Конспект по ветхому завету
Содержание
Вводная лекция. Краткий конспект
Слово «Библия» в переводе означает «книги». Оно происходит от названия городка Библос в Малой Азии. Библию называют Книгой книг.
Библия есть Божественное Откровение.
1. К ищущему человеку то, что он ищет, приходит само, приходит как бы навстречу.
2. То, что человек узнаёт, во много раз превосходит его собственное разумение.
Таким образом, Откровение — живая встреча человека с Богом.
Библия — это имеющийся у нас в руках документ, записанное свидетельство древних людей о том, что их в той или иной степени посетило Откровение от Бога.
Получали такие Откровения люди самые обыкновенные, простые. Но в то же время для того, чтобы человек смог получить Откровение от Бога, ему нужно обладать определенными качествами:
— человек должен быть чист сердцем;
— человек должен обладать решимостью, то есть готовностью идти к Богу;
— человек должен обладать любовью к Богу.
У отца Павла Флоренского есть фраза о том, что делающий шаг в сторону истины делает шаг в сторону смерти. Это очень страшные слова, но они страшны для сытого, самодовольного состояния, а вообще человек должен быть готов к тому, что за истину можно пострадать.
Таким образом, Библия — книга Богодухновенная, т. е. Богом вдохновленная.
Богодухновенность Библии — это воздействие на священного писателя Духа Божьего, в результате которого истина Божия передается без искажения.
Читая Священное Писание, мы действительно можем отыскать Божьи слова.
Глубочайшая идея Библии заключается в познании того, ЧТО есть Бог, что есть мир, что есть человек, ЗАЧЕМ Бог создал человека, по какой причине и для какой цели.
В текстах Библии отражена определенная встреча, которая произошла у автора с Богом. Результат этой встречи — Книга, записанная им, его учениками или его потомками.
Есть две крайности, в которые впадают изучающие Библию:
1. Библия была написана на небе и оттуда уже в готовом виде спущена вниз.
2. Библия — собрание древнего фольклора.
Библия уникальна. Эта Книга писалась около полутора тысяч лет. Авторы Библии — разные люди, жившие в разное время в разных уголках мира.
Объединяет все тексты Библии идея о спасении. Бытийное (и тела, и души) спасение человека осуществляет Иисус Христос. То есть Библия — это Книга о спасении, которое осуществляет Иисус Христос.
Новый Завет говорит о Христе, Ветхий Завет его ожидает и пророчествует о нем.
Спасение — это тема любой религии. Библейская религия ставит вопрос спасения от греха, страдания и духовной смерти. Смерть духовная — очень страшная вещь, это окончательная потеря Бога. Умерший духовной смертью — погиб.
Библия содержит как канонические книги, так и неканонические. В Новом Завете все книги — канонические, а в Ветхом Завете — 39 канонических и 11 — неканонических.
Канонические книги — необходимый минимум для спасения.
Неканонические книги — просто книги, полезные для чтения, душеполезные книги.
Деление книг Ветхого Завета традиционно такое:
Первую группу составляют книги законодательные. Это Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Следующая группа — книги исторические. К ним относятся книги Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, три Маккавейские книги и ряд еще небольших книжек, которые помещаются между перечисленными.
Следующая большая группа книг — учительные: книги израильских мудрецов, или мудрых Израиля. Они ставят глубокие философские вопросы перед человеком. Также сюда входят молитвы и библейская любовная поэтика. Это книги Иова, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, Притчи Соломона, псалмы, притчи. Еще к этой группе относят книги премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сираха, но они неканонические.
И, наконец, четвертый раздел — пророческие книги. Это книги основных пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, а также книги 12 малых пророков.
В III веке до Рождества Христова ветхозаветную Библию перевели с древнееврейского языка на древнегреческий. Эту Библию называют Септуагинтой, то есть «переводом семидесяти». С этого варианта перевода Ветхий Завет потом был переведен и на церковно-славянский язык. В Х веке по Рождестве Христовом святые Кирилл и Мефодий и их последователи перевели с греческого на языки славянских народов и Новый Завет.
Самый известный перевод Библии на латинский язык — перевод блаженного Иеронима, сделанный в IV веке. Он один перевел ее всю: и Ветхий, и Новый Завет. Этот латинский перевод в XVI веке был канонизирован Западной церковью. Он называется «Вульгата», т. е. общедоступный латинский перевод.
А на русский (не на славянский, а именно на русский) язык Библию долго не переводили. Лишь в ХIХ веке благодаря влиянию митрополита Филарета Московского силами четырех духовных академий был осуществлен перевод на русский язык. Этот перевод был закончен в 1876 году по благословению Святейшего cинода Русской православной церкви. Поэтому его называют синодальным. Синодальный перевод Ветхого Завета, в отличие от перевода на славянский язык, был осуществлен не с древнегреческого оригинала, а с древнееврейского — чтобы добиться большей точности.
С Евангелием было проще. Оно переводилось с греческого, поэтому точность перевода практически стопроцентная.
К Евангелию в атеистических кругах часто относятся как к недостоверному документу. Но ведь, например, труды Платона были опубликованы через 200 лет после его смерти. Речи Будды — через 500 лет после его смерти. И никто не сомневается в их словах. А между окончанием земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и написанием Евангелия прошло всего 15 лет. Это, конечно, вопрос предубеждения.
Важно уметь правильно воспринять текст Библии. Для этого нужно соблюсти условия и религиозные, и научные.
С научными условиями проще: надо знать язык, систему образов, сравнительные религиозные системы.
Для уразумения же глубинного Божественного смысла Библии нужно настраиваться на ту волну, на которой находился автор, писавший ту или иную ее книгу. Нужно вместе с ним пережить то, что пережил он. Нужен молитвенный настрой. Также необходимо воспринимать Библию в состоянии личного доброделания. Человек должен иметь чистое сердце и молитвенное доверие к тексту Писания.
Еще в число духовных предпосылок можно включить приобщенность к Преданию, приобщенность к Церкви. Именно Предание позволяет правильно интерпретировать текст Писания.
Писание — лишь часть Предания. Предание — это передаваемый в Церкви опыт. Это то, что предшествовало Писанию. Предание продолжает существовать, когда Писание уже написано, оно позволяет правильно истолковывать Писание и ответить на злободневые вопросы современности. Предание — это устный опыт святой жизни, то есть понимание Бога, знание о Боге. Ветхий Завет, к примеру, возник позже устного знания о Боге. Таким образом, для того чтобы понимать смысл Священного Писания, нам нужно знать духовный опыт всей церковной общины.
В христианском Предании весь Ветхий Завет рассматривается как пророчество о Христовом пришествии. Веруя во Христа, как в Того, Кто осуществил то, что было сказано в Ветхом Завете, мы интерполируем Новый Завет на Ветхий Завет, а уже Ветхий Завет рассматриваем не только в прямом, а в разных смыслах.
Мы рассматриваем тексты Ветхого Завета в буквальном смысле, когда нужно определить то или иное историческое событие, подчеркнуть ту или иную заповедь. Мы рассматриваем тексты в аллегорическом смысле, когда нам нужно рассмотреть это событие не в прямом смысле, а в переносном, как бы используя этот образ для будущего. Еще может быть духовно-нравственный смысл. А четвертый смысл — пророческий. Прообраз — это пророческий образ. Прообраз тоже очень часто используется в истолковании текста Библии. Пророчества узнаются тогда, когда они уже осуществлены, то есть ретроспективно. Истинное пророчество всегда смотрит назад, а не вперед.
Детская Библия: Ветхий завет
1 1 1 1 1 Рейтинг 4.30 Подробности Категория: Библия и библейские истории Страница 1 из 44
Вы знаете, как всё погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Однако Бог не хотел, чтобы все оставалось так, и Он сотворил этот чудесный мир. Мы знаем, что само собой ничего не создается. Окружающий нас мир, наполненный гармонией и красотой, свидетельствует о его великом и мудром Творце.
В Священной Книге Библии описано сотворение мира по Слову Бога:
«В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер. и было Утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево. приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер. и было утро: день третий».
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды;
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.
И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер. и было Утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо».
Вся земля. сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире и имели общение со своим Творцом.
Сотворение первых людей.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.»
Имя мужчины было Адам, а женщины — Ева. Господь создал их красивыми и счастливыми. Они очень любили своего Творца, и Бог любил их.
Господь отдал им всю созданную тварь. чтобы они заботились о ней. Благословив Адама и Еву, «посадил Господь рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал». Господь поручил им возделывать и хранить этот сад.
Адам и Ева постоянно пребывали в общении со своим Создателем. На картинке вы видите, что их глаза обращены к Богу — поэтому они счастливы. Когда наши глаза и сердца устремляются к Господу, мы тоже становимся счастливыми.
—— *Почему Бог сказал: «Сотворим?» Потому что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому в Первой книге Моисеевой, при сотворении человека, Бог говорит во множественном числе: «Coтворим».
— Страница 1 —
- В начало
- Назад
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- В конец
Перед вами список библейских рассказов, сюжетов и историй для детей. Рассказы составлены священником П. Н. Воздвиженским, который стремился передать детям не просто знания о событиях библейской истории, но и, насколько это возможно, полное и цельное православное мировоззрение.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
- СОТВОРЕНИЕ МИРА
- ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
- КАИН И АВЕЛЬ
- ПОТОП
- ПРИЗВАНИЕ АВРААМА
- ИСААК
- ДЕТИ ИСААКА
- ИСТОРИЯ ИОСИФА
- МОИСЕЙ
- ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА
- ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. САМСОН
- ДАВИД И ГОЛИАФ
- ДАВИД И АВЕССАЛОМ
- ЦАРЬ СОЛОМОН
- ПЛЕН ИУДЕЕВ. ПРОРОК ДАНИИЛ
НОВЫЙ ЗАВЕТ
- РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
- РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
- ДЕТСТВО ИИСУСА ХРИСТА
- КРЕЩЕНИЕ И ПРОПОВЕДЬ НА ГОРЕ
- ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ
- ИИСУС ХРИСТОС НА МОРЕ. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ
- БЛУДНЫЙ СЫН
- ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЁННЫХ. ЗАКХЕЙ.
- ИИСУС ХРИСТОС В ДОМЕ МАРФЫ И МАРИИ
- ЗЛОЙ ДОЛЖНИК. МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН
- ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ
- ВХОД В ИЕРУСАЛИМ
- ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА
- ПРЕДАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
- РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА
- ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
- ВОЗНЕСЕНИЕ
- СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
Почему важно читать детям библейские истории?
Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в библейской истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть библейские сюжеты.
Простота в изложении библейских сюжетов для детей совмещена с наглядностью специально подобранных иллюстраций: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки помогут укрепить в детской душе всё то, что будет ими прочитано.
В раннюю пору жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, библейские истории оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы — в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.
Детская Библия: Ветхий завет
Страница 1 из 44
Священная история в простых рассказах
Новый завет
- Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос
- Архангел Гавриил является священнику Захарии и предсказывает, что у Захарии родится сын Иоанн
- Рождество Иоанна Предтечи
- Рождество, воспитание и обучение Девы Марии
- Благовещение
- Рождество Христово
- Поклонение пастырей
- Сретение Господне
- Поклонение волхвов
- Бегство в Египет
- Избиение младенцев
- Возвращение в Назарет
- Двенадцатилетний Отрок Иисус в храме
- Иоанн Креститель
- Крещение Господне
- Сорокадневный пост и искушение Иисуса Христа дьяволом
- Первые ученики Христовы
- Первое чудо на свадьбе
- Изгнание торгующих из храма
- Беседа Иисуса Христа с Никодимом
- Беседа Иисуса Христа с самарянкой
- Проповедь Иисуса Христа
- Исцеление сына царедворца
- Проповедь Иисуса Христа в Назарете
- Чудесный лов рыбы на озере Геннисаретском
- Изгнание духа нечистого
- Исцеление тещи Симоновой и многих других больных
- Исцеление расслабленного в Капернауме
- Мытарь Левин Матфей делается учеником Иисуса Христа
- Исцеление расслабленного при Овчей купели
- Исцеление сухорукого
- Избрание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь Иисуса Христа
- Исцеление прокаженного
- Исцеление слуги сотника
- Воскрешение сына вдовы наинской
- Кающаяся грешница
- Исцеление бесноватого (безумного), слепого и немого
- Притчи Иисуса Христа
- Притча о сеятеле
- Притча о семени и плевелах
- Иисус Христос словом Своим укрощает бурю
- Исцеление одержимого нечистыми силами
- Исцеление женщины, страдавшей от кровотечения, и воскрешение дочери Иаировой
- Исцеление двух слепых и немого бесноватого
- Усекновение (отсечение) головы Иоанну Предтече
- Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
- Иисус Христос ходит по воде
- Исцеление бесноватой дочери хананеянки
- Исцеление глухонемого
- Исцеление многих больных и насыщение четырех тысяч человек семью хлебами
- Исцеление слепого
- Иисус Христос спрашивает учеников, кем они его считают, и открывает им тайну Своих будущих страданий, смерти и воскресения
- Преображение Господне
- Исцеление бесноватого отрока
- Наставление Иисуса Христа Своим ученикам
- Притча о жестоком заимодавце (о кредиторе, то есть о том, кто дает в долг)
- Иисуса Христа не принимают в одном самарийском селении
- Притча о милосердном самарянине
- Чудесная находка монеты
- Семьдесят учеников Христовых
- Марфа и Мария, две сестры, пригласившие Иисуса Христа к себе в дом
- Исцеление слепого от рождения
- Исцеление горбатой, одержимой злым духом
- Иудейские старейшины хотят убить Иисуса Христа
- Иисус Христос в доме фарисея исцеляет больного, страдавшего водяной болезнью, и учит не садиться на первое место, а в гости велит звать бедных
- Притча о приглашенных на вечерю
- Притча о пропавшей овце и потерянной монете
- Притча о блудном сыне
- Притча о богатом и Лазаре
- Притча о мытаре и фарисее
- Исцеление десяти прокаженных
- Благословение детей
- Богатый юноша
- Исцеление двух слепых
- Раскаяние Закхея
- Воскрешение Лазаря
- Мария помазывает ноги Иисусовы миром; ученик же Иисуса, Иуда, осуждает ее за это
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- Проклятие смоковницы
- Изгнание из храма торговцев
- Притча о непослушном раскаявшемся сыне
- Притча о злых виноградарях
- Притча о приглашенных на брачный пир царского сына
- Фарисеи спрашивают Иисуса Христа, следует ли платить подать царю
- Какие заповеди главные
- Бедная, но усердная вдова
- Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Страшный суд
- Среда страстной недели
- Четверг страстной недели
- Омовение мог
- Тайная вечеря
- Иисус Христос молится в саду Гефсиманском
- Иисуса Христа судят у первосвященников Анны и Каиафы
- Отречение Петра
- Пятница страстной недели. Христос осуждается иудеями на смерть
- Погибель Иуды
- Иисус на суде и Пилата и Ирода
- Христа ведут на распятие
- Распятие
- Смерть Иисуса Христа
- Погребение Иисуса Христа
- Воскресение Христа
- Первое явление воскресшего Господа Марии Магдалине
- Второе явление Господа мироносицам
- Третье явление Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус
- Четвертое явление апостолу Петру
- Пятое явление десяти апостолам и другим бывшим с ними в доме
- Шестое явление Фоме
- Седьмое явление ученикам на озере
- Восьмое явление ученикам на горе
- Девятое явление апостолу Иакову
- Вознесение Господне
- Сошествие на апостолов Святого Духа
- Апостолы за проповедь о Христе подвергаются тюремному заключению и побоям
- Апостол Петр
- Чудеса, совершенные апостолом Петром
- Мученическая смерть апостола Петра
- Апостол Павел
- Чудеса, совершенные апостолом Павлом
- Мученическая смерть апостола Павла
- Проповедь и кончина остальных апостолов
- Успение (кончина, смерть) Божьей Матери
Добавить комментарий