Кто такой кощунник?

Содержание

Негативное, идущее вразрез с моралью явление называется кощунством. Его синоним — «надругательство». Обычно кощунством именуют негативное отношение к чувствам других, их вероисповеданию или реликвии. Данный вид осквернения наблюдается в религиозной и повседневной жизни.

Что такое кощунство

Это неуважение к:

  1. Храму или реликвии.
  2. Конкретному человеку (священнослужителю или верующему).

Причинение вреда, унижение достоинства, памяти о ком-то считается кощунством.

Когда совершенное преступление носит словесный характер, его называют кощунством, а когда физический — осквернением.

Термин вошел в обиход с тех пор, как начались грабежи усыпальниц. Позже этим считалось даже словесное оскорбление канонов религии.

В большинстве же древних верований есть аналогичное понятие: там оно часто рассматривается как то, что к священным объектам следует относиться с благоговением.

Этимология слова

Сразу несколько языков предлагают нам варианты происхождения слова:

  1. В старославянском языке кощуна обозначала «запретный грех, насмешка».
  2. В болгарском — кощу́н или кощу́ня значит «хитрю, интригую, насмехаюсь».
  3. По-татарски — «костан» — корыстный человек.

Значение понятия

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно. У разных народов имеются свои понятия о ценностях и этических нормах. То, что для одних является святотатственным действием, для других не означает ничего кощунственного. Ведь до сих пор существуют племена каннибалов, чьи религиозные воззрения разительно отличаются от принятых, например, у православных христиан.

Кощунство и святотатство: об общих и отличительных чертах

Чтобы разобраться в том, что значит святотатство, следует обратиться к слову «татьба» — «воровство». Изначально оно считалось преступлением из корыстных побуждений, посягательством на собственность церкви. «Свято-татство» значит «кража святыни».

Сегодня термин почти стал синонимом богохульства.

Однако раньше эти понятия градировались: «церковная татьба» долго считалась обычным корыстным преступлением. Только с 1662 года оно стало рассматриваться и как выступление против религии.

Кощунство же по «Уложению о наказаниях» трактовалось как насмешки над церковными обрядами.

Кто такой кощунник

Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.

Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.

Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.

Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.

Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:

«…кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его.»

В.И Даль

Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.

Библейское значение

Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.

Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.

Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.

Современное понятие

Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.

В наши дни кощунством является:

  • непочтительное отношение к религиозным ритуалам;
  • надругательство над реликвиями;
  • посягательство на личность священнослужителя;
  • похищение святыни или торговля религиозными ценностями с целью личного обогащения.

Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.

Проявление кощунства в религии

В христианском Риме кощунством считались еретические речи, действия, направленные на раскол церкви и преступления против власти, — например, неуплата налогов.

В средневековье понятие означало нанесение повреждений культовым объектам.

В наши дни богохульством и кощунством является:

  • осквернение культовых сооружений;
  • вандализм в отношении религиозных святынь;
  • непристойное поведение в храме;
  • оскорбление личности.

Личностным оскорблением считается любое ущемление прав отправителей культа, святотатство над служителем церкви, надругательство как над его мировоззрением, так и над личностью.

Это может быть сделано двумя способами:

  1. Оскорбление действием священнослужителя или религиозного деятеля.
  2. Нарушением установленных церковью канонов почитания священнослужителя.

Наказания за кощунственное поведение

В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.

Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.

В ряде других странах также карают за святотатственные действия:

  1. Греческая православная церковь имеет статус государственной, и там есть несколько статей, предусматривающих наказание за кощунственные высказывания или действия.
  2. В Италии с 1999 года богохульство было переквалифицировано из уголовного преступления в административный проступок.
  3. В США нет общего федерального закона для стремящихся кощунствовать, но есть нормативные акты в отдельных штатах. Касаются они норм поведения на религиозных собраниях.

Видео о кощунстве

В этом видео протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о любви к церкви и кощунственных действиях.

Что такое кощунство, значение слова кощунник

В информации Википедии указано, что слово «кощунство» используется в двух значениях: глумление, нехорошее отношение к человеку, когда высмеивается то, что ему дорого, оскорбление религиозного чувства или святыни. Близким по смыслу словом, которое помогает лучше понять значение «кощунства», является фраза-синоним «надругательство над чем-то». Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Откуда произошло слово «кощунство»
  • Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»
  • Родственные выражения
  • Применение слова в различных случаях
  • Кощунство над личностью
  • Остальные случаи использования выражения

Откуда произошло слово «кощунство»

Достоверно найти источники образования термина невозможно, но по этому поводу существует несколько гипотез. Первый вариант этимологии слова – это происхождение термина от древнерусского «кощюны» и «кощюнствовать». Эти слова раньше писались через «ю». С течением времени учёные мужи много раз переписывали русский язык, меняя письменное написание термина.

Но также оно могло пойти от старославянского «кощун» – насмешка или запретный грех, интригую, насмехаюсь. Другая гипотеза образования слова заключается в совмещении латинских слов sacer, что переводится как священный и legere – читать. Наиболее часто оно употреблялось в контексте непростительного отношения против религиозных постулатов. Синонимом термина называют «святотатство» и «богохульство».

Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»

У «святотатства» несколько другое происхождение. Употребление этого слова начинается со времён Древнего Рима. В те времена варвары разворовывали могилы и грабили священные храмы. В погоне за материальными благами они не останавливались даже перед глубоко почитаемыми законами морали.

Церковнославянское выражение «татьба» обозначает воровство, преступление, совершённое против собственности церкви. Такое значение слова («свято-татство» – похищать святыню) сохранялось вплоть до 1917 года.

В те времена значения слов святотатство, кощунство, богохульство очень различались:

  1. «Церковная татьба» долго расценивалась как простое корыстное злодеяние. Лишь с 1653 года термин приобрёл несколько другое значение и стал расцениваться как преступление против религии.
  2. Кощунство же изначально расценивалось как явное неуважение к обрядам, правилам, предметам христианства и православной церкви.
  3. Ещё одним синонимом выступает богохульство, но оно рассматривается уже как преступление против самой веры, в то время как кощунство – против обрядов, предметов культа.

Родственные выражения

Слово «кощунство» является существительным и склоняется по падежам. В русском языке есть глагол, обозначающий «совершать кощунство» – кощунствовать. Этот глагол означает оскорблять религиозные чувства верующих людей в православии, насмехаться над тем, что они так глубоко почитают. Прилагательным к слову «кощунство» является выражение «кощунственный». Совершать кощунственные действия или кощунствовать – непочтительно относится к чему-нибудь, что достойно уважения.

Осквернитель, надругатель, насмешник – вот кто такой кощунник, согласно Библии. Кощунник в православии пренебрежительно и саркастически относится к тому, что для другого индивидуума составляет предмет почитания и поклонения. Кощунник – тот, кто грязно отзывается и неуважительно относится к чьим-то религиозным верованиям и святыне. Кто «сеет» клевету, травит издёвки, совершает издевательства, насмешки – тот кощунствует.

Применение слова в различных случаях

Использование анализируемого термина постепенно приобрело большие масштабы. Если изначально слово обозначало совершённое преступление, то во времена Цицерона в понятие «кощунство» входило уже словесное оскорбление.

В других древних религиях есть понятие похожее на кощунство – вид запрета на иное восприятие священных объектов. Предметы культа или обрядов должны рассматриваться только так, как положено, и никак иначе.

Кощунство над личностью

Термин применяется и в отношении служителей церкви, а не только религиозных предметов и веры. Непочтительное отношение выражается в причинении вреда священнослужителю, каком-либо его осквернении словами или действиями, унижающими его честь. Личное кощунство выражается 3 способами:

  • поступок против целомудрия и обета;
  • поднятие руки или избиение религиозного деятеля или священнослужителя;
  • нарушение церковного иммунитета, а именно привлечение служителей церкви к ответственности через гражданский суд не так, как предусмотрено канонами.

Остальные случаи использования выражения

Феодосий, император римского государства, со времён появления христианства представил кощунство не только в отношении церкви, но и самого себя. Святотатством Феодосий называл преступления против императора и уклонение от уплаты налогов.

Во времена Средневековья святотатство обозначает физические действия, направленные против священных объектов. Именно это значение формирует все последующие обозначения термина в католических учениях.

На сегодняшний день в некоторых странах отменены законы против кощунства в силу выражения свободы мнения. Это не касается причинения имущественного вреда, травмы верующим и служителям церкви. Декриминализация не отменяет того факта, что кощунственные акты не одобряются со стороны общественности.

кощунство

В Википедии есть страница «кощунство».

Русский

В Викиданных есть лексема кощунство (L120418).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. кощу́нство кощу́нства
Р. кощу́нства кощу́нств
Д. кощу́нству кощу́нствам
В. кощу́нство кощу́нства
Тв. кощу́нством кощу́нствами
Пр. кощу́нстве кощу́нствах

ко-щу́н-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -кощун-; суффикс: -ств; окончание: -о.

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. оскорбление религиозной святыни ◆ Он не участвовал в ночных оргиях с товарищами, которые, несмотря на строжайший присмотр, завели на стороне любовницу ― одну на восемь человек, ― ни также в других шалостях, доходивших до кощунства и насмешек над самою религиею из-за того только, что директор требовал частого хожденья в церковь и попался плохой священник. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но главное в том, что кроме кражи совершено было бессмысленное, глумительное кощунство: за разбитым стеклом иконы нашли, говорят, утром живую мышь. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1872 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Шаман в это время продолжал бить в бубен; губы его двигались, шепча молитвы или заклинания, но из них не вылетало ни одного звука ― говорить громко на берегу священного озера считалось кощунством. В. А. Обручев, «Земля Санникова», 1924 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, глумление над тем, что дорого, свято для кого-либо ◆ Раньше в нем слитно жили века, кузнец ковал железо в театре Марцелла и забивал гвоздь в вековой камень, не догадываясь о своем кощунстве; кошки плодились на Форуме Траяна, прохожий шагал по земле, наросшей на остатках храма. М. А. Осоргин, «Времена», 1942 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я вскипел, обиделся, это показалось мне кощунством, и не только в таком сочетании слов, но вообще кощунство называть кого бы то ни было Ильичем кроме единственного человека на земле! А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг», 1958-1973 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мейерхольд раздвинул рамки «Ревизора». В этом ли кощунство? Ведь различные театральные инсценировки романов Толстого или Достоевского считаются благородным делом, хотя они сужают рамки произведений… И. Г. Эренбург, «Люди, годы, жизнь», Книга 2, 1960-1965 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. надругательство, святотатство

Антонимы

Гиперонимы

  1. зло

Гипонимы

  1. богохульство (богохульничание, богохульничанье)

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: кощун, кощунья, кощунственность
  • прилагательные: кощунственный, кощунский
  • глаголы: кощунствовать
  • наречия: кощунственно

Этимология

Происходит от др.-русск., ст.-слав. кощуна «запретный грех, насмешка»; ср.: укр. кощу́н, болг. кощу́н — то же, кощу́ня «хитрю, интригую, насмехаюсь». Вероятно, от кости́ть; см. Бернекер, Агрель, Соболевский. В отличие от них Младенов (254) толкует кощун как заимств. из тюрк.-булг.; ср. соответствующее ему тат. kоštаn «корыстный человек». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: blasphemy, sacrilege
    • Испанскийes: profanación; sacrilegio
    • Итальянскийit: sacrilegio
    • Немецкийde: Lästerung (de) ж., Gotteslästerung (de) ж.; Frevel (de) м., Frevelhaftigkeit (de) ж.
    • Турецкийtr: dine tecavüz; saygısızlık, hakaret
    • Украинскийuk: блюзнірство
    • Французскийfr: blasphème, sacrilège
    • Чешскийcs: rouhání ср.
    • Шведскийsv: hädelse (sv) общ., gäckeri (sv) ср.

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Значение слова кощунствовать

      авост авось авсон авто автовоск аксон аксу акт актов акут ано аносов ант анту ану анус аон аск асот астон асу ась атк атно ато атон атс атто аттон ату атьков аут ауто аутокость вак вакус ван вас васу васьков ват ватт ватто вау ввс вкатнуть вковать вконать вкось вкус вкусно вкуснота вновь внос вноска внук внука внуков внуково вокно вокс вон вона вонь вос воск восток вось вот воткать воткнуть воть вощак всовать встану встать всток вта втк вто вток втункать вуокса вут кав кавос кавун кан кано кант канто кануть каст касть кат катнуть като катон катс катунь каун ква квант квас квасов квн кво квота кнос кнут коа ков кова ковать ковно ковтун кон конать коновать коновь конс конт конто контус конус конь кос коса косно косо косов коста косто костов кость косьва кот кота котва кото котов котовать котон котону коттон коутс кощунство ксанто ксоан кстово кто куа куант кува кувас кун куна кунать куноват кунтовать кус куса кусать кусон куст кусто кустовать кут кута кутас кутать кутно кутон куть куща наво навь накос накосо накось наос наоткось нас наст насто нато наус ноа нов новак ново новость новь нок нокаут нокс ноо нос носак носка носов носовка носок носток нот нота нотка ното нощь нсо нсу нтв нто нуво нукать нус нут нута нутка нутта оао оас ово овощ овощь ока окас окат окать окн окно око оковать окот окс октан октант окунать окунь окусать окутать окщать она онат онко оно онта оока оон оса осв осн оснащу основа основать осов осок осока осот осота ост остан останов остаток остов остонать остукать ость осуна ось отк откат отковать откос откус откусать относ относка ото оток отоса отощать отс отскать отскон отстану отто отток оттон оть оун оус оутс сак сан санк сану сао сат сато сау саут сван сват сватов сватово сваток сватоу свону скань скат скатов скать скаут скв ско сков сковать сконать сконто скот скотт скотто скощу скунать скутать сна снащу снв снк сно снова сновать сновка снову снота сноу снуть соан сов сова совать совка совок сок сока соков сокотать сон сона сонь сот сотка соткать соткнуть соть ста став ставок стан станку станок стану стат стать сто сток стокать стокнот стоктон стон стонать стотон стоун стук стукать сува сувон сук сука сукать сукна сукно сун суна суто суть сущ тавот тавун так такнуть тако таков таксон такт тан танк танок таскун тат тату тать тау таунс таусон таут тка ткань ткать ткнуть тко тнк тово товокать ток тока токать токо токовать токсо токсун тон тона тонка тонко тонков тонкость тоно тонс тонус тонуть тонь тоо тоса тоска тосковать тосно тост тот тоткун тощак тощать тсу туат тува тук тука тукан тукано тукать тун туна тункать туснак тусовка тусон тута тутак уатт ува ука укат укать укв уконать уконтовать укос уна унос унт унта уотс уотсон уса усков усов усовать уста устав уставно устаток устать устно усь ута утва утка уткать утконос уто уток утокать уть щан щувать щук щука щуко

      КОЩУНСТВЕННЫЙ

      Смотреть что такое «КОЩУНСТВЕННЫЙ» в других словарях:

      • кощунственный — святотатственный, богохульный, глумливый, надругательский Словарь русских синонимов. кощунственный святотатственный / о словах: богохульный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 20 … Словарь синонимов

      • КОЩУНСТВЕННЫЙ — КОЩУНСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Являющийся кощунством, глумлением над кем чем н. | сущ. кощунственность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      • Кощунственный — прил. Отличающийся кощунством. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      • кощунственный — кощунственный, кощунственная, кощунственное, кощунственные, кощунственного, кощунственной, кощунственного, кощунственных, кощунственному, кощунственной, кощунственному, кощунственным, кощунственный, кощунственную, кощунственное, кощунственные,… … Формы слов

      • кощунственный — кощ унственный; кратк. форма вен и венен, венна … Русский орфографический словарь

      • кощунственный — кр.ф. кощу/нствен и кощу/нственен, кощу/нственна, венно, венны; кощу/нственнее … Орфографический словарь русского языка

      • кощунственный — ая, ое; вен и венен, венна, венно. Проникнутый кощунством. К ые речи, мысли. К ое нарушение обряда. ◁ Кощунственно, нареч. К. ругаться … Энциклопедический словарь

      • кощунственный — кощунство … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

      • кощунственный — ая, ое; вен и венен, венна, венно. см. тж. кощунственно Проникнутый кощунством. К ые речи, мысли. К ое нарушение обряда … Словарь многих выражений

      • кощунственный — кощун/ств/енн/ый … Морфемно-орфографический словарь

      Святотатство

      Смотреть что такое «Святотатство» в других словарях:

      • святотатство — Богохульство, кощунство. Прот. богохульство… Первосвященник сказал: Он богохульствует: на что вам еще свидетелей? вот теперь вы слышали богохульство Его . Матф. 26, 65. кража и вообще оскорбление святыни; насмешка над святыней; оскорбление… … Словарь синонимов

      • Святотатство — Святотатство ♦ Sacrilège Оскорбление святого. Святотатцем в строгом смысле слова является, например, человек, плюющий на крест (именно так поступил Джордано Бруно на костре). В более широком смысле святотатством называют насилие, пытку,… … Философский словарь Спонвиля

      • СВЯТОТАТСТВО — в Русском государстве XV XVIII вв. название особо тяжкого преступления, направленного против церкви. Наказывалось смертной казнью … Юридический словарь

      • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Современная энциклопедия

      • СВЯТОТАТСТВО — поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Большой Энциклопедический словарь

      • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, святотатства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего нибудь заветного, особенно дорогого, святого. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

      • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чего н. заветного, святого . | прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      • Святотатство — (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      • святотатство — святотатство. Произносится … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

      • Святотатство — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего–либо глубоко чтимого. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Болгарские мученицы
      Константин Маковский, 1877

      Святота́тство (также кощунство, лат. sacrilegium) — оскорбление, осквернение святыни, язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства. Фома Аквинский видел в кощунстве «непочтительное обращение со священной вещью». К священным вещам он относил священников (personis sacris), священные места (locis sacris) и собственно священные вещи: освящённые сосуды (vasa consecrata), священные образы (imagines sacrae), реликвии.

      Русский термин «святотатство» связан с церковнославянским понятием о воровстве — татьбе — и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года. В современном словоупотреблении порча или причинение ущерба церковному имуществу может квалифицироваться как «осквернение» (в значении вандализма).

      Изначально понятия «святотатство» и «кощунство» строго различались. Первое, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1653 года постепенно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по статье 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Кощунник, согласно Библии, — насмешник, ругатель, осквернитель

      Объектом кощунства могли быть церковные правила, предметы культа и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления, относившегося уже к числу тяжких преступлений.

      Примечания

      Ссылки

      • Святотатство (юрид.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
      • Богохуление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
      • Кощунство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
      • Электронная еврейская энциклопедия
      • Большой Энциклопедический словарь. Москва. 1986. СЭ.

      >Примеры решения задач (казусов) по Судебнику 1497 года Ивана 3-го

      Понятие и содержание Судебника 1497-го года

      Судебник 1497 года Ивана 3-го — нормативно-правовой акт, охватывавший содержание всех принятых к тому времени в средневековой Руси законов и указов, применявшихся в процессе осуществления правосудия. По сути, этот судебник был одной из первых попыток кодификации норм права, поскольку в едином документе были собраны правовые нормы, служившие основой для деятельности государственных судов того времени.

      В то же время, интересно отметить тот факт, что, несмотря на активное применение в судопроизводстве, Судебник 1497-го года, будучи главным нормативно-правовым документом того исторического периода, на практике не получил официального признания именно как кодифицированный единый документ имеющий официально признанную законную силу единого юридического документа. Нормативные документы, вошедшие в состав Судебника Ивана III, не подвергались строгой каталогизации или какой-либо систематизации. В его состав вошли нормы таких правовых актов как:

      • Русская правда;
      • Судебные грамоты, содержание которых охватывало нормы судопроизводства в различных княжествах Руси, а также местные нормы права;
      • Уставные грамоты, регламентировавшие порядок осуществления местного самоуправления (по сути — свод нормативных актов от органов верховной власти);
      • Описания судебных процессов и решений по частным случаям.

      Документы, действовавшие до принятия Судебника 1497 года, и вошедшие в его состав просто собрали вместе «под одной обложкой» и весьма приблизительно распределили по отраслям права. При этом отсутствовала четкая система структурирования документа, что затрудняло работу с Судебником.

      Решение казусов по Судебнику 1497 года

      Для практического изучения норм этого исторического нормативно-правового акта студенты решают на их основе ряд казусов. Предлагаем некоторые примеры решения казусов по Судебнику 1497 г.

      Казус 1. Крестьянин Филипп самовольно переставил межевой знак, захватив тем самым боярскую землю. Какое наказание он понесет по Судебнику 1497 г.?

      Решение:

      Статья 62 Судебника 1497 года «О межах» гласила: «Если кто-нибудь перепашет межу или повредит межевые знаки у боярина и монастыря на земле великого князя или у великого князя на боярской и монастырской земле, или у боярина на боярской или монастырской земле, или у монастыря на боярской земле, он подвергается битью кнутом и с него взыскивается рубль в пользу истца. Если перепашет или перекосит межу крестьянин у крестьянина своей же волости или села, то волостель или посельский взыскивает с виновного штраф в 2 алтына и вознаграждение в пользу потерпевшего от перепашки в зависимости от человека и количества перепаханного по своему усмотрению».

      Таким образом, ст. 62 предусматривала ответственность за повреждение или уничтожение межевых знаков и запашку чужой земли. Воспроизводя в основном ст. 18 Белозерской и ст. 4 Двинской уставных грамот о наказании за нарушение межевых знаков, ст. 62 усиливала охрану земельной собственности феодалов. Охране подлежали не только земли великого князя, но также боярина и монастыря. Статьей вводился новый для данного преступления вид наказания. Если раньше нарушители подлежали разного рода штрафам, то по данной статье виновного в повреждении межевых знаков или перепашке земли собственника-феодала предписывалось бити кнутием, да исцу взяты на нем рубль. Это же преступление, но совершенное крестьянами промежу себя, влекло за собой денежный штраф (за борон по два алтына) и возмещение убытков пострадавшему, размер которых устанавливался посольским по принципу посмотря по человеку и по ране и по рассуждению.

      Итак, с учетом норм ст. 62 Судебника 1497 года крестьянин Филипп самовольно переставивший межевой знак, захватив тем самым боярскую землю, подлежал наказанию в виде битья кнутом, в также с него взыскивается рубль в пользу истца, то есть боярина.

      Казус 2. Ивашка украл из церкви лампаду. Какое его ожидает наказание по Судебнику 1497 г.?

      Решение:

      Наиболее яркой чертой правового регулирования ответственности за кражу (татьбу) согласно Судебнику 1497 года являлось то, что она каралась гораздо строже грабежа и вообще входила в число наиболее тяжких преступлений наряду с разбоем и убийством.

      Согласно ст. 9. «Совершивший убийство господина, крамолу, церковную кражу или святотатство, кражу, сопровождавшуюся убийством, передачу секретных сведений или оговор невиновного, поджог города с целью предать его врагу, а также ведомый лихой человек карается смертной казнью».

      В соответствии со ст. 10 «Если вор впервые совершит кражу, кроме кражи церковной или сопровождавшейся убийством, и никаких доказательств о совершении им ранее краж не будет, он карается торговой казнью, подвергается «продаже» по усмотрению судьи и с него взыскиваются убытки, понесенные истцом. При отсутствии у виновного имущества для возмещения убытков, понесенных истцом, он подвергается битью кнутом и выдается истцу в холопство до уплаты или отработки нанесенных им убытков, а взыскания в суде не производятся».

      В соответствии со ст. 11 «Вор, совершивший кражу вторично, карается смертной казнью, а из его имущества возмещаются убытки, понесенные истцом. Оставшаяся часть имущества поступает судье. При отсутствии у такого вора имущества, с которого можно взыскать убытки, понесенные истцом, он не выдается истцу до отработки или выплаты долга, а карается смертной казнью».

      Как видно из указанных статей Судебника 1497 года Татьба могла быть как простой, то есть без отягчающих и смягчающих обстоятельств, так и «квалифицированной» — с отягчающими обстоятельствами. Максимально сурово наказывались следующие виды кражи:

  1. церковная татьба (ст. ст. 9, 10), то есть хищение из церкви священных предметов; в силу двойственности объекта данного правонарушения оно являлось и преступлением против собственности, и преступлением против Церкви;
  2. повторная татьба (ст. 11);
  3. «головная» татьба, то есть похищение свободного человека с целью его продажи в рабство (ст. ст. 9, 10).

Таким образом, Ивашка, украв из церкви лампаду, совершил наиболее тяжкий вид кражи – церковную татьбу. За это преступление согласно ст. 9 Судебника 1497 г. Ивашка подлежит смертной казни.

Казус 3. Из боярской конюшни пропал конь. Сельские старики указали на Федота, отличавшегося буйным нравом. Какое наказание может ожидать Федота по Судебнику 1497 г.?

Решение:

Согласно ст. 12. «Обвинение кого-либо в воровстве со стороны пяти-шести добрых людей из числа детей боярских или черносошных крестьян, подкрепленное присягой, в случае, если будет доказано, что обвиняемый воровства ранее не совершал, влечет для него обязанность удовлетворить предъявленный истцом иск без разбора дела по существу».

По ст. 12 оговор в воровстве со стороны 5—6 добрых людей, даже при отсутствии доказательств в виновности (а довода на него в прежнем деле не будет), влек для оговоренного обязанность удовлетворить требования истца без разбора дела по существу (ст. 12).

Оговор со стороны добрых, т. е. благонадежных с точки зрения господствующего класса, людей приобретал в глазах законодателя безусловную доказательственную силу. К добрым людям обычно относились дети боярские, составлявшие разряд свободных служилых людей, занимавшие низшие и средние должности в армии и системе управления и получавшие за свою службу земельные пожалования, или волостные крестьяне, сидевшие на черных землях, находившихся под управлением общей администрации, и целовавшие крест, т. е. присягавшие при избрании их населением для выполнения различных должностей в органах местного управления. Таким образом, добрые люди являлись представителями господствующего класса или зажиточной части крестьянского населения.

Таким образом, Федот по свидетельству сельских стариков будет признан виновным в краже коня. Он будет обязан согласно ст. 12 удовлетворить требования истца. Кроме того, за совершение кражи по ст. 10 он подлежит торговой казни. Торговая казнь означала битье кнутом, которое производилось палачом на торгах, площадях или в иных местах скопления народа, с целью устрашения последнего. При отсутствии у Федота имущества для возмещения убытков, понесенных истцом, он подвергается битью кнутом и выдается истцу в холопство до уплаты или отработки нанесенных им убытков.

Казус 4. Василий судился с Тихоном из-за долга последнего. При этом Василий подкупил дьяка, подделавшего подпись Тихона, что было впоследствии выявлено. Каков будет исход дела по Судебнику 1497 г.?

Решение:

Согласно ст. 67. Судебника 1497 г. «О взятках и о свидетельских показаниях»:

«Надлежит объявить по рынкам в Москве, во всех городах Московской и Новгородской земли и во всех волостях о запрещении истцам и ответчикам обещать судьям и приставам взятки за разбирательство дела, а свидетелям давать показания, не зная дела, повелев им говорить правду. В случае обнаружения впоследствии ложности показания свидетеля с него взыскиваются все убытки и расходы, понесенные потерпевшим».

В этой статье предписывалось публичное объявление (прокликать по торгам)о запрещении взяток и лжесвидетельства. Данное установление сходно с положением ст. 1 Судебника, в котором судьям запрещается брать посулы и решать дела, исходя из своих выгод. В тоже время уголовная ответственность за лжесвидетельство, подлог не устанавливалась.

Лишь в Судебнике 1550 г. впервые будет установлена ответственность за подлог. Так согласно ст. 4 Судебника 1550 г. «А которой дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщетца то в правду, что он от того посул взял, и на том дьяке взяти перед боярином вполы да вкинути его в тюрму». По этой статье дьяк, составивший за взятку подложный протокол судебного заседания либо неправильно записавший показания сторон или свидетелей, уплачивал половину суммы иска. Другую половину возмещал боярин, который, будучи высшим по должности лицом, должен был следить за своим подчиненным. Дьяк, кроме того, подлежал тюремному заключению. Однако в судебник 1497 года подобных норм еще не содержал.

Также необходимо отметить, что согласно ст. 59 «Попа, дьякона, монаха, монахиню, церковного старосту и вдову, находящихся на иждивении церкви, судит святитель или его судья. Если судится светский человек с духовным, то суд должен состоять из духовных и светских представителей. Если вдова не находится на иждивении церкви, а живет своим хозяйством, она не подлежит духовному суду». Иначе говоря, согласно норм ст. 59 Судебника 1497 года дьякон подлежал церковному суду.

Таким образом, по нормам Судебника 1497 года Василий возместит Тихону все убытки и расходы, понесенные им вследствие лжесвидетельства в виде подделки подписи. Что касается дъяка, то его будет судить церковный суд, согласно же нормам гражданского суда ответственности за свои действия дъяк не понесет.

Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?

Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.

Происхождение и значение слова

Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:

  1. Википедия:
    • глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
    • оскорбление религиозного чувства или святыни.
  2. Современный словарь:
    • оскорбление чувств верующих;
    • надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
  3. Новый словарь:
    • оскорбление святыни для верующих.
    • поругание чего-либо почитаемого.
  4. Большая энциклопедия СССР:
    • издевательское отношение к предмету веры;
    • издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.

    Толковый словарь русского языка

При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.

Читайте еще о кощунстве:

  • Зоино стояние
  • О фильме «Матильда»
  • О Ванге

Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:

  1. от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
  2. от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
  3. от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.

Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.

Как православному человеку реагировать на кощунство?

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

  • действие против целомудрия;
  • избиение священнослужителя;
  • привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

О духовной жизни православного христианина:

  • Страшный Суд
  • Существует ли у человека душа
  • Почему болит душа и хочется плакать

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.

Архиерейский Собор Церкви

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.

Наказание

Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).

Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:

  1. Божье наказание — если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
  2. Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
  3. Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.

Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.

Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.

Существует две крайности в отношения богохульства:

  1. Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
  2. Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.

Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.

Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.

Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.

Проповедь о безумии зла и о Божьем благоволении к человеку

  • святотатство — Богохульство, кощунство. Прот. богохульство… Первосвященник сказал: Он богохульствует: на что вам еще свидетелей? вот теперь вы слышали богохульство Его . Матф. 26, 65. кража и вообще оскорбление святыни; насмешка над святыней; оскорбление… … Словарь синонимов

  • Святотатство — Святотатство ♦ Sacrilège Оскорбление святого. Святотатцем в строгом смысле слова является, например, человек, плюющий на крест (именно так поступил Джордано Бруно на костре). В более широком смысле святотатством называют насилие, пытку,… … Философский словарь Спонвиля

  • СВЯТОТАТСТВО — в Русском государстве XV XVIII вв. название особо тяжкого преступления, направленного против церкви. Наказывалось смертной казнью … Юридический словарь

  • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Современная энциклопедия

  • СВЯТОТАТСТВО — поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Большой Энциклопедический словарь

  • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, святотатства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего нибудь заветного, особенно дорогого, святого. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

  • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чего н. заветного, святого . | прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Святотатство — (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • святотатство — святотатство. Произносится … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Святотатство — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего–либо глубоко чтимого. … Иллюстрированный энциклопедический словарь