Кирилл туровский краткая биография

Содержание

Кирилл Туровский

Кирилл Туровский

Родился

1130
Туров, Туровское княжество

Умер

прибл. 1182

  • Туров

Монашеское имя

Кирилл

Почитается

в православной церкви

В лике

святителей

День памяти

28 апреля и 4 июня (по юлианскому календарю)

Труды

богословские сочинения и проповеди

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Кири́лл Ту́ровский (1130, Туров, Туровское княжество, Русская земля — около 1182, Туров) — епископ Турова, православный богослов, церковный деятель, писатель, один из видных духовных деятелей Древнерусского государства в XII веке.

Писатель и проповедник. Кирилл Туровский канонизирован Русской православной церковью в лике святителя. Память совершается 28 апреля и 4 июня (по юлианскому календарю).

Биография

Ранние годы

Сведений о его жизни немного. В рукописных прологах сохранилась его житие — каноническая церковная биография: «Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие.

На марке Беларуси 1996 года

Рано стал послушником одного из туровских монастырей. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

Епископство

Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Турова. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году.

В 1169 году Кирилл был участником церковного собора, осудившего епископа Феодора, занявшего Владимиро-Суздальскую кафедру, и пытавшегося отделиться от Киевской митрополии, используя честолюбивые планы князя Андрея Боголюбского. Кирилл Туровский остроумно обличил ересь Феодора и проклял его, а Андрею Боголюбскому написал ряд посланий на эту тему, которые, однако, не сохранились.

11 августа 1169 года в день празднования 200-летия преставления святой княгини Ольги читал созданные им канон и стихиры в Софийском соборе в Киеве при золочёной раке равноапостольной княгини.

Завещал похоронить себя рядом со своими учителями у церкви святителя Николы в Турове.

Литературная деятельность

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников, часть из которых сохранилась до нашего времени.

По мнению исследователей (И. Ерёмина, В. Чемерицкого), литературному наследию Кирилла Туровского принадлежат 8 слов-проповедей, 2 притчи про душу и тело, или про слепого и хромого (краткая и полная редакция), 2 проповеди про монашеский чин и ангельский образ, 2 послания к Василию, игумену Печёрскому, 2 канона и около 30 исповедальных молитв, где с наибольшей глубиной проявилась личность писателя, его духовные переживания.

Умер просветитель в последнее десятилетие 12 века. Его память православная и греко-католическая церковь почитает 28 апреля (11 мая по григорианскому календарю).

Литературное наследие

Список «Слова на Вознесение Господне» Кирилла Туровского, XIII век

Произведения Кирилла Туровского приобрели большую популярность на Руси и распространялись в списках XII—XVII веков. Его молитвы печатались в Беларуси в «Евангелии учительном» (Заблудов, 1569 год) Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, в «Молитвах повседневных» (Вевис, 1615; Вильно, 1635) и др. изданиях. В 1825 году К. Калайдович издал 15 произведений Кирилла в «Памятниках российской словесности XII в.». Позднее, епископ минский и туровский Евгений издал собрание его произведений в переводе на русский язык (Киев, 1880 год). Академическое издание литературного наследия белорусского просветителя осуществил И. Ерёмин в 1956-58 годах. Ю. Лабынцев переиздал факсимильным способом (1956 год) молитвенные произведения Кирилла из виленского издания «Молитвы повседневные»

Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников. Ошибочно считался автором «Слова о полку Игореве», хотя большинством историков это признано маловероятным, так как Туровский умер (1182 г.) раньше самого похода (1185 г.) и написания произведения.

Почитание

Памятник Кириллу Туровскому в Турове

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

В Белоруссии существует несколько православных церквей, освящённых во имя святителя Кирилла:

  • церковь Кирилла Туровского при Соборном доме (Минск)
  • кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских (Туров)
  • храм святителя Кирилла Туровского (Светлогорск)

Кроме того, несколько известных православных и греко-католических церквей белорусской диаспоры названы в честь святого Кирилла Туровского:

  • церковь Святого Кирилла Туровского и Всех Святых Покровителей Белорусского Народа (Лондон)
  • церковь Святого Кирилла Туровского (Торонто)
  • собор святого Кирилла Туровского (Бруклин)
  • церковь Святого Кирилла Туровского и Всех Святых Покровителей Белорусского Народа (Лондон)

  • церковь Святого Кирилла Туровского (Торонто)

  • собор святого Кирилла Туровского (Бруклин)

Примечания

  • Артамонов Ю. А., Галко, В. И. Кирилл II, свт., еп. Туровский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. — Т. XXXIV. — С. 601-603. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-039-4.
  • Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Я. С. Лурье. — 1962. — Т. 18. — С. 50 — 58. — 608 с. — 1 400 экз.
  • Кирилл (епископ Туровский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме: «Кирилл Туровский»

  • Кирилл, епископ Туровский, святитель
  • Святитель Кирилл, епископ Туровский

>святитель Кирилл Ту́ровский

Дни памяти: 28 апреля (11 мая) , 4(17) июня (Белорус.)

Первые шаги на пути ко спасению

Кирилл Ту́ровский родился в известной богатой семье, в городе Турове, располагавшемся на реке Припяти.

В детстве он был научен грамоте, и, вероятно, получил соответствующее возрасту образование.

Не имея ни пристрастия, ни стремления к материальным богатствам, больше всего он был увлечен мыслями о высших предметах бытия.

С большим усердием Кирилл изучал священные, душеспасительные книги. Со временем он стал знатоком Священного Писания, принимая его не только умом, но и сердцем.

Когда пришло время, по промыслу Божьему и по расположению собственной воли, он отказался от богатого наследства и удалился в находившуюся близ Турова Борисоглебскую обитель.

Здесь, под руководством опытных наставников, он учился и приобщался к аскетическому деланию, здесь дал обеты и принял монашеский постриг.

Подвизаясьв обители, Кирилл много молился, изнурял свое тело постами и бдениями. Постепенно он возрастал в совершенстве, становясь благодатным сосудом Духа Святого.

Братия дивились его пламенной ревности, целеустремленности, глубокому смирению, и он служил им примером.

Одним из главных правил поведения святого Кирилла в монастыре было безропотное послушание игумену. Сам он неоднократно высказывался, довольно остро, что тот, кто не имеет послушания игумену, не может спастись.

Будучи движим всё большею ревностью и не довольствуясь мерой обычной, хотя и строгой, иноческой жизни, блаженный Кирилл, по примеру святых подвижников-столпников, заключил себя в столпе.

В этот период своей жизни он составил несколько важных поучений, сделавшихся известными широкой аудитории, и сам приобрел славу, известность.

Архиерейская деятельность

После кончины Туровского архипастыря братия хотели видеть на освободившемся месте Кирилла. Князь и жители города хотели того же. Внимая просьбам жителей и выражая личное согласие с кандидатурой Кирилла, митрополит возвел его в архиерейское достоинство, посвятил во епископа города Турова.

Став архипастырем, блаженный Кирилл ещё больше увеличил свои подвиги. Вместе с тем, он со всей ответственностью подошёл к исполнению главных задач, стоявших перед ним как перед епископом.

Большое внимание он уделял борьбе за чистоту Православия.

В роли борца он присутствовал на Соборе 1169 года, осудившем епископа Феодора, человека дурной жизни и дурных мыслей, «прославившегося» уклонением в ересь и многими злодействами. Святой лично участвовал в разоблачении Феодора. Согласно некоторым свидетельствам, он лично предал его архиерейскому проклятию.

Одним из направлений деятельности епископа Кирилла была проповедь. Он активно проповедовал в храме и через письменные сочинения.

Произведения святого Кирилла пользовалались немалой поулярностью. Их любил читать сам князь Андрей Боголюбский, известный влиянием на прочих князей и благочестием. Часть посланий, составленных блаженным Кириллом, предназначались специально для Великого князя.

Последний период земной жизни святителя

В конце земной жизни, около 1180-1182 годов святой Кирилл, движимый стремлением к молитвенному уединению, богомыслию и богосозерцанию, оставил епископскую кафедру и отошёл на покой.

В этот период он продолжал заниматься писательской деятельностью, просвещая чад Божьих и борясь с заблуждениями.

Сила его писательского и проповеднического таланта была таковой, что впоследствии за ним закрепилось прозвание Русский Златоуст. Произведения святителя тиражировались в сборниках наряду с произведениями известных Вселенских отцов.

Дошедшие до нас труды (к сожалению, часть из них были утрачены) до сих пор пользуются уважением и высоким авторитетом.

Святой Кирилл мирно почил о Господе 28 апреля 1183 года.

Тропарь Кириллу, епископу Туровскому, глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвале, / святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле Богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, // во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание

Величаем тя, / Туровский подвйжниче и святителю Кирилле, / златословесный Российский учителю, / и чтим святую память твою, / ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш // и теплый молитвенник о спасении душ наших.

Святитель Кирилл, епископ Ту́ровский

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и заповедей Евангельских изрядный ревнителю, всея Русския земли златословесный учителю, прославляем тя, ходатая о всех, с верою усердно к тебе прибегающих, яко ты предстоиши со дерзновением Святей Троице, моли о нас, недостойных чадех твоих, да в твёрдости Православныя веры и добродетели поживем и со умилением тебе воспоем: радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Икос 1

Ангельскому житию от младенчества научался у боголюбивых родителей рода знатнаго, обаче не любляше ни богатства, ни славы тленныя, ни утех мира сего, вся, яко уметы, вменил еси; разумение премудрости книжной от изрядных учителей греческих восприяв, и паче же ум свой от юности прилежно к учению Божественнаго Писания и книг священных устремив, молитву же, уединение и пощение, возлюбил еси, Кирилле. Ныне и нас к добродетелем таковым подвигни, благодарно поющих ти:

Радуйся, града Турова отрасль чудная, принесшая плод добрый; радуйся, яко Единаго Господа и заповеди Его от лет юных возлюбил еси.

Радуйся, яко благочестивых родителей своих прилежанием к учению утешил еси; радуйся, яко от учителей, именитых греков, книжный разум восприял еси.

Радуйся, в книжней мудрости и богомыслии преуспевый; радуйся, от Святых Писаний премудрость Божию получивый.

Радуйся, творении Златоустаго Иоанна и святых отцев Византии ум свой питавый; радуйся, целомудрие, смиренномудрие и кротость от юности хранивый и чрез все житие свое пронесый.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 2

Видя печальный конец жития плотскаго, мира мятеж презрел еси, скорби же и тесноту иноческия возлюбши, во обитель святаго Николая от дома родительскаго пришел еси, и тамо ангельский образ восприявши, послушания игумену добрый рачитель был еси, непрестанно в молитвах Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Разум совершен и безстрастие стяжати желая и вся земная презирая, безценный бисер, Христа, во обители святей обрел еси. Тамо же и сам вскоре сан священный и бремя игуменства подъял еси; иноков же взаимной братской любви и твердому послушанию и самоотречению научал еси. Мы же, ревности по Бозе твоей умиляющеся, яко богомудрому наставнику воспеваем сице:

Радуйся, постом, слезами и бдении молитвенными душу свою удобривый; радуйся, самоотречению и послушанию иноков ревностно учивый.

Радуйся, во основание добродетелей иноческих страх Божий полагавый; радуйся, непрестанную молитву усты и сердцем твоими глаголавый.

Радуйся, яко даром разсуждения братии обители удивлял еси; радуйся, яко словопрений и праздноглаголания удалятися поучал еси.

Радуйся, яко строгостию и увещании безчинных и нерадивых исправлял еси; радуйся, яко о миролюбцах и празднолюбцах неустанно рыдал еси.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 3

Силою свыше укрепляемь, сокровище нетленное для души своей обрел еси, попечение же не токмо об иноцех, но и о сущих в мире имея: обаче всём блуждающим во тьме был еси духовный наставниче и истины проповедниче, ныне же и нас от суеты житейския избави твоими к Богу молитвами, Емуже в простоте сердечней вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имея великое тщание о устроении общаго жития монашескаго во игумены владычния обители Борисо-Глебския епископом Георгием поставлен был и тамо не токмо иноком, но и всем приходящим к тебе людем града Турова ко спасению наставник стал еси, сердцем за них болезнуя и слезами со умилением Вседержителя и Благую Царицу Богородицу о прощении грехов умоляя. Тамже и светом благодатнаго дерзновения исполнился еси, ныне же и нам милости Божия исходатайствуй и научи с любовию взывати ти:

Радуйся, яко кладезь воды живыя, духовную жажду утолял еси; радуйся, яко о спасении кающихся грешников неусыпно Бога просил еси.

Радуйся, яко покаянием обетшавших страстьми к обновлению побуждал еси; радуйся, яко утопающих в похотех из пучины греховныя извлекал еси.

Радуйся, всех скорбных и печальных присное утешение; радуйся, монахов наставниче и подвижников благочестия славо.

Радуйся, и ныне иночество и уединение любящим благодатное вдохновение; радуйся, рачителей благочестия изрядное обогащение.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 4

Бурю вражиих искушений отринув и подвижником христианскаго Востока подражая, игуменство свое оставил еси и, на столп возшед, затворился, и тамо в тесней келлии дни и ночи в молитве проводил еси, сугубым постом и богомыслием себе от суеты мира ограждая, многая Богодухновенная творения тамо написал еси, Бога прославляя ангельскою песнию: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша птиц небесных пение и Божия творения красоту видя, в столпе твоем за весь мир молился еси, мудрствуя горняя и испытуя, что есть воля Божия; собеседник Ангелом был еси, чистоты добротами озарився, Божиим Духом вдохновен, светлыя учения Богоразумия своего и молитвы источал еси, имиже земля Русская просветишася. Мы же подвиги и труды твои ублажаем и ликующе рцем:

Радуйся, блаженне столпниче, затворниче предивный и прехвальный; радуйся, денно и нощно в покаянии и молитве пребывавый.

Радуйся, многии писания и молитвы в назидание нам оставивши; радуйся, златословесный учителю паствы Туровския и всея земли Русския.

Радуйся, яко на крест, тело твое на столп вознесл еси; радуйся, в подвизех твоих помощь от Господа приявый.

Радуйся, среди молвы житейския духа пустыннаго в себе не угасивый; радуйся, талант, от Бога данный, сторицею преумноживый.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 5

Звезду новую на Святой Руси восходящую видя в тебе Господь, ко святительскому служению предуготови тя и по преставлении архиеерея Георгия людей множество с князем Туровским приведе ко столпу твоему молити тя епископом града сего древняго быти. Ты же, отче Кирилле, слезно моляся, всего себе на волю Христу Богу предал еси, и от Негоже ответ получив, со благодарением воспел еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видя в тебе чистыя веры светильник горящий и Истины учителя премудраго проразумевая, архипастырь Киевский Константин по прошению князя Юрия и бояр Туровских, яко достойный сосуд Божией благодати, постави тя на кафедру древнюю града Турова и всея земли Полесския, да просветиши тамо людей, во тьме язычестей пребывающих. Мы же, дивящеся чудному о тебе промышлению Божию, приносим ти благохваления сицевая:

Радуйся, яко святителем блаженным и праведным во епископа наречен был еси; радуйся, яко от святаго иерарха и сам святым соделался еси.

Радуйся, сан высший церковный со смирением приявый; радуйся, архипастырем и пастырем истинный образ кротости явивый.

Радуйся, сонм иерархов Церкви Русския украсивый; радуйся, духом живыя веры и благочестия многих возпламенивый.

Радуйся, яко Христова винограда делатель неусыпный явился еси; радуйся, яко в радость Господа твоего вшел еси.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 6

Проповедник истиннаго благочестия и покаяния явился еси, отче Кирилле, егда не терпя безстудныя праздненства во граде твоем, и яко добрый воин Христов, обличал еси всякия игрища бесовския и плясования языческая, словом премудрым вразумляя заблудшия овцы, верныя же научал еси взывати Единому Истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, отче Кирилле, яко пресветлое солнце пастве Туровския и всея земли Русския, учением православным озаряя сердца христианския, разгоняя тьму суеверия и нечестия. И ныне же, о, златословесный Божественный риторе и учителю, твоих писаний сладостию вси алчущии и жаждущии правды насыщаются и благодарно взывают ти:

Радуйся, учителю Православия и Златоусте земли Русския ко пути спасения нас наставляяй; радуйся, вождю, всех ослепших душевными очима к Христу приводяй.

Радуйся, сеятелю правды, верных от прелести греховныя свободивый; радуйся, адаманте, истинный дух веры и благочестия утвердивый.

Радуйся, от суеверий, ересей и расколов стадо церковное блюстителю; радуйся, кумиров языческих потребителю и пиянства искоренителю.

Радуйся, отпадших и заблудших ко правой вере обращаяй; радуйся, усты твоима, благодати исполнени, словеса златая возвещаяй.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 7

Хотя сохранити единство Церкви Русския, святителю Николаю Мирликийскому подражая, ты, блаженне Кирилле, еретика-епископа и раскольника Суздальскаго Феодорца, за укоризну тако нарицаемаго, яко Ария безумнаго на соборе Киевском обличил еси и вкупе со всеми иерархами анафеме того предал еси, Богу же, Духом Святым содействующу в деле правом, благодарне воспел еси победную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго стража чистоты Православия для всей земли Русской постави тя Господь, Духом Истины лживое учение и нечестие еретическое победив, великаго князя Андрея боголюбивым истинно быти призывал еси, отче Кирилле; в духовней мудрости того окормляя яко чадо церковное, темже и мы укрепляемы молитвами твоими, смиренно взываем ти:

Радуйся, единства Святыя Руси благодатное охранение; радуйся, святых отец наших похвало и наше утешение.

Радуйся, благостояния храмов Божиих усердный ревнителю; радуйся, народных треволнений и церковных разделений усмирителю.

Радуйся, миротворче нарочитый, миролюбия наставниче; радуйся, Церкви Русския немеркнущий истины и любви светильниче.

Радуйся, правителем и судиям мудрыми и безкорыстными быти внушавый; радуйся, за умилостивление враждующих молитву Богу, яко фимиам, приносивый.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 8

Странное чудо и боголепное зрится, яко усердием твоим новый храм великий на горе Замковой созидается, и Вера Православная не токмо в граде Турове, но и на всей Белой Руси укрепляется. Мы же, усердно чающе устроения в сердцах наших обителей Духа Святаго, токмо с тобою, богомудре Кирилле, от устен скверных дерзаем Зиждителю нашего спасения единым гласом вопити: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон, яже по Бозе жития в себе явлен имея, наставник и проповедник предивен и искусен, ты, блаженне Кирилле, воистинну Златоустом всея Руси явился еси. Многа душеполезна поучения на Писания Евангельская и пророческая, иже чтутся на праздники Господни, такожде к Богу молитвы на всяк час и день седмицы, канон покаянен, святым похвалы, наставления монахом и пастырем и ина множайшая написал еси и Церкви Русской предал еси во время свое; темиже и ныне всем верным показуеши правы стези ко Царствию Христову, да тебе яко учителю богомудрому благодарно взывают:

Радуйся, церковныя проповеди неустанный блюстителю; радуйся, великий риторе Православия и Богопознания духовнаго на Руси насадителю.

Радуйся, яко о благочинии служения церковнаго усердно ревнуеши; радуйся, яко река разумнаго рая, спасительным учением всю Русь напояеши.

Радуйся, яко уста змия лукаваго присно заграждавши, а верных на духовныи подвиги вдохновлявши; радуйся, яко ослепшим душевныма очима путь истины указуеши.

Радуйся, нерадивых служителей Церкви ко трезвению и доброй совести призывавши; радуйся, словоснаго стада Христова пастырей духом любви горящих благословением твоим укреплявши.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 9

Вси скорби и поношения ты, отче Кирилле, претерпевал еси правды ради, по Писанию: Несть бо пророка без чести, но в дому своем токмо, обаче же в проповеданиих твоих неотступно увещевал и наставлял еси паству твою, да вси в покаянии призовут имя Творца и Бога, Емуже со дерзновением песнь умиленно приносим: Аллилуиа.

Икос 9

Витийства сугубаго недостанет, во еже сказати о терпении твоем, егда словесам твоим златым людие неразумнии не внимаху, обаче суемудрием и лжеверием человеческим омрачахуся, в пиянстве, блуде и прочих страстех, аки в тине плотской утопающе; мы же, чада твоя, глаголы мудрости твоея в сердца наша приявше, тебе со слезами взываем:

Радуйся, честолюбия и человекоугодия обличителю; радуйся, безчинных и хульных строгими вразумлении исправителю.

Радуйся, яко скорби за пасомых претерпевал еси; радуйся, яко за враги Господа со слезами кротко умолял еси.

Радуйся, любовию Христовою всякую вражду и противление победивый; радуйся, своим незлобием и простотою окамененная сердца покоривый.

Радуйся, яко терпению и кротости многия люди житием твоим научил еси; радуйся, яко в добродетелех веры, надежды и любве многих утвердил еси.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 10

Спасти хотя верных множество, яви Господь в земли Полесской на кресте образ Купятицкий Матери Своея; ты же, отче Кирилле, многи скорби претерпев на склоне лет жития праведнаго, получил еси свыше вразумление и на покой отшед в родную обитель твою, идеже постриг иноческий приял еси; мы же восхваляюще подвиги и труды твои тамо, всенощныя бдения, слез излияния и болезней терпение, Милосердному Праведному Воздаятелю Богу воспеваем: Аллилуиа.

Икос 10

Стена заступления и помощи православным людем явился еси, пламенною молитвою и слезами лукавыя духи попаляя, мудрыми советами от заблуждений ограждая, Божественною любовию сердца согревая; многих спасл еси от работы вражия, светозарным светочем духовнаго наставничества князем и людем явился еси; мы же молим тя, отче, да и в сия последняя времена не оскудеют светильницы веры и благочестия в земли Русстей, ты же, на небесех живый, приими от нас недостойных песнь сию:

Радуйся, несокрушимый столпе Православия и о всем мире слезный молитвенниче; радуйся, в разсуждении духовнем подобный блаженным и мудрым старцем и о чадех своих печальниче.

Радуйся, яко лукавыя духи от верных отгонявши; радуйся, яко о неисправно живущих сокрушенно рыдаеши.

Радуйся, паче своея, пользы ближних искавый; радуйся, множество монахов и священников наставивый и украсивый.

Радуйся, от общения церковнаго удалятися верным возбранивый; радуйся, любящих храмы Божия и святыни восхваливый и благословивый.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 11

Песнь достохвальную приносите, молим ти ся, преподобие Кирилле, да возрадится Русь Святая, земля наша многострадальная и град твой к новой богоугодней жизни, темже умоли за ны, чада твоя; да не явимся неблагодарни за многия милости Господни к нам грешным, и да не предадимся унынию и нерадению, обаче усердно воспоем Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светлым твоим равноангельским и многоскорбным житием всю землю Русскую озарил еси, святителю Кирилле. Егдаже приспе время отшествия твоего, Ангели святии душу твою блаженную в небесныя обители вознесоша: тело же честное преемником твоим святым Лаврентием обретено бысть нетленно, святость твою свидетельствоваша; обаче позде Божиим Промыслом мощи твои святыя до времени людие сокрыша, да от поруганий агарян сохранятся; мы же всеусердно просим у Бога оставления грехов и беззаконий наших и тебе вопием:

Радуйся, угодниче Христов, течение жития своего благочестие скончавый; радуйся, со всеми святыми на веки соединивыйся и вечную славу наследивый.

Радуйся, по трудех странствия земнаго в селениих небесных почивый и тления телесе своего не познавый; радуйся, святыми мощами твоими до времени сокровенными благоговение пред святынями всем внушивый.

Радуйся, яко да молитвами благочестивых тело святое твое для поклонения верным явиши; радуйся, яко тогда во истине Православия многия несумненно увериши и землю свою расцветом духовным паки прославиши.

Радуйся, яко да златозарными словесы твоими заблудшия сыны ко правоверию направлявши; радуйся, яко и ныне отечество свое град древний Туров и всю Русь Белую от нестроений присно заступавши и утверждавши.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 12

Благодать премудрости книжныя и многия дары небесныя приял еси, преблаженне Кирилле. Сего ради святителие и вси боголюбивии людие прославиша тя, яко угодника Божия и преславнаго Златоуста земли Русския, непрестанно дивяся о чудных дарованиях и подвизех твоих, и Богови восклицая: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславную память твою, богоносе отче наш Кирилле, достойно ублажити тя желаем и яко к предстателю за народ Белорусский и за всю Православную Русь взываем: буди прилежный ходатай о спасении всех верных, любящих златая словеса твоя и молитвами твоими молящияся, ныне же вкупе велегласно в радости восхваляем тя сице:

Радуйся, яко духом твоим и ныне незримо с нами пребываяяй; радуйся, яко богоносный облаче живоносными каплями благодати сердца наша напояяй.

Радуйся, яко в сие время тяжкое безбожная заблуждения искореняти помогавши; радуйся, яко сожженныя сухостию греховною сердца наша божественною росою орошаеши. Радуйся, яко богодвижимы персты твоими паки народу твоему путь от ига греховнаго указуеши; радуйся, яко с проповедью богодухновеннаго учения Христова, яко солнце, Русь Святую обходиши.

Радуйся, за души наша грешныя у Царя Небеснаго предстателю; радуйся, яко о тебе радуются Ангели и веселятся людие.

Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 13

О, преславный и пречудный отче наш Кирилле, святителю честный и Златоусте, паче всех на Руси возсиявый, святым и пресветлым учением Христовым вся концы русския просветивый. Приими сие похвальное пение от нас недостойных, и твоим теплым предстательством у Престола Божия испроси нам отпущение грехов, в вере и добрых делех утверждение, избавление от бед и скорбей, да во благочестии прочая лета живота нашего поживем, взывающе Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

>Биография Кирилла Туровского

Кирилл Туровский (1130-1182) – один из видных церковных деятелей XII века, писатель и священнослужитель. Будучи известной персоной, являлся епископом Турова.

Детство и юность

О том, как рос Кирилл, известно достаточно мало. Основной информацией, которая проливает свет на период его детства и юности, является церковная каноническая биография. В ней даются сведения о том, что Кирилл родился в 1130 году в городе Турове, в состоятельной многодетной семье. Его родители были далеки от служения церкви и надеялись воспитать сына не по каноническим законам.

Однако с самого детства маленький Кирилл увлекался священными писаниями и часто ходил в церковь, чтобы наблюдать волшебные моменты во время молитвы. Несмотря на то, что родители его были достаточно богаты и обладали множеством связей, Туровский не признавал этого, стараясь всего добиваться сам. Каноническая биография рассказывает о нём как о ребенке, который добровольно отказался от богатства и роскоши, предпочтя им обычную жизнь с лишениями и проблемами.

Обучение Кирилла проходило только в стенах родного дома. Поскольку средних школ на тот момент еще не было, а в церковную отец не хотел его отдавать, мальчика обучали нанятые семьей учителя, которые подрабатывали репетиторством. Именно они привили ребенку любовь не только к церкви и Богу, но и более приземленным предметам, таким как искусство, музыка и греческий язык. Помимо всего прочего, Кирилл обучался игре на пианино и танцам, но, к сожалению, особой благосклонности к ним не проявлял, называя их пустой тратой времени.

Уход в монастырь

В 30-летнем возрасте Кирилл Туровский оставляет родной дом и уходит в Туровский Борисоглебский монастырь. Как известно из канонической биографии, мужчина становится не только послушником, но и надолго уходит в затвор на столп (его закрывают в небольшой келье, куда на протяжении всего периода времени не входит ни один монах; там столпник может предаваться молитвам, писать и размышлять о смысле жизни).

К слову, Кирилл Туровский становится первым столпником того времени. Он не только уходит в отшельническую жизнь, полную лишений, но и находит в ней время для создания «Писаний божественных». Благодаря тому, что он собирает в келье достаточно богатую по тем временем библиотеку, он получает возможность самостоятельно создать и обдумать не одно, а сразу несколько произведений.

Спустя некоторое время, произведения Кирилла Туровского стали известны широкой общественности. В период XII-XVII веков его «Слова на Вознесение Господне» печатались по всей Руси и Беларуси. В 1825 году Калайдович издал свыше 15 произведений Кирилла, которые ранее считались утерянными. Однако чтение их было сильно затруднено, поскольку в рукописях частично отсутствовали страницы, а старославянский язык того времени не был понятен большинству ученым.

Тем не менее, епископ минский Евгений заявил о том, что смог перевести практически все произведения Кирилла Туровского на современный русский язык. Официальное издание, которому было дано название «Молитвы повседневные», состоялось в 1956 году.

На сегодняшний день можно смело заявить о том, что произведения Кирилла Туровского обрели мировое признание и сравниваются многими учеными и историками с литературными творениями других епископов и проповедников.

По одной из существующих сегодня версий, Кирилл является автором «Слова о полку Игореве», однако ученые не раз опровергали данную информацию, заявляя о том, что стиль и язык «Слова» был намного легче и проще, чем церковные произведения Кирилла Туровского.

Святитель Кирилл, епископ Туровский. Православный календарь на 11 мая

11 мая (28 апреля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 2-й седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается память множества христианских святых, лишь около 20 из которых известны нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

***

Святитель Кирилл, епископ Туровский. Один из самых почитаемых русских святых, совершавших своё служение в землях Белой Руси. Архипастырь Церкви Христовой, очень многое сделавший для утверждения Святого Православия в землях, прилегающих к городу Турову (ныне — небольшой городок в Гомельской области Белоруссии). Туровская епархия в XI — XII столетиях была одним из самых значимых русских духовно-культурных центров того времени (именно здесь появилась одна из первых русских богослужебных книг — Туровское Евангелие).

Сам будущий святитель родился в Турове в богатой и знатной семье в 30-х годах XII века, однако с юных лет стремился уйти из мира и посвятить себя служению Христу и Его Церкви. Получив прекрасное образование (причём как у русских, так и у греков), он отказался от родительского наследства и принял монашеский постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. В эти годы отец Кирилл проявил себя не только как учёный монах, но и подлинный аскет, пример послушания и нестяжания. Именно к этому периоду относится книга будущего святителя «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового», в которой отец Кирилл подробно разобрал то, какой должна быть настоящая монашеская жизнь по Священному Писанию. Вот как описывает Житие святителя годы его архипастырского служения:

Святость жизни и высокая просвещённость святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году от Рождества Христова святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений.

Святитель Кирилл Туровский. Фото: www.icon-art.ru

Святитель отошёл ко Господу около 1183 года от Рождества Христова. К сожалению, большинство из трудов епископа Кирилла не сохранилось, однако сохранилась память о том, что именно он первым получил имя «Русского Златоуста». При этом святитель всегда осознавал, что это — не его заслуга, но дар Божий:

Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах… Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову… Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мёд и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю.

***

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, мученики Керкира дева и иные, с ними пострадавшие: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий, Мурин, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий. Раннехристианские святые страдальцы I (апостольского) века — ученики первоверховного апостола Петра Иасон и Сосипатр и их духовные чада, принявшие мученические венцы от язычников за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви.

Мученики Дада, Максим и Квинтилиан. Святые, пострадавшие в период трагически известных диоклетиановских антихристианских гонений в 286 году от Рождества Христова.

Мученица Анна Шашкина. Православная мирянка, пострадавшая за верность Христу в период советских богоборческих гонений в 1939 году. Прославлена в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Христос Воскресе!

Кирилл Туровский: слова и поучения проповедника

Сегодня мы поговорим о Кирилле Туровском – известном церковном деятеле и писателе древнерусского государства. Этот человек признан русской православной церковью святителем. Согласно юлианскому календарю, память о нём совершается 28 апреля и 4 июня. Более детально мы рассмотрим слова и поучения проповедника, в которых он записал множество мудрых мыслей, притч, а также дал наставления будущим поколениям. Проповеди Кирилла Туровского рекомендованы каждому, кто ищет свой путь, духовного наставника или просто хочет получить ответы на сложные жизненные вопросы.

Житие

Начинается рассказ об этом человеке с того, что он родился и вырос в городе Турове. Мальчик появился на свет в семье богатых родителей, которые могли дать ему всё. Они так и хотели сделать, но с ранних лет своего дитя заметили, что того тянет в совершенно иную сферу. Следует отдать им должное, ведь они никак не препятствовали выбору сына. Примирившись с ним, они только поощряли его увлечение.

Кирилла же не волновали богатства его семьи, тленный мир и развлечения. Более всего он желал постичь мир Бога, понять его, слиться с ним. Стоит отметить, что он получил домашнее воспитание в лучших традициях. В более старшем возрасте от обучался высоким искусствам и наукам у греческих учителей. Он очень глубоко изучал культуру Византии, отлично владел старославянским. Более всего молодой человек любил изучать красноречие и поэзию, поэтому добился в этой сфере больших успехов.

Слова Кирилла сделали его очень известным. Люди приходили к нему за помощью, просили, чтобы он направил их на путь истинный. Через некоторое время по общему согласию князя и горожан Кирилл Туровский был рукоположен в епископы родного города. Письмена Ипатьевской летописи сообщают, что это произошло в 1169 году.

Летом этого же года епископ читал собственные каноны и стихиры в Софийском соборе в честь праздника 200-летия представления святой княгини Ольги. Он оставил указания похоронить себя вместе с учителями в Турове возле церкви святителя Николы.

Литература

Кирилл Туровский, произведения которого чтят в церковных кругах по сей день, для литературной деятельности был вынужден вести замкнутый образ жизни. Это помогало ему писать. Дни напролёт он проводил в своей келье с огромным количеством книг. Так были написаны слова Кирилла Туровского, краткое содержание которых мы рассмотрим ниже.

Исследователи творчества епископа утверждают, что его перу принадлежат 2 притчи, 8 слов-проповедей, 30 исповедальных молитв и т. д. Становится понятно, что он оставил после себя весомый след. Именно в исповедальных молитвах наиболее ярко проявился талант писателя, раскрылись его личность и переживания. Известно, что память о святителе чтят православная и греко-католическая церковь.

Слова

Кирилла Туровского называли Русским златоустом. Такое лестное прозвище поймёт каждый, кто хоть на пару страниц окунется в «Слова» епископа. Нельзя отрицать тот факт, что он обладал писательским даром, благодаря которому сумел передать лучшие свои мысли и побуждения в совершенной форме.

В «Словах» большое внимание уделяется теме спасения и религиозных праздников. Он рассказывает людям о том, как найти путь ко Христу, как спасти свою душу, как помочь своим близким пройти через испытания. Во спасении и только в нем он видит глубинную задачу человека на земле. Только через него (спасение) можно получить истинную Божью благодать и навсегда войти в Его Царствие. Человек рассматривается как венец творения — лучшее, что могло быть создано на земле. При этом у каждого свой пути и свои испытания. Для того чтобы доказать свое право на исключительное Господне творение, необходимо выполнить жизненную цель.

О чем К. Туровский пишет?

Слова Туровского имеют определенную структуру. Писал он в основном о божественных праздниках. Было создано много слов, но не все сохранились до нашего времени. Ниже рассмотрим некоторые из них более детально. Отличительной чертой всех его проповедей является то, что в них Кирилл пишет о важности соединения веры и разума. Только это единство может вывести человека на новый уровень, позволить ему прикоснуться к Божественному. При этом единство веры и разума возможно только при условии высокой нравственности, которая является обязательным условием для каждого, кто ищет праведный путь.

Слово «О страхе Божием»

Кирилл пишет о том, что страх человеческий стал притворным и неискренним. Ничто не мешает творить грешнику его злые дела, а потом приходить в церковь и изображать страх. Важный момент, на котором Кирилл Туровский акцентирует внимание, это лицемерие людей. Он считает, что праведный христианин никогда не будет лукавить перед Богом, ведь это самое страшное падение, которое может быть.

Слово «О мытарствах»

Какие простые, но мудрые вещи писал К. Туровский! Его стиль был понятен всем, потому что он использовал образы, доступные каждому. Как же грешники собираются терпеть вечный адский огонь, если не могут вытерпеть даже горячей бани? Как быть с ядом змия, если укус мухи или комара вызывает бурю негодования? В то время на земле Туровской большое влияние на людей оказывали языческие верования и приметы, против которых святитель Кирилл активно воевал. Он утверждал, что праведные христиане никогда не будут возносить хвальбы солнцу, ветру или поклоняться земле.

Слово «О книжном почитании»

Здесь Кирилл Туровский частично обращается к древней патристике. Он предупреждает всех и каждого об опасных книгах, которые могут направить в ложном направлении неискушенную душу. Он рассказывает об астрономии, сонниках, травниках и т. д. и призывает всех верующих людей отказаться от книг отреченных. Лучше всего и полезней будет читать святые книги в церкви, молиться и благодарить Бога за его дела. Святитель упрекает горожан за их постоянную торопливость, ведь они даже часу одного не могут всецело посвятить Господу Богу. Для того чтобы сердце воспринимало святые книги, очень важно побороть в себе самые страшные недостатки: гордость, гнев и пьянство. К. Туровский говорит о том, что если бы в церкви раздавали мед и пиво, то народ бы быстро нашел время для посещения святого места!

«Притча о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии»

Притчи Кирилла Туровского — это отдельный вид его творчества, в котором он активно использует аллегорию. Эта притча рассказывает о царе, который доверяет своим подданным во всем. Он не считает нужным держать во дворце оружие или защищаться от кого-то. Свободное время он проводит со своими советниками, веселясь и танцуя. Однажды в его городе происходит мятеж. Для того чтобы понять, в чем дело, царь выходит к своему народу, но так ничего и не понимает.

Один его советник предлагает пройтись к горе. Там странники обнаруживают пещеру, из которой льётся лунный свет, а вдали сидят нищий и его жена, которая поет чудным волшебным голосом. Рядом стоит некто прекрасный, кто угощает их вином.

Ниже идёт пояснение притчи: город – это сам человек, царь – разум, советники – ежедневые мысли, гора – монастырь. Когда герои подходят к горе, это означает, что они принимают Божий обет. Смысл притчи заключается в прославлении монашеской жизни.

Слово «На Вербное Воскресенье»

Кирилл Туровский рассказывает людям о великом празднике для всего народа. В этом послании нет четких указаний или предписаний, а лишь изложение религиозных фактов. Святитель призывает народ прославить Христа, поклониться ему и попросить прощения за все совершенные прегрешения. Большое внимание уделяется смирению и приятию страданий («…умертвим телесные желания… Осанна в вышних!»).

К. Туровский вспоминает историю воскрешения Лазаря Христом, напоминая людям о чуде Божием. Чудеса Иисус творил среди иудеев, а спасение великодушно подарил язычникам. Также писатель напоминает, что именно после этого чуда народ признал в Иисусе Божьего сына.

Притча о душе и теле

Мы рассмотрим еще одну притчу К. Туровского для того, чтобы немного окунуться в его мир. Следует понимать, что здесь важен не сам сюжет, а его толкование. Именно на это надо обратить особое внимание при чтении. Также следует заранее отметить, что епископ пишет метафорично. Душа выступает в образе слепца, а тело – хромца. Толкование сюжета вполне соответствует традиционным религиозным канонам, но оно выполнено очень художественно и мастерски.

Притча рассказывает о том, что хозяин (подразумевается Бог-Вседержитель) решил посадить виноградник. Для его охраны он нанял на работу слепца и хромца, так как полагал, что они не смогут его обворовать. Однако те договариваются между собой: слепец будет нести хромца, а тот – указывать путь. Таким образом они проделывают своё грязное дело и крадут виноградные плоды хозяина. Узнав об этом, тот решает их прогнать, а они начинают оправдываться, сваливая вину друг на друга.

В конце Кирилл Туровский пишет о том, что нельзя преступать заповеди Господа Бога (ограда виноградника), иначе будет кара. Первой к Богу приходит душа, которая ссылается на тело, это его желания и побуждения заставляли грешить. Именно поэтому, когда настанет время Страшного Суда, все души войдут в тела, и будет великое возмездие.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что произведения Кирилла Туровского обязательны для прочтения каждому, кто ищет свой духовный путь или желает найти истинного наставника. Творчество епископа было высоко оценено, его наследие чтят по сей день. Также его книги рекомендованы тем, кто хочет обрести спокойствие и уверенность, избавиться от тревоги. Кирилл Туровский (кратко его мысли изложены в статье) не будет пугать вас картинами Страшного Суда, а лишь по-доброму и ласково подскажет, как его можно избежать, чтобы спасти самое важное – свое духовное начало.