Киево печерский монастырь
Содержание
- Могилы почетных членов ИППО в Киево-Печерской Лавре
- Немецкая классическая философия. Маркс.
- Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря)
- Смотреть что такое «Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря)» в других словарях:
- Основание Киево-Печерская Лавры
- Набеги и восстановление монастыря.
- Попытки переподчинения
- Киево-Печерский монастырь в XVII — XIX веках.
- Киево-Печерская Лавра в Советское время
- Киево-Печерская Лавра во время немецкой оккупации.
- Киево-Печерская Лавра после освобождения Киева от немецкой оккупации.
- Некрополь Киево-Печерская Лавры.
- Храмы и сооружения на территории Лавры.
- Новые темы:
- Смотреть что такое «Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря)» в других словарях:
Могилы почетных членов ИППО в Киево-Печерской Лавре
В Киеве на территории Лаврского некрополя возле церкви Рождества Богородицы находится могила российского адмирала и дипломата Евфимия Васильевича Путятина (1803-1883), члена-учредителя Императорского Православного Палестинского Общества, избранного в день открытия Императорского Православного Палестинского Общества почетным членом.
Могила адмирала Е. В. Путятина и его супруги в Киево-Печерской лавре.
Фото Г. Свиридовского
Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин — русский адмирал, граф, государственный деятель и дипломат. В 1855 году он подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией. В 1882 году вместе со своей дочерью Ольгой и сыном Евгением стал членом-учредителем, а затем и почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Много помогал делу Православия в Палестине, Японии, Китае. Имя Путятина носят остров в заливе Петра Великого, мыс в заливе Советская Гавань и мыс в бухте Провидения. Похоронен вместе с женой Марией Владимировной рядом с старшим сыном Василием, который умер раньше родителей. У его могилы завещала похоронить себя Мария Владимировна.
Имя Е.В.Путятина увековечено на мемориальных досках Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме.
Ежегодно в День дипломатического работника 10 февраля у могилы российского адмирала проводятся заупокойные богослужения и возлагаются цветы.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)
На территории Киево-Печерской лавры у северной стены Трапезной церкви во имя прп. Антония и Феодосия похоронен еще один почетный член Императорского Православного Палестинского Общества — министр внутренних дел, глава Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), смертельно раненный в Киеве. С 1905 года на П.А. Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений, последнее из которых достигло своей цели. В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и его приближенные, в числе которых был П.А. Столыпин, находились в Киеве по случаю открытия памятника Александру II. 1 (14) сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле в оперном театре. Во время антракта террорист Д.Г. Богров подошел к Столыпину и дважды выстрелил. Первая пуля попала в руку, вторая, направленная прямо в сердце, отклонилась орденским крестом Святого Владимира и раздробила грудную клетку и печень. Для лечения премьер-министра из разных городов съехалось много профессоров, которые к Столыпину даже не подпускали сестер милосердия, все делали сами. Врачи надеялись на выздоровление. Во Владимирском соборе при огромном количестве народа был отслужен молебен за здравие. Тем временем Столыпин активно инструктировал своего заместителя В.Н. Коковцева. Утром 4 сентября в Киев приехала супруга Столыпина Ольга Борисовна и нашла его вполне бодрым. Но уже вечером состояние П.А. Столыпина ухудшилось, поднялась температура, он начал впадать в забытье, и около 10 часов вечера 5 сентября он скончался.
Первые строки его завещания, написанного задолго до смерти, гласили: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: 9 сентября (ст.с.) Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре.
Фото: Столыпин
Место было выбрано неслучайно. Во время пребывания в Киеве, Петр Аркадьевич за три дня до смертельного выстрела посетил могилу народных героев Ивана Искры и Василия Кочубея, отдавших жизнь за верность царю Петру I и подло убитых по приказу Мазепы. У их могилы была совершена лития в присутствии императора Николая II, и Столыпин произнес речь, прославляющую подвиг во имя царя.
Фото: Столыпин
В память об этом и с согласия вдовы император Николай II распорядился похоронить Столыпина рядом с могилой почитаемых патриотов.
Подробное описание похорон П.А.Столыпина восстановила по воспоминаниям дочери Столыпина Марии фон Бок, киевского губернатора А.Ф. Гирса и другим источникам Влада Владиславовна Вострикова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории экономики, политики и культуры орловского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Прощание с телом началось еще с 10 часов утра 7 сентября в больнице Маковского, на Мало-Владимирской улице, где скончался Столыпин. После двух часов дня закрытый гроб был вынесен из больницы, помещен на катафалк, запряженный шестью «покрытыми белыми сетками с белыми султанами лошадьми», с тем, чтобы быть перевезенным к месту захоронения. Возле гроба – почетный эскорт из двух жандармских офицеров, одного дворянина, одного земца и чинов Министерства внутренних дел и двух почетных часовых жандармов. За колесницей следовали вдова («за гробом шла окаменелая женщина; внутри ее от глаз внешнего мира спряталось страшное страдание, и это страдание, и вся картина вызывали на глаза массы встречных женщин горячие слезы сочувствия», – писала газета «Киевлянин»), дочь, брат покойного, представители государственных органов, органов местного управления, общественно-политических организаций, церкви. За двумя хорами военной музыки, игравшими попеременно похоронные марши, ехали эскадроны пеших и конных жандармов, на колесницах везли сотни венков, многие с надписями.
Как вспоминала М.П. Бок, перенос тела «представлял такое грандиозное и внушительное зрелище, что только видевший это мог понять, что значило имя Столыпина в России».
Прощание с телом продолжилось 8 сентября. Несмотря на дождливую погоду, тысячи людей стекались к лавре. «Никакой храм по своим размерам не в состоянии был бы вместить всех желающих войти в него, – сообщали газеты, – а потому очень многие возвращались, не проникнув в церковь».
Вот, как по описаниям прессы, выглядело место прощания с телом Столыпина. Трапезная церковь «просторная без колонн, византийского стиля… с небольшим круглым куполом, опоясанным одними окнами под сводами, вся покрыта сверху до низу стенной живописью, умеряющей темными фонами яркость света от окон. Перед белым мраморным иконостасом с золотым широким карнизом на средине храма, перед Царскими дверями, на возвышении стоит гроб с телом Министра. Четыре высокие свечи по сторонам, пятая перед алтарем, у аналоя перед иконой. Масса венков образует как бы благоухающий холм из живых цветов, серебра и металла. Справа и слева от этого холма стоит почетное дежурство при гробе, десять человек – по пяти с каждой стороны… На правой стороне черная группа траурных одежд – семья и родные покойного и ближе к дверям группа сановников военных и гражданских… Напротив них церковь заполнена белыми и серыми кителями и мундирами военных и гражданских чинов. Перед гробом дьякон в белом стихире читает псалтырь».
Возле гроба несколько раз совершались панихиды.
Фото: Столыпин
9 сентября, в день похорон, по сообщениям газет, в Киеве «серое пасмурное утро. Флаги на консульствах приспущены. Со стороны Лавры мчатся автомобили и вереницей движутся экипажи. Для желающих не хватает мест в вагонах трамвая. Они целым потоком направляются в Лавру… Около великих ворот образовалась огромная толпа, заполнившая всю площадь и Трапезную церковь». Люди уже не могли быть допущены в саму церковь, но там непрерывно продолжалось возложение венков.
Для участия в похоронах прибыли министры, члены Государственной думы (за исключением левой оппозиции и крайне правых) во главе с ее председателем М.В. Родзянко, многие члены Государственного совета, высшая военная и гражданская администрация края, представители армии и флота, церковные деятели. Особу царя, по его велению, представлял киевский, волынский и подольский генерал-губернатор Ф.Ф. Трепов. Сам император на погребении не присутствовал, он простился с телом 6 сентября и отбыл из Киева. Из рук в руки переходил подписной лист, который быстро покрывался подписями сановников и общественных деятелей, жертвовавших значительные суммы на памятник Столыпину (установленный в 1913 году он был снесен в 1917).
В 10 часов началась торжественная заупокойная литургия, которую отслужил высокопреосвященный Флавиан – митрополит Киевский и Галицкий. Речи произнесли протоиерей Г.Я. Прозоров, епископ Холмский Евлогий, возложивший к гробу восьмиконечный крест из живых цветов с надписью: «Благодарная крестоносная Холмская Русь самоотверженному борцу и страдальцу за великую неделимую Россию». Обращаясь к лицу почившего, он назвал Столыпина крестоносцем, несшим крест «духовного возрождения России на родных исторических началах». Слово произнес настоятель Сретенской церкви протоиерей Климент Чемена.
Фото: Столыпин
В 1 час 50 мин. началось погребение. «Раздался унылый, щемящий душу, погребальный перезвон колоколов. Многочисленная публика, стоявшая в лаврском дворе, обнажила головы. Настал момент выноса тела усопшего из церкви к месту вечного его упокоения». Из храма стали выходить депутации, несшие венки. Послышалось пение «Святый Боже». По команде жандармы обнажили шашки. Полились звуки молитвы «Коль славен», исполняемой военным оркестром, и загудели лаврские колокола, сливаясь в какой-то общий могучий стон. За певчими из храма последовал в белых ризах попарно длинный ряд священников и иеромонахов; за ними несли на бархатных подушках ордена покойного, а далее следовали архимандриты, митрофорные протоиереи, епископы и высокопреосвященный митрополит Флавиан. Раздалась команда «на-караул». В этот момент из храма вынесли гроб, за которым шла вдова Столыпина, его дети, брат.
Фото: Столыпин
Процессия направилась к северной стене Трапезной церкви, где рядом с могилами Кочубея и Искры, казненными в 1708 г. Мазепой, была вырыта глубокая могила и сооружен склеп. После литии, в начале 3-го часа дня, прах Столыпина был опущен в могилу. Стоявший за стенами лавры сводный эскадрон жандармов дал три ружейных залпа. Когда склеп был заделан, окружавшие могилу люди начали медленно расходиться.
Фото: Столыпин
На могилу сначала поставили зеленый восьмиконечный крест с табличкой с именем и датой смерти. В октябре 1911 г. сообщалось, что на могиле Столыпина будет построена открытая сень в стиле лаврской Трапезной церкви.
Фото: Столыпин
Итсорию появления надгробия и его дальнейшую судьбу описала сотрудница Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Алла Егоровна Бартош, заведующая сектором научно-исследовательского отдела истории Киево-Печерской Лавры и ее художественного наследия
5 сентября 1912 г., с разрешения и по благословению Святейшего Синода, на могиле П. А. Столыпина установили надгробный памятник и металлическое ограждение. Чин освящения памятника совершил Высокопреосвященнейший Платон, архиепископ Алеутский и Североамериканский.
С согласия жены Столыпина — Ольги Борисовны — надгробный памятник из лабрадорита изготовили в скульптурной мастерской итальянского подданного К. О. Гвиди. Он имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и Их Императорских Высочеств Великих князей».
По проекту 1912 г. на надгробном кресте планировалось разместить мозаичное изображение Спасителя. Мозаику должен был выполнить художник В. А. Фролов по рисунку В. М. Васнецова. Ко времени установки памятника проект осуществить не успели, поэтому временно установили икону «Сошествие Спасителя во ад», а перед ней — массивную лампаду. Для установки лампады московская фабрика товарищества по производству серебряных и золотых ювелирных изделий «П. Хлебников, сыновья и К°» 3 августа 1912 г. отправила в Киев мастера Ивана Егорова.
Плакат над могилой Столыпина «Монахи, попы, раввины — агенты царизма»
Фото 1920-х годов
24 мая 1917 г. толпа солдат пыталась осквернить могилу Столыпина. Они сорвали прикрепленные к памятнику иконы «Сошествие Спасителя во ад» и «Воскресение Христово», а также лампаду, но надгробие осталось неповрежденным. В последующие годы на могиле неоднократно появлялись антистолыпинские надписи.
Руины Успенского собора. Фото 1942 г.
3 ноября 1941 г. немцами на территории Лавры был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), но надгробный памятник Столыпину, находившийся напротив собора, уцелел, несмотря на мощный взрыв, повредивший и Трапезную церковь. Во время немецкой оккупации, в первых числах августа 1943 г., с могилы исчезла бронзовая надгробная доска с изображением в ее верхней части Голгофского креста и надписью: «5 сентября 1911 года. Петр Аркадьевич Столыпин».
В Центральном Государственном архиве высших органов власти Украины удалось найти документ, подписанный в 1954 г. заместителем министра культуры УССР Я. Сирченко: «На территории Киевского государственного заповедника-музея Киево-Печерская Лавра находится захоронение душителя первой русской революции черносотенца Столыпина. В связи с тем, что эта могила расположена в центральной части ансамбля памятников заповедника, рядом с могилами известных украинских патриотов В. Кочубея и И. Искры, она мешает проведению целенаправленной экскурсии по заповеднику. Министерство культуры УССР считает необходимым нивелировать могилу Столыпина (согласно профилю территории заповедника, а надгробную плиту и крест снять и просить на это Вашего разрешения)». Это письмо было отправлено на имя заместителя председателя Совета Министров С. Гречухи.
Есть версия, что могила была демонтирована в 1962 году. По сведениям киевского историка и писателя Сергея Смолянникова, в марте 1962-го по каналам советской разведки Хрущеву поступила информация, что в Киев должны прибыть американские туристы — семейство фон Бок, старшая дочь Столыпина Мария (1885-1985, похоронена в Санкт-Франциско) с 1909 года была замужем за морским атташе российского посольства в Берлине Борисом Ивановичем фон Боком, у них была приемная дочь Екатерина. Все это, по мнению Хрущева, должно было стать политической провокацией на фоне 100-летия со дня рождения Столыпина. Кстати, день рождения Столыпина (по н.ст) и самого Никиты Сергеевича приходятся на один день — 14 апреля. Решение было в «хрущевском стиле» — надгробие снять, могилу заасфальтировать, а американским туристам объявить, что на территории Киево-Печерской лавры могилы Столыпина нет… Что и было исполнено. Место захоронения Петра Аркадьевича — кирпичный склеп — покрыли асфальтом. Металлическое ограждение перенесли на соседнее захоронение Искры и Кочубея. Разрушенное надгробие более трех десятилетий лежало на первом ярусе Большой лаврской колокольни. Никаких документов относительно этого варварства не существует, все было решено по «телефонному праву» .
Парадный портрет П.А.Столыпина.
И.С.Глазунов. 2002. Масло, холст, 2×3м.
Фонд изучения наследия П.А. Столыпина
Восстановлена могила Столыпина во многом благодаря И.С. Глазунову, выставка произведений которого открылась в Киеве в феврале 1989 г. После посещения места захоронения Столыпина художник, испытывающий уважение к личности великого реформатора России, обратился к первому секретарю ЦК Компартии Украины С.И. Гуренко, и тот дал указание администрации Киево-Печерского заповедника вернуть надгробие на могилу.
Многотонная плита и крест были возвращены на свое законное место. Были заново изготовлены утраченная бронзовая чеканная плита и металлическое ограждение. Согласно документам, хранящимся в ЦГАКФФД Украины имени Г. С. Пшеничного, проект восстановления в 1990 г. выполнила Укрпроектреставрация. Тогдашний главный архитектор заповедника А. В. Ситкарева отмечала, что при установлении в 1990 г. надгробия Столыпину обнаружили, что своды склепа-могилы не были повреждены в 1960-х гг. во время демонтажа памятника. Надгробие-памятник был вновь установлен непосредственно над склепом-могилой П. А. Столыпина.
Нынешний облик памятника полностью соответствует историческому оригиналу. Это подтверждают фотодокументы 1911-1950-х гг. из ЦГАКФФД Украины им. Г. С. Пшеничного.
Так к 80-й годовщине гибели П. А. Столыпина памятник был восстановлен за счет государственных средств.
Могилу П. А. Столыпина в мае 1994 г. посетил его внук Дмитрий Аркадьевич Столыпин. Он отметил, что памятник выглядит таким, каким привыкли его воспринимать члены семьи Столыпиных еще с дореволюционных времен, но нуждается в реставрации.
Действительно, надгробный крест треснул, чтобы удержать обломки, его периодически косметически реставрируют то песком и сажей, то черным воском, что нельзя считать полноценной мерой. Лабрадорит активно нагревается от солнечных лучей, и в условиях местного климата идет его дальнейшее разрушение. В настоящее время не утихают споры о замене надгробного креста. Есть мнение, что его нужно заменить на бронзовый, другие возражают, что это уже будет не аутентичный крест.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918)
Последний приют на территории Киево-Печерской Лавры нашел еще один почетный член Императорского Православного Палестинского Общества — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Василий Никифорович Богоявленский, 1848-1918).
На Киевскую кафедру митрополит Владимир был назначен в 1915 году. Он был наместником Киево-Печерской Лавры и жил на ее территории.
После начала гражданской войны и захвата города большевиками в Киеве происходили беспорядки.
25 января / 7 февраля 1918 года пять вооруженных людей (установлена личность лишь одного из них — отставного петлюровского солдата) ворвались в покои митрополита Владимира. Предположительно с целью ограбления и подстрекаемые некоторыми послушниками Лавры, которые поддались на большевистскую пропаганду и жаловались на притеснения. В покоях над владыкой издевались, душили цепочкой от креста. Затем вывели за стены Лавры и расстреляли.
Найденное братией тело мученика было обезображено большим количеством колотых и огнестрельных ран. 29 января (ст. ст.) тело митрополита было перенесено для отпевания в Великую Успенскую церковь Лавры.
Похоронен митрополит Владимир был в Крестовоздвиженском храме на территории Ближних пещер Киево-Печерской лавры.
Место кончины митрополита, в 150 саженях от ворот Лавры, стало посещаться богомольцами. Вскоре на этом месте был установлен деревянный крест.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 г. прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников, установив празднование Собора новомучеников и исповедников Российских — российских святых XX века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного».
В ночь с 26 на 27 июня 1992 года мощи священномученика Владимира были извлечены из склепа и после облачения перенесены для отпевания в Трапезную церковь. По свидетельству очевидцев в момент обретения мощей над Крестовоздвиженским храмом стояло багровое облако, которое сначала приняли за отсвет пожара. В настоящее время мощи находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Литература
1. А.Е. Бартош. Петр Столыпин. 100 лет со дня смерти. 16 сентября 2011 г. Электронный ресурс: Киевский православный портал
2. В.В. Вострикова. Похороны Столыпина. Электронный ресурс: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина
3. С.Смолянников. Не подлежит забвению… или тайна могилы Столыпина. Сетевой литературно-исторический журнал «Великороссъ». 17 апреля 2012 г.
4. В. Головин. Воспоминания участников обретения мощей священномученика Владимира. Православие в Украине. 26 июня 2012 г.
ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.
В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе и гроб, устроенный в углублении южной стены его церкви. Под верхней доской с изображением лика святого угодника Божьего внизу находится небольшое отверстие, через которое можно видеть могилу, 17 лет хранившую нетленные останки святого. Потом могила была раскопана руками блаженного Нестора, и останки преподобного Феодосия были перенесены в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры.
Дальние пещеры находятся на расстоянии 100 саженей от Ближних, и ведет к ним через сад деревянная галерея, оканчивающаяся небольшой площадкой, на которой расположена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1696 году на том месте, где раньше стояла деревянная церковь, сооруженная преподобным Феодосием.
В этой церкви почивают нетленные мощи преподобного Лонгина, вратаря Печерского (стражника при вратах), который за свою особую святость и великое послушание стяжал дар прозорливости. Он видел все помыслы и намерения людей и, сидя при вратах монастырских, пристально наблюдал за входящими в обитель: добрых одобрял и ободрял все их намерения, злых — укорял и обличал, а потом направлял на путь добродетели. Но еще больше преподобный Лонгин следил за входящими в свою душу помыслами и во все дни заботился о том, чтобы вступить в единение с Богом и войти в Царствие Небесное.
Над самым входом в пещеру в XIX веке была построена церковь во имя Зачатия Святой Анны, возведенная на месте обветшавшей, сооруженной еще преподобным Варлаамом. Из Зачатьевской церкви устроен вход в пещеру, которая, спускаясь ступенями с вершины холма, приводит в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Святынями ее являются мощи святых угодников Божьих, мироточивые главы неизвестных по имени святых и три церкви, устроенные в разных местах пещеры. При входе в нее через башню паломники поклоняются нетленно почивающим мощам, среди которых мощи:
Преподобного священномученика Лукиана, в 1243 году пострадавшего от войск хана Батыя, как говорится в надписи на одной древней доске. Больше о преподобном Лукиане ничего не известно.
Преподобного Лаврентия, затворника, который возненавидел суету мирскую и захотел удалиться в темную пещеру, чтобы постом и молитвой сподобиться общения с миром ангельским.
Преподобного Мартирия, диакона, который за свою великую чистоту и постнические подвиги получил от Бога дар чудотворения, так что при жизни многие обращались к нему за помощью в своих делах и нуждах.
Преподобного Илариона, схимника, который, как полагают, и был тем пресвитером из церкви села Берестова, кто первым выкопал на холме пещеру, а потом стал митрополитом Киевским — первым из русских, а до того времени митрополитами были все греки. Это был пастырь благочестивый и просвещенный, а написанное им «Слово о законе и благодати» является первым дошедшим до нас авторским произведением древнерусской литературы. Оно представляет собой праздничную пасхальную проповедь, в которой митрополит Иларион живо, глубоко и с теплотой изъясняет превосходство Нового Завета, как завета всеобъемлющей спасительной благодати, дарованной людям Иисусом Христом; потом с радостным умилением изображает торжество Христовой веры в земле Русской и прославляет великого князя киевского Владимира.
Преподобного Феодора, князя Острожского. После многих трудов и подвигов Федор Данилович оставил прелесть и славу земного мира и принял святое иночество, отличался смирением и безмолвным подвизанием.
Преподобного Феофила, последнего епископа вольного Новгорода. Во время смут он постоянно призывал горожан не изменять православию и не отдаваться под власть литовцев, а также призывал примириться с великим князем московским Иваном III. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника, волновала вече и народ, и в 1487 году епископ Феофил был посажен в Чудов монастырь, где он тяжело заболел. По преданию, во сне увидел Святого Нифонта, епископа Новгородского, который сказал ему: «Ты обещал поклониться святым печерским чудотворцам и не исполнил этого. За то Господь сократил годы твоей жизни. Разве ты не знаешь, что не исполнивший обета, данного Богу, не увидит лица Божия!»
Проснувшись, святой Феофан немедленно отправился в Киев, но болезнь продолжала преследовать его в пути. Он уже достиг берегов Днепра и неподалеку от города получил от Господа откровение, что не доберется живым до желанных пещер, и только тело его упокоится здесь. Святое тело усопшего архиепископа приплыло к Печерскому монастырю и было погребено в Дальних пещерах.
В Дальних пещерах покоятся и мощи преподобного Григория, чудотворца, отличавшегося подвигом воздержания и постничества. Пищей ему всю жизнь служило невареное зелье, а питьем — вода. День и ночь он проводил в молитве и своей праведной жизнью сподобился от Бога дара чудотворения: все больные, которые вкушали приготовленное им зелье, тут же исцелялись.
Преподобного Ипатия, целебника, весь день трудившегося на послушании монастырском, а ночью стоявшего на молитве. Вкушал он только хлеб и воду (и то в малых количествах) и очень мало спал. От Господа он получил благодатный дар исцелять возложением рук на больного.
Преподобного Моисея, чудотворца, умерщвлявшего плоть свою постом и молитвой. Собственными руками он сделал железный пояс и крест и носил их на своем теле. Любимым его ежедневным подвигом были бесчисленные коленопреклонения, от которых он просветился душой и получил от Господа дар чудотворения.
Преподобного Нестора некнижного, названного так для отличия от Нестора-летописца. Оставив мир с его суетными страстями и заботами, Нестор некнижный усердно служил Господу, никогда не дремал, а молясь, всегда старался мыслить только о Боге. За это удостоился во время богослужения видеть Господа Иисуса Христа со святыми ангелами и получил откровение о своей кончине.
Преподобного Памвы, затворника, которого еще называли Послушливым. По преданию, он был в плену у язычников, где пострадал за веру Христову. Язычникам он говорил: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа истинного — всемогущего Бога, который сотворил небо и землю и может избавить меня от рук ваших молитвами Печерских старцев». И действительно, ангел Божий чудесным образом освободил преподобного Памву от цепей и перенес живым и здоровым в его келью. После этого преподобный заключился в затвор, чем и угодил Господу своим благочестивым житием.
Преподобный Софроний, затворник, ежедневно носивший на себе власяницу и железный пояс Он выучился грамоте уже в зрелом возрасте и потом ежедневно прочитывал всю Псалтирь.
Преподобный Мардарий, затворник-нестяжатель. Кроме поста, молитв и послушания, он еще особенно подвизался в нищете и нестяжательстве. В келье его не было ни одной вещи, кроме одеяния, которое преподобный Мардарий носил на себе.
Преподобного Амона, по благословению игумена Печерского путешествовавшего на святую Афонскую гору и в святой град Иерусалим. Вернувшись оттуда, он жил в затворе так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец иноческой жизни. Преподобной Амон заботился только о приобретении богатств нетленных и, затворившись в пещере, своими подвигами разрушал все козни бесовские.
В церкви Благовещения почивают мощи Преподобного Евфимия, схимника, жившего в безмолвии в подражание добродетелям великих святых. Часто с величайшим благоговением приносил он бескровную жертву и своими молитвами достиг духовного общения с ангелами. Потом принял великую схиму и предался совершенному безмолвию, только для молитвы и скудной пищи отверзая уста свои. За благочестивые подвиги Бог удостоил преподобного Евфимия райской сладости и славословия на небе, где он о нас молит милосердного Бога.
Преподобного Вениамина, из богатых купцов, который обратился к иноческим подвигам, размышляя над словами Священного Писания «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное». Отнеся данное изречение прямо к себе, он раздал все свое имущество в храмы Божий и нищим, а сам постригся в Печерском монастыре и до конца дней своих угождал Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием, за что получил от Всевышнего венец славы вечной.
Преподобного Тита, который сначала был воином и отличился во многих сражениях. Но получив опасную рану в голову, он оставил воинскую службу и поступил в Печерский монастырь, где до конца жизни оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Господа прощение.
В церкви преподобного Феодосия почивают:
Преподобный Макарий, диакон, еще в юности избранный Богом на служение Ему и призванный на житие иноческое. Оставляя детские игры и забавы, он хранил молчание и воздерживался в пище, как муж совершенный, хотя был еще отроком. В детстве он сильно болел, но Господь исцелил Макария, и родители отдали его в Печерский монастырь. Преподобные отцы полюбили его за кротость и смирение, научили читать и всяким иноческим добродетелям.
Преподобный Пимен, постник, который днем молол зерно в жерновах, носил дрова для всей братии, а ночью молился. Хлеб он вкушал только один раз в неделю (и то очень мало), но никогда не ослабевал от поста и труда.
Неподалеку от кельи преподобного Феодосия находится часть мощей святого младенца — одного из детей, убитых по повелению царя Ирода при Рождестве Спасителя. Эта святыня была привезена в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном.
Здесь же покоятся мощи преподобного Силуана, схимника, ревностно заботившегося о чистоте душевной. Плоть свою он изнурял постом, а душу очищал молитвой и однажды молитвой даже связал хищников в своем огороде. Злобные же соблазны духовных воров он предвидел заранее и отражал их козни не только от себя, но и от других.
В Дальних пещерах покоятся останки легендарного Ильи Муромца, которого многие из нас воспринимают только как былинного богатыря. В действительности же Илья из города Мурома жил в XII веке. Совершив множество ратных подвигов, он на склоне лет нашел тихое пристанище в обители Киево-Печерского монастыря, где вел размеренный образ жизни и замаливал свои грехи. По версии кандидата географических наук С. Хведчени, Илья Муромец умер в 1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город был взят приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграблены, все церковные ценности расхищены, а большая часть Киева сожжена. Враги безжалостно расправлялись с жителями, не щадя ни старцев седых, ни детей малых. Конечно же, славный богатырь Илья Муромец не мог оставаться в стороне от битвы, вновь ему пришлось взяться за оружие, и немало противников положил он в том бою, но и сам был смертельно ранен. После смерти он был погребен в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, где и сейчас покоятся его мумифицированные останки.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Немецкая классическая философия. Маркс.
Стр 1 из 2
Вопросы по философии НТК 2 семестр 1 курс
Мировоззрение
— Устойчивая система взглядов на мир в целом, определяющая жизненную стратегию, — это
· мировоззрение
— Мировоззрение – это способ самоопределения человека в мире
· совокупность взглядов, идей, принципов
— Мировоззрением чаще всего называют взгляд на мир и мироотношение человека, который
· целостен и обусловлен системой жизненных ценностей
— Форма мировоззрения, включающая в себя, прежде всего, повседневный опыт людей –
· жизненно-практическая
— Хронологический порядок появления исторических типов мировоззрения:
· 1- мифология, 2- религия, 3- философия
— Форма общественного теоретического сознания, обосновывающая политические программы действий
· идеология
— К древне-историческим типам мировоззрения относятся:
· философское / мифологическое / религиозное
·Мироосмысление, характеризующееся целостностью, синкретичностью, образностью, нерасчлененностью естественного и сверхъестественного –
· миф
·Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной» и потусторонний – трансцендентный, это …
· религия
·Самой ранней мировой религией является
· буддизм
— Хранительницей(-лем) вневременных ценностей и в наше время продолжает оставаться
· религия
— Сциентизм — мировоззренческая позиция, исходящая из убеждений, что:
· рано или поздно наука все объяснит / наука превыше всего
— Всякая философия отличается от мифологии и религии своим наглядно-образным
· рационально-теоретическим подходом к миру
— Философия преимущественно ищет решение своих проблем при помощи
· рациональной аргументации
— Ядром традиционной профессиональной философии является
· онтология и теория познания
— Онтология — это учение о
· бытии
— Онтология есть философское учение о
· бытии
— Предметом гносеологии является(-ются)
· возможности и процесс человеческого познания
— Социальная философия изучает
· законы общества и его и исторические формы
— Формальная логика — раздел философии, связанный с
· познанием всеобщих законов, принципов и правил мышления
— Философская наука о нравственных аспектах человеческого бытия
· этика
— Философская диалектика — это
· метод, основанный на принципе противоречивости сущего
— Метод и учение о развитии и совпадении противоположностей
· диалектика
— Философская дисциплина о ценностном мироотношении человека –
· аксиология
— Философия с древнегреческого переводится как …
· любовь к мудрости
Структура философии: учение о бытии – онтология, учение о познании – гносеология, учение о морали – …
· этика
— Тенденция сводить все законы природы к законам механики называется ..
· механицизм
— Современные концепции возникновения философии:
· мифогенная / социогенная / гносеогенная
— Время возникновения философии – вв. до н. э.
· IV — V
— Слово «философия» ввел
· Пифагор
— Основные этапы исторического развития европейской философии –
· Античность, Средневековье, Новое время, Новейшее время
— Философия – это
· система теоретических воззрений на мир и место в нем человека
— До середины ХIX в. царило общее убеждение, что философия
· царица наук
— Философским может быть назван вопрос
· «Как отличить истину от заблуждения?»
— Характерной чертой философских проблем является их бесполезность для жизненного опыта
· принципиальная открытость
— Философия отличается от религии тем, что
· познавательная функция для нее является ведущей
— Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют
· диалектическим
— Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в …
· потустороннем мире
— Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом –
· философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения, разрабатывает его общетеоретические основы
— Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе
· Священного Писания
-В искусстве, в отличие от философии, опыт транслируется в
· образах
— Понятие «универсум» в философии обозначает
· неразрывное единство предметного и духовного мира человека
— В философии под субъектом в широком смысле понимается абсолютный разум
· человек
— Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями … материализма.
· исторического
— Для научной картины мира характерно
· истинное знание причин
— Роль философии в научном познании сводится к
· методологии научного познания
— Функция философии «подвергать все сомнению» именуется
· критической
— Философия, рекомендующая каждому человеку в любой области жизни и деятельности следовать положительным нормам и идеалам нравственности, выполняет … функцию.
· воспитательную
— Вопросы: существует ли мир сам по себе или он существует от Бога; что лежит в основе изменений, происходящих в мире; каковы основные законы и движущие силы его развития, относятся к
· онтологии
— Философское учение о ценностях и их природе называется
· аксиологией
— Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть
· история философской мысли
— Философская антропология – это философское учение о
· человеке
— Гносеология – это философское учение о
· познании
— Постижением процесса общественной жизни занимается
· социальная философия
— Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть
· этика
— Вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?», приналежат
· И. Канту
-Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется
· идеализмом
— Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек-мир» является отличительной особенностью
· философии
— Термин «философия» по-русски означает
· любовь к мудрости
— Философские проблемы характеризуются как
· «вечные»
— Субстанция – это синоним материи
· нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
— Отношение, определяющее специфику предмета философии
· человек—мир
Функции философии
— Функция философии формировать целостную систему взглядов человека на мир называется
· мировоззренческой
— Базовая функция философии – …
· мировоззренческая
- Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет … функция философии.
· мировоззренческая
-Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется
· прогностической
— … функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.
· Прогностическая
— Функция философии выявлять наиболее общие законы природы и общества называется
· теоретической
-Гносеологическая функция философия состоит в том, что философия
· накапливает, обобщает и транслирует новое знание
-Гуманистическая функция философии состоит в ее предложении
· совершенствовать и возвышать человека
— Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет … функцию.
· гуманистическую
-В высказывании Платона «Под действием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о … функции философии.
· гуманистической
— Аксиологическая функция философии состоит в том, что она
· способствует формированию у человека представлений об основных ценностях
Античная философия
— Автор слов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» – …
· Протагор
— Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли
· Платон и Аристотель
— Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является
· Зенон Элейский
— Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был
· Пифагор
— Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ –
· Фалес
— Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла
· в Древней Греции
— Античная философия включает в себя … философию.
· древнегреческую и древнеримскую
— Античная философия включает в себя … философию.
· древнегреческую и древнеримскую
— Первоначалом сущего считал огонь
· Гераклит
— Первоначалом сущего считал воду
· Фалес
— Первоначалом сущего считал воздух
· Анаксимен
— Первоначалом сущего считал атомы
· Демокрит
— То, что вода является первоначалом , утверждал
· Фалес
— Идея тождества бытия и мышления принадлежит
· Пармениду
— То, что первоначалом является огонь, утверждал
· Гераклит
— Понятие «Логос» ввел в философию
· Гераклит
— Изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» принадлежит
· Гераклиту
— Согласно Пармениду бытие есть
· то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
— Элеаты утверждают, что изменение невозможно
· логически
— Основные тезисы философии Парменида – это тезисы:
· Бытие мыслимо
— Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию древнегреческий философ
· Парменид
— Первая древнегреческая философская школа –
· Милетская
— Первым обратился к онтологической проблематике
· Парменид
-Первых греческих философов интересовала прежде всего проблема
· первоначала космоса
— Автор изречения «Все течет и все изменяется»
· Гераклит
— Рационалистическая нерелигиозная философия берет начало в
· Древней Греции
— Школой древнеиндийской философии является
· веданта
-Основатель даосизма
· Лао-Цзы
— Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит
· Платону
— Античный философ … связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.
· Сократ
— Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил
· Сократ
— Выдающийся ученый и мыслитель Античности, создатель «Ликея» –
· Аристотель
— Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как
· объективный идеализм
— Основными представителями классического периода Античной философии были
· Платон и Аристотель
— Автор изречения «Платон мне друг, но истина дороже»
· Аристотель
— Высказывание «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» принадлежит
· Сократу
— В философии Платона Демиург творит космос в соответствии с
· вечными и неизменными образцами
— Учение о познании как припоминании принадлежит
· Платону
— Учение о двух мирах: мире вещей и мире идей принадлежит
· Платону
— В философии Аристотеля основой и начальным моментом познания является
· чувственное восприятие
— Античный философ, который связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма – это
· Сократ
-Создателем учения об «идеальном государстве» был
· Платон
— Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем
· Сократа
— С именем Аристотеля связано построение
· теории логики
— Истинное бытие по Платону –
· это мир эйдосов (идей)
— Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в
· Афинах
— То, что познание бытия тождественно познанию начал и причин, утверждал
· Аристотель
— Философия возникла в
· античности
Средние века
— Учение о конце мира – …
· эсхатология
— Особенностью средневекового стиля мышления является
· теоцентризм
— Теоцентризм – мировоззрение, исходящее из представления о главенстве
· Бога
— Креационизм – это концепция, утверждающая, что Бог создал мир из
· ничего
— Основной чертой философии Средних веков является
· теоцентризм
— Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, полагающего в качестве бытия и субъекта
· Бога
— Мировоззрение мыслителей Средневековья формировалось под влиянием
· Христианства
— Средневековая философия была «служанкой»
· богословия
— Учение о Боге – …
· теизм
— Способ философствования, признающий источником всякого бытия, блага и красоты Бога
· теоцентризм
— Учение о сотворении мира Богом из ничего называется
· креационизмом
— Автор произведения «О Граде Божьем» – …
· Августин
— Оправдание Бога – …
· теодицея
— Выдающимся представителем этапа патристики является
· Августин Аврелий
— В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о
· свободе воли человека
— Философ Августин принадлежит к этапу развития Средневевековой философии
· патристика
— Самое известное произведение св. Августина называется
· «Исповедь»
— Проблема поиска источника зла в философии Средних веков получила название
· теодицея
— Согласно христианскому учению, познание Бога необходимо для
· спасения
— Основу средневековой онтологии составляет концепция
· творения
— Автор произведения «Сумма теологии» – Фома …
· Аквинский
— Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, т.е. общих понятиях, разделили их на два основных лагеря –
· реалистов и номиналистов
— Средневековое учение о том, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе, называется …
· реализм
— Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность
· совпадают в Боге
— Пять доказательств бытия Бога сформулировал
· Фома Аквинский
— Онтологическое доказательство бытия Бога разработал
· Ансельм Кентерберийский
— Проблема универсалий разрабатывалась в период развития философии Средних веков
· схоластика
— Термин «универсалия» означает
· общее понятие
— Согласно номинализму подлинной реальностью обладает(-ют)
· единичные вещи
— Согласно реализму подлинной реальностью обладают
· общие понятия
Возрождение и Новое время
— Время возникновения культуры Возрождения – … век.
· XIV
— Учение, отождествляющее Бога с природой – …
· пантеизм
— Учение, признающее Бога творцом мира, но отрицающее его участие в жизни общества –
· деизм
— Один(-на) из предпосылок возникновения Возрождения –
· высокий уровень урбанизации
— Философское учение, отождествляющее Бога и природу называется …
· Пантеизм
— Благородство человека, согласно гуманистам эпохи Возрождения, определяется
· личными заслугами
— Возрождение как движение в европейской культуре возникает в
· Италии
— Человек объявлен главной и высшей ценностью в философии
· Ренессанса
-Эпоха частичного восстановления идеалов античной культуры есть эпоха
· Возрождения
— Для эпохи Возрождения характерен
· антропоцентризм / гуманизм
— Родина европейского Возрождения –
· Италия
— Хронологические рамки эпохи Возрождения – … века.
· XIII – XVII
— Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения:
· гуманизм / антропоцентризм
— НЕ являются представителями философии Возрождения:
· Паскаль / Августин / Руссо
— Макиавелли принадлежит авторство произведения
· «Государь»
— Правило: «Цель оправдывает средства» предложил в эпоху Возрождения
· Макиавелли
— Для эпохи Возрождения характерен
· антропоцентризм
— Ренессансные философы понимали человека как
· творца / художника
— Философия природы – …
· натурфилософия
— Человек и природа как единое, гармоничное целое рассматривались в эпоху
· Возрождение
— Н. Макиавелли утверждал, что … оправдывает средства.
· цель
— Сторонники идеи бесконечности Вселенной:
· Коперник / Кузанский / Бруно
— Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется
· антропоцентризм
— Учение, отождествляющее Бога и мир, называется …
· пантеизм
— Социально-этические учения Возрождения о разумном и справедливом устройстве общества объединяются общим названием утопический …
· социализм
— Система воззрений, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу и развитие своих способностей, называется …
· гуманизм
— Тип мировоззрения, утвердившийся в культуре Возрождения, называется …
· гуманизм
— Философия пантеизма объединяет и отождествляет
· Бога и природу
— Философское учение, утверждающее слияние природы и Бога
· пантеизм
— Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в
· трактате «Государь»
— В основе натурфилософии Возрождения лежит
· пантеизм
— Процесс освобождения общественной мысли от влияния церкви – …
· секуляризвция
— Движение за обновление католической церкви
· реформация
— Главной целью Реформации XVI в. являлось(-ась)
· преобразование католической церкви
— Процесс освобождения всех сфер общественной жизни и личности от религиозного влияния называется …
· секуляризация
— Светская мировоззренческая позиция Ренессанса, противостоящая схоластике и духовному господству церкви –
· гуманизм
— Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
· нового времени
— Главной характеристикой человека философы Нового времени считали
· способность разумно преобразовывать мир
-Основоположник гелиоцентрической картины мира – …
· Коперник
— Основатель гелиоцентристской астрономии
· Коперник
— Ф. Бэкон утверждал, что главная цель науки – это
· общественная польза и улучшение жизни людей
— Представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Земля, называется …
· гелиоцентризм
— Родоначальником либерализма в философии Нового времени является
· Джон Локк
-Субстанция – это …
· нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
— По Декарту, всякое познание начинается с …
· сомнения
— Автор «Душа при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»)
· Локк
-Бэкон утверждал, что научный метод должен опираться на
· индукцию
— Согласно Ф. Бэкону, эмпирическое знание предполагает
· опыт, опирающийся на эксперимент
— Утверждение «знание – сила» принадлежит
· Бэкону
-Утверждение «Во всем следует сомневаться» принадлежит
· Декарту
— Декарт утверждал
· «Я мыслю, следовательно, существую»
-Учение, утверждающее, что в основе познавательной деятельности лежит опыт –
· эмпиризм
— Учение, утверждающее, что научное познание осуществляется рациональными методами
· рационализм
— Метод познания от частного к общему – …
· индукция
— Метод познания от общего к частному – …
· дедукция
— Учение, признающее что познание начинается с ощущений – …
· сенсуализм
— В своих онтологических воззрениях Декарт исходил из принципа
· дуализма
— Декарт считал, что атрибутом материальной субстанции является
· протяженность
— Согласно Декарту, атрибутом духовной субстанции является
· мышление
— Автор изречения: «Я мыслю, следовательно, существую» –
· Декарт
— О естественном состоянии общества как «войне всех против всех» учил
· Гоббс
— Основоположниками теории общественного договора были:
· Т. Гоббс / Дж. Локк
Немецкая классическая философия. Маркс.
-Автор «Критики чистого разума» –
· Кант
-Исследованием вопросов естествознания Кант занимается в период своего творчества, который носит название
· «Докритический»
-Кантовский вопрос «что я могу знать?» получает свой ответ в
· Критике практического разума»
— Априорные формы – это принципы, … опыта.
· изначально независимые от
-Согласно Канту, источником наших представлений о мире является
· вещь-для-нас
-В философии Канта вещь-в-себе
· непознаваема
— В творчестве Канта выделяются периоды
· докритический и критический
— До опытный – …
· априорный
— Следующий из опыта – …
· апостериорный
— Согласно Канту, «логическая связь между понятиями» – это
· суждение
— В философии Канта то, что предшествует всякому опыту и является безусловно независимым от него, называется
· а priori
— Согласно Канту, синтетические суждения – это те, которые
· формируются на основании опыта и описывают его
— В философии Канта рассудок судит посредством
· чистых рассудочных понятий
— В философии Канта правила рассудочной деятельности, которые определяют нашу способность суждения – это
· основоположения
-Вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» принадлежат
· И. Канту
-В философии Канта основоположение, которое показывает, что существует трансцендентальный механизм, который позволяет нам мыслить, носит название
· «Трансцендентальное единство апперцепции»
— Согласно Канту метафизика
· возможна как природная склонность
— В философии Канта в основании человеческой нравственности лежит идея
· свободы
-Разум, создающий принципы и правила морального поведения, Кант называет
· «Практический разум»
-Кант предложил следующее обоснование существования Бога –
· моральное обоснование
— Нравственный поступок, согласно Канту, определяется
· автономной доброй волей
— Канту принадлежит высказывание
· «Я ограничил знание, чтобы освободить место вере»
— Учение Канта о границах человеческого разума относится к
· немецкому идеализму
-Родоначальник немецкой классической философии
· Кант
-Учение о непознаваемых «вещах в себе» создал
· Кант
-Первый период философской деятельности Канта называется
· докритический
— Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными
· Гегелем
— Все мировое развитие Гегель представил как развитие … Духа.
· абсолютного
— Гегель считал, что ступенями развития абсолютного духа являются:
· Искусство/религия/ философия
— Метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности – …
· диалектика
— Проявлениями объективного Духа, по Гегелю, являются:
· семья / государство /мораль / право /гражданское общество
— Слова Гегеля «Разум есть душа мира» означают
· Разум есть основа всего сущего
— Смысл тезиса Гегеля «Все, что разумно, действительно» –
· Все, что действительно, разумно
— Произведение «Наука логики» написано
· Гегелем
-Отчуждение – это, согласно Марксу
· превращение результатов деятельности в самостоятельную реальность, противостоящую человеку
— Сознание – это, согласно Марксу,
· осознанное бытие, функция предметной деятельности
-Марксу принадлежат слова
· «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
-Материалистической философии соответствует принцип
· бытие определяет сознание
— Закон соответствия производительных сил производственным отношениям утверждает:
· производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил
— Производственные отношения – это отношения, которые
· складываются независимо от сознания людей
-Основой функционирования и развития общества марксисты считают
· материальное производство
— Маркс считал, что субъектом истории является
· Человек/ общество
Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря)
Смотреть что такое «Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря)» в других словарях:
-
Варлаам, игумен Киево-Печерского монастыря — первый игумен Киево Печерского монастыря. Отец В. был известный Ян Вышатич, прославившийся при Изяславе I и Всеволоде I Ярославичах победами над половцами. Преподобный Феодосий, по сказанию Нестора, любил Яна и жену его Марию за их хорошую жизнь … Большая биографическая энциклопедия
-
Варлаам игумен Киево-Печерского монастыря — первый игумен Киево Печерского монастыря. Отец В. был известный Ян Вышатич, прославившийся при Изяславе I и Всеволоде I Ярославичах победами над половцами. Преподобный Феодосий, по сказанию Нестора, любил Яна и жену его Марию за их хорошую жизнь … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
ВАРЛААМ ПЕЧЕРСКИЙ — (? 1074), первый игумен Киево Печерского монастыря. В конце 60 х начале 70 х гг. 11 в. совершил путешествие в Иерусалим и Константинополь с целью изучения греческих монастырских уставов и приобретения книг. Канонизирован Русской православной… … Русская история
-
Варлаам Печерский — (? 1074), первый игумен Киево Печерского монастыря. В конце 60 х начале 70 х гг. XI в. совершил путешествие в Иерусалим и Константинополь с целью изучения греческих монастырских уставов и приобретения книг. Канонизирован Русской… … Большой Энциклопедический словарь
-
Варлаам Печерский — ВАРЛАÁМ ПЕЧÉРСКИЙ (?1074), первый игумен Киево Печерского монастыря. В кон. 60 х нач. 70 х гг. 11 в. совершил путешествие в Иерусалим и Константинополь с целью изучения греч. монастырских уставов и приобретения книг. Канонизирован… … Биографический словарь
-
Феодосий, игумен печерский — преподобный, игумен печерский, был уроженец города Василева (ныне Васильков, уездный город в 35 ти верстах от Киева). Сведения о нем имеем из летописи и из жития его, написанного Нестором летописцем вскоре после смерти Ф. в 1094 г. Житие это… … Большая биографическая энциклопедия
-
Зимненский монастырь — Монастырь Зимненский Святогорский Успенский монастырь Зимненський Святогорський Успенський монастир … Википедия
-
Печерский — Печерский фамилия, происходящая от слова «пещера» Монахи Антоний Печерский (983 1073) святой, основатель Киево Печерской лавры. Анастасий Печерский (конец XII начало XIII) инок Киево Печерского монастыря. Акиндин Печерский … Википедия
-
Стефан Яворский — (в миру Семен Иванович) митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Свят. Синода один из самых замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. С., родился в местечке Яворе в 1658 г. Ученые до … Большая биографическая энциклопедия
-
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Киево-Печерская лавра – это один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери. Основан в 1051 году при Ярославе Владимировиче Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием.
Существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: “Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков“. Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть Третьим Уделом Божией Матери и Русским Афоном.
Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора Повести временных лет), художника Алипия.
С 1592 года по 1688 год Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского Патриарха.
С 1688 года Киево-Печерский монастырь получил статус лавры и стал ставропигионом царским и патриаршим Московским.
В 1786 году Киево-Печерская лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Киево-Печерская лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра.
Основание Киево-Печерская Лавры
В XI веке местность расположения Киево-Печерская Лавры была покрыта лесом. В эту местность сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча. Жизнь в киевских монастырях пришлась монаху Антонию не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом ближних пещер, названных так в противоположность прежним, дальним пещерам. С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого князя Изяслава Ярославича.
В 1062 году была построена церковь на месте нынешнего главного собора. Возникший монастырь получил название Печерского (печера – по старославянски пещера, подземное жилище). В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввёл в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.
Набеги и восстановление монастыря.
В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев.
В 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и расширен, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.
Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. На содержание странноприимного дома отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста.
В XI и XII веках из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
В 1151 году монастырь был разграблен торками – тюркским племенем, кочевавшим в причерноморских степях в X—XIII веках.
В 1169 году монастырь был разграблен при взятии Киева объединёнными войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями).
В 1203 году Киево-Печерская обитель была разграблена при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами .
В 1240 году произошло самое ужасное разорение Лавры, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Бедствия от нашествия монголо-татар повторялись в Киеве в 1300 году, в 1399 году.
В XIV веке Киево-Печерский монастырь был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.
В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.
В 1470 году киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь.
В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться.
В 1593 году Киево-Печерский монастырю принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами.
С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований.
В 1555—1556 годах великая церковь была обновлена и украшена.
В конце XVI века Киево-Печерский монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха.
После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала ставропигионом царским и патриаршим московским. В течение почти 100 лет (1688–1786 годы) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
Попытки переподчинения
После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить Киево-Печерский монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту, но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.
Киево-Печерский монастырь в XVII — XIX веках.
В 1616 году при архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в Киево-Печерский монастыре была основана типография. Началось печатание богослужебных и полемических книг.
Пётр Могила завёл в Киево-Печерский монастыре училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.
Гетман Самойлович обвёл Киево-Печерскую Лавру земляным валом, а гетман Мазепа — каменной стеной.
При Петре Великом укрепления гетмана Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.
В 1718 году пожар истребил Великую церковь, архив, библиотеку и типографию.
В 1729 году Великая церковь была возобновлена.
В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня Высота Великой Лаврской колокольни вместе с крестом составила 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы. Завершено строительство Великой Лаврской колокольни немецким архитектором Г. И. Шеделем.
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесённая ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, в том числе митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.
В XIX веке в состав Лавры в 6 монастырей:
1. Главный монастырь при великой церкви,
2. Больничный монастырь,
3. Ближние пещеры,
4. Дальние пещеры,
5. Голосеевская пустынь,
6. Китаевская пустынь.
Троицкий Больничный монастырь основан в XII веке черниговским князем Николой Святошей. Больничный монастырь расположен вблизи главных лаврских ворот.
Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних – мощи 45 угодников.
В 1688 году Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
В 1786 году Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.
Киево-Печерская Лавра в Советское время
25 января 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона.
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о “Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок“. Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории Лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
Киево-Печерская Лавра во время немецкой оккупации.
В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.
По разрешению германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры. Во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов.
Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Исследовательского центра Восточной Европы (Forschungsstellе Osteuropa) Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.
Киево-Печерская Лавра после освобождения Киева от немецкой оккупации.
После освобождения Киева в 1943 году советские власти не закрыли Лавру. в В 1961 году монастырь был закрыт в ходе “хрущёвской” антирелигиозной кампании.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ (сейчас митрополит) Тульчинский и Брацлавский).
С 1992 года по 2014 год настоятелем (священноархимандрит) Лавры был митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.
9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен и освящён 24 августа 2000 года.
В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2017 году в результате журналистского расследования были выявлены многочисленные изменения оригинальных построек с изменением архитектурного стиля, что противоречит правилам ЮНЕСКО.
Некрополь Киево-Печерская Лавры.
В Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.
Храмы и сооружения на территории Лавры.
– Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся (8);
– Аннозачатиевская церковь (62);
– Большая Лаврская колокольня (14);
– Колокольня на Ближних пещерах (42);
– Колокольня на Дальних пещерах (60);
– Крестовоздвиженская церковь (44);
– Собор Успения Пресвятой Богородицы (10);
– Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия (20);
– Церковь “Всех преподобных отцов печерских” (46);
– Церковь “Живоносный источник” (56);
– Церковь Всех Святых (26);
– Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря (30);
– Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (58);
– Церковь Спаса на Берестове (28);
– Церковь Христова Воскресения (75);
– Благовещенская церковь (19).
На территории Лавры также находятся:
– Башня Ивана Кущника;
– Братские корпуса;
– Бывшие келии соборных старцев;
– Бывший дом наместника Лавры (16);
– Бывший экономический корпус;
– Галерея, ведущая к Ближним пещерам;
– Галерея, ведущая к Дальним пещерам;
– Дебоскетовская (опорная) стена;
– Западные экономические ворота;
– Здание бывших митрополичьих покоев (18);
– Киевские Духовная Семинария и Академия (68);
– Киевское областное училище культуры;
– Ковнировский корпус (здание бывшей пекарни и книжного магазина) (25);
– Колодец преподобного Антония (54);
– Колодец преподобного Феодосия (55);
– Корпус бывшей типографии (24);
– Крепостные стены;
– Малярная башня;
– Митрополия;
– Онуфриевская башня;
– Памятник Нестору Летописцу (74);
– Часовая башня;
– Часовня;
– Южные ворота;
– Могила Петра Столыпина.
Лавра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
В России находятся две лавры: Троице-Сергиева лавра (с 1744 года, Сергиев Посад) и Александро-Невская лавра (с 1797 года, Санкт-Петербург).
На Украине в настоящее время лаврами являются три православных монастыря: Киево-Печерская лавра (с 1598 или 1688 года, Киев), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года, Почаев), Святогорская Успенская лавра (с 2004 года, Святогорск).
Ставропигия (с греч. букв. крестоводружение) – это статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.
Добавить комментарий