Когда вселяется душа

В поисках смысла жизни: 6 причин прихода души на Землю

  • 787поделились
  • ВКонтакте
  • Odnoklassniki
  • WhatsApp
  • Mail.ru
  • Viber
  • Facebook Messenger

Рано или поздно, в молодом или старшем возрасте, большинство людей задумывается о смысле жизни.

Но это более многогранное понятие, чем может показаться на первый взгляд, ведь человек — существо многомерное.

Каждый из нас способен определить смысл жизни на уровне человеческого сознания, хотя иногда это бывает непросто.

Но если задуматься о том, в чем смысл жизни на уровне души, которая воплощается на Земле в человеческом теле, можно совершить интересные открытия.

В сложный период жизни, когда больше не хочется оставаться в воплощении и душа рвется “домой”, полезно задуматься о том, какие задачи она пришла выполнить в этой инкарнации.

Конечно, задачи у каждой души свои. Но можно выделить основные причины прихода души в человеческое воплощение, общие для всех или почти всех душ.

В периоды жизни, когда человеческий смысл жизни пропадает, подумайте о том смысле, ради которого душа проживает земную жизнь.

6 основных причин прихода души в человеческие инкарнации

1. Исполнение желаний

Одно из стремлений души, ведь оно было ее частью и в Духовном Мире, еще до начала бесконечного цикла реинкарнаций.

А во время проживания жизней душе в человеческом теле либо удается исполнить свои желания, либо она переносит их дальше — в последующие жизни, но уже более сильными и навязчивыми.

Привязанность превращает желание в очень сильную эмоцию, отчаяние, что приводит к дисбалансу, и в итоге то, чего мы так сильно желали, оказывается заблокированным и недоступным для нас.

Чтобы этого не происходило, желать следует без болезненных пристрастий, страха и эго.

Некоторые желания, приводящие душу в человеческое воплощение:

— наслаждаться — вдыхать аромат цветов, ощущать дуновение ветра, греться на солнце, слушать пение птиц и шум моря, пробовать на вкус, чувствовать, осязать, радоваться.

— самовыражаться — генерировать идеи, восхищаться озарениями, интерпретировать прекрасное и распространять истину, творить, созидать, рисовать, петь, писать, танцевать, проектировать.

— познавать — набираться опыта, наблюдать, понимать, знать, переживать.

— расти — выходить за рамки привычного, избавляться от привычек, расширять кругозор, расширяться, исследовать новые пути и дороги.

— быть в отношениях — любить и быть любимой, чувствовать родство, делиться с другими, помогать и служить.

2. Рост и обучение

Душа стремится к эволюции. Проходя различные уроки и опыты на Земле, она развивается, становится более мудрой.

Человеческое восприятие в большинстве случаев отмечает значительные победы и крупные приобретения, но мы можем посмотреть на себя и жизнь глазами души.

Это значит в любой ситуации — плохой или хорошей — не забывать о своей вечной ценности. Это всегда помогает продвинуться на жизненном пути.

Взглянув с такой перспективы мы перестаем быть беспомощными жертвами и становимся наблюдателями.

Но даже проходя через трудности и тяжелые ситуации на пути, мы должны помнить, что неприятности, горе и боль нам даны не ради страданий, а ради ценности, “жемчужин мудрости”, которые мы находим по пути.

Это дар, который мы получим, когда сможем осознанно прожить свои болезненные чувства и эмоции и освободиться от них.

См. также 12 ключей: как я нашла свою предназначение

Следующие три пункта: повторение, компенсация и расплата ведут к балансированию, трансформации негативных энергий в ценный опыт и к избавлению от кармических долгов.

3. Повторение

Намерения души могут повторяться из воплощения в воплощение. Иногда хочется повторять приятный опыт, например, настоящую любовь или реализацию через призвание.

Но бывает так, что души повторяют и менее приятные вещи: тяжелые времена и негативные воздействия.

Дело в том, что во время личных трагедий и катастроф души нарабатывают очень сильный эмоциональный заряд.

И душа вынуждена переживать подобный опыт снова и снова, пока не исцелит его.

Со временем души стремятся освободиться от вредных привязок, они выходят из замкнутого круга, восстанавливают баланс и чистоту мотивации.

См. также Как мы притягиваем те опыты, которые должна пройти душа

Примеры повторений:

— Действия, приносящие удовольствие.

Например, если в какой-то из жизней нам не хватило времени на простые радости: полюбоваться восходом или насладиться вкусом спелых ягод — мы не исполнили желание души.

В следующей жизни душа вполне может указать нам на это, чтобы мы поняли,что потеряли, ведь такие, на первый взгляд, мелочи относятся к лучшим эпизодам жизни.

— Повторяющиеся пристрастия.

Иногда кажущееся приятным ощущение может стать так необходимо, что станет движущей силой всей жизни.

Еда, курение, алкоголь и прочие пристрастия становятся так привычны и важны, что приводят к уходу от реальности.

Если так случилось в одной из наших жизней, то в следующей, как правило, нужно выйти из подобных разрушающих алгоритмов, ведь пристрастия перекрывают нашу связь с духом.

В такой ситуации душа стремится вывести человека из зависимости и снова вернуть его к сонастройке с его истинным Я.

— Повторение личных качеств.

Например, если вы не умеете постоять за себя (так уж сложились обстоятельства в детстве), возможно этот опыт тянется из предыдущих воплощений.

Вы можете обладать каким-нибудь другим качеством, которое в нынешней жизни не помогает, а только вредит.

В таком случае задача души — избавиться от этих укоренившихся алгоритмов поведения. Поможет в этом осознание, принятие и воля.

См. также Как душа планирует жизнь до воплощения

— Повторяющиеся отношения.

Бывает, что наши души повторно воплощаются в одно и то же время, чтобы провести время вместе.

Когда в отношениях есть любовь, принятие, доверие и бережное отношение друг к другу, — такое желание душ понятно.

Но бывает и так, что воплощенные в человеческих телах души повторяют негативные, напряженные и даже унизительные отношения. Почему?

Душа хочет выучить урок и преобразовать этот опыт. Так что долг человека в подобной ситуации: выяснить реальные мотивы этих отношений, а затем вернуться к истине, любви и чести.

Даже событие, кажущееся ужасным, учит, как можно трансформировать негативный опыт, стать более мудрым и любящим.

4. Компенсация

Появляется, когда очень сильные переживания из одной жизни вызывают чрезмерную реакцию в другой.

В таких случаях мы заходим слишком далеко в обратном направлении, пытаясь развернуть энергию прошлых переживаний.

Такая компенсация бывает так сильна, что становится источником полярно противоположных переживаний, чем испытанные в прошлой жизни.

Примеры компенсаций:

— Компенсаторные пристрастия

Примером может служить человек с избыточным весом, переживший в прошлом голод или недоедание.

Сильные пристрастия исцеляются самосовершенствованием и сбалансированностью.

См. также Причина лишнего веса. Решение через память прошлых жизней

— Сильное желание обычно становится кармической причиной компенсации.

Когда неблагоприятные обстоятельства продолжаются долго, появляется сильное желание перемен.

Вот только это желание может сбыться не так, как хотелось, или вообще не в той жизни, в которой оно было актуально.

Например, в прошлой жизни вы не реализовали себя как художник, потому что вышли замуж и не оставили себе время на себя, а в этой жизни отношения с любимым человеком не складываются, потому что вы боитесь брака, и что опять потеряете себя в нем.

— Компенсация сильного дисбаланса.

Пример: вы жили в достатке, все ваши прихоти исполняли слуги, но вы относились к ним без уважения и равнодушно; очень вероятно, что в следующей жизни вы сами будете кому-то прислуживать или даже станете рабом.

А вот осуждение людей и враждебность к ним ведут к расплате.

5. Расплата

Как и компенсация представляет собой энергетический маятник, который раскачивается от одной к другой крайности.

Отличие вот в чем: если компенсация — это обращение энергетического опыта, то расплата — возвращение вашей собственной теперешней энергии.

Тем не менее расплата — это не наказание, вы просто авансом энергетически платите за ошибки прошлого: с вами будут обращаться в будущих жизнях так, как вы сейчас обращаетесь с другими.

Расплата в человеческих инкарнациях часто проявляется в смене ролей: два человека по очереди одинаково обращаются друг с другом, пока хотя бы кто-то из двоих не разорвет этот круг.

Разорвать круг можно, отпустив эмоции и выбрав свою подлинную силу вместо иллюзий.

Несколько сценариев расплаты:

— Осуждение, предубеждение, неравноправие — расплата может стать следствием вашего отношения к каким-то людям или группам людей. Осуждение, откровенная враждебность или бессердечность по отношению к кому-то станет тем, что вы сами должны будете пережить.

— Отношения между родителями и детьми — если ваше детство прошло под аккомпанемент вечной критики и пренебрежения со стороны родителей, возможно, в прошлом воплощении вы были таким же родителем.

Плохое отношение к вам вызывает у вас жажду реванша и обиды, но совсем не обязательно и не стоит держаться за эмоции, сопутствующие этим состояниям.

Вы хотите быть любимы и заслуживаете любви и признания. Отпустите негативные чувства и старые обиды, станьте для себя любящим родителем.

— Любовные отношения — гнев и отказ от любви приводят к расплате, которой могут стать отношения полные ссор, в попытках доказать, кто прав, а кто виноват.

В подобных отношениях содержится важный урок: нужно относиться друг к другу с сочувствием. Еще один урок: оба партнера — равны.

Ведь когда каждый из супругов утверждаются в собственной правоте и власти, они забывают о заботе друг о друге.

Чтобы избавиться от подобной разрушительной кармической связи, избавьтесь от желания мстить за плохое обращение, отпустите тех, кто не готов двигаться вперед, начните новую жизнь, наполненную любовью к себе и другим.

6. Служение

Искреннее желание совершать добро во благо себе и другим. Одно из высших проявлений любви.

Искреннее служение излучает очень высокую вибрацию.

Если ваше служение не искреннее, и вы помогаете другим из гордыни, страха или конформизма, вибрации вашего хорошего поступка будут замутнены негативом.

А это может стать причиной неблагоприятной кармы.

Служение бывает:

— Кармическое — ваше намерение служить — реакция на опыт прошлых воплощений.

Например, если в предыдущей инкарнации вы считали себя выше других и полагали, что все вам должны, то в этой — у вас может появиться сильное желание помогать другим.

— Личное — повышенная забота об окружающих, с которыми вас связывают узы любви и почитания, становится для вас естественной.

— Духовное — акт свободного дарения, направленный на весь мир. Так как все мы связаны между собой, все, что происходит с другими, происходит и с нами. Выходит, что помогая другим, мы помогаем себе.

Служение с чистыми намерениями — одна из наивысших целей воплощения души в человеческом теле.

А любовь к себе и другим повысит ваши вибрации, поможет жить в душевном равновесии и следовать путем служения, идущим от сердца.

У души есть стремления, и отрицать их бессмысленно.

Даже если вы не отдаете себе отчета в своих глубинных мотивах, они все равно влияют на ваши действия и жизнь.

Но когда сознательные намерения совпадают с истинными потребностями и желаниями, начинаются чудеса.

Идите за своим чувствами, ведь через них к вам обращается душа.

P.S. А вы поняли, каковы ваши задачи в данном воплощении? Поделитесь в комментариях.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по и нажать кнопку Join.

Духовный искатель и практик, люблю исследовать мир и совершенствоваться. Ощущаю себя «ныряльщиком за жемчугом мудрости» и писателем.

Жизнь до рождения в понимании ислама

Как ислам понимает жизнь до рождения?

Есть ли у ребенка душа или дух до рождения?

Когда он получает душу или дух?

Или есть ли жизнь до зачатия?

Какое место в жизни занимает кровь?

Говорят, что жизнь находится в крови, так как мы получаем жизнь, когда мы получаем кровь в матке и мы перестаем жить, когда мы умираем, и наша кровь приходит в состояние покоя. Попытаемся открыть точку зрения ислама на все изложенные выше вопросы в нашей статье.

Что такое жизнь до рождения в понимании ислама?

Жизнь — это ряд молекулярных событий и биохимических реакций в каждой клетке человеческого тела, событий и реакций, которые не следует путать с рух (душой человека), о которой у нас очень мало знаний. Жизнь начинается в эмбрионе во время зачатия. И это несмотря на то, что жизнь существовала даже в предшественниках — яйцеклетке и сперматозоидах, которые были в яичках и яичниках. На самом деле, как мужская сперма, так и женская яйцеклетка содержит в себе жизнь до того, как происходит оплодотворение, но в них нет души (рух).

В Коране сказано:

«Прошло то время, когда человек пребывал в полной безвестности» (Сура аль-Инсан «Человек».76:1)

Трудно представить себе, что 150 лет назад мы не знали, что только один сперматозоид из миллионов, присутствующих в сперме отца в один момент времени может оплодотворить только одну яйцеклетку и позволяют родится ребенку, а остальные миллионы сперматозоидов умирают в этом процессе. В настоящее время, когда мы знаем об этой борьбе за выживание, мы хорошо представляем, как повезло каждому из нас в том, что мы живы сегодня.

Эта единственная клетка мужчины (спермотозоид), которая содержит X или Y хромосомы, которые определяют пол будущего потомства. Ребенок становится женщиной, если хромосомы составляют комбинацию XX и становится мужской, если хромосомы составляют комбинацию XY.

В Коране сказано:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». (Сура Ан-Ниса «Женщины». 4:01 )

«Именно Он сотворил вас из единой души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у нее. Когда же сошелся с ней, она понесла легкое бремя и стала ходить с ним. А когда она отяжелела от бремени, они обратились к Аллаху, своему Господу: «Если Ты пожалуешь нам благочестивого , то лишь к Тебе наша благодарность». (Сура аль-Араф «Преграды». 7:189)

Просто напоминание. Мы никогда не должны винить жену, если она не дает ребенка мужского пола, как это делают некоторые . Это потому, что определение мужского пола присутствует в Y хромосоме мужа и может быть только реализовано только через его сперму.

Есть ли у ребенка душа (рух) до его создания в утробе матери?

Нет. Ребенок не имеет рух (души) до его создания в утробе матери.

Когда ребенок получает душу (рух)?

Мусульманские ученые считают, что человеческая жизнь начинается вскоре после четвертого лунного месяца зачатия, когда плод становится жизнеспособным, то есть достоин жить. Особенное значение имеют определенные события, о которых сообщил Абдулла ибн Мас`уд, который передал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным» ( Аль-Бухари).

Ибн Аббас утверждал, что процесс вдувания духа происходит в течение 10 дней после того, как закончился 4-месячный период. Если плод умер, до этого периода, то не должно быть никакой Джаназа молитвы (заупокойная молитва). Следует также отметить, что процесс вдувания духа — присущ именно человеку. У животных нет рух.

Мусульмане принимают, что душа это то — о чем Аллах говорит в Коране:

«…затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (Сура ас-Саджда «Поклон» 32:9)

«Когда же Я отолью его и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц и бейте челом». (Сура аль-Хиджр 15:29 )

Если бы Аллах не вдохнул в форму глины собственный дух, мы, человеческие существа были бы статуями из глины без жизни и без души . В этом дыхании, которое исходит от Аллаха, и которое мы называем Рух, воплощено все потенциально положительные качества человеческого существа. Вероятно, они должны присутствовать в этом Рух, который входит в плод в утробе матери, и плод становится жизнеспособным вскоре после четырех лунных месяцев зачатия.

Есть ли жизнь до зачатия?

Да. До зачатия существует жизнь. Она заключается в жизни спермотозоидов и яйцеклетки, которые не имеют Рух.

Какова роль крови?

Физически кровь действует только как питательное вещество. Ее можно слить полностью со всего тела и заменить, и человек по-прежнему будет жить и будет иметь душу. Сердце может быть удалено из организма (как это делается с сердцем лягушки, когда его кладут в солевой раствор) и оно будет держать способно качать кровь в течение нескольких дней. Сердце будет живым в течение нескольких дней, но где же все-таки находится душа ?

Если ампутировали одну конечность, в этой конечности нет души, хотя в ней еще содержится жизнь и конечность может быть возвращена в тело. Итак, еще раз, где же находится душа? Все четыре конечности могут быть ампутированы, но душа может быть до сих пор не повреждена.

Тогда душа физически находятся в крови? Нет, потому что кровь может быть полностью слита и заменена. Находится ли душа в зародышевом слое наших половых органов, таких как, семенники и яичники? Нет, потому что душа по-прежнему присутствует при отсутствии наших репродуктивных органов. Хотя мы знаем, что душа так или иначе присутствует в живом организме, мы не знаем, где он находится.

Кроме того, это может быть бесполезным занятием — искать месторасположение духовной сущности, о которой Аллах дал нам очень мало знания. В Коране ясно сказано, что Рух — это божественное дело секрет которого известен только Аллаху. Об этом говорится в Коране:

Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи:

«Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало» (Сура аль-Исра «Ночной перенос». 17:85).

Когда душа вселяется в ребенка? Когда он делает первый вдох уже после рождения? Или когда начинает биться сердце внутри утробы матери? А может быть вообще тогда, когда сперматозоид встречается с яйцеклеткой и образует одно целое? Думаю, этот вопрос интересует каждую беременную женщину, которая вынашивает маленькое чудо. Давайте попробуем отыскать ответ на этот вопрос и рассмотрим существующие версии того, когда же душа вселяется в ребенка.

1. По христианству душа вселяется в момент зачатия. Именно поэтому этой религией аборты на любом сроке считаются недопустимым грехом, убийством не только тела, но и души. Это мнение поддерживают и ученые, которые в недавнем времени провели исследование момента встречи сперматозоида и яйцеклетки под микроскопом и выявили с помощью специального электромагнитного оборудования, что при встрече происходит вспышка света, обусловленная расширением энергии. Ученые предполагают, что именно в этот момент приходит душа.

2. По исламу душа ребенка приходит к нему через 120 дней после зачатия, то есть на четвертом месяце жизни плода. Именно тогда беременная женщина чувствует шевеления ребенка, он реагирует на ее голос, чувства и эмоциями ответными ударами.

3. В иудаизме считается, что душа появляется на 40-й день после зачатия.

4. По мнению многих эзотериков, душа появляется возле женщины еще до того, как в ее лоне происходит зачатие. Душа выбирает своих родителей еще задолго до этого, исходя из того, какие уроки в жизни ей нужно будет пройти и насколько именно эти родители помогут ей это сделать. Не зря многие экстрасенсы видят в ауре женщины душу ребенка, после чего она вскоре беременеет. Само вселение с эзотерической точки зрения происходит в момент физического зачатия ребенка, но при этом душа сжимается в размерах и находится в эмбрионе в спящем состоянии. После шестого месяца душа начинает «просыпаться», готовясь появиться на свет. Не зря семимесячные детки, рождаясь раньше срока, выживают.

5. Бытует мнение, что душа вселяется в ребенка с рождением, когда он делает первый вдох. Вот только источник такого мнения мне неизвестен.

Так как нет единого мнения, когда душа вселяется в ребенка, однозначного ответа никто знать не может. Но со всем уважением к исламу и иудаизму, я, например, не могу согласиться с этими теориями. Как душа может появляться на втором или четвертом месяце жизни плода, если сердечко ребенка начинает биться уже через три недели после зачатия, а на 12 – ой неделе у ребеночка появляются линии на руках и формируются отпечатки пальцев. Ведь известно, что эти линии отражают судьбу человека в этом воплощении! Как же на этом этапе у малыша не может быть души? Откуда тогда появляются линии судьбы?

А как же известные случаи гипноза, когда с помощью регрессии человек вспоминал свою внутриутробную жизнь? А слышали, в психологии есть понятие «абортный ребенок»? Так называют нежеланных детей, матери которых, узнав о своей беременности, хотели сделать аборт, но потом в последний момент по какой-то причине передумали. Такие дети рождаются с поврежденной психикой, часто у них наблюдаются суицидальные наклонности, так как еще в утробе они почувствовали себя ненужными и отвергнутыми. Вот и спрашивается, как это может влиять на психику взрослого человека, если у него на тот момент не было души? А ведь женщина узнает, что беременна в первый же месяц после зачатия!

А как же случаи, когда женщина узнает, что беременна сразу после зачатия чисто интуитивно, не имея еще никаких признаков наступившей беременности? Она просто чувствует в своем энергетическом поле новую, неведомую ей ранее, энергию.

Я не претендую на истину в последней инстанции, но я убеждена, что душа ребенка действительно выбирает своих родителей задолго до того, как они вообще решили заводить малыша. А само подселение души происходит непосредственно в момент зачатия. Если вы не согласны с моим мнением, и знаете, когда душа вселяется в ребенка, пишите об этом в комментариях, эта тема всегда открыта к обсуждению!

С любовью, Юлия Кравченко

Вопрос:

Откуда приходит душа перед зарождением — спускается с неба на землю? Где она была до рождения, появления в человеке?

Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков):

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это «тайна, ведомая одному Богу». Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.

Душа человека

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Размышления о бессмертной душе»

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый, тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли», » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

О душе на «Правмире»

    • О духе, душе и теле
    • Дух, душа и тело
    • Бессмертна ли душа?
    • Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви.
    • Как выглядит душа после смерти?
    • Какого размера душа
    • Почему болит душа?
    • Вглядитесь в свои души, живы они или мертвы?
    • Душа и тело – как они соотносятся в православии?
    • Спасение души — это не прихоть и не игра
    • Как оживлять свою душу
    • Детям о душе
    • Работа над душой
    • Бог — в душе?
    • «Бог в душе»… А как ты смог пригласить Его туда?
    • Кто, как и зачем продает душу? (Расследование)