Кто такой ной

Ной и Ноев ковчег: Библейская история

Кто такой Ной?

После грехопадения первых людей и братоубийства (Каин убивает Авеля) прошло некоторое время. Люди продолжали населять Землю, но, увы, они вели совсем неправедную жизнь, не чтили Господа, творили злые дела. И все же среди них был один праведник по имени Ной. У Ноя была семья и три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной — это библейский персонаж, благодаря которому человеческий род сохранил свое существования, несмотря на все злодеяния в прошлом.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

(Бытие, глава 6)

Ной: история

Увидев, как неправедно живут люди, Господь обратился к Ною, единственному праведнику.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа.

(Бытие, глава 6)

Богу не понравилось то, что Он увидел на Земле, Он пожалел, что создал человека, увидев его деяния и решил истребить человеческий род, оставив только Ноя и его семью. Господь повелел Ною сделать большой ковчег из дерева гофер, взять смолу осмолить его внутри и снаружи, так вода не проникла бы в щели. Внутри надо было сделать множество отделений, а сбоку дверь, сверху окно, чтобы можно было смотреть наружу.

Строительство ковчега описывается в Билии достаточно подробно.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

(Бытие, глава 6)

В этом ковчеге Ной и его семья должны были спастись, когда с небес хлынут потоки дождя, посылаемого Господом и вода покроет всю землю. Господь предупредил, что много дней придется провести в воде и также сказал взять по паре всех животных на ковчег.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

(Бытие, глава 6)

Великий потоп

Как только Ной доделал ковчег, на землю хлынули дожди. Ной и его семья — жена Ноя, его сыновья и их жены вошли в ковчег, а за ними, как и повелел Господь, все животные по паре, птицы и пресмыкающиеся. Господь затворил за всеми дверь. Потоп же длился 40 дней и 40 ночей, его назвали Великим Потопом. Вода поднималась так высоко, что все, даже самые высокие горы оказались под ней.

И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

(Бытие, глава 7)

Наконец, дождь перестал…

Ноев Ковчег

Ноев Ковчег выдержал все испытания, ведь Ной построил его точно так, как велел ему Бог. Сильный ветер налетел и тучи рассеялись. Ковчег же больше не плыл, а встал на месте у Араратских гор. Ной попробовал открыть окно наверху ковчега и выпустил ворона, но ворон не нашел ни клочка земли и вернулся на ковчег ни с чем. Тогда Ной выпустил голубя. Голубь, пролетев, тоже не увидел суши и снова оказался на ковчеге.

Прошло еще семь дней. Ной вновь выпустил голубя. Возвратившись на ковчег, голубь держал в клюве листок оливы… Ной ждал еще семь дней, чтобы вновь выпустить голубя. На этот раз голубь уже не вернулся. Земля стала сухой. Бог повелел Ною и его семье выйти их ковчега, после них на сушу вышли все животные, птицы и пресмыкающиеся.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

(Бытие, глава 8)

Сыновья Ноя

Господь благословил Ноя и его потомков, указав на радугу, Он указал им «Вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякой живой душой на земле».

грех Хама и грех Илия

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

(Бытие, глава 9)

От сыновей Ноя заселилась вся земля. Однако, нам известно, что дальше произошел эпизод, из-за которого Хам стало именем нарицательным. Ной возделывал землю и посадил виноградники. Однажды он выпил вина, опьянел и лежал в шатре обнаженным.

Хам увидел наготу отца и рассказал о ней братьям, те пошли и прикрыли отца, не глядя на него из уважения к нему.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

(Бытие, глава 9)

Ной: почитание в религии

Ной почитается не только в православии.

  • В Исламе Нух (Ной) — первый из пяти великих пророков (наби) и посланников (расуль) Аллаха к людям. Имя Нуха встречается во многих аятах Корана. Его история рассказана в назидание народам, которые знали своего пророка, но не поверили ему.
  • Ноах — прародитель человечестве и в иудаизме.

Образ Ноя в искусстве

Библейские сюжеты стали основой для многих кинокартин. Великий потоп — одна из наиболее известных историй Писания. Эпический фильм «Ной» (2014) режиссера Даррена Аронофски во многих эпизодах отходит от канонической версии, но авторы фильма и не скрывают, что это — их творческая фантазия на тему.

Глава 63. Когда жили Ной и Адам?

Согласно библейским преданиям, Адам родился в год сотворения мира. Если допустить, что это событие, согласно летоисчислению, принятому в крещённой Руси, произошло в 5508 до н.э., то потомки Адама могли жить в следующий период времени:
Адам (5508-4578 до н.э.)
Сиф (5378-4466 до н.э.)
Енос (5273-4368 до н.э.)
Каинан (5183-4273 до н.э.)
Maлелеил (5113-4218 до н.э.)
Иаред (5048-4086 до н.э.)
Енох (4886-4521 до н.э.)
Maфусал (4821-3852 до н.э.), умер в год потопа 3266 до н.э.
Ламех (4634-3857 до н.э.)
Ной (4452-3502 до н.э.), современник потопа 3266 до н.э.
Полученная родословная противоречит некоторым фактам, изложенным в книге «Бытие». Так в книге написано, что Мафусал умер в год Всемирного потопа, который произошёл в 3266 до н.э. Однако в данной родословной получается, что Мафусал умер почти на шестьсот лет раньше. То же самое можно сказать и о Ное. В книге написано, что тот был очевидцем того же потопа, но в данном случае получается, что Ной умер за 236 лет до него. Для того, чтобы устранить это противоречие, представим теперь родословную предков Ноя от Адама в таком виде, где Мафусал умирает в год Всемирного потопа, то есть в 3266 до н.э.:
Ной (3866-2916 до н.э.)
Ламех (4048-3271 до н.э.)
Maфусал (4235-3266 до н.э.)
Енох (4300-3935 до н.э.)
Иаред (4462-3500 до н.э.)
Maлелеил (4527-3632 до н.э.)
Каинан (4597-3687 до н.э.)
Енос (4687-3782 до н.э.)
Сиф (4792-3880 до н.э.)
Адам (4922-3992 до н.э.)
Согласно этой родословной получается, что Адам родился не в год сотворения мира, то есть в 5508 до н.э., а на 586 лет позже. Что же касается времени жизни самого Ноя, то эта родословная противоречит армянским преданиям, так как, родившись в 3866 до н.э., он вряд ли мог быть прапрадедом Гайка даже если Иапет, Гомер и Гатлас становились отцами в том же возрасте, как и их предок Мафусал, а ведь он стал отцом позже других, то есть в возрасте 187 лет. Кроме того, у нас получилось бы, что Гатлас жил более тысячи двухсот лет, то есть дольше всех. Самое большее же число лет по книге «Бытие» опять же жил Мафусал, то есть 969 лет:
Гайк (ок.2107-2027 до н.э.)
Гатлас (ок.3305 до н.э.)
Гомер (ок.3492 до н.э.)
Иапет (ок.3679 до н.э.)
Ной (ок.3866 до н.э.)
Исходя из выше изложенного, мы имеем право предположить следующее: или Ной жил позже, чем получилось у нас в последней родословной, или Гайк не был праправнуком Ноя. Поэтому попробуем составить ещё одну родословную предков Ноя, предположив, что он всё же был прапрадедом Гайка, но все его предки рожали своих детей в обычном возрасте, то есть в возрасте 25-30 лет:
Ной (ок.2220 до н.э.)
Ламех (ок.2250 до н.э.)
Maфусал (ок.2280 до н.э.)
Енох (ок.2310 до н.э.)
Иаред (ок.2340 до н.э.)
Maлелеил (ок.2370 до н.э.)
Каинан (ок.2400 до н.э.)
Енос (ок.2430 до н.э.)
Сиф (ок.2460 до н.э.)
Адам (ок.2490 до н.э.)
Мы видим, что эта родословная также противоречит книге «Бытие». Во-первых, Адам родился не в год сотворения мира, а на несколько тысяч лет позже. Во-вторых, и Мафусал здесь умирает не в год Всемирного потопа, то есть в 3266 до н.э., а позднее почти на тысячу лет. В то же время, период жизни Ноя здесь очень близок дате потопа, упоминаемого в китайских летописях. Поэтому попробуем представить родословную предков Ноя, исходя из предположения, что он был очевидцем именно этого потопа, а не Всемирного.
Ной (ок.2350 до н.э.)
Ламех (ок.2375 до н.э.)
Maфусал (ок.2400 до н.э.)
Енох (ок.2425 до н.э.)
Иаред (ок.2450 до н.э.)
Maлелеил (ок.2475 до н.э.)
Каинан (ок.2500 до н.э.)
Енос (ок.2525 до н.э.)
Сиф (ок.2550 до н.э.)
Адам (ок.2575 до н.э.)
Согласно этой родословной получается, что Мафусал мог быть очевидцем потопа 2297 до н.э., если бы прожил 103 года. Это вполне реально. В то же время Адам мог жить приблизительно в XXVI веке до н.э.
Попробуем теперь сравнить эту родословную с древними китайскими преданиями. В этих преданиях упоминались Фуси (Дуньшань лаожень) и его сестра и жена Ва (Нюйва, Наньшань), полуженщина-полузмея, прародительница племён Ся. Она лепила людей из глины, была богиней бракосочетаний, первой свахой, ей приносили в жертву скот, в её честь пели песни, танцевали. Она же восстановила космическое равновесие после катастрофы, когда обрушились четыре предела земли и когда дух вод Гунгун ударил о гору Бучжоушань. Одновременно она боролась с разлившимися водами, пытаясь устроить запруды и убила чёрного дракона. «Во времена далёкой древности четыре предела разломились, девять областей распались. Небо не покрывало всё охватывая. Земля не несла всё обнимая. Огонь полыхал жаром, не затухая, вода разливалась океаном, не переставая. Свирепые звери пожирали добрый люд, хищные птицы хватали стариков и младенцев. Тогда-то Нюйва отшлифовала пятицветные камни и заштопала ими лазурь Неба, отломила ноги у черепахи и утвердила четыре предела. Убила чёрного дракона и спасла область Цзи. Набрала тростника и пыли и преградила течение вод. Лазурное небо починилось, четыре предела установились, половодье иссякло, Область Цзи и все остальные области соединились».
Когда вселенная была только создана, Ва жила в горах Кунлунь вместе со своим братом Фуси. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл её на вершину Кунлуня и произнес заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, – пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом и они поженились. Во время потопа все люди погибли кроме них. У них родился сын Жэнь. От него пошли мэншуаны, то есть жители страны Мэншуго (Страны Птиц), подданные Мэн-си. Фамилию Жэнь носили также жители страны Дань-эр (данавы, исседоны?). Эта страна располагалась за Северным (Каспийским?) морем.
Если сравнивать эти китайские предания с греческими и скифскими о полуженщине-полузмее, то мы можем придти к выводу о том, что сыном Фуси и Ва мог быть не просто Жэнь (Человек), а Скиф, первопредок скифов. В то же время, если сравнивать китайские, греческие и скифские предания с библейскими, то можно заметить некоторые параллели между ними.
Во-первых, имя Ва очень похоже на имя Евы, а имя её брата Фуси очень просто преобразовать в имя Сиф, поменяв местами слоги «фу» и «си». Всё сказанное здесь о Фуси и Ва позволяет нам предположить, что они могли послужить прообразом Сифа и Евы. Где жили Фуси и Ва перед потопом, китайские предания не сообщают. Согласно сведениям археологов, изображения змееподобных людей с человеческими головами имели только эламиты. Поэтому Фуси и Ва могли быть родом только оттуда.
С другой стороны, даже христианская «Александрия», история об Александре Македонском, потомками Сифа называла нагов, жителей Макаринских островов в Индийском океане. В Индии же нагами называли тех, кто поклонялся змеям. Получается, что даже согласно христианским источникам, потомками Сифа были мореходы, поклоняющиеся змеям. Всё выше изложенное позволяет нам теперь понять, почему: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя… И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя…» (Числа 21:8, 21:9)
Как мы уже знаем, в Саксонской хронике была дана родословная предков Вотана от Скифа, сына Ноаха (Ноя). Если верить этой родословной, то получается, что Скиф, действительно, мог быть сыном того человека, который пережил какой-то потоп.
Согласно скифским преданиям, детьми Скифа были Пал и Нап. Имя Пала имеет сходство с именем Пели, основателя династии в Аване (Эламе), а имя Напа – с именем верховного бога Авана и с именем Напилхуша, одного из преемников Пели. Имя Нап напоминает нам и имя Апам Напата (Нептуна).
Из китайских преданий также известно, что потомком Фуси и Ва в девятнадцатом поколении был Юй. Он правил в 2205-2197 до н.э. Если поколением считался средний период времени, равный достижению человеком того возраста, когда он становился отцом или матерью, то Фуси мог жить в 19х(20-25)+2205=2585-2680 до н.э., то есть во времена правления императора Фуси (Тай-хао), а тот по одной из версий правил в 2639-2525 до н.э. Если Фуси-Тай-хао – это Сиф, то Адам…
Полученная нами последняя родословная потомков Адама в основном совпадает с преданиями различных народов в той части, что Ной и Мафусаил могли быть очевидцами потопа (но 2297 до н.э), что Сиф (Фуси) мог быть в родстве с Адамом (Женем), что первая женщина (но после потопа) носила имя Ева-Ва (по-русски Ива, как часть Ивана). Попробуем теперь сравнить потомство Ноя, а точнее, Ноаха, с потомством индоария Нахуши:
Ной (Ноах)———————-Нахуша
Иапет (Иафет, Иафет)————Яяти
Тирас, брат Иавана—————Турвас, предок яванов.
Как мы можем заметить, имена соответствующих персонажей этих двух родословных очень похожи друг на друга. Более того, согласно библейским преданиям, греки были потомками Иавана, брата Тираса, а предания индоариев греков называли яванами, потомками Турваса. Таким образом, можно придти к выводу о том, что библейский Ной (Ноах) и ведийский Нахуша – это один и тот же персонаж. В то же время, все имена библейской родословной предков Ноя не совпадают с именами предков Нахуши, зато практически совпадают с родословной предков Ноемы:
Сифлянская генеалогия————Кенитская генеалогия
Ной (Ноах)———————-Ноема, жена Ноаха (или Эноса)
Ламех (Лемех)——————-Ламех
Мафусал (Ментушелах)————Мафусал
Енох (Ханок)———————Мехиаель (Малелеил)
Иаред (Йеред)——————-Ирад (Гаидад)
Малелеил (Магалальэль)———-Енох
Каинан (Кейнан)——————Каин
Энос (Энош)
Сиф (Шет)
Адам—————————-Адам
Сифлянская генеалогия————Лунная династия
Ной (Ноах)———————-Нахуша
Ламех (Лемех)——————-Аюс
Мафусал (Ментушелах)————Пуруравас
Енох (Ханок)———————Будха
Иаред (Йеред)——————-Сома
Малелеил (Магалальэль)———-Атри
Каинан (Кейнан)——————Брахми
Энос (Энош)———————(Жэнь?)
Сиф (Шет)————————(Фуси?)
Адам
Если сравнивать между собой кенитскую и сифлянскую генеалогии, то можно придти к выводу о том, что одна из выше приведённых родословных не соответствует действительности. Если исходить из тождества Ноя и Нахуши, то можно придти к выводу о том, что не соответствует действительности именно сифлянская генеалогия, а кенитская генеалогия, возможно, истинна. В этом случае род библейского Ноя (Нахуши) и его детей можно представить следующим образом:
155. Яяти (ок.2325 до н.э.), царь Лунной династии в стране Чеди, прославился своим необычным чувством справедливости, сострадания и самоотверженности. Первой женой Яяти была Деваяни, дочь Шукры. От неё сыновья Яду (Мадай?) и Турвас (Тирас), предок яванов, то есть греков. Второй женой была Шармиштхи, дочь Вришапарвана, царя асуров. От неё родились Друхью, Ану (Иаван?) и Пуру.
Или Яфет(?), предок Иавана и греков, согласно библейским преданиям.
Или Иапет(?), согласно греческим преданиям, отец Атланта и Прометея, предка эллинов (греков).
Или Посейдон-Нептун(?), согласно египетским преданиям, основатель Атлантиды, его жена Клейто, дочь Эвенора и Левкиппы. Их дети: Атлант, Гадир, Амферей, Евемон, Мнесей, Автохтон, Эласипп, Мнестор и Азаэс.
156. Нахуша (ок.2350 до н.э.), царь Лунной династии, создатель великой империи, провёл свою армию через все страны мира, захватывал власть над тремя мирами. Прославился аскетическими подвигами, занял место царя богов на небе после Индры, однако за своё высокомерие был сброшен на землю и превращён в змея.
Или Ной, Ноах(?) Согласно библейским преданиям, во времена Ноя на земле обитали исполины. Когда Ною было шестьсот лет, он построил ковчег, а потом спасся на нём во время потопа. Его женой была Ноема (Ноемгара), дочь Ламеха, или Емзараг, дочь Ракиела. Согласно армянским преданиям, Ной основал в Закавказье город Нахичевань, в котором и умер, а его жена умерла в городе Маранте. Следует также вспомнить о том, что братья Ноемы научились торговать, играть на музыкальных инструментах, изготавливать оружие, средства косметики и украшения от ангелов, которых нередко отождествляют с детьми ведийского Ангираса. При этом Тувал-Каин, брат Ноемы (или Емзараг), стал «отцом всех ковачей», Иувал – «отцом всех владеющих арфою и свирелью», а Иавал – «отцом живущих в шатрах со стадами». В то же время потомки Сифа сами изобрели все полезные науки, поэтому мы можем придти к выводу о том, что они относились к роду Сынов Божьих или ангелов, а не к роду Тувал-Каина и его братьев.
Братья Нахуши:
Кшаттравридха, его сын Кашираджа.
Амавас, его потомок Каушика. Потомками последнего были Гадхи и его дети: Сатьявати и Вишвамитра.
167. Аюс (ок.2375 до н.э.), царь Лунной династии. Его жена Прабха. Их дети: Нахуша, Кшаттравридха, Амавас. Младшие братья Аюса стали основателями царских домов в Каньякубдже (современный Канаудж), Каши (современный Варанаси) и других городах Индии.
Далее следуют уже известные нам:
168. Пуруравас (ок.2400 до н.э.), первый царь Лунной династии, владевший странами Запада. Правил тринадцатью островами в океане.
169. Будха-Мудрый (ок.2425 до н.э.)
170. Сома (ок.2450 до н.э.), основатель Лунной династии.
171. Атри (ок.2475 до н.э.), риши, мудрец, принадлежащий пяти племенам.
172. Брахми или Праджапати (ок.2500 до н.э.). Его первое имя напоминает нам название страны Барахше в Аване, а второе имя имеет сходство с именем Эпарти (Юпитера), правителя Авана. При этом следует ещё раз напомнить что индоарии предков греков называли яванами, то есть жителями страны Аван!
Попробуем теперь ещё раз вернуться к родословной предков Ламеха, предположив, что Мафусаил умер в год потопа 2297 до н.э., но он и его предки жили не как реальные люди, а как библейские сверхдолгожители. У нас может получиться следующая родословная:
Ламех (3079-2302 до н.э.)
Maфусал (3266-2297 до н.э.)
Енох (3331-2966 до н.э.)
Иаред (3493-2531 до н.э.)
Maлелеил (3558-2663 до н.э.)
Каинан (3628-2718 до н.э.)
Енос (3718-2813 до н.э.)
Сиф (3823-2911 до н.э.)
Адам (3953-3023 до н.э.)
Мы видим, что в этой родословной дата рождения Мафусала совпадает с датой Всемирного потопа, а дата его смерти – с датой потопа, произошедшего в 2297 до н.э. Удивительное совпадение! Вряд ли оно получилось случайно. Вероятно, за этим совпадением скрываются вполне определённые причины.
Попробуем теперь преобразить эту родословную так, чтобы все предки Ламеха (отца Ноемы, а не Ноя), рожали бы своих детей именно в том возрасте, как это указано в книге «Бытие», то есть в возрасте 65-187 лет:
157. Ламех-Сильный (р.2392 до н.э.)
158. Мафусал или Мефусалаг (2579-2297 до н.э.), жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Умер за семь дней до потопа.
159. Енох-Посвящённый (р.2644 до н.э.), жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
160. Иаред-Нисхождение (р.2806 до н.э.), жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
161. Maлелеил (р.2871 до н.э.), жил шестьдесят пять лет и родил Иареда, в стране Бабиль (Вавилон) основал город Сус (Сузы).
162. Каинан-Стяжание (р.2941 до н.э.), родился в 325 году от сотворения мира (или от Всемирного потопа?). Жил семьдесят лет и родил Малелеила.
163. Енос (р.3031 до н.э.), жил девяносто лет и родил Каинана.
164. Сиф (р.3136 до н.э.), жил сто пять лет и родил Еноса.
165. Адам (р.3266 до н.э.), жил сто тридцать лет и родил Сифа.
Мы видим, что в этой родословной дата рождения Адама практически совпала у нас с датой Всемирного потопа. Скорее всего, это произошло не случайно, а закономерно. Поэтому мы имеем право предположить, что Адам (Жэнь?) действительно мог родиться после потопа 3266 до н.э. В этом случае его родителями могли быть Фуси (Сиф?) и Ва (Ева?).
Результаты археологических раскопок на территории между Тигром и Евфратом подтверждают, что Всемирный потоп мог произойти в 3266 до н.э. Поэтому в этом отношении следует согласиться с книгой «Бытие». Можно также согласиться с ней и в том, что Мафусал умер в год потопа. Но, скорее всего, это произошло не во время Всемирного потопа, а во время потопа, упоминаемого в китайских летописях. Можно также согласиться с тем, что Адам родился за 1056 лет до рождения Ноя, но только не в год сотворения мира, а в год Всемирного потопа.
Таким образом, книга «Бытие» в какой-то части соответствует истине, а в какой-то части противоречит сама себе. Неточности изложения легко объясняются, если исходить из того факта, что её авторы два различных потопа, произошедших когда-то на Земле, посчитали за один. Это и не удивительно, так как они жили по прошествии многих веков после этих катастрофических событий.
Следующий вывод, который мы обязаны сделать, исходя из получившейся родословной Ламеха от Адама, заключается в том, что нам надо искать и другие источники, свидетельствующие о жизни очевидцев различных потопов. К таковым относятся, прежде всего, Авеста – священное писание ираноариев, Веды – священное писание индоариев, а также предания армян, греков, китайцев, обских угров и других народов.
С другой стороны, если Адам был свидетелем Всемирного потопа, то он мог быть современником Зиусудры. Как мы уже знаем, армянские предания называли Ксисутруса (Зиусудру) отцом Иапета. Согласно библейским преданиям, Адам тоже был предком Иапета и его братьев. Исходя из изложенного, мы можем придти к выводу о том, что Адам и Зиусудра могли быть и современниками, и родственниками.
Если Зиусудра являлся правителем ещё до потопа, то Адам, согласно нашим выводам, родился уже после него, поэтому Зиусудра мог быть старше Адама. Вместе с тем, Зиусудра в библейских преданиях ассоциируется, прежде всего, с Ноем, а не с Адамом. В этом случае детьми Зиусудры могли быть библейские Сим, Хам и Иапет. Поэтому получается две разные версии непосредственных потомков Зиусудры, и нам необходимо определить наиболее вероятную из них.
Детьми Хама, как мы можем знать по Библии, были Куш, Мицраим, Кут и Ханаан. Из них потомками Мицраима, например, считались египтяне, а потомками Куша – народы, которые жили к югу от Египта. Если сравнить эти факты с событиями, развернувшимися после Всемирного потопа, то можно отметить следующее. Во-первых, именно после этого потопа в долине Нила возникло государство под названием Мистраим, объединяющее Верхний и Нижний Египет и напоминающее нам имя Мицраима, сына Хама. Причём в Египте тогда правителем впервые стал колосс-гигант. Такими же гигантами были и потомки Ханаана, ещё одного сына Хама. Поэтому в отношении Куша, Мицраима, их братьев и отца Хама можно сделать вывод о том, что они действительно могли быть современниками Всемирного потопа и детьми Зиусудры. При этом по своему физическому типу их нельзя было отнести к семитам или средиземноморцам, в том числе восточным.
Что касается Иапета, который тоже мог быть очевидцем потопа, то здесь сложнее. Если верить армянским преданиям, то его правнук Гаик стал основателем армянского государства в XXI веке до н.э. Кроме того, братьями этого Иапета, согласно тем же преданиям, были не Сим и Хам, а Зерван и Титан. Поэтому получается, что Иапет не мог быть современником Хама и его отца Зиусудры, он мог жить на тысячелетие позднее.
Если же верить Библии, то тогда получается, что Иапет не мог быть прадедом Гаика, так как жил за тысячу лет до него. В этом случае, если верить археологам, его правнуком должен был быть не правитель армян, а какой-то правитель племён Древнеямной археологической культуры, который после Всемирного потопа мог привести эти племена в Северное Причерноморье. Одновременно его родичи должны были править племенами Афанасьевской культуры на Енисее, а до того момента жить в Среднеазиатском Двуречье.
Все эти предположения резко противоречат библейским преданиям. Поэтому мы должны сделать вывод о том, что, скорее всего, Иапет действительно мог быть прадедом Гаика, но не мог быть братом Хама и сыном Зиусудры.
В то же время Ной не мог быть отцом Хама, так как по армянским и библейским преданиям после потопа он жил не в Шумере или Египте, где начали править потомки Хама, а далеко к северу у горы Арарат. Зиусудра же после потопа оказался не у горы Арарат, а у горы Нисир. На основании выше изложенного можно ещё раз сделать вывод о том, что Ной был очевидцем не Всемирного потопа, а потопа 2297 до н.э. Поэтому Хам не мог быть его сыном.
Что касается Иапета, то армянские предания называли его сыном (потомком) Ксисутруса (Зиусудры) и братом Зервана и Титана. Согласно греческим преданиям, Иапет относился к титанам, то есть к людям высокого роста. Соответственно, и брат его Титан тоже был таким же. Имя Гаика, правнука Иапета, переводится как Исполин. По некоторым библейским преданиям Ной во время потопа спасся вместе с Огом, великаном. Скорее всего, тот тоже находился в родстве с Иапетом и его братьями. Все они, если верить армянским преданиям, скорее всего, были потомками Ксисутры (Зиусудры) и, возможно, его сына Хама.
В отношении родства Адама и Зиусудры можно сказать следующее. Если родителями Адама действительно были Сиф (Фуси) и Ва (Ева), то Зиусудра, он же Зевс – отец Скифа (Сифа), мог быть дедом Адама. При таком допущении потомки Адама вплоть до Ламеха могли жить в Скифии (Поволжье) рядом с исседонами и мэншуанами и относиться к племенам Льяловской археологической культуры.
Примерно в 3200 до н.э., то есть как раз после Всемирного потопа, в Поволжье в поселении Сахтыш I появился первый слой этой культуры. Археологи считают её чужеродным элементом среди местных культур. По мнению антропологов, у погребённых обнаруживались южные черты лица. Затем случилось новое наводнение. Поселение было занесено илом. Скорее всего, это произошло при Еносе. В 3000-2850 до н.э. здесь существовал второй культурный слой той же культуры. Третий культурный слой существовал уже после 2850 до н.э., то есть со времён Иареда (Рода?) и появления здесь ангелов или Сынов Божьих и продолжался вплоть до 2550 до н.э., то есть до времён Мафусала. Племена, родственные льяловцам, занимали огромную территорию между Кольским полуостровом, Украиной, Уральским хребтом и Балтикой. Проживание вместе с ними потомков Адама объясняет также причину появления в языке местных финно-угров таких слов, как аедем (человек) и еви (женщина).
И, наконец, защищая самих же авторов Ветхого завета, мы невольно должны придти к выводу о том, что в своём изложении они совершили одну незначительную ошибку, когда детьми Ноя называли Сима, Хама и Иапета. Эти персонажи действительно могли быть детьми очевидцев потопа, но это были разные очевидцы: Зиусудра и Ной. Устные предания соединили их в один персонаж. Подобным образом это произошло, например, много позже в русских былинах с Александром Поповичем. Один Александр Попович служил киевскому князю в 1000-1004 годы, а другой – в 1218-1223. Однако былины представили их нам как одного героя.
(продолжение см. глава 64. Восточные иноземцы Китая http://www.proza.ru/2008/05/28/13)
На картине вверху Фуси и Ва (Нюй-Ва)
(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)

Где и когда Ной построил ковчег

Одним из самых загадочных и интересных ветхозаветных персонажей является спаситель рода человеческого – патриарх Ной. Но если легенда о гигантском судне родом из Месопотамии, на котором было собрано «каждой твари по паре», известна всем и вся, то мало кто знает, в каком году Ной построил ковчег.

Время строительства

Если обратиться к первоисточнику – Библии – возникнет много вопросов касательно даты возведения великолепного судна. В тексте главной книги христиан нет четкого упоминания о том, когда Ной начал строительные работы. Но из 6 главы Бытия можно понять, что Господь повелел Ною соорудить ковчег, когда последнему было 500 лет.

Существует 2 версии рождения Ноя:

  • по данным масоретских текстов – это 1056 год от Сотворения мира;
  • в Переводе семидесяти толковников (альтернативное название – Септуагинта) указан 1663 год с момента создания мира.

Исходя из того, что Ною было 600 лет на момент окончания строительства плавательного средства, а также беря в расчет разницу между старорусским летоисчислением и современным в 5508 лет, можно выделить 2 возможные даты окончания работ:

  • 1156 год от Сотворения мира, или 4352 год до н.э.;
  • 1763 год от Сотворения мира, или 3745 год до н.э.

Соответственно, с момента создания Ноева ковчега прошло 5763-6370 лет.

Исследователи NAMI в 2017 году нашли части древнего корабля на высоте 4 тыс. м от уровня моря на горном хребте Арарат. По утверждению ученых, вероятность того, что это судно является так называемым Ноевым ковчегом составляет порядка 99,9%, что совпадает с «библейской традицией». Но пока что никто точно подтвердить или опровергнуть эти громкие заявления не смог. В любом случае найденные обломки, покрытые значительным слоем вулканических пород, несут в себе огромную историческую ценность, так как содержат характерные элементы, лестницы, куски цельной окаменевшей древесины. Если судить по возрасту найденных фрагментов, то он составляет порядка 4800 лет. Именно такую цифру показал углеродный анализ.

Правда или легенда?

До сих пор до конца не ясно, был ли на самом деле Ноев ковчег. Ответ на этот вопрос официальная наука дать точно не может. Реально лишь проанализировать данные археологических раскопок, которые могут иметь непосредственное отношение к библейской легенде. Исследователями со всего мира долгое время (если быть точнее, с начала IV века) предпринимались попытки отыскать плавательное средство, но ни одна из них до сих пор не увенчалась успехом с научной точки зрения. Да, было найдено много древних артефактов, обломков, текстов и т.д., однако однозначных доказательств принадлежности находок к теме исследования до сих пор нет.

Доводы «за»

Первым человеком, который начал искать обломки корабля, можно назвать Фридриха Парро, совершившего впервые в истории подъем на Арарат в 1829 году, тем самым нарушив местное табу на восхождение на горный хребет. В 1840 году по сохранившимся документам одной турецкой экспедиции можно судить о том, что ее участники наткнулись на гигантский деревянный каркас, который, по их наблюдению, предназначался для перевозки скота. В 1876 году Лордом Брайсом был обнаружен на высоте 3,9 км кусок древней древесины. В одной из статей британского журнала от 14.11.1892 г. можно найти упоминание о библейском плавательном средстве от Джона Джозефа Нури.

Уже в 1949 году ЦРУ получило фотографии Арарата, но доступ к ним был получен лишь к середине 90-х годов. На снимках можно разглядеть легендарные очертания, которые в длину составляют 140 м, что соответствует размерам Ноева ковчега. Геологи сочли качество фото недостаточным для однозначного суждения об этимологии происхождения останков. Нужно отметить, что попытки сфотографировать корабль предпринимались многими. Так, в 1953 году Джордж Грин отправился в собственную воздушную экспедицию и получил уникальные кадры, которые, по его словам, подтверждали факт существования библейской легенды. Примечательно, что после смерти нефтяника в 1962 году все полученные фотографии исчезли.

Исследователь из Франции Фернан Наввара не ограничился одними лишь фото, а привез в 1955 году с Арарата остатки древней доски возрастом почти в 5 тыс. лет.

В XIX веке на горе Арарат можно было встретить несколько экспедиций, участники которых не теряли надежды прикоснуться к «легенде всемирного потопа». Многие из них даже утверждали, что находили нечто похожее на форму кормы. К примеру, Джон Джозеф в 1887 году утверждал, что библейский корабль существует, после своего путешествия на «святые места». В итоге этот человек, который также себя окрестил архиепископом Вавилона, не получил одобрения на транспортировку обломков древнего корабля (если они вообще были им найдены) и провел остаток дней в калифорнийском госпитале для умалишенных.

В 2000-2003 гг. учеными были получены фото горных вершин со спутника, на которых верующие обнаружили «нечто», напоминающее по форме очертания корабля. Ученые гипотезу быстро опровергли, сославшись на то, что дерево не смогло бы сохраниться в таких погодных условиях. Они же предположили, что плавательное средство Ксисутроса расположено у подножья горы.

Уже в 2007 году американские исследователи сообщили в СМИ о том, что подобный объект был найден на Эльбрусе на северо-западе Ирана. Таким образом, точное место, где Ной построил ковчег, неизвестно до сих пор. Даже в Библии указано, что он остановился не на Арарате, а «на горах Араратских», т.е. их было множество. Согласно тексту Корана, последним пристанищем корабля стала гора Ал-Джадда.

Интересные факты

  1. Студенты британского университета Лестера провели расчеты, в основе которых лежал принцип Архимеда, пытаясь понять, насколько размеры, указанные в Бытии (6:13-22), могли обеспечить спасение существовавших в те времена животных «в паре». Вывод удивил многих: средство действительно способно было не только уместить порядка 35 тыс. видов, но и «держаться на плаву». Итого средство способно было выдержать 70 тыс. животных. При этом материал, из которого должен был состоять корабль, – кипарис, а не кладрастис или «гофер» согласно Бытию 6:14, указанный в библейской книге.
  1. Время плавания ковчега – 150 дней или 5 месяцев. По другой версии – 190 дней, если считать дождь, продлившийся 40 дней. Если брать в расчет момент полного высыхания суши, на которое ушло около 133 суток, то получится, что семья и звери провели на плаву 330 дней, т.е. почти календарный год.
  2. В древних летописях написано, что в тот день, когда люди найдут обломки судна, наступит Конец света. Сторонников данной теории можно найти и в наши дни.
  3. Согласно легенде, из всех пернатых Ной впустил на «спасительную палубу» в первую очередь ворона.
  4. Бог не только сказал Ною построить ковчег. Он дал практические рекомендации по его размеру в «локтях» — единица измерения, равная примерно 43 см. Если перевести в метрическую систему, получатся примерные размеры: 144 м в длину, 24 м в ширину и 14 м в высоту. Объем судна составлял по разным источникам порядка 39,6-42,5 тыс. куб. м. Для сравнения: объем вагонов товарного поезда составляет 76 кубометров, соответственно, корабль способен был вместить около 522 таких вагонов. Его водоизмещение оценивается на уровне 13,96 т. Любопытно, что это единственное плавательное средство из упоминавшихся в Библии с указанием точных размеров.
  1. Это огромный деревянный ящик, который не был предназначен для целенаправленного передвижения по воде, однако позволял сохранять устойчивое положение и «плыть по течению».
  2. Высота изобретения, по оценкам экспертов, достигала размеров трехэтажного дома, а длина составляла около 1,5 футбольных полей.
  3. Пропорции судна применяются в судостроении сегодня и равны 6:1.
  4. По данным исследователей, запасы продуктов составляли 15% плавательного средства, воды – 10%. Причем устройство судна позволяло собирать дождевую воду.
  5. Существует как минимум 240 культур мира, признающих всемирный потоп. О данном явлении также свидетельствовали животные останки в горных породах, которые находят во всем мире. Даже Леонардо да Винчи поразило наличие в Альпах окаменелых морских существ.
  6. В Голландии можно отыскать точную копию судна, производство которого спонсировал местный миллионер.

  1. Первое дерево, посаженное Ноем по окончании потопа был виноградник. Он был виноделом. Это самое древнее растение, упоминание о нем встречается около 200 раз в Новом и Ветхом заветах. По некоторым данным, Ной в последствии имел пристрастие к вину.
  2. Ной считается человеком, который жил дольше всех – 969 лет.
  3. Такое небесное явление, как радуга, является даром Бога потомкам Ноя в знак обещания никогда больше не истреблять людской род. Об этом указано в Бытии 9:12-13.
  4. Согласно иудаизму, любой верующий обязан исполнять Семь законов Ноя, переданных человечеству после всемирного потопа. К таким законам относятся вера в Бога единого, запрет богохульства, убийства, прелюбодеяния, воровства, уважение к животным и обязанность создания и следования законам. В христианстве же потоп является прообразом крещения и, соответственно, Церкви.

Библия Онлайн

Ной строит ковчег

Убийство Каином брата Авеля положило начало проникновению в мир зла.

Людей на земле становилось все больше, и они становились все более изобретательными и находчивыми. Они придумывали разные вещи, которые облегчали им жизнь и украшали ее. Но вместе с полезным и прекрасным люди находили все новые и новые способы уклоняться от послушания Богу и наносить вред своим ближним.

И Бог раскаялся, что создал человека. Люди извратили образ Божий в себе и не захотели быть подобием Божьим. Прекрасная некогда земля наполнилась отвратительными злодеяниями. Чтобы покончить со всеми безобразиями, которые чинили люди, Бог решил истребить жизнь на земле, а затем начать все заново.

Но был один человек, который любил Бога и повиновался Ему. Этот праведник делал только хорошее и избегал греха. Звали его Ной.

И вот настал день, когда Бог призвал Ноя и сообщил ему о Своем решении:

— Конец пришел всему живому на земле, ибо прекрасная некогда земля наполнилась злодеяниями. Чтобы положить им конец, Я пошлю небывалый потоп, и все люди, все живое погибнет. Останешься только ты, твоя семья и еще некоторые живые существа. Но чтобы спастись, ты должен построить ковчег.

Затем Бог рассказал Ною, как построить огромный ковчег, который уцелел бы во время потопа. Для ковчега Ной должен был использовать особую породу дерева. Готовый ковчег ему следовало снаружи и изнутри тщательно осмолить, чтобы вода не проникала в щели между досками.

Ковчег должен быть достаточно велик, чтобы вместить не только всю семью Ноя — его жену и троих сыновей с женами, — но и кое-кого еще. Ведь кроме своей семьи Ной должен был взять в ковчег по паре животных, которые после потопа дали бы начало новой жизни на земле.

Ной все сделал так, как ему велел Бог. Забросив все свои дела, он принялся за постройку ковчега. Все же прочие люди продолжали заниматься своими повседневными делами, не задумываясь над тем, зачем Ной сооружает такой огромный корабль. Нежелание грешных и самоуверенных людей хоть на миг оторваться от привычных дел и задуматься над грозными предостережениями сделало их гибель неотвратимой.

  • < Первое убийство
  • НОЕВ КОВЧЕГ

    Многое не нравилось Богу в поведении людей, размножавшихся на земле. Они заслуживали серьезного наказания за совершенные ими злодеяния. Но человеколюбивый Бог медлил, надеялся, что люди исправятся сами. Но люди не исправлялись. Наконец Бог не выдержал и назначил срок для их исправления — 120 лет. Если за это время они не станут вести себя лучше, то Он пригрозил им всем гибелью. Прошли эти годы. Ничего не изменилось, люди вели себя еще хуже, чем прежде.

    От рода Каина пошли нечестивые люди, «сыны человеческие», а от рода Сифа — благочестивые, «сыны Божий». А поскольку они жили все вместе, то со временем «сыны Божий» переняли все плохое от «сынов человеческих» и забыли своего первого Создателя.

    Только один из потомков Сифа — праведный Ной со своим семейством, остался верным Господу, он благодарил Бога за дарованную ему жизнь, за все прочие блага, устраивал жертвоприношения.

    На земле же не прекращались злодеяния. Все забыли, кому они обязаны своим появлением. Бог взирал на нечестивых людей с большим негодованием. Как-то Он не выдержал, призвал к Себе Ноя и сказал ему, что зло, творимое на земле, переполнило Его терпение. Настало время для наказания людей. Он напустит на землю большую воду, такую большую, что все живущие на земле погибнут в мучениях. Но среди нечестивых остались благоверные — Ной и его семейство, они не погибнут. Чтобы спастись от воды, Ною надо построить ковчег — 300 локтей в длину, 50 — в ширину и 30 — в высоту.

    Ной не умел мастерить, и Бог подсказывал ему, что надо делать и как. Ной вместе с сыновьями рубил деревья, обрабатывал их, сколачивал готовые бревна и доски. Ковчег получился большой, просторный, в нем было много места. Бог сказал Ною, чтобы он просмолил его снаружи и внутри и сделал сбоку дверь для входа и сверху одно окно, которое бы плотно закрывалось. Это окно понадобится ему, чтобы узнать, схлынули воды или нет. Наконец Ной построил ковчег, осмотрел его и остался доволен. Остался доволен и Бог.

    Затем Господь повелел Ною взять в ковчег животных: от чистых скотов по семь, а нечистых — по паре, чтобы они были мужского и женского пола, и всех птиц и пресмыкающихся взять по семь и чтобы все остались в живых. «Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею».

    Когда все было готово, Бог сказал Ною, что через неделю он начнет изливать воды на землю, и начнется потоп. Вода будет литься сорок дней и сорок ночей. За это время все живое исчезнет с лица земли.

    Послушный Ной сделал так, как велел ему Бог. Он ввел в ковчег свою жену, своих сыновей и жен сыновей, затем погрузили животных. После этого Бог затворил за ними дверь. И после этого на землю потекли воды, которые текли из источников великой бездны. Сорок дней и сорок ночей лился на землю нескончаемый дождь. Уже все было в воде. Исчезли самые высокие горы, глубокими стали все моря. И только ковчег свободно плавал по волнам.

    За сорок дней, пока шла вода, на земле погибло все живое. В живых оставались только Ной с семейством и животные, которых он взял с собой в ковчег. Все нечестивые были наказаны. Тогда Бог навел на землю ветер. Воды перестали изливаться из бездны, прекратился дождь, воланы утихли, вода стала постепенно убывать, появились вершины гор. И ковчег, гонимый ветром, остановился у Араратских гор.

    Ной открыл верхнее окно и выпустил ворона. Тот полетал немного и вскоре вернулся обратно, не найдя места, где можно было отдохнуть. Через некоторое время Ной выпустил голубя, но и голубь вскоре вернулся в ковчег. Еще через семь дней Ной снова выпустил голубя и хотя тот вернулся, но у него в клюве был лист масличного дерева. Это означало, что вода сошла и на земле появились растения. Но Ной не спешил выходить из ковчега, он в третий раз выпустил голубя. И тот уже не вернулся. Значит, нашел себе место для жизни, значит, вода спала.

    Тогда Ной открыл верхнее окно, сам посмотрел вокруг и убедился, что вода ушла, земля появилась и высохла. И тут Бог сказал Ною, чтобы выходил он из ковчега, выводил свою семью и всех взятых с собой животных. Пусть они разойдутся по всей земле, пусть плодятся и размножаются.

    Наконец после многодневного пребывания в ковчеге все семейство Ноя вышло на свободу, на твердую землю. За ними вышли все животные, скоты и прочая живность. Первым делом Ной устроил жертвенник для воздания Господу Богу благодарения за спасенные жизни. Он взял из всякого скота чистого, из всех птиц чистых и принес их на жертвенник для сожжения. Бог уловил приятный аромат жареного мяса. Это ему понравилось и сказал Он про себя: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего… Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

    И чтобы Ной поверил Богу, Он попросил его взглянуть на небо. Ной поднял голову и увидел многоцветную радугу, воссиявшую на небе. Она была столь красива, что Ной не мог отвести от нее глаз. И сказал Бог, что радуга — это знамение завета между Богом и всеми живыми существами на земле. «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».