Крест ефросинии полоцкой
Содержание
- Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу
- Крест Евфросинии
- Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке
- Крест святой Евфросинии Полоцкой
- Крест Евфросинии Полоцкой
- 3D-модель креста
- Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) —
- История
- Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой
- Почитание и прославление преподобной Евфросинии Полоцкой
- Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой
- Преподобная Евфросиния Полоцкая. Иконы
- Преподобная Евфросиния Полоцкая. Храмы
- Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве
Источник: Комсомольская правда
Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.
Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.
Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.
– Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии – Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.
Картина “Призвание Ефросинии Полоцкой”, иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)
Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу
До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.
– Она действительно могла стать королевой?
– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.
– Ей так жених не понравился?
– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.
– Она об этом могла думать в 12 лет?
– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.
– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…
– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.
Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.
Икона с Евфросинией Полоцкой
Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.
Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.
А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря.
И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.
Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.
Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.
Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней
– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?
– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.
И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.
Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.
Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…
Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке
Крест Евфросинии
История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.
Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.
Крест Евфросинии Полоцкой (1161 год, Лазарь Богша). Рисунок из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.
– Где тогда находились мощи?
– В Киево-Печерской Лавре.
– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?
– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.
– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?
– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.
Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».
Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке
– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?
– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.
Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года
– А что случилось с мощами и монастырем после революции?
– В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.
Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство.
И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.
Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
А.Геращенко
Трибуны центрального городского футбольного стадиона города Полоцка «Спартак» построены с использованием дошедшего до наших времён протяжённого большого земляного вала. С одной стороны вала оборудованы трибуны для зрителей, а с другой в 50-х годах ХХ века были высажены и уже выросли большие деревья, скрепляющие своими корнями землю и предохраняющие склон от разрушения.
С давних пор этот вал называют Валом Ивана Грозного. В память об этих временах в Полоцке есть и улица Стрелецкая, которой не так давно было возвращено историческое название.
После монголо-татарского нашествия и без того распавшаяся на множество княжеств и уделов Киевская Русь прекратила своё существование. Владимиро-Суздальская Русь, Тверь, Рязань и другие русские земли оказались под гнётом Золотой Орды. Распавшееся на уделы Полоцкое княжество попало под власть Великого княжества Литовского и Русского. В составе этого великого княжества оказался и отвоёванный у ордынцев Киев. Новгород и Псков сохранили свою самостоятельную государственность. Русичи оказались разделёнными новыми границами.
Постепенно на востоке Руси набирало силу Великое княжество Московское, которое начало собирать вокруг себя близлежащие русские земли. На западе Руси центром собирания русских земель стало Великое княжество Литовское и Русское. Как известно, только три города на Руси имели храмы Святой Софии – Киев, Новгород и Полоцк и во многом эти города были главными для древнерусской истории.
И Великое княжество Литовское и Русское, и Великое княжество Московское стремились со своей стороны объединить все русские земли, и поэтому были прямыми соперниками в борьбе за наследие Киевской Руси. Даже верховные правители назывались одинаково – великие князья.
Поначалу в деле собирания Руси больше преуспело Великое княжество Литовское и Русское. Но в 1471-1478 годах усилившийся великий князь Московский Иван III подчинил себе Новгородскую вечевую республику, а в 1480 году окончательно сбросил ордынское иго. Это позволило Москве задуматься о возможности объединения всех русских земель под своим главенством. Тем более, что после усиления Москвы многие православные князья Великого княжества Литовского и Русского, недовольные засильем католиков, стали переходить под власть Ивана III. Столкновение между двумя русскими державами стало неизбежным.
В 1500-1503 годах в результате литовско-московской войны Великое княжество Литовское и Русское потеряло 25 городов и 70 волостей. Было заключено перемирие, скреплённое браком Великого князя Литовского и Русского Александра Казимировича и дочери Великого князя Московского Ивана III Елены. Но главным итогом было то, что за Иваном III был признан титул государя всей Руси, провозглашённый ещё в 1462 году. А после того, как в 1522 году под власть Великого князя Московского перешёл и Смоленск, Московское государство стало явно сильнее Литвы и перехватило инициативу по объединению земель Киевской Руси под своей рукой.
Иван III был государём всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, а Великое княжество Московское стало Царством Русским. Добившись успехов на востоке и присоединив к Московскому государству, причинявших много бед русским землям Казанское и Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад. Царь хотел вернуть Русскому государству удобный выход к Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден, ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году Ливонский орден и Великое княжество Литовское и Русское заключили военный союз против Царства Русского.
В ответ в январе 1558 года войска Ивана Грозного перешли границу и нанесли Ливонскому ордену сокрушительное поражение. Ударной силой царской рати было, созданное в 1550 году стрелецкое войско, которое делилось на шесть полков по 500 человек. Стрельцы, их еще называли полками огненного боя, были вооружены пищалями (средне- и длинноствольные ружья), бердышами (холодное оружие в виде топора-секиры), саблями, которые носили на поясной портупее. Стрельцы были регулярным (постоянным) войском, имели высокую выучку и были грозной боевой силой.
В 1560 году Ливонский орден распался и подпал под власть польского короля Сигизмунда Августа, который был одновременно и великим князем Литовским. В июле 1561 года король послал в Ливонию армию под началом князя Николая Радзивилла Рыжего, но под городом Пярну она была разбита русскими войсками. А на следующий год литовские отряды совершили набег на Смоленщину. В ответ на это московские ратные люди атаковали территорию Великого княжества Литовского. Так что на порубежье Литовской Руси и Царства Русского было немирно. Неспокойно было и в самом великом княжестве. Ободрённые успехами царя Ивана многие православные феодалы и простые люди были готовы его поддержать.
В начале зимы 1563 года русское войско с сильной артиллерией во главе с самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Местное население, согласно донесениям папского посла в Рим, «публично молилось о даровании победы московитам» и всячески приветствовало единоверцев. Великий литовский гетман Николай Радзивилл не стал оборонять город и со своим войском остался на полпути между Вильно и Полоцком. В самом городе под руководством воеводы Станислава Давойны укрепился большой гарнизон. Полоцк был хорошо укреплён, но продержался всего 16 дней. Воевода допустил несколько роковых просчётов при обороне города. Так, не доверяя «чёрным людям» Давойна перед началом осады выслал из крепости несколько тысяч крестьян, которые спешно ремонтировали и возводили оборонительные сооружения. Крестьяне в большинстве своём симпатизировали московитам-единоверцам и сообщили русской армии тайные места хранения зерна в городе.
Воевода, зная настроения горожан и будучи не в силах удержать весь Полоцк, заперся в замке, а острог и посад поджёг, чем ещё больше обозлил полочан. Город занялся огнём и густым дымом. Под его прикрытием русские пушкари пододвинули к стенам замка артиллерию и после шквального огня, беспрерывно длившегося несколько суток 15 февраля 1563 года замок пал.
Весь Полоцк, вернее то, что осталось от него после поджога Станислава Давойны, перешел «под руку» царя Русского. Самому Давойне, его жене, оставшимся в живых воинам и примерно 500 полочанам, поддерживавшим обороняющихся, Иван Грозный сохранил жизнь и поместил их в тюрьму в ожидании выкупа, а пленённых польских солдат и немецких наёмников наградил собольими шубами и золотыми монетами и отпустил восвояси.
Затем государь Московский стал, как говорили в старину, чинить суд. Православные полочане подали на имя царя многочисленные жалобы на жестокие притеснения со стороны католического духовенства и ростовщиков Последние, давая нуждающимся горожанам деньги в рост (отсюда – ростовщик), т.е. в долг под огромные проценты, не только нажили себе этим огромные состояния, но и опутали весь город долговой кабалой. Царь в духе той поры вывел злодеев «на чистую воду». Он приказал их бросить в Западную Двину. В средневековье считалось, что если люди не виновны, то они смогут избежать смерти «по божьей воле и промыслу». Изъятые же золото, серебро и другие ценности были конфискованы в царскую казну и пошли на восстановление города.
По приказу царя был построен Нижний замок. Одним из его оборонительных сооружений и стал массивный насыпной земляной вал. Тот самый Вал Ивана Грозного, который уже в наше время стал основанием для трибун стадиона «Спартак». На Нижнем замке были расселены царские стрельцы – отсюда и пошло название Стрелецкой улицы.
Кстати, мало кто знает, но именно Иван Грозный в том же 1563 году вернул в Полоцк одну из нынешних белорусских святынь — знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой.
Переход Полоцка в подданство московского царя означал, что чаша весов в соперничестве за наследие Древней Руси резко склонилась в сторону Царства Русского. Пытаясь спасти положение, литовские паны начали переговоры о новой унии с Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном Грозным. Но замириться не удавалось – Литва требовала отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая, что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства Русского.
В январе 1564 года отряды московских войск под командованием князя Шуйского двинулась на Чашники, с намерением овладеть впоследствии Новогрудком и выйти на исторические границы Киевской Руси. Навстречу им двинулось войско Николая Радзивилла. В сражении на реке Улле возле деревни Иванск Радзивиллу удалось остановить наступление князя Шуйского. Но на большее сил у Литвы не было.
В это время начались внутренние неустройства в Царстве Русском. Царь Иван IV Грозный выстраивал централизованное и хорошо управляемое государство, но этому противились крупные бояре (бывшие удельные князья), борьба с которыми была очень трудной и жестокой. Царю для этого пришлось даже создать личную гвардию – опричное (от слова «опричь» — кроме) войско. Теперь ему было не до «литовских дел», но, несмотря на это в окрестностях Полоцка в 1565-1569 годах по приказу царя было построено несколько крепостей – Туровля, Сокол, Ситно, Красная, Суша, Казьяны, Улла.
10 января 1569 года начался объединительный польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой унии – государственного объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского. Он длился шесть месяцев – депутаты от великого княжества хотели равноправного объединения, а поляки требовали безусловного подчинения. Не соглашаясь на польские условия, делегаты от княжества в знак протеста 1 марта покинули сейм. Тогда поляки воспользовались тем, что великий князь литовский Сигизмунд Август был одновременно и польским королём. Под их нажимом Сигизмунд издал указ о передаче в состав Королевства Польского Малой Руси, т.е.нынешних украинских территорий и Киева. Опасаясь полной утраты государственности, делегаты Литвы поспешили назад на сейм, понимая, что к войне с Польшей они никак не готовы. В результате 1 июля 1569 года было объявлено об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского в единое государство – Речь Посполитую.
Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность и, по сути, стало провинцией польской короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм. Оставшаяся же у княжества территория сократилась до нынешних Литвы и Беларуси. Конечно, великое княжество сохранило определенную автономию, в том числе и русский язык в качестве государственного (однако в 1696 году он был запрещен – государственным остался лишь польский), но господствующая роль Польши стала неоспоримой. В сенате Речи Посполитой из 180 делегатов лишь 46 представляли великое княжество, из них православную шляхту представляли лишь единицы. При этом польская шляхта добилась права получать земли на его территории .
Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими силами они не могли, рассчитывали втянуть в неё на своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее вассала крымского хана. Сообщив туркам о том, что значительные силы русских стоят в Ливонии и Литве, поляки подбивали султана напасть на Московскую Русь. К тому же внимание Ивана Грозного было приковано к борьбе с внутренней боярской смутой.
Турецкому султану Селиму II пришлись по нутру просьбы поляков, и он послал осенью 1569 года 20 тысяч янычар и 50 тысяч крымских татар на захват Астрахани. Царю Ивану пришлось срочно направлять часть войск на юг. Астрахань удалось отстоять, но уже через год 40-тысячная орда крымских татар совершила набег до самой Москвы, пожгла и сам город, и почти все центральные области Московского государства.
Ободрённый таким ходом событий, король Сигизмунд Август направил в 1571 году крымскому хану Девлет-Гирею богатые подарки, склоняя того к новому нашествию. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство».
В начале августа возле села Молоди в 50 километрах от Москвы состоялось решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10-ти тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси.
В 1575 году после смерти Сигизмунда Августа новым королём стал венгерский князь из Трансильвании Стефан Баторий, хотя на польский трон претендовали и сын Ивана Грозного Фёдор и сам русский царь, которых хотело видеть королём Великое княжество Литовское и Русское. Стефан Баторий желал не только отомстить былому сопернику в борьбе за польскую корону и отвоевать Полоцк, но и захватить Псков. Как полагал король, момент для этого был самым удачным. Московская Русь была разорена, русские войска были заняты южными рубежами, а в его распоряжении теперь были польские, литовские, а также наемные венгерские и немецкие войска.
В августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошёл к Полоцку. Город оборонял 6-тысячный русский гарнизон. Началась 20-дневная осада. Запылал подожжённый захватчиками город – горели дома, храмы, замковые стены. Защитники города оборонялись упорно – порой за одну ночь на месте сожжённых и разбитых артиллерией стен возводились новые. Атакующие делали подкопы, взрывали пороховые заряды. Заполотский посад, где жило большинство полочан, был сожжён врагом дотла. Когда войска Батория всё же ворвались в замок, используя проломы в стене, от города уже мало что осталось. Оставшиеся в живых защитники города и все желающие были отпущены в Московскую Русь. Полоцк подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы. Особенно старались венгры, которым были чужды и местные традиции, и местный язык, и местная культура. Вот что об этом говорил белорусский историк В.Ластовский в своей книге «Краткая история Беларуси», изданной в 1910 году: «Во время этого грабежа пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось очень много редких летописей и ценных рукописей, даже переводы священного писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия, славянских апостолов. Другие говорят, что там погибла в то время и летопись Кривичско-Полоцкой земли». По белорусскому культурному наследию был нанесён страшный удар.
После взятия Полоцка, войска Батория разорили все построенные русские крепости и приступили к осаде Пскова. Но город им взять не удалось, и в 1582 году был подписан Ян-Зампольский мирный договор. Царство Русское уступало Речи Посполитой город Велиж, но фактически была восстановлена прежняя граница, существовавшая до Ливонской войны.
А Вал Ивана Грозного так и остался местной достопримечательностью, напоминая нам о тех кровавых, насыщенных войнами далёких временах.
Крест святой Евфросинии Полоцкой
О судьбе великой христианской святыни рассказываем в вопросах и ответах.
Что мы знаем об истории возникновения креста и как он выглядел?
Крест святой Евфросинии Полоцкой — работа полоцкого мастера-ювелира Лазаря Богши. В 1161 году он изготовил для Спасской церкви Полоцкого монастыря напрестольный крест. На эту работу его благословила игумения обители — святая Евфросиния.
В специальные ковчежцы на кресте вставлены частица Креста Господня, на которой была капля Его Крови, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика Стефана и великомученика Пантелеимона, капля крови святого Димитрия Солунского. Только представьте себе, что все эти святыни привезли в Полоцк в XII веке! Это стало больше чем ответом на письма Евфросинии, которые святая направила в Константинополь патриарху Луке Хрисовергу и императору Мануилу Комнину, и свидетельствует о понимании значимости святыни для всего Православия.
Лазарь сделал крест шестиконечным. В высоту он был чуть больше полуметра. Основание креста было кипарисовым, а чтобы покрыть деревянную основу пластинами из золота и позолоченного серебра с изображениями, мастер прибегнул к известной в Византии (но не на наших землях) технике перегородчатой эмали, что еще раз говорит о его высоком мастерстве. А выполненный им изысканный орнамент стал не меньшим украшением, чем драгоценные камни и жемчуг.
На кресте мастер изобразил Господа Иисуса Христа, Божию Матерь, Иоанна Крестителя, архангелов Гавриила и Михаила, евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луку, преподобную Евфросинию Александрийскую — небесную покровительницу святой Евфросинии Полоцкой, а также великомученика Георгия Победоносца и мученицу Софию — покровителей ее родителей. Маленькие образы святых Стефана, Пантелеимона и Димитрия, святых первоверховных апостолов Петра и Павла и святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова мастер разместил на оборотной стороне креста.
Надписи на кресте делают его памятником не только искусства, но и древней письменности. Это редкий случай, когда художник, связанный с церковным искусством, оставляет свое имя. Лазарь Богша написал: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». По бокам креста сделана надпись, ставшая завещанием самой преподобной Евфросинии Полоцкой: «Да не изнесется из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, изнесеть его из манастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».
Почему нарушили запрет святой Евфросинии и вывезли крест из монастыря? Как сложилась дальнейшая судьба святыни?
Междоусобные войны оказались сильнее запрета, и уже в 1222 году после победы Смоленского княжества над Полоцким крест переносится в Смоленск. Здесь святыня находилась три века, а об особом к ней отношении говорит тот факт, что для лучшего ее сохранения в 1495 году была сделана близкая к оригиналу копия, но уже из меди, и когда освящали воду, крест в нее опускали медный.
Судьбу полоцкого креста продолжили определять войны. Московский князь Василий III в 1514 году завладел Смоленском, и вместе с другими святынями Смоленской земли крест преподобной Евфросинии перевозится в Москву. Его государь не передавал в храмы, а хранил у себя, и верующие могли поклониться ему только в дни великих церковных праздников.
Возвращение Креста в Полоцк связано с именем Иоанна IV Грозного. Евфросиниевский крест он взял с собой вместе с Донской и Колочской иконами Божией Матери, идя в военный поход на Полоцк. В связи с Ливонской войной, бывшей в 1563 году, Евфросиниевский крест впервые упоминается в летописи. Полоцк пал, а Иоанн Грозный, быть может, убоявшийся оставленного на кресте завещания, возвращает святыню в Спасский монастырь.
В границы Речи Посполитой Полоцк вновь входит в 1579 году, после того как город отвоевывает король Стефан Баторий. С его именем связано распространение католицизма на территории нашего государства. В 1582 году был издан указ, подразумевавший передачу православных храмов и монастырей иезуитам. Православные хотели сохранить святыню и прежде перенесли крест из древней обители, которая также отошла католикам, в Софийский собор, но после Брестской унии 1596 года собор передают униатским монахам базилианского ордена, и те стали обладать крестом.
Иезуиты делали множество попыток отнять крест у униатов, даже судились, а после и вовсе хотели украсть его, заменив на подделку, но отнять крест им не удалось.
Большой угрозой для бесценной реликвии стала и война 1812 года, когда Полоцк был захвачен войском Наполеона Бонапарта. Но крест спасли, замуровав его в стене Софийского собора. Достали его лишь тогда, когда французы ушли за границы Российской империи.
Важным событием в истории креста стало его возвращение православным после упразднения унии в 1839 году. А через два года епископ Василий (Лужинский) привозит Евфросиниевский крест для поклонения в Москву и Санкт-Петербург. Встреча полоцкой святыни в этих городах была поистине всенародной. Во время пребывания креста в московских и петербуржских храмах были собраны большие пожертвования, которые после указа о возрождении древней Спасской обители в Полоцке в 1841 году направили на восстановление монастыря.
В летописи обители памятна дата 23 мая (по старому стилю) 1842 года. В день памяти святой Евфросинии Полоцкой из Софийского собора крест преподобной торжественно крестным ходом перенесли в обитель «на вечное хранение» и положили в Спасо-Преображенской церкви в келлии преподобной, на хорах храма.
И всё же мы знаем, что крест был утерян. Как так получилось?
В 1921–1922 годах, когда советская власть проводила кампанию по изъятию церковных ценностей, крест из Спасского монастыря передали в Полоцкий финансовый отдел.
О реликвии беспокоились многие, ведь люди осознавали, каким выдающимся памятником древнерусской культуры был этот крест. Это подтверждает и интересный факт из истории: сотрудники Оружейной палаты Московского Кремля несколько раз в 1924 и 1925 годах писали в Главное управление научных, научно-художественных и музейных учреждений РСФСР, чтобы узнать о том, где и в каком состоянии находится Евфросиниевский крест.
Комиссия из Белорусского государственного музея, которую возглавлял его директор Вацлав Устинович Ластовский, исследовала в 1928 году крест преподобной Ефросинии Полоцкой и привезла его в Минск в музей. Некоторое время крест находился здесь, но в 1929 году его перевезли в Могилевский краеведческий музей. Это было связано с тем, что столицу БССР хотели перенести из Минска в Могилев.
Сначала крест выставили как экспонат, но люди, подходя к святыне, крестились, и потому его поместили в сейф. В 1941 году на нашу страну напали немецкие войска, и Могилев оказался захвачен оккупантами. Не все музейные ценности к тому времени были эвакуированы, а Евфросиниевский крест исчез таинственным образом. Высказываются разные предложения относительно того, как сложилась дальнейшая судьба полоцкой святыни, но ее местонахождение по-прежнему неизвестно.
Где же может быть Евфросиниевский крест?
В 1990 году крест Евфросинии Полоцкой искали в одной из частных коллекций в США и даже задействовали в этом ООН, но найти реликвию не смогли. Тем не менее существует версия, что после Второй мировой войны на аукционе в Западной Европе крест был продан в коллекцию Моргана.
Поиск подлинного креста осложняется тем, что в разные годы было изготовлено несколько его копий. Одна из них — крест Параскевы Полоцкой — хранится в Ярославо-Ростовском музее-заповеднике. Еще одну копию креста сделали иезуиты при попытке похищения креста Евфросинии Полоцкой из Софийского собора. Возможно, большевики изъяли только одну из копий настоящего креста, а подлинный крест Евфросинии Полоцкой был надежно спрятан в тайном месте в самом Полоцке и до сих находится где-то в городе.
Что означает «точная копия»? Крест воссоздан со всеми реликвиями?
Да, работы по воссозданию креста святой Евфросинии Полоцкой включали в себя несколько этапов. Сначала крест реконструировали. Для этого использовали фотонегативы, которые сделал на стекле в 1896 году Иван Федорович Чистяков, сотрудник Императорской Археологической Комиссии. Фрагменты и детали креста во всех подробностях изучали по напечатанным с этих негативов фотографиям. Реконструкцией белорусы занимались в Бресте с 1992 по 1997 годы.
Практическую часть доверили художнику-ювелиру Николаю Петровичу Кузьмичу. В своей работе мастер старался руководствоваться теми же методами и техниками, которые использовал в XII веке Лазарь Богша.
Святыни для копии Евфросиниевского креста собирались буквально по крупицам. Для этого в августе 1994 года Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет вместе с Николаем Кузьмичом и другими паломниками отправились на Святую Землю.
Нашу делегацию встречал Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор. Он благословил это начинание и передал частицу Животворящего Древа, камни от Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы святых мощей. Будучи на Святой Земле, Митрополит Филарет освятил кипарисовое основание будущего креста на Гробе Господнем, на Голгофе, на Гробе Пресвятой Богородицы, у мощей преподобного Феодосия Великого.
Частицы Крови Христовой передали из Свято-Троицкой Сергиевой лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а частицу мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона привезли из Брестского Свято-Никольского собора.
Работы по воссозданию креста Евфросинии Полоцкой продолжались еще несколько лет. В Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь святыня была принесена в 1997 году в канун праздника Крестовоздвижения, а еще через год Святейший Патриарх Алексий II совершил чин Воздвижения воссозданного креста. Мастером Николаем Кузьмичом также была изготовлена ставротека — ковчег для креста.
Библиотека и музей Моргана — научная библиотека, расположенная в Нью-Йорке, известная прежде всего своей коллекцией рукописей, папирусов, инкунабул, ранних изданий, редких иллюстрированных книг, оригинальных партитур и графических работ. Основу библиотеки составила частная коллекция американского банкира и финансиста Джона Пирпонта Моргана (1837‒1913).
В оформлении материала использованы фотографии с сайта Слуцко-Солигорской епархии. На них изображена новосозданная копия креста Евфросинии Полоцкой, которая была выполнена мастером ювелирного дела Олегом Ермоловичем.
Крест Евфросинии Полоцкой
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Евфросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке.
Дата изготовления: 1161 год.
Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см.
Материалы: кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни.
Мастер: Лазарь Богша. Подпись мастера на обратной стороне креста: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи».
Лицевая и оборотная стороны
Нажмите чтобы перевернуть
FacebookTwitterGoogle +VK
Статус: утерян во время Великой Отечественной войны.
Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия.
Напрестольный крест — небольшой крест, который хранится на престоле в алтаре храма. Священник выносит его в конце богослужений и дает приложиться (поцеловать) верующим. Этот же крест опускают в воду во время ее освящения.
3D-модель креста
Saint Euphrosyne’s Cross
by merlush
on Sketchfab выполнена Дмитрием Тамковичем
Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) —
дочь витебского князя Святослава Всеславича, просветительница Полоцкого княжества. В 12 лет отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основывала монастыри, занималась просветительством. Умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество.
История
Крест хранился в Спасо-Преображенском храме до XIII века, пока Полоцк не захватил смоленский князь, который увез святыню с собой. В 1514 году царь Василий III захватил Смоленск и перевез крест в Москву. Его сын, Иван Грозный вернул святыню на место, в Спасо-Преображенский храм. Впоследствии крест еще несколько раз перевозили и возвращали, пока в 1928 году окончательно не увезли из Полоцка в Минск, а затем в музей Могилева.
Ювелир Николай Кузьмич
Во время Великой Отечественной войны крест был утерян. Долгое время святыню безуспешно искали, и в 1997 году брестский ювелир Николай Кузьмич изготовил ее полноразмерную копию.
Евфросиния Полоцкая. Фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря
5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.
Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой
Сама история русского женского монашества имеет немало белых пятен. Так, например, первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 году. Вместе с тем очевидно, что женские святые обители существовали в Киеве уже и в первой половине XI века: некоторые сведения об этом находим в житии преподобного Феодосия Печерского, где говорится о пострижении его матери в монастыре при церкви свт. Николы, построенной княгиней Ольгой на могиле Аскольда (северо-западнее от Берестова на месте впадения р. Чертырыи в Днепр). Среди родоначальниц русского женского монашества наибольшей известностью пользуются преподобные подвижницы ХII-ХIII века — Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Суздальская, чьи жизнеописания сохранились до наших дней. Имя «Евфросиния» в переводе на русский язык обозначает «радость».
Дата рождения преподобной Евфросинии точно неизвестна: по различным источникам указан промежуток между 1100 и 1104 годами. Происходила она из знатного рода святого равноапостольного князя Владимира и была старшей дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Полоцкого владетельного князя Всеслава Брячиславича. Родители называли ее Предиславой: в то время еще существовал обычай давать новорожденным до крещения старославянские имена. Как княжна, она была научена книжному писанию и с юных лет так возлюбила учение, что приводила в удивление своих родителей. Слыша о красоте, разуме и благочестии полоцкой княжны, многие соседние князья желали иметь ее своей невестой, но, как повествует житие преподобной, юная отроковица, в двенадцать лет имевшая уже совершенный разум, помышляла в себе следующим образом:
«Како се будет, оже отец мой мыслит припрячи мя мужеви? То аще тако будет, то печали мира сего никакоже лзе гоньзнути. Пакы в собе рече: «Что бо успеша преже нас бывшии родове наши»? И женишася, посягаша и княжиша, но не вечноваша; житие их мимо тече и слава их погибе, яко прах и хужее паучины. А иже прежния жены, въземше мужскую крепость, поидоша в след Христа, жениха своего, предаша телеса своя на раны, и главы своя мечеви, а другыя аще железу выя своя не преклониша, но духовным мечем отсекоша от себе плотскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение и коленное покланяние и на земли легание, то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггелы безпрестани славят Бога. А си слава есть прах и пепел, и яко дым разходится, и яко пара водная погыбает».
Но родители все-таки намеревались обручить Евфросинию в замужество, и тогда она решилась тайно оставить отчий дом и поступила в обитель, где настоятельницей была ее тетя — игуменья Романия (вдова князя Романа Всеславича). Игуменья, опасаясь отеческого гнева, пыталась поначалу убедить юную подвижницу возвратиться домой, но та оставалась непреклонной, и тогда Романия благословила ее на постриг. Некоторое время новопостриженная Евфросиня пребывала в обители, потом по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и поселилась в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка.
Укрепившись в духовных подвигах, преподобная получила откровение свыше о том, чтобы оставить уединение и идти подвизаться о спасении ближних. Так, ей трижды являлся ангел Господень, указывая на место для будущей женской обители, которую ей предстояло основать. С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот, я в присутствии вас благословляю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».
В Сельце Евфросиния основала два монастыря — женский и мужской, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII веке Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. По заказу Евфросинии для женского монастыря в 1161 г. золотых дел мастер Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий (этот крест был известен как крест Евфросинии Полоцкой, но в 1941 году старинный крест был утерян, а в 1997 г. была изготовлена точная его копия). Для мужского монастыря усердием преподобной была приобретена из Византии старинная икона «Богоматерь Одигитрия Эфесская», по преданию написанная самим евангелистом Лукой (или, как утверждают современные исследователи, один из древнейших ее списков).
Крест-ковчег. Изготовил золотых дел мастер Лазарь Богша, 1161 г.
В своей новосозданной девической обители преподобная Евфросиния сама стала первой игуменьей, там же приняли постриг родная сестра ее Градислава, с именем Евдокия, и двоюродная сестра Звенислава, в иночестве Евпраксия. При вступлении своем в монастырь Звенислава принесла в дар обители все свои драгоценные одежды и утвари, которые приготовлены были к ее замужеству.
Преподобную Евфросинию Полоцкую называют первой женщиной-библиотекарем на Руси. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Здесь следует заметить, что подобного рода работа считалась чисто мужским занятием и требовала немалых физических усилий. Переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в колено. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Для этого дела нужно было не только в совершенстве знать грамматику, но и иметь определенные художественные способности: начальные буквы и заголовки разделов следовало оформлять затейливым животным или растительным орнаментом, кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. Таким образом, за день можно было списать не более четырёх страниц.
Часть переписанных Евфросинией книг продавали богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Для бедных церквей преподобная переписывала священные книги бесплатно. При монастырях были организованы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты, также действовали школы для обучения грамоте и иконописные мастерские. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI века.
В конце своей жизни Евфросиния, по благословению епископа Дионисия, вместе с братом Давыдом и двоюродной сестрой Евпраксией отправилась в далекое паломничество: сначала в Константинополь, затем — на святую землю. Около 1173 (или 1167 г.) года она достигла Иерусалима и поклонилась Святому Гробу Господню. Утешенная после сего ангельским извещением об уготованном ей вечном покое, прп. Евфросиния, призвав пресвитера, причастилась Святых Таин Христовых и после двадцатичетырехдневной тяжкой болезни предала дух свой в руки Божии в 23 день мая 1173 года (по другим источникам — 1167 г.). Тело ее было погребено в обители святого Феодосия, близ Иерусалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы, где некогда погребены были матери преподобных Саввы и Феодосия и многие другие святые жены.
Почитание и прославление преподобной Евфросинии Полоцкой
Церковное почитание преподобной Евфросинии в Полоцкой земле началось в конце XII века. Уже в это время существовали церковная служба преподобной и агиографическое «Житие» (вероятно, созданное в одном из основанных Евфросинией монастырей). Житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и наиболее распространенных: известно более ста списков «жития». В XVI веке житие преподобной Евфросинии Полоцкой было включено святителем Макарием в Великие Четьи-Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития, а в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил житие преподобной в свои «Книги житий святых». По традиции преподобную Евфросинию признают святой также католическая и униатская церкви.
Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру Беларуси. Воздвигнутый ее усердием Спасо-Преображенский собор, сохранившийся и доселе в своем первоначальном виде, служит памятником глубокой древности и зодчества XII века. На сегодняшний день — это единственный храм в Беларуси, где имеются росписи тех времен. Преподобная Евфросиния оказывала также значительное влияние на политическую и общественную жизнь в Полоцке в середине XII века. Она была своеобразным знаменем борьбы полочан за свою независимость. Евфросиния всегда старалась наладить взаимоотношения между враждующими удельными князьями и активно выступала в роли миротворца. На Рюриковом городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии, которая подтверждала большую роль княжны-игуменьи в политической жизни русских земель в середине XII в.
Печать Евфросинии Полоцкой
«Житие» говорит, что Евфросиния никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».
Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой
После захвата Иерусалима мусульманами, в 1187 году гроб с мощами преподобной был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры. В 1910 году по личному указу императора Николая II нетленные ее останки вернулись на родину и были положены в Спасо-Евфросиньевском монастыре в специально изготовленной кипарисовой раке, обложенной серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей.
Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года
Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году св. мощи были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь.
В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, мощи были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все церковные ценности, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты. Ныне нетленные мощи прп. Евфросинии почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Иконы
Иконография Евфросинии получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прпмц. Евдокии. Древнейшим изображением Евфросинии долгое время считалась фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным. К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит также небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона написана в 1685 г. под руководством Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Исуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения других преподобных жен.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Государственный Исторический музей, Москва. 1685 г.
В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Евфросинии (находится в теплой церкви во имя Евфросинии Спасского монастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке — крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), правая — ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх, — характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Евфросиния облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Евфросинии, имеется несколько ее изображений. Образ Евфросинии неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная иконаПреподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона
Преподобная Евфросиния Полоцкая. Храмы
Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь можно назвать главной достопримечательностью Полоцка, а также центром белорусского православия и духовности, ежегодно привлекающего к себе тысячи паломников. Как и сам Полоцк, древняя святая обитель за годы своего существования пережила много бед и лихолетий. В ХVI-ХVIII вв. в зависимости от политической обстановки монастырь несколько раз переходил от православных к католикам, но в XIX веке окончательно вернулся к православным. В 20-х годах XX-го века монастырь был закрыт, а ценности реквизированы. С 1990-го года монастырь снова возрождается как действующая православная женская обитель.
Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке (РПЦ)
Дораскольных храмов в честь Евфросинии Полоцкой не сохранилось, также и в старообрядчестве нет храмов во имя преподобной Евфросинии.
Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве
Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».
В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.
Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).
Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая
Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.
Добавить комментарий