Кто такой пимен
Содержание
Среди выдающихся церковных деятелей ХХ века особое место занимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; † 3 мая 1990). Родился будущий Всероссийский Патриарх в городе Богородске Московской губернии 23 июля 1910 года в семье служащего. Его жизнь большей частью пришлась на период ожесточенной борьбы безбожной власти с Церковью Христовой, а его патриаршество (1971–1990 гг.) для Русской Православной Церкви знаменовало постепенное ослабление влияния атеизма и начало возрождения Православия в России.
В жизни Патриарха Пимена были события, вполне достойные жития святого. В семье Извековых (жили они в городе Богородске, ныне Ногинске) после рождения первого ребенка – дочери Марии, все последующие дети умирали в младенчестве. Когда родился сын Сережа, мать дала обет посвятить дитя Богу, и с таким благодатным напутствием ребенок благополучно вырос. С матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – Лавра вообще производила на будущего Патриарха Пимена совершенно особое впечатление, здесь он нашел и свое последнее упокоение.
Уже в пятнадцать лет Сергей Извеков стал иноком, в семнадцать лет он принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пимена Великого. Столь раннее посвящение себя монашеству соответствовало стремлениям сердца будущего Первосвятителя Церкви Русской. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен руководил хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого.
В 1931 году монах Пимен был рукоположен во иеродиакона в Богоявленском храме г. Москвы, и там же в январе 1932 года была совершена его хиротония во иеромонаха. Он продолжает управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов.
В эти годы иеромонах Пимен дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского «Реквиема» (известного еще под названием «Русь уходящая») особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен (Извеков).
Знавшие Патриарха Пимена люди отзываются о нем как о настоящем монахе. Когда в 1970 году земной мир покинул Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), в преддверии избрания нового предстоятеля Церкви митрополит Алексий (Ридигер) дал такую характеристику будущему первосвятителю: «Митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие, любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало» (Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Ниж. Новгород, 1998. С. 359).
В официальной биографии Патриарха Пимена есть некоторые пробелы, невыясненные детали отдельных событий в жизни, в частности, с начала 1930-х гг. и вплоть до 1945 г. По некоторым источникам, в 1932 году молодой иеромонах Пимен был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии; в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и осуждён на три года лишения свободы. Отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области, а в 1937 году, после окончания срока, его подвергли высылке в город Андижан Узбекской ССР. Работал на строительстве Большого Ферганского канала. Об этом времени Патриарх говорить не любил или говорил кратко: «Тяжело было. Слава Богу, что все прошло». Как-то он сказал: «Да-да… пришлось рыть каналы». На вопрос, откуда он знает узбекский язык, он ответил: «Да… пришлось… Я там ведь работал, рыл каналы». Затем до начала Великой Отечественной войны он заведовал домом санитарного просвещения.
В августе 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.
Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко в Подольском архиве Советской Армии, иеромонах Пимен был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, «28 июня 1943 года пропал без вести, исключён приказом ГУК НВС № 01464 от 17 июня 1946 года».
Вообще, в официальной биографии особенно мало освещается служение иеромонаха Пимена во время Великой Отечественной войны. Современный историк Нина Павлова приводит весьма интересные данные: «Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: «Батя, молись. Куда нам идти?» У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона, и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся» (http://www.blagogon.ru/biblio/3/).
Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме. Затем о. Пимен продолжал свое служение в Одесской епархии в должности помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии. С тех пор начался путь церковно-административного служения будущего первосвятителя. Он был наместником Псково-Печерского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископом Балтским, архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, а затем Крутицким и Коломенским, занимал также высокую должность управляющего делами Московской Патриархии. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский), буквально за день до своей кончины, возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения.
После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, Митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. 3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Известно, что после кончины Патриарха Алексия I, одним из вероятных кандидатов в предстоятели Русской Церкви был митрополит Никодим (Ротов). При всех своих многочисленных заслугах и дарованиях, митрополит Никодим отличался одной особенностью – он страстно любил католичество. Именно он провел через Синод в 1969 году решение о допустимости причащать католиков в случае необходимости в православных храмах, что так никогда и не было воспринято церковной полнотой: когда Русская Церковь снова стала обретать свободу, в 1986 году это решение было Святейшим Синодом отменено. Кандидатура митрополита Никодима ассоциировалась в глазах православной паствы с влиянием католичества и экуменизма. Святейший же Пимен производил совсем другое впечатление – строгая верность Православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, величественное служение. Всем православным москвичам памятны истовые службы Святейшего Пимена в московском Елоховском соборе, его проникновенное и строго молитвенное чтение покаянного канона прп. Андрея Критского навсегда останется высокодуховным образцом совершения богослужения
В его лице видели настоящего отца и заботливого пастыря, молитвенника о душах людей и хранителя церковных канонов и традиций. В патриаршество Святейшего Пимена со стороны советской власти уже не было прежних массовых репрессий духовенства или верующих мирян, однако государство продолжало осуществлять жесткий, тотальный контроль над Церковью. Даже маршрут своих поездок первосвятителю приходилось согласовывать с властями. Более половины населения страны, на момент начала патриаршества Святейшего Пимена, составляло поколение, воспитанное вне влияния Церкви. Тем не менее, через десять лет положение уже изменилось в лучшую сторону – к Богу обращались люди, выросшие в атеистических семьях, возросло число крещений взрослых людей.
Ключевым моментом стало празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. – этот юбилей привлек внимание к Православию всей общественности. На Русскую Православную Церковь, на ее Патриарха, вообще на веру в Бога стали смотреть совершенно иначе. С этого момента взаимоотношения Церкви с одной стороны, государства и общества с другой кардинально изменились.
Святейший Пимен не дожил до окончательного торжества Православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению. Летом 1988 года врачи диагностировали, что Патриарх Пимен серьезно болен и нуждается в срочной операции. Однако он отказался от операции, сказав: «На все воля Божия». Ему пророчили смерть через несколько месяцев, а он прожил еще почти два года и скончался 3 мая 1990 года.
Похоронен Патриарх Пимен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Верность воле Божией и в жизни, и в смерти, и в своей церковной политике, и во взаимоотношениях с окружающими людьми – вот что отличало Святейшего Патриарха Пимена.
* * *
Известный старец, архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года в день интронизации на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена. Вот слова старца Иоанна:
«…И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.
Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.
Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.
Третье. Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу.
Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».
Дай Бог всем нам следовать завещанию Святейшего Патриарха Пимена, хранить нашу православную веру и многовековые церковные традиции.
И да упокоит Господь его душу в обителях Своего Небесного Царства!
2.05.2015
Священник Валерий Духанин
Пимен (патриарх Московский)
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Пимен и фамилией Извеков.
Его Святейшество | |||||||||||
Патриарх Пимен | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
фото 1976 года | |||||||||||
14 (15)-й Патриарх Московский и всея Руси
|
|||||||||||
3 июня 1971 — 3 мая 1990 (местоблюститель с 18 апреля 1970 года) |
|||||||||||
Избрание | 2 июня 1971 | ||||||||||
Интронизация | 3 июня 1971 | ||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||
Предшественник | Алексий I | ||||||||||
Преемник | Алексий II | ||||||||||
6-й Управляющий делами Московской патриархии
|
|||||||||||
25 февраля — 22 декабря 1964 | |||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||
Предшественник | Киприан (Зёрнов) | ||||||||||
Преемник | Алексий (Ридигер) | ||||||||||
Митрополит Крутицкий и Коломенский
|
|||||||||||
9 октября 1963 — 2 июня 1971 | |||||||||||
Предшественник | Питирим (Свиридов) | ||||||||||
Преемник | Серафим (Никитин) | ||||||||||
Митрополит Ленинградский и Ладожский
|
|||||||||||
14 ноября 1961 — 9 октября 1963 | |||||||||||
Предшественник | Гурий (Егоров) | ||||||||||
Преемник | Никодим (Ротов) | ||||||||||
Архиепископ Тульский и Белёвский
|
|||||||||||
16 марта — 14 ноября 1961 | |||||||||||
Предшественник | Антоний (Кротевич) | ||||||||||
Преемник | Алексий (Коноплёв) | ||||||||||
4-й Управляющий делами Московской патриархии
|
|||||||||||
5 июля 1960 — 14 ноября 1961 | |||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||
Предшественник | Николай Колчицкий | ||||||||||
Преемник | Киприан (Зёрнов) | ||||||||||
Епископ Дмитровский,
|
|||||||||||
26 декабря 1957 — 14 ноября 1961 | |||||||||||
Предшественник | Виталий (Введенский) | ||||||||||
Преемник | Киприан (Зернов) | ||||||||||
Епископ Балтский,
|
|||||||||||
17 ноября 1957 — 26 декабря 1957 | |||||||||||
Предшественник | Герасим (Строганов) | ||||||||||
Преемник | Донат (Щёголев) | ||||||||||
Имя при рождении | Сергей Михайлович Извеков | ||||||||||
Рождение | 10 (23) июля 1910 село Кобылино, Малоярославецкий уезд, Калужская губерния, Российская империя |
||||||||||
Смерть | 3 мая 1990 (79 лет) Москва, СССР |
||||||||||
Похоронен | Троице-Сергиева лавра | ||||||||||
Принятие священного сана | 12 января 1931 | ||||||||||
Принятие монашества | 4 октября 1927 | ||||||||||
Епископская хиротония | 17 ноября 1957 | ||||||||||
Награды |
|
||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
Патриарх Пи́мен (в миру Серге́й Миха́йлович Изве́ков; 10 июля 1910, село Кобылино, Малоярославецкий уезд, Калужская губерния, Российская империя — 3 мая 1990, Москва, СССР) — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси (3 июня 1971 — 3 мая 1990).
Тезоименитство — 27 августа по юлианскому календарю (преподобного Пимена Великого).
Биография до патриаршества
Сережа Извеков. 1925 год.
Родился 10 июля 1910 года Богородск (ныне Ногинск)) в семье Михаила Карповича Извекова, который родился здесь же в 1867 году и работал механиком на фабрике Арсения Морозова в пос. Глухово. Мать — Пелагея Афанасьевна — была верующей женщиной, совершала паломничества в монастыри.
Учась в средней школе, в начале 1920-х годов уже пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева).
В 1923 году Извеков приглашён в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска, где проходил обучение вокалу у профессора Александра Воронцова.
В 1925 году, после окончания школы, переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре на ул. Большая Лубянка.
Нёс послушание регента в храме Пимена Великого, в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове и в других храмах Москвы.
4 октября 1927 года, семнадцати лет, принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого в Пустыни Св. Духа Параклита, скита Троице-Сергиевой Лавры.
16 июля 1930 года рукоположён во иеродиакона архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским), управлявшим тогда Московской епархией; 12 января 1931 года — во иеромонаха в Богоявленском соборе в Дорогомилове (храм был разрушен в 1938 году).
Вдова художника Павла Корина Прасковья Корина подтверждала, что один из этюдов к его картине Реквием (Русь уходящая), который сам мастер называл «басы-профундо» (Двое) в лице молодого монаха изображает о. Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х годов. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года», также написан с будущего Патриарха Пимена.
Официальные прижизненные биографии не содержат никаких сведений о последующих годах вплоть до 1945 года, к которому переходят стереотипной фразой: «Окончание войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме Владимирской области».
Согласно одной из версий его биографии, в тот период иеромонах Пимен не принял «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и до 1945 года не состоял в общении со структурами в юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского).
В 1932 году был призван на два года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии.
М. И. Одинцов приводит две версии биографии Пимена.
В первом случае, дезертировал, жил по подложным документам в Москве, был осуждён по обвинению в дезертирстве и до осени 1941 года отбывал наказание на строительстве канала Москва—Волга и в ссылке в Узбекской ССР. В 1944 году был осуждён на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945 году амнистирован в связи с победой над Германией.
Согласно второй версии, в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства; был осуждён на три года лишения свободы; отбывал срок на строительстве канала Москва—Волга в городе Химки Московской области; в 1937 году, после окончания срока, был подвергнут административной высылке в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения; в июне 1941 года был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.
Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко, в Центральном архиве Министерства обороны (Подольск), был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, «28 июня 1943 года пропал без вести, исключён приказом ГУК НВС № 01464 от 17 июня 1946 года». Однако в открытом банке данных Минобороны (ОБД Мемориал) значится несколько людей по имени Извеков Сергей Михайлович, из которых только один 1910 г.р. похоронен в братской могиле под Сталинградом. Старший лейтенант Извеков С. М. был командиром роты 702-го стрелкового полка, пропал без вести в районе Мерефы под Харьковом 28.08.1943, в дальнейшем осуждён как оказавшийся в живых. Никаких достоверных сведений о том, что монах Пимен мог получить звание старшего лейтенанта и командовать ротой, нет.
По сведениям архимандрита Дионисия (Шишигина), с сентября 1945 года по февраль 1946 года проходил лечение в Московском областном туберкулёзном институте от туберкулёза позвоночника; 20 марта 1946 года епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме.
В августе 1946 года переехал в Одессу, став сначала настоятелем крестового архиерейского храма, а затем казначеем Ильинского монастыря. В Одессе оказался под началом и покровительством епископа Сергия (Ларина) (в недавнем прошлом обновленческого архиерея, рукоположённого Александром Введенским), с которым перебрался в 1947 году в Ростов-на-Дону. В начале 1947 года в течение нескольких месяцев, по просьбе Рязанского епископа Иеронима (Захарова), нёс послушание ключаря Борисоглебского собора в Рязани, но был вынужден уехать в связи с недовольством его деятельностью местных органов власти.
2 декабря 1947 года указом епископа Сергия игумен Пимен был назначен секретарём Ростовского епархиального управления; 9 марта 1948 года — ключарём Ростовского кафедрального Рождествобогородичного собора.
С 12 августа 1949 года — наместник Псково-Печерского монастыря; 13 апреля 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием возведён в сан архимандрита.
С 1954 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Епископ
Епископ Пимен.
17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе города Одессы хиротонисан во епископа Балтского, викария Херсонской епархии. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиепископ Херсонский и Одесский Борис (Вик) и Кишинёвский и Молдавский Нектарий (Григорьев), епископ Кировоградский и Николаевский Иннокентий (Леоферов) и епископ Переяслав-Хмельницкий Нестор (Тугай).
С 26 декабря 1957 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.
С июля 1960 по 14 ноября 1961 года управляющий делами Московской Патриархии.
23 ноября 1960 года возведён в сан архиепископа.
С 16 марта 1961 года — архиепископ Тульский и Белёвский.
По его докладу Архиерейский Собор 18 июля 1961 года внёс изменение в «Положение об управлении РПЦ», полностью устранив настоятелей храмов и епископов от хозяйственной деятельности (что фактически противоречит канонам).
С 14 ноября 1961 года — митрополит Ленинградский и Ладожский.
С 9 октября 1963 года — Крутицкий и Коломенский.
С 25 февраля по 22 декабря 1964 года — вновь управляющий делами Московской Патриархии.
С 14 мая по 7 июля 1966 года временно управлял Горьковской епархией. 4—5 июня 1966 года посетил Горький и Арзамас; совершил литургию в арзамасском Воскресенском соборе.
В последние годы жизни Патриарха Алексия I встал вопрос о его преемнике. В консервативной части Церкви были распространены опасения, что им может стать едва достигший 40-летия митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), имевший репутацию крайне властного человека и известного своей экуменической деятельностью. По ряду свидетельств, сам Патриарх желал видеть своим преемником Преосвященного Пимена; а о Никодиме отзывался в своих беседах с Председателем Совета по делам религий при СМ СССР В. А. Куроедовым: «Но он ещё молод. Пожалуй, это не поймут. Пимен на пост патриарха больше подходит. Патриарху совсем не нужно быть активным путешественником по другим странам. Он может быть как бы в стороне, а выступать патриарху следует тогда, когда это нужно».
Местоблюстительство и Поместный Собор 1971 года
Основная статья: Поместный собор Русской православной церкви (1971)
После смерти Патриарха Алексия I 17 апреля 1970 года, в соответствии с Положением об управлении Русской Православной Церковью, как старейший по хиротонии постоянный член Синода, вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Однако Поместный Собор, избравший митрополита Пимена Патриархом, удалось провести только через год, так как власти не позволили провести Собор в год столетия Владимира Ильича Ленина. Собор открылся 30 мая 1971 года, и митрополит Пимен, по должности Патриаршего местоблюстителя, председательствовал на нём.
Важнейшее деяние Собора — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом («Об отмене клятв на старые обряды»), посвящённым теме отношения к старым обрядам в Российской Церкви, выступил митрополит Никодим. Он также прочёл содоклад об экуменической деятельности РПЦ.
2 июня 1971 года, в заключительный день собора, единогласно открытым голосованием, митрополит Пимен был избран Патриархом Московским и всея Руси. Настолован 3 июня того же года.
Патриарх Пимен в Храме Гроба Господня. Иерусалим. 1972 г. Подпись Патриарха Пимена.
С точки зрения государственной политики в отношении религии и Церкви, период патриаршества Пимена распадается на два неравных периода: до празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 год) и последние два года.
В первый период государство проводило политику жёсткого контроля над деятельностью Церкви. Количество открытых храмов уменьшалось, всякая внехрамовая деятельность духовенства преследовалась. В частности, Патриарх Пимен был лишён возможности совершать первосвятительские визиты в епархии. Кроме Одессы, куда он регулярно выезжал на отдых в Успенский монастырь, ему было позволено лишь один раз посетить Киев и несколько раз — Ленинград. В тех условиях Патриарх, чтобы не обострять ещё больше отношения с властью, проводил лояльную политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» Александра Солженицына с призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия (Дикуна), обратившегося к Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 году в архиепископский сан.
В дни проведения в Москве игр XXII Олимпиады 29 июля 1980 года посетил Олимпийский стадион, 1 августа — Олимпийскую деревню и часовню в ней, 4 августа присутствовал на закрытии игр.
15 сентября 1980 года открылся завод Художественно-производственного предприятия «Софрино» в посёлке Софрине Московской области, построенный на территории, выделенной правительством СССР в 1972 году по просьбе Патриарха Пимена.
Первым из Московских Патриархов посетил Святую Гору Афон (1972) и выступил с речью в Организации Объединенных Наций — на Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (Нью-Йорк, июнь 1982).
С приходом 12 ноября 1982 года к власти Андропова ужесточилось преследование религиозных диссидентов.
Второй важнейший, хотя и кратковременный, период 1988—1990 годов — разгар перестройки, время отказа руководства СССР во главе с Горбачёвым от политики государственного атеизма, когда начали массово открываться новые приходы, возобновлялась монашеская жизнь некоторых закрытых прежде монастырей, создавались новые духовно-учебные заведения. Этот отрезок времени совпал с крайне тяжёлым состоянием здоровья Патриарха, когда он не был в состоянии активно заниматься неотложными делами; тем не менее, он находил силы для встреч с Горбачёвым, что было чрезвычайно значимыми событиями для того времени.
В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 год их число уменьшилось на 213, но в 1987 году впервые после середины 1950-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 году было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам.
Основная статья: 1000-летие крещения Руси
23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.
17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти К. У. Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии К. М. Харчева, сменившего В. А. Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.
1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. 29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.» Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.
Основные юбилейные торжества проходили с 5 по 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.
6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, совершивший прославление в лике святых ряда подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, Ксении Блаженной.
12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.
Вселенский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года.
Последние годы. Кончина
9 октября 1989 года состоялась канонизация патриарха Иова и патриарха Тихона на приуроченном к торжествам в связи 400-летием учреждения патриаршества в Московской церкви Архиерейском соборе, проходившем 9—11 октября 1989 года в Даниловом монастыре, что положило начало последующему прославлению новомучеников и исповедников Российских.
После 1984 года патриарх тяжело болел (на войне он заработал туберкулёз позвоночника, а в последние годы страдал раком кишечника) и надолго отходил от управления повседневными делами Церкви. Следствием этого стала борьба за власть вокруг него: прежде всего за должности управляющего делами Московской патриархии и председателя хозяйственного управления. На последней должности с 1988 вплоть до 1990 года находился епископ (впоследствии архиепископ) Зарайский Алексий (Кутепов), имевший репутацию любимца Патриарха.
Архиерейский собор, проходивший 30—31 января 1990 года, принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло им в СССР (на Украине и в Белоруссии) бо́льшие права в самоуправлении; зарубежные экзархаты РПЦ упразднялись, а образованные ранее в рамках экзархатов епархии Русской церкви приобрели самостоятельность.
Скончался на 80-м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке 3 мая 1990 года; погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, патриарха Алексия I.
«Завещание» патриарха Пимена
По свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина), патриарх Пимен сказал ему однажды то, что тот записал для себя как завещание:
- Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
- Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин 14, 6). Без Христа не будет России.
- Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
- Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
Память
- В 2010 году, в честь 100-летия со дня рождения, установлен памятник Патриарху Пимену в городе Ногинске. Скульптор — член Союза художников России Иннокентий Валерьевич Комочкин. Для изготовления памятника использованы цельные гранитные плиты и бронза.
- Вновь отлитый для Успенского собора г. Коломны большой колокол весом более 2 тонн назван в честь покойного Патриарха «Пименом».
- Имя Патриарха Пимена носит Муромское духовное училище.
- Имя Патриарха Пимена носит улица в рабочем посёлке Софрино Пушкинского района Московской области.
- 14 июля 2017 года городская топонимическая комиссия приняла решение переименовать улицу Карла Маркса в Сергиевом Посаде в улицу патриарха Пимена.
Награды
Наградной лист ордена Сергия Радонежского, 1981 год
Государственные награды
- Три ордена Трудового Красного Знамени (6.7.1977; 22.7.1985; 3.6.1988)
- Орден Дружбы народов (20.6.1980)
- Орден Белой розы (Финляндия)
- Национальный орден Кедра I степени (Ливан)
- Орден Дружбы (ЧССР, 1985)
- Большая звезда ордена Дружбы народов (ГДР, 1983)
Церковные награды
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
- Орден святого апостола Марка (Александрийская православная церковь)
- Орден святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Антиохийская православная церковь)
- Орден Животворящего Креста Господня (Иерусалимская православная церковь)
- Орден святой равноапостольной Нины (Грузинская православная церковь)
- Орден святого Иоанна Рыльского I степени (Болгарская православная церковь)
- Орден святой Екатерины (Синайская православная церковь)
- Большой орден Святого Агнца с командорской звездой (Финляндская православная церковь)
Публикации
- Слова, речи, послания, обращения. 1957—1977. Т. I. М.: изд. Московской Патриархии, 1977
- Слова, речи, послания, обращения. 1977—1984. Т. II. М.: изд. Московской Патриархии, 1985
- Слова, речи, послания, обращения. 1985—1990. Т. III. М., 1990
Литература
- Журнал Московской Патриархии. 1980, № 7, стр. 4—24 (К 70-летию со дня рождения).
- Журнал Московской Патриархии. 1990, № 8, стр. 8—15: На нетленную жизнь прихожду днесь…
- Одинцов М. И. Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх // «Отечественные архивы». 1995, № 1, 27—66 (публикация документов Совета по делам религий и иных).
- Сенчурова Татьяна. Муромский период в биографии Святейшего Патриарха Пимена (1945—1946) // Муром Православный. Альманах. Книга третья. Ноябрь. 2006. С. 35—37
- Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает… Патриарх Пимен и его время.. — М.: ОАО «ГУП Экономика», 2010. — 616 с.
- Никитин В. А. Патриарх Пимен.. — М.: Эксмо, 2011. — 616 с. — (Патриархи Русской Церкви).
Примечания
- Если считать Игнатия
- 1 2 Сафонов Дмитрий Владимирович 20-летний исповеднический путь иеромонаха Пимена (Извекова): к 20-летию со дня преставления Святейшего Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Богослов.ru
- Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 8. — С. 25 — 26
- Журнал Московской Патриархии. 1990. — № 8. — С. 10
- 1 2 Одинцов М. И. Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх. // «Отечественные архивы». 1995. — № 1. — С. 28.
- Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002. — С. 24 (Сведения в примечании — видимо, биографическая справка Совета по делам религий).
- С. Белавенец. Монах от юности. Памяти покойного Патриарха Пимена. // «Московский церковный вестник». — 1991, май. — № 8. — С. 7.
- ОБД Мемориал http://obd-memorial.ru/html/search.htm?f=извеков&n=сергей&s=михайлович&y=&r=
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва — № 21 (399). — 2007 г.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва. — № 23 (401). — 2007 г.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва. — № 24 (402). — 2007 г.
- Горьковская епархия. Журнал Московской патриархии. 1966, № 7. С. 29—30
- Одинцов М. И. Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх. // «Отечественные архивы». 1995. — № 1. — С. 29
- Деяние освящённого поместного собора Русской православной церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их Архивная копия от 24 марта 2014 на Wayback Machine // Журнал Московской Патриархии. — № 6. 1971 г.
- Александр Солженицын. «Великопостное письмо» Патриарху Пимену Крестопоклонная неделя 1972 г.
- Прот. Владислав Цыпин История Русской Церкви X. Русская Православная Церковь в 1980-е годы : Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
- Определения Священного Синода. // Журнал Московской Патриархии 1981. — № 2. — С. 4—5.
- Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 8. — С. 2.
- Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 7. — С. 2—6
- Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989. последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
- Цит. по: Журнал Московской Патриархии — 1988. — № 9. — С 37.
- Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 9. — С. 2.
- Журнал Московской Патриархии. —1988. — № 12. — С. 53 — 54
- Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 1. — С. 6—7.
- Сегень А. Первый год служения Патриарха Алексия II. Православие.ru (5.12.2012). Дата обращения 28 февраля 2019.
- Интервью Константина Харчева газете Новые Известия 29.12.2001 Архивировано 16 апреля 2007 года.
- Иоанн (Крестьянкин), архим. Завещание Патриарха Пимена // Проповеди. — Псков, 2001. — С. 409.
- Улицу Карла Маркса в Сергиевом Посаде переименовали в улицу патриарха Пимена. Мнения «за» и «против»
Ссылки
- Пимен (Извеков): сайт Православие. База данных.
- прот. Владислав Цыпин. Глава: Русская Православная Церковь 1970—1980
- Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин). Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена (май-июнь 1971 года)
- Былое пролетает // Статья архимандрита Дионисия (Шишигина) о поэтическом наследии Патриарха Пимена из газеты Православная Москва N 13-14 (343—344) июль 2005 г.
- Поместный Собор 1971 г.
- Поместный собор 1988
- Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского (читает патриарх Пимен)
- Семья. Школьные годы.
- «Привет вам, чудные мои воспоминания!» (Богородский край в судьбе патриарха Пимена)
- Патриарх своего времени
- Патриарх Пимен на богослужении в честь 1000-летия Крещения Руси. 1988 год (видео)
Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
Подчёркнуты имена епископов, одновременно управлявших Новгородской епархией.
Извеков Сергей Михайлович
Извеков Сергей Михайлович
Патриарх Пи́мен (в миру — Серге́й Миха́йлович Изве́ков; 10 (23) июля 1910, Богородск Московской губернии — 3 мая 1990, Москва) — епископ Русской православной Церкви; с 3 июня 1971 года Патриарх Московский и всея Руси.
Тезоименитство — 27 августа по юлианскому календарю (преподобного Пимена Великого).
- 1 Биография до патриаршества
- 2 Патриаршество
- 2.1 Поместный Собор 1971
- 2.2 Поместный Собор 1988 и празднование 1000-летия Крещения Руси
- 2.3 Последние годы
- 3 Награды
- 3.1 Государственные награды
- 3.2 Церковные награды
- 4 Литература
- 5 Примечания
Родился 10 (23) июля 1910 года в Богородске в семье Михаила Карповича Извекова, работавшего механиком на фабрике Арсения Морозова в пос. Глухово. Родительница — Пелагея Афанасьевна — была верующей женщиной, совершала паломничества в монастыри.
Учась в средней школе, в начале 1920-х годов уже пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева).
В 1923 году приглашён в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска, где проходил обучение вокалу у проф. Александра Воронцова.
В 1925 году, по окончании школы, переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре на ул. Б. Лубянка.
Нёс послушание регента в храме Пимена Великого, в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове и в других храмах Москвы.
4 октября 1927 года, семнадцати лет, принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого в пустыни Св. Духа Параклита — скита Троице-Сергиевой Лавры.
16 июля 1930 года рукоположен во иеродиакона архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским), управлявшим тогда Московской епархией; 12 января 1931 года — во иеромонаха в Богоявленском соборе в Дорогомилове (храм был разрушен в 1938 году).
Вдова художника П.Дм. Корина Прасковья Корина подтверждала, что один из этюдов к его картине Реквием (Русь уходящая), который сам мастер называл «басы-профундо» (Двое) в лице молодого монаха изображает о. Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х годов. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года» также написана с будущего Патриарха Пимена.
Официальные прижизненные биографии не содержат никаких сведений о последующих годах вплоть до 1945 года, к которому переходят стереотипной фразой: «Окончание войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме Владимирской области».
По некоторым сведениям, не принял Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и до 1945 года не примыкал ни к одной из церковных структур, созданных митрополитом Сергием.
По информации портала Кредо.ру в 1932 году году был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии; по некоторым сведениям, был осуждён по обвинению в дезертирстве и до осени 1941 года отбывал наказание на строительстве канала Моква-Волга и в ссылке в Узбекской ССР. По другим сведениям, в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства; был осуждён на три года лишения свободы; отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области. В 1937 году, после окончания срока, был подвергнут административной высылке в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения. В июне 1941 года был призван в действующую армию и воевал в составе 702 стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.
Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко в Подольском архиве Советской Армии, был мобилизован в 1941 году, служил на должности помощника начштаба по тылу полка, зам. командира роты, «28 июня 1943 года пропал без вести». По некоторым сведениям, дезертировал и жил по подложным документам в Москве; в 1944 был осуждён на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945 амнистирован в связи с победой над Германией.
По другим данным период с 1934 по 1941 года был в заключении, а во время Великой Отечественной Вовйны связистом.
По сведениям архимандрита Дионисия (Шишигина), с сентября 1945 года по февраль 1946 года проходил лечение в Московском областном туберкулёзном институте от туберкулёза позвоночника; 20 марта 1946 года епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме. В то время в Муроме, в доме у стен монастыря, жили монахини закрытого Серафимо-Дивеевского монастыря во главе с Анной Ефимовной Бариновой (в монашестве — Мария).
В августе 1946 года переехал в Одессу, став сначала настоятелем крестового архиерейского храма, а затем казначеем Ильинского монастыря. В Одессе оказался под началом и покровительством епископа Сергия (Ларина) (в прошлом обновленческого архиерея, рукоположенного Александром Введенским), с которым перебрался в 1947 году в Ростов-на-Дону. В начале 1947 года в течение нескольких месяцев, по просьбе Рязанского епископа Иеронима (Захарова), нёс послушание ключаря Борисоглебского собора в Рязани, но был вынужден уехать в связи с недовольством его деятельностью местных органов власти.
2 декабря 1947 года указом епископа Сергия игумен Пимен был назначен секретарём Ростовского епархиального управления; 9 марта 1948 года — ключарём Ростовского кафедрального Рождествобогородичного собора.
С 1949 года — наместник Псково-Печерского монастыря; в 1950 году митрополитом Ленинградским Григорием возведён в сан архимандрита.
С 1954 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
17 ноября 1957 года хиротонисан в Одессе во епископа Балтского, викария Одесской епархии. С 26 декабря 1957 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С июля 1960 по 14 ноября 1961 управляющий делами Московской Патриархии. 23 ноября 1960 года возведен в сан архиепископа. С 16 марта 1961 года архиепископ Тульский и Белевский. По его докладу Архиерейский Собор 18 июля 1961 внес изменение в «Положение об управлении РПЦ», полностью устранив настоятелей храмов и епископов от хозяйственной деятельности (что фактически противоречит канонам). С 14 ноября 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский, с 9 октября 1963 — Крутицкий и Коломенский. С 25 февраля по 22 декабря 1964 — вновь управляющий делами Московской Патриархии.
После кончины Патриарха Алексия I 17 апреля 1970 года, в соответствии с Положением об управлении Русской Православной Церковью, как старейший по хиротонии постоянный член Синода, вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола (1970—1971) и в таковом качестве председательствовал на Поместном Соборе 1971 года.
После смерти Патриарха Алексия не было полной ясности, кто станет его преемником. В консервативной части Церкви были распространены опасения, что им может стать митрополит Никодим (Ротов), человек, имевший репутацию крайне властного и симпатизирующего католицизму. По ряду свидетельствам, сам покойный Патриарх желал видеть своим преемником Преосвященного Пимена; а о Никодиме отзывался в своих беседах с Председателем Совета по делам религий при СМ СССР В. А. Куроедовым: «Но он ещё молод. Пожалуй, это не поймут. Пимен на пост патриарха больше подходит. Патриарху совсем не нужно быть активным путешественником по другим странам. Он может быть как бы в стороне, а выступать патриарху следует тогда, когда это нужно».
2 июня 1971 единогласно, открытым голосованием, избран Поместным Собором Патриархом Московским; настолован 3 июня того же года.
Патриаршество
С точки зрения государственной политики в отношении религии и Церкви, период патриаршества Пимена распадается на два неравных периода: до празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 год) и последние два года.
В первый период государство проявляло терпимость к Русской Православной Церкви при сохранении жёсткого контроля над её деятельностью. В тех условиях Патриарх проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» Александра Солженицына с призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия (Дикуна), обратившегося к Леониду Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 году в архиепископский сан. С приходом 12 ноября 1982 году к власти Юрия Андропова ужесточилось преследование религиозных диссидентов.
Период 1988—1990 годах — время отказа руководством СССР от политики государственного атеизма, когда начали массово открываться новые приходы, возобновляться монашеская жизнь некоторых закрытых прежде монастырей. Этот отрезок времени совпал с крайне тяжёлым состоянием здоровья Патриарха, когда он не был в состоянии активно заниматься неотложными делами; тем не менее, он находил силы для встреч с Михаилом Горбачёвым, что было чрезвычайно значимыми событиями для того времени.
15 сентября 1980 года открылся завод Художественно-производственного предприятия «Софрино» в посёлке Софрине Московской области, построенный на территории, выделенной правительством СССР в 1972 году по просьбе Патриарха Пимена. Строителем и первым директором предприятия был Павел Иванович Булычёв († 27 января 2000).
Поместный Собор 1971
Поместный Собор, заседавший в Троице-Сергиевой Лавре в мае — июне 1971 года, был созван для избрания нового предстоятеля Церкви, но его труды вышли далеко за рамки процедуры выборов.
Его важнейшее деяние — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом («Об отмене клятв на старые обряды»), посвящённым теме отношения к старым обрядам в Российской Церкви выступил митрополит Никодим. Он также прочёл содоклад об экуменической деятельности РПЦ, в котором в качестве особого достижения отмечалось решение Священного Синода от 19 декабря 1969 года, допускавшее преподание святых тайн римо-католикам (q.v. в статье «Латинство»).
Поместный Собор 1988 и празднование 1000-летия Крещения Руси
В 1981 году Священный Синод образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.
17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти К. У. Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии К. М. Харчева вместо В. А. Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.
1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. 29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР».
Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.
6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, совершивший прославление в лике святых ряда подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского.
12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.
Вселенский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988.
Последние годы
9 октября 1989 года состоялась канонизация Патриарха Иова и Патриарха Тихона на приуроченном к торжествам в связи 400-летием учреждения патриаршества в Московской Церкви Архиерейском Соборе, проходившем 9 — 11 октября 1989 года в Даниловом монастыре, что положило начало последующему прославлению Новомучеников и исповедников Российских.
При Патриархе Пимене Московский Патриархат продолжал активно участвовать в экуменической деятельности; однако стал консервативнее в этом вопросе.
После 1984 года Патриарх тяжело болел и надолго отходил от управления повседневными делами Церкви. Следствием данного обстоятельства стала ожесточённая борьба за власть вокруг него: прежде всего за должности Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя хозяйственного управления. На последней должности с 1988 вплоть до 1990 года находился епископ (впоследствии архиепископ) Зарайский Алексий (Кутепов), имевший репутацию любимца Патриарха.
Архиерейский Собор РПЦ, проходивший 30 — 31 января 1990 года, принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (на Украине и в Белоруссии) бо́льшие права в самоуправлении; зарубежные экзархаты РПЦ упразднялись, а образованные ранее в рамках экзархатов епархии Русской Церкви приобрели самостоятельность.
Скончался на 80-м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке 3 мая 1990 года; погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.
> Литература
- ЖМП. 1990, № 8, стр. 8 — 15: На нетленную жизнь прихожду днесь…
- ЖМП. 1990, № 8, стр. 25 — 26
- ЖМП. 1990, № 8, стр. 10
- 1 2 3 4 Стенограмма разбора дела архиепископа Ермогена (Голубева) на заседании Священного Синода 30 июля 1968 года. — См. Примечание 2
- 1 2 3 Пимен (Извеков) — ПОСЛЕДНИЙ «СОВЕТСКИЙ» ПАТРИАРХ (1970—1990 гг.): Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002, стр. 18 — 61
- Московский церковный вестник. 1991, № 8, май, стр. 7
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва № 21 (399), 2007 г.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва № 23 (401), 2007 г.
- Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва № 24 (402), 2007 г.
- Отечественные архивы. 1995. № 1. С. 29
- Александр Солженицын. «Великопостное письмо» Патриарху Пимену Крестопоклонная неделя 1972 г.
- Деяние освящённого поместного собора Русской православной церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их: ЖМП. № 6, 1971 г.
- ЖМП. 1983, № 8, стр. 2.
- ЖМП. 1988, № 7, стр. 2 — 6
- Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989, последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
- ЖМП. 1988, № 12, стр. 53 — 54
- ЖМП. 1990, № 1, стр. 6 — 7.
- Интервью Константина Харчева газете Новые Известия 29.12.2001
- Таисия Белоусова. Тайная любовь патриарха. Мир новостей № 52, 18 декабря 2007 г.
- Пимен (Извеков): сайт Православие. База данных.
- прот. Владислав Цыпин. Глава: Русская Православная Церковь 1970—1980
- Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин). Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и Избрание Патриарха Пимена (май-июнь 1971 года)
- Былое пролетает// Статья архимандрита Дионисия (Шишигина) о поэтическом наследии Патриарха Пимена из газеты Православная Москва N 13-14 (343—344) июль 2005 г.
Предшественник: Патриарх Алексий I |
Патриарх Московский и всея Руси 3 июня 1971—3 мая 1990 |
Преемник: Патриарх Алексий II |
Предшественник: Питирим (Свиридов) |
Митрополит Крутицкий и Коломенский 9 октября 1963 — 2 июня 1971 |
Преемник: Серафим (Никитин) |
Предшественник: Гурий (Егоров) |
Митрополит Ленинградский и Ладожский 14 ноября 1961 — 8 октября 1963 |
Преемник: Никодим (Ротов) |
Первый патриарший период (1589 — 1721):
Иов • Игнатий • Гермоген • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан
Второй патриарший период (с 1917):
Тихон • Сергий • Алексий I • Пимен • Алексий II • Кирилл
Пимен (Извеков), Патриарх Московский и всея Руси
Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 (23) июля 1910 г. в селе Кобылино Малоярославского уезда Калужской губернии в семье рабочего. Русский.
Отец — Михаил Карпович Извеков (род. 1867 г.), механик фабрики Арсения Морозова в посёлке Глухово.
Мать — Пелагея Афанасьевна Извекова.
- Учась в средней школе, в начале 1920-х годов уже пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева).
- В 1923 году приглашён в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска, где проходил обучение вокалу у проф. Александра Воронцова.
- В 1925 году, по окончании школы, переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре на ул. Большая Лубянка.
- Нёс послушание регента в храме Пимена Великого, в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове и в других храмах Москвы.
- 4 октября 1927 года, семнадцати лет, принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого в Пустыни Св. Духа Параклита — скита Троице-Сергиевой Лавры. Тезоименитство — 27 августа по юлианскому календарю.
- 16 июля 1930 года рукоположен во иеродиакона архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским), управлявшим тогда Московской епархие.
- 12 января 1931 года – рукоположен во иеромонаха в Богоявленском соборе в Дорогомилове.
- 1931-1941 гг. – точных данных о жизни владыки нет. Скорее всего в 1932 или 1934 г. был репрессирован Советской властью и отбывал срок в Узбекистане. По некоторым источникам, в 1932 году был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии; по некоторым сведениям, был осуждён по обвинению в дезертирстве и до осени 1941 года отбывал наказание на строительстве канала Москва-Волга и в ссылке в Узбекскистане. По другим сведениям, в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства; был осуждён на три года лишения свободы; отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области; в 1937 году, после окончания срока, был подвергнут административной высылке в город Андижан Узбекистана, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения.
- В июне 1941 года — мобилизован в действующую армию, воевал на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.
- 28 июня 1943 года пропал без вести (?).
- По некоторым сведения в 1944 был осуждён на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945 амнистирован в связи с победой над Германией (?).В открытом банке данных Минобороны (ОБД Мемориал) в приказе значится, что ст.л-т Извеков С.М. осужден (ЦАМО №фонда 33; опись 746923; 3дела 97).
- С сентября 1945 года по февраль 1946 года — проходил лечение в Московском областном туберкулёзном институте от туберкулёза позвоночника.
- 20 марта 1946 года епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме.
- В августе 1946 года переехал в Одессу, став сначала настоятелем крестового архиерейского храма, а затем казначеем Ильинского монастыря.
- В 1947 г. – служил в Ростове-на-Дону.
- В начале 1947 года в течение нескольких месяцев, по просьбе Рязанского епископа Иеронима (Захарова), нёс послушание ключаря Борисоглебского собора в Рязани, но был вынужден уехать в связи с недовольством его деятельностью местных большевицких органов власти.
- 2 декабря 1947 года — назначен секретарём Ростовского епархиального управления; 9 марта 1948 года — ключарём Ростовского кафедрального Рождествобогородичного собора.
- С 12 августа 1949 года — наместник Псково-Печёрского монастыр.
- 13 апреля 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием возведён в сан архимандрита.
- С 1954 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
- 17 ноября 1957 года хиротонисан в Одессе во епископа Балтского (титул от города Балта), викария Одесской епархии.
- С 26 декабря 1957 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.
- С июля 1960 по 14 ноября 1961 управляющий делами Московской Патриархии.
- 23 ноября 1960 года возведен в сан архиепископа.
- С 16 марта 1961 года архиепископ Тульский и Белёвский.
- С 14 ноября 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский.
- С 9 октября 1963 — митрополит Крутицкий и Коломенский.
- С 25 февраля по 22 декабря 1964 — управляющий делами Московской Патриархии.
- 15 марта — 10 мая 1968 гг. — временно управляющий Тамбовской епархии.
- После кончины Патриарха Алексия I 17 апреля 1970 года, в соответствии с Положением об управлении Русской Православной Церковью, как старейший по хиротонии постоянный член Синода, вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола (1970—1971) и в таковом качестве председательствовал на Поместном Соборе 1971 года.
- 2 июня 1971 года единогласно, открытым голосованием, избран Поместным Собором Патриархом Московским; настолован 3 июня того же года.
- Скончался на 80-м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке 3 мая 1990 года. Погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.
Завещание Патриарха Пимена
По свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Патриарх Пимен сказал ему однажды то, что тот записал для себя как завещание:
Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин 14, 6). Без Христа не будет России.
Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
Государственные награды
- орден Трудового Красного Знамени
- орден Трудового Красного Знамени
- орден Трудового Красного Знамени (1988) — «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси»
- медали
Награды Русской Православной Церкви:
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
Награды Православных Церквей:
- Орден святого апостола Марка (Александрийская православная церковь)
- Орден святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Антиохийская православная церковь)
- Орден Животворящего Креста Господня (Иерусалимская православная церковь)
- Орден святой равноапостольной Нины (Грузинская православная церковь)
- Орден святого Иоанна Рыльского I степени (Болгарская православная церковь)
- Орден святой Екатерины (Синайская православная церковь)
- Большой орден Святого Агнца с командорской звездой (Финляндская православная церковь)
Иностранные государственные награды:
- орден Белой розы (Финляндия)
- Национальный орден Кедра I степени (Ливан)
- орден Дружбы (ЧССР, 1985)
- Большая звезда ордена Дружбы народов (ГДР, 1983)
Добавить комментарий