Кризис семьи
Содержание
- Этапы развития социологии семьи в России
- Сознание и бытие
- Какие годы в браке самые опасные: 5 периодов, когда развестись проще простого
- Путь к себе. Кризис 3-4-х лет
- День за днем. Кризис 6-7-ми лет
- «И это все?». Кризис 11-13-ти лет
- «Синдром опустевшего гнезда». Кризис 20 лет
- Секреты семейных долгожителей:
- Молодая семья: первый кризис
- Кризисные тенденции в российской семье: наши дни
Этапы развития социологии семьи в России
1этап –дореволюционный. Семья рассматривается как одна из общих проблем наряду с личностью, социальными взаимодействиями и отношениями. Специфического подхода к семьи не было. Кухаржевский – анализировал разнообразные концепции правовой регламентации брака в древности. Коптерев – дал психологически-исторический анализ структуры происхождения и направления эволюции внутрисемейных отношений – патриархальные, матриархальные, межпоколенческие взаимоотношения. Рубинштейн –изучал положительные, отрицательные стороны общественного и семейного воспитания.
2 этап. 2 половина 19 века. Началось изучение русской крестьянской семьи. Сорокин. Изучал эволюцию семьи в браке, статику, диамику, функции, типологию, внутренние и внешние связи семьи. Семья – это союз супругов, родителей и детей, родственников и свойственников, а также некоторое хозяйственное целое, сцементированный кооперацией, взаимной ответственностью и сотрудничеством. Заговорил о кризисе института семьи. Государство начинает играть все большую роль в процессе социализации детей. Кризис семьи как ослабляющий союз родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства. Основные дисфункции в семье, которые имеют ряд эмпирических проявления – рост числа разводов, сокращение браков, рост внебрачных детей, абортов, проституции, уменьшение числа детей, секуляризация брака. Выход из кризиса – возврат к традиционным нормам. Семья – это малая церковь, должна придерживаться каких-то моральных ценностей и традиций. «Социальная и культурная динамика». Есть 3 стадии: -идеалистическое-культурное божество
-идеационное (эпоха возрождения)
-чувственная – эго
Ковалевский. Отрицал идею беспорядочных сексуальных связей в древности. Принцип родства по матери. Принцип экзогамии – выбор партнера из другой группы. Семья – это община, члены которой живут по одной кровлей. В нее входят все свободные члены и все попавшие несвободные.
3 этап. Начало 20-х до конца 50 –х гг. 1 исследование – исследование северного кавказа, изучение проблемы большой детской смертности. Рабочие семьи – в центре внимания. Социология семьи – отельная отрасль, появляется много эмпирических исследований.
70-е гг.- формируется первая теоретическая концепция, согласно которой семья понималась в двух аспектах: как социальный институт и как малая группа. Харчев. Семью признавал первичной ячейкой общества. Важнейшим элементом социальной структуры, особого типа социальной общности. В обществе было 2 базовые общности: семья и трудовой коллектив.
В 1966 году – создана советская социологическая секция исследования семьи.
4 этап. С начала 90-х гг. меняется тематика исследований.
1. Сформировалась наука фамилистика- комплексное исследование семьи.
2.появляется гендерная социология.
3.в социологии семьи сформировались 2 парадигмы: -либеральная – которая защищает людей прогресса и ценности свободного выбора. – алармисткая – утрата семейных ценностей.
13. Основные парадигмы объяснения семейных изменений: фамилистическая (кризисная), «прогрессистская» и феминистическая
С точки зрения фамилистической парадигмы, семья перестает выполнять свои функции и соответственно подвержена исчезновению. Ценности семьи замещаются ценностями внесемейного характера.Последствие отмеченных ранее тенденций в первую очередь связаны с исчезновением реализации этих функций семьи. Многие из которых переходят на другие институты. Так, например, в результате индустриализации и урбанизации складываются такие явления в обществе, благодаря которым П. Сорокин утверждает, что функция воспитания становится прежде всего учительской и опекунской, а роль семьи в этом должна исчезнуть. С такой точки зрения понимается то, что появляется не только кризис семьи, но и кризис ценностей в обществе вообще. А общество переходит от ценностей многодетности к внесемейному образу жизни, что приводит к бракоразводной, контрацептивной «революциям» . Происходит ориентация не на общество, а на потребности самого себя. Поэтому семья в таком понимании перестает нести какую-либо значимость, ее функции могут выполнять другие институты, потребность в ней для человека перестает быть значимой, а значит она стоит под угрозой исчезновения. Ее будущее и дальнейшее устойчивое положение как социального института становится маловероятным, скорее она постепенно исчезает.
Феминистическая социология пропагандирует идею равноправия полов. Примерно с конца 20 века, феминистки все в более широких масштабах стали проводить агитацию за семью с одним родителем, в этом случае можно отгородиться от «вредоносного» влияния мужчин. Сьюзан Фалуди с восторгом заявила, что общественное одобрение материнства вне брака ведет к тому, что «биологический отец все более оказывается ни при чем в вопросах воспитания детей». Феминистки считают, что женщина вполне может воспитать ребенка и без помощи мужчины – отсутствие традиционной роли отцов семейства, преподносятся как забота о совершенствовании семьи. В условиях кризиса ценностей семьи и детей, тендерные феминистки получили статус политически корректного движения. Любая критика этого феминизма сразу же объявляется сексизмом или завистью со стороны мужчин к успеху женщин. Потребовалось всего несколько десятилетий, чтобы на фоне медленно происходящего кризиса института семьи феминистические разговоры о справедливом распределении семейных обязанностей, равной занятости в домашнем труде и воспитании детей сменились компанией за освобождение женщин от семьи, включая свободу не вступать в брак вообще и без ущерба для респектабельности иметь ребенка вне брака или не иметь детей в легальном браке. Феминистки пытаются свести понятие семьи до двух индивидов, находящихся в одном из отношений супружества, родительства или родства. Тенденция свойственная феминизму – делать акцент на правах, забывая об обязанностях. Подобная забывчивость объясняется просто – сосредоточенностью на индивиде, а не на семье.
Представители либерально-прогрессистской парадигмы (Э.Берджесс, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, У. Джемс и др.) рассматривают изменения, происходящие с семьей, как процесс ее прогрессивного развития (ее модернизации), на фоне которого все кризисные явления считаются временными и незначительными. Теория модернизации семьи продолжает традицию изучения семьи как специфической социально-психологической группы, первоэлементом которой выступает свободный индивид. Согласно этой теории, разрабатываемой в рамках данной парадигмы, однолинейный исторический прогресс предполагает последовательную смену одного типа семьи другим –более развитым. Традиционная (расширенная, многодетная, авторитарная) семья под влиянием социально-экономических и социокультурных трансформаций в обществе заменяется новой формой семьи –нуклеарной, малодетной, конъюгальной и эгалитарной семьей. Следующим этапом «прогрессивного» развития семьи должно стать, по мнению «модернистов», распространение различных «альтернативных форм» семьи и брака. Следствием этих процессов явится утрата семьей своей институциональной сущности. Она перестает существовать как социальный институт.
14. Проблема разводов в семье: историческая динамика и законодательные нормы, факторы и причины разводов.
Одним из важных факторов, определяющих уровень разводимости, является брачно-семейное законодательство.
Так, до 1917 г. в России разводы были, как известно, чрезвычайно редким явлением. И дело не только в том, что развод противоречил тогдашней морали и социальным нормам. Действовавшее в то время законодательство резко ограничивало саму возможность развода, допуская его по просьбе одного из супругов только при наличии одной из трех исключительных причин: доказанного прелюбодеяния мужа или жены или его (ее) неспособности к «брачному сожитию»; осуждения другого супруга к уголовному наказанию с лишением всех прав состояния или ссылке в Сибирь; безвестного отсутствия другого супруга. Никакие разводы по взаимному согласию не допускались. Как результат, например, в 1897 г. среди православных в России (70% всех лиц в возрасте 20 лет и старше) было зарегистрировано всего 1132 развода42.
С другой стороны, известно, что во второй половине 60-х гг. в СССР наблюдался резкий скачок числа разводов и разводимости. причина столь резкого скачка заключается в изменении законодательства о разводе, существенно упростившем процедуру развода.
По данным ВЦИОМа
По данным опроса.
Молодежь чаще видит причины в несовместимости, новой любви, изменах и однообразии, старшие же возрастные группы – в ослаблении ценности семейной жизни для поколения нынешнего, а также в пьянстве
В 20г 20в произошло упрощение процедуры развода что привело к росту числа разводов. Но тогда развод считалась общественным проступком. В 60г стало проще, брак можно было расторгнуть по заявлению одного из проступков. Если в традиционном обществе развод рассматривается как кара или исцеление, то в современном обществе развод это крушение (расторжение супружеских отношений) или подтверждение (даже если вы идёте в суд, нет санкций, не ищет виновных).
Статистика разводов. Социальные последствия разводов.
Наиболее высокий процент разводов: Хабаровск, Мурманск, ленинградская область. Меньше всего разводов: Северный Кавказ. В Татарстане каждая вторая семья разводится.
По данным ВЦИОМа
1. Алкоголизм/наркомания (41%) 2. Отсутствие собственного жилья (26%) 3. Вмешательство родственников в семейную жизнь (14%) 4. Невозможность заведения ребёнка (8%) 5. Длительное раздельное проживание (6%)
По данным опроса.
1. Непонимание между супругами 2. Материальные сложности (30%) : отсутствие денег или жилья 3. Супружеская неверность (26%) 4. Алкоголизм (23%) 5. Вмешательство родственников в дела семьи (19%) 6. Насилие
7. Невозможность иметь детей 8. Наркозависимость
Молодежь чаще видит причины в несовместимости, новой любви, изменах и однообразии, старшие же возрастные группы – в ослаблении ценности семейной жизни для поколения нынешнего, а также в пьянстве
В 20г 20в произошло упрощение процедуры развода что привело к росту числа разводов. Но тогда развод считалась общественным проступком. В 60г стало проще, брак можно было расторгнуть по заявлению одного из проступков. Если в традиционном обществе развод рассматривается как кара или исцеление, то в современном обществе развод это крушение (расторжение супружеских отношений) или подтверждение (даже если вы идёте в суд, нет санкций, не ищет виновных).
Распад семьи является также серьезной социальной проблемой. Поэтому последствия развода можно условно разделить на три группы:
1) последствия для общества;
2) последствия для самих разводящихся;
3) последствия для детей.
Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступить в повторный брак. К тому же значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступают в брак. Исходя из этого, возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы воспроизводства населения.
Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.
Увеличение количества детей, воспитывающихся в семье без отца (при живом отце), увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.
Развод способствует росту заболеваемости в обществе; он создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства (нарушения) как у родителей, так и у детей. Одиночество как последствие распавшегося брака становится сложнейшей социально-психологической проблемой для многих людей. На этом фоне увеличение доли детей, выросших в неполных семьях, можно рассматривать как фактор, способствующий дестабилизации будущей семьи.
Сознание и бытие
Не секрет, что христианский мир переживает демографический кризис и шире — кризис института семьи. На сессии «Демография как фактор глобальной политики: современные тенденции», во время Петербургского международного экономического форума, первый замминистра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко рассказал, что падение рождаемости в России связано с бедностью. «Мы связываем эту причину, — заявил замминистра, — с экономикой, прежде всего с уровнем доходов наших семей, которые также за последние годы, если не падают, то рост в принципе остановился. Здесь есть чёткая связь, мы видим по показателям бедности: в числе бедных домохозяйств — 79% домохозяйства с детьми…» В общем, ничего удивительного и нового: всем и всегда было известно, что такое лишний рот. Особенно если речь шла о крестьянских семьях. С каждым новым иждивенцем доходы работающих членов семьи уменьшаются. А с учётом сокращения доходов на время декрета материальное положение меняется очень чувствительно. Да, выплачивается так называемый «материнский капитал», начиная со второго ребёнка. Но проблемы бедности эта сумма не решает, да и тратить её разрешается не на всё подряд. То есть государственная поддержка семьи недостаточна, чтобы молодые поколения граждан России не росли в бедности и скудости, чтобы имели возможность получать полноценное развитие и образование. Ведь поддержка государства — это не только пособия на детей. Это и наличие по всей стране достаточного числа рабочих мест, обеспеченных полноценной зарплатой. Это и условия, когда членам семьи не приходится жить за счёт отхожих промыслов или, как сейчас это называется, работать вахтовым методом, что отнюдь не способствует укреплению семейной жизни. Это и высокие пенсии, позволяющие пожилым людям жить за свой счёт и помогать детям и внукам; пенсии, не множащие иждивенцев, а следовательно, не увеличивающие нагрузку на работающих членов семьи.
Но если на отсутствие или недостаточность государственной поддержки общественным организациям стоит смотреть как на свершившийся факт, а самим организациям посоветовать как-нибудь самим разбираться в сложившихся условиях, то политика государства в отношении семьи, медицины, образования многими вполне справедливо квалифицируется как «преступная». А учреждение новых семейных праздников вкупе с блиц-установкой по всей стране памятников Петру и Февронии воспринимается как издевательство и кощунство. Тем более что кризис семьи может быть назван системным кризисом. То есть сложилась или складывается такая ситуация, когда у людей в массе исчерпывается возможность, желание, внутренняя сила для развития, для перемен, для принятия решений и создания новых условий жизни.
В стране с начала 2000-х годов мало что изменилось в плане социальной структуры. Округляя, примерно 20 % всего населения составляют элита и средний класс, 70 % живут ниже среднего, 10 % находятся за чертой бедности. Больше половины населения тратят на еду и обязательные платежи 2/3 семейного бюджета и не могут себе позволить поездку на отдых даже внутри страны. Почти треть населения в трудоспособном возрасте готова уехать из страны на заработки или на постоянное место жительства, если представится возможность. Из России за последние несколько лет уже уехало более двух миллионов квалифицированных специалистов. А это превышает потери за период Гражданской войны. Известный российский учёный С.А. Дружилов утверждает, что за один лишь год с 2009 по 2010 гг. Россия потеряла более миллиона рабочих мест только в обрабатывающей промышленности. В стране остаются регионы, где за последние 20 лет не было построено ни одного современного предприятия.
Разочарование граждан России в политике государства — налицо, как и утрата политиками народного доверия. Нет ничего удивительного, что при отсутствии веры в будущее, при невозможности содержать потомство не впроголодь и обеспечивать ему нормальное развитие, желание создавать семьи у кого-то угасает.
И всё же не будем всё сводить к доходам. Тем более проблема действительно серьёзнее и глубже. Ведь кризис института семьи и демографический спад переживает не только наша страна. Вполне благополучные страны Запада находятся порой даже в худшем положении. В некоторых странах ЕС уже давно зафиксирован стабильно отрицательный прирост населения. Причём лидирует богатейшая в ЕС Германия, где смертность с 1970-х гг. превышает рождаемость. С 1990-х гг. та же ситуация сложилась в Италии. А в докладе ООН «Перспективы населения мира — 2019» говорится, что «в 2010 -2020 годах 10 стран, все в Европе, испытали как отрицательный естественный прирост, так и отрицательное сальдо миграции. К ним относятся Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Греция, Польша, Португалия, Латвия, Литва, Республика Молдова и Румыния <…> Между 2019 и 2050 годами прогнозируется снижение на один процент или более населения 55 стран или регионов из-за устойчиво низкого уровня рождаемости, а в некоторых местах из-за высоких показателей эмиграции. Наибольшее сокращение населения относительно его численности с потерями около 20 процентов и более ожидается в Болгарии, Латвии, Литве, на Украине и островах Уоллис и Футуна».
И если оставить без внимания острова Уоллис и Футуна, можно заметить, что и во вполне зажиточных, в представлении наших сограждан, странах не всё благополучно с рождаемостью и семейственностью. В чём же тут дело? Почему в 1910 г. средний возраст в Германии был ниже 24 лет, а в 2003 г. превысил 40-летнюю отметку? Что же изменилось? Прежде всего, изменился мир, а также люди, его населяющие.
Не будем забывать, что мы живём в эпоху так называемого глобализма, что, по сути, означает власть в мире финансового капитала. Роль мирового финансового капитала возросла после отмены в 1970-е гг. Бреттон-Вудской системы, когда была упразднена привязка доллара к золоту и утверждены плавающие валютные курсы. Формально доллар переставал быть главным платёжным средством, но фактически привязка к доллару, как рудимент Бреттон-Вудской системы, сохранилась до сих пор, что связано с экономическим и военным потенциалом США. Собственно, США и стали центром мировой политики глобализма и главным экспортёром капитала. Суть глобализма в том, что использовать капитал с максимальной выгодой можно только при открытых границах. Деньги должны поступать туда, где они могут работать наилучшим образом. Диктатура финансового капитала обязывает поддерживать в странах, ждущих инвестиций, низкий уровень инфляции и невысокие налоги на доходы от инвестиций, сокращение социальных расходов и максимальную приватизацию. Обязательным условием является также конвертируемость местной валюты и открытость для международных перемещений капитала.
Несмотря на то, что кому-то по сей день понятия «капитализм» и «социализм» кажутся анахронизмом, именно расхождение между двумя системами и определяет современную реальность. Смысл и цель экономики социализма — развитие социальной сферы, капитализма — снижение затрат на производство. Именно поэтому транснациональные корпорации размещают своё производство там, где дешёвая рабочая сила, низкие налоги и затраты на социальные нужды. Само собой разумеется, что власти, много рассуждающие об инвестициях, не станут особенно заботиться о высоком уровне жизни в своей стране, поскольку это сделает страну малопривлекательной для инвестиционного капитала. Можно возразить, что инвестиции дают рабочие места, помогают воплотить в жизнь новые проекты. Пусть так. Но в то же время инвестиции приводят к разбалансировке финансовой системы и к росту зависимости от экспортёров денег. И, конечно же, нелепо рассуждать о суверенитете при отказе контролировать вывоз капитала. Цель глобализма — это рынок без государства, это уничтожение сильных национальных государств, это, в конце концов, создание человека нового типа.
При этом атака на крупные государства и поддержка этносепаратизма вовсе не противоречат друг другу. Просто правительства малых государств более управляемы и более сговорчивы. Яркий пример тому — постсоветское и постюгославское пространства. Когда украинцев учили кричать «Цэ Еуропа», то смысл этой кричалки сводился именно к отрицанию своей национальной идентичности. Национальные государства создают помехи транснациональным спекуляциям. Финансовый капитал заинтересован, во-первых, в превращении производственных национальных экономик в транснациональные спекулятивно-перераспределительные, а во-вторых, в манипуляции народами и внушении массам идеи о необходимости разгосударствления. Именно с этой целью повсеместно, включая благополучные страны, осуществляется намеренная деградация образования, а с помощью деятелей культуры и искусства внедряется новое мировоззрение, основанное на разрушении традиционных связей и отказе от святынь. Традиционная семья, как «ячейка общества» и основа государства, тоже стала помехой в новом глобальном мире.
Когда 9 Мая в России поднимаются крики о «победобесии», то исходят они не столько от русофобов, сколько от глобалистов, то есть от людей, обрубивших связи с местными традициями, ценностями и святынями. В каком-то смысле и они, конечно, русофобы, но лишь как ненавистники серьёзного отношения к традиции как таковой и к почитанию сакрального. Когда современные российские литераторы или кинематографисты клевещут на страну и народ, это, возможно, не потому что они искренне Россию ненавидят. Просто для того, чтобы считаться сегодня элитой в международном масштабе, чтобы иметь доступ к широкой аудитории и премиальным фондам, нужно обозначить своё независимое положение по отношению к национальным интересам. Быть элитой сегодня — это значит не быть связанным с национальным началом. Современная элита должна служить не народу и не национальному государству, а транснациональному капиталу — фактическому хозяину мира. Элите предписывается подавать пример, способствовать появлению и распространению нового мировоззрения, нового образа жизни и нового отношения к традициям и святыням. Такая элита словно бы говорит народам: «Забудьте всё, что было. Пришло другое время. Учитесь жить по-новому. А всё, чему учили прежде — ложь». Кстати, не далее, как 20 июня заместитель министра обороны Андрей Картаполов на заседании «круглого стола» в Думе заявил буквально следующее: «Нашими партнёрами во главе с США организуется поддержка нетрадиционных религиозных структур, «независимых» изданий и медиаресурсов, а также недальновидных или откровенно враждебно настроенных политических деятелей, популярных медийных личностей и представителей культуры и искусства. При этом основные усилия направляются на разрушение цивилизационной государственной, идеологической, культурной, религиозной и тому подобной идентичности». Если уж в Министерстве Обороны озаботились разрушением идентичности, то дело, надо полагать, приобрело характер устойчивой угрозы. Несмотря на то, что Россия открыла границы для финансовых операций, привечает инвестиции и не преследует вывоз капитала, национальная и прочая идентичность сохраняет потребность у значительной части граждан страны в сильном государстве, национальных традициях, культуре и святынях. Именно эта потребность и должна быть уничтожена с помощью «медийных личностей и представителей культуры и искусства».
К тому же время, что ни говори, действительно пришло другое. Интернет позволяет найти работу или снять квартиру в любой части света. Транспорт даёт возможность перемещаться из страны в страну быстрее, чем сто пятьдесят лет назад переезжали из Москвы в Петербург. Осталось отказаться от всяких там идентичностей и признать, что «национальное — плохо, транснациональное — хорошо». То есть плохо и глупо носиться с историей своей страны, желать стране и народу процветания и бороться за это процветание, глупо радеть за сильное государство. Государство — это вообще не комильфо, гораздо лучше быть свободным гражданином свободного мира, жить там, где больше нравится, где много солнца и хорошие пенсии, болтаться по миру вслед за транснациональными корпорациями, путешествовать, «кушать вкусные продукты», бороться с «российской оккупацией», защищать геев и чёрт его знает чем там ещё заниматься.
И нельзя отрицать, что попытки создать нового человека удались. Современный человек в значительной своей массе уже превратился в глобального кочевника, настроенного не на созидание, не на преображение среды обитания, а на поиски другой, уже готовой и более подходящей среды. Так, азиатские кочевники, перемещающиеся по степи с отарами или табунами, не озабочены посевом или выращиванием свежей травы для скота. Достаточно просто сняться с насиженного места и отправиться на поиски ещё не вытоптанных или не выжженных солнцем пастбищ, чтобы осесть и там до поры.
Глобальные кочевники — это люди, оторвавшиеся от своей традиционной среды и культуры, расценивающие эту традицию как отсталость или архаику, ненужную и непригодную. Но возможность скитаться по миру и разрыв с оседлыми традициями неизбежно диктует новое мировоззрение, меняет психику и восприятие, освобождает от культурных табу, от необходимости почитать общие когда-то ценности и чтить святыни. Отметим и то, что моногамная семья — такая же традиционная, классическая ценность, как и множество других ценностей, это особенность оседлой жизни и вполне определённой, сложившейся культурной среды. Кстати, когда мы ахаем по поводу утечки мозгов и вообще по поводу уехавших из страны сограждан, мы опять же забываем: глобализированный мир устроен таким образом, что одни страны экспортируют рабочую силу, привлекая при этом инвестиции для создания капиталоёмкого производства, а другие страны, напротив, экспортируют капиталоёмкие товары и предоставляют кредиты.
Человеку кажется, что это он сам, пересмотрев своё отношение к жизни, выбрал современный путь, наиболее приемлемый в современном мире. Путь, обусловленный развитием техники, транспорта, средств связи, открытием границ и новыми возможностями; путь, ведущий в обход устаревших традиций и всякой архаики. Но на самом деле, человек просто стал экспортируемым товаром, кочевником, поддавшимся влиянию глобализаторов и включившимся в схему, предложенную финансовыми спекулянтами. Для этого нового племени или нового класса не существует ценностных центров или критериев соответствия. Рано или поздно, но такие люди начинают воспринимать мир в отрыве от каких бы то ни было корней или истоков, от любой первичной реальности. Ценность обретают успех и комфорт или удобство жизни. Но в такой системе ценностей семья отходит на второй план, тем более что «идеал соответствия», то есть планка успеха, становится всё более трудно достижимым. И зачастую, у посвятившего себя зарабатыванию денег или карьере ради «идеала соответствия» человека просто не остаётся ни сил, ни желания для создания семьи и пестования потомства.
Недавно в Интернете попалась интересная заметка. Учительница из провинции с горечью пишет о своих учениках — обычных российских подростках. С горечью, потому что, со слов учительницы, эти дети не любят свою страну. И патриотическое воспитание, внедрённое сегодня в школу, не в состоянии ничего исправить. Программа патриотизма не способна вызвать этот самый патриотизм. Да, дети слышали об истории, о Великой Отечественной войне и даже гордятся предками. Но свою страну, в которой они родились и живут, они не любят и не уважают. Более того, они уверены, что по окончании школы нужно уехать из страны, потому что здесь, как им кажется, они не смогут себя реализовать, найти хорошую работу и, в конце концов, дожить до пенсии.
Что интересного в этом рассказе? Во-первых, детям почему-то кажется, что, уехав, они непременно найдут хорошую работу и смогут себя реализовать. Хотя никаких даже намёков на гарантии чего-то подобного нигде в мире не существует. Во-вторых, дети считают, что в России до 65 лет они дожить не смогут, а в любой другой стране — без вопросов. Ну, допустим, дети наслушались взрослых разговоров о пенсионной реформе и, не вполне понимая, что к чему, повторяют за взрослыми. Но самое интересное это «в-третьих» — детские разговоры и суждения выдают совершенно других людей. Других по отношению к ушедшим поколениям, к преобразователям и первооткрывателям. По отношению к тем детям, кто мечтал быть космонавтом или учёным, а не «кушать вкусные продукты» и путешествовать, кто вообще умел мечтать. То есть подрастают люди, чуждые созиданию, освоению и покорению мира, кочевники, уже оторванные от родной традиции и культуры и нацеленные на поиски богатого пастбища. Никто из них не сказал, что хотел бы изменить существующий порядок, перестроить государство и преобразовать мир. Но при этом они уже понимают, что для качественного потребления «в этой стране» не созданы подходящие условия. Поэтому нужно сниматься с места и ехать туда, где эти условия существуют.
Мы не можем в точности утверждать, частный ли это случай, описанный учительницей, или подобные настроения широко распространились среди российских подростков. Но в любом случае можно говорить о том, что глобализаторы своё дело делают. И новый человек в России сформировался. И этот новый человек — не выразитель интересов народа, не хранитель или создатель культуры, не просветитель и не устроитель лучшего будущего. Это — глобальный кочевник и потребитель.
То, что в нашей стране поселилась бедность, а реформы, начиная с 1991 г., грабят и разоряют народ и государство, это результат политики глобализаторов. Потому что власть в России не действует в национальных интересах, а выполняет посредническую функцию между собственным народом и транснациональным капиталом, поддерживая условия, выгодные для инвестиций. И наша страна будет иметь тот облик, который ей навяжут хозяева мира. Мы не входим в «золотой миллиард», нам отведена роль ресурсной базы. Поэтому, оставаясь внутри этой системы, мы обречены быть поставщиками природных и человеческих ресурсов, импортируя капитал и капиталоёмкое производство. Бедность тоже никуда не исчезнет, потому что она часть существующего порядка. И человек, чьё сознание зависит от бытия, никогда не станет другим.
Поэтому государственная поддержка — это, конечно, хорошо, но в изменившемся мире семья превращается в архаику, в отжившую плоть общества, в надоевшую и устаревающую традицию. А стало быть, кризис семьи только начинается.
Какие годы в браке самые опасные: 5 периодов, когда развестись проще простого
Путь к себе. Кризис 3-4-х лет
В этот период происходит личностное «взаимопроникновение» в паре и появляется своего рода зависимость от отношений. Осознание этого толкает на попытки возвращения к себе прежнему, что может проявляться и в налаживании старых связей, и в смене работы.
Здесь главное каждому сохранить свою индивидуальность, ведь именно она привлекла когда-то спутника жизни.
Источник фото: .com
На эти годы в браке чаще всего приходится рождение первенца. С появлением малыша меняются роли супругов, они становятся родителями. Возрастает нагрузка, связанная с физическими, психологическими и материальными затратами.
Молодая мама поглощена уходом за крохой, и муж чувствует себя заброшенным и лишним в этих отношениях. Особенно, если его не привлекают к сознательному отцовству, а пытаются использовать лишь в качестве послушного помощника.
Не бойтесь доверять мужу роль отца, он справится с ней ничуть не хуже, чем вы справляетесь с ролью матери. Но следите, чтобы ваш новый статус (заботливых родителей) не отменял прежний (любящих супругов).
День за днем. Кризис 6-7-ми лет
В жизни семьи все стабильно и налажено: быт, общение, работа. А вот в сексе происходит пресыщение телом партнера. Многие мужчины жалуются на то, что ушла романтика из отношений, супруга не разделяет их увлечений.
Именно поэтому большинство измен в супружеских парах происходит в этот период.
Женщины возвращаются к работе. После нескольких лет домашней жизни все новое воспринимается как эмоциональное, яркое, хочется многое изменить. Супруга становится материально менее зависимой от мужа.
Источник фото: bewoman.club
Женщины, переживающие кризис, пытаются вернуться в те дни, когда «все только начиналось». Они могут с упоением покупать красивое белье, устраивать ужин при свечах… Нельзя повернуть время вспять, и то, что супругу нравилось семь лет назад, сейчас может вызвать раздражение.
Ошибочной будет и попытка восстановить отношения с помощью рождения второго ребенка. Дети — это не средство манипулирования мужем. Напротив, увеличение психоэмоциональной и физической нагрузок в период кризиса может привести к распаду семьи. Романтические моменты нужны, но они должны быть совсем другими — что-то новое, интересное, необычное.
«И это все?». Кризис 11-13-ти лет
Казалось бы, все, что возможно, пережито вместе: трудности, нехватка финансов, болезни, неудачи… Почему и после такого жизненного экзамена некоторые пары решают расстаться?
Пожалуй, это самый необъяснимый кризис. Супруги характеризуют его словами «мы стали чужими людьми», а попросту они остыли, нет сил «вкладываться» в отношения. Возможно, это отголосок одного из неразрешенных кризисов прошлых лет.
Кроме того, такой период иногда совпадает с кризисом середины жизни одного из супругов, когда происходит переоценка ценностей. Может появиться страх, что не так много осталось лет, когда есть шанс «начать все сначала»
Источник фото: piter-trening.ru
Собственные достижения и цели могут казаться недостаточными, но нужно научиться принимать их и ставить новые цели. Не только для себя как личности, но и для семьи как мира, который вы продолжаете осваивать.
Определяйте пускай небольшие, но общие совместные задачи, которые будут развивать ваш брак. Вместе ищите новые пути реализации накопленного потенциала.
Дети еще не выросли, но у них наступает период выбора жизненной позиции. Ее активность во многом зависит от вас. И если молодое поколение будет видеть энергичных, увлеченных жизнью, любящих родителей, а не занудных опекунов, то выиграют не только сами дети, но и ваша «семейная лодка» не «разобьется» о быт.
«Синдром опустевшего гнезда». Кризис 20 лет
Дети выросли, у них начинается своя жизнь. В семьях, где отношения строились только вокруг интересов ребенка, выпадает связующее звено. Сам смысл отношений теряется.
Многие мужчины разводятся именно на этом этапе, так как чувство вины и долга перед детьми не позволяло разорвать эти отношения ранее.
Женщины не устают напоминать, что «лучшие годы» были отданы супругу, а значит, ему предстоит теперь возвращать долги.
Источник фото: blondlife.ru
На самом деле, кризис происходит потому, что оба супруга забывают о важном преимуществе этого периода брака. Ведь расставаясь с активной родительской ролью, вы словно бы возвращаетесь в юность, когда супружество было вашей основной семейной функцией. Именно теперь пришло время вспомнить все хорошее, что принес вам брак.
Вспомните, какие мечты и планы вы когда-то отложили до «лучших времен», — теперь есть прекрасная возможность их реализовать. В сексуальных отношениях сейчас как никогда важны ваше внимание друг к другу, ласка и нежность. Не бойтесь экспериментировать, разнообразьте свою интимную жизнь.
Итак, будьте терпеливы и внимательны друг к другу, любите и уважайте партнера, тогда любые кризисы вам не страшны!
Существуют правила, которые мудрые пары соблюдают в течение всей жизни. И тогда не только кризисные годы преодолеваются без потерь, но и золотая свадьба приходит как праздник.
- Не копите в себе раздражение. Попытайтесь выбрать подходящий момент и обсудить проблему. Партнер не обязан читать ваши мысли, но он может услышать вас.
- Не отталкивайте партнера, когда он хочет побыть вместе. Всегда выслушивайте друг друга, будьте внимательны к его проблемам и чувствам. Никогда не манипулируйте партнером с помощью запретов или разрешений на секс.
- Выбирайте формулировки. Постарайтесь не обвинять супруга, а сказать, что вы чувствуете, когда происходит конфликт. (Вместо «Ты снова…», скажите, например, «Меня очень расстраивает, когда ты…»)
- Относитесь к взглядам, интересам супруга с должным уважением, чтите традиции его семьи. Не препятствуйте изменениям
- в жизни супруга, будьте для него союзником и опорой во всех начинаниях.
- Создавайте свой мир! Расширяйте и укрепляйте зоны взаимных интересов, творите историю своей семьи, ее традиции, даже собственный язык.
- Переходите на новый этап развития семьи, не дожидаясь кризисов, не позволяйте рутине украсть у вас любовь.
- Радость взаимного узнавания с годами может усиливаться. Это касается и тела, и души. В сексе появляются новые нюансы и обертоны, не доступные никакой «камасу-тре». Постоянно занимайтесь саморазвитием, совершенствуйтесь — и тогда вы будете интересны партнеру как личность.
Источник фото: snitsya-son.ru
- Нет идеальных людей! Цените и развивайте положительные качества партнера.
Секреты семейных долгожителей:
Эту историю я услышала от дамы, которая счастливо прожила со своим красавцем-мужем более 30 лет. Высокопоставленный дипломат, он бывал вместе с супругой на всех светских мероприятиях. Его окружало большое количество красивых и умных женщин. И конечно, не обходилось без увлечений. Когда она видела, что муж начинает интересоваться другой женщиной, она не устраивала ему сцен. Она подходила к ней, заводила беседу, внимательно наблюдала за этой дамой и старалась понять, чем она заинтересовала мужа. А потом старалась генерировать это качество в себе. Когда муж обнаруживал в своей супруге добродетель, привлекшую его в другой, роман затухал сам собой.
Комментарий психолога:
История звучит немного фантастично, но опыт показывает, что люди, долгие годы прожившие в счастливом браке, становятся единым целым. Сохранить пылкую любовь до старости трудно, но нужно прощать обиды, уважать другого, быть внимательным к мелочам. Советы «ветеранов»: не ложиться спать в ссоре, часто целовать друг друга, находить время для романтических моментов.
Молодая семья: первый кризис
Общеизвестно, что в первые годы семейной жизни супруги знакомятся и учатся принимать друг друга, стараются находить компромиссы. У кого-то этот процесс протекает относительно гладко, у кого-то — с большим трудом. О том, как с наименьшими потерями преодолеть этап взаимной адаптации, рассказывает психолог Евгения Зоткина.
— Какие наиболее распространенные ошибки совершают супруги в первые годы супружества? Можно ли их избежать, и если да, то как?
— Одним из важных условий адаптации в браке является способность быть психологически гибким. Каждый человек привыкает к своему укладу жизни, к своим привычкам, пока он живет один. Чем жестче он привязан к своему стилю жизни, тем сложнее ему что-то менять в супружестве. Способность к изменению и принятию новых условий является фактором совместимости, внутренней возможностью человека принимать другие правила игры, которые возникают в супружеских отношениях. Часто в первые годы брака яркие чувства помогают супругам справиться с новым этапом в жизни. Им кажется, что все прекрасно, легко и безоблачно.
Основным запускающим механизмом раздора в семье является, как это ни парадоксально, рождение ребенка в первый год совместной жизни. Сначала пара находится в эйфории, а потом вдруг все оказывается совсем не так прекрасно и легко, как супруги себе это представляли. Ребенок в данной ситуации становится провокационным фактором — либо этот союз расшатывается, либо сплачивается. Реальная жизнь после рождения ребенка часто совершенно не такая, как многие ее себе представляют, поэтому через какое-то время наступает разочарование и неудовлетворенность. Жизнь усложняется: если раньше супруги принадлежали только себе и своим желаниям, то теперь уже ребенок становится главным действующим лицом. Мужчина чувствует себя обделенным и потерянным, он недополучает внимания, к которому привык. Женщина чувствует себя выпавшей из социальной жизни, ей кажется, что она не настолько желанна и интересна мужчине, который приходит с работы уставший; да и она устала, так как весь день занималась ребенком. Возникает большое количество проблем, которые, конечно же, можно решить, если люди понимают, что этот жизненный период не будет длиться вечно, что он временный.
Есть пары, у которых в первые годы брака не рождаются дети, и тем не менее в таких союзах тоже возникают трудности. Это, например, распределение бытовых обязанностей, решение ситуаций, которые возникают изо дня в день. Если люди не научились брать на себя ответственность за участие в бытовом процессе, то это приводит к разногласиям: почему это должен делать я, я не привык этим заниматься, убирать в квартире не буду, в магазин за продуктами не пойду и т. д.
Когда люди встречаются до брака, то они видят друг друга только с хорошей стороны. Женщина обычно пребывает в радужном настроении, мужчина показывает самые лучшие свои качества, а когда эти же люди вступают в брак, они начинают позволять себе быть друг с другом такими, какие они есть. Для многих становится откровением разница между тем, каким казался партнер в пору ухаживаний, и тем, какой он теперь, когда ему уже не надо никого очаровывать.
Если обобщить все эти примеры, следует сказать, что в современном обществе у людей есть некие эфемерные представления о том, что жизнь — это сплошной праздник, что все должно быть весело и замечательно… Это тот образ, который предлагают нам средства массовой информации. Наверное, это неплохо, когда человек может радоваться жизни и находить хорошее во всем, что его окружает. Но если супруги вступают в брак с ожиданием постоянной эйфории и хотят, чтобы их отношения приносили только радость, конечно, такие ожидания приведут супругов к разочарованию. Спасательный круг в данной ситуации — взаимная поддержка. Не нужно искать в другом положительных импульсов, их в первую очередь нужно генерировать в себе и затем делиться этими эмоциями с другим. Если партнер ждет от другого только того, что его будут развлекать и всячески ему угождать, то эта позиция приведет к разочарованию. А если люди понимают, что им друг с другом интересно, что они могут вместе создавать свой уникальный мир, то при таком подходе к отношениям супругов ждет множество удивительных открытий.
— Когда наступает время выстраивать границы друг с другом, с родственниками, друзьями? Как это делать, чтобы никто не обижался?
— Границы между людьми выстраиваются постепенно с самого начала знакомства. Когда люди принимают решение создать семью, они поначалу более снисходительно относятся к тому, что им не нравится в родственниках партнера — самое главное, что мы вместе, мы — одна семья. Потом, по мере снижения уровня эйфории в отношениях, дополнительными разочаровывающими и раздражающими стимуляторами выступают родственники. Также поначалу люди стараются не заявлять о своих реальных желаниях и потребностях исключительно потому, что они боятся потерять партнера. И создается иллюзорный образ: я вот такой замечательный, всех и вся готов принимать. Но как только отношения стабилизируются, они перестают быть сверхценностью, человек уже может себе позволить показать другую часть себя — более реальную. Человек начинает выдвигать свои требования, условия, заявлять об истинных желаниях. И вот тут очень важно понимать, что существует некий кодекс правил, обязательных к соблюдению. Даже если очень не хочется часто ходить в гости к родственникам, внешне важно сохранять к ним уважительное отношение. Надо также понимать, что у родственников вашего супруга/супруги есть свои устоявшиеся отношения, и у них появление в семье человека, который пытается изменить эти отношения, безусловно, вызовет сопротивление. Идеальная позиция в этом вопросе — постараться соблюдать в отношениях с родственниками супруга/супруги нейтралитет.
— Насколько важно молодой семье жить отдельно от родителей и почему? Стоит ли повременить с браком, пока не найдутся возможности жить отдельно?
— Безусловно, если такая возможность есть, то, конечно, лучше молодой паре жить отдельно от родителей, потому что, пока вы живете с родителями, вы все равно остаетесь детьми. Пока у вас нет собственного пространства, где вы можете быть самим собой, включаются ролевые отношения «сын-дочь». Бессознательно так складывается, что супруги должны выстраивать отношения не только друг с другом, но еще и с родителями. Супруги вынуждены подстраиваться под общий уклад и ту систему, в которой они живут. Даже у того человека, к чьим родителям приходит супруг или супруга, возникают с родителями новые отношения, которые встраиваются в схему ролевых игр. И это создает молодоженам дополнительные сложности.
— Какие претензии недопустимы друг к другу во время так называемой «притирки»? Почему они недопустимы?
—Когда один человек начинает разочаровываться в другом, в зависимости от степени горечи (часто он обижен на свои представления о другом человеке — что они не совпали с реальностью) он начинает делать больно партнеру. Когда человек уже хорошо изучил другого, он знает самые уязвимые и ранимые стороны его личности, и вот эти «прицельные удары» по самому больному остаются в памяти у партнера на очень долгие годы. Это могут быть внешние дефекты, самооценка человека, то, с чем он уже родился и изменить это не в силах. Он воспринимает это как предательство, так как он доверился, открылся, а партнер бьет именно в эту зону, где он очень уязвим и бессилен. Человек этого долго не забудет, ведь это не просто какое-то неприятное высказывание, а намеренная болевая атака, и конечно, это очень сложно простить.
С этого момента в отношениях часто начинаются расхождения. Кажется, что на эмоциях вы повздорили, посильнее друг друга «куснули», а потом вроде все и забылось. Но осадок все равно остается. Поэтому очень важно помнить, что никогда нельзя бить по самому больному. Можно высказаться эмоционально, в сердцах, но по глубинным вещам стараться не бить, отдавая себе отчет, как сильно можно этим задеть. Еще важно не делать такого потому, что у партнера бессознательно начинает появляться желание отомстить: найти у вас такую же болевую точку, которую можно поразить таким же «прицельным ударом». Все это с годами накапливается, накапливается, доверие пропадает, обиды очень сложно простить — и между людьми, казалось бы, близкими, возникает непреодолимая пропасть. Поэтому важно всегда помнить, что есть вещи, через которые нельзя перешагивать.
— Какие основы важно закладывать в первые годы семейной жизни, чтобы брак был счастливым?
— Очень важно оберегать друг друга от негативных эмоций, которые не имеют отношения к супружеским отношениям. Это, безусловно, кропотливая работа — надо научиться рассказывать, к примеру, о ситуации на работе, не включаясь в нее эмоционально. Человек приходит с работы, заряженный определенными эмоциями, и невольно транслирует их на партнера.
Женщине очень важно чувствовать, в каком состоянии муж пришел домой, не вторгаться в его пространство до тех пор, пока он сам этого не захочет, не предъявлять претензии с порога. Если мужчина устал и раздражен, он не может сразу избавиться от переполняющих его эмоций, не настроен на беседу — важно понять, что сейчас стоит оставить его в покое и позволить ему справиться с эмоциями. Нужно научиться не принимать настроение партнера на свой счет, давать ему возможность «напитаться» атмосферой дома — посмотреть телевизор, спокойно поесть. Потом, скорее всего, он сам поделится с вами своими новостями. Тогда вы получите от мужа и внимание, и ласку.
Женская психика более мобильна, чем мужская, лучше приспособлена к переключению из одного состояния в другое. Это великая наука — создание домашней атмосферы, чтобы всем было хорошо. Если человек может пожертвовать своими желаниями на время и перетерпеть то, что он недополучил от отношений сегодня, при этом своим поведением обеспечить другому человеку комфортную атмосферу, потом благодарный супруг за это воздаст.
— Если у супруга после свадьбы остались собственные интересы, которые могут не совпадать с интересами другого, как на это правильно реагировать?
— Во-первых, нужно понимать, что другой человек не похож на вас — это естественно и нормально. Он не всегда хочет делать то, что хотите делать вы, и как бы люди ни были близки, они никогда не будут одинаковыми. И вам тоже часто не хочется делать то, что хочется делать партнеру. Оптимальный вариант отношений — когда люди дают друг другу возможность оставлять за собой собственное пространство. Эта внутренняя свобода и личное пространство создают у партнера ощущение, что его понимают, что он может быть таким, какой он есть, и его принимают таким.
— Если у супруга возникает желание побыть одному даже в первые годы супружества — это не повод думать, что любовь прошла, или все же стоит задуматься? Почему такие желания могут возникать?
— Ничего страшного в этом нет, здесь все опять же зависит от ситуации. Все наши разочарования в семейной жизни происходят оттого, что какая-то ситуация не соответствует нашим ожиданиям. Если человек хочет посидеть с книжкой, посмотреть телевизор или просто подумать в одиночестве, восстановить силы после напряженного дня — надо понять, что это его способ существования в определенный период времени. В этот момент другому партнеру нужно дать ему эту возможность, не мешать. Но если супруг /супруга все время держит дистанцию, тогда, конечно, это настораживает, и возникает вопрос: «Зачем мы вместе, если ты все время без меня?»
Сложная ситуация может возникнуть, когда в браке одному супругу хочется всем делиться и все рассказывать, а другому в этот момент важно побыть одному. Хорошо, когда обмен желаниями происходит в вежливой и уважительной форме, и никто при этом не обижается. Каждый человек смотрит «со своей колокольни», поэтому если у вас никогда не возникает желания побыть в одиночестве, вряд ли вы поймете человека, у которого такое желание есть. Но в этой ситуации важно отнестись с уважением к «странности» другого, даже если она вам непонятна и несвойственна.
Если люди вступают в брак с пониманием, что он не будет соответствовать их фантазиям, отношения между партнерами складываются хорошо, разочарования минимальны. Важно выделить основные качества, за которые вы цените и уважаете супруга, отделить второстепенные вещи, на которые можно закрыть глаза, и дать партнеру свободу. Обычно мелочные придирки — это и есть результат неудовлетворенности от несоответствия наших представлений и реальности. Часто это заканчивается разрывом или выливается в сложные мучительные отношения. Брак — это прежде всего внутренняя работа над самим собой, и это приносит гораздо больше результатов, чем попытки изменить другого человека.
Кризисные тенденции в российской семье: наши дни
Автор Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.н.
Центр Сулакшина опубликовал статью профессора И.И.Климина «Нарастание кризисных тенденций в российской семье в 1990-е годы», посвященную анализу деформаций семейных установок, разрушения статуса семьи и роли в этом государственной политики. В работе анализировались демографические процессы, происходившие в последнее десятилетие ХХ века. Ученый показал, к чему привела модернизация российского общества конца 90-х, проведенная по лекалам западноевропейской модели.
Может быть, это были всего лишь временные проблемы переходного периода? А потом чиновники опомнились, приняли меры, разработали необходимые управленческие стратегии, концепции, программы, переформатировали госполитику таким образом, чтобы преодолеть демографический кризис, восстановить народонаселение, возродить ценность семьи и родительства?
Поддержим предложенную профессором Климиным тему и проследим, как продолжились обрисованные им тренды уже в наши дни.
БРАКИ
Статистика зарегистрированных браков и разводов показывает, что сразу после прихода к власти либералов число россиян, желающих создать семью, стало уменьшаться. К началу ХХI века мы имели минимальное количество брачующихся, затем людям свобода нравов несколько поднадоела, почувствовав некоторую стабильность на фоне высоких цен на нефть, народ потянулся в ЗАГСы. «Провалы» каждые четыре года (начиная с 2000-го) связаны с суеверностью наших соотечественников и нежеланием регистрироваться в високосный год. Однако нисходящий тренд, начавшийся во второе десятилетие текущего столетия, очевиден (рис. 1).
Рис. 1. Динамика зарегистрированных браков и разводов в РФ в пересчете на 1000 человек населения (построено по данным Росстата)
Возможно виновата пресловутая «демографическая яма» и мы всего лишь пожинаем последствия падения рождаемости 90-х годов? Малочисленные дети 90-х выросли, и в возраст, в котором обычно создают семьи, вошло относительно меньше россиян, отсюда и уменьшение доли брачующихся? Смотрим в базе Росстата, в каком возрасте чаще вступают в брак мужчины и женщины — сегодня для тех и других это 25–34. Соотносим численность россиян, находящихся в этом возрасте со статистикой по браку и видим, что демографический фактор здесь не работает (рис. 2).
Рис. 2. Количество браков на тысячу человек и динамика россиян в возрасте, наиболее вероятном для вступления в брак (построено по данным Росстата)
Объяснять начавшееся снижение числа регистрируемых браков нужно нужно социальной нестабильностью и экономическим кризисом, поскольку создание семьи — дело ответственное, как правило, требующее и материальных вложений, и некоторой уверенности в будущем.
Плюс многолетняя пропаганда «европейских ценностей». Отношение к законному браку в российском социуме неоднозначное, мнения по этому вопросу расходятся, и молодежь, конечно, мыслит намного «прогрессивнее» представителей старшего поколения. Ценность семьи постепенно утрачивается. Социологи проводили опрос с разрывом почти в десятилетие, показавший, что число россиян, считающих обязательным вступление в брак, сократилось, а доля высказывающих предпочтение жить в одиночестве увеличилась почти в три раза (рис. 3).
Рис. 3. Динамика брачно-семейных установок россиян старше 18 лет
В центре Сулакшина был проведен экспертный опрос по ценностям современной молодежи и общества в целом. Результаты таковы — заметно системное смещение ценностных ориентаций у молодежи. Чем больше значения, по которым строится график (рис. 4), удаляются от единицы, тем сильнее характеристики сообщества приближаются к характеристикам «человека категориального», то есть идеальному образцу с максимально выраженными положительными свойствами. Молодое поколение часто отличается не в лучшую сторону, в том числе в вопросах ориентации на материальные ценности и отношения к любви, семье и детям. Следовательно, направление ценностного развития социума в условиях либеральной России примерно понятно.
Рис. 4. Соответствие ценностных характеристик россиян категориальному образцу человека «идеального» (по 11-балльной шкале, где 1 — минимальное соответствие, 11 — максимальное)
РАЗВОДЫ
С начала 2000-х число разводов практически неизменно, куда интересней представляется динамика отношения к возможности сохранить семью и изменения мотивов расторжения браков.
Три волны всероссийского опроса дает наглядную картину изменений общественного сознания. В 1990 год большинство россиян (39%) считало, что разводиться можно только когда семья уже фактически распалась и бороться уже не за что. В 2007 году это мнение стало менее популярным (36%), а в 2015-м — такой точки зрения придерживались уже 27% наших соотечественников. В том же опросе фиксируется все большая актуализация материальных вопросов, которые становятся сдерживающим фактором для желающих освободиться от семейных обязанностей, но идет ли это на пользу семейным отношениям — большой вопрос (рис. 5).
Рис. 5. Изменения отношения россиян к разводу
С чего такой рост значимости материального фактора?
Во-первых, либерализм все эти годы успешно взращивал общество потребления. Во-вторых, реальное неблагополучие большинства российских граждан все эти годы усиливалось, параллельно с активизацией установок на потребительство росло и социальное неравенство. Напряжение, вызванное дистанцией между богатыми и бедными, продолжает повышаться. За постсоветский период доля людей, озабоченных проблемой неравенства, заметно увеличилась (рис. 6).
Рис. 6. Ответы россиян на вопрос «Насколько сильна в России напряженность между бедными и богатыми?»
Относительно причин, которые могут помешать разводу, можно отметить следующее — в 1990 году абсолютным рекордсменом в этом была невозможность «поделить» детей между родителями, с большим отрывом следовала сложность процедуры расторжения брака и проблемы с разделом жилья. В 2015-м сама неприятная процедура пугать людей перестала, а ее место в тройке заняла материальная зависимость одного из супругов. За период либерального правления планомерно разрушались семейные установки, население впитывало «свободу нравов», становясь при этом все больше скованным и подневольным в финансовом отношении.
РОЖДАЕМОСТЬ
Современная Россия — страна с одним из самых низких коэффициентов рождаемости (СКР), который в 2016 году составил 1,61. По величине СКР за прошлый год наша страна оказалась на 179-м месте в мире. Такое значение коэффициента не позволяет говорить даже о простой воспроизводимости поколений, а для выхода из накрывшего страну демографического кризиса СКР должен быть не менее 3,5.
Самое низкий СКР наблюдался в 90-е, затем последовал постепенный рост его значения, наметился тренд, сложившийся, скорее всего, в результате обретения относительной стабильности в стране в целом, точнее, после того, как страна несколько пришла в себя от шока периода перестройки. Но на уровень России до либеральных реформ в наши дни мы так и не вышли (рис. 7) и вряд ли выйдем в текущих условиях.
Рис. 7. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в России (построено по данным Росстата)
Исследования показывают, что изменяется и календарь рождений детей.
Увеличивается интервал между началом супружеской жизни и рождением первого ребенка. До 90-го года первенец появлялся на свет примерно спустя год (11,7 месяцев), в начале 2000-х — через 15 месяцев, во втором десятилетии ХХI века интервал составил уже 20,3 месяцев. Кроме того увеличивается и интервал между рождением первого и второго ребенка у состоящих в первом браке — с 3,5 лет в 90-е, до 5 лет в 2000-е и почти 6 лет в наши дни (рис. 8).
Рис. 8. Изменения календаря рождения детей
Всероссийский опрос Центра Юрия Левады фиксировал изменения установок на детность. Выяснилось, что с 90-х последовал рост числа россиян не желающих иметь детей вовсе — с 4% в 1991 году до 11% в 2010-м (рис. 9).
Рис. 9. Доля россиян, указавших, что даже при всех необходимых условиях детей иметь не хотят
Интересно, что в 2015 доля потенциальных «чайлдфри» в российском обществе резко уменьшилась, несмотря на начавшийся экономический кризис. Это можно объяснить эмоциональным подъемом на фоне масштабной конъюнктурной апелляции чиновников к национальным вопросам, патриотическим идеям и т.д. Однако сейчас настроения народа начинают вновь меняться, уровень доверия к власти снижается, очарованность пропагандируемыми успехами страны проходит. Скорее всего, это отразится и на репродуктивном поведении россиян.
А может это просто отсутствие веры в то, что в современной либеральной России, при текущем унизительном отношении к народу эти идеальные «необходимые» условия вообще могут когда-то сложиться. Экономическая ситуация в стране такова, что число бедных людей стремительно растет, в эту категорию практически с гарантией попадают семьи с детьми, в том числе многодетные семьи. Сегодня материальное положение таких семей таково, что у каждой третьей из них не хватает денег на покупку одежды и оплату ЖКХ. А в 2016 году всего за один месяц (с сентября по октябрь) существенно увеличилась частота негативной субъективной оценки многодетными семьями своего материального положения — с 16 до 25%. Девяностые давно канули в прошлое, и должно быть, сегодня государство материально поддерживает российские семьи в достаточной степени?
Оказывается меры государственной поддержки на принятии решения о рождении детей отражаются далеко не всегда, хотя в определенной степени и являются стимулом для образования многодетной семьи. 63,1% женщин, дети у которых первый ребенок появлялся после 2007 года, заявили, что меры госпомощи этому никак не способствовали. 49% имеющих двух детей и 43% имеющих трех детей придерживаются такого же мнения.
Размер пособий на детей — это вообще отдельная песня. Например, в относительно благополучной Москве студенческим семьям государство щедро выделяет на продукты питания детям до 3-х лет целых 1875 рублей в месяц. А многодетным семьям с (внимание!) пятью и более детьми на продукты питания малышей до трех лет полагается 675 рублей ежемесячно. Для сравнения. Премирование топ-менеджеров «Роснефти» только за первый квартал 2017 года составило «скромные» 1,5 млрд. руб. А совет директоров «Газпрома» недавно предложил акционерам проголосовать за вознаграждение членам совета с июля 2016 по июнь 2017 года в размере 245,4 млн. руб. Требование нескольких депутатов запросить у правительства информацию о премиях в «Роснефти» и «Газпроме» Госдума отклонила. Быть может в стране «денег нет», но сегодняшние приоритеты либеральной власти вполне очевидны.
Можно перечислять и другие «достижения» — колоссальное социальное неравенство, превращение образования в услугу, разгром института бесплатных детских спортивных секций, упорная и планомерная атака сознания россиян евро-«ценностями» и т.д.
Кризис института семьи и проблемы с рождаемостью в России одной материальной неустроенностью не объяснишь, исследования показывают, что роль этого фактора гипертрофируется, а влияние идейно-духовного начала игнорируется. Современные россияне не понимают, в какой стране они живут, в чем заключаются ее основные ценности и идеи, какова глобальная стратегия ее развития. Двухтысячные — это продолжение 90-х, смены курса не происходило. Надежды, появившиеся в 2014-м, снова не оправдались. Последовательная деградация ценностной системы, разрушение национальной идентичности, провальная госполитика народосбережения, осуществляемая более четверти века, и, наконец, обнищание населения — вот печальные, но закономерные результаты либерального управления и причины кризисных тенденций в российской семье, преодоление которых жизненно необходимо для того чтобы Россия была сильной, да и просто существовала.
ПРИМЕЧАНИЯ
Нарастание кризисных тенденций в российской семье в 1990-е годы
Демографическое состояние современной России
Итоги 2016 года
Социально-экономическое положение россиян в кризисный период
Динамика портрета современной российской молодежи
Социально-экономическое положение россиян в кризисный период
Вызов культурной дерусификации (россиефобии) и государственный ответ
Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России
Высшие ценности российского государства
Вернуться на главную *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»
Добавить комментарий