Кольми паче вас

Взгляните на птиц небесных… Посмотрите на полевые лилии… (Мф. 6:26–30)

Смотрите, как Господь печется о Своих созданиях: ВЗГЛЯНИТЕ, – говорит Он, – НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ, которые так беззаботно летают в воздушных пространствах: ОНИ НИ СЕЮТ, НИ ЖНУТ, НИ СОБИРАЮТ В ЖИТНИЦЫ; И, однако же, не умирают с голоду, ибо ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ ПИТАЕТ ИХ. Если же Бог так печется о низших, неразумных тварях, то ВЫ, дети Его, НЕ ГОРАЗДО ЛИ ЛУЧШЕ ИХ? Ваша жизнь в очах Божиих дороже жизни птиц; ваша душа носит на себе образ Божий; она разумна и безсмертна; ужели Бог забудет вас? Ужели не даст вам того, в чем вы имеете нужду? «Не сказал Спаситель, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – смотрите на птиц, они летают, а это человеку невозможно; но сказал: смотрите, они питаются без заботы. А это и нам, если захотим, легко исполнить. Это доказали те, которые самым делом все исполнили. Тем более дивись мудрости Законодателя, Который мог привести в пример людей и указать на Илию, Моисея, Иоанна и подобных, не заботившихся о пище; но дабы сильнее поразить слушателей, упомянул о безсловесных. Если бы Он указал на тех праведников, то слушатели могли бы сказать Ему, что мы еще не сделались подобными им. А теперь, когда Он умолчал о них и привел в пример птиц небесных, то пресек всякий случай к извинению. Итак, если Бог имеет толикое попечение о вещах, сотворенных для нас, то кольми паче о нас самих; если печется о рабах, то кольми паче о самом господине». Да ничего человек и не может достигнуть одним своим суетным попечением. Вот тому доказательство. Бог каждому из нас даровал душу и тело; душа пребывает всегда одинакова, а тело растет ежедневно. ДА И КТО ИЗ ВАС, ЗАБОТЯСЬ (одними своими заботами), МОЖЕТ ПРИБАВИТЬ СЕБЕ РОСТУ ХОТЯ НА ОДИН ЛОКОТЬ? Или кто может одними своими попечениями, без Божией помощи, продлить жизнь свою хотя бы на один час? Все это – не в нашей власти: это Божие дело. «Как телу, – говорит Златоуст, – при всем попечении твоем, нисколько не можешь прибавить роста; так точно не можешь снискать и пищи, хотя считаешь это возможным.

Значит, не наше старание, но Божий Промысл приводит в исполнение все то, что, по-видимому, совершаем мы сами. Ибо если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом – ничто не поможет нам, но все будет тщетно». Зачем же и мучить себя попусту излишними заботами? Вот почему преподобный Сирин говорит: «во всю жизнь мою жал я, шил и плел; но при всем том, если бы рука Божия не питала меня, не мог бы я прокормиться». Одежда не так необходима, как пища; поэтому о ней еще меньше надобно безпокоиться, чем о пище: И ОБ ОДЕЖДЕ ЧТО ЗАБОТИТЕСЬ? – глаголет Божественный Учитель. Подумайте, что такое одежды? «Это, – говорит митрополит Филарет Московский, – памятник нашего грехопадения; это защита от стыда телесной наготы, которой не знал человек в раю, пока не преступил заповеди Божией; это напоминание о той победе, которую одержал над нами враг-искуситель; это слабое средство для временного сохранения нашего бренного тела от холода и сырости, от болезней и смерти… Что же после этого делают те, которые с такой заботливостью, наперегонки один перед другим, стараются блистать красотой и великолепием своих одежд? Чем они гордятся? Разве гордится больной красотой повязок на своих ранах, или раб – своими оковами? Не все ли равно для больного, будут ли его повязки златотканые или простые льняные, а для раба оковы – из чистого золота или из ржавого железа? А между тем посмотрите, как иногда на улице без внимания проходят мимо нищего, просящего мелкой монеты на хлеб насущный, и тысяч не жалеют для ненужного украшения своего тела!… А сколько тратится времени на суетные заботы об этих нарядах и уборах?… Прилично ли это для учеников Христовых? Не оскорбительно ли для Христа Господа? Послушайте, как Он пристыжает все эти излишние попечения: ПОСМОТРИТЕ, – говорит Он, – НА ПОЛЕВЫЕ ЛИЛИИ!» Посмотрите на эти прекрасные белые полевые лилии, на все это безчисленное множество цветов, украшающих землю: КАК ОНИ РАСТУТ; о них не заботится попечительная рука человека, не заботятся и сами они о своей красоте: НИ ТРУДЯТСЯ, НИ ПРЯДУТ. А между тем, рассмотрите внимательнее их дивные одежды, сотканные рукой Творца: какое безконечное разнообразие рисунков, какие неподражаемые для искусства человеческого оттенки в красках! Ваш взор встречает в них и пурпур утренней зари, и лазурь свода небесного, и белизну снега, и синеву воздуха, и красноту огня, и блеск золота… НО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО И СОЛОМОН, этот славнейший и богатейший из царей древности, ВО ВСЕЙ СЛАВЕ СВОЕЙ НЕ ОДЕВАЛСЯ – во всем своем истинно царском величии не одевался так великолепно и роскошно, – ТАК, КАК ВСЯКАЯ ИЗ НИХ, как один из этих нежных, чистых, столь разнообразных цветков…

«Если же, – говорит святитель Златоуст, – даже этот мудрейший царь не мог сравниться красотой одежд с полевым цветком, то тебе ли превзойти когда-либо их красоту? Между одеждами и цветами такая же разница, как между истиной и ложью». Как бы искусно ни были раскрашены одежды, все же это – только мертвая подделка человеческого искусства под природу, а не сама живая природа – дело рук премудрого Творца. «Разве у царя Соломона не было златотканых одежд, драгоценными жемчугами и самоцветными камнями украшенных? – размышляет святитель Димитрий Ростовский. – Кажется, как можно сравнить бедный полевой цветок с богатым царем Соломоном? Соломон – в царской порфире, а цветок – в своих листочках; Соломон – в царских палатах, а цветок – на поле, ветром колеблемый; Соломон – на престоле, а цветок – низко на земле; к Соломону никто не смеет подойти, а цветок всякий топчет ногами; Соломон царствует во славе своей много лет, а цветок – день, два, иногда неделю цветет»… Почему же Господь наш поставляет цветок полевой выше всей славы Соломоновой? Да потому, что Соломон, хотя имел и много всяких богатств, златотканых одежд, драгоценных царских украшений, однако же, все это имел не от природы своей, а приобрел со стороны; он родился таким же нагим, как и прочие люди; а цветок ни от кого своей красоты не заимствует, ни у кого ничего не берет, но все, что имеет, у него – собственное, природное, Богом ему данное, а потому он богаче, и прекраснее, и славнее самого царя Соломона. ЕСЛИ ЖЕ ТРАВУ ПОЛЕВУЮ, КОТОРАЯ СЕГОДНЯ ЕСТЬ, если уж эту ничтожную полевую траву, которая ныне так красуется, А ЗАВТРА БУДЕТ БРОШЕНА В ПЕЧЬ, а завтра будет скошена, засохнет и будет брошена в печь, БОГ ТАК ОДЕВАЕТ, так дивно, прекрасно украшает, КОЛЬМИ ПАЧЕ ВАС, МАЛОВЕРЫ! «Неужели, – говорит Златоуст, – Он не заботится о тебе, существе, лучшем из всех земных существ, созданном для вечной жизни? Если Бог и сену дает то, что вовсе ему не нужно, – ибо нужна ли его красота огню? – то как Он тебе не даст то, в чем ты имеешь нужду? Если и самое последнее Свое творение Он украсил с избытком, и это не по нужде какой, а для великолепия, то кольми паче украсит тебя, существо самое дорогое из всех. Зачем же тебе мучить себя суетной заботой, как будто Промысл Божий меньше занимается тобой, чем увядающей травой?..» Какой кротостью дышет это обличение Спасителя! Он не упрекает слушателей в неверии. Какая Божественная мудрость видна в самом указании на природу: говоря о пище, Он указывает на птиц; но почему же, говоря об одежде, Он не приводит в пример тоже птиц или других животных? Мог Он назвать многих из них, разукрашенных. Потому, что желает показать ничтожность травы и блеска красоты, данной этой ничтожной траве.

«Описав красоту лилий, – говорит Златоуст, – Он же позже не называет их лилиями, но травой полевой, даже не довольствуется и этим названием, но еще, с другой стороны, показывает их ничтожность, говоря: «сегодня есть». Затем, Он не говорит: этой травы на другой день уже нет, но еще более унижает, говоря: «будет брошена в печь». Он не сказал просто: Бог одевает, но «Бог так одевает». Видишь, как Спаситель постепенно все более и более усиливает Свою мысль? И делает Он это для того, чтобы сильнее воздействовать на Своих слушателей. Для этого же Он с особенной выразительностью и силой прибавил: «кольми паче вас», вас, которых Бог одарил душой, для которых образовал тело, для которых сотворил все видимое, для которых послал пророков, которым дал Закон и соделал безчисленные блага, для которых предал Единородного Сына, и через Него сообщил безчисленные дары? Как же после всего этого не назвать вас маловерами?» «Что же, – вопрошает святитель Филарет Московский, – неужели все должны отвергнуть всякое благолепие и облечься в рубища? Нет, никто этого не требует. Божественный Учитель обличает только попечения излишние, суетные, пристрастные. Всем известно, что и Сам Он носил драгоценный нешвенный хитон, который пожалели раздрать разделявшие ризы Его». И в одежде должно наблюдать благоприличие. Но попечение без конца, пышность без меры, расточение без цели, ежедневные смены уборов, рабство перед модами – вот что осуждает Спаситель.

> Оглавление >

32. Господь жизни (Матфей 6:26-34)

Взгляните на птиц небесных:
они не сеют,
ни жнут,
ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их.
Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь,
может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут:
не трудятся,
ни прядут;

Но говорю вам,
что и Соломон во всей славе своей
не одевался так, как всякая из них;
Если же траву полевую,
которая сегодня есть,
а завтра будет брошена в печь,
Бог так одевает,
кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь
и не говорите: “что нам есть?”
или: “что пить? “
или: “во что одеться?”
Потому что всего этого ищут язычники,
и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете
нужду во всем этом.
Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его,
и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне,
ибо завтрашний сам будет заботиться о своем:
довольно для каждого дня своей заботы.

Своим примером свободы от забот Иисус призвал людей поднять глаза и посмотреть наверх. Там, над головой, – свободные от какой-нибудь видимой поддержки птицы, парящие под небесным сводом. Он мог указывать на скалистых голубей, живших в огромных количествах в долинах вокруг Галилейского моря и взлетавших тучами, вызывая крыльями сильные порывы ветра. В то время как человек, по Божьему установлению, должен возделывать землю, а потому – смотреть за течением природного цикла роста, эти твари живут одним днем: они не сеют и не жнут. Кто же их кормит? “Отец ваш Небесный питает их” (Иисус не говорит, что Он – “их Отец”).

…спроси у скота, и научит тебя, —
у птицы небесной, и возвестит тебе;
Или побеседуй с землею, и наставит тебя,
и скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает,
что рука Господа сотворила сие?
В Его руке душа всего живущего
и дух всякой человеческой плоти .

Это учение о земле и скоте поясняет Иисус. Для них Бог – Творец и Он “дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему”; но для верующих Он – Отец, а потому “не дороже ли они многих малых птиц”? Человек обременяет себя заботами, потому что сравнивает один день с другим и один год с другим. Поистине, он создан по образу Божьему, чтобы предусматривать ситуацию и заботиться о будущем, и он не был бы в полной мере человеком, если бы не использовал свои способности. Однако Иисус умышленно выбирает в качестве примера тех, кто не может “собирать в житницы”, чтобы показать, что и человеческая жизнь, в конце концов, не зависит от наших накоплений на будущий год; если, подобно птицам, человек зависит от Бога, почему он должен быть снедаем тревогой о том, будет ли приходящий год лучше или хуже предыдущего? Он может смотреть вперед, когда сеет для того, чтобы собрать урожай, но, если он несет будущее на своих плечах, как тяжкое бремя, он может уничтожить зачаток жизни духа, содержащий в себе обетование того, что, действительно, является жизнью. “Пусть он довольствуется тем, что он – человек, что он зависим, что он – создание, настолько мало способное поддерживать себя, насколько и сотворившее себя. Но если человек забудет Бога и сам станет заботиться о своем поддержании, то его участью станут материальные заботы” .
В стихе 27 мы встречаем слово, ассоциирующееся с мерой длины, а если расширить его смысл – с продолжительностью времени. Оба варианта использования слова встречаются в Новом Завете. Здесь это слово переводится как “локоть” – мера длины, равная 45 сантиметрам; но не спрашивает ли псалмопевец о “мере” дней своих и не говорит ли: “Вот, Ты дал мне дни, как пяди…” О “возрасте” в этом контексте сказано с “привкусом” иронии: забота не удлиняет жизнь, а укорачивает ее. Самый верный рецепт удлинения жизни – понять наше бессилие в этом вопросе, а потому – оставить это Тому, Кто имеет над этим власть: “Человек не властен над духом, чтобы удержать дух” .
В то время как птицы учат нас тому, что бессмысленно сравнивать наши возможности с чужими, следующий пример показывает нам глупость сравнения наших обстоятельств с чужими. Такие сопоставления порождают тревогу, потому что необходимость в тепле и правила благопристойности объясняют лишь малую долю наших забот об одежде. Гораздо больше это беспокойство связано с социальными стандартами, желанием произвести впечатление на других или завистью к тому, что имеют другие. Наши стандарты относительны: почти всегда мы сравниваем себя с теми, кто стоит выше нас по социальному положению или средствам, и потому мы убеждаем себя, что не требуем чего-то чрезмерного, желая не отличаться от них в одежде, жилье, стиле жизни, расстояниях, которые они преодолевают, путешествуя в выходные, или в деньгах, которые они тратят на разбивку сада. От дамского лака для ногтей до лошадиных сил автомобиля, – все внешние оболочки жизни способны вызвать у нас чувство неполноценности; мы можем с насмешкой отрицать мысль, что, возможно, еще неосознанный нами червь зависти подтачивает наш бутон розы и губит благоуханье жизни.
Только очень молодые или очень глупые желали бы подражать роскоши абсолютно другого, чем их собственный, общественного класса. Однако Иисус показывает пустоту всех этих сопоставлений, приводя великолепный пример: Соломон в пышном царском наряде. Таких сравнения отличаются только уровнем: каждая ступень вверх ведет только к подражанию тем, кто стоит рангом выше. С большими усилиями мы достигаем той степени комфорта, который, как нам кажется, удовлетворяет в этот момент наше честолюбие. Через десять лет материальный расцвет уничтожает предмет наших вожделений, то, что доставляло нам горячее удовольствие, теперь воспринимается нами неприязненно: мы должны продолжать приобретать что-то большее. Иисус говорил, что нет предела человеческому тщеславию и нет конечной нормы, кроме вершины блеска и пышности. “Посмотрите на полевые лилии”, – предлагает Иисус. Чтобы рассмотреть эти цветы, человек должен наклониться, больше того, он должен смирить себя и забыть о сравнении себя с другими. Лилии некрикливо прекрасны: они не стремятся быть такими же, как соседние цветы, и не присваивают себе молчаливого права считаться лучшими. Они “не трудятся, не прядут”. Они являются тем, что они есть, естественно и без забот, – хотя и не без невероятной энергии корней, прожилков, листьев, растительной физиологии и биохимии. Недолгая красота галилейской весны дает много примеров, служащих этой идее: ирис, лютик, густо-пурпурный арум, – все они могут быть использованы для сравнения, как и лилии, упомянутые Господом; то же можно сказать и о местных гладиолусах, разные сорта которых “растут среди злаков, часто заглушая их и освещая чистое поле своими разными оттенками розового, фиолетового, пурпурного и синего” . Когда видишь ярко-алый цвет анемонов, можно быть уверенным, что именно их можно сравнить с одеянием царей Израиля. В этих цветах нет изъянов точно так же, как и в прекраснейшем атласном наряде человека.
Однако каков же их конец? Не успев отцвести, они будут скошены вместе с травой или соломой, которые за день высыхают на солнце и превращаются в мгновенно сгорающее топливо. Несколько пучков будет брошено в домашнюю печь – яму в земле около метра глубиной и шириной, облицованной изнутри обожженной глиной. Они вспыхнут и дадут хорошее тепло. Затем топливо будет вынуто, а керамическая стенка протерта от слоя сажи и пепла, и к горячим стенкам будут прилеплены очень тонкие лепешки из теста. Через несколько минут они – готовы. А что топливо? Ушло в огонь и дым, горсть же золы выброшена на землю, – таков конец великолепию лилий.
В пророчестве Исаии красота полевых цветов – это прообраз человека, который увядает, как трава, под горячим ветром пустыни , что является уроком быстротечности. Иисус привлекает внимание к тому, что “Бог так одевает” лилию, “которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь”, то “кольми паче вас”. Путь улаживания различий должен уже был быть найден в пророчестве: “…слово Бога нашего пребудет вечно… А надеющиеся на Господа обновятся в силе…” Дети Отца Небесного, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” . Это и есть основа сравнения, сделанного Иисусом. Если Бог так украшает лилии, живущие всего несколько дней, то что Он сделает для сыновей вечности? На вывод указывает укоризненное обращение “маловеры!” Греческое слово, переведенное так, свойственно именно Матфею , а также использовано в параллельном месте у Луки (12:28).
Иисус, этими двумя примерами, взятыми из природы, достигает цели, основанной на общем для него и евреев фундаменте. В первую очередь предполагается, что природа – это единство: если бы растения, птицы и человек не принадлежали к одной системе, то не было бы никакого смысла в подобных иллюстрациях из-за отсутствия обоснованной почвы для объяснения одного другим. Слова Иисуса связаны с учением о Сотворении мира. Поэтому же его мысль основывается на союзе с Богом, на уверенности в постоянстве Его характера, Его образа действий и всеобщности Его власти, а это может быть верным только по отношению к Богу, Который Один и вне конкуренции. Бог существует в единстве с Самим Собой и во всеобщности Своего верховенства. Все зависит от Него; в то время как Иисус вполне осознает существование зла, даже только этих фраз было бы достаточно, чтобы показать, что он не признает зло как власть личности с определенной сферой, ей принадлежащей. В основе этой мысли лежат сравнения, высказанные устами Исаии: “Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это” . Все имеет свое начало в едином Боге, и все в Нем продолжает существовать; ничто не может существовать независимо от Него; все служит Ему .
Однако, в то время как все сохраняется в виде единства внутри Его всеобщего Духа, не все имеет одинаковую ценность и значение, поэтому Иисус мог сказать, используя сравнение “…кольми паче…” (т. е. насколько больше). Положение и порядок внутри системы творения определен целью, а поскольку цель Бога выражена словами “правда” и “спасение”, то самое высшее место в системе всего сотворенного было отдано человеку. Господь, чье имя превосходит все на земле, “помнит” человека и “посещает” сына человеческого, потому что Он сотворил его, чтобы “славою и честью увенчать его”, и “поставить его владыкою над делами рук” Своих . Все сотворено по Его “воле” , и человек, созданный подобным Богу, по своим потенциальным возможностям предназначен для собственного Божьего сердца.
Применить эти мысли при рассмотрении сказанного о птицах и лилиях – это не простая банальность. Человеческие теории довольно часто шли в противоположную сторону от этой веры в единство творения, связанного с единством Творца; если для иудеев это было частью общего мировоззрения, причина этому должна быть найдена в Писаниях, которые признавались ими, а не в их собственных мыслях. Что касается Иисуса, мы можем быть уверены, что это не было воспринято им подсознательно, как воздух, которым мы дышим: это была реальность, которую нужно было понять с глубокой проницательностью и любовью – сердца, души, разума – к Господу, Который дает все. Если в сознании Иисуса цветы, птицы и рыбы могли дать урок Божественного провидения, причина заключалась в том, что за всем творением стоит Слово Божие, которое привело к созданию всего этого. Таким образом, от лилий мы возвратились назад, к великому уроку первого искушения: слово – это действительность, стоящая за явлением, и в Слове люди находят жизнь.
Есть люди, которым эта истина неизвестна. Не имея знания о Боге, они проживают свои жизни в лихорадке и раздражении от забот, по сути несущественных. Они “отчуждены от общества Израильского”, “безбожники в мире”, “чужды заветов обетования” Бога , не признают Его власти и не верят в Его провидение. Они – “язычники”, ищущие удовлетворения своих нужд в еде и одежде и укрепления своей общественной репутации. Они надеются только на свои собственные усилия и стремятся добиться уважения других людей, а потому их жизни превращаются в погоню за беспрестанно исчезающим материальным.
К ученикам же Христа приходит уверенность: “Отец ваш Небесный знает” ваши нужды. Для язычников все вещи и то, что они олицетворяют, имеют потребительскую ценность, а сознание и жизнь учеников устремлены к другому. Им было сказано: “Ищите же прежде…”, – чего? Они должны искать “Царства Божия и правды Его”, славы Божией и стремиться увидеть Его лицо. Нужно сказать, что им следует хотеть не получить, а отдать; отдавая себя Богу, они станут обладателями самого высшего и дорогого сокровища, а удовлетворение их жизненных нужд приложится в избытке Его щедрости. Не отягощайте себя заботами о завтрашнем дне: завтра принадлежит Богу. Горе и несчастья должны быть уроком жизни, но размер их – в руках Бога, и каждый день может принести свою собственную заботу.
Примечания к главе 5.3
1. Иов 12:7-10
2. Псалтирь 146:9; Иов 38:41; Матфей 10:31; Лука 12:7
3. S. Kierkegaard “Consider the Lilies”
4. Псалтирь 38:5-6
5. Екклесиаст 8:8
6. Hastings’ Dictionary of the Bible
7. Исаия 40:6-8
8. Исаия 40:8, 31
9. 1-е Петра 1:23-25
10. Матфей 8:26; 14:31; 16:8
11. Исаия 45:5-7
12. Псалтирь 118:91
13. Псалтирь 8:5-7
14. Откровение 4:11
15. Ефесянам 2:12

Мф. 6:28
28 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут»
(Синодальный перевод)

Христос был велик не только в великих вещах: в создании людей и миров, но и в малых вещах. Он говорит: «Идите и поучитесь у лилий…» Чему вы будете учиться? Во-первых — терпению, во-вторых — тишине. Они не тревожатся о своей одежде, и они бедны. У них есть только два тела. — У них нет Тела желания и Тела мысли.

В новой Божественной жизни, прежде всего, требуется спокойствие тогда, когда у нас ничего нет, а не тогда, когда у нас есть все и мы ни в чем не нуждаемся. Вечером, ложась спать, вы снимате свои украшения, солдат вечером оставляет свое ружье, свой рюкзак и теперь он свободен. Идите и посмотрите на лилии — они белого цвета. Не может человек быть спокойным, если он не бел, если не чист. У человека от его прошлого остались осадки, а они не несут тихой и спокойной жизни. Все люди беспокоятся: проповедники, чиновники, государственные мужи и прочие. Твое беспокойство — это движение, первоначальный импульс к движению. Мы должны понять закон движения — он в том, что Господь работает в вас. Не беспокойтесь. Вот лилия: ее топчут ослы, а она все растет и дает все лучшие и лучшие цветы. Нужно спасать себя с помощью искусства — лилия поняла это искусство.

Многие христиане похожи на того отшельника, который двадцать лет прожил высоко в горах и, когда счел себя чистым и святым, решил спуститься в город, к своему брату, который был сапожником. Отшельник слепил снежный шар и спустился к брату, чтобы показать ему, что он чист, как этот снег. Но к брату пришла женщина, чтобы снять мерку для обуви. Брат спокойно снял мерку, а отшельник посмотрел на приподнятую полу ее платья, увидел ножку женщины, и его снежный шар начал таять. Сапожник говорит ему: «Братец, твой снег тает» — двадцать лет святой жизни растаяли от одной женской ножки. И святой сказал себе: «Почему я двадцать лет был так глуп, что не женился и не завел детей?» И так же тает двадцатилетний мир женщины от ноги какого-то мужчины, так же тает двадцатилетняя жизнь из-за десяти мер золота, и прочие, и прочие примеры. Эта параллель является не эпизодом в жизни — мы свидетели, как каждый день люди таят (Учитель приводит пример героини Ибсена, Ирины, сбежавшей из-за мраморной статуи). Жизнь — это не поцелуи — и Иуда целовал Христа. Сколько сердец разбито поцелуями! И кошки улыбаются мышам…

«Идите к лилиям — говорит Христос — их снег не тает». Цвет Христа не тает. Евреи были избранным народом, и у них было тридцать шесть тысяч обещаний от Бога, но их снег расстаял от женской ножки; они закалывали коров, овец, они ставили статуи во имя Бога, но снег их растаял. Вы хотите подвизаться в духовной жизни, и я вам говорю: «Учитесь у лилий».
Есть три уровня в мире: физическое поле, атмосфера и свет. Физическое поле — это основа, атмосфера — это влияние и действие сил, которые работают, а свет — это отношения между живыми и разумными существами. Господь возлюбил мир, то есть Он спустился для того, чтобы научить людей, как друг к другу относиться.

У женщины одежда цвета лилии и она говорит мужчине: «как это чисто и бело!» Но после того, как священник прочитает над ними последнюю молитву, спустя три месяца белый снег начинает таять. Я хочу, чтобы эта лилия росла в вашем сердце. В природе она растет хорошо, но она редко бывает в сердцах, в детях, в народах, она редко бывает в церкви, я и в проповедниках редко находил эту лилию. Сейчас я сюда пришел, я иду по земле и я с вами, чтобы посмотреть, где какие лилии и как они растут.

Женщины виноваты — они оказались причиной, они выгнали Бога из рая. Я не сужу вас, но говорю истину. В царстве Божьем нет мужчин и женщин — все люди. Если туда войдут мужчины и женщины, они все там испортят. Не для того, чтобы обидеть — я вам так говорю, потому что вы люди и снег ваш не должен растаять.

Если бы у меня были миллионы, людей вокруг меня было бы больше. Мое положение, как у дервиша, что пошел в баню купаться: он выкупался, но денег заплатить у него не было. Банщик, однако, требовал плату, и дервиш помолился: Господи, или дай мне один грош, чтобы заплатить, или снеси эту баню!» И вот, снаружи что-то затряслось, банщик вышел посмотреть, что происходит и дервиш освободился. Потом он увидел ходжу, который молился,и ходжа ему сказал, что молится за один грош… И все люди молятся, чтобы получить деньги от Господа, но это не Его деньги, не Он их создал. Они в земле, и мы, зная закон, добудем из земли золото и нарубим его на монеты.

Но вернемся к лилиям. Христос посылает к ним своих учеников. Их чашечка открыта вверх, то есть взгляд направлен к Богу, к Животворящему Духу, и если ваши сердца открыты Богу, они будут чисты, как лилии. Мы должны расти, как лилии, и не нужно смешивать Божественный мир со светским. Блага, которых мы хотим для себя, нужно желать и давать всем остальным — это закон. Чтобы расти, развиваться и каждый день нужно закладывать по одному камню.
Самое главное, что нам говорит Христос, это чтобы мы остановились, то есть, посмотрели внутрь себя. В людях есть желание двигаться в разные стороны. Нет, остановитесь как лилия, обратитесь к Богу, посмотрите внутрь себя. И тогда ваш снег не растает. Уже восемь тысяч лет снег людей все тает и тает. Приходят ко мне люди и говорят: «Вот этот человек отнял у меня покой», что означает: «Растаял шар моего снега». Я хочу, чтобы символ «женской ножки» понимался в широком смысле. Святой приносил снег извне, а снег его брата-сапожника в нем самом, в его сердце. Так и вы — будьте всегда довольны. Вот эти страдания, которые есть в мире, они чем-то управляются: пуля солдата управляется умной интеллигентной силой. Если вы побеждаете, вы на месте сапожника, если побеждены, значит снег ваш начал таять.
Мы часто можем заниматься внешними вещами. Лилия все получает от Солнца, от ветра и влаги. И мы должны остановиться, как остановился сапожник, как остановилась лилия, и Господь будет работать над нами. Забудьте иллюзии своей жизни, возьмите существенное, как в дорогу: вы ведь берете с собой в дорогу не весь свой дом, вы берете только то, что необходимо. Носите при себе только необходимую сумму, и когда вас поймают разбойники, отдайте им деньги. Не будьте, как тот адвокат, который никогда не носил с собой денег, и когда его в дороге поймали разбойники, ему нечего было им дать. Они побили его, а он пообещал, что теперь он будет носить с собой деньги. Если ты не ученый человек, если не известен, не богат, если у тебя не получается и т.п., то это причина, почему твой снег тает. Снег — это символ воды, она не должна теряться. Никогда наше Божественное желание не должно менять свое направление движения. Каждая жизнь растет в определенном направлении: растение растет внутри круга, животные — внутри цилиндра, а люди растут в спирали, которая постепенно поднимается вверх, к Богу. Взгляды и поцелуи для меня одно и то же. Если вы раздражаете сами себя, это говорит о том, что центры спирали вашего роста не правильно расположены.

Лилия — это великий дух-Херувим, который всегда стоит перед лицом Бога и который невозможно подкупить. Заключений я делать не буду. Я желал бы, чтобы вы были и в положении святого, спускающегося с гор, и в положении сапожника. Я желал бы, чтобы вы были и на месте Моисея у купины. Идите к этой великолепной белой лилии, которая сеейчас растет в Болгарии всюду, и знайте, что вы будете добры, что будете служить своему народу.

Аминь
Воскресенье, 10-12 ч.

Толкование Евангелия на каждый день года.Понедельник 26-й седмицы по Пятидесятнице

Лк, 65 зач., 12, 13—15, 22—31

Некто из народа сказал Иисусу: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

«Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», — обращается ко Христу некто из народа. Этот человек ошибся дверью, ибо Христос — не из числа раввинов, в обязанности которых входило решение подобных юридических вопросов. Христос пришел не для этого. Он пришел не для того, чтобы вершить на земле земной суд, Он пришел спасти нас. Обратите внимание на ценности Его суда: «Смотрите, берегитесь любостяжания, — говорит Он, — ибо жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения». Мы все склонны вольно или невольно думать, что ценность жизни измеряется тем, что человек имеет, или тем, что он делает, — все зависит от богатства его дарований, материального богатства, богатства возможностей. Господь же видит жизнь иначе, совершенно противоположно этому. Служение Господа — в благовестии Царства Небесного и в призыве к покаянию в грехах, корнем которых является сребролюбие.

«Деньги не пахнут» — так ли это? Что сказать о Ветхом Завете, где деньги — благословение, прежде чем стать проклятием? Сребролюбие — не в богатстве, а в преувеличенном желании материальных благ, в том, что человек не думает о других. На языке и в мыслях у него — только деньги: как умножить их и что можно сделать с этими деньгами для своей выгоды. Сребролюбие — бесчеловечно, противно Евангелию Христову, потому что оно ожесточает сердце. Оно — бессердечно. Оно несовместимо с верой, с доверием Богу. Когда деньги становятся абсолютной ценностью, в жертву им приносится все остальное. Временные блага имеют относительное значение для тех, кто хочет достигнуть жизни вечной. Иначе говоря, ни за какие деньги нельзя купить спасение. Может быть, и для этого человека богатство будет означать невозможность идти вслед Христу. Может быть, и для него за этим вопросом о наследстве стоит выбор — Бог или богатство. Сутяжники по наследству, потерпевшая сторона — это, увы, во все времена, всегда! Как всегда — люди, не понимающие, что Христос — не Судья по наследству. Сколько требуется проповедей, молитв, Божественных литургий, чтобы все христиане хорошо это поняли! И начали познавать Христа таким, каков Он есть, — в Его истине, в Его Крестных Страданиях, в Его любви к нам. Ибо Он пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком.

«Посему говорю вам, — говорит Христос, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды». Однако жизнь земная, как мы знаем, это пища и одежда. Как же мы обойдемся без них? Господь предупреждает Своих учеников против греха, в котором отделение земного от небесного столь же страшное, как отделение души от тела, то есть смерть. Пища и одежда необходимы для жизни, но цель, к которой мы идем, несравненно более прекрасна, чем средства, употребляемые для этого. Самая прекрасная пища и одежда, какая есть на земле, — из земли. А жизнь наша — от дыхания Божия. Бог дал нам душу и тело, и Он всего Себя отдает нам на Кресте.

Если мы воспримем эту тайну и будем заботиться о наших душах, о вечности — о том, что больше, чем земная жизнь, — тогда нам станет понятно, что Бог, несомненно, позаботится об остальном. Мы знаем чудесные примеры из Священного Предания — как преподобная Мария Египетская ушла в пустыню всего с несколькими хлебами на много лет подвига. Вообще все жизнеописания святых полны рассказов о том, как малое количество пищи при благодати Божией, иногда несколько зерен, оказывалось достаточным, чтобы поддержать телесные силы человека.

Кто-то скажет: это же святые, а как же так может жить простой человек? Святые потому и святые, что научились от Господа, услышали эти Его слова: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь не обещает, что жизнь у нас будет в роскоши, в пирах, но Он твердо обещает все, необходимое человеку для жизненной дороги. Эти пиры и роскошь только мешают человеку идти, а то, что полезно ему, что укрепляет его силы, чтобы достойно проходить путь, ведущий к Богу, Он, несомненно, нам даст.

Некоторые говорят: что стало бы, если бы все стали жить, как эти пустынники, монахи, перестали бы трудиться, только молились бы — что бы стало с миром? «На земле наступил бы рай», — отвечает преподобный Силуан Афонский. Господь бы явил Свое чудо, мы бы все увидели, как Он может и сегодня, и всегда пятью хлебами не только пять тысяч напитать, но пять миллионов, и пять миллиардов. Но Он хочет прежде, чтобы мы исцелились пятью Его ранами от той тяжкой болезни, которой все мы больны. И научились принимать от Него Хлеб Небесный — все, что у Него есть, всю жизнь, которую Господь предлагает нам.

Но так горестно наше ослепление, так велико падение человека, что Бог посылает человека учиться у низшего творения. Он говорит: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их». Бог питает их, и они поют среди ветвей. Вот жизнь какая! То есть они непрестанно молятся и возносят Господу своему хвалу. И если бы мы не были угнетены многозаботливостью о завтрашнем дне, мы бы точно так же радостно пели среди небес, находясь на земле. Мы бы доставали небо уже сейчас. Не о птицах же небесных столько промышляет Господь, а о том, чтобы мы стали существами и земными, и небесными.

И посмотрите с размышлением на цветочки полевые. Есть много доброго и полезного, чему они нас научают на каждый день. Задумайтесь о том, какие они хрупкие. Они — трава полевая. Но и всякая плоть — трава, говорит нам слово Божие. Завтра эта трава полевая, пройдет немного времени, засохнет и будет брошена в огонь.

Мы не должны думать, во что мы оденемся завтра, потому что завтра, может быть, нам понадобятся совсем другие — погребальные — одежды. Цветы не трудятся, не прядут, но посмотрите, как прекрасны они! Посмотрите, как и из чего они растут! Корни их зимою погребены под землей, и кажется, уже вообще никаких цветов не будет, но когда наступает весна, они восходят из-под земли, из этого холода и мрака, вырастают таким сиянием и красотой, что даже Соломон во всей славе своей не имел таких одежд, говорит Господь. Он говорит о том, чтобы мы облекались в Его совершенство и красоту, потому что мы не хотим совлечься со смертью нашей, но облечься, чтобы смертное было поглощено жизнью, как говорит апостол (2 Кор. 5, 4).

Но пусть никто не настраивается на мечтательность. Христос нигде не говорит, что мы не должны для земного трудиться. Это не только законно, это наш христианский долг. Праздность — искушение Бога вместо детского доверия Ему, какое должно быть у души человеческой. Мы должны трудиться для земного, но есть несравненно более надежный и легкий, хотя трудный путь для того, чтобы все получить нужное нам, — это искание Царствия Божия и правды Его.

Святитель Феофан Затворник говорит, что мы должны исполнять свои каждодневные труды, но — добавляет он образно — как бы прикасаясь к ним только кончиками пальцев. Это не значит, что мы должны их исполнять небрежно. Нет, мы должны так смиренно исполнять земное служение, чтобы кончиками пальцев касаться тайны жизни.

Слово Христово — «не заботьтесь» — великая красота и высота, к которой призван каждый человек. Это и есть заповедь: «ищите прежде всего Царства Божия, и все остальное приложится вам». Следуя этой заповеди Господней, мы можем постигнуть тайну творения мира и человека, тайну Божия воплощения, Креста, Воскресения и Вознесения, тайну преображения всей твари. Все совершил для нас Господь, и нам дается радость — жить с Ним на земле и участвовать в этой тайне, восходя к бесконечно большему.