Кто сказал философия служанка богословия

Введение

В условиях крушения античной цивилизации, приходу к социально-политическому господству в регионе представителей варварских племен, нагруженных мироощущением молодой христианской религии, еще не растратившей своего харизматического запала, философия просто не могла оставаться на прежнем пьедестале и должна была, как минимум, облечься в одежды новых властителей дум. Такими одеждами были сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждых античному религиозно-мифологическому мировоззрению. Философия стремится удовлетворять всех людей без различия национальностей. Благодаря этому, само собой отодвигается на задний план интерес как к политическим, так и космологическим вопросам. Предметом философского размышления делается преимущественно человек в его всеобщих, независимых от происхождения, звания и состояния, свойствах. Можно определенно констатировать глубокую озабоченность философии религией и теологией.

Отношение христианства к философии

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в исторических источниках. Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию.

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. “Нет ни эллина, ни иудея … ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”, — говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Христианство — религия, а поэтому и мировоззрение христианства — это мировоззрение религиозное. А мы уже знаем, что религиозное мировоззрение по уровню своего развития стоит ниже мировоззрения философского. И не только ниже. С первых же дней своего существования заявило о своем враждебном отношении к философии.

Авторы новозаветных книги в целом отрицательно относятся к современной им философии, осуждают всякую «мудрость мира сего». Иисус Христос обещает в своем небесном царстве блаженство только «духовно убогим людям» (Матфея, 5:3; Луки 6:20). Апостол Павел в своим посланиях настойчиво предостерегает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам, 2:8).

Такое крайне враждебное отношение к философии (а отсюда — и к культуре, и к прогрессу, и к науке) нашло свое продолжение в деятельности Отцов и Учителей церкви (патристика), непрерывной цепью дошло до наших дней. Вся эта линия отрицательного отношения к разуму и философии произрастала на духовной почве Нового Завета, вдохновляла воинствующую антикультуру, находила полную поддержку в среде неразвитых масс верующих христиан.

Но христианство никак не могло обойтись без философии. Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.

На формирование религиозного мировоззрения христианства еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое — можно сказать, определяющее — влияние оказала вульгарная философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В меру превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко сформулировать основные положения своего вероучения. А этого оно, как религия высшего уровня развития, никак не могло бы осуществить без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизму. В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая на аристотелизм.

Отношение христианства к философии.

⇐ Предыдущая123456

2.а. Христианство — религия, а поэтому и мировоззрение христианства — это мировоззрение религиозное. А мы уже знаем, что религиозное мировоззрение по уровню своего развития стоит ниже мировоззрения философского. И не только ниже. С первых же дней своего существования заявило о своем враждебном отношении к философии.

Создатели и деятели первоначального христианства на протяжении первых ста лет (до середины 2-го столетия) били исключительно евреями по национальности и иудаистами по своим религиозным убеждениям. В создании системы христианских верований они исходили из отдельных текстов Танаха (Священного писания иудаизма). Тексты, например, книг христианского Нового завета — собственного священного письма христианства — сотканы из текстов Танаха, который христианство сейчас называет Старым заветом. Так, большая часть Апокалипсиса — первой по времени написания книги священного писания — состоит из прямых цитат и пересказа Старого Завета. В остальных книгах Нового Завета, общим объемом около 15 печатных листов, Старый завет цитируется 350 раз — дважды на каждую страницу.

Авторы новозаветных книги в целом отрицательно относятся к современной им философии, осуждают всякую «мудрость мира сего». Иисус Христос обещает в своем небесном царстве блаженство только «духовно убогим людям» (Матфея, 5:3; Луки 6:20). Апостол Павел в своим посланиях настойчиво предостерегает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам, 2:8); «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: «Бог уловляет мудрых в лукавстве их». И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1-ое коринфянам, 3:18-20); философы, «называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам, 1:22).

На протяжении первых двух столетий христианство рекрутировало себе последователей среди обездоленных масс Римской империи, из числа неграмотных, некультурный, озлобленных — а поэтому и враждебных грамотности, культуре и, особенно, философии — слоев населения. Именно на таких рассчитывали проповедники христианства. Вот в каком духе ненависти к античной культуре пишет апостол Павел: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия. Ибо написано: «Погублю мудрость философов и разум разумных отвергну». Где мудрец? Где книжник? Где со вопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого: для иудеев — соблазн, а для эллинов — безумие». Для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрое человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много среди вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; ибо Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (1-ое коринфянам, 1:18-29).

Такое крайне враждебное отношение к философии ( а отсюда — и к культуре, и к прогрессу, и к науке) нашло свое продолжение в деятельности Отцов и Учителей церкви, непрерывной цепью дошло до наших дней. Звеньями этой цепи были такие выдающиеся деятели христианской церкви, как Тациан Ассирийский, Тертуллиан Карфагенский, Кирилл Александрийский (3-4 столетия), Дионисий Ареопагит (5 столетие), папа Григорий Великий Двоеслов (6 столетие), вдохновитель крестовых походов Барнард Клервосский (12 столетие) мистик Мейстер Эккарт (14столетие), святой православной церкви Григорий Палама (15 столетие), выдающийся ученый и монах-затворник Блез Паскаль (17 столетие), вожди старообрядческого движения в России Аввакум Петров и Никита Пустосвят (конец 17-го столетия), датский мыслитель и пастырь Сёрен Кьеркегор, отец Иоанн Кронштадтский (Сергиев) и отец Павел Флоренский (20 столетие), современные деятели «диалектической теологии», пятидесятничества, иеговизма, постмодернизма…

Вся эта линия отрицательного отношения к разуму и философии произрастала на духовной почве Нового Завета, вдохновляла воинствующую антикультуру, находила полную поддержку в среде неразвитых масс верующих христиан.

Но поскольку первоначальное и раннее христианство формировалось стихийно, без давления или руководства одного действующего авторитета, то в его, христианства, религиозных водоворот бесконтрольно, самочинно засасывались разные и противоречивые элементы, в том числе — и касательно отношения к античной культуре и философии. В результате всего этого даже в текстах новозаветных книг попали положительные оценки человеческой мудрости (Софии) в том числе — и положительные оценки философии. Так, уже автор первой христианской книги. Апокалипсиса, открыто рассчитывает на сообразительность и мудрость своих читателей (13:18; 17:9). Из фрагментов посланий апостола Петра (2-ое Петра, 3:10-12) и Павла (Колоссянам, 2:8-20) видно, что их авторы были знакомы с учениями древнегреческих философов — милетской школы, Гераклита, Эмпедокла — об элементах («стихиях») мира, об уничтожении и возрождении Вселенной через огонь. Автор первого послания к коринфянам для усиления своей аргументации ссылается на слова греческого философа Менандра, метко высмеивает современных ему циников, цитируя при этом слова основателей этой школы Антисфена и Диогена (15:32-33). Автор послания к Титу цитирует слова из произведения «Об оракулах» древнегреческого драматурга Эпименида (1:12),в «Деяниях святых апостолов» есть ссылка на поэму Аратия «Явление» и философа Клеанфа (17:28). Автор Евангелия от Луки, несомненно, был греческим стилистом, знал историческую литературу, разбирался в архивном деле. При научном исследовании в текстах Нового завета можно выявить явные следы влияния на его авторов неоплатонизма (особенно в Евангелии от Иоанна), стоицизму (в посланиях апостола Павла и в синоптических Евангелиях), гностицизма (в посланиях апостола Павла, в Евангелии от Иоанна). Но авторы священного текста Нового завета во всяком случает не философы, в большинстве случаев — и не богословы. Значительная часть текста Нового Завета написана «крестьянским» языком: образно, доходчиво, просто, убедительно и конспективно. Именно на таком текстуальном фундаменте выстраивались и до сих пор выстраиваются все христианские богословские концепции, в том числе и такие сногсшибательные, что доступны только незначительной части хорошо натренированных богословов. Чтобы убедится в этом, достаточно только засесть за чтение хотя бы таких разрекламированных в последнее время книг, как «Столп и утверждение истины Павла Флоренского или «Небесной иерархии», написанной в 5 столетии грузинским монахом Петром Ивером, которая приписывается Дионисию Ареопагиту.

2.б. Но христианство никак не могло обойтись без философии. Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.

Из курса религиоведение мы уже знаем, что на формирование религиозного мировоззрения христианства еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое — можно сказать, определяющее — влияние оказала вульгарная философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство.

В метру превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко сформулировать основные положения своего вероучения. А этого оно, никак не могло бы осуществить без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизму. В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения.

Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая — на аристотелизм.

⇐ Предыдущая123456

Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 777. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Avgursan

Православная философия – религиозно-философское направление, возникшее как обоснование православного вероучения и культа. Идейными источниками православной философии явились неоплатонизм, патристика, никейская ортодоксия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий стремились весь комплекс христианских понятий сформулировать в соответствии с требованиями аристотелевской логики и на этой основе обосновать их истинность и непреходящую ценность. Иоанн Дамаскин сформулировал исходные установки христианской схоластики, обосновал представление о науке как служанке богословия. В его сочинениях переплетаются рационализм и мистика, приверженность к никейской традиции с переосмыслением библейских представлений. В последующие века православная философия приобретала все более мистический, иррациональный характер. В сочинениях так называемых исихастов (от греческого hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Кавасилы единственным средством познания божественной истины признавалось молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение. Только благодаря мистическому опыту становится возможным, по их мнению, постичь абсолютно непостижимого бога через проявление его благодати. С этих позиций исихасты вели ожесточенную борьбу со сторонниками освобождения знания от церковной опеки, активно выступали против оппозиционного движения, обосновывали незыблемость основ феодального общества. Византийская философия оказала значительное влияние на другие православные церкви, в том числе и на русскую. На славянский язык были переведены сочинения «отцов и учителей церкви», исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно популярными в 14-16 веках были сочинения «каппадокийцев» и исихастов. Однако религиозно-философские воззрения в этот период не были однородными. Мистико-созерцательному направлению, представленному Сергием Радонежским, Нилом Сорским, противостояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского. Хотя мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии крайних форм выражения, тем не менее в отдельные отрезки времени каждое из этих направлений доминировало. В начале 19 века возникла так называемая академическая философия. Ее общие принципы были разработаны Ф. А. Голубинским, В. Д. Кудрявцевым-Платоновым, В. Н. Карповым, С. С. Гогоцким, П. Д. Юркевичем и других. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (от греческого soter – спаситель) (П. Я. Светлов, архиепископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский, П. А. Флоренский), православной антропологии (В. И. Несмелое, М. М. Тареев), экклезиологии (Е. П. Аквилонов). Нецерковная линия православная философия разрабатывалась представителями «церковного обновления», славянофилами, «метафизики всеединства», «нового религиозного сознания».

Философия служанка богословия

Пословица про Крылатые выражения:

Философия — служанка богословия.

Смысл пословицы

Фраза-символ старинного взгляда на философию, когда она служила только вспомогательным средством для задач богословия

Толкование пословицы

С латинского: Philosophia est ancilla theologiae . Приписывается итальянскому историку Римско-католической церкви Цезарию Баронию (1538-1607), автору 12-томного труда «Церковные анналы до 1198 г.». Этот труд был издан на латинском языке в 1588 г. На русский язык он переведен с польского в 1719 г. В России это сочинение было особенно популярно среди старообрядцев, в среде которых ходили его рукописные списки с полемическими вставками и толкованиями.

Похожие пословицы

Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

А без тернового венца Что слава русского певца?
А был ли мальчик?
А в остальном, прекрасная маркиза, Все хорошо, все хорошо.
А вас, сударь, прошу я толком Туда не жаловать ни прямо, ни проселком!
А Васька слушает, да ест.
А воз и ныне там!
А, впрочем, он дойдет до степеней известных.
А все-таки в ней кое-что было!
А все-таки она вертится!
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
А вы на земле проживете, как черви слепые живут…
А где мне взять такую песню?
А где пастух дурак, там и собаки дуры.
А гений и злодейство — Две вещи несовместные.
Смотри все пословицы про Крылатые выражения

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.