Курско коренная пустынь отчитка отец Никита
Содержание
- Экзорцизм
- История
- Современность
- Настоятели и наместники
- Примечания
- Ссылки
- Коренная пустынь в Курской области: история чуда
- Месторасположение
- История мужского монастыря от начала основания
- Судьба во время революции и в советский период
- Современное состояние монастыря
- Описание и архитектурные особенности
- Святыни Рождество-Богородичной пустыни
- Речка Тускарь и святые источники
- Информация для паломников и туристов
- Фотогалерея
- Монашеский дозор
- Живое слово одухотворяет
- Фото
Экзорцизм
История произошла лично с моим участием, всё происходящие видела своими глазами. Надеюсь, большинство читателей знают, что такое ритуал экзорцизма. Для тех, кто не в курсе – этот ритуал можно охарактеризовать как процедуру изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого ими человека с помощью молитв, обрядов. Проводится этот обряд священнослужителем, у которого есть специальное разрешение на это.
Но не во всех церквях экзорцистов найдешь. Я живу в Курске, там у нас рядом Коренная пустынь с целыми ансамблями храмов и исцеляющих родников – по крайней мере, священнослужители и паломники так считают. Есть там один монастырь, у моего папы там знакомый священник. Монастырь маленький, неприметный, приход там небольшой; если не знать, где именно он расположен, никогда не отыщешь. В народе его называют «Скотный двор», потому что там монахи выращивают всякую живность и потом продают населению, тем и живут – так сказать, трудами своими. Вот этот-то священник и проводит массовые вычитки (так ритуал экзорцизма в народе у нас называют). А веду я вот к чему.
Я с детства очень сильно болею, и родители буквально бились за мою нормальную жизнь, и всех врачей объездили, и целителей с бабушками-ведуньями. Вот все эти ведуньи твердили в один голос, что мне сделана ужасная порча, надо девочку в храм везти срочно. После очередного моего кризиса папа с мамой решили меня на вычитку-то и отвезти – авось и правда поможет. Мне на тот момент 15 лет было, и я из разряда людей, что «пока своими глазами не увижу, не поверю!» Вот я насмотрелась!
Приехали мы, значит, в монастырь на эту службу, я с папой и дядик мой. А перед этим бабулечка моя мне наставления давала, что, мол, во время службы рта не раскрывай, и, что бы ни происходило, не оглядывайся назад. Ну, я в непонятках согласилась, так сказать, с «условиями». Служба проходила на улице возле реки, под большим раскидистым деревом. Все люди, которые собрались туда, расположились тремя полукругами возле этого дерева, а священник в центре, значит. Я стояла на одном конце первого полукруга, а за моей спиной во втором полукруге папа с дядей моим – так сказать, на подстраховке. Но до службы я еще в толпе с парнишкой молодым перемигнулась, по улыбались друг другу, уж больно он симпатичный был, и так получилось, что он на другом конце полукруга очутился с братом своим, прямо напротив меня. Ну вот, началась служба, священник молитву читать начал, все слушают, стоят, кто молится тихо, кто просто глаза в землю опустил, ну а я, любопытная зараза, начала всех разглядывать – интересно же. Тишина вокруг, только слова молитвы да птиц пение, такое умиротворение – просто здорово стало. Стою и думаю: «Ничего тут, супер, выстою я эти 3 часа, и что меня все так пугали?»
Но потом началось. Священник читал-читал молитву – и пошел всех обходить, водой святой в придачу брызгать. Начал с меня и далее, и тут как кто-то заорет диким голосом где-то сзади меня! У меня глаза на лоб, и тут по инерции повернуться хотела, посмотреть, так папа мне щелбан отвесил. Встала обратно, стою уже в оцепенении. Крики продолжаются, причем кричат разные люди. Священник уже прошел половину и перешел на ту половину, где парнишка тот стоял, и там такое же началось, только я уже видеть могла, что происходит. Люди кричат, лица их искажены, как от боли жуткой, они падают, дергаются, пытаются убежать, их родственники держат. Одну женщину трое мужчин не смогли удержать, когда священник подошел к ней, она вырвалась и убежала. Но только «обход» всех людей закончился, и священник вернулся на своё место, продолжив читать молитву, всё мало-помалу утихло.
Минут 10 я еще прибывала в диком шоке. С вытаращенными глазами мы смотрели с тем парнем друг на друга с чуть не плачущими глазами. Он был жутко бледен, да и я наверняка не лучше. Но, когда я немного отошла и акклиматизировалась, мне стало интересно. Я рассматривала всех и старалась запомнить каждую мелочь в поведении этих людей, чтобы потом рассказать подруженциям. Такие приступы всеобщего «сумасшествия» – а по-другому это я никак не могла назвать – начинались и продолжались, когда священник начинал своё шествие по рядам со святой водой, затем с кадилом дымящегося ладана и с освященным маслом, которым он рисовал у всех на руках и голове крестики. И все затихали, когда просто начиналась молитва. Творил там кто что – кто кричал матами, кто по-звериному на разные голоса, кто дрался и пытался убежать, кто на священника кидался с кулаками и речами типа: «Не старайся, святоша, всё равно не уйду, трави-не трави меня водой своей святой.»
Одна девушка просто стояла, как вкопанная, очень быстро крестилась и жутко рыдала, за всю службу мне казалось, что она всю воду из себя выплакала. Мне её больше всего было жалко. Ну, в общем, всё не опишешь, но было жутко. После службы мы подошли к священнику, чтобы узнать, всё ли нормально со мной, на что он ответил, что со мной всё нормально, а с кем не нормально, то мы видели, как им было плохо. И ещё он сказал, чтобы мы меньше всяким гадалкам верили! Вот такая история. Хотя после неё я всё покоя не найду себе. После всего увиденного я стала верить – но в том плане, что я теперь не отрицаю существования злых и добрых сил.
Новость отредактировал New World — 10-08-2011, 08:05 10-08-2011, 08:05 by ILIANAПросмотров: 5 931Комментарии: 12 +33
Ключевые слова: Экзорцизм монастырь священник молитва крики река
Другие, подобные истории:
Монастырь
Россия
Курская область
Православие
Курская епархия
мужской
1597 год
Серафим (Котельников)
Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 461721311960005 (ЕГРОКН). Объект № 4600190000 (БД Викигида)
действующий
Медиафайлы на Викискладе
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь — мужской монастырь в местечке Свобода Курской области, основанный на месте явления Курской Коренной иконы. Древнее название Курского Коренного монастыря — «Чёрная Коренная пустынь», что означает глухое, запущенное место.
Ежегодный крестный ход с тысячами паломников, сопровождавший перенос иконы из Курска в Коренную пустынь, изображён на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии».
История
Икона Божией Матери «Курская Коренная»
В 1295 году в густых лесах на месте будущего посёлка Свобода охотники из Рыльска обнаружили икону. Через несколько лет на этом была возведена деревянная часовня. В 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» по указу царя Федора Иоанновича основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он стал первым храмом на этом месте. В 1601–1603 годах Россию поразил голод, но Курская земля давала урожай и снабжала столицу хлебом. Считалось, что это из-за чудотворной иконы, поэтому царь Борис Годунов пожаловал Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, книги.
Курский край потерпел серьёзные разрушения в период Смутного времени: разбой, пожары, грабежи. Пользуясь хаосом, образовавшимся в стране, татары с удвоенной силой возобновили свои опустошительные набеги. В 1611 года Коренная пустынь была разорена. Поскольку, как и часовня, храм был сделан из дерева, поэтому при нашествии Крымских татар он быстро сгорел. Ещё один храм из дерева был построен на этом месте в 1618 году.
Каменный храм, являвшийся заменой деревянному, просуществовал 149 лет, вплоть до 1 июня 1852 года, когда по указу графа Клейнмихеля был заложен новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В.И. Лысых пишет:
В день закладки храма было собрано пожертвований 583 рубля 87 копеек (серебром), а в казне монастыря оказалось на 17 мая 1852 года 2287 рубля 99 копеек (серебром)
Внешний вид храма был типичным для стиля церковной архитектуры и имел сходство с Благовещенской церковью в Санкт-Петербурге. Внутреннее убранство также было богатым. Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области. Именно в этом храме должна была оставаться икона Божией Матери «Знамение» во время нахождения в Коренной пустыни.
С легендой об обретении чудотворной иконы связан ещё один храм — храм во имя святых и праведных Иоакима и Анны. Он построен на месте, где были найдены половинки разрубленной иконы «Знамение» Курская-Коренная.
Коренная пустынь упоминается в «Книге Большому Чертежу», 1627 год:
А ниже Сновы верст с 5 на Тускори пустыня монастырь пречистые Богородицы курские, от Курска 20 верст. А ниже монастыря пречистые Богородицы курские пала в Тускор, от Курска верст з 10, речка Обмет, течет от Теплого колодезя
По указу Екатерины Великой в 1764 году Коренная пустынь исключается из состава Знаменского монастыря и снова начинает самостоятельное существование. Стоит отметить, что и земли самой пустыни значительно сократились. Например, деревня Служня, расположенная с юга, вышла из числа монастырских вотчин. Монахам под страхом тяжких наказаний запрещено было брать дрова в лесу, поэтому зимой обитель не отапливалась, что приводило к заболеваниям священнослужителей и впоследствии проблемам с богослужениями. В храме не осталось ничего, что могло давать заработок. Более того, не хватало даже самой необходимой утвари, была поломана мебель и требовалась замена стёкол в большинстве окон. Монастырь не имел ограды. После увеличения срока пребывания Курской-Коренной иконы по просьбе игумена Исайи в 1765 году значительно увеличился поток паломников и, соответственно, расходы на материальные потребности Коренной пустыни. В связи с этим начались разногласия между Знаменским и Коренным монастырём. В итоге епископ Белгородский Порфирий велел делить доходы поровну, пополам. К этому году в монастыре осталось лишь 12 человек, а после ужесточения общежительного устава в 1792 году только иеромонах Протерий выразил желание остаться. 20 октября 1792 года наместником в Коренную пустынь был назначен отец Иларий с поручением завести там общежительные порядки; проработав над реорганизацией внутренней жизни пустыни три года, Иларий, по собственному желанию, возвратился в Саровскую пустынь, где вскоре и скончался.
Однако Екатерина II вскоре изменила свое отношение к православию, так как считала, что «укрепление Церкви есть укрепление государства». В 1799 году пустынь получила статус монастыря 4 класса. В 1816 Коренной монастырь был зачислен в третьеклассные. В 1804 году штат Коренной пустыни увеличился до тридцати монахов. В 1811 году в обители было девять иеромонахов, пять меродиаков, один белый диакон, четыре монаха и двадцать пять послушников. Коренная пустынь постепенно выходила из запустения. В 1875 году был построен храм во имя Знамения Божьей Матери. Здесь же устроено кладбище для погребения усопших монашествующей братии и благодетелей святой обители.
После Октябрьской революции началось стремительное разрушение обители. В 1918 году на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь в местечко Свобода. Монастырь лишается прав юридического лица. С момента принятия в 1922 году «Декрета ВЦИК 16 февраля 1922 года» началось разорение обители. Сначала изъяли ценности, а в 1924 году монастырь закрыли. По кирпичикам разобрали каменные сходы к Живоносному источнику, часовни, разграбили и вывезли уникальную библиотеку, вырубили Богородицкий лес. В 1924–1926 гг. взорвали главный собор, продали колокола, разрушили колокольню, кладбищенскую церковь, храм Живоносного источника, Святые врата, спилили вековые деревья. В тридцатые годы на месте церкви во имя Рождества Богородицы был построен фонтан. В это время здесь уже находился санаторий «Свобода». После Великой Отечественной войны в сохранившихся монастырских зданиях было организовано ремесленное училище, позже преобразованное в ПТУ.
Икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменском монастыре) во время Гражданской войны была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Ненадолго, по просьбе генерала Петра Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму. В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в США в 1951 году, где пребывала в специально устроенной для неё Ново-Коренной пустыни. С 1957 года икона пребывает в Синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви за рубежом в Нью-Йорке.
Восстановление Коренной пустыни связано с именем архимандрита Ювеналия. Во времена перестройки стали возвращаться храмы. Первым из таких был храм Иоакима и Анны. По указу Горбачёва в ответ на прошение владыки Ювеналия Курский Облисполком принял решение о передаче комплекса «Коренная пустынь» Курской епархии.
В настоящее время в Коренной пустыни выделяются две церкви: соборная на горе во имя Рождества Пресвятой Богородицы и нижняя церковь на самом берегу — во имя Живоносного Источника.
История нижней церкви тоже очень долгая. По преданию она является второй или третьей на этом месте. Первая была построена по указу фельдмаршала Б.П. Шереметьева. Существует неопровержимое доказательство этого факта — надпись, сделанная им на Евангелие, пожертвованном в эту самую церковь.
В.И. Лысых цитирует эту надпись:
Сие Святое Евангелие подано от Фельдмаршала Б.П. Шереметьева, вновь построенную от него каменную церковь во имя Живоносного Источника на святом кладезе, лета 1714, августа в 17 день
Можно сказать, нижняя церковь — один из древнейших храмов Коренной пустыни.
Коренная пустынь является не только духовным источником для народа, но и источником ключевой воды. Считается, что уже 700 лет струится Коренной чудотворный источник. Точность этого достоверно не может быть установлена.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, посетив возрождённую Коренную пустынь в сентябре 1991 года, назвал её третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области.
Знаменский монастырь и Коренная пустынь остаются важными элементами крестного хода. Большую роль в восстановлении этих архитектурных памятников после периодов разрухи и запустения сыграли куряне, обычные люди, которые не остались равнодушными к судьбе достопримечательностей.
Современность
В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
Братия монастыря
- Наместник — Игумен Серафим (Котельников)
- Благочинный — Иеромонах Агапий (Чернышев). Указ № 66 от 17.08.2017 г.
- Эконом —
- Казначей — Иеромонах Алексий (Кравцов).
- Ризничный — Иеродиакон Лазарь (Матренин) № 67 от 17.08.2017 г.
- Регент — Иеродиакон Руфин (Антипов).
В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» установлен уникальный фаянсовый иконостас
Настоятели и наместники
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
- Палладий (Белевцев) (…—1818)
- Макарий (1818—1820), переведённый из Полоцкого Богоявленского монастыря, а затем — в Александро-Свирский.
- Парфений, архимандрит (1820—…), бывший ризничий Александро-Невской лавры
- Ювеналий (Половцев) (8 мая 1862 — 21 декабря 1867)
- Григорий (Кренцив) (1994)
- Иоанн (Рудаков) (1994—2004)
- Вениамин (Королёв) (24 декабря 2004 — 29 августа 2012)
- Серафим (Котельников) (с 29 августа 2012) до 16 июля 2013 года — и. о. наместника
Примечания
- 1 2 3 Четыркин Ф. Курская святыня. Курско-Коренная Чудотворная икона Богоматери и места пребывания св. иконы. Знаменский монастырь и Коренная пустынь. — СПб, 1899, 1995. — 12 с.
- 1 2 3 4 Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край: Пособие по региональной культуре. — Курск, 2004. — 164 с.
- 1 2 3 4 Лысых В.Н. Курская — Коренная икона Божией Матери «Знамение» «Коренная пустынь». Лавра Курского края. — Курск: Международный Центр Культуры, Искусства и Духовного Возрождения «Русский Ренессанс», 2007. — 168 с.
- 1 2 3 4 Реутов В. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность. — Курск: КГПУ, 2001. — 205 с.
- Рункевич С. Г. Иларий (строитель Рождество-богородичной пустыни) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Курская – Коренная икона «Знамение»: страницы прошлого и наше время. Брошюра Миссионерского отдела Курской Епархии. Курск, 2013. — 4 с.
- В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» устанавливают уникальный фаянсовый иконостас
Ссылки
- Официальный сайт Коренной пустыни
- Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь на сайте «Храмы России»
- Епископ Серафим «Повествование о курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах её»
«Братия собралась в обители для служения Божией Матери»
Крестному ходу с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в этом году исполнилось 400 лет. Первый в истории крестный ход со святыней, явленной у корня большого вяза (отсюда и название – Коренная) состоялся в 1618 году по указу первого русского царя из династии Романовых, прозванного в народе «Кротким» – Михаила Федоровича. И никогда не прерывался. Даже в богоборческие годы советской власти верующие тайком шли к закрытому монастырю со своими домашними иконами почтить образ Пресвятой Богородицы. В наши дни молитвенное шествие, совершаемое из Коренной пустыни в Знаменский кафедральный собор Курска, собирает десятки тысяч людей. Еще один юбилей нынешнего года: в десятый раз чудотворный образ, пребывающий в Америке, был привезен в Россию делегацией Русской Православной Церкви Заграницей к традиционному осеннему крестному ходу.
Год 2009-й: воплощение мечты
Игумен Серафим (Котельников), наместник Курской Коренной мужской пустыни
Отец Серафим, Вы помните, как икону впервые привезли на ее историческую родину и с каким чувством братия встречала святыню?
Это духовное торжество (так как принесение чудотворной иконы Божий Матери на свою историческую родину стало великим событием для монастыря, курского края и всей России) я прекрасно помню. Только начну свой рассказ с другого момента. Открывая наш монастырь в 1989 году после его возвращения Курской епархии, правящий архиерей владыка Ювеналий (Тарасов) собрал в ней духовно опытных и мудрых священнослужителей в монашеском звании. Кто-то из них был игуменом, кто-то – архимандритом, кто-то – иеросхимонахом. Братия собралась в обители для служения Божией Матери. Все они молились, чтобы им открылось, вернется ли на свое родное место святой образ Божией Матери, вывезенный за рубеж после Гражданской войны и ставший главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей, или нет. Одному из братии было тогда откровение: когда в древней обители восстановят соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, святыня вновь прибудет сюда. В 2009 году произошло воплощение этой мечты. Все-таки 20 лет как возобновилась обитель, архитектурно она восстановилась и за довольно-таки краткий срок – менее чем за три года – был возрожден соборный храм, который строили всем миром. Деньги шли из федерального бюджета, из регионального. Очень много людей – от коллективов предприятий до частных лиц – принимало в этом участие, и храм получился светлым, изящным, благолепным.
Нельзя не вспомнить такой факт: за какое-то время до этого торжества с архипастырями Русской Православной Церковью Заграницей было достигнуто соглашение: если в монастыре будет восстановлен собор, тогда они привезут сюда чудотворную икону на его освящение.
Да, это было одно из главных условий. Монахи Коренной пустыни молились в 1990 году, а откровение, явившееся одному из них, сбылось в 2009 году! Сентябрь 2009 года стал венцом наших трудов и чаяний. Такое у нас благоговение и трепет возникли в душе: Господь по молитвам митрополита Курского и Рыльского Германа и первых насельников возрождающейся обители совершил чудо! Впервые после 90-летнего пребывания за рубежом наша главная святыня была принесена на Курскую землю. Сопровождавший ее из Москвы Святейший Патриарх Кирилл при освящении собора сказал, что для него неожиданно было увидеть в Курской глубинке такую красоту и благолепие. Еще он сказал, что в наши дни храмы воссоздаются не от богатства, не от избытка средств – воссоздаются во времена кризиса и экономических потрясений. И ничто, по словам Его Святейшества, не может остановить волю нашего народа к воссозданию святынь, ибо через это воссоздается духовная жизнь народа и небесное соединяется с земным. А какую духовную радость, духовный восторг Патриарх Кирилл испытал в начале Первосвятительского визита, когда увидел, что вся Красная площадь в Курске встречает святыню с цветами, зажженными свечами и тысячи людей встают на колени, плачут от радости!..
Батюшка, Вы стали одним из самых молодых наместников русских обителей. В 29-летнем возрасте в сане игумена Вас поставили во главе Коренной пустыни. Но тогда, в 2009 году, в каком сане Вы были и какое послушание во время подготовки к великому событию несли?
Я был иеродиаконом, нес послушание уставщика, а перед долгожданным приездом чудотворной иконы и приездом Святейшего Патриарха Кирилла получил следующее послушание: подготовить внутреннее убранство храма к освящению. Конкретно я отвечал за его украшение и украшение монастыря цветами. Этим мне помогали заниматься братия монастыря, флористы из Москвы и местные помощники. Цветы были привезены в огромной фуре – великое множество цветов, которые пошли на украшение и Курска, и монастыря Коренная пустынь. У себя мы украсили собор и сделали большую красивую дорожку из живых цветов от центрального входа в обитель до «киота для Божией Матери», как назвал наш воссозданный храм священноархимандрит монастыря митрополит Герман.
Устали?
Трое суток не спали. Еще и облачение надо было подготовить к освящению храма, и церковную утварь. Разумеется, у нас были помощники, и мы, с Божией помощью, все приготовили. Хотя и сильно устали, но эта усталость была благодатной, радостной. Очень торжественно, молитвенно прошли встреча святыни, освящение собора и крестный ход. А в том, что нынче 10-летний юбилей принесения к нам в конце сентября-начале октября чудотворной иконы из-за границы совпал с 400-летием крестного хода с нашей главной святыней в Курской губернии, видится Промысл Божий.
Теперь Вы встречаете чудотворную икону как наместник древней обители. Что при этом испытываете?
Мои чувства остаются теми же: это благоговение и трепет. Должен сказать, что братия у нас сплоченная. Мы проводим собрание: распределяем, кто за что отвечает. И за 10 лет с Божией помощью выработали определенный план, который стараемся выполнить со всем усердием, чтобы встреча святыни прошла достойно. Как игумен я для себя отметил: иногда бывает перед прибытием святыни какая-то суета, какие-то нестроения, но приходит чудотворная икона, заносим ее в собор и появляется уверенность, что всё устроится так, как угодно Царице Небесной. Она все управит. Так и происходит. Трапеза, тысячи паломников – при этом всем всего хватает, все довольны, в приподнятом настроении. Мне становится легко оттого, что Царица Небесная полностью берет все попечение под Свой омофор. Я бы сделал такое сравнение: когда тучка закрывает солнце, настроение несколько падает. Потом туча уходит, появляется солнце, и лучи яркой солнечной благодати озаряют Вселенную. Сразу становится тепло и радостно. Так и с иконой. В нашем монастыре все хорошо, в нем есть благодать Божия, и все же в присутствии чудотворной иконы она особо изливается на всех, кто с любовью и верою притекает к Божией Матери. Возникает чувство, что на небе ярко засияло солнце.
Монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уверены, что священник действительно исцеляет людей — снимает своими молитвами насланную на них порчу.
— Это все выдумки народа, — считает отец Вениамин. — Как же может простой священник лечить людей? Это все люди сами напридумывали. К примеру, человек, посещая мои молебны, пришел к вере. Его молитвы услышал Господь и помог ему избавиться от недуга. Этот человек приходит домой и говорит: «Я посещал молебны отца Вениамина, и он снял с меня порчу». Эта глупая новость сразу разлетается среди знакомых, родных. И те говорят: «А он и правда лечит». Но никто никак не поймет — всем помогает Бог. А я только пытаюсь донести до людей Слово Божие.
«Бесноватые» мычат, мяукают и матерят священника
Во время молебнов отец Вениамин обязательно подходит к каждому прихожанину и окропляет его святой водой. Одни начинают неистово кричать, плакать, другие — мяукать, мычать, лаять. А некоторые вообще матерят батюшку.
— Мне пришлось уже столько выслушать! Меня грозились и убить, и покалечить. Но я знаю, что люди не желают мне зла. Правда, после молебнов я немного устаю, — говорит священник.
Детям грехи передаются от родителей
На молебнах у батюшки можно встретить и детей. Увидев святую воду и почувствовав запах ладана, некоторые из них точно так же, как и взрослые, начинают кричать.
— Это все происходит из-за того, что люди отошли от веры. Многие совершают грешные поступки, даже не задумываясь о последствиях. А ведь это может передаваться поколениями. В последнее время ко мне на молебны приводят все больше детей, — сетует батюшка. По словам священника, любой человек может прийти к нему на молебен, не опасаясь за свое здоровье.
— Вообще-то я считаю, что здоровых и безгрешных людей нет. Но все-таки нечистая сила не может переселиться из одного человека в другого. Недуги Господь посылает людям за грехи. Чтобы их искупить, нужно прийти к вере: соблюдать посты, ежедневно молиться, просить у Бога помощи, — советует отец Вениамин.
По словам батюшки, семейные ссоры тоже, как правило, происходят из-за того, что супруги согрешили. Когда люди приходят к вере, скандалы прекращаются.
— За таких людей часто приходят молиться их престарелые родители, потому что сами супруги не считают нужным бывать в храме, так как ни во что не верят. Конечно, Господь слышит молитвы их родных, но не торопится помогать тем, кто безразличен к вере, — считает священник. Если нет возможности ходить в храм, он советует молиться дома.
Люди не помнят, что творилось с ними во время молебна
После каждого молебна к отцу Вениамину подходят люди, чтобы поблагодарить за исцеление.
— Мне очень помог отец Вениамин. На меня несколько лет назад навели порчу. Знакомые посоветовали съездить в Коренную пустынь. В течение нескольких месяцев я каждую неделю ездила сюда на молебны. Моя подруга, которая меня сопровождала, потом рассказывала, что когда ко мне подходил отец Вениамин и окроплял меня святой водой, я начинала кричать. Мне даже не верилось, что такое могло со мной происходить. Ведь выйдя на улицу, я ничего не помнила. Но я видела, как вели себя во время молебнов другие. Сейчас у меня, слава Богу, все прошло, — призналась корреспонденту «Комсомолки» прихожанка, просившая не называть ее имени.
Когда женщина рассказала об исцелении самому батюшке, тот нахмурился:
— Ко мне часто подходят подобные люди. Мне это очень не нравится. Я сразу понимаю, что человек еще не пришел к вере. И начинаю объяснять заново, что помогаю не я, а Господь.
Денис СОРОКИН.
Фото автора.
Курск — Свобода.
Коренная пустынь в Курской области: история чуда
Множество монастырей и храмов располагается на русской земле. Каждый из них несет в себе богатство русской духовности для православной веры.
Один из прекрасных обителей святого духа располагается в Курской области. Здесь в конце 16 века был заложен мужской монастырь, который вскоре начали именовать Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустынью.
Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир
Месторасположение
Обитель просветления и чуда расположилась в красивейшем месте, на правом берегу реки Тускарь. На карте России это Курская область (поэтому обитель в народе часто именуют Курско-Коренной. Впрочем, иногда называют ее и Коренская пустошь — но это неправильно).
Коренная пустынь находится по адресу Злотоухинский район, с. Свобода. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси, которое отправляется с улицы Дубровинского.
Советуем также ознакомиться с историей, местонахождением и описанием Оптиной пустыни.
История мужского монастыря от начала основания
По легенде в 1295 году на этом месте были густые непроходимые леса. Два охотника, следуя по следу зверя, наткнулись на странную доску, а перевернув ее, обнаружили икону.
И тут же из-под земли забил источник с родниковой водой. Охотники, решив, что это настоящая примета чудесного свойства этого места, оставили там знак. Позже они разнесли весть о диве всем людям.
Важно знать: по прошествии нескольких лет была отстроена на том самом месте деревянная часовня.
Постройка самого монастыря пришлось на сложное время. В тот исторический период Московская Русь была подвержена нападению крымских татар. Строительство шло очень медленно, ведь из-за трудных условий и отсутствия финансирования продвигать строительство было сложно. Однако здание был отстроено, датой основания монастыря считается 1597 год.
После кончины Ивана Грозного не осталось наследника. Наступило смутное время. Появилось множество претендентов на престол, один из которых Лжедмитрий захватил власть в стране и самолично воздвиг себя на престол. По его приказу главная чудотворная икона Богоматери была отдана в Москву.
Лжедмитрий
Там она пробыла до самого завершения тяжелого для России смутного времени. Возвратилась икона на свое место только в 1618 году. Это событие стало одним из поворотных моментов в истории. Оно было отмечено открытием новой церкви, которой дали имя «Рождества пресвятой Богородицы».
В 1634 году вновь наступило не лучшее время для России, монастырю опять пришлось претерпеть тяжкие невзгоды. После нападения на Курск поляков обитель была разорена. А уже в 1643 году был совершен новый набег на город крымскими татарами. Однако, несмотря на трудности, Курской пустыни удалось уцелеть.
Только в 1701 году этому месту было официально присвоено звание монастыря, и открыто общежитие для монахов. Кроме того было реконструировано множество других зданий. Спустя два года дошло дело до Рождество-Богородичного храма. Старое деревянное здание было заменено великолепным белокаменным зданием, имеющим два этажа.
Важно то, что здание сохранилось до наших дней.
Через семь лет, в 1708 году, строительные работы решили продолжать. Были возведены красивейшие святые врата и церковь с несколькими престолами. Одному дали название Преображение Господня, а второй посвятили Архистратигу Михаилу. В 1713 году основали церковь «Живописный источник».
Обратите внимание: в 1764 году Коренная пустынь в Курске получила полную автономность, и стал полноценной самостоятельной единицей.
Новая эпоха в строительстве открылась в 1860 году, когда было начато возведение великолепного собора, который получил название Рождества Пресвятой Богородицы. Однако совсем скоро белая полоса в жизни Курского аббатства и её обитателей закончилась. Наступали тяжелые годы советского периода.
Судьба во время революции и в советский период
После наступления советской власти и свержения императора Николая Второго, для православной церкви на Руси наступило непростое время. Оно ознаменовало собой разрушение всех принципов и идеалов веры, всего святого, что было в храмах и соборах.
Большинство из них было разорено и порушено либо переделано под гражданские объекты. Не избежала этой участи и Коренная пустынь, для которой наступило самое тяжелое время за все существование. Уже в 1918 году ее переименовали в «Местечко Свобода», при этом святая обитель лишилась права официально представлять православную церковь, потеряв юридическую силу. В 1922 году все ценные вещи и святыни были изъяты из монастыря по специальной программе, разработанной ВЦИК.
Это интересно: в 1923 году обитель была полностью закрыта, здесь абсолютно ничего не осталось пригодного для существования, а всех монахов и священнослужителей пустили по миру.
Несмотря на это некоторые преданные люди оставались ютиться в землянках неподалеку, коротая дни в молитвах. Многие здания были разрушены по кирпичу, в том числе и два яруса от колокольни, уникальная библиотека была вывезена вместе со святыми иконами и другими ценностями. Изменилась и территория, прилегающая к монастырю.
Богородицкая уникальная роща с реликтовыми дубравами была вырублена, посевы с целебными травами уничтожены. Позднее на месте, где стоял собор, построили фонтан, а в самом здании монастыря открыли лагерь «Свобода». В войну многие здания были разрушены, а в тех, которые остались целы, в 1947 году организовали ремесленное училище.
После всех невзгод, лишь в 1989 году начали программу по восстановлению святого, поруганного места. Огромными трудами Епархии Курска и Архиепископа Иувеналия к Курской пустыни вернулось юридическое значение монастыря, и земля перешла во власть православной церкви. Только в 1990 году восстановление было закончено. В честь этого торжественного события организовали крестный ход. Он стал первым за многие десятилетия периода советской власти.
Современное состояние монастыря
Благодаря проведенным реставрационным работам было создано заново множество зданий. Их восстановили из руин.
Имейте в виду: на исконную землю были возвращены многие ценности культуры русской православной веры.
Освящение Коренной пустыни совершено в 1991 году Патриархом Алексием Вторым в честь открытия вновь отстроенного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Только в 2004 году организовано собрание заседания патриархов, на нем принималось решение о возобновлении действия мужского монастыря.
Чтобы воплотить это великое дело в жизнь, было приложено огромное количество средств и усилий. Была возрождена Архиерейская гостиница, где располагались гости монахов. Красивейшая роспись святых врат была создана с нуля. Игуменский корпус отстроили заново, главный Собор прошел полную реконструкцию.
Ворота Коренной пустыни
Кроме того была произведена значительная работа по обустройству всей территории обители, в том числе и Храма Живоносного источника. Только в 2012 году реставрационные работы были полностью завершены. В честь этого памятного события была отслужена Литургия и совершен чин освящения.
Возьмите на заметку: в данном монастыре совершаются отчитки, которые проводит отец Никита. Это особые молитвенные правила, которые совершаются над одержимыми бесами людьми. Ради праздного любопытства не стоит посещать данные молебны. Всем страждующим и их родственникам необходимо брать благословение у священников на присутствие на отчитках.
Скит Серафима Саровского принимает для особых молебнов о недужных — вычетов — всех, кто страдает немощами духовными и телесными, и жаждет по милости Божией от них избавиться.
Таким образом храмы, монашеская обитель и прилегающая территория были полностью возрождены и отреставрированы, благоустроены все помещения. На сегодняшний день в обители располагаются четыре собора. Все они в рабочем состоянии, несмотря на это, в обычные дни службы ведутся только в одном. Это собор Рождества Пресвятой Богородицы. По праздникам совершаются Литургии и в остальных храмах.
Описание и архитектурные особенности
Все действующие храмы Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни построены в классическом русском стиле. Белокаменные стены украшают золотистые купола на башнях и часовнях.
Некоторые постройки были возведены совсем недавно. На месте них раньше располагались деревянные церкви, а позже разрушенные в советский период простые каменные постройки. Так, Храм иконы Божьей матери «Живоносный источник» был освящен только в 2012 году Патриархом Алексием вторым.
Синие крыши здания прекрасно оттеняют золотые купола. Само внутреннее убранство выполнено в Византийском стиле. Здесь можно увидеть прекрасное убранство из фресок и икон, множество святых предметов, которые были возвращены на Родину после революции.
Прекрасный архитектурный ансамбль монастыря, выкрашенный в небесный цвет, замечательно смотрится с любой точки города, особенно с берега реки Тускарь.
Святыни Рождество-Богородичной пустыни
К одной из главных святынь этого чудесного места можно отнести икону «Знамение». Именно ее когда-то давно нашли на этом месте охотники, после чего здесь был создан храм, а затем и пустынь. Икона не раз являла миру чудеса и мироточила, поэтому почти сразу была причислена к чудотворным.
Икона «Знамение»
Также здесь располагаются святые мощи преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев. Тысячи паломников стекаются сюда, чтобы прикоснутся к святым останкам.
Речка Тускарь и святые источники
Монастырь расположен недалеко от речки Тускарь. Из нее проистекает множество источников. Несколько из них можно отнести к святым. Например:
- Источник великомученика Пантелемона;
- Источник Серафима Саровского;
- Источник Николая Чудотворца;
- Источник «Казанской» иконы Божьей матери.
Таким образом, вы сможете прикоснуться к святой воде сразу в нескольких местах и побродить по чудесным живописным местам на территории монастыря. Попасть в то самое место, где была найдена главная святыня – икона «Знамение», ведь именно из того самого места по легенде начал бить источник.
Информация для паломников и туристов
Следующая информация пригодится тем, кто решился совершить паломничество или в Коренную мужскую пустынь:
Как добраться
Доехать до святой обители можно несколькими способами. Самый простой и удобный: из города Курск на железнодорожном вокзале сесть на маршрутное такси, которое отходит от остановки «Дубровинское». Здесь каждые двадцать минут начинают свой маршрут газели, которые держат путь до села Свобода. Расстояние от Курска до м. Свобода — 33 км, время в пути составит примерно 35 минут;
Где остановиться
На территории монастыря находятся несколько гостиниц для туристов и паломников. Это гостиница №1 «Белая» и №2 «Красная». При этом принимают постояльцев только в гостинице «Красная» поскольку первая для служителей церкви и монахов.
Стоимость проживания для одного человека:
- Одноместный 400 р.;
- Многоместный 200р.;
- Трехместный 250 р.;
- Двухместный 300 р.
Гостиница недавно отреставрирована и находится в хорошем состоянии, есть все необходимые удобства, чисто и светло, с прекрасным видом на окружающий пейзаж монастыря;
Экскурсии
На территории Коренной пустыни для всех желающих проводятся бесплатные экскурсии по храмовому комплексу и прилегающей территории. Настоятель расскажет вам об истории монастыря, его нелегкой судьбе, реставрационных работах по восстановлению основных архитектурных ансамблей. А также покажет местоположение святых источников и святынь этого места. При желании можно сделать пожертвование на нужды монастыря;
Расписание богослужений
Монастырь работает все время с 6:30 до 23:00. Основные богослужения проходят по следующему расписанию:
- Утренняя молитва 7:00;
- Молебен в честь иконы «Знамение» проводится при участии всех священнослужителей и под хоровое пение только в субботу в 7:40;
- Исповедь, литургия и панихида в 8:30;
- Вечерняя служба в 18:00;
- Повечерие с молитвами 21:00.
Обратите внимание: главное торжество происходит 21 сентября. Это особая дата, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы.
Более подробную информацию о работе монастыря, совершаемых экскурсиях и проведении богослужений можно найти на официальном сайте обители.
Коренная пустынь поистине особое место. Это живописное место пропитано святым духом. Ведь как иначе объяснить потрясающую стойкость и выдержку монастыря. Несмотря на свою долгую историю длинной почти в пятьсот лет, это место сохранило свое историческое значение, оставшись святой обителью.
Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:
Фотогалерея
Другие статьи о святых местах
Монашеский дозор
С виду добропорядочные люди здесь кричат нечеловеческими голосами, а дети с ангельскими лицами матерятся как грузчики. «Монахи на молебне вскрывают нашу темную сторону, – убежденно
С виду добропорядочные люди здесь кричат нечеловеческими голосами, а дети с ангельскими лицами матерятся как грузчики. «Монахи на молебне вскрывают нашу темную сторону, – убежденно говорит 33-летняя Рита, добравшаяся сюда с юга России, и ее черные глаза смотрят так, будто делают рентген моей души. – Я тоже через это прошла – заорала и упала в обморок, когда на меня побрызгали святой водой. А потом даже верить не хотела, что это происходило со мной. Но свой грех знаю – гневливая я. Тьма есть в каждом, только в одном больше, в другом меньше. В такие моменты она выходит наружу». Согласно народной молве, здесь, в ските Коренной пустыни проходят «отчитки», «изгнание бесов». Сотни людей – разного достатка и разной силы веры – из многих областей России приезжают сюда с надеждой избавиться от болезней. Сейчас прихожане в тревоге: говорят, будто бы владыка Курский и Рыльский Герман запрещает проводить подобные обряды. Ехать в это место было, признаться, боязно. Газетная работа вообще связана со всякими страстями, соблазнами, – в общем, полигон для бесов. А вдруг они возьмут и полезут наружу при всем честном народе? Ведь всякое про здешние диковины рассказывают… Путь в скит виден не сразу, но жители поселка Свобода охотно показывают. Куда идти Ряд домишек расступается – и у горожанина начинает кружиться голова от открывающегося вида. Недаром считается, что монахи знают толк в красоте. Кажется, что чья-то гигантская рука собрала землю в складки, как зеленый бархат. Скит окружают сосны и березы – согласно народной мудрости, «в березняке лечиться, в сосняке молиться» («а в ельнике удавиться») Правда, приезжающим сюда на молебен о недужных – сами священники избегают слов «вычет», «отчитка» – не до красот пейзажа. Молебен начинается в час дня, но народ собирается в церкви скита заранее – на запись, как в регистратуре поликлиники гриппозной зимой. Пожилая женщина вносит в пухлую тетрадь имена «очников» – то есть тех, кто приехал сам, и «заочников» – тех, за кого просят молиться родня и знакомые. Тут же покупают свечи, подают записки о здравии и об упокоении, вносят пожертвования. В среднем каждый оставляет в церкви по сто пятьдесят – двести рублей. В очереди – в основном женщины 30-50 лет. Почти нет умиротворенных лиц, на которых было бы написано «Жизнь удалась!». Они по преимуществу печальные или озабоченные – как бы в заздравных записках не пропустить кого-то из родни, приехали-то издалека. Мужчин меньше – и сразу по взгляду, по походке видно, кто прибыл сюда как водитель для жены и тещи, а кого привело несчастье. По церкви топают детские ножки – мамы взяли с собой малышей. Одного бледного мальчика сразу усаживают на лавку, у него пошла носом кровь. «Раньше здесь служил отец Вениамин. Ох, и сильный батюшка! – просвещают меня и еще нескольких новичков более опытная в этих делах женщина. – Теперь он в самой Коренной пустыни молебны проводит, а тут читает отец Никита, его помощник». «Приезжаю сюда уже четвертый раз, – вздыхает другая прихожанка. – Сердцем, гипертонией маюсь, сколько денег на лекарства извела… Не помогают мне врачи. Сейчас привезла дочку – нелады у них с мужем, может, кто порчу навел, мало ли завистников?» Все это время по церкви разносятся звуки в диапазоне от курлыканья журавля до воя собаки. Их издает женщина с платком во рту, которая, скрючившись, сидит на лавке у окна. Внезапно она вскакивает, ее начинает корежить какая-то сила. Первая мысль – достать мобильный и вызвать «скорую». Моего плеча касается рукой высокая худая прихожанка: я непозволительно долго задержала взгляд на чужом страдании, а здесь это не принято. К женщине бросается крепкий мужчина, ее родственник, обнимает и заботливо усаживает на место. «Священник близко!» – перешептываются прихожанки. Входит отец Никита и молебен начинается. В помещение размером около ста метров набилось человек сто пятьдесят. У алтаря – те, кому явно нужна помощь: та самая женщина с платком во рту, которую по-прежнему обнимает мужчина, еще одна «пациентка», что-то злобно бормочущая себе под нос… На фоне молитвенного гула то и дело слышатся рвотные звуки: некоторые прихожане, как в самолете, подносят к лицу пакеты. Считается, что это – а также постоянные зевки и топтание на месте – верный признак того, что засевшие в человеке бесы рвутся наружу. Звучит песнь Пресвятой Богородице, которую подхватывают десятки голосов. Отец Никита обходит пришедших и ставит маслом кресты. В этот момент пронзительно-тонкий голосок – нечеловеческий, но исходящий от 40-летней женщины с измученным лицом – начинает сыпать отборным матом в адрес некоей свекрови. Внезапно прямо передо мной молча падает в обморок полная дама, которую с двух сторон поддерживали родственники. Она лежит на полу до конца молебна, а ее спутники переглядываются между собой со скорбными лицами. Мне становится душно, и я отхожу к окну с приоткрытой форточкой. Отец Никита как раз начал говорить про бесов – «изыди», «уходи», «от души, от сердца, от ума, от нутра…» «Сухой я! Выйти не могу! – рядом со мной селянка-паломница с искаженным лицом неистово бьет себя по впалому животу и пытается нечто выхаркать-выкашлять. – Застрял! Наслали в огороде у колодца!» И каждый раз, когда батюшка произносит «Назовите свои имена», она надрывно кричит: «Елизавета я!» После молебна все выстраиваются в очередь – отец Никита дает целовать крест и окропляет святой водой. Для одних это благодать, для других – опять крики и обмороки. Затем наступает черед просить у батюшки совета. Видно, что он сильно устал, пот течет по лбу, но терпеливо беседует с каждым. Правда, с журналистом о молебне говорить не стал: «Извините, я простой монах, у нас с этим строго. Вам лучше сходить к отцу Вениамину». Батюшке угрожают физической расправой – подзаголовок Иеромонах Вениамин, наместник монастыря Коренная пустынь – один из немногих священников, кому Архиепископ Курский и Рыльский Герман разрешил заниматься изгнанием бесов. По мнению Владыки, обряды, называемые «вычетами», представляют собой соблазн легкого заработка для священников, поэтому их надо запретить. Бороться с бесами на молебнах о недужных доверено только избранным монахам. – Я уже устал объяснять, что не вычитываю я – но слухи расходятся, народ едет, – признается в разговоре с корреспондентом «МК» отец Вениамин. – Помогаю не я, а Бог! Это даже плохо, если люди ездят по святым местам с вопросом: «Где бы полечили?» Они ищут не Бога, а тех, кто лечит. Противно слушать, что отец Вениамин лечит. Стыдно перед Богом. Пока люди будут искать отцов Вениаминов, которые вычитывают, он не исцелятся. Но хорошо, что они хоть через это приходят на молебен. Им необходимо говорить, что нужны исповедь, причастие, что им поможет вылечиться только праведная жизнь. Если человек не ходит в церковь – вычитывай его, не вычитывай, толку не будет. Ведь почему люди болеют? Они отступили от Бога. Сначала страдает душа, потом тело. – Тяжело служить молебен? – Я занимаюсь этим восемь лет. Поначалу, когда народу было немного, – легко. А потом за два дня до молебна уже страх стал появляться: «Ох, может быть, кто-то отслужит?» Недавно дал одному послужить, он свалился, на вечернюю службу не смог прийти – сил нету. Вот тем, кто проводит молебны ради денег, – им всегда легко. Для тех, кто служит ради Господа, – это тяжелый труд. Нужно выжать всего себя, чтобы привести человека к осознанию, зачем он живет на земле – чтобы спасти свою душу. Даже не знаю, сколько денег с молебна у нас собирается, не считал. Может, и к лучшему. Но у нас сейчас положено вести строгий учет, поэтому надо будет проконтролировать. – Почему люди кричат и падают в обморок? Это мои личные наблюдения: нередко нечистые духи таким образом пытаются внушить священнику, что он обладает особой целительной силой. Они заставляют людей кричать, чтобы прельстить священника – «Вот я что могу!» – и свести в преисподнюю. Причем нечистые действуют через людей, которые уже в их руках – например, завистливых, гордых, мстительных, неверных своим супругам. Больные дети, подверженные нечистым духам, страдают за родителей – за их грехи, безверие, невенчаный брак. – Правда ли, что вам угрожали убийством? – Бывает, кричат на службах: «Мы тебя убьем!» Однажды женщина бросилась на меня со скамейкой в руках. Другая ударила по щеке. А я применил правило из Евангелия: подставил вторую щеку. Женщина упала в обморок. Не уверен, что я это сделал от смирения… Может быть, от гордости. Иногда я думаю – может, некоторым неполезно исцеляться. Например, тем, кто не будет потом к Богу ходить – исповедоваться, причащаться. Поэтому лично я не преследую цель исцелять людей здесь. Главное, чтобы человек научился праведной жизни. А Господь рассудит – исцеляться ему или нет. Мы не можем без скорбей. Говорят ведь: если у человека нет скорбей, это даже страшно. Может быть, это от него Господь отступил. Лучше, чтобы скорби были. Надо уметь смиренно и терпеливо их переносить.
Живое слово одухотворяет
О значении монашеских форумов для жизни современных монастырей «Монастырскому вестнику» рассказал наместник Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустыни игумен Серафим (Котельников). Размышляя о монашеском направлении Международных Рождественских образовательных Чтений, в работе которого дважды принимал участие отец Серафим, он отметил, что духовный опыт настоятелей и настоятельниц обителей России, Греции, Сербии, Черногории, Румынии, Великобритании, Германии, пастырей и архипастырей из разных стран стал для него подспорьем в повседневной монастырской жизни. И сегодня игумен с благодарностью вспоминает необычайный духовный подъем, который ощущал по возвращении в родную обитель после монашеских форумов. Отец Серафим нередко перечитывает доклады, которые особенно запомнились и легли на душу. Теперь не только он сам, но и братия стремятся больше узнать о бесценном опыте Вселенского Православия, о духовном устроении монастырей Святой Горы Афон.
– Батюшка, что-то из услышанного удается применять на практике?
– Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказывал, что в их монастыре существует практика частого причащения, – этим монашеская семья, живущая в непростых условиях мегаполиса, духовно укрепляется. По четвергам в Сретенской обители совершается общая братская служба, за которой причащаются все: и монахи, и послушники. Я вернулся из Москвы, поговорил с братией, и мы тоже решили сделать еженедельной братскую службу.
Очень много жизненно важных вопросов поднимали участники секции монашествующих. В этом году отец Тихон (Шевкунов) представил серьезное научное исследование на тему «Оставление монастыря и монашества. Святоотеческий взгляд и популярные современные мнения». Если инок оставляет обитель, для монашеской семьи это трагедия. Человек пришел в монастырь, сочетался со Христом, но вдруг что-то такое случилось, что он больше не может исполнять монашеские обеты, уходит в мир. Архимандрит Тихон настолько основательно проработал тему, так мощно подкрепил ее историческим материалом, высказываниями святых отцов и духоносных старцев, что вывод из услышанного был таким: единственным оправданием для монаха, пожелавшего оставить монастырь, может стать его смерть. Только она способна объяснить уход из обители. И я сделал важный для себя вывод, что игумен должен особо заботиться, печься о том, чтобы ни у кого из братии не произошло так называемого «выгорания» (то есть деградации, вырождения, расцерковления).
Если продолжить разговор о применении услышанного на практике, то хотелось бы вспомнить выступление иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс в Великобритании, «Значение опыта богопознания о современном монашестве». (Отец Николай выступал с докладом на предыдущих Рождественских чтениях в 2014 году). Говоря о послушании в понимании преподобного Силуана Афонского и его ученика схиархимандрита Софрония (Сахарова), основателя православной обители в графстве Эссекс, гость из Англии сделал акцент на том, что главная цель современной монашеской жизни – возрастание в любви. Через его рассказ мы словно почувствовали силу духовной любви старца к братии. Словно воочию увидели авву, который старался, чтобы грубость, неприязнь, холодная строгость ни под каким видом не проникали в созданную им многонациональную общину.
Когда слушаешь такие выступления, невольно «примеряешь» их к своей монашеской семье. Мне было радостно осознавать, что в нашем монастыре современный уклад жизни тоже ведет к возрастанию в любви. Можно сказать, со второго его рождения. Приснопамятный схимитрополит Ювеналий (Тарасов), два десятилетия возглавлявший Курско-Белгородскую кафедру, много сил положил на возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века и, главное, на возрождение в ней монашеской жизни, молитвенного делания. Одна из его заслуг в том, что Владыка направил сюда духовно мудрых и духовно опытных людей. Это архимандрит Ипполит (Халин), который в течение шестнадцати лет подвизался на Святой Горе Афон. Это архимандрит Нектарий (Марченко), схиигумен Кронид (Демин), схиархимандрит Исаиа (Каравай) и другие. Я впервые попал сюда в тринадцать лет на праздник 700-летия обретения чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Тогда мы с мамой, которой я очень благодарен за то, что она привила мне любовь к Богу, церкви, любовь к молитве, доехали на электричке до станции, потом по старинке, чтобы претерпеть паломнические трудности, шесть километров добирались до монастыря пешим ходом. Во время праздничного богослужения мое детское сердце было пленено атмосферой благодатной службы, прошедшей, казалось, на одном дыхании. А после возвращения домой ощутил, что частица моего сердца осталась в монастыре…
На следующий год снова сюда приехал во время школьных каникул. Владыка Ювеналий благословил остаться в монастыре на все лето, и с первых дней пребывания здесь я почувствовал, что попал в родную дружную семью. Меня окружили заботой, вниманием, теплом. В шутку называли «сыном полка». Помог мне духовно возрастать в те юные годы, укрепляться в вере и возлюбить всем сердцем монастырские богослужения духовник Курской Коренной пустыни приснопамятный иеросхимонах Иоанн (Бузов), который до этого 21 год был при прозорливом старце, имевшем горячее, любящее сердце, архимандрите Серафиме (Тяпочкине). Как в улье есть матка и вокруг нее собираются пчелки, так и мы собирались вокруг батюшки. Его духовный авторитет был мощным. Бывало, придешь к нему, расскажешь о своих скорбях, или, как я в то время считал, трагедиях, – батюшка утешит, скажет несколько слов, даст гостинчик, и выходишь из его кельи, забыв про все невзгоды.
Помню, какое сильное впечатление произвел на меня, мальчишку, отрока, рассказ дорогого батюшки, как при переправе через речку его спас от неминуемой гибели святой Николай Чудотворец. Боец Бузов провалился под лед и взмолился, прося помощи у особо любимого русским народом святого. А получив ее, дал обет всю свою жизнь посвятить служению Богу. После войны отправился в Почаевскую лавру, но, поскольку его родители были уже немощными, возвратился домой, в Курскую область, чтобы, по слову Евангелия, досмотреть престарелых отца и мать. После их кончины, узнав о белгородском подвижнике архимандрите Серафиме (Тяпочкине), поехал к нему. Батюшка с благоговением вспоминал об отце Серафиме. Говорил нам, что это был человек, коего Господь наделил особым даром любви к людям, который смиренно нес немощи, горести человеческих сердец. Мы же видели, с какой любовью наш отец Иоанн принимает своих духовных чад, окормляет их, дает советы. Поэтому меня с отроческих лет тянуло в эту святую обитель. Став ее наместником, я каждый деньс верой и надеждой прибегаю к Пресвятой Богородице, подхожу в соборе к списку с Ее чудотворного образа и, обращаясь к Царице Небесной, прошу Ее помощи для несения игуменского креста.
– В нынешнем году на Рождественских чтениях (направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви») большой интерес, по мнению многих участников, вызвал доклад схиархимандрита Гавриила (Бунге), игумена Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария). Говоря о том, что в России советского периода институт монашества был практически разрушен, отец Гавриил высказал чрезвычайно важную для всех нас мысль, что традиция продолжалась на духовном уровне. По его словам, традиция старчества никогда не прерывалась в нашей стране. Вы своим рассказом это подтвердили. Слышите ли Вы подтверждение этих слов известного богослова и монаха из Швейцарии на монашеских форумах?
– Конечно, слышу. И слушаю как откровение. В первую очередь, вспоминается доклад игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры», прочитанный на прошлогодних Рождественских Чтениях. Вообще у нас с Дивеевской обителью крепкая духовная связь: когда бываем в Четвертом Уделе Пресвятой Богородицы, то сестры, узнав, что мы с Курской земли, радуются: приехали монахи с земной родины батюшки Серафима! Принимают как родных. Не могли не тронуть душу матушкины воспоминания. И особенно это: в России еще не было ни одного действующего женского монастыря, а духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Серафим (Шинкарев) сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой: «Она будет монахиней!» Тогда – не верилось. Сегодня – сбылось! И вот уже более двух десятилетий матушка Сергия возрождает одну из самых известных и почитаемых русских обителей, показывая современному миру с его хитроумными ловушками человеческих душ , что приход в монастырь – это избранничество.
Приезжая в Дивеево, я вижу, что матушка Сергия на службах читает каноны, монашеские правила, идет с сестрами по святой канавке. Сразу вспоминаю слова архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, призывавшего собратьев-игуменов и игумений постоянно участвовать в жизни монастыря, чтобы быть ближе к своей монашеской семье. Для меня в этом плане матушка Сергия является примером. Как и наш правящий архиерей, священноархимандрит Курской Коренной пустыни митрополит Герман. Во время богослужений, когда есть возможность, Владыка читает каноны, кафизмы.
С отцом Тихоном (Секретаревым), выступившим на предыдущих Рождественских чтениях с замечательным докладом «Псково-Печерские старцы и духовное преемство», мне удалось лично пообщаться, задать ему вопросы в перерыве между заседаниями секции. И со схиархимандритом Иоакимом (Парром), настоятелем монастыря Преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке, принявшим Православие под влиянием деятельности и проповедей святителя Иоанна Шанхайского. Для меня это общение было чрезвычайно важным.
Еще один доклад назову: «Особенности монашеской жизни в городском монастыре» игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в городе Малоярославец. Выступление матушки, прозвучавшее на Рождественских Чтениях в этом году, вызвало горячее желание познакомиться с организацией молитвенной жизни ее обители, своими глазами увидеть, почувствовать благодатную атмосферу, которая, как я понял, там царит.
– Игумения Николая говорила о городском монастыре. А Курская Коренная пустынь все же находится в небольшом поселке, в тридцати километрах от многотысячного Курска…
– Малоярославец по численности населения тоже небольшой город. Но дело в другом. Меня, в первую очередь, привлекло то, что женская обитель живет и дышит наставлениями греческих старцев. Сестры любят и хорошо знают душеполезные труды святогорцев. Обитель посещают схиархимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, с братией, братия других афонских монастырей.
– Итак, материалы Рождественских чтений востребованы: они становятся духовной пищей для сердца и ума, помогают нести Вам игуменский крест. Наверное, так можно подытожить нашу беседу?
– Да. Скажу, что живое слово одухотворяет, подталкивает к действию. Хочется все силы положить на то, чтобы родной монастырь по своему духовному устроению приблизился к лучшим образцам святых обителей, известным своим молитвенным духом. Но, говоря о живом слове, я имею в виду не только доклады. Ценно, как было сказано выше, непосредственное общение с духовно мудрыми людьми, приезжающими на форум из разных уголков земли. И всегда интересно слушать, как Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, комментируя и дополняя доклады, показывает их «духовную изюминку». Признаться, оставлять на два-три дня вверенную мне обитель бывает непросто – душа болит: все ли в порядке, не заболел ли кто? Звоню, спрашиваю. Но получаю за эти несколько дней, проведенных в Москве, такой объем информации, касающейся самых насущных наших вопросов, на поиск которой мне самому пришлось бы потратить не один месяц. Поэтому хочу выразить глубокую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, архиепископу Феогносту и его помощнице – Заместителю Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании (Каледе), настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве, за создание специальной секции для монашествующих на Международных Рождественских образовательных Чтениях. А еще я всем сердцем благодарю их за то, что они пригласили нас, молодых настоятелей, наместников, участвовать в первом в новейшей истории нашей Церкви собрании игуменов и игумений монастырей Московского Патриархата. Очень сильное впечатление на меня произвело то монашеское собрание, состоявшееся в Троице-Сергиевой лавре в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в октябре прошлого года. Особенно взволновал момент, когда мы собрались в келье Игумена Земли Русской, чтобы вместе с Его Святейшеством и сонмом архиереев пропеть «Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов…» В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал тогда, что мы не должны выйти из этих стен такими же, какими сюда вошли. А должны выйти с новым, обновленным чувством своего призвания, с желанием возродить и укрепить наше монашество, потому что мы призваны к великому деланию, основоположником которого был святой преподобный богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Никогда не забуду, каким окрыленным я вышел из Троицкого собора…
***
Богородице-Рождественская Курская Коренная пустынь возрождается на наших глазах. В сентябре 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению сюда чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» из Америки, ставшей Одигитрией русского зарубежья. Его Святейшество совершил чин великого освящения главного монастырского храма – собора Рождества Пресвятой Богородицы, затем – Божественную литургию в новоосвященном храме. На следующий день состоялся многотысячный крестный ход с чудотворной иконой по Курской земле. Шествие возглавил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. Теперь эту святыню делегация Русской Православной Церкви за рубежом каждый год привозит в Россию, в Курскую Коренную пустынь.
Иеромонаха Серафима (Котельникова) назначили исполняющим обязанности наместника широко известного в нашей стране и за рубежом монастыря, затем – наместником чуть менее двух лет назад. На короткое время он несколько растерялся, поскольку видел вокруг себя более опытных в духовном и житейском плане людей. Но подбодрила братия. Люди подходили со словами: «Мы твоя семья, отец Серафим, и будем тебя поддерживать!» Сегодня все, с кем нам довелось побеседовать, проникновенно говорили, что испытывают радость оттого, что наместником их обители по благословению священноначалия стал ее насельник, который с юных лет нес послушание в Коренной пустыни: «Несмотря на молодость, отец Серафим успел пообщаться со старцами. И братия чувствует, что, благодаря их святым молитвам, получает духовную поддержку. Хотя наш игумен совсем молодой, ему тридцать два года, мы воспринимаем его как отца…»
Беседовала Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ
Добавить комментарий