — дехристианиз ация, и … Русский орфографический словарь
-
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ — мероприятия, направленные против христ. религии и церкви в годы франц. бурж. революции. Особенно остро Д. развернулась в 1793, когда начавшаяся еще в 1791 борьба с контрреволюц. католич. духовенством переросла в борьбу с христ. и др. религиями… … Атеистический словарь
-
Масонство и христианство — Масонство Масонство … Википедия
-
Никонов, Кирилл Иванович — (р. 04.09.1938) спец. в обл. филос. религии и религиоведения; д р филос. наук, проф. Род. в Астрахани. Окончил филол. ф т Астрах, пед. ин та (1961), асп. филос. ф та МГУ (1968). Работал асс. кафедры нем. языка Астрах, пед. ин та; асс., затем доц … Большая биографическая энциклопедия
-
Верховного существа культ — государственный религиозный культ, декретированный Конвентом во время якобинской диктатуры (См. Якобинская диктатура) во Франции 18 флореаля (7 мая) 1794. Установление В. с. к. явилось попыткой якобинцев (См. Якобинцы) покончить с… … Большая советская энциклопедия
-
Всемирная конфедерация труда — (ВКТ) международное объединение профсоюзов; основано при поддержке Ватикана под названием Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП) на конгрессе национальных христианских профцентров Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии,… … Большая советская энциклопедия
-
Христианские профсоюзы — профессиональные объединения, возникшие при активном участии католической церковной иерархии в конце 19 в. в некоторых европейских странах (Германия, Франция, Швейцария и др.). Создавались с целью затормозить развитие классового… … Большая советская энциклопедия
По некоторым сведениям, история Франции восходит к железному веку. В течение столетий здесь возводились наиболее архитектурно значимые церкви. Готические соборы и церкви, возведенные современными архитекторами, отображают значительную часть французской культуры. Во время посещения этой удивительной страны обязательно посмотрите самые красивые и необычные церкви Франции!
Собор в Бурже
Римско-католический собор во французском готическом стиле был возведен в Бурже в XIII веке. Место, на котором он расположен, имеет религиозное значение начиная, по крайней мере, с III века. Сегодня в соборе можно полюбоваться трехэтажными возвышениями и грандиозным фасадом, украшенным замысловатой резьбой. Невероятно, но сохранилась большая часть оригинальных витражей, на которых изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.
Фото: Amirwiki assumed (based on copyright claims), via Wikimedia Commons (CC-BY-SA-3.0)
Фото: By MOSSOT (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY 3.0)
Фото: By KoS (Own work), via Wikimedia Commons (CC-BY-SA-3.0)
Страсбургский собор
Страсбургский собор иногда называют Розовым собором, намекая на его необычный оттенок. Собор построен из песчаника, который и придает ему розовый цвет. С одной стороны здания находится высокий шпиль, хотя по проекту их должно было быть два. Архитектура как романская, так и готическая. До сих пор в соборе проводятся службы, которые можно посетить. Внутри не забудьте отыскать астрономические часы, которые датируются XIX веком.
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Фото: pxhere.com (CC0 Public Domain)
Фото: By Diliff (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)
Монолитная церковь Сен-Жан
Город Обтер-сюр-Дрон — небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.
Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: By Lamiot (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Руанский собор
Город Руан иногда называют Городом тысячи церквей, потому, что их здесь очень много. Но среди них выделяется Руанский собор: он самый высокий во Франции. Послушайте, как бьют часовые колокола на гигантском 56-колорном карильоне, полюбуйтесь невероятной лестницей и посмотрите на статуи святых, украшающие внутренние стены собора.
Фото: By Source by User:DXR, derivative by User:MathKnight, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)
Фото: pexels.com (CC0 License)
Фото: Ruben Holthuijsen/flickr (CC BY 2.0)
Сакре-Кер
Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей Парижа. Она очень посещаема благодаря своему расположению на холме, возвышающемся над знаменитым районом Монмартр. Церковь была спроектирована в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса с золотым сердцем.
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Фото: By Alf van Beem (Own work), via Wikimedia Commons (CC0)
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Сен-Мишель д’Эгиль
Добраться до Сен-Мишель д’Эгиль довольно непросто. Эта удивительная церковь расположена на скале, и нужно подняться на 268 крутых ступеней, высеченных в ней. Однако приложенные усилия будут не напрасными. Вы получите возможность увидеть священное каменное здание, построенное в середине Х века. Церковь потрясающе выглядит и снизу, но добравшись до вершины, вы можете полюбоваться великолепным пейзажем и городом Эгиль.
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Фото: By Alexander Hoernigk (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: By Torsade de Pointes (Self-photographed), via Wikimedia Commons (Public domain)
Нотр-Дам-де-ла-Гард
Невероятный собор Нотр-Дам-де-ла-Гард, возведенный в честь покровителя моряков, находится в Марселе. Римско-католический собор был построен на руинах древнего форта в XIX веке в стиле византийского Возрождения. Внутри расположена знаковая статуя Мадонны с младенцем, отлитая из меди и покрытая золотом. Неизгладимое впечатление оставляют колокольня и каменные арки.
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Фото: By File:Notre Dame de la Garde.jpg: Benh LIEU SONG derivative work: Rabanus Flavus, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)
Фото: paul bica/flickr (CC BY 2.0)
Аббатство Мон-Сен-Мишель
Красота аббатства во многом зависит от его расположения. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Большую часть острова занимает аббатство, построенное в XV веке. Здесь живут монахи-бенедиктинцы. Аббатство окружено причудливыми улицами, на которых расположились музеи, посвященные истории острова, кафе и магазины.
Фото: afloresm/flickr (CC BY 2.0)
Фото: By Nilington, via Wikimedia Commons (Public domain)
Фото: By Stevage assumed (based on copyright claims), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 2.5)
Собор в Реймсе
Более 800 лет назад началось строительство Реймского собора. Сегодня это потрясающий пример готической архитектуры и основная достопримечательность Реймса. Именно в этом соборе были коронованы многие французские короли. Записи показывают, что на одной из этих церемоний в XV веке присутствовала Жанна д’Арк. Чтобы завершить строительство собора, потребовалось почти столетие!
Фото: By bodoklecksel (Own work), via Wikimedia Commons (CC-BY-SA-3.0)
Фото: Marcus Hansson/flickr (CC BY 2.0)
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Амьенский собор
Всего в двух часах езды от Реймса находится Амьен. После того, как был возведен собор в Реймсе, жители Амьена пожелали иметь что-то подобное. И в XIII веке в городе был построен готический собор. Он немного выше, чем в Реймсе. Впечатляющие кантилеверы создают в нефе высокий потолок, что делает его невероятным. Замысловатые изображения святых — еще одна причина посетить прекрасный собор во Франции.
Фото: By Jean-Pol GRANDMONT (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY 3.0)
Фото: By © Pierre André, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: By Benh LIEU SONG (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
Самый известный собор Франции — Нотр-Дам де Пари — был возведен в середине XII века. Жемчужина парижской архитектуры построена в готическом стиле и имеет невероятно большие размеры. Его «летящие» контрфорсы были одними из первых в мире, а многие горгульи использовались не только для дизайна, но и для опоры колонн и даже в качестве водостоков. При осмотре кафедрального собора постарайтесь посетить обширные склепы под церковью, которые открыты для публики.
Фото: By Zuffe (Wikipedia Commons), via Wikimedia Commons (CC BY 3.0)
Фото: By Moyan Brenn from Anzio, Italy (Paris), via Wikimedia Commons (CC BY 2.0)
Фото: .com (CC0 Creative Commons)
Шартрский собор
В 1194 году началось строительство собора в Шартре. Это невероятное здание, возведенное в готическом стиле, считается одним из самых важных архитектурных объектов Франции. Красочные витражи хорошо сохранились, а два разных шпиля на крыше конкурируют за внимание. Хотя его внешний вид и феноменальный, не обойдите своим вниманием произведения искусства и реликвии, которые находятся внутри. Есть здесь даже платье, в котором, по преданию, была Дева Мария, когда родила Иисуса!
Французский священник
Также слово является ответом на вопросы:
- Титул литературного д`Эрбле.
- Сан учителя Евгения Онегина.
- Духовное звание, которое присвоил себе граф Монте-Кристо.
- Настоятель католического монастыря.
- Игумен с французской пропиской.
- Кем был Фариа — друг Эдмона Дантеса?
- Арамис как духовное лицо.
- Истинный католик в чине.
- Католический священник во Франции.
- Настоятель мужского католического монастыря.
- Церковнослужитель католической церкви.
- Католический игумен.
- Именно такой сан носил учитель Онегина.
- Кем был Фариа — друг Эдмона Дантеса?
- Сан Арамиса.
- Поп-католик.
- Католик-настоятель.
- Католический настоятель.
- Дени Дидро в начале карьеры.
- Фариа.
- Наставник монастыря.
- Настоятель монастыря.
- Святой сан католиков.
- Арамис, сменивший шпагу на крест.
- Игумен по-франц.
- Игумен у католиков.
- Католик, имеющий сан.
- Французский священник.
- Коллега патера и кюре.
- Духовное звание Фариа.
- Французский собрат нашего игумена.
- Католический отец-настоятель.
- У нас игумен, а кто во Франции?
- Батюшка католического монастыря.
- Католический духовный наставник.
- Арамис на службе, но не военной.
- Кем был Фариа друг Дантеса?
- Поп во Франции.
- Сан у католиков.
- Настоятель католических монахов.
- Роман Вальтера Скотта.
- Начальник монахов-католиков.
- Служитель католической церкви.
- Арамис, но не со шпагой, а с крестом.
- Игумен на французский манер.
- «духовный Сан» Монте Кристо.
- Батюшка-католик.
- Католический поп.
- Титул французского католического священника.
- Католический священнослужитель.
- «духовный Сан» Монте Кристо.
- Игумен.
- Кем был Фариа друг Дантеса.
- Кем был Фариа — друг Эдмона Дантеса.
- М. абат (стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. Аббатство ср. звание аббата; подчиненный аббату монастырь или самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.
- Настоятель католик.
- У нас игумен, а кто во Франции.
- Француз. собрат нашего игумена.
- Духовный наставник католика.
- Истинный католик в чине
- Католический священник во Франции
- Настоятель мужского католического монастыря
- Церковнослужитель католической церкви
- Католический игумен
- Настоятель католического монастыря
- Игумен с французской пропиской
- Именно такой сан носил учитель Онегина
- Духовное звание, которое присвоил себе граф Монте-Кристо
- Арамис как духовное лицо
- Сан Арамиса
- Поп-католик
- Католик-настоятель
- Католический настоятель
- Дени Дидро в начале карьеры
- Фариа
- Титул литературного Д`Эрбле
- Наставник монастыря
- Настоятель монастыря
- Святой сан католиков
- Арамис, сменивший шпагу на крест
- Игумен у католиков
- Католик, имеющий сан
- Сан учителя Евгения Онегина
- Коллега патера и кюре
- Духовное звание Фариа
- Французский собрат нашего игумена
- Католический отец-настоятель
- Батюшка католического монастыря
- Католический духовный наставник
- Арамис на службе, но не военной
- Поп во Франции
- Сан у католиков
- Настоятель католических монахов
- Роман Вальтера Скотта
- Начальник монахов-католиков
- Служитель католической церкви
- Арамис, но не со шпагой, а с крестом
- Игумен на французский манер
- «духовный Сан» Монте Кристо
- Батюшка-католик
- Католический поп
- Игумен
- Француз. собрат нашего игумена
- Духовный наставник католика
- Святой чин Арамиса
- Француз. аналог нашего игумена
- Будущая «профессия» Арамиса
- Будущий сан Арамиса
- Монастырский начальник
LiveInternetLiveInternet
«Государственным деятелям достаточно было объехать французскую деревню, чтобы оценить относительное благополучие и довольно плотную населенность».
Пьер Губер
«В XVII веке каждый месяц оборачивался драмой и борьбой для каждого: для восставшего крестьянина или «босоногого» бродяги 1636—1639 годов, для неутомимых тружеников Сюлли, Ришелье, Кольбера, Венсенна де Поля, Мольера или Боссюэ»
Юбер Мотивье.
Данные о численности населения Французского королевства в XVII веке очень и очень противоречивы. Историки до сих пор не могут сойтись в едином мнении. Одни исследователи, причем более ранние, говорят о том, что в 1643 году население Французского королевства насчитывало около 18 миллионов человек, другие утверждают, что 20 миллионов насчитывалось к концу Фронды. Причем согласно последним следованиям, в начале XVII столетия это число было больше. Примерно на 3—4 миллиона.
Если говорить о причинах прироста населения, то не стоит отдавать все лавры естественному детородному процессу. Одним из самых важных факторов демографического роста в то время являлось присоединение завоеванных территорий вместе с их жителями, которые тут же становились подданными Его Величества христианнейшего короля. Только за семь лет между 1643 и 1650 годами к Французскому королевству были присоединены Артуа и Руссильон. Вот какие параллели приводит Франсуа Блюш, говоря о начале XVII века: «Население Франции было в два-три раза больше чем в Испании или Англии, в десять раз – чем в Голландии. И кстати, если в 1608 году во Франции было 20 000 000 жителей, то в России – всего 9 500 000».
Большая часть населения королевства — около 80 процентов — состояла из крестьян, горожан среднего достатка и бедноты. В оставшиеся 20 процентов входили дворянство, духовенство и крупная буржуазия.
Французское общество XVII столетия, впрочем, как и в предыдущие века, делилось на сословия. Два первых были привилегированными — духовенство и дворянство. К третьему формально относились все остальные слои населения: банкиры, фабриканты, рантье, городские цеховые ремесленники, сельские арендаторы и крестьяне, а также наемные рабочие, беднота и нищие.
В описываемое время переход из третьего сословия во второе стал более возможен, чем раньше. В связи с этим именно тогда и родились понятия «дворянство шпаги» (аристократы, ведущие свои родословные со времен Крестовых походов, а то и раньше) и «дворянство мантии» (получившие дворянское звание совсем недавно: как правило, это влиятельные финансисты и парламентарии). Именно в царствование Людовика XIV последние почувствовали себя полноправными хозяевами жизни, прибрав к своим рукам финансы и государственные посты и отодвинув на вторые роли потомков первых рыцарей. В 90-е годы XVII века Лабрюйер справедливо заметил, что «нужда в деньгах примирила дворян с разбогатевшими выскочками, и с тех пор старинная знать уже не может похвастать чистотой крови». Так, два самых могущественных чиновничьих клана, служивших Королю-Солнце, – Кольберы и Летелье – типичные представители «дворянства мантии», хорошо зарекомендовали себя на королевской службе. А вместе с монаршей милостью к ним пришло и расположение аристократической знати, которая с радушием и скрипом на зубах предоставила им своих невест и женихов.
В своей книге о Ришелье современный французский историк Франсуа Блюш обращает наше внимание на то, что в XVI — начале XVII века существовал еще один довольно легкий способ приставить к своей фамилии заветную приставку «де» или «дю». Прежде стоило доказать, что ты обладаешь феодом и затем два года не платить налоги, которые налагают на мещан за приобретение земельных участков. А если отроки из этих семей на протяжении двух поколений шли на почетную военную службу, то такие семьи весьма редко причислялись к простолюдинам. Успешную формулу прохождения в дворянское сословие того времени очень хорошо проиллюстрировал Дюма-отец: имея лошадь, широкополую шляпу и шпагу, стоит с горделивым видом въехать на постоялый двор, хозяин которого уважительно обратится к вам: «Монсеньор»… Затем Париж, служба в королевских войсках, подвиги и двор. Благодаря этому способу в описываемый период второе сословие королевства пополнилось как никогда. Однако уже в январе 1634 года Положение о податях очень усложнило жизнь таким лжедворянам. А окончательно разобраться с путаницей удалось лишь в царствование Людовика XIV. «Большое расследование» Кольбера (1667—1674) упорядочило состав второго сословия, которое было призвано составлять окружение Короля-Солнца.
Духовенство тоже не было единым. К высшему относились епископы, каноники и аббаты. Как правило, оно пополнялось за счет дворян. Низшее состояло из пасторов и викариев, в нем оказывались выходцы из горожан и крестьян.
Главным источником доходов всех сословий была земля. Еще в 1513 году флорентийский политолог Никколо Макиавелли писал, что во Франции «простолюдину едва хватает средств на выплату оброка, пусть и мизерного… Господа тратят полученные от своих подданных деньги разве что на одежду, в остальном не расходуют ни флорина. Ведь и скот, и домашняя птица у них всегда в изобилии, а озера и леса полны разнообразной дичи. Оттого деньги текут сеньорам рекой, и состояние их возрастает безгранично. Простой же человек мнит себя богатым, разжившись хотя бы флорином». Свою аграрную специфику французское государство сохранило вплоть до Великой революции.
Крестьянам, как пишет П. Губер, за свою жизнь приходилось решать две большие хозяйственные проблемы; во-первых, как мы уже сказали, жить и платить разнообразные налоги; во-вторых, по возможности – «обеспечить материально» хотя бы одного из выживших детей.
Французские крестьяне «золотым веком» называют годы правления доброго короля Генриха IV. В 1598 году министр Сюлли провозгласил поля и пастбища «душой Франции»: тогда король, сознавая необходимость иметь в стране что-то, облагаемое налогом для выплаты своих долгов, решил дать сельскому населению возможность «перевести дух». А со смертью Генриха IV все вернулось на круги своя.К тому же его знаменитый лозунг про фаршированную курицу на крестьянском столе по субботам.
Рост запросов регентши Марии Медичи, огромные траты государственных средств на ее фаворитов, строительство новой парижской резиденции, принесли крестьянству непосильную тяжесть налогов, которые взимались с большим размахом. Людовик XIII и Ришелье продолжили налоговую политику королевы-матери и, как пишет Филипп Эрланже, подвергли население страны настоящей муке, чтобы поставить Францию во главе Западной Европы. Войны и весомые дипломатические расходы вели к ежегодному повышению налогов. По данным Екатерины Глаголевой, королевский налог за тридцать лет (с 1610 по 1640 годы) утроился. В целом на налоги уходило от 12 до 40 процентов доходов крестьян. Почти каждый год в провинциях вспыхивали восстания. Ришелье приказал своим представителям – интендантам – безжалостно подавлять мятежи. Людям ломали кости, вешали, сажали в тюрьмы, конфисковывали их имущество… Не смотря на это, крестьяне так и не покорились своей участи.
Как отмечает немецкий историк Альберт Кремер, последние годы правления Людовика XIII ознаменовались рядом крупных крестьянских восстаний. Новые налоги были необходимы для финансирования войны с Габсбургами, в которую Франция вступила в 1635 году. После беспорядков 20-х годов и войны в Ла-Рошели правительство испытывало чрезвычайную потребность в финансах. Кровопролитные выступления охватили, как эпидемия, ряд городов вдоль Гаронны. В течение года поднялись несколько департаментов. Эпицентр восстаний переместился в Перигее, где десятки тысяч крестьян, руководимых провинциальными обедневшими дворянами, которые так же были ярыми противниками политике «красного сфинкса», были разбиты королевскими войсками. На поле брани осталось свыше тысячи убитых. В 1639 году огонь восстания охватил Нормандию. «Босоногие» перерезали глотки сборщикам налогов. «Армия страдания», как они себя называли, насчитывала около четырех тысяч человек. В ноябре того года восстание было подавлено. Пленные мятежники попали к палачам. В кровопролитном подавлении крестьянского выступления в Нормандии участвовал и Этьен Паскаль, отец знаменитого ученого. Как раз тогда он был назначен интендантом и «докладчиком Его Величества в Нормандии для взымания налогов». Одновременно беспорядки были в Руане и в других городах.
Да и зима этого года выдалась на редкость суровой, в сельских районах разразился страшный голод. Кстати, именно под впечатлением голода 1639 года Шарль Перро, который тогда был еще ребенком, потом написал свою знаменитую сказку «Мальчик с пальчик», в которой родители-крестьяне захотели избавиться от своих семерых детей, которых они попросту не могли их прокормить.
В 1640 году, на заре правления Людовика XIV Франция была сильной страной, одержавшей много побед, но большинству ее граждан была ведома лишь бездна нищеты. Вот что писал Гастон Орлеанский своему царственному брату: «Менее трети твоих подданных в провинциях едят нормальный хлеб, другая треть не только вынуждена нищенствовать, но прозябать в такой прискорбной нужде, что некоторые буквально умирают с голода: остальные же едят мозги и кровь, которые вылавливают из панов на бойнях». Плохие урожаи в начале регентства Анны Австрийской вызвали новую волну бунтов (в некоторых провинциях они не утихали в течение двух лет) в Нормандии, Анжу, Пуату, Гиене, Лангедоке, Руэрге, Провансе, Дофине…
Помимо дворян и их многочисленных слуг, крестьяне также «кормили» буржуазию и церковнослужителей. Каким бы ни был урожай, обильным или скудным, от него немедленно отнималась тринадцатая часть в пользу Церкви. Причем она всегда брала натурой.
Такой портрет француза первой половины XVII века дает нам Эрланже: «Француз 1600—1660 годов разочаровал бы нас своим маленьким ростом, но поразил бы ранним развитием, физической и психологической выносливостью, любовью к сражениям, непомерным аппетитом и неколебимыми убеждениями. Если бы мы проследили его жизнь от рождения до смерти, то немало удивились бы».
> Религия и атеизм во франции в период революции XVIII века
Реформы церкви фельянами и их отношение к религии (14 июля 1789 — 10 августа 1792 г.).
5 мая 1789 г. в Версале было открыто заседание Генеральных штатов и с первых же дней, вопрос о судьбе католической церкви стал активно обсуждаться. На повестку дня были поставлены все вышеизложенные требования. Однако церковники не собирались без боя сдавать свои позиции (у них было почти 300 мест в Генеральных штатах). Эти и многие другие противоречия привели Францию к революции.
Революция сплотила в борьбе против феодально-абсолютистского гнета все классово разнородное третье сословие, однако после одержанных первых побед результатом их воспользовались не все. Власть и политическое руководство фактически перешли в руки крупной буржуазии и объединившегося с нею либерального дворянства. Как было сказано в первой главе, буржуазия и образованные дворяне были главными проводниками идей Просвещения, и им было ближе если не атеистическое, то достаточно вольное мышление. Однако основная часть дворянства, по уже известной причине, в революции отстаивала интересы абсолютистского режима, а значит, несмотря на свои вольнодумные взгляды, неустанно боролась на стороне католической религии.
Буржуазия же с первых дней революции выступила против католической церкви. В конце XVIII в. она стала сильным, богатым и экономически могущественным классом. Но при феодально-абсолютистском режиме она была политически бесправна и во время революции хотела добиться для себя политических прав, уничтожения феодальных порядков, которые искусственно сдерживали развитие капиталистических отношений А так же переустроить общество на новых, соответствующих ее интересам началах и преумножить свои богатства. Именно эти мотивы побудили крупную буржуазию к реформам католической церкви.
Новое правительство унаследовало от абсолютистского режима финансы в крайне расстроенном состоянии и большой государственный долг. Чтобы преодолеть финансовый кризис, нужны были чрезвычайные и безотлагательные меры. Тогда впервые было высказано мнение, что, все «имущества духовенства принадлежат нации». А 8 августа маркиз Лакост внес законопроект: объявить имущества церкви достоянием нации, ликвидировать десятину, установить жалованье священникам, закрыть монашеские ордена.
При этом буржуазия опасалась за неприкосновенность своих интересов. Этот законопроект вызвал опасение, что от секуляризации имуществ, то есть от передачи в руки государства всех богатств церкви, пострадает принцип частной собственности. Подобное опасение и задержало принятие решения на 3 месяца. А в это время печать всячески доказывала, что в интересах всего общества необходима секуляризация, что она нисколько не нарушает священные права граждан.
Спасая всю церковную собственность, духовенство решило не сопротивляться проекту ликвидации десятины. Для этой цели архиепископ Парижа Де Жюине предпринял такой маневр. Он предложил отмену десятины в виде «дара нации», с тем, однако, чтобы культ отправлялся «с подобающим приличием и достоинством», а бедные получали «облегчение и помощь».11 августа законопроект о ликвидации десятины5 был утвержден.
Но существовавший в стране колоссальный финансовый дефицит, который не в состоянии были покрыть ни государственные займы, ни патриотический дар, только путем конфискации всего церковного имущества церкви можно было вывести страну из кризиса. Сложность состояла в том, что подобная акция подрывала принцип нерушимости собственности. Преодолеть эту трудность можно было лишь в том случае, если бы церковь сама отказалась от своего имущества. Здесь как нельзя кстати выступил епископ Оттенский Талейран, заявивший 10 октября «от имени духовенства» о передачи нации богатств церкви, так как они были даны не духовенству, а церкви, то есть совокупности верующих, иначе говоря — нации. Несколькими днями раньше с подобными же речами выступал Ф. Бюзо.
Тщетно возражали Камюс, аббат Мори, архиепископ Буажелен, что имущества жертвовались не духовенству как сословию, а определенным церковным учреждениям, что конфискация этих имуществ является несправедливостью. Тщетно Мори напоминал вождям буржуазии о социальной роли церкви.
Угрозы Мори не подействовали, так как большинство представителей Учредительного собрания были за секуляризацию церковных имуществ особенно убедительно об этом говорил И. — Р. Ле Шапелье. В итоге предложенный Мирабо проект декрета провозглашавший «право нации распоряжаться имуществами церкви» 2 ноября 1789 г. был утвержден Учредительным собранием большинством голосов (568 против 346).
Этими законами Учредительное собрание не только разрешало финансовые затруднения, но и нанесло ощутимый удар по феодализму, оплотом которого являлась католическая церковь. Она лишилась экономической самостоятельности. Так же секуляризация давала возможность буржуазии овладеть землей, превращала церковь из материально независимой организации в учреждение, подчиненное новому государству, а ее служителей — в простых чиновников, получающих жалование.
24 декабря 1789 г. был принят декрет, разрешающий лицам некатолического вероисповедания занимать любые гражданские и военные должности». То есть все старое деление общества на католиков и иноверцев было отвергнуто.
Декретом 13 февраля 1790 г. монахам разрешалось отказаться от данного ими обета и покинуть монастыри, и многие церковнослужители поторопились воспользоваться этим разрешением. Таким образом, оказалось возможным ликвидировать большое число монастырей. Поскольку монастыри закрывались, стало бесполезным вербовать монахов, и потому было воспрещено впредь произносить вечные обеты.
В целях той же экономии было сокращено число епархий, приходов. Но в то же время, для тех, кто пожелает остаться постриженным, в провинции сохранялось небольшое число монастырей. Сохранялись конгрегации, занимавшиеся просвещением и благотворительностью, женские монастыри, ликвидация которых обременяла бы государственный бюджет непомерным количеством пенсий.
Однако духовенство жертвовать своим имуществом во благо нации не желало и в целях срыва декрета оно начало открытую борьбу — стало вывозить национальные богатства. В ответ Учредительное собрание 7 ноября передало церковные имущества «под наблюдение властей» и грозило карой расхитителям.
Хотя за нацией и оставалось право «наблюдения», но все же фактическими хозяевами имуществ все еще было духовенство. Церковь еще не потеряла надежду как-нибудь удержать свои богатства. Но вот 9 апреля депутат Шассе, доложив Собранию о плохом состоянии финансов, призвал немедленно передать церковные имущества в руки властей и этим «прочным залогом» восстановить доверие и успокоить кредиторов государства.
В мае 1790 г. был узаконен порядок распродажи церковных имуществ. Однако вскоре срок выкупа земель был сокращен, а дробление участков отменено. При этих условиях приобретать церковные земли могли лишь зажиточные крестьяне. В ряде случаев земли покупали сами священники. Так, в департаменте Вьенн в числе приобретателей были 134 духовных лица и 55 аристократов. В результате 5/6 церковных земель достались не крестьянам, а буржуазии. Таким образом, отмечал Жорес, она «дополнила свои промышленные и торговые владения владениями сельскохозяйственными».
Проявив революционную смелость в отношении церковной собственности и, реорганизовав ее «по образу и подобию своему», крупная буржуазия и либеральные дворяне решили довести до конца начатую перестройку, покончить со всеми остатками ее феодальной организации и сломить политическую самостоятельность. Для этого было выработано новое положение о церкви под названием «Гражданское устройство духовенства». Прения по законопроекту продолжались с конца мая до середины июля 1790 г. Наибольший интерес представляло выступление Робеспьера против тех пунктов проекта, в которых говорилось об отстранении от участия в выборах священнослужителей большинства народа. Он также требовал упразднения должности епископов и кардиналов.
От имени духовенства против готовившегося декрета о гражданском устройстве высказывался архиепископ Буажелен. Клерикалы устраивали обструкцию, прерывали ораторов репликами и возгласами возмущения против очередного «мерзкого творения» революции, против ереси, раскола и т.п.
Проект декрета о гражданском устройстве клира был утвержден без изменений 12-24 августа 1790 г. Этот проект превращал церковь в частное объединение граждан на религиозной почве, на которое простирался государственный контроль.
Однако необходимо отметить, что, проводя реформу церкви, крупная буржуазия встала в то же время активно защищала католическую религию и больше всего боялась казаться недостаточно верующей. Так, например, когда обсуждался декрет о «Гражданском устройстве духовенства» Собрание обвинялось клерикалами в том, что оно «оскорбляет католическую веру, готовит осуществление богохульного и мерзкого плана». Тогда депутат дом Жерль, духовное лицо и член якобинского клуба, желая доказать, что подобных мыслей не было ни у кого, потребовал «декретировать, что католическая религия есть и всегда будет национальной религией, что только ее культ будет публично разрешен». Предложение вызвало аплодисменты клерикалов и всех правых, потребовавших немедленного голосования. Но принятие подобного решения никак нельзя было допустить — оно дало бы в руки духовенства мощное оружие для разжигания фанатизма. Левые добились отсрочки обсуждения на день. Вечером в Якобинском клубе дом Жерль раскаялся и взял обратно свое предложение.
Буржуазии понимала огромную значимость религии для общества. Некий дом Коллиньон, однажды заявил, что религия является «учреждением и моральной уздой для канальи». Новая правящая элита сама рассылала приходским священникам циркуляры, приглашающие их проповедовать спокойствие. Мартино говорил: «Лишь религия пользуется властью, которая простирается не только на все наши действия, но даже на самые тайные помыслы наши». А католицизм был очень хорошо приспособлен к нуждам правящего класса. Депутат Мену говорил: «Я уважаю католическую религию, ее одну я считаю истинной». А Шарль Ламет даже обиделся, когда один из церковников обвинил его в нападках на религию.
Поэтому ни один декрет, принятый Учредительным собранием не содержал ни одного пункта, в котором затрагивались бы, прямо или косвенно, догмы католической веры, была изменена лишь структура церкви, предпринятая для разрушения абсолютистского строя, и феодальной церкви, а не католической религии. Крупной буржуазии в голову не приходило, что надо заменить старую религию какой-то новой, либо вообще отказаться от нее. Уже в самих названиях подчеркивалось, что законодатели не намеревались вторгаться в область веры и всячески оберегали религию, учитывая ее полезность. Более того, позднее Учредительное собрание объявило католицизм государственной религией. То есть и некатолики обязаны были нести расходы на содержание чуждого им культа.
Достигнув господствующего положения и осуществив все преобразования, соответствующие ее интересам и целям, буржуазия считала задачи революции в основном исчерпанными. Она стремилась теперь не к углублению революции, а, напротив, ее усилия были направлены, чтобы затормозить ее на достигнутом уровне. Однако последующие события, во многом вызванные пропагандой духовенства вынудили принимать непредвиденные меры для пресечения беспорядков. Но здесь она уже не была такой суровой как в первое время и стремилась мирно урегулировать конфликт с клерикалами.
Учредительное собрание было ошеломлено силой сопротивления со стороны духовенства. 26 ноября депутат Вуадель докладывал Учредительному собранию об антигосударственной лиге, составленной из «некоторых епископов, капитулов и кюре». Прикрываясь маской защитницы религии, эта лига, говорил депутат, возбуждает народ против законов, стремится подготовить его к восстанию. Перечислив факты враждебных происков клерикалов, Вуадель предложил проект декрета, в котором предписывалось всем духовным лицам, состоящим на службе государства, присягнуть на верность «нации, закону и королю» и оказывать поддержку конституции. Под влиянием общественности 27 ноября проект Вуаделя стал законом.
Открыто на сторону оппозиции, то есть католической религии крупная буржуазия встала в 1791 г. Она была напугана революционными настроениями простого народа, а потому искала опоры в старых учреждениях. Так, в Париже группа семинаристов разрушила алтарь отечества на поле Федерации. Патриоты их задержали и готовились вздернуть на фонари, но прибыл командующий национальной гвардии Лафайет, и взял семинаристов под «защиту закона». Когда Людовик XVI пытался бежать из Франции, новая правящая группа спасла его от гнева народа и восстановила в правах. Больше того, мирная народная демонстрация, собравшаяся на Марсовом поле 17 июля 1791 г. с требованием низложения короля-изменника и предания его суду, была расстреляна национальной гвардией. Расстрел мирной демонстрации означал открытый переход крупной монархической буржуазии на контрреволюционные позиции. Очевидно, что политики крупной буржуазии должны были искать примирения и с церковью — учреждением, способным влиять на массы.
Буржуазные круги придерживались известного замечания Вольтера: «Хотите, чтобы ваш народ был спокоен и могуч — пусть религия подчиняется закону государства» и надеялись иметь духовенство своим союзником. Даже после того как большинство духовенства отказалось присягнуть, она не теряла надежды привлечь на свою сторону церковь. Поэтому следовало, по ее мнению, мягко обращаться с клерикалами, не раздражать епископат, достигнуть соглашения с папой. Она решительно возражала против каких-либо репрессий в отношении неприсягнувших священников, так как это должно было привести к новым конфликтам, в которые были неизбежно вовлечены и массы. Поэтому Учредительное собрание в церковном вопросе заняло примирительную позицию. Дошло до того, что священники, смещаемые с должности за отказ присягнуть, получали государственные пенсии. Буржуазная печать требовала, чтобы народ воздержался от преследования неприсягнувших священников. Даже если духовные лица стали на путь преступления, говорилось в буржуазных газетах, народ должен оставаться спокойным зрителем. «В настоящих условиях должны действовать только его (народа) уполномоченные», то есть власти. Якобинский клуб также советовал своим филиалам: «Заклинайте служителей алтаря не проповедовать войны от имени бога мира. остерегайтесь, чтобы народ, сбитый с толку, не предался каким-нибудь эксцессам против неприсягнувших». Некоторые газеты даже требовали применить крутые меры для искоренения «анархии и хаоса».
Однако местные власти несмотря на бездействие Учредительного собрания не могли не считаться с опасностью католической контрреволюции и принуждены были принять меры. Первым стал на этот путь департамент Нижнего Рейна. Движение принимало широкий размах.
В подобном политическом настроении Учредительное собрание прекратило свою деятельность, предварительно утвердив конституцию 1791 года. Накануне своего роспуска Учредительное собрание снова сделало жест примирения в отношении неприсягнувших: декреты о гражданском устройстве не были включены в конституцию. Стало быть, они могли быть отменены простым постановлением будущего парламента — Законодательного собрания. 14 сентября 1791 г. была объявлена политическая амнистия.
Законодательное собрание, избранное «активными гражданами», начало свою работу 1 октября 1791 г. Фельяны (представители монархической буржуазии и либерального дворянства) возглавили министерство. С первых же дней работы нового правительства церковный вопрос был одной из главных проблем. Крупная буржуазия рассчитывала, что теперь, когда по конституции открылся парламент, в стране установятся спокойствие и «социальный мир». Однако борьба в стране разгоралась, обострились и конфликты, вызванные церковниками. В Меце и Сансе в церквах «бросали друг в друга камнями». В Кане женщины, подстрекаемые неприсягнувшими, хотели повесить конституционного кюре. Мятежи происходили в департаментах Ман и Луара, Майенна и Лозер.
Фельяны испытывали явное затруднение. Они не решились отменить гражданское устройство духовенства — это значило отказаться от надежды приспособить церковь к «новому порядку». Стать на путь репрессий они так же не желали — это углубило бы пропасть между церковью и государством. И как утверждают некоторые авторы, желая оградить клерикалов от кар фельяны предложили отделение церкви от государства. Они доказывали, что репрессии противоречат духу революции, что «религиозная свобода является одним из краеугольных камней нашей конституции». Они предлагали официально признать неприсягнувших священнослужителей, предоставить им храмы для служб, но изъять из ведения церкви записи актов гражданского состояния и народное образование. Таким образом, крупная буржуазия из страха перед народом фактически склонна была поощрить мятежную церковь. Но при этом предусматривалось судебное преследование лиц, которые будут мешать отправлению культа.
Тем не менее, вопреки своему желанию, Законодательное собрание принуждено было действовать. Так как церковь заметно усилила свою враждебную деятельность.
В адрес Законодательного собрания поступали многочисленные требования. Из Меца писали: «Торопитесь искоренить зло, которое нам угрожает». Парижская секция Люксембург требовала прекратить козни неприсягнувших. т Марат писал о гражданской войне в Арле, «вызванной неприсягнувшими священниками, которых Людовик XVI взял под свое покровительство». Он видел «корень зла» в том, что до сих пор не предстал перед судом королевский двор, «душа всех коварных происков мятежных попов». И Марат делал вывод: «Королевство явится жертвой ужасов до тех пор, пока народ., доведенный до отчаяния, не вооружится, наконец, чтобы уничтожить своих угнетателей, всех до единого». Якобинский клуб настаивал на том, чтобы неприсягнувших священников судили, как и эмигрантов, по закону 9 ноября, то есть как изменников родины.
Однако фельяны по-прежнему считали, что к священникам следует проявлять терпимость. 12 ноября депутат Вейриэ выступил с проектом декрета по церковному вопросу. Сначала он обрисовал антигосударственную деятельность духовенства: бунтовщические речи, поджигательские сочинения, клевета на закон, раздоры в семьях, оскорбления властей, отказ допустить к таинствам покупателей церковных имуществ, союзы неприсягнувших с дворянами. Казалось, что за этим последует предложение о наказаниях, которые клерикалы вполне заслужили. Ничего подобного, Вейриэ отверг предложения о репрессивных законах как «тиранические» и предложил только одно — лишить неприсягнувших пенсий, а тем, кто подстрекал народ к неповиновению, угрожал тюремным заключением сроком на один год.
Обсуждение законопроекта продолжалось много недель. Правые старались защитить неприсягнувшую церковь, но их сопротивление слабело по мере того, как поступали новые сообщения о волнениях. Когда пришли известия о религиозных беспорядках в Кальвадосе, Камбон внес предложение, с которым до того выступил Марат, — созвать Верховный национальный суд для наказания непокорных священников. Депутат Гаде счел эту меру недостаточной, а Инар потребовал, чтобы главные зачинщики «взошли на эшафот». Только под воздействием революционных масс удалось прекратить прения.29 ноября 1791 г. депутат Ламарк предупредил Собрание: «Народ обвиняет нас в медлительности и в безразличном отношении к этому важному вопросу». Тогда, наконец, вопреки протестам крупной буржуазии проект стал законом. Хотя умеренным удалось смягчить предложенные меры наказания, этот декрет был первым государственным репрессивным актом против неприсягнувших.
Декрет 29 ноября 1791 г. отличался все же известной двойственностью. С одной стороны, в нем нашли свое выражение взгляды демократии на способы борьбы с клерикальной контрреволюцией, и в этом отношении он усиливал позиции народных обществ, клубов. С другой стороны, опасаясь, что решительная борьба развяжет революционную стихию, декрет устанавливал подчеркнуто мягкие меры наказания, а главное, давал возможность мятежникам обыкновенной гражданской присягой оградить себя от всяких преследований. В целом этот декрет был мерой, необходимой для общественного спасения, но мерой явно компромиссного характера.
Демократические газеты вроде «Революционного Парижа» считали, что декрет выгоден неприсягнувшим, так как гражданская присяга гарантировала им безопасность и давала возможность безнаказанно устраивать заговоры.
Так как декрет был принят вопреки правым буржуазным депутатам. Только королевское вето могло приостановить его проведение в жизнь. И вот группа видных деятелей крупной буржуазии, членов директории парижского департамента, в том числе Талейран, Ларошфуко и другие, 5 декабря обратились к Людовику XVI с просьбой наложить вето на декрет 29 ноября под предлогом, что он нарушает «свободу религиозных мнений». Авторы письма, обойдя молчанием преступления церковников, представляли дело так, будто декрет имеет целью преследовать духовенство за нежелание признать новую, организацию церкви. Людовик XVI, ободренный поддержкой влиятельных представителей буржуазии, отказался одобрить и декреты против эмигрантов и закон против неприсягнувших.
Известие о выходке буржуазных монархистов вызвало в Париже настоящую бурю протеста. Якобинский клуб в обращении к своим филиалам, написанном Робеспьером, подчеркивал, что монархисты пытаются подорвать власть законодательного корпуса, усиливая в то же время исполнительную власть короля. В обращении выражалось опасение, не является ли это выступление сигналом к объединению под знаменем «священников-бунтовщиков» всех контрреволюционеров. Газета «Революционный Париж» расценила это выступление как попытку «поднять все департаменты против Парижа» и призывала народ выразить свое отношение к событиям.
Авторы письма к королю и не подозревали, до какой степени их шаг скомпрометировал крупную буржуазию, ставшую союзницей монарха и неприсягнувшей церкви. Законодательное собрание буквально осаждалось делегациями от секций. Один оратор говорил: «Граждане Сен-Антуанского предместья заявляют вам, что для поддержания конституции и наших декретов. у них имеются руки, пушки, пики и то мужество, которое помогло разрушить Бастилию». Делегация во главе с Камиллом Демуленом требовала «сурово наказать заговорщиков» и не считаться с королевским вето. Граждане секции Оратуар настаивали на том, чтобы члены парижской директории предстали «перед судом нации».
В итоге добрая половина департаментов не посчиталась с королевской санкцией и приступила к осуществлению мер, предусмотренных декретом 29 ноября. Неприсягнувших высылали из департаментов, лишали их государственных пенсий и жалования, готовились, даже высылать из Франции. Это происходило в районах, в которых контрреволюционная агитация священников была всего сильнее, — в Верхнем Рейне, Финистере, Мен и других. Во многих местах неприсягнувших интернировали в главном городе департамента. Однако в десятках департаментов оставался в силе декрет 7 мая о свободе культов. К ним относились департаменты Ньевра, Сона и Луара и др.
В результате я пришла к выводу, что все первые декреты Учредительного собрания были приняты из экономических соображений, что бы сократить расходы государства, а так же для свержения «строго порядка», уничтожения феодализма, ликвидации привилегированных сословий. Но ни в одном из них не было сказано ничего, что могло бы оскорбить католический культ, либо умалить значение религии. Напротив ей всегда отводилось почетное место, крупная буржуазия и либеральное дворянство стремились подчинить себе католическую церковь, сделать ее своей союзницей. Лишь после того, как часть духовенства выступила в качестве решительного врага нового устройства государства, крупной буржуазии ничего не оставалось делать, как начать борьбу с неприсягнувшими. Но и здесь правительственные круги старались найти компромисс и не принимать решительных мер. И только в наиболее революционных кругах начинает звучать резкая критика в адрес духовенства.
Добавить комментарий