Ключи апостола Петра

Ключи в руках Апостола…

Ключи в руках Апостола…
Кого и куда он впускает?
Недавно ко мне подошла женщина и спросила: «Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос. Я недавно слышала анекдот про то, как Ап. Петр сидит у Рая с ключами в руках. Кого хочет – пускает туда, кого не хочет – не пускает. Потом прихожу в храм, смотрю – и верно… он с ключами. Как понимать эти ключи?..» И у нас с этой женщиной состоялся интересный разговор…
Давайте и мы с вами поговорим на эту тему. Уверяю, вы обнаружите, что это будет интересная и полезная беседа.
Действительно, очень часто Ап. Петр изображается на иконах или картинах с ключами. Этот сюжет взят из Евангельского рассказа:
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?.. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Этот рассказ очень важен. Ап. Петр говорит, что они, Апостолы, почитают Иисуса Мессией, то есть посланцем Отца Небесного. (Напомню, что слово Мессия означает Помазанный. Так называли в Ветхом Завете людей, посланных Богом для осуществления какой-то особой миссии: царей, священников, пророков.)
Это было очень важное исповедание, на фоне большого количества мнений и недоумений насчет того, кто же такой Иисус. Чаще в Нем видели пророка, иные же – посланца, который предваряет приход истинного Мессии.
Но Петр твердо говорит (хотя, может быть, и боялся вот так, просто, произнести эти слова): мы – верим, что Ты – Тот Самый, Которого ждет мир, о Котором предсказывали пророки, Который осуществит преображение мира.
Еще раз повторю, что это очень важные и ответственные слова, которые нелегко дались Петру и Апостолам, если учесть, что Иисус совсем не походил на такого Мессию, которого все ожидали.
Иисус одобряет это исповедание. Хвалит Петра, называет его даже камнем (Петрас по-гречески означает камень).
И говорит, что за это дает Петру ключи Царства Небесного. «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Итак, мы приблизились к сути нашего маленького исследования. А теперь зададим несколько вопросов и ответим на них.
1. Кому даны ключи?
Разумеется, Петру, кому же еще?.. Но не все так просто. Дело в том, что Петр говорит не от себя, а от лица всех Апостолов. Петр был старшим среди Апостолов, можно сказать, лидером. И часто мы встречаем ситуацию, когда спрашивают всех, а отвечает он один. Вот и в этом случае: «Иисус спрашивал учеников Своих», а от их лица ответил Петр.
Какая разница, скажете вы. А очень большая. Это значит, что ключи получает не только Петр, а и все Апостолы! Ключи эти – такая важная вещь, что сначала нам нужно твердо усвоить, что даны они всем Апостолам, а потом мы можем двигаться дальше.
Начиная с первого века Учители Церкви и святые отцы учили, что ключи получают все Апостолы.
Ориген (3-й век): «Разве одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного и никто другой из блаженных их не получил?»
Св. Амвросий Медиоланский (4-й век) говорит: «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного».
Блаженный Августин (5-й век): «Неужели Петр получил эти ключи, а Павел их не получил? Петр получил, а Иоанн и Иаков не получили, также и прочие апостолы?.. Петр один отвечает: Ты – Христос, и ему говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы он один получил власть вязать и разрешать? Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя собою единство».
Даже на Западе, где Папа Римский мыслил себя преемником Ап. Петра и у него был соблазн применить «право» ключей только к себе, неоднократно возникал этот вопрос, и богословами он разрешался в древнем святоотеческом духе. Отцы Констанского Собора (1414–1418 гг.) докладывали Папе: «Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно – связать самого себя петлей удавления».
В 1964 году Папа Павел VI предложил комиссии II Ватиканского Собора, занимавшейся редактированием проекта догматической конституции «О Церкви», запросить наиболее компетентное в Римо-Католической Церкви по вопросам толкования Св. Писания учреждение – библейскую комиссию, следует ли считать, что власть ключей, о которой говорится в Евангелии от Матфея, принадлежит и другим апостолам. Библейская комиссия ответила положительно.
2. Эти ключи так и остались у Апостолов или переданы кому-то еще?
Право этих ключей передано епископам Святой Церкви. Апостолы – родоначальники Церкви. Затем Церковь расширялась и увеличивалась количественно, и людьми, несущими преемственное от Апостолов служение, являются епископы. Таким образом, каждый епископ, принадлежащий к Святой Церкви, имеющий преемство веры и рукоположения от Апостолов, имеет эти ключи.
3. Что это за ключи?
А теперь – самое интересное.
А) Что означает выражение «Царство Небесное»? Нас путает слово Небесное; кажется, что речь идет о небе, небесах. На самом деле, это другое название Царства Божьего. Евреи избегали употреблять слово Бог и всегда старались его заменить. Самым удачным является замена на слово Небеса. Все понимают, что речь идет не о голубом небе над головой, а о потустороннем мире, в котором пребывает Бог. Поэтому в Новом Завете мы часто встречаемся с двумя формами: Царство Божие и Царство Небесное. Сколько бы ни пытались толкователи в прежние времена установить разницу между этими понятиями, на самом деле этой разницы не существует. Библеисты единодушны в том, что эти понятия тождественны, это просто названия одного и того же, если можно так выразиться, синонимы.
Б) Теперь, когда мы установили, что Царство Небесное означает Царство Божие, нам нужно понять, а что это за Царство?
Это то Царство, которое установится на земле, когда туда сойдет Бог.
Сегодня большинство людей игнорируют (или пропускают мимо ушей) одно утверждение, по сути, фундамент христианской веры. А это убежденность Церкви со времен Апостолов и через всех святых отцов, что окончательная судьба человека – не в бесплотном существовании души после смерти, а в той новой жизни, которая начнется после воскресения мертвых и преображения мира.
Вот тогда и установится прекрасное, потрясающее Царство Божие, в котором каждый из нас найдет место (или, увы, не найдет…).
Когда это произойдет – мы не знаем. Первые христиане были убеждены, что это произойдет скоро. Но это «скоро» длится вот уже 2000 лет и сколько будет еще – известно одному Богу…
В) А теперь, вот что означает фраза про ключи: она означает, что Апостолы получают право впускать в это Царство, в этот дивный мир кого захотят. У кого ключи – тот, кого хочет, тех и впускает.
Это образное выражение. И Христос не имел в виду (а, впрочем, может быть, и имел), что, когда мир преобразится и над ним установится правление Бога – Царство Божие, Апостолы будут сидеть у дверей и кого-то впускать или не впускать. Но этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам. Это то же самое, что Христос выразил другими словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
4. Какое отношение все это имеет к нам?
Самое непосредственное! Церковь – это не одна из возможностей достичь спасения и вечной жизни в преображенном мире, а… единственная возможность. Спасение помимо Церкви возможно, но не как система, а как исключительное деяние любви и милости Божией. И для таких исключительных случаев должны быть серьезные поводы (например, человек родился в другой религиозной культуре, человек вырос в джунглях и проч.)
Когда услышите: «Я в Бога верю, а Церковь не признаю», задайте встречный нокаутирующий вопрос: «А ты знаешь, что Христос дал право впускать или не впускать в Царство Божие Апостолам, а те – своим преемникам, епископам?.. И если Церковь тебя туда не впустит, то как ты туда попадешь?»
Поразительная новость для многих: именно Церковь от Самого Христа получила право впускать и не впускать, более того, Христос это право уважает и принимает: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Совсем не толерантная система… В наше время терпимости к извращениям и потакательства любым грехам страшно обидно слышать еще и такие слова, что Церковь от Христа получила право впускать или не впускать в Царство Божие. Это та Церковь, в которой старушки? Которая золотит купола и целует иконы?.. Ужас! Вот воскреснет к новой жизни человек, который не мог ходить в Церковь, потому что читал в газете, что какой-то священник ездит на мерседесе, – уважительная причина жить вне Церкви… а его в Царство-то и не впустят…
Р.S. Прочитав эту заметку, один дорогой мне человек сказал: «Но ведь нельзя так суживать возможности спасения! Нельзя говорить, что спасутся только православные, нельзя говорить, что не спасутся все те, кто родился не в джунглях. А если человек родился в России, но с детства вырос без Бога, без веры… А как же многие искренние и хорошие наши родственники, бабушки и дедушки?..»
Я начал разговаривать на эту тему, но мой собеседник перебивал меня: «Но ты этого не сказал… И этого не сказал…»
«Но это все можно прочитать в других моих публикациях, книгах, статьях…»
«И ты думаешь, их все посетители твоего блога читали?..»
Все это побудило меня к интересной мысли: похоже, на самом деле нужно поговорить подробней о том, кто спасется и кто не спасется. Что мы об этом знаем? Можем ли что-то утверждать? Если мы говорим, что Православие спасительно, то значит ли это, что другие христианские конфессии – не спасительны?
Впереди – интересный разговор. Сразу предупрежу – не из легких. Но кто из нас ищет легких путей, особенно в Великом посту, ведь так?
Думаю, что у нас с Вами получится несколько очерков. Может быть, жо десятка, а то и больше.
Ваш…
Несколько фотографий икон и статуй Ап. Петра с ключами.

Икона 6-го века. Монастырь Св. Екатерины близ Синая.

Статуя Ап. Петра Собора Ап. Петра в Риме.

Древняя фреска из Собора Ап. Петра в Риме.

Статуя Ап. Петра перед входом в Собор Ап. Петра в Риме.

ПОЧЕМУ КЛЮЧИ ОТ РАЯ У АПОСТОЛА ПЕТРА? На берегу Тивериадского озера ликовали апостолы: «Спаситель воскрес! Он снова с нами!» Среди общего ликования только один человек оставался унылым. Это был Пётр, отпавший. На душе Петра лежал тяжкий грех – он трижды отрёкся от Христа! Он, восклицавший, что более других любит Учителя, что он готов умереть за Него, оказался жалким трусом… Скажите ученикам Его и Петру, — такими словами призвал Ангел жён-мироносиц поведать о Воскресении Христа. Это был приговор. Пётр исключался из учеников Спасителя. И вот Пётр сидит у костра среди апостолов и Господа. Сердце его переполняет горечь и любовь к Богу. Наконец Христос трижды вопрошает его: — Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? И с каждым разом, всё ниже опуская повинную голову, Пётр отвечает: — Господи, ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. И только после третьего исповедания любви святой Пётр услышал долгожданный им призыв: Иди за Мною. Понуждая Апостола Петра на исповедании Любви, Христос преподал ему великий урок смирения, а через Петра и каждому из нас: Любовь к Господу не терпит рядом с собой гордыни, самолюбования и зависти. Пётр прощён. Он восстановлен в апостольском звании. Но все последующие дни земной жизни его глаза не просыхали от слёз – бессонные ночи святой Пётр проводил на коленях, взывая к Богу: — Прости! Прости моё отречение от Тебя. И ещё один урок преподаёт Спаситель святому Петру, а через него и нам. Да, Пётр прощён, но в его сердце вновь шевельнулась зависть к одному из любимейших учеников Господа – Иоанну, и желание Петра быть лучшим, и Пётр ревниво спрашивает: — Господи, а он что? И Господь сурово ответствовал ему: — Что тебе до этого? Ты иди за Мною. А через Петра Христос обращается к каждому из нас: что тебе до того? Если кто-то другой лучше тебя, талантливее, ты иди за Мною, то есть иди и не оглядывайся по сторонам, не смотри на других. Да, святой Пётр всё время спотыкался и падал, но он обладал главным достоинством – подниматься и возрождаться из пепла греха через покаяния, поэтому и «не страшно падать, страшно не подняться». И именно Петру Господь вручил ключи от рая, самому пылкому и самому нестойкому из Своих учеников: «Никому из несогрешивших апостолов Господь не вверил ключей от Царствия Небесного, но дал их Петру – и это для того, чтобы, когда сей апостол увидит в каком-либо грешнике сокрушение о грехах, то привёл бы себе на память собственное грехопадение – и помог бы кающемуся получит спасение». Иди за Мною, — призвал Иисус прощённого и восстановленного в апостольском звании святого Петра. И это был призыв на Крестный путь, на подвиг страданий за род человеческий. И святой Пётр доблестно и радостно переносил все страдания и лишения – и увенчал свои земные подвиги высочайшим деянием – сораспятием Христу! И каждого из нас Господь призывает: Иди за Мною. И «не допускай себе мысли, что на земле – наслаждение, а на небесах – покаяние. Здесь ищи разрешения от грехов, и тогда святой Пётр отверзет тебе двери в Царствие Небесное…».

Современник Леонардо и Микеланджело, учитель Рафаэля, великий мастер умбрийского стиля живописи, изысканный классик высокого возрождения, всё это — Пьетро Перуджино. Он родился в Италии, недалеко от Перуджи, в возрасте 22 лет поступил на обучение к художнику Верроккьо. Перуджино был одним из известнейших и популярнейших мастеров своего времени. Его мастерство оказало огромное влияние на развитие итальянского стиля живописи, и в особенности на его последователя — Рафаэля. Сегодня картины Перуджино ценятся всеми любителями мирового искусства.

Самые известные фрески и картины Перуджино:

Поклонение волхвов (1476)

Полотно «Поклонение волхвов» написано в период творческого взлёта художника. На нём изображён сюжет из Нового завета, когда три мудреца (царя) пришли поклониться новорождённому Иисусу и вручить ему драгоценные дары: смирну, золото и ладан. Это событие считается у христиан всего мира праздником Богоявления. Иисус родился в хлеву. Самой центральной точкой полотна являются головы животных — коровы и осла, которые композиционно делят картину на две равные части. Они подчёркивают место рождение Иисуса. С правой стороны на пороге скромного дома с деревянными подпорками сидит Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. За ними стоит старец с посохом — это Иосиф, муж Марии.

Близко к центру, на переднем плане перед Иисусом, скрестив руки на груди, на коленях стоит самый старый из мудрецов. Два волхва, молодой и средних лет, стоят по левую сторону и протягивают младенцу Иисусу драгоценные сосуды со смирной и ладаном. Их позы изящны, непринуждённы и благородны. За волхвами стоит толпа свидетелей происходящего. Фоном служит изысканный вечерний пейзаж. Венчает картину золотая звезда, возвестившая о рождении Спасителя. Вся картина насыщена тёплыми и горячими оттенками красного и охры. Лишь темно-синее покрывало Девы Марии смотрится эффектным холодным пятном на фоне тёплых охристых оттенков.

Вручение ключей апостолу Петру (1480–1482)

Одна из сохранившихся фресок Сикстинской капеллы, выполненная Перуджино, посвящена библейской истории о передачи ключей от Рая св. Петру. В католицизме этой теме придавалось огромнейшее значение, так как католическая церковь ведёт отсчёт своей истории с момента передачи ключей апостолу Петру, который к тому же считается первым папой римским. Такую сцену можно было доверить только самому лучшему из лучших художников. На тот момент Перуджино считался именно таким мастером.

Композиция фрески симметричная. Её центр акцентируется огромной базиликой, на фоне которой центральные фигуры Христа и коленопреклонённого апостола Петра окружены симметрично с двух сторон группами свидетелей. Среди них: апостолы и современники художника. Апостолы расположены ближе к Христу и Петру. Они написаны яркими, броскими цветами. Фигуры современников более приглушённые, будничные, среди них художник изобразил и себя (вторая фигура слева). Симметрич­ность компози­ции подчёркнута двумя триумфаль­ными арками.

Крещение Христа (фреска) (1481–1482)

Приглашая художников для росписи Сикстинской капеллы, папа римский Сикст VI явно не прогадал, пригласив в качестве ведущего художника Пьетро Перуджино. Он был очень впечатлён его грандиозной работой. Огромная фреска 3,4×5,4 метра расположена на северной стене капеллы. В работе над ней художнику помогал ученик Пентуриккьо. Он написал пейзаж и несколько боковых фигур.

Используя свой фирменный умбрийский стиль, Перуджино изобразил все персонажи очень изящно, в непринуждённых позах. Центральное место фрески отведено Иисусу Христу и Иоанну Крестителю.

Прекрасный пейзаж делает фреску неповторимой и живописной. Глубокие и яркие цвета фрески: жёлтый, красный, оливковый, голубой представлены множеством оттенков и создают торжественное, праздничное настроение.

Святой Себастьян (1494)

Эта картина, как и другие работы Перуджино, признана мировым шедевром. Её композиция очень необычна для своего времени. В этом Перуджино стал новатором. Используя архитектуру арки, он добился необычного визуального эффекта, который придаёт канонической фигуре святого Себастьяна внушающие размеры.

Лицо святого не выражает ни боли, ни отчаяния. Святой Себастьян спокойно, с благоговением, предаёт своё тело и душу Господу. Торчащие стрелы больше не причиняют ему страданий. Он на пороге Рая. Изумительный воздушный пейзаж подчёркивает торжественность происходящего события. Чистое голубое небо без единого облачка, прозрачность воздуха — всё говорит о святости мученика, который будучи римским воином, был расстрелян за верность Христу.

Портрет Франческо делле Опере (1494)

Известно несколько портретов, принадлежащих кисти Перуджино, одним из которых является «Портрет Франческо делле Опере». Кто этот человек — неизвестно. Вероятнее всего, это богатый горожанин, который заказал свой портрет у художника.

Здесь мастер проявил всё своё мастерство и талант не только художника, но и психолога. Перуджино создал очень сильный и выразительный образ человека, обладающего непростым характером. Тонкий, плотно сжатый и слегка искривлённый рот, сдвинутые брови, тонкий нос, жёсткая складка на переносице — всё говорит о властности и жёсткости характера персонажа. Официальность портрета слегка смягчает романтичный изысканный пейзаж.

Пьета (1494–1495)

Торжественность и красота этой картины до сих пор восхищает прихожан Палаццо Питти. На картине преобладают яркие и чистые цвета — красный, синий, зелёный. На полотне изображено шесть фигур: центральное место отдано главным персонажам — Богородице и Христу, справа апостол Пётр и Мария Магдалина печальны и спокойны. Слева — Иоан Евангелист, стоя на коленях, поддерживает голову Христа. Позади него святой сжимает руки в молитве. Тело Христа, распростёртое на коленях Богоматери, написано очень реалистично. Все персонажи симметрично вписаны в свод арок, которые означают небеса и не напрасность жертвы Христовой.

На дальнем фоне видны крошечные фигурки, покидающие сцену Распятия на Голгофе. Это сцена великого благочестия, призванная вызвать глубокое отражение в сознании религиозного зрителя. Между арками трёхъярусной лоджии находятся следы от рук Шарля Гуфье, ведущего придворного Франсуа I и первого известного владельца картины. В период иконоборчества на голову Богородицы было совершено жестокое нападение. Реставрационные работы в 2014–2015 годах вернули цвета и определение черт, которые были скрыты при последующей перекраске.

Перуджино написал две версии этой картины, вероятно, за короткий промежуток времени. Панель в Уфизи, в которой отсутствует тосканский пейзаж, наполненный солнцем, считается более ранней работой. Художник обучался в Перудже, а в 1481 году вместе с другими важными флорентийскими художниками был приглашён в Ватикан для украшения стен Сикстинской капеллы. После этого он в основном работал во Флоренции и Перудже, создавая свой собственный мир святых фигур с нежными, искренними эмоциями.

Распятие (1495–1496)

Будучи зрелым и состоявшимся художником, Перуджино приступил к росписи церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции. Огромная фреска «Распятие» разделена на три равные части (триптих). В центральной части изображено само распятие, у подножия которого преклонила колени Мария Магдалина. В правой части изображены апостол Иоанн и св.Бенедикт, в левой — Богоматерь и св. Бернар. Каждую часть триптиха обрамляет арка. Задний фон фрески — это прекрасный, искусно выписанный пейзаж, который объединяет все части триптиха.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете узнать про самые красивые пейзажи в мире.

Автопортрет (1497–1500)

На портрете изображён слегка полноватый серьёзный человек, с поджатыми губами. Чёрный камзол с белым подворотничком и красная шапочка, из-под которой выбиваются пряди каштановых волос, создают образ строгого и аскетичного человека. Взгляд карих глаз наполнен мудростью и спокойствием. Перуджино предстаёт перед зрителем реальным земным человеком, со свойственными ему чертами характера — спокойствием и благородством.

Портрет юноши (1480)

Одним из лучших портретов, написанных Перуджино, является портрет юноши. Стиль, которым написано лицо прекрасного молодого человека, обладает мягкостью, изысканностью и плавностью линий. Прекрасное мечтательное лицо смотрит с портрета спокойно и несколько печально. Огромные живые карие глаза притягивают взгляд зрителя, и создаётся впечатление молчаливого общения с персонажем. Спокойные коричневые тона подчёркивают мягкость формы лица и нежность юношеских щёк.

Самые красивые портреты с мире.

Мадонна с младенцем (1500)

Перуджино, как и другие итальянские художники, очень часто обращался к образу Девы Марии (Мадонны). Картина «Мадонна с младенцем» изображает классический сюжет — образ юной матери и её сына Иисуса. Божественность образов подтверждает золотой сияющий нимб над их головами. Красное платье Марии ярко выделяется на фоне изысканной синей накидки, которую мастер украсил нежным и изящным золотым узором. Существует несколько подобных образов. Поза младенца классическая для того времени — он сидит у матери на колене, его голова повёрнута в сторону. Образы отличаются необычайной грацией и красотой. Выражение лиц мечтательное и спокойное.

Обручение Марии (1500–1504)

Интересная история этой картины и её двойника от Рафаэля. Перуджино написал «Обручение» в своей традиционной живописной манере. Эта картина вдохновила Рафаэля, и он создал в 1504 году картину «Обручение Марии» практически в той же манере и используя ту же композицию. Для неспециалиста визуально различить по авторству эти две работы очень трудно.

Перуджино использовал в своей картине тот же пейзаж и ту же композицию, что и в своей фреске в Сикстинской капелле «Вручение ключей Христом апостолу Петру». На площади перед базиликой собралась толпа народа, в центре которой происходит обручение Девы Марии и Иосифа. Перуджино слегка обрезал сверху купол базилики, а Рафаэль изобразил её целиком. У Перуджино собор находится близко от толпы, он словно нависает над ней. Рафаэль увеличил пространство и сделал пейзаж более воздушным. Но общую композицию, стиль изображения людей, мягкость овалов лиц, изящность поз Рафаэль практически точно повторил, как у Перуджино. Рафаэль очень ценил своего учителя и очень долго сохранял в своих работах его волшебный стиль. Редакция most-beauty.ru просит вас написать какая из картин вам нравится больше? Картина кисти Рафаэля или Перуджино?

Видение Святого Бернарда (1494)

Перуджино изображает видение Пресвятой Девы Марии преподобному Бернару Клервоскому (1090–1153), основателю цистерцианского ордена.

Работа была заказана для семейной часовни Наси в тогдашней цистерцианской церкви Санта-Мария-Маддалена-ди-Сестелло во Флоренции. Это был один из самых важных алтарей в церкви. Тогда церковь была известна как Санта Мария Маддалена делле Конвертит. После канонизации Марии Маддалены де Пацци в 1669 году она была посвящена флорентийскому кармелитскому святому, чей орден к тому времени принял управление комплексом.

Мария появляется в обычной одежде. Помимо святого Бернарда и Девы, другие фигуры представляют ангелов и святых. Все, кроме ореолов, кажутся обычными людьми. Позади Марии два ангела. Один из ангелов смотрит на зрителя, классический пример того, как зритель увлекается изображением. За Сен-Бернаром стоят Святые Варфоломей и Филипп. Обстановка: монастырь, предположительно цистерцианский. Пейзаж Умбрии, родина Перуджино. Монастырь обрамлен готическими арками и колоннами. Всё в классической гармонии.

Несмотря на монументальность работы, изображение не статично. Мэри движется вперед. Она указывает Сен-Бернару. А он явно поражен увиденным.

Цвета яркие и яркие, но негромкие.

Оплакивание Христа (1495)

По версии Википедии, это одна из самых узнаваемых и популярных картин Перуджино. Тело Христа, снятое со креста, лежит над белой пеленой, поддерживаемой Никодимом слева и Иосифом Аримафейским, который носит необычную тканевую шапку, украшенную цветами. Дева Мария, надев на себя завесу над головой и прострел, покрывающий ее шею в стиле монашеского платья, смотрит на своего мёртвого сына вместе с Марией Магдалиной, которая стоит за ними. Личность других персонажей точно не определена, хотя молодого апостола с красным плащом справа можно идентифицировать как Иоанна Богослова. Несмотря на то, что они представлены по-разному, каждая фигура является участником горестного события, в том числе и поклоняющийся, который останавливается, чтобы помолиться. Меланхолия композиции подчёркивается вечерним светом и эмоциональным пейзажем холмистой местности.

Выходец из церкви монастыря Святой Кьяры во Флоренции, Перуджино создал произведение во Флоренции на пике своей карьеры. Вечная красота фигур и совершенство, которое исходит от его работ, принесли ему эпитет «Божественный художник», имя, которое ему присвоил Джованни Санти, отец его ученика Рафаэля.

Послесловие

Великолепный портретист, мастер больших многофигурных композиций, Перуджино был знаменит далеко за пределами Италии. В его мастерской обучались многие итальянские художники. Его творчество повлияло на становление великого Рафаэля. Прожив долгую плодотворную жизнь, Перуджино оставил огромное наследие, которое и сейчас восхищает наших современников.

Ещё несколько работ Пьетро Перуджино:

Портрет Лоренцо ди Креди (1488)

Мертвый Христос с Иосифом Аримафейским и Никодимом (1498)

Мадонна во славе с младенцем и святыми (1500)

Почему ключи от Рая у Апостола Петра?

На берегу Тивериадского озера ликовали апостолы: «Спаситель воскрес! Он снова с нами!» Среди общего ликования только один человек оставался унылым. Это был Пётр, отпавший.

На душе Петра лежал тяжкий грех – он трижды отрёкся от Христа! Он, восклицавший, что более других любит Учителя, что он готов умереть за Него, оказался жалким трусом…

Скажите ученикам Его и Петру, — такими словами призвал Ангел жён-мироносиц поведать о Воскресении Христа. Это был приговор. Пётр исключался из учеников Спасителя.

И вот Пётр сидит у костра среди апостолов и Господа. Сердце его переполняет горечь и любовь к Богу.

Наконец Христос трижды вопрошает его:

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

И с каждым разом, всё ниже опуская повинную голову, Пётр отвечает:

— Господи, ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

И только после третьего исповедания любви святой Пётр услышал долгожданный им призыв: Иди за Мною.

Понуждая Апостола Петра на исповедании Любви, Христос преподал ему великий урок смирения, а через Петра и каждому из нас: Любовь к Господу не терпит рядом с собой гордыни, самолюбования и зависти.

Пётр прощён. Он восстановлен в апостольском звании. Но все последующие дни земной жизни его глаза не просыхали от слёз – бессонные ночи святой Пётр проводил на коленях, взывая к Богу:

— Прости! Прости моё отречение от Тебя.

И ещё один урок преподаёт Спаситель святому Петру, а через него и нам.

Да, Пётр прощён, но в его сердце вновь шевельнулась зависть к одному из любимейших учеников Господа – Иоанну, и желание Петра быть лучшим, и Пётр ревниво спрашивает:

— Господи, а он что?

И Господь сурово ответствовал ему:

— Что тебе до этого? Ты иди за Мною.

А через Петра Христос обращается к каждому из нас: что тебе до того? Если кто-то другой лучше тебя, талантливее, ты иди за Мною, то есть иди и не оглядывайся по сторонам, не смотри на других.

Да, святой Пётр всё время спотыкался и падал, но он обладал главным достоинством – подниматься и возрождаться из пепла греха через покаяния, поэтому и «не страшно падать, страшно не подняться».

И именно Петру Господь вручил ключи от рая, самому пылкому и самому нестойкому из Своих учеников: «Никому из несогрешивших апостолов Господь не вверил ключей от Царствия Небесного, но дал их Петру – и это для того, чтобы, когда сей апостол увидит в каком-либо грешнике сокрушение о грехах, то привёл бы себе на память собственное грехопадение – и помог бы кающемуся получит спасение».

Иди за Мною, — призвал Иисус прощённого и восстановленного в апостольском звании святого Петра. И это был призыв на Крестный путь, на подвиг страданий за род человеческий. И святой Пётр доблестно и радостно переносил все страдания и лишения – и увенчал свои земные подвиги высочайшим деянием – сораспятием Христу!

И каждого из нас Господь призывает: Иди за Мною. И «не допускай себе мысли, что на земле – наслаждение, а на небесах – покаяние. Здесь ищи разрешения от грехов, и тогда святой Пётр отверзет тебе двери в Царствие Небесное…»

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз

Назад к списку