Казанской иконы божией матери

Содержание

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Казанская икона Божией Матери — одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году — 21 июля (8 июля по старому стилю) — в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Иконография Казанской иконы

© Sputnik / РИА Новости Икона «Казанской Божьей Матери».

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является Путеводительницей людей к Богу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на людей благодать Божию, заступаясь за них пред Христом. С другой стороны, будучи человеком по природе, Богородица ведет каждого ко Христу.

© Sputnik / Вадим Русу

На иконе фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем.

На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан, левой — держит свиток, реже — книгу.

Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед сыном – Господом Иисусом Христом. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас.

Обретение чудотворной иконы

© Sputnik / Максим Богодвид Празднование Дня Казанской иконы Божией Матери

В 1579 году через 27 лет со дня взятия Казанского ханства войсками Ивана Грозного и через 26 лет после основания в городе епархии Русской Православной Церкви в Казани произошел страшный пожар. Начался он около церкви Николы и перекинулся на Казанский Кремль .

После этого маленькой девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина во сне начала являться Пресвятая Богородица. Божья Матерь повелела 9-летней Матреше пойти на пепелище и откопать свою икону.

Маленькой девочке никто не поверил, но сон повторился во второй и третий раз. Тогда в страхе перед Богородицей дочка вместе с мамой пошли копать в том месте, что привиделось во сне. О, чудо — посреди развалин действительно была найдена икона Пресвятой Богородицы, завернутая в кусок сукна.

Историки предполагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших веру от мусульман.

Обретенную икону торжественно перенесли в храм святителя Николая, а откуда после молебна с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – во время крестного хода прозрели два казанских слепца Иосиф и Никита.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею Богородицкого монастыря стала та самая благочестивая девица Матрона.

Казанская икона в российской истории

© Sputnik / Сергей Пятаков Девушка молится в церкви, архивное фото

Смутное время 1598 — 1613

В Смутное время, когда страна была подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Накануне штурма Кремля участники ополчения держали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом.

Отечественная война 1812 года

В войне 1812 года Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.

В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

Великая Отечественная война 1941 — 1945

Во время Великой Отечественной чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.

Похищение иконы

© Sputnik / Максим Богодвид Праздник Казанской иконы Божией Матери в городах России

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) икона Пресвятой Богородицы была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани.

В начале третьего часа ночи одна из послушниц услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Икона Божьей Матери в дорогой ризе была украдена, а вместе с ней похищены 365 рублей пожертвований.

Преступников удалось задержать по горячим следам. Молодой крестьянин с женой были задержаны в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске у них были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке.

Казанский окружной суд приговорил воров к 10 и 12 годам каторжных работ. Сторож храма был оправдан.

До сих пор неизвестно, действительно ли иконы были уничтожены. По некоторым версиям, воры продали икону старообрядцам. Кроме того, воры могли украсть лишь список чудотворной иконы, поскольку на ночь ее убирали с иконостаса и заменяли на поддельную как раз на случай воровства.

В 2005-м патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери, туда, где некогда пребывал оригинал.

О чем молятся Казанской Божьей Матери

© Sputnik / Максим Богодвид Праздник явления Казанской иконы Божией Матери

Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной.

Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.

Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Божьей Матери молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время уныния, депрессии или сильного горя.

Кроме того, православные верят, что искренние молитвы к Богородице, которая имеет возможность молить Своего Сына о каждом из людей, точно будут услышаны.

Чудеса Казанской иконы

© Sputnik / Максим Богодвид Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Богоматери

Есть множество свидетельств об исцелении у Казанской иконы. С древности у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие.

  • В казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках. Мать долго в слезах молилась перед чудотворным Образом Богородицы о прозрении ребенка. И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Тогда архиепископ повелел принести яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел чудесным образом перед иконой.
  • В Смутное время, 18 августа 1612, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах. При сражении у стен Новодевичьего монастыря «крылатые гусары» Европы были разбиты и далеко отброшены от Москвы.
  • В Зимнем дворце произошел взрыв 5 февраля 1880. Из под обломков стали вытаскивать погибших и раненых. Там в солдатной караульной находилась икона Казанской Божией Матери. Оклад и стекло разбились, но икона была найдена без следов повреждения.
  • В Великую отечественную войну в госпитале долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Ранение было серьезное, и с каждым днем пациенту становилось все хуже. Перед операцией в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой Божьей Матери. Солдат попросил медсестру поставить свечку и горячо за него помолиться. После этого произошло чудо — из раны пошли обильные выделения гноя, температура спала, боли стихли. После операции он окончательно исцелился.
  • Пожилая прихожанка Богородицкого женского монастыря пришла в храм помолиться перед операцией — она страдала от врожденного порока сердца. Она искренне молилась Богородице об исцелении. Той же ночью ей во сне явилась Дева Мария — она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от болезни.

Церкви Казанской иконы Божией Матери

© Sputnik / Максим Богодвид Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площади
Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1918-м чудотворная икона была украдена, а в 1936-м уничтожен сам храм.

какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить в 1801-м в присутствии императора Александра I.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года.

В 1932-м храм закрыли, чуть позже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991-м.

Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века.

Главная святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советский период икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990-м образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579-м девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь.

При советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994-м, а сама обитель с 2005-го стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Казанская икона Божией Матери — архивные открытия

«Свидетели сообщали, что Казанская икона не уничтожена, а попала в руки старообрядцев»
* * *
Новые документы открыл главный специалист отдела информации и научного использования Российского Государственного Исторического Архива (РГИА) Никита Крылов. Недавно он рассказал о своих находках в Казани на заседании попечительского совета фонда «Возрождение». В интервью Крылов поделился подробностями открытия и своими гипотезами.

В ночь на 29 июня 1904 года бандой вора-рецидивиста Варфоломея Чайкина (Стояна) было совершено дерзкое ограбление. Из Казанского Богородицкого монастыря была похищена величайшая российская святыня – явленная икона Казанской Божьей Матери. Преступники соблазнились богатыми ризами. Позже в печи квартиры Стояна были обнаружены следы сожжения икон. Следствие предположило, что явленная икона уничтожена. Но существует и другая версия. По рассказам современников, игуменья монастыря, опасаясь воров, имела привычку на ночь заменять икону. Вполне возможно, что вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список.
— Результаты расследования о похищении казанской иконы известны достаточно хорошо. Почему нет доверия официальной версии, что Чайкин-Стоян и его подельники сожгли образ?
— Был даже издан сборник, где следствие подробно документировано. Но неоднозначный итог расследования подвел на процессе прокурор, который, проанализировав все версии, которые выдвигал Стоян, тем не менее подытожил свои доводы таким образом, что где находится сейчас икона, мы сказать не можем.
После окончания следствия поиски продолжались частным образом —официально и неофициально. Был ротмистр Николаев, который ездил в Уфу, стараясь войти в доверие к тамошним старообрядцам. Были больше подозрения, что в деле замешаны казанские власти. Были и другие эпизоды. Но самый интересный и малоизвестный сюжет обнаружен у нас в архиве (Российский государственный исторический архив, — прим. ред.).
В фонде Министерства юстиции каким-то непонятным образом оказались протоколы допросов, которые производил Аркадий Францевич Кошко, начальник Московской сыскной полиции — знаменитый сыщик, которого называли «русский Шерлок Холмс». В эмиграции во Франции он написал очень интересные воспоминания. К сожалению, об интересующем нас деле ничего не писал. Вероятно, потому что закончилось оно безрезультатно.
В принципе, он не должен был этим делом заниматься, потому что Казань находилась за пределами его региона. Однако в 1909 году Кошко сначала посылает двух своих агентов, Евдокимова и Буржинского, которые начинают следственные действия в Казани инкогнито даже от местных властей. Более того, тогдашний начальник департамента полиции Белецкий дезинформирует местные полицейские власти, сообщая, что следствие закончено, чтобы соблюсти инкогнито.
Пойманный Варфоломей Чайкин-Стоян, профессиональный вор, специализировавшийся на похищении икон и церковной утвари.
Варфоломей Чайкин-Стоян с сожительницей. На фото он чрезвычайно похож на …Владимира Ленина. Такой же высокий лоб, такая же бородка клинышком, такой же овал лица и цепкий взгляд…
— То есть решение о посылке «русского Шерлока Холмса» в Казань было принято наверху?
— О том, как и кем было принято это решение нам ничего неизвестно. В документах, которые есть в Москве в ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации, — прим. ред.), тоже никак не отражено, почему в Казань был делегирован Кошко. Почему эти протоколы оказались у нас в Санкт-Петербурге, тоже неизвестно. Аркадий Францевич приехал в Казань вслед за своими агентами инкогнито. Поселившись в номерах «Франция» (ныне отель «Джузеппе» на Кремлевской, — прим. ред.), он несколько дней допрашивал свидетелей по делу о похищении иконы.
Свидетели, практически в один голос, сообщали, что Казанская икона не уничтожена, а попала в руки Аграфены Хрисанфовны Шамовой — вдовы купца Шамова, которая была заказчицей преступления. В деле замешан полицмейстер, которому Шамова подарила роскошный выезд рысаков. Еще в деле была замешана игуменья Казанского Богородицкого монастыря Маргарита (Максорова). В некоторых показаниях говорили даже, что видели икону в моленной Шамовой.
Допросы проходили несколько дней, но потом внезапно прекратились. Не проводилось никаких обысков. Очевидно, что собранных улик оказалось недостаточно, чтобы назначить обыск. А самое главное, как я понял из последнего протокола, была нарушена конспирация. Явился последний свидетель, который прямо заявил, что слышал о том, что происходят допросы и пришел давать показания. Если частное лицо обо всем прослышало, значит, произошла утечка, и теперь похитители, если икона у них, спрячут ее так, что никакие обыски не помогут.
Номера «Франция», улица Воскресенская. Казань
— Что было после того, как о расследовании стало известно?
— Кошко покинул Казань, а после него следствие пошло по ложному пути, о чем писал ваш казанский историк Леонид Девятых. Жандармский подполковник Прогнаевский расследовал версии, которые ему с одной стороны подбросил печально известный Илиодор Труфанов (иеромонах-расстрига из окружения Распутина, — прим. ред.), а с другой стороны арестант по фамилии Блинов. Замечу, что Белецкий, отправивший в Казань Кошко, не доверял начальнику казанских жандармов Калинину, который курировал это расследование.
Еще удивительно, что монахиня Варвара (Клесова), которая более всего настаивала на версии о причастности Шамовой и которой игуменья Маргарита запрещала заниматься поисками, в 1910 году была назначена игуменьей Казанского Богородицкого монастыря. А игуменья Маргарита ушла на покой, но в документах не показано, куда именно ушла. Это довольно редкий случай, потому что если настоятель или настоятельница уходит, то Синод решает вопрос о дальнейшем устройстве человека в каком-нибудь монастыре. Здесь ничего этого не было, Маргарита ушла в никуда, и можно предположить, что в дальнейшем жила как частное лицо. Если справедливы подозрения в ее адрес, то она могла проживать на те средства, которые получила от Шамовой.
— В отношении игуменьи Маргариты были подозрения. Ее управление монастырем закончилось отставкой. Почему же в ее отношении не было никаких следственных действий?
— Формальных улик никаких не было. По тогдашним нормам юриспруденции дотошно относились к доказательности, а не так как сейчас. Поэтому просто так оскорбить человека, назначить у него обыск или возбудить уголовное дело было непросто. Если бы дело дошло до суда, присяжные не стали бы его рассматривать на шатких основаниях. Требовались очень серьезные доводы и аргументы.
По Шамовой тоже ничего не было найдено, и ее даже наградили званием почетной гражданки за полмиллиона рублей, которые она выделила на больницу. Сам Николай II подписал указ по представлению Столыпина. Хотя постройку больницы начал еще ее муж.
Склеп Якова Шамова на Арском кладбище.
— Кстати, имя Якова Филипповича Шамова где-нибудь фигурирует в протоколах Кошко?
— Нет. Где-то только упомянуто, что Аграфена Хрисанфовна его вдова. Речь идет именно о ней и вообще о старообрядцах. Якобы эту икону она не только держала у себя, но и выносила для освящения моленных по городу Казани. Причем даже для старообрядцев других толков, несмотря на их распри и противоречия.
После Кошко дело о причастности Шамовой повисло в воздухе. Но игуменья Варвара продолжала поиски на свой страх и риск. Известно, что в 1916 году она поехала в Курск. Тогда же в Синод обращался один из депутатов Государственной думы, который запрашивал у Санкт-Петербургского митрополита Питирима (Окнова), правда ли Варвара ездила на поиски иконы, но тот отвечал, что ничего не знает. В то же самое время в Иркутск был назначен новый архиепископ Иоанн (Смирнов). Перед отправкой в Сибирь он просил Синод разрешить ему отпуск на полтора месяца для поисков иконы. Известно, что он тоже был в Курске. То есть в какие-то следы вели в Курск, но дальше никаких сведений нет. А потом революция прекратила поиски. И может сейчас не стоит об этом говорить, бросая тень на тех людей, чья вина не доказана.
— Кроме свидетельских показаний о Шамовых и городских легенд об их причастности, которые до сих пор живут в Казани, известны ли вам свидетельства заинтересованности старообрядцев в возвращении Казанской иконы?
— Это же очевидно и общеизвестно, что богатые старообрядцы стремились скупать все дониконовские иконы и очень дорожили ими. Судя по имеющимся данным, до Шамовой в истории Казанской иконы поучаствовал известный купец Савва Мамонтов. Он якобы посылал двух племянниц к игуменьи Серафиме (Воскресенской) и от имени старообрядки Морозовой предлагал большие деньги за икону. Серафима категорически отказалась. А будущая игуменья Маргарита, служившая ближайшей помощницей Серафимы, по показаниям свидетелей, якобы очень жалела, что не взяли деньги.
Кучер Арефьев показывал, что его сестра, будучи старообрядкой, видела Казанскую икону после похищения. Арефьев просил показать икону. Поскольку сам он перешел в православие, сестра поставила условие, чтобы он покаялся и выдержал пост. Но ничего не получилось. Еще он говорил, что икона якобы хранится в доме Шамовой на втором этаже в правом углу моленной рядом с иконой Николая Чудотворца. На день икона убиралась за большие иконы, а вечером во время молебна ставилась на приготовленное место.
Полицейскому агенту Николаеву старообрядцы обещали показать икону, но потом его инкогнито было раскрыто. Якобы даже кто-то показал старообрядцам его фотографию.
И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова, 1878
— Есть ли признаки, что была связь между гипотетическими организаторами и доказанным исполнителем похищения Чайкиным-Стояном?
— В официальных материалах следствия тоже встречаются опровержения основной версии, что Чайкин сжег икону. Есть данные, что Чайкин встречался с Шамовой, а когда бывал в казанском монастыре, его принимала Маргарита.
— Мотивация Аграфены Шамовой — вернуть святыню своим единоверцам. Чайкин-Стоян — вор-рецидивист, и с ним тоже все ясно. А какова возможная мотивация игуменьи Маргариты?
— Деньги конечно.
— Но ведь она рисковала очень многим ради этих гипотетических денег?
— Если это действительно так, то она осталась при своем интересе. Говоря обо всем этом, я прекрасно понимаю, что возможно мы бросаем тень на вполне достойных людей. Обвинения никем не предъявлены и не доказаны. Это могли быть показания людей, фанатично поверивших в определенную идею. Такие люди могут много чего наговорить. Аркадий Францевич Кошко протоколировал, но это не означает, что он относился к этим сведениям с абсолютным доверием. Информация нуждалась в проверке, но проверка сорвалась.
Когда я впервые рассказал об этих данных в 2011 году на конференции в честь 200-летия Казанского собора в Санкт-Петербурге, я делал это не ради того, чтобы утвердить шамовскую версию похищения. Сейчас в этом нет никакого смысла. Меня заинтересовало, что монахиня Варвара на допросе у Кошко сделала очень подробное описание подлинника Казанской иконы. Варвара была последняя, кто видел подлинник без оклада, когда обшивала образ бархатом.
Словесное описание повреждений на иконе очень важно, поскольку никаких изображений Казанской без оклада не сохранилось. Левый угол отбит и виден белый левкас (грунт иконописцы, которым покрывают доски, — прим. ред.). Царапины на шее и на лбу. Толщина точно указана — полвершка. Выдающиеся шпонки и какие-то буквы, которые она не разобрала на обороте липовой доски. Все признаки достаточно надежные. Это очень важно, потому что, если икона не уничтожена и каким-то чудом будет явлена, по этим признакам можно будет идентифицировать ее.
Русский Шерлок Холмс Аркадий Кошко (справа) и начальник Петербургской сыскной полиции Владимир Филиппов.
— Что собой представляет дело, в котором собраны протоколы допросов Кошко?
— Это небольшое, довольно тонкое дело, в котором подшиты машинописные протоколы, безо всяких разъяснений и сопутствующих документов. В принципе, такого быть не должно. Как правило, дело начинается с письма, затем должна быть некая реакция на инициирующий документ и затем все входящие и исходящие. В этом случае ничего такого нет. Видимо кто-то хотел ввести министра юстиции в курс дела, но непонятно когда были присланы протоколы и для какого именно министра.
— Вы первооткрыватель этих документов или до вас кто-то с ними работал?
— Никто и никогда об этом не писал, так что можно сказать что я.
— Как вы вышли на это дело и вообще на историю Казанской иконы и Казанского Богородицкого монастыря?
— Это давняя история. Был запрос в наш архив по казанскому монастырю. Я начал собирать документы и постепенно вышел за рамки запроса. Наряду с версией о заказчиках похищения иконы удалось найти информацию, уточняющую место обретения иконы, что вызывало интерес во время моего выступления в фонде «Возрождение».
В рукописном отделе Российской национальной библиотеки мне попалась рукопись «О великом и страшном чудеси из сказания явления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Когда я пытался сличать ее с гермогеновым «Сказанием» о явлении иконы, мне показалось, что найденная рукопись могла быть старше «Сказания» и составлена до 1595 года. Не хочу настаивать, поскольку это дело специалистов, занимающихся древнерусской книжностью. Но в этой рукописи точно указано место обретения Казанской иконы: «архиепископ же повеле взяти священнику пречудный образи нести во храм великого Николы Чудотворца глаголемого Тульского. Близ бо места того храм той яко девять сажень».
Богородицкий Монастырь. начало ХХ века.
Эти 9 сажень меня сразу насторожили. Когда я измерил расстояние от храма Николы Тульского на плане Кафтырева (план Казани второй половины XVIII века —прим. ред.), получалось что это далеко от собора. Конечно, деревянный храм, существовавший в 1579 году, мог находиться не совсем на том месте. Во время моего приезда в Казань мне рассказали, что археологи нашли остатки древнего храма Николы Тульского, и он действительно был ближе к собору. Если так, то дело упрощается. Можно попробовать отмерить 9 саженей от остатков храма и с точностью установить место пепелища, где была найдена икона.
— Какой отклик получили ваши открытия в Казани?
— Когда в 2012 году я опубликовал статью по протоколам Кошко, я рассчитывал что она станет известна в Казани и спровоцирует здесь научную дискуссию. Пусть мои предположения покажутся недостаточно обоснованными, но в споре может родиться истина. Судя по всему, на тот момент статья осталась неизвестной. На минувших выходных я впервые в жизни побывал в Казани и решил во второй раз заговорить об всем этом. В конце концов такие вопросы должны решать местные историки, а не я за тридевять земель. Если мои выводы опровергнут — не страшно. Если подтвердят, значит, мы все станем ближе к пониманию истории Казанской иконы.

«Заступница» казанская

6 сентября в рамках внеконкурсной программы Международного фестиваля мусульманского кино пройдёт показ фильма об иконе Казанской Божьей Матери «Заступница». О процессе съёмок рассказал режиссёр картины Алексей Барыкин.

В Казани состоится премьера документального фильма «Заступница»

В свет выходит ещё один фильм о Казани и её сокровищах, но на этот раз речь пойдёт не о казане с золотом, а о духовных ценностях. Фильм «Заступница» — первый татарстанский фильм с участием российских звёзд: Дмитрия Дюжева, Ирины Купченко, Николая Бурляева и Ольги Будиной. Картина настолько заинтересовала актёров, что они согласились работать в ней за сравнительно невысокие, по своим обычным запросам, гонорары.

В основу фильма легла многовековая история иконы Казанской Божьей Матери, но по заверениям съёмочной группы, вы не увидите в картине длинный процессий со словом пастыря. Лента сделана легко и динамично, не утомляя зрителя лишней информацией с религиозным уклоном. Полностью светский фильм повествует об истории российской святыни за все 400 лет её существования, начиная с восстания Минина и Пожарского, и протягивая длинную нить через века к Ивану Грозному, Петру Первому, Сталину, и многим другим кто оставил свой исторический отпечаток в повествовании о заступнице.

Фильм уникален ещё тем, что полностью обошёлся без государственного финансирования. Съёмки велись на деньги татарстанского мецената, который и стал автором идеи для картины.

О подробностях съемочного процесса рассказал режиссер ленты Алексей Барыкин.

— Какие трудности возникали при съёмках независимого проекта, и как удалось привлечь к работе над фильмом российских актёров с именем?

— Основной сложностью фильма было как раз собрать желаемых актёров в одном месте для съёмок, поскольку у каждого из них очень плотные графики, расписанные на несколько месяцев вперёд. Перед тем, как получить согласие от исполнителей ролей, мы вели с ними длительные переговоры. Ведь кроме плотного съёмочного графика, артистам приходит множество предложений по участию в других различных проектах. И в таком большом количестве присланных сценариев несложно пропустить что-то действительно стоящее, но нам повезло, и нам удалось поработать с желаемыми актёрами. Оставалось уложиться в их плотный график на самих съёмках «Заступницы». Времени на раскачку совсем не было — всё, если не успел снять сцену в указанные сроки — звезда улетела и делай, что хочешь с этой «дырой». Необходимо было строго держаться графика, ведь ради нашей киноленты актёры сместили время участия в других проектах.

— Как правило, на съёмках о местах силы или великих реликвиях происходят загадочные, мистические случаи. У вас на съёмочной площадке происходило что-то подобное?

— Конечно! Но у нас обошлось без чертовщины. Съёмки шли достаточно гладко даже там, где возникали серьёзные проблемы для их проведения. Например, когда мы снимали сцену на Красной площади в Кремле, сразу после установки съёмочного оборудования нас окружили люди из спецслужб, требуя немедленно прекратить процесс. Хотя у нас были на руках необходимые документы, разрешения и договорённость с местными властями о наших кинематографических действиях на кремлёвской территории. Но чего-то всё-таки не хватило. Проблему с документами и разрешением ситуации удалось уладить за 20 минут. Вы представляете — 20 минут! Позднее, сами ребята в погонах признались, что обычно подобные ситуации решаются неделю, а у нас за треть часа всё урегулировалось. Мистика!

— Кому принадлежит идея фильма?

— Тому, кто спонсировал фильм — меценату Андрею Колмакову. Когда мы с ним встретились, у него было желание снять картину об иконе. Ей как раз в прошлом году исполнилось 400 лет и это послужило поводом для съёмок, но всё зависело от финансирования. Идею я уже начал развивать самостоятельно: по минимуму — это мог быть обычный простенький фильм о святыни, по максимуму — в нём уже появлялась динамичная историческая сюжетная линия с привлечением звёзд российского кинематографа.

— В чём основная идея фильма — для кого или для чего он был снят?

— Я не хочу забегать вперёд и спойлерить, поэтому идею картины раскрывать не буду. Каждый зритель должен увидеть и понять её сам, но возможно, у кого-то она будет отличаться от нашей задумки, что тоже интересно. Наш фильм — это динамичный рассказ об иконе Казанской Богородицы, как явлении, о взаимодействии народа и Церкви сквозь века. Актёры, снявшиеся в нашей картине — люди верующие, а снимали мы не только в Москве, но и в Казани, в Питере, и в Иерусалиме, путешествуя по святым местам. Наш фильм — документально-художественный, не игровой. Подбирая актёров, мы ориентировались на старшее и молодое поколение. Чтобы герои картины, как и актёры, были знакомы и понятны всем зрителям.

— Кто будет представлять картину на фестивале в Казани?

— Это точно буду я и наша съёмочная группа. Из актёрской команды на фестиваль приехать сможет только Дмитрий Дюжев, но не на саму премьеру фильма, а только 10-11 сентября. Планировалось, что Ольга Будина будет ведущей кинофестиваля, но из-за плотного графика она не сможет приехать в Казань, так же, как и остальные актёры. После премьеры фильм будет напечатан в тираже и отправлен по телеканалам. Он не будет выпускаться в кинопрокат, мы изначально это не планировали.

Премьера фильма состоится в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Документальный Татарстан». Предпремьерный показ пройдет 5 сентября в 14:50 кинотеатре «Родина», а премьера — 6 сентября в 18:00 в кинотеатре «Grand Cinema». Вход на показы свободный.

Лера ГАРИПОВА, KazanFirst

День Казанской иконы Божией Матери

Издавна на Руси славится образ Богоматери, а празднества, связанные с ним, не случайно имеют особое сакральное значение для всего православного люда. Поэтому, одним из самых любимых и почитаемых в народе считается праздник Казанской иконы Божией Матери (или праздник Казанской Божьей Матери, в просторечии).

От чего защищает Казанская икона

Этой иконой по сей день родители благословляют новобрачных и которая указывает верный путь (или правильное решение) всем сомневающимся. Эта удивительная икона также обладает многими целительными свойствами, но наиболее она известна многочисленными случаями исцеления верующих от слепоты и других проблем со зрением.

Праздник отмечают дважды в году: 21 июля и 4 ноября, ведь с каждой датой связана именно своя история.

🙏🏻 Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.
Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

21 июля – летний праздник Казанской иконы Богородицы

История иконы Казанской Божией Матери

Кстати, само возникновение и настоящая судьба этой чудодейственной иконы, дарящей и физическое, и духовное прозрение, до сих пор окутаны тайной. Но, обо всем по порядку!..

Началась эта вереница удивительных событий после ужасного пожара, произошедшего в Казани летом 1579 года, который оставил без крова многих казанцев. Среди погорельцев оказалась и дочь местного стрельца девятилетняя (по некоторым источникам – одиннадцатилетняя) Матрена (или Матрона) Онучина, которой вдруг явилась во сне Богоматерь, указавшая девочке место, где находится под землей Ее икона.

Поскольку никто из взрослых всерьез не воспринял детские слова, в третьем сновидении Пречистая Дева разгневалась на Матрену, угрожая ей скорой гибелью, если та не выполнит Ее поручение. Тут уж перепуганные девочка с матерью отправились с вестью к местным градоначальнику и архиепископу, но те лишь отмахнулись от назойливых посетительниц.

Что делать?.. Пришлось Онучиным самим начать раскопки на пепелище в указанном во сне месте, где икона и была выкопана Матреной собственноручно и выглядела на удивление свеженаписаной.

Как попала она в землю – первая тайна Казанской иконы. Возможно, была она там укрыта от сторонников Магомета каким-нибудь православным еще до взятия Казани Иоанном Грозным, но это лишь предположения, не более…

В этот раз «отцы города» не оплошали и тут же прибыли на место, после чего крестным ходом перенесли чудесную икону (через расположенную вблизи церковь Св. Николая) в первый православный храм Казани – Благовещенский собор.

И вот тут-то (буквально по дороге) Казанская Богородица начала проявлять чудеса исцеления, первые из которых коснулись местных слепцов Иосифа и Никиты.

На месте чудесной находки чуть позже был заложен женский монастырь, первой в котором приняла постриг Матрена Онучина, ставшая Маврой (Марфой), в будущем – его игуменья. Последовала за дочерью и мать Матрены.

4 ноября – осенний праздник Казанской иконы Богородицы

Вскоре список с чудотворной иконы был отправлен Иоанну Грозному в Москву (откуда он впоследствии в 1737 году попал в Санкт-Петербург и был помещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой позже был возведен Казанский собор).

Интересно, что у историков нет точных фактов, касающихся судьбы подлинника, ибо некоторые из них утверждают, что в Москву был отправлен именно он, а не список. Достоверно известно лишь, что чудотворных списков изготовлено было два.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву 22 октября (4 ноября) 1612 года Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Это радостное событие и дало начало «осенней Казанской», которая долгое время отмечалась на государственном уровне.

В 1636 году этот образ Пречистой Девы был помещен в возведенном на Красной площади Казанском соборе (сегодня икона находится в Богоявленском соборе). К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались на пороге всех переломных исторических событий (и накануне Полтавской битвы, и перед разгромом французов в 1812 году).

Последняя тайна Казанской иконы Божьей Матери (ФОТО)

В 1904 году среди русского православного мира вдруг разнеслась ужасная новость: в Казани похищена и уничтожена знаменитая икона Богородицы. Это преступление взял на себя некто Стоян-Чайкин, скончавшийся позже в Шлиссельбургской крепости, который совершил это кощунство, чтобы доказать всем «несвятость» иконы.

Обвинение основывалось на найденных в квартире вора драгоценностях с оклада и показаниях девятилетней (случайность ли?) дочери его сожительницы, якобы видевшей, как Чайкин с подельником Комовым рубили иконы и сжигали их в печи.

Там действительно были найдены потом несколько петель, жемчужин, гвоздиков и остатки материи. Но была ли сожжена тогда именно похищенная из храма Казанская икона Богоматери – точно не известно…

Так был потерян след этой святыни… Некоторые считают, что подлинник иконы находится в Москве (а в огне погиб список), другие – что в Санкт-Петербурге, а третьи – что настоящая икона находится на сохранении у старообрядцев.

Очень хочется верить в бессмертие реликвии!.. Но, быть может, не менее важно для всех нас хранить ее в своем сердце?..
Валерия Жарова

Яблочный спас 2020 какого числа

Масленица 2020 – дата

Праздник Крещение в 2020 году

Просмотров всего 114 366 и сегодня 1

Икона Божией Матери Казанская

Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.