Кирилл и мефодий в херсонесе
Содержание
Первые ученики апостола Андрея
Крым имеет исключительное значение для русского православия. Сколько бы, скептически настроенные ученые и историки ни пытались это оспорить, не выходит. Все факты говорят о противоположном.
— Еще задолго до Владимирской эпохи именно из Крыма проповедники приходили со словом Божьим на пространство будущей Святой Руси, — рассказал «КП» доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Андрей Ишин. — Это касается ученика Иисуса Христа апостола Андрея Первозванного, который дошел до будущих Киева и Новгорода, а также Херсонесских епископов, которые своими проповедями вселяли веру Христову в население огромного евразийского пространства, именуемого «Великой Скифией». Жили там готы, даки, роксоланы и, в том числе, древние славяне.
То, что апостол Андрей Первозванный был в Крыму, подтверждают не только раннехристианские историки, но и крымская топонимика. Например, в честь апостола назван мыс святого Андрея в районе Херсонеса и водопад Ай-Андре в районе Демерджи. Эти топонимы глубоко врезались в память людей и передавались через века.
Апостол Андрей Первозванный был в Крыму
— История донесла до нас имена первых слушателей и учеников апостола Андрея в Крыму: Инна, Пинна, Римма, — говорит руководитель отдела культуры Симферопольской и Крымской епархии Людмила Ясельская. — Имена эти мужские, не женские, как многие ошибочно полагают. Как пишет святитель Лука, они были готы, а может быть, тавроскифы, жившие между сегодняшними Алуштой и Балаклавой. Инна, Пинна и Римма приняли святое крещение и проповедовали христианство в языческой Скифии, дойдя до устья Дуная, где они были утоплены.
Местное предание гласит, что мощи этих святых находятся в Алуште на территории храма Всех Крымских Святых — под часовней, возведенной в честь первых учеников Андрея Первозванного на крымской земле.
— Аргументом того, что апостол Андрей был в Крыму, служит следующее… — говорит послушник Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря Александр. — Есть летописи, хроники, которые описывают пребывание в Инкермане четвертого епископа Рима священномученика Климента (один из ближайших учеников апостола Петра), которого отправили в ссылку за христианские проповеди. Он обнаружил более 70 пещерных церквей, разбросанных по всему Крыму. Разумеется, это может быть результатом только учения апостола Андрея. Потому что о Христе больше никто не мог людям рассказать.
Кстати, с именем святого Климента Римского связано возникновение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, по праву считающегося одним из древнейших.
— Во время работ по добыче камня в скале образовались пещеры, одну из них Климент расширил и обустроил в ней церковь, где совершал богослужения, — рассказал «КП» благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии, наместник Инкерманского Свято-Климентовского монастыря архимандрит Каллиник (Чернышев). — Молиться сюда приходили и свободные люди. Слух об этом дошел до Рима, и император Траян отдал тайный приказ умертвить Климента. Священномученика утопили в Карантинной бухте, недалеко от Херсонеса, привязав к шее якорь.
Воскресил ребенка
Особую роль в становлении Херсонеса как уникального духовного центра православной веры сыграли семь епископов: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий, Капитон. С 300-х годов иерусалимский патриарх начал их одного за другим присылать в Херсонес, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа. Слова святых о неправильной жизни и заблуждениях язычников приводили в ярость людей. Епископов с кулаками и палками выгоняли из города. Еще не все люди готовы были принять новую веру.
Шесть из семи епископов умерли мученической смертью 7-го числа, но в разные годы.
Но однажды случилось чудо. У одного их херсонесских князей умер сын. Родители долго оплакивали мальчика, пока он не явился им во сне и не сказал найти священника Василия, которого они выгнали из города, и попросить его помолиться, пообещав, что после этого ребенок воскреснет. Родители нашли святого в нескольких километрах от города в одной из пещер. Василий ответил, что не может воскресить кого-то, но Господь, если они уверуют, сможет это сделать. Так и случилось. После долгих молитв и окропления святой водой ребенок ожил. Святого с почестями привели в город, и многие жители, услышав о чуде, приняли христианство.
Но в Херсонесе все равно оставалось много язычников, которые решили убить святого. 7 марта 310 года они забили его камнями и палками, а тело оставили за воротами на съедение животным. Но оно осталось нетронутым и неистлевшим. Христиане потом тайно похоронили епископа в пещере.
Епископ Ефрем, прибывший в Херсонес вместе с Василием, отправился проповедовать скифам на берега Дуная. Многих обратил он в веру Христову, но погиб от меча 7 марта 315 года.
В 311 году патриарх Герман прислал в Херсонес епископов Евгения, Елпидия и Агафодора. Святые подверглись тяжким мучениям и за проповедь Христа были умерщвлены. Святого епископа Агафодора распяли на кресте, святого Евгения «влекли по городу» и забили до смерти. Тогда же пострадал за проповедь Евангелия и святой Елпидий…
Выжил в раскаленной печи
Обратить к вере большое количество людей удалось епископу Капитону, прибывшему в Херсонес в 324 году в сопровождении 500 воинов императора Константина Великого. Произошло это благодаря чуду, а не с помощью силы. Недоверчивые горожане предложили святому войти в две горячие печи, разожженные для приготовления извести. «Если ты войдешь и останешься неопалим от огня, тогда мы уверуем проповедуемому тобою Богу», — сказали они. В ответ епископ ответил: «Отдайте детей ваших воинам. Если по исполнении именем Христовым вашего требования вы не уверуете, тогда они детей ваших ввергнут в печь». И люди согласились.
Развалины античного Херсонеса
Помолившись, Капитон решился на поступок, угрожавший ему смертью. Но сделал это не колебавшись. Пробыв в печи довольно долгое время, вышел живой и невредимый. На этом месте построили храм во имя святого апостола Петра. Кстати, в западном районе Херсонеса в основании одного из храмов археологи нашли остатки печи. Возможно, это та самая печь, в которой произошло чудо.
— О подвиге святого Капитона и крещении херсонеситов немедленно сообщили императору Константину, — говорит доктор исторических наук Андрей Ишин. — В то время святые отцы по его инициативе собрались на первый Вселенский собор в городе Никее (325-й год). Они прославили Бога и святого епископа Капитона.
Умер святой во время одной из поездок в Константинополь. Разыгралась буря, и корабль занесло в устье Дуная. Местные жители захватили всех, кто был на судне, и утопили в реке. Это произошло 21 декабря, но церковь чтит память святого Капитона 7 марта, в день семи святых епископов Херсонесских.
Шесть из семи епископов умерли мученической смертью 7-го числа, но в разные годы.
Прибывший в Херсонес седьмой епископ Еферий был удивлен жестокостью язычников, не допускавших распространения христианства, поэтому святой отправился в Византию просить помощи у императора Константина Великого. Правитель издал указ о свободе верования, после чего христиане могли свободно собираться и совершать богослужения. Вернувшись в Херсонес, епископ Еферий обрадовал людей, построил церковь, а потом вновь отплыл в Византию. На обратном пути он попал на остров Аос, где в 324 году умер от болезни.
Изобрели азбуку и перевели Евангелие
Весьма значительную лепту в развитие православия в Крыму внесли славянские просветители Кирилл и Мефодий. Мефодий был старшим из семи братьев, а Кирилл (это монашеское имя, при рождении родители назвали его Константином) самым младшим. Жили они в греческом городе Солуни, в довольно знатной и благочестивой семье.
Славянские просветители Кирилл и Мефодий
Святой Мефодий, прослужив 10 лет в одном из славянских княжеств, принял монашество. Кирилл с малых лет тянулся к знаниям, учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у святителя Фотия, впоследствии занявшего патриаршую кафедру в Константинополе. В совершенстве изучил многие науки и языки. После принял сан иерея и тайно ушел в монастырь.
Однажды к императору пришли послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Кирилла и сказал: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит».
С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Без этих книг не могло совершаться Богослужение.
— Именно во время пребывания в Херсонесе братья обнаружили загадочные знаки, на которых были написаны священные для христиан книги — Евангелие и Псалтирь, — говорит историк Андрей Ишин. — Раскрыть значение этих знаков им помогли руссы, которые к тому времени уже достаточно прочно обосновались на Крымском полуострове и с которыми славянские просветители познакомились во время своей херсонесской миссии. Это стало мощнейшим толчком для создания в 863 году славянской азбуки.
На этом труды святых не завершились.
— В Херсонесе братья обрели мощи святого Климента, которые перевезли из Крыма в Рим, — говорит послушник Свято-Успенского монастыря. — Это была величайшая ценность в глазах западных христиан. Перенесение мощей позволило разрешить проповедь на славянском языке, что для Рима того времени было крайне удивительно. Проповедовали братья в Моравии (ныне это территория современной Чехии). Кстати, на престоле в одной из римских церквей лежало Евангелие, которое Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык. Это тоже поразительный факт.
Справка «КП»
Святой Апостол Андрей — один из 12 учеников Иисуса Христа, первым был призван Господом на апостольское служение, поэтому он и называется Первозванным.
Кроме Крыма, апостол Андрей проповедовал Евангелие в Малой Азии, Греции, Македонии.
Согласно «Повести временных лет», после Крыма Андрей Первозванный отправился в славянские земли. Поднявшись по Днепру, он произнес пророчество о строительстве Киева: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». Затем первый ученик Христа взошел на холмы, где впоследствии возникнет один из центров древнерусской государственности, благословил их и водрузил крест. Шествие апостола далее было устремлено на север — к пределам будущего Новгорода…
Дорога в Хазарию
В этом году в четвертый раз в нашей стране будут проводиться Дни славянской письменности и культуры. Центральные мероприятия праздника пройдут в Киеве 24 мая — в День памяти Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита и литературного языка.
Братья Кирилл и Мефодий были уроженцами города Фессалоники, центра византийской провинции на территории македонских славян (по-славянски этот город назывался Солунем). Кирилл, а точнее, Константин (Кирилл — его монашеское имя), родился в 827 году. Мирское имя Мефодия неизвестно. Мы знаем лишь то, что он был старше брата на 7—10 лет.
В детстве Константин был отдан «в учение книжное», где вскоре и обнаружились его незаурядные способности, о которых стало известно в Константинополе. Юного философа призвали в столицу и определили в наставники к молодому императору. Михаил III был моложе Константина лет на 5—6. В Константинополе юный наставник овладел грамматикой, геометрией, астрономией, риторикой, диалектикой, философией «и всеми прочими эллинскими учениями».
Преподавание философии предполагало философские споры: вот здесь, должно быть, и обнаружил Константин дар полемиста. На некоторых занятиях присутствовали высшие чиновники, даже сам император. Наверное, цесарю нравилось слушать своего строптивого наставника. Известно, что он посылал его спорить с главой иконоборцев, свергнутым патриархом Иоанном Грамматиком, участвовал Кирилл и в полемике с сарацинами во время миссии в Арабский халифат. Последней религиозной дискуссией, в которой отличился Константин, была встреча с еврейскими и мусульманскими мудрецами в Хазарии.
Хазарская миссия отплыла из Константинополя в первых числах января 861 года, держа курс на Херсонес Таврический — центр византийских владений в Крыму. Миссия, представлявшая интересы императора, должна была плыть на самом быстроходном и надежном судне — византийском дромоне (на Руси это судно называли кубарой).
Морское плавание в древности было преимущественно каботажным: кормчий направлял судно так, чтобы не терять из виду берега. Что касается плавания в Черном море, то ученые считают, что еще в V веке до нашей эры, в Периклово время, моряки умели пересекать его от мыса Карамбис в Малой Азии до южной оконечности Крыма, проходя весь путь за сутки. Интересно, что этот маршрут был подсказан птицами: журавли, готовясь к перелету, собирались на этом мысу.
Путь этот был хотя и скор, но опасен; возможно, императорское посольство предпочло более спокойное путешествие вдоль западного берега Понта Эвксинского. Но и в этом случае, сразу за последним рукавом Данубия (Дуная), называвшегося тогда Голым, корабль должен был идти не вдоль берега, а вдоль кромки льда.
Плавание закончилось благополучно: Константин и Мефодий ступили на землю Тавриды. Льды заполняли внутреннюю акваторию Каркинитского залива вплоть до Бакальской косы: именно ее и мыс Тамирака могли увидеть путешественники, когда раздался крик: «Земля!..» Корабль взял правее и, пройдя еще 300 стадиев (около 50 километров) вдоль берега, вошел в бухту Прекрасной гавани. (Ныне поселок Черноморское.) На следующий день дромон с византийским посольством обогнул Тарханкутский полуостров, прошел невдалеке от Керкинитиды (Евпатории) и — при благоприятном ветре — уже к полудню прибыл в Херсонес.
Миссия византийского посольства задержалась в Херсонесе надолго — недели на две, а может, и на месяц. За это время произошло два чрезвычайно важных для судеб славянской культуры события, и участником обоих был философ Константин.
Первое событие описывается в одном житий следующим образом. Где-то в Херсонесе Константин «нашел… Евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, творя молитву богу, начал читать и излагать их». Автор жития Константина не сообщил, где философ увидел эти книги: в одной ли из городских церквей, в монастырской библиотеке или в доме у кого-то из горожан, а может быть, у купца, торговавшего на базаре, и кто был тот человек, говоривший по-русски. Не вызывает сомнения, что под «русским языком» составитель жития понимал какое-то славянское наречие (хотя существуют и другие версии). Иначе он не стал бы утверждать, что Константин, беседуя с русом, приноравливал его язык к своему по гласным и согласным звукам. Это возможно только в отношении близких по своему звуковому составу языков. Чтение книг, написанных по-варяжски, по-готски или по-сирийски, потребовало бы большего труда и иного подхода. В одной из русских рукописей XV века это событие описывается еще более определенно: «А грамота русская явилася, богом дана, в Корсуни русину, от нее же научился философ Константин и оттуду служив и написав книги русским языком». Именно о славянских книгах, существовавших до создания азбуки Константином, рассказывается и в житии Мефодия: «Тут явил бог философу славянские книги и тотчас, устроив письмена и беседу составив, поехал в Моравию».
В древнейшем летописном своде XI века запись событий начинается с 852 года. Маловероятно, чтобы летописец мог точно и верно восстановить минувшие два века назад события по памяти и на основе устных преданий. Он скорее всего использовал более ранние исторические записи, а это значит, что начало русского летописания относится к середине IX века. По мнению Б. А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания связываются с деятельностью князя Аскольда, современника Константина и Мефодия, вероломно убитого Олегом.
На каком языке велись эти записи? Имеют ли они какое-либо отношение к «русским письменам» Херсонеса? На эти вопросы прямо и ясно отвечает киевский летописец, записавший, что в 898 году «Словеньский язык и русский одно есть». Значит, письмена, прочитанные Константином, были записью славянской речи. Эта письменность, конечно же, была еще очень несовершенной, но она стала той основой, используя которую, Константин-философ впоследствии составил славянскую азбуку и разработал грамматику литературного языка.
Вторым событием, сыгравшим затем заметную роль в судьбе славянских первоучителей, было открытие мощей погибшего здесь святого Климента.
Климент — четвертый папа римский (включая апостола Петра (Климент, по тогдашней иерархии, был еще епископ. Титул «папа» появился лишь в IV веке.)) согласно церковной легенде был осужден за проповедь христианства и сослан в Херсонес в годы правления императора Траяна (98—117 гг.). Работая в крымских рудниках, папа Климент I продолжал проповедническую деятельность, за что и был казнен — брошен в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.
Обстоятельства смерти епископа Климента по-прежнему загадочны. Между тем нам было бы очень интересно это знать в связи с теми поисками, которые предприняли Константин и Мефодий. Легенда гласит: опасного узника сбросили со скалы в море — весьма неожиданный для римлян способ казни. Но вот что пишет в своей «Истории» Геродот о таврах — коренных жителях Крыма: «Они приносят в жертву Деве и потерпевших кораблекрушение, и тех эллинов, которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные обряды, они ударяют их дубинкой по голове… тело они сбрасывают вниз со скалы».
Историк и географ прошлого века В. X. Кондараки утверждает, что развалины на мысу Аю-Даг, которые обычно считаются остатками таврского укрепления, на самом деле — руины святилища местной Девы. Косвенным образом это можно доказать так — расположенный неподалеку поселок Фрунзенское некогда был городом Партенионом (в греческом произношении Парфенион — то есть Девичий). Да и мыс Аю-Даг не был подвластен римлянам: их владения распространялись на восток от Херсонеса не дальше мыса Ай-Тодор. А на самом мысу, там, где сейчас высится Ласточкино гнездо, римляне построили на месте таврского «укрепления» крепость Харакс. Другое таврское святилище, вероятно, было в районе Фороса, где и был убит папа Климент.
В житии Константина довольно невразумительно сообщается, что некий Климент еще «лежит в море»; Константин молится, дабы определить место его нахождения, затем убеждает херсонесское духовенство и «благочестивых мужей» отплыть на корабле в известном ему направлении. «И когда море утихло, а они туда дошли, то начали с пением копать. Тогда же стал слышен сильный запах, как от многих кадил, и затем объявились святые мощи, которые взяли с великою честью и славой».
Сегодня возле Ай-Тодора островов нет. Нет их сейчас и около Кастрополя. Но старожилы помнят, что еще в 30-е годы лежал крошечный островок напротив Фороса. На острове стояла красивая часовня. Когда началась кампания по уничтожению церквей, эту часовню, как слишком заметную, взорвали, причем с таким усердием, что и от островка почти ничего не осталось. Тот ли это остров, где копали Кирилл и Мефодий,— вопрос для будущих исследователей, которые должны будут учесть как минимум, что современный уровень Черного моря по сравнению с античными временами выше на 5 метров. Земли, которые раньше выглядели обширными островами, сейчас могут находиться под водой.
И вот 30 января 861 года экспедиция на двух или трех небольших судах направляется к заветному острову, извлекает мощи римского епископа и даже якорь, с которым он был брошен в море. Мощи торжественно вносят в город; на пути к собору процессия останавливается у каждой церкви, совершая благодарственное богослужение. Затем мощи помещают в городском соборе. Часть этих реликвий Константин возьмет потом с собой, повезет их в Моравию и в конце концов доставит в Рим. Именно Константину обязано папство возобновлением культа Климента.
Культ Климента сыграл особую и многогранную роль и в славянских странах. В Киеве обладательницей его мощей стала Десятинная церковь, куда их доставил князь Владимир после известного похода на Корсунь — в церкви был в его честь придел. В Древней Руси Климент воспринимался как заступник Русской земли, и позже представление о церковной автономии Руси тоже связывалось с его именем.
В начале февраля 861 года Константин и Мефодий простились с Херсонесом и «направились в Хазарию к Меотскому озеру и к Каспийским воротам Кавказских гор». Этими двумя названиями, в сущности, и исчерпываются географические вехи предстоящего путешествия.
Меотским озером в античной и византийской литературе называлось Азовское море. Вряд ли экспедицию интересовало море, скованное в это время года льдами. Скорее всего конечной целью плавания было устье Кубани (Куфиса, или Кофиса, как называли эту реку в Византии). Из-за встречного течения путешествие было томительно долгим: только на второй или третий день посольский дромон мог войти в Боспор Киммерийский. Вид его берегов представлял грустное зрелище: тут и там виднелись руины городов, сметенных полчищами кочевников — гуннами, булгарами, тюрками, хазарами. Византия любыми средствами стремилась вновь утвердиться на этом важном перекрестке. Центром ее притязаний стал город Таматарха, отстроенный на месте античной Гермонассы (современная Тамань). Ко времени путешествия Константина и Мефодия это был уже вполне византийский город, имевший епископскую кафедру, и силуэт города определял кафедральный собор, окруженный рядом церквей и монастырей. Раскопки Тамани показали, что застраивался город хаотично. Небольшие обмазанные глиной деревянные дома жителей обогревались открытыми очагами. Встречались и каменные постройки; особенность их заключалась в кладке стен, которая производилась «в елочку», то есть под углом к наружной поверхности стены. Через сто лет после приезда славянских просветителей этому городу суждено будет стать столицей славянского княжества Тьмутаракань.
По-видимому, кроме Таматархи, экспедиция побывала и в двух других городах Керченского пролива — Боспоре, центре епископии, и Фанагории — в единственном уцелевшем античном городе, в котором также была христианская община. Здесь некогда отбывал ссылку свергнутый византийский император Юстиниан II, за которого хазарский каган выдал замуж свою дочь. Посещение этих мест могло иметь определенное значение для успеха предстоящей миссии.
Дальше миссия, очевидно, двинулась по древнему караванному пути от Черного моря до Каспийского. Житие указывает конечный пункт миссии — Каспийские ворота Кавказских гор. Так в древности назывался Дербентский проход. Дело в том, что Хазарский каганат за время своего трехсотлетнего существования сменил три столицы. В Дербентском проходе лежала вторая из них — Семендер. Но за сто с небольшим лет до миссии Константина, когда хазарские войска были полностью разгромлены арабами, каган перенес резиденцию в устье Волги. В течение IX века каганат настойчиво восстанавливал свое господство на Северном Кавказе и к шестидесятым годам снова утвердился в Семендере.
В долине Кубани путники могли не увидеть поселений адыгских племен: в это тревожное время люди жили высоко в горах, а в предгорьях лишь пасли стада. Приморские адыги (зихи) считались давно уже христианизированными — в память об их крещении была воздвигнута величественная базилика в нынешней Ново-Михайловке. В течение столетия до путешествия Константина таматархская епископия пыталась распространить христианство и среди закубанских адыгов (косогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать.
В районе современного города Невинномысска караванный путь пересекался с Великим шелковым путем. Шелковый путь здесь разветвлялся: одна дорога шла вверх по Кубани и Теберде на Клухорский перевал, другая по Большому Зеленчуку на перевал Сангаро. По этому пути в обоих направлениях двигались купеческие караваны, груженные восточными и византийскими товарами. Разноязыкая речь, диковинные одежды, непривычные лица — все это создавало необычную колоритную картину.
На пути Константина и Мефодия лежал еще один древний торговый перекресток, где находился богатый аланский город, название которого, к сожалению, не сохранилось. Город располагался у так называемых Эльхотовых ворот, которые являлись «северным ключом» к знаменитому Дарьяльскому проходу. После того, как он был завоеван Ордой и стал ее важнейшим центром на Северном Кавказе, за ним закрепилось название Татартуп — «татарский стан» или «холм». Это название дожило до XIX века. Здесь, возможно, и проходили Кирилл и Мефодий.
Двигаясь далее на восток, путники оказались в долине реки Сунжи, притока Терека. На левом ее берегу недалеко от Грозного и по сию пору высится огромное городище Алханкала, на котором еще в конце прошлого века были остатки каменных стен. Внутри города находилась укрепленная цитадель — резиденция аланского вождя, предводителя окрестных племен.
Дальше дорога шла вдоль Сунжи и Терека и выходила на бескрайние пространства Терско-Сулакского междуречья — обширной и богатой земли, называвшейся в древности страной Берсилией. Здесь был политический центр Хазарского каганата, откуда тянулись нити на весь предгорный Северный Кавказ. Там, где река Сулак вырывается из горных теснин на равнину, находилась первая столица каганата Беленджер — ныне Верхне-Чирюртовское городище. До Семендера, резиденции кагана, оставалось около 60 верст, и миссия, чтобы отдохнуть и набраться сил, поднялась в старый город. Это тем более вероятно, что здесь была многочисленная христианская община, несколько часовен и две церкви. Внушительно и грозно выглядели стены Беленджера, нависающие над головокружительной кручей. Кроме обычных стенных башен, вперед выдавались две массивные выносные башни, соединявшиеся с крепостью каменными перемычками,— они производили впечатление несокрушимой мощи. Строили город, конечно, не хазары, а местные народы, знавшие секреты сейсмостойкого строительства: в крепостные стены Беленджера заложены антисейсмичные камышовые пояса.
Наконец миссия вступила в столицу каганата. Семендер находился на месте современного аула Тарки, недалеко от Махачкалы. Сейчас сохранилась только часть крепостной стены. Ее расположение говорит о том, что городские укрепления Семендера были построены по тому же принципу, что и дербентские. Хазары сделали этот город «сборным местом», куда стягивались войска каганата для грабительских походов. Семендер являлся не только политическим, но и крупным торгово-ремесленным городом, в котором жили купцы из разных стран. Византийская миссия прожила здесь лето 861 года.
Дипломатическая задача миссии до конца не ясна. В житии Константина кратко говорится об осаде неким хазарским полководцем «христианского града» во время пребывания миссии в Крыму, после чего каган освободил двадцать пленных греков. Возможно, миссия должна была примирить хазар с Византией. Но, возможно, целью миссии было добиться сближения Византии и каганата после похода «русов» на Константинополь в 860 году. Эта гипотеза подкрепляется ответом кагана императору: «Все мы — друзья и приятели твоего царства и готовы идти на службу твою, куда захочешь».
Константин же был занят религиозными спорами с ревнителями иудаизма и ислама. Он, разумеется, одержал победу по всем пунктам: поразил своих противников «словесной силой от божией благодати, горящей подобно пламени». Житие Мефодия добавляет, что внес свой вклад в эту победу и старший брат: «Он молитвою, а Философ словами взяли над теми верх и посрамили их».
Эту победу публично признал первый советник кагана: «Гость этот ниспроверг наземь всю гордыню сарацинов, а нашу отбросил на иной берег, как нечто нечистое». Хазарская аристократия как будто была готова уже принять крещение: «Не враги мы сами себе, и так повелеваем, что с этого дня понемногу, кто может, пусть крестится по своей воле, если пожелает. А тот из вас, кто на запад кланяется, или еврейские молитвы читает, или держится веры сарацинской, скоро смерть от нас примет». И в результате «крестилось же из них двести человек, отказавшись от мерзостей языческих и браков беззаконных».
Для авторов жития наибольшее значение имел факт религиозного спора, который доказал преимущество христианства. Но житие — не историческая хроника, а произведение, написанное с целью прославления святого мужа. Однако то, что совершили в ходе хазарской миссии Константин и Мефодий,— это и подвиг интеллектуальный. Дальнее путешествие, в котором раскрылось многообразие мира, бесчисленность народов и языков, давало возможность переосмыслить суть их филологического труда. На землях Крыма и Северного Кавказа Константин и Мефодий могли встретить и славян: в сопоставлении с языками тавров, кавказцев и хазар еще рельефнее проступали особенности славянской речи. Книги, найденные в Херсонесе Таврическом, дали новый толчок к поискам совершенной славянской азбуки, которая появилась весной 863 года. И можно с уверенностью сказать, что в этом подвижничестве первоучителей, принесшем им мировую славу, немалую роль сыграла и их миротворческая хазарская миссия.
Владимир Власов
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Курганский технологический колледж.
Реферат
по дисциплине: «Литература»
на тему: Кирилл и Мефодий
Исполнитель – студент гр. №118
Специальность: 0514 «Дизайн»
Воинкова А.В
Проверил преподаватель:
Астафьева А.П.
Курган, 2007.
Введение
Основная часть
Список рекомендуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Кирилл Мефодий, братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин, Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.
Кирилл и Мефодий, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Кирилл (принял это имя перед смертью при пострижении в схиму, до этого — Константин) родился в 827, год рождения и мирское имя старшего брата – Мефодия – неизвестны. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия – 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.
Родились в семье «друнгария» — византийского военачальника из города Фессалоники (отсюда — «солунские братья»).
Мефодий был назначен правителем одной из славянских областей на Балканах, после убийства в 856 покровителя семьи – логофета Фектиста — постригся в монахи в одном из монастырей на Олимпе (Малая Азия).
Константин получил блестящее образование в Константинополе, где его учителями были крупнейшие представители византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию. С этими миссиями связаны написанные им полемические прения с мусульманами и иудеями (включены в его «Пространные жития»). Во время путешествия в Хазарию в 861 участвовал в открытии и перенесении в Херсонес (Крым) останков Климента Римского. В славянских переводах сохранились тексты написанных Константином сказаний об обретении мощей и стихотворных гимнов по этому поводу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В 863 в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии (см. Великоморавская держава) Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия; их «Пространные жития» связывают с этим событием создание Константином азбуки (т. н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке – перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, читающихся во время богослужения). По мнению исследователей, еще до приезда Константина и Мефодия в Моравию была переведена и Псалтирь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст Литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Константином были созданы «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.
Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в церковном отношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии),выступавшего против славянского письма и славянской Литургии, требовавшего, чтобы Литургия совершалась только на латинском языке. В этих условиях братья не могли сделать священниками подготовленных ими учеников и в 867 выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая посвятить учеников в столице Византийской империи – Константинополе. Получив приглашение от римского папы, Константин и Мефодий из Венеции направились в 868 в Рим. Здесь папа Адриан II освятил славянские книги, ученики Константина и Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме Константин тяжело заболел и 14 февраля 869 умер (похоронен в базилике Св. Климента).
В конце 869 Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым приобрела церковную самостоятельность. В 870 Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей в Швабии. Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII способствовали тому, что в 873 новому моравскому князю Святополку удалось добиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета.
С деятельностью Мефодия по управлению епархией связан славянский перевод сборника церковных канонов, т. н. «Номоканона Иоанна Схоластика», а также создание древнейшего памятника славянского права – «Закона судного людям», устанавливавшего санкции церковной и светской власти за нарушения норм христианской морали. Мефодию приписывается и анонимное обращение к князьям и судьям с требованием соблюдения норм этого закона. По инициативе Мефодия был предпринят перевод основных книг Ветхого Завета на славянский язык (сохранились лишь отдельные части). Мефодию приписывается также славянский канон св. Димитрию — патрону Фессалоник.
Немецкое духовенство, пользовавшееся расположением моравского князя Святополка, выступало против славянской Литургии и стремилось скомпрометировать Мефодия перед папой, намекая на то, что архиепископство с особым славянским обрядом может отделиться от Рима и присоединиться к константинопольской патриархии. Перед смертью Мефодий отлучил от Церкви главу своих немецких противников — Вихинга. Он умер 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно.
После смерти Мефодия ученики его, защищавшие славянскую Литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» — в честь Кирилла (Константина).
«Пространное житие» Константина было написано (в первоначальной редакции) до 880, вероятно, при участии Мефодия его учениками. «Пространное житие» Мефодия было написано сразу после его смерти в 885-886. Тексты служб в их честь были написаны уже в Болгарии (автором службы Мефодию был его ученик Константин Преславский). У западных славян (в Чехии) праздник в честь Кирилла и Мефодия был установлен в 1349.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Большая инциклопедия Кирилла и Мефодия».
Принято считать, что христианство на Руси зародилось при святом благоверном князе Владимире, получившем в народе прозвище Красно Солнышко. Однако это не так. Он всего лишь популяризировал эту религию, привел к ней массы. Незадолго до него христианство приняла его бабушка, княгиня Ольга. Она не только стала праведной последовательницей Христа, но и начала строить на Руси церкви, переводить богослужебные книги. Но и Ольга не была первой! Практически за 100 лет до Великого Крещения Руси христианство приняли прославленные киевские князья Аскольд и Дир.
Этапы становления христианства
Князь Аскольд-Николай (икона УПЦ(КП))Митрополит Макарий (Булгаков) в своем труде об истории Русской Церкви разделил процесс становления религии на Руси на пять этапов:
- Приход святого апостола Андрея Первозванного в Киевские и Новгородские земли;
- Крещение киевских князей Аскольда и Дира;
- Крещение княгини Ольги;
- Реформы князя Владимира по объединению языческих богов, завершившийся неудачей. После этого правитель задался целью найти для своего народа правильную веру;
- Крещение Руси
То есть предыстория 988 г. довольно велика и уходит своими корнями задолго до известной всем даты.
Апостол Андрей, ведя миссионерскую деятельность среди скифов, побывал в Русских землях. Он предрек строительство Киева и, почти наверняка, проповедовал христианство среди местных славянских племен. Нельзя сказать точно, какими оказались итоги, ибо сегодня мы знаем о русах, как о язычниках.
Первыми славянами, принявшими христианскую веру стали князья Аскольд и Дир.
Полулегендарные братья
Несмотря на то, что личности эти и по сей день являются полулегендарными, они оставили глубокий след в истории как Русского государства, так и Русской церкви.
Есть две основные версии, кем были братья Аскольд и Дир, и как они заняли киевский стол. По одной, они были дружинниками из войска Рюрика, которые захватили уже существовавший тогда Киев и стали его правителями. Другой вариант истории гласит, что они являлись потомками княжеской династии, шедшей еще со времен Кия, Щека и Хорива. Также историков волнует один вопрос. Аскольд и Дир – это одно лицо? Ведь во всех летописях они упоминаются вместе, практически неотделимые друг от друга. Может быть Дир – это прозвище или титул? Большая часть современных ученых все же придерживается мнения, что это были два человека, родных брата.
Так или иначе, но при Аскольде и Дире Киевское княжество переживало существенный подъем, выходило на мировую арену.
Военные успехи
Спасение Царьграда при помощи ризы Богородицы (фреска, 1644 г.)Конечно, главными достижениями киевских князей были военные походы. Если точно неизвестно, когда братья пришли к власти, то с уверенностью можно сказать, что в 852-853 гг. их дружины воевали в Закавказье, пока в 864 г. не вышли к Каспийскому морю.
Столь же активную деятельность Аскольд и Дир вели со степняками. В 864 г. киевские войска оттеснили «черных» тюрков на юге. Тогда же в бою погиб сын Аскольда. В 866 г. братья побеждают племена кривичей, а в 867 г. – печенегов у Нижнего Поднепровья.
Отдельной вехой стоят походы князей на Византию.
Первое вторжение русских войск датируется 860 г. Тогда Аскольд и Дир выбрали очень удачный момент для нападения на Царьград, так как император Михаил оставил в городе лишь небольшой гарнизон. Основная часть его войск сражалась с арабами, а флот, ловя пиратов, бороздил берега Крита. Жители Царьграда не смогли дать отпор русским дружинам, поэтому согласились на мир при определенных условиях. Греки были обязаны выплатить Киевскому государству контрибуцию и дань на содержание русских купцов в Византии.
В 863 г. войска Аскольда и Дира оказываются в Мраморном море. После этого роль русских торговцев и дипломатов становится весомой в международных отношениях, и с новым государством были вынуждены считаться все средиземноморские страны.
Третий поход на Византию в 866 г. оказался неудачным для Киева. Связывают это с промыслом Божьим. Когда ладьи русских показались на горизонте, патриарх Фотий, находясь в храме Святой Богородицы во Влахернах, усердно молился. И ему было видение, которое патриарх поспешил исполнить. С молитвами из храма вынесли ценную реликвию – риза Пресвятой Божией Матери. Крестным ходом жители дошли до берега моря. Патриарх Фотий с молитвами опустил полы ризы в воду. Как сообщал летописец, спокойное море враз сделалось бурливым, подул сильный ветер, поднялись волны. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель, ломало. Для киевских князей это была огромная утрата.
В 874 г. Аскольд и Дир с новым флотом и армией вновь отправились в Царьград. Битва опять не состоялась, так как миролюбивые греки согласились на новый договор, удовлетворяющий обе стороны.
Крещение Аскольда и Дира
Аскольд и Дир (миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.)
Если верить легенде, после кораблекрушения 866 г. у берегов Византии Аскольд уверовал во всесильного греческого Бога. Этим воспользовался патриарх Фотий. Согласно документам, глава Византийской церкви отправил в Киев одного из своих епископов, чтоб нести христианство на землю русов. Аскольд и Дир обрели веру всем сердцем и душой. Они с радостью приняли Таинство Крещения. Вместе с ними крестились некоторые люди из числа бояр, дружинников и простых людей. Аскольду было дано новое имя – Николай.
Однако и тут перед историками встают вопросы. Почему мы не знаем нового имени Дира? Может быть, он остался язычником? Да, возможно и такое. Но в русской церковной традиции принято называть первыми христианами двух князей, а не одного.
Вторая загадка касается другого имени Аскольда. Известно, что в тот момент существовала традиция, когда крещеный получал имя своего крестного. Но единственным из всех Николаев того времени был только Папа Римский Николай I. Поэтому историки не исключают, что первое крещение Руси прошло не по греческому, а по римскому обряду. С другой стороны раскол Церкви на православную и католическую случится только через полтора века после Аскольда. Так что крестили князей по обрядам «общей» Христовой Церкви.
Есть и такая версия, что Аскольд и Дир приняли крещение от болгар, которые на тот момент уже были христианами. Вполне возможно, что крестным Аскольда стал какой-нибудь болгарский воевода по имени Николай.
В любом случае Аскольд и Дир стали первыми киевскими князьями, кто принял христианство. На берегу Днепра был построен первый храм, освященный во имя святого Николая (впоследствии Ольга возвела его в камне). На русскую землю было брошено благородное зерно, давшее первые посевы.
Гибель князей
В. Торопов «Смерть Аскольда и Дира» (неизвестный год)Князья Аскольд и Дир погибли в 882 г. в результате заговора. Вещий Олег, бывший в то время правителей Северной Руси, не хотел довольствоваться только ладожско-новгородскими землями. Поэтому у него появился хитрый план. Он собрал большое войско, в состав которого входили дружины чуди, мери, веси, варягов, кривичей, и двинулся к Киеву. По пути войсками Олега были захвачены Смоленск и Любеч; там князь поставил своих, новгородских, наместников. По прибытии в Киев Олег высадил часть дружины на берег. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру гонцов, будто он везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те вошли в ладью, «больной» Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь». Показав братьям маленького Игоря, он повелел убить киевских князей.
Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти — в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой.
Вопросы о канонизации
В декабре 2010 — январе 2011 гг. в Ужгородской украинской богословской академией были инициированы научные чтения. По их результатам соответствующие чины приняли решение о создании Комиссии по подготовке материалов для канонизации князя Аскольда, как мученика за веру во Христа. Бумаги должны были предоставить на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых УПЦ. В январе 2013 г. ряд киевских ученых принял документы, поддерживающие канонизацию..
Однако УПЦ (МП) решение о просвящении князя Аскольда-Николая в лике святых пока не принято.
В то же время УПЦ (КП) на Поместном Соборе 27 июня 2013 г. причислила князя Аскольда к лику святых.
Николаевский храм УГКЦ на Аскольдовой могиле
Палеославистика
2.1.5. Моравская миссия. Деятельность солунских братьев в 863–869 гг.
Ключевые слова: палеославистика, древнерусский язык, старославянская письменность, Кирилл, Константин, Мефодий, михаил III, Моравская миссия, неславянские источники, славянская письменность
Моравская миссия Константина и Мефодия
Константин Философ (в монашестве Кирилл) и его брат Мефодий были посланы византийским императором Михаилом и патриархом Фотием в ответ на просьбу моравского князя Ростислава о присылке миссионеров (862 или 863 г.), которые могли бы создать славянскую письменность. Византия направляет в Моравию Константина и Мефодия не позднее 864 года. Для этой миссии братья были избраны не случайно.
По сообщению житий, Константин еще до отъезда в Моравию составил азбуку для славянского языка и приступил к переводам на этом языке:
В Моравии Константин и Мефодий проработали более трех лет (40 месяцев). Эти годы прошли в подготовке славянских книжных людей и в изготовлении дальнейших славянских переводов с греческого. Константин быстро перевел «весь церковный чин» и обучал учеников
Эти 5 названий действительно и составляют «весь церковный чин» — утреня, часы, вечерня, повечерие и литургия.
Языковой основой созданного алфавита, естественно, был язык солунских славян. Вероятно, по сведениям, которые Константин мог получить от моравского посольства, язык солунских славян вполне мог быть доступен пониманию моравян.
По завершении своей моравской миссии братья отправляются в Рим.
Почему именно Кирилл и Мефодий были посланы в Моравию?
- Братья происходили из полугреческого – полуславянского города Солунь, и оба прекрасно знали славянский язык. Учитывая это, византийский император, по свидетельству жития Мефодия, сказал, обращаясь к братьям:
- Константин Философ очень рано проявил себя как очень последовательный защитник именно восточного христианства. После его блестящей победы в диспуте с иконоборцами император Михаил и патриарх Фотий начинают почти непрерывно направлять его как посланника Византии к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства.
Пребывание Константина и Мефодия в Риме
По завершении своей моравской миссии Константин и Мефодий отправляются в Рим, бывший в то время одним из двух европейских из европейских христианских центров, для того чтобы посвятить в священники своих учеников и получить поддержку папы.
По дороге в Рим Константин и Мефодий останавливаются в Паннонии у князя Коцеля, где обучили 50 учеников славянской письменности. Затем они отправляются в Венецию, где у них были острые споры «треязычниками».
В принципе деятельность Константина и Мефодия в Моравии должна была встретить неприятие со стороны латинско-немецкого духовенства, крестившего мораван и насаждавших латинский язык в богослужении, так как по сути дела она была вмешательством в сферу влияния Римской церкви. Но в Риме папа Адриан II торжественно принял Константина и Мефодия. Большую роль при этом сыграли мощи св.Климента, найденные Константином в Херсонесе и привезенные в Рим. Андиран II посвятил Мефодия в священники, его учеников в пресвитеры и диаконы, велел производить в римских церквах в течение нескольких дней богослужение на славянском языке, в одной из римских церквей он совершил торжественную литургию над богослужебными книгами на славянском языке. Он составил послание к князьям Ростиславу и Коцелу, в котором подтвердил разрешение славянских книг и богослужения на славянском языке.
Около двух лет братья провели в Риме. Из Рима Константин не вернулся: в 869 году, приняв схиму и новое монашеское имя Кирилл, он скончался.
Мефодий вернулся сначала в Паннонию, затем — получив назначение – епископом в Моравию.
Добавить комментарий