Кремль спасская башня

Содержание

Возвращение кремлевских святынь

Москвичи уже привыкли к нынешнему облику Спасской башни Кремля и далеко не все помнят, что несколько лет назад он был иным. В августе 2010 православные вновь обрели надвратную икону Спаса Смоленского, десятилетия скрывавшуюся за толстым слоем штукатурки. Ее спасение и возрождение были делами поистине чудесными.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

26-27 апреля 2010 года после проведения контрольного вскрытия штукатурного слоя и дистанционных исследований в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под слоем забетонированной металлической сетки, отстоящей от иконы на 4-5 сантиметров, были обнаружены хорошо сохранившиеся иконописные изображения Спаса Смоленского и святого Николая Чудотворца, или, как его издревле называют на Руси — Николай Можайский «с градом».

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Валерий Шарифулин/TACC

Главная башня

В 1462-1464 годах, незадолго до полной перестройки стен и башен Московского Кремля при великом князе Иване III, русский строитель и скульптор В.Д. Ермолин реконструировал обветшавшие части белокаменных стен на участке от Свибловой башни до Боровицких ворот. Он обновил и Фроловские (ныне — Спасские) ворота, надстроив над церковью Святого Афанасия и украсив каменными, богато оформленными рельефами, изображавшими покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Эти рельефы являются уникальными, редчайшими памятниками древнерусской скульптуры и отличаются, судя по фрагменту, хранящемуся в Третьяковской галерее, удивительной гармоничностью изображения.

В современном оформлении Спасской башни преобладают стилизованные готические образы с ажурными декоративными кружевами из белого камня, характерными для московской архитектурной традиции. Они появились в XVII веке, когда были надстроены верхние ярусы башни. Но башня с древних времен была украшена декоративными белокаменными пирамидками, каменными скульптурами людей, получивших у москвичей прозвище «болваны», и стилизованными фигурками зверей. Здесь же находились белокаменные рельефы Георгия Победоносца и памятные «закладные» доски с надписью на русском и латинском языках.

Во время строительства новой кирпичной Спасской башни архитектор Пьетро Антонио Солари богато декорировал ее старинными скульптурами. Скульптуры находились на ее фасадах вплоть до надстройки, проходившей в 1624-1625 годах при первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче. Тогда при создании нового художественного архитектурного образа башни, возведении ее верхних ярусов и шпиля с фасадов исчезли белокаменные рельефы работы Ермолина. Скульптурное изображение святого Георгия Победоносца, демонтированное с башни, было передано в церковь Святого Георгия в Вознесенском монастыре, находившуюся до своего упразднения на месте вновь построенной церкви Святой Екатерины. А с начала XIX века рельеф стал киотной иконой церкви Святого Михаила Малеина той же женской обители. Так на многие века святые образы со Спасской башни стали частью святынь кремлевского Вознесенского монастыря.

Над воротами Спасской башни в 1491 году были установлены белокаменные доски, на которых латынью и славянской вязью начертано: «В лето 6999 июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (так в старину в Москве называли Милан). Надпись свидетельствует не только об особом статусе этой кремлевской башни, но и о высочайшем уважении князя к приглашенному архитектору. Появление подобного памятного знака само по себе является редкостью для древних московских построек.

Спасская башня Московского Кремля. Артем Геодакян/ТАСС

Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония «шествия на осляти» с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. «Ломал шапку», то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны располагались две небольшие часовни — Великого Совета Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах. Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых икон из Кремлевских соборов и церквей — Смоленской Богоматери из главного Успенского собора и образа Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. В середине 20-х годов прошлого века часовни были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего времени остается неизвестной.

Первоначальное название — Фроловская — башня получила по имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра. Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим — храм Покрова Богородицы, что на Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного. Причем символической Голгофой на Красной площади стало Лобное место, которое не только символизировало собой священную гору, но и было местом обращения к народу русских царей и оглашения важнейших государственных документов.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит, скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству. Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней части белокаменного киота над проездными воротами с внутренней стороны Кремля.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

В том же году был принят царский указ о переименовании кремлевских башен. Например, современная Оружейная башня именовалась Колымажной, а современная Петровская — Угрешской, Троицкая — Знаменской, Угловая Арсенальная носила название Собакина башня, по имени бояр Собакиных, имевших рядом с ней подворье. С этого момента башня стала официально называться Спасской.

Как и другие башни, Спасская была частью системы обороны Московского Кремля. Но в случае проникновения неприятеля на стены тяжелые железные двери закрывались — и башня становилась небольшой самостоятельной крепостью, способной выдержать самый серьезный приступ. Жители древней Москвы, величавшие башню Спасской, вкладывали в это название еще один смысл. Дело в том, что в случае угрозы вражеского нашествия именно через эти ворота в Кремль могли уйти жители Китай-города, сохранив если не свои дома (как правило, при осаде Посад поджигался неприятелем), то как минимум главные материальные ценности и собственную жизнь. Так что уникальные оборонительные возможности Спасской цитадели зачастую гарантировали спасение москвичам в случае неожиданного нападения врага.

Святыни Спасской башни

На Спасской башне располагается икона, на которой изображен образ Иисуса Христа с припадающими к нему святыми — преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Время написания фрески точно неизвестно, но она создана не ранее середины — второй половины XVII века. Эта икона, возможно, дала название башне, которая ранее именовалась Фроловской.

О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое упоминание об их существовании относится к XVI веку.

«Существует такой памятник, как «Книга избрания на царство», которая была создана во времена царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем отсчет», — рассказала Гагарина.

В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от Москвы.

В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы неизвестна.

В 1673 году царь Алексей Михайлович указал «в связи с порухами» образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.

Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

В 1812 году киоты над иконами, которые значительно пострадали от взрывов в Кремле, организованных отступающими из города наполеоновскими войсками, были повреждены и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 году подновлялась и частично записывалась икона Спасителя и рама вокруг нее.

Последнее подновление иконы Спасителя (проведена промывка письма, чистка и реставрация ризы, была заново позолочена рама и фонарь и окрашен навес над иконою) было произведено в 1896 году к церемонии коронации императора Николая II.

К 1918 году икона Спасителя Смоленского выглядела следующим образом: написана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на словах: «рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется». К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто ризой. В верхних углах иконы — два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся на левой стороне, держит копье. Выше над иконою — треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золотой. Вокруг иконы был деревянный резной золоченый киот со стеклом.

Последнее упоминание об иконе относится к 30-м годам XX века, тогда принимается решение о закрытии и, как сейчас выяснилось, консервации — а фактически сокрытии образа под оштукатуренной сеткой. Одновременно была сокрыта и икона Святителя Николая (Николая Можайского) на Никольской башне.

Специалистов насторожил тот факт, что не было документальных подтверждений об уничтожении икон. В 30-е годы ХХ века советские реставраторы, решив не уничтожать древние иконы, закрыли их металлической сеткой, покрыли сетку штукатуркой и уже сверху расписали красной краской. Никаких упоминаний об этом в документах не было, хотя реставраторы вели ежедневные и очень подробные записи в дневниках.

«Именно потому, что реставраторы хотели иконы сохранить, они и не оставили никаких упоминаний о том, что здесь были какие-то иконы. Иконы были не уничтожены, не были срублены, а были просто закрыты», — сказала Гагарина.

Соответственно, осталось не известно, кто именно спрятал иконы.

Поэтому в конце апреля 2010 года были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, которые подтвердили сохранность иконописных изображений под слоем штукатурки. При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя в киотах Спасской и Никольской башен 26-27 апреля 2010 года были обнаружены древние списки икон в удовлетворительной сохранности. Слой штукатурки и монтажная сетка находятся в 40 миллиметрах от поверхности фресок, между ними — воздушная прослойка. Сохранность икон оказалась очень хорошей, чему способствовала грамотная консервация, проведенная неизвестными мастерами в сталинские времена.

Это позволило достаточно быстро провести мероприятия по реставрации и консервации древнего образа Спаса Смоленского на Спасской башне, и 28 августа 2010 года вновь обретенная икона начала новую жизнь, как одна из главных православных святынь Кремля. Реставрационные работы производило Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).

«Живопись аккуратно и профессионально закрыта — это говорит о том, что закрывали ее профессиональные реставраторы», — отмечал главный реставратор — директор МНРХУ Сергей Филатов.

Икона на Никольской башне

Эта икона святителя Николая датирована концом XV — началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был сильно поврежден в районе правой руки святителя. Реставрационные работы на вновь обретенной иконе на Никольской башне также завершились в 2010 году.

Надвратная икона Николая Чудотворца, замурованная в советское время, открыта на Никольской башне Московского Кремля. Фото: Станислав Красильников/TACC

На Никольской башне в Кремле многие века существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот образ Николая Можайского относится, скорее всего, к концу ХV или к началу ХVI века. Икона расположена над проездными воротами и обращена к Красной площади и Никольской улице Китай-города. Она может служить примером изумительного качества и крепости древних фресок. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска практически полностью уцелела и не развалилась.

В октябре-ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на ней. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, обнаружила, что она была вся записана в ХVII веке и вторично — в XIX веке масляными красками, которые и были удалены реставраторами.

Икона на Никольской башне страдала и в дни праздников, когда по традиции ежегодно, зимой, в праздник Николая Чудотворца здесь служились многолюдные молебны. Очевидцы описывали, как в 1918 году богомольцев разогнали, а икону завесили красным флагом. Но на следующее утро во время молитвы полотнище сорвалось и упало на землю. Верующих, воодушевленных таким явлением, разогнали большевики, многих убили и ранили, а по иконе стреляли из винтовок, при этом в лик святителя ни одна пуля не попала. В 1927 году известный реставратор Игорь Грабарь на одной из лекций рассказывал, что в 1918 году икону реставрировали; тогда было обнаружено, что она «вся записана в ХVIII веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

В итоге реставрации ХХI века было обнаружено, что под фреской есть другая, более древняя. При расчистке поздних наслоений открылась прекрасная, хорошо сохранившаяся фреска конца ХV или начала ХVI века, которая и была законсервирована. Воссоздать образ помогла фотография иконы, которую Патриарх Тихон тайно передал адмиралу Колчаку, возглавившему Белое движение на Урале и в Сибири. Спустя десятилетия снимок был передан в Россию русскими эмигрантами.

70-метровая Никольская башня Кремля, украшенная ажурным белокаменным орнаментом, возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Она выходит на северную часть Красной площади к Историческому музею. От нее идет улица, которая так и называется — Никольская.

Открытие иконы на Никольской башне прошло в конце 2010. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный крестный ход из Казанского собора на Красной площади к Никольской башне и, совершив молебен, окропил образ святой водой.

Возвращение реликвии

Новому обретению надвратной иконы на Спасской башне Кремля была посвящена торжественная церемония 28 августа 2010 года, когда все православные отмечают праздник Успения Богородицы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранним утром совершил праздничный молебен в главной святыне Кремля — Успенском соборе, а затем прибыл для проведения обряда освящения вновь обретенной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Кремля.

В праздничной церемонии принял участие бывший тогда президентом России Дмитрий Медведев.

«Это, конечно, совершенно особая ситуация — действительно, чудо», — сказал про «возвращение» иконы глава государства. По его мнению, «это был подвиг тех людей, которые, рискуя собственной головой, сохранили для нас иконы». «И то, что они чудодейственно таким образом обретены, это для нашей страны, для Москвы, для Кремля — совершенно особенная ситуация», — уверен Медведев.

По его мнению, следует помнить «всех, кто способствовал и помогал восстановлению этих икон, в том числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не только своими должностями, но и жизнью, и сохранил это чудо до наших дней для тех, кто будет приходить в Кремль, кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет вдохновляться образом, который защищает Москву, защищает Кремль, защищает всех нас».

«Я уверен, с момента обретения и освящения этих икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть, все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну», — заявил Медведев.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Дмитрий Медведев во время церемонии освящения надвратной иконы Спасской башни Кремля. Фото: Дмитрий Астахов/TACC, август 2010 года

Символично, что в день церемонии на Москву после многодневной засухи пролился долгожданный дождь. В то лето от пожаров пострадали Центр России и Приволжье.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к надвратной иконе, совершил молебен и освятил вновь обретенную икону Спаса Смоленского на Спасской башне. После этого Святейший выступил с обращением к президенту и православным верующим с пастырским словом.

«Действительно, можно все это оценивать с точки зрения совпадения каких-то фактов в истории, а можно попытаться все-таки посмотреть на это каким-то другим масштабом зрения. На Спасской башне появился лик Спасителя — это, конечно, символ», — уверен Патриарх. Он назвал дождь в день церемонии «явлением благодати Божией».

Кремлевские тайны

Спустя года и века Московский Кремль продолжает преподносить сюрпризы. Несмотря на пристальное внимание к Кремлю, на его территории, в стенах и башнях вполне могут храниться многие тайны, полагают историки. И найденные иконы на Спасской и Никольской башнях — не единственное тому подтверждение.

Первое сохранившееся изображение российского герба, вероятно, старше, чем считалось до сих пор. Ему 525, а не 518 лет. К такому выводу пришли историки, изучив вмонтированное в Боровицкую башню Московского Кремля изображение двуглавого орла под единой короной.

Академики Сергей Карпов (декан исторического факультета МГУ), Валентин Янин (заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ), Николай Макаров (директор Института археологии РАН) и несколько их коллег считают, что на Боровицкой башне находится самое древнее из известных на сегодняшний день рельефное белокаменное изображение герба централизованного российского государства. Они полагают, что автор этого произведения искусства — строитель Спасской башни Кремля Пьетро Антонио Солари. На возраст герба указывает тот факт, что он на высоте 18 метров вмонтирован в Боровицкую башню, и это могло быть сделано не позже, а именно при возведении сооружения — в 1490 году.

На данный момент самый древний двуглавый орел — на золотой печати великого князя Ивана Третьего — относится к 1497 году. Если гипотеза академиков подтвердится, то изображение российского герба «постареет» на 7 лет.

Изображение двуглавого орла на Боровицкой башне Кремля

Эти соображения ученые изложили в письме Евгению Мурову, директору Федеральной службы охраны, в ведении которой находится территория Кремля. Авторы письма бьют тревогу: три рельефа на Боровицкой башне (два изображают всадника с поднятым над головой мечом, льва и змея, третий — двуглавый орел) находятся в разной степени сохранности и нуждаются в реставрации и консервации. Академики считают, что требуется срочная консервация, а еще лучше — изъять древние гербы из стены башни, отреставрировать и поместить в музеи Московского Кремля, чтобы уникальные ценности больше не подвергались агрессивному воздействию московской атмосферы. На Боровицкой же башне вполне можно разместить копии.

Почему российский герб появился именно на Боровицкой башне? В Кремле с момента его постройки было несколько проездных ворот, но самыми торжественными и святыми были Спасские, через них проходили крестным ходом; митрополиты и патриархи пользовались Троицкими воротами, а Боровицкие служили для повседневного передвижения высшей светской государственной власти — вполне логично, что и герб появился над этими воротами.

За пять веков традиция пользоваться «по будням» Боровицкими воротами не изменилась. Через них в Кремль въезжает кортеж президента, автомобили высоких зарубежных гостей, высокопоставленных чиновников.

Сейчас на стенах и башнях Кремля продолжаются реставрационные работы, поэтому в скором времени очередь дойдет до Боровицкой башни. Тогда специалисты и займутся предметно гербом над воротами.

>Лик Христов на Спасской башне

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

Список с иконы свт.Николая на Никольской башне московского Кремля fap.ruМолебен на Красной площади, 1918 г.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» — флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

Обезглавленная снарядами Беклемишевская башня

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца — Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей — Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Никольские ворота. Вид из Кремля. Фото ноября 1917 г.

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы — один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой — с храмом и сохранившейся правой — с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. — митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

Никольская башня. Вид с Красной площади. Фото ноября 1917 г.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. — временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Наше слово. 1918. Среда. 15 (2) мая

Творимая легенда

Повреждённая снарядом икона святителя Николая

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Наше слово. 1918. Пятница, 17 (4) мая

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Пробитый купол Успенского собора

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие… Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

«Никола Можайский»

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Никольская башня Московского Кремля

Адрес: Московский Кремль, между Угловой Арсенальной и Сенатской башнями
Дата постройки: 1491 год
Высота башни: со звездой 70,4 м.
На башне установлена рубиновая звезда
Координаты: 55°45’16.0″N 37°37’04.3″E

Краткая история

Никольская башня — архитектура

Участие башни в исторических событиях. Их влияние на конструкцию башни

Как отразился штурм Кремля на конструкции Никольской башни и иконе Николая Чудотворца

Список башен Московского Кремля

Никольская башня на карте

Краткая история

Появление Никольской башни как составной части ансамбля Московского Кремля приходится на 1491 год. Всеми работами по ее возведению руководил Пьетро Антонио Солари – талантливый архитектор из Италии, прибывший в Москву по приглашению послов князя Ивана III, заинтересованного в укреплении обороны Кремля.

Что касается названия башни, историки предполагают, что Никольской ее наименовали из-за иконы святого Николая Чудотворца, висевшей на восточном фасаде сооружения. Нельзя исключать и тот факт, что башню могли назвать в честь неподалёку расположенного монастыря Николы Старого.

Вид башни со стороны Мавзолея В.И. Ленина

Никольская башня — архитектура

Если измерять высоту Никольской башни с учетом звезды, она составляет 70,4 м. Но если венец башни не принимать во внимание, тогда сооружение достигает в высоту 67,1 м.

Изначально конструкция Никольской башни была представлена незамысловатым, но массивным четвериком. Позднее его дополнили шатром и украсили часами, которые висели на ее фасаде до XVII столетия (после 1614 года упоминания о них в исторических летописях отсутствуют). Но начало XVIII века ознаменовалось для башни существенными изменениями в ее облике. По замыслу архитектора Руска А.И. в 1806 году в оформлении этого сооружения древней России появились готические мотивы. Теперь Никольская башня имела высокий шатер, изготовленный из камня, и две пары башенок на парапете, а ее фасад стал настоящим украшением всей башни, поскольку был ажурно-кружевным.

В дальнейшем шатер из белого камня заменили металлическим, закрепив его на мощном каркасе. Поскольку готический стиль выделял Никольскую башню на фоне остальных башен Московского Кремля, в 1918 году ее перекрасили в кирпичный цвет.

Рубиновая звезда на макушке башни

Полюбоваться красотой древней 70-метровой Никольской башни можно, если со стороны Красной площади подойти к Сенатской и Угловой Арсенальной башне – она находится между ними.

Участие Никольской башни в исторических событиях. Их влияние на конструкцию башни

1612 год стал для россиян памятной датой – тогда был подписан договор о прекращении вооруженной борьбы Польшей. Через врата Никольской и Спасской башен в Московский Кремль прошло народное ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским (точная дата – 1 ноября 1612 года).

Спустя 125 лет, в 1737 году, в Никольской башне произошёл пожаре и благодаря стараниям архитектора И.Ф. Мичурина, башня была полностью восстановлена. В итоге она, подобно зданию Арсенала, получила барочный декор. Далее над конструкцией башни поработал другой зодчий – Бланк К.И. Результатом его мастерства стало дополнение сооружения круглым верхом и низким шатром.

В 1812 году, когда отступавшие из Москвы полчища французов пытались уничтожить все на своем пути, конструкция Никольской башни значительно пострадала – ее шатер упал, а часть проездных ворот была существенно задета взрывом.

Вид башни ночью

Но, что самое интересное, та часть четверика, на которой висела чудотворная икона Николы Можайского, полностью уцелела. В книге под названием «Образ Николая Чудотворца», написанной Алексеем Ремизовым, имеется абзац, указывающий на то, что от сильнейшего взрыва все окружающие башню дома остались без дверей и окон. Здание Арсенала превратилось в руины, и развалилась большая часть Никольской башни. Но икона с изображением Николы не пострадала. Не затронул взрыв и фонарь со свечой.

Новость о таком чуде моментально облетела Россию и дошла до самого Александра I, бывшего в тот период времени императором державы. Чтобы лично убедиться в сохранности иконы, он отправился в Москву, после чего издал указ о восстановлении Никольской башни. Кроме того, под самой святыней он велел повесить мраморную доску с собственным изречением о том, что пришлось пережить этой башне с иконой. А заканчивались слова императора хвалой Богу.

Слева и справа от Никольских ворот стояли одноглавые часовни – Николая Чудотворца и Александра Невского. Первоначально их возвели из дерева, но впоследствии многократно перестраивали, пока окончательно часовни не стали каменными (последние изменения коснулись их в 1883 году). Уход за лампадой, освещающей лик Николы Можайского, был ежедневной обязанностью настоятелей обеих часовен (обе святыни относились к Казанскому собору). Кроме того, вход в них оберегала Казанская Богоматерь, изображенная на иконах.

Вид на Никольские ворота

Осенью 1917 года Никольская башня и ее ворота заметно пострадали, попав под мощный артиллерийский обстрел. В процессе проведения работ по восстановлению башни, проводимых в 1918 году под руководством архитектора Марковникова, внешние стены сооружения перекрасили в кирпичный цвет, гармонирующий со всей стеной Московского Кремля, а мраморную доску, передающую слова императора Александра, демонтировали. Такая же участь постигла и двуглавого орла, который был венцом Никольской башни. К концу 1935 года его место заняла самоцветная звезда, но через 2 года ее заменили рубиновой. Новый венец башни отличается от ему подобных количеством граней, приходящихся на каждый луч – у звезды Никольской башни их двенадцать.

Как отразился штурм Кремля на конструкции Никольской башни и иконе Николая Чудотворца

Октябрьские бои 1917 года не прошли бесследно для Никольской башни – она сама и нижняя часть ее ворот были значительно повреждены снарядами. От пуль и осколков пострадала и чудотворная икона, но так, что лик остался незатронутым. И вновь верующие в Москве возрадовались, восприняв факт целости лика как очередное чудо. Как только обстрел Кремля прекратился, патриарх Тихон снял цветную фотокопию с испорченной иконы и передал ее адмиралу Колчаку. Так иконопись пополнилась новым образом – это был Никола Раненый, напоминающий об обстреле иконы на Никольской башне.

В 1919 году при проведении работ по реставрации башни проводилась и корректировка надвратного образа, результатом которой стало его доведение до древнего рисунка и очищение от следов пуль и осколков. Через 3 года Отдел реставрации настоял на ликвидации росписей ангелов, находящихся по сторонам главного образа. Фреска самого Николая Чудотворца сохранялась только частично, о чем упоминает летопись 1925 года. В советские времена икона затерялась и до 2010 года считалась утраченной.

Однако с конца июня 2010 г. начали вестись первые работы по восстановлению древней иконы. Правительство современной России приняло решение о воссоздании исторического образа Кремля. Из слов Якунина становится понятно, что целью восстановительных работ является содействие тому, чтобы образцы духовного наследия снова заняли свои места.

Икона Николы Можайского над Никольскими воротами

Экспертам пришлось немало потрудиться над реставрацией иконы Николая Чудотворца. Но в течение нескольких месяцев им все-таки удалось ее восстановить благодаря сохранившимся старинным документам. Таким образом, иконе был возвращен ее первозданный вид без добавления современных мотивов. И вот 4 ноября 2010 года состоялось и торжественное открытие, и процедура освящения обновленной иконы, которая является украшением и защитницей Никольской башни и поныне.

Рейтинг достопримечательности

Этот пост изначально был опубликован в moscow_gothica. Но уважаемая il_ducess попросила опубликовать его и здесь, что я с удовольствием и делаю, с небольшими изменениями.
Никольская башня ночью
В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, прежние деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня (известняка, которого много в Подмосковье). По данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма. Именно с этого периода в летописях часто встречается название – «Москва белокаменная». Наряду с прочими, ворота были сделаны в северо-восточной части крепости, вели они в посад (нынешняя территория Китай-города). Так начинает формироваться будущая Никольская улица.
В конце XV века Иван III, который к тому времени объединил под своей властью практически всю северо-восточную Русь, начинает радикальную перестройку Кремля. На эту работу собираются лучшие мастера из Пскова, Твери, Ростова. Также приглашаются зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. В 1485-95 годах перестраиваются фортификационные сооружения Кремля: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. Восточная стена была немного отодвинута в сторону посада. Руководили строительством стен миланцы Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (Марк Фрязин). Они-то и придали стенам и башням Кремля привычную им по северной Италии форму. В дальнейшем такая архитектура крепостных сооружений станет канонической и распространится практически на всё Московское государство.
Замок Сфорца в Милане. Фрагмент
Никольская башня построена в 1491 году, примерно на среднем этапе строительства. Имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней отводную стрельницу, проездные ворота которой выходят на Красную площадь. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившемся когда-то на Никольской улице. Внутри проездные части четверика и стрельницы перекрыты цилиндрическими сводами. Башня и стрельница сообщаются между собой системой лестниц и двухъярусных коридоров. Над башней, судя по всему, был сооружён пирамидальный деревянный шатёр.
План проездной части башни
В 1508-16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, в который поступала вода из реки Неглинной. У Никольской башни, как и у всех прочих проездных, был оборудован подъемный мост, а на воротах — защитные решетки. Предмостной башни перед Никольской не было.

«Кремленаград» (план Кремля). Начало 1600-х годов. Изображение можно увеличить
1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль.
В 1620-1680-е годы угловые и проездные башни Кремля получили многоярусные шатровые завершения. Промежуточные башни были надстроены скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлёвских соборов и дворцов. Тайницкая и Никольская башни по какой-то причине остались без шатров.
В XVI -XVII веках ворота Никольской башни служили главным образом для подъезда к боярским дворам и монастырским подворьям в Кремле.
Никольская башня и Алевизов ров в XVIII в.
К 1702-36 годам относится строительство здания Арсенала (архитекторы Д.Иванов, Х.Конрад при участии М.И.Чоглокова). Новое здание вплотную примыкает к крепостной стене между Никольской и Угловой башнями (которая с этих времён переименовывается в Угловую Арсенальную). Никольская башня приобретает барочный декор, гармонирующий с первоначальной архитектурой Арсенала.
Вид Никольских триумфальных ворот с частью Цейхгауза (Арсенала). Гравюра по рисунку М.И.Махаева. 1763 г.
Лишь в 1780 году башня впервые была надстроена круглым верхом с довольно низким шатром. Найти изображения башни этого времени мне не удалось. Высказываю предположение, что архитектура шатра как-то перекликалась с новым внешним видом Арсенала, который в этот же период был перестроен после пожара под руководством М.Казакова и инженера А.Герарда.
В 1806 году А.Руска капитально перестраивает башню — возводит над четвериком готический восьмерик с ажурными украшениями и высоким шатром.

Современный вид на башню от Арсенала
2 (14 по н.ст.) сентября 1812 года Москва была занята французскими войсками. Армия Наполеона провела в городе чуть больше месяца. При отступлении озлобленный Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлёвские здания, в том числе и под башни, были подведены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: шедший в ночь на 11 (23 по н.ст.) октября проливной дождь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были заблаговременно замечены и потушены москвичами. Арьергард французов покидал город в спешке и на новые взрывы времени не оставалось. Тем не менее, серьёзно пострадали некоторые кремлевские постройки. До основания была снесена Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретова пристройка, Комендантский дом.
Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева, одного из авторов проекта восстановления Арсенала.
Восстановили башню по проекту архитектора О.И.Бове в 1816-1819 годах. По предложению Ф.К.Соколова белокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменных башенки-фиала. Башня была покрашена в белый цвет.
Никольские ворота Московского Кремля. Акварель. И.А.Вейс. 1852 г.
Рядом с Никольскими воротами находились одноглавые часовни. Слева находилась часовня Николая Чудотворца, справа — часовня Александра Невского. Изначально деревянные, затем каменные часовни неоднократно перестраивались, последний раз в 1883 году. Часовни принадлежали Казанскому собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Никола Можайский. Над входами в часовни находился образ Казанской Иконы Божьей матери. Обе часовни были снесены в 1925 году.
Никольская башня. 1883 г.
Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ святителя Никола Можайский был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо; в конце же апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. Примечательно, что вскоре, 22 мая, Патриарх Тихон свершил литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего, во главе крестного хода, направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его образом над вратами, — событие, запечатлённое на кадрах документальной хроники. Окончательно образ утрачен в 1918 году, во время восстановления башни под руководством архитектора Н.В.Марковникова. Тогда же башню перекрасили в исходный кирпичный цвет.
Никольские ворота и образ Николы Можайского в октябре 1917 г.
С XVII века на верхушках шатров кремлёвских башен находились двуглавые орлы, являясь государственной символикой России. После прихода к власти большевиков неоднократно ставился вопрос о необходимости демонтажа орлов. Однако средств на эти цели всё время не находилось. В августе 1935 года выходит постановление Политбюро: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».
Звезда для Никольской башни. 1935 г.
К середине октября 1935 года все 4 двуглавых орла с башен Кремля были сняты. 23 октября в Парке Горького состоялась демонстрация смены старых символов государственной власти на новые. На постаментах, обитых кумачом, водрузили новые звезды, переливающиеся золотом и уральскими самоцветами. Рядом с искрящимися от света прожекторов золотыми звёздами поставили снятых орлов с содранным золотом. На следующий день их отправили в переплавку.
Снятые Никольский и Боровицкий орлы в ЦПКиО им. Горького. 23 октября 1935 г.
Новые самоцветные звёзды весили около тонны. Шатры кремлёвских башен не были рассчитаны на такую нагрузку. Шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен пришлось изнутри укрепить металлическими опорами и штырями, на которые и должны быть насажены звёзды. Шатёр Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось полностью разобрать и возвести заново.
24 октября огромное количество москвичей собралось на Красной площади для наблюдения за подъёмом звезды на Спасскую башню. 25 октября пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября на Никольской и Боровицкой башнях.
В мае 1937 года принимается решение вместо потерявших блеск самоцветных звёзд установить новые звёзды — светящиеся, рубиновые. Новые звезды зажглись над Кремлём 2 ноября 1937 года. Звезда Никольской башни имеет самое большое количество граней на один луч — 12.
Звезда на Никольской башне. Обратите внимание на небольшую лесенку, выкрашенную точно в тон и служащую для обслуживания рубиновой звезды.
Высота Никольской башни: до звезды — 67,1м, со звездой — 70,4м.
Ну и ещё немного картинок.
Элементы оформления башни
Место иконы Николая Чудотворца до сих пор пустует
Разрез башни
При написании поста использованы авторские материалы, а также материалы: Википедии, официального сайта Президента России, сайта музеев Кремля, сайта «Прогулки по Москве», этого ЖЖ-сообщества, ЖЖ дяди Коли. За что им всем большое спасибо.
P.S. Конструктивные замечания, дополнения и критика приветствуются.

Рисование в старшей группе «Спасская башня Кремля» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект по рисованию в старшей группе на тему: «Спасская башня Кремля».

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей умение передавать в рисунке конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер, зрительно — двигательные координации, упражнять в создании первичного карандашного наброска.

Задачи:

Образовательные:

1.Дать некоторые знания об истории Кремля

2.Закреплять понятия Красная площадь, Кремль, Спасская башня, Куранты.

3.Дать представление о достопримечательностях Москвы.

Развивающая:

1.Развивать память детей

2.Выразительность речи, воспитывать интерес к чтению стихотворений.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей интерес к основным достопримечательностям нашей страны, стремление запечатлевать их в своих рисунках.

Индивидуальная работа: закрепить умение правильно держать карандаш, кисть.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Предварительная работа: Беседа о столице нашей Родины Москве, рассматривание репродукций с изображением Кремля. Чтение стихотворения И. Новикова «Спасская башня».

Материалы к НОД: Иллюстрации с изображением Спасской башни Кремля. Альбомные листы, краски, кисти, непроливайки с водой, салфетка (на каждого ребёнка).

Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами живем в большой стране! Как она
называется?

Дети: Наша страна называется — Россия
В:- Назовите столицу России?

Дети: Столица России — это Москва.

Чтение стихотворения :
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва!
В:Москва большой и красивый город. Много музеев, театров,
стадионов, парков, площадей, красивых, высоких зданий.
В: Дети, а что находиться в центре Москвы?

Д: В центре Москвы находится – Кремль.
В: Дети посмотрите на картине Кремль. А кто мне скажет,
где находится Кремль в Москве?
Д: На Красной площади.
В: А почему площадь называется красной?
Д: Потому, что Кремль красный и здания из красного кирпича,
В: А что означало слово красный в старину?

Д: Раньше на Руси слово красный означало «красивый»,
«главный»

В. Ребята, Кремль –это крепость, поэтому он огражден кирпичной стеной, она очень твердая и нерушимая. Стены у Кремля мощные, которые завершаются кирпичными зубцами, еще их называют «ласточкиными хвостами». Зубцы помогали воинам защититься от неприятеля. За стенами Кремля много башен. У каждой башни своя история. А кто мне скажет какая самая главная башня?

Д. Это Спасская башня.

В: Спасскую башню Кремля украшают Куранты и величина их с трехэтажный дом. Это самые точные часы, по которым мы живем с вами. На Новый год мы всегда слушаем бой Курантов. Куранты и отличают Спасскую башню от всех других. А давайте проведем физкультминутку про Кремлевские Куранты?

ФИЗМИНУТКА «Часы».

Тик – так, тик- так наклоны в стороны

Все часы идут не так.

Тик – так, тик-так.

Тик-так, тик-так. приседания

Часовщик, прищурив глаз, прыжки

Чинит часики для нас.

Тик-так, тик-так. Наклоны в стороны

— Кто так?

— Все так! Руки вверх

Дети изображают башню на листах, воспитатель помогает индивидуально детям.

Рефлексия.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки на выставке и выбирают самые точные и аккуратные работы.

Творчество всегда захватывает детей из-за возможности создавать что-то своими руками. Чаще всего детям нравится рисовать, потому что это проще чем лепка или конструирование, и результат появляется сразу же.

Рисунки у детей в возрасте от 3-х лет уже должны быть осмысленными, поэтому следует предлагать ребенку не просто выдуманные сюжеты, а реально существующие объекты, чтобы развивать не только умение рисования, а и культуру и память. Психологи считают, что любое творчество сильно воздействует на развитие психоэмоционального состояния детей в возрасте 3-7 лет.

Развивая опыт рисования, стимулируются участки мозга, отвечающие за интеллектуальное и физическое развитие у детей. Московский Кремль – один из удачных вариантов раскрасок в этом возрасте.

Особенности выбора раскрасок для детей

Условно картинки для раскрашивания можно разделить на 3 группы. Для детей:

  1. 2-4 лет;
  2. дошкольного возраста;
  3. младшего школьного возраста.

Каждая группа имеет особенности, и чтобы малыш увлёкся раскрашиванием, вначале нужно объяснить, что и как делать. Картинки для детей «Московский Кремль» подходят для раскрашивания в любой возрастной группе, но имеют некоторые особенности.

Картинки для самых маленьких

Для этого возраста ребенку подойдут обычные цветные карандаши с оптимальной мягкостью, чтобы меньше уставала рука. Картинка для детей с изображением московского Кремля должна быть самой простой с крупными деталями и толстыми контурами.

Сперва нужно предложить ребёнку обвести контуры облаков. Можно использовать один карандаш голубого цвета.

На этой картинке нужно предложить раскрасить купола, используя карандаш жёлтого цвета. Простые движения позволят ребенку правильно и уверенно держать в руке карандаш.

Раскраски для дошкольников

Дети 5-6-летнего возраста уже уверенно держат карандаш и не только чертят линии, но и могут рисовать простые предметы.

Детям этого возраста очень нравятся раскраски с предметом, поделённым на пронумерованные части, где у каждой свой цвет. Дошкольникам можно предложить раскраски с большим количеством деталей. Геометрическая форма рисунка усложняется, его контуры становятся тоньше, и выполняются они в чёрном цвете.

Если на раскраске будет много свободного места, ребенок может пофантазировать и дорисовать что-то своё.

Для рисования подойдут различные принадлежности:

  • карандаши разных цветов;
  • фломастеры;
  • маркеры;
  • краски.

Картинки Московского Кремля для детей дошкольников могут иметь большое количество деталей. Для рисования Спасской башни Московского Кремля нужно использовать карандаши разных цветов: зелёный – для деревьев, коричневый – для стен и башен. На свободном месте можно нарисовать голубые облака.

Пример пронумерованной детской раскраски.

Здесь ребёнку предстоит тщательно прорисовать купола Собора. Детали довольно мелкие, формы разные. Для работы нужен жёлтый карандаш, белый или серый для стен.

Книжки-раскраски для младших школьников

Школьникам младших классов нужно выбирать сложные картинки. Во время работы используют всё, что подходит для рисования.

На этой картинке предстоит прорисовать множество мелких деталей салюта на Красной площади. Ограничений в выборе цветов нет. Раскрасить Спасскую башню Кремля, мелкие детали башни и стен Кремля, куполов Собора Василия Блаженного, помогут цветные карандаши или фломастеры.

Московский Кремль – один из ключевых символов нашего государства. Картинки с изображением Московского Кремля помогают развивать мелкую моторику, культуру и патриотизм. А если в процессе рисования рассказывать ребенку историю России и этих мест, то увлечение будет сильнее и продуктивнее.

Видео о картинках Московского Кремля для детей

Картинку Московского Кремля ребенок сможет нарисовать и самостоятельно при помощи родителей и следующего видео:

Спасская башня Московского Кремля

Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две — Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням
Говорят, что… …когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась….
…при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
…надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим — храм Василия Блаженного) пытались придать особенный вид.
…Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов — за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?