Корин триптих Александр Невский описание картины

Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

LiveInternetLiveInternet

«В 1942 году Комитет по делам искусств предложил Корину написать картину, чтобы образ великих предков вдохновлял советских солдат и офицеров. Все свое знание о духовной красоте и качествах русского человека художник вложил в свой триптих «Александр Невский». Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город».

«Александр Невский» Кориным писался под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов, во время Великой Отечественной войны.

На цент­ральной части триптиха — могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей. В его фигуре память о древних богатырях и иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли.

Над головой князя — воинская хоругвь с образом Спаса — Ярое Око. Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами реки Волхов, храмом Софии Новгородской, ок­рестными далями.

Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в силах русского вой­ска. Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше — леса. Сбоку, поодаль – войско, готовое к походу. Он как будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!».

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.


Почему-то не нашел в интернете удовлетворительного рейтинга или списка современных художников православной направленности. Пришлось вспомнить самому. Решил составить свой рейтинг понравившихся православных художников. Возможно, кому-то будет интересен мой небольшой обзор. Чтобы не перегружать пост картинами, выбрал по 2 произведения от каждого художника.
1. Татьяна Юшманова (http://www.yushmanova.com/). Довольно известный художник, который пишет очень красивые северные пейзажи. Ее проникновенные картины Русского Севера всегда меня трогали. Между прочим она жена отца Алексея Яковлева, который организовал общественную организацию Общее Дело, занимающуюся восстановлением деревянных храмов Русского Севера (http://obsheedelo.ru/), он служит в Раеве г. Москва (Серафимовский храм, проезд Шокальского, 48), где организована школа плотников (http://www.raevo.ru/).


2. Павел Рыженко (http://xn—-7sbgmbf3aevlbr7l.xn--p1ai/). Этот художник известен своими историческими полотнами, его любимая тематика – средневековая Русь и гражданская война. К сожалению этот художник уже умер, ему было всего 44 года. Часто его критикуют за подражание Нестерову, но я считаю, что у него есть свой индивидуальный ярко выраженный стиль. Это несомненно один из самых талантливых художников нашего времени.


3. Алия (в крещении Александра) Нуракишева (http://www.pravoslavie.ru/58823.html , http://www.pravoslavie.ru/108584.html). Также московская художница известная своими акварелями, сделанными для подарочного издания стихов иеромонаха Романа (Матюшина). Акварель – это ее любимая техника. Ненавязчивые нежные пейзажи Алии трогают за живое.


4. Александр Простев (http://www.pravoslavie.ru/112719.html). Очень многоплановый художник, имеющий однако свой узнаваемый стиль. Известен как и иллюстратор, и иконописец. Мне кажется, что из него вышел бы не плохой мультипликатор.

5. Михаил Шаньков (http://valsur.livejournal.com/106665.html). Самарский художник, профессионал, академик и преподаватель. Наверное, ошибочно называть его исключительно православным художником, т.к. большинство его полотен совершенно безрелигиозны, но некоторые картины заставили меня включить его в данный список и не на последнее место. В конце концов, Левитан вообще был иудеем, однако его картины можно считать глубоко христианскими.

6. Дмитрий Белюкин (http://www.belukin.ru/). Ученик Глазунова и братьев Ткачевых, активный участник студии им. М. Грекова (военные художники). Этот художник, как и все последующие также пишет довольно нейтральные пейзажи и портреты. И все же мне понравилось.
7. Олег Молчанов (http://fishki.net/2675217-hudozhnik-molchanov-oleg-ivanovich.html). Его пейзажи напоминают Левитана, но, как мне кажется, он не дотягивает до известного гения, хотя определенно талантливый художник.
8. Виктор Маторин (http://victor-matorin.ru/). Схож с Рыженко несколькими работами, хотя большая часть картин нейтральна.
9. Андрей Шишкин (http://a-shishkin.ru/). Замечательный портретист. Его тематика – славянская языческая Русь и средневековая Европа. Вообще очень разноплановый художник. Есть у него и «православные» портреты.
10. Василий Нестеренко (http://www.vnesterenko.ru/). Схож по сюжету и с Молчановым и с Рыженко. Имеет много патриотических работ.
11. Игорь Машков (http://valsur.livejournal.com/94402.html). Также ученик Ткачевых, любит писать портреты казаков, но мне больше понравились вот эти работы:

Новости

Выставка — реквием: «900 дней мужества»

75 лет назад была прорвана блокада Ленинграда. 18 января 1943 года наша армия прорвала блокаду, прорыв блокады Ленинграда стал значимым событием для всей страны, так как вселил во всех советских граждан уверенность в победе, открыл путь к полному освобождению города, но окончательно снять ее смогли лишь 27 января 1944 года.

Ежегодно 27 января наша страна отмечает День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда.

8 сентября 1941 года немецкие войска окружили Ленинград. Город регулярно обстреливали, начался голод, который уносил тысячи жизней граждан. Ладожское озеро — единственный путь, который давал хоть какую-то возможность поддерживать связь со страной. Дорогу по нему назвали «Дорогой жизни».

Блокада продолжалась 872 дня. Это самая кровопролитная, жестокая и бесчеловечная блокада за всю историю человечества. Ее историческое значение огромно. Сдерживая огромные силы немецких войск на протяжении всего этого времени, жители Ленинграда оказали неоценимую помощь проведению военных операций на других участках фронта. Город за героизм и стойкость получил почетное звание Город — Герой.

Очень важно знать и помнить такие даты, страницы нашей истории.

К этой дате в библиотеке № 10 оформлена выставка — реквием «900 дней мужества», которая представлена документальной и художественной литературой о блокаде Ленинграда.

Приглашаем всех посетить нашу библиотеку и познакомиться с представленной на выставке литературой.

Соколова Л.В.

библиотекарь библиотеки №10

Священнослужители в картинах русских живописцев

Обычно чтобы продемонстрировать негативное отношение дореволюционного общества к священникам, показывают картины «Чаепитие в Мытищах» или «Крестный ход в деревне», как-будто несколько картин уже все доказывают.
Б. Кустодиев. На приеме.
А. Морозов. Выход из церкви во Пскове. 1864
Г. Мясоедов. Молебен во время засухи. 1880
И. Репин. Монахиня 1887
М.В. Нестеров. Под благовест. 1895
М.В. Нестеров. Пустынник. 1888
М.В. Нестеров. Архиепископ (Портрет Антония Волынского). 1917
И.Н. Крамской Голова монаха.
К. Савицкий. Встреча иконы. 1878
К. Лебедев. Исповедь кающегося.
К. Лебедев. Крещение младенца.
К.Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора
в Московском Кремле. 1860
М.В. Нестеров Соловки. 1917
П. Коровин. Крестины.
Неизвестный художник. Монахиня Сусанна (Рылеева) учит детей.
Б. Кустодиев. Крестный ход. 1915
М. Виллие. Под Святыми вратами в Борисоглебском монастыре. 1880
В. Тропинин. Монах со свечой. 1834
И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910
Вячеслав Шварц: Патриарх Никон в Новом Иерусалиме, 1867
Спор о вере
Жуков Дмитрий Егорович
Обедня в московском Благовещенском соборе
Шухвостов Степан Михайлович
Духовное окормление
Навозов Василий Иванович
Крестный ход
Прянишников Илларион Михайлович
Спасов день на Севере
Прянишников Илларион Михайлович
МИЛОРАДОВИЧ Сергей — У исповедника
Великий постриг.Нестеров Михаил Васильевич
Ранняя весна 1915
Костанди Кириак Константинович
И самая забавная 🙂
Монахи. Не туда заехали
Соловьев Лев Григорьевич

Записки бывшего атеиста