Кондак рождества Богородицы

Содержание

Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы

Благосклонному вниманию читателей предлагается полный текст кондака на Рождество Богородицы, написанный преподобным Романом Сладкопевцем. К сожалению, о великом песнописце, «Данте новогреков» по выражению исследователя Гельцера, известно немного и удается лишь с большой приблизительностью реконструировать его жизненный путь. Он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Весьма вероятно, что он получил в Эмессе медицинское образование. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, судя по свидетельству Патмосского синаксаря стал дьяконом в Бейрутской церкви Воскресения. Ему пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах.

В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного раждает». С того времени он составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых. Многие из них, написанные его рукой, хранятся в Кирах. По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в преклонном возрасте около 560 г. и был погребен всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Еще в начале XIII в. его могилу видел Антоний Новгородский.

От преподобного Романа до нашего времени дошло 88 кондаков, из которых не все можно с полной уверенностью ему приписать. Однако кондак на Рождество Богородицы несомненно принадлежит именно ему. На сентябрьские праздники следует упомянуть его кондаки преподобному Симеону Столпнику, Архангелу Гавриилу, Воздвижению Креста и Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Однако кондак Рождества Богородицы занимает среди них особое место – и по краткости, и по глубине.

Источник этого кондака – т.н. «Протоевангелие Иакова», текст, созданный не позднее ΙΙ века в среде иерусалимских христиан. Из него позаимствованы истории об отвержении даров праведного Иоакима, его молитве на горе, скорби праведной Анны в саду, пире, устроенном Иоакимом в честь рождения Пресвятой Богородицы и, наконец – рассказ о Введении Пресвятой Богородицы во храм. Первоначальный праздник Рождества Богородицы, введенный в Константинополе в первой половине VI в. при св. императоре Юстиниане, подразумевал также и воспоминание Введения во храм. Кондак на Рождество Богородицы мог быть написан преподобным Романом между 527 и 548 годом, поскольку в нем говорится о как минимум двух благоверных царях, т.е. о святых Юстиниане и Феодоре. Поскольку святая царица Феодора скончалась в 548 году, именно этот год является верхней датирующей границей написания кондака.

Богословие кондака говорит о Рождестве Богородицы как о всемирной радости, освобождении человечества от бесплодия, тления, смерти и погибели. Рождество Богородицы – торжество жизни и святости, ибо рождается Всесвященный Храм Бога и Творца и Питательница Жизни нашей, то есть Иисуса Христа.

Переводчик постарался по возможности точно передать стихотворный размер оригинала, который написан достаточно сложным стихом, подразумевающим как определенное количество слогов не только в каждом стихе, но и его отрезке, так и соответственный порядок ударений.

Песнь Романа

Самогласен:

Иоаким и Анна поношения безчадства

и Адам и Ева от истления смерти

освободились, Пречиста, в святом Твоем Рождестве.

Его совершает и сей народ Твой,

от вины прегрешений он избавлен, взывая:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Моление, а с ним и стенание от бесплодия и бесчадия

Иоакима же и Анны воспринято.

И вошло во уши Господа, и произрастило Плод животворный для мира.

Ведь на горе совершал он молитву,

она же поношенье в саду переносила,

но со радостию

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

О благая, рожденная Анною, как прославлю или воспою Тебя,

ибо Ты – рожденный Храм всесвященнейший?

Иоаким на горе умолял плод восприять от утробы Анны.

И принятой была от святого молитва,

после же чревоношенья радость в сем мире

преблаженная бысть.

Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Дар иногда принес он во храм, и не воспринят остался он,

ведь не хотели воспринять его священники

от неплодного и семя неимущему, и средь Израиля сынов Иоаким был отвержен,

но пришел он потом, и привел с собою Деву

с дарами благодаренья вместе со Анной,

ибо, радуясь днесь,

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Ныне услышали колена Израиля, что родила днесь Анна непорочную,

и все же возрадовались днесь во веселии.

Сделал Иоаким им пиршество, и возрадовались светло они о дивном чуде.

К молитве призвал иереев, левитов,

принес он и Марию, всех посреди их,

чтобы возвеличить:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Жизни поток Ты источила нам, во Святое отданная воспитатися

и насладившаяся пищей ангельской,

во Святых Святая Пребывшая, как речется, Ты и Храм, и Сосуд сей Господень.

Ибо девы Саму Деву с свечами приводят,

прообразуя Солнце – То, что имела

принести для верных.

Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

«О таинство, свершенно на земле», – по рождении Анна воскликнула

ко Создателю, Провидцу и Богу нашему.

– Владыко, Ты услышал мя, как ту Анну, что упрекал Илий священник за пьянство.

Ведь Самуила она рожденного решила

Владыке посвятити, Ты же, как прежде,

даровал ведь и мне:

Неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

«Велие днесь, Благий, мне предстоит, ибо я родила Деву, Рождающу

прежде веков Всевладыку и Господа,

по Рождестве же Хранящего Матерь Свою, как и есть Она – Девой.

Сию же приношу Тебе во храме, Щедре.

Сия и Дверь Твоя будет Владыки вышних.

С радостию Ее

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Некогда и Сарра верная возжелала родити неплодная,

прежде рожденья Исаака – сына ее,

Ведь Бога она принимала, с двумя архангелами, в человеческом зраке.

И слово было к ней во время оно:

«У Сарры сын родится» – ныне же миру

радуясь, вопиет:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Ныне Мариам сияет временам, и ведь храм не скудеет святынями,

и Захария, Ее видя Взрослеющей,

избирает по жребию Ей жениха и от Бога Иосифа, обрученного Деве.

Ему была дана Она чрез жезла откровенье

от Духа Всесвятаго, сего же ради Анна

радуясь, вопиет:

«Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Чтимо Дитя твое, святая мать. Похвалу родила ты вселенныя

и за людей умоление теплое,

Стена Она и Утверждение и Пристанище, на Нее возложивших надежду.

И всяк христианин защиту получает,

покров Ее спасенья и надежду.

Ее же от чрева твоего

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Вышний Боже, Создателю всего, Сотворивший же Словом всяческая,

Создавший человека Твоею мудростью,

Человеколюбче Единственный, Твоему народу мир как Всещедрый нам даруй,

царей сохрани со пастырем сих верных

и безмятежно стадо, храня и защищая,

да всяк вопиет:

неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Попразднство Рождества Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Глас 5

Тропа́рь воскре́сный, глас 5:

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия // сла́вным воскресе́нием Свои́м.

(загрузить)

Тропaрь воскrнъ, глaсъ є7:

Собезначaльное сл0во nц7Y и3 д¦ови,/ t дв7ы р0ждшеесz на сп7сeніе нaше,/ воспои1мъ вёрніи и3 поклони1мсz:/ ћкw бlговоли2 пл0тію взhти на кrтъ,/ и3 смeрть претерпёти,/ и3 воскRси1ти ўмeршыz// слaвнымъ воскrніемъ свои1мъ.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды/ Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,/ и, упраздни́в сме́рть,// дарова́ нам живо́т ве́чный.

(загрузить)

Тропaрь ржcтвY прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ д7:

Ржcтво2 твоE бцdе дв7о, / рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй: / и3зъ тебє1 бо возсіS сlнце прaвды,/ хrт0съ бGъ нaшъ,/ и3 разруши1въ клsтву, дадE благословeніе,/ и3 ўпраздни1въ смeрть,// даровA нaмъ жив0тъ вёчный.

Тропарь преподобномученице Елисавете, глас 1-й:

Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, / богому́драя Елисаве́то, / сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и / Христа́ почти́ла еси́. / Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, / я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́. / Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, / я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: / свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

(загрузить)

Тропaрь прпdбномyченицэ Е#3лісавeтэ, глaсъ №:

Смирeніемъ дост0инство кнsжеское сокрhвши, / бGомyдраz є3лисавeто, / сугyбымъ служeніемъ мaрfы и3 марjи / хrтA почти1ла є3си2. / млcрдіемъ, терпёніемъ и3 люб0вію себE пред8wчи1стивши, / ћкw жeртва прaведнаz бGу принеслaсz є3си2. / мh же, чтyще добродётельное житіE и3 страд†ніz тво‰, / ћкw и4стинную настaвницу ўсeрднw пр0симъ тS: / с™az м§нце вели1каz кнzги1не є3лисавeто, // моли2 хrтA бGа сп7сти2 и3 просвэти1ти дyшы нaшz.

Тропарь Богоотцев Иоакима и Анны, глас 2:

Пра́ведных Твои́х, Го́споди, па́мять пра́зднующе,/ те́ми мо́лим Тя,// спаси́ ду́ши на́ша.

(загрузить)

Тропaрь с™hхъ и3 прaведныхъ бGоoтцє1въ їwакjма и3 ѓнны, глaсъ в7:

Прaведныхъ твои1хъ гDи, пaмzть прaзднующе,/ тёми м0лимъ тS,// спаси2 дyшы нaшz.

Конда́к воскре́сный, глас 5:

Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ нас, Го́споди.

(загрузить)

Кондaкъ воскrнъ, глaсъ є7:

Ко ѓду сп7се м0й сошeлъ є3си2,/ и3 вратA сокруши1вый ћкw всеси1ленъ,/ ўмeршихъ ћкw создaтель совоскRси1лъ є3си2,/ и3 смeрти жaло сокруши1лъ є3си2,/ и3 ґдaмъ t клsтвы и3збaвленъ бhсть,/ чlвэколю1бче, тёмже вси2 зовeмъ:// сп7си2 нaсъ гDи.

Кондак преподобномученице Елисавете, глас 2-й:

Вели́чие по́двига ве́ры кто пове́сть: / во глубине́ земли́, я́ко в раи́ све́тлости, / страстоте́рпица вели́кая княги́ня Елисаве́та / со А́нгелы во псалме́х и пе́ниих ра́довашеся / и, убие́ние претерпева́ющи, о безбо́жных мучи́телех взыва́ше: / Го́споди, прости́ им грех сей, / не ве́дят бо, что творя́т. / Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, // поми́луй и спаси́ ду́ши на́ша.

(загрузить)

Кондaкъ прпdбномyченицэ Е#3лісавeтэ, глaсъ в7:

Вели1чіе п0двига вёры кто2 повёсть: / во глубинЁ земли2, ћкw въ раи2 свётлости, / страстотeрпица вели1каz кнzги1нz є3лисавeта / со ѓгGлы во pалмёхъ и3 пёніихъ рaдовашесz / и3, ўбіeніе претерпэвaющи, њ безб0жныхъ мучи1телехъ взывaше: / гDи, прости2 и5мъ грёхъ сeй, / не вёдzтъ бо что2 творsтъ. / ТоS мlтвами, хrтE б9е, // поми1луй и3 сп7си2 дyши нaшz.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху:

Кондак Богоотцев Иоакима и Анны, глас 2:

Ра́дуется ны́не А́нна,/ непло́дства разреши́вшися соу́з,/ и пита́ет Пречи́стую,/ созыва́ющи вся воспе́ти/ Дарова́вшаго от чре́ва ея́ челове́ком// еди́ну Ма́терь и Неискусому́жную.

(загрузить)

Кондaкъ с™hхъ и3 прaведныхъ бGоoтцє1въ їwакjма и3 ѓнны, глaсъ в7:

Рaдуетсz нhнэ ѓнна,/ непл0дства разрэши1вшисz соyзъ,/ и3 питaетъ пречcтую,/ созывaющи вс‰ воспёти/ даровaвшаго t чрeва є3S человёкwмъ,// є3ди1ну м™рь и3 неискусомyжную.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак Рождеству Пресвятой Богородицы, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя/ свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:/ непло́ды ражда́ет Богоро́дицу// и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

(загрузить)

Кондaкъ ржcтвY прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ д7:

Їwакjмъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, / и3 ґдaмъ и3 є4vа t тли2 смeртныz/ свободи1стасz пречcтаz, / во с™ёмъ ржcтвЁ твоeмъ. / то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, / вины2 прегрэшeній и3збaвльшесz, / внегдA звaти ти2: / непл0ды раждaетъ бцdу,// и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Прокимен Честному и Животворящему Кресту, глас 6:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и благослови́ достоя́ние Твое́.

(загрузить)

Прокjменъ честн0му и3 животворsщему кrтY, глaсъ ѕ7:

Спаси2 гDи, лю1ди твоS,/ и3 благослови2 достоsніе твоE.
Стjхъ: Къ тебЁ гDи воззовY, б9е м0й, да не премолчи1ши t менE.

Прокимен святых, глас 4:

Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Бог Изра́илев.

(загрузить)

Прокjменъ с™hхъ, глaсъ д7:

Ди1венъ бGъ во с™hхъ свои1хъ,/ бGъ ї}левъ.
Стjхъ: Въ цRквахъ бlгослови1те бGа, гDа t и3стHчникъ ї}левыхъ.

Прича́стен воскре́сный:

Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его в вы́шних.

Причaстенъ воскrный:

Хвали1те гDа съ нб7съ, хвали1те є3го2 въ вhшнихъ.

Тропарь, кондак и величание Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Рождество́ Твое,́ Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш, / и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, / и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, и, уничтожив проклятие, Он возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак, глас 4

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства / и Ада́м и Éва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, / во святе́м рождестве́ Твое́м. / То пра́зднуют и лю́дие Твои́, / вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, / внегда́ зва́ти Ти: / непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от гибели смертной святым Твоим рождением, Пречистая. Его празднует и народ Твой, избавившийся от тяготы греховной, Тебе восклицая: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Величание

Велича́ем Тя, / Пресвята́я Де́во, / и чтим святы́х Твои́х роди́телей, / и всесла́вное сла́вим / рождество́ Твое́.

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Задостойник, глас 8-й

Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере. / Чу́жде ма́терем де́вство, / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, / непреста́нно велича́ем.

Величай, душа моя, преславное рождество Божией матери. Чуждо матерям девство, и невозможно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое, потому все мы, народы земные, непрестанно величаем Тебя

ФОМА

Тропарь

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод песнопения:
Рождение Твоё, Богородица Дева, возвестила радость всей вселенной: ибо через Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и Он, разрушив проклятье, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Значение отдельных слов:
Рождество — рождение; бо — ибо; клятва — проклятье; даде — дал; дарова — даровал; живот — жизнь.

История и толкование песнопения

Текст тропаря относится к V-VII векам и является самым древним из всех песнопений праздника. Он не раскрывает сюжет Рождества, но передаёт его значение глубже и шире по времени. Так, начальная фраза «радость возвести всей вселенней» показывает масштабность, важнейшую ценность рождения Богоматери для человечества. Об этом поётся на великой вечерне: «Начало нашего спасения, людие, днесь бысть» — в этот день явилось начало нашего спасения.

Дева Мария явилась Той, через Которую смог прийти на землю Христос, «…была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим» (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 404).

Слова о Христе как о «Солнце правды» отсылают к ветхозаветному пророчеству Малахии, в котором говорится: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2) — воссиявшее через Богородицу Светило разрушило проклятье первородного греха.

Кульминационные фразы всего песнопения — это два ярких противопоставления о Спасителе: разрушил проклятье — дал благословение, упразднил смерть — даровал вечную жизнь. Таким образом, события Рождества Богородицы показаны не только в событийном развитии, но и в эмоционально-смысловом.

Кондак

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод песнопения:
Иоаким и Анна освободились от бездетности, и Адам и Ева — от смертного тления, Пречистая, во святом Твоём рождении. Его празднуют и люди Твои, освобождающиеся от греховной вины, когда взывают к Тебе: бесплодная рождает Богородицу и питательницу нашей жизни.

Значение отдельных слов:
Тли — тления; свободистася — освободились; избальвшеся — избавленные, освобождённые; внегда — когда; неплоды — бесплодная.

История и толкование песнопения

Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Автор и время написания этого текста неизвестны, ранее кондак празднику был написан Романом Сладкопевцем, однако до наших дней он не сохранился.

События, затронутые в песнопении, относятся к церковному преданию: родители Богоматери — Иоаким и Анна — были бесплодны, за что осуждались в еврейском народе, так как отсутствие детей считалось наказанием Божьим. Многие годы благочестивые супруги пребывали в молитве — и случилось чудо и явился Архангел Гавриил, возвестив им о том, что молитвы их услышаны. Рождённую назвали Марией, что в переводе означает «Госпожа».

Потому в тексте песнопения Рождество Богоматери освобождает Иоакима и Анну от бремени бездетности, и прародителей Адама и Еву — от бремени смерти, ведь через Деву Марию в мир пришёл Спаситель: «ради пленённого Адама пришёл Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извёл его из стана того крепкого, который обольстил и увлёк его» (прп. Ефрем Сирин, 33, 143).