Кто изображен на иконе Покрова Пресвятой Богородицы
Содержание
- О чём сообщает иконография Праздника ПокроваПресвятой Богородицы?
- Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника
- Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы
- Немного о народных традициях. Покров день.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- Фото и описание
- Покров пресвятой богородицы: история и значение иконы
- История иконы: «зрю и ужасаюсь»
- Типы иконы
- Символизм святыни
- Праздник Покрова
- Народные приметы на праздник Покрова
- О чем молятся перед образом
О чём сообщает иконография Праздника ПокроваПресвятой Богородицы?
Содержание праздника
Основу Празднования Покрова Пресвятой Богородицы составляет событие, произошедшее в Константинополе в начале X века, при императоре Льве Философе.
Как известно, в тот исторический период Византия пребывала в бедственном состоянии: деморализованный царский двор раздирался внутренними интригами, периодически возникавшими заговорами; многие земли когда-то богатой империи находились под владычеством магометан.
Разорение грозило самой Византийской столице – Константинополю. Положение усугублялось сложностью взаимоотношений между церковной и светской иерархиями. Всё это не могло не отражаться на общем религиозно-нравственном состоянии граждан.
Во время одного из нашествий врага жители града, не надеясь всецело на крепость оборонительных стен и мощь воинского гарнизона, пребывали в состоянии ужаса. Многие граждане были близки к отчаянию. И вот народ, ища заступничества у Бога, собрался на всенощное бдение во Влахернский храм, где в то время хранилась величайшая христианская святыня – риза Божьей Матери. Среди присутствовавших на богослужении были царь и царица, царские сановники, множество разночинных людей.
Между собравшимися в храме был и блаженный Андрей Христа ради юродивый. В свое время, движимый Промыслом Божьим, он принял подвиг юродства. Бродя по улицам в рваном рубище, босым, с видом помешанного, он терпел от людей унижения, оскорбления, тычки. Между тем в очах Божьих он был праведным, святым. За верность и ревность Господь наградил его даром прозорливости. На протяжении служения Богу блаженный Андрей не раз удостаивался Откровений. На этот раз Господь сподобил его стать свидетелем славы Небесной Царицы.
Во время богослужения, к изумлению собравшихся, Андрей, вдруг, узрел свод храма отверстым. В высоте, прямо на воздухе, в окружении ангелов, апостолов, пророков стояла Небесная Заступница, Стена Непобедимая (Песн.8:10), Сама Божья Матерь. Она молилась за Свой народ, покрывала присутствовавших омофором (мафорием). Ошеломленный видением, Андрей обратился к находившемуся возле него ученику, Епифанию, спросив его, видит ли и он Небесную Владычицу, ходатайствующую за людей. Тот ответил, что видит.
Среди богомольцев произошло оживление. Разумея случившееся, люди расценили явление как знак благоволения Бога к храму и городу, окрепли духом, утвердились в надежде, что по предстательству и покровительству Богородицы, Он отвратит от них бедствие, прогонит врага. Так и произошло. Враг был побеждён, город спасён от разгрома, а жители – от насилия, разорения.
Со временем в память об этом знаменательном событии, произошедшем 1 октября, был установлен торжественный Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Когда именно он получил утверждение и распространение в Церкви, сказать трудно. Достойно упоминания, что среди греческих верующих долгое время он не пользовался широкой известностью. Вероятно, это обстоятельство было вызвано смутами, потрясавшими царский и патриарший престолы. Есть основания полагать, что своим распространением Праздник обязан даже и не Греции, а Православной Руси. По Промыслу Божьему он был причислен к разряду великих не двунадесятых Праздников Церкви.
Иконография Праздника
Формирование иконографии Праздника Покрова Пресвятой Богородицы относят к XII веку. Древнейшие из дошедших до нас изображений датируются XIII столетием – временем, ознаменовавшемся на Руси воздвижением храмов и обителей, посвящённых этому событию.
В древности иконография Покрова… имела два самостоятельных направления, Новгородские и Суздальские изводы. Впоследствии образовались новые композиционные схемы, в том числе объединяющие опыт новгородцев и суздальцев.
Новгородский образ
Одной из наиболее ранних, дошедших до нас новгородских икон Покрова Пресвятой Богородицы, считается образ из Покровской Звериной обители.
Композиция этого изображения составлена по принципу условной симметрии: изображение правой части уравновешено изображением левой. Данный метод позволил чётко расставить догматические акценты, придал образу надлежащую строгость, торжественность.
Центр иконы занимает фронтально развернутая фигура Небесной Царицы. Она представлена в положении Оранты, с приподнятыми, распростёртыми в молении руками. Тип Оранты известен с древности. Первоначально образ молящейся жены мог олицетворять христианское моление вообще, христианскую Церковь, а мог соотноситься с душой конкретного усопшего. В дальнейшем этот христианский образ закрепился в иконографии Божьей Матери как один из наиболее ярко и ёмко характеризующих Её роль в жизни Церкви: роль Предстательницы и Ходатаицы за людей.
Богородица расположена стоящей на облаке, имеющем округлую форму, на фоне алтарной апсиды, над затворенными Царскими вратами.
Облако знаменует собой причастность Богородицы Небу и вместе – сопутствующее Ей Божественное действие. Этот символический образ заимствован из Священного Писания. Таинственное облако сопровождало Израильский народ по исходе из Египетской земли (связь между облаком и Божьим покровом обозначена в 104 Псалме (Пс.104:39)); в видении Даниила с облаками небесными «шёл как бы Сын Человеческий» (Дан.7:13); на облаке Господь Иисус Христос вознесся к Престолу Славы и благодати (Деян.1:9).
Над Пресвятой Богородицей распростёрт красный Покров, бережно удерживаемый с двух сторон парящими в воздухе ангелами. Верхний и нижний контуры Покрова формируют собой полукружие или дугу, обращённую выпуклостью вверх.
Красный цвет Покрова знаменует Божественный огонь (Пс.17:9) и подчеркивает, что Покров Пресвятой Богородицы символизирует не только молитвенное окормление верующих, но и Покров благодати. Аллегория между Божественным действием и благодатным Покровом использовалась праведниками ещё во времена Ветхого Завета. Покрыть Божьей милостью, означало – избавить от скорби, окружить заботой и радостью (Пс.31:7), очистить от скверны греха (Пс.31:1), защитить (Ис.31:5).
В иконописи в таких же красных тонах изображаются огненные языки, символизирующие действие Святого Духа; ромб, обрамляющий голову образа Бога Отца. Наконец, иногда на иконах Покрова… в красных тонах пишется не только Покров, но и облако, на котором покоится Божья Матерь.
Форма Покрова, огибающего храмовое пространство мощной плавной дугой, символизирует больше, чем может показаться при поверхностном осмыслении этого символа.
С одной стороны, такая дугообразная форма связана с методом сферического отображения пространства. В иконографии эта модель используется для воспроизведения не столько локальных, сколько обширных пространственных областей, в том числе соизмеряемых с масштабами вселенной.
К примеру, на новгородской иконе XV века (из ГТГ) «Собор Богоматери» в форме дугообразного элемента, расположенного над Владычицей и Богомладенцем, представлено Небо, наполненное ангельскими воинствами. Аналогичным способом Небо представлено на новгородской иконе Софии Премудрости Божьей (XVI в.) из Новгородского музея-заповедника.
Сказанное приводит к тому заключению, что изображение Покрова указывает не только на частное, единичное действие, состоявшееся в Константинополе, но и на постоянное заступничество Божьей Матери, простирающей Покров Своей милости над всеми христианами, молитвенно взывающими к Ней с просьбой о помощи и заступничестве (ср.: тропарь Покрову Пресвятой Богородицы, глас 4: «покрый нас честным Твоим Покровом…»); на Божий Покров, охватывающий всё пространство земли.
О том, что содержание Праздника наполнено именно этим смыслом, красноречиво свидетельствуют более поздние иконы Покрова, схематично простые, лишённые подробной исторической детализации, ограничивающиеся изображением Небесной Царицы, простирающей Свой омофор.
С другой стороны, дугообразная форма Покрова соотносится, визуально, с огненной радугой – той, которую, до Пришествия в мир Сына Божия, созерцал пророк Иезекииль (Иез.1:27-28), а в новозаветные времена – Евангелист Иоанн Богослов (Откр.4:3). Как в первом, так и во втором Откровении радуга символизировала Божественный атрибут, сияние Славы Всевышнего Бога. Кроме того, со времен праведного Ноя радуга служила и продолжает служить напоминанием о завете Бога с людьми (Быт.9:13), о попечении Божьем о мире, побуждая верующих к восхвалению и прославлению Творца (Сир.43:12).
Примечательно, что Новгородская школа отмечена в истории Русской Церкви и такими образами Покрова, где Христос представлен восседающим не непосредственно над верхним контуром «радуги», а на расположенных поверх неё огненных херувимах. В такой иконографической интерпретации образ Христа ещё больше сближается с символическим образом Единого и Истинного Бога, явившегося пророку Иезекиилю (Иез.1:4-28).
Спаситель представлен над Покровом, по центру. Его облачение излучает сияние Славы, неземной Божественный свет. Он благословляет обеими, разведенными в стороны руками.
При первом, буквальном прочтении образа может сложиться впечатление, что благословение Христа адресовано только собравшимся в церкви, отмеченным в центральном и нижнем ярусах композиции. Однако при более глубоком осмыслении образа богомолец располагается к более возвышенному пониманию: благословение Христово ниспосылается в мир, на всех верующих, согласно Его обетованию ни на один день, вплоть до кончины времён, не оставлять Своих верных (Мф.28:20).
Верхнюю часть изображения венчают пять церковных куполов. Считается, что они воспроизводят схематичное очертание Новгородской Софии. На некоторых более поздних новгородских произведениях кровля храма окрашена красным цветом, соответствующим цвету Покрова, что наводит на мысль и о Церкви Небесной.
Можно сказать, что Собор прихожан, святых душ, ангелов Божьих, представленный на иконе, символизирует всю Церковь Божью, все Собрание верных, единство мира Небесного и земного.
Достойно внимания, что благословляющие персты Спасителя находятся в непосредственной близости от рук Богородицы (воздетых, как мы отметили, в знак усиленной молитвы). Помимо того, что такой художественной формулировкой утепляется сцена взаимоотношений Матери и Сына, этим обозначается, что Христос близок Небесной Царице, слышит Её молитвы, без замедления отзывается на Её доброе ходатайство всесовершенным Божественным действием.
Заметим, что на множестве более поздних икон Покрова… факт взаимодействия Сына и Матери, отзывчивости Искупителя на Её обращения отмечен посредством введения в образ развёрнутых свитков, один из которых находится у Богородицы, другой – у Христа. На свитках имеются характерные надписи, например (в адаптированном варианте): «Владыко Многомилостивый Господи Иисусе» – «Мати моя, услышана будешь».
Необходимо подчеркнуть, что Богородица представлена на иконе в более крупном масштабе, чем Её Сын и Господь. В иконографии такое сочетание встречается не часто (подобное можно встретить на иконах Вознесения, Софии Премудрости Божьей), ведь по большей части масштабность изображаемых фигур соизмеряется со степенью святости лиц, а по строгому счёту свят только Господь. Между тем, в ряде случаев Православными канонами допускается изображать Христа в меньшем масштабе, чем Его Матерь. Отчасти это связано с библейским сюжетом, где прообразом Богородицы служит гора, а прообразом Христа – камень, оторвавшийся от горы (Дан.2:34).
В данном случае этим приёмом оттеняется особая роль Божьей Матери в жизни верующих: посредством Неё, преклонив Небеса, сойдя в мир, Сын Божий, Бог Слово, воспринял в Свою Ипостась человеческое естество, сделался близок людям как Человек; через Неё люди молитвенно призывают Божественную благодать, оберегающую их от врагов видимых и невидимых. Последняя мысль подчёркнута на иконе тем, что именно к Богородице обращены взоры ангелов, святителей и прочих собравшихся (за исключением отдельных лиц).
Особое значение в иконографии Праздника Покрова имеют Царские врата. Впоследствии этот элемент храмового устройства стал обычным для новгородских икон. Тот факт, что Царские врата изображены не отверстыми, но затворенными, – не случайность. Этот иконографический штрих располагает верующих к воспоминанию о ветхозаветном пророчестве Иезекииля, возвестившего о Рождении Девой Сына при сохранении девства. В рамках названного провозвестия Богородица аллегорически сопоставлена с Храмом, вратами которого пройдёт лишь Господь (и больше никто), и врата которого останутся затворенными (Иез.44:1-2). В формате настоящего толкования храм и Богородица могут рассматриваться в связке: как прообраз и Первообраз.
Два ангела, поддерживающие Покров, воспроизводят идею о том, что Божья Матерь является их Небесной Царицей, а они – Её свитой. Опять же, этим решением отмечена роль светлых ангелов в промысле Божьем, в судьбе человека (Божественная милость (нередко) преподается людям не непосредственно, а при посредничестве ангельских чинов, от высших к низшим).
Святители, изображенные в среднем ярусе, по правую руку от Девы, возле храмового жертвенника, отвечают общему замыслу иконы. Их руки сложены для молитвы и направлены в сторону Владычицы.
Напротив святителей, по другую сторону от Царицы, – ангелы. Их руки покрыты тканями одежд, что символизирует высшую степень смирения и благоговения.
В нижней части изображения, справа от Богородицы (в нижнем левом углу, если смотреть со стороны зрителя), представлены святой пророк Господень Иоанн Предтеча, Евангелист Иоанн Богослов и другие апостолы.
Это соответствует контексту содержания Праздника, согласно которому Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Кроме того, Предтеча Господень отмечен как тот человек, который засвидетельствовал перед Израильским народом Божественное достоинство Мессии, и как лучший из когда-либо рожденных женами (Мф.11:11). Предтеча Господень держит развёрнутый свиток – символ пророческой проповеди и учительства.
Иоанн Богослов выделен из числа прочих апостолов и в силу того, что он был любимым учеником Иисуса Христа, возлежавшим у Него на персях, и как апостол любви, и как сын Богоматери по усыновлению (Ин.19:27), имеющий к Ней особую духовную близость.
Напротив апостолов и Иоанна Крестителя, в нижнем правом (со стороны зрителя) углу, ближе к центру, представлен Андрей Христа ради Юродивый. В ознаменование его христианского служения и в знак святой бедности он представлен одетым в грубую власяницу.
По левую руку от него (справа от зрителя) – Епифаний. Святой Андрей указывает ему на пребывающую в воздухе Небесную Царицу, а Епифаний держит в руке раскрытую книгу – знак ученичества в настоящем, проповеднического служения в будущем. Обыкновенно на новгородских иконах и фресках книга содержит текст, повествующий о диалоге, состоявшемся между Андреем и Епифанием (на более поздних образцах текст бывает написан на заднем плане).
Рядом с ними находятся мученики, христианские воины, с характерными атрибутами – крестами, мечами. Красный цвет их одежд указывает на содержание подвига: пролитие крови за Христа.
На более поздних новгородских иконах наряду с перечисленными святыми изображались апостолы Петр и Павел, царь, царица, Патриарх.
Суздальский образ
Икона Покрова… из Покровской обители принадлежит Суздальской школе. Структурно и схематично она подобна иконе новгородского письма. Вместе с тем между двумя этими памятниками усматривается немало различий.
Центр композиции на суздальском образе занимает фигура Небесной Царицы. В Её руках – распростертый мафорий – Покров. В отличие от новгородской иконы Богоматерь держит его Сама, чем выделяется Её личная роль в деле Спасения, роль Заступницы и Ходатаицы за людей.
Нетрудно заметить, что такое положение Покрова в руках Божьей Матери напоминает сцену подношения Богу (жертвенного подношения). Пояснительным примером здесь могут служить раннехристианские изображения Авраама, подносящего хлеб Небесным Ангелам (символизирующим Божественное присутствие) на покрытых тканью облачения руках. Возможность использования данного метода в отношении Богородицы связана с жертвенным характером Её жизни и с тем, что Её пламенная молитва, исполненная смирения и сокрушения сердца, может рассматриваться как богоугодная жертва (Пс.50:19).
С другой стороны, этот символ читается и как знак приношения людям. В подобной манере на новгородских иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представлен муж в царской одежде, олицетворяющий космос; на его руках – распростёртый убрус (плат), на нём – двенадцать свитков. Образ космоса символизирует преподание людям Божественного учения, естественного Откровения. Богородица же преподаёт людям помощь, защиту.
Божью Матерь окружают прихожане, святые души и ангелы. Масштабность Её фигуры аналогична масштабности прочих фигур (ещё один признак, отличающий эту икону от новгородской). Особая, центральная роль Божьей Матери, как в данном событии, так и в церковной жизни вообще, отмечена тем, что Она расположена значительно выше других действующих лиц.
В отличие от прочих святых, включая высшие ангельские чины, Пречистая Дева не только Божья Раба, но и Мать Сына Божьего по человеческому естеству. Поэтому Церковь воздаёт Ей величание, превышающее величание, выражаемое в отношении прочих Божьих служителей.
В лице Богородицы и остальных лиц представлена полнота Церкви. Ангелы и святые души, расположенные ярусом ниже (чем Божья Матерь), и Сама Божья Матерь представляют Церковь Небесную, Торжествующую. Люди в нижнем ярусе – Церковь Земную, Воинствующую. Поклоны присутствующих, обращённые в сторону Владычицы, символизируют почитание Её всей полнотой Церкви.
Позади Божьей Матери находится киворий – элемент храмовой принадлежности, балдахин, сень, устанавливаемая над святым престолом. Киворий символизирует невещественную Божественную Скинию, Божью Славу, спасительную благодать, служит местом особого присутствия Божия. Вместе с тем полусферический покров, составляющий сень, символизирует Небо. Уместность такого обоснования оправдана Священным Писанием, аллегорически сравнивающим небо с натянутым шатром (Пс.103:2). Небо же является местом особого проявления Божьей благодати.
Стало быть, применительно к данному иконографическому сюжету изображение кивория восполняет отсутствие изображения Христа (присутствующего, как мы видели, на иконах новгородского извода).
На заднем фоне иконы – возвышающийся храм, увенчанный двухскатной крышей. Его архитектура разнится с традиционной архитектурой купольных русских церквей. В этом – отличие суздальского изображения от новгородских икон. Считается, что образ этого храма воспроизводит очертания Влахернской церкви, где и случилось событие, составившее лейтмотив праздника.
По обе стороны от храма находятся постройки – палаты. Учитывая, что подле Влахернского храма располагался царский дворец, есть основания полагать, что при буквальном прочтении изображения палаты обозначают строения дворцового комплекса. В глубинном смысле они могут указывать на Небесные селения, дом Отца, Небесный Иерусалим.
Покрову в руках Пресвятой Богородицы соответствует ещё один красный покров, растянутый между церковью и колонной, представленной в правом верхнем углу (со стороны зрителя). Зафиксированый между зданиями покров может интерпретироваться буквально: на Востоке в период жары закрепленная между зданиями материя оберегала жителей от палящего зноя, создавая прохладную тень. В более глубоком осмыслении этот покров может обозначать Покров Божий вообще, Божественный Промысл.
Часть обозначенных лиц имеют нимбы, знак святости. Некоторые же лица представлены без нимбов. Это – участники хора. Кроме того в левом нижнем углу (со стороны зрителя) отмечены ещё две фигуры без нимбов: диакон и монах.
В правом нижнем углу (со стороны зрителя) находится блаженный Андрей, указующий правой рукой на Владычицу. Его взор обращен к Епифанию.
Среднюю часть нижнего регистра занимает изображение святого Романа Сладкопевца. Чем вызвано воспроизведение этого образа на иконе Покрова, понять нетрудно.
Роман Сладкопевец жил и служил Вседержителю в период V-VI веков. Одно время он исполнял обязанности диакона в Бейруте. Во время правления императора Анастасия переселился в Константинополь, вошёл в состав клира храма Божьей Матери. Однажды, после усердной молитвы, когда он предался глубокому сну, пред ним предстала Сама Божья Матерь. Во время этого посещения Она вручила ему таинственный свиток, повелев его проглотить. Вдохновленный видением Роман, пробудившись, возвеличил Явившуюся, составив незабываемое песнопение: «Дева днесь Пресущественного рождает…». В дальнейшем из-под его пера вышел ряд других поэтических произведений, вошедших в сокровищницу церковной поэзии.
В левой руке Сладкопевца – развернутый свиток; на нём – фрагмент текста его творения (на некоторых иконах на свитке начертано: «Дева днесь Пресущественного рождает…»; на других могут быть зафиксированы другие слова: «Дева днесь предстоит в Церкви…»). Правая рука воспроизводит жестикуляцию регента хора. Вероятно, этим акцентом подчеркивается: в восхвалении участвуют представители не только земного хора, но и Небесного.
Сам хор отмечен на иконе на заднем плане, за спиной Сладкопевца. Представители хора не имеют нимбов. Они представляют людей, исторически присутствовавших при богослужении во Влахернской церкви (как и не имеющие нимбов диакон и монах).
Достойно замечания, что в то время как взоры ангелов и святых душ обращены к Богородице, лица монаха и диакона – в сторону блаженного Андрея. Это объясняется тем, что именно он, и его ученик, Епифаний, стали очевидцами видения. Остальные люди были осведомлены о случившемся опосредованно, через Андрея. Лица поющих устремлены вниз, возможно на текст исполняемого ими песнопения.
Свиток в руке Романа символизирует его поэтическую проповедь о Божьей Матери, восхваляющую Её Небесное величие. Кроме того, он указывает на благословение Богом Романа, связанное с потреблением свитка. На ряде икон сцена вручения Богородицей свитка Роману прописана особо, в отдельном локусе, либо внизу, либо вверху композиции. Тем, что свиток устремлён выспрь, оттеняется мысль, что составленные им похвалы Богородице угодны Богу, доходят до Небес.
В среднем ярусе, слева от Богоматери (справа от зрителя) расположены ангелы, святой Иоанн Предтеча и Евангелист Иоанн Богослов.
По правую руку от Владычицы – ангелы, святители, царь и пророк Давид. Рука Давида сложена в жесте моления, направлена в сторону Девы. Давид представлен на этой иконе и как псалмопевец, возвестивший о Пришествии Сына Божия, и как предок Марии, прообраз Спасителя по человеческому естеству.
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ. Фрагмент пособия: Богословие иконы.
Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника
Икона Покров Пресвятой Богородицы — древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).
Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы
История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.
Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.
Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.
Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.
К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.
Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник
Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.
Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.
Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.
Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник
Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).
На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.
Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).
Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.
Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник
Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.
Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.
Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей
В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.
На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.
Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение
Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.
Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей
Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.
В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.
Светлана Липатова, Православие.ru
Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина
Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.
Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области
Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века
Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская
Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)
Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы:
Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также:
Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать
Покровительство Покрова
Русский праздник Покров
Владимирская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
Немного о народных традициях. Покров день.
Что такое Покров день в народном календаре восточных славян? Во времена древней Руси и Российской империи от мала до велика праздновали православный праздник Покров Пресвятой Богородицы 1/14 октября.
В народной традиции восточных славян, этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы. В Заонежье с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодёжные зимние «беседы».
В этот день Пресвятой Богородице молятся о замужестве; Роману Сладкопевцу — о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молились при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией Матери — при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы», Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея.
Праздник установлен Русской православной церковью в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы, распростершей над осаждённым городом и народом своё головное покрывало. В народном осмыслении церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.
В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков.
Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.
На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или иначе: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!». Иногда обращались и к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее».
Икона Покров Пресвятой Богородицы, икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год.
На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни. У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику.
Начинались регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных поверьях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале XX века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счёту времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
С Покровом, также как и с Воздвиженьем, связывались поверья об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» (полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину, чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше (Подляшье) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух.
Николай Петров. Смотрины невесты. 1861.
По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!».
«Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Фото: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Фото и описание
В Ореанде в 1852 году была построена роскошная царская резиденция Николая I окруженная потрясающим парком, автором проекта стал А.И. Штакеншнайдер. В последующем, этот дворец перешел по наследству Константину Николаевичу, второму сыну Николая I, который очень любил это место.
Великим князем самостоятельно было выбрано место под будущий храм. В основание фундамента церкви, во время ее торжественной закладки, была помещена дощечка с надписью о том, что храм этот сооружается при усердии Великого князя Константина Николаевича к Покрову Пресвятой Богородицы в апреле 31 числа 1884 года. Название храма также было выбрано князем самостоятельно — в честь любимого праздника.
Великий князь был образованным человеком, имел много увлечений, среди которых была и архитектура. Храм он решил строить в грузинско-византийском стиле, поскольку, по его мнению, он лучше всего подходил для скалистой и суровой местности Ореанды.
Разработкой проекта занимался именитый архитектор А.А. Авдеев. Церковь было решено строить неподалеку от Адмиральского домика, который окружали большие дубы. Чтобы апсида храма была ориентирована на восток, требовалось убрать несколько дубов, однако Великий князь не захотел уничтожать могучих великанов и алтарь храма был немного развернут на юго-восток.
В строительстве церкви использовались камни, которые некогда служили стенами дворца. Сам дворец к тому времени уже сгорел, остались лишь руины. Храм вышел небольшим по своим размерам, в форме креста и с одним куполом, в световой барабан которого вставлены оконные проемы в виде арок. Купол венчал бронзово-позолоченный ажурный византийский крест. С трех сторон храма располагается арочная галерея. Снаружи стены украшены большими крестами, изготовленными из каррарского белого мрамора в Ливорно. У церкви не было колокольни. Своеобразная звонница была сооружена из растущего поблизости дуба, к которому приделали деревянную лестницу, площадку из пары досок и повесили 5 колоколов. Вес самого большого колокола составлял160 кг, а самого маленького –3 кг. Освящены колокола были в 1885 году 21 сентября – в день памяти Дмитрия Ростовского.
Покровская церковь была очень богато убрана. Часть храма расписывали известные художники: Д.И. Гримм, Г.Г. Гагарин, М.В. Васильев. По рисункам князя Гагарина были созданы две мозаичные иконы Покрова и Спасителя мастером из Италии Антонио Сальвиати. Они были размещены над горнем местом и папертью храма.
Стены церкви, ее паруса и купол также были украшены мозаикой. Резной иконостас сделали из можжевельника, кипариса, дуба и ореха, занимался этим мастер Кубышко. Стекла желто-оранжевого цвета пропускали в храм мягкий солнечный свет.
Покровская церковь была торжественно освящена в 1885 году. Этот храм стал любимым творением Константина Николаевича. После кончины Великого князя Ореанда досталась его детям, Великим князьям Константину и Дмитрию. В 1894 году Ореанда вновь стала являться императорским имением, так как ее приобрели для престольного наследника Николая Александровича.
В 1894 г. 13 октября, служил обедню в ореандском храме святой Иоанн Кронштадтский, а отслужив литургию и утреню, 17 октября он со Святыми дарами и в полном облачении отправился к хворающему Александру III в Ливадийский дворец.
Покровский храм посещал Николай II со своим семейством, он любил гулять по местному парку, любоваться красотами скал и размышлять у моря.
В ореандском храме бывал и А.П. Чехов. Именно здесь размышляли о жизни и вечности герои из его произведения «Дама с собачкой».
Немало трудностей пришлось пережить храму после революции, вследствие чего его едва не разрушили. Церковь была полностью закрыта в 1924 году. Она была передана в ведение комитету охраны памятников старины и искусства и по делам музеев, после чего – Управлению Ливадийского дворца. Красивейшие мозаичные фрески показывали экскурсантам. Здание несколько пострадало вследствие землетрясения в 1927 году, после чего в его алтарной части появилась трещина, которую никто не отремонтировал. Были попытки сбросить с храма крест, но сорвать его так и не смогли, поскольку он поломался у основания. Ныне обломок креста храниться в церкви в виде драгоценной реликвии.
В послевоенное время в Ореанде начали строить санаторий. Архитекторы решили, что маленькая церковь потеряла свою актуальность для современного облика Ореанды, и в начале шестидесятых годов было принято решение об ее сносе. Однако краеведы отстояли храм и добились того, чтобы его признали памятником архитектуры. На протяжении тридцати лет здесь хранились ядохимикаты, а церковный двор служил автобазой.
Здание церкви требовало реставрации, поскольку существенно пострадало от оползней. После того, как церковь была возвращена Православной церкви в 1992 году, началась ее реставрация, которая была приурочена к Благовещению Пресвятой Богородицы. Храм был приведен в порядок силами прихожан, и впервые за долгое время, в праздник Святой Троицы, здесь состоялась Божественная литургия.
В 2001 году рядом с храмом построена звонница. На донецком предприятии «Корнер-М» был отлит замечательный колокол, вес которого 603 кг. Для красивого звучания голоса колокола его изготавливали с помощью настоящей печи, в которой огонь поддерживался дровами. Колокол украшен четырьмя клеймами с изображением Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Николая Чудотворца и целителя Пантелеймона.
На колоколе также имеется надпись о том, что он принесен в дар Рабами Божьими Анатолием и Александром летом 2001 года. Установлен колокол седьмого декабря, а освящен – четвертого января. По прошествии нескольких дней, на крыше звонницы, был установлен ажурный крест, который выполнил художник из Киева Олег Радзевич. В создании креста была оказана большая помощь со стороны ялтинского благотворительного фонда «Надежда».
Покров пресвятой богородицы: история и значение иконы
Дева Мария — один из центральных образов христианской веры. Божья Матерь страдала за человеческий род практически так же, как Спаситель. Она сознательно отдала своего сына на муки, доверяя Господу.Для христиан Пресвятая Богородица — защитница, покровительница, наставница. Мы — её дети, которых она оберегает, воспитывает и наставляет на путь истинный.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» — один из самых почитаемых православными христианами образов. Существует несколько вариантов, на которых Дева Мария изображена по-разному.
Чтобы понять, что означает икона «Покров Пресвятой Богородицы», нужно знать историю её создания. Она уходит глубоко в века.
История иконы: «зрю и ужасаюсь»
История покрова началась во Влахернском храме, Константинополе. Жители собрались на ночное богослужение. Они просили Господа о спасении от болгарских племен, осаждавших в это время город. Среди них был Андрей, который и увековечил эту историю. В ходе неустанной молитвы он поднял голову и увидел, как с неба спустилась Дева Мария, встала на колени перед алтарем и начала молиться вместе с прихожанами. Потом она поднялась, сняла омофор и символически покрыла им всех присутствующих. Андрей, не веря своим глазам, спросил у своего ученика, блаженного Епифания, видит ли он это, на что тот ответил: «Да, святой отче, зрю и ужасаюсь». Божья Матерь вышла в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. У всех прихожан на душе появилось чувство легкости, уверенности, защищенности.
На следующее утро захватчики отступили. Доподлинно неизвестно, какая сила их победила — был ли это вихрь, который размел всех недоброжелателей, или так описал летописец отчаянную битву воодушевленных Девой Марией солдат.
После чудесного спасения константинопольским князем было приказано праздновать Покров Богородицы ежегодно. Иконописцы написали образы, показывающие произошедшее.
Существует множество документов, описывающих события того дня. Очень подробно рассказал о защите Пресвятой Богородицы тогдашний патриарх Фотий 1. Его труды возможно найти и сегодня — книги напечатаны на русском языке. События, о которых идет речь, описаны в беседах «О нашествии Россов».
Образ покрова почитается на Руси по сегодняшний день. В каждом городе есть посвященный ему храм. Празднуется событие только славянами. Существует версия, что подобная любовь народа не случайна: Константинополь атаковали Аскольд и Дир. Захватчиков настолько впечатлило произошедшее чудо, что они приняли христианство. Конечно, крещение Руси произошло через несколько столетий после этого события, но, возможно, именно оно дало первый толчок к распространению веры.
Типы иконы
Икона Покрова Божией Матери изображается двумя основными способами:
- Новгородским. Омофор держат ангелы, а Дева Мария изображена с воздетыми в молитве руками. Она стоит над закрытыми Царскими вратами. Позади множества фигур видна церковь с пятью куполами. Одна из старейших икон этого типа хранится в новгородском музее.
- Суздальским. Божья Матерь стоит перед церковью, держит омофор в руках, над молящимися людьми. Снизу изображен святой Роман, в руках которого виден свиток. На заднем фоне — базилики, золотые купола храмов. Икона обнаружена в суздальском монастыре, от которого и получила свое название. Она сохранилась до наших дней и сегодня находится среди экспонатов Третьяковской галереи.
Со временем оба типа изменялись, на них появлялись другие действующие лица. На разных списках можно увидеть Тарасия, Льва Мудрого. Чаще всего омофор, которым Дева Мария покрывает молящихся, — красный. На образах XVI века этот символ патриаршей власти иногда окрашен в белый цвет.
На современных иконах Пресвятая Богородица часто изображается одна с воздетыми к небу руками. Омофор парит над ней.
Символизм святыни
Икона создана в честь описанных выше событий. Она символизирует признание христианами важности небесного заступничества, благодарность за явленое в Константинополе чудо. Для нас это не просто разовая помощь в защите от захватчиков — это свидетельство того, что Господь слышит молитвы своих детей и откликается на них.
Символичны некоторые способы изображения святой. Например, часто её одежда окрашена в красный и коричневый цвета. Они напоминают, что Дева Мария позаимствовала свою плоть и кровь Божьему Сыну, чтобы он пришел на землю.
Праздник Покрова
К 14 октября люди начинали зимовать — дрова уже заготовлены, поля засеяны, чуланы полны припасами, сани заготовлены и смазаны. Работы становилось в разы меньше, а на улице было относительно тепло, поэтому можно было погулять. В народе день называют «свадебник», «первое зазимье». Люди устраивали гулянья с песнями, застольем и гульбой до утра, ходили друг к другу в гости. Молоды играли свадьбы. Постепенно праздник Покрова объединился с первым зазимьем, перенял у него традиции и вложил свои. Например, на Покрову невесты молились перед иконой Девы Марии об удачном замужестве.
Вот несколько интересных фактов, как проходила Покрова в древности:
- Фата, обязательный атрибут свадьбы, раньше символизировала покров Божией Матери. Она была очень длиной — девушка была полностью обернута, когда выходила к алтарю. После венчания молодым дарили икону Заступницы.
- На этот праздник начинали топить печи, но не дровами, а засохшими ветками яблони.
- Коров переставали выгонять в поля, а 14 октября скармливали особый стог овса и переводили на зимний рацион.
- Мужчины уходили в город, чтобы заработать денег в сезон ярмарок.
- Детей выводили во двор и обливали холодной водой сквозь решето. Считалось, что это защитит их болезней зимой.
Народные приметы на праздник Покрова
Народные приметы иногда могут сказать больше, чем современные метеорологические центры. За века люди заметили множество закономерностей, которые передавали через поколения. Вот некоторые из них:
- журавлиный клин — к ранней зиме;
- какая погода в этот день, такой и будет зима;
- если деревья полностью оголились до Покрова, зима будет короткой, теплой.
О чем молятся перед образом
Божья Матерь готова помочь в любой беде. Главное, чтобы просьба была искренней, шла от чистого сердца. Так как образ Покрова — символ защиты, покровительства, чаще всего перед ним просят о следующем:
- Защиты от врагов, недоброжелателей. Это может быть как просьба за свою семью, так и за целую страну.
- Наставление на истинный духовный путь, возвращение веры. У каждого бывают моменты, когда он сомневается в своей вере — мы все грешники, и подобные проступки не чужды нам. Божия Матерь поможет развеять сомнения, спасет душу от неблагочестивых помыслов.
- Помощи при несправедливом осуждении.
- Избавления от уныния и гнева.
- Исцеления.
В молитве помните, что вы молитесь не иконе, а Деве Марии, просите, чтобы она заступилась за вас, передала молитвы Господу.
Добавить комментарий