Кто изображен на иконе Покрова Пресвятой Богородицы

О чём сообщает иконография Праздника ПокроваПресвятой Богородицы?

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка

Ос­но­ву Празд­но­ва­ния По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ля­ет со­бы­тие, про­изо­шед­шее в Кон­стан­ти­но­по­ле в на­ча­ле X ве­ка, при им­пе­ра­то­ре Льве Фило­со­фе.

Как из­вест­но, в тот ис­то­ри­че­ский пе­ри­од Ви­зан­тия пре­бы­ва­ла в бед­ствен­ном со­сто­я­нии: де­мо­ра­ли­зо­ван­ный цар­ский двор раз­ди­рал­ся внут­рен­ни­ми ин­три­га­ми, пе­ри­о­ди­че­ски воз­ни­кав­ши­ми за­го­во­ра­ми; мно­гие зем­ли ко­гда-то бо­га­той им­пе­рии на­хо­ди­лись под вла­ды­че­ством ма­го­ме­тан.

Ра­зо­ре­ние гро­зи­ло са­мой Ви­зан­тий­ской сто­ли­це – Кон­стан­ти­но­по­лю. По­ло­же­ние усу­губ­ля­лось слож­но­стью вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду цер­ков­ной и свет­ской иерар­хи­я­ми. Всё это не мог­ло не от­ра­жать­ся на об­щем ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ном со­сто­я­нии граж­дан.

Во вре­мя од­но­го из на­ше­ствий вра­га жи­те­ли гра­да, не на­де­ясь все­це­ло на кре­пость обо­ро­ни­тель­ных стен и мощь во­ин­ско­го гар­ни­зо­на, пре­бы­ва­ли в со­сто­я­нии ужа­са. Мно­гие граж­дане бы­ли близ­ки к от­ча­я­нию. И вот на­род, ища за­ступ­ни­че­ства у Бо­га, со­брал­ся на все­нощ­ное бде­ние во Влахерн­ский храм, где в то вре­мя хра­ни­лась ве­ли­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­ты­ня – ри­за Бо­жьей Ма­те­ри. Сре­ди при­сут­ство­вав­ших на бо­го­слу­же­нии бы­ли царь и ца­ри­ца, цар­ские са­нов­ни­ки, мно­же­ство раз­но­чин­ных лю­дей.

Меж­ду со­брав­ши­ми­ся в хра­ме был и бла­жен­ный Ан­дрей Хри­ста ра­ди юро­ди­вый. В свое вре­мя, дви­жи­мый Про­мыс­лом Бо­жьим, он при­нял по­двиг юрод­ства. Бро­дя по ули­цам в рва­ном ру­би­ще, бо­сым, с ви­дом по­ме­шан­но­го, он тер­пел от лю­дей уни­же­ния, оскорб­ле­ния, тыч­ки. Меж­ду тем в очах Бо­жьих он был пра­вед­ным, свя­тым. За вер­ность и рев­ность Гос­подь на­гра­дил его да­ром про­зор­ли­во­сти. На про­тя­же­нии слу­же­ния Бо­гу бла­жен­ный Ан­дрей не раз удо­ста­и­вал­ся От­кро­ве­ний. На этот раз Гос­подь спо­до­бил его стать сви­де­те­лем сла­вы Небес­ной Ца­ри­цы.

Во вре­мя бо­го­слу­же­ния, к изум­ле­нию со­брав­ших­ся, Ан­дрей, вдруг, узрел свод хра­ма от­вер­стым. В вы­со­те, пря­мо на воз­ду­хе, в окру­же­нии ан­ге­лов, апо­сто­лов, про­ро­ков сто­я­ла Небес­ная За­ступ­ни­ца, Сте­на Непо­бе­ди­мая (Песн.8:10), Са­ма Бо­жья Ма­терь. Она мо­ли­лась за Свой на­род, по­кры­ва­ла при­сут­ство­вав­ших омо­фо­ром (ма­фо­ри­ем). Оше­лом­лен­ный ви­де­ни­ем, Ан­дрей об­ра­тил­ся к на­хо­див­ше­му­ся воз­ле него уче­ни­ку, Епи­фа­нию, спро­сив его, ви­дит ли и он Небес­ную Вла­ды­чи­цу, хо­да­тай­ству­ю­щую за лю­дей. Тот от­ве­тил, что ви­дит.

Сре­ди бо­го­моль­цев про­изо­шло ожив­ле­ние. Ра­зу­мея слу­чив­ше­е­ся, лю­ди рас­це­ни­ли яв­ле­ние как знак бла­го­во­ле­ния Бо­га к хра­му и го­ро­ду, окреп­ли ду­хом, утвер­ди­лись в на­деж­де, что по пред­ста­тель­ству и по­кро­ви­тель­ству Бо­го­ро­ди­цы, Он от­вра­тит от них бед­ствие, про­го­нит вра­га. Так и про­изо­шло. Враг был по­беж­дён, го­род спа­сён от раз­гро­ма, а жи­те­ли – от на­си­лия, ра­зо­ре­ния.

Со вре­ме­нем в па­мять об этом зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии, про­изо­шед­шем 1 ок­тяб­ря, был уста­нов­лен тор­же­ствен­ный Празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ко­гда имен­но он по­лу­чил утвер­жде­ние и рас­про­стра­не­ние в Церк­ви, ска­зать труд­но. До­стой­но упо­ми­на­ния, что сре­ди гре­че­ских ве­ру­ю­щих дол­гое вре­мя он не поль­зо­вал­ся ши­ро­кой из­вест­но­стью. Ве­ро­ят­но, это об­сто­я­тель­ство бы­ло вы­зва­но сму­та­ми, по­тря­сав­ши­ми цар­ский и пат­ри­ар­ший пре­сто­лы. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что сво­им рас­про­стра­не­ни­ем Празд­ник обя­зан да­же и не Гре­ции, а Пра­во­слав­ной Ру­си. По Про­мыс­лу Бо­жье­му он был при­чис­лен к раз­ря­ду ве­ли­ких не дву­на­де­ся­тых Празд­ни­ков Церк­ви.

Ико­но­гра­фия Празд­ни­ка

Фор­ми­ро­ва­ние ико­но­гра­фии Празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы от­но­сят к XII ве­ку. Древ­ней­шие из до­шед­ших до нас изо­бра­же­ний да­ти­ру­ют­ся XIII сто­ле­ти­ем – вре­ме­нем, озна­ме­но­вав­шем­ся на Ру­си воз­дви­же­ни­ем хра­мов и оби­те­лей, по­свя­щён­ных это­му со­бы­тию.

В древ­но­сти ико­но­гра­фия По­кро­ва… име­ла два са­мо­сто­я­тель­ных на­прав­ле­ния, Нов­го­род­ские и Суз­даль­ские из­во­ды. Впо­след­ствии об­ра­зо­ва­лись но­вые ком­по­зи­ци­он­ные схе­мы, в том чис­ле объ­еди­ня­ю­щие опыт нов­го­род­цев и суз­даль­цев.

Нов­го­род­ский об­раз

Од­ной из наи­бо­лее ран­них, до­шед­ших до нас нов­го­род­ских икон По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, счи­та­ет­ся об­раз из По­кров­ской Зве­ри­ной оби­те­ли.

Ком­по­зи­ция это­го изо­бра­же­ния со­став­ле­на по прин­ци­пу услов­ной сим­мет­рии: изо­бра­же­ние пра­вой ча­сти урав­но­ве­ше­но изо­бра­же­ни­ем ле­вой. Дан­ный ме­тод поз­во­лил чёт­ко рас­ста­вить дог­ма­ти­че­ские ак­цен­ты, при­дал об­ра­зу над­ле­жа­щую стро­гость, тор­же­ствен­ность.

Центр ико­ны за­ни­ма­ет фрон­таль­но раз­вер­ну­тая фигу­ра Небес­ной Ца­ри­цы. Она пред­став­ле­на в по­ло­же­нии Оран­ты, с при­под­ня­ты­ми, рас­про­стёр­ты­ми в мо­ле­нии ру­ка­ми. Тип Оран­ты из­ве­стен с древ­но­сти. Пер­во­на­чаль­но об­раз мо­ля­щей­ся же­ны мог оли­це­тво­рять хри­сти­ан­ское мо­ле­ние во­об­ще, хри­сти­ан­скую Цер­ковь, а мог со­от­но­сить­ся с ду­шой кон­крет­но­го усоп­ше­го. В даль­ней­шем этот хри­сти­ан­ский об­раз за­кре­пил­ся в ико­но­гра­фии Бо­жьей Ма­те­ри как один из наи­бо­лее яр­ко и ём­ко ха­рак­те­ри­зу­ю­щих Её роль в жиз­ни Церк­ви: роль Пред­ста­тель­ни­цы и Хо­да­та­и­цы за лю­дей.

Бо­го­ро­ди­ца рас­по­ло­же­на сто­я­щей на об­ла­ке, име­ю­щем округ­лую фор­му, на фоне ал­тар­ной ап­си­ды, над за­тво­рен­ны­ми Цар­ски­ми вра­та­ми.

Об­ла­ко зна­ме­ну­ет со­бой при­част­ность Бо­го­ро­ди­цы Небу и вме­сте – со­пут­ству­ю­щее Ей Бо­же­ствен­ное дей­ствие. Этот сим­во­ли­че­ский об­раз за­им­ство­ван из Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Та­ин­ствен­ное об­ла­ко со­про­вож­да­ло Из­ра­иль­ский на­род по ис­хо­де из Еги­пет­ской зем­ли (связь меж­ду об­ла­ком и Бо­жьим по­кро­вом обо­зна­че­на в 104 Псал­ме (Пс.104:39)); в ви­де­нии Да­ни­и­ла с об­ла­ка­ми небес­ны­ми «шёл как бы Сын Че­ло­ве­че­ский» (Дан.7:13); на об­ла­ке Гос­подь Иисус Хри­стос воз­нес­ся к Пре­сто­лу Сла­вы и бла­го­да­ти (Деян.1:9).

Над Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей рас­про­стёрт крас­ный По­кров, бе­реж­но удер­жи­ва­е­мый с двух сто­рон па­ря­щи­ми в воз­ду­хе ан­ге­ла­ми. Верх­ний и ниж­ний кон­ту­ры По­кро­ва фор­ми­ру­ют со­бой по­лу­кру­жие или ду­гу, об­ра­щён­ную вы­пук­ло­стью вверх.

Крас­ный цвет По­кро­ва зна­ме­ну­ет Бо­же­ствен­ный огонь (Пс.17:9) и под­чер­ки­ва­ет, что По­кров Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сим­во­ли­зи­ру­ет не толь­ко мо­лит­вен­ное окорм­ле­ние ве­ру­ю­щих, но и По­кров бла­го­да­ти. Ал­ле­го­рия меж­ду Бо­же­ствен­ным дей­стви­ем и бла­го­дат­ным По­кро­вом ис­поль­зо­ва­лась пра­вед­ни­ка­ми ещё во вре­ме­на Вет­хо­го За­ве­та. По­крыть Бо­жьей ми­ло­стью, озна­ча­ло – из­ба­вить от скор­би, окру­жить за­бо­той и ра­до­стью (Пс.31:7), очи­стить от сквер­ны гре­ха (Пс.31:1), за­щи­тить (Ис.31:5).

В ико­но­пи­си в та­ких же крас­ных то­нах изо­бра­жа­ют­ся ог­нен­ные язы­ки, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие дей­ствие Свя­то­го Ду­ха; ромб, об­рам­ля­ю­щий го­ло­ву об­ра­за Бо­га От­ца. На­ко­нец, ино­гда на ико­нах По­кро­ва… в крас­ных то­нах пи­шет­ся не толь­ко По­кров, но и об­ла­ко, на ко­то­ром по­ко­ит­ся Бо­жья Ма­терь.

Фор­ма По­кро­ва, оги­ба­ю­ще­го хра­мо­вое про­стран­ство мощ­ной плав­ной ду­гой, сим­во­ли­зи­ру­ет боль­ше, чем мо­жет по­ка­зать­ся при по­верх­ност­ном осмыс­ле­нии это­го сим­во­ла.

С од­ной сто­ро­ны, та­кая ду­го­об­раз­ная фор­ма свя­за­на с ме­то­дом сфе­ри­че­ско­го отоб­ра­же­ния про­стран­ства. В ико­но­гра­фии эта мо­дель ис­поль­зу­ет­ся для вос­про­из­ве­де­ния не столь­ко ло­каль­ных, сколь­ко об­шир­ных про­стран­ствен­ных об­ла­стей, в том чис­ле со­из­ме­ря­е­мых с мас­шта­ба­ми все­лен­ной.

К при­ме­ру, на нов­го­род­ской иконе XV ве­ка (из ГТГ) «Со­бор Бо­го­ма­те­ри» в фор­ме ду­го­об­раз­но­го эле­мен­та, рас­по­ло­жен­но­го над Вла­ды­чи­цей и Бо­гом­ла­ден­цем, пред­став­ле­но Небо, на­пол­нен­ное ан­гель­ски­ми во­ин­ства­ми. Ана­ло­гич­ным спо­со­бом Небо пред­став­ле­но на нов­го­род­ской иконе Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жьей (XVI в.) из Нов­го­род­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка.

Ска­зан­ное при­во­дит к то­му за­клю­че­нию, что изо­бра­же­ние По­кро­ва ука­зы­ва­ет не толь­ко на част­ное, еди­нич­ное дей­ствие, со­сто­яв­ше­е­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, но и на по­сто­ян­ное за­ступ­ни­че­ство Бо­жьей Ма­те­ри, про­сти­ра­ю­щей По­кров Сво­ей ми­ло­сти над все­ми хри­сти­а­на­ми, мо­лит­вен­но взы­ва­ю­щи­ми к Ней с прось­бой о по­мо­щи и за­ступ­ни­че­стве (ср.: тро­парь По­кро­ву Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, глас 4: «по­крый нас чест­ным Тво­им По­кро­вом…»); на Бо­жий По­кров, охва­ты­ва­ю­щий всё про­стран­ство зем­ли.

О том, что со­дер­жа­ние Празд­ни­ка на­пол­не­но имен­но этим смыс­лом, крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ют бо­лее позд­ние ико­ны По­кро­ва, схе­ма­тич­но про­стые, ли­шён­ные по­дроб­ной ис­то­ри­че­ской де­та­ли­за­ции, огра­ни­чи­ва­ю­щи­е­ся изо­бра­же­ни­ем Небес­ной Ца­ри­цы, про­сти­ра­ю­щей Свой омо­фор.

С дру­гой сто­ро­ны, ду­го­об­раз­ная фор­ма По­кро­ва со­от­но­сит­ся, ви­зу­аль­но, с ог­нен­ной ра­ду­гой – той, ко­то­рую, до При­ше­ствия в мир Сы­на Бо­жия, со­зер­цал про­рок Ие­зе­ки­иль (Иез.1:27-28), а в но­во­за­вет­ные вре­ме­на – Еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов (Откр.4:3). Как в пер­вом, так и во вто­ром От­кро­ве­нии ра­ду­га сим­во­ли­зи­ро­ва­ла Бо­же­ствен­ный ат­ри­бут, си­я­ние Сла­вы Все­выш­не­го Бо­га. Кро­ме то­го, со вре­мен пра­вед­но­го Ноя ра­ду­га слу­жи­ла и про­дол­жа­ет слу­жить на­по­ми­на­ни­ем о за­ве­те Бо­га с людь­ми (Быт.9:13), о по­пе­че­нии Бо­жьем о ми­ре, по­буж­дая ве­ру­ю­щих к вос­хва­ле­нию и про­слав­ле­нию Твор­ца (Сир.43:12).

При­ме­ча­тель­но, что Нов­го­род­ская шко­ла от­ме­че­на в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви и та­ки­ми об­ра­за­ми По­кро­ва, где Хри­стос пред­став­лен вос­се­да­ю­щим не непо­сред­ствен­но над верх­ним кон­ту­ром «ра­ду­ги», а на рас­по­ло­жен­ных по­верх неё ог­нен­ных хе­ру­ви­мах. В та­кой ико­но­гра­фи­че­ской ин­тер­пре­та­ции об­раз Хри­ста ещё боль­ше сбли­жа­ет­ся с сим­во­ли­че­ским об­ра­зом Еди­но­го и Ис­тин­но­го Бо­га, явив­ше­го­ся про­ро­ку Ие­зе­ки­и­лю (Иез.1:4-28).

Спа­си­тель пред­став­лен над По­кро­вом, по цен­тру. Его об­ла­че­ние из­лу­ча­ет си­я­ние Сла­вы, незем­ной Бо­же­ствен­ный свет. Он бла­го­слов­ля­ет обе­и­ми, раз­ве­ден­ны­ми в сто­ро­ны ру­ка­ми.

При пер­вом, бук­валь­ном про­чте­нии об­ра­за мо­жет сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, что бла­го­сло­ве­ние Хри­ста адре­со­ва­но толь­ко со­брав­шим­ся в церк­ви, от­ме­чен­ным в цен­траль­ном и ниж­нем яру­сах ком­по­зи­ции. Од­на­ко при бо­лее глу­бо­ком осмыс­ле­нии об­ра­за бо­го­мо­лец рас­по­ла­га­ет­ся к бо­лее воз­вы­шен­но­му по­ни­ма­нию: бла­го­сло­ве­ние Хри­сто­во нис­по­сы­ла­ет­ся в мир, на всех ве­ру­ю­щих, со­глас­но Его обе­то­ва­нию ни на один день, вплоть до кон­чи­ны вре­мён, не остав­лять Сво­их вер­ных (Мф.28:20).

Верх­нюю часть изо­бра­же­ния вен­ча­ют пять цер­ков­ных ку­по­лов. Счи­та­ет­ся, что они вос­про­из­во­дят схе­ма­тич­ное очер­та­ние Нов­го­род­ской Со­фии. На неко­то­рых бо­лее позд­них нов­го­род­ских про­из­ве­де­ни­ях кров­ля хра­ма окра­ше­на крас­ным цве­том, со­от­вет­ству­ю­щим цве­ту По­кро­ва, что на­во­дит на мысль и о Церк­ви Небес­ной.

Мож­но ска­зать, что Со­бор при­хо­жан, свя­тых душ, ан­ге­лов Бо­жьих, пред­став­лен­ный на иконе, сим­во­ли­зи­ру­ет всю Цер­ковь Бо­жью, все Со­бра­ние вер­ных, един­ство ми­ра Небес­но­го и зем­но­го.

До­стой­но вни­ма­ния, что бла­го­слов­ля­ю­щие пер­сты Спа­си­те­ля на­хо­дят­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от рук Бо­го­ро­ди­цы (воз­де­тых, как мы от­ме­ти­ли, в знак уси­лен­ной мо­лит­вы). По­ми­мо то­го, что та­кой ху­до­же­ствен­ной фор­му­ли­ров­кой утеп­ля­ет­ся сце­на вза­и­мо­от­но­ше­ний Ма­те­ри и Сы­на, этим обо­зна­ча­ет­ся, что Хри­стос бли­зок Небес­ной Ца­ри­це, слы­шит Её мо­лит­вы, без за­мед­ле­ния от­зы­ва­ет­ся на Её доб­рое хо­да­тай­ство все­со­вер­шен­ным Бо­же­ствен­ным дей­стви­ем.

За­ме­тим, что на мно­же­стве бо­лее позд­них икон По­кро­ва… факт вза­и­мо­дей­ствия Сы­на и Ма­те­ри, от­зыв­чи­во­сти Ис­ку­пи­те­ля на Её об­ра­ще­ния от­ме­чен по­сред­ством вве­де­ния в об­раз раз­вёр­ну­тых свит­ков, один из ко­то­рых на­хо­дит­ся у Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой – у Хри­ста. На свит­ках име­ют­ся ха­рак­тер­ные над­пи­си, на­при­мер (в адап­ти­ро­ван­ном ва­ри­ан­те): «Вла­ды­ко Мно­го­мило­сти­вый Гос­по­ди Иису­се» – «Ма­ти моя, услы­ша­на бу­дешь».

Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть, что Бо­го­ро­ди­ца пред­став­ле­на на иконе в бо­лее круп­ном мас­шта­бе, чем Её Сын и Гос­подь. В ико­но­гра­фии та­кое со­че­та­ние встре­ча­ет­ся не ча­сто (по­доб­ное мож­но встре­тить на ико­нах Воз­не­се­ния, Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жьей), ведь по боль­шей ча­сти мас­штаб­ность изо­бра­жа­е­мых фигур со­из­ме­ря­ет­ся со сте­пе­нью свя­то­сти лиц, а по стро­го­му счё­ту свят толь­ко Гос­подь. Меж­ду тем, в ря­де слу­ча­ев Пра­во­слав­ны­ми ка­но­на­ми до­пус­ка­ет­ся изо­бра­жать Хри­ста в мень­шем мас­шта­бе, чем Его Ма­терь. От­ча­сти это свя­за­но с биб­лей­ским сю­же­том, где про­об­ра­зом Бо­го­ро­ди­цы слу­жит го­ра, а про­об­ра­зом Хри­ста – ка­мень, ото­рвав­ший­ся от го­ры (Дан.2:34).

В дан­ном слу­чае этим при­ё­мом от­те­ня­ет­ся осо­бая роль Бо­жьей Ма­те­ри в жиз­ни ве­ру­ю­щих: по­сред­ством Неё, пре­кло­нив Небе­са, сой­дя в мир, Сын Бо­жий, Бог Сло­во, вос­при­нял в Свою Ипо­стась че­ло­ве­че­ское есте­ство, сде­лал­ся бли­зок лю­дям как Че­ло­век; через Неё лю­ди мо­лит­вен­но при­зы­ва­ют Бо­же­ствен­ную бла­го­дать, обе­ре­га­ю­щую их от вра­гов ви­ди­мых и неви­ди­мых. По­след­няя мысль под­чёрк­ну­та на иконе тем, что имен­но к Бо­го­ро­ди­це об­ра­ще­ны взо­ры ан­ге­лов, свя­ти­те­лей и про­чих со­брав­ших­ся (за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных лиц).

Осо­бое зна­че­ние в ико­но­гра­фии Празд­ни­ка По­кро­ва име­ют Цар­ские вра­та. Впо­след­ствии этот эле­мент хра­мо­во­го устрой­ства стал обыч­ным для нов­го­род­ских икон. Тот факт, что Цар­ские вра­та изо­бра­же­ны не от­вер­сты­ми, но за­тво­рен­ны­ми, – не слу­чай­ность. Этот ико­но­гра­фи­че­ский штрих рас­по­ла­га­ет ве­ру­ю­щих к вос­по­ми­на­нию о вет­хо­за­вет­ном про­ро­че­стве Ие­зе­ки­и­ля, воз­ве­стив­ше­го о Рож­де­нии Де­вой Сы­на при со­хра­не­нии дев­ства. В рам­ках на­зван­но­го про­воз­ве­стия Бо­го­ро­ди­ца ал­ле­го­ри­че­ски со­по­став­ле­на с Хра­мом, вра­та­ми ко­то­ро­го прой­дёт лишь Гос­подь (и боль­ше ни­кто), и вра­та ко­то­ро­го оста­нут­ся за­тво­рен­ны­ми (Иез.44:1-2). В фор­ма­те на­сто­я­ще­го тол­ко­ва­ния храм и Бо­го­ро­ди­ца мо­гут рас­смат­ри­вать­ся в связ­ке: как про­об­раз и Пер­во­об­раз.

Два ан­ге­ла, под­дер­жи­ва­ю­щие По­кров, вос­про­из­во­дят идею о том, что Бо­жья Ма­терь яв­ля­ет­ся их Небес­ной Ца­ри­цей, а они – Её сви­той. Опять же, этим ре­ше­ни­ем от­ме­че­на роль свет­лых ан­ге­лов в про­мыс­ле Бо­жьем, в судь­бе че­ло­ве­ка (Бо­же­ствен­ная ми­лость (неред­ко) пре­по­да­ет­ся лю­дям не непо­сред­ствен­но, а при по­сред­ни­че­стве ан­гель­ских чи­нов, от выс­ших к низ­шим).

Свя­ти­те­ли, изо­бра­жен­ные в сред­нем яру­се, по пра­вую ру­ку от Де­вы, воз­ле хра­мо­во­го жерт­вен­ни­ка, от­ве­ча­ют об­ще­му за­мыс­лу ико­ны. Их ру­ки сло­же­ны для мо­лит­вы и на­прав­ле­ны в сто­ро­ну Вла­ды­чи­цы.

На­про­тив свя­ти­те­лей, по дру­гую сто­ро­ну от Ца­ри­цы, – ан­ге­лы. Их ру­ки по­кры­ты тка­ня­ми одежд, что сим­во­ли­зи­ру­ет выс­шую сте­пень сми­ре­ния и бла­го­го­ве­ния.

В ниж­ней ча­сти изо­бра­же­ния, спра­ва от Бо­го­ро­ди­цы (в ниж­нем ле­вом уг­лу, ес­ли смот­реть со сто­ро­ны зри­те­ля), пред­став­ле­ны свя­той про­рок Гос­по­день Иоанн Пред­те­ча, Еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и дру­гие апо­сто­лы.

Это со­от­вет­ству­ет кон­тек­сту со­дер­жа­ния Празд­ни­ка, со­глас­но ко­то­ро­му Бо­го­ро­ди­цу со­про­вож­да­ли Иоанн Кре­сти­тель и Иоанн Бо­го­слов. Кро­ме то­го, Пред­те­ча Гос­по­день от­ме­чен как тот че­ло­век, ко­то­рый за­сви­де­тель­ство­вал пе­ред Из­ра­иль­ским на­ро­дом Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Мес­сии, и как луч­ший из ко­гда-ли­бо рож­ден­ных же­на­ми (Мф.11:11). Пред­те­ча Гос­по­день дер­жит раз­вёр­ну­тый сви­ток – сим­вол про­ро­че­ской про­по­ве­ди и учи­тель­ства.

Иоанн Бо­го­слов вы­де­лен из чис­ла про­чих апо­сто­лов и в си­лу то­го, что он был лю­би­мым уче­ни­ком Иису­са Хри­ста, воз­ле­жав­шим у Него на пер­сях, и как апо­стол люб­ви, и как сын Бо­го­ма­те­ри по усы­нов­ле­нию (Ин.19:27), име­ю­щий к Ней осо­бую ду­хов­ную бли­зость.

На­про­тив апо­сто­лов и Иоан­на Кре­сти­те­ля, в ниж­нем пра­вом (со сто­ро­ны зри­те­ля) уг­лу, бли­же к цен­тру, пред­став­лен Ан­дрей Хри­ста ра­ди Юро­ди­вый. В озна­ме­но­ва­ние его хри­сти­ан­ско­го слу­же­ния и в знак свя­той бед­но­сти он пред­став­лен оде­тым в гру­бую вла­ся­ни­цу.

По ле­вую ру­ку от него (спра­ва от зри­те­ля) – Епи­фа­ний. Свя­той Ан­дрей ука­зы­ва­ет ему на пре­бы­ва­ю­щую в воз­ду­хе Небес­ную Ца­ри­цу, а Епи­фа­ний дер­жит в ру­ке рас­кры­тую кни­гу – знак уче­ни­че­ства в на­сто­я­щем, про­по­вед­ни­че­ско­го слу­же­ния в бу­ду­щем. Обык­но­вен­но на нов­го­род­ских ико­нах и фрес­ках кни­га со­дер­жит текст, по­вест­ву­ю­щий о диа­ло­ге, со­сто­яв­шем­ся меж­ду Ан­дре­ем и Епи­фа­ни­ем (на бо­лее позд­них об­раз­цах текст бы­ва­ет на­пи­сан на зад­нем плане).

Ря­дом с ни­ми на­хо­дят­ся му­че­ни­ки, хри­сти­ан­ские во­и­ны, с ха­рак­тер­ны­ми ат­ри­бу­та­ми – кре­ста­ми, ме­ча­ми. Крас­ный цвет их одежд ука­зы­ва­ет на со­дер­жа­ние по­дви­га: про­ли­тие кро­ви за Хри­ста.

На бо­лее позд­них нов­го­род­ских ико­нах на­ря­ду с пе­ре­чис­лен­ны­ми свя­ты­ми изо­бра­жа­лись апо­сто­лы Петр и Па­вел, царь, ца­ри­ца, Пат­ри­арх.

Суз­даль­ский об­раз

Ико­на По­кро­ва… из По­кров­ской оби­те­ли при­над­ле­жит Суз­даль­ской шко­ле. Струк­тур­но и схе­ма­тич­но она по­доб­на иконе нов­го­род­ско­го пись­ма. Вме­сте с тем меж­ду дву­мя эти­ми па­мят­ни­ка­ми усмат­ри­ва­ет­ся нема­ло раз­ли­чий.

Центр ком­по­зи­ции на суз­даль­ском об­ра­зе за­ни­ма­ет фигу­ра Небес­ной Ца­ри­цы. В Её ру­ках – рас­про­стер­тый ма­фо­рий – По­кров. В от­ли­чие от нов­го­род­ской ико­ны Бо­го­ма­терь дер­жит его Са­ма, чем вы­де­ля­ет­ся Её лич­ная роль в де­ле Спа­се­ния, роль За­ступ­ни­цы и Хо­да­та­и­цы за лю­дей.

Нетруд­но за­ме­тить, что та­кое по­ло­же­ние По­кро­ва в ру­ках Бо­жьей Ма­те­ри на­по­ми­на­ет сце­ну под­но­ше­ния Бо­гу (жерт­вен­но­го под­но­ше­ния). По­яс­ни­тель­ным при­ме­ром здесь мо­гут слу­жить ран­не­хри­сти­ан­ские изо­бра­же­ния Ав­ра­ама, под­но­ся­ще­го хлеб Небес­ным Ан­ге­лам (сим­во­ли­зи­ру­ю­щим Бо­же­ствен­ное при­сут­ствие) на по­кры­тых тка­нью об­ла­че­ния ру­ках. Воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния дан­но­го ме­то­да в от­но­ше­нии Бо­го­ро­ди­цы свя­за­на с жерт­вен­ным ха­рак­те­ром Её жиз­ни и с тем, что Её пла­мен­ная мо­лит­ва, ис­пол­нен­ная сми­ре­ния и со­кру­ше­ния серд­ца, мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как бо­го­угод­ная жерт­ва (Пс.50:19).

С дру­гой сто­ро­ны, этот сим­вол чи­та­ет­ся и как знак при­но­ше­ния лю­дям. В по­доб­ной ма­не­ре на нов­го­род­ских ико­нах Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов пред­став­лен муж в цар­ской одеж­де, оли­це­тво­ря­ю­щий кос­мос; на его ру­ках – рас­про­стёр­тый убрус (плат), на нём – две­на­дцать свит­ков. Об­раз кос­мо­са сим­во­ли­зи­ру­ет пре­по­да­ние лю­дям Бо­же­ствен­но­го уче­ния, есте­ствен­но­го От­кро­ве­ния. Бо­го­ро­ди­ца же пре­по­да­ёт лю­дям по­мощь, за­щи­ту.

Бо­жью Ма­терь окру­жа­ют при­хо­жане, свя­тые ду­ши и ан­ге­лы. Мас­штаб­ность Её фигу­ры ана­ло­гич­на мас­штаб­но­сти про­чих фигур (ещё один при­знак, от­ли­ча­ю­щий эту ико­ну от нов­го­род­ской). Осо­бая, цен­траль­ная роль Бо­жьей Ма­те­ри, как в дан­ном со­бы­тии, так и в цер­ков­ной жиз­ни во­об­ще, от­ме­че­на тем, что Она рас­по­ло­же­на зна­чи­тель­но вы­ше дру­гих дей­ству­ю­щих лиц.

В от­ли­чие от про­чих свя­тых, вклю­чая выс­шие ан­гель­ские чи­ны, Пре­чи­стая Де­ва не толь­ко Бо­жья Ра­ба, но и Мать Сы­на Бо­жье­го по че­ло­ве­че­ско­му есте­ству. По­это­му Цер­ковь воз­да­ёт Ей ве­ли­ча­ние, пре­вы­ша­ю­щее ве­ли­ча­ние, вы­ра­жа­е­мое в от­но­ше­нии про­чих Бо­жьих слу­жи­те­лей.

В ли­це Бо­го­ро­ди­цы и осталь­ных лиц пред­став­ле­на пол­но­та Церк­ви. Ан­ге­лы и свя­тые ду­ши, рас­по­ло­жен­ные яру­сом ни­же (чем Бо­жья Ма­терь), и Са­ма Бо­жья Ма­терь пред­став­ля­ют Цер­ковь Небес­ную, Тор­же­ству­ю­щую. Лю­ди в ниж­нем яру­се – Цер­ковь Зем­ную, Во­ин­ству­ю­щую. По­кло­ны при­сут­ству­ю­щих, об­ра­щён­ные в сто­ро­ну Вла­ды­чи­цы, сим­во­ли­зи­ру­ют по­чи­та­ние Её всей пол­но­той Церк­ви.

По­за­ди Бо­жьей Ма­те­ри на­хо­дит­ся ки­во­рий – эле­мент хра­мо­вой при­над­леж­но­сти, бал­да­хин, сень, уста­нав­ли­ва­е­мая над свя­тым пре­сто­лом. Ки­во­рий сим­во­ли­зи­ру­ет неве­ще­ствен­ную Бо­же­ствен­ную Ски­нию, Бо­жью Сла­ву, спа­си­тель­ную бла­го­дать, слу­жит ме­стом осо­бо­го при­сут­ствия Бо­жия. Вме­сте с тем по­лу­сфе­ри­че­ский по­кров, со­став­ля­ю­щий сень, сим­во­ли­зи­ру­ет Небо. Умест­ность та­ко­го обос­но­ва­ния оправ­да­на Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, ал­ле­го­ри­че­ски срав­ни­ва­ю­щим небо с на­тя­ну­тым ша­тром (Пс.103:2). Небо же яв­ля­ет­ся ме­стом осо­бо­го про­яв­ле­ния Бо­жьей бла­го­да­ти.

Ста­ло быть, при­ме­ни­тель­но к дан­но­му ико­но­гра­фи­че­ско­му сю­же­ту изо­бра­же­ние ки­во­рия вос­пол­ня­ет от­сут­ствие изо­бра­же­ния Хри­ста (при­сут­ству­ю­ще­го, как мы ви­де­ли, на ико­нах нов­го­род­ско­го из­во­да).

На зад­нем фоне ико­ны – воз­вы­ша­ю­щий­ся храм, увен­чан­ный двух­скат­ной кры­шей. Его ар­хи­тек­ту­ра раз­нит­ся с тра­ди­ци­он­ной ар­хи­тек­ту­рой ку­поль­ных рус­ских церк­вей. В этом – от­ли­чие суз­даль­ско­го изо­бра­же­ния от нов­го­род­ских икон. Счи­та­ет­ся, что об­раз это­го хра­ма вос­про­из­во­дит очер­та­ния Влахерн­ской церк­ви, где и слу­чи­лось со­бы­тие, со­ста­вив­шее лейт­мо­тив празд­ни­ка.

По обе сто­ро­ны от хра­ма на­хо­дят­ся по­строй­ки – па­ла­ты. Учи­ты­вая, что под­ле Влахерн­ско­го хра­ма рас­по­ла­гал­ся цар­ский дво­рец, есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что при бук­валь­ном про­чте­нии изо­бра­же­ния па­ла­ты обо­зна­ча­ют стро­е­ния двор­цо­во­го ком­плек­са. В глу­бин­ном смыс­ле они мо­гут ука­зы­вать на Небес­ные се­ле­ния, дом От­ца, Небес­ный Иеру­са­лим.

По­кро­ву в ру­ках Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­от­вет­ству­ет ещё один крас­ный по­кров, рас­тя­ну­тый меж­ду цер­ко­вью и ко­лон­ной, пред­став­лен­ной в пра­вом верх­нем уг­лу (со сто­ро­ны зри­те­ля). За­фик­си­ро­ва­ный меж­ду зда­ни­я­ми по­кров мо­жет ин­тер­пре­ти­ро­вать­ся бук­валь­но: на Во­сто­ке в пе­ри­од жа­ры за­креп­лен­ная меж­ду зда­ни­я­ми ма­те­рия обе­ре­га­ла жи­те­лей от па­ля­ще­го зноя, со­зда­вая про­хлад­ную тень. В бо­лее глу­бо­ком осмыс­ле­нии этот по­кров мо­жет обо­зна­чать По­кров Бо­жий во­об­ще, Бо­же­ствен­ный Про­мысл.

Часть обо­зна­чен­ных лиц име­ют ним­бы, знак свя­то­сти. Неко­то­рые же ли­ца пред­став­ле­ны без ним­бов. Это – участ­ни­ки хо­ра. Кро­ме то­го в ле­вом ниж­нем уг­лу (со сто­ро­ны зри­те­ля) от­ме­че­ны ещё две фигу­ры без ним­бов: диа­кон и мо­нах.

В пра­вом ниж­нем уг­лу (со сто­ро­ны зри­те­ля) на­хо­дит­ся бла­жен­ный Ан­дрей, ука­зу­ю­щий пра­вой ру­кой на Вла­ды­чи­цу. Его взор об­ра­щен к Епи­фа­нию.

Сред­нюю часть ниж­не­го ре­ги­стра за­ни­ма­ет изо­бра­же­ние свя­то­го Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца. Чем вы­зва­но вос­про­из­ве­де­ние это­го об­ра­за на иконе По­кро­ва, по­нять нетруд­но.

Ро­ман Слад­ко­пе­вец жил и слу­жил Все­дер­жи­те­лю в пе­ри­од V-VI ве­ков. Од­но вре­мя он ис­пол­нял обя­зан­но­сти диа­ко­на в Бей­ру­те. Во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ана­ста­сия пе­ре­се­лил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, во­шёл в со­став кли­ра хра­ма Бо­жьей Ма­те­ри. Од­на­жды, по­сле усерд­ной мо­лит­вы, ко­гда он пре­дал­ся глу­бо­ко­му сну, пред ним пред­ста­ла Са­ма Бо­жья Ма­терь. Во вре­мя это­го по­се­ще­ния Она вру­чи­ла ему та­ин­ствен­ный сви­ток, по­велев его про­гло­тить. Вдох­нов­лен­ный ви­де­ни­ем Ро­ман, про­бу­див­шись, воз­ве­ли­чил Явив­шу­ю­ся, со­ста­вив неза­бы­ва­е­мое пес­но­пе­ние: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет…». В даль­ней­шем из-под его пе­ра вы­шел ряд дру­гих по­э­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, во­шед­ших в со­кро­вищ­ни­цу цер­ков­ной по­э­зии.

В ле­вой ру­ке Слад­ко­пев­ца – раз­вер­ну­тый сви­ток; на нём – фраг­мент тек­ста его тво­ре­ния (на неко­то­рых ико­нах на свит­ке на­чер­та­но: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет…»; на дру­гих мо­гут быть за­фик­си­ро­ва­ны дру­гие сло­ва: «Де­ва днесь пред­сто­ит в Церк­ви…»). Пра­вая ру­ка вос­про­из­во­дит же­сти­ку­ля­цию ре­ген­та хо­ра. Ве­ро­ят­но, этим ак­цен­том под­чер­ки­ва­ет­ся: в вос­хва­ле­нии участ­ву­ют пред­ста­ви­те­ли не толь­ко зем­но­го хо­ра, но и Небес­но­го.

Сам хор от­ме­чен на иконе на зад­нем плане, за спи­ной Слад­ко­пев­ца. Пред­ста­ви­те­ли хо­ра не име­ют ним­бов. Они пред­став­ля­ют лю­дей, ис­то­ри­че­ски при­сут­ство­вав­ших при бо­го­слу­же­нии во Влахерн­ской церк­ви (как и не име­ю­щие ним­бов диа­кон и мо­нах).

До­стой­но за­ме­ча­ния, что в то вре­мя как взо­ры ан­ге­лов и свя­тых душ об­ра­ще­ны к Бо­го­ро­ди­це, ли­ца мо­на­ха и диа­ко­на – в сто­ро­ну бла­жен­но­го Ан­дрея. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что имен­но он, и его уче­ник, Епи­фа­ний, ста­ли оче­вид­ца­ми ви­де­ния. Осталь­ные лю­ди бы­ли осве­дом­ле­ны о слу­чив­шем­ся опо­сре­до­ван­но, через Ан­дрея. Ли­ца по­ю­щих устрем­ле­ны вниз, воз­мож­но на текст ис­пол­ня­е­мо­го ими пес­но­пе­ния.

Сви­ток в ру­ке Ро­ма­на сим­во­ли­зи­ру­ет его по­э­ти­че­скую про­по­ведь о Бо­жьей Ма­те­ри, вос­хва­ля­ю­щую Её Небес­ное ве­ли­чие. Кро­ме то­го, он ука­зы­ва­ет на бла­го­сло­ве­ние Бо­гом Ро­ма­на, свя­зан­ное с по­треб­ле­ни­ем свит­ка. На ря­де икон сце­на вру­че­ния Бо­го­ро­ди­цей свит­ка Ро­ма­ну про­пи­са­на осо­бо, в от­дель­ном ло­ку­се, ли­бо вни­зу, ли­бо ввер­ху ком­по­зи­ции. Тем, что сви­ток устрем­лён вы­спрь, от­те­ня­ет­ся мысль, что со­став­лен­ные им по­хва­лы Бо­го­ро­ди­це угод­ны Бо­гу, до­хо­дят до Небес.

В сред­нем яру­се, сле­ва от Бо­го­ма­те­ри (спра­ва от зри­те­ля) рас­по­ло­же­ны ан­ге­лы, свя­той Иоанн Пред­те­ча и Еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов.

По пра­вую ру­ку от Вла­ды­чи­цы – ан­ге­лы, свя­ти­те­ли, царь и про­рок Да­вид. Ру­ка Да­ви­да сло­же­на в же­сте мо­ле­ния, на­прав­ле­на в сто­ро­ну Де­вы. Да­вид пред­став­лен на этой иконе и как псал­мо­пе­вец, воз­ве­стив­ший о При­ше­ствии Сы­на Бо­жия, и как пре­док Ма­рии, про­об­раз Спа­си­те­ля по че­ло­ве­че­ско­му есте­ству.

Лео­нов А. М. Пре­по­да­ва­тель Дог­ма­ти­че­ско­го Бо­го­сло­вия СПб ПИРиЦИ. Фраг­мент по­со­бия: Бо­го­сло­вие ико­ны.

Покров Пресвятой Богородицы — ИКОНЫ праздника

Икона Покров Пресвятой Богородицы — древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).

Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы

История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.

Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.

Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник

Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.

Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.

Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник

Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.

Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.

Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.

Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение

Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.

В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.

Светлана Липатова, Православие.ru

Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина

Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области

Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века

Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)

Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы:

Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также:

Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать

Покровительство Покрова

Русский праздник Покров

Владимирская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Немного о народных традициях. Покров день.


Что такое Покров день в народном календаре восточных славян? Во времена древней Руси и Российской империи от мала до велика праздновали православный праздник Покров Пресвятой Богородицы 1/14 октября.
В народной традиции восточных славян, этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы. В Заонежье с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодёжные зимние «беседы».
В этот день Пресвятой Богородице молятся о замужестве; Роману Сладкопевцу — о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молились при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией Матери — при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы», Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея.
Праздник установлен Русской православной церковью в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы, распростершей над осаждённым городом и народом своё головное покрывало. В народном осмыслении церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.
В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков.
Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.
На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или иначе: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!». Иногда обращались и к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее».
Икона Покров Пресвятой Богородицы, икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год.
На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни. У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику.
Начинались регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных поверьях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале XX века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счёту времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
С Покровом, также как и с Воздвиженьем, связывались поверья об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» (полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину, чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше (Подляшье) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух.
Николай Петров. Смотрины невесты. 1861.
По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!».
«Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней».

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Фото: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Фото и описание

В Ореанде в 1852 году была построена роскошная царская резиденция Николая I окруженная потрясающим парком, автором проекта стал А.И. Штакеншнайдер. В последующем, этот дворец перешел по наследству Константину Николаевичу, второму сыну Николая I, который очень любил это место.

Великим князем самостоятельно было выбрано место под будущий храм. В основание фундамента церкви, во время ее торжественной закладки, была помещена дощечка с надписью о том, что храм этот сооружается при усердии Великого князя Константина Николаевича к Покрову Пресвятой Богородицы в апреле 31 числа 1884 года. Название храма также было выбрано князем самостоятельно — в честь любимого праздника.

Великий князь был образованным человеком, имел много увлечений, среди которых была и архитектура. Храм он решил строить в грузинско-византийском стиле, поскольку, по его мнению, он лучше всего подходил для скалистой и суровой местности Ореанды.

Разработкой проекта занимался именитый архитектор А.А. Авдеев. Церковь было решено строить неподалеку от Адмиральского домика, который окружали большие дубы. Чтобы апсида храма была ориентирована на восток, требовалось убрать несколько дубов, однако Великий князь не захотел уничтожать могучих великанов и алтарь храма был немного развернут на юго-восток.

В строительстве церкви использовались камни, которые некогда служили стенами дворца. Сам дворец к тому времени уже сгорел, остались лишь руины. Храм вышел небольшим по своим размерам, в форме креста и с одним куполом, в световой барабан которого вставлены оконные проемы в виде арок. Купол венчал бронзово-позолоченный ажурный византийский крест. С трех сторон храма располагается арочная галерея. Снаружи стены украшены большими крестами, изготовленными из каррарского белого мрамора в Ливорно. У церкви не было колокольни. Своеобразная звонница была сооружена из растущего поблизости дуба, к которому приделали деревянную лестницу, площадку из пары досок и повесили 5 колоколов. Вес самого большого колокола составлял160 кг, а самого маленького –3 кг. Освящены колокола были в 1885 году 21 сентября – в день памяти Дмитрия Ростовского.

Покровская церковь была очень богато убрана. Часть храма расписывали известные художники: Д.И. Гримм, Г.Г. Гагарин, М.В. Васильев. По рисункам князя Гагарина были созданы две мозаичные иконы Покрова и Спасителя мастером из Италии Антонио Сальвиати. Они были размещены над горнем местом и папертью храма.

Стены церкви, ее паруса и купол также были украшены мозаикой. Резной иконостас сделали из можжевельника, кипариса, дуба и ореха, занимался этим мастер Кубышко. Стекла желто-оранжевого цвета пропускали в храм мягкий солнечный свет.

Покровская церковь была торжественно освящена в 1885 году. Этот храм стал любимым творением Константина Николаевича. После кончины Великого князя Ореанда досталась его детям, Великим князьям Константину и Дмитрию. В 1894 году Ореанда вновь стала являться императорским имением, так как ее приобрели для престольного наследника Николая Александровича.

В 1894 г. 13 октября, служил обедню в ореандском храме святой Иоанн Кронштадтский, а отслужив литургию и утреню, 17 октября он со Святыми дарами и в полном облачении отправился к хворающему Александру III в Ливадийский дворец.

Покровский храм посещал Николай II со своим семейством, он любил гулять по местному парку, любоваться красотами скал и размышлять у моря.

В ореандском храме бывал и А.П. Чехов. Именно здесь размышляли о жизни и вечности герои из его произведения «Дама с собачкой».

Немало трудностей пришлось пережить храму после революции, вследствие чего его едва не разрушили. Церковь была полностью закрыта в 1924 году. Она была передана в ведение комитету охраны памятников старины и искусства и по делам музеев, после чего – Управлению Ливадийского дворца. Красивейшие мозаичные фрески показывали экскурсантам. Здание несколько пострадало вследствие землетрясения в 1927 году, после чего в его алтарной части появилась трещина, которую никто не отремонтировал. Были попытки сбросить с храма крест, но сорвать его так и не смогли, поскольку он поломался у основания. Ныне обломок креста храниться в церкви в виде драгоценной реликвии.

В послевоенное время в Ореанде начали строить санаторий. Архитекторы решили, что маленькая церковь потеряла свою актуальность для современного облика Ореанды, и в начале шестидесятых годов было принято решение об ее сносе. Однако краеведы отстояли храм и добились того, чтобы его признали памятником архитектуры. На протяжении тридцати лет здесь хранились ядохимикаты, а церковный двор служил автобазой.

Здание церкви требовало реставрации, поскольку существенно пострадало от оползней. После того, как церковь была возвращена Православной церкви в 1992 году, началась ее реставрация, которая была приурочена к Благовещению Пресвятой Богородицы. Храм был приведен в порядок силами прихожан, и впервые за долгое время, в праздник Святой Троицы, здесь состоялась Божественная литургия.

В 2001 году рядом с храмом построена звонница. На донецком предприятии «Корнер-М» был отлит замечательный колокол, вес которого 603 кг. Для красивого звучания голоса колокола его изготавливали с помощью настоящей печи, в которой огонь поддерживался дровами. Колокол украшен четырьмя клеймами с изображением Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Николая Чудотворца и целителя Пантелеймона.

На колоколе также имеется надпись о том, что он принесен в дар Рабами Божьими Анатолием и Александром летом 2001 года. Установлен колокол седьмого декабря, а освящен – четвертого января. По прошествии нескольких дней, на крыше звонницы, был установлен ажурный крест, который выполнил художник из Киева Олег Радзевич. В создании креста была оказана большая помощь со стороны ялтинского благотворительного фонда «Надежда».

Покров пресвятой богородицы: история и значение иконы

Дева Мария — один из центральных образов христианской веры. Божья Матерь страдала за человеческий род практически так же, как Спаситель. Она сознательно отдала своего сына на муки, доверяя Господу.Для христиан Пресвятая Богородица — защитница, покровительница, наставница. Мы — её дети, которых она оберегает, воспитывает и наставляет на путь истинный.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» — один из самых почитаемых православными христианами образов. Существует несколько вариантов, на которых Дева Мария изображена по-разному.
Чтобы понять, что означает икона «Покров Пресвятой Богородицы», нужно знать историю её создания. Она уходит глубоко в века.

История иконы: «зрю и ужасаюсь»

История покрова началась во Влахернском храме, Константинополе. Жители собрались на ночное богослужение. Они просили Господа о спасении от болгарских племен, осаждавших в это время город. Среди них был Андрей, который и увековечил эту историю. В ходе неустанной молитвы он поднял голову и увидел, как с неба спустилась Дева Мария, встала на колени перед алтарем и начала молиться вместе с прихожанами. Потом она поднялась, сняла омофор и символически покрыла им всех присутствующих. Андрей, не веря своим глазам, спросил у своего ученика, блаженного Епифания, видит ли он это, на что тот ответил: «Да, святой отче, зрю и ужасаюсь». Божья Матерь вышла в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. У всех прихожан на душе появилось чувство легкости, уверенности, защищенности.
На следующее утро захватчики отступили. Доподлинно неизвестно, какая сила их победила — был ли это вихрь, который размел всех недоброжелателей, или так описал летописец отчаянную битву воодушевленных Девой Марией солдат.
После чудесного спасения константинопольским князем было приказано праздновать Покров Богородицы ежегодно. Иконописцы написали образы, показывающие произошедшее.
Существует множество документов, описывающих события того дня. Очень подробно рассказал о защите Пресвятой Богородицы тогдашний патриарх Фотий 1. Его труды возможно найти и сегодня — книги напечатаны на русском языке. События, о которых идет речь, описаны в беседах «О нашествии Россов».

Образ покрова почитается на Руси по сегодняшний день. В каждом городе есть посвященный ему храм. Празднуется событие только славянами. Существует версия, что подобная любовь народа не случайна: Константинополь атаковали Аскольд и Дир. Захватчиков настолько впечатлило произошедшее чудо, что они приняли христианство. Конечно, крещение Руси произошло через несколько столетий после этого события, но, возможно, именно оно дало первый толчок к распространению веры.

Типы иконы

Икона Покрова Божией Матери изображается двумя основными способами:

  • Новгородским. Омофор держат ангелы, а Дева Мария изображена с воздетыми в молитве руками. Она стоит над закрытыми Царскими вратами. Позади множества фигур видна церковь с пятью куполами. Одна из старейших икон этого типа хранится в новгородском музее.
  • Суздальским. Божья Матерь стоит перед церковью, держит омофор в руках, над молящимися людьми. Снизу изображен святой Роман, в руках которого виден свиток. На заднем фоне — базилики, золотые купола храмов. Икона обнаружена в суздальском монастыре, от которого и получила свое название. Она сохранилась до наших дней и сегодня находится среди экспонатов Третьяковской галереи.

Со временем оба типа изменялись, на них появлялись другие действующие лица. На разных списках можно увидеть Тарасия, Льва Мудрого. Чаще всего омофор, которым Дева Мария покрывает молящихся, — красный. На образах XVI века этот символ патриаршей власти иногда окрашен в белый цвет.
На современных иконах Пресвятая Богородица часто изображается одна с воздетыми к небу руками. Омофор парит над ней.

Символизм святыни

Икона создана в честь описанных выше событий. Она символизирует признание христианами важности небесного заступничества, благодарность за явленое в Константинополе чудо. Для нас это не просто разовая помощь в защите от захватчиков — это свидетельство того, что Господь слышит молитвы своих детей и откликается на них.

Символичны некоторые способы изображения святой. Например, часто её одежда окрашена в красный и коричневый цвета. Они напоминают, что Дева Мария позаимствовала свою плоть и кровь Божьему Сыну, чтобы он пришел на землю.

Праздник Покрова

К 14 октября люди начинали зимовать — дрова уже заготовлены, поля засеяны, чуланы полны припасами, сани заготовлены и смазаны. Работы становилось в разы меньше, а на улице было относительно тепло, поэтому можно было погулять. В народе день называют «свадебник», «первое зазимье». Люди устраивали гулянья с песнями, застольем и гульбой до утра, ходили друг к другу в гости. Молоды играли свадьбы. Постепенно праздник Покрова объединился с первым зазимьем, перенял у него традиции и вложил свои. Например, на Покрову невесты молились перед иконой Девы Марии об удачном замужестве.
Вот несколько интересных фактов, как проходила Покрова в древности:

  • Фата, обязательный атрибут свадьбы, раньше символизировала покров Божией Матери. Она была очень длиной — девушка была полностью обернута, когда выходила к алтарю. После венчания молодым дарили икону Заступницы.
  • На этот праздник начинали топить печи, но не дровами, а засохшими ветками яблони.
  • Коров переставали выгонять в поля, а 14 октября скармливали особый стог овса и переводили на зимний рацион.
  • Мужчины уходили в город, чтобы заработать денег в сезон ярмарок.
  • Детей выводили во двор и обливали холодной водой сквозь решето. Считалось, что это защитит их болезней зимой.

Народные приметы на праздник Покрова

Народные приметы иногда могут сказать больше, чем современные метеорологические центры. За века люди заметили множество закономерностей, которые передавали через поколения. Вот некоторые из них:

  • журавлиный клин — к ранней зиме;
  • какая погода в этот день, такой и будет зима;
  • если деревья полностью оголились до Покрова, зима будет короткой, теплой.

О чем молятся перед образом

Божья Матерь готова помочь в любой беде. Главное, чтобы просьба была искренней, шла от чистого сердца. Так как образ Покрова — символ защиты, покровительства, чаще всего перед ним просят о следующем:

  • Защиты от врагов, недоброжелателей. Это может быть как просьба за свою семью, так и за целую страну.
  • Наставление на истинный духовный путь, возвращение веры. У каждого бывают моменты, когда он сомневается в своей вере — мы все грешники, и подобные проступки не чужды нам. Божия Матерь поможет развеять сомнения, спасет душу от неблагочестивых помыслов.
  • Помощи при несправедливом осуждении.
  • Избавления от уныния и гнева.
  • Исцеления.

В молитве помните, что вы молитесь не иконе, а Деве Марии, просите, чтобы она заступилась за вас, передала молитвы Господу.