Кто звонит в колокола?
Содержание
- Как становятся звонарями?
- К колоколам привела грампластинка
- «Музыкалка» не нужна?
- Похоже на танец
- Выживает сильнейший
- Колокольный консультант
- Метафизика колокольного звона
- Экскурсовод, лектор, учёный
- Электронные звонари
- Звонарей в русских церквях меняют на роботов. Электроника звонит «по уставу», но «бездуховно»
Как становятся звонарями?
Теряют ли звонари слух, нужно ли иметь музыкальное образование и сколько платят колокольным музыкантам… О нелёгком звонарском труде мы поговорили с известным звонарём Константином Мишуровским. Константин – штатный звонарь Московского Кремля, храма Христа-Спасителя, а по совместительству – экскурсовод-администратор Музея истории колоколов в усадьбе Свиблово.
К колоколам привела грампластинка
Путь Константина к звонарству начался с пластинки. В первом классе обычной общеобразовательной школы учительница поставила пластинку с ростовскими звонами, что стало самым первым сильным впечатлением ребенка. А в 11 лет мама подарила Косте новую грампластинку «Мелодии» ростовских звонов.
— Когда я это услышал, это было как море, в которое я просто ухнул, и меня все потеряли, — вспоминает Константин
Ровно через пять лет, в 1990 году, подросток прикоснулся к первому колоколу.
— За год до этого я сам стал сознательно ходить в храм Покрова Пресвятой богородицы в Медведкове. Никто меня не заставлял, родители – обычные советские люди. А в 8-м классе пришел на Пасху в Данилов монастырь на экскурсию, поднялся вместе с толпой на колокольню и в этом тарараме понял, что хочу остаться здесь, это моё. То, что я слушал 5 лет ростовские зоны, оживало в обертонах вокруг. Мне захотелось приходить туда ещё и ещё, — вспоминает Константин.
Раз в неделю юноша приходил в Данилов монастырь и спрашивал главного по звону. На четвертый раз, разыскав старшего звонаря, Костя попросил научить его звонить в колокола и зачем-то добавил:
— Я закончил музыкальную школу!
— А колокол – не музыкальный инструмент, — парировал звонарь.
— А что? – изумился Константин.
— Жизнь покажет, — философски заметил тот.
Но на обучение взял. И Костя начал учиться. Целый год из-за робости юноша не брался сам звонить во все колокола, исполняя роль «подзвонка» — помощника звонаря, дергая за веревку или нажимая на педаль. Но однажды паренек случайно остался один на колокольне. Светлая пасхальная неделя, все прихожане и священнослужители разъехались, звони – не хочу. Вышел он оттуда самостоятельным звонарём.
«Музыкалка» не нужна?
По словам Константина, и сегодня каждый, кто хочет стать звонарем, должен пройти примерно тот же путь:
— Надо искать хорошо оборудованную колокольню и звонаря, который работает не меньше 10 лет. Только тогда можно что-то получить, иначе это будут курсы «нарисуй картину за 5 дней», — говорит он.
— А как же музыкальное образование?
— Звоном как ремеслом можно овладеть и без образования, за 3-4 занятия. Но звону как искусству учатся всю жизнь. Без музыкального образования ты будешь ведомым, а не ведущим. К тому же наша симфоническая традиция – Мусорский, Рахманинов, Лядов, передаёт православную эстетику и национальный колорит, которые, в отличие от колокольного звона, не прерывались в советское время. Также важно иметь чувство ритма и быть способным выполнять разные движения одновременно двумя руками, — говорит Константин.
Первое полноценное описание психологии звонаря возникло в 19 веке – великий звонарь из Санкт-Петербурга Александр Смагин говорил «бывало, иду по улице и никакого звона нет, а мне все время кажется, что во мне какой-то колокольный звон, я несу его в себе».
— Звонарь – это не только тот, кто в правильном порядке умеет дергать за веревки, а тот, кого захватила поэзия колокольного звона. Когда ты слышишь, как внутри колокола заиграли сложнейшие краски, до 15 звуков одновременно. А всего звуков до сорока, — дополняет Константин.
«Колокольный звон — это жизнь, это творчество, от земли и неба идущее. А творчество диктует свои законы. Те, кто подходят к этому со своей меркой, уйдут с ней же, те, кто подходят к этому как к пустому ремеслу, не поймут ничего».
Похоже на танец
Обучение звону, по словам Константина, это синтетическое искусство, во многом напоминает обучение танцу и происходит напрямую — от человека к человеку.
— Звонари друг другу объясняют – вот я когда вот так сделаю на первой трети сильную долю (показывает всем корпусом и руками), а ты со мной на вторую четвертую давай, а там сам как-нибудь реши, как у тебя дальше будет. Все движения имеют динамику – язык не просто кнопка, нажал и звонит. Сначала движение, а потом удар. И все пластичные… На меня когда смотрят во время звона, говорят что я напоминаю дирижера или танцора, потому что мои движения выстраиваются в соответствии с звуком. Как нажать на колокол, чтобы заставить его дышать, один удар сделать сильнее, второй слабее, а третьим ударом догнать первый? Как вы это опишите в нотах? Есть определённый темп, оптимальный для колокола. Ты слышишь, как он волну выдал и следующую даешь вслед. Виндсерфинг! Катание с горки! Поймал слалом, поймал поворот, поймай второй, если будешь частить — улетишь, если будешь ехать прямолинейно, то съедешь с горки. Ты входишь в резонанс с теми условиями, в которых находишься, — экспрессивно рассказывает Константин.
Выживает сильнейший
У самого Константина были лучшие учителя, которые еще застали царя и патриарха Тихона. А дальше жизнь так сложилась, что когда в 90-е годы стали восстанавливать церкви и колокольни, Константин оказался в числе ведущих звонарей Москвы. Он был в первой команде звонарей колокольни Ивана Великого на Соборной площади, запустив колокола, которые не слышали 3 поколения москвичей. Участвовал в организации звона строящегося храма Христа Спасителя, и сейчас отвечает там за техническую часть. Многие идут в звонарство, привлекаемые кажущейся легкостью этого дела. Однако, как говорит Константин, в этой профессии всё по Дарвину – выживает сильнейший.
— На колокольню приходит много людей, ротация огромная. Но отсеиваются, как только начинают понимать, что опоздание невозможно, потому что по твоему звону ориентируются остальные. Ты должен быть в дождь, в снег, в мороз, в изнуряющую жару, когда тебе не можется, всё равно — иди и звони! Звонарь должен знать и соблюдать устав службы, — говорит Константин.
По сути звонарь – такой же церковнослужитель, как и батюшка, хоть и без сана.
— Я притчатник, тот, кто имеет отношение к богослужению. Также притчатниками являются певчие, — объясняет Константин.
Больше всего народу на колокольне летом, а зимой звонари остаются в одиночестве. И, несмотря на возрождение старинных и строительство новых храмов, хороших звонарей не хватает. Батюшки пытаются заменить живого человека автоматикой, звонящей в колокола молотками.
— Я крайне отрицательно отношусь к электромеханическому звону. Считаю, что это ввод людей в заблуждение – что, мол, у тебя на колокольне есть звонарь. Люди же все равно узнают, что их приветствует не живое существо, которое молится за них, общается с колоколами. Тогда человек и к самому храму будет относиться как к машине, — с горечью говорит Константин.
Колокольный консультант
При этом сам Константин за свой труд не получает ни копейки! Все 27 лет, что он звонит, он делает это безвозмездно. Основным заработком Константина до недавнего времени было учить звону и делать звонницы на церквях от и до — организовать работу строителей, литейщиков, дизайнеров, учить звонарей.
Константин – автор многих колоколен и звонов в Северо-Восточном округе – храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, Тихвинской иконы Божьей Матери в Алексеевском, Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве (Енисейская ул.), Ризоположения в Леонове, храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Старо-Екатерининской больнице и другие. С удовольствие вспоминает настройку колокольни храма на Софийской набережной, храма Преображения Господня на Преображенской площади.
Отдельной строкой трудовой биографии Константина звучат зарубежные храмы. Вместе со своим наставником, старшим звонарём Московского Кремля Игорем Коноваловым, он сделал первый колокольный звон в новом православном храме Марии Магдалины в Мадриде, в церкви святой Екатерины в Риме рядом с русским посольством. И участвовал в возвращении Даниловых колоколов из Гарварда в Россию – оборудовал башню Гарварда новыми колоколами вместо возвращенных.
Метафизика колокольного звона
В беседе Константин раскрывает глубокий смысл колокольного звона:
Понимаете, колокола – предметы с внешней стороны храма, граница, которая отделяет одну среду от другой. С одной стороны — принадлежность храма, но уже открыты воздуху. Человек, когда слышит звон, приглашается, но не понуждается войти в храм. Колокольный звон создает человеку определенное настроение и среду обитания в акустическом плане. Когда мы читаем описания жизни людей 19 века, то видим, что человек под звон размерял свою жизнь. Он понимал, что если его колокольня зазвонила особо торжественно, то он забыл посмотреть в календарь, а сегодня праздник, надо идти. У него уже возникает коррекция в распорядке дня. И в то же время он слушал звон как музыку. И звонари соединяли звон с пением птиц, грохотом волн, со звуком дождя, раскатами грома. Колокола оказывались удивительным мостом из внутренней церковной жизни к людям, к их душе, их сердцу. Когда говорят, что колокольный звон отгоняет бесов или уничтожает болезни, то мы не должны забывать, что человек это психофизика, наши чувства наши настроения, наше состояние влияет на наше здоровье. Я уверен, как человек с высшим биологическим образованием, что механически колокольный звон не делает ничего, нет магических вибраций, которые якобы убивают вирусы. Но человек, который слышит колокольный звон правильно, упорядочивается и упорядочивает свою жизнь. В этом плане звон влияет на все – на поведение, на настроение, на головную боль, на сопротивляемость заболеваниям. И дальше следует все остальное. Я против магии! Когда говорят, что от удара колокола у меня пять грехов простят, это не православный подход. Христиане уверены, что бог не в бревнах, а в ребрах. Если мы строим храм, то мы посвящаем его богу, а не делаем для себя … Мы не создаем себе защиту, но! В службе на освящении колокола содержится прошение наверх, чтобы нам дали средства борьбы с напастями, молниями, громами, болезнями, и всем остальным. Просить мы можем, но ждать механически — нет. Колокол обладает сверхъестественными способностями в правильном смысле этого слова – выше, чем естество, выводящее за рамки обыденной жизни. Колокольный звон не спутаешь ни с каким другим звуком. Это значит, что он особенный.
Экскурсовод, лектор, учёный
Сейчас Константин, не прекращая работу звонаря, трудится московским экскурсоводом, в том числе по башням и храмам Московского Кремля и Музея колоколов в усадьбе Свиблово, ведёт научную деятельность, а также читает увлекательные лекции про храмы и колокола для всех. Оказывается, после школы Константин окончил биофак МГУ, правда, ни разу не работал по специальности. Но фундаментальная подготовка позволяет проводить исследования — по колокольной акустике, по любимым с детства Ростовским звонам, по истории колоколов. Его публикации есть в научных сборниках, его открытия поражают и подкидывают археологам и историкам новые загадки. Например, он рассчитал, как бы мог звонить Царь-колокол и воспроизвёл этот звук. Такой вот многогранный звонарь. А что касается представления, глохнут ли звонари…
— Это самый популярный вопрос. Оглохнуть можно только от плохого звона. А при грамотном звоне я нахожусь внутри звона как глубоководный ныряльщик, мало ли что вода давит на перепонки, давление-то выровнено. Если глохнем, то только от старости, — улыбается Константин.
Фото и видеоматериалы предоставлены Константином Мишуровским.
Электронные звонари
О системе “Электронный звонарь”
Электронный звонарь — это автоматизированная система управления колоколами. Она может быть установлена для любого количества колоколов.
Само устройство представляет собой небольшой электронный блок, который управляет приводами, подключенными к колоколам. Привода позволяют имитировать все движения рук и ног звонаря, при этом регулируется сила и время удара в колокол. Главная задача Электронного звонаря – исполнять колокольные звоны во время отсутствия действующего звонаря(управление боем колоколов по расписанию).Система может быть уставлена и работать как совместно с системой ручного звона, так и при отсутствии таковой не мешая друг другу.
Управление Электронным звонарем происходит с мобильного телефона. Достаточно позвонить на специальный номер и выбрать, какой в данный момент колокольный звон должен зазвучать.Система имеет пульт дистанционного управления по радиоканалу с жидкокристаллическим дисплеем для выбора звонов и настройки системы.
В систему встроен GSM модуль. Благодаря этому можно включать и выключать колокольные звоны с помощью мобильного телефона:набирать номер сим-карты «Электронного звонаря», ввести номер звона. Дальность действия беспроводного пульта управления – до 50 м.
Главный блок управления устанавливается стационарно. Монтируется непосредственно под ярусом, где будут находиться колокола и питаться от внешнего блока питания. Или использоваться как переносной с питанием от встроенного аккумулятора. Автономное питание позволяет работать устройству не менее 30 дней без подзарядки.
Ограничений ни по количеству, ни по весу колоколов нет. Технически можно управлять колоколом 100 тонн.
Сигнал подается по проводу на коробку с электродвигателем — он вращает вал, начиная наматывать вертикальный альпинистский шнур, прикрепленный к горизонтальному тросу. Последний связан с языком колокола. Шнур тянет трос вниз, тот, в свою очередь, подтягивает язык к краю колокола, ударяя изнутри. Для звонарей тросы и шнуры – как струны на музыкальных инструментах: их подтягивают, ослабляют, меняют.
Язык в неподвижном состоянии закреплен на расстоянии 9 см от края колокола. Это расстояние, а также сила удара, и пятисекундный промежуток определялись опытным путем, чтобы было похоже на ручной звон.
Сила удара — 120 единиц, это максимум для человека. Если бить сильней – износ будет больше, а звук испортится.
Электронный звонарь – это дублер, запасной вариант. Главный вид звона – ножной, с помощью педали, которая цепляется к тросу языка. Третий способ – ручной звон в оба края колокола при помощи веревки. Его минус (большой износ крепления языка) перекрывает плюс – это исторический звон.
Электронных звонарей придумали, потому что профессия из редкой превратилась в исчезающую. «Наши роботы звонят в церквях на Сахалине, там почти нет живых звонарей. Конечно, это обедняет службу. Мы настаиваем, что это временное явление, поэтому в компьютерную программу заложили функцию обучения звонарей. И ратуем за возрождение живого звона».
Электронная система — это еще и тренажер для человека. Звонарь, поднявшись на колокольню, становится за пульт, все видит, слышит и может подыгрывать. Даже если у него будут ошибки, они скрадываются электронным звонарем. Настоящая репетиция – намного сложнее, так как звонарь лишь видит удары коллег на соседних колокольнях, но не слышит их, и отработать технику тяжело.
В зависимости от количества колоколов используется разный тип контроллера, количество ключей и автоматов соответствует количеству колоколов, меняются сами звоны, так как все они написаны для определенного количества колоколов, количество приводов должно соответствовать количеству колоколов.
Основная система запуска — обычный мобильный телефон. Очень простое и доступное управление! Вы набираете номер и клавиатура телефона превращается в удобный пульт управления! Вы можете запустить звон, как из храма, так и из любого удобного места.Также управление электронным звонарем возможно с дистанционного радио-пульта управления посредством дисплея (входит в комплектацию). Пульт оснащен экраном, отображающим список колокольных звонов.
Список звонов «Электронного звонаря»
Одно из главных преимуществ – в устройство заложены красивейшие канонические звоны:
Воскресный – перед праздничными и воскресными службами, а также на великие и двунадесятые праздники.
Праздничный – четыре разных по характеру Праздничных звона. На Рождество, Пасху, Троицу хорошо подойдут первый и второй Праздничные звоны, а на Успение Богородицы, Крестовоздвижение, Усекновение главы Иоанна Предтечи — третий и четвертый Праздничные звоны.
Крестный ход – во время крестного хода и после праздничных и воскресных служб.
Встречный – на встречу архиерея, на великие, двунадесятые и престольные праздники. Можно использовать как венчальный звон.
Красный – пасхальный звон. Можно также использовать после праздничных и воскресных служб.
Малиновый – можно использовать, как венчальный и пасхальный звон.
Будничный – простой, но очень красивый звон. Используется перед будничными службами и на всенощное бдение.
Какие самые красивые звоны?
Для профессионального Электронного звонаря мы отобрали самые лучшие образцы колокольных звонов России. У каждого звона должна быть своя индивидуальность (ритмическая и мелодическая), отличающая его от других колокольных звонов, чтобы прихожане могли без труда отличить один звон от другого. При этом звоны должны одинаково красиво слушаться как на наборе из 13 колоколов, так и на наборе из 6 колоколов. Нами было прослушано более 100 оригинальных колокольных звонов. Из них мы отобрали лучшие образцы – самые яркие и запоминающиеся.
Первый праздничный звон в Электронном звонаре – это знаменитый праздничный звон игумена Михея из Троице-Сергиевой лавры. Яркий оригинальный синкопированный ритм в сочетании с всевозможными «переливами» зазвонных колоколов создает поистине праздничное настроение, восторг и удивление, что всего один звонарь способен исполнить такую красоту!
Повторяющаяся мелодия четвертными нотами на средних колоколах и две шестнадцатые ноты на слабую долю у зазвонных – уникальная традиция Псково-Печерского монастыря. Этот звон сложно перепутать с другими колокольными звонами. В Электронном звонаре он под номером 4 (второй воскресный звон).
Звонница в Ростовском кремле знаменита своими уникальными большими колоколами – Сысой (32 тонны), Полиелейный (16 тонн), Лебедь (8 тонн), Голодарь (2,7 тонны), Баран (1,3 тонны) и другими. В эти колокола звонят в основном ансамблем из 3-4 человек.
В Электронном звонаре первый будничный звон состоит из 4-х ростовских звонов: Ионинский, Акимовский, Егорьевский и Ионафановский. Они отличаются от других звонов своими мощными аккордами и минимальным разнообразием в плане ритма и мелодии.
Пятый воскресный звон в профессиональной системе Электронный звонарь основан на звоне «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве. Оригинальный звон исполняется на знаменитом наборе из 14 старинных колоколов. На средних колоколах звучит молитва «Кресту Твоему».
Когда в колокольном звоне слышится повторяющийся более трех раз подряд звук одного колокола, то сразу вспоминается знаменитый звон Новодевичьего монастыря в Москве. Уникальность этого звона состоит в том, что звонарь может использовать один колокол даже более 20 раз подряд, при этом звон слушается красиво и не возникает ощущения, что он стоит на месте. Очень многие звонари, особенно в московском регионе, любят использовать этот прием в своих звонах. В профессиональной системе Электронный звонарь эта традиция используется в третьем будничном звоне.
Как происходит совмещение с ручным звонарём?
Профессиональная автоматизированная система управления колоколами Электронный звонарь разрабатывалась таким образом, чтобы быть резервной, в помощь штатному звонарю храма. Поэтому при монтаже делается все возможное для того, чтобы звонарю было максимально удобно звонить на колоколах, чтобы ручная и автоматическая системы звона не мешали друг другу. В любой момент человек может подняться на колокольню и позвонить на колоколах так, будто к ним не подключен Электронный звонарь.
Колокола в ручной системе управления делятся на три группы – большие, средние и малые (зазвонные) колокола. Большие колокола идут на педали, ими человек управляет правой ногой, оттяжки от средних колоколов приходят на пульт, человек управляет ими левой рукой, а зазвонными колоколами звонарь управляет правой рукой. Если колокола установлены высоко, то для человека изготавливается постамент.
При добавлении больших колоколов к системе Электронный звонарь выбирается самое легкое для нажатия место на тросе, к которому будет подключен электродвигатель. Чтобы в момент работы Электронного звонаря педали не болтались в воздухе и не создавали посторонних звуков и помех в работе моторов, мы предусмотрели простое отсоединение педалей с помощью карабинов.
Мы стараемся устанавливать моторы таким образом, чтобы на них не попадали осадки. Если нет возможности установить приводы подобным образом, то для двигателей изготавливается дополнительная защита от снега и дождя.
Языки у зазвонных колоколов должны быть в свободном положении. Они не должны быть притянуты к юбке колокола, иначе звонарю будет неудобно ими управлять и это повлияет на качество его звона. Мы разработали специальные молотки, которые по своей конструкции и весу напоминают языки для малых колоколов. Удары по зазвонным колоколам происходят с внешней стороны, при этом нет повреждений для колокола, а звук неотличим от звука, который происходит при ударе в колокол родным языком с внутренней стороны.
Что такое остановка звона на сильной доле?
В профессиональной системе «Электронный звонарь» остановка звона происходит на сильную долю, как если бы это делал человек. Например, во время крестного хода, звонарь, увидев сигнал о том, что крестный ход остановился, не бросает резко веревки, не обрывает свой звон, а доигрывает его до ближайшей сильной доли, которая, как правило, совпадает с ударом большого колокола. Таким образом, звон заканчивается естественно, и у прихожан не возникает чувства дискомфорта. Также и в профессиональном Электронном звонаре, – Вы нажали на «стоп», а звон продолжает звучать и останавливается на ближайшей сильной доле, т.е. примерно через 1-3 секунды. Остается чувство законченности, как будто это и есть окончание звона.
Как происходит настройка звонов?
Когда профессиональный звонарь исполняет один из своих звонов на другой колокольне, он не будет, как робот, повторять заученные движения рук и ног. Он будет слышать, как звучат другие колокола, и подстраивать свой звон под них, изменяя мелодические рисунки и интервалы, чтобы они были благозвучными. Также и звоны, находящиеся в памяти Электронного звонаря не должны быть одинаковыми для разных колоколен. Профессиональный Электронный звонарь – это индивидуальный подход к каждой звоннице.
Настройка колокольных звонов – это настолько же важно, насколько важен сам подбор колоколов в гармоничный звукоряд. К счастью, в последнее время практически все колокольные заводы не просто отливают колокола, но и подбирают их в гармоничный ряд. Они поняли, что литье колоколов – это лишь часть их работы. Недостаточно отлить красивые колокола. Даже если каждый в отдельности изготовленный колокол будет идеально звучать, это не означает, что колокольный набор тоже получится идеальным.
Также и с Электронным звонарем. Недостаточно сделать надежную систему автоматического звона. Нужно, чтобы звоны красиво звучали не на одной, а на всех колокольнях! Именно поэтому звоны нужно адаптировать под каждую звонницу, под каждый звукоряд колоколов. А для этого нужен профессиональный музыкант – звонарь.
Звонарей в русских церквях меняют на роботов. Электроника звонит «по уставу», но «бездуховно»
Электронный звонарь в Казанском храме Тихвинской иконы Божией Матери, 11 апреля 2016 года Наталия Васильева / «Вечерняя Казань»
По словам представителей Русской православной церкви, в России сейчас около 40 тысяч храмов — а через тридцать лет с нынешними темпами строительства их будет вдвое больше. На все эти церкви может не хватить профессионально обученных звонарей, но это, как выясняется, не проблема: их могут заменить «электрозвонари», то есть роботы. По словам производителей электрозвонарей, уже сейчас такие установлены в сотнях российских храмов — хотя профессиональные звонари новые технологии зачастую не одобряют. Спецкор «Медузы» Полина Еременко рассказывает, откуда взялись электрозвонари, как они работают, сколько стоят и что о них думают в РПЦ.
«Я прихожу на колокольную и вижу автозапчасти»
В 1995 году к радиоинженеру из московского Института проблем химической физики РАН обратился настоятель храма Благовещения в Туле Лев Глазнов, недавно вернувшийся в Россию из Америки. Как вспоминает Архипов, священник сказал ему: «У меня там было такое устройство электромеханическое, по большому счету шарманка, я ее заводил, и колокола сами звонили. Сделаешь такую?»
На разработку устройства Архипов потратил восемь лет. Подглядывать решения из готовых иностранных систем он не стал, потому что «русский колокольный звон устроен иначе, чем западный». До того Архипов уже работал с музыкой — он «делал баяны» для Московской экспериментальной музыкальной фабрики. Сделать электрозвонарь оказалось сложнее. «Электроника — это недолго. А вот разработать привод — самое сложное, — поясняет Архипов. — Делали разные варианты: наковаленки, смеси с электромеханическими устройствами — чего только не пробовали».
В итоге устройство, которое производит компания Архипова «Куранты из Черноголовки», работает так. К языкам обычных колоколов привязаны веревки (с их помощью можно звонить и вручную), к веревкам — тросы, ведущие к приводам и электромоторам. Все они соединены в одну цепь с аппаратом управления, который подает сигналы, когда и по какому колоколу нужно ударить.
Заказы Архипов, по его словам, начал получать почти сразу, как закончил разработку. Сегодня его электрозвонари установлены по всей России, в Таиланде, Греции, Израиле, Болгарии, Азербайджане. Среди российских заказчиков лидируют Москва, Московская область и Татарстан.
Система Архипова стоит 140 тысяч рублей «под ключ» для стандартного набора из семи колоколов. За каждую записанную мелодию он платит звонарю гонорар в 15 тысяч рублей. «Я неделями вшиваю звоны в электронику, в память устройства, — рассказывает Архипов. — Я не то что тело, я свою душу вкладываю в это, в то, чтобы эти звоны звучали как положено».
У конкурентов «Курантов из Черноголовки» — большой разброс цен. Самые дорогие электрозвонари продает компания «Техбюро» — комплект итальянского оборудования стоит около 500 тысяч рублей.
Гендиректор «Техбюро» Андрей Новиков уверяет, что проблем с адаптацией импортных электрозвонарей к исконному русскому звону нет, а итальянская система имеет несомненные эстетические преимущества. «Она устанавливается внутрь колокола вместо языка. Да, ручной звон уже невозможен. Но в русских системах какие-то дополнительные тросы, веревки, провода тянутся по стенкам звонницы, — рассказывает Новиков. — Я прихожу на колокольню и вижу автозапчасти. А у нас — конкретно для колокола промышленно изготовленный механизм». Внешний вид звонницы важен многим клиентам, среди заказчиков «Техбюро» — музеи, расположенные в соборах, и Русский культурный центр в Париже.
У еще одного производителя — Международного центра колокольного искусства — те же семь колоколов «с веревками и проводами» стоят от 85 тысяч до 302 тысяч: все зависит от дальности доставки, сложности монтажа, наличия дистанционного управления, качества материалов, техобслуживания и количества мелодий — их в комплекте бывает до 50.
«Прежде чем заняться электронным звонарем, мы провели консультации с авторитетными богословами, — рассказывает руководитель центра Андрей Дьячков. — Ответ был один: конечно, настоящий звон лучше, чем электронный, но если совсем никакого звонаря нет, то тогда пусть будет хоть какой-то».
Электронный звонарь может существовать, но лишь до тех пор, пока не появится достаточно способных звонить людей, говорит Дьячков. Поэтому центр принципиально выпускает только устройства, которые позволяют звонить вручную, — на случай, если в приходе появится настоящий звонарь. Кроме того, центр не только делает роботов, но и обучает звону людей.
«Слава богу, что электронный звонарь есть»
В храме Николая Чудотворца в поселке Кимильтей в Иркутской области электрозвонарь установили два года назад — про новинку им рассказал младший брат настоятеля, священник из Новгородской области. Денег настоятель, отец Владимир, попросил у предпринимателя из своего прихода.
Пульт управления электрозвонаря в Казанском храме Тихвинской иконы Божией Матери, 11 апреля 2016 года Наталия Васильева / «Вечерняя Казань»
Колокола за 600 тысяч в храме стояли уже давно, но не было звонарей. «Две тысячи человек населения — выбирать не из кого, — объясняет „Медузе“ отец Владимир. — Вера-то падает. До революции тут был постоянный звонарь. В церкви даже хранится фотография — маленький горбатый старичок. За мое время — я 19 лет настоятель — было два звонаря, но одна переехала в Иркутск, а другая стала многодетной матерью. Славу богу, что электронный звонарь есть. Люди приезжают — встречаешь их колокольным звоном». Когда недавно крестили ребенка, отец Владимир, как обычно, достал из кармана телефон — и выбрал одну из мелодий для колоколов. Его любимая — благовест.
Настоятель одного из недавно построенных храмов в Московской области, попросивший не называть его имя, рассказал «Медузе», что нехватка звонарей ощущается не только в отдаленных епархиях, но и в центре. Особенно — хороших звонарей, из-за чего автомат в большинстве случаев звонит лучше человека, а электрозвонарь теперь часто закладывается в стоимость церкви на этапе строительства.
Система в церкви собеседника «Медузы» играет 50 мелодий, хотя использует он лишь несколько. Главное, по его словам, это что «все звоны играют по уставу. Так даже лучше — не каждый звонарь-любитель вообще знает звоны по уставу». Прихожане, добавляет он, «вообще не замечают разницы».
«Душа поет от настоящего колокола, а не от записи»
Русская православная церковь распространение автоматов никак не ограничивает. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков сказал «Медузе», что технология распространена в православных церквях не только в России, но и в Греции. «Это вполне нормальная практика, особенно в регионах, где нет возможности содержать настоящего звонаря», — говорит он, поясняя: дело не в деньгах, а в нехватке обученных кадров.
Настоящие звонари, впрочем, выступают резко против своих электронных заместителей. Руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин уверен, что робот не cможет заменить человека. «Есть все-таки законы искусства. Как любое искусство, звон несет в себе смысловую нагрузку. Его главная функция не оповестить о начале служения, — объясняет он. — Колокольный звон — проповеднический, он должен зажечь в людях искорку веры. Механика всего этого лишена. Теряется живой звук. Душа поет от настоящего колокола, а не от записи». Дроздихин уверен, что спрос на живых звонарей не пропадет — не только потому, что электронные стоят дорого, но и потому, что все несколько тысяч выпускников его школы трудоустроены (окончить ее можно за два месяца). «У нас учатся совершенно разные люди, — добавляет звонарь. — Художники, предприниматели, судьи, сотрудники полиции».
Электронный звонарь в храме в городе Ревде в Свердловской области, 16 апреля 2016 года АВАНТ
Руководитель колокольных звонов храма Христа Спасителя и храмов Московского кремля Игорь Коновалов, также не одобряющий использование электрозвонарей, уверен: проблема в том, что РПЦ последние тридцать лет переживает «расширение в ущерб качеству». «Пришло множество молодых священников, для которых история Церкви и вообще история духовности является тайной за семью печатями. Они не скрывают этого, вытаскивают из кармана телефон и радуются: „Смотрите, у меня все играет“», — рассуждает он.
«На одном из фронтонов Исаакиевского собора тоже установлено это безобразие, но не церковными властями, а бывшим директором музея, который, мягко говоря, набороздил больше лошади», — негодует Коновалов. На вопрос, возможна ли установка электронного звонаря в храме Христа Спасителя, он ответил эмоционально: «Вы что, с ума сошли? Ни там, ни в храмах Московского Кремля, ни в соборе Василия Блаженного их не будет никогда! Слава богу, к нам никто с таким предложением пока не приходил. Я думаю, что и не придет».
Полина Еременко
- Напишите нам
Бередящий душу
На небольшой площадке свободно может располагаться только один человек — звонарь. Перешагивая через свисающие от колокольных языков веревки, он берет в руки несколько, и центр столицы республики оглашается характерным звоном. Через широкие оконные проемы колокольни он вырывается наружу, плывет по соседним улицам. Жаль только, что близлежащие дома сдерживают и заглушают его звучание.
Сверху мне хорошо видно, как прохожие на мгновение замедляют шаг, некоторые вообще останавливаются. И, повернувшись в сторону колокольни, слушают.
С давних пор колокольный звон, не раз воспетый поэтами, имеет над нами необыкновенную силу. Ученые объясняют это воздействием звуковых колебаний, приводящих организм человека в гармоничное состояние. Некоторые из них до сих пор спорят, приписывая звону или отрицая его целительные свойства. Хотя истинное предназначение колоколов вполне прозаическое — в определенное время собирать верующих в церкви, сообщать о ходе богослужения и его завершении.
Физподготовка на высоте
Отбросив поэтические образы, можно уверенно сказать, что служба у звонаря не из легких. Прежде всего — это труд физический. Помимо необходимости ежедневно по несколько раз в день подниматься-спускаться на колокольню, звонарь должен заботиться о чистоте и порядке на своем рабочем месте. Зимой и летом, несмотря на погоду, чистить его от снега, птичьего помета. И, конечно, ухаживать за “орудиями” своего труда.
— Тщательно осматривать колокола хотя бы раз в неделю, — рассказывает священник Алексей Михеев, единственный в республике окончивший специальную школу колокольного звона. — Здесь нюансов много, например, в морозы сильно звонить нельзя, иначе колокол треснет. Либо язык может провиснуть. Начищать? Нет, колокола не чистят, чтобы не снимать защитную пленку, которая появляется в результате окисления бронзы на воздухе. Поэтому они всегда остаются темными. А блестящими бывают только тогда, когда их с завода привозят.
Особенно физическая сила нужна тем, кто звонит в большие колокола. Например, в Ростовском кремле, что в Ярославской области, где по воле случая оказались герои популярной комедии “Иван Васильевич меняет профессию”, самый большой колокол весит тысячу пудов (чуть более 16 тонн), чтобы только раскачать его язык, звонарю нужно минимум пять минут. В отличие от него йошкар-олинский “великан” на колокольне Вознесенского храма, весит пять тонн, а его язык примерно 300 килограммов. Но и такой сходу раскачать невозможно.
Главное — чувство ритма
Впрочем, сильные руки и ноги — все же не главное. Больших колоколов в городах и районах республики сейчас пока немного, а следить за ходом службы на некоторых колокольнях теперь можно по телефону, поэтому основным профессиональным требованием для звонаря, как и столетия назад, остается чувство ритма.
— Музыкальное образование желательно, но необязательно, — продолжает отец Алексей, руководитель первой в республике школы колокольного звона, открывшейся на днях в православном центре Йошкар-Олинской епархии. — Главное, чтобы у человека было чувство ритма, без него при всем старании не удастся воспроизвести ритмический “рисунок” колокольного звона, которым отличается наш, церковный от светского, оркестрового и который так благостно воздействует на душу каждого из верующих.
В первую очередь его ощущают сами звонари. “Мне становится радостно и спокойно, — рассказывает старшеклассник гимназии им. Сергия Радонежского Андрей Иванов, вот уже четыре года он звонит в Воскресенском соборе. — Я чувствую духовное удовлетворение и стараюсь, чтобы мой звон был приятен и людям, и Богу”.
Все возвращается
Сегодня Андрей вместе с другом Георгием Морозом с нетерпением ждет начала занятий в школе колокольного звона. Здесь они надеются в полной мере овладеть мастерством полюбившегося им дела. А пока вместе с другими будущими учениками готовят “музыкальный” класс, где будут проходить практические занятия на колоколах, отлитых на Ярославском заводе, славящемся старинными технологиями изготовления колоколов.
— Самые большие — басовые, они задают ритм, как барабанные установки. С ними работает нога, — рассказывает и показывает руководитель школы отец Алексей. — Средние — под-
звонные, они создают ритмический рисунок. А малые — зазвонные, украшают звон, они находятся во власти правой руки звонаря, кисть которой должна двигаться в два раза быстрее левой, управляющей подзвонами.
Честно признаюсь, даже при таком раскладе уследить за руками-ногами звонаря сложно. Они двигаются с разной скоростью, но в результате получается чарующий звон.
— У нас в республике сейчас много храмов открывается. Где благотворители помогают, где всем миром собирают на колокола, — продолжает отец Алексей. — Во многих висят довольно хорошие наборы колоколов, а звонарей не хватает. И вот наш владыка благословил открытие в православном центре школы колокольного звона.
Среди ее первых учеников — две девушки, они уже сейчас пробуют свои силы в Медведевской церкви и в храме на Туруновском кладбище Йошкар-Олы.
Пусть только с радостью звучат колокола по нашим городам и весям!
Добавить комментарий