Когда день Ксении Петербургской
Содержание
Как только не называют любимицу Петербурга, его покровительницу: Ксенюшка, Ксюша, Мати Петербургская, Блаженная и юродивая в день памяти Ксении Петербургской и в молитвах.
Скрывающая святость
Юродивая, блаженная не обозначают презрение, не являются пренебрежительной кличкой. Люди знают, что подобный образ жизни, поведения берут на себя святые, скрывающие свою святость.
Они специально говорят невнятно, как будто полоумные. Люди честные, порядочные понимают, о чём они говорят. Чаще всего — предсказание или инструкция к действию.
Небесные заступники. Художник Наталья Климова.
Как известно, Ксюша недолго прожила с любимым мужем. Во вдовстве, раздав всё имущество знакомым и бедным, 45 лет провела в ходьбе по городу и окрестностям.
Народ ещё при жизни понял, что Блаженная — святая. Старались чем-нибудь угостить, в гости звали, продавцы наперебой предлагали что-нибудь попробовать, извозчики прокатиться.
Все знали по опыту, что тогда день будет удачный, больной быстро выздоровеет, дела, которые шли вкось и крив, поправятся.
День памяти Ксении блаженной
Похоронена была на Смоленском кладбище. Уже тогда люди текли к ней потоком, особенно отмечали день Ксении Петербургской.
В этот день прихожан было больше, чем обычно. Оставляли записки с просьбой о помощи. Пристраивали их куда могли. Потом была построена маленькая деревянная часовенка.
Когда появилась каменная, довольно просторная часовня, с образом Ксении, внутри портрет и над местом захоронения мощей мраморный саркофаг, посетителей стало ещё больше
Приезжали паломники из других городов, отмечая дни памяти, именины святой.
Когда празднуется день Ксении Петербургской в 2019 году
Память о Ксении не затухает. К ней постоянно приходят, приезжают не только петербуржцы, но и люди со всей страны.
Русские, живущие в других странах, тоже обязательно посещают часовню, когда бывают в Санкт-Петербурге, просят Ангела Петербурга им помочь.
И не только приходят с просьбами, идут почтить память Ксенюшки.
День празднования, так же, как и день памяти не зависит от года. В любом году эти даты одни и те же.
Существуют некоторая путаница с днями памяти блаженной.
Некоторые не понимают, когда правильно: 6 февраля или 6 июня. На самом деле, обе даты являются днями памяти, хотя есть разница.
Дни памяти Ксении Петербургской по новому стилю
6 февраля — День празднования Ксении блаженной, установлен Православной церковью, так как это День Ангела Ксении, именины.
6 июня — День памяти святой Ксении Петербургской.
В Дни Памяти во всех храмах идут службы, панихиды, молитвы, всё происходит по установленному канону. Люди несут цветы, славят Ксению блаженную Петербургскую.
Святая блаженная Ксения Петербургская. День памяти — 6 февраля
День памяти Ксении Петербуржской принято отмечать 6 февраля. Что же происходит в этот день на Смоленском кладбище? Поговорим об этом в нашей статье!
День памяти Ксении Петербуржской
6 февраля — праздник блаженной Ксении Петербургской.
Икона «Ксеньюшки Блаженной», как называют эту любимую в народе святую, сегодня есть в каждом храме нашего города, да и по всей стране. В день ее памяти к часовне на Смоленском кладбище стекается множество народа: от полунищих путников до богато одетых дам, от глубоких стариков до юных студентов, от иноков до почти неверующих.
Люди несут цветы и, несмотря на морозы, стоят в длинной-длинной очереди. У них свои отношения с Ксеньюшкой, очень личные, которые выразить можно, лишь прислонившись лбом к холодной стене часовни… А было время, когда посещение ее могилки запрещалось: на кладбище был установлен милицейский пост, а саму часовню обнесли забором…
Часовня… для хозяйственных нужд?
Почитание Ксении Блаженной началось при ее жизни и усилилось после кончины. В 1830-е над могилой на Смоленском кладбище устроили простую деревянную часовню, больше напоминавшую сарай. По инициативе тогдашнего настоятеля протоиерея Алексия Сперанского в 1902 году была возведена каменная часовня в русском стиле. В годы войны Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной были закрыты, но люди все равно приходили и молились здесь. По многочисленным просьбам верующих храм и часовня были открыты в 1947 году. Часовню за неделю, а храм за месяц удалось привести в пригодное для богослужений состояние. Но в годы хрущевских гонений часовню вновь закрыли, объяснив это «нездоровой» обстановкой, создаваемой «кликушескими» элементами, а также аварийным состоянием здания. Прошения об ее открытии поступали в течение 20 лет, но оставались без ответа. В начале 1980-х дело сдвинулось: в 1982 году Ленгорисполком принял решение о передаче часовни церковной общине.
В 1987 году в праздник Смоленской иконы Божией Матери часовня была освящена. Уполномоченный по делам религии пытался помешать крестному ходу вокруг часовни: во время чина освящения к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию подходили люди и передавали требование уполномоченного не идти крестным ходом, но он отвечал: «Когда я служу, мне никто не может помешать». И крестный ход был совершен.
Протоиерей Виктор Московский был назначен настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери 1 сентября 1987 года. «Храм был в запущенном состоянии, часовню Ксении Блаженной отремонтировали, но совершать панихиды по ней уполномоченный запрещал. Использовать часовню можно было лишь как помещение для хозяйственных нужд, там находился склад инвентаря, — вспоминает отец Виктор. — Людей-то не обманешь, они шли в часовню и слезно просили совершать там молитву. Я вынужден был обратиться к митрополиту Алексию (впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II) с просьбами верующих благословить совершать молитву в часовне. Он мне посоветовал от имени верующих людей, не боясь, настойчиво добиваться права на молитву, обращаясь во все инстанции. Конечно, владыка Алексий во всем поддерживал меня и помогал. Но только весной 1988 года мы наконец получили негласное разрешение на совершение треб в часовне».
В 1988 году произошло событие, которое еще несколько лет назад невозможно было представить: блаженную Ксению причислили к лику святых. В канун канонизации было разрешено совершать по ней панихиды. «Но, совершая панихиды, мы все равно относились к ней, как к святой, — говорит отец Виктор. — Чувствовали ее помощь во всем, ее молитву».
Митрополит Алексий всячески содействовал канонизации Ксении Блаженной. Приезжая из Синода, он каждый раз говорил настоятелю, что дело сдвинулось на 60%, потом на 80%, потом уже на 98%… Покойный Патриарх Алексий II всю жизнь сохранял трепетное отношение к петербургской святой: хотя бы раз в год, в свой приезд в Петербург, посещал храм и часовню, служил Литургию, молебны, говорил слово прихожанам. «Он считал Смоленский храм и часовню своим любимым детищем», — вспоминает отец Виктор.
Протоиерей Виктор Московский слышал про Ксению Блаженную еще в детстве: «Когда прислуживал в храме, видел, что многие записки об упокоении начинались с имен Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной». Тогда он еще не знал, кто это такая, узнал позже, учась в семинарии. Но в советское время никто представить не мог, что в нашей стране канонизируют новых святых: «Даже и во сне нам не снилось, что будут открываться закрытые храмы, строиться новые; подвижники веры и благочестия будут прославляться в лике святых. В наше-то время храмы закрывались. Сейчас я смотрю вокруг и удивляюсь: воистину Господь творит чудеса! И народ Божий помогает Церкви, и власти, и благотворители».Рядом даже в мелочах
В праздник Ксении Блаженной на Смоленское кладбище приезжают и приходят пешком паломники из самых разных мест нашей страны и ближнего зарубежья. Народу с каждым годом все больше и больше: в прошлом году очередь была до 17-й линии, а часовню закрыли только в полночь. «У нас пока, к сожалению, нет возможности принимать паломников, — говорит отец Виктор. — Здание для гостиницы требует ремонта. К тому же оно очень небольшое, — а паломников тысячи! Кто-то останавливается в Иоанновском монастыре, там есть гостиница, кто-то — у знакомых. А кому совсем негде ночевать, тех мы оставляем в храме, а на следующий день они помогают в уборке. Так и выходим из положения. Паломники из других городов могут быть спокойны: на улице никто не останется».
Нина Фролова, свечница в часовне, рассказывает: «Людям, которые приходят на праздник, я бы памятник ставила. Ведь по пять, по шесть часов стоят только для того, чтобы приложиться. Так долго не потому, что мы чего-то не учитываем (стараемся не задерживать: один батюшка помазывает, а другой молебны служит), просто народу так много. Столько любви надо людям, столько терпения! Но, наверное, за то, что они выстояли, они от Ксении милость и получают». Нина Анатольевна трудится бок о бок с матушкой Ксенией уже 21-й год: «Это великая Божия милость. Ксения помогает, подставляет плечо, даже в мелочах она рядышком с вами». За это время по молитвам Ксении Блаженной совершилось немало чудес. «Только-только открыли часовню, к гробнице подвезли мальчика в инвалидной коляске, батюшка помазал его маслом. Я сама видела, как он из коляски встал. Нет, он не пошел — да и не мог, наверное, пойти, ножки-то слабые, — но встал и стоял. А еще был такой случай. Знакомая одной нашей прихожанки живет за границей. У нее обнаружили рак желудка, предстояла сложная операция. Она не просила Ксению ее исцелить, она просила: „Помоги!“ Мы заказали 40 молебнов, но не успели все отслужить, как она позвонила и сказала, что ее выписали из клиники: диагноз не подтвердился. Мы заказали еще 40 молебнов, теперь уже благодарственных… Многим матушка Ксения деток дает, моей сестре вот внучку подарила. В семье ее сына девять лет не было детей, и сестра часто ходила к Ксении молиться за сына. А неверующая невестка относилась к этому скептически. И вот на девятый год у них родилась дочь. Невестка после этого уверовала и свекровь свою благодарила».
Сегодня — гуляющий, завтра — верующий
В часовне блаженной Ксении Петербургской молебны и панихиды служат постоянно с открытия до закрытия. Часто не только по запискам, но и по письмам, приходящим издалека: «Мы получаем очень много писем с просьбами помолиться о болящих или пьющих родственниках, солдатах-срочниках, особенно о тех, кто служит в „горячих точках“, — рассказывает отец Виктор. — Часто просят у Ксеньюшки помощи, если в семье неладно или когда ищут достойного спутника жизни. Бывает, просят прислать маслица. Мы опускаем лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и в письме высылаем. Они потом этот лепесточек полагают в сосуд с маслом. Получаем мы и благодарственные письма. Часто пишут: „Какие вы счастливые, что имеете такую святыню!“ Пишут, что молятся за нас. Я говорю своей братии: „Благодарите Бога, что все мы здесь, нас знает и о нас молится весь мир“».
В годы, когда часовня была закрыта, люди писали записки со своими просьбами к Ксении Блаженной. Сейчас и храм, и часовня открыты, можно подать записку за здравие или за упокой, помолиться за богослужением. Но люди по-прежнему оставляют записки у стен часовни: пришлось даже поставить для этого специальный ящик. Содержание этих записок часто бывает курьезным: «Я однажды видел записку мальчика: „Ксения Блаженная, убеди мою маму, чтобы купила мне велосипед!“ — вспоминает отец Виктор. — Не только дети, но и взрослые такое пишут! Поговорить бы с теми, кто оставляет эти записки, объяснить, что это не волшебство какое-то, но они со священниками в контакт не вступают».
В городе бытует поверье, если пара собирается пожениться, надо три раза обойти вокруг часовни, чтобы брак был прочным. «Это смешно, конечно, — говорит отец Виктор. — Можно попросить Ксению, чтобы брак был прочным, но надо приходить с верой, с молитвой, а не с магической цифрой „три“ в голове. Ведь можно и десять раз вокруг часовни обойти, а толку не будет. По вере вашей да будет вам…»
Нина Фролова считает, что 20 лет назад, когда часовня только открылась, у людей было больше сердечной веры: «Бабушки, которые прошли десятилетия безбожия, как молились!.. А сейчас людей больше стало, а искренне верующих — меньше. Стоит очередь в часовню, начинаешь просить, чтобы пропустили вперед тех, кто с маленькими детьми, куда там! Бывает, чуть не до драки дело доходит!.. Приезжие, как правило, приходят с благоговением, я больше говорю про местных, гуляющих. Хотя… сегодня пришел гуляющий, завтра, не исключено, Ксения так его поразит, что станет верующим!..»
Фото: Юрий Костыгов и Станислав Марченко
Журнал «Вода живая». Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. № 2, 2010 год. Татьяна Кириллина
Вы прочитали статью День памяти Ксении Петербуржской — 6 февраля. Читайте также:
Святая блаженная Ксения: утешающая всех, кто ее просит
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской mp3
Чудеса святой блаженной Ксении
Житие святой Ксении Петербургской
Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
Кондак 1
Избра́нная уго́днице Христо́ва, свята́я блаже́нная Ксе́ние, хвале́бное пе́ние ти прино́сим, чту́ще терпе́ние твое́ и злострада́ние во́льное; ты же, иму́щи дерзнове́ние ко Го́споду, во вся́ких беда́х и напа́стех заступа́й нас, гре́шных, взыва́ющих к тебе́:
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Икос 1
Равноа́нгельски на земли́ пожила́ еси́, блаже́нная ма́ти, по успе́нии му́жа твоего́, без приуготовле́ния христиа́нскаго внеза́пу сконча́вшагося, отве́ргла еси́ жизнь мирску́ю, моля́щи Бо́га супру́га твоего́ ду́шу поми́ловати, по́двиг юро́дства на себе́ прия́вши, стяжа́ла еси́ соверше́нство духо́вное. Того́ ра́ди услы́ши от нас похвалы́ сия́, тебе́ возноси́мыя:
Ра́дуйся, Христо́ва уго́дница, в ми́ре надми́рно пожи́вшая; ра́дуйся вся прило́ги ми́ра, пло́ти и диа́вола победи́вшая.
Ра́дуйся, нищету́ во́льную на всю жизнь избра́вшая; ра́дуйся, сокро́вище на Небеси́ име́ти возжела́вшая.
Ра́дуйся, житие́м твои́м Андре́ю, Христа́ ра́ди юро́дивому, ра́вная; ра́дуйся, от всех люде́й правосла́вных люби́мая и сла́вимая.
Ра́дуйся, о часе́ сме́ртнем по́мнити нас призыва́ющая; ра́дуйся, бли́жняго ду́шу па́че ми́ра сего́ люби́ти нас науча́ющая.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 2
Ви́дяще стра́нное житие́ твое́, блаже́нная, я́ко во цве́те мла́дости твоея́ во оде́жду му́жа твоего́ усо́пшаго облекла́ся еси́, и́менем его́ нарекла́ся еси́, себе́ уме́ршую бы́ти глаго́лющи, дом же твой и вся блага́я земна́я оста́вивши, скита́лицу себе́ сотвори́ла еси́, сро́дницы твои́ безу́мную тя бы́ти мня́ху, лю́дие же боголюби́вии воспе́ша: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум, от Бо́га ти дарова́нный, в безу́мии мни́мом сокры́ла еси́, блаже́нная Ксе́ние; в суете́ же гра́да вели́каго, а́ки пусты́нница, пребыва́ла еси́, моли́твы своя́ к Бо́гу вознося́щи непреста́нно. Мы же, дивя́щеся житию твоему́, воспева́ем ти си́це:
Ра́дуйся, крест тя́жкий юро́дства, от Бо́га ти да́нный, на ра́мо свое́ прия́вшая; ра́дуйся, мни́мым безу́мием сия́ние благода́ти сокры́вшая.
Ра́дуйся, и́менем му́жеским наре́кшися, не́мощи же́нския отреши́вшаяся; ра́дуйся, печа́ли и ско́рби кро́тце терпе́вшая.
Ра́дуйся, все име́ние твое́ бе́дным лю́дем разда́вшая; ра́дуйся, жили́ще Ду́ху Свято́му в се́рдце твое́м угото́вившая.
Ра́дуйся, всем прибега́ющим к тебе́ благо́е утеше́ние; ра́дуйся, от сме́рти внеза́пныя избавле́ние.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 3
Си́лою, свы́ше ти дарова́нною, благода́тию и му́жеством, зной и сту́жу лю́тую претерпева́ла еси́, всено́щно моля́щися и покло́ны творя́щи; те́мже и просла́влена бысть свя́тость твоя́, блаже́нная Ксе́ние, во Оте́честве на́шем многострада́льнем и во всем ми́ре правосла́внем, да зове́м с тобо́ю Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 3
Име́ла еси́, о, ма́ти блаже́нная, не́бо покро́в и зе́млю ло́же свое́, о те́ле, во оде́жду ве́тхую облече́ннем, небрегла́ еси́, моли́твы же к Бо́гу пла́менне возноси́ла еси́, сего́ ра́ди воспева́ем ти си́це:
Ра́дуйся, век твой земны́й без кро́ва прове́дшая; ра́дуйся, Небе́снаго кро́ва взыска́вшая и того́ улучи́вшая.
Ра́дуйся, по вся дни но́щию в по́ли моли́вшаяся; ра́дуйся, покло́ны земны́я на вся страны́ све́та та́мо твори́вшая.
Ра́дуйся, град Петро́в всено́щным бде́нием от бед огражда́вшая; ра́дуйся, гнев Бо́жий от него́ мно́гажды отвраща́вшая.
Ра́дуйся, благода́тию Ду́ха Свята́го чуде́сно согрева́емая; ра́дуйся, хлад лю́тый душ на́ших моли́твою твое́ю растаява́ющая.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 4
Бу́рю жите́йскую, во гра́де Петро́ве мяту́щуюся, кро́тостию и незло́бием препобежда́ла еси́, ма́ти блаже́нная, безстра́стие же посреде́ ми́ра су́етнаго стяжа́ла еси́ и та́ко, Ду́хом Святы́м просвеща́емая, взыва́ла еси́ Пода́телю тишины́ серде́чныя Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шаша лю́дие дар прозре́ния чу́дный, тобо́ю явле́нный, свята́я ма́ти, и удиви́шася. Се, жене́ не́коей рекла́ еси́: возми́ пята́к, зде царь на коне́, поту́хнет. Та же не ве́дающи, я́ко ты запале́ние до́ма ея́ прозре́ла еси́, притече́ во своя́ си и узри́ дом свой во огни́ горя́щ, и а́бие по моли́тве твое́й пла́мень огня́ угасе́. Мно́зи же стра́ждущии к по́мощи твое́й прибега́ху, ю́же стяжа́вше, та́ко взыва́ша ти:
Ра́дуйся, дар прозре́ния смире́нием кра́йним стяжа́вшая; ра́дуйся, дар сей на по́льзу и спасе́ние стра́ждущим явля́вшая.
Ра́дуйся, свеще́ негаси́мая, к Бо́гу в моли́твах горе́вшая; ра́дуйся, ве́рою твое́ю пла́менною запале́ние домо́в угаша́вшая.
Ра́дуйся, гряду́щия ско́рби людски́я, а́ки настоя́щия, зре́вшая; ра́дуйся, врач безме́здный и милосе́рдый лю́дем бы́вшая.
Ра́дуйся, я́ко и нас, немощны́х в ве́ре, укрепля́еши; ра́дуйся, я́ко сия́нием свя́тости твоея́ лю́ди правосла́вныя озаря́еши.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 5
Боготе́чная звезда́ яви́ся свя́тость твоя́ на тве́рди гра́да Петро́ва, уго́днице Бо́жия, заре́ю свое́ю сердца́ просвеща́ющая: уже́ бо лю́дем, в безу́мии греха́ погиба́ющим, путь спасе́ния указа́ла еси́, к покаянию их наставля́ющи, вое́же вопи́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́дяще по́двиги твоя́ моли́твенныя, терпе́ние хла́да и зно́я вели́кое, лю́дие осла́бити жела́ху злострада́ния твоя́; ты же оде́жду и вся, и́ми приноси́мая, ни́щим раздава́ла еси́, нищету́ свою́, а́ки сокро́вище, храня́щи. Сего́ ра́ди слы́шиши от нас сицева́я:
Ра́дуйся, бога́тство твое́ то́кмо в любви́ к Бо́гу и бли́жним полага́вшая; ра́дуйся, ничто́же земно́е име́вшая и всех духо́вно богати́вшая.
Ра́дуйся, ми́лостивым твои́м се́рдцем стра́ждущим сострада́вшая; ра́дуйся, по́мощь им чрез до́брых люде́й посыла́вшая.
Ра́дуйся, чу́ждая ми́ру, в ми́ре живу́щим бла́го твори́вшая; ра́дуйся, ве́ка сего́ суему́дрия отверга́тися научи́вшая.
Ра́дуйся, пла́кати с пла́чущими нас подвига́ющая; ра́дуйся, от тя́жкаго сна грехо́внаго пробужда́ющая.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 6
Пропове́дана бысть свя́тость жития́ твоего́, блаже́нная, жи́телем гра́да твоего́, егда́ ты, о младе́нце, еще́ не ро́ждшемся, пеку́щися, жене́ до́брей, в до́ме, тобо́ю дарова́нном, жи́вшей, рекла́ еси́: Бог тебе́ сы́на посла́, теки́ на кла́дбище Смоле́нское. Та́я же, со тща́нием прите́кши, сироту́, рожде́нна ма́терию, внеза́пу на пути́ пострада́вшею и сконча́вшеюся, в дом свой прия́ла есть; вся же ле́та жития́ своего́, тебе́ благодаря́ще, сия́ семья́ благода́тная Бо́гу Человеколю́бцу взыва́ше: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́ла есть сла́ва по́двигов твои́х, блаже́нная ма́ти Ксе́ние, егда́ но́щию на верх хра́ма Смоле́нскаго ка́мение, тая́щися, носи́ла еси́, до́му Пречи́стей возгради́тися посо́бствующи. Ны́не же вси моля́щиися во святе́м хра́ме сем и во всем ми́ре Бо́жием, взира́юще на о́браз твой, воспева́ют ти такова́я:
Ра́дуйся, та́йно твори́ти добро́ науча́ющая; ра́дуйся, к по́двигом благоче́стия всех призыва́ющая.
Ра́дуйся, строи́телем хра́мов Бо́жиих помога́ющая; ра́дуйся, святы́ню церко́вную возлюби́вшая.
Ра́дуйся, в де́лех благи́х усе́рдное поспеше́ние; ра́дуйся, трудо́в на́ших на пути́ спасе́ния облегче́ние.
Ра́дуйся, под кро́вом Бо́жия Ма́тере по́двиги твори́вшая и та́ко почи́вшая; ра́дуйся, с Не́ю ны́не на Небесе́х о нас Христа́ моля́щая.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 7
Хотя́ще судьбы́ людски́я во блага́я устро́ити, повеле́ла еси́ де́ве кро́тцей на Охту́ тещи́, проре́кши, я́ко «муж твой та́мо жену́ погреба́ет». Та же, а́ще и недоумева́шеся, оба́че не ослу́шася глаго́ла твоего́, и та́мо вдовца́ мла́да, над гро́бом жены́ рыда́вшаго, сре́тила есть и утеше́ние в моли́тве ему́ подаде́. Ле́ту же мину́вшу, о́на венча́стася, и та́ко мно́гая ле́та в любви́ и согла́сии пожи́вше, чад свои́х наставля́ху тебе́, свята́я ма́ти, чти́ти, Бо́гу же воспева́ти песнь: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́вое чу́до показа́ла еси́, блаже́нная, посреде́ скве́рны людски́я ду́шу твою́, юро́дством сокры́тую, в кро́тости а́нгельстей соблю́дши. Научи́ и нас, ма́ти Ксе́ние, и ма́лыя до́ли скорбе́й твои́х не терпя́щих и в ро́поте на Бо́га и бли́жняго дни на́ши иждива́ющих, вся свы́ше посыла́емая в терпе́нии сноси́ти, да взира́юще на по́двиги твоя́, чи́стым се́рдцем зове́м ти си́це:
Ра́дуйся, ми́ру злохла́дному благода́тную му́дрость яви́вшая; ра́дуйся, нищеты́ духо́вныя блаже́нство вкуси́вшая.
Ра́дуйся, о́браз терпе́ния и благосе́рдия нам подаю́щая; ра́дуйся, смире́нием и покая́нием от бед избавля́тися науча́ющая.
Ра́дуйся, с моли́твою и любо́вию дете́й благословля́вшая; ра́дуйся, прикоснове́нием руку́ твое́ю чуде́сно их исцеля́вшая.
Ра́дуйся, уны́ние тя́жкое, ду́шу сокруша́ющее, от нас отводя́щая; ра́дуйся, наде́ждою несумне́нною на ми́лость Бо́жию окриля́ющая.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 8
Стра́нница бездо́мная протекла́ еси́ путь ско́рбный жития́ твоего́ в сто́льнем гра́де Оте́чества на́шего, ма́ти блаже́нная, взыску́ющи гра́да вы́шняго, Иерусали́ма Небе́снаго; ны́не же в нем со А́нгелы и все́ми святы́ми пое́ши Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 8
Вся в моли́твах ко Творцу́ пребыва́ющи, ма́ти свята́я, до успе́ния твоего́, от страда́ний и по́двигов к жи́зни блаже́ней и ве́чней невозбра́нно прешла́ еси́. Сего́ ра́ди, преклоня́юще коле́на серде́ц на́ших, благогове́йное пе́ние ти прино́сим:
Ра́дуйся, во оби́телех го́рних с ли́ки святы́х лику́ющая; ра́дуйся, и нас, тебе́ моля́щихся, та́мо не забыва́ющая.
Ра́дуйся, чудеса́ неисче́тная по успе́нии твое́м яви́вшая; ра́дуйся, сме́ртно боля́щих, врачми́ оста́вленных, исцеля́вшая.
Ра́дуйся, в пия́нстве ги́бнущих устраше́ние и исправле́ние; ра́дуйся, ме́ста служе́ния лиши́вшимся благо́е поспеше́ние.
Ра́дуйся, вдови́ц и жен, супру́гом оста́вленных, покрови́тельнице; ра́дуйся, стра́нников и безприю́тных пита́тельнице.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 9
Вся́кия утоли́ боле́зни, блаже́ная ма́ти Ксе́ние, на тя наде́ющихся и к по́мощи твое́й усе́рдно притека́ющих: я́коже помина́вших пре́жде ду́шу твою́ ра́ди души́ своея́ спасе́ния, по заве́ту твоему́, та́ко и ны́не помяни́ всех, прославля́ющих тя, Бо́гу же, в тебе́ ди́вно просла́вленному, вопию́щих непреста́нно: Аллилу́иа.
Икос 9
Вити́я суему́дренныя разуме́ти не мо́гут, ка́ко ты безу́мием свои́м безу́мие ми́ра сего́ обличи́ла еси́ и не́мощию свое́ю си́льныя и кре́пкия посрами́ла еси́: не ве́дают бо в тебе́ си́лы и прему́дрости Бо́жия. Мы же, тя почита́юще, с любо́вию зове́м ти си́це:
Ра́дуйся, Боже́ственнаго Ду́ха селе́ние; ра́дуйся, ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние.
Ра́дуйся, у усыпа́льницы твоея́ моля́щимся явля́ющаяся и им помога́ющая; ра́дуйся, земле́ю и еле́ем от нея́ мно́гия освяти́вшая и от неду́г исцели́вшая.
Ра́дуйся, я́ко одержи́мых страстьми́ от ги́бели спаса́еши; ра́дуйся, я́ко отверга́тися себе́ нас науча́еши.
Ра́дуйся, любве́ и смире́ния путь во спасе́ние нам указу́ющая; ра́дуйся, во хра́ме Бо́жием с на́ми незри́мо пребыва́ющая.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 10
Спасти́ лю́ди хотя́щи, блаже́нная ма́ти Ксе́ние, при́сно да́руеши им заступле́ние твое́ чу́дное. Се де́ву благочести́вую с вдови́цею ма́терию ея́, в кану́н венча́ния у гробни́цы твоея́ усе́рдно моли́вшуюся, от бра́ка спасла́ еси́ со злоде́ем, и́же ра́тнаго челове́ка уби́, и́мя же и чин его́ себе́ присво́и. В день то́йже уби́йца о́ный внеза́пу обличе́н бысть и, у́жасом объя́т, испове́да пред все́ми, я́ко си́ла Бо́жия сироту́ от бра́ка с ним изба́ви, мы же, дивя́щеся си́ле моли́тв твои́х, нас спаса́ющих, воспева́ем Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Стена́ еси́ неруши́мая, преблаже́нная ма́ти, и дом правосла́вных. Не оста́ви и ны́не супру́ги разлуче́нныя, помози́ роди́телем, за грехи́ своя́ о ча́дех сле́зы пролива́ющим, научи́ ю́ноши и де́вы в чистоте́ себе́ храни́ти и всех нас святы́ню уз семе́йных почита́ти, да еди́неми усты́ воспева́ем ти та́ко:
Ра́дуйся, дев благочести́вых от бра́ка неве́рнаго избавля́ющая; ра́дуйся, спу́тника жи́зни до́браго им обрести́ помога́ющая.
Ра́дуйся, сро́дник вражду́ющих благо́е примире́ние; ра́дуйся, слез де́тских осуше́ние.
Ра́дуйся, от убие́ния младе́нцев во чре́ве жена́м гро́зное преще́ние; ра́дуйся, на ка́мени любве́ и ве́ры домо́в устрое́ние.
Ра́дуйся, супру́гов, сме́ртию разлуче́нных, утеше́ние; ра́дуйся, в жи́зни безсме́ртней ве́чное их соедине́ние.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 11
Пе́ние благода́рственное прино́сят ти, ма́ти блаже́нная, лю́дие правосла́внии, от бед и боле́зней моли́твами твои́ми изба́вленнии; и ны́не, а́ще попу́стит нам Всепра́ведный Госпо́дь ско́рби грех на́ших ра́ди, со слеза́ми к тебе́ припаде́м, упова́юще на ми́лостивое твое́ о нас к Бо́гу предста́тельство, да воспое́м Ему́: Аллилу́иа.
Икос 11
Светоза́рная луча́ во мра́це жития́ сего́, путь ко Све́ту Непристу́пному освеща́ющая, яви́лася еси́, богому́драя Ксе́ние, чуде́с мно́жеством просия́вши. В лю́тую же годи́ну гоне́ний безбо́жных ве́рнии от часо́вни твоея́ не отступи́ша, но, презре́вше и страх сме́ртный, с ве́рою и упова́нием к тебе́ притека́ху, се́рдцем воспева́юще си́це:
Ра́дуйся, безнаде́жных наде́яние; ра́дуйся, в бе́здне отча́яния погиба́ющих спасе́ние.
Ра́дуйся, уни́женных и гони́мых покрови́тельнице; ра́дуйся, от клеветы́ и суда́ непра́веднаго защи́тнице.
Ра́дуйся, оби́димых и обездо́ленных утеше́ние; ра́дуйся, оби́дящих гро́зное вразумле́ние.
Ра́дуйся, гра́да свята́го Петра́ засту́пнице; ра́дуйся, ча́дом земли́ Росси́йския ма́ти и пита́тельнице.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 12
Благода́ть утеше́ний оби́льно излива́еши, блаже́нная Ксе́ние, всем чту́щим па́мять твою́ и к заступлению твоему́ притека́ющим. Те́мже и мы, гре́шнии, на тя по Бо́зе наде́жду на́шу возлага́ем и мо́лимся тебе́ усе́рдно: не оста́ви нас во обстоя́ниих ско́рбных, умоли́ Го́спода сил, да не отпаде́м от ве́ры правосла́вныя, в нейже тобо́ю утвержда́еми, зове́м Ему́ ве́рно: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще мно́гая твоя́ чудеса́, блаже́нная ма́ти Ксе́ние, восхваля́ем тя, я́ко те́плую на́шу засту́пницу и ско́рую предста́тельницу. Улуча́юще же от тебе́ по́мощь благода́тную, неуста́нно воспева́ем ти си́це:
Ра́дуйся, све́том кро́тости твоея́ вся концы́ земли́ озари́вшая; ра́дуйся, житие́м твои́м по́стническим горды́ню диа́вольскую посрами́вшая.
Ра́дуйся, до́му ца́рскому поможе́ние и благослове́ние; ра́дуйся, ми́ра Бо́жия в сердца́ ве́рных насажде́ние.
Ра́дуйся, о спасе́нии Оте́чества на́шего при́сно моля́щаяся; ра́дуйся во Оте́чество Небе́сное нам путь указу́ющая.
Ра́дуйся, по Богоро́дице в ско́рбех и печа́лех на́ше утеше́ние; ра́дуйся, по Бо́зе грехо́в на́ших проще́ние и ве́чное спасе́ние.
Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.
Кондак 13
О свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, в житии твое́м крест тя́жкий поне́сшая. Приими́ от нас, гре́шных, моле́ние сие́, тебе́ приноси́мое, огради́ нас моли́твами твои́ми от наве́тов духо́в тьмы, от бед и напа́стей, умоли́ Всеще́драго Бо́га пода́ти нам си́лу и кре́пость, да взе́мше крест свой, восле́д Христу́ гряде́м, пою́ще Ему́ с тобо́ю вове́ки: Аллилу́иа.
Этот кондак читается трижды, зате́м 1-й икос «Равноа́нгельски на земли́ …» и 1-й кондак «Избра́нная уго́дница …».
Моли́тва
О свята́я всеблаже́нная ма́ти Ксе́ние! Под кро́вом Всевы́шняго жи́вшая, ведо́мая и укрепля́емая Богома́терию, глад и жа́жду, хлад и зной, поноше́ния и гоне́ния претерпе́вшая, дар прозорли́вости и чудотворе́ния от Бо́га прия́ла еси́ и под се́нию Всемогу́щаго поко́ишися. Ны́не Свята́я Це́рковь, я́ко благоуха́нный цвет, прославля́ет тя. Предстоя́ще на ме́сте погребе́ния твоего́, пред о́бразом твои́м святы́м, я́ко живе́й ти, су́щей с на́ми, мо́лимся тебе́: приими́ проше́ния на́ша и принеси́ их ко Престо́лу милосе́рдаго Отца́ Небе́снаго, я́ко дерзнове́ние к Нему́ иму́щая. Испроси́ притека́ющим к тебе́ ве́чное спасе́ние, на блага́я де́ла и начина́ния на́ша ще́дрое благослове́ние, от вся́ких бед и скорбе́й избавле́ние. Предста́ни святы́ми твои́ми моли́твами пред Всеми́лостивым Спаси́телем на́шим о нас, недосто́йных и гре́шных. Помози́, свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, младе́нцы све́том свята́го креще́ния озари́ти и печа́тию да́ра Ду́ха Свята́го запечатле́ти, о́троки и отрокови́цы в ве́ре, че́стности, богобоя́зненности воспита́ти и успе́хи в уче́нии им дарова́ти; боля́щия и неду́гующия исцели́, семе́йным любо́вь и согла́сие низпосли́, мона́шествующих по́двигом до́брым подвиза́тися удосто́й и от поноше́ний огради́, па́стыри в кре́пости Ду́ха Свята́го утверди́, лю́ди и страну́ на́шу в ми́ре и безмяте́жии сохрани́, о лише́нных в предсме́ртный час причаще́ния Святы́х Христо́вых Та́ин умоли́. Ты на́ша наде́жда и упова́ние, ско́рое услы́шание и избавле́ние, тебе́ благодаре́ние возсыла́ем и с тобо́ю сла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
6 июня 1988 года блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.
Реклама
Одна из самых почитаемых народных святых, блаженная Ксения, была канонизирована совсем недавно – 31 год назад. 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви ее причислили к лику святых.
В 2018 году, в год 30-летия канонизации, в Петербурге появился храм святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице, где жила Ксения с мужем. Предполагается, что дом Ксении и Андрея Петровых стоял во дворе между домами 15 и 19. С конца XVIII века эта улица называлась по фамилии домовладельца – Андрея Петрова улица.
Сегодня на месте их дома построен современный торговый центр. Церковь же Ксении Петербургской возведена поблизости.
Память святой блаженной Ксении Петербургской празднуется 6 февраля и 6 июня (прославление).
Святая Ксения жила в Петербурге в XVIII веке. Рано овдовев, она стала юродивой: одевшись в мундир мужа, говорила, что он жив, а Ксения умерла.
Точная дата ее смерти неизвестна. Ксения Петербургская погребена на Смоленском кладбище. Паломничество на ее могилу началось почти сразу после ее кончины.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте другие новости по теме в рубрике «Смольный».
К числу лиц истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница XVIII века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге.
К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией Блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была она замужем за Андреем Феодоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим. Память народная, как мы сказали, не знает Ксению Григорьевну как женщину обычную, жившую обыкновенными человеческими интересами. И, действительно, мало ли людей на Божьем свете, мало ли их было и в Петербурге? Где же их всех запомнить!
Есть среди людей и много лиц замечательных, известных и при жизни и по смерти какими-либо выдающимися талантами, особливыми заслугами и перед родиной и перед Церковью Православной, но многие ли из них навсегда остаются в памяти народа? Нет, весьма и весьма немногие! Как все человеческое – и знаменитые некогда лица и их заслуги мало-помалу заволакиваются как бы туманом и, наконец, совершенно исчезают из памяти народа, совершенно забываются. Лишь мемуары истории надолго сохраняют известия, и то только о некоторых, особенно выдающихся деятелях. Но Ксения Григорьевна, будучи женой полковника, ничем не выделялась из среды других, современных ей женщин, не совершила она и никаких особенных заслуг ни перед Церковью Православной, ни перед своей родиной, а потому и память народная не сохранила о ней, за первые годы ее жизни, решительно никаких известий.
Взамен этого память народная хорошо знает и твердо помнит Ксению Григорьевну, как женщину Христа ради юродивую, как подвижницу Божию, как Блаженную. Твердо помнит народная память и причину, послужившую для Ксении поводом к полному отрешению ее от мира, от всех мирских радостей, удовольствий, привязанностей. Причиной этой была совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа Ксении Григорьевны – Андрея Феодоровича Петрова. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую 26-летнюю, бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка… Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Так смотрели плотские люди на рабу Божию Ксению, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот: происходило полное перерождение плотской женщины в женщину духовную. И, действительно, неожиданная смерть горячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся цель и весь интерес ее жизни, ясно показала Ксении, сколь непрочно и сколь суетно земное участие. Она сразу поняла, что истинного счастья на земле быть не может, что все земное служит лишь помехой, препятствием для достижения истинного счастья на небе в Боге. Вот почему раба Божия Ксения тотчас же, по смерти мужа, решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раздала бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге.
Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, т.е. надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна и уже никогда потом не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви св. апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие – давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над Блаженной.
Но перед Блаженной всегда был образ великого, безвинного Страдальца – Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и Блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидя юродивую, по обычаю стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная, по обычаю, безропотно сносила это. Но злые дети не ограничились одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность Блаженной, они наряду с издевательствами стали бросать в нее грязью, камнями… Тогда, по-видимому, и у Блаженной не хватило терпения. Как вихрь бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своею палкою, которую всегда она носила с собою. Жители Петербургской стороны, увидя Блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от поступка беспризорных, злых детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал Блаженную.
Мало-помалу к странностям Блаженной привыкли, мало-помалу поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на Блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться, зимой и летом, в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или озябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду, и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях – красной кофточке и зеленой юбке, или наоборот в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.
Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность местопребывания Блаженной по ночам казалась даже подозрительной. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она тогда делает. И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле, коленопреклонно становится здесь на молитву и не встает уже с этой молитвы до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец, решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этот неутомимый работник была раба Божия Блаженная Ксения.
Может быть, много и других, неведомых миру подвигов совершала Блаженная. К сожалению, при ней не было никого, кто мог бы быть свидетелем этих подвигов.
В одиночестве совершала она жизненный путь свой. Между тем, путь этот был длинный: целых 45 лет жила она после смерти своего мужа, целых 45 лет вела она неустанную борьбу с врагом человечества – диаволом и с гордостью житейской!
Где, почти необутая и еле одетая, Блаженная Ксения во все время своего странствования давала отдых, покой своему телу, – осталось известным одному только Господу Богу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабая, выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать или организмом сверхчеловеческим, или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным.
Но, припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятые для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги Блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. А что Ксения Блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, что она, живя телом в мире, душой своей всегда витала выше мира и пребывала всегда в живом, непосредственном общении с Богом, видно уже из того чудесного дара предвидения будущего, которым наделил Господь Свою угодницу, и благодаря которому Блаженная наперед знала о таких событиях, которые не могут быть предугаданы и предсказаны умом человеческим.
Дар прозорливости святой Блаженной Ксении
Вот те случаи обнаружения дара прозорливости рабы Божией Ксении, которые надежно хранит народная память.
* * *
Однажды приходит в гости к купчихе Крапивиной Блаженная Ксения. Радушно встреченная хозяйкой и другими лицами, бывшими в квартире г-жи Крапивиной, Ксения несколько времени беседовала с ними, поблагодарила хозяйку за угощение, и, когда стала прощаться, то, указывая на Крапивину, сказала: «Вот, зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Ни Крапивина, ни ее гости не придали какого-либо особого значения словам Блаженной, но оказалось, что в скором же времени молодая, цветущая здоровьем г-жа Крапивина неожиданно заболела и умерла. Тут только гости Крапивиной вспомнили слова Блаженной: «зелена крапива, но скоро завянет», и поняли, что этими словами она предсказала близкую кончину Крапивиной.
* * *
В другой раз приходит Ксения к своей хорошей знакомой, г-же Параскеве Антоновой, которой она раньше подарила свой дом, и говорит ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!»
Антонова, с молодых годов хорошо знакомая с Блаженной, отлично знала, что с уст Ксении никогда не сходит слово неправды, а потому и теперь, несмотря на странность ее слов, тотчас же поверила, что, должно быть действительно, что-нибудь случилось особенное, и поспешно побежала на Смоленское кладбище. На одной из улиц Васильевского острова, вблизи Смоленского кладбища, Антонова увидала большую толпу народа. Влекомая любопытством, Антонова подошла к толпе и постаралась разузнать, что тут случилось. Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же на улице разрешилась от бремени мальчиком, а сама немедленно скончалась.
Сжалившись над ребенком, Параскева Антонова тотчас же взяла ребенка к себе. Узнать, кто была его умершая мать, кто был его отец, несмотря на усиленные старания как Петербургской полиции, так и самой Антоновой, не удалось, и ребенок остался на руках у г-жи Антоновой. Она дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти берег и покоил свою приемную мать, будучи для нее самым почтительным и горячо любящим сыном. С глубоким благоговением относился он также и к памяти рабы Божией Блаженной Ксении, которая так много добра оказала его приемной матери и такое участие приняла в судьбе его, едва родившегося и уже оставшегося полным сиротой, ребенка.
* * *
Недалеко от часовни рабы Божией Ксении находится могила Евдокии Денисьевны Гайдуковой, скончавшейся в 1827 году. Эта Гайдукова принадлежала к числу тех лиц, которых любила и иногда посещала раба Божия Ксения. Однажды зашла к ней Блаженная Ксения в предобеденное время. Обрадованная ее приходом, Евдокия Денисьевна тотчас же поспешила накрыть на стол, усадила за стол Ксению и стала угощать ее чем Бог послал. Кончился обед. Евдокия Денисьевна стала благодарить Ксению за ее посещение и извиняться за плохое угощение.
«Не взыщи, – говорила она, – голубчик Андрей Феодорович, больше мне угостить тебя нечем, ничего сегодня не готовила».
«Спасибо, матушка, спасибо за твое угощение, – отвечала Ксения, – только лукавить-то зачем? Ведь побоялась же ты дать мне уточки!»
Сильно сконфузилась Евдокия Денисьевна; в печи у ней, действительно, была жареная утка, которую она приберегала для отсутствующего мужа. Тотчас же бросилась Евдокия Денисьевна к печке и стала вынимать оттуда утку.
Но Ксения тотчас же остановила ее: «Нет, нет, что ты? Не надо, не надо, я не хочу утки. Ведь я знаю, что ты радехонька меня всем угостить, да боишься своей кобыльей головы. Зачем же его сердить?»
Кобыльей головой Ксения называла мужа Евдокии Денисьевны, которого очень не любила за его пьянство, грубый характер и за скверную ругань в пьяном виде.
* * *
К числу знакомых рабы Божией Ксении, к которым она иногда наведывалась, принадлежало также семейство Голубевых, состоявшее из матери-вдовы и 17-летней красавицы-дочки. Ксения очень любила эту девушку за ее кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Однажды заходит к ним в гости Ксения. Мать и дочь сидели за столом, и готовили кофе. «Эх, красавица, – сказала Ксения, обращаясь девушке, – ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда.»
«Как так?! – отвечала девушка, – у меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит?»
«Иди», – сердито отвечала Ксения, не любившая каких-либо возражений.
Голубевы, хорошо знавшие, что Ксения никогда не говорит чего-либо напрасно, и почитая ее за угодницу Божию, тотчас же послушались приказания Блаженной и отправились на Охту. Здесь они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия. Голубевы замешались в толпу провожавших и пошли вместе с процессией на кладбище. Хоронили молодую женщину, жену доктора, скончавшуюся от неблагополучных родов. Началась и кончилась литургия, затем и отпевание. Покойную понесли на место ее последнего упокоения. Вслед за гробом шли и Голубевы. Кончилось и погребение. Народ стал расходиться по домам. Пошли и Голубевы. Но тут они неожиданно натолкнулись на горько рыдавшего молодого вдовца, который, при виде могильного холма над прахом любимой супруги, потерял сознание и без чувств свалился на руки подбежавших Голубевых. Последние постарались привести его в чувство, познакомились с ним, и через год юная Голубева стала женой доктора.
Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещав своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией Блаженной Ксении.
* * *
Однажды встретила Блаженная Ксения на улице одну благочестивую женщину, свою знакомую, остановила ее и, подавая ей медный пятак с изображением всадника, сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет!» Женщина взяла пятак, попрощалась с Ксенией и, недоумевая, что бы значили странные слова ее, пошла домой. Но едва она вошла в ту улицу, где она жила, как увидела, что загорелся дом ее. Не успела, однако, она добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова Блаженной Ксении «возьми пятак; потухнет!»
* * *
Всем известно, что Императрица Анна Иоанновна, желая упрочить русский престол за потомством отца своего, царя Иоанна V Алексеевича (брата Петра Великого), вызвала к себе племянницу свою, Анну Леопольдовну, выдала ее замуж за принца Антона Ульриха, и, когда от этого брака родился сын Иоанн, то назначила его своим наследником. По смерти Анны Иоанновны, Иоанн VI Антонович, действительно, был провозглашен Императором (1740 год). Спустя год после этого, а именно – с 24 на 25 ноября 1741 г., – в России произошел государственный переворот. Императрицей была провозглашена дочь Петра Великого, Елисавета Петровна. Иоанна Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, а родителей его сослали в ссылку в Холмогоры, где они и скончались. Несчастный Иоанн Антонович протомился под строгим надзором в Шлиссельбургской крепости около 23 лет. В 1764 г., уже в царствование Императрицы Екатерины Великой один из караульных офицеров, Мирович, задумал освободить его из заточения и провозгласить Императором. Но попытка Мировича не удалась; другие офицеры остались верными Императрице. Во время происшедшего столкновения Иоанн Антонович был убит.
За три недели до этого печального события, Блаженная Ксения стала ежедневно и целыми днями горько плакать. Все встречавшиеся с ней, видя ее в слезах, жалели ее, думая, что кто-нибудь ее обидел, и спрашивали ее: «Что ты, Андрей Феодорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?»
Блаженная отвечала: «там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!»,– и еще сильнее начинала плакать.
Никто не понимал, что сталось со всегда спокойной и благодушной Блаженной. Никто не понимал и странных слов ее.
Лишь три недели спустя, когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна Антоновича, все поняли, что своим плачем и словами «Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!» – Блаженная предсказывала страдальческую кончину некогда Императора Иоанна VI Антоновича.
* * *
Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 года. Блаженная Ксения целый день суетливо бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко кричала: «Пеките блины, пеките блины; скоро вся Россия будет печь блины!»
Все, видевшие Блаженную, недоумевали, что бы означала ее озабоченность и суетливость, что означают слова ее. Так никто и не понял странных слов и поведения Блаженной.
И что же случилось?
На другой день, т.е. 25 декабря 1761 г., по Петербургу вдруг разнеслась страшная весть: Императрица Елисавета Петровна неожиданно скончалась.
Тут только всем стало понятно, что словами «пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины» – Блаженная предсказывала смерть Императрицы.
* * *
Несомненно, много и других случаев прозорливости обнаруживала раба Божия Ксения; к сожалению, известий об этих случаях до нас не сохранилось. Но и приведенных уже вполне достаточно, чтобы видеть, что Блаженная, действительно, обладала чудесным даром знания будущего.
Молва о строгой подвижнической жизни Блаженной Ксении, об ее доброте, кротости, смирении, полной нестяжательности, об ее чудном даре прозорливости – широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; все стали не только жалеть ее, но стали глубоко уважать и почитать ее. Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять у себя Блаженную в доме, тем более, что стали замечать, что в каком бы доме или семье ни побывала Блаженная, там всегда водворялся какой-то благодатный мир, особенное счастье. Торговцы заметили, что если Блаженная заходила в лавку, где до того времени не было торговли, и брала себе какую-либо ничтожную из продающихся вещей – орешек, пряничек, та лавка начинала отлично торговать, потому что народ спешил купить что-нибудь именно в той лавке, куда заглянула Блаженная.
Извозчики заметили, что если кому-либо из них удавалось хоть несколько шагов провезти Блаженную, у того целый день езда шла отлично и он делал хорошую выручку. Вот почему извозчики, еще издали увидя Блаженную, на перегон мчались к ней на своих пролетках, и умоляли ее хоть только присесть в их коляску, в полном убеждении, что это даст им хороший заработок. И чрезвычайно счастлив был тот возница, которому удавалось провезти в своей коляске Блаженную.
Матери детей замечали, что если Блаженная приласкает, или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Вот почему все они, завидя Блаженную, спешили к ней со своими детьми и просили ее благословить или приласкать их, в уверенности, что тот ребенок, который удостоится ласки или благословения от Блаженной, или которого она просто погладит по головке, непременно будет и здоров и счастлив.
И прожила, таким образом, в постоянном стремлении к истинному счастью в Боге, в постоянной борьбе со врагом рода человеческого и в постоянной готовности оказать добро всем каждому, эта подвижница после смерти своего мужа целых сорок пять лет. За все это время она не только не имела места, где главу подклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть озябшее тело. Несмотря на это, она была вполне счастлива. Как птица небесная, летала она Петербургской стороне днем, желая всем и каждому оказать какую-нибудь услугу, а ночью вступала в беседу с Самим Господом Богом, предаваясь молитвенным и другим подвигам. Кротость, смирение, доброта постоянно сияли на изможденном трудами лице ее: видно было, что душа Блаженной далека от мира, что, хотя тело ее находится еще на земле, но дух ее находится на небе, куда она неустанно стремилась. И вот не стало этой подвижницы на земле. Настал час, когда Господу угодно было разрешить ее от борьбы с миром и взять ее к Себе на небо.
Время смерти и погребения святой Блаженной Ксении. Почитание памяти ее по смерти. История сооружения часовни над ее могилой
К великому прискорбию всех почитателей Блаженной Ксении, до нашего времени не сохранилось решительно никаких известий о времени и обстоятельствах смерти и погребения рабы Божией Ксении. Лишь на основании некоторых данных можно с большей или меньшей вероятностью сделать некоторые предположения.
Составителю настоящей книжки, несмотря на самые тщательные, неоднократные розыски записи дня смерти и погребения Ксении Григорьевны Петровой или Андрея Феодоровича Петрова в росписях о погребенных, хранящихся в архивах Смоленского кладбища, начиная с 1777 года, найти не удалось. Можно таким образом предполагать, что Ксения скончалась ранее 1777 года.
Но этому противоречит сохранившееся известие о том, что Ксения носила по ночам кирпич на вновь строящуюся церковь на Смоленском кладбище, а такою церковью могла быть только, существующая и теперь, церковь Смоленской иконы Божией Матери. А эта церковь начата постройкою в 1794 году и освящена в 1896 году. Стало быть, в эти годы Блаженная Ксения была еще жива. Если же предположить, что Ксения таскала кирпич на постройку какой-либо из ранее существовавших на Смоленском кладбище церквей, то этому предположению противоречит то обстоятельство, что все, ранее существовавшие на кладбище, церкви были деревянные и даже холодные, без печей, стало быть, и кирпич таскать туда было бесцельно. Вернее всего думать, что Ксения действительно таскала кирпич на постройку церкви Смоленской Божией Матери и, стало быть, была жива в 1794 – 1796 годах. Что же касается отсутствия записи о ее смерти и погребении в кладбищенских росписях, то это легко объясняется, с одной стороны, небрежностью, с какой велась в то время запись погребаемых; вследствие именно небрежности, многие лица, о которых достоверно известно, что они погребены на Смоленском кладбище, в росписях не значатся (например. Рыцари Мальтийского ордена; масса лиц, умерших от холеры в 1848 году и др.), а с другой – весьма вероятным предположением, что все умершие, отпетые не на кладбище, вовсе не заносились в кладбищенские ведомости о погребаемых. Если это так, то и Ксения была отпета не на кладбище, а где-либо в приходской церкви; это предположение можно считать вполне вероятным. На конец же XVIII века или даже на начало IХ-го, как приблизительное время смерти Ксении, указывают и некоторые другие данные: 1) день смерти императрицы Елисаветы Петровны, 25 декабря 1761 г., предсказанный Ксенией; 2) даты на могильной плите Ксении: «осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год»; 3) год смерти современницы Ксении – Евдокии Денисьевны Гайдуковой – 1827.
Сопоставляя все эти данные, также и год постройки Смоленской церкви, можно думать, что Ксения умерла не ранее 1794 года (время постройки церкви) и не позже 1806 года (1761 г., – время смерти Императрицы Елисаветы Петровны + 45 лет странствования Ксении == 1806 г.). Вот именно эти годы можно считать временем смерти Ксении; следовательно, дата рождения ее падает на 1719-1730 годы. Во всяком случае, точно определить год рождения и год смерти Блаженной, за неимением определенных данных, пока невозможно.
Что же касается обстоятельств смерти и погребения рабы Божией Ксении, опять-таки за неимением каких-либо данных, сказать об этом что-либо определенное трудно. Но, принимая во внимание то глубокое уважение и ту любовь, какими пользовалась Блаженная у всех жителей Петербургской стороны, принимая во внимание, что еще при жизни Блаженную считали за угодницу Божию, можно думать, что погребение ее было необычайно торжественно: с уверенностью можно думать, что все жители Петербургской стороны, где жила Блаженная, и вообще все знавшие ее при жизни, считали своею обязанностью дать последнее целование усопшей, проститься с ней и проводить ее до последнего места ее упокоения.
Были ли при этом какие-либо особенные, знаменательные проявления помощи от Блаженной, известий не сохранилось. Во всяком случае, если бы даже и не было подобных проявлений, чего мы отнюдь не смеем утверждать, тем не менее все почитатели усопшей, все получившие от нее какую-нибудь помощь, какую-нибудь ласку при ее жизни, старались молитвами своими отблагодарить ее по кончине за все то добро, какое было им оказано, старались не прерывать с ней духовного общения и по ее смерти. Вот почему, наверное, можно думать, что с 1-го же дня погребения Блаженной, могила ее посещалась многими и многими лицами, приходившими помолиться об ее упокоении. И на молитвенную-то память о себе Блаженная из загробного мира откликалась делами милости. Тогда и не знавшие Блаженную при жизни, стали прибегать к ее ходатайству, к ее помощи перед Богом. Служили панихиды по Блаженной. Достоверно известно, что в двадцатых годах прошлого столетия на могилку Ксении народ стекался толпами, веря, что на молитвенный зов Блаженная не замедлит откликнуться помощью. Каждый посетитель могилки Ксении непременно желал хоть что-нибудь иметь у себя с этой могилки, а так как взять с могилки, кроме землицы, было нечего, то брали именно землю, веря, что земля лучшее средство от болезней и горестей.
Ежегодно вся земля с могильной насыпи над гробом усопшей по горсточке разносилась посетителями; ежегодно приходилось делать новую насыпь и ежегодно насыпь снова разбиралась посетителями. Пришлось положить сверху могильной насыпи каменную плиту; но посетители разбили плиту на мелкие кусочки и разнесли по домам; положили новую плиту и с этой плитой случилось то же. Но, разбирая землю и ломая плиты, посетители клали на могилку свои посильные денежные пожертвования, которыми вначале пользовались нищие. Затем могилку Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни. И пожертвования не заставили долго ждать себя. На собранные таким образом деньги, при содействии некоторых почитателей рабы Божией Ксении, над ее могилой была сооружена небольшая, из цокольного камня, часовня с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью – с западной. Над дверью с наружной стороны сделали надпись: «Раба Божия Ксения». Могильную насыпь над самой могилкой также обделали цоколем, а сверху положили плиту со следующею, неизвестно кем составленною, надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворнаго певчего, в ранге полковника, Андрея Феодоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Феодорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения души своей. Аминь».
Святая Блаженная Ксения погребена на Смоленском кладбище к югу от храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. В 1902 году на могиле святой блаженной Ксении по проекту архитектора Славина была возведена каменная часовня, восточную стену которой в 1992 году украсила мозаичная икона святой подвижницы. В 1987 году часовня была освящена нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Сюда стремятся православные паломники со всех концов России и из других стран, чающие получить утешение в скорбях и помощь в благих начинаниях от молитвенницы о душах наших – святой блаженной Ксении.
Добавить комментарий