Ленин о религии

Как Ленин относился к Богу и Церкви

В последнее время часто можно слышать разговоры о том, что Владимир Ленин в отличие, например, от Иосифа Сталина недооценивал роль Церкви и считал любую религию «труположеством». Знаменитая цитата из письма 1913 года Максиму Горькому «о синем и желтом черте» для многих закрыла тему отношения вождя мирового пролетариата к Церкви и религии. Между тем, в дореволюционных статьях Владимира Ульянова и в воспоминаниях о нем можно найти много интересных фактов, позволяющих объяснить политику советской власти по отношению к Церкви.

Начнем с того, что ленинские статьи о христианстве не содержат критики Евангелия или церковных догматов. В отличие от Карла Маркса, подробно разбиравшего мнимые противоречия в евангельском повествовании о родословной Христа, Ленин не разменивается на такие «мелочи». Для него не существовало проблемы исторического Иисуса, поскольку не существовало проблемы существования Бога или религиозных исканий.

Религия по Ленину — всего лишь способ обмануть трудящихся и возможность для богатых держать в покорности бедных. Не случайно на полях Гегеля Владимир Ульянов оставляет почти неприличные надписи, касающиеся Бога, которые Владлен Логинов, автор книги «Неизвестный Ленин» сравнивает с разочарованием болельщика от неверного действия игрока любимой команды:

«И когда Гегель еще и еще раз в этой опубликованной работе пишет, что размышления Эпикура — „жалкие мысли“, ибо нет в его картине мира места для бога, для „мудрости творца“, Ленин срывается, как срывается болельщик, когда его любимый нападающий с десяти шагов бьет мимо ворот. И на полях конспекта, после нескольких десятков реплик — „Замечательно верно и глубоко“, „Очень верно и важно“, „Очень хорошо и образно“, „Умно и остроумно“ появляется запись: „Бога жалко! Сволочь идеалистическая!“. Это никогда не предназначалось для печати и было лишь сугубо личным эмоциональным выражением досады на великого и почитаемого философа, позволившего себе столь мелкое высокомерие».

Как видим, Владимир Ульянов не слишком чтил авторитеты и мог позволить себе эмоциональные высказывания, связанные с проблемами соотношения идеализма и материализма. Правда, продолжая конспектировать Гегеля, Ленин оставляет и другое замечание, которое выдает в нем интерес к умным противникам: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». К чести основателя советского государства следует сказать, что он стремился переубедить оппонента словами, но уж в полемике не щадил никого.

Отметим, что самые «скучные» статьи о религии Владимир Ульянов пишет, размышляя о теории идеализма и материализма, об абстрактных понятиях. Напротив, как только речь заходит о конкретных представителях Православной Церкви, о деятельности духовенства в дореволюционной Думе, о социально-экономической роли религии в обществе, Ленин преображается, и из-под его пера выходят интересные наблюдения.

В статье «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» Ленин говорит о том, что Церковь страдает клерикализмом. Такой вывод он сделал, анализируя речь епископа Евлогия (Георгиевского), в которой были такие слова:

«Кто может поручиться за то, что бюджетная комиссия, выразившая в настоящем году пожелание подчинить их (церковные средства) государственному контролю, в следующем году не выскажет пожелания переложить их в общегосударственное казначейство, а затем и совсем передать заведование их из власти церковной к власти гражданской или государственной?.. Церковные правила говорят, что если вверены епископу души христианские, то тем более должны быть вверены церковные имущества… Ныне стоит перед вами (депутатами Думы) ваша духовная мать, святая православная церковь, не только как перед народными представителями, но и как перед своими духовными детьми».

Справедливое опасение православного иерарха о том, что государственный контроль над деятельностью Церкви может привести к ухудшению положения верующих (Ленин потом убедительно докажет правоту этого суждения, придя к власти) под пером Ульянова превращается в гимн крепостничества:

«Перед нами — чистый клерикализм. Церковь выше государства, как вечное и божественное выше временного, земного. Церковь не прощает государству секуляризации церковных имуществ. Церковь требует себе первенствующего и господствующего положения. Для нее депутаты Думы не только — вернее не столько — народные представители, сколько „духовные дети“.

Это не чиновники в рясах, как выразился с.-д. Сурков, а крепостники в рясах. Защита феодальных привилегий церкви, открытое отстаивание средневековья — вот суть политики большинства третьедумского духовенства».

Здесь нужно сделать важную оговорку. По свидетельству того же владыки Евлогия и других представителей духовенства, входивших в государственную Думу, необходимость утверждения депутатами расходов на Церковь приводили к большим сложностям. Многие народные избранники попросту игнорировали церковные вопрос, не представляя реального положения дел в Российской Церкви. Сам архиепископ Евлогий убедился в этом на собственном примере, когда с большим трудом в течение нескольких созывов защищал православных на Холмщине и Волыни от реальной католической экспансии. С большим трудом удалось убедить депутатов в необходимости защищать граждан Российской империи, исповедовавших православие.

По мнению Ленина, вся эта борьба за единство страны — это клерикализм, между тем речь шла уже не о сохранении господствующего положения Церкви в империи, которое было отменено Манифестом от 17 октября 1905 года, а о возможности сохранения равенства всех религий. После объявления принципов веротерпимости православные оказались в худшем положении, поскольку не могли ничего изменить без согласия царя, а теперь и депутатов.

Однако вернемся к ленинским текстам. Обвиняя Церковь в клерикализме, Ленин считал сектантов одним из самых демократичных течений в России. В «Проекте резолюции об издании органа для сектантов», который был принят на II съезде РСДРП, лидер большевиков поддержал идею издавать «популярную газетку „Среди сектантов“».

Обозначив православных как политический оплот режима, Владимир Ульянов в своих статьях последовательно проводит мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции. После революции 1917 года именно эта ленинская идея станет источником гонений на духовенство и верующих, которых начнут расстреливать и сажать в тюрьмы и лагеря по обвинению в «контрреволюции». Многие дореволюционные публикации будущего основателя советского государства не оставляют никаких сомнений в том, что в случае его прихода к власти православных может ждать лишь мученический венец.

Вот очень характерный отрывок из уже упоминавшейся нами работы «Классы и партии в их отношении к религии и церкви»:

«Представитель контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию, хочет укрепить влияние религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый правящим классам „чиновниками в рясах“, которые понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых, слишком обветшавших, недостигающих цели,- более тонкими, более усовершенствованными средствами. Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, давайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе,- вот чего требует капитал от самодержавия».

Отношение Ленина к представителям Церкви как к приспособленцам — сущность его представления о любой Церкви и религии. Лидера большевиков не интересовали сложные вопросы богословия или мистики, в отличие от Сталина он не пытался использовать религиозные аргументы для укрепления собственной власти, но, напротив, протестовал против возможного превращения себя в «безвредную икону». В этом смысле лидер большевиков всей своей жизнью подтвердил знаменитые строчки из письма к Горькому:

«Богооискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий боженька есть труположство — будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно),- а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем».

Письмо Горькому, содержащее эти известные строки, было ответом на конкретную внутрипартийную дискуссию, но отношение к религиозной вере как к чему-то пустяковому, а к Церкви как к реакционному осталось у Ленина на всю жизнь, и именно оно во многом определило жестокость гонений на православных христиан. Как ни странно, это не было проявлением глупости. Фанатично преданный революции, Владимир Ульянов нашел свою веру и своих богов, а потому все остальные проявления религиозных чувств казались ему лукавством.

Крестил детей и не только. Какую правду скрывали о Владимире Ленине?

22 апреля, день рождения В.И. Ленина, дата сегодня непримечательная, хотя памятники по-прежнему украшают центральные площади городов, а останки выставлены для всеобщего обозрения в Мавзолее.

Неизвестный Ленин

— Алексей Львович, в Казанском университете есть ленинский мемориал, перед главным зданием – памятник Ленину-студенту, единственный в стране, студенческая декабрьская сходка 1887г. именуется «революционным крещением» будущего вождя. Оно действительно было?
— Студент юридического факультета Ульянов не являлся зачинщиком и организатором сходки. В этой роли выступал четверокурсник естественного факультета Евгений Чириков. После сходки молодых людей – 39 человек — привезли в полицейский участок, где они написали заявления, что не хотят оставаться студентами университета. Никто их не арестовывал, а исключиться они сами захотели. Их спросили о дальнейших планах. Чириков уехал в Пензу, Ульянов пожелал отправиться в имение покойного деда А. Бланка. В Кокушкино он жил вполне свободно и комфортабельно.

— Пафосная фраза юного борца против царизма «стена – да гнилая, ткни – и развалится!» тоже миф?
— Ее придумал в 1924г. большевик В.Адоратский. Что же касается Чирикова, то Ленин о нем помнил. В 1919г., узнав, что Чириков находится в Киеве, у Деникина, Ленин послал ему записку через знакомых с просьбой уехать из России, иначе неизбежен арест. И Чириков эмигрировал в Прагу. Еще в России он стал известным драматургом, писателем. Ленин фактически спас его от возможного расстрела. Что-то человеческое в вожде на тот период еще оставалось.

— От «когда был Ленин маленьким, с кудрявой головой» до «Ленин и теперь живее всех живых» образ вождя был полностью мифологизирован. Но сейчас мы знаем о нем, кажется, всю правду. Или есть еще тайны?
— Есть, и немало. В частности, пятое по счету полное собрание сочинений Ленина в 55 томах вовсе не самое полное. В 90-е выяснилось, что в архивах Института марксизма-ленинизма хранится более 4 тысяч документов, написанных или подписанных Лениным. В России и в Америке издали книги с одинаковым названием «Неизвестный Ленин». В американском варианте обнародованы более компрометирующие светлый образ документы, а в российском — менее. Но полностью эти источники еще не опубликованы.

Большой ученый

— Не был ли Ленин графоманом? 55 томов сочинений, которые не осилили даже генсеки КПСС, фотографии и портреты, изображающие пишущего вождя, наводят на такую мысль…

— Эти 55 томов содержат множество фальшивок. Многие тексты редактировались в Институте марксизма-ленинизма. Лучшее собрание сочинений Ленина – третье по счету, которое пришлось на начало 30-х. Оно более-менее первозданное. А позже… Приведу пример: его статья «Социалистическое Отечество в опасности». По заданию Ленина ее написал Троцкий как наркомвоенмор. Другой пример: произведение Ленина «Шаг вперед, два шага назад», где он всячески обругал лидера меньшевиков. Когда Ленин помирился с Мартовым, он, при переиздании книги, убрал всю критику. Но в 5-е собрание сочинений вошел только критический вариант. Философские труды Ленина, такие, как «Материализм и эмпириокритицизм», современные философы отвергают, считая политическим памфлетом.

— Широчайший диапазон ленинской мысли — от экономики и политики до литературы и физики — тоже миф?

— Вы будете смеяться, но в 1970г., когда отмечалось 100-летие вождя, я своими глазами видел труд под названием «Ленин и гинекология». Из него хотели сделать корифея всех наук. До этого корифеем был Сталин, а когда его развенчали, понадобилась равновеликая замена идеалу всезнания. Каждая научная работа обязательно должна была включать ленинские цитаты, без них не обходились ни один доклад, ни одна статья или брошюра.

— Ленин считался учеником и последователем Маркса. Величие последнего как мыслителя не отрицается никем, даже противниками марксизма. Параллель Маркс-Ленин, то есть марксизм-ленинизм, – устойчива?

БОГОБОРЧЕСТВО

Смотреть что такое «БОГОБОРЧЕСТВО» в других словарях:

  • богоборчество — богоборчество … Орфографический словарь-справочник

  • БОГОБОРЧЕСТВО — БОГОБОРЧЕСТВО, богоборчества, мн. нет, ср. (книжн. церк.). Богоборческое движение; религиозные переживания богоборца. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • БОГОБОРЧЕСТВО — одна из начальных форм свободомыслия, приверженцы которой объявили Бога причиной зла в мире и осудили его за это. Античный образ богоборца – Прометей. В искусстве образ богоборца стал символом стремления к свободе и переустройству мира. Именно… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Богоборчество — ср. Система взглядов, включающая в себя неприятие Бога и созданного им мира как несовместимого с идеей блага и утверждающая права человека на переустройство такого мира. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • богоборчество — богоборчество, богоборчества, богоборчества, богоборчеств, богоборчеству, богоборчествам, богоборчество, богоборчества, богоборчеством, богоборчествами, богоборчестве, богоборчествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

  • богоборчество — богоб орчество, а … Русский орфографический словарь

  • богоборчество — богобо/рчество, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • богоборчество — бог/о/бор/ч/еств/о … Морфемно-орфографический словарь

  • Каин — по Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство, и с именем его связана «первая смерть на земле», первая скорбь матери, потерявшей сына. В Библии об этом… … Литературная энциклопедия

  • КАМЮ — (Camus) Альбер (1913 1960) – франц. философ эссеист, писатель, журналист. Изучал философию в Алжир, ун те. Руководил Театром труда в Алжире, участвовал в Сопротивлении, сотрудничал в подпольной газете “Комба”, после освобождения ее гл.… … Энциклопедия культурологии

interes2012

Слова В. Ульянова («Политическая агитация и «классовая точка зрения»», «Искра» № 16, 1 февраля 1902 г. (Том 6. ПСС)) —
«…Святыня православия тем дорога, что учит «безропотно» переносить горе! Какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня! Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит «лишения» и несет «тяжелые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая….»

Цитаты из «Социализм и религия» («Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г.) В.И. Ленина-Ульянова, том 12 ПСС.
«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.»
Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом…
«Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников.
Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом.»
Том 48 ПСС. Ленин в письме А. М. Горькому от 13.11.1913 (Послано из Кракова на о. Капри
(Италия)) писал «…всякий боженька есть труположство…
…всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо (а часто даже доброжелательно) встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».
Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства). Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей.».
Том 17 ПСС, «Об отношении рабочей партии к религии», «Пролетарий» № 45, 1909 г. —
«Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса.»
Том 37 ПСС. Речь на 1 Всероссийском съезде работниц, 1918 г. — «Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться.».

Tags: Ильич, Ленин, Ульянов, попы, религия, храмы, церковь

Почему Ленин ненавидел религию

Несколько лет назад лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что местонахождение тела Ленина в Мавзолее соответствует «православным канонам». Насколько можно понять, он сравнил останки своего кумира с мощами святых, которые действительно пребывают в церквях, в специальных ковчегах. Поэтому доводы христиан, что человеку прилично быть погребённым в земле, приводят коммунистов в некоторое недоумение. Им совершенно непонятен трагикомизм ситуации, когда самый известный атеист всех времён и народов искусственно сохраняется «нетленным», вопреки желанию упокоиться рядом с матерью. Боготворя насилие над чужой волей, он сам сделался его жертвой.
Любое зло имеет свою предысторию. Есть мнение, что Ленин был очень похож на своего прадеда со стороны матери — Мойшу Ицковича Бланка, во крещении Дмитрия Ивановича. То был человек исключительно конфликтный, всё время с кем-то судился у себя в Житомире. Некоторые историки еврейского происхождения считают его антисемитом — дело в том, что Бланк мечтал всех российских иудеев обратить в православие. Так как о добровольности крещения единокровцев Дмитрий Иванович мог только мечтать, свои надежды он связывал с благой энергией государственного аппарата. На этот счёт им был составлен на идише проект, поданный императору Николаю Павловичу. Тот, впрочем, не слишком воодушевился, занятый «обращением» староверов.
Убеждение, что государство должно навязывать веру, продержалось у нас до 1904 года, когда святой Царь-мученик пресёк, наконец, эту практику. Но было поздно. Маятник насилия начал обратный путь, с тем чтобы ударить уже по православию. Тому же Ленину было за что сводить счёты. Возьмём хотя бы историю его венчания с Крупской, которое произошло в Шушенском. Других форм заключения брака для «лиц православного исповедания» в то время не существовало. Для людей неверующих это выглядело, конечно, унизительно и глупо. Как утверждал Ленин, именно дух недобровольности заставил его покончить со всякими вопросами религии в пятом классе гимназии.
К главе семейства Ульяновых — Илье Николаевичу — приехал тогда чиновник из Ведомства народного образования. Ульянов-старший стал печаловаться, что его дети не любят ходить в церковь, на что гость ответствовал: «Сечь, сечь надо!» Ленин в ответ будто бы выбежал во двор, сорвав с шеи крест, который ещё носил, и бросил его на землю. Имела ли эта история место в действительности, неизвестно. Дело в том, что на следующий год Владимир Ульянов пожертвовал 50 копеек из карманных денег на возведение нового храма в Москве. Деньги, надо сказать, по тем временам для юноши немалые. Возможно, история расставания Ленина с Церковью была сложнее, чем представлялось его советским биографам.
Вместе с отцом Владимир Ульянов состоял в гимназическом братстве во имя Сергия Радонежского. Что там произошло, мы не знаем, но история эта имела очень худое продолжение. После революции Ленин стал инициатором осквернения мощей преподобного и страшно радовался, слушая о подробностях этого кощунства. Так рвал он не только нить, которая связывала его с величайшим из русских святых, но и с отцом, который был верующим человеком. В отличие от чиновника, исповедующего привитие веры с помощью розг, Илья Николаевич Ульянов придерживался иных взглядов. Сохранилось его послание к попечителю Казанского учебного округа, где Илья Николаевич писал:
«…Преподавание только тогда и плодотворно, когда носит на себе печать истины. А истина проявляется тогда, когда в преподавателе Закона Божия ученики видят человека Божия, соединяющего с надлежащим образованием святость жизни и постепенную ревность о славе Божией и о вечном спасении учеников, — если уроки наставления его исходят из сердца, полного христианской любви, то они проникнут и в сердце детей; когда и все прочие наставники ведут детей в том же духе уважения к Церкви и религии».
Какая кошка пробежала между ним и сыном, останется, очевидно, тайной. Иногда во вполне официальных бумагах Ленин вдруг менял свои инициалы, превращаясь во Владимира Ивановича. Иваном звали семейного врача Ульяновых — Покровского, на основании чего иногда делается вывод — именно этот медик был настоящим родителем Владимира Ульянова. Что-либо доказать в этом вопросе сейчас уже невозможно, но вообще история какая-то сомнительная, похожая на сплетню. Некоторые черты лица Ленин мог, скорее всего, унаследовать лишь по линии Ильи Николаевича. Остальное Владимиру досталось, видимо, через мать от буйного Мойши Ицковича.
Ленин был довольно трудным, не вполне обычным ребёнком. До трёх лет не ходил, и очень раздражался по этому поводу. «Упав уже в очередной раз, — писала его сестра Анна, — Ильич от досады бился головой о ковёр или даже о деревянные доски, эхо разносилось по всему деревянному дому, от этого стука дребезжали полы и стены». Родители очень беспокоились, думали, что их сын страдает слабоумием. Кажется, его не слишком любили в семье, это сквозит даже в тех воспоминаниях Анны Ильиничны Ульяновой, которые она подготовила для советских детей. Сообщала о брате:
«Игрушками он мало играл, больше ломал их. Так как мы, старшие, старались удержать его от этого, то он иногда прятался от нас. Помню, как-то раз, в день его рождения, он, получив в подарок от няни запряжённую в сани тройку лошадей из папье-маше, куда-то подозрительно скрылся с новой игрушкой. Мы стали искать его и обнаружили за одной дверью. Он стоял тихо и сосредоточенно крутил ноги лошади, пока они не отвалились одна за другой».
Ну, конечно, не все подобные дети вырастают в тиранов, иные вообще становятся деликатнейшими людьми. Но характер Владимира Ульянова с годами не менялся. Их отношения с братом Александром стали довольно прохладными, после того как Владимир начал довольно безобразно вести себя по отношению к матери. Чем больше мы изучаем его положение в семье, тем более сомнительным оно выглядит. И это было много опаснее его юношеского атеизма, который у людей добродушых обычно проходит с возрастом. Товарищ Володи Ульянова по гимназии Д.М.Андреев писал в своих воспоминаниях о прогулке с Лениным по улицам Симбирска: «Дойдя до высоких белых стен Спасского женского монастыря, Володя вдруг остановился и стал рассматривать залитую лунным светом обитель:
— Вот куда люди сами бегут от жизни и хоронят себя заживо! Хороша, верно, их доля, если они в этой тюрьме находят утешенье!»
В принципе нечто подобное мог сказать в этом возрасте и отец Сергий Булгаков, однако и не веровать можно по-разному. Думается, беда Ульянова была в том, что атеизм в таких людях, как он, ломает последнюю защиту против зла.
http://www.rusvera.mrezha.ru/550/9.htm

Мир в сети : Против кого боролся Ленин ?

Потому что Ленин – его экзистенциальный враг. Во-первых, как русского интеллигента. Во-вторых, как русскогоинтеллигента.

Теперь по пунктам.

Первое. Ленин — один из величайших антирусских политиков в мировой истории. В его программной статье 1922 г. «К вопросу о национальностях или об “автономизации”» (статье не частного человека, а вождя правящей партии и председателя правительства!) о русских говорилось как о «так называемой “великой” нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда)». Такого не позволял себе говорить о русских ни один правитель России за все века её существования.

Но дело не только (и не столько) в этой лживой русофобской ругани, а в том, что из неё вытекали вполне практические выводы, сформулированные в той же ленинской работе: оказывается, подлинный интернационализм «должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически».

Именно эти выводы, начиная с 1922 г., были положена в основу советской национальной политики, суть которой — в привлечении симпатий национальных окраин к коммунистическому режиму за счёт сознательно и планомерно осуществляемой «позитивной дискриминации» русского Центра в их пользу, в создании политических элит у нерусских народов и в то же время в подавлении и уничтожении любого намёка на русскую политическую субъектность. На окраинах проводилось активное нациестроительство, для русских даже национальный дискурс был запрещён почти абсолютно. Парадоксально, что памятники Ленину сегодня ломают в Украине, которая (как многие уже отмечали) вообще-то должна быть благодарна вождю мирового пролетариата за его огромный вклад в дело создания украинского национального государства, стократно превышающий вклад Шевченко. У русских для сноса многотысячной каменной ленинианы оснований куда больше.

Эта политика обосновывалась на уровне официальной государственной доктрины, которая лишь развивала и конкретизировала цитированные выше ленинские пассажи. Русские теперь оказались коллективно виноваты перед нерусскими народами России, они были объявлены нацией угнетателей и должны были расплачиваться за это. Т.е. марксисты-большевики неожиданно забыли всякие классовые критерии –– русских дискриминировали именно как русских, без всяких попыток их социальной дифференциации, это в равной степени касалось и интеллигенции, и крестьянства, а, де-факто, и рабочего класса. Таким образом, Ленин и ленинцы радикально разорвали с действительно русской революционной традицией – народнической, во главе угла которой стояли, прежде всего, интересы русских социальных низов.

Теоретической разработкой концепта русской национальной вины занимался, в основном, Бухарин, её практической реализацией – Сталин, но его основа заложена именно Лениным.

О том, что в случае победы мировой революции, объектом кормления за русский счёт будут и народы «третьего мира», Ильич откровенно писал в 1916 г.: «Когда будем правительством, мы все усилия приложим, чтобы с монголами, персами, индийцами, египтянами сблизиться и слиться, мы считаем своим долгом и интересом сделать это, ибо иначе социализм в Европе будет непрочен. Мы постараемся оказать этим отсталым и угнетённым более, чем мы, народам “бескорыстную культурную помощь”, по прекрасному выражению польских социал-демократов, т.е. помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к социализму». В значительной степени партия Ленина и этот завет своего основателя выполнила.

С середины 30-х русофобский дискурс был свёрнут, но содержание советской национальной политики осталось прежним, её прямым продолжением является национальная политика современной РФ.

Второе. Ленин, несмотря на своё классическое интеллигентское происхождение и не менее классический интеллигентский род деятельности («литератор», как он ответил в анкете делегата X съезда РКП на вопрос — «основное занятие до 1917 года») представлял собой человеческий типаж, наиболее противоположный интеллигентскому этосу. Умственная узость, догматизм, нетерпимость к чужому мнению – определяющие черты его личности – есть именно то, что считается главными пороками для интеллигента.

За отсутствием в себе профессиональных и психологических качеств, необходимых для полноценной интеллектуальной работы, Ленин справедливо чувствовал собственную чуждость своему социальному слою и откровенно его презирал, что ярко выразилось в часто цитируемом письме Горькому от 15 сент. 1919 г.: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно».

Ещё в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная литература» вождь большевиков высказал своё негативное отношение к такому основополагающему принципу интеллектуальной деятельности как свобода слова. Валерий Брюсов, вступивший тогда с Лениным в печатную полемику, пророчески написал, что социал-демократы, когда придут к власти, неизбежно распространят свой партийный подход на всю страну, что «угроза изгнанием из партии является, в сущности, угрозой извержением из народа». Сам-то Брюсов, к новой ситуации сумел приспособиться, те же интеллигенты, для кого свобода слова продолжала оставаться ценностью, очень быстро испытали на своей шкуре, что такое «извержение из народа». И немарксистская профессура, массово высланная в 1922 г. из государства победившего пролетариата ещё легко отделалась… Расстрелянные М.О. Меньшиков, киевские профессора-националисты, Н.С. Гумилёв; не выпущенный для лечения за границу и потому преждевременно умерший Блок — открывают интеллигентский мартиролог советской эпохи.

Одним из важнейших большевистских переворотов в структуре русского общества стало принципиальное «опущение» статуса интеллигенции: если при «проклятом царизме» это была относительно автономная от государства социальная группа, то при Ленине она сделалась просто одной из групп государственных служащих, лишённой традиционных интеллигентских вольностей и постоянно ритуально унижаемой «рабоче-крестьянской» властью.

Кроме всего прочего, именно Ленину русским интеллигентам нужно быть благодарными за дерусификацию и семитизацию образованного слоя в Советской России. Русская интеллигенция в своём подавляющем большинстве бойкотировала коммунистическую власть, а евреи охотно пошли к ней на службу, что давало отличные шансы для социального продвижения вверх. По свидетельству главы Еврейского комиссариата при Наркомнаце С.М. Диманштейна, Ленин прямо говорил: «Большое значение для революции имело то обстоятельство, что за годы войны в русских городах осело много еврейских интеллигентов. Они ликвидировали тот всеобщий саботаж, на который мы натолкнулись после Октябрьской революции…. Еврейские элементы были мобилизованы против саботажа и тем спасли революцию в тяжелую минуту. Нам удалось овладеть государственным аппаратом исключительно благодаря этому запасу разумной и грамотной рабочей силы».

Впрочем, может здесь и не одна прагматика… Горький, например, вспоминал такие слова Ильича: «Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови».

Бесспорно, Ленин — в своём роде великий политик, ибо «думающая гильотина» (как удачно определил его П.Б. Струве) – явление, даже и среди политиков, не часто встречающееся. Можно, конечно, уважать и врага, но нужно помнить, что это враг. Гитлер ведь тоже был сильным политиком… Ассоциация более чем уместная, ибо ему, как и Ленину, была в высшей степени свойственны русофобия и антиинтеллектуализм.

Самое грустное, что ленинская тема сегодня вовсе не носит академического характера, ибо нынешние правители России в рассматриваемых нами аспектах вполне себе наследники Ильича. И в своей национальной политике. И в своём отношении к интеллигенции. Так что старый коммунистический лозунг «Ленин жил! Ленин жив! Ленин будет жить!» продолжает оставаться актуальным. И только от самих русских (и в том числе от русских интеллигентов) зависит, реализуется ли последняя часть этой зловещей кричалки.

Кто такой Ленин, чем он прославился? Какую роль сыграл в истории России?

Деятельность Ленина неоднозначно оценивается современными историками. Одни склоняются к тому, что он заложил мощный фундамент для развития советской России, направив ее на путь индустриализации и проведя ряд важных социальных реформ. Другие считают, что деятельность Ленина носила деструктивный характер для страны, а многие его идеи были утопическими и показали свою несостоятельность. Тем не менее, он без сомнения считается самым известным и успешным революционером, который отличался живым умом и пламенной верой в идеи коммунизма.

Что сделал Ленин для России?

К числу ведущих заслуг вождя пролетариата относят следующее:

  1. Развитие образовательной системы. Ленин считал, что образование должно быть доступно для всех. Ведь только общество грамотных и всесторонне развитых граждан способно построить светлое будущее. Если раньше хорошее образование было привилегией дворянства, то теперь оно стало общедоступным;
  2. Бесплатная и качественная медицина для всех. Весьма успешной была ленинская реформа здравоохранения. Хотя для ее логичного совершенствования понадобилось немало лет, это все же привело к тому, что СССР заняло лидирующие позиции в плане доступности и качестве медпомощи. Уровень детской смертности и распространенность инфекционных заболеваний снизилась до минимума;
  3. Устранение половой дискриминации. Зарплата мужчин и женщин уравнивалась. Также супруга получала право подавать на развод;
  4. Появление пенсий по старости. Теперь пожилые люди могли не бояться остаться без средств к существованию, особенно если у них не было детей, готовых их материально поддержать;
  5. Улучшение условий труда и справедливая зарплата. Государство устанавливало трудовые нормы, облегчающие жизнь рабочего класса. Восьмичасовой рабочий день и гарантированный ежегодный отпуск позволяли рабочим полноценно отдыхать. При этом многие представители трудового класса стали ощущать реальное социальное равенство. К примеру, сокращался разрыв между зарплатой неквалифицированного сотрудника и специалиста.

Кто стрелял в Ленина?

Несколько выстрелов из браунинга едва не прервали жизнь Ленина, когда он выступал на митинге перед рабочими. Стрелявшей была эсерка (член партии социалистов-революционеров) Фанни Ефимовна Каплан.

Женщину задержал один из рабочих завода рядом с местом покушения. По его словам, Каплан сразу призналась, что пошла на это из-за своих политических убеждений.

Когда задержанную эсерку привели на допрос, то выяснилось, что у нее крайне плохое зрение. Видимо, это и спасло Ленину жизнь. Ведь Каплан стреляла практически в упор несколько раз.

Вот художественная реконструкция событий, происходивших в тот день. Фрагмент из фильма «Ленин в 1918 году», снятый в 1939 г.:

Хотя ранения и были опасными и в дальнейшем повлияли на здоровье вождя революции, он достаточно быстро смог восстановиться и вернуться к работе.

Каплан не скрывала своей ненависти к Ленину. Она прямо называла его предателем революции, деятельность которого отдаляет светлую идею социализма от России.

Суда над Каплан как такового не было. Учитывая множество свидетелей и признание самой эсерки, ее расстреляли уже спустя 4 дня после покушения.

Ленин умер лишь спустя 6 лет, 21 января 1924 года от кровоизлияния в мозг вследствие приёма мышьяксодержащих препаратов, которые ему выписывал врач.

Формирование революционных убеждений

Родившись в 1870-м году в семье инспектора народных училищ, у Владимира могла сложиться среднестатистическая жизнь чиновника или представителя интеллигенции. К тому же с детства он легко усваивал любой новый материал, поэтому заслужено получил золотую медаль в гимназии и после учебы задумывается о карьере юриста.

После поступления в Казанский университет на юрфак у Ленина начинают формироваться представления о несправедливости монархического строя. Этому способствовало сразу несколько факторов:

  • Казнь родного брата. Он был в числе заговорщиков, планировавших убийство императора;
  • Вступление в подпольный антимонархический кружок;
  • Участие в студенческих беспорядках и последующее за этим отчисление.

Спустя несколько лет Владимир все же получает юридическое образование, но уже экстерном. В 1893-м году он успешно совмещает должность помощника адвоката с публицистической деятельностью. Именно в этот период Ленин глубоко изучает основные проблемы, связанные с капитализацией России.

  • Наиболее активную подрывную деятельность против монархии Владимир начинает вести в Петербурге. Здесь он становится главой небольшого движения за права трудящихся. Хотя серьезных акций этот кружок не провел, полиция арестовывает Ленина, и он как политический заключенный проводит год в тюрьме.
  • Заключение не особо убавило пыл молодого коммуниста, и он был отправлен в ссылку. Но даже это не стало препятствием для Ленина, он продолжает активно общаться с социал-демократами и даже организует нелегальное собрание партии.
  • Чтобы избежать полицейского преследования, Владимир уезжает в Швейцарию. Возлагая большие надежды на первую революцию, в 1905-м году он возвращается на родину, снова встав в первых рядах среди единомышленников и публикуя статьи в политических журналах.
  • Неудачный исход революции для большевиков стал причиной новой вынужденной эмиграции. В Финляндии он знакомится с молодым грузинским революционером Сталиным, с которым у него завязывается дружба.
  • Именно в это время Ленин анализирует предыдущие неудачи большевистского движения. И эти размышления дали свои плоды в 1917-м году. Вернувшись в это время в Петроград, в котором назревала новое революционное пламя, он вновь становится во главе восставших.
  • Несмотря на риск быть вновь арестованным, Ленин продолжает вести борьбу, но на этот раз уже с Временным правительством, пришедшим на смену царю. И вот в решающие дни октября он выбирает наиболее удобный момент, начиная действовать жестко и решительно.

Удачно воспользовавшись поддержкой мятежных полков и обезоружив юнкеров, его партия свергает временное правительство и в стране фактически устанавливается большевистская власть.

Почему Ленин взял псевдоним Ленин?

Нет точных сведений о том, почему вождю пролетариата приглянулся псевдоним «Ленин». Его племянница считает, что он сделал это в честь одной крупнейших сибирских рек – Лены.

Впрочем, большинство исследователей жизни Ильича придерживаются более прозаичной версии. Они уверены, что в годы революционной борьбы с режимом Владимир использовал поддельный паспорт некого Николая Ленина. Фамилия была краткой и звучной, поэтому вполне могла понравиться молодому революционеру.

Кстати, одним псевдонимом дело не ограничивалось. Ленин вынужден был часто скрываться от полиции и по несколько раз в месяц менять конспиративные квартиры. Поэтому до того, как прийти к власти, Владимир использовал около 150 псевдонимов.

Почему не хоронят Ленина?

Идея бальзамирования тела Ильича была горячо поддержана его соратниками. Официально это было сделано для того, чтобы все пламенные коммунисты могли проститься с почившим лидером революции. Впрочем, есть и другие версии:

  1. Возможность оживления. Некоторые считали, что коммунизм даст мощный рывок человечеству в научной сфере. И наступит время, когда Ленина смогут оживить советские ученые. Как видно спустя десятилетия, даже если такая идея и была, то она оказалась ошибочной;
  2. Мистическая задумка. Любители эзотерики предполагают, что Ленина желали забальзамировать представители политической верхушки, придерживающиеся мистических взглядов. Тело Ильича должно было служить чем-то вроде «оберега» для действующей власти и защиты идей революции;
  3. Привлечение туристов. Самая современная версия. К Ленину до сих пор выстраиваются очереди. При этом жалеющие посмотреть на него могут быть совсем далеки от коммунистических идеалов.

Как объяснить ребенку, кто такой Ленин?

Разумеется, ребенку будет сложно понять такие слова, как «революция» и «пролетариат». Но некоторые родители считают нормальным сказать пятилетнему малышу о том, что это вождь мирового пролетариата. Другие скатываются в малоинформативный негатив, рассказывая, как он «развалил империю» и т. д.

Лучше вместо пространных определений сказать, что Ленин – это бывший глава государства или президент. Почти все дети уже прекрасно представляют значения данных слов. Если ребенку покажется мало, то можно добавить, что дедушка Ленин жил очень давно и его все уважали.

Спустя много лет после революции до сих пор находятся как ярые противники Ильича, так и его убежденные сторонники. Наверняка некоторым приходилось слышать в общественном транспорте споры о том, как Ленин хорош или плох. Особенно этим грешат люди старшего поколения.

Современному человеку лучше воспринимать Ленина как одного из великих политиков, пусть и имевшего свои очевидные недостатки и принимавшего порой не совсем нравственные политические решения.