Клыков Вячеслав Михайлович скульптуры
Содержание
Скульптор памятника Афанасию и Феодосию рассказал историю создания фигур
Героев памятника не зря путают с Кириллом и Мефодием. Спустя 20 лет после установки бронзовых основателей Череповца питерский скульптор Алексей Архипов поставил своих Кирилла и Мефодия в Греции. В Череповце началась его серия православных святых.
Девятого декабря православные отмечают день памяти преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В субботу пройдет божественная литургия в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия, а также концерт (6+) в Камерном театре с участием ведущих музыкальных коллективов Череповца.
За этими торжествами, возможно, вспомнят и о 25-летии памятника Афанасию и Феодосию у Соборной горки. В конце октября 1992 года, когда он устанавливался, это был один из первых в молодой России монументов священнослужителям. Автор памятника скульптор Алексей Архипов, который над образами святых раньше тоже не работал, вскоре после этого уехал в США, но не выдержал за океаном и года. А вернувшись, продолжил эту линию. Также известны его светские скульптуры, например памятник актеру Илье Олейникову на его могиле и орел на крыше питерского Дома книги, что на Невском проспекте.
— С чего для вас начался памятник Афанасию и Феодосию?
— С предложения архитектора Александра Ковнатора, который родом из Череповца, поучаствовать в этом проекте. Начало 90-х, работы мало. Я особенно не раздумывал, сразу согласился. У скульпторов вообще не принято сомневаться, когда заказ есть. Да еще в такие, повторюсь, непростые времена.
— Не удивили вас герои будущей скульптуры?
— Нет, не удивили, скорее обрадовали. Поначалу даже не верилось, что все это состоится и памятник будет установлен. Деньги были, прямо скажем, небольшие. Помню, что с трудом хватило на формовку и литье, а зарплата получилась невеликая. Жалко, что не получилось поднять фигуры на постамент, как было запланировано. Вы об этом не знали? Да, у архитектора был запланирован холм под Афанасием и Феодосием. Точнее, полукруглая горка мощеная. Тогда они взмыли бы вверх и совсем иначе заиграла бы та стеночка, которая их окружает. А так фигуры немного просели с архитектурной точки зрения. Я давно не был в Череповце, но, когда вспоминаю об этой работе, чувствую свою вину, что не настояли на этом холмике. Но помнится, сроки поджимали, юбилей какой-то был (150-летие художника Василия Верещагина. — Авт).
— Портретов Афанасия и Феодосия не сохранилось, а иконы не дают четкого понимания, как они выглядели. Откуда вы взяли эти лица?
— В таких случаях скульптор читает молитву и ждет указаний свыше. И образы приходят. Не сразу, а через какое-то время. Художник, по сути дела, проводник между богом и людьми. Любая работа, направленная на добро, делается с божьей помощью. Не забываю я и о том, что в моем роду по отцовской линии было много священников. Конечно, готовясь к работе над образами Афанасия и Феодосия, я знакомился с различными историческими материалами, смотрел иконы. Этот череповецкий памятник стал для меня первым в череде скульптур русских священников. Я потому и в Америке жить не смог, куда уехал в середине 90-х годов работать с Михаилом Шемякиным. Потому что все мои помыслы направлены на русскую культуру.
— В Череповце основателей города с вашего памятника нередко путают с Кириллом и Мефодием…
— Это от недостаточной образованности. Как же это можно? К слову, мой памятник Кириллу и Мефодию несколько лет назад установили в Греции, в городе Салоники.
— И эти два памятника, греческий и череповецкий, очень похожи. Насколько по фотографии можно судить…
— Да, вы так считаете? Мне так не кажется. Сейчас я бы сделал фигуры Афанасия и Феодосия иначе, более духовными и менее реалистичными. Они получились слишком материальными, как мне представляется. Их нужно было вытянуть, более интересно разместить в пространстве. Фигуры Кирилла и Мефодия получились более интересными, мне так кажется. Но я рад, что памятник в Череповце стоит и радует людей. Кстати, у меня замечательный Игорь Северянин сделан. Он там настоящий король поэтов — гордо поднятая голова, руки на груди, читает стихи. Череповцу не нужен?
Афанасий и Феодосий: предания и молитвы
Афанасий (по прозванию Железный Посох) и Феодосий, ученики преподобного Сергия Радонежского, поселились в дремучих лесах Новгородского края, желая уединенного монашеского жития. Там они поставили церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. На сайте собора Афанасия и Феодосия можно прочитать предания об их жизни и молитвы преподобным.
Сергей Виноградов
Клыков, Вячеслав Михайлович
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клыков.
Вячесла́в Миха́йлович Клы́ков (19 октября 1939, Мармыжи, Курская область — 2 июня 2006, Москва) — советский и российский скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Председатель возрождённого Союза русского народа (2005—2006). Народный художник Российской Федерации (1999).
Биография
Родился 19 октября 1939 года в Мармыжах Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 году. Работал на производстве.
В 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года. В 1962 году Клыков поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В. И. Сурикова, который окончил в 1968 году под руководством Н. В. Томского и получил специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.
С 1969 года — член Союза художников СССР, работы выставлены в Третьяковской галерее и Государственном Русском Музее.
Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра (1979) и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли (1982) в Москве.
Во второй половине 1980-х годов обращается в своём творчестве к православно-патриотической тематике. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сам скульптор при поддержке общественных кругов намеревался установить его осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Погружённый в машину и направляющийся к месту установки памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Однако через несколько месяцев — 29 мая 1988 года памятник был открыт в селе Городок (Радонеж) близ Троице-Сергиевой лавры.
По инициативе Вячеслава Клыкова в 1993 году был открыт мемориальный музей Игоря Талькова. Скульптор скончался 2 июня 2006 года в Москве. Похоронен в родном селе.
Работы
Среди работ скульптора:
надгробие Талицких на Новодевичьем кладбище
- памятник афонскому старцу архимандриту Ипполиту (Халину) на территории дворцово-паркового ансамбля — санатория «Марьино» Курской области (2005);
- крест-надгробие на могиле старца архимандрита Ипполита (Халина) в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре в Курской области (2005);
- надгробие Талицких на Новодевичьем кладбище;
- фигура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве (1982);
- памятник Николаю Рубцову в Тотьме (1986);
- памятник Константину Батюшкову в Вологде (1987);
- памятник св. Сергию Радонежскому в Радонеже (1987);
- памятник Александру Даргомыжскому в посёлке Арсеньево (Тульская область) (1988);
- памятник Нечитайло в городе Сальске (1989);
- памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве (1990);
- памятник протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991);
- памятник Кириллу и Мефодию в Москве (1992);
- памятник Владимиру Святому в Херсонесе (1993);
- памятник Игорю Талькову на Ваганьковском кладбище (1993);
- памятник Сергию Радонежскому в Нови-Саде, Сербия (1993);
- надгробие Амирана и Отари Квантришвили на Ваганьковском кладбище (1994);
- храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами);
- памятник Ивану Бунину в Орле (1995);
- памятник маршалу Жукову в Москве (1995);
- памятник Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996);
- памятник Николаю II в селе Тайнинском (1996);
- памятник Николаю II в Подольске (1998);
- памятник Владимиру Великому в Белгороде (1998);
- памятник Илье Муромцу в Муроме (1998);
- памятник маршалу Рокоссовскому в Курске (2000);
- памятник Александру Невскому в Курске (2000);
- памятник Фёдору Достоевскому в Старой Руссе (2001);
- памятник Александру Пушкину в Софии, Болгария (2001);
- памятник братьям Баташёвым в Выксе (2001);
- памятник княгине Ольге в Пскове (2003);
- памятник святому Савве Сербскому в Белграде, Сербия (2003);
- памятник Александру Колчаку в Иркутске (2004);
- памятник Василию Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004);
- памятник Прасковье Луполовой в Ишиме (2004);
- памятник Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005);
- памятник Георгию Победоносцу в Рязани (2005);
- памятник преподобному Серафиму Саровскому в Сарове;
- памятник преподобному Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни;
- памятник святителю Николаю Чудотворцу в Бари (Италия);
- памятник Александру Пушкину в Тирасполе;
- памятник русским воинам в Пирее (Греция);
- памятник Святославу Игоревичу в Запорожье (2005);
- Памятник Сергею Бухвостову на Преображенской площади в Москве (2005)
- памятник Дмитрию Донскому в Москве (2013);
- барельеф Петру Столыпину в Общественной палате Российской Федерации.
- памятник Кириллу Туровскому (гипсовая модель) в Турове
Общественная и политическая деятельность
Памятник В. М. Клыкову. «Прохоровское поле»Памятник Вячеславу Клыкову на территории Международного фонда славянской письменности и культуры, перед музеем Игоря Талькова. Москва, Черниговский переулок.
В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого. Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем.
В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР, однако проиграл Л. А. Пономарёву. С 1990 года — президент Международного фонда славянской письменности и культуры (в совет фонда входили В. Г. Распутин, В. Н. Крупин, С. И. Шуртаков и др.).
На президентских выборах 1996 года поддержал кандидатуру Г. А. Зюганова. Клыков считал, что Зюганов и его сторонники в конце концов поддержат идею восстановления монархии в России.
7 августа 1996 года на учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) избран членом его координационного совета и членом президиума. В октябре 1996 года возглавил Всероссийское соборное движение. Входил в редколлегии газеты «День» (1991—1993), газеты РАУ «Обозреватель» (1992), был главным редактором журнала «Держава».
В январе 2005 года подписал обращение в Генпрокуратуру с требованием проверки еврейских религиозных организаций на предмет нарушения ими законов об экстремизме — т. н. «Письмо 5000».
21 ноября 2005 года в столетнюю годовщину Союза Русского Народа провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем. В марте 2006 года подписал обращение с требованием лишить раввина Берла Лазара российского гражданства.
Работы Клыкова
-
Памятник маршалу Жукову в Москве
-
Памятник Александру Пушкину в Софии, Болгария
-
Богородица с Младенцем. Барельеф часовни Александра Невского в Королёве
-
Памятник Николаю II в селе Тайнинском
-
Крест на могиле Игоря Талькова на Ваганьковском кладбище в Москве
-
Памятник святому Савве Сербскому перед Храмом Святого Саввы в Белграде, Сербия
Премии и награды
За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:
- Государственная премия СССР (1982) — за участие в оформлении здания Детского музыкального театра
- Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1988) — за памятник Константину Батюшкову в Вологде
- Золотая медаль Академии художеств СССР (1989)
- Золотая медаль (Гран-при) на международной выставке «Квадриеннале» в Любляне (1973),
- Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (9 апреля 1996 года) — за заслуги в области искусства
- Народный художник Российской Федерации (20 октября 1999 года) — за большие заслуги в области изобразительного искусства
Память
- Проспект Вячеслава Клыкова в Курске;
- памятник в Курске (открыт в ноябре 2007 года; скульптор А. В. Клыков);
- памятник на Прохоровском поле.
На родине скульптора ежегодно проходят Клыковские чтения.
Семья
Старший сын Андрей родился в 1962 году. Член Союза художников. Работает в мастерской, в которой работал Вячеслав Михайлович Клыков и чьё имя она носит.
Дочь Любовь — невестка актрисы Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина.
Младший сын Михаил.
Примечания
- http://www.lenta.ru/news/2006/06/02/klykov/
- 1 2 3 Клыков Вячеслав Михайлович
- Музей Игоря Талькова. talkov.info. Дата обращения 29 апреля 2018.
- Вестник Замосковоречья. Биография Вячеслава Клыкова
- Биография Вячеслава Клыкова на сайте Хронос
- Захоронение Талицких. Автор надгробия В. Клыков.
- 1 2 Храм Святого Саввы — в передней части храма скульптура святого Саввы
- Клыков Вячеслав Михайлович
- Клыков Вячеслав Михайлович. Справка // РИА Новости, 21 сентября 2008
- Национал-романтика похоронят в Мармыжах // gazeta.ru, 2 июня 2006
- Заявление русской общественности в связи с усилением антирусской кампании еврейских организаций
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 14 августа 1995 года № 379-рп «О поощрении лиц, внесших большой вклад в подготовку и проведение 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» (недоступная ссылка)
- Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 года № 512 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (недоступная ссылка)
- Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 1999 года № 1402 «О присвоении почётного звания „Народный художник Российской Федерации“ Клыкову В. М.» (недоступная ссылка)
- На Белгородчине прошли IX Клыковские чтения. Православие.Ru (9.11.2017). — «Традиционно Клыковские чтения проходят в Курской области, на Родине скульптора. В этом году они впервые состоялись на Белгородчине». Дата обращения 10 ноября 2017.
Ссылки
- Клыков, Вячеслав Михайлович Клыков, Вячеслав Михайлович // Энциклопедия «Кругосвет».
- Памятник Николаю Чудотворцу появился на Соборной площади Перми Росбалт, 12/06/2008
- «Спасение страны — в самоорганизации русского народа…» Памяти Вячеслава Клыкова
- Мастерская им. В. М. Клыкова: Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 33
Интервью
- Дорогостоящее дело // Независимая газета. — 2006. — 5 июня.
- Последнее интервью: «Болезнь под названием „теплохладность“» // Дух христианина: газета. — 2006. — № 11 (1 июня)
>Умер скульптор Вячеслав Михайлович Клыков
2.06.2006. — Умер скульптор Вячеслав Михайлович Клыков
Памяти соратника
Вячеслав Михайлович Клыков (19.10.1939 – 02.06.2006) – выдающийся русский патриот, скульптор и общественный деятель. Родился в селе Мармыжи (Курская область) в крестьянской семье. Учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, который окончил в 1968 г. по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.
Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.
Среди его многочисленных работ выделяются памятники духовно-символического значения во многих городах и весях нашей страны. Это, в частности, памятники Н.М. Рубцову в Тотьме (1985), К.Н. Батюшкову в Вологде (1987), прп. Сергию Радонежскому в Радонеже (1988), протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1988), св. преподобномученице Великой Княгине Елизавете Федоровне в Москве (1991), свв. Кириллу и Мефодию (1992) в Москве, Великому Князю Владимiру Святому в Херсонесе (1993), И.А.Бунину в Орле (1995), св. Царю Мученику Николаю II в селе Тайнинском (1996; на постаменте слова: «Русский Народ с покаянием») и Подольске (1997), Илье Муромцу в Муроме (1999), св. блгв. Великому Князю Александру Невскому в Курске (2000), П.А. Столыпину в Саратове (2002), св. равноапостольной Княгине Ольге в Пскове (2003), В.М. Шукшину на Алтае (2004), адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске (2004), Великому Князю Святославу (в память его победы над хазарами) в Запорожье (2005) и в Белгороде и др. За границей – св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, русским воинам в Пирее (Греция). В 1995 г. по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память павшим в битве на Курской дуге.
В.М. Клыков, имея все возможности быть обласканным властями и служить им, купаясь в лучах славы, подобно некоторым своим коллегам – записным патриотам, избрал по долгу совести путь сопротивления криминальному олигархическому режиму и борьбу за восстановление русской исторической государственности.
Эта его общественная оппозиционная деятельность прежде всего выразилась в создании Международного фонда славянской письменности и культуры (1987). По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник Славянской письменности и культуры 11/24 мая под давлением общественности стал государственным и география его расширилась практически на всю Россию.
Увидев, однако, что при нынешней компрадорской власти русскую культуру не защитить, Вячеслав Михайлович создает Всероссийское Соборное Движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как единственной легитимной власти в России в нынешнее смутное время после падения монархии. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге.
В начале 2005 г. Клыков одним из первых поставил свою подпись под Обращением в Генеральную прокуратуру по вопросу еврейского экстремизма и принял активное участие в развитии возникшего на основе этого документа движения «Жить без страха иудейска!». Он стал председателем возрожденного им 21 ноября 2005 г. Союза Русского Народа, и, несмотря на последовавшую провокацию спецслужб, верные соратники Вячеслава Михайловича не дали предателям узурпировать это поднятое им знамя.
+ + +
Какая странная и горькая, несвоевременная, неуместная по нашему военному времени тяжелая утрата в разгар боя…
Он вытерпел мучительные страдания (рак), но отказался от обезболивающего и умер утром 2 июня с улыбкой на лице, перед этим соборовавшись, исповедавшись и причастившись святых таин.
Сегодня, 4 июня 2006 г., в яркий солнечный день мы прощались с ним в Сретенском монастыре. Около трех тысяч человек пришли отдать ему последний долг, но казалось, собралась вся Россия: соратники из многих городов, известные патриотические политики, писатели, деятели культуры… И, конечно, тек ко гробу поток того простого православного люда, без которого в Москве никогда не происходит ничего духовно важного. Были прихожане и РПЦЗ(Л), и РПЦЗ(В).
На литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна (гл. 17: 1-13) со словами Христа, обращенными к Богу Отцу:
«Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно… Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы».
Это напоминает нам и о том, что сделал для нашего народа христианин Вячеслав Клыков в своей многогранной деятельности. Не станем перечислять его многочисленные произведения, награды и звания, потому что не это в нем для нас главное.
Главное: Клыков был образцом настоящего, крепкого силою и духом русского человека. Он был православным монархистом с имперским размахом, мужественным воином, лишенным малейшего страха иудейска, талантливым, независимым, необыкновенно работоспособным, статным, щедрым, откровенным, добрым, умеющим прощать чужие слабости, но не позволявшим их себе… Родом из простых крестьян, он явил нам образец высокого благородства, до которого далеко большинству новорусских заседателей дворянских собраний, кичащихся своими титулованными предками и заискивающих перед олигархической антирусской властью.
В силу таких своих качеств Клыков естественно стал вождем современного русского православного движения, отдавая ему все свои силы и средства: Славянский Фонд, Всероссийское соборное движение, Союз Русского Народа, возрождение казачества как «спецназа» Третьего Рима, движение «Жить без страха иудейска!». Он дал всем прекрасный пример того, что православный раб Божий – это мужественный воин Божий в идущей Мiровой войне сил добра и зла. В нем был и живой образец современного казака – витязя удерживающего Третьего Рима: «Иду на вы!» – как поступал и князь Святослав, один из первых наших военных вождей, которому народный художник России поставил один из своих последних, воинствующий и сам по себе воюющий памятник.
Энергичную духовную мощь Клыкова уважали даже те, кто уважает только материальную мощь – представители властей. В его присутствии, при его искренности, трудно было юлить и лицемерить, так что даже либеральные конформистские представители высокого духовенства изо всех сил старались выглядеть теми, кем они должны быть по сану.
Безкомпромиссные же батюшки и архиереи с надеждою благословляли все патриотические начинания раба Божия Вячеслава. Поэтому отсутствие высшего благословения Клыкова никогда не останавливало. В одном из своих последних выступлений в Славянском Центре на вопрос, «кто благословил воссоздание Союза Русского Народа?», – Клыков ответил: «Господь Бог».
В последнем интервью, в мае, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России, Клыков, как всегда, был прям:
«Я думаю, только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям…
Я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!» (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).
В этом интервью он говорил и о необходимом очищении страны от жидобольшевицкой и масонской символики, и о необходимости народного покаяния за грехи революции – для ее духовного преодоления хотя бы столетие спустя.
Разумеется, такого русского человека уже за одни его личные качества («лучшего из гоев – убей») ненавидели, но могли лишь трусливо чернить, уязвлять в СМИ, писать доносы и разнообразно вредить враги России во главе с хорошо известным их «отцом» (Ин. 8:44). Эти гнусные закулисные интриги оказались безсильны сломить дух русского воина (последнее пуримское заявление Берла Лазара было отвергнуто прокуратурой). Но многочисленных козней «отца» не выдержало даже крепкое тело…
Почему Господь попустил русскому делу столь огромную, невосполнимую утрату?
Смерть лучших, смерть патриотов-подвижников попускается народу прежде всего для того, чтобы мы покаянно и сокрушенно осознали, как мало сами делали для Русского Дела, как теплохладно относились к призывам тех лучших, кто звал нас на подвиг русскости в океане апостасии и предательства. Из нашего стыда за эту теплохладность должно стократно рождаться наше ответное стремление загладить свою вину перед Богом за то, что не были такими, как он, за вину пассивного уклонения от выполнения своего русского долга.
От нас, участников движения «Жить без страха иудейска!», лучшим венком на могилу и лучшей памятью Вячеслава Михайловича будет продолжение его борьбы, укрепление и расширение столь ценимого им нашего движения ЖБСИ посильными делами каждого русского человека.
М.В. Назаров
(Из Новостей движения «Жить без страха иудейска!» № 8, июнь 2006)
Постоянный адрес страницы: http://rusidea.org/25060203
Поклонный крест и его создатель скульптор Вячеслав Клыков
Поклонный крест
Поклонный крест. Скульптор В.М. Клыков
В конце 1925 года Сретенский монастырь закрыли, а в 1928–1930 годах разрушили большую часть его храмов и сооружений. Вскоре здесь разместили общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. Среди расстрелянных было много священнослужителей и простых верующих, которые не захотели отказаться от православной веры, не согласились примкнуть к обновленцам и принять богоборческую власть. Территория обители была буквально пропитана кровью новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь.
8 сентября 1995 года, в праздник 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в память обо всех жертвах богоборческой власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II. Он был воздвигнут известным скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым в память о невинно пострадавших за веру православных христианах.
Крест установлен в память о жертвах богоборческой власти
На табличке, установленной рядом с крестом, была выбита надпись: «Крест воздвигнут в память православных христиан, умученных и убиенных на месте сем в годы смуты. Освящен 8 сентября 1995 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II».
Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков
Вячеслав Михайлович Клыков – известный русский скульптор. Он был очень талантливым и многогранным человеком, находил силы и для творчества, и для широкой общественной деятельности: был президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, председателем возрожденного Союза русского народа, главным редактором журнала «Держава». Но главным и любимым делом для него, конечно, было его творчество, за которое он получил Государственную премию СССР.
Родился он в 1939 году в селе Мармыжи Курской области, в крестьянской семье. Отец его был фронтовиком. Вячеслав знал все сложности деревенского быта, навык к сельским трудам. С детства будущий скульптор очень любил рисовать. После школы он учился в строительном техникуме в Курске, работал на заводе сварщиком. Его творческий дар требовал своего применения, и в 20 с небольшим Вячеслав поступил в Курский педагогический институт на художественно-графический факультет.
Через год учебы в Курске молодой студент отправился на свой страх и риск в столицу и успешно поступил на факультет скульптуры знаменитого МГАХИ – Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, одного из ведущих художественных вузов России. Здесь за талантливого молодого человека взялись самые известные мастера, такие как профессор Николай Васильевич Томский, многолетний президент Академии художеств. Вячеслав окончил МГАХИ в 1968 году под руководством профессора Томского и получил специальность скульптора-монументалиста.
Вячеслав Михайлович много и плодотворно работал. Уже с 1969 года он становится членом Союза художников СССР, его работы выставляются на многочисленных выставках, а также в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Известность к нему приходит в 40 лет – после красивого и высокопрофессионального оформления Центрального детского музыкального театра в 1979 году.
Тема Православия, верности вере – одна из главных в творчестве скульптора
Постепенно Вячеслав Михайлович сознательно обращается в своем творчестве к теме Православия. Картина М.В. Нестерова о детстве преподобного Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею» вдохновила талантливого скульптора создать памятник великому русскому святому. В 1987 году Клыков собирался сам установить свой памятник, но до юбилея – 1000-летия Крещения Руси, когда произошел радикальный сдвиг к лучшему во взаимоотношениях Церкви и государства, оставался еще целый год, и бдительные власти «арестовали» направляющийся к месту установки памятник, а затем препроводили его обратно с эскортом милиции. Но, к счастью, времена изменились, и памятник преподобному Сергию Радонежскому был открыт в селе Городок (ныне Радонеж) близ Троице-Сергиевой Лавры.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому, село Радонеж Московской области
Памятник преподобному Серафиму Саровскому, город Саров Нижегородской области
Широко известны прекрасные работы Вячеслава Михайловича Клыкова: памятник афонскому старцу архимандриту Ипполиту (Халину) в Курской области, поэту Николаю Рубцову в Тотьме, святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне в Москве, адмиралу Колчаку в Иркутске, Федору Достоевскому в Старой Руссе, преподобному Серафиму Саровскому в Сарове, Василию Шукшину в его родном селе Сростки, маршалу Жукову в Москве и множество других замечательных памятников.
Памятник Василию Шукшину, село Сростки Бийского района Алтайского края
Памятник маршалу Жукову в Москве
При помощи друзей Клыков построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе, на том самом месте, где в 1913 году был воздвигнут храм в честь 300-летия дома Романовых. Эта церковь выстояла в Великую Отечественную войну, но была разобрана в хрущевское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Мармыжи Курской области
Вячеслав Клыков был близким другом наместника нашего монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского.
Известный скульптор скончался 2 июня 2006 года в Москве в возрасте 66 лет, в самом расцвете своих многосторонних дарований. Отпевали Вячеслава Михайловича Клыкова 4 июня в нашем монастыре, попрощаться с ним пришли около 3 тысяч почитателей его творчества. Похоронен Вячеслав Клыков в родном селе.
Добавить комментарий