Курочка ряба смысл

Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2016-04-10)

Что? Где? Когда?

обзор телеигрыЛоготип программы

Серия игр: Весенняя серия 2016

Эпизод: 3

Дата эфира: 10 апреля 2016 года Место проведения: Москва, Нескучный сад Телекомпания: Первый канал Ведущий: Борис Крюк

Третья игра Весенней серии 2016 года. Играет команда Андрея Козлова.

Участники

После неплохих выступлений в прошлом году команда Козлова получила 5-е место в рейтинге и готова идти дальше

Команда знатоков

  • Алексей Капустин
  • Владимир Антохин
  • Михаил Мун
  • Елена Александрова
  • Елена Орлова
  • Андрей Козлов

Команда телезрителей

  • Марина Турлак (Мюнхен)
  • Светлана Величко (Рига)
  • Марина Торгунова (Тюбинген)
  • Наташа Горенькова (Орша)
  • Виктор Молокоедов (Долгопрудный)
  • Венера Мякишева (Заречный)
  • Валерий Лазаревский (Васюринская)
  • Игорь Крючков (Одесса)
  • Александр Синица (Тимишевск)
  • Галина Завьялова (Первоуральск)
  • Николай Марянин (Ульяновск)
  • Иван Ефремов (Волжский)

Также на игровом столе секторы «Блиц», «Суперблиц» и «13 сектор».

Раунд 1 (сектор «Блиц»)

Вопрос 1 (Александр Синица, Тимашевск): У нас за кулисами находится то, что появилось благодаря тренировкам русских пушкарей. Что за кулисами?

Отвечает Алексей Капустин: Катание на качелях
Правильный ответ: Пушкари закладывали ядра в жерло пушек, это требует изрядной физической силы. Для тренировок они придумали к ядру ручку и получалась гиря.
Телезритель получает 50 000 руб. Счёт — 0 : 1

Раунд 2 (Валерий Лазаревский, ст. Васюринская, Краснодарский край)

Ну а в чёрном ящике настоящий банан

В студию вносится чёрный ящик. Одна компания предложила выпускать привычный нам знак «Осторожно, скользкий пол!» в форме оболочки того, что сейчас находится в чёрном ящике. Что там?

Досрочно отвечает Владимир Антохин: Банан
Ответ верен
Счёт — 1 : 1

Раунд 3 (13 сектор, 5953 вопроса, Николай Марянин, Ульяновск)

А интернет всё никак от «знаточной» темы не отойдёт…

Согласно известному башкирскому изречению, этот человек скажет один раз, но зато правильно. И кто же он?

Отвечает Андрей Козлов: Мудрец
Правильный ответ: Знаток
Телезритель получает 60 000 руб. Счёт — 1 : 2

Раунд 4 (сектор «Суперблиц»)

За столом остаётся Михаил Мун.
Вопрос 1 (Мария Морозова, Саранск): «Старайтесь быть добрыми к ним. Если Вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Они слишком близкая мишень, Вы не сможете промахнуться.» О ком это Бродский?

Ответ знатока: О родителях
Правильный ответ: Бродский, адресуя к детям, говорил о родителях

Вопрос 2 (Валентина Чещевик, Минск, Беларусь): «Стойте вместе, но не слишком близко друг к другу. Ибо колонны храма стоят порознь, а дуб и кипарис не растут в тени другого.» О ком это сказал ливанский философ Джибран?

Ответ знатока: О супругах
Ответ верен
Ответ знатока: С последним вздохом
Правильный ответ: Зевком
Телезритель получает 70 000 руб. Счёт — 1 : 3

Раунд 5 (Галина Завьялова, Первоуральск, Свердловская обл.)

Ответ снят корреспондентами

В студию вносятся две металлические палки. Вот такими инструментами пользуются тренеры в одном виде спорта. Куда они опускают длинную палку и для чего?

Отвечает Михаил Мун: На тренировках синхронного плавания. Нужно чувствовать музыку, но когда они ныряют, они музыку не слышат. Поэтому если длинную трубку опустить в воду и по верху стучать короткой, то внизу по воде будет этот звук разноситься.
Правильный ответ: Это инструменты тренера по синхронному плаванию. Длинную палку надо опустить в воду и стучать по ней короткой. Так тренер отбивает ритм. Спортсменки слышат его, запоминают, и так им проще выполнять движения синхронно.
Счёт — 2 : 3

Раунд 6 (Виктор Молокоедов, Долгопрудный)

«Вижу-видел». Назовите устройство или скорее даже сооружение, одно из названий которого в одном из иностранных языков дословно означает «вижу-видел».

Знатоки берут Помощь Клуба
Отвечает Андрей Козлов: «See-Saw» по-английски «вижу-видел». Так обозначают качели или карусели
Правильный ответ: Качели
Телезритель получает компенсацию 80 000 руб. Счёт — 3 : 3

Раунд 7 (Наташа Горенькова, Орша, Беларусь)

Живые курицы для атмосферы снятого вопроса

Этот вопрос не совсем обычный, он личностный детский вопрос. Вопрос снят самой телезрительницей.
Рассказал мне дедушка сказку: жили-были дедушка и бабушка и была у них курочка, звали курочку Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дедушка бил-бил не разбил, бабушка била-била – тоже не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дедушка, плачет бабушка, а курочка Ряба говорит: не плачь дедушка, не плачь бабушка, я вам яичко снесу не золотое, а простое. Рассказал мне дедушка сказку. Подумала я, подумала, и задала дедушке вопрос. Дедушка думал-думал, посмотрел на курочку, на яйцо, но никак не мог ответить на этот вопрос. Отгадайте, какой вопрос я задала дедушке, и перескажите его.

Команда берёт дополнительную минуту
Отвечает Елена Александрова: Будут ли дедушка с бабушкой плакать, если они разобьют простое яйцо
Правильный ответ: Она обратила внимание на интересный парадокс: дедушка и бабушка хотели разбить яйцо, но не разбили, а мышка разбила. Желание исполнено. Так что же они тогда плачут, радоваться надо, они хотели разбить, и мышка им разбила
Телезритель получает 80 000 руб. Счёт — 3 : 4

Раунд 8 (Иван Ефремов, Волжский, Волгоградская обл.)

В 1932 году на экраны США вышла историческая драма «Распутин и Императрица». Вскоре княгиня Ирина Юсупова подала судебный иск на кинокомпанию, которая выпустила этот фильм. Отголоски того судебного процесса дошли до наших дней. В каком виде?

Отвечает Михаил Мун: В виде дисклеймеров, которые предваряют каждый фильм, в котором описываются какие-то реальные персоны, там пишется, что основано или базируется на реальных событиях, но все совпадения случайны.
Правильный ответ: Княгиня Юсупова была прототипом одной из героинь фильма и некоторые эпизоды она посчитала оскорбительными для себя. Суд обязан кинокомпанию выплатить ей компенсацию. После этого кинематографисты стали писать в титрах фразу «Все персонажи вымышлены, совпадения с реальными людьми случайны».
Счёт — 4 : 4

Раунд 9 (Игорь Крючков, Одесса, Украина)

Вопрос вызвал немало текста в соцсетях

В 1925 году польская художница Тамара Лемпицка впервые в истории живописи изобразила вместе два объекта, сочетание которых до сих пор некоторые считают символом опасности. Что же это за символ?

Отвечает Елена Орлова: Сердца, пронзённое стрелой
Правильный ответ: Впервые в истории живописи Тамара Лемпицка изобразила женщину за рулём автомобиля («Автопортрет в Зеленом Бугатти»)
Телезритель получает 90 000 руб. Счёт — 4 : 5

Раунд 10 (Марина Турлак, Мюнхен, Германия)

Теперь кататься намного безопаснее. Правда, придётся подождать до зимы

Перед вами фотография весеннего парка в Мюнхене. Для чего в мюнхенских парках к некоторым деревьям привязывают такие тюки соломы?

Отвечает Елена Александрова: Чтобы дети не ударялись об деревья, когда зимой катаются на санках
Правильный ответ: К деревьям привязывают такие тюки, чтобы дети не получили серьёзных травм. Это соломенные «амортизаторы».
Счёт — 5 : 5

Раунд 11 (Венера Мякишева, Заречный, Свердловская обл.)

Что скрывается за чёрным прямоугольником? Тем не менее, версия с зубной пастой была не менее хороша

Перед вами рекламный плакат Александра Бояртаева, а сам товар мы от вас скрыли. Там изображение товара, который мы от вас скрыли. Что рекламирует этот товар?

Отвечает Михаил Мун: Чёрными буквы написано «ЕГОРКА», а дальше они превращаются в белые, он отбелены. Кусочек буквы «Ч» похож на то, как мы из тюбика выдавливаем пасту, и она из него завитком ложится. За чёрной полоской тюбик зубной пасты, из которой выдавливается буква «Ч».
Правильный ответ: Егора Карловича в Егорку может превратить бритвенный станок
Телезритель получает 100 000 руб. Счёт — 5 : 6

Итоги игры

  • Команда Андрея Козлова терпит поражение и, возможно, в этом сезоне больше не сыграет.
  • Сергей Новиков признаёт лучшим игроком Елену Александрову, ей вручается Хрустальный атом.
  • Приз за лучший вопрос игры (150 000 рублей) получает Венера Мякишева за вопрос о бритвенном станке.

Интересные факты

  • После скандальных случаев с попыткой подсказок на прошлой игре, с этой игры вводится жёлтая карточка – за попытку дать знать играющей команде, что у Клуба есть ответ и надо брать Помощь Клуба. Жёлтая карточка будет показываться распорядителями зала в тот момент, когда капитан играющей команды будет просить Помощь Клуба, или если будет замечена попытка подсказать, что помощь можно брать. Команда лишится на помощь в раунде, но в отличие от красной карточки, ответ дать может, а нарушитель понесёт серьёзное наказание по окончании раунда. Также ведущий может лишить Помощи Клуба, если обнаружит подсказку.

См. также

  • Обзор выпуска игры от 17 апреля 2016 года
  • Обзор выпуска игры от 3 апреля 2016 года

мораль сказки про курочку рябу

Вот уже который день читаю дочке эту сказку и негодую! Ну че за тупая курица, не могла сразу нормальное яйцо снести? Че так сложно было.в порыве гнева так сказать озадачилась вопросом а в чем собственно мораль сей сказки.первая ссылка что мне выдал гугл оч познавательная)) цитирую:

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света:http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок:http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагаетЕ.Николаева в книге «111 баек для детских психологов»(если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев):

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

• Дед и Баба хотели разбить яйцо?
• Если хотели, то почему плакали?
• Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
• Что было в яичке, когда оно разбилось?
• Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
• Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
• Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

— Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»


Особенности апокалипсической символики сказки «Курочка Ряба» и ее связь с современным массовым искусством
Жанр: научное эссе.
«Курочка Ряба» – один из базовых человеческих сюжетов – «Апокалипсис и избавление от него», который получил широкое распространение в культуре, а особенно в кинематографическом искусстве конца ХХ – начала ХХІ века. Тут стоит упомянуть такие голливудские блокбастеры как «Армаггедон», «День Независимости», «Послезавтра», «Война миров», «День, когда Земля остановилась».
Анализ психолого-педагогических источников показал, что «Курочка Ряба» – популярная сказка, пик интереса к которой приходится на ранний дошкольный возраст, и резко уменьшается в среднем школьном возрасте. Опытные наблюдения показывают, что сказка вызывает яркий эмоциональный отклик – ребенок, слушая ее, активно сопереживает приключениям героев, огорчается и радуется вместе с ними.
Проанализировав сказку с точки зрения формальной и житейской логики, мы пришли к заключению, что она нарушена. Проведенное нами тестирование по опроснику KR дало следующие результаты: в случае получения от курицы золотого яйца – 52% респондентов его продадут (что соответствует статистическим данным о населении, проживающем за чертой бедности); 38 % — оценят у ювелира; 10 % — оставят как семейную реликвию. Желание бить золотое яйцо выявлено у 0 % исследуемых.
Таким образом, можно заметить, что поведение Деда и Бабы в сказке нелогично, иррационально и вызвано эмоциональным аффектом, истеричеcким поведением.
Далее в сказке появляется Мышь, которая своим хвостом легко разбивает золотое яйцо. Как именно она это сделала – этот вопрос не входит в задачи нашего исследования. Нас интересует другой вопрос: почему разбитое золотое яйцо вызывает у Деда и Бабы слезы? Ведь, судя по вышеизложенному, именно такого результата они стремились добиться.
Сказка благополучно завершается обещанием курочки Рябы снести простое яйцо. Данное обещание вызывает яркие положительные эмоции у Деда и Бабы, в то время как контент-анализ народных сказок и шкал ценностных предпочтений современных людей показывает, что куриное яйцо не является, и никогда не являлось, особо ценным продуктом питания.
Таким образом, нами была выдвинута гипотеза, что сказка «Курочка Ряба» несет некий сакральный философский смысл, зашифрованный в древних символах.
Главные герои сказки – Дед и Баба – человечество в миниатюре, мужчина и женщина в платоновском возрасте «на пороге мира идей».
Яйцо, снесенное курочкой Рябой, представляет собой древнейший символ вечной жизни, известный нам от языческих времен до позднехристианских, что нашло выражение, например — в традиционных и современных пасхальных ритуалах.
Золото – в противовес яйцу – символ смерти. Золото издревне выкапывали из земли, туда же уходили мертвые. Все сказочные персонажи – Кощей, который «над златом чахнет», Златовласка – не живые люди, а мертвецы, пришедшие в мир людей.
Таким образом, получается, что золотое яйцо – это символ смерти, символ Апокалипсиса. Поэтому нам становятся понятны эмоциональные попытки деда и бабы разбить и уничтожить его.
Герой сказки, которому удалось справиться с этой задачей – Мышь. Она с легкостью уничтожает опасный для человечества символ.
Проанализировав народные сказки, былины и сказания, мы пришли к выводу, что Мышь представляет собой опасный символ неопределенности и случайности. Самые сильные страхи человека связаны со смертью и неопределенностью. Мышь – символ непостоянства судьбы, непредсказуемый игрок на поле живых и мертвых. Герои многих народных сказок находили выход из самых сложных ситуаций или, наоборот, неожиданно теряли все преимущества в зависимости от их способности вызвать расположение или недовольство Мыши. Один из ярких примеров – сказка «Морозко», где вовремя накормленная главной героиней Мышь (отдала последний кусочек хлеба!) помогает ей выиграть опасную игру в прятки с Медведем и, в итоге, получить богатое приданное от Морозко.
Таким образом, финал сказки «Курочка Ряба» – это уничтоженный призрак Апокалипсиса, шанс на жизнь и бессмертие человечества.
Анна Брыль
Мечты молодости
Жанр: психологическая новелла.
Жили-были Дед и Баба, тянули от пенсии до пенсии. Хорошо что огородик свой и курочка Ряба, можно жить и детям с внуками-правнуками овощами и яйцами свежими помогать.
Ряба – курочка-несушка, когда еще цыпленочком была, слыхала от своей мамы Рябы, а та – от своей – чудную историю о том, как Дед с Бабой были молодыми красивыми парнем и девушкой. И когда поженились, любили друг с дружкой мечтами своими делиться.
— Снесла бы нам курица Ряба золотое яичко – отправилась бы я в кругосветное путешествие на большом белом пароходе, — мечтала молодая жена, – страсть как хочу своими глазами увидеть Ниагарский водопад и пингвинов в Антарктиде!
— А я бы, – говорил дед, – поехал бы в большой город на телевидение, учиться на телеведущего, чтобы каждую неделю людям из телевизора про жизнь что-то интересное и смешное рассказывать. Меня ж завсегда люди послушать любят.
Но никто из многочисленных кур Ряб не смог снести золотое яичко. Одна Ряба несла на редкость крупные, другая умудрялась нести яйца с двумя желтками, а золотое – никто и никогда.
Шло время, молодые стали Дедом с Бабой, о мечтах молодости вспоминали все реже, пока однажды утром курочка Ряба не снесла-таки яичко из чистого золота. Увидели чудо такое Дед с Бабой. Яйцо! Золотое! Настоящее! Крупное!
— Дед, так может продадим – и в кругосветку?
— А я — в телевизор?
-Да ты на себя в зеркало давно смотрел? А в паспорт?
— Ага! А ты тоже хороша – тебя ж на пароход не посадят! Развалишься по дороге в Антарктиду! Забыла что ли — давление у тебя шалит, и вообще – возраст.
— Ой, дед, ну давай хоть в Турцию съездим! Или в Египет. Там пирамиды, тоже интересно.
— Старые мы по Турциям-Египтам разъезжать, огородом заниматься надо, правнуками. В поликлинике опять же очередь на бесплатные таблетки от гипертонии скоро подойдет… пропустим…
— Да…можем пропустить… И соседкам прям не знаю, как рассказать… Сбрендила на старости лет – скажут, осуждать будут… Но может съездим все-же хоть куда, потихоньку?
— Не надо нам это баловство. Я в город на телестудию не поеду, чтобы меня люди старым дурнем не обозвали. Старость – она ж не радость! Эх!… И вообще, надо это яйцо уничтожить, только всю душу взбаламутило!
И Дед принялся со всей дури бить по яйцу разными тяжелыми предметами. Бабка сначала пыталась его урезонить, а потом и сама в раж вошла, схватила кувалду потяжелее и давай лупить. Только не знали они, что мечты юности уничтожить нельзя, они навсегда поселяются не только в памяти, но и в сердце.
Когда уж совсем умаялись Дед с Бабой, тут откуда ни возьмись Мышка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Потому что ничего на свете нет более хрупкого и уязвимого, чем наши заветные мечты.
И тут, как поняли, что произошло — заплакали Дед с Бабой – уже точно не будет ни пингвинов с водопадом, ни деда на телеэкране.
Но тут курочка Ряба вовремя подсуетилась:
— Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.
— Вот это дело! – утирая слезы, сказала Бабка, — скоро правнука приведут, я ему гоголь-моголь свеженький приготовлю.
— Вот и хорошо. А я пока пойду в домино с соседом поиграю.
А в это время Внучка, которая вела к Деду и Бабе правнука, думала о том, что если бы курочка Ряба когда-нибудь снесла бы золотое яйцо, она бы бросила опостылевшую офисную работу и поехала бы в Лондон учиться на дизайнера одежды у Стеллы Маккартни.
Элина Стукас
Предсмертная записка Кощея Бессмертного
Жанр: мемуары.
Если вы читаете это письмо – значит, меня уже нет.
Я поведаю вам свою историю о великой любви, безразмерной жадности, неумолимой жестокости и справедливом наказании.
Когда-то, давным–давно, я был молод и полон сил. Я был горяч и свеж. И казалось, что весь мир будет моим, стоит лишь этого захотеть. А я этого хотел.
Я был молодым бравым солдатом. Шёл как-то раз я по лесу и встретил старую ведьму. А она мне рассказала, что в гуще леса стоит старое сухое дерево, которое внутри пустое. А на самом его верху находится дупло. Когда спускаешься до самого низа, там начинается большой подземный ход, в нём горит больше сотни ламп. Есть там три двери. В первой комнате находится большой сундук, доверху набитый медными монетами, а на нём сидит собака. Каждый глаз которой величиной с чайную чашку. Во второй комнате — сундук с серебром, а на нём сидит собака с глазами как мельничные колёса. В третей комнате сидит собака на сундуке с золотом. Но глаза у неё – каждый с круглую башню. А чтобы усмирить собак, дала мне старая ведьма свой волшебный синий передник. Нужно было собаку посадить на этот передник, и тогда она повиновалась. Я мог взять золота столько, сколько мог унести. Взамен ведьма попросила лишь старое огниво, которое её бабка когда-то давно обронила в той пещере.
Я тогда был молод и не осторожен, а потому легко согласился на авантюру старой ведьмы. Обвязала она меня верёвкой, чтобы потом из пещеры вытянуть, и отправился я в тайник за золотом. Ни в чём меня ведьма не обманула. Набрал я полные карманы золота и огниво прихватил. Тогда ведьма меня из тайника за верёвку и вытащила. И вот стою я на земле перед ведьмой с карманами набитыми золотом и огниво в руке сжимаю. И как-то оно мне так приглянулось. Почувствовал я в нём какую-то таинственную силу, власть и красоту. А в голове мысли крутятся «Моя прелесть! Я тебя никому не отдам!!». Не смог расстаться я с огнивом – отрубил старой ведьме голову. Вытер с сабли кровь о листву куста и пошёл прочь, стараясь ни о чём не думать. И лишь огниво прижимал к груди, приговаривая «Моя Прелесть!».

Огниво таки оказалось не простым. Стоило лишь раз чиркнуть огнивом – предо мною появлялась собака из первой комнаты подземелья с глазами как чайные чашки. Два раза чиркнёшь огнивом – собака с глазами как мельничные колёса из второй комнаты тут же подле меня. Три раза чиркнёшь огнивом – и вот предо мной собака из третей комнаты с глазами как круглые башни. Собаки верны хозяину огнива и выполняют все его прихоти. Получив волшебное огниво получил я и деньги, и власть, и авторитет.
Но всего этого мне было мало. Как-то раз увидел я проезжавшую по дороге карету, в которой сидела Принцесса, и возжелал я её всем сердцем. И, не долго думая, той же ночью приказал своим псам найти Принцессу и спящей её привезти ко мне. Собаки исполнили приказ. Увидев Принцессу спящей, почувствовал я, что не смогу её больше никогда забыть. И стал я каждую ночь требовать от собак, чтобы те на спине привозили ко мне Принцессу.
Но Король с Королевой узнали о том, что псы похищают принцессу для меня. Схватили меня подчинённые Короля и Королевы, а на следующий день назначили казнь.
Вот наступил день казни, и, стоя на эшафоте, понял я, что во мне умерла последняя жалось к людям, ярость обуяла моё сердце. И решился я на отчаянное – при помощи огнива вызвал всех трёх собак и приказал им убить Короля и Королеву, присутствовавших на казни. Когда собаки разрывали на части тела Короля и Королевы, заливая всё вокруг горячей кровью, я смотрел в дощатый пол эшафота, поглаживая пальцами огниво и приговаривая «Моя прелесть!».
Затем я провозгласил себя королём и женился на Принцессе. И никто со мной не смел спорить, ведь у меня было волшебное огниво и три верные мне собаки.
Не простила Принцесса мне моей жестокости и возненавидела меня. И, пока я упивался безразмерным богатством и властью, подготовила план мести. Однажды, когда я в который раз требовал от неё исполнения супружеского долга, произнесла она страшное проклятье, что быть мне скелетом бессмертным до тех пор, пока в далёкой глухой деревушке у Деда с Бабкой курочка Ряба не снесёт золотое яйцо. В яйце будет смерть моя. И лишь когда Мышка-норушка вильнув хвостиком разобьёт яйцо стану я свободен от проклятья.
Тотчас же превратился я в скелет и в ужасе бежал из замка. Не зная, где скрыться, я вернулся в подземелье, в котором три комнаты и три сундука с несметными богатствами. Так я чах над золотом много веков, ожидая искупления своей вины.
Но и сама Принцесса поплатилась за страшное проклятье. Ненависть и злоба, переполнившие её, превратили Принцессу в Бабу-Ягу с костяной ногой. Вскоре ей тоже пришлось бежать из замка в лесную глушь, чтобы остаться жить среди зыбучих болот в избушке на курьих ножках.
День за днём, месяц за месяцем, год за годом, век за веком сидел я на сундуке с золотом, поглаживая огниво пальцами да приговаривая «Моя Прелесть!» и ожидая часа искупления.
И, раз вы сейчас читаете это письмо, то этот заветный час наступил.
А на последок я хочу написать вот что: я ненавижу «Мою Прелесть!», волшебное огниво, и, да, всё-таки я любил Принцессу, даже когда она стала Бабой-ягой.
Александр Михайловский
А как сказку о курочке Рябе написали бы Вы?

Почему плачут дед и баба в сказке «Курочка Ряба»?

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А. В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, Топоров В. Н. считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К. Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К. Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Теги: фольклор, детство, сказкотерапия, русские, курица, сказки, яйцо, смысл, толкование, воспитание, дети, курочка ряба

Рецензия Василий Кленин на книгу Курочка Ряба

Вот вас дети, которым вы читали ее, никогда не спрашивали – чему она учит? Меня тоже, если честно, не спрашивали. И в этом мне видится еще один признак магии «Курочки». Мы слышим магию слов «снесла как-то курочка яичко, да не простое – золотое…», но мы не слушаем их. И мне, чтобы задуматься, чтобы скинуть с себя чары, потребовались долгие годы! А ведь сказка лишена не только морали, но и внутренней логики.

Первое, кстати, лично меня пугает. Потому что раз нет морали – значит, перед нами не сказка. А что спряталось под ее личиной? Многие говорят, что это древний миф. Может быть и так, но мне трудно уловить – какой.

Но самое главное – логика. Вот давайте разберем сюжет

(Внимание! Сейчас будут спойлеры)

У старика и старухи (которые часто олицетворяют творцов – в «Колобке», например) курица сносит непростое золотое яичко. Заметьте, без преамбул. В сказках всегда есть мотивационная вводная часть: захотелось есть или репка вдруг выросла пребольшая или дети не рождаются. Уже, исходя из вводной, начинаются действия. Но Ряба стреляет золотом сходу. Непонятно, ждали старики это яйцо или не ждали.

А потом начинается странное. Старик со старухой яйцо бьют. Зачем? Если яйцо цельное, то в этом в принципе нет смысла. А, если внутри есть жиденький зародыш, то все равно ведь золотая скорлупа важнее и дороже.

Тут я хотел бы отдельно поговорить за золото. Это не просто деньги. Это олицетворение богатства. Золото всегда ценнее тех монет, которые из него отливают. Есть более дорогие металлы, камни всякие драгоценные, но только золото является символом, архетипом. И солнце, дарящее жизнь, золотое. И любимка твоя – это золотце. Есть поговорка «не в деньгах счастье», но никто не говорит так про золото. Потому что золото и счастье – это где-то очень близко.

Но старики это золото пытаются разбить. Нет, здесь они точно не Творцы, ибо не ведают, что творят. Да и разбить у них не получается – не видно в них божественной силы. Тем более, что сразу после этого яйцо походя разбивает ничтожнейший – мышка. Просто, махнув хвостиком. Кстати, тоже вопрос – что это за мышка такая.

И дальше происходит самое нелогичное – старики начинают плакать. А почему? Они же и хотели его разбить! Нате!

А они плачут. Ну, и кто они после этого?.. И получают в итоге обычное яйцо. Жрите свои жидкие эмбрионы! Классический текст сказки, кстати, не сообщает нам, довольны ли старики итогом. Я так понимаю, не важна для сюжета их реакция: пусть жрут, что дают.

Ну, и?

Ну, и родилась у меня в итоге мораль сказки:

Золотое яйцо – это счастье. А дед с бабой, это мы с тобой, дорогой мой читатель. Народ. Толпа. Прости – быдло даже. А таким как мы, если счастье и приваливает, то по случайности. Исключительно благодаря багам в Генеральном Плане Мироздания. Вот и наша с тобой курица ни с того ни с сего снесла золото. Граммов на 300-400, да ещё 999 пробы. Бери и радуйся!

Но только не мы. Мы же простошлепы. Мы даже не понимаем, что с этим счастьем сделать. Бьем его. Зачем-то. Про ломбард и не задумываемся. Разумеется, бьем безрезультатно.

А Мышка – это судьба. Не случай, но высший закон. Заметило Мироздание баг в Плане и послало ее. А когда судьба вмешивается – достаточно хвостиком даже махнуть – любое счастье неизбежно разбивается.

И остается нам сидеть, плакать и терпеливо ждать простые яйца. Жрать, что дают.