Кормить ли ребенка перед причастием

Содержание

Можно ли детям кушать перед причастием: подробности таинства

Время чтения этой статьи: 8 мин.

Вера является мощнейшим источником спокойствия и уверенности любого человека. Но как помочь прийти к Вере ребенку? Да так, чтобы приход его в Храм был светлым, спокойным, осознанным. Самое важное – встреча малыша и Бога. Если в семье есть традиции посещать Храм, то и малыш будет считать процедуру стандартной составляющей жизни. Уже с первых дней после Крещения ребенка можно причащать.

Остановимся подробнее на процедуре. Ведь это одна из важнейших составляющих духовенства.

Детям не стоит кушать перед причастием

Первое Причастие

К таинству может быть допущен любой ребенок, если он уже прошел процедуру Крещения. После Крещения, уже «погрузившись» в Христа, у ребенка совсем другая духовная жизнь. Близость маленького человека с Всевышним не зависит от количества имеющейся информации.

В процессе богослужения дается Чаша, в которую положили освященные кусочки хлеба, и залили из разбавленным водой вином. Над посудой читаются особые молитвы. Принято считать, что в чаще находятся Христовы плоть и кровь. Многие родители беспокоятся, насколько процедура для младенца безопасна. Ведь малышу дается попробовать далеко не детский напиток. За много лет проведения Причастий, ни у одного малыша не было ухудшения состояния здоровья, а совсем наоборот.

Первое посещение Храма можно превратить в настоящее событие. Детям более старшего возраста очень понравится ставить свечи, рассматривать иконы. В православной лавке можно купить понравившуюся книгу или крестик. После Храма можно сходить отметить это событие в кафе или же погулять в хорошей компании ребят, которых обычно много на святой территории.

Объяснение смысла Таинства

По возможности стоит объяснить ребенку смысл процедуры в том формате, который он в силах усвоить в зависимости от возраста. Мероприятие является своеобразной беседой с Господом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к Богу и со временем он мог понимать смысл Причастия, есть смысл записать его в детскую воскресную школу.

Внешний вид перед причастием

Женщинам в Храм стоит одевать длинную юбку, платок. Плечи с руками также должны быть закрыты. Это обязательные условия для любой церкви и монастыря. Девочки тоже должны покрывать голову, можно выбрать платочек или шапочку, а также длинное платье или юбку ниже колена.

Представители сильного пола, независимо от возраста, входят в Храм с непокрытой головой. Обязательно выключайте в церкви мобильные устройства. В зимний период верхняя одежда снимается или расстегивается.

Что нужно кушать на причастии

Можно ли употреблять ребенку еду перед причастием

Можно ли кормить перед Причастием ребенка – один из главных вопросов, волнующих родителей. Если ребенку еще не исполнилось трех лет, о каких-либо ограничениях в еде речи не идет. Новорожденных можно кормить, единственное желательно не перед самой процедурой Причастия, а хотя бы за пару часов до нее, так будет комфортнее и ему, и мало вероятности, что он срыгнет в процессе.

Если ребенку уже исполнилось три года, и он вполне может выдерживать длительные перерывы между приемами пищи, то причащаться лучше на голодный желудок. Не стоит пить даже святую воду, если ребенок нормально выдерживает утро без нее.
Готовиться по-особенному к причастию стоит детям, начиная со школьного возраста, до этого момента ребенку специальной подготовки не требуется.

Подготовку со стороны маленького человека к рассматриваемой процедуре можно считать особенной и индивидуальной.
Основной задачей юного христианина является получение пользы от Исповеди и Причастия. Очень важно, чтобы процесс подготовки к таинству прошел непринуждённо и эффективно, поэтому можно ли детям кушать перед Причастием — не самый первостепенный и острый вопрос.

Когда священник в возрасте и у него большой опыт за плечами, вопрос подготовки можно обсудить с ним заранее на индивидуальной встрече. Если священнослужитель настаивает на вычитывании всех канонов, соблюдения поста для ребенка, стоит задуматься, насколько это будет полезно для ребенка, пусть даже начального школьного возраста.

На этом этапе очень важна лояльность к малышу и индивидуальный подход. Когда ребенок с рождения в Храме – это одно, а если посещает изредка и Причастие для него новая процедура и не известная – это совсем другое. Можно ли детям есть перед Причастием – вопрос довольно индивидуальный.

Причастие

Подготовка к причастию

Полезно провести с ребенком серьезный разговор и пояснение, ни в коем случае не командуя им, и не затаскивая на таинство силой.

Объясните чаду, почему требуется подготовка к Причастию. Родители обязаны, как только ребенку исполнилось семь лет, разъяснить, что теперь детство закончилось. Наступил этап взрослой жизни, в которой есть грехи и плохи поступки. Все плохие деяния с данного жизненного этапа будут записываться Боженькой и Ангелами. Поэтому и нужна процедура Исповеди и Причастия, чтобы ребенок мог освободить душу, покаяться в плохих поступках. Это должно пройти непринужденно, без лишнего давления со стороны взрослых.

Когда Таинство произошло, обильно кормить не стоит, легкого завтрака и чашки чая достаточно.

Приезд на Таинство

Заранее уточните расписание на определенный день. Это, скорее всего, Литургия (ведь причащают именно во время них). В будние дни и субботы они в 8 часов, а в праздничные и воскресные дни с 7 утра.

Если ребенок спокойный и в состоянии выстоять службу, можно приехать заранее и находиться на службе до процедуры Причастия. Если малыш беспокойный, то можно приехать перед самой процедурой.

Причастие

Перед тем, как идти на Причастие, подойдите к батюшке, чтобы взять его Благословление и исповедаться. Стоять в очереди не придется, родителей с детьми всегда пропускают вперед. Причастие является огромной святыней, прикосновением к Господу. Перед Чашей креститься не нужно.

Дети складывают руки на груди в виде креста, так, чтобы правая рука была сверху левой. Если ребенок совсем маленький, мать или отец должны посадить его на правую руку. После процедуры Алтарник промокает рот ребенку специальной красной тканью, платком, чтобы ни одна капля Крови Христа не пролилась на одежду или пол.

Объясните ребенку, что «кусочек» хлеба, или Частичку плоти, стоит не жевать, а сразу проглотить вместе с вином.

Общие рекомендации

Все сложности, как правило, идут из семьи. Когда для старших соблюдение ограничений в еде являются тягостью, скорее всего и отрокам будет не просто. Можно ли детей кормить перед Причастием? – этого вопроса не будет, если подготовка является естественной частью семейного устройства, стандартным укладом в семье. Ребенок будет кушать то, что позволяют родители, плюс он берет с них главный пример.

Не должно быть принуждения или запрещения. Ребенок может сам принимать решения. Батюшки рекомендуют растить ребенка таким образом, чтобы он по достижению семи лет сам «созрел» к исповеди, ощущая себя истинным Христианином.

Насилию здесь нет места. Можно ли детям кушать перед Причастием? Да, если иначе нельзя или переносится плохо. Прелесть христианской жизни можно только показать собственным примеров. А когда ребенок сам увлечется, он откроет для себя невероятное богатство, несравнимое ни с какими богатствами во всем мире.

Если вам интересна христианская тема, ознакомтесь также со статьями:

Можно ли крестить ребенка в пост

Можно ли быть крестным у нескольких детей

Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия. Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:

  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие». То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Почему не помогает Причастие?

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,

Гореть ему в аду.

Читайте также — Действительное Причастие

Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,»излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение»так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.

Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным».

Мне кажется, в этом возрасте ребенок может слышать-видеть, как готовятся к причастию взрослые, он может в самом начале постоять вместе с ними три-пять минут, прочитать коротенькие и понятные молитвы, вроде «Господи, помилуй!», но это не должно иметь принудительно-карательный характер. Максимум со стороны родителей: «Идем, вместе прочитаем молитовки».

Ребенок не должен бояться молитвенного правила и храма – не в том смысле, что там есть чудовища, а в том, что там будет скучно, долго и нудно. Да, есть дети, которые в силу своего темперамента легко переносят стояние в храме, но было бы ошибкой требовать этого от всех детей. И уж конечно, не стоит ставить в пример чужого ребенка – он хороший, стоит тихо, а ты плохой, шумишь, бегаешь. По такой логике самым хорошим в храме окажется покойник: не шумит, внимает, никому не мешает.

Да и вообще, любая соревновательность в духовной жизни и в воспитании чревата развитием зависти, разрушением доверия и потерей контакта с ребенком или между детьми. Естественная реакция родителя, когда ребенок начинает себя плохо вести, особенно в храме, где, как кажется замотанной мамочке, все смотрят на них с осуждением – это разозлиться, наказать, наругать, показать, что он плохой. Но это, мне кажется, нечестно по отношению к своему ребенку. Это попытка отстраниться; по сути дела, маленькое предательство: ты плохой, не хочу тебя знать. Как бы ни было стыдно и трудно, родители должны быть рядом с ребенком, они должны принять на себя все недовольство окружающих, а не переводить стрелки, как инфантильный подросток:»Ачё я? Он первый начал…» И вот эта солидарность, сопереживание трудных ситуаций вместе с ребенком – лучший урок верности и благочестия, уж извините за такие слова.

Итак, попробуем подвести итог. При всех своих различиях и особенностях дети до 7 лет имеют одну общую черту: они, как правило, крепко связаны со своими родителями психологической пуповиной, они еще не отделяют себя от семьи, от ее образа жизни, от атмосферы а ней. Поэтому первое и главное – это то, как и чем живут родители, что для них храм и молитва, насколько они честны перед собой и Богом, насколько они любят своего ребенка. Из всех этих кусочков складывается уникальная для каждой семьи практика детской подготовки к причастию. И здесь, мне кажется, важнее опираться на собственный родительский опыт и на любовь. Потому что в этом возрасте главная задача – не подготовить ребенка к конкретному причастию, а сделать жизнь в вере и, как следствие, в Церкви естественной составляющей в жизни ребенка.

Продолжение следует…

Анна Гальперина

Советуем ознакомиться молитва перед причастием ребенку с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитвы ко святому причащению

Причастие — есть величайшее Таинство христианской церкви, установленное самим Христом перед его Крестной Жертвой. Тайная Вечеря —последний ужин Господа со Его учениками перед тем как Его взяли под стражу.

В Таинстве Евхаристии (греч. — «благодарение») происходит воссоединение Творца и творения, возвращение к утраченному раю.

Рационалисты называют Великое таинство лишь символом, гордые почтут смысл таинства оскорблением (Лев Толстой называл Евхаристию каннибализмом), иные скажут: суеверие, анахронизм. Но благодарственные молитвы по святом причащении угодны Богу, ведь они идут от самого сердца.

Истинные чада Церкви понимают, что пресуществлением хлеба и вина человек воистину получает доступ к Телу и Крови Спасителя по завету Его.

Господь может открыть завесу тайны, и человек сомневающийся увидит Великую Тайну воочию.

Как готовиться к причастию?

К принятию Святых даров нужно тщательно готовиться, ибо Причастие преображает тело и потрясает о основания душу. Необходимо осознанно и трепетно относиться к предстоящему принятию Тела и Крови Спасителя, чтобы Причащение было во благо. Сознание своего недостоинства и искренняя вера в Таинство, трепетное и живое осознание значения Крестной Жертвы Спасителя — вот что необходимо испытывать для достойного причащения.

Должно быть умиление и смирение души — в сердце своем просите у Гопода прощения за все наши грехи, и за все обиды, которые нанесли нам. Перед причастием нужно держать в чистоте не только душу, но и тело: поститься, ограничивать себя в развлечениях и плотских утехах. Перед причастием детям старше семи лет и взрослым необходимо исповедаться в грехах.

Причащаться нужно натощак. Если же Вам необходимо принимать лекарства в период с полуночи до причастия — посоветуйтесь со священником. Все слабости и немощи человеческие ведомы Господу, и посредник между Богом людьми даст доброе наставление по всем вопросам, которые Вас смущают или тяготят.

Во время богослужения, на котором хлеб и вино силой Духа Святого незримо пресуществляются в Тело и Кровь, нужно находиться непрерывно в храме и молиться.

Вышедший из алтаря священник с Чашей и с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» — знак начинающегося приобщения к Святым Дарам.

Причастники опускаются на колени, сложив руки крестообразно на груди. Перед Чашей не крестятся — дабы не толкнуть случайно священника и не расплескать Святую Кровь.

Когда подойдет Ваша очередь — встаньте перед священником, не отнимая рук от груди, назовите свое имя и откройте рот. После того, как Частица Тела Христова окажется во рту — оближите лжицу (ложечку), после промокания губ платом поцелуйте край Чаши. Не разговаривая и не прикладываясь к иконам пройдите к специальному столику с просфорами и водой — необходимо омыть ею полость рта, чтобы ни одна, даже самая мельчайшая частица Святых Даров не пропала.

Перед причастием необходимо читать специальные молитвы, называемые «Последование ко Святому Причащению». Это довольно объемный комплекс молитв, наиболее известными из которых являются молитвы Иоанна Златоуста и прочих святых. Иоанн Златоуст — один из Отцов Церкви, автор чина Литургии — по написанному им богослужению мы принимаем Святую Кровь и Пречистое Тело Спасителя Господа Иисуса.

«Популярных» или, как их ещё по незнанию называют, «сильных» молитв для подготовки ко Святому Причащению не существует.

Если Вы по состоянию здоровья не в состоянии вычитать все предполагаемые Правилом молитвы — обратитесь к священнику, который сможет благословить на чтение сокращенного Последования.

Никогда не уменьшайте чин самовольно — это большой грех, который не позволит причаститься достойно, принятие Святых Даров будет Вам во грех и дополнительное осуждение вместо прощения и просветления. Благодарственные молитвы после причастия — продолжение диалога с Господом, а не просто отбытие повинности.

Возблагодарите Бога за милости Его

После того, как Вы соединились с Самим Господом в Таинстве Причастия, нужно достойно хранить полученный Дух благодати Божией, а прежде всего — достойно поблагодарить Христа за допущение к Святому Таинству. Молитвослов держит также «Благодарственные молитвы о Святом Причащении» — комплекс молитвенных песнопений, которым принято благодарить Господа за проявленную им неизреченную милость.

В этом молитвенном правиле собраны жемчужины Слова, авторами которых были величайшие умы Церкви. Тот же Иоанн Златоуст, Симеон Метафраст, и многие другие преподобные Отцы благодарили Всемогущего Милостивого Господа за то, что сподобились принять Его милость, и Святую Его Чистую Матерь за ее подвиг, результатом которого стало Боговоплощение, а в конечном итоге — наше общее Спасение от мрака и тлена Смерти.

Они благодарили и оставили нам, грешным и недостойным потомкам слова молитвы: чтобы, помня всегда о своем недостоинстве, могли и мы возносить Богу хвалу за Его человеколюбие, проявляемое к нам.

Будьте достойны принимаемых даров, и искренне благодарите Господа за Его милости и щедроты. Причастие — это великое таинство, не относитесь к нему, как к чему-то несущественному.

Прочесть о других молитвах на таинства:

Молитвы перед причастием: комментарии

Один комментарий

Я причащалась всего два раза: когда меня крестили, и когда крестили мою лучшую подругу. Особо не готовилась, но все равно немного чувствовала, как приобщалась к Богу. Но моя бабушка часто ходит в церковь, и причащается тоже хотя бы раз в год. К сожалению, я далеко от неё живу, поэтому не могу с ней нормально поговорить обо всех тонкостях. В церкви тоже как-то спрашивать неудобно. Но в статье написано всё подробно и понятно. Спасибо большое за информацию!

Подготовка детей к причащению

Готовиться ко причастию особым образом должны дети начиная с 7-ми летнего возраста, до этого момента причастие преподается детям без подготовки

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это. На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю – другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал. Самые наши грехи – не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика. Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

Молитвы перед причастием и исповедью

Причастие — таинство, которое даёт человеческой душе единение с Богом. Данный обряд существует в каждой религии в своём виде, но в каждом вероисповедании оно необходимо на регулярной основе для спасения души человека.

Молитва перед причастиям и исповедью является обязательной, более того, она обязательно должна состоять из трех канонов: канон покаянный к Господу нашему, канон молебельный к Пресвятой Богородице, канон Ангелю Хранителю. В вечер перед причастием необходимо провести в домашних условиях молитву, соблюдая все правила данного обряда. Не стоить думать, что при совершении молитвы дома, нет необходимости причащаться в церкви. Это два разных понятия, которые могут существовать отдельно, однако, которые не смогут освободить душу человека от грехов перед лицом Бога. Когда человек молится сам, Господь его, несомненно, слышит, и отпускает ему его грехи, однако, когда человек причащается в церкви с помощью Богослужителя, происходит совсем другое обращение к Всевышнему. Это даёт человеческой душе успокоение.

Нельзя пренебрегать молитвой перед причастием, этот обряд необходим каждому человеку, который уважает религию, и который заботится о покое своей души.

Молитва перед исповедью

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Господи, помоги мне чистосердечно покаяться.

Молитвы перед причащением

Молитва перед причастием св. Василия Великого.

Владыка господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, Творец всей твари видимой и невидимой, Сын безначального Отца, вместе с Ним вечный и безначальный, в последние дни по чрезмерному милосердию облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и бесчувственных, обновивший Своею кровью поврежденное грехом естество наше! Сам бессмертный Царь, прими покаяние от меня грешного, приклони Твое ухо ко мне и услышь, что я буду говорить: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, — ибо прогневал Твое милосердие, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений.

Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, всячески ожидая моего обращения. Ты, Человеколюбивый, Сам сказал чрез пророка Своего: “Решительно не хочу Я смерти грешника; но хочу, чтобы он обратился и жив был.” Так не хочешь Ты, Владыка, погубить создание рук Своих, не желаешь погибели людей. Но хочешь, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя в рабство греху и чувственным удовольствиям, осквернил образ Твой. Но я, несчастный, — Твое творение и создание — не теряю надежды на свое спасение и приступаю, надеясь на Твое неизмеримое милосердие. И так, Человеколюбче Христе, прими и меня, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое ярмо греха, Ты, берущий грехи мира, исцеляющий немощи человеческие, призывающий к себе трудящихся и обремененных и успокаивающий их, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. Очисти меня от всякой нечистоты тела и духа. Научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с неукоризненным свидетельством совести, принимая часть святынь Твоих, соединился с святым Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.

Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой! Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения их немощным душой и телом. Даруй мне, Господи, до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие вечной жизни, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Златоустого

Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову. Но Ты с небесной высоты ради нас явился на земле в смиренном виде; снизойди также и ныне к моему убожеству. И как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души и в мое грешное тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом моей убогой души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком.

Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление моей убогой души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого влияния дьявольского, в удаление и освобождение от злого и лукавого моего навыка, в умерщвление страстей, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Божественной Твоей благодати, в снискание Твоего Царства. Приступаю к Тебе, Христе Боже, не с небрежением, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие, чтобы, уклоняясь на долгое время от общения с Тобою, я не был пойман мысленным волком, как хищным зверем.

Посему молюсь Тебе: Ты, один святый Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, обнови всего меня, укорени страх Твой в моих членах, и сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моею помощью и щитом, в тишине управляя моею жизнью, удостой меня стояния на правой стороне с Твоими Ангелами, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира угодивших Тебе. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Дамаскина

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причастием св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение.

Молитва перед причащением св. Иоанна Златоуста

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа — сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, — и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причащением св. Иоанна Дамаскина

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитвы после причащения

Молитва первая

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва после причастия к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям — скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Молитвы в успенский пост с 14 по 27 августа

Что еще почитать?

Добавить комментарий Отменить ответ

  • ИОААНН к записи Молитвы святой великомученице Екатерины
  • Виктория к записи Чудотворная молитва об исцелении к Блаженной Матроне Московской
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов

Что можно есть и делать, а что нельзя перед причастием

Таинство Евхаристии, или Святого Причащения, – серьезный и важный момент в жизни любого православного. Но как это часто бывает, подобное действие «обросло» суевериями и забабонами типа того, что перед причастием нельзя чистить зубы или даже вообще умываться.

Если задать такой вопрос священнику, тот будет по меньшей мере удивлен: ведь это элементарные правила гигиены, разве разумно приступать к святому таинству не очищенным не только духовно, но и физически? Рассмотрим упомянутый момент подробнее.

Чистить зубы

Трудно сказать, откуда «ноги растут» у подобной точки зрения, ведь каноны Православной Церкви содержат правило, согласно которому, если человек, готовящийся к Причащению, «измывая уста», нечаянно проглотил воду, может причаститься. В противном случае «сатана, обретши случай удалити его от причащения, чаще будет делати тожде».

Это говорит о том, что люди даже в древности, готовясь к Таинству Причащения, к принятию Тела и Крови Христовых, желали принять их, будучи предельно очищенными. Считалось даже, что человек не только может, но должен и умываться, и чистить зубы.

Есть и пить

Батюшка может сократить пост перед причастием.Что касается евхаристического поста: вопрос о его продолжительности перед Причащением довольно распространен. Но в каждом конкретном случае лучше решать с духовником или священником храма, который чаще всего посещается. Обычно рекомендуется держать пост три дня.

Однако это зависит и от состояния здоровья – духовного и физического – причастника, а также от того, как часто человек приступает к Святым Тайнам. Если он регулярно посещает богослужения, исповедуется и причащается, батюшка может благословить на одно- или двухдневный пост.

Многие священники придерживаются вполне здравой точки зрения относительно поста перед Причастием для воцерковленных прихожан: для них достаточно четырех длительных постов в течение года и постных среды и пятницы каждую неделю. В специальном евхаристическом посте они не нуждаются.

Какие продукты разрешены: можно ли кушать рыбу и что еще?

В течение евхаристического поста следует исключить пищу животного происхождения:

  • Исключите из рациона все мясные и молочные продукты.мясо и мясные продукты,
  • молоко и молочные продукты,
  • яйца.

При строгом посте запрещено есть и рыбу. Речь может идти лишь о пище растительного происхождения.

Однако и количество разрешенных постных продуктов также должно быть умеренным, то есть попросту нельзя объедаться.

Есть несложные рекомендации по постному меню в дни перед Причастием:

  • завтрак: чай с печеньем (предпочтительнее овсяным) или постными хлебцами или овсянка на воде;
  • обед: овощной суп (не на мясном бульоне!);
  • ужин: салат из овощей или отварные картофель, рис.

С полуночи и до самого Причастия ни есть, ни пить уже нельзя.

Время перед отходом ко сну следует посвятить усиленной молитве, а утром, до выхода в церковь, почитать специальное Последование ко Причащению. Конечно же, завтрак исключен.

Можно ли перед Причащением принимать лекарства: таблетки или микстуры? В последнее время в Церкви сложился такой взгляд на вещи: если прием медпрепаратов жизненно важен – давление, высокая температура, то он не будет являться грубым нарушением установленного поста, но во время исповеди следует сказать об этом батюшке.

Пить чай или нет: как быть с напитками?

Во время поста горячительные напитки употреблять запрещено. С полуночи и до Таинства Евхаристии нельзя пить даже воду, не говоря уж о чае или традиционном утреннем кофе.

Согласно религиозным воззрениям, тело человека должно служить храмом душе, поэтому правила евхаристического поста предусматривают его содержание бодрым и трезвым. А пища, выходящая за рамки поста, и тем более алкоголь (причем неважно, сколько в нем градусов, – вино это или даже пиво), не способствуют молитвенному настрою.

Что еще нельзя?

Курить перед таинством нельзя.Налагается запрет и на курение. Воздержание от него – малая жертва никотинозависимой личности.

Можно ли заниматься сексом перед причастием? Во время евхаристического поста супругам следует воздерживаться от секса. Не могут причащаться женщины в критические дни.

Что касается мирских развлечений: смотреть телевизор, сходить в кино и т.д., то лучше все это отложить. Ведь пост касается не только тела и желудка, но и ума, зрения, слуха. Их тоже надо хранить от мирской шелухи.

Время подготовки логичнее уделить работе и хозяйственным делам, а еще лучше – молитвам и чтению душеполезной литературы. Другое времяпрепровождение не приветствуется.

Для кого может быть ослаблен пост?

Не все люди могут поститься в одинаковой мере, и священник вправе ослабить пищевые ограничения для больных, беременных женщин и кормящих мам, а также для детей.

Будущие мамы

Беременным следует отказаться от мясных продуктов.Что касается беременных, то здесь выбор можно оставить за самой женщиной – насколько уверена она в своем физическом состоянии.

Врачи-гинекологи против соблюдения будущими мамами поста: ведь у них уже не один организм, а два.

В церкви в свою очередь предлагают облегченный вариант: с благословения батюшки вполне достаточно не есть мясо-колбасные продукты и в эти дни отказаться от сладостей, а при нормальном самочувствии поголодать с полуночи.

Не у всех беременность проходит без осложнений. Нередко бывает, что на голодный желудок ярко проявляется токсикоз. Тогда перед Причастием позволен легкий завтрак, о чем необходимо на исповеди поставить в известность священника.

Дети

Очень часто дети привыкают к одному режиму питания, завтракают рано. Таинство Причащения бывает в храме значительно позже, и малыш просит есть. Можно ли кормить ребенка перед причастием? До 3-х лет таких ограничений не существует. Грудных младенцев можно спокойно кормить. Лучше, конечно, делать это часа за полтора до Причастия или хотя бы за 30 минут, – во избежание срыгивания после принятия Святых Даров.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду, а вопрос о приеме лекарств можно задать священнику.

В больших церквях в воскресенья и праздники бывает две Литургии – ранняя и поздняя. Первая обычно завешается к восьми часам утра, и ребенка хорошо бы привести на нее. В отсутствии такой возможности покормить можно.

Грудничков можно и нужно кормить.Что касается предварительного поста, то поститься перед Причащением необязательно малышам до трех лет.

Когда же в семье верующих ребенок постарше уже имеет представление, что такое Причащение и зачем нужен пост, можно начать приобщать его к этому, начиная с, так сказать, «детского поста», налагая ограничения на конфеты и мороженое, на просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

В этом возрасте ребенок должен научиться с помощью родителей приносить своеобразную жертву, лишаясь не самых необходимых вещей. Те продукты, которые нужны для его роста и формирования, исключать не следует. Приучать сначала к евхаристическому посту (а позже и к посту вообще) и соблюдению правил перед Причастием надо постепенно.

Подготовка к Таинству Евхаристии должна проходить осознанно и благоговейно. Это своеобразное испытание для человека, для чего необходимо прежде всего исследовать свое сердце, свои жизненные ценности, поступки и устремления. Это поможет не только увидеть зло внутри себя, но и породит желание побороть его, одновременно заставит поразмыслить о том, как соблюдать заповеди Божьи и творить добро.

Правила подготовки к Причастию изложены как ориентир для среднестатистического человека. Если что-то не складывается и нет возможности сделать так, как надо, всегда есть возможность исповедовать это батюшке и последовать его совету.