Кронштадт храм иоанн кронштадтский
Содержание
- МОНИТОРИНГ СМИ: «Наша прямая обязанность — искоренять факты садизма и мордобоя». Интервью председателя отдела по взаимодействию с вооруженными силами Алтайской епархии РПЦ МП протоиерея Михаил Погиблова
- Морской собор: что нужно знать о “русской Софии”
- Досье собора
- Архитектурные особенности
- 8 фактов о Никольском Морском соборе
- Современный вид Морского собора. Фото:
- Морской Никольский собор в Кронштадте: главный храм Российского флота
- История строительства Морского Никольского собора
- Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
- Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора
- Информация для посетителей
- Андреевский собор (Кронштадт)
- История
- Архитектура
- Примечания
- Литература
21 мая с днём тридцатилетия священнической хиротонии протоиерея Михаила Погиблова поздравили настоятель нашего храма архимандрит Исидор (Минаев), причт и прихожане.
Протоиерей Михаил Семенович Погиблов, родился 13.11.1961 г. в г. Новосибирске, в семье священнослужителя.
После школы служил в войсках ПВО.
В 1987 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию и в 1992 г. Московскую духовную академию.
30 июля 1985 г. митрополитом Гедеоном (Докукиным), правящим архиереем Новосибирской и Барнаульской епархии, был рукоположен в сан диакона в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска.
21 мая 1988 г. – митрополитом Алексием (Ридигер), правящим архиереем Ленинградской и Новгородской епархии (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), был рукоположен в сан пресвитера в храме Иоанна Богослова Ленинградской Духовной академии, к храму Смоленской иконы Божией Матери г. Ленинграда.
Протоиерей Михаил Семенович Погиблов более 30 лет несет различные церковные послушания: открывал приходы, организовывал приходскую жизнь, строил храмы и открывал молитвенные комнаты в войсковых частях, в том числе в горячих точках, создавал воскресные школы, выпускал приходскую газету и православную телепередачу, преподавал и был классным наставником в Духовной семинарии.
В настоящее время успешно реализует накопленный опыт пастырского служения в качестве:
— штатного священника храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), г. Санкт-Петербурга;
— заведующего сектором Пограничного управления Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии;
— настоятеля прихода возрождаемого собора Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка г. Санкт-Петербурга;
— помощника начальника Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова г. Санкт-Петербурга по работе с верующими военнослужащими;
— настоятеля строящегося храма св. прав. врача страстотерпца Евгения Боткина при Многопрофильной клинике Военно-медицинской академии г. Санкт-Петербурга.
Пользуется уважением и любовью прихожан как хороший проповедник, отзывчивый, внимательный и интеллигентный священник.
Активно работает в епархиальных учреждениях (заместитель председателя Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями), участвует в организации воссоздания собора Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка.
За время своего служения зарекомендовал себя, как церковный специалист в области окормления военнослужащих, как добросовестный священнослужитель, исполнительный, благочестивый, любящий и знающий богослужение. Пользуюется уважением духовенства и мирян Санкт-Петербургской Епархии.
За усердное служение награжден орденами: св. преп. Сергия Радонежского и св. благ. кн. Димитрия Донского; медалями и нагрудными знаками: серебряной св. ап. Петра, «За службу на Кавказе» «За укрепление Пограничной службы России», «За укрепление МВД России» и др.
МОНИТОРИНГ СМИ: «Наша прямая обязанность — искоренять факты садизма и мордобоя». Интервью председателя отдела по взаимодействию с вооруженными силами Алтайской епархии РПЦ МП протоиерея Михаил Погиблова
В весеннюю призывную кампанию только в часовне при краевом сборном пункте обряд крещения перед отправкой в войска приняли около 400 новобранцев. Это пятая часть всех призывников.
Насколько оправдано участие православной церкви в армейских делах? Как именно взаимодействуют РПЦ и армия? На эти вопросы корреспонденту Сибирского представительства «Российской газеты» в Барнауле ответил председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Алтайской епархии протоиерей Михаил Погиблов.
Российская газета: Отец Михаил, в русской армии всегда были священнослужители, но сегодня можно услышать, что им не место в войсках…
Михаил Погиблов: Судите сами: полковых священников нет только в двух странах мира. Практически везде создана капелланская служба, которая занимается с призывниками. Наличие православного священника в армии и духовное образование просто необходимы даже в силу того, что примерно 80 процентов военнослужащих крещены в православной вере. Крещеный в детстве человек зачастую даже не имеет религиозного образования и минимальных знаний о своей вере, но родители, проводя обряд крещения, фактически ассоциировали его с православной культурой.
РГ: Что в первую очередь вы хотите донести до военнослужащего?
Погиблов: Ему нужно объяснить, что незнание своей культуры делает человека отстраненным от общества. Ведь чем опасен космополитизм? Человек становится отвлеченным и неидентичным своим корням. Он теряется в себе, в том, что, в конце концов, защищает. К примеру, в молитве, которая читается на проводах ребят в армию или в «горячие точки», есть такие слова: «Господи, помоги нам противостоять врагам, которые восстают на наши святыни». Если у человека нет святого в душе и благоговейного отношения к матери, к Родине, то тогда он становится циничным. Он не ценит ни женщину, которая может стать матерью, ни мужчину, который является защитником Отечества.
Еще Суворов говорил: «Два дня молимся, а на третий побеждаем». Он знал, что для победы обязательно должно быть духовное основание.
РГ: Во многом полковой священник может выполнять функции психолога — поговорить, поддержать, посоветовать…
Погиблов: Его главная задача — привнести в армию духовную мудрость, накопленную веками. Мы говорим и призывной, и допризывной молодежи о том, что всему основа — дух. Парень, идя в ряды Вооруженных сил, воспитывает в себе мужество. Кроме того, что он защищает Родину, он еще воспитывает, закаляет свой характер, который нужен будет, чтобы стать полноценным мужем и отцом. Знаете, только доброе чадо может быть добрым родителем. И если ты не научишься в армии подчиняться, то не сможешь стать добрым старослужащим. Если ты не сможешь стать старослужащим добрым, то не сможешь стать отцом и просто не сможешь быть нормальным членом общества.
Армия сейчас претерпевает реформу. Все катаклизмы и неустройства воинской жизни — это наши общие проблемы. Председатель военного отдела Русской православной церкви дал нам следующую установку: если пришел в подразделение, ты первым делом зайди к тому, кому тяжелее всего в глубинке России. Это могут быть мусульмане, которых порой насчитывается по пять человек на всю роту. Ты должен прийти и спросить: «Теплые ли у тебя ножки и сыт ли животик?». Если ему нужен Коран — принеси, если мулла — найди его и приведи. На самом деле, российский мусульманин — самый добрый мусульманин в мире, потому что он всегда был согрет христианским теплом православия и любовью российских народов.
РГ: Как к вашей работе относятся представители других конфессий?
Погиблов: Я только что вернулся со всероссийских сборов духовенства, в которых участвовали не только православные христиане, но и мусульмане, буддисты, представители иудейской веры. И вы знаете — мы все одинаково мыслим. Под Новоалтайском есть войсковая железнодорожная бригада. На присяге первым там выступает командир, затем православный священник, потому что его «подопечных» здесь больше, а третьим — мулла. Если бы в части было больше мусульман, то очередность бы изменили. Это очень важно…
Алтайская епархия сотрудничает с дивизией РВСН в поселке Сибирском, на территории которой построен храм. Мы окормляем мотострелковую дивизию в Алейске, резервную базу хранения танков в Топчихе и практически все силовые подразделения края. Кроме того, мы подписали договоры о сотрудничестве со всеми силовыми структурами.
РГ: Что вы посоветуете новобранцам, которые столкнулись с дедовщиной?
Погиблов: Чтобы не наделать глупостей, лучше обратиться к нам. Надо идти в любой приход. Священники знают, как в этом случае поступать. Они сразу выходят на командование подразделения и решают вопрос о переводе в другую войсковую часть. По докладу военного руководителя отдела епархии за неуставные отношения даже снимают с должности командиров подразделений. Это наша прямая обязанность — нужно искоренять факты садизма и мордобоя.
РГ: Много ли войсковых частей находится на «особом контроле» епархии?
Погиблов: Раньше было много. Сегодня в войсковых частях больше времени и сил уделяется воспитательному процессу. И самое главное — армия стала открытой. Родители могут приехать на присягу к своему чаду, тем более, что далеко от дома, как правило, служить парней уже не отправляют. Чтобы предотвратить случаи дедовщины, мы проводим беседы с командирами, особенно с низшим командным звеном, которое непосредственно общается с солдатами. Другое дело, что кто-то из них слушает, а кто-то просто спит. Так или иначе, мы знаем, что всех всегда волнует вопрос личного счастья и личной смерти. Мы объясняем, что за свои поступки человек начинает отвечать не только в вечности, но и уже сегодня. Если командир смалодушничал и не приложил усилия согреть теплом вверенных ему юношей, значит он подлец и завтра не согреет своего ребенка, который сдаст его в дом престарелых. Все просто: не хочешь такой перспективы — занимайся сегодня своей душой.
РГ: Во все ли части допускают священнослужителей?
Погиблов: Армия подчиняется приказу, по которому священник может попасть в любую войсковую часть. Министр обороны и патриарх подписали договор о взаимодействии, а командиры обязаны его исполнять. Хотя они и сами прекрасно понимают, что от общения со священнослужителями солдатики становятся ответственными мужчинами.
Армии всегда был нужен объединяющий дух, и крайвоенкомат, слава Богу, это понимает. Вот уже долгие годы совместно мы проводим мероприятия по работе с призывниками. Мне серьезно помогал в работе бывший комиссар края генерал-майор Владимир Розовенко, и сейчас поддерживает вступивший недавно в должность генерал-майор Александр Генералов. Заново выстраивать работу с военкоматами нам не придется.
Вадим Кулешов
Опубликовано: 29.11.2007 в 14:38
Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ
Морской собор: что нужно знать о “русской Софии”
На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской империи. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. Сейчас его отреставрировали и вновь сделали храмом. Пять лет назад, в мае 2013 года, он вновь был освящен. И вновь он — больше чем просто храм.
Досье собора
Строительство: 1902–1913 годы
Закладка камня: 8 мая 1903 года
Освящение: 1913 год, после реставрации — 2013 год
Епархия: Санкт-Петербургская
Настоятель: архимандрит Алексий (Ганьжин)
Архитектурный стиль: неовизантийский
Статус: главный храм Военно-морского флота России
Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1
Архитектурные особенности
Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь — Константинопольская София. Морской собор в Кронштадте по всем размерам немного меньше своего прототипа. При этом, за счет купола, он немного выше.
Кликните, чтобы сравнить Морской собор с собором Святой Софии
Нажмите чтобы перевернуть
FacebookTwitterGoogle +VK
Пространство храма внутри кажется необъятным: два полукупола — с востока и запада — примыкают к огромному основному куполу. Эта особая конструкция из металлических перекрещивающихся арок позволяла не дробить храм внутренними опорами и хорошо видеть богослужение из любой точки собора. Открытые интерьеры двухъярусных галерей создают ощущение еще большего простора.
Фото Юлии Маковейчук
Интерьер собора Василий Косяков задумал в виде сочетания звездного неба над головой и морской глуби под ногами. Тогда пространство собора превращалось во вселенную, замкнутую между высоким куполом, расписанным звездами на синем поле, и мраморным полом, украшенным фигурами морских обитателей, подводных растений. Морская тематика начиналась со входа: рыбы мурены, словно верные стражи, охраняли собор, встречая посетителей на дубовых дверях храма и на полу при входе. Сверху, в звездном небе сиял лик Спасителя.
Фризы большого купола украшают 12 лепных якорей и вписанные в них спасательные круги — одновременно и морские атрибуты, и древние христианские символы Креста.
Фото: Клеткин/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0
8 фактов о Никольском Морском соборе
1
Василий Косяков задумал собор как книгу, чтобы через символы и знаки можно было прочесть и историю христианства, и историю русского флота. Кстати, в соборе хранились штандарты и иконы со списанных кораблей со времен создания российского флота.
Авторские эскизы с личной подписью В. Косякова:
2
700 рублей передал на строительство собора святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был первым, кто пожертвовал деньги на строительство. Он опубликовал воззвание в газете с призывом присоединиться к сбору средств, а впоследствии постоянно торопил власти со строительством. Сейчас в музее собора хранится мастерок, который использовал отец Иоанн во время церемонии закладки 8 мая 1903 года.
3
К открытию собора в 1913 году все было сделано по последнему слову техники. В подвале расположились пылесосная станция для уборки здания и станции парового отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые.
Система отопления была автономная, котлы располагались в специально построенном здании к востоку от собора. Для размещения электромонтеров, кочегаров и сторожей были построены 10 комнат.
Здание сообщалось с собором подземным тоннелем.
4
Главные образы в оформлении собора были выбраны неслучайно. Покровитель моряков — святитель Николай. Сцены из его жития расположены рядом со входом.
Апостолы Петр и Павел — как напоминание о создателе русского флота Петре I. Святой Иоанн Рыльский — небесный покровитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. Южный фасад собора украшен мозаикой со святителем Митрофанием Воронежским: именно он оказал поддержку Петру I в организации верфей и строительстве флота.
5
Один из колоколов собора, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации. Во время Великой Отечественной войны в куполе собора был наблюдательный пункт, и при отключении электричества во время немецких авианалетов наблюдатели били в этот колокол, предупреждая жителей об опасности. Этот колокол восстановлен и сейчас действует. Остальные были утрачены, и пришлось отливать новые.
6
Морской собор в Кронштадте — не только место молитвы, но и памятник всем погибшим российским морякам. Там были размещены 130 памятных черных мраморных досок с именами и фамилиями 1500 моряков, погибших с 1696 по 1913 годы. После закрытия собора в 1930 году эти доски были сняты и разбиты, ими вымостили дорогу к кронштадтскому Летнему саду. В свое время историку русского флота А. С. Краткову (1848–1917) понадобилось пять лет, чтобы собрать все имена для памятных табличек. Ему удалось установить всех погибших на флоте с 1696 года. Но его рукописи были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля.
Фото Юлии Маковейчук
7
Благодаря Попечительскому совету по восстановлению и специально созданной художественной комиссии храм удалось воссоздать, а также фактически довоплотить замысел архитектора и художников. В начале ХХ века многое не успели закончить, собор сильно пострадал за годы советской власти, многое было безвозвратно утеряно, а многое пришлось создавать заново. Завесой алтаря собора служит Андреевский флаг — военно-морской флаг Российской империи, а теперь и России.
Современный вид Морского собора. Фото:
Фото Юлии Маковейчук
Подготовила Алена Душка
Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко
На заставке: использовано фото Станислава Забурдаева/ТАСС
Архивные фотографии предоставлены Музеем истории Кронштадта
Эскизы собора: kronshtadtsobor.ru
Морской Никольский собор в Кронштадте: главный храм Российского флота
Морской Никольский собор — одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.
Морской Никольский собор
История строительства Морского Никольского собора
Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.
В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:
… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61
В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).
Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.
Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:
Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62
27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.
10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.
Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор — главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм — место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте
За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.
В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.
Памятник Степану Осиповичу Макарову
Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:
Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64
В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.
В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182
Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».
К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.
Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.
Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.
Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.
Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.
Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)
24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.
Морской собор, южный фасад
В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.
как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.
Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора
Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.
Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург
Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора
Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.
Морской Никольский собор
Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.
Купол Морского Никольского собора
Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.
Западный фасад Морского Никольского собора
Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.
Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.
Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Внутреннее убранство Морского Никольского собора
Внутреннее убранство Морского Никольского собора
Боковые галереи
Внутреннее убранство Морского Никольского собора
Галерея второго яруса
Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»
Иконостас Морского Никольского собора
Купола Морского Никольского собора
Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.
Мозаичный пол
Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.
Модель Морского Никольского собора
Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек
А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.
Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.
На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.
Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов
Надпись, посвященная адмиралу Нахимову
Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в Китае (1898-1901).
Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае
Информация для посетителей
Адрес Морского Никольского собора: Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.
Режим работы: ежедневно с 9.30 до 18.00.
Богослужения проводятся дважды в день: в 10.00 и в 18.00.
*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.
Статья обновлена 27 декабря 2019
© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Андреевский собор (Кронштадт)
православный храм
Россия
Кронштадт
Православие
Санкт-Петербургская
Собор
Ампир
Андреян Захаров
Чарлз Камерон
деревянный/каменный 1717/1805 — 1718/1817
Выявленный объект культурного наследия народов РФ (нормативный акт). Объект № 7832041000 (БД Викигида)
Разрушен
Медиафайлы на Викискладе
Собор Андрея Первозванного — выдающийся памятник архитектуры русского классицизма, православный собор в Кронштадте, который был снесён в советское время. Особенную известность приобрел благодаря деятельности знаменитого проповедника св. прав. Иоанна Кронштадтского, служившего в этом храме 53 года.
История
Основание и первый камень фундамента соборному храму, во имя св. Апостола Андрея Первозванного, в Кронштадте было положено основателем города Императором Петром Великим в 1717 году в присутствии многих высокопоставленных лиц и первых обывателей острова Котлина, на котором в это время уже было много казенных и частных зданий.
В 1718 году храм был готов постройкою и 13 июля торжественно освящен в присутствии Императора и многочисленной его свиты, а также иностранных послов и посланников. Первая соборная церковь была деревянная, и ни её плана, ни первоначального вида не сохранилось.
Первым священником Андреевского собора был Петр Иванов, вызванный сюда из Белгорода, 22 августа он был назначен «закащикомъ» то есть благочинным. С 1732 по 1743 года, во время разломки старого собора и перевода его в губернские дома, священниками были протопоп Михаил Иванов, священник Кузьма Стефанов (до 1741 года), а с 1741 года протопоп Борис Петров, священники Федор Матвее и Тимофей Васильев. В 1742 году собор пришел в ветхость и по указу Св. Синода было разрешено устроить новый храм во имя того же Апостола с двумя приделами, а в 1743 году было решено перенести её в другое место, о чём докладывалось в Сенат в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, при этом было постановлено: «Андреевскую церковь разобрать и перенести…» в один из губернских домов, а иконостас и утварь сохранить.
В губернском доме Андреевский собор существовал до 22 декабря 1787 года, когда последовала резолюция митрополита Гавриила, которым повелено было перенести собор в Успенскую церковь, построенную на средства купеческого общества в 1760 году. Церковь эта находилась в «Купецком селении», позднее названном Соборной площадью в 25 саженях (50 метрах) от построенного позднее каменного соборного Андреевского храма. Для построения новой Андреевской церкви было взято место, предварительно отведенное под лютеранскую кирку, при этом было строго воспрещено возводить на этом месте какие-либо иные строения.
Успенская церковь, переименованная в Андреевский собор была деревянная, двухэтажная, по два придела в каждом этаже. Она существовала до 1819 года, когда с постройкой нового каменного собора, за ветхостью была разобрана. Место старого собора и Успенской церкви было обозначено гранитными плитами, которые впоследствии оказались под насыпью парка.
Список настоятелей
Настоятели церкви | |
---|---|
Даты | Настоятель |
22 августа 1720— 1 января 1721 | священник Петр Иоаннов (вызван из Белгорода и скоро уехал в отпуск на родину) |
1722— | Протопоп Феодот Исидоров, поп Герасим Васильев, протодьякон Дмитрий Федоров |
1732—1741 | Протопоп Михаил Иванов, священник Козьма Стефанов |
1741—1743 | Протопоп Борис Петров, священники Федор Матфеев и Тимофей Васильев |
1743—1747 | Протопоп Борис Петров, священники Василий Иванов и Илья Георгиев |
1768—1778 | Протопоп Иоанн Федоров, священники Василий Иванов и Илья Георгиев |
1778—1781 | Протопоп Григорий Уберский (- 1796) и священники Александр Иванов и Иоанн Пантелеймонов |
1781—1787 | Протопоп Григорий Уберский и священник Иоанн Дмитриев |
1787—1796 | Протопоп Григорий Уберский священники Иоанн Анисимов и Григорий Иоаннов |
1796—1800 | Протопоп Стефан Кузьмин священники Михаил Стефанов и Григорий Иоаннов |
1800—1809 | протоиерей Стефан Нулев и священники Михаил Сиверцев и Григорий Иоаннов |
1809—1812 | протоиерей Стефан Нулев ( — 1812) и священники Григорий Иоаннов и Федор Измайлов |
1812—1814 | протоиерей Алексей Георгиевский и священник Михаил Абрюцкий |
1814—1847 | протоиерей Алексей Георгиевский и священники Антоний Соловьев и Михаил Абрюцкий |
1847—1849 | протоиерей Дремяцкий Василий Михайлович |
1849—1850 | протоиерей Полотебнов Георгий Исидорович |
1850—1857 | протоиерей Василий Кузьмич Нектарьевский (1815—1857) |
1857—1894 | протоиерей Павел Васильевич Трачевский |
1894—1908 | протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (1829—1908) |
1908—1912 | протоиерей Александр Петрович Попов |
1912—1919 | священник Павел Иванович Виноградов |
июнь 1919 — ноябрь 1919 | священник Сергий Преображенский |
1923—1931 | протоиерей Николай Адамович Симо (1875—1931), расстрелян |
с 31 августа 2015 | архимандрит Алексий (Ганьжин) (род. 1960) |
Каменный собор
Новое здание каменного собора было торжественно заложено в 1805 году при участии императора Александра I со свитой. Выполнен по ампирному проекту известного в то время Андреяна Захарова и А. Н. Акутина, много строивших для военно-морского ведомства. Освящение состоялось в 1817 году.
По совершении 20 июня 1805 года литургии митрополитом С.-Петербургским Амвросием, в присутствии императора Александра Павловича, из церкви Успенской был совершен торжественный крестный ход на место начатых построек, для закладки нового каменного соборного Андреевского храма. Первый камень при закладке собора был собственноручно положен императором Александром I, для чего были сделаны серебряные молоток и лопаточка, которые далее хранились в ризнице собора.
Постройка собора продолжалась двенадцать лет и во все это время служба совершалась в той же Успенской церкви. Освящение нового каменного собора совершено было 26 августа 1817 года епископом Ревельским викарием С.-Петербургским Филаретом (впоследствии митрополитом Московским).
Памятный знак на месте собора в Екатерининском парке
В 1853—1855 гг. к собору были сделаны пристройки вследствие чего он приобрел крестообразную форму. В этом храме c 1855 по 1908 г. служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Собор был разрушен советской властью в 1932 году. На его месте поставили памятник Ленину. Местная администрация поддерживает надежды прихожан на воссоздание собора. На его месте установлен памятный знак с надписью:
Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни.
В 2018 году место, где стоял собор (фундамент), отнесено КГИОПом к выявленным объектам культурного наследия народов России.
Архитектура
По образу и подобию кронштадтского было построено несколько соборных храмов в губерниях:
- Собор Александра Невского (Ижевск) (1818—1823)
- Спасо-Преображенский собор (Днепропетровск) (1830—1835)
- Лудзенский Свято-Успенский храм (г. Лудза, Латвия) (1843—1845)
Примечания
- 1 2 И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский
- Список настоятелей церкви составлен на основе клировых ведомостей и метрических книг церкви, находящихся в ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113, 124—127; и документов Архива Санкт-Петербургской епархии.
- 1 2 Собор св. Андрея Первозванного
- Фундамент Андреевского собора (Распоряжение КГИОП от 06.07.2018 № 260-р)
Литература
- Кронштадтский Андреевский Собор. 1817-LXXV-1892 26 августа. Исторический очерк. Кронштадт 1892. (Новое издание 2016 г.)
Смотреть что такое «Андреевский собор (Кронштадт)» в других словарях:
-
Морской Никольский собор (Кронштадт) — православный храм Морской собор святителя Николая Чудотворца … Википедия
-
КРОНШТАДТ — (до 1723 Кроншлот), город и порт в Ленинградской обл., на о. Котлин, в Финском заливе, в 48 км к западу от Санкт Петербурга. 45,1 тыс. жителей (1998). Судоремонт. Военно морской музей, Кабинет музей изобретателя радио А. С. Попова. Основан в 1703 … Русская история
-
Кронштадт — Город Кронштадт Флаг Страна … Википедия
-
Андреевская улица (Кронштадт) — Координаты: 59°59′32″ с. ш. 29°46′09″ в. д. / 59.992222° с. ш. 29.769167° в. д. … Википедия
-
Гостиный двор (Кронштадт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гостиный двор (значения). Памятник архитектуры Гостиный двор … Википедия
-
Захаров, Андреян Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Захаров. Андреян Дмитриевич Захаров … Википедия
-
Захаров, Адриан Дмитриевич — Андреян Дмитриевич Захаров Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 8(19) августа 1761 … Википедия
-
Захаров, Андреян — Андреян Дмитриевич Захаров Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 8(19) августа 1761 … Википедия
-
Захаров А. — Андреян Дмитриевич Захаров Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 8(19) августа 1761 … Википедия
-
Захаров А. Д. — Андреян Дмитриевич Захаров Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 8(19) августа 1761 … Википедия
Добавить комментарий