Княжеские распри
Содержание
- Удельный период
- Удельный период
- Развитый феодализм
- Феодальная анархия, аристократический строй
- Феодальная раздробленность Руси
- Ссылки
- См. также
- Начало удельного периода на Руси
- Причины и начало раздробленности на Руси
- Основные княжества Руси периода раздробленности
- Характеристика города-государства периода раздробленности
- Выводы
- Расцвет Древнерусского государства (конец Х – середина XIIвв.). Ярослав Мудрый. «Русская правда». Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах. 3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение.
- Русь удельная — период феодальной раздробленности на Руси
- Причины феодальной раздробленности на Руси
- Русь удельная — последствия существования
- Знаменательные даты
- Удельный период. Роль Русской Церкви
Удельный период
Удельный период
Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной системы организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое сущеcтвование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин широко распространён в российской историографии и используется в различных значениях.
Удельный период
Термин используется для обозначения эпохи существования уделов и включает в себя весь период от раздела центральной власти (от первого в 843 году — для империи Карла Великого, от последнего в 1132 году — для Киевской Руси; не от появления первых уделов) в раннефеодальном государстве до ликвидации последнего удела в централизованном государстве.
Развитый феодализм
Часто термин, который характеризует состояние верховной власти в государстве и отношения внутри верхушки феодального общества (см.вассалитет), используется в качестве синонима понятий феодализм и развитый феодализм, характеризующих экономический строй и отношения между социальными слоями общества. Кроме того, понятия относятся к разным, хотя и пересекающимся, хронологическим интервалам.
Феодальная анархия, аристократический строй
По мере разветвления правящей династии в раннефеодальных государствах, расширения их территории и административного аппарата, представители которого осуществляют власть монарха над местным населением, собирая дань и войско, увеличивается количество претендентов на центральную власть, периферийные военные ресурсы увеличиваются, а контрольные возможности центра ослабевают. Верховная власть становится номинальной, и монарх начинает избираться крупными феодалами из своей среды, при этом ресурсы избранного монарха, как правило, ограничиваются ресурсами его исходного княжества, и он не может передавать верховную власть по наследству. В этой ситуации работает правило «вассал моего вассала — не мой вассал».
Первыми исключениями становятся Англия на северо-западе Европы (Солсберийская присяга 1085 г., все феодалы являются прямыми вассалами короля) и Византия на её юго-востоке (примерно в то же время император Алексей I Комнин вынудил крестоносцев, захвативших в ходе первого крестового похода земли на Ближнем Востоке, признать вассальную зависимость от империи, тем самым включив эти земли в состав империи и сохранив её единство). В этих случаях все земли государства делятся на домен монарха и земли его вассалов, как и на следующем историческом этапе, когда верховная власть закрепляется за одним из князей, вновь начинает передаваться по наследству и начинается процесс централизации (этот этап часто называют вотчинной монархией). Полное развитие феодализма становилось предпосылкой окончания феодальной раздробленности, поскольку подавляющая часть слоя феодалов, его рядовые представители были объективно заинтересованы в наличии единого выразителя своих интересов:
Социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В ходе процесса государственной централизации рыцарство (средние и мелкие феодалы) составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. |
Местное боярство приучалось ходить в походы под московским знаменем и смотреть на московского князя как на своего вождя и государя над государями — прочими русскими князьями. Но рано или поздно эти прочие князья начинают замечать, что власть ускользает из их рук, и делают попытку вернуть её путём сговора против Москвы с её противниками. Тогда-то и происходит то, что давно уже должно было произойти: местное боярство, пользуясь правом вольного отъезда, переходит на службу к московскому князю, оставляя своих прежних сюзеренов без боевой силы, лишая их самой основы властвования. |
В Московской области расселяется и укрепляется военнослужилое сословие, ставшее прочной опорой центральной власти. Это позволило Дмитрию Донскому в интересах обороны посылать свои отряды на помощь соседним княжествам. |
Феодальная раздробленность Руси
Основные статьи: Распад Киевской Руси, Русские княжества, Объединение Руси
Ссылки
См. также
- Средние века
- Феодализм
- Феодал
- Рыцарь
- Боярин
- Княжество
- Раннефеодальная монархия
- Вотчинная монархия
- Сословно-представительная монархия
Начало удельного периода на Руси
Определение 1
Удельным периодом на Руси принято считать время XII-XVI вв., когда русское государство было разделено на много княжеств – уделов, не представляя из себя цельного государственного образования. Иначе этот период называют феодальной раздробленностью.
Причины и начало раздробленности на Руси
Основными причинами раздробленности на Руси послужили следующие процессы:
- сложность династической системы, в результате которой часто возникали путаницы в порядке наследования;
- усиление могущества бояр, на влияние которых опирались местные князья при установлении своей власти;
- рост военной мощи отдельных княжеств;
- рост городов, развитие торговли и сельского хозяйства, способствующие созданию новых торговых центров и перемещению торговых путей дальше от Киева, в результате чего он терял свое влияние;
- отсутствие крупной внешней угрозы, которая могла бы сплотить население.
В 1054 году умирает князь Ярослав Мудрый, согласно завещанию которого тогда еще единая Русь делится между его сыновьями. Каждый из них получает землю во владение: Изяслав – Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Все эти города имели огромное политическое значение, но больше всех выделялся Киев, и князья, зная о его древнем могуществе, стремились занять его престол. Вскоре после смерти Ярослава между его сыновьями начались разногласия, а в 1073 г. Святослав со Всеволодом выгнали Изяслава из Киева, а княжить там стал Святослав (1073-1076), при этом продолживший политику отца по сохранению единства земель. Попытки Изяслава вернуть законный престол были относительно успешными – он вернул престол, но погиб в битве со Святославичами при Нежатиной ниве в 1078 г. Следующим киевским князем стал Всеволод (1073-1079) при котором политическая обстановка стабилизировалась, однако, при его преемнике Святополке Изяславиче (1093-1113) вновь начались раздоры между князьями. Пытаясь улучшить положение дел, князья съехались на съезд в Любече в 1097 г., где решили, что «кождо да держит отчину свою», то есть каждый несет ответственность за свой удел.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Этот съезд окончательно закрепил формирование отдельных княжеств или, как их еще называют, городов-государств.
После Святополка в Киеве правили Владимир Мономах (1113-1125) и его сын Мстислав Великий (1125-1132), которые при помощи умелой политики сумели объединить все княжества под властью Киева. Однако, процесс обособления городов-государств они остановить уже не смогли, поэтому после смерти Мстислава Великого Русь погружается в период раздробленности.
Основные княжества Руси периода раздробленности
В XII в. Русь делилась на следующие княжества:
Замечание 2
Впоследствии, в результате дальнейшего дробления, количество княжеств на Руси увеличивалось.
Характеристика города-государства периода раздробленности
Обычно ядро города-государства составлял старейший город, бывший когда-то племенным центром, а ему подчинялись пригороды. Основным органом управления города-государства было вече — собрание всех свободных жителей города, а также делегатов из пригородов и ближайших сел. Таким образом, город и пригороды составляли единство и имели общее политическое и экономическое пространство. Народ принимал активное участие в приглашении и смещении князей, вопросах войны и мира. Князь также был обязательным элементом власти в городе-государстве. В военных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Однако, главную военную силу любого города составляло ополчение — «вои», имелись и свои военачальники — тысяцкий и сотские. Высшие церковные иерархи тоже избирались на вече, община распоряжалась земельной собственностью церквей.
Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты, что приводило к разложению крупных городов-государств на более мелкие. Города-государства вели постоянную борьбу друг с другом, что стало главной причиной ослабления Руси накануне монгольского нашествия. Говоря о начальном разделении Руси на мелкие княжества, необходимо понимать, что они разделились не единовременно, но одно за другим. Рассмотрим это подробней.
В конце Х – начале ХI вв. начинают обосабливаться Черниговское и Переяславское княжества, где складываются свои вечевые общины и усиливается местная власть князя. Происходит и внутреннее дробление: в XII в. внутри Черниговского княжества появляется автономное Новгород-Северское княжество; а вот Переяславль так и не обрел полной самостоятельности, не сумев организовать собственную политику.
Одной из первых отделился от Киева и Полоцк, в волости которого усиливается активность земства и борьба главного города с пригородами, что приводит к разделению княжества на более мелкие государственно-территориальные единицы.
По-другому пути проходят аналогичные политические процессы в Смоленске: отделившись от Киева, это княжество сохраняет свое внутреннее единство, в результате которого внутри него не только не происходит дробления, но, даже наоборот, впоследствии происходит притяжение к нему соседних земель.
На юго-востоке возникает Муромская волость, из которой позже выделяется Рязанская (быстро укреплявшая свое положение и ставшая более могущественной).
На рубеже XII — XIII вв. происходит упадок Киевской волости. Киевляне теряют возможность самостоятельно избирать князя: Юрий Долгорукий утвердился на киевском престоле только при поддержке суздальской общины. В 1169 году при Андрее Боголюбском в Киеве происходит погром, после которого город так и не смог окончательно оправиться.
В XII в. происходит усиление Галича, который в этот же период объединяется с Волынью.
Обособление Владимиро-Суздальского княжества произошло в XII в., при этом в 1157 г. Андрей Боголюбский перенес столицу княжества во Владимир. Особенностью Новгорода являются сильные вечевые традиции, которые позволяли народу играть доминирующую роль в отношениях с князем. Благодаря этому Новгород впоследствии стал самым независимым княжеством на Руси.
Выводы
Итак, к XIII в. Русь представляет из себя не единое государство, а массу раздробленных княжеств со своими князьями, своим войском, экономикой и внутренней и внешней политикой. Несомненно, связи между княжествами были, но тем не менее, каждое мыслило себя отдельным государством. Культурное, экономическое и политическое развитие, которое шло в каждом центре, можно считать положительной тенденцией, однако, эта разрозненность помешала Руси противостоять монголо-татарскому нашествию в XIII в.
Расцвет Древнерусского государства (конец Х – середина XIIвв.). Ярослав Мудрый. «Русская правда». Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах. 3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение.
1. Племена восточных славян в VIII–IХ вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный строй. Зарождение государственности у восточных славян.2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей.3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение.4. Расцвет Древнерусского государства (конец Х – середина XIIвв.). Ярослав Мудрый. «Русская правда». Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах. 3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение.5. Русские земли в период политической раздробленности (середина XII– серединаXIIIвв.). Социально-экономическое развитие земель удельной Руси: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика, Галицко-Волынское княжество.6. Культура Древней Руси X-XIII вв7. Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIIIв. Александр Невский.8. Нашествие Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Установление ига Золотой Орды. Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XVвв.Влияние монголо-татарского нашествия на древнерусскую историю.10. Борьба за лидерство в политическом объединении северо-восточной Руси. Первые московские князья, их внутренняя и внешняя политика11. Княжение Дмитрия Ивановича Донского. Объединение Московского и Владимирского княжеств. Начало борьбы с Ордой. Куликовская битва и ее историческое значение.12. Правление Ивана IIIи ВасилияIII. Свержение ордынского господства. Судебник 1497 г. Образование Российского единого государства13. Культура русских земель в XIII-XV вв14. Московское царство в XVIв. Правление ИванаIV. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение15. Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержавия.16. Западное, южное, восточное направления внешней политики Ивана Грозного и ее итоги.17. Россия в конце XVI– началеXVIIвв. Царствование Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова. Начало Смутного времени18. Причины Смутного времени. Лжедмитрий I. Правление В.И. Шуйского. ЛжедмитрийII. Шведская интервенция. «Семибоярщина».19. Национально-освободительная борьба русского народа в годы Смутного времени. Роль Русской Православной церкви в спасении государства от иноземного завоевания. IиIIЗемское ополчение. К. Минин и Д. Пожарский20. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Правление царя Михаила Федоровича Романова. Завершение Смуты и освобождение страны от интервентов.21. Правление царя Алексея Михайловича. Основные направления перемен в политическом строе России. Соборное Уложение 1649 г. Патриарх Никон. Церковный раскол.Соборное УложениеУсиление самовластьяРеформы Алексея Михайловича22. Обострение борьбы за власть после смерти царя Алексея Михайловича. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Предпосылки петровских преобразований23. Сущность и особенности преобразований Петра I. Государственно-административные, военные, социальные, экономические реформы. Преобразования в духовной сфере. Утверждение императорского абсолютизма.24. Основные направления и результаты внешней политики Петра I.25. Эпоха дворцовых переворотов. Общая характеристика внутренней и внешней политики России в это время26. Россия во второй половине XVIIIв. Просвещенный абсолютизм ЕкатериныII. Государственно-административные и экономические реформы. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Западное и Южное направления внешней политики ЕкатериныII.27. Правление Александра I. Реформы начала царствования АлександраI. Деятельность М.М. Сперанского.28. Отечественная война 1812г. Причины войны, соотношение сил и планы сторон. Хронология военных действий. Выдающиеся полководцы. Партизанское движение. Разгром армий Наполеона. Итоги и историческое значение Отечественной войны.29. Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов, их программные проекты — «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская Правда» Пестеля. Восстание декабристов 14 декабря 1925 г. Историческое значение движения декабристов.30. Основные направления внутренней политики Николая I. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Восточная (Крымская) война, основные этапы, события, итоги31. Правление Александра II. Причины отмены крепостного права в России. Подготовка и основные положения крестьянской реформы 1861г.32. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIXв.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение33. Основные направления внутренней и внешней политики Александра III. Экономическое развитие России в 80-90-е гг. XIX вв. Курс на модернизацию промышленности. Рабочее движение и распространение марксизма в России.34. Культура России во второй половине XIX в.35. Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер и цели, движущие силы, основные этапы. Российский парламентаризм. I и II Государственная Дума.36. Образование политических партий в России в конце XIX– началеXXвв. Социалистические (революционные), социал-демократы, неонародники (эсеры), либеральные и консервативные (охранительно-самодержавные) партии, их программы.37. Столыпинская аграрная реформа 1906-1911 гг.38. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.39. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. Двоевластие, причины и сущность. Временное правительство в 1917г. и его кризисы. Корниловский мятеж в августе 1917г., его последствия.40. Приход большевиков к власти в Петрограде. Октябрьская революция 1917г. IIВсероссийский съезд Советов. Декрет о мире, о земле. Провозглашение Республики Советов. Образование новых высших органов власти Совета Народных Комиссаров и ВЦИК. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.41. Советской власти и формирование новой государственной политической системы. Учредительное собрание в России. Конституция 1918г. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир с Германией42. Гражданская война 1918-1920 гг. в России и военная интервенция. Основные события. Причины победы большевиков в гражданской войне. «Военный коммунизм» 1918-1920 гг., его последствия43. Экономический и политический кризис в Советской России в 1920-1921 гг. Новая экономическая политика: предпосылки, содержание, сущность, противоречия, значение44. Образование СССР: предпосылки, проекты объединения. Значение и последствия образования СССР. Конституция СССР 1924г.45. Внутриполитическая борьба за власть в 1920-е гг. Кризисы НЭПа. Причины ликвидации НЭПа.46. Индустриализация в СССР. (I-III), пятилетки, цели, особенности, итоги и последствия.47. Коллективизация сельского хозяйства (I-III), пятилетки, цели, осуществление. Итоги и последствия коллективизации, Культурная революция48. Репрессии и нарушение законности в 1930-е: годы их причины, направленность и реальные масштабы.49. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е годы. Срыв англо-франко-советских переговоров. Советско-германский пакт о ненападении. Советско-финская война. Начало Второй мировой войны.50. Начало Великой Отечественной войны. Причины временных неудач Красной Армии. Меры по организации отпора фашистской агрессии. Разгром немцев под Москвой, значение победы.51. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Сталинградская и Курская битвы. Сражение за Днепр и освобождение Левобережной Украины. Значение коренного перелома.52. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.53. Освобождение советских территорий в 1944г. Начало освобождения европейских стран. Завершающий этап войны и разгром фашистской Германии. Источники и итоги победы советского народа в Великой Отечественной войне. Цена победы. Выдающиеся полководцы.54. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)55. Создание антигитлеровской коалиции, основные этапы. Международные конференции глав СССР, Великобритании и США: Тегеранская, Крымская (Ялтинская) и Потсдамская.56. СССР после Второй мировой войны (1945-1953 гг.). Холодная война. Восстановление и развитие экономики. Политическое развитие СССР в послевоенные годы.57. Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» (1953-1964 гг.).58. Внешняя политика СССР 1953-1964 гг. Карибский кризис
Русь удельная — период феодальной раздробленности на Руси
Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет.
Русь Удельная берет свое начало в 1132 году, когда умирает Мстислав Великий, что приводит страну к новой междоусобной войне, последствия которой оказали огромное влияние на все государство. В результате последовавших событий появились независимые княжества. В отечественной литературе этот период также называют раздробленностью, поскольку в основе всех событий лежало разобщение земель, каждая из которых фактически была самостоятельным государством. Конечно, сохранялось главенствующее положение Великого князя, но это была уже фигура скорее номинальная, чем действительно значимая.
Период феодальной раздробленности на Руси продлился практически 4 века, в ходе которых страна претерпела сильные изменения. Они затронули, как устройство, так и быт, и культурные обычаи народов России. В результате обособленных действий князей Русь на долгие годы оказалась заклейменной игом, избавиться от которого удалось только после начала объединения правителей уделов вокруг общей цели – свержение власти Золотой Орды. В данном материале мы рассмотрим основные отличительные особенности удельной Руси, как самостоятельного государства, а также основные особенности земель, в него входящих.
Причины феодальной раздробленности на Руси
Основные причины феодальной раздробленности на Руси вытекают из тех исторических, экономических и политических процессов, которые в тот момент времени происходили в стране. Можно выделить следующие основные причины образования Удельной Руси и раздробленности:
- Господство натурального хозяйства. Как ни парадоксально, но это одни из главных критериев, который привел к образованию уделов. Натуральное хозяйство предполагает замкнутый цикл в пределах конкретного района, в данном случае в отдельной земле. Последствия такого построение сводится к тому, что связь между административными центрами очень слабая, а значит, и взаимной необходимости друг в друге нет.
- Усиление княжеств. Отдельные княжества той эпохи значительно усилились и их князья не желали подчиняться кому-либо. Они хотели самостоятельно править, пусть и только в своей земле. Такие настроения были массовыми. Каждое княжество имело своего правителя, большинство из которых отказывались признавать чью бы то ни было власть над собой.
- Отсутствие сильных врагов за пределами страны. Для России того времени было затишье в войнах, да и соседи страны никак не могли посягать на ее владения, поскольку все они были слабы. Конечно, были, например, те же половцы, которые периодически совершали набеги на восточные земли, но князья своими силами справлялись всегда с врагами. Нужды же в сильном, объединенном войске не было. А в момент, когда оно понадобилось для борьбы с Батыем – собрать его не удалось, по тем же причинам обособленности.
- Рост торговых городов. Главным образом речь идет о Новгороде и Смоленске, которые благодаря своему географическому положению были торговыми центрами страны и, как следствие, быстро росли и расширялись. Естественно, на фоне роста общего недоверия к Киеву, князья этих владений желали получить самостоятельность и не выплачивать налоги в Киев.
- Богатый этнос страны. Русь исторически населяли различные народности, которые долгое время жили в мире, но с ростом недовольства внутри страны, национальный вопрос стал очень остро и сыграл немалую роль в разделе.
Весь этот комплекс мер и привел к тому, что причины феодальной раздробленности на Руси оказались очень существенными и привели к необратимым последствиям, едва не поставившим на кон само существование государства.
Раздробленность на определенном историческом этапе это нормальное явление, с которым сталкивалось практически любое государство, но на Руси в этом процессе были определенные отличительные особенности. Прежде всего, необходимо отметить, что буквально все князья, управляющие уделами, были из одной правящей династии. В мире такого больше не было нигде. Всегда были властители, которые силой держали власть, но исторических притязаний на нее не имели. В России же практически любой князь мог быть выбран главным. Во-вторых, следует отметить потерю столицы. Нет, формально Киев сохранял главенствующую роль, но это было только формально. В начале этой эпохи по-прежнему Киевский князь был главенствующим над всеми, другие уделы платили ему налоги (кто сколько может). Но буквально в течение нескольких десятилетий это изменилось, поскольку вначале русские князья взяли штурмом ранее неприступный Киев, а после этого монголо-татары буквально уничтожили город. К этому времени Великим князем был представитель города Владимир.
Русь удельная — последствия существования
Любое историческое событие имеет свои причины и последствия, которые оставляют тот или иной отпечаток на процессах, происходящих внутри государства во время таких свершений, а также после них. Распад русских земель в этом плане исключением не стал и явил целый ряд последствий, которые были образованы в результате появления отдельных уделов:
- Равномерное заселение страны. Это один из положительных моментов, который был достигнут за счет того, что южные земли стали объектом постоянных войн. В результате основное население было вынуждено уйти в северные районы для обретения безопасности. Если к моменту образования государства Удельная Русь северные районы были практически пустынны, то к концу 15 века ситуация уже изменилась в корне.
- Развитие городов и их обустройство. К этому пункту можно отнести и экономические, духовные, ремесленные новшества, появившиеся в княжествах. Связано это с довольно простой вещью – князья в своих землях были полноправными властелинами, для поддержания которой было необходимо развивать натуральное хозяйство, чтобы не зависеть от соседей.
- Появление вассалов. Поскольку единой системы, обеспечивающей безопасность всем княжествам, не было, то слабые земли были вынуждены принимать статус вассалов. Конечно, ни о каком угнетении речи не шло, но и самостоятельности у таких земель не было, поскольку они во многих вопросах были вынуждены придерживаться точки зрений более сильного союзника.
- Снижение обороноспособности страны. Отдельные дружины князей были достаточно сильны, но все же не многочисленны. В битвах с равными противниками они могли одержать победу, но сильные враги поодиночке могли с легкость справиться с каждой из армий. Поход Батыя это наглядно продемонстрировал, когда князья в попытке отстоять в одиночку свои земли, не отважились объединить силы. Результат широко известен – 2 века ига и убийство огромного числа русских.
- Обнищание населения страны. К таким последствиям привели не только внешние враги, но и внутренние. На фоне ига и постоянных попыток Ливонии и Польши захватить русские владения, междоусобные войны не прекращаются. Они по-прежнему масштабные и разрушительные. Страдало же в такой ситуации, как всегда простое население. Это была одна из причин миграции крестьян на север страны. Так происходила одна из первых массовых миграций людей, которую породила удельная русь.
Мы видим, что последствия феодальной раздробленности России далеко не однозначны. Они имеют, как отрицательные, так и положительные стороны. Более того, следует помнить о том, что этот процесс характерен не только для Руси. Все страны в той или иной форме его прошли. В конечном же итоге уделы все равно объединились и создали сильное государство, способное обеспечить собственную безопасность.
Распад Киевской Руси привел к появлению 14 самостоятельных княжеств, каждое их которых имело свою столицу, своего князя и армию. Наиболее крупными из них были Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Необходимо отметить, что в Новгороде сложился уникальный на тот момент времени политический строй – республика. Русь удельная стала уникальным государством своего времени.
Особенности Владимиро-Суздальского княжества
Этот удел находился в северо-восточной части страны. Его жители занимались в основном земледелием и скотоводством, чему способствовали благоприятные природные условия. Наиболее крупными городами в княжестве были Ростов, Суздаль и Владимир. Что касается последнего, то он стал главным городом страны, после того, как Батый захватил Киев.
Особенность Владимиро-Суздальского княжества заключается в том, что долгие годы оно сохраняло свое господствующее положение, и Великий князь правил из этих земель. Что касается монголов, то они также признавали власть данного центра, позволяя его правителю единолично собирать для них дань со всех уделов. Существует большое количество догадок по данному поводу, но все же с уверенностью можно говорить о том, что Владимир продолжительное время был столицей страны.
Особенности Галицко-Волынского княжества
На юго-западе от Киева располагалось Галицко-Волынское княжество, особенности которого заключались в том, что оно было одним из крупнейших в свое время. Крупнейшие города этого удела были Владимир Волынский и Галич. Их значимость была довольно высока, как для региона, так и в целом для государства. Местные жители в массе своей занимались ремеслами, что позволяло им активно торговать с другими княжествами и государствами. Вместе с тем стать важными торговыми центрами эти города не смогли, в силу географического положения.
В отличие от большинства уделов, в Галицко-Волынском в результате раздробленности очень быстро выделились богатые землевладельцы, которые оказывали огромное влияние на действия местного князя. Данная земля была подвержена частым набегам, прежде всего, со стороны Польши.
Новгородское княжество
Новгород это уникальный город и уникальный удел. Особый статус этого города берет свое начало вместе с образование русского государства. Именно здесь оно зародилось, и его жители всегда были свободолюбивыми и своенравными. В результате чего они часто меняли князей, оставляя себе только достойнейших. Во времена татаро-монгольского ига именно этот город стал оплотом Руси, городом, который враг так и не смог взять. Новгородское княжество в очередной раз стало символом России и землей, которая способствовала их объединению.
Крупнейшим городом этого княжества был Новгород, на охране которого находилась крепость Торжок. Особое положение княжества привело к быстрому развитию торговли. В результате чего это был один из богатейших городов страны. По своей величине он также занимал ведущее место, уступаю только Киеву, но в отличие от древней столицы Новгородское княжество свою независимость не утратило.
Знаменательные даты
История это, прежде всего, даты, которые могут лучше всяких слов рассказать о том, что происходило в каждый конкретный отрезок развития человечества. Говоря о феодальной раздробленности, можно выделить следующие ключевые даты:
- 1185 г. – князь Игорь совершил поход на половцев, увековеченный в «Слове о полку Игореве»
- 1223 г. – битва на реке Калке
- 1237 г. – первое вторжение монголов, приведшее к покорению Удельной Руси
- 15 июля 1240 г. – Невская битва
- 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище
- 1358 – 1389 гг. – Великим князем России был Дмитрий Донской
- 15 июля 1410 г. – Грюнвальдская битва
- 1480 г. – великое стояние не реке Угре
- 1485 г. – присоединение тверского княжества к московскому
- 1505-1534 гг. – правление Василия 3, которое ознаменовалось ликвидацией последних уделов
- 1534 г. – начало правление Ивана 4, грозного.
Удельный период. Роль Русской Церкви
Панорама древнего Киева
После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава начался второй этап борьбы за киевский стол, новый этап междукняжеских распрей. Произошел раскол между самими Мономаховичами. Киевским князем стал внук Мономаха Изяслав Мстиславович, а младший сын Мономаха Юрий Долгорукий, который получил в удел Ростово-Суздальскую Русь, не признал права своего младшего сородича, и между племянником и дядей началась острейшая борьба.
Как и на первом этапе, когда дрались между собой сыновья Ярослава Мудрого, Киев много раз переходил из рук в руки. Киевляне трижды изгоняли Долгорукого, дважды он возвращался. И каждый раз с князьями приходили и поляки, и половцы, грабили первопрестольный град. Поскольку они не щадили ни храмы, ни монастыри, Церковь поневоле оказалась втянута в эту борьбу. На этом нужно остановиться особо. Еще Карамзин при описании удельного периода подчеркивал трудности, с которыми он сталкивался. Не скрывая своего нравственного осуждения, он говорил: «иду как степями, подобно пустынями аравийскими». Такое у него было состояние нравственное: «И где-нигде только встретится оазис». Под оазисом он имел в виду события, где он как бы отдыхал от утомительных описаний княжеских усобиц. (Я, правда, считаю, что иногда здесь встречались не только оазисы, но и своего рода райские кущи). Такими оазисами являются свидетельства о роли, которую сыграла в усобицах Русская Православная Церковь.
Наверное, не случайно этот период острейшей политической борьбы был связан с попытками возродить практику Ярослава Мудрого и добиться независимости или, по крайней мере, автокефалии, автономии русской митрополии.
Через 100 лет, почти год в год, после знаменитого митрополита Илариона русские епископы и князь Киевский и всея Руси Изяслав Мстиславович сделали попытку избрать своего митрополита. Значимость этого события трудно переоценить. Митрополит – единственный деятель тогдашней Руси, власть которого (естественно, церковная) охватывала все русские земли. Поэтому он был авторитетнее любого из князей, власть которых не выходила за пределы княжества. Исключение составлял великий князь Киевский, но, хотя он и носил титул Государя всея Руси, его власть оспаривалась, не признавалась. За эту власть дрались, и авторитет Великого князя Киевского падал из года в год.
Кроме митрополита, активную роль в управлении делами русской епархии и русской митрополии играли собрания, съезды епископов. От святого князя Владимира до монгольского нашествия (чуть более чем за 200 лет) прошло примерно 15–17 таких собраний. Они избирали митрополита, а Патриарх утверждал, но еще до утверждения, сразу после избрания, митрополит мог действовать. Такие случаи были. Действовал принцип взаимозависимости Патриарха и епископов – по канонам епископ ничего не может сделать без разрешения митрополита, но и митрополит должен считаться с волей епископата. (В старину такой принцип действовал не только среди иерархов, но и на приходах – приходские священники избирались, епископ только утверждал волю мирян, прихожан). Опираясь на этот принцип, в 1147 году делается попытка избрать своего епископа независимо от Константинополя. Если при Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Илариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава), то в данном случае единодушия не было. Князь Изяслав предложил избрать епископом Климента Смолятича, именитого иерарха из Смоленска, известного богослова, довольно авторитетного проповедника среди русского духовенства. 6 епископов поддержали князя, а трое – епископ Черниговский Никифор (тоже авторитетный богослов), епископы Полоцкий и Смоленский – не согласились с его предложением. Несмотря на их возражения, Климент Смолятич был избран.
Чтобы глубже осмыслить значение этого раскола в епископате, нужно вспомнить об умершем в 1147 году митрополите Михаиле. Грек по национальности, он долго жил в России, был связан с Русской Церковью, несколько раз сыграл выдающуюся роль в примирении враждующих князей. В 1136 году в Новгороде, где было резкое столкновение новгородцев с Юрием Долгоруким, и дважды в 30-е-40-е гг. (сначала в Новгороде, потом в Киеве) он выступал против княжеских столкновений – с крестом становился между ратями, готовыми к бою. Дважды ему удалось предотвратить столкновения между двумя Ярославовичами в Киеве, он примирил их. Затем он убедил отца Мономаха добровольно отказаться от прав на княжеский престол, чтобы не усугублять свару.
Без знания активной роли этого митрополита-миротворца нельзя понять политическую жизнь того времени. На мой взгляд, мы до сих пор недооцениваем его подвиг. Княжеские распри часто затмевают умственный взор историкам, которые ничего, кроме этих распрей, не видят. Благородные, плодотворные усилия предотвратить эти драчки выпадают из поля зрения. Когда историк – атеист, понятно. (Он стоит на позициях исторического материализма, экономического детерминизма, всю историю сводит к борьбе экономических сил). Но и в старину многие историки не уделяли этому внимания. Мол, это Церковь, а Церковь – вне политики. В данном случае Церковь сыграла яркую политическую роль. И, конечно, только мужественный человек мог встать с крестом между двумя готовыми к сражению ратями, двумя вражескими группировками. Это и подвиг пастыря, и гражданское мужество.
Митрополит Михаил имел авторитет, с ним считались, князья, в том числе и великие киевские. А вот после его смерти произошел раскол. Константинопольский Патриарх поставил грека Константина «Патриархом всея Руси», а Собор или Совет 6 епископов и князь, как в летописях пишут «князь особь со шестью епископами», избрали своего ставленника. Наглядный пример того, как светская власть пыталась использовать авторитет Церкви в своих чисто земных интересах. Князья в споре за княжеский стол пытались использовать в своих интересах Церковь и понятное стремление православного русского люда добиться если не независимости, то автокефалии, автономии своей Церкви, хоть как-то ограничить беспредельное вмешательство Византии в русские церковные дела.
Панорама древнего Киева (фрагмент)
В оценке этих событий по сей день нет должного единства. Справедливо обратил внимание на этот аспект событий в своей двухтомной «Истории Церкви» Антон Карташев. Он пишет, что когда избирали Климента Смолятича, то известный деятель Церкви епископ Черниговский Онуфрий (знаток священных книг и священных канонов, преданий) доказывал право шести епископов при поддержке князя избрать своего митрополита, независимо от того, утвердит ли их кандидатуру Патриарх. Но в данном случае, поскольку Патриарх уже назначил митрополитом Константина (вместо умершего Михаила), было двоевластие. Чем же русские иерархи устами Онуфрия Черниговского обосновывали свое право на этот раскольнический, в сущности, шаг? Карташев приводит интересные данные: епископ Онуфрий заявил, что в практике Византии становление нового Патриарха при избрании освящается ссылками на церковное предание, что были случаи, когда именем Патриарха Германа, его мощами, его рукой ставили на патриаршество нового человека. Святой Патриарх Герман был известен в истории Византийской Церкви как страстный борец против иконоборчества императора Льва. Эта борьба стоила многих сил, напряжений и вполне естественно, что имя Патриарха Германа стало высоко чтимым, и его именем (как бы его рукою) благословляли или ставили нового Патриарха. Но есть и другое прочтение этой традиции, которое и было использовано епископом Онуфрием Черниговским. В некоторых источниках, и византийских и русских летописях, говорится уже не о мощах святого Германа, а пророке Иоанне Предтечи. И его рукой ставится Патриарх. Это было в Киеве известно. Во всяком случае, в некоторых летописях мы находим прямые упоминания о руке Иоанна Предтечи. И епископ Онуфрий Черниговский заявил, что если в Византии с помощью этих святых ставят Патриарха, то и в Киеве можно поставить своего митрополита, потому что в Киеве находятся мощи также высоко почитаемого святого Климента.
Мощи святого Климента были найдены солунскими братьями и отосланы ими в Рим. А когда святой князь Владимир вел спор с константинопольским Патриархом о независимости киевской митрополии, то папа римский решил поддержать Владимира, чтобы в противоборстве с Константинополем привлечь его на свою сторону, и послал ему голову святого Климента. Но, как известно, Владимир не пошел на полный разрыв с Патриархом. Воистину «бойтесь данайцев дары приносящих». Святой Владимир раскусил смысл этого дара и не пристроился в кильватер Рима. Мощи хранились в Киеве, в Десятинном храме, и следы их теряются после разгрома Киева. Считается, что они погибли во время разгрома Киева татарами. Впрочем, может быть, и раньше, потому что Киев грабили неоднократно и свои, и чужие. Во всяком случае, эти мощи погибли. Но тогда, в 1147 году, они были. И на них ссылались 6 епископов, доказывая свое право избрать второго митрополита.
Наши иерархи раскололись. Обе борющиеся партии ссылались на традиции, на каноны. И я не буду сегодня выносить свой приговор, кто из них прав, кто виноват. Важно только, что князья дрались между собою, и каждая сторона имела своего митрополита. И когда Юрий Долгорукий захватывал Киев, он изгонял не только Изяслава, но и митрополита Климента Смолятича как ставленника врага. Возвращался Изяслав – Юрий уходил и увозил с собой своего митрополита грека Константина. Это повторялось несколько раз и кончилось только со смертью Константина. После него все примирились на новом митрополите, Иоанне IV, но это было уже после смерти Юрия Долгорукого.
Это очень интересный и важный аспект княжеских распрей. Если даже отвлечься от чисто церковных проблем, а брать только светскую сторону, то бросается в глаза попытка князей использовать Церковь в своих интересах, которые не всегда совпадали с интересами русской земли. И мы, историки, должны эту сторону отметить. С другой стороны, попытка как-то создать свою национальную Церковь, чтобы сами епископы русской земли могли избирать своего главу, тоже заслуживает если не признания, то хотя бы внимания. Византия и Константинопольская Патриархия не всегда с пониманием относились к интересам Русской Церкви, русской земли. Наверное, не случайно все-таки от Илариона и вплоть до реформ Патриарха Никона, вызвавших раскол, через всю нашу политическую историю проходит эта линия – борьба за национальную Церковь.
В нашей памяти 1147 год связан с основанием Москвы. Юрий Долгорукий в Москве, приграничном городе на краю его княжества и черниговского княжества, вместе с Олегом Святославовичем Черниговским обсуждают план похода на Киев. В летописях есть такая фраза: «обед был силен». Князья пировали и обдумывали, как им захватить Киев. (И захватили в следующем году). Это первое упоминание Москвы (как крупной вотчины или скорее приграничного укрепления) в летописи.
Один из интереснейших исторических парадоксов заключается в том, что побочный, второстепенный сюжет – основание Москвы – затмил собой события куда более важные. Главные события 1147 года в России – смерть одного митрополита, междукняжеская свара, избрание нового митрополита. Борьба князей, почти раскол в высших структурах церковной власти. А основание Москвы – это встреча врагов киевского князя, организация борьбы против них.
Второй этап борьбы князей за создание своей независимой автономной Церкви связан с сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Он продолжил дело своего отца, сплотил вокруг себя полдюжины князей, захватил Киев, ограбил его и многие киевские святыни перевез во Владимир, в свое Боголюбово.
Затем он пытался превратить Ростово-Суздальскую Русь, Владимирское княжество, в центр своей державы. Это связано с упадком Киева. Но важен другой момент. Для того чтобы укрепить свою власть и престиж Ростово-Суздальской земли, Андрей Боголюбский поставил своего архиерея – епископа Ростово-Суздальского Феодора. Феодор был женатым священником, в монахи не постригся. Тем не менее Андрей Боголюбский провозгласил его епископом. Оба (и князь Андрей, и Феодор), понимали, что «митрополитом всея Руси» ему не быть – во-первых, его избранию епископом воспротивились епископы других епархий, во-вторых, Патриарх уже назначил митрополитом Константина. Андрей схитрил – предложил образовать новую митрополию (Ростово-Суздальскую) и назначить там своего митрополита. В итоге Патриарх это не утвердил. Он заявил, что не в традициях Церкви резко менять границы епархий, чтобы создавать новую митрополию, что лучше не ломать эти границы, не нарушать традиции. Это отчасти правильно, поэтому и сегодня границы епархий носят отпечаток далекой старины, не совпадают с современными границами областей, краев, регионов – есть свои традиции, своя преемственность, своя иерархия церковных кафедр.
Главной целью Андрея Боголюбского было создание своей Церкви как инструмента для достижения политических целей – укрепления своего единодержавия, самодержавия. Современная историография считает, что именно с Андрея Боголюбского начинается борьба за становление единой русской государственности. Он был первым, кто пытался стать самодержцем всея Руси. Так это или не так, но его попытка создать особую митрополию не увенчалась успехом. Убедившись в бесплодности своих усилий, Андрей Боголюбский признал власть митрополита, поставленного Константинополем, то есть распространение его власти и на Ростово-Суздальское княжество.
А Феодора, которого он провозгласил епископом, отослали в Киев на суд митрополита. И кончил он очень плохо. К нему применили то, что он сам практиковал по отношению к своим противникам – священникам Ростово-Суздальской епархии, которые не признавали его власть. Он их подвергал суровым гонениям вплоть до того, что рвал им языки, выжигал глаза. Когда он оказался во власти своих политических противников в Киеве, с ним поступили точно так же. Он был подвергнут мучениям и кончил жизнь на плахе. Источники свидетельствуют, что ему рвали язык и вырывали глаза.
Удельный период – период резких политических столкновений, и именно поэтому он наложил отпечаток на историю Церкви. Изучая этот период, мы видим роль Церкви как очень могучего инструмента в политической борьбе. И мы не имеем права предать это забвению.
Каждая сторона стремилась использовать Киев по-своему. Это привело к тому, что Киев разрушили, и он потерял свое значение еще до нашествия монголов, которое добило его окончательно. К концу удельного периода главными центрами политической борьбы стали Галицкая Русь (Галиция, Подолия, Волынь), Новгород и Ростово-Суздальская Русь.
Добавить комментарий