Кришнаиты секта или нет?

Харе Кришна: религия или наука?

Майк Робинсон.
— Не могли бы вы рассказать о своей вере? В чём состоит философия Движения Харе Кришна?

Шрила Прабхупада.
— Хорошо. Сознание Кришны — это не вера, это наука. Первый шаг — понять, в чём заключается разница между живым и мертвым телом, чем они отличаются друг от друга. Различие между ними в том, что, когда кто-нибудь умирает, духовная душа, или жизненная сила, покидает тело. Поэтому тело называют «мертвым». Итак, существуют две вещи: тело и жизненная сила внутри тела.

Мы говорим о жизненной силе, пребывающей в теле. Этим наука сознания Кришны отличается от обычной материалистической науки. Поэтому обыкновенному человеку поначалу очень и очень трудно по достоинству оценить наше Движение. Прежде всего человеку нужно понять, что он — душа, то есть нечто отличное от тела.

Майк Робинсон.
— И когда мы поймем это?

Шрила Прабхупада.
— Это можно понять в любой момент, но для этого необходимо обладать разумом. Скажем, подрастая, ребёнок превращается в подростка, подросток — в юношу, юноша — во взрослого, а взрослый — в старика. Всё это время, несмотря на то что его тело изменяется, превращаясь из тела ребенка в тело старика, он ощущает себя всё тем же человеком, той же самой личностью.

Подумайте: тело меняется, а владелец тела, душа, остается тем же. Следовательно, можно сделать логический вывод, что, когда наше тело умирает, мы получаем другое. Это называется переселением души.

Рождение и смерть подобны сну: вечером ты ложишься спать, оставляя этот мир,
а утром просыпаешься и начинаешь новый день.
Так же само и реинкарнация — мы ощущаем себя одной и той же личностью,
при этом с течением времени находимся в разных телах…

Майк Робинсон.
— Значит, когда человек умирает, умирает только его физическое тело?

Шрила Прабхупада.
— Да. Это очень подробно объясняется в «Бхагавад-гите»:

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато ‘йам пурано
на ханйате ханйамане шарйре

Майк Робинсон. Вы часто цитируете?

Шрила Прабхупада. Да, мы приводим много цитат. Сознание Кришны — это серьезная наука, а не обычная религия.

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».
Бхагавад-Гита, глава 2, текст 20

Харе Кришна и вера

Майк Робинсон.
— … Религия важна потому, что если мы верим в Бога и живем добродетельно…

Шрила Прабхупада.
— Вера тут ни при чем. Не сводите всё к вере. Это закон. Например, есть правительство. Можно верить в это, а можно не верить, но, если вы нарушите закон, правительство вас накажет. Аналогичным образом, Бог существует независимо от того, верите вы в Него или нет. Если вы не верите в Бога и поступаете независимо, как вам заблагорассудится, то по законам природы будете наказаны.

Майк Робинсон.
— Понятно. Существенно ли, какую религию исповедовать? Необходимо ли, чтобы человек обязательно был преданным Кришны?

Шрила Прабхупада.
— Дело не в религии. Это предмет науки. Вы духовное существо, но из-за материальной обусловленности находитесь во власти законов материальной природы. Поэтому вы можете верить в христианскую религию, а я — в индуизм, но это не значит, что вы состаритесь, а я нет. Мы говорим о науке старения. Это закон природы. Не думайте, что раз вы христианин, то стареете, или что я не старею, потому что исповедую индуизм. Стареют все. Аналогично этому, законы природы распространяются на каждого, независимо от того, какую религию он исповедует.

Харе Кришна — монотеизм или политеизм?

Майк Робинсон.
— Таким образом, вы утверждаете, что существует только один Бог, управляющий всеми нами?

Шрила Прабхупада.
— Есть только один Бог и один закон природы, и все мы подвластны этому закону природы. Нами управляет Всевышний. Поэтому если мы думаем, что свободны или можем делать всё, что нам заблагорассудится, то это только проявление нашей глупости.

В чём смысл Харе Кришна

Шрила Прабхупада.
— …. Наша миссия — просветить их (людей). Люди пребывают в невежестве: они живут призрачным счастьем, полагая, что со смертью тела всему придет конец. Это глупость.

Майк Робинсон.
— И ваша основная забота — рассказать им о существовании духовного измерения жизни?

Шрила Прабхупада.
— Наша главная забота — сказать вам, что вы не тело, что тело — это ваша оболочка (ваша рубашка и пальто), а вы живете внутри тела. … В зависимости от вашей деятельности вы просто меняете тела. Вот почему нужно стремиться узнать, как положить этому конец, как остаться в своём изначальном духовном теле. В этом смысл сознания Кришны.

«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна»
Бхагавад-Гита, глава 4, стих 9.

Ещё материал по теме: «Шрила Прабхупада и наука»

Kris.h.Nive
по материалам книги «Наука самоосознания»

В современном западном технократическом обществе молодежь проявляет все возрастающий интерес к религиозным представлениям Востока. Многие молодые люди неустанно ищут духовного смысла жизни, иной реальности, и поставщики восточной идеологии предлагают им широкий выбор вероисповеданий, еще несколько лет тому назад совершенно неизвестных на Западе. “Международное общество сознания Кришны” (МОСК) – одно из таких вероисповеданий, пользующееся несомненным успехом.

Секте МОСК принадлежит целая сеть храмов и монастырей – коммун (ашрамов) в городах Америки и других стран. Члены секты, поклонники индуистского бога Кришны (имя которого они предпочитают произносить как Кршна), стремятся очистить отравленную атмосферу современного общества, распространяя и пропагандируя учение “сознания Кришны”.

В течении своей долгой истории индуизм не раз видоизменялся и перерождался, разделяясь на отдельные ветви и течения, порождая новые религии. Две из наиболее значительных ветвей индуизма – шиваизм и вишнуизм. Сторонники первого, как высшему божеству, поклоняются Шиве, сторонники второго считают главным богом Вишну и его воплощения. Большинство вишнуитов рассматривают Кришну, как одно из воплощений (аватар) Вишну. Несколько столетий назад, однако, в рядах индуистов снова произошло разделение, и часть вишнуитов пришла к заключению, что верховным богом является Кришна, а Вишну, наоборот, – одно из воплощений Кришны.

Основателем и идеологом нового движения был Кайтанья Махапрабу (1486-1534), возродивший массовое поклонение Кришне в Бенгалии. Вдохновленный “Бхагавад-гитой”, наиболее значительным из священных текстов индуистов, Кайтанья провозгласил, что освобождение (мукти) достигается посредством беззаветной любви и служения Кришне – верховному, личностному божеству. Учение это известно под названием “бхакти-йога”. Кайтанья ввел особые обряды поклонения (санкиртана) – песнопения и экстатические танцы. Современные поклонники Кришны продолжают эту традицию.

Кришнаитская секта Кайтаньи подверглась критике со стороны многих индуистских философов, но выстояла и теперь распространяется в западных странах. В западную культуру кришнаитский культ “бхакти” проник благодаря усилиям Бхактиведанты Свами Прабхупады. Бхактиведанта родился 1 сентября 1896 года в Калькутте; его настоящее имя Абхай Чаран Де. Он учился философии, экономике и английскому языку в Калькуттском университете (до 1920 г.), а в 1922 году стал учеником Шри Шримада Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи. В 1933 году Сарасвати посвятил своего ученика в традиции бхакти-йога. За несколько дней до своей смерти в 1936 году Сарасвати завещал ему распространять принципы “сознания Кришны” среди англоязычных народов. В 1947 году Абхай Чаран Де принял новое имя Бхактиведанта, а в 1950 г. Оставил жену и детей и стал монахом. С этого времени к его имени прибавился титул Свами. В 1962 году он основал “Лигу посвященных” в Дели и занялся изучением и публикацией отдельных текстов “Вед”.

А.Ч. Бхактиведанта Свами переехал в Нью-Йорк в 1965 году; появляясь на улицах в самом центре Манхэттена, он представлял собой весьма занимательное зрелище: семидесятилетний старец из Индии, одетый в мантию шафранового цвета, просил милостыню и пытался обращать встречных в свою веру. Постепенно у него появились первые ученики, и в 1966 году он основал “Международное общество сознания Кришны”. В 1968 году Бхактиведанта приступил к изданию многочисленных сочинений – преимущественно переводов индуистских священных текстов и комментариев к ним. На сегодняшний день вышло более 30 книг “Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады”, изданных и распространяемых МОСК.

Кришнаиты продолжают основывать новые храмы по всему миру, в особенности в Соединенных Штатах. Они издают ежемесячный журнал “Бэк ту Годхед” (“Возвращение к Божеству”) и раздают его на улицах. Кроме того, они распространяют записи песен бывшего члена ансамбля “Битлз” Джорджа Харрисона, содержащие мантры “Харе Кришна” и гимны Кришне. Кришнаиты стремятся провозгласить имя Кришны во всех городах и селениях мира.

Они с гордостью заявляют, что их организация является плодом усилий непрерывного ряда преемников учения “сознания Кришны” – в обратной перспективе – от Бхактиведанты к Сарасвати, от Сарасвати вплоть до Кайтаньи – и далее до самого Кришны (члены секты верят, что Кришна сходил на землю 5 тысяч лет назад). Согласно представлениям последователей “Харе Кришна”, истинное понимание индуистских священных текстов невозможно без наставлений духовного учителя, получившего свои знания их уст другого гуру, и так далее, чтобы традиция уходила к наставлениям самого Бога, не прерываясь ни в одном звене. Бхактиведанта умер в 1978 году, но остается духовным наставником кришнаитов – только его учение они считают “истинной трансцендентной наукой осознания Бога”. Бхактиведанта был полномочным представителем Кришны на земле, “утвержденным в должности” самим Кришной. Кришнаиты обязаны целиком и полностью подчинять свои желания и мысли учению Бхактиведанты.

Бхактиведанта был недоступен для большинства своих поклонников, постоянно надеявшихся увидеть его, ожидавших его улыбки как события чрезвычайной важности. Прабхупада жил в комфорте и роскоши, окруженный свитой слуг. Он выражал желание дожить до постройки 108 кришнаитских храмов (на сегодняшний момент их 70) с тем, чтобы каждый из его личных 108 учеников был наставником в своем храме. Кроме того, Бхактиведанта задумал духовно возродить Индию, и с этой целью в Индии возводится всемирный центр движения, причем строительство его обходится во многие миллионы долларов. *

В настоящее время движением руководят 11 гуру. Каждому из них препоручена географическая территория. С тех пор, как скончался Бхактиведанта, методы сбора денег, применяемые кришнаитами, видоизменились и привлекли внимание закона. Обществу “Сознания Кришны” пришлось оправдываться в суде – кришнаитов обвинили в подлоге и даже воровстве. Новые предводители движения, однако, настаивают на том, что кришнаитам дозволены любые методы, так как все в этом мире так или иначе принадлежит Кришне.

Существуют определенные причины привлекательности движения “Харе Кришна” для молодежи. Одни выражают таким образом свое отвращение к современному технократическому обществу, стараясь забыть о тревогах и разочарованиях материальной жизни. Они надеются совместными усилиями отыскать свое место в мире, найти духовный смысл бытия. Пропаганда кришнаитов находит отклик преимущественно среди студентов и молодых людей, разочаровавшихся в “наркоманической культуре”.

Некоторых в секту приводит чувство одиночества, изоляции, потери ощущения собственной личности. Движение “Харе Кришна” предлагает этим людям хорошо организованную, дисциплинированную общину: жизни членов секты подчинена жесткому расписанию и строгим правилам. Все решения принимает один авторитетный руководитель, и они исполняются коллективно. Все заранее определено, случаи неподчинения весьма редки, и людьми, живущими в коммунах, овладевает чувство успокоенности и безопасности.

Потенциальных новообращенных (кришнаиты называют их “карми”) приглашают посетить храм во время воскресного празднества. Принявших приглашение встречают с цветами и окружают всеобщей заботой. В первое время к новым членам секты предъявляются не такие уж строгие требования, но постепенно, со временем, дисциплина все более ужесточается. Обращенный лишается всех аксессуаров своей “предыдущей личности”, ему внушаются новые представления, подобающие последователю Кришны. Все связи с окружающим миром, разговоры о том, что не относится к внутренней жизни секты, запрещены, вся личная собственность отдается в распоряжение секты, все должны носить одинаковую одежду, иметь одинаковые прически. Посвященные мужчины бреют голову наголо, оставляя только одну прядь волос (“сикха”). Вместо европейской одежды они носят желтые или шафрановые дхоти, напоминающие мантии или свободные плащи. Женщины носят индийские сари, волосы заплетены в косы с обязательным пробором посередине, косметика не разрешена. Все посвященные носят на шее кожаный поясок, в котором находится цепочка бус (джапа), на их теле 12 меток, сделанных белой глиной (тилака), и еще одна небольшая нитка бус на шее.

Каждый, становящийся последователем движения “Харе Кришна” и живущий в храме, должен подчиняться существующим правилам. От членов коммуны требуется воздержание и скромность. Запрещены азартные и другие игры, занятия спортом, беседы о предметах, не относящихся к учению “сознания Кришны”. Отвергается все, имеющее отношение к науке, образованию, все чувственное, эмоциональное. Употребление наркотиков, алкогольных напитков, табака, кофе, чая и свободные половые отношения не допускаются. Вводится строгая диета: кришнаиты не едят мяса, рыбы и яиц. Все члены кришнаитской коммуны спят на полу, как правило, в спальных мешках.

День кришнаитов подчинен жесткому распорядку. Члены коммуны встают в 3.30 утра, поют, исполняют обряды поклонения и приносят пищу в жертву воплощениям Кришны; затем начинается коллективный завтрак. В течение дня кришнаиты изучают священные тексты индуистов и сочинения Бхактиведанты. Занятия сопровождаются пением, перебиранием четок (джапа) и работами по обслуживанию и ремонту храма. Одни возжигают курения, другие шьют, красят; чистят, готовят пищу и заботятся о статуях божеств. Некоторые посвященные группами выходят на улицы, поют и танцуют. Они собирают милостыню, продают книги и курения, раздают журнал “Возвращение к божеству”. В целом от продажи книг и милостыни движение получают неплохой доход. Все члены коммуны ложатся спать в 10.30 вечера.

Через шесть месяцев пребывания в храме новообращенный проходит обряд посвящения огнем и получает индуистское имя от Прабхупады. Еще через шесть месяцев проводится второй обряд посвящения – обращенный получает свою тайную “мантру” и становится брамином.

С тех пор, как умер Бхактиведанта, произошла известная либерализация движения кришнаитов. От них больше не требуется расставаться со всем имуществом и жить только в храме. Но они должны оставаться вегетарианцами и иметь алтарь Кришны у себя дома. Публичное распевание гимнов уступило место торговле выращенными без применения химических удобрений овощами и фруктами.

Кришнаиты употребляют множество санскритских слов, так как санскрит – священный язык индуистов, язык их священных текстов. Молитвы и чтения произносятся на санскрите. В конце концов “дети Кришны” должны обратить все свои помыслы только к этому богу, все свои действия – служение ему, они должны потерять ощущение собственной личности и слиться с Кришной.

Система поклонения Кришне может быть очень простой и очень сложной – в зависимости от того, какого уровня “сознания Кришны” достиг посвященный. Самый простой метод поклонения следующий: обращенный держит изображения Кришны и Кайтаньи у себя дома и периодически произносит основную кришнаитскую мантру: “Харе Кришна, Харе Кришна/ Кришна, Кришна, Харе, Харе/ Харе Рама, Харе Рама/ Рама, Рама, Харе, Харе”. Считается, что эти 16 слов производит некую “трансцендентальную вибрацию звука”. Рама – одно из имен Кришны, а Харе означает многие вещи, в том числе и способность Кришны приносить наслаждение. Бхактиведанта учит, что это мантра – единственный способ духовно найти себя в современном мире. Многие кришнаиты произносят мантру по 108 раз (соответственно количеству четок “джапа”) 16 раз в день.

Другой обряд кришнаитов, так называемую санкиртану, можно увидеть в храмах, парках, школах и просто на улицах. Во время санкиртаны кришнаиты рассказывают друг другу об удовольствиях, которым предавался Кришна, будучи на земле, распевают мантры и танцуют. Многие из поющих и танцующих впадают в состояние экстаза или транса.

Перечислим несколько других ритуалов и правил, связанных с техникой бхакти-йоги, служения Кришне:

(1) Прасадам – приготовление особой пищи и принесение ее в жертву божествам храма.

(2) Кришнаит должен постоянно размышлять только о Кришне, об имени, образе и “удовольствиях” Кришны.

(3) От двух до шести раз в день производится обряд “аратрика” – “приветствие Господа”.

(4) Поклонение священному Туласи Деви – растению, находящемуся во всех храмах. Считается, что это церемония очищает поклоняющихся от грехов и болезней. За священным растением ухаживают с огромным старанием и тщательностью.

(5) Служение божествам храма. В каждом храме находится особое помещение, украшенное статуями Кришны, играющего на флейте, и его любимой наложницы Радхи. Эти статуи, высотой до полуметра, помещаются на алтаре вместе с тремя меньшими деревянными изображениями божеств, изображениями Кайтаньи и его духовного преемника Бхактиведанты. Статуи одеты в шелка и драгоценности. Их моют, “кормят”, им молятся, их ласкают, им меняют одежды, как куклам, их укладывают спать. Посвященные заявляют, что эти статуи – особые воплощения Кришны, а не идолы. Воду, которой омывают статуи, кришнаиты пьют.

(6) Соблюдаются определенные посты и праздники. Три наиболее известных ежегодных празднества кришнаитов – “Дни явления” Кришны, Радхи и Бхактиведанты.

Акты поклонения предназначены возбуждать в кришнаитах чувства самопожертвования, самозабвения и умиления. Существует храмовое расписание обрядов поклонения, но в идеале оно должно быть непрерывным. Членам секты постоянно напоминается о близкой опасности духовной погибели; несмотря о близкой опасности духовной погибели; несмотря на это, количество разочаровавшихся кришнаитов (“отступивших”) все возрастает.

Структура организации МОСК проста. Со времени кончины Бхактиведанты общиной кришнаитов управляют храмовые наставники, обладающие беспрекословным авторитетом в своих коммунах. Женщины считаются существами низшего порядка: им поручается услужение кришнаитам-мужчинам. По решению наставников заключаются браки. Жены не могут прекословить мужьям; муж имеет право бить непослушную жену.

Супружеские пары подбираются наставниками. Бхактиведанта учил, что браки заключаются только для тех, кто неспособен оставаться целомудренным, ибо идеальный кришнаит должен воздерживаться от половых сношений: сексуальные ощущения, якобы, воспитывают в людях материалистический взгляд на жизнь. Брак разрешается только в целях произведения потомства. Детям кришнаитов даются священные имена на санскрите; соблюдение строгих правил общины становится обязательным для них при достижении пятилетнего возраста. В дальнейшем детей забирают у родителей и посылают в особые школы МОСК для обучения началам вероисповедания. Кришнаиты надеются, что их дети достигнут совершенства при жизни и не будут нуждаться в перевоплощении.

Мы уже упоминали, что одной из важнейших идей движения “Харе Кришна” является непрерывная преемственность духовных наставников от Кришны до Бхактиведанты. Кришнаиты свысока смотрят на других индуистских гуру, взимающих деньги с учеников, обучающих единению с Богом в медитации и одновременно позволяющих предаваться материальным удовольствиям. Кришнаиты утверждают, что такие гуру – лжеучителя, не являющиеся преемниками истинного учителя. Человек приходит к Богу, только повинуясь истинному духовному наставнику. Наставник – представитель Кришны на земле; только он способен передать истинное знание и научить других угождать Кришне. Угождение Кришне – не что иное как угождение духовному наставнику, материальному воплощению Кришны. Посвященный служит наставнику и только так приобретает духовный смысл жизни. Тот, кто вызывает неудовольствие духовного наставника, не пользуется его милостью и не может духовно расти.

В своем учении Бхактиведанта приписывал себе абсолютный авторитет. Его переводы и истолкования ведических текстов также обладают неоспоримым авторитетом. Например, его перевод и комментарий к “Бхагавадгите”, изданный под названием “Бхагавадгита как она есть”, претендует на единственно точное истолкование текста. МОСК не признает никаких других переводов “Бхагавадгиты”, так как они не поддерживают идей движения “Харе Кришна”.

“Бхагавад-гита” – основной, излюбленный священный текст кришнаитов; они с гордостью говорят, что он был написан пять тысяч лет назад, за много веков до Библии. Но это заявление не подтверждено никакими свидетельствами, и большинство серьезных исследователей относят написание “Бхагавад-гиты” ко времени между IV веком до Р.Х. и I веком от Р.Х. Теперь “Бхагавад-гита” является одной из книг “Махабхараты”, исторического эпоса индусов.

Другой священный текст кришнаитов – “Шримад-Бхагаватам” более широко известен под названием “Бхагавата Пурана”. Этот текст был создан между III и IV веками от Р.Х. Конечно, последователи “Общения сознания Кришны” утверждают, что и он был написан пять тысяч лет назад тем же автором, что и “Бхагавад-гита”. Многие книги Бхактиведанты посвящены переводу и комментариям к “Шримад-Бхагаватам”, так как в этом тексте повествуется об удовольствиях Кришны, которым он предавался на земле. Эти тексты и живописные миниатюры к ним, с точки зрения членов МОСК, являются художественными воплощениями Кришны.

В “Шримад-Бхагаватам” содержится множество легенд о Кришне, снабженных иллюстрациями, часто изображающими мальчика-пастуха с темной кожей (Кришна буквально означает “черный”). В книге повествуется, что ребенком Кришна любил различные проделки и проказы, например, крал чужое масло. Юношей он играл на флейте и звал пастушек, предлагая им оставить мужей и танцевать с ним по ночам при луне. Пастушки собирались, и Кришна танцевал с ними так, что каждой из них казалось, будто он любит только ее. Его любимой пастушкой была Радхи. Кришнаиты считают, что развратные проделки Кришны – это материальное воплощение божественной любви, превосходящей все человеческие представления.

Кришну часто изображают с четырьмя руками, держащим раковину, цветок лотоса, булаву и круг. Согласно легенде, Кришна умер в возрасте 125 лет, неумышленно раненный стрелой в ногу.

В каждом веке появляется новый “аватар” – воплощение Кришны в человеческом облике; последним воплощением Кришны был “золотой аватар” Кайтанья. Наш век, который кришнаиты зовут Кали-юга (темный век), будет продолжаться 432 тысячи лет. В предыдущие века существовали свои способы поклонения Кришне – мистическая медитация йогов, ритуальные жертвоприношения и поклонение в храмах. Бхактиведанта учит, что в нашем веке единственный путь к спасению заключается в повторении мантры “Харе Кришна” и самозабвенном служении Кришне в лице его преемников.

Приверженцы МОСК называют Кришну Высшим воплощением Божества; они считают Кришну высшим, личностным богом, создателем миллионов вселенных. Он создал также “духовные небеса” с миллионами “духовных планет”. Материальные и духовные планеты населены различными живыми существами, в том числе полубогами и демонами.

Движение МОСК основано на двух важнейших индуистских концепциях – “карме” и “самсаре” (перевоплощении). Согласно учению Бхактиведанты, Кришна, “Сверхдуша”, создал бесконечное количество индивидуальных душ (джив). Джива – это реальное “я” человека, а не материальные тело. Джива не умирает, но перевоплощается в другое тело после смерти. Основная проблема людей, с точки зрения кришнаитов, заключается в том, что они отождествляют себя с материальными телами, и впадают в иллюзию материального существования (майя) и грех. Этот процесс заблуждения и самообмана и есть “карма”. Пока человек не освободится от пут “кармы” его душа будет снова и снова перевоплощаться душа проходит через четыре таинства жизни: рождение, болезнь, старость и смерть.

Кришнаиты верят, что душа нуждается в освобождении от бесконечного цикла перевоплощений. Тот, кто достигает “сознания Кришны”, освобождается и получает вечное, духовное тело. Духовное тело живет в вечном сиянии познания Кришны в его обители Кришналока. Таково путешествие души, “возвращение к Божеству”. Если человек, посвятивший себя бхакти-йоге, не успевает завершить процесс “отыскания себя в Кришне”, ему дается еще один шанс. В следующем воплощении кришнаит родится в богатой семье, принадлежащей к высокой касте.

Таким образом, грех (“долг кармы”) является результатом самообмана и невежества. Единственный путь к спасению – самозабвенное служение Кришне; человек духовно рождается, когда наставник посвящает его в члены кришнаитской общины, и затем постепенно достигает сознания “Высшего воплощения Божества”. Приверженцы движения “Харе Кришна” верят, что все другие религии неверны, ошибочны. Они часто цитируют высказывание Кришны из Бхагавад-гиты (18:66): “Оставь другие религии и вручи себя Мне”.

Оценка учения кришнаитов с библейских позиций

(1) “Международное общество сознания Кришны” – одно из немногих нехристианских движений, исповедующих бесконечного, и, в то же время, личностного Бога. Кришнаиты с убеждением говорят о личном общении с Кришной и утверждают, что их вера – путь любви и служения. Однако бхакти-йога представляет собой систему, в которой спасение достигается собственными усилиями человека. Чтобы спастись, кришнаит должен бесчисленное количество раз повторять мантру “Харе Кришна”, служить своему духовному наставнику, выполнять все его повелению, соблюдать многочисленные правила и ограничения, выполнять обряды и т.д. Подобное представление о спасении бесконечно далеко от христианской идеи спасения милостью Божьей.

(2) Тем, кто не достиг спасения в этой жизни, предоставляется неограниченное количество последующих жизней – до тех пор, пока процесс “освобождения от кармы” не завершится. Каждый должен сам искупить все свои грехи и избавиться от “долга кармы” – даже если это займет миллионы лет. Эта мысль противоречит библейскому учению о прощении грехов – единовременном и полном. Даже если бы перевоплощение было возможно (в Евр. 9:27 говорится, что это не так), каждая последующая жизнь только увеличивала бы количество грехов, так как никто не безгрешен, кроме Бога (3Цар.8:46; Прит.20:9; Рим.3:23; 1Иоанна 1:8).

(3) Кришнаиты учат, что грех есть результат самообмана, иллюзии, но Писание говорит нам, что грех есть искажение образа и подобия Божия, делающее человека нравственно виновным перед святым и праведным Богом.

(4) Жизнь Кришны на земле (в том виде, как ее воображают себе его поклонники) весьма далека от святости и праведности: мальчиком Кришна “для забавы” крал вещи, юношей совокуплялся с множеством женщин, в том числе и с замужними. Жизнь Христа и жизнь Кришны несравнимы. Несравнима по значению со смертью Христа и смерть Кришны. Кришна умер, раненный стрелой в ногу, Иисус Христос же был распят на кресте и восстал из мертвых на третий день.

(5) Храмовые службы кришнаитов представляют собой идолопоклонничество (см. Исх.20:4-5). Бхактиведанта отрицал это, говоря, что идолопоклонничество есть поклонение “материальной форме Бога”, и что кришнаиты не поклоняются изображению Бога как таковому. Они поклоняются Богу в форме изображения. Но все это лишь словесные уловки.

О чем следует помнить при встрече с кришнаитом

(1) Сочинения Бхактиведанты полны замкнутых, следующих друг из друга логических заключений. В доказательство своего права на абсолютный авторитет он приводит рассуждения о непрерывной преемственности духовных наставников кришнаитов и цитаты из ведических священных текстов. Бхактиведанта заявляет, что его учение основано не на всех индуистских канонических текстах, но на Бхагавад-гиту и одно место из Пуран. Почему он не использует остальных текстов? Потому, что в них говорится, что Кришна не является Высшим воплощением Божества. Он – всего лишь одно из воплощений бога Вишну. Пытаясь оправдать такое неортодоксальное истолкование индуистских текстов, Бхактиведанта обращается к высказываниям своих предшественников-кришнаитов, как к абсолютно авторитетным источникам. Итак, основой религии кришнаитов является истолкование Бхактиведантой его же собственной выборки из индуистских священных книг.

(2) Священные тексты кришнаитов – не исторические источники, а сборники легенд. Ясно, что они не были написаны пять тысяч лет назад: не существует ни археологических свидетельств, подтверждающих события, описанные в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам.

(3) Предполагается, что не Кришна явился виновником существования бесконечного цикла перевоплощений, не он породил зло материального бытия. Но в то же время утверждается, что у каждой индивидуальной души (дживы) было первое воплощение, и отсюда логически следует, что Кришна (создатель душ) ответственен за существование зла и несовершенство материального бытия. Кришна создал иллюзию материального мира (майу), Кришна создал и несовершенный духовный мир.

(4) Вопрос в том, что человек вынужден либо отвергнуть Христа и признать Кришну, либо отвергнуть Кришну и признать Христа. Третьего не дано – позиции их несовместимы, и никакие эмоциональные переживания “примирения двух религий” здесь не помогут. Вместо этого следует сравнить все, что мы знаем об Иисусе Христе и о Кришне, сравнить их учения, сравнить их жизнь. Кришна – легендарный персонаж, учащий спасению собственными усилиями. Иисус Христос Сын Божий – реальная историческая Личность, пожертвовавшая Собой и даровавшая спасение всем, кто верует в Него. Кришна жил безнравственной жизнью, не страдал за других и умер, как обычный человек. Иисус Христос прожил безгрешную жизнь, умер распятым на кресте и воскрес из мертвых для того, чтобы даровать нам жизнь вечную.

“Лабиринты Веры” – Кеннет Боа.

Кришнаиты как они есть

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

1

Милосердие по-кришнаитски. Одно из воплощений Кришны. Рисунок из кришнаитского календаря (предоставлен Центром свщмч. Иринея Лионского) Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

2

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» ( «Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые… способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «…Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Нарасимха – один из образов Кришны

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела… Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием… Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами… Твои зияющие рты… Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем… Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами… Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов… Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти… Я – всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «…смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

3

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Бхактиведанта Свами Прабхупада – основатель Международного общества сознания Кришны

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны… Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же… Духовный учитель является воплощением энергии Кришны… Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными… Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика… Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее… Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

4

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.

11. Сами традиционные индусы относятся к кришнаитам достаточно настороженно

Кришнаиты любят отождествлять себя с индуизмом (“нас 500 миллионов, 800 миллионов, миллиард, и унас древняя ведическая традиция”). Сектантам очень выгодно выставлять себя “для внешних” традиционной индийской религией. На самом же деле то, что проповедует ОСК, является псевдоиндуизмом, сильно приспособленным под западные вкусы. Прабхупада любил возводить себя в завершающее звено цепи индийских мистиков, которая начинается в XVI веке. Но основано это утверждение только на его собственных словах, ничем не подкрепленных.

Проведем такую аналогию. Скажем, лютеране возводят себя к Лютеру, тоже жившему в XVI веке. Их утверждение подтверждается хотя бы тем, что в любой лютеранской библиотеке вы непременно найдете писания Лютера, его учеников и последователей в преемственности до сегодняшнего дня (не говоря уже о трудах ранних отцов Церкви, которые лютеране тоже изучают). Таким образом, мы видим, что их возведение себя к XVI веку вполне обосновано. Кришнаиты же изучают Прабхупаду и только Прабхупаду. Войдите в кришнаитскую библиотеку или книжный магазин, посмотрите, чем они торгуют на улице, — это все либо книги Прабхупады, либо “Бхагавад-Гита как она есть”, которую, как мы помним, также вполне можно назвать произведением Прабхупады. Еще в кришнаитской книжной лавке можно найти писания учеников Прабхупады, ныне руководящих МОСК. Но из написанного до Прабхупады вы почти ничего там не отыщете, разве что опять же в пересказе самого Прабхупады.

Можно признать, что ОСК имеет некоторое отношение к индуизму, сравнимое, например, с отношением “Свидетелей Иеговы” к христианству. Какая-то отдаленная связь у иеговистов с христианством через их происхождение из адвентистских кругов есть, но назвать их из-за этого христианами весьма затруднительно. То же самое можно сказать и об отношении наших кришнаитов к индуизму. Сами традиционные индуисты относятся к ним достаточно настороженно, потому что для них индуистом может быть только человек, рожденный в Индии, а неиндус, обращенный в индуизм, а уж тем более сам посвятивший себя в брахманы, — это нонсенс. Соответственно, западных кришнаитов не пускают во многие индусские храмы, связанные с “земной жизнью” Кришны. Более того, когда Прабхупада основал движение на Западе, его даже перестали приглашать на ежегодные собрания вайшнавов — чайтанитов. Возможно, обидевшись на них за это, он в редкую минуту откровенности сделал та кое заявление:

Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение… Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию… Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так… Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой… Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию.

Ясно, что это заявление окончательно расставляет все точки над i. После недвусмысленных слов их непогрешимого божественного гуру и основателя любые заявления кришнаитов об их принадлежности к индуизму являются откровенной ложью. Поэтому более верно отнести движение сознания Кришны к неоиндуизму, а еще вернее к псевдоиндуизму, постиндуизму или неогуруизму. По всей видимости, чтобы компенсировать слабость религиозных связей с Индией, кришнаиты решили усилить связи политические. Сейчас они составляют активное ядро в экстремистском индийском религиозно-националистическом (коммуналистском) движении “Вишва Хинду Паришад”.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как я стала кришнаиткой

Когда мы познакомились с Симха Гривой Прабху, я на тот момент уже пару лет занималась изучением ведической культуры. Мы были в психологическом лагере, а он вместе со своим другом готовил для нас потрясающую вегетарианскую еду. Он сказал, что он приверженец ведической культуры, и я обрадовалась ему, как своему. Мне очень понравились блюда этой кухни, поэтому меня пригласили к ним на программу в ашрам отведать прасад (освященная пища), научиться его готовить и узнать новые рецепты. Через полгода я пришла. И закрутилось.

«А кто вы?» — в первую очередь спросила я, налегая на самосы — индийские пирожки. «Мы состоим в «Обществе сознания Кришны», — последовал ответ, — «с любовью служим Богу». Мне понравилась формулировка, и я осталась. Мы пели киртаны, молитвы на санскрите, под аккомпанемент мриданги (вид барабана) и караталов (маленькие металлические тарелочки). Это было хорошо. Все там было хорошим.

Через несколько месяцев я приняла посвящение у Вана Махараджа — мне выдали четки, бусики из священного дерева Туласи и наказали читать джапу — множество раз повторять мантру «Харе Кришна». Так я стала кришнаиткой.

Но об этом я узнала случайно. В Обществе все называют себя преданными. Для посторонних они — кришнаиты, сектанты. Я ни с кем не спорила, когда про них так говорили. «Это же секта!» — «Да, секта» — отвечала я. Хотя я не видела никого безобиднее их. Они мирно рассказывают о Кришне, проводят ритуалы в честь своих божеств, готовят немыслимое количество прасада и раздают его всем желающим. Раздавать прасад для кришнаита большая честь и радость.

Когда меня посвятили, я спросила, могу ли по-прежнему ходить в православную церковь и носить крестик. Мне ответили, что я не должна отказываться от того, к чему привыкла. Потому что служение Кришне — это не религия в строгом смысле этого слова, оно гораздо шире. «Это просто выражение любви», — сказал мне Ананга Мохана — ассистент моего гуру.

Все. Никаких требований жертв в виде квартир или сотен тысяч рублей, вербования агентов и пропаганды. Поэтому я еще сильнее удивилась, когда прочла в методичке о православной исповеди, что хождение к кришнаитам — большой грех, впрочем, как и увлечение любыми восточными учениями. Все это было поставлено на один уровень с пресловутой сектой «Аум Синрикё».

Странно, в церкви ходить в ашрам считается грехом. А вот в ашраме ходить в церковь — не грех. Ходи, если хочешь, главное — служи Богу. Не важно, как ты его называешь и какими словами выражаешь свою любовь.

Во всякой религии есть подспудное презрение к представителям другой конфессии. Мне это непонятно, ведь смысл религии в том, чтобы помочь человеку понять свою душу, а не в том, чтобы у нее было больше последователей, пожертвований и владений. Хотя, к сожалению, в истории так и сложилось, что религия — дело политическое.

Возможно, я слишком наивна. Но осознанно выбирая язык, на котором мне говорить с Богом, я куда охотнее выберу тот, в котором не презирают «иностранцев», называя их неверными, сектантами или еретиками, а приветствуют их, как «братьев по разуму».