Кто дает детей

Бог Сам знает, кому нужны дети, а кому нет

Скучно жениху и невесте, когда кричат им «Горько!» Они словно чужие среди буйного веселья родственников. Вино, как механик бездушного организма, приводит в движение заржавелый механизм усталых душ, и воспаленное веселье отравляет радость таинства брака. Шум свадьбы опустошает и утомляет виновников торжества – жениха и невесту.

Погружение в таинство брака происходит позже.

К нам в храм приходят бездетные пары. Мы вместе просим Бога и молимся, да дал бы Он им ребенка. Но я не уверен в том, что стоит тянуть Бога за бороду и требовать чуда. Он Сам знает, кому нужны дети, а кому нет. В Нем мудрость и глубина Замысла, а у нас честолюбие и ревность.

Иоаким и Анна страдали не только потому, что не могли приласкать нарожденных детей. Каждая израильская семья мечтала, что Мессия выйдет из их чресел. И затворенное чрево говорило о том, что человек Богу противен. Бездетность говорила душе о проклятости. Она вызывала в душе огонь отверженности и сокрушение до зела.

Но, к моему изумлению, Бог слышит мои молитвы и молитвы наших прихожан. И некоторые из них обретают плод.

– У нас будет ребенок! – говорит супруга, и с испытанием задерживает умильный взгляд. А ты словно проваливаешься в бездну Божией тайны. Мощная волна ударяет в сердце, в голову и приливает к глазам. В глазах супруги совершенно не то чувство, которое ты знал раньше. На тебя смотрит новый человек с новым самоощущением причастности Божией тайне.

Я не знаю, что видит женщина в глазах любимого мужа, но я увидел своими глазами превращение жены из одной сущности в другую.

Мы напрасно думаем, что мы отец и мать ребенка. Напрасно думаем, что это мы родили его. Мы в этом ничего не понимаем. Нам только лишь дали подержать божественный плод и не сломать его. Вручили дар Божий, который мы должны развить и подготовить к службе Божией.

Узнав о своей причастности рождению новой души, ты проваливаешься во взоре супруга, как в бездну, и понимаешь, что брак – нечто гораздо большее, чем ты думал. Впервые ты понимаешь космическое чудо слитности душ. Впервые души касается благодать полноты Троицы.

На миг открывается дверка миров и тебе дают узнать божественную глубину.

«Плоть одна» – так вот ты какая!

– У нас будет ребенок!

Души сливаются и сродняются навсегда. Когда ребенка выносят из роддома, чувства прекрасны, но не так ошеломительны, как в момент касания Бога к тебе, в момент радования о душе, рожденной в нас.

Бог специально вселяет эту сокрушительную благодать, чтобы человек, вкусив ее, сделал для себя открытие Божественной глубины и важности той работы, которую ему поручил Бог.

Из цеховых интересов я молчу, когда лгут, что смысл брака в деторождении. И кошки плодятся, но не святы. И Пакистан изобилен детьми, но не достигает праведности Авраамовой и не во святых их многодетные матери.

Не в плодовитости чрева святость брака, а в подобии отношений мужа и жены Троице. Троическая печать – печать нашего богоподобия. Божественная любовь к супругу обожает нас, светлит и очищает.

Тайна праведной и чистой супружеской жизни – подобие тайны отношений лиц в Троице. Напрасно монахи лезут в эти тайны и ковыряются в ней инструментами тяжелого поста и всенощных бдений. Неблагодарное это занятие. Ну при чем тут опыт монастырской череды, епархиальных интриг, афонских путешествий к тому, о чем они не имеют ни малейшего представления – смыслу чуда в Кане Галилейской.

Тайна супружеской жизни презрена ими, признана второсортной или даже считается некоторыми святыми отцами узаконенной уступкой блуду.

Не все святые так просто судили брак. Они допускали, что одиночество человека – это результат падения, а осуждение брака – это совершенное непонимание природы творения двух разных ипостасей человеческого существа – мужчины и женщины. В этом отвержении значимости брака присутствует иллюзия монашеской «праведности», большей, чем у Троицы, сотворившей Адама и Еву. Ложь на брак – нехорошее дело, а сведение его к плодовитости – наглость, приписывающая себе мудрость, большую божественной.

Суть брака в вольном богоподобии и в усвоении троичности. Дети могут помогать этому подобию, а могут ничего не добавлять. Дети вообще не имеют никакого отношения к личному богоподобию. Бог отражается в душе независимо от того, есть у человека дети или нет. Богу важен ты и только ты. И на Суде Божием будет иметь вес только то, насколько ты смог стать похожим на Бога. Это очень личное и касается только Господа и души.

Соединение Адама и Евы было в полноте духа и их небесной природы. В норме брак земной косвенно подобен браку небесному, как наша душа богоподобна по благодати Господу. Соединение мужа и жены, в норме, духовно высоко. Оно, принятое в чистоте, окрыляет, просветляет и очищает. Оно возвышает и учит святой жертвенности. Оно просто, прекрасно в своей тайне и глубине.

Неправ был Ориген, думая, что души предсуществуют рождению. Будто бы они, как коконы или инъекция, хранятся у Бога на складе в виде небесных яиц. И будто бы Бог сеет их на землю и они прорастают человеком. Пресуществование душ фатально отделяет Бога от человека, разводит их на стороны, полагает естественную преграду родству. Вхождение же Духа в материю роднит нас по замыслу:

– Да станет Адам, как один из Нас!

Суть рождения ясно показана в Рождестве. Дух Святой касается материи и рождается новая душа. Она рождается в одно мгновение из божественного «ничего». Так Дух Святой нашел на чистое естество Девы Марии и родился Христос. Наше естество несовершенно, по сравнению с естеством Девы, и поэтому мы, принимая Дух, искажаем Его действие. И вместо святых у нас рождаются обычные дети.

Но природа рождения и нас, и наших детей одинакова – это касание Духа Божия материи. Капля Божественного Духа роднит нас с Богом. Без этого мы бы были только темной плотью. А так мы не только божественного рода, но и способны волей и по желанию принимать Бога самостоятельно в таинстве причастия.

И тайна супружеской жизни – это не что иное, как обожение двух лиц содействием Духа Святого. Всё, что от Бога принимается в Его славу, чисто и беспорочно. Даже телесное прикосновение в честном браке таинственно и коренится в Боге.

Дети – это прекрасная школа любви. Но бывает и так, что только после того, как дети уедут от родителей, те наконец-то узнают, что такое настоящая бескорыстная платоническая любовь. И дети тут ни при чем.

Бог и душа – у них своя история и свой роман. Песня песней – об этой тайне.

Как сказать об этом тем, кто тянет Бога за бороду и просит во что бы то ни стало детей?

– Бог есть?

– Есть.

– Он тебе Друг?

– Друг.

– Хороший?

– Хороший.

– Другу не веришь? Ты скажи так: «Тебе? Другу? Богу? Да, всё приму. Да, на всё готов. Ты умнее. Ты благородней, Ты меня больше любишь, чем я себя. Падаю в Твои объятия, как в море. Бери меня в волны Своей любви. Делай со мной, что знаешь. Я нисколько не сомневаюсь в Твоем благородстве и в том, что Ты мне желаешь счастья. Я раб Твоей любви. Да будет мне всё по слову Твоему!»

И вот, увидишь, как Он тут же отзовется и сердце получит извещение того, что всё в надежных руках.

Позволь себе поверить Богу.

Статья «Почему Бог не дает детей?» Автор Н.Е. Сухинина

Почему Бог не дает детей?

В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

– Батюшка, у вас есть дети?
–Трое. Пока. Два мальчика и девочка.
– Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?
– Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.
– Как действовать?
– Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много – и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» – аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.
В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное. Если женщина, сделавшая аборт, до сих пор в этом не раскаялась, ее положение в жизни неустойчивое, опасное. По словам псалмопевца Давида, дети есть «наследие от Господа; награда от Него – плод чрева». И избавившись от ребенка, женщина преступает определенную черту.
– Значит, бездетность есть наказание за аборт?
– Господь никогда не наказывает, мы сами себя наказываем. Не Бог удаляется от человека, а мы удаляемся от Бога. Господь очень терпеливо, долго ждет от нас искреннего раскаяния в грехах. Те, кто смог понять это – мудры. А кто до сих пор не понял – недальновидны.
Я знаю одну женщину, которая много лет хотела забеременеть. Но был за ней грех. И она решает взять малыша из Дома ребенка. Пока документы оформляли, пока то да се, – привезли наконец-то ребенка, радуются, хлопочут. А через несколько месяцев она узнала, что беременна. Видите, как мудр Господь? И жизнь несчастного сироты устроил, и супругов за доброе дело отблагодарил.
Я думаю, что если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, им нужно со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное устроение. А можно попробовать усыновить ребенка, конечно, только по обоюдному согласию обоих.
– Но не все могут решиться на такой ответственный шаг.
– Конечно, не все. И хорошо, что не все. Приемные дети требуют подвига, а к подвигу готовы только очень решительные люди.
Многих мужчин и женщин приводит к Богу эта беда – бесплодие. Опять, как не удивляться Божией мудрости? Ведь было бы все в их семьях хорошо, пришли бы они в храм? Зачем? А в такой беде часто вспоминают про Бога. Начинают впервые в жизни задумываться о своей жизни, приходят в храм.
Ко мне как-то подошла молодая еще прихожанка. Сын женился, а деток уже три года нет. Спрашивает, чем она может помочь сыну и невестке. Предложил ей 40 дней читать акафист Казанской Божией Матери. Она поначалу смутилась – женщина деловая, главный бухгалтер солидной фирмы. Но решилась. Как она потом рассказывала, разговоры с подругами сократила до минимума, телевизор не включала. Читала ровно 40 дней.
Что вы думаете? Вскоре пришла торжественная и счастливая – ждем двойню! Теперь им уже годика три – Николай и Сергей. Видите, эта женщина не хандрила, Бога не винила, стала трудиться… А главное, верила, что ее труд принесет добрый плод.
– Отец Максим, но ведь есть семьи, где не хотят заводить ребенка, а он рождается, а другие хотят, но Бог не дает. Почему?
– Не стоит оглядываться на других. Жить надо своей жизнью, потому как отвечать перед Богом надо будет за свои дела, а не за чужие. При этом стоит принять и понять всем сердцем слова святого Иоанна Златоуста: «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».
Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Но когда человеческие средства исчерпаны, христианину стоит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в глубинах своих страданий он способен встретиться с Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни.
В любом случае надо относиться к ситуации с доверием. Не биться головой об стенку, а ждать. И трудиться.
– Отец Максим, я знаю, в Троицком соборе, где вы настоятель, есть удивительная икона…
– Вы имеете в виду образ святого Симеона Афонского? Вот, кстати, хороший пример, как надо трудиться. На святой горе Афон в монастыре Хиландар растет виноградная лоза, посаженная еще в XII веке самим святым Симеоном. Удивительно, но она до сих пор плодоносит и творит чудеса. В этот монастырь пишут со всего света, просят помощи при бесплодии. Монахи высылают просящим три сушеных виноградинки и маленькую веточку лозы плюс правило, как надо принимать эту святыню и молиться.
Одна супружеская пара, наши прихожане, получила с Афона письмо с этой святыней. Сделали все, как написано в «инструкции», и вымолили дочку. В благодарность святому Симеону заказали большую его икону, ту самую святыню –
веточку лозы – вставили в икону. Теперь к нам помолиться у этой иконы приезжают отовсюду.
– А кому еще можно молиться о даровании детей?
– Конечно, праведным Иоакиму и Анне, родителям пресвятой Богородицы. Они ведь очень долго были бездетными, но уповали на Бога. Старец Паисий Святогорец называет этих святых самой бесстрастной супружеской парой. В его книге «Семейная жизнь» вот что написано: «Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась чистая, целомудренная супружеская пара, какими были святые Иоаким и Анна». Они не беспокоились, не нервничали, они ждали.
И родители святого Иоанна Крестителя, пророк Захария и Елизавета тоже до старости не имели детей. И тоже не роптали, верили. Им тоже нужно молиться. Так что помощников много. Главное, приучать себя жить полноценной духовной жизнью.
– Но ведь и среди верующих, кто и в храм ходит, и посты соблюдает, есть бездетные, они-то что не так делают?
– Я знаю человека, который сам сознательно отказался от создания семьи только потому, что очень любит детей. Парадокс? Как считать. Этот человек возглавляет один из прославленных детских приютов в Хабаровске. Зовут его Александр Геннадьевич Петрынин. В это сложно поверить, но у него больше 900 крестников. За каждого из них он молится, переживает.
Разве это не его дети? Разве он не будет отвечать за них перед Богом? Всю свою жизнь этот человек служит Господу через чужих детей. Таких людей, способных к настоящей, жертвенной любви, немного.
А представьте, женился бы он, заимел бы двух-трех ребятишек. А эти, брошенные, сироты при живых родителях – с ними, что было бы? А так они под присмотром. Александр Геннадьевич воспитывает их в вере, водит в храм, причащает.
Или взять, к примеру, монахов. Бог не дал им детей. Можно так сказать. Но Он поставил их на самое главное служение – на молитву. И они молятся, чтобы Бог вразумил наших детей, чтобы Бог дал детей тем, кто их не имеет. Афонские монахи рассылают по всему миру кусочки лозы, чтобы женщины познали радость материнства, а мужчины реализовали себя как отцы. Так что Бог не дает детей по очень многим причинам.
– Отец Максим, что бы вы посоветовали нашим читателям?
– Сталкиваясь с такой проблемой, как бесплодие, каждый православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию. И помнить, что смысл нашей жизни не ограничивается только этой земной жизнью. Земная жизнь наша есть лишь приготовление к жизни вечной. Не стоит забывать и то, что Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения. Оно может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением.
Посоветовать могу еще и ждать – но деятельно. Почему бы, например, бездетным парам не помочь ближайшему детскому дому? Или многодетной семье? Или соседскому неприкаянному ребенку? Поле для подобного рода деятельности в России огромное.
Пусть даже мала будет ваша лепта, но ведь Господь в сердце зрит. И если узрит Он чистоту и бескорыстие вашей помощи, в долгу не останется. У Бога всего много. И еще: помните об одном, Господь не ошибается и не опаздывает никогда. А все, что Он делает, Он делает во благо и во спасение самого человека.

Наталия СУХИНИНА

Брак, семья без детей

В статье использлваны материлы из журнала «Вода живая».

Современный стереотип «правильной семьи» — «мама+папа+дети». Остальное — отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья — словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».

Кроме того, в «Символе веры» ничего о детях не написано. Значит, в жизни христианина они — не главное. В общем, надо разобраться. Попробуем…

Что делать, если нет детей, а желание родить не оставляет женщину? Как быть, если невозможно найти причину бесплодия? Что чувствует женщина, потерявшая ребенка, которая слышит «еще родишь здорового»? Решить проблему помогает вера? Как близким вести себя, чтобы не ранить пару, у которой нет детей? Как поздравить с долгожданной беременностью?

«Мы пытаемся»

— От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, — рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), — Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.

К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка — вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.

— Бестактность окружающих — не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, — рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас — мама маленькой дочки). — Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж — единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.

«Главная иллюзия современных людей — это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, — делится впечатлениями Юля. — В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.

«Хочушки»

Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» — «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» — забеременеть.

Основное содержание «хочушечьих» форумов — обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»

Тема очень важная и очень трепетная — и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос — отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) — это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей

Взаимная поддержка в трудной ситуации — безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов — то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи — сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.

«По-особому помолиться»

В каком-то смысле «хочушки» — это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)

Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru — труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь от-носится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, — вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.

По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации — хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».

— Сперва я думала, — рассказывает Виктория, — что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…

Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».

Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы — замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».

Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение — нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», — вспоминает Юля.

Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах бесплодия.

Семейная проблема

Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!»

Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?

Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?»Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50…И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана

Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе — тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, — вспоминает Юля. — Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».

В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».

Захария и Елисавета

Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.

— Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка — свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, — говорит Анна Вахрушева. — Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет — «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.

Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.

О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и старец Паисий Святогорец (IV том сочинений — «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».

По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елисавете Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».

Горе бездетного брака и славное Рождество Богородицы

Доверие Господу

История Юли завершилась благополучно, теперь она — молодая мама, и занята совсем другими вопросами. «Именно выпрашивать у Бога ребенка не хотелось. Думаю, наверняка Бог внемлет молитве того, кто очень просит о ребенке. Но мне больше хотелось стяжать смирение в этом вопросе… В итоге я сосредоточила всю свою любовь и внимание на муже, завела двух котиков для компании. Перестала следить за месячным циклом. И вдруг все получилось».

Оглядываясь назад, Юля понимает, что все трудности, предшествовавшие появлению в их доме дочки, были не зря: «Мне кажется, я очень изменилась за эти три года. Раньше я считала, что основа семьи — дети, что семья без детей — не семья. Теперь поняла, что любовь мужа и жены — и есть основа семьи. А дети — следствие этой любви… Думаю, что период бездетности мне был дан не за что то, а для чего-то. Чтобы я научилась жить в браке, больше любила мужа».

История Виктории, очевидно, еще не закончена, но на данный момент она выработала четкую позицию: «Я решила, что доверие Господу — это когда не утомляешь Его бесконечными просьбами, но просто ждешь, что Он все сделает Сам и в свое время». После нескольких непростых лет у Виктории с мужем появился духовник: «Он посоветовал нам направить всю энергию на медицинские обследования, а молитвы к Господу не прекращать, но быть готовыми к тому, что у Него может быть Свой промысл о нас». Медицинские обследования не дали результата — врачи не смогли сказать, по какой причине у пары нет детей. И тогда супруги решили иначе взглянуть на ситуацию.

— Мы поняли, что нам нужно сосредоточиться не на том, чего у нас нет, а на том, что мы имеем, — рассказывает Вика, — По сравнению со всеми «детными» супругами у нас гораздо больше времени, возможностей для саморазвития и добрых дел, да и вообще — любых глобальных перемен в жизни. На этой стадии мы и пребываем сейчас, и смысл жизни вернулся. Вопрос «почему?» перестал быть интересен… Гораздо интереснее стало думать о том, как мы — такие молодые, свободные и открытые к развитию — можем послужить Господу и людям!

Не только в Социальной концепции Русской Православной Церкви, но и в святоотеческом учении говорится, что бесплодие не является показателем какой-либо «неполноценности» христианской семьи: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес». Иными словами, для христиан цель брака — не дети, а любовь.

Примеров счастливого бездетного брака достаточно и в русской церковной истории: святые Петр и Феврония, княгиня Елизавета Федоровна (преподобномученица Елисавета) с великим князем Сергеем Александровичем. Однако этот факт проходит словно мимо нашего сознания. В погоне за беременностью многие, даже воцерковленные, супруги становятся заложниками языческого по сути представления о браке как о «многочадном» сообществе и о бесплодной жене как «наказанной Богом».

— Бездетным дано очень много, — считает Виктория. — И главное их преимущество — у них очень много избыточной любви. Пока нет своих детей и время позволяет, нужно активно делиться этой любовью со всеми окружающими. Можно делать что-то полезное для Церкви, служить Господу своими талантами. Можно взять под опеку семью с маленькими детьми и помогать им. Можно помогать друзьям, родителям и даже незнакомым людям морально, финансово, физически, молитвенно.

Можно готовить себя к будущему родительству и читать полезную для этого литературу, осваивать функции хозяйки и главы семьи, учиться строить в семье христианские отношения. Пройдя через собственную боль, переварив ее, учишься состраданию, закаляешься духовно. Вокруг нас так много людей, которым не хватает такой закалки, и они унывают при первых же трудностях. А мы можем поднять их дух, научить их доверять Богу!

Супруги уже решили, что примут любой исход событий и не будут добиваться «беременности любой ценой». Они знают, что станут родителями в любом случае, ведь за ними всегда остается возможность открыть свое сердце приемному ребенку. Поэтому расспросы близких теперь их совсем не смущают, они уверенно отвечают: «Детей пока нет, но они у нас обязательно будут!»

Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова/открытые источники

Бездетность: Наказание или промысл?

27 марта празднуется икона Божьей Матери Феодоровская. Именно перед этой иконой принято молитья о даровании детей.

Одна из наиболее злободневных сегодня тем — сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить — скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах.

Есть ли надежда на спасение?

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Протоиерей Алексий Уминский

— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная.

Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Оксана Головко

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.

Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

Наказание или Промысл?

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.

Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

О нашем доверии Богу

— Желание иметь дитя, продолжение себя — это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться…

— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

— Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано — что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал — и тогда ты будешь жить.

— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

— По статистике бездетность — частая причина разводов.

— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности.

У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

О чудесах

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.

В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.

В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

Почему Бог не дает мужа или жену?

Женитьба – это очень серьезный шаг! Мы же, когда ссоримся с родителями, не думаем, что надо искать новых. Вот и муж (жена) должен стать родным человеком. Одним и на всю жизнь! Главное – не ошибиться в выборе.

Многие постоянно задают себе вопрос «Я не могу встретить свою любовь и я на грани…» Как мне найти жену? Когда я встречу парня, с которым соединю свою жизнь навсегда? Этими вопросами так часто задаются молодые (и не очень) люди. Спрашивают, размышляют, молятся…

А ответ очень прост: Бог даст нам человека для брака, когда подготовит нас к браку! Конечно, мы можем сами выбрать, принять решение и, не сильно тратя время на узнавание друг друга, пожениться, но дальнейшая судьба таких браков – непредсказуема. Более того, если вдруг потом в семейной жизни начнутся проблемы, нам некого будет обвинять в этом, кроме самих себя.

«Почему? – спросите вы. – Разве не обещал Бог позаботиться о нас и разве не дал нам свободу выбора? Разве не нужно нам верить, что Он даст нам все необходимое для жизни и благочестия?» Да, конечно. Но ключевой момент – именно Бог должен дать, и именно по вере! Это значит, что если мы хотим человека от Бога, мы должны довериться Богу до конца. Да, конечно, быть общительными, дружелюбными, иметь друзей и общаться с противоположным полом. Но при всем этом искать Божьего четкого водительства.

Нам важно верить Богу! И верить до победного конца. Хранить себя – и хранить до конца, для того единственного человека, который станет самым близким и родным – навсегда. Есть большая разница: быть приветливой или строить глазки каждому встречному парню, в надежде, что он обратит внимание; быть внимательным или же заигрывать с первой, второй, пятой девушкой!

Не могу встретить свою любовь. Что же делать?

Итак, самый важный вопрос для человека, который хочет вступить в брак, звучит так: готов(а) ли ты жениться (выйти замуж)? Заметьте: не хочешь, а готов(а)… В чем разница? Хотеть может и человек, не имеющий никакого внятного представления, что такое брак, семья и какую роль в ней ему (ей) нужно будет выполнять. Быть готовым – означает быть способным строить отношения, которые «никогда не перестанут», четко понимать, что такое брак и какие обязанности в нем вам придется нести.

Первое, на что стоит обратить внимание – это как мы подходим к выбору жены или мужа. Если вы судите по внешним данным, по тому, сколько у человека денег или по тому, насколько человек веселый и интересный в компании – поверьте, в семье вас ждет разочарование. Почему? Да, потому что то, что хорошо для дружбы и общения, может быть абсолютно бесполезным для семьи. Одной моей знакомой сестре долгое время нравились яркие, обаятельные парни, которые могли красиво и умно говорить на людях. Но вот незадача, они так же красиво и умно рассказывали ей, как нужно любить жену, при этом легко могли обидеть или забыть данное обещание. Пока ей не встретился брат, который не умел так красиво говорить, но который окружил заботой и вниманием и благодаря которому она пережила счастье искренних и любящих отношений.

Поэтому запомните, Бог будет работать над созданным вами образом будущей жены (мужа). Его задача – научить вас видеть! Чтобы когда вы встретите достойного человека, приготовленного для вас Богом, вы смогли его узнать. Именно поэтому все остальные отношения могут складываться неудачно. Неудача – это опыт о том, как не должно быть…

Люди, прыгают из крайности в крайность и обжигаются в отношениях. В школе и в институте нас учат всему чему угодно но не как построить крепкую семью. Как устроены девушки и парни. Как любить и быть любимым. Не учат чтобы человек подходил вам и своими качествами, и внешностью, и что очень важно – помогал возрастать духовно. Если человек имеет такие же ценности, как и вы – значит, вы будете понимать друг друга, и сможете быть близкими. Если у вас похожие взгляды на жизнь и на то, каким должно быть ваше будущее, – значит, вы будете счастливы и сможете пройти рука об руку всю жизнь. Если у вас обоих есть любовь, готовность уступать и желание строить крепкие отношения – поздравляю, скоро в мире на одну супружескую пару станет больше.

«Стоп, стоп, стоп! – слышу скажут некоторые из вас, – зачем всё так усложнять? У меня есть любимый парень, как его забыть??? мы верим что у нас будет семья». Любовь – это хорошо. Но давайте рассмотрим, что же такое любовь. Помните, как написано в 1 Кор. 13: «Любовь долготерпит, милосердствует… не ищет своего…» Готовы ли мы любить именно так?

Ведь любовь – это позиция отдавать, а не брать. А брак – далеко не одни только права, но и обязанности.

У Бога есть план для нашей жизни. Он желает нам всего самого наилучшего, именно поэтому Он будет работать и над нашими представлениями о браке. Каждый из нас имеет определенные ожидания от брака: «Он будет подавать мне кофе в постель», «Она будет внимать каждому моему слову», «Мы все будем делать вместе», «Мы никогда не будем ссориться, как это делают другие»… Все это прекрасно, но далеко от реальности. И чем бОльшие у нас ожидания или, скажем, радужное представления о будущем браке, тем бОльшее нас ждет разочарование. …

Пока мы не поймем, что истинная любовь – жертвенная, Бог не станет посылать нам «нашего» человека, ведь мы сами все испортим. Представьте себе двух эгоистов, каждый из которых надеется, что другой сделает его (ее) счастливым(ой), и если этого не происходит, то разочаровывается и не знают, что дальше делать с этими отношениями… А теперь давайте постараемся понять, что семья – это место, где каждый призван отдавать. Это место, где мы служим мужчине (женщине), которого(ую) любим. И место, где Бог будет оттачивать наш характер, менять нас. Каждый раз сталкиваясь с какой-то трудностью в отношениях с любимым(ой), для нас важно самим проявить чуткость, терпение и мудрость, а не требовать их от другого.

Важнейшие слова о взаимоотношениях мужа и жены мы читаем в Еф. 5:22-25. Здесь сказано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Итак, почему жены должны повиноваться (в другом месте написано – «слушаться») мужьям, а любить не обязаны? В каких вещах и до каких пределов повиноваться? И почему мужья, похоже, лишаются этой прекрасной привилегии – быть любимыми? Спешу вас заверить: нет, Бог никого не лишает права любить и быть любимым, и не ставит никого в полную зависимость от другого человека! Но, как и любое место Писания, это нужно рассматривать в свете других слов Библии. И в Иоанна 15:12 слова Христа обращены ко всем: «…да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (см. также 1 Ин. 4:7, Титу 2:4), а в 1 Петра 2:17 читаем: «всех почитайте» (см. также Филлип. 2:3). Так что же Бог хочет сказать нам в Еф. 5:22-25? Это место Писания отражает не просто повеление Божие, но и основные потребности мужчины и женщины.

Они разные. Для мужчины важнее всего уважение, послушание («повиновение»), а для женщины – нежность, забота. Важный принцип: нам нужно давать друг другу то, что нужно другому. Старайтесь возрастать в этом. И даже если у вас пока нет мужа (жены), учитесь уже сейчас вести себя по отношению к представителям противоположного пола, учитывая их потребности.

Так как потребности и способности, вложенные Богом в мужчин и женщин разные, то и роли мужа и жены в семье будут разные. Есть много замечательных книг на эту тему, прочитайте обязательно хотя бы одну их них. «Так я еще не женат (не замужем), — скажете вы, – зачем мне читать книги о браке?» Затем же, зачем люди 4-6 лет учатся, чтобы стать врачом, адвокатом или менеджером. Потому что в тот день, когда вас вызовут к серьезно больному пациенту, или в зал суда… или вы в качестве молодоженов встретитесь после первой брачной ночи на кухне, вам помогут только те знания, которые вы приобрели до этого.

“Что делать если нужна жена, а Бог не дает”

Дорогой брат, запомни еще один важный принцип: жена не восполнит всю твою потребность в значимости, и не всегда будет вкусно готовить и идеально следить за домом. Дорогая сестра: муж не восполнит всех твоих эмоциональных потребностей. Он не может этого сделать. Он не всегда будет тебя понимать, может быть слишком занятым или уставшим, или даже абсолютно свободным, но все равно не способным дать тебе все то, в чем ты нуждаешься… Потому что он – всего лишь несовершенный человек… Ни муж, ни жена не призваны восполнить все наши потребности, заполнить все наше одиночество. Это может сделать только Господь. И в нашем сердце всегда будет место, некая пустота, которую может заполнить только Он.

Именно поэтому выражение «вторая половинка» – неправильное. Как будто мы можем быть чем-то полноценным, личностью, только если соединимся со своей «половинкой». Но истина заключается в том, что мы должны найти себя в Боге и стать личностью еще до брака! Брак не восполнит всех наших нужд. Давайте будем мудро читать Бытие 2:24: «и будут одна плоть». Майкл Питтс в одной из своих книг приводит пример о яичнице. Когда вы хотите приготовить яичницу из двух яиц, вы ведь не берете протухшие, сомнительного качества яйца и не надеетесь, что из них получится вкусная еда? Вы берете два свежих полноценных яйца, — и тогда то, что получается в результате их единства – яичница – будет хорошая. То же самое и с семьей.

Чтобы эта «единая плоть», то есть семья, была крепкой и приносила радость, посвятите то время, пока вы одни, подготовке к браку! Тогда то, что вы принесете в нее (ваша часть яичницы), будет действительно хорошим и благословением для семьи. Девушки, учитесь готовить и вести домашнее хозяйство, поверьте, это окажется очень важным для вашей будущей семьи. Парни, ищите достойную работу, чтобы вы могли обеспечивать семью финансово. И каждому нужно не лениться, но работать над своим характером, чтобы и любовь, и жертвенность, и способность уступать стали вашими естественными качествами. Вы можете приобрести эти качества с Божьей помощью, когда попросите у Него помощи и будете стремиться возрастать духовно.

И конечно, самое основное – спрашивайте у Бога, он дает жену и кого Он предназначил вам в спутники жизни. Ищите Его водительства. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении открывайте свои желания пред Богом…» (Филип. 4:6). И Он даст встречу именно с тем человеком, который по своим основным качествам будет вам соответствовать, с которым вы будете счастливы и сможете прожить всю жизнь вместе. Узнать этого человека можно по 2м факторам: во-первых, у вас внутри должно быть внутреннее свидетельство, что это он (некоторые называют это свидетельство откровением от Бога) и мир на сердце; во-вторых, ваши отношения будут складываться успешно, вы будете видеть устройство. И если второй фактор может присутствовать не всегда, то без первого фактора вступать в брак не нужно.

Второй важный момент – общайтесь. У вас должно быть достаточно знакомых, в т. ч. противоположного пола. Потому что это – и навыки общения и построения отношений, и возможность встретить «своего» человека. Конечно, Бог может дать вам и случайную встречу с верующей сестрой (братом), скажем, в магазине, но вы резко ограничиваете свои шансы создать семью, если не будете проявлять дружелюбие и у вас не будет круга общения. Просьба к парням – не бойтесь проявлять инициативу, если кто-то вам по-настоящему нравится. А к девушкам большая просьба – откликайтесь, проявляете свою заинтересованность, ведь парни не умеют читать ваших мыслей. И обращение к обоим: если на данный момент вы никем не интересуетесь, все равно проявляйте дружелюбие к окружающим, все равно показывайте свои лучшие человеческие качества, это действительно очень важно.

И в заключение, если вы действительно хотите мужа (жену) от Бога, имейте терпение и не разменивайтесь по мелочам. И Бог обязательно благословит вас, потому что любит и не менее нас хочет, чтобы создалась крепкая и счастливая семья!