Казанский собор в Петербурге

СВЯТЫНЯ КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

03 ноября 2016

Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю).

Повествование об обретении иконы в Казани, случившемся через 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства, мы находим в рукописи 1594 года Казанского митрополита (в будущем патриарха) Ермогена, установившего в 1595 году местное празднование 8 июля Казанскому образу Божией Матери (с 1649 года оно стало всероссийским). В повести описывается чудесное обретение иконы девицей Матроной на пепелище их дома. Матрона с матерью раскопали указанное Богородицей девочке во сне место, где они обрели чудный образ Божией Матери, весь сияющий. Призванный священнослужитель из Гостинодворской церкви Казани святителя Николая Чудотворца священник Ермолай, ставший в 1606-1612 гг. священномучеником патриархом Московским Гермогеном, отнёс её в храм. Впоследствии Ермолай (в монашестве Ермоген, Гермоген) составил тропарь иконе: «Заступница Усердная…». На месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь, где приняли постриг девица Матрона и её мать.

От Казанской иконы Божией Матери происходили и происходят чудеса. С оригинала явленной иконы, доступного для поклонения до его исчезновения в 1904 году, а также с первоначальных списков Казанской иконы делались более поздние списки, расходящиеся по всей Руси. Один из первоначальных списков был отослан в Москву царю Иоанну Грозному. Этот образ хранился в Московском Кремле.

Упомянутый список Казанской иконы Божией Матери, находящийся ныне в Казанском кафедральном соборе, Пётр I повелел Прасковье Федоровне, вдове своего старшего единокровного брата – царя Иоанна V (1682-1696), привезти в 1708 году в новостроящийся на Неве город Санкт-Петербург. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Пётр I, объезжая войска, потребовал от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…». Полтавская победа, которую Пётр I именовал «русским воскресением», «началом нашего спасения и благополучия», была запечатлена Петром постройкой корабля «Полтава» и Сампсониевской церкви (позже перестроенной в Сампсониевский собор).

В Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская», о тех событиях говорится так: «Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».

Казанская икона Божией Матери первоначально была помещена в часовне на Посадской улице на Петроградской стороне, недалеко от домика Петра I. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) была в 1733–1737 годах построена первая церковь на Невском проспекте – храм Рождества Богородицы, который стал предшественником Казанского собора. Ко дню освящения новопостроенного храма для Казанской иконы Божией Матери была изготовлена новая риза стоимостью до 100 000 рублей – из червонного золота с драгоценными камнями, что подчеркивало особое почитание святыни.

В 1737-1811 годы этот список иконы находился в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; храм этот, стоящий между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом, был разобран в 1811 году.

Император Павел Петрович, взойдя на престол, пожелал возвести в столице империи, граде святого апостола Петра, величественный собор, который поставил бы Петербург в один ряд с главными христианскими столицами Европы.

15 сентября (ст. стиля) 1811 года новый собор, строящийся с 1801 по 1811 год по проекту выдающегося архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, был освящён и назван Казанским по имени перенесенной сюда из храма Рождества Богородицы Казанской иконы Божией Матери: в честь Богоматери и Ея Казанской иконы был освящен престол в главном приделе собора, престол в южном приделе собора освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел собора – в честь прпп.Антония и Феодосия, игуменов Киево-Печерских. Позже появился в крипте собора и нижний храм в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, для которого святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, посещая Петроград в июне 1918 года, передал настоятелю Казанского собора сщмч. Философу Орнатскому (+ авг. 1918) ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена.

Весной 1922 года из собора была изъята вся драгоценная утварь, был разграблен и разрушен уникальный серебряный иконостас, изготовленный по проекту Константина Тона из церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили.

В 1923 году власти отняли собор у православных и передали его обновленческой общине. С принятием закона «О религиозных объединениях» (08.04.1929), по которому вся жизнь последних окончательно ставились под контроль государства, было решено закрыть Казанский собор, в феврале 1932 года в его здании был оборудован Государственный Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы частично были переданы Государственному Русскому музею.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня храма, которую верующим удалось сберечь, некоторое время пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась до своего возвращения в середине июля 2001 года в Казанский собор, в котором с 1991 года, тогда ещё музее истории религии и атеизма, разрешили на несколько часов по отдельным дням проводить богослужения: в декабре 1999 года собор получил статус кафедрального собора Санкт-Петербурга и на следующий год музей окончательно покинул здание Казанского собора.

Множество важных событий в истории России связано с памятью о чудесном заступничестве Царицы Небесной за Россию и её многонациональный народ.

Общенациональная известность и почитание Казанской иконы Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Так в XVII веке, когда русские люди, уповая на Господа и молитвы Его Матери, взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы. 22 октября (ныне 4 ноября) 1612 года православное воинство, ободренное молитвою и помощью Божией Матери, сломило сопротивление поляков, захвативших московский Кремль, тем самым положив начало почитанию этого дня победы, посвящённого также и Казанской иконе, перед которой молились об освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков и о преодолении Смуты.

Рождение сына — первенца у царя Алексея Михайловича Романова в 1648 году (22 октября по юлианскому календарю, ныне 4 ноября по григорианскому календарю) совпало с местным осенним праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. По указу царя Алексея Михайловича этот день с 1649 года стал общероссийским праздником и до 1917 года этот день был выходным.

После победы России в Северной войне и подписания 30 августа (ст.ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией Сенат и Синод, закрепляя новый реальный военно-политический вес России в западном мире, решили преподнести Петру титул императора всероссийского.

22 октября (ст. ст.) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, во время торжественной службы в Троице-Петровском соборе (кафедрального с 1714 до 1733), в день объявления народу об окончании Северной войны и торжественного прочтения условий Ништадтского мира, Петру I поднесли Акт о присвоении ему титула «Императора Всероссийского» и звание «Отец Отечества» и «Великий».

С этого дня формально начался новый этап в жизни Российского государства — Московское Царство окончательно превращалось в Российскую Империю, вскоре заставившую Европу принять Россию как могущественную европейскую державу.

И ещё одно событие связано с 22 октября (ст.ст.) 1812 года. Война с Наполеоном. Сражение под Вязьмой. Авангард Русской армии генерала Михаила Андреевича Милорадовича и атамана Донского войска Матфея Ивановича Платова разбили французский корпус. Отбили у французов обозы с церковным серебром, награбленном в Москве. Михаил Илларионович Кутузов приказал передать его в Казанский собор, в котором 11 августа (ст.ст.) 1812 года он молился перед святым Казанским образом Божией Матери, накануне своего отъезда в действующую армию, незадолго до Бородинского сражения (26 августа ст.ст.).

В Казанском соборе у западной стены северного придела находится склеп, в котором 13 июня 1813 года был погребен главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года, великий русский полководец М.И. Кутузов (он скончался 16 апреля 1813 г. в прусском городе Бунцлау). Близ могилы победителя Наполеона в консолях, изготовленных по рисункам А. Воронихина, хранились трофеи Отечественной войны: 113 знамен, штандартов и орлов, 28 ключей от покорённых крепостей и городов и жезл французского маршала Даву (А.И.Геккель. Трофеи войн 1812-1813-1814 гг., хранящиеся в Казанском соборе. С.-Петербург, 1909). В 1837 году перед собором были установлены памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Отныне Казанский собор стал и храмом русской воинской славы.

В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России. Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть нестроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков, от посягательств на власть доморощенных алчных группировок всех мастей, сумели укрепить государственную власть и привести страну к стабильному гражданскому миру.

Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери. Божественная помощь в ответ на молитвы перед теми иконами Божией Матери не раз спасала страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, поэтому и в честь этих событий были также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства.

То, что мы празднуем в День народного единства, в день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери – это по молитвам Пречистой Богородицы проявленная милость Божия к России и оказанная народу нашему благодатная помощь в разрешении исторического вопроса: быть или не быть России. Будем всегда помнить, что сила России во многом определяется духовным и политическим единством её многонационального народа и его нравственным состоянием. Будем бережно относиться к святыням нашим!

Собор Казанской иконы Божией Матери. Святыня и реликвии

Казанский кафедральный собор входит в число крупнейших храмов Северной столицы. Этот уникальный, красивый и величественный памятник архитектуры православного церковного зодчества, памятник русской воинской славы, который располагается в самом сердце Санкт-Петербурга, посещает весь мир. Возводился храм для почитания иконы Божией Матери Казанской, которая и стала его основной святыней.

Происхождение образа

До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).

Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.

Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.

Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.

С него писали идентичные иконы, они расходились по всей России. Первую отослали в столицу — в Москву, тогда еще царю Иоанну Грозному. Пётр Первый в 1708-ом году велел Прасковье Федоровне — вдове своего старшего брата — Иоанна Алексеевича, Пятого, царя из династии Романовых — доставить список в строящийся город на Неве. Она исполнила волю государя.

Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.

Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.

Реликвии храма

Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов, освободивший родную страну и всю Европу от Наполеона, скончался в 1813 году в Бунцлау (сейчас город известен как польский Болеславец). Местом захоронения избрали Казанский собор. Прославленный полководец нашёл свой последний приют рядом с образом Божией Матери.

Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.

Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. На мраморной доске значится: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау».

У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.

В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.

Чудесные явления образа

О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей.

С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома. В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец. Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.

Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.

Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери. Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери. Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона.

Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.

Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде. Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.

Советское прошлое

В 20-х годах прошлого столетия храм лишился церковных ценностей. Но, Слава Богу, его главная Святыня сохранилась. Хотя ей пришлось не раз менять обители. Ее спасение произошло благодаря любви и усилиям верующих.

Сперва образ содержался в Спасо-Успенском храме. После его закрытия в 1937-ом передали икону в Церковь на Смоленском кладбище. В 1940 году и ее закрыли, тогда святыня перешла в Князь-Владимирский собор. Здесь она пребывала до своего возвращения в Казанский собор летом первого года нашего тысячелетия.

Празднование святыни

С 2005-го года — 4 ноября к празднику Казанской иконы Божией Матери присоединилось празднование Дня воинской славы и Дня народного единства России. Казанский образ помог россиянам противостоять разделению и Смуте, стать единой державой.

Народ сумел с молитвами к Божьей Матери спасти Русь от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, освободить ее от всех ее иноземных захватчиков, отразить нападки врагов на родную страну, дать ей долгожданный мир. И сегодня мы должны вынести уроки из истории и понимать то, что наша сила в вере и единстве.

Послесловие

Печальный факт состоит в том, что оригинал — прообраз списка Казанской Божией Матери пропал в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря ради продажи драгоценностей ризы. Сам же лик был, якобы, изрублен на куски и сожжен. Также утверждают, что во время кражи была копия, а подлинник по сей день находится в тайниках монастыря.

Еще пишут, что во время Гражданской войны прообраз иконы Казанской Божией Матери вывезли из России. В 1920 году икону продали на аукционе коллекционеру из Лондона. В дальнейшем она принадлежала многим владельцам. Наконец, есть хорошие измышления, мол, прообраз вернулся в Россию в 2004 году.

Но доподлинно неизвестно, так ли это, или нет, равно как и точное местонахождение оригинального святого образа. Но у нас есть молитва и список иконы, перед которым мы можем молиться, и все в жизни будет отлично!

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Другие значения см. Казанский собор

Православный собор

Собор Казанской иконы Божией Матери


Вид с Невского проспекта

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург,
Казанская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

ампир, классицизм

Архитектор

Андрей Никифорович Воронихин

Дата основания

Строительство

1801—1811 годы

Приделы

Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. Антоний и Феодосий Печерские; южный — Рождества Пресвятой Богородицы; пещерный — священномученика Гермогена.

Реликвии и святыни

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила Михаила Илларионовича Кутузова, ключи от взятых 17 городов и восьми крепостей Европы, более 100 военных знамён и штандартов.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520264950006 (ЕГРОКН). Объект № 7810539000 (БД Викигида)

Состояние

отличное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона около 1800 г.)

Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. С 9 марта 2019 года настоятелем является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).

Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

От этой церкви осталась мраморная табличка, где высечена императорская корона, а под ней надпись, гласящая (дословно полный текст в современной орфографии): «благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня». Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

Строительство Казанского собора

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

В 1799 году по указу императора Павла I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Участниками конкурса стали известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но спустя полгода изменил решение. В итоге ни один представленный проект так и не был утверждён.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. Помощником Воронихина выступил архитектор и гравёр Николай Фёдорович Алфёров, в целом к работам «не были допущены ни один иностранный художник или рабочий». Строительство завершилось в 1811 году, расходы составили 4,2 млн руб.

1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX — начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил Огюст Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали Петра Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

С 1930-х годов

Основная статья: Государственный музей истории религииПлакаты на соборе в октябре 1941, фото А. Гаранина

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно. В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.

Архитектура и убранство собора

Внутреннее убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы: на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращён западный фасад собора.

Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

Впечатления современников

Цитируется по книге — Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть — М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211

Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребёнка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада»

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Святыни, реликвии

Могила Кутузова

Главная святыня храма — чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

  • икона Спасителя в иконостасе;
  • иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;
  • Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 году;
  • икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

Храм-памятник

Памятник Кутузову Памятник Барклаю-де-Толли

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией.

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Традиции

Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:

  • 30 августа (12 сентября) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года — от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре.
  • 4 (16) апреля, в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада.
  • 4 (16) июля, в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади.

В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:

  • Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте.
  • 11 (24) мая, в день святых Кирилла и Мефодия, за литургией и молебном присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ.
  • 14 (27) января, день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы.
  • 25 декабря (7 января), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен.

Настоятели

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1763—1798 (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798)
…—1800—1809 (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809)
Казанский собор
1811—1814 протоиерей Иоанн Сырохнов (…—1814)
1814—1831 протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831)
1831—1846 протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846)
1846—1848 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848)
1848—1860 протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860)
1860—14 (26) июня 1881 протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881)
1881—28 декабря 1883 (9 января 1884) протоиерей Александр Петрович Булгаков (1823—1883)
1884—23 марта (4 апреля) 1898 протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898)
1898—26 ноября (9 декабря) 1904 протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1838—1904)
1904—26 января (8 февраля) 1909 протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский (1841—1909)
1909—1913 протоиерей Николай Адрианович Сосняков (1845—1913)
1913—6 (19) октября 1913 протоиерей Николай Николаевич Головин
10 (23) октября 1913— арестован 9 августа 1918 протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918)
1919—1920 протоиерей Василий Маренин
декабрь 1920— арестован 30 мая 1922 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1922—12 марта 1923 протоиерей Василий Аникитич Прозоров
12 марта—17 сентября 1923 протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930)
сентябрь—25 ноября 1923 архиепископ Артемий (Ильинский)
25 ноября 1923—17 января 1925 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий
20 января 1925—июнь 1927 митрополит Вениамин (Муратовский) (1855—1930)
июнь 1927—январь 1932 митрополит Серафим (Руженцов) (1876—1935)
период закрытия
1991-1996 Игумен Сергий (А. И. Кузьмин)
1996—9 марта 2019 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (1932—2019)
9 марта 2019 — по настоящее время митрополит Варсонофий (Судаков)

Мнения

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма). В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

Памятные монеты

1 сентября 2011 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1500 экземпляров и весом 155,5 грамма.

Примечания

  1. Рославлев, 1925, с. 65.
  2. Церковная жизнь. Казанский кафедральный собор. Дата обращения 1 февраля 2017.
  3. Исключения встречаются среди церквей неправославных конфессий, где такого жёсткого требования на ориентацию алтаря нет. В частности, церкви Петра и Павла (лютеранская), Святой Екатерины (католическая) стоят входом на юг (к проспекту), алтарём на север. Шведская церковь Святой Екатерины (лютеранская) тоже стоит боком к проспекту, но входом на восток, алтарём на запад.
  4. История строительной техники / Под ред. В. Ф. Иванова. — Л.-М.: Госстройиздат, 1962. — С. 320—321.
  5. Большинство образов ныне хранится в Русском музее.
  6. Существуют различные версии судьбы иконостаса Казанского собора: перелит в слитки или в монеты.
  7. В 1914 году значительная часть трофейных французских знамён, штандартов и ключей была передана в Московский исторический музей
  8. Бедринский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. 1 2 3 4 С 12 марта 1923 года до закрытия собор принадлежал обновленцам.
  10. В период настоятельства В. Красницкого собор принадлежал обновленческому течению «Живая Церковь».
  11. См. «Записки» Вигеля.
  12. 1 сентября 2011 года Банк России выпускает в обращение памятные монеты из драгоценных металлов Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine

Литература

  • Казанский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.
  • Михайлова М. Б. К вопросу о месте ансамбля Казанского собора в европейской архитектуре // Архитектурное наследство. — Вып.24: Проблемы архитектурного ансамбля / Под ред. О. Х. Халпахчьяна. — М.: Стройиздат, 1976. — С.41—50.
  • Рославлев М. И. «Старый Петербург» — «новый Ленинград». — Ленинград: Издательство Академии художеств, 1925. — С. 65. — 132 с.

Ссылки

  • Официальный сайт Казанского собора
  • Страница на «глобусе митрополии»
  • Казанский собор в Петербурге: история, фотографии
  • Настоятель Казанского собора Санкт-Петербурга о. Павел Красноцветов рассказывает о его истории
  • Панорама Казанского собора на сервисе Яндекс.Панорамы
  • Сферическая панорама Казанского собора
  • Аудиогид по Казанскому собору

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4270089-9

Казанский собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших храмов и одна из главных достопримечательностей города.

Полное официальное название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Располагается святыня на одноимённой площади Северной столицы.

Казанский собор

Свою историю современный Казанский собор ведёт с рубежа XVIII и XIX столетий, когда на Невском проспекте было начато строительство собора, в котором должен был храниться чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Однако до начала строительства нового храма в городе существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой в свою очередь предшествовала деревянная часовня, располагавшаяся рядом с Невкой. Данная часовня находилась на Посадской улице Городового острова. Спустя непродолжительное время в часовне установили полотняную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1727 году в результате обветшания часовня была закрыта, а иконы и утварь перенесены в Троицкий собор, который располагался рядом с Петропавловской крепостью.

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери

В 1733 году состоялась закладка придворной церкви, располагавшейся на Невском проспекте — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие произошло 6 (по новому стилю — 17) сентября. Строительным материалом храма стал камень.

Данная церковь была построена в стиле барокко, имела деревянный купол и колокольню над входом. Спустя неполных четыре года с начала строительства храм был освящён в присутствии императрицы Российской империи Анны Иоанновны. Именно здесь до строительства нового собора хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.

27 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.

После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал восприниматься современниками как памятник русской воинской славы. После окончания войны здесь были выставлены различные трофеи: военные французские знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, личный жезл маршала Даву и прочее. В 1813 году здесь был похоронен генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.

Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов

В 1903 году прихожанами планировалось воздвижение колокольни, но из-за возражений, выдвинутых Академией художеств, построить данный объект не удалось.

На протяжении многих десятилетий 30 августа из Казанского собора отправлялся самый большой в Санкт-Петербурге торжественный крестный ход. Верующие двигались по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. День 30 августа в Северной столице был выходным. 8 июля в престольный праздник также собиралось огромное количество людей, в связи с чем молебен проводился на особом помосте перед чудотворным образом на площади у Казанского собора.

Казанская площадь перед собором

Также торжественно отмечались и другие праздники, в числе таковых были и «царские дни», во время которых на богослужении находились члены императорской семьи, министры и видные сановники.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, при котором находились школа-приют, бесплатная столовая, богадельня, дом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

После смены власти Казанский собор подвергся изъятию церковных ценностей, которое происходило в 1922 году. В 1923 году храм был передан обновленцам, в результате чего с середины 20-х годов ХХ столетия стал кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.

В январе 1932 года Казанский собор оказался закрытым по решению Леноблисполкома (Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся) от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) от 10.03.1932, после чего здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона оказалась перенесённой во Владимирский собор, где располагалась у правого клироса.

Казанский собор в советский период

С начала 1990-х годов в храме начали проводиться богослужения. Полное освящение собора состоялось в марте 1998 года. Спустя ещё два года храм был возвращён Русской православной церкви и превратился в кафедральный собор.

Внешний облик Казанского собора отличает его от классического православного храма. Дело в том, что император Павел I, при котором было начато строительство нового здания, выразил желание, чтобы храм был похож на главную католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме. В связи с этим архитектором Воронихиным была возведена колоннада, включавшая 96 колонн, а сам храм был построен в стиле ампир. Также в нём прослеживаются черты классицизма.

В архитектуре собора нашли сочетание формы как базиликального (чисто римского), так и крестово-купольного храма. Само здание имеет форму четырёхконечного латинского креста, в средокрестии которого находится купол. Казанский собор вытянут с запада на восток. Вдоль барабана купола располагается 16 окон. Он имеет два свода: нижний и верхний, а диаметр купола превышает 17 метров. Интересно, что при его сооружении впервые в истории мировой строительной практики была разработана и применена металлическая конструкция. Венчает купол крест, который располагается над уровнем земли на 71,6 метр.

Купол Казанского собора

Интересен и тот факт, что первоначально предполагалось наличие у храма не одной, а двух колоннад, вторая из которых должна была располагаться с южной стороны. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Примечательно, что Казанский собор не имеет колокольни. При этом храм располагает звонницей, находящейся в западной части колоннады.

Снаружи храм облицован серым пудостским камнем. Первоначально на фасаде располагались многочисленные статуи, а также храм был украшен рельефами, часть из которых не сохранилась. Например, и сегодня можно увидеть два пьедестала, располагающиеся по бокам колоннады. На них до 1824 года размещались гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что они будут заменены на бронзовые, однако задуманное не осуществлено до настоящего времени.

Северные врата храма отлиты из бронзы. За образец были взяты «райские двери» флорентийского кафедрального храма — Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Казанский собор имеет колонны не только снаружи, но и внутри. Так, во внутренней части здания можно увидеть 56 колонн коринфского ордера, выполненные из розового финского гранита. Капители у колонн — золочёные. Таким образом внутри Казанский собор — римская базилика, четыре ряда монолитных колонн которой делят пространство на три нефа.

Северные врата храма

Ранее в соборе было несколько барельефов, из которых до наших дней сохранилось только два: «Несение креста» и «Взятие под стражу». Следует отметить, что остальные барельефы были убраны ещё в 1814 году.

Внутри храма хранятся многочисленные святыни и реликвии, основной из которых является Чудотворная икона, обретённая в 1579 году в Казани. В Санкт-Петербург икона была привезена в 1710 году. Вероятнее всего сюда она попала из Москвы с царицей Параскевой Феодоровной.

Часть почитаемых образов сегодня находится не в соборе. В их числе икона Спасителя в иконостасе, иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, которые были подарены Кутузовым. К числу таковых также относится икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, которая была прислана в 1906 году патриархом Иерусалимским Дамианом. Также одной из важных реликвий, бывших в Казанском соборе является Голгофа с частицей Живоносного Гроба, которая была устроена по проекту российского зодчего Николая Никонова в 1891 году.

Важной составляющей внутреннего убранства храма является живопись. Её можно видеть в иконостасе, на стенах и пилонах — подкупольных столбах. Наиболее выдающейся работой является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо», принадлежащий кисти Карла Брюллова.

Казанский собор внутри

Храм имеет четыре придела, главный из которых посвящён Казанской иконе Божией Матери, северный — Святым Антонию и Феодосию Печерским. Также здесь имеются южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы и пещерный — священномученика Гермогена.

Важно отметить, что Казанский собор стал первым на территории России храмом, который был построен русским архитектором полностью в европейском стиле. Здесь гармонично переплелись архитектура, скульптура и живопись.

В 2011 году Банком России была выпущена памятная монета с изображением Казанского собора. Её номинал составил 25 рублей, вес — 155,5 грамма. Металлом изготовления стало серебро. Монета была выпущена в рамках серии «Памятники архитектуры России».

Монета «Казанский собор»

В настоящее время Казанский собор — это не только кафедральный собор Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской Федерации, привлекающий внимание не только верующих, но и туристов со всей России и зарубежья.

Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.

Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.

Полезные советы для посетителей

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.

По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Рекомендуем посмотреть на собор Айя-София.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:

  • 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
  • 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
  • 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
  • 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
  • 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
  • 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
  • 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
  • В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.

Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.

Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.

Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.

Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.

МОГИЛА М.И. КУТУЗОВА В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ

После 11-дневной болезни 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау скончался фельдмаршал М.И. Кутузов. Тело прославленного полководца набальзамировали и поместили в цинковый гроб, с левой стороны от головы поставили небольшой сосуд, в котором находилось забальзамированное сердце М.И. Кутузова. 27 апреля траурная процессия с гробом, установленным на колеснице, в которую была впряжена шестерка лошадей, направилась в Санкт-Петербург. Это скорбное шествие продолжалось полтора месяца, и на всем пути следования траурному кортежу устраивались торжественные встречи и проводы с речами и пушечными салютами. Жители городов и окрестных сел выпрягали лошадей и везли колесницу на себе, усыпая путь живыми цветами.

24 мая процессия прибыла в Троице-Сергиеву пустынь, находившуюся около Стрельны — в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Здесь ее встретили родные и близкие покойного и духовенство монастыря. Ковчег с телом М.И. Кутузова внесли в церковь и поставили на амвон, после этого началось богослужение, а потом ковчег положили в приготовленный гроб и поставили посреди церкви — на амвон под балдахином. Вокруг амвона на табуретки положили ордена и другие знаки отличия, которыми был награжден М.И. Кутузов. Пока тело фельдмаршала находилось в монастыре, читалась псалтырь и служилась ежедневная панихида по усопшему.

При отправлении траурной процессии из Троице-Сергиевой пустыни гроб с телом М.И. Кутузова с дорожной переставили на городскую колесницу под балдахином, запряженную шестеркой лошадей под траурными попонами, на поверхности которых были нашиты гербы светлейшего князя. 11 июня кортеж двинулся к столице Российской империи, и опять простые люди, несмотря на протесты властей, выпрягали лошадей, а в двух верстах от города «добрые и благочестивые граждане пожелали нести останки к месту их грустного назначения на своих плечах и руках».

В Санкт-Петербурге процессия через Невский проспект проследовала к почти достроенному Казанскому собору, где решено было похоронить М.И. Кутузова, хотя родственники склонялись к тому, чтобы тело покойного было погребено в Александро-Невской лавре. В Казанском соборе внесенный гроб установили на пышный высокий катафалк, сооруженный по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Катафалк был задуман им как торжественное сооружение без знаков печали и слез. К высокому помосту с аркой с двух сторон вели ступени, от углов катафалка трофейные французские и турецкие знамена поднимались кверху и склонялись над гробом, вокруг стояли огромные канделябры в виде пушек. Множество свечей бросало блики на почетный караул, состоявший из свиты фельдмаршала.

Два дня жители Санкт-Петербурга шли к Казанскому собору прощаться с полководцем, а 13 июня — в день погребения — в соборе собралось высшее духовенство в траурном облачении. Божественную литургию совершил митрополит Новгородский с назначенным духовенством, проповедь говорил архимандрит Юрьева монастыря Филарет — ректор Санкт-Петербургской духовной академии, профессор богословских наук.

Гроб с телом М.И. Кутузова установили в склепе, в северном приделе собора; при опускании гроба в могилу были произведены трехкратные пушечные и ружейные залпы. Могилу замуровали гранитной плитой и обнесли железной решеткой самой искусной работы. В стену над могилой вделали красную мраморную доску, на которой золочеными буквами сделана надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау».

Первоначально в оформление могилы М.И. Кутузова входили три иконы, до настоящего времени сохранилась только Смоленская икона Божьей матери, особо почитаемая фельдмаршалом, которая находилась у гроба 11–13 июня. В оформление могилы входит и картина известного русского художника Ф.Я. Алексеева «Крестный ход на Красной площади после освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году». Хотя картина была установлена здесь еще в 1810 году, она органично вписалась в образное надгробие над склепом М.И. Кутузова. По подписи самого художника картина изображает «…чудо от иконы Казанской Божьей Матери в Москве… когда, спустя несколько дней после очищения Москвы от супостатов, рать русская приняла участие в великом торжестве прославления Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери».

В декоративное оформление надгробия введены и элементы геральдики, например, на передней стенке решетки и внизу на стене помещены изображения гербов М.И. Кутузова — родового, дворянского и княжеского. Герб рода Кутузовых (общий для всех ответвлений рода) представляет в голубом щите черного одноглавого орла с распростертыми крыльями, над головой его — дворянская корона, в правой руке — серебряная шпага. Щит увенчан дворянским шлемом с короной и тремя страусовыми перьями… Выполненный в литье геральдический барельеф, в котором объемный герб положен на низкий рельеф из развернутых знамен, является в общей композиции символом победы.

В 1813 году могилу М.И. Кутузова с мраморной плитой обнесли строгой бронзовой оградой, сделанной тоже по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Для ее оформления он использовал атрибуты, характерные для классического декора: с трех сторон ограда состоит из вертикалей в виде древков знамен, увенчанных пиками. Строгому ритму этих вертикалей вторит тщательный повтор золоченых лавровых венков в двойных горизонтальных планах. Передние угловые столбики выполнены в виде пушек, увенчанных лавровым венком и шлемом.

Могилу М.И. Кутузова фланкируют два пилястра, на которых укреплены 6 трофейных французских знамен и штандартов и 6 связок ключей от взятых русской армией крепостей и городов. Знамена закреплены в специальных кронштейнах, для ключей были сделаны 8-угольные бронзовые золоченые доски.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >