Кладбище Ксении Петербургской

Содержание

Собор Смоленской иконы Божией Матери, который часто называют: Храм Ксении Петербуржской (Петербургской) в Санкт-Петербурге, начинался с деревянной церкви в XVIII веке, построенной на Смоленском кладбище.

Дважды она приходила в негодность из-за наводнений (1777, 1824). Когда построили каменную церковь, к ней постепенно пристраивали приделы, посвящённые различным святым, в том числе Смоленской иконы Божией Матери, который стал главным приделом.

Можно встретить людей, которые ищут Собор Ксении блаженной в Санкт-Петербурге. Так, называют Храм на Смоленском кладбище, зная о её участии во время строительства.

Небесные заступники. Художник Наталья Климова.

Святая по ночам носила кирпичи к строящейся новой кирпичной церкви. Рабочие, только проследив, поняли, кто их помощник. В дальнейшем, один из пределов был освящён в честь блаженной Ксении Петербургской.

Богослужения

Совершаются ежедневно по расписанию.

Желающим исповедаться следует прийти к 9.45 часам. Литургия в будни: 10 часов, также совершается в воскресные и праздничные дни (два раза утром).

Проходят: крещение, ежедневно вечерние богослужения, читаются акафисты.

Общественная деятельность

Храм святой Ксении Петербургской, как часто его называют, или Собор проводит большую общественную работу.

При нём существует молодёжный клуб, воскресная школа, детский хор.

Церковь, Храм, Собор

Не имея информации, православные люди путают эти понятия: называют церковью часовню, Храм, Собор. Однако, это разные службы.

Часовня

Совсем маленькая постройка с одним куполом, нет алтаря. В некоторых часовнях, например, в Часовне святой Ксении на Смоленском кладбище ведутся службы в течение всего дня через 15-20 минут.

Церковь

Как правило, небольшое сооружение. В переводе с греческого языка означает «Дом Господний». Первые церкви представляли собой просто дом, в котором велись службы.

В настоящее время она имеет не более трёх куполов, алтарную часть, одного служащего священника, одну литургию в день, один предел, скромное убранство. Кроме того, при ней часто образуется сообщество из постоянных прихожан, участвовавших в её жизни.

Храм

Фундаментальное сооружение крупного размера с тремя и более куполами с крестами. Большой храм может иметь несколько алтарей и приделы во имя какого-нибудь святого. Придел тоже имеет купол с крестом.

Собор

Главный храм в городе или монастыре. В нём несколько алтарей, есть настоятель, литургию совершают архиереи, патриархи или архиепископы.

Где находится Храм Ксении Петербуржской (Петербургской) в Санкт-Петербурге

Из вышесказанного следует, что люди, задавшиеся таким вопросом, не совсем понимают, что они ищут.

В Санкт-Петербурге нет храма святой Ксении Петербургской. Есть Часовня и Собор в честь Смоленской иконы с пределом Блаженной Петербургской. Они находятся на Смоленском кладбище.

Если под Храмом Ксении блаженной в СПб. имееся в виду вышеописанный Собор, то добраться до него можно так же, как до часовни святой.

Однако, в Санкт-Петербурге на улице Лахтинская, дом 17 строится Церковь Ксении Петербургской, осталось завершить внутреннюю отделку.

Храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге

Храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге часто называют часовней. Это действующая православная церковь в Василеостровском районе.

Сама Ксения Петербургская родилась примерно в 1719-1730 годах в аристократической семье, повзрослев, выйдя замуж и овдовев,

Святая пожертвовала все свои сбережения и имущество на благотворительность и встала на путь церковный. Вот уже много десятков лет Святая Ксения – это одна из самых почитаемых среди верующих святых. Христиане о многом просят Святую, но чаще всего о замужестве, рождении ребенка и об исцелении себя и родных.

Оглавление:

  • Житие Блаженной Ксении Петербургской
  • Акафист и молитва к блаженной старице
  • Как правильно просить о помощи св. Ксению Петербургскую
  • Чем помогает святая Ксения
  • Обычай оставлять записки для св. Ксении Блаженной
  • Где находятся мощи
  • Чудеса по молитвам к Святой
  • Архитектура храма
  • Информация для паломников
  • Заключение

Житие Блаженной Ксении Петербургской

После кончины своего мужа, глубоко потрясенная тем, что он умер без христианского приготовления и покаяния, Ксения решила отдать свою жизнь Богу и служению церкви, чтобы вымолить у Богу прощение грехов раба Божьего Андрея.

Она приняла на себя тяжелый крест — подвиг юродства Христа ради. Ксения объявила всем, что она умерла для этого мира, а её муж Андрей жив, перестала носить свои привычные одежды, заменив их на мужскую, мужнину, ходила в лохмотьях и босая в любое время года, отдала все, что имела бедным и отправилась на улицы Петербурга помогать словом и делом всем нуждающимся.

Она тайно носила камни для строительства Смоленского Храма, ухаживала за больными, дарила утешение страждущим. Ее визиты всегда были желанными в любом доме Питера, извозчики и продавцы на рынках всегда стремились угодить Ксении, несмотря на ее бедную одежду.

Ночи Блаженная проводила в страстных молитвах. Часто Святая предсказывала удачное замужество девушкам и даже способствовала оному. Ксения канонизирована Православной церковью за свои великие дела во имя Иисуса Христа, за то, что она оставила земное ради небесного и, как могла, утешала и помогала всем вокруг.

Акафист и молитва к блаженной старице

Акафист к Ксении состоит из двадцати шести частей: тринадцать кондаков и тринадцать икосов.

Их читают попеременно, начиная с первого кондака.

Когда будут прочитаны последний кондак и икос, следует снова прочитать первые молитвы.

Далее идет чтение молитвы к Святой Ксении: «О святая всеблаженная мати Ксение…».

Акафист:

Молитвы:

Блаженная еще при жизни горячо молилась и сопереживала всем людям, ее слова имели и поныне имеют большую исцеляющую силу.

Как правильно просить о помощи св. Ксению Петербургскую

Нужно читать молитвы и акафист к этой Святой. Но особенно правильно будет, если посетить могилу Ксении и часовню, что была построена над ней. К ее усыпальнице приносят записки, где горячо просят о самом сокровенном: здоровье, семье, о зачатии ребеночка.

Конечно, сегодня, когда храм открыт, необходимости в этой традиции нет, ведь можно также заказать молебен в церкви и написать церковные записки о здравии и об упокоении. Будучи внутри часовни следует непрестанно молить Святую Ксению о том, что действительно важно, что тяготит в эту минуту.

Чем помогает святая Ксения

Блаженная старица исцеляет тяжелобольных, ее просят об удачном и счастливом замужестве, о детях. Если в доме постоянные ссоры, то Ксения поможет установить мир и благодать. Тем, кто ищет свое предназначение в жизни, она помогает определиться с выбором и найти удачные предложения.

Известно, что эта Святая особенно благоволит всем девушкам и женщинам – у нее можно просить о самом тайном и женском.

Обычай оставлять записки для св. Ксении Блаженной

Эта традиция берет свое начало еще со времен СССР, когда вход в храм был воспрещен. Потому все верующие пытались вознести свои молитвы, оставив записочку Святой где-нибудь в стене ограды.

Сегодня в Храме для этих целей есть специальные ящики, куда паломники опускают записочки с молитвенными просьбами к Святой Ксении.

Это очень удобно, так как не всегда человек может высказать вслух свои чаяния, а на бумаге это сделать значительно проще.

Где находятся мощи

Ксения похоронена на Смоленском кладбище, ее святые мощи находятся внутри часовни под белым мраморным саркофагом. К ним открыт свободный доступ. Постояв недолго в очереди к святой могиле, можно приложиться и попросить о милости. Часто к саркофагу приносят цветы и ставят свечи, произнося молитвы к Ксении Петербургской. Чтобы приложиться к мощам, нужна только истинная вера и чистосердечная просьба.

После посещения часовенки, спустя какое-то время, когда ответ на вашу молитву будет услышан, важно вновь прийти сюда и поблагодарить блаженную старицу. Для этого достаточно вашей искренней, идущей от самого сердца благодарности, так же можно заказывать чтение акафиста и благодарственного молебна в церкви.

Чудеса по молитвам к Святой

Есть свидетельства, что еще в давние времена Ксения спасла усадьбу от пожара: ночью хозяйке поместья после прочтения молитв к Ксении было видение, что Блаженная поливает водой земли вокруг дома. Наутро оказалось, что был поджог сарая, но огонь чудом не перешел на остальные постройки.

Сам Александр III, когда болел тифом, был исцелен Блаженной. Императрице передали пригоршню земли с места захоронения Ксении, которую та положила в постель к больному. Ночью царица увидела Святую и та предсказала скорое выздоровление будущего императора и рождение дочки.

Зафиксированы факты, как Ксения Петербургская способствовала свершению удачных браков и беременности, как больные люди выздоравливали после акафиста и молитв к Блаженной.

Архитектура храма

Церковь сделана в псевдорусском стиле по плану Всевлавина.

На стенах часовни есть изображения Спасителя и самой Святой, сделанные из мозаики. Ансамбль строения венчает небольшая крыша с золоченой луковичкой и крестом.

Органично смотрятся витражи и арочные окна. Во время войны храм был закрыт и находился в плачевном состоянии, но уже в 1946 году паломники настояли на его реконструкции. К сожалению, уже в 1960 церковь снова использовали не по назначению – там были скульптурные мастерские. Но надолго скульпторы там не задержались (у них совсем не ладилась работа), и храм снова был возвращен верующим.

Информация для паломников

Полезная информация, которая пригодиться всем тем, кто собирается в паломничество:

  1. Как добраться до Смоленского храма: церковь расположена по адресу Санкт-Петербург, Российская Федерация, ул. Камская, 24. Доехать сюда можно на метро и автобусе, например, можно проехать до станции «Василеостровская», перейти дорогу по подземному переходу и сесть в автобус под номером К249. Далее следует доехать до улицы Камской и пройти немного пешком. Либо есть вариант доехать до станции «Приморская» и прогуляться до кладбища.
  2. Как добраться до часовни: храм Ксении расположен в середине Смоленского кладбища. Следует войти на погост с центрального входа и двигаться вдоль основной аллеи до небольшой площадки, где слева будет Смоленская церковь, а справа тропинка к часовне Блаженной.
  3. Часы работы: часовня открыта каждый день. В будние дни вход разрешен с десяти утра до четырех вечера, в выходные режим для посещения такой: с десяти утра до пяти вечера.
  4. Расписание богослужений: в будние дни богослужения проводятся дважды в день – в 8.00 утренняя служба и в 17.00 вечерняя. В выходные и праздники проводятся три службы – в 7.00, в 9.30 и в 17.00.
  5. Официальный сайт и телефон: позвонить сюда можно по телефону +7 812 321 14 83. Также есть сайт часовни — svyataya-kseniya.ru

Икона Ксении Петербургской есть почти в каждом доме, а паломничество к ее мощам в СПб – это нескончаемые очереди прихожан. Со всех концов России съезжаются верующие. Православные находят тут утешение, понимание и помощь, а те, кто еще не пришел к Богу, обретают здесь веру и прощение.

Санкт-Петербург – город, знаменитый не только своими архитектурными ансамблями. Он широко известен и среди поклонников мистических явлений. Северная столица собрала множество тайн и загадок, о ней ходит немало ужасающих легенд.

Одним из интересных мистических мест является старейшее кладбище Петербурга – Смоленское. Даже гуляя днем по его дорожкам или просто проходя мимо, чувствуешь постороннюю силу, мурашки пробегают по телу. На самом деле его название связано со строительством церкви, посвященной иконе Смоленской Божьей Матери.

Почему кладбище называется Смоленским? По легенде, Васильевский остров строили жители города Смоленск, которые быстро погибали. Причиной скорой смерти являлись тяжкие условия труда. Рабочих хоронили на южном берегу Черной речки. Отсюда кладбище и получило свое название – смоленское. Но документально это не подтверждено, поэтому можно только догадываться в правдивости этой информации.

Покровительницей Смоленского кладбища является Ксения Блаженная. Ходит поверье, что после смерти мужа она облачилась в мужскую шинель, раздала все свои богатства и стала бродить по городу, говоря проходящим мимо людям разные несуразицы. Необычные пророчества, которые она бросала вслед прохожим, сбывались. Оказалось, Ксения открыла в себе дар ясновидения.

Позднее, после смерти душевнобольной, люди стали приходить на её могилу и молить о помощи. Вскоре после ее кончины на Смоленском кладбище отстроили часовню Ксении Блаженной. Существует поверье, что если трижды обойти вокруг часовни, загаданное желание сбудется.

Вам будет интересно:

  • Святая Ксения Петербургская: любовь, которая одолела смерть
  • Чудеса молитв Ксении Петербургской
  • Часовня блаженной Ксении Петербургской
  • Смоленское Лютеранское кладбище

Ходят слухи, что на Васильевском острове хоронили узников, хотя официально в Северной столице не существовало ни одного утвержденного кладбища. Их закапывали везде, где придется. Каторжников хоронили прямо в кандалах. Существуют истории, в которых свидетели утверждают, что сталкивались с призраками заточенных узников. Некоторые слышали звон цепей усопших.

Но самым страшным мифом является рассказ о 40-ка священниках, которые погибли при революции. Во времена захвата власти «красными» вера в Бога отвергалась. Было собрано сорок священнослужителей со всего Петербурга и привезены на Смоленское кладбище, где им предложили отречься от веры в обмен на жизнь. Стоя перед огромной вырытой ямой, все служители Богу предпочли смерть, после чего были заживо закопаны. Ходят слухи, что в течение трех дней после совершенного убийства земля на могиле ходила ходуном, а стоны погибших слышались на расстоянии десятков метров. Некоторые горожане, узнав об этой истории, стали считать Смоленское кладбищеоскверненным местом, где живет нечистая сила.

Считается, что, если при входе на кладбище повернуть направо – в старую часть – человек непременно встретится лицом к лицу с настоящим призраком. Люди, любящие тишину и покой, прогуливаются по узким тропинкам в левой части кладбища. Иногда днем можно встретить даже взрослых, гуляющих с младенцами вдоль старинных могильных плит. А любители острых ощущений приходят на кладбище ночью в поисках паранормального.

Как добраться до Смоленского кладбища?

На кладбище несколько точек входа:

  • Метро Василеостровская и далее маршрутка К-249. Любо пешком минут 15 через Малый проспект ВО.
  • Метро Приморская, пешком не более 10 минут, но вход на кладбище будет с другой стороны от часовни Ксении.

Основной адрес: улица Камская, дом 3.

Смоленское кладбище

24 апреля 2017 | 15:30| Где это

Смоленское кладбище, как и любое другое, это, прежде всего, – библиотека человеческих судеб и самых разных, иногда невероятных, историй. Но начиналось всё тривиально – с погоста для бедняков Васильевского острова, которых нужно было где-то хоронить.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Маршрут по кладбищу обычно начинают с главных ворот, а значит и с речки Смоленки. Раньше она называлась Чёрной. Именно на берегу этой «старой» Чёрной речки хоронили местных жителей. Было и ещё одно место – Гавань. Но в силу природных условий и климата, в котором мы живем, Гавань была труднодоступной и крайне неподходящей для захоронений. Такое положение сохранялось до 1738 года, когда Священный Синод своим указом постановил организовать кладбище «между 18 и 23 линиями Васильевского острова», расчистить к нему дорогу, огородить забором и содержать новый погост из церковных доходов.

Церковь Смоленской иконы Божией матери

Почему кладбище решили назвать Смоленским? По одной из версий во время строительства города на острове поселилась артель рабочих из – вы угадали – города Смоленска. Тут они жили, тут их похоронили — собственно, над названием долго не думали. Тем не менее, это всего лишь легенда, а название кладбища, как, кстати, и речки, закрепилось после создания храма во имя Смоленской иконы Божией матери. То есть название появилось гораздо позже, чем само кладбище, — и вот почему. На территории каждого кладбища есть церковь, а на территории Смоленского кладбища никакой церкви не было — его приписали к Андреевской церкви, расположенной на нынешнем Большом проспекте Васильевского острова. Но у храма не было денег на содержание кладбища, а у Синода, который постановил это кладбище создать, не было денег на новую церковь. Построена она была только в 1755 году и была деревянной, императрица Анна Иоанновна повелела выдать деньги на её строительство из губернского бюджета (это если говорить на современный манер, а на старый – из казённого кошта губернии). Кладбище обнесли, наконец, забором, заодно отделив его ещё и каналом. Но положение кладбища и церкви продолжало быть довольно печальным – они не приносили никакого дохода и находились в упадке.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

И вот тут-то, пожалуй, начинаются все истории. Положение исправил священник Георгий Петров. Его назначили «заведовать» Смоленской церковью (а значит, и кладбищем) в 1783 году. С приходом священника началась, если можно так сказать, вторая жизнь кладбища. Георгий Петров был человеком, по описаниям современников, властным, прямым и даже нахальным. Деньги на благоустройство кладбища и богадельни он доставал как настойчивыми просьбами, уговорами и унижениями, так и откровенной прямотой и хамством. При этом для своего начальства он был крайне смиренным человеком, а вот в отношениях с «сослуживцами» смиренностью не отличался, одного своего «коллегу» он откровенно «подсидел», с подчинёнными был довольно грубым, с одной стороны, с другой — совершенно за ними не следил. Но главное здесь, конечно, не его человеческие, а его деловые качества.

Во-первых, Георгий Петров добился постройки каменной церкви (её построили к 1791 году). Деньги на новую церковь собраны были отчасти из добровольных пожертвований за места на кладбище. Кстати, от строительства церкви на православном кладбище страдало кладбище «немецкое» – мост, ведущий к нему, ломали для прохода барж со строительными материалами. Правда, и чинили быстро, потому что плотничьи работы стоили относительно дёшево. Ещё одна, не менее важная, заслуга Петрова – это первый ритуальный бизнес. Георгий Петров добился открытия «траурного заведения» — места, где напрокат можно было взять принадлежности для погребальных обрядов. Это покровы, элементы траурной одежды, а также телеги – дроги. Этот бизнес, созданный в самом конце восемнадцатого века, приносил доход до 1841 года, когда с утверждением положения о кладбищах стала возможна свободная торговля погребальными принадлежностями. На средства от продажи поддерживали церковь и создали богадельню – теперь мы заходим на кладбище через арку, соединяющую два её корпуса. Дополнительный доход давала сдача кладбищенской земли в аренду под огороды, а также аренда небольших сарайчиков – под мастерские для изготовления памятников. К 1818 году Петров практически отошёл от дел и на кладбище появлялся редко. Тем не менее, именно благодаря его невероятной энергии, Смоленское кладбище приобрело те свои очертания, которые мы знаем уже в современности.

Могила поручика Чернова

Не будем отходить от ворот далеко и посмотрим на скромный памятник, спрятанный слева от церкви – небольшая колонна, увенчанная погребальной вазой. Надпись ещё сохранилась: это могила поручика Семёновского полка Константина Чернова с памятником, сделанным на средства его товарищей. За этой скромной надписью скрывается история о предательстве, чести… и классах. Дело происходило в 1825 году, знаменательном для российской истории. У Константина Чернова (человека из дворянской, но незнатной семьи) была сестра, в неё влюбился и решил жениться внук графа Орлова – Владимир Новосильцев, наследник огромного состояния. Однако мать Новосильцева решила любыми способами не допустить женитьбы сына и добилась своего, свадьбу отменили. Семья невесты была оскорблена, и старший брат вызвал несостоявшегося супруга девушки на дуэль.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

«Старик-генерал Чернов сказал, что все его семь сыновей станут поочередно за сестру и будут с Новосильцевым стреляться и что если бы все семь сыновей были убиты, то будет стреляться он, старик», — так описывает ситуацию современник событий, драматург Андрей Жандр.

Оба дуэлянта погибли. Похороны Чернова превратились в демонстрацию – товарища провожали его друзья по Северному обществу, многие в знак протеста весь путь похоронной процессии шли пешком, без экипажей. Своеобразная похоронная «акция» стала ответом аристократическому миру, жившему по своим законам. Здесь надо заметить, что декабристы, многие из которых были друзьями Чернова, также (по одной из версий) нашли свой покой на Смоленке — на острове Голодай, который теперь называется островом Декабристов.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Часовня Ксении Петербургской

От трагедий перейдём к чудесам (хотя и не бросим трагических историй). Одна из главных достопримечательностей кладбища – часовня Ксении Петербургской. По легенде 26-летняя Ксения после смерти своего мужа облачилась в его одежду, отдала свой дом и состояние соседке Прасковье Антоновой, завещав раздать всё имущество бедным. Предание гласит, что она помогала построить Смоленскую церковь, таская по ночам тяжёлые кирпичи на строительные леса. По ещё одной легенде Ксения предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Предсказывала она и простым горожанам — купчихе предсказала кончину, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девушке — замужество (этим, конечно же, все предсказания Ксении не ограничиваются, на перечисление всех чудес ушла бы небольшая книжка). Сейчас к часовне Ксении приходит множество людей – и верующих, и желающих поверить. Автору этого текста дали совет для исполнения желания обойти часовню три раза, не переставая думать о загаданном, а потом помолиться и поставить свечку в самой часовне. Работает ли это – автор гарантию дать не может, поскольку не проверял совет на практике.

Могила «дедушки русского романса» композитора Титова

За часовней (по правой стороне, прямо и направо) — могила дедушки русского романса. Опознать её легче, чем найти. Кто же такой этот «дедушка русского романса»? Композитор (и генерал-лейтенант) Николай Титов, сделавший жанр романса популярным в 20-40-х годах XIX века. В семье композитора было традицией сочетать армейскую службу с сочинительством музыки. Николай Титов начал заниматься музыкой довольно поздно даже по нынешним меркам – к 19 годам, при этом музыкальное образование его было довольно обрывочным. Однако это не помешало дилетанту сочинить более 60 романсов на стихи поэтов того времени, в частности, и таких классиков, как Пушкин и Лермонтов. А прозвище «дедушка русского романса» дали тогда ещё совсем не дедушке, а юноше, другие классики – композиторы Александр Даргомыжский и Михаил Глинка, дружившие с Титовым.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Могила писательницы Чарской

Недалеко от могилы Титова похоронена ещё одна петербургская знаменитость – писательница Лидия Чарская. Могила совсем скромная – белый металлический крест и ограда. Жизнь Лидии Чарской является примером того, как безжалостно время умеет перечёркивать, а колесо истории — уничтожать. В начале ХХ века Чарская – знаменитая детская писательница, книги которой имели громадный успех как у юных читателей, так и у взрослых. Писать актриса Александринского театра начала от безденежья – статьи и переводы приносили небольшой доход, а вот первое произведение, «Записки институтки», принесли ей славу и популярность. Всё зачеркнула революция. В 1920 году книги её были запрещены, они подлежали изъятию из библиотек и сожжению.

«Чарская отравляла детей тем же сифилисом милитаристических и казарменно-патриотических чувств», — злобные слова не менее знаменитого писателя Корнея Чуковского¹.

Над героями книг писательницы учащиеся 1920-х готов устраивали показательные суды. Лидия Чарская умерла в нищете и безвестности в 1937 году, но труды её не остались забытыми. По крайней мере, уже который год на могиле писательницы появляются всё новые цветы.

фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Могила «40 мучеников»

От трагедий – к мрачным сюжетам. В противоположной стороне, на Блоковской дорожке – небольшая могила с надписью «40 мученикам». История появления этой могилы – городская легенда, согласно которой в послереволюционные годы борьбы с церковью ночью на кладбище привезли сорок священнослужителей. Им предложили либо отказаться от веры, либо принять смерть. Церковники выбрали последнее – и были заживо погребены в братской могиле на территории Смоленки. Дальше в легенде говорится о страшных криках, которые слышали жители окрестных домов, о «ходившей» земле, и о том, что когда первый луч солнца упал на могилу – крики прекратились. Документального подтверждения массовой казни служителей церкви именно в этом месте нет. Кстати, в истории православия уже был случай с сорока мучениками, но повлияла ли эта история на создание жуткой притчи Смоленского кладбища – сказать сложно.

Могила Блока

Одна из главных достопримечательностей кладбища – могила Александра Блока. Впрочем, это уже бывшая могила поэта, его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища в 1944 году. И вот тут-то начинаются загадки, легенды и версии. Одна из самых знаменитых – версия журналиста Александра Невзорова с участием ватника и химического карандаша. Согласно Невзорову, представители организации, которая должна была перевезти останки Блока, не явились в назначенный день. Поэтому прах, который уже успели достать из могилы, был завёрнут в ватник, на котором химическим карандашом написали «Блок». Спустя неделю ватник с приметной надписью обнаружили на местном стороже, именно эту одёжку в итоге и перезахоронили на Волковском.

Другая версия, которая кажется куда более правдоподобной, принадлежит известному исследователю Блока Дмитрию Максимову, рассказ о ней можно найти у академика Лихачёва. «При этом событии (перезахоронении Блока – ИА «Диалог») присутствовал Дмитрий Евгеньевич Максимов. И ведь перезахоронили только череп Блока. Дмитрий Евгеньевич нёс череп Блока, потому что остальным, очевидно, было противно его нести, они боялись, а он не боялся. Он нёс череп Блока в платке и по дороге пальцем из глазниц выковыривал землю. Ему показалось, что так будет лучше. И тогда его остановили и сказали: «Вы выковыриваете прах Блока. Это нельзя делать». (У него есть воспоминания об этом перезахоронении.) И «могила Александра Блока» — это чужая могила, какого-то барона (я забыл его фамилию). В эту чужую гробницу, в этот чужой склеп и поместили череп Блока. Один череп. Всё остальное осталось там, на Смоленском кладбище, рядом с матерью, и было сровнено с землёй», — рассказывал ученый. Впрочем, даже в случае с причинами перезахоронения существуют разные версии: одни обосновывают процесс плохим состоянием могилы поэта, другие – политическими решениями.

Могила офицеров, погибших при взрыве в Зимнем дворце

На Смоленке немало и братских могил. К примеру – захоронение офицеров, погибших при взрыве в Зимнем дворце в 1880 году. В результате покушения на императора Александра II погибли 11 человек — нижние чины лейб-гвардии Финляндского полка, нёсшие караул во дворце. Сам император в результате этого события не пострадал – именно в этот день отличавшийся пунктуальностью Александр опоздал на обед, ко времени которого и был приурочен подрыв бомбы. Все погибшие погребены в братской могиле, а император, несмотря на угрозу, лично присутствовал на похоронах. Кстати, памятник героям-финляндцам был создан на народные деньги, однако сейчас мы можем видеть уже восстановленный монумент – разорение кладбищ в советское время не прошло для него даром.

Есть и ещё одна братская могила на Смоленском, найти которую в наши дни практически невозможно. Это захоронение рыцарей Мальтийского ордена, главой которого в 1798 году был избран российский император Павел I. Хоронили кавалеров ордена на кладбище за Церковью Рождества Иоанна Предтечи. После убийства Павла на престол взошел его сын Александр и стал поспешно уничтожать всё, что связано с орденом. Это относилось и к захоронениям членов ордена – их прах был перенесён на Смоленское кладбище августовской ночью 1807 года. Если могилу и украшало надгробие, то после нескольких наводнений, которые пережило кладбище, ныне место это считается утерянным.

***

Нам нравится думать о кладбищах, как о местах мистических, хранящих самые причудливые тайны и загадки. Но кладбище, прежде всего, должно напоминать о главном — какая бы ни была у нас необычная судьба, сколько бы времени нам ни было отведено и как бы продуктивно мы его ни проводили, нам всем приготовлена одна участь — стать ещё одной карточкой каталога в какой-то из огромных библиотек человеческих жизней.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»

¹ Бен Хеллман, «Сказка и быль: История русской детской литературы», со ссылкой на «Первый всесоюзный съезд советских писателей 1934: стенографический отчёт», М., 1934

Смоленское кладбище: люди, могилы, чудеса блаженной Ксении

10 августа (28 июля по старому стилю) совершается празднество в честь Смоленской иконы Божией Матери. В Санкт-Петербурге существует посвященная этой иконе церковь, которая располагается на Смоленском кладбище. И храм, и кладбище много значили и значат для православных петербуржцев хотя бы потому, что здесь почивают мощи покровительницы Санкт-Петербурга блаженной Ксении. К этому празднику предлагаются воспоминания заслуженного врача, ветерана труда Галины Георгиевны Руденковой, посвященные судьбам Смоленского храма и кладбища в 40–50 годы XX века.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери находится на Смоленском кладбище

1945 год мы встретили далеко от Ленинграда, за Уралом, в эвакуации, и до поры до времени не могли выехать в родной город, чтобы со своими земляками встретить замечательный день радости и ликования – День Победы. Военный завод-дублер неохотно отпускал своих работников. Мы смогли вернуться в Ленинград только к осени 1945 года.

Немногочисленные храмы города были переполнены молящимися и вынужденными прихожанами. Люди после работы ежедневно шли на вечернее богослужение, где в благостной обстановке и в тепле коротали время, чтобы не докучать родственникам, приютившим их на время разрешения жилищной проблемы. Многие прожили в коридорах больших многокомнатных квартир до трех или даже пяти лет. Значительно позднее некоторых из них в храме я больше не видела.

Зимой 1945–1946 года утром в воскресенье мы спешили на Смоленское кладбище к стене часовни Ксении Блаженной. Часовня была закрыта. К 10 часам утра приходил высокого роста, плотного сложения священник. Сверху на теплую меховую доху был одет подрясник, фелонь и епитрахиль. Рядом стояла средних лет женщина, чернявая, полная, ее он называл Дуня. Помощница священника в темном одеянии бодро собирала записки с небольшим, можно сказать – скудным, подаянием. Священник с добрым светлым лицом, полными губами и необыкновенно доброжелательными глазами сначала служил молебен, старательно прочитывая все имена. Часто поднимал глаза к небу и, видно, крепко молился о каждом из нас.

У часовни св. блж. Ксении Петербургской Иногда наше необычное богослужение под открытым небом сопровождалось снегопадом. На черной старинной скуфье священника вырастал маленький сугроб, эта вторая белая скуфья очень забавляла нас, детей, которые с матерями стояли на молебне и пытались осознать всё происходившее.

Затем служилась панихида. Помощница батюшки Евдокия пела громко, твердо, мы же робко подпевали батюшке и ей. Отец Василий (с какой-то богословской фамилией – то ли Введенский, то ли Преображенский) как-то особенно прочитывал имена усопших, упирая на слово «воин»: «воина Иоанна, воина Петра…» Женщины горько плакали. Иногда голос священника начинал дрожать, а по его крупному лицу текли слезы. Когда же пели «Со святыми упокой», никто не сдерживал слез, рыданий и причитаний, всех объединяло общее горе.

Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только батюшка доставал их в смутное время вражды против Церкви?

Служба, если так можно назвать молебен и панихиду, заканчивалась целованием креста. Батюшка, как мог, утешал молящихся, иногда детям раздавал немудрящие подарки – конфеты, маленькие фотографии икон. Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только он их доставал в это смутное время вражды против Церкви? Правда, в годы войны и человеческих страданий богоборчество приутихло, многие повернулись к Богу, многие были очевидцами чудес и спасения обратившихся ко Господу, тех, кто попадал в самые трагические ситуации.

Через некоторое время открыли часовню Ксении Блаженной, точной даты я не упомню, но помню, что когда ее открыли, создалось впечатление, что она никогда не закрывалась. На стенах висели старинные иконы, пол был покрыт изразцовой плиткой, а у окна на полу стояла низенькая, из нежно-белого мрамора гробница, очень гармоничной формы, с золоченым крестом на передней стенке. Дверей было две: в одну входили, в другую выходили после молебствия. После окончания панихиды и целования креста люди выходили, и на их место заходили следующие, заполняя внутреннее пространство часовни, и всё повторялось сначала: молебен, панихида и т.д. Очередь в часовню доходила до самого храма Смоленской иконы Божией Матери. Никто не лез вперед. Все с каким-то особенным благостным настроением стояли в этой очереди, рассказывали о своих бедах и невзгодах, делились радостями, знакомились и даже создавали семьи. Блаженная матерь Ксения – удивительная споручница семьи и детских судеб. Сколько чудес было около этих святых стен! Сколько радости приносила матушка Ксения измученным войной людям, особенно детям!

Малышке очень хотелось резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши.

Одной маленькой девочке очень хотелось иметь резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши. До игрушек дело не доходило. Как-то мать собирает девочку на службу в часовню, советует помолиться Ксении Блаженной и рассказать ей о своей мечте. Возвратившись домой, девочка с горечью жалуется маме, что никакого мячика она не получила. В это время раздается звонок в квартиру: на пороге стояла крестная девочки с резиновым мячом в шелковой сетке. Она пришла поздравить крестницу с Днем ангела и напомнить матери об этом семейном празднике.

Как-то однажды в воскресенье мы шли из часовни по главной дорожке и увидели, что боковые двери храма открыты и из них выносят старые доски, ржавое кровельное железо. Жители ближних домов рассказывали, что с соседнего храма очень красивой архитектуры снарядом снесло купол, и жители решили сохранить хотя бы кровлю и перенести железо в Смоленский храм, где крыша не пострадала от обстрелов. За последующие годы железо проржавело и ни на что не годилось.

Отмыли стены храма, пол покрыли досками, которые старательно натирали мастикой. Щеток не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Люди с радостью и одушевлением очищали храм от мусора, железа и щебенки. Моя мама в черном бархатном пальто с белым песцом быстро включилась в работу. Какое-то необыкновенное светлое чувство наполняло нас, мы не обращали внимания на порванные в работе перчатки, на плечи брали тяжелые доски, и вскоре храм был очищен от мусора. Однако вид храма внутри был более чем печальный. Когда-то красивые фрески были закопченными, огромная панорама «Исцеление дочери Иаира» была покрыта толстым слоем копоти и грязи, и с трудом просматривалась величественная фигура Христа. Как могли, мы отмыли стены, каменные плиты пола покрыли досками, которые мы старательно натирали мастикой. Щеток на всех не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Часовня Святой Ксении Петербургской на Смоленском православном кладбище. Фото второй половины XX в. Настоятелем стал отец Василий, прибыли еще два священника, обоих звали Михаилами. Старый отец Михаил с клиновидной бородкой и поврежденным глазом служил размеренно, на проповедях много не говорил. Жил он на Петроградской стороне, кажется, на Бармалеевой улице. Соседи о нем знали больше, чем он сам знал о себе. Икон в маленькой прокуренной комнате не было. Как-то он разоткровенничался и из-под шкафа достал большую запыленную фотографию выпуска духовной семинарии, где он был виден в ряду других семинаристов-выпускников. Был он какой-то не свой, чужой. Исповеди проходили общим чином, беседы с прихожанами с глазу на глаз не одобрялись. Но однажды, положив епитрахиль на голову мамы, он тихонько спросил: «Тамара Васильевна, а где вы работаете?» Мама вынуждена была нарушить принятый в церковной жизни закон послушания и ответила: «Отец Михаил, это к исповеди не относится». Мама занимала высокую должность на военном заводе. Как только ее хранил Господь!

Как-то после всенощной накануне большого праздника народ толпой вышел из храма, шли по берегу реки Смоленки на трамвай № 11. Мама с восторгом сказала: «Какое счастье, столько народу пришло в храм!» На это незадачливый батюшка отец Михаил («старый», как мы называли его между собой) заметил, что во время войны много мужчин погибло на полях сражений, вот женщины и приходят в церковь посмотреть на священников. Моя мама не растерялась и ответила, что на мужчин смотреть лучше на пляже, а в храме в лице священника мы видим образ Христа.

Другой отец Михаил был совсем иного склада, по выражению писателя В.Н. Лялина, священник «высокой пробы». Он был молод, красив, вьющиеся каштановые волосы обрамляли благородное лицо. Во время проповеди, отрываясь от листа бумаги (копия находилась в епархии и у уполномоченного, для слежки), он горячо говорил о действии Святого Духа в современном мире, о благодати Господней, о молитве за ныне живущих и погибших в тяжкие годы войны. В это время его глаза светились каким-то янтарным светом. В своей поэме Владимир Солоухин пишет, что Свет Небесный

Костром горит, огнем манит в ненастье,
В словах сквозит и светится из глаз.

Отец Михаил был удивительно талантливым проповедником и через кордоны запретов старался донести до нас Христову Истину в том свете, который оставили нам апостолы. Его старший сын Ника сослужил с ним в алтаре, на нем был старенький дореволюционный стихарь, в котором он выглядел истинным служителем Церкви. Несмотря на малый возраст (ему было лет 8), он был очень серьезен, собран, делал всё четко и правильно. Во время Пасхальной седмицы было видно, как он сосредоточенно стоял недалеко от Престола, углубленный взгляд свидетельствовал об искренней молитве, какая только могла быть в его детском чистом сердце.

Братик Ники был значительно младше его. В легкой сусликовой шубке он смело, раздвигая локотками плотно стоящих прихожан, продвигался к солее. Пожилая женщина, охая и причитая, двигалась за ним: «Ах ты, батюшки, подожди же, куда ты?! Вот я тебе!» Достигнув цели своего путешествия по храму, он хозяйственно окидывал взглядом прихожан и, немного постояв, так же исчезал в обратном направлении. Семья отца Михаила жила на Малом проспекте Васильевского острова, занимала две маленькие комнаты. Малыш любил кататься на большой старинной двери с латунной ручкой, открывая и закрывая ее. Нянюшка постоянно ворчала на него, а он говорил: «Не ругайся, стану митрополитом – буду за тебя молиться».

Часовня блаженной Ксении Петербургской. Интерьер После Литургии матушка отца Михаила шла с детьми в часовню Ксении Блаженной по основной дорожке кладбища. Раиса Владимировна тяжело носила третьего ребенка, часто уставала, садилась на скамеечку около больших белых мраморных крестов могил Обер-Боярских, а Ника стоял в очереди в часовню со своим другом Валентином. Большеголовый, небольшого роста, он отличался от своего приятеля. Я была старше их года на три и смотрела на них несколько свысока, понимая, однако, духовную высоту этих мальчиков. Они много говорили о самых радостных вещах, речь Ники удивляла своей размеренностью, логичностью, не по возрасту глубокой и ладной.

Однажды мы узнали, что на отца Михаила (младшего) пришел непомерный налог – хоть в долговую яму залезай, за несколько лет не расплатиться! Несколько надежных прихожан тайно организовали сбор денег, в списках значились только имена жертвователей. Нужная сумма была собрана, и так выкупили мы своего батюшку!

Иногда из глубокой памяти всплывают эпизоды из истории Смоленского прихода, которые свидетельствуют о глубокой вере нашего народа – многострадального, но милостивого и понимающего беду и скорбь ближнего.

Как-то раз отец Михаил (младший) обратился к приходу со скорбными словами. Его шестилетняя доченька болела тяжелым гриппом, затем корью с тяжелыми осложнениями. Врачи констатировали полную потерю зрения.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой. Искренне молились об исцелении малышки.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой Божией Матери. Искренне молились об исцелении малышки, многие просили со слезами, особенно когда пели «Царице моя преблагая». На очередных службах прихожане участливо спрашивали: «Как там наша маленькая Леночка?» «Получше», – отвечал батюшка. Ребенок обрел зрение, но какой-то дефект остался и напоминал нам об этом событии. Может быть, со временем и это прошло.

Священникам сослужил диакон Николай Кузьмич Обер-Боярский. Рассказывали, что он служил до революции в Гатчине, где пел императорский хор и молился государь Николай II. Говорили об этом тайком, ибо такая биография могла повредить всей его семье. Я очень любила его жену Наталию Ивановну. Она заведовала библиотекой Академии художеств с незапамятных времен. Она часто рассказывала, как во время всех войн хранила все рисунки, все фолианты о живописи и даже авторефераты сотрудников академии. Во время блокады Ленинграда она не сожгла ни одной брошюры, замерзая в обледеневшей библиотеке. Я жадно слушала ее рассказы. Я преклонялась пред этой полной, доброжелательной женщиной. Что сталось с Кирой Николаевной – дочерью Наталии Ивановны и диакона Николая? Где Наташа, их внучка? Очень бы хотелось узнать, но я сама сейчас стара и не имею возможности выехать в архивы и воздать должное людям, сберегавшим наше российское достояние.

Со временем отца Михаила (младшего) перевели, кажется, в Преображенский собор, у нас не было моды переходить за священником в другой приход без веской на то причины.

/p>

Отца Василия сменил жесткого нрава настоятель, нетерпимо относившийся к человеческим слабостям. Правда, при нем была проведена большая реставрация стен и росписи. Мы увидели изображения евангельских событий во всей их красоте.

Вечерние богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери начинались в 18:30, так как многие работали до 18:00, заводы заканчивали работу по гудку в 17:00.

Хор в храме был скромный. Регент, отставной солдат небольшого роста с поврежденной ногой, управлял хором, держа правую руку около усов, а левой регулировал такт пения. Я выросла в музыкальной семье, еще до войны меня брали на концерты в Капеллу, где пели мои двоюродные братья в хоре мальчиков. Очень хотелось, чтобы наш хор пел лучше.

Долгое время единственным псаломщиком в храме был инженер Владимир Павлович, до войны он работал с моей мамой на одном заводе. На фронте ему оторвало половину лица, но сохранились голосовые данные. На лице он постоянно носил большую черную повязку. Читал он четко, размеренно; поражал приятный тембр его голоса. Когда я готовлюсь к Причастию и читаю предпричастные молитвы, у меня до сих пор звучит его молитвенный голос. Отца его расстреляли задолго до войны, и мать осталась с одиннадцатью детьми: всем она дала образование, а внуки ее пополнили плеяду ученых и работников искусств. Некоторые до сих пор работают в Эрмитаже.

Четверг в храме был особенным днем. Вечером после вечерни всем миром пели Акафист Божией Матери. Возможно, четверг был определен потому, что в среду многие ездили в Никольский собор на акафист святителю Николаю. Никольский собор никогда не закрывался, и богослужения в нем шли даже в блокаду. Икосы пели все вместе, все 13 «Радуйся». Акафисты тайно на работе печатала на машинке прихожанка Таисия, некоторые экземпляры были подписаны ее рукой, красивым каллиграфическим почерком.

Памятники. Красота церковная и варварство безбожное

Кладбище – место особое, место печали, молитвы и памяти. Постыдно стать иванами, не помнящими родства. Не все, но многие из нас – питерцы, петербуржцы, а значит, родные нам те, кто покоится в этой святой земле Смоленского кладбища, которое является оазисом среди большого города. Это место памяти, насчитывающее не одно столетие. Основано оно в середине XVIII века и названо так в честь жителей Смоленска, трудившихся на строительстве Санкт-Петербурга и ложившихся в его землю. Благодаря им была построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1794 году архитектором Львовым, и сама блаженная Ксения тайно принимала участие в строительстве храма. Смоленское кладбище – мемориал, хранивший высокую культуру захоронения, надгробных памятников и скульптуры. Здесь было захоронено много знаменитых и достойных людей: художники Крамской, Н. Ге, писательница Лидия Чарская… По преданию, здесь была похоронена няня А.С. Пушкина Арина Родионовна. В день Смоленской иконы Божией Материя, 10 августа 1921 года, после отпевания в церкви Воскресения Христова здесь был похоронен великий русский поэт Александр Блок (в 1944 году его череп был перенесен на Литераторские мостки).

В крест когда-то были вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу…

Надгробные памятники не только сохраняли память об усопших, но и несли в себе глубокий духовный поучительный смысл. Направо от входа высится величественная гранитная скала с небольшим железным крестом на вершине, в отверстия которого когда-то были, вероятно, вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу. Склон монумента представлял путь, состоящий внизу из семи ступеней, – вероятно, это земной путь семилетнего младенца, по ним очень легко подняться вверх; дальше дорога была широкая, пологая: наверное, это был путь отрочества; затем гладкая дорога устремлялась круто вверх, по бокам вертикальные полосы обрыва; еще выше – путь становился крутым, скользким, и к самому кресту проходила узкая, почти вертикальная тропинка. Непросто земному путнику добраться до креста, до Царствия Небесного.

На кладбище было много склепов с изящной наземной постройкой в виде часовен. Красивый чугунный каркас окружен искусно выполненной металлической сеткой. Сверху это надмогильное сооружение было покрыто металлической кровлей. Надгробные памятники поражали своей красотой и изяществом. Перед алтарной стеной храма на одной из могил стоял огромный гранитный гроб на каменных лапах дикого зверя. Гроб сверху был покрыт множеством необыкновенно красивых в натуральную величину роз. Тонкие лепестки были сделаны из гладкого фарфора – сочетание великого искусства, трудолюбия и профессионализма. Через некоторое время я вновь навестила этот памятник и с ужасом увидела остатки разбитых цветов – жестокость и варварство, граничащее с безумием.

За часовней Ксении Блаженной, в сторону Малого проспекта, до сих пор стоит величественный монумент в память о погибших моряках. В центре полуовальной гранитной стены – поясной образ Спасителя работы В.М. Васнецова. Однажды, прикладываясь после богослужения к этой мозаичной иконе, мы в отчаянии увидели разбитый лик Христа – последствие невежества, злобы и атеизма. Неоднократные попытки реставрации не увенчались успехом: выражение лика Спасителя восстановить не удалось. Однако похожий образ в округлой нише, созданный тем же автором, сохранился на западной стене часовни Ксении Блаженной: вначале он был закрашен краской, а затем был закрыт округлым железным листом, и это спасло его от власти стихий и людской дерзости.

Рассказывали, что ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны.

Недалеко от монумента погибшим морякам стоит скромная могила блаженной Ирины Гатчинской; кто она была, мы не знали, но благоговейно подходили к кресту, целовали его. Ближе к храму Смоленской иконы Божией Матери стояла часовня; чугунная основа строения надежно держала железную кровлю над могилой, а затейливая железная сетка была натянута на ее стены. Это могила блаженной Анны. На пути к блаженной Ксении люди заходили на эту могилу, молились, а вокруг часовенки всегда была протоптана тропинка и зимой, и летом. Ближе к основной дорожке было очень необычное захоронение: большой холм квадратной формы, позже на этой могиле появился деревянный крест, может быть, взамен подгнившего. Жители Гавани рассказывали, что в годы богоборчества ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны. Одна пожилая женщина видела, как на следующее утро земля еще шевелилась над несчастными. Свечей на холм в 1940-е годы не ставили, чтобы не вызывать на себя гонений властей.

Неоднократно над Смоленским кладбищем возникала серьезная угроза его ликвидации, как и многих петербургских мест захоронения. В конце 1940-х годов, кажется в 1949 году, вышло постановление о сносе могил и превращении территории кладбища в парк с аттракционами и увеселительными заведениями. Моя мама, преодолев страх, написала письма в горком партии и лично товарищу Сталину, четко аргументируя, что ликвидация такого мемориала памяти, культуры и искусства русских мастеров отрицательно скажется на нравственной ситуации в городе и стране, а игры и пляски на костях усопших – надругательство над памятью погибших во время Великой Отечественной войны, захороненных в братских могилах кладбища, – подорвут авторитет руководителей города и страны. Возможно, в отмене постановления сыграло роль то обстоятельство, что родители А.Н. Косыгина захоронены на Смоленском кладбище.

Могилы южной части кладбища оказались затоплены по самые верхушки крестов.

Вторая волна разрушения обрушилась на кладбище во время перестройки. В период, когда закрывались фабрики и заводы и промышленность охватывал паралич, руководителям завода им. Котлякова понадобилось расширение заводских площадей, скорее всего для коммерческих целей. Стали частично уничтожаться, а частично переноситься могилы с восточной стороны кладбища. Но тут пришла другая беда: в результате неграмотного проведения работ была нарушена очень мудрая и сложная система мелиорации кладбища, проведенная еще сотни лет тому назад. Кладбище стало тонуть в подземных водах, ранее отходивших в реку Смоленку. Могилы южной части кладбища, что около Малого проспекта, были затоплены по самые верхушки крестов и ершистых звеньев звезд у советских могил. Не зная, что делать, организаторы этого преступления оставили свою затею с расширением территории завода, который, кстати, к тому времени практически не работал. Эта жуткая картина была гениально отражена в одной из передач «600 секунд» талантливым, но впоследствии заблудившимся и предавшим Православие журналистом – Александром Невзоровым.

Другая беда перестроечного и постперестроечного времени – безоглядная продажа мест на кладбище и уничтожение старых могил под предлогом того, что за ними не ухаживают. Часто род человека пресекается не по его вине, и разве справедливо выбрасывать из могилы и ругаться над памятью человека, который, может быть, украшал наш город и защищал его?

И наконец, постоянный бич Смоленского кладбища – кража старинных надгробий. Со временем старинные памятники стали расхищаться, вывозились мраморные скульптуры ангелов, исчезали гранитные массивные плиты, мраморные аналои с искусной вязью письма с изображением бахромы и каменных кистей.

С вывезенных надгробий стирали старые надписи. Ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее.

Мне вспоминается рассказ замечательного церковного писателя (к сожалению, уже покойного) Валерия Лялина о том, как в ленинградской больнице помирал один грузин. Его приятели по промыслу называли его Лялик. Он занимался перевозом в Грузию памятников с петербургских кладбищ, в основном со Смоленского как самого богатого и сохранившегося до наших дней. Промысел был очень выгодным. Богатые грузины охотно у него скупали этот бесценный товар, стирали старые надписи и ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее, чтобы потом домочадцы при его захоронении не обмишурились. Дело шло лихо, никто не мешал и не вмешивался в этот зарождавшийся бизнес. С памятников стирались старые надписи, наносились новые, их помещали над могилой в особое строение, где круглые сутки горел свет и играла музыка.

Находясь в больнице, Лялик много шутил, заигрывал с молоденькими медсестрами, но дела его были плохи. Почки и печень не выдержали его разгульной жизни, и, несмотря на все старания врачей, он умер. Его перевезли в Грузию и там со всеми почестями похоронили на знатном кладбище у родного села. После этого начались страшные события в селении: падеж скота уничтожил все стада, град побил урожаи и наступил голод, молодые женщины умирали в родах, мужчины погибали в дорожно-транспортных происшествиях, болели неизвестными до того болезнями и умирали. Селяне поняли, в чем причина их бедствий, выкопали из могилы знаменитого поставщика памятников и похоронили далеко от своего села.

История весьма поучительная. Воистину Бог поругаем не бывает, и осквернители могил получают свое возмездие если не в сем веке, то в будущем, а временами и здесь, и там. И мы уже сейчас расплачиваемся за безумное молчание всея земли, за оскверненные гробницы, за утраченные произведения нашей культуры, за попрание памяти наших праотцев и соотечественников. И дай Бог, чтобы мы не платили за это ТАМ.

Факты о Смоленском кладбище. — Как добраться до Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге?

Добраться до Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге несложно. На Васильевском острове расположены 2 станции метро: «Приморская» и «Василеостровская». Ближе всех к Смоленскому кладбищу в Санкт-Петербурге располагается станция метро «Василеостровская». С неё и начнём.

Как добраться до Смоленского кладбища от ст. м. «Василеостровская»?

От станции метро «Василеостровская» можно пройти пешком или подъехать на маршрутном такси. Всё зависит от вашего решения.

Решили идти пешком до Смоленского кладбища от ст. м. » Василеостровская «?

Для этого, по выходу из вестибюля метро «Василеостровская» нужно свернуть налево и пройти на 8-ю линию. Далее следует идти вдоль линии до пересечения с улицей Камской. Нумерация домов будет увеличиваться. Вам потребуется выйти на набережную реки Смоленки. Здесь опять свернуть налево и по Камской улице пройти до ворот Смоленского кладбища. Дорога от метро до кладбища может занять от 20 до 45 минут.

Решили подъехать на маршрутке до Смоленского кладбища от ст. м. «Василеостровская «?

Вместо прогулки пешком от метро «Василеостровская», до Смоленского кладбища можно успешно и быстро доехать на маршрутке. Напротив выхода из станции метро «Василеостровская» есть остановка. На место идёт маршрутное такси К-249. Этот транспорт довезёт до Смоленского кладбища, прямо к центральному входу. Вся поездка занимает не более 15 минут.

Как добраться до Смоленского кладбища от ст. м. «Приморская»?

Также до станции метро «Приморская» можно добраться или пешком, либо на маршрутке. Ваше решение и вперёд!

Решили идти пешком до Смоленского кладбища от ст. м. «Приморская»?

Пешком, выйдя из станции метро «Приморская» нужно свернуть налево и обойти само здание станции «Приморская». Здесь проходит улица Одоевского, которая тянется вдоль реки Смоленки. Идти нужно так, чтоб за спиной находились и Наличная улица, и Наличный мост.

По пути встретится небольшой мостик, через который нужно будет перейти на другой берег. Тут проходит улица Беринга. Вы увидите место, приблизительно через 200 метров, очень похожее на парк и пройти мимо него не получится, так как это уже будет Смоленское кладбище.

Решили подъехать на общественном транспорте до Смоленского кладбища от ст. м. «Приморская»?

Добравшись до станции метро «Приморская», причём конечной, выйдя из вестибюля, можно подъехать на маршрутке К-186. Также на Смоленское кладбище идёт автобус № 42. При выборе любого транспорта, затраченное на поездку время составит не более 5 минут.

Вы окажетесь у северо-западного входа на Смоленское кладбище. Для справки: территорию, которую занимает Смоленское православное кладбище в Петербурге, окружают 17-ая линия Васильевского острова, Малый проспект, улица Беринга и река Смоленка.

Адрес Смоленского православного кладбища
  • Санкт-Петербург, улица Камская, 26
Когда открыто Смоленское кладбище в Петербурге?
  • Смоленское кладбище открыто: в летнее время с 9:00 и до 19:00, в зимнее время с 9:00 до 17:00.

В завершении ещё раз обратим ваше внимание на тот факт, что Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге является самым старым во всем городе. Как сказано было выше, кладбище появилось почти одновременно с самим городом. Ещё если интересует мистика, то стоит заметить, что Смоленское кладбище обладает таинственностью и наделено мистикой со множеством легенд.

  • Бонус для вас, если очень интересно узнать о 6 мистических местах в Санкт-Петербурге, чтобы пощекотать нервы и впрыснуть в кровь приличную дозу адреналина.

Наверно, каждый Петербуржец знает Святую Ксению Петербургскую, но не все знают, где находится, как добраться, часы работы часовни. Приезжие, тем более, этого не знают. Это дело поправимое.

Ксения петербургская: как добраться, часы работы

Могила, где похоронена Ксения Петербургская, находится на Смоленском кладбище в Часовне.

Добраться проще всего на метро, в том числе и иногородним, так как оно есть на каждом железнодорожном вокзале.

Выходить на одной из станций:

  • Василеостровская
  • Приморская

Напротив выхода из метро через каждые 10 – 15 минут стоит маршрутный автобус (небольшой), номер К-249а. Стоимость в 34 рубля.

От станции метро «Василеостровская» ехать до конца (минут 10).

От станции метро «Приморская» — 3 остановки.

От ворот пройти мимо Смоленского храма и повернуть по дорожке налево.

Адрес: Василеостровский район, ул. Камская, дом 24

>Часовня Ксении блаженной: часы работы

Часовня открыта ежедневно с 8 до 19 часов.

Богослужения ведутся: с 11 до 17 часов с перерывом 10 минут.

Некоторые факты о Ксении

  • Она дочь богопослушных родителей из дворянского сословия. Регулярно посещала церковь, где встретила своего суженного. Андрей был полковником, певчим Дворцового оркестра.
  • Внезапно, потеряв любимого мужа, поняла, что её больше не привлекают земные удобства, а беспокоила судьба мужа, который не успел причаститься. Она решила посвятить жизнь молитвам о себе и Андрее.
  • 45 лет прожила без своего крова над головой. Чем и как блаженная питалась, неизвестно. Подати не брала.
  • Деньги брала только грошики с конём — царь с короной на коне. Их она отдавала нищим. Иногда посредством таких грошиков Ксюша оказывала помощь.
  • Известен случай, как грошик затушил начинающийся пожар, как только женщина с грошиком от Ксении подошла к своему дому.
  • Умерла Святая в 71 год (1803). Не сразу её мощи оказались в часовне. Похоронили на Смоленском кладбище, сверху мраморная плита.
  • Люди ходили к ней, брали землю с могилы, некоторые умудрялись отколоть кусочек от плиты. В результате плиту несколько раз меняли.
  • Воздвигнутую (1830) небольшую часовенку, перестроили в 1902 году. Она была просторная с гробницей над могилой.
  • Но в соответствие с политической обстановкой в стране происходили изменения, касающиеся Часовни: то она доступна была прихожанам, то разорена, снова перестраивалась.
  • Наконец, современная Часовня, реставрированная, с позолоченной луковкой, освещённая (1987) стала доступна для народа, да и добраться до неё не сложно.