Кто мой ближний

Кто мой ближний?

Апостольское чтение (Еф.2:4-10. – Зачало 220)

4 Бог, богатый милостью,
Своей великою любовью возлюбил нас,
5 и мертвых по причине наших преступлений,
Он оживил нас вместе со Христом,
– вы благодатью спасены, –
6 и воскресил нас вместе с Ним
и посадил нас вместе с Ним на небесах, –
всё это – во Христе Иисусе,
7 чтобы явить в веках грядущих
в благоволении к нам во Христе Иисусе
безмерное богатство благодати Своей.
8 Ибо вы благодатью спасены, через веру,
и это – не от вас. Это – дар Божий,
9 а не от ваших дел, и пусть никто не хвалится,
10 поскольку мы – Его творение, и созданы мы во Христе Иисусе
на добрые дела, которые предуготовил Бог,
чтобы мы в них ходили.

Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Евангельское чтение (Лк.10:25-37. – Зачало 53)

некий учи­тель За­ко­на встал и, же­лая ис­пы­тать Иису­са, ска­зал: «Учи­тель! Что мне де­лать, чтобы на­сле­до­вать жизнь веч­ную?»

Он же ска­зал ему: «В За­коне что на­пи­са­но? Как ты чи­та­ешь?»

Тот ска­зал в от­вет: «Воз­лю­би Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, всем серд­цем тво­им, и всей ду­шой тво­ею, и всей си­лой тво­ею, и всем рас­суж­де­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как са­мо­го се­бя» (Втор.6:5, 10:12; Лев.19:18). Иисус ска­зал ему: «От­ве­тил ты пра­виль­но; по­сту­пай так, и бу­дешь жить». Но тот, же­лая оправ­дать се­бя, ска­зал Иису­су: «А кто мне ближ­ний?»

На это Иисус от­ве­тил: «Шёл некий че­ло­век из Иеру­са­ли­ма в Иери­хон и по­пал­ся раз­бой­ни­кам; те раз­де­ли его, из­ра­ни­ли и ушли, оста­вив его ед­ва жи­вым. Некий свя­щен­ник слу­чай­но шел той же до­ро­гой, уви­дел его – и про­шел ми­мо. Так­же и ле­вит, при­дя на это ме­сто, по­смот­рел и про­шел ми­мо.

А некий са­ма­ри­тя­нин, про­ез­жая тем же пу­тем, по­до­шел и, уви­дев его, от серд­ца сжа­лил­ся. На­кло­нясь, он омыл ему ра­ны ви­ном, по­ма­зал олив­ко­вым мас­лом, пе­ре­вя­зал, а по­сле, по­гру­зив на соб­ствен­но­го ос­ла, при­вёз его в го­сти­ни­цу и там при­нял на се­бя за­бо­ты о нём; а на дру­гой день, отъ­ез­жая, вы­нул два ди­на­рия, дал хо­зя­и­ну го­сти­ни­цы и ска­зал: «По­за­боть­ся о нем; и ес­ли по­тра­тишь боль­ше, на об­рат­ном пу­ти я от­дам те­бе».

Кто же из этих тро­их, по тво­е­му мне­нию, ока­зал­ся ближ­ним для по­стра­дав­ше­го от раз­бой­ни­ков?»

Тот ска­зал: «Со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия».

И ска­зал ему Иисус: «Сту­пай, и по­сту­пай так же».

Кто мой ближний?

По­че­му ге­ро­ем всем из­вест­ной прит­чи о ми­ло­серд­ном са­ма­ря­нине, про­из­не­сён­ной Хри­стом в кон­це Сво­е­го об­ще­ствен­но­го слу­же­ния, ста­но­вит­ся имен­но са­ма­ря­нин, а не ев­рей, си­ри­ец, грек или рим­ля­нин? Кто та­кие са­ма­ряне? В ка­ких от­но­ше­ни­ях они бы­ли с ев­ре­я­ми биб­лей­ских вре­мен?

Вспом­ним о зна­ме­на­тель­ной встре­че Иису­са Хри­ста с са­ма­рян­кой, про­ис­шед­шей ещё в на­ча­ле Его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния. Утом­лён­ный до­ро­гой Иисус си­дит у ко­лод­ца и го­во­рит по­до­шед­шей жен­щине: «Дай мне пить». В от­вет эта пред­ста­ви­тель­ни­ца род­ствен­но­го, но враж­деб­но­го ев­ре­ям пле­ме­ни с ве­ли­чай­шим изум­ле­ни­ем от­ве­ча­ет: «Как? Ты, иудей, про­сишь пить у ме­ня, са­ма­рян­ки?!» – «Де­ло в том, что иудеи с са­ма­ря­на­ми не об­ща­ют­ся», – ла­ко­нич­но за­ме­ча­ет по по­во­ду хо­ро­шо ему зна­ко­мой си­ту­а­ции еван­ге­лист Иоанн (Ин.4:9). Для мно­гих из нас она тре­бу­ет бо­лее по­дроб­но­го разъ­яс­не­ния.

Преж­де все­го вспом­ним, что встре­ча про­изо­шла в цен­траль­ной ча­сти Па­ле­сти­ны, на ме­сте, освя­щён­ном па­мя­тью древ­них биб­лей­ских пат­ри­ар­хов – Ав­ра­ама, Иса­а­ка и Иа­ко­ва, ро­до­на­чаль­ни­ков на­ро­да Из­ра­иль­ско­го, жив­ших здесь ещё в XIX—XVIII ве­ках до н. э. Во 2-й по­ло­вине XIII ве­ка до н. э. ев­рей­ские пле­ме­на вторг­лись на тер­ри­то­рию Ха­на­а­на (преж­нее на­зва­ние Па­ле­сти­ны) и об­ра­зо­ва­ли со­юз две­на­дца­ти пле­мён (ко­лен), пре­вра­тив­ший­ся через два сто­ле­тия в древ­не­ев­рей­скую мо­нар­хию, управ­ляв­шу­ю­ся Са­у­лом, Да­ви­дом и Со­ло­мо­ном. Но по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (931 год до н. э.) это еди­ное Из­ра­иль­ско-Иудей­ское цар­ство раз­де­ли­лось на Из­ра­иль­ское, к ко­то­ро­му ото­шла тер­ри­то­рия цен­траль­ной и се­вер­ной Па­ле­сти­ны, и Иудей­ское (юж­ная Па­ле­сти­на); гра­ни­ца меж­ду ни­ми про­шла чуть се­вер­нее Иеру­са­ли­ма (смот­ри­те в лю­бом биб­лей­ском ат­ла­се). Сто­ли­цей Из­ра­иль­ско­го цар­ства вско­ре стал го­род-кре­пость Са­ма­рия (евр. Ше­мрон – «Сто­ро­же­вая го­ра»).

В 722 го­ду до н. э. Из­ра­иль­ское го­су­дар­ство бы­ло за­во­е­ва­но ас­си­рий­ца­ми, а его на­се­ле­ние, де­пор­ти­ро­ван­ное вглубь огром­ной Ас­си­рий­ской им­пе­рии, ас­си­ми­ли­ро­ва­лось с дру­ги­ми се­ми­ти­че­ски­ми на­ро­да­ми и ис­чез­ло с ми­ро­вой аре­ны. Немно­гие из­ра­иль­тяне, остав­лен­ные на ме­сте для ве­де­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бот, сме­ша­лись с при­е­хав­ши­ми сю­да языч­ни­ка­ми; их по­том­ки и ста­ли на­зы­вать­ся (по име­ни быв­шей сто­ли­цы) «са­ма­ря­на­ми» (или «са­ма­ри­тя­на­ми»). Они со­хра­ни­ли ве­ру в Еди­но­го Бо­га, но из всех свя­щен­ных книг Биб­лии при­зна­ва­ли лишь Пя­ти­кни­жие Мо­и­се­е­во.

На­про­тив, жи­те­ли Иудей­ско­го цар­ства (со сто­ли­цей в Иеру­са­ли­ме), хо­тя и раз­гром­лен­но­го в 587 го­ду до н. э. зна­ме­ни­тым ва­ви­лон­ским ца­рем-за­во­е­ва­те­лем На­ву­хо­до­но­со­ром II, су­ме­ли со­хра­нить в «Ва­ви­лон­ском пле­ну» свою ве­ру и эт­ни­че­скую общ­ность, но это да­лось им через ги­пер­тро­фи­ро­ван­ное ощу­ще­ние на­цио­наль­ной ис­клю­чи­тель­но­сти («чи­сто­ты кро­ви»). По­это­му, вер­нув­шись в 538 го­ду до н. э. по ука­зу пер­сид­ско­го ца­ря Ки­ра Ве­ли­ко­го, но­во­го «ми­ро­во­го ли­де­ра», в Па­ле­сти­ну, иудеи от­верг­ли пред­ло­же­ние са­ма­рян объ­еди­нить­ся и не до­пу­сти­ли их к уча­стию в вос­ста­нов­ле­нии глав­ной свя­ты­ни – Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. То­гда оби­жен­ные са­ма­ряне по­стро­и­ли се­бе от­дель­ный храм на го­ре Га­ризим, но в 134 го­ду до н. э. его раз­ру­шил иудей­ский царь Иоанн Гир­кан. (Со 152 го­да до н. э. и до при­хо­да рим­лян в 63 го­ду до н. э. древ­ние евреи в по­след­ний раз жи­ли в сво­ём неза­ви­си­мом го­су­дар­стве, управ­ляв­шем­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев.) Иудеи пре­зи­ра­ли са­ма­рян как нечи­сто­кров­ных «ере­ти­ков», от­но­сясь к ним ху­же, чем к языч­ни­кам, и, по­доб­но неко­то­рым на­шим ста­ро­об­ряд­цам, счи­та­ли осквер­не­ни­ем для се­бя вся­кое об­ще­ние с ино­вер­ны­ми, тем бо­лее – поль­зо­ва­ние од­ним со­су­дом. В об­щем, эти род­ствен­ные на­ро­ды пи­та­ли друг к дру­гу столь же «неж­ные» чув­ства, что и совре­мен­ные се­ми­ты – из­ра­иль­тяне и па­ле­стин­ские ара­бы, по­чи­та­е­мая мо­ги­ла об­ще­го пра­от­ца ко­то­рых, Ав­ра­ама, на­хо­дит­ся в хев­рон­ской ме­че­ти!

По­это­му сде­лать са­ма­ря­ни­на ге­ро­ем прит­чи для вы­яв­ле­ния «ближ­не­го» – зна­чи­ло бро­сить от­кры­тый вы­зов со­зна­нию на­цио­наль­но-ре­ли­ги­оз­ной ис­клю­чи­тель­но­сти, учи­нить скан­дал! Смысл прит­чи в том, что из­ра­нен­ный раз­бой­ни­ка­ми иудей тщет­но ждёт по­мо­щи от сво­их со­пле­мен­ни­ков-чи­сто­плю­ев, да ещё не про­стых, – а от свя­щен­ни­ка и ле­ви­та (низ­ше­го хра­мо­во­го слу­жи­те­ля), ко­то­рые пре­крас­но зна­ли за­по­ведь Мо­и­се­е­ва За­ко­на о люб­ви к ближ­не­му и долж­ны бы­ли слу­жить при­ме­ром всем осталь­ным! (К со­жа­ле­нию, по­доб­ная си­ту­а­ция зна­ко­ма и нам, хри­сти­а­нам.) А са­ма­ря­нин, у ко­то­ро­го бы­ли все ис­то­ри­че­ские ос­но­ва­ния вос­клик­нуть – «так те­бе и на­до! Бог на­ка­зал те­бя за то, что твой на­род с пре­зре­ни­ем от­верг нас и тре­ти­ру­ет как лю­дей «низ­шей ра­сы!»» – про­явил ис­тин­ное че­ло­ве­ко­лю­бие, пре­одоле­ва­ю­щее сло­жив­ши­е­ся сте­рео­ти­пы. Мы по се­бе хо­ро­шо зна­ем, как лег­ко най­ти та­ким сте­рео­ти­пам «ра­цио­наль­ное» объ­яс­не­ние.

Скан­да­ла не по­лу­чи­лось. Иисус не толь­ко вы­дер­жал пред­ло­жен­ное за­кон­ни­ком «ис­пы­та­ние», но и не поз­во­лил ему «оправ­дать» се­бя, ко­гда тот за­хо­тел сузить по­ня­тие «ближ­ний» до при­ем­ле­мо­го для его на­цио­на­ли­сти­че­ско­го со­зна­ния смыс­ла. Хри­стос за­ста­вил его при­знать, что «ближ­ним» в кон­крет­ной си­ту­а­ции мо­жет стать лю­бой че­ло­век вне за­ви­си­мо­сти от его ре­ли­ги­оз­ной и на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти. Мож­но се­бе пред­ста­вить, с ка­ким вы­ра­же­ни­ем за­кон­ник про­це­дил сквозь зу­бы, что ближ­ний для ра­не­но­го иудея – «со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия», – при­бег­нув к та­ко­му эв­фе­миз­му лишь для то­го, чтобы не про­из­но­сить нена­вист­ное сло­во «са­ма­ря­нин»!

Каж­до­го из нас окру­жа­ют свои «са­ма­ряне», но вряд ли ра­зум­ный че­ло­век за­хо­чет ока­зать­ся в ана­ло­гич­ной еван­гель­ской си­ту­а­ции для то­го, чтобы при­знать их ближ­ни­ми! Быть мо­жет, он пой­мет об­ра­щен­ную и к нему прит­чу Спа­си­те­ля?

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ме­ча­ния

Выражение «во Христе Иисусе» – ключ к пониманию христианства как такового. Оно противоположно выражению, отражающему жизнь «по стихиям мира». Всё, что мы отныне «делаем», мы должны делать «во Христе Иисусе».

По­дроб­нее о са­ма­ря­нах: Ры­бин­ский В. П. Са­ма­ряне. Ки­ев, 1913; Райт Дж. Э. Биб­лей­ская ар­хео­ло­гия. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Ин­те­рес­но, что, ви­ди­мо, имен­но са­ма­ряне по­ста­ви­ли по­след­нюю точ­ку в ка­рье­ре Пон­тия Пи­ла­та, по­сто­ян­но оскорб­ляв­ше­го ре­ли­ги­оз­ные чув­ства жи­те­лей Па­ле­сти­ны. Его сол­да­ты разо­гна­ли ре­ли­ги­оз­ную про­цес­сию са­ма­рян, дви­гав­шу­ю­ся к свя­щен­ной для них го­ре Га­ри­зим (на ме­сте сво­е­го раз­ру­шен­но­го хра­ма они до сих пор со­вер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния). Те по­да­ли жа­ло­бу Ви­тел­лию, ле­га­ту Си­рии; он сме­стил Пи­ла­та и от­пра­вил его в Рим на суд им­пе­ра­то­ра Ти­бе­рия. При­быв ту­да в мар­те 37 го­да, Пи­лат уже не за­стал его в жи­вых, а вско­ре, в прав­ле­ние имп. Ка­ли­гу­лы (37–41), по сви­де­тель­ству ис­то­ри­ка Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, по­кон­чил с со­бой.

Карта сайта.

  • Главная
    • Карта сайта
    • Рекомендуем
    • Благословение
    • Обновления, поиск
    • Список литературы
    • Авторство
    • Реформал
    • Критикующим
  • Неравнодушным
    • Отвергающим
      • Что такое грех?
      • Что такое страх Божий?
      • Что такое смирение?
      • Стыдно ли быть рабом Божиим?
      • Может ли Бог создать такой тяжелый камень, что не сможет его поднять?
      • Зачем целовать руку священнику?
      • Пари Паскаля.
      • Когда ты захотел, чтобы Бога не было ?
      • Кто может пользоваться Библией?
      • Ответ атеисту.
      • Десять причин, по которым я не умываюсь.
      • Дурак и правда.
    • Сомневающимся
      • Чем вера в бога-который-в-душе отличается от христианства.
      • Смысл жизни и бытие Бога.
      • Почему именно православие есть истинная вера?
      • Объективные аргументы истинности христианства.
      • Кто есть Бог?
      • Миф о Христе.
      • Описанiе наружного вида Спасителя нашего Iисуса Христа.
      • Свидетельство о смерти.
      • Свобода. Добро и зло. Неотносительность морали.
      • Мировой прогресс. Цель мироздания.
      • Почему ты не в церкви?
      • Воскрешение матери.
      • В черном пламени.
      • Невероятное для многих, но истинное проишествие.
      • Об адских мучениях.
      • Некоторые чудеса.
    • Ликбез
      • Что такое вера?
      • Задача личного спасения.
      • Что такое Церковь?
      • Почему я должен отвечать за грех Адама?
      • Что такое духовность?
      • Что такое чудо?
      • Зачем попы придумали пост?
      • Что такое соборность?
      • Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?
    • Заблуждения
      • Заблуждения о православии.
      • Молитва и медитация.
      • Спасение вне церкви.
      • Ложные аргументы противников христианства.
      • Экуменизм.
      • Заблуждения верующих.
      • О любви и встрече. Духовность модернизма — какая прелесть!
      • Смотрим в книгу, видим? Литература модернизма – какая прелесть!
      • Духовничество и старчество.
      • Эволюционизм или креационизм?
      • Как разрушить Православную Церковь. Инструкция.
  • Что делать?
    • Оглашенным
      • Я недостоин крещения.
      • Кто такие оглашенные?
      • А зачем креститься?
      • Что надо знать оглашенным?
      • Прими крещение.
      • Люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет.
      • Что делать после крещения?
    • Новоначальным
      • Кто такие новоначальные?
      • Что делать новоначальному?
      • Научись молиться и молись.
      • Познай себя.
      • Кайся.
      • Исповедуйся.
      • Не буду исповедоваться!
      • Причащайся.
      • Молитва общественная и молитва частная.
      • Искушения и прилоги.
    • Успокоившимся
      • Кто такие «успокоившиеся»?
      • Добрые дела.
      • Страх Божий — это для меня.
      • Чего стóит моя вера?
      • Христианин ли я?
      • Записочки.
      • Какую молитву прочитать? Кому свечку поставить?
      • Устроение духовной жизни, или что делать православному мирянину.
      • Надругательство над молитвой.
      • Будь причастен Богу. Еще раз о Евхаристии.
      • Искушения и прилоги.
      • Вопрос-ответ.
    • Воинам Христа
      • О священном остатке.
      • Время подвигов не ушло
      • Искушения и прилоги
      • Наибольшая добродетель христианина.
      • О том, что не должно полагаться на свой разум.
      • Невидимая брань.
      • Памятование о смерти.
      • Тайна беззакония.
      • Конец истории.
      • Монастырь в миру.
      • Все ли спасутся?
      • Что такое святость?
  • На злобу дня
    • Богомыслие
      • Что такое голос Церкви и где его услышать?
      • Ереси
      • Можно ли отвечать злом на зло?
      • Что такое Хула на Святого Духа?
      • Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой.
      • Соотносительная ценность Ветхого и Нового Завета.
      • Таинства.
      • Что такое мытарства?
      • От смерти до воскресения.
      • Исследование Евхаристии. Дерзость не по разуму.
      • Правила Святых апостолов, Святых Соборов Вселенских и поместных и Святых отцов.
      • Православное учение о рае и аде.
      • Православное учение о рае и аде. Подробности для «физиков».
      • Почему воскрес Христос?
      • О двух путях спасения.
      • Социальное служение монашества.
      • Что такое совесть?
      • Толерантность и терпимость.
      • Православный подход к эсхатологии.
    • Центрнаучфильм
    • Юмор
      • Стихи о духовной жизни (или вредные советы).
      • Православный юмор
      • Демотиваторы
      • Двенадцать приемов литературной полемики.
    • Технология спаивания
    • Нападки на Церковь
  • Скачать
    • Аудио
      • Лекции, беседы
      • Песни, песнопения
    • Видео
    • Программы
    • Книги

Урок 12 Милосердие

Урок 13. Милосердие
Вы узнаете:
— Чем милосердие отличается от дружбы
— Кого называют «ближним»
Сначала размышляем сами
1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его — «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и близкие не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время — и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более милосердным.
Одно из дел милосердия —
Милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню каквстречу двух древнерусских рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк правильно говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Нужда одного человека и помощь другого сливались в братской любви. Нищий был для благотворителя лучший богомолец. «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться. Никакими методами нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого.
Вопросы и задания
1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).
Поговорим по душам Легко ли ответить на призыв Христа Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?
Илл.:
К. Петров-Водкин. Богоматерь Умиление Злых сердец. 1915
Фото: Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. 1915 г.
??? Добрый самарянин
***
Теперь вариант Л. ШЕВЧЕНКО:
УРОК 11. МИЛОСЕРДИЕ
Главные слова. Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.
Прочитай и ответь на вопросы:
КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?
Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный — это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.
Из Священной истории
МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН
Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Милосердный – добрый, милующий, жалеющий. Самарянин – житель самарянской земли.
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ
1. Ответь на вопросы. Какой вопрос был задан Христу? Как ответил Христос? Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло? Кто шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них? Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи? В чем проявляется милосердие христианина?
ЗАПОМНИ. Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви.
2. Обсуждаем – размышляем. «Доброта человека и его добрые дела».
Ответь на вопросы. Можно ли требовать за совершённое доброе дело оплату или оно должно быть бескорыстным? Назови те добрые дела, которые ты сможешь выполнить. Подумай, готов ли ты быть добрым, если знаешь, что вся твоя работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит? Готов ли ты делать добрые дела, если никто тебя за них не похвалит и их не заметит? Можно ли приобрести (купить) доброту за деньги? Можно ли просить плату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане? Ответь на эти вопросы письменно в небольшом сочинении-эссе на поставленную тему.
3. Обсуждаем – размышляем. «О христианских добродетелях». Прочитай стихотворения и сравни поведение двух людей:
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какие качества души в нем проявляются? О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»? Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Можно ли приобрести (по-славянски – стяжать) доброту души? Выдели и назови в указанном славянском слове его корень и подумай, легким ли для христиан был труд стяжания добродетелей души? Как стать добрым? В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?
3. Обсуждаем – размышляем. «О милосердии». Прочитай, объясни, как взаимосвязаны приведенные тексты Евангелия?
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 9
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12
Найди в стихотворении М.Ю. Лермонтова строки, основанные на словах Евангелия. В Евангелии говорится о сыне, то есть родном, близком (ближнем) человеке. Но разве нищий является таким для всех людей? Вспомни Притчу о милосердном самарянине и скажи, кого христиане называли своим ближним? Оцени на основе заповеди Евангелия поступок человека, положившего камень в руку нищего. Какое недоброе качество он проявил? Назови противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину. Назови христианскую добродетель, проявленную нищим в стихотворении Я.П. Полонского.
4. Объясни, о чём сказано в поговорке:
Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!
5. Догадайся, почему связаны эти слова:
МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6. Прочитай и подумай, встречаются ли в нашей жизни случаи, подобные описанному в стихотворении поэтом 19 века:
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Хорошо вам, детки,
Зимним вечерком;
В комнате уютной
Сели вы рядком.
Радость, любопытство
На лице у всех;
Часто прерывает
Маму звонкий смех.
Но не всем такое
Счастье Бог даёт;
Есть на свете много
Бедных и сирот.
Если приведётся
Встретить вам таких,
Вы, как братьев, детки,
Приголубьте их.
А.Н. Плещеев
Что означает слово «приголубить»? В стихотворении поэт называет зимний вечер. Значит ли это, что жалеть следует только людей, страдающих от холода? Как следует вести себя человеку милосердному? Какими добрыми делами ты можешь помочь нуждающимся людям: слабым, больным, бедным?
***
Еще два урока из учебника Л. Шевченко и из моего для сравнения тут:

19 цитат из Библии о том, как относиться к людям

Бог в Священном Писании множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям. Не только к братьям и сестрам, не только к ближним, но также и к врагам, к тем, кто причинил зло и нанес обиду. К тем, к кому совершенно никак не хочется относиться.

Мы можем читать эти библейские цитаты об отношении к людям и просить, чтобы Дух Святой обличал нас, указывая на то в наших взаимоотношениях с другими людьми, что не соответствует Писанию, и исправлял наши сердца. Чтобы мы преображались Словом Его в Его образ и подобие.

Цитаты из Библии об отношении к людям:

1. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)

2. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)

3. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16)

4. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Пет.1:22-23)

5. «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8-9)

6. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

7. «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Прит. 11:12)

8. «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21)

9. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17)

10. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5:20)

11. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10)

12. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9)

13. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

14. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25)

15. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40)

16. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

17. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

18. «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс. 100:5)

19. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14)

Подготовила Елена Петибская

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 29.02 (Россия). Спасибо!

Комментарии 3

фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии».

Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

В Ветхом завете слово «ближний» имеет несколько значений:

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий).
Но кто этот ближний?
Да любой человек, не только наши близкие.
Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их.

Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники.
Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно.

Понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),

Понятие «ближний» содержится в одной из заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился,

перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

автор Богданова Ольга. ж.»Фома» № 11,2015

Ближние: одного корня

Притча о милосердном самарянине. Россанский кодекс, VI век. Фрагмент миниатюры

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий). Но кто этот ближний? Да любой человек, не только наши близкие. Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их. Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники. Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. То есть, это все те, кто неслучайно или случайно оказался рядом с нами, особенно те, кто нуждаются в нашей помощи. Как сказал духовный писатель второй половины 19 века, протоиерей Иоанн Толмачев, «кто не помогает другому, потому что он иудей, турок или лютеранин, тот не христианин».

В Евангелии заповедь о любви к врагам тесно связана с заповедью о любви к ближнему:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 43-45).

То есть, с евангельской точки зрения невозможно любить ближнего, если ты ненавидишь своих врагов, потому что враги – тоже ближние. Это, конечно, может показаться очень странным, с точки зрения так называемого здравого смысла, или так называемой естественной жизни, но тем не менее, это так. Почему? Понять это поможет апелляция на этот раз к церковнославянскому языку. Интересно, что в нем русскому слову «ближний» соответствует вроде всем знакомое тоже русское, но непривычное в этом контексте слово «искренний». «Возлюбиши искреннего твоего» – вот как в церковнославянском, например, произносится заповедь «возлюби ближнего твоего».

Какой смысл в этом заключен? О чем говорит мудрость языка? Как сказано в знаменитом этимологическом словаре русского языка Фасмера, слово «искренний» произошло от слова корень: искренние, близкие – это те, кто произошли из одного корня, «кто одной крови». А ведь все люди с точки зрения Библии – действительно однокоренные друг другу, произошли от Адама и Евы. Поэтому даже смертельные враги – это ближние, которые, не сознавая этого, вцепились друг другу в горло и не понимают, что они на самом деле братья и сестры друг другу, напрасно терзающие друг друга словно звери.

Мировая история вся наполнена такими трагическими происшествиями и непониманиями, когда гуляющие на свободе страсти делают из людей врагов друг другу. Но, увы, этот архетип задало уже первое поколение потомков Адама и Евы, когда Каин убил своего брата Авеля. Оттого вся земная человеческая история с тех пор, несущая в себе последствия первого рокового грехопадения, стала великой трагедией, где братоубийство под видом убийства врага стало делом обыденным и привычным.

Советский солдат перевязывает раненого гитлеровца

Хотя, бывают и совершенно иные примеры, которые становятся светом миру. Важно то, что с христианской точки зрения ты не должен испытывать личной ненависти даже к врагам Отечества, сражаясь с ними. Известна фотография, на которой советский солдат перевязывает плененного и раненого гитлеровца. Рискнем сказать, что это был настоящий христианский поступок, хотя сам солдат и мог считать себя атеистом.

В нашем контексте и смысле искренность правильнее понимать не как откровенность и прямоту (зачем они, если в человеке все равно сохраняется неприязнь к кому-либо?), а как сочувствие к ближнему, как способность радоваться вместе с радующимися и скорбеть со скорбящими.

Кстати, о, том, что все люди братья и сестры, искренние друг другу существа одной крови, на мой взгляд, призван напомнить один церковный обычай – целование друг друга при приветствиях. Об этом повелел еще апостол Павел христианам Римской и Коринфской церквей: «Приветствуйте друг друга святым целованием» (Рим. 16, 1-16; Кор. 16, 20). Как и многие другие церковные установления и обычаи, это правило, которое может сначала показаться ненужной тягостной формальностью, на самом деле исполнено глубокого смысла – напомнить о том, что все мы родственники друг другу. Дело заключается тогда лишь в нашей способности увидеть его за ритуалом, почувствовать, а затем прочувствовать и понять его смысл.