Крещение человека для чего?

Что же, брате мой возлюбленный, понял ли ты, что значит сказанное: уверовавший и окрестившийся, и потом опять: возневеровавший (απισησας)? Или мне сказать тебе об этом? Ибо слово это кажется простым и удобопонятным для всякого, но содержит глубоко сокровенные мысли. Здесь не о той одной вере говорится, что Христос есть Бог, но говорится и о вере, объемлющей все святые заповеди, когда то есть кто с верою приемлет все заповеди и держит убеждение, что ни одна из них не есть праздная, но что все глаголы Божии до иоты и черты суть жизнь и приносят жизнь вечную. Кто верует так всем заповедям Христовым и, как обещался во святом Крещении, соблюдает и исполняет их все, не опуская ни одной, тот спасется. Напротив, кто возневерует какому-либо слову Христову, до единой черты или иоты, тот осужден будет, как бы отвергся он Самого Христа Господа. И праведно. Ибо тот, кто верует Ему в великом, – что Он, скажем по пунктам, будучи Бог, соделался человеком непреложно и неизменно, что был распят и умер, что воскрес и явился Апостолам, вошедши к ним дверем затворенным, что вознесся на небеса и седит одесную Бога и Отца, что имеет приити судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, и что прежде сего имеет воскресить всех людей, которые родились от Адама и родятся еще до скончания века, – кто всему этому верит, а не верит следующим словам: глаголю вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:Мф. 12:36), – как возможно, чтобы таковый был верен и сопричислялся к верным? Равным образом, кто верит Христу в оных страшных и великих таинствах, превосходящих всякий ум и всякое помышление человеческое, и во всем том, что совершено и еще имеет быть совершено Христом, Господом нашим, а не верит Ему в следующих, изреченных Им словах: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.Мк. 8:34), – также: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;Мф. 10:37), – и еще: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;Лк. 14:26), – и: иже аще разорит едину заповедей сих малых… мний наречется в царствии небеснем (19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.Мф. 5:19), – как возможно чтоб такой сочтен был верным, а не паче осужден, как неверный, и даже хуже неверного, когда он относительно важнейшего исповедует, что верует Христу, а в малом (как ему то кажется) презирает Его, Бога и Владыку всяческих, будто лживого, – и в отношении к прочему говорит, что верует Христу, яко Богу истинному, а в то слово Его, что Он говорит: о всяком праздном слове воздадут человецы слово в день суда, – не верит, как какому-нибудь ничтожному человеку? Христос горе говорит смеющимся и ублажает плачущих, а он, смеясь, срамословя и пустословя, думает, что спасется. Даже что? – Не отвергаясь себя по заповеди Господа и не неся креста своего, думает, что последует Христу, распятому за него, и, любя родных паче Христа, почитает себя достойным Христа.

Таким образом и те, которые будто приходят ко Христу и оставляют мир и мирское, но не отвергаются от всех родных своих и при этом самой жизни своей, делают все противное сему, любят родных паче Христа, – тщетно думают, что они ученики Христовы, и, преступая каждочасно не одну какую-либо маленькую заповедь, но много, и притом великих, напрасно воображают, что не делают ничего богопротивного, – мало этого, мечтают даже быть великими некиими и дивными в царствии небесном. Большее же всего зло есть то, что они говорят, будто, действуя так, они нисколько не нарушают заповеди, и не только говорят так, но покушаются, неразумные, убедить в этом и нас, защищающих слово истины.

Кто будет веровать и креститься…

02 сентября 2018 Владимир Кригер

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка 16:16)

Мы можем представить себе картину, когда Иисус, пребывая во плоти и находясь с учениками Своими, претерпевал очень много проблем и трудностей. Книжники и фарисеи собирались покончить с Ним, пытаясь сбросить Его с горы или побить Его камнями, но Иисус мог элементарно уйти от этой проблемы силою Божией, пройдя между ними. Всё это Он мог совершить, потому что еще не настало время Его страданий и смерти.

Однако, Он претерпевал нечто, будучи искушаем в пустыне, когда дьявол искушал Его и искушал посредством Слова. Дьявол говорил: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Лукавый весьма любит употреблять Слово, цитировать его, но в несколько извращенной форме, так, чтобы человек, не сведущий в Писании, смог запутаться и принять это слово так, как говорит ему лукавый, рассчитывая на то, что человек так и поступит.

Однажды мать сыновей Заведеевых просила Иисуса за сынов своих, чтобы они сели один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Его. На что Иисус сказал:

«…не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим»

(Матф. 20:22, 23)

Эти ученики помышляли о том, кто из них больше и кто достоин сесть по левую или правую сторону от Него, но Иисус проговорил им о крещении, которым Ему должно креститься. Он проговорил им о жизни, о испытании веры и о том, как Ему надлежало испить чашу страданий до конца. Иисус говорил, что Ему должно креститься крещением и о том, что Он томится, пока это совершится. От чего же томился Христос, и за что же Он переживал? За боль и страдания? Да, конечно, но и за то, чтобы исполнить всё, что было написано о Нем, до последней йоты, до последней запятой, чтобы дьявол не мог упрекнуть, что дело спасения человека исполнено не по Писанию. Потому Христос претерпел всё до конца, чтобы и ты и я сегодня были спасены, и чтобы и ты и я могли в это время благоприятное благовествовать людям о спасении, о жизни вечной.

И вот, Господь говорит им о том, что, кто будет веровать и креститься, спасен будет. Но часто бывает в жизни человека, что уверовав в Бога, он отвергает от себя некоторые испытания веры нашей, говоря, что мне не надо того или другого по причине моей слабости или страха, но некоторые говорят: «Да будет воля Твоя». Конечно же, никакой человек не желает накликать на себя какую-нибудь беду или проблему, и не каждый может произнести слова: «Боже, испытай меня». Для этого нужно быть твердым в своем уповании на Бога и иметь некоторое познание Его. Мы все молимся молитвой «Отче наш» и произносим слова «не введи нас в искушение», хотя понимаем, что вера каждого христианина должна быть испытана.

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение»

(Иакова 1:2,3)

Писание говорит, что тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, тот осужден будет. Некоторые люди очень много страдают в этой жизни и считают, что своими страданиями заслужили себе, как они говорят, место в раю, но Слово Божие говорит: «а кто не будет веровать, осужден будет». Страдания без веры не могут спасти человека, даже если он и будет терпеливо переносить страдания. Но где есть вера, там Бог говорит, чтобы было еще и терпение, чтобы мы могли сложности христианской нашей жизни переносить.

Мы часто в жизни своей ропщем, и это говорит о том, что мы не желаем переносить какие-то страдания или испытания. Иногда бывает, что еще ничего не постигло, человек уже ропщет, предполагая, что его может настигнуть какая-нибудь проблема. Вместо того чтобы молиться Богу, прославлять Его и пребывать в терпении и ожидании помощи от Него, мы пребываем в ропоте. Так роптали евреи в пустыне, они роптали на Моисея, говоря: «Дайте нам воды!», или «У нас нет хлеба, дайте нам хлеб!». Когда они говорили об отсутствии воды, то упоминали о стадах, которым нечего пить, значит, все-таки у них было, что есть, они еще не съели последнего козленка, еще не настал голод, но они просили хлеба. Они говорили, что в Египте ели хлеб досыта, сидя у котлов с мясом.

«..и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.»

(Исход 16:3)

Эти ропотники были готовы умереть в Египте, но сытыми, они считали, что если Бог вывел их, то Он должен и обеспечить их всем необходимым, чтобы это было даже лучше, чем в Египте, иначе они не видели смысла в выходе из Египта. Народ Израильский не желал проявлять терпение и ожидать обещанного Богом. Они не смогли пройти это крещение, это испытание веры, для них казалось ужасным умереть в пустыне от голода и жажды, мученической смертью. В какой-то мере мы можем это понять, если бы была возможность выбирать, какой смертью умереть, большинство выбрало бы смерть во сне, уснул и не проснулся, и мало кто или совсем никто не выбрал бы смерть в долгих мучениях от болезней. Но евреям Бог обещал не умереть, а прекрасно жить в земле, где течет молоко и мед, но для этого нужно было немного потерпеть.

Мы, крещеные Духом Святым, облекшиеся силою свыше, чтобы все превозмочь, чтобы научиться не роптать и переносить страдания. Задается вопрос: «Правда, что у еврейского народа нечего было есть в пустыне?» Да нет, у них были стада, о которых они говорили, когда не было у них воды пить. Но эти люди предпочитали роптать на свою печальную судьбу и на Моисея с Аароном, в то время как у них все же была возможность резать скот. На самом деле, у них был не голод хлеба, не жажда воды, но жажда слышания слов Господних. У них явно не доставало общения с Богом. Они требовали у Моисея, то воды, то хлеба, как будто не видели, что вокруг них пустыня. Этот народ не хотел ничего своего приложить к этой победе, они предпочитали, чтобы все, что им принадлежит, осталось при них, и чтобы «спонсорами» этого дела были Моисей с Аароном, раз уж они их вывели, то пусть будут добры и обеспечить их всем необходимым, благо, что у них кое-что получалось при помощи жезла Моисеева.

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.»

(Псалом 138:23, 24)

Итак, Господь желает видеть нас побеждающими, чтобы мы могли вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Крещение: для чего оно нужно человеку?

Что такое Крещение?

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых и является Крещение.

Именуется оно Таинством потому, что представляет собой не просто внешний обряд, давно существующий в русских традициях, а именно священное действие, суть которого человек в полной мере осознать не может, но оно имеет очень глубокое значение в жизни человека. Крестясь с верой в Господа Иисуса Христа, каясь в своих грехах, человек получает Божественную благодать, которая способствует невидимо совершающемуся преображению души человеческой, глубокому изменению сознания, освобождению от оков первородного греха, а так же получению прощения в прежде совершённых грехах.

Зачем человеку Креститься?

К сожалению, многие люди, уже крестившиеся или только собирающиеся принять Святое Крещение, не смогут ответить в полной мере на этот вопрос. Причиной к этому послужила длительное богоборчество советской власти, которая приложила все усилия к тому, чтобы в душах людей нашей страны крепко утвердилось атеистическое мировоззрение. Многие идут на Крещение, не понимая грандиозность и важность происходящего события, и руководствуются порой такими побуждениями, которые не должны присутствовать в человеческой душе.

Часто от родителей, собирающихся окрестить ребёнка, можно услышать доводы о том, что они русские и крестить ребенка принято по традиции наших предков. Таким образом, Таинство Крещение всё чаще воспринимается как старая добрая традиция, присущая русской культуре.

Часто молодые люди, увидев по телевизионной трансляции первых лиц нашего Государства молящимися в храме, воспринимают Православие, как некую дань моде и идуткреститься.
Также священники часто слышат от людей, пришедших на огласительные беседы перед Крещением, что они желают креститься, так как «бабка — целительница посоветовала», или «чтобы не болеть», «чтобы удача в жизни была».
Стоит заметить, что, несмотря на подобные мотивы, таинство над этими людьми все-таки совершается. Они, сами того не осознавая, получают силу Божию, именуемую в православном учении благодать. Но от человека тоже требуется не только получить, но сохранить и преумножить полученный им Божественный дар. Сам Господь Иисус Христос поведал нам духовный закон, который сейчас мы можем прочесть в Евангелии: «кто со Мной не собирает, тот расточает». И, действительно, человек пусть даже принявший святое Крещение, но продолжающий жить во грехах, нарушая святые заповеди, расточает Богом данную ему благодать. Он продолжает наносить своей душе греховные раны, теряет радость от жизни уже здесь на земле. Но самое страшное для такого человека ожидает после смерти, являющейся ничем иным как переходом в другую жизнь, в которой ему придется дать Богу отчет в том, как он преумножил Богом данной ему духовной богатство, или напротив легкомысленно его расточил.

Как подготовиться к Крещению взрослому человеку?

Подготовка к Крещению взрослого человека должна идти в двух направлениях: внешнем и внутреннем, духовном. Главным условием для Крещение взрослого человека является его вера во Христа и решимость в последующем жить в соответствие с христианскими заповедями, богоугодно, церковной жизнью. Способствует приобретению такого настроя молитва, присутствие на богослужениях в храме, чтение Евангелия и житий святых угодников Божиих.

Возможно, перед Крещением священник пригласит на исповедальную беседу, где человек должен будет рассказать о совершенных им грехах.

Также необходимо будет ознакомиться с основными молитвами каждого православного христианина: «Отче наш» и «Символом веры».

Внешняя подготовка проходит намного проще и заключается в решение некоторых бытовых вопросах. Необходимо будет сходить в храм и договориться о дате предполагаемого Крещения. Также нужно выбрать и приобрести нательный крестик. Он может быть как золотым, так и серебряным. Освященный серебряный крестик можно купить в церковной лавке при храме. На само Крещение взять нужно будет полотенце и сланцы. Женщине также понадобится крестильная рубашка.

Крёстные взрослому человеку необязательны, а вот для крещения ребёнка они необходимы. При выборе крёстных родителей для ребёнка необходимо помнить, что перед крестными будет лежать огромная ответственность, так как в их обязанности входит духовное воспитание своего крестника.

После Крещения все свои душевные силы необходимо направлять на преумножение Божественной благодати. Без веры в Бога это сделать невозможно. Для приобретения крепкой веры необходимо читать Священное Писание, поучение пастырей Святой Церкви, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия. И всю свою жизнь нужно стараться проводить в соответствии с Христовыми заповедями.

КРЕЩЕНИЕ

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Источник.

Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Святитель Димитрий Ростовский (113, 84).

Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности. Православное исповедание (113, 487). Источник.

Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 488). Источник.

Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 488).

Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно. Иустин Философ (113, 492).

Через Крещение … образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (12, 112). Источник.

Итак, будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают лучше законной крови, священнее, чем «пепел телицы», который «через окропление освящает оскверненных» (Евр. 9, 13), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех. Святитель Григорий Богослов (113, 492). Источник.

Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением. Преподобный Ефрем Сирин (28, 476).

Великая вещь – Крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на Небо, утешение райское, ходатайство Царствия, дар усыновления (113, 492). Источник.

Так как человек состоит из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела, – вода очищает тело, а Дух запечатлевает душу, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым чистою водою. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 490). Источник.

При совершении Крещения предстоят и Ангелы, но объяснить способ этого дивного рождения не может ни один из них (42, 164). Источник.

Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует. Святитель Иоанн Златоуст (113, 492).

Действия Крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, сотворенных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, Крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, делает их храмами Божиими. Послание восточных патриархов (113, 492).

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Слова эти не противоречат словам: «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), потому что Церковь мыслит Святую Троицу нераздельно, так что, вследствие единства трех Ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу. Блаженный Феофилакт (113, 488). Источник.

Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества; невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь… не вступив в христианство посредством Святого Крещения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (109, 336). Источник.

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Изречение это имеет сокровенный смысл и заключает в себе таинство. Женщина пришла к Господу и спешила коснуться Его; это, однако, воспрещается ей по той причине, что, как говорит Господь, Он еще не восшел к Отцу Своему. Почему из этого следует, чтобы любящие Его не прикасались к Нему?

Между многими и различными причинами пришествия Спасителя была особенно та, которую Сам Он объясняет в словах Своих: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Поэтому прежде страдания и Воскресения Своего Он общался и с праведными, и неправедными, так что и всякий мытарь и грешник мог свободно приступать к Нему; так поступал Он, чтобы всех освятить и привести к познанию истины. Прежде Креста и Воскресения Своего позволял всем, даже грешникам, прикасаться к Нему и получать от Него благословение; но когда уже совершилось искупление, после Креста и Воскресения Своего, не тотчас позволял это каждому, преподав нам то правило, которое и Закон Моисеев означал в жертве агнца, о которой, как прообразе Христа, написано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12, 48). Необрезанным же называет всякого нечистого, а таково по естеству есть человечество. Поэтому не необрезанным, но чистым и духовно обрезанным людям надлежит прикасаться к Святейшему Телу Господа. Обрезание же сердца совершается Духом, по словам Павла, и его нельзя иметь человеку, если Дух Святой не вселится в нем верою и Крещением. Ибо хотя Христос воскрес из мертвых, но дух Святой еще не был послан Им от Отца к людям, а послан уже тогда, когда восшел Он (Иисус Христос) к Отцу. Потому и сказал Он: «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду. Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, поскольку Он еще не послал Духа, то и возбранял Марии прикасаться к Себе…

Отсюда Церковь приняла правило, по которому мы возбраняем оглашенным участвовать в Святой Трапезе, хотя они уже познали истину и исповедали веру, возбраняем, как еще не исполненным Святого Духа, Который обитает только в совершенных Крещением. Но когда примут Крещение, которым вселяется в них Дух Святой, тогда уже не возбраняется им прикасаться к Спасительному Телу Христову. Потому и служители Таинства возглашают для приступающих к таинственному благословению: «Святая святым!», означая тем, что одни освященные Духом имеют право причащаться Святого. Святитель Кирилл Александрийский (116, 683–684).

Познав волю Господню о язычниках, апостол Петр преподает Крещение Корнилию и всем присутствующим сообщникам его веры.

При этом заметим: 1. Необходимость святого Крещения. Апостол преподает Крещение водою и после того, как сошел на собрание верующих Святой Дух, то есть совершилось Крещение Духом (Деян. 11, 16). Поэтому нет сомнения, что заповедь Иисуса Христа о Крещении не терпит исключения: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). И чудесное действие Божие не исключает в Таинствах узаконенного действия священнослужителей Церкви. 2. Неизменность богоучрежденного порядка Таинств. Чрезвычайный случай в доме Корнилия не изменил того порядка в Церкви, по которому Крещение всегда есть Таинство первое и дверь, вводящая всякого верующего в Царство Христово. Во всей церковной истории мы не видим, чтобы такой случай повторялся. Здесь дарование Святого Духа прежде Крещения было единственным исключением из правила и не могло быть обращено в правило для Церкви.

Что касается выражения «креститься во имя Иисуса Христа», то само собою разумеется, что оно не исключает, а только предполагает, как весьма известную, формулу Крещения: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19) – о ней, как единственной, говорят древнейшие отцы (например, священномученик Иустин во 2-й апологии). Выражения: креститься «во имя Иисуса Христа» (Деян. 2, 38), также: «во имя Господа Иисуса» (Деян. 8, 16) или короче: «во Христа Иисуса» (Рим. 6, 3) отличают Крещение Христово от Крещения Иоаннова и показывают, что вся сила Крещения зависит от искупительной смерти Господа Иисуса Христа. Воскресное чтение (115, 338–339). Источник.

Хотя тема названа «зачем нужно креститься», вначале необходимо сказать о тех случаях, когда креститься нельзя. Итак, нельзя креститься, когда это делается потому что «так принято», «чтоб не болеть», просто «надо», «потому что мы русские и православные», «чтобы все было хорошо», «чтобы был ангел хранитель» и т. д. Всем таким людям лучше повременить с крещением до тех пор, пока их мотивация не изменится. Почему так? Потому что таинством крещения человек рождается в новую жизнь, заключает завет с Богом и воспринимает на себя обязательства по сохранению этого завета. Незнающий в чем заключается этот завет, не сознающий свои новые обязанности, начинающий по заключении завета нарушать и попирать его договоренности, принимает таинство крещения во осуждение себе.
Крещение усваивает крестившемуся крестную жертву Богочеловека Иисуса Христа и, через нее, примиряет его с Богом Отцом, ниспосылая Духа Святого. Таким образом, крестившийся становится способным к наследию вечной жизни или спасению. Но это происходит не автоматически, для спасения нужна живая вера, т.е. вера, свидетельствуемая делами.
Перед таинством крещения священник трижды задает вопрос: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»? На что человек отвечает: «Отрицаюся». После этого священник снова трижды спрашивает крещающегося: «Сочетаваеши ли ся Христу»? На что он каждый раз отвечает: «Сочетаюся». Этими словами человек дает Богу обеты уклоняться от всякого греха – чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, лености, тщеславия, гордости и т. д., — и направлять свою жизнь по всем заповедям. Отныне человек обещает жить, думать и смотреть на мир по евангельски. Невольные уклонения от заповедей он должен врачевать в таинстве покаяния, а вольных уклонений у него быть не должно. Не живущий по заповедям, а, напротив, поступающий «как все» не получит от крещения ничего, кроме того, что по смерти будет судим более строго, чем идолопоклонники. Ему, в отличие от них, была дана сила к изменению жизни, а он ею пренебрег. Таким образом, непонимающий, зачем он крестится, подобен человеку, пришедшему с разбитым и грязным сосудом к царю просить благовонного мира. Как в таинстве брака супруги обещают хранить верность друг другу, так и в таинстве крещения человек дает обещание Богу храниться от всех грехов и направляться ко всем заповедям. Лучше не давать обетов, чем дав нарушить.
Приступающий ко крещению должен быть православным, т.е. верить так, как верует православная церковь. Для этого ему необходимо ознакомиться с какой-либо литературой на эту тему для новоначальных, например с огласительными беседами. Цель подготовки ко крещению – принять таинство максимально осознанно, с покаянием в преждесоделанных грехах и с намерением начать новую жизнь. Если эти условия будут соблюдены, крестившийся почувствует благодать Святого Духа, осенившую его, почувствует, что он стал другим человеком, изменился, родился духовно, стал чадом Божиим.
Получивший дар Духа Святаго в таинстве крещения, обязан хранить его как величайшее сокровище. Для этого крещеный должен воцерковиться и вести христианский образ жизни, существующий как раз для того, чтобы помочь человеку сохранить и возрастить в душе этот дар, оградить его от того, через что этот дар утрачивается. Христианин должен исполнять домашнее молитвенное правило, посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, по возможности часто приступать к таинствам исповеди и Причастия. Также он должен направлять свои поступки по Евангелию, избегать не только грехов, но и поводов к ним. Христианин должен читать святоотеческие творения, узнавать из них о пути спасения и питать ими стремление к Богу. Внимательный человек быстро заметит пользу от перечисленных дел и вред, происходящий от их оставления.
Таким образом, если человек не собирается делать все перечисленное и даже не знает об этом, креститься ему нельзя. Хочется напомнить, что в древней церкви крещение принимали в сознательном возрасте и период подготовки к таинству — оглашение — длился один год. Позднее церковь стала крестить и младенцев, но по вере родителей и крестных, которые давали обеты крещения за младенца и обещали, что он вырастит христианином. Если же они сами далеки от веры, им также нельзя крестить своего младенца до тех пор, пока родители и крестные не осознают свои обязанности по воспитанию члена церкви.
В качестве небольшой огласительной беседы можно привести Слово святого Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) более подробно раскрывающее суть христианства и смысл таинства крещения. Перевод святителя Феофана Затворника (XIX в.):
ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ
1. И прежде богато угостил уже нас блаженный Павел трапезою божественных словес и преобрадовал сердца наши; и теперь опять угощает нас другою трапезою тех же богодухновенных словес, которая, быв преисполнена духовных брашн, питающих внутреннего человека и веселящих и укрепляющих сердце живоносным хлебом Слова и радостотворным вином премудрости и Боговедения, преисполнена еще и Божественною благодатию Святого Духа, наполняющею душу всякою радостию и веселием и располагающею ее, оставя земное, возноситься на крылах ума к небесному и к Самому Богу. Посмотрим же, какая это апостольская трапеза и какие на ней брашна? Но прежде исторгнем ум наш из земного, и, как имеющие услышать божественные глаголы, изострим внимание, чтобы со всем тщанием внимать изрекаемому, да достойно содружимся с Духом Святым, Который чрез Апостола научает нас сокровенным тайнам Царства Небесного.
Вот что говорит он: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Не оставь, возлюбленный, без исследования слова сего и не подумай, что оно удобопонятно. Оно содержит в себе глубокие мысли и требует великого внимания и исследования. Но уготовь слух твой к слышанию того, что будет говориться, и познаешь глубину Таин Божиих, которые сокрыты в сем изречении.
Первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии. Первым и перстным человеком называет он Адама, как написано: и созда Бог человека, персть взем от земли (Быт.2,7), который после того, как был создан из земли перстным и приял духа жизни, именуемого мысленною душою и образом Божиим, введен был Богом в рай и получил повеление возделывать его и хранить, чтобы, пока будет соблюдать заповедь Божию, пребывать в нем безсмертно, сообращаясь с Ангелами, и вместе с ними всегда славословя Бога, умно созерцая Его, приемля (мысленные) осияния от Него и слушая (когда потребно) Божественный глас Его, а в какой час нарушит заповедь Божию и снест от дерева, от которого повелено ему не ясти, быть предану смертности, восслепотствовать очами души своей, совлечься одеяния божественной славы, лишену быть сообращения с Ангелами и изгнану из рая, как он и потерпел все сие. Ибо когда он склонился на лукавые слова прельстителя диавола и преступил заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла, то праведно лишился всех оных благ, сделался глух (для духовного), чтобы нечистыми ушами не слышать более Божеских словес, кои слышат только одни достойные, и ослеп душевно, чтоб не видеть более оной славы неизглаголанной, так как самоохотно отдалил от оной ум свой и страстным вниманием впился в плод древа запрещенного, поверив змию, который сказал: в день, в который вы вкусите от него … будете как боги, знающие добро и зло (Быт.3,5). Этими словами обольстился перстный человек и, надеясь, что действительно станет богом, вкусил от древа познания. За это лишился он всех духовных и небесных благ, а вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям и стал, скажу опять тоже, глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от которых ниспал, к тому же еще смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным, как говорит царепророк Давид: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48,13). Видишь теперь, от какой славы и какого блаженства в какое безчестие, неразумие и тление низринулся человек? От сколь великого богатства в сколь великую пришел бедность? И мы еще не все сказали, что следует сказать. Итак, первый человек бысть от земли, перстен, и соделался (нравственно) перстным (плотяным) так, как мы сказали.

Теперь посмотрим и поучимся из Божественных Писаний, что есть второй человек, Господь с небесе? Сей есть Бог от Бога, безначальный Сын, безначального Отца, Безтелесный Безтелесного, Непостижимый Непостижимого, Вечный Вечного, Неприступный Неприступного, Невместимый Невместимого, Безсмертный Безсмертного, Невидимый Невидимого, Слово Бога и Бог, Коим сотворено все, и земное, и небесное. Будучи же таков, и пребывая в Отце, и Отца имея пребывающим в Себе, не отделяясь от Него, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха, чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а с ним и всех, от него рожденных и рождающихся, так как и они подобны ему, их породившему. Ибо, как Адам, породивший их, по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным от божественного одеяния и безчувственным, так и они все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он – перстный, то есть тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, безчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их, так как они собрали в себя одних страсти каждого животного и держат их в себе самих. К тому же, эти, рожденные перстными, ниспали в такое великое безсмыслие и в такое неведение Бога и заповедей Его, что ту честь, какую надлежит воздавать единому Богу, стали воздавать видимым тварям Его, и не только небо и землю, солнце, луну и звезды, огонь, воду и прочие твари обоготворили, но даже самые срамные страсти, и те обоготворили, и им, о безсмыслие, покланялись, как Богу. И какие страсти? Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, убийство и другое многое, сему подобное. Все это делать научил и склонил человека диавол, подчинивший себе чрез то весь род человеческий. Если и бывал в древнее время кто из безчисленного числа людей, не всякую диаволю волю исполнявший, но всякий не тем, так другим грешил. Да и того одного, что всякий происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во ад. И не было никого, кто бы мог избавить из рук его.
Но сжалился над нами Бог Слово, Творец наш, и как Сам Он весть, сошел на землю и соделался человеком, не по образу человеческого зачатия, но от Духа Святого и Марии Приснодевы, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин.1,14). Ибо как в начале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался человеком, совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия. Читаем в Ветхозаветном Писании, что Бог навел сон на Адама и, взяв одно из ребр его, создал из него жену; так сделал Он и здесь, при собственном Своем воплощении. Но внемли, да разумеешь!
2. Ребро Адамово есть жена. Из этого Адамова ребра, то есть жены, Богородицы Марии, Сын и Слово Бога и Бог взял плоть и претворил ее в мужа совершенна с душою и телом, чтоб воистину быть сыном Адама. Сделавшись же человеком, подобным нам по всему, кроме греха, Он стал тотчас вместе с тем сродником по плоти всех людей, как утверждает и божественный Златоуст там, где говорит: «облекшись плотию, Христос облекся в братство нам». Но Христос, будучи Богом вместе и человеком, как по Божеству есть и пребудет свят, так и по человечеству и душою, и плотию, есть и пребудет Cвят, Пресвят и Пренепорочен; прочие же люди, хотя стали братьями и сродниками Его по плоти, но, как перстные, остались такими же и не сделались тотчас (то есть чрез самое дело воплощения Бога) святыми и сынами Божиими. Теперь внемли со тщанием тому, что буду тебе говорить. Соделался человеком Бог и тотчас стал сродником и братом людей. Но поелику Он один был Сыном Божиим и Богочеловеком, то один Он был, есть и будет свят, один праведен, один истинен, один безсмертен, один человеколюбец, один милостив и благоутробен, один Властелин и Господь, один Свет мира и Свет неприступный. Мы же, как смертные и тленные, не имеем (оставаясь в своем естественном порядке) с Ним никакого другого общения, кроме одного сродства по плоти, как сказано выше. Посему посредницею между Богом и людьми поставлена вера в Него (Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, и за одну эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Что все и дарует Он даже доселе всем, которые от всей души веруют во Христа Господа, и не это одно, но и все то, о чем обетовал во Святом Евангелии, что все конечно получим чрез Него, то есть блага оной земли, которую наследят кроткие с великим веселием и радостию сердец их, — дарует все то, чтоб Он (Христос) соединялся с нами, и чрез Него мы оба соделывались едино с Богом и Отцом Его, сочетаваемы бывая в то же время и с Духом Святым.
Все сказанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать во святом Крещении, и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы соделываемся подобными Ему по благодати.
Когда же, предавшись нерадению, презрим святые и животворные Его заповеди и, возвратясь на прежнее, начнем делать то, что заповедует Он нам не делать, тогда тотчас лишаемся всех благ, какие даровал Он нам чрез святое Крещение. И как Адам по преступлении заповеди изгнан был из рая и удален от сладостей его, от сообращения с Ангелами, какое имел там, и от Самого Бога, так и мы, когда грешим, отдаляемся от Церкви святых рабов Его, совлекаемся божественного оного одеяния, Самого, говорю, Христа Господа, в Коего веруем и в Коего облеклись, когда крестились, лишаемся жизни вечной и света оного невечернего и непрестающего, и вечных благ, равно как освящения и сыноположения, и из ставших было небесными и во всем подобными второму человеку, Господу Иисусу Христу, делаемся опять перстными, как был первый оный человек, и не только это, но делаемся повинными смерти, имеющими наследовать тьму кромешную и огонь неугасимый, идеже плач и скрежет зубов. Пусть не терпим мы изгнания из видимого рая и не слышим осуждения в поте лица возделывать землю, но мы сами себя изгоняем из Царства Небесного, отчуждаем от оных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и делаем повинными нескончаемому мучению. И если бы не даровал нам Бог еще такого блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему чрез покаяние, то и спастись никому не было бы возможности.
Посему-то благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство исповеди и покаяния, и каждому дал власть, если хочет, чрез исповедь и покаяние восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ, о коих мы сказали выше, или еще больших, если покажем более теплое покаяние. Ибо, какое показывает человек покаяние, такое же обретает и дерзновение и к Богу присвоение, удостоиваясь ясно сознать сие и беседовать с Богом, как друг с другом, лицом к лицу.
Итак, которые после Крещения не чувствуют удостоверения, что имеют к Богу такое дерзновение и присвоение и причастны тех благ, о коих мы сказали, и не сознают, что облечены во Христа, и не зрят света Божества Его, с светом Духа Святого, пусть тщательно исследуют совесть свою, и конечно найдут, что не соблюли или всех, или некоторых из тех соглашений, в которые вступили с Богом, когда приняли Крещение, или что зарыли в землю талант свой, то есть полученный ими дар освящения и сыноположения, и не умножили его, почему и не удостоиваются созерцать и умно видеть Владыку своего. Бог истинен и не раскаивается в дарованиях, подаемых Им, а Он Сам говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14,21). Слышали, что говорит Владыка Христос? Кто, говорит, Меня возлюбит и заповеди Мои соблюдет, того и Я возлюблю и явлюся ему Сам. Если теперь Христос есть истина, как Сам Он сказал: Аз есмь истина (Ин.14,6), а истине невозможно солгать, как говорит Апостол: невозможно солгати Богу (Евр.6,18), то пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорит, что невозможно Его видеть, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть свет миру (Ин.8,12), то которые Его не видят, конечно слепы суть, а слепы они суть, потому что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не соблюли. Ибо, если б они возлюбили Его и заповеди Его соблюли, то и они всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он всеконечно Сам явил бы Себя им, яко неложный, существенно истинный и само-истина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире и сидящих во тьме. Итак, которые христиане не видят умно Господа, не освещаются явственно и знательно его Божеским светом, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что невозможно Его видеть; но каждый из нас, возлюбленные мои, пусть испытает совесть свою, как я сказал уже, и конечно найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит славы Его, а затем пусть покается и восплачет о себе, что находится в таком бедном состоянии, и потщится покаянием и исповеданием возвратить потерянное, да улучит и вечные блага во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.