Лик Христа архыз

Архыз

Некогда процветавшее Аланское княжество, находившееся на территории нынешнего поселка, более тысячи лет назад, было одним из крупнейших центров христианства, в память о котором, потомкам остались сохранившиеся до наших дней храмы древнего городища.
И тем необычно, что спустя столько веков, обнаружена еще одна святыня: Лик Христа на скале получивший название образ Спаса Нерукотворного.

Как обнаружен наскальный лик

Удивительное и редкое наскальное изображение, обнаружено в Нижнем Архызе, накануне двух тысячелетия христианства, 19 мая 1999 года.
История, что в горах существует образ Христа Спасителя на скале, известна давно, передавалась старожилами в некоторых семьях из поколения в поколение. Существовавшая легенда гласила, что в давние времена, предками обнаружен лик, но отправиться на его поиски никто не отважился, так как точное местоположение со временем утрачено.
Этой историей заинтересовались братья Анатолий и Сергей Варченко. По словам Анатолия, обнаружить наскальный лик было трудно, они с братом проходили рядом с местом расположения иконы, много раз, но увидеть его удалось в один из дождливых дней, когда над одной из вершин сверкнула молния. Можно ли назвать это чудом!?

Как ни странно, но сложность обнаружения связана не только в труднодоступности места, лик изображен на отвесной скале и спрятан от глаз кроной деревьев, но и в том, что на солнце изображение отсвечивало и становилось практически не заметным.

Лик Иисуса Христа на скале, тайна не раскрыта

Происхождение изображения Иисуса Христа в Архызе окутано тайной. По мнению верующих это нерукотворный образ, утаённый от людских глаз высшими силами до нужного момента и даренное людям чудо, не требующее искать ему рационального объяснения.

Лик размером 140*80см изображен на гладком участке скалы, расположенном под каменным выступом, защищающем изображение от осадков, что помогло ему сохраниться до наших дней. Так же существует гипотеза, что изначально, икона находилась в закрытом пространстве (келья), где могли совершаться молитвы и богослужения, стенки которого с годами разрушились и осталась лишь верхняя часть(козырек).

Перед иконой установлена рамка с пуленепробиваемым стеклом, это связано с тем, что осенью 2011г. лик Христа обстрелян из автомата. Вплотную к изображению подойти нельзя. Для желающих рассмотреть и помолиться, расположена специальная площадка, а стеклянная рамка помогает сфокусировать внимание на образе святого, написанного в светлых тонах и при свете сливающегося с цветом камня.

Документальных подтверждений о дате происхождения образа Иисуса Христа в Архызе до сих пор не обнаружено. Историки и искусствоведы, осматривавшие икону, по некоторым признакам относят ее происхождение к 9-10вв.
Еще одним косвенным подтверждением даты написания лика служит то, что взгляд Христа направлен на восток, в сторону где находится Северный храм. Доподлинно известно и документировано, что в нем, на рубеже IX-Х века проходили обряд крещения народы Нижнее-Архызского городища.

Но у архызского лика гораздо больше загадок, чем ответов на них. В частности: вызывает вопрос отсутствия нимба, канон, ставший обязательным для написания икон только лишь с VIII столетия, тогда получается, что возраст изображения увеличивается на несколько сот лет.

Проведенные исследования состава краски точно выявили, что икона нарисована способом яичной темперы. То есть краской на основе воска и яичной эмульсии. Несколько слоев краски, трех разных цветов: белой, красной, коричневой, накладывались друг поверх друга и проникали между собой, делая цвет насыщенным. Данная техника написания, широко распространена в Византии Х веков, и пришла в древне аланское княжество, расположенное на земле по которому пролегал Великий Шелковый путь, бок о бок с торговцами шли и миссионеры несущие христианство в разные страны.

Как добраться к архызскому лику

Этот православный образ находится при въезде в поселок Буково, иногда называемый Нижний Архыз, напротив Нижне-Архызского городища, на холме хребта Мицешта. Подъем к лику берет начало от входной арки напротив нового храма Спаса Нерукотворного, расположенного возле дороги.

С момента своего открытия в 1999 году наскальный лик в Архызе стал местом паломничества для многих верующих, своими силами соорудивших самодельные ступени, вымощенные в скале, а что бы немного облегчить задачу, между деревьями протянуты веревочные перила, служившие опорой и ограждением. Этот подъем технически сложен и не каждому паломнику или туристу было по силам подняться и увидеть наскальный образ Иисуса.

Сегодня, добраться и помолиться около лика Христа спасителя достаточно просто, благодаря построенной и освещенной в 2011 году металлической лестнице ведущей непосредственно к наскальному лику изображенному на высоте 150 метров от нижней площадки. Восхождение по крутой металлической лестнице, начинающееся у подножия склона, не составит больших затруднений, так как имеет панорамные площадки со скамейками для отдыха и любования красивыми видами долины.

Лестница, фундамент которой заложен в 2010, насчитывает 526 ступеней, общая длина включая пролеты и площадки для отдыха составляет 345 м.

Наскальный лик Иисуса Христа в Архызе одна из святынь, культурное наследие наших предков, наравне с сохранившимися древними христианскими храмами, дошедшими до нас через тысячелетие, является историческим артефактом, ранее существовавшего и процветавшего, православного аланского народа.

Тайна лика Христа на Кавказе

В Карачаево-Черкесии, одной из республик Северного Кавказа, на склоне горы Мицешта, напротив Нижне-Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в конце 90-х годов прошлого столетия был обнаружен лик Иисуса Христа.

Лик сражу же оброс мифами и легендами. Что только не говорила о нём местная молва. Для верующих наскальная икона стала религиозной реликвией, для скептиков — подделкой и фальсификацией. Некоторые утверждали, что это проделки инопланетян. Споры не утихают до сих пор.

Армавирское местное отделение русского географического общества (РГО) заинтересовалось наскальным ликом Христа в Архызе и побывало в Карачаево-Черкесии. Мы постарались разобраться, как на самом деле появилось это уникальное изображение, чтобы раскрыть загадку архызской иконы.

О наскальном лике написано немало, но конкретики, к сожалению, почти никакой нет — лишь одни восторженные эпитеты. Интересно, что это едва не самая высокорасположенная икона из когда-либо существовавших в мире.

О находке известно не только от местных жителей, факт обнаружения иконы был подтверждён музейщиками, в том числе главным научным сотрудником Эрмитажа, советским и российским историком, специалистом по древнерусскому искусству, доктором исторических наук, профессором, почётным доктором Оксфордского университета и членом Петровской академии наук и искусств Борисом Викторовичем Сапуновым. Его сын, профессор Валентин Борисович Сапунов, принимавший участие в исследованиях, вспоминал:

Непосредственно на место этого открытия мой отец не мог уехать в силу уже достаточно почтенного возраста и определённых сложностей, которые были на рубеже между ХХ и ХХI веками, но материалы, естественно, дошли до него. Он знакомился с вариографией, с подробным описанием.

В Архызе мы встретились с художником-иконописцем, исследователем и местным краеведом Андреем Пинкиным, который рассказал нам несколько интересных деталей:

Сам образ Христа находится на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук. Желающим увидеть лик Христа вблизи надо подняться по крутой лестнице. Чтобы приблизиться к архызскому чуду, нужно преодолеть более пятисот ступеней. Паломники так и называют эту лестницу — «дорога к лику Христа». Точное количество ступенек — пятьсот двадцать шесть. При строительстве лестницы к лику Христа не было срублено ни одного дерева.

Примечательно, что лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Если это просто стечение обстоятельств, то весьма удачное. Изображение имеет сравнительно небольшие размеры — 140х80 сантиметров. Однако, как утверждают специалисты, это самое большое изображение лика Христа на территории России. Непосредственно наверх к самому лику подниматься нельзя из соображений безопасности — уж очень крутая скала, поэтому была создана смотровая площадка.

Поднявшись на смотровую площадку, нам удалось увидеть архызское чудо так близко, как только было возможно. Мы пришли к выводу, что все рассказы о том, будто бы лик вблизи кажется игрой света и тени, не состоятельны.

Это действительно произведение живописного искусства, которое невозможно было бы создать в тесном помещении, и это ответ на ещё одну гипотезу о том, что, дескать, лик был нарисован в некоей монашеской келье. Его вблизи даже разглядеть очень сложно, пропорции искажаются, и это ещё один повод отдать должное художнику, который даже трещину в скале умело вписал в это произведение — снизу она выглядит как терновый венец.

Андрей Пинкин размышляет:

«Всё это и вправду чудесно! После очень долгого и трудного пути, обнаруживая все эти удивительные мелочи, любой путешественник, будь он верующий или атеист готов подтвердить, что при взгляде на икону будто возвращаются силы, затраченные при подъёме.

Но у такой популярности есть и свои минусы. Изображение уже немало пострадало от чересчур рьяного поклонения. Несмотря на то, что лик полагается созерцать со смотровой площадки, некоторые энтузиасты подбираются к нему прямо с молотком и откалывают на память кусочки скалы или дорисовывают изображение, царапая камень.

Дважды на образе появлялись две выбоины, в которые можно вложить ладонь. Я не знаю, как они исчезли. Теперь их нет. Говорят, что на иконе были замечены даже следы от пуль, то есть кто-то стрелял в архызского Христа. После этого перед иконой установили защитный экран.

В качестве дополнительной защиты от вандалов повесили табличку с надписью: «Исторический памятник охраняется государством», а ниже приписка: «Братья и сёстры помолимся о душах тех несчастных, кто по невежеству осквернил письменами древнюю святыню и срубил деревья, которыми Господь окружил святой образ, дабы они корнями хранили скалу от обрушения».

Итак, что же это? Природный феномен или творение рук человеческих? По мнению верующих, наскальный лик Христа в Нижнем Архызе – это нерукотворный образ, явленный людям, дар небес. И потому не нужно пытаться найти данному явлению какое-то рациональное объяснение. Чудо, оно и есть чудо.

Главным аргументом в пользу этой точки зрения, считается тот факт, что написать икону на скале довольно сложно. Да и вообще, возможно ли? И даже просто взобраться на эту скалу — уже подвиг. Сейчас там есть лестница, но её построили всего-то несколько лет назад и уже после открытия архызского чуда.

Кроме того, художнику, который создал образ, пришлось бы принести с собой наверх краски, кисти и прочие принадлежности. Вдобавок, этот путь вверх и снова вниз нужно проделать не один раз. Рискованное и трудновыполнимое занятие.

Но, возможно, дело того стоило. Зависит от того, какую цель преследовал создатель архызского чуда. Вот что думает по этому поводу местный священник, протоиерей церквей Южного Карачаево-Черкеского церковного округа Евгений Субтельный:

Вера у человека бывает очень слаба. Для того, чтобы как-то укрепить её, нужны некие движущие мотивы, назовём их так. Для кого-то вид этой иконы, написанный на скале достаточно высоко на горе, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру.

Вместе со специалистами мы попытались разобраться кто, когда и с какой целью мог создать столь необычную фреску. Вот одна из версий. В конце ХIХ века по Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Михайлович Струков (1828-1899). Именно на берегах Большого Зеленчука им была обнаружена знаменитая зеленчукская надпись, древнейший памятник осетинской письменности.

В окрестностях Архыза Дмитрий Михайлович побывал дважды и перерисовал сохранившиеся фрагменты великолепных фресок, украшавших стены расположенных там древних храмов. Известно, что он также создал для одного из местных монастырей копию Гребневской иконы Божией Матери.

По легенде эта икона была когда-то поднесена самому Дмитрию Донскому и считается чудотворной. Может прославленный мастер создал тогда же и ещё один образ — наскальный лик Христа? Эту версию можно услышать и от некоторых экспертов. Вот какой версией поделилась с нами сотрудник зеленчукского краеведческого музея им. С.Ф. Варченко Валентина Трифонова:

Струков, когда приезжал исследовать городище, мог как раз этот лик и нарисовать, потому что с того места очень хорошо открывается вид на всё городище. Поэтому вполне вероятна такая версия, потому что там всё как на ладошке.

Но дело в том, что путешествия Струкова в Архыз довольно подробно задокументированы, да и ездил он не в одиночку. Однако никто из сопровождавших Струкова о факте создания им наскального лика почему-то не упоминает. В рукописном архиве Института истории материальной культуры Российской Академии наук хранится альбом с зарисовками, сделанными Струковым во время поездки, но там тоже нет ни намёка на архызский лик.

Местные жители уверяют, что наскальная икона пришла к ним из глубины веков. Причём, периодически она кому-то открывается. Предпоследний раз это будто бы произошло перед Великой Отечественной войной. Старожилы также рассказали нам, как архызский лик был явлен миру в первый раз: якобы несколько сотен лет назад молния ударила в скалу, отколов огромный камень. На срезе оставшейся части скалы вдруг проступил лик Спасителя.

Это напоминает известное на Руси предание о невидимом граде: в смутные времена, когда граду грозила опасность, Господь накрывал его своей дланью и град становился невидимым. Похоже, что и архызский лик точно также в минуты опасности оставался невидимым для людских глаз.

История красивая, но смущает один момент. Икона вновь была явлена миру на рубеже ХХ-ХХI веков, как раз в канун 2000-летия христианства. Невольно возникает мысль, уж не новодел ли это, который пытаются выдать за древнюю реликвию? Но кому бы могла прийти в голову такая циничная мистификация?

Обычно в подобной ситуации подозрение прежде всего падает на первооткрывателя реликвии, но только не в данном случае. Ведь братья Варченко, обнаружившие архызский лик, не какие-нибудь авантюристы, а серьёзные и уважаемые люди.

Мы пообщались с Анатолием Варченко, который непосредственно обнаружил изображение Христа. Его брата Сергея, который также стал первооткрывателем архызского чуда, к сожалению, уже нет в живых. Анатолий Федорович подробно рассказал историю обнаружения архызского чуда:

Мы с братом постоянно занимались самыми разнообразными направлениями, такими как авиация, техника, горы, космос, электроника. Постоянно пытались в этом мире что-то найти. Найти себя, своё место. Изучали буквально всё: горы, породы гор, геологию, войну в горах. Всё было нам с ним интересно.

Изучая эту гору, мы поняли, что она несёт загадку. Мы проходили раз семь мимо лика Христа, он то показывался, то исчезал. Долго мы его конечно разыскивали. То видим его, то не видим и снова — то видим, то не видим. Потом уже всё, определили место. Поняли, где он находится. Долго думали показывать или не показывать. Страшно было, что его разрушат.

А вот как описывал свои ощущения Сергей Варченко:

Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъём давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев, но всё равно шёл. Как выбрался на площадку — не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой, спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда.

Знатоки тех мест подтверждают, что о существовании архызского лика широкой общественности стало известно совсем недавно. Вот какой комментарий дал по этому поводу доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов, который в своё время занимался исследованием древнеаланского города мёртвых Даргавса в Алании (Северная Осетия):

Дело в том, что я в течении многих лет, можно сказать, чуть ли не половину своей научной карьеры провёл там, в Нижнем Архызе. Шестьдесят лет я занимаюсь этим. Никто не знал об этой наскальной иконе. Ничего никто не знал. Я тоже никогда ничего не знал. Ну откуда мне могло прийти в голову, что надо на эти отвесные скалы залезть, чтобы увидеть этот лик.

Однако по слухам, местные жители про наскальный образ знали давно. О нём, в частности, несколько раз говорил отшельник по имени Иван Ильич, поселившийся там в советские времена и проживший в Нижнем Архызе несколько десятилетий.

Сам Иван Ильич умер в начале 2000-х годов, но мы нашли его жилище. Сейчас оно абсолютно заброшено. От кого бежал отшельник и от чего скрывался — остаётся загадкой. Но вроде бы, по наущению Ивана Ильича братья Варченко отправились в горы на поиски иконы, то есть знали зачем идут. Анатолий Варченко рассказал:

Честно говоря, я прочёл про этот лик в его душе. Это была совершенно другая сторона, он нам показывал на совершенно другое место. Он называл всё совершенно по-другому. Но видимо, кто-то несколько поколений назад видел лик и передавал рассказ о нём в поколениях, видоизменял. Дошло до Ивана Ильича, он по-своему рассказал. Но это было честно, и видно было, что информация правдивая, не вымышленная. То есть у нас было представление о том, что должно быть, но какое оно будет, мы не знали.

Но вот вопрос: если изображение существовало давно, отчего же его не обнаружили раньше? На этот счёт Андрей Пинкин сказал:

Я лично слышал разговоры о том, что такое изображение существует. Многие слышали и мне передавали это, но никаких подтверждений мы не знали. Люди говорили, что существует образ в горах, но где именно и какой образ — никто не сообщал.

Возможно, всё дело в труднодоступности того места, где находится архызская икона. Пока в 2011 году не проложили лестницу, скала была почти недосягаема. Каждый год к иконе приезжает не только масса паломников, но и немало учёных, решивших поближе изучить архызскую икону. И все они сошлись на том, что возраст её древний, но насколько древний — это вопрос. Хотя исследования лика показали, что ему не менее 6-7 веков. Установить более точную дату его создания пока ещё никто не смог.

Когда же на скале над горным селом появился лик Христа? Впрочем, это в наши дни Нижний Архыз хотя и небольшое, но очень живописное горное село, а когда-то именно здесь, по мнению учёных, находился настоящий средневековый мегаполис — 15-тысячный город Маас, столица древней Алании.

Сегодня это место известно как Нижне-Архызское городище. Некий доктор Лысенко, побывавший на городище за сто лет до нас, писал, что «о жизни древних людей в этих местах свидетельствуют яблони, груши, черешня, смородина, крыжовник». И всё это до сих пор там цветёт и даже, по словам местных жителей, приносит вкусные плоды. Люди ушли, а жизнь осталась.

Предположительно древний город обезлюдел после нашествия грозного Тамерлана, но археологи нашли на городище немало свидетельств человеческой жизнедеятельности: остатки крепостных стен, древних улиц, каменную обсерваторию и захоронения. Местный краевед и археолог Василий Сысоев в 1895 году так написал в своём отчёте:

В зеленчукском ущелье в больших и малых пещерах естественного и искусственного происхождения находятся многочисленные погребения.

Но подобные захоронения хорошо изучены археологами и датируются они VIII-X веками нашей эры, то есть лик Христа, вроде бы, здесь ни при чём. Однако в подошве скальной террасы, непосредственно под ликом, была найдена гробница, сложенная из массивных камней и устроенная по христианскому обряду.

Существует стереотип, что в этих местах всегда доминирующей религией являлся ислам, тогда не понятно, откуда на горе взялся лик Христа. Однако ещё до прихода мусульман, древняя Алания была одним из центров христианства, а средний храм, один из трёх зеленчукских, является одним из древнейших в нашей стране. Владимир Кузнецов рассказал:

Город был большой, занимал 63 гектара и по площади был больше, чем древние Афины. Он стоял на трассе Великого шёлкового пути, который шёл из Константинополя в Китай. И византийцы были заинтересованы в том, чтобы местные жители (аланы) были их союзниками, помогали им. Они прислали своих миссионеров.

Доказано, что в Аланию христианство пришло даже раньше, чем в Киевскую Русь. Возможно, что горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины Мааса, до того времени, пока христианство в Алании не стало государственной религией.

И всё-таки, до этого тайного места сбора путь чересчур трудный. Каково древним христианам каждый раз было карабкаться на скалу без всяких лестниц и современных приспособлений? Не самый удачный выбор места. В Нижне-Архызском филиале зеленчукского краеведческого музея нам рассказали другую версию:

Образ Христа был создан для защиты города от эпидемии чумы, разразившейся в этих местах в четырнадцатом веке. Считалось, что такая мера, непременно отведёт от города чёрную смерть. Вот местные жители и создали на скале лик Христа. Почему именно там? Вероятно, они выбрали это место, так как с него хорошо просматривался весь город.

Изучив старинные карты и обсудив эту версию с экспертами, мы выяснили, что терраса, где находится лик Христа, расположена далеко не самым лучшим образом для полного обзора, так что и эта версия, отнюдь, не безупречна.

Интересно и то, что скала, на которую нанесён архызский лик, обращена почти строго на Восток. Если мысленно проследить за взглядом Христа, становится ясно, что он смотрит на расположенные в Нижнем Архызе знаменитые зеленчукские храмы. Значит скала, где написан лик Христа выбрана не случайно?

Мы обратились за информацией к экспертам и выяснилось, что именно в районе Нижнего Архыза в 916 году проходило массовое крещение алан. Возможно, как раз к этому событию и было приурочено создание архызского лика. Андрей Пинкин рассказал:

Дело в том, что архызский образ очень схож по канону с изображением Христа Пантократора на самой древней иконе шестого века из синайского монастыря в Египте.

Удивительное сходство архызского и синайского Христа отметил когда-то и главный научный сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов, проводивший сравнение синайской иконы с изображением на знаменитой Туринской плащанице и обнаруживший сорок пять совпадений:

Исследования, которые проводили специалисты Северного Кавказа, более-менее однозначно позволили датировать его и сопоставить с технологией, которая использовалась на окраинах Римской империи, как раз в последний год её существования, в годы формирования Византии.

Андрей Пинкин добавил по этому поводу, что архызский лик «описан в канонах Фаюмской школы с ярковыраженной асимметрией лица, то есть один глаз Христа прищурен, как бы грозно нахмурен, а второй — более благодушен, добр».

Согласно результатам исследований, лик был написан яичной темперой. Эта техника была распространена в Византии. Иконописцы в качестве связующего компонента использовали эмульсию из воды и яичного желтка. Прекрасный пример древних наскальных фресок, выполненных темперой, — это пещеры в храмовых комплексах Аджанты в Индии в штате Махараштра.

Кроме того, изображения, написанные темперой, отличаются удивительной прозрачностью, поэтому лик Христа на скале почти незаметен ярким солнечным днём. По-видимому, такова была задумка художника. Есть ещё один мучающий исследователей вопрос: почему у Христа на архызской иконе нет нимба? Может быть художнику просто не хватило места на его «холсте» — скале?

Владимир Кузнецов считает, что нимб был, но осыпался. С другой стороны, возможно, неведомый автор изначально не планировал такой детали. Однако подобную вольность, иконописец мог позволить себе лишь в тот период времени, когда ещё окончательно не сложился иконописный канон, а это произошло на церковных соборах 787 и 843 годов.

После того, как сложились строгие правила иконописи, любое отступление от них не приветствовалось. Вообще, размер скалы как нам показалось, всё-таки позволял написать нимб вокруг лика. Не исключено, что нимб просто не сохранился, времени прошло очень много, возможно даже больше, чем мы думали.

Если изображение появилось не в десятом, а в восьмом или в девятом веке, то архызскому лику примерно двенадцать столетий. Цветовая гамма и стиль лика очень напоминает известные византийские работы мастеров того же периода. Кроме того, результаты раскопок говорят о том, что местные жители как раз тогда активно торговали с Византией. Валентин Сапунов рассказал:

Византия была тогда одной из первых империй, которая приняло христианство как основную, доминирующую государственную религию. Именно там сформировались наиболее высокопродвинутые школы светской живописи и иконописи. В значительной степени эта традиция перешла потом на Русь.

Владимир Кузнецов также уверен, что это подлинный древний лик, так как написан профессионально и в стиле именно византийской иконописи. О профессионализме иконописца говорит то, что он выбрал идеальное место для своего творения.

Верхняя терраса защищает лик от дождя и снега, а на нижней террасе удобно стоять и любоваться им. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем. Сухой воздух, отсутствие влаги, продуваемость места дали возможность сохраниться изображению многие годы и практически в первозданном виде.

Создателем лика вполне мог быть один из живописцев, расписывающих храмы Нижне-Архызского городища. Тогда в гробнице у подножия горы вполне может покоиться прах художника. Однако вопросы о возрасте потаённой иконы отнюдь не закрыты.

Профессор Борис Сапунов, например, считал, что яичная темпера просто не выдержала бы так долго на открытом воздухе. Значит архызский лик не настолько древний? Правда, не исключено, что первоначально лик мог находиться в закрытом пространстве, например, в келье, стена которой позднее разрушилась. Если обрушение произошло не так давно, тогда краски могли сохраниться и с десятого века.

Евгений Субтельный допускает, что, скорее всего, в этом месте был храм или небольшая часовня, где совершались богослужения. Может быть, действительно, скала являлась стеной часовни, как это часто бывает в горах.

С другой стороны, если архызскому лику больше тысячи лет, как тогда объяснить последние результаты исследования химического состава красок, которыми был создан образ? Ведь в них обнаружились цинковые белила. Они появились в XVIII веке, однако в живописи их активно стали использовать лишь в 80-е годы XIX столетия. Значит, наскальный лик Христа в Нижнем Архызе всё-таки был создан не так уж и давно.

Вот что любопытно: как раз в 1889 году на территории Нижне-Архызского городища был создан мужской Александро-Афонский зеленчукский монастырь. Он просуществовал меньше полувека, а потом постройки использовались как колония, детдом и пионерлагерь.

Может архызские монахи и создали наскальную икону? Может быть вот она, главная версия, мимо которой мы чуть не прошли? И предположение о древнем художнике времён Византии в древней Алании стоит признать не состоятельной? Но учёные эту версию не подтверждают, они опираются на результаты исследований. Валентин Сапунов пояснил:

Датировка всё-таки проведена достаточно точно, потому что сейчас есть большой комплекс методов научных, которые позволяют в пределах нескольких тысяч лет датировать объект с высокой точностью.

То есть белила на архызской иконе могли появиться совсем недавно, благодаря туристам, решившим слегка подновить изображение. В испанской Сарагосе несколько лет назад случилось нечто подобное. Одна из прихожанок своими силами отреставрировала в одной из местных церквей уникальную фреску XIX века. Хотела как лучше, а в итоге, испанский шедевр Элиаса Мартироса превратился в карикатуру. Чудо, что архызский лик, находящийся в общей досягаемости не постигла подобная участь.

Итак, судя по всему, уникальная наскальная икона в Нижнем Архызе — произведение древнего мастера, по счастливой случайности не сгинувшая в веках. Для верующих это безусловно чудо. Учёные же имеют свои объяснения: то ли это секрет древней краски, то ли ранее здесь было некое сооружение, защищавшее фреску от внешнего воздействия.

Вообще-то, так называемые пещерные храмы, монастыри — явление достаточно распространённое. Причём, пещерные обители появлялись не только там, где были гонения на христиан и верующим приходилось скрываться от посторонних глаз.

Подчас сама природа создавала идеальные пространства для уединения и молитв, как, например, пещеры инкерманского монастыря в Крыму или меловые скалы, внутри которых зародилась когда-то Святогорская Лавра. Быть может и архызский лик был фреской древнего пещерного храма, кто знает? Это бы и объясняло то, что изображение смогло сохраниться так долго.

По мнению Владимира Кузнецова, икона уцелела только благодаря тому, что над ней козырьком длиной полтора метра нависает скала. Что же касается датировки архызского лика, возможно древнюю икону подновили не туристы, а монахи располагавшегося внизу монастыря.

Подробный компьютерный анализ фотографии лика позволил обнаружить на нём два участка выделявшихся интенсивностью окраски. Дальнейшие исследования показали наличия на них двух слоёв краски в отличии от основного изображения, нанесённого в один слой.

Изучение красок верхнего слоя позволяет говорить о позднейших, не ранее второй половины XIX века обновлениях этих участков иконы, в то время как основное изображение выполнено с помощью красителей, применявшихся с древнейших времён. Анатолий Варченко уточнил:

Краски древние, взятые из природы, а природа живая, то есть всё зависит от влажности, от угла света. Сейчас изображение немножко подреставрировали, лик более заметен стал. Немножко, чуть-чуть изуродовали.

Кстати, наличие позднейших подновлений лика может объяснить и факт нахождения на иконе щетинки от кисти, всохшей в мазок краски.

Ну что ж, подведём итоги наших поисков. Так кто и когда, по мнению специалистов, создал архызское чудо? По мнению, художника-иконописца Андрея Пинкина, большинство учёных склоняется к тому, что данный образ написан во времена строительства храмов, речь идёт о X-XII веках.

Первооткрыватель архызского чуда Анатолий Варченко утверждает, что он был написан в средневековье — IX-XII века. Протоиерей Евгений Субтельный склоняется к мнению, что это наскальная икона была выполнена древними аланами, и ее следует отнести ко времени X-XIV веков.

Профессор Валентин Сапунов уверен, что наскальная икона — это произведение одной из первых христианских общин, которая примерно в XIX веке привнесла учение Христа в этот район Северного Кавказа. Археолог Владимир Кузнецов считает, что Нижний Архыз — это какое-то особое место:

В Нижнем Архызе находится наскальная икона. Она единственная в нашем государстве. Единственная у нас в Российской Федерации и на всю нашу страну, включая теперь и Крым. И в Крыму нет таких икон.

Тем не менее, даже сам факт существования такой уникальной реликвии — уже своего рода дар свыше. И на этой мысли мы предлагаем примириться сторонникам мистической и научной теорий происхождения архызского лика.

P.S. Уже уезжая, мы узнали от местных жителей ещё одну легенду. Будто где-то в этих горах на противоположной стороне хребта, скрыт ещё и лик Богоматери. Но он пока ещё не явлен широкой общественности. Должно быть время ещё не пришло.

Лик Христа в Архызе. Чудо на Кавказе

Лик Христа в Архызе в одной из республик Северного Кавказа в Карачаево – Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив городища, неподалёку от обсерватории в конце 90-ых годов прошлого столетия было обнаружено чудесное изображение.

Лик Христа в Архызе сражу же оброс мифами и легендами. Местная молва что только о нём не говорила. Для верующих наскальная икона стала религиозной реликвией, для скептиков, подделкой и фальсификацией. Некоторые вообще утверждали что это проделки инопланетян. Споры не утихают до сих пор.

☦☦☦☦☦

Армавирское местное отделение русского географического общества ( РГО ) заинтересовалось наскальным ликом Христа в Архызе и отправилась в экспедицию в республику Карачаево-Черкесию.

Мы постараемся разобраться, как на самом деле появилось это уникальное изображение, чтобы раскрыть загадку архызской иконы.

О наскальном лике написано не мало, но конкретики к сожалению, почти никакой, одни восторженные эпитеты. Интересно вот что, это едва не самая высокорасположенная икона из когда-либо существовавших в мире.

О находке известно не только от местных жителей, факт обнаружения иконы был подтверждён музейщиками, в том числе главным научным сотрудником Эрмитажа, советским и российским историком, специалистом по древнерусскому искусству, доктором исторических наук, профессором, почётным доктором Оксфордского университета и членом Петровской академии наук и искусств Борисом Викторовичем Сапуновым.

Его сын, принимавший участие в исследованиях, Валентин Борисович Сапунов, профессор, вспоминал:

«Непосредственно на место этого открытия мой отец не мог уехать в силу уже достаточно почтенного возраста и определённых сложностей, которые были на рубеже между ХХ и ХХ1 веками, ну материалы естественно дошли до него.

Он знакомился с историографией, с подробным описанием». В Архызе мы встретились с художником иконописцем, исследователем и местным краеведом Андреем Пинкиным, который рассказал нам несколько интересных деталей:

«Сам Лик Христа в Архызе находится на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук.

Желающим увидеть лик Христа вблизи, надо подняться по крутой лестнице. Чтобы приблизиться к архызскому чуду, нужно преодолеть более пятисот ступеней.

Паломники так и называют эту лестницу «дорога к лику Христа». Точное количество ступенек пятьсот двадцать шесть. При строительстве лестницы к лику Христа не было срублено на одного дерева. Примечательно, что лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Если это просто стечение обстоятельств, то весьма удачное.

Лестница к лику Христа в Архызе

Изображение имеет сравнительно небольшие размеры 140х80 сантиметров. Однако как утверждают специалисты, это самое большое изображение лика Христа на территории России. Непосредственно наверх к самому лику подниматься нельзя из соображений безопасности, уж очень крутая скала, поэтому была создана смотровая площадка».

Поднявшись на смотровую площадку, нам удалось увидеть архызское чудо так близко, как только возможно. Рассматривая лик Христа вблизи, мы пришли к выводу, что все рассказы о том что лик вблизи кажется игрой света и тени не состоятельны, это действительно произведение живописного искусства, которое не возможно было бы создать в тесном помещении и это ответ на ещё одну гипотезу о том, что, дескать лик был нарисован в некоей монашеской келье.

Его вблизи даже разглядеть очень сложно, пропорции искажаются, и это ещё один повод отдать должное художнику, который даже трещину в скале умело вписал в это произведение, снизу она выглядит как терновый венец.

Андрей Пинкин размышляет: «Всё это и вправду чудесно! После очень долгого и трудного пути, обнаруживая все эти удивительные мелочи, любой путешественник, будь он верующий или атеист готов подтвердить, при взгляде на икону, будто возвращаются при подъёме затраченные силы. Но у такой популярности есть и свои минусы.

Изображение уже немало пострадало от чересчур рьяного поклонения. Несмотря на то, что лик полагается созерцать со смотровой площадки, некоторые энтузиасты подбираются к нему прямо с молотком и откалывают на память кусочки скалы или дорисовывают изображение, царапая камень. Дважды на образе появлялись две выбоины в которые можно ладонь вложить. Я не знаю как они исчезли.

То есть теперь их нет. Говорят что даже на иконе были замечены следы от пуль, т.е. кто – то стрелял в архызского Христа.

После этого перед иконой установили защитный экран. В качестве дополнительной защиты от вандалов повесили табличку с надписью «исторический памятник охраняется государством», а ниже приписка

«Братья и сёстры помолимся о душах тех несчастных, кто по невежеству осквернил письменами древнюю святыню и срубил деревья, которыми Господь окружил святой образ, дабы они корнями хранили скалу от обрушения».

Итак, что же это? Природный феномен или творение рук человеческих? По мнению верующих наскальный лик Христа в Нижнем Архызе – это нерукотворный образ явленный людям, дар небес.

И потому не нужно пытаться найти данному явлению какое – то рациональное объяснение. Чудо, оно и есть чудо. Главным аргументом в пользу этой точки зрения, считается тот факт, что написать икону на скале довольно сложно. Да и вообще, возможно ли? И даже просто взобраться на эту скалу, уже подвиг.

Сейчас то есть лестница, но её построили всего то несколько лет назад и уже после открытия архызского чуда.

Кроме того художнику который создал образ, пришлось бы принести с собой наверх краски, кисти и прочие принадлежности. Вдобавок этот путь вверх и снова вниз нужно проделать не один раз. Рискованное и трудновыполнимое занятие.

Храм напротив лика Христа в Архызе

Но возможно дело того стоило. Смотря какую цель преследовал создатель архызского чуда. Вот что думает по этому поводу местный священник, протоиерей, благочинный церквей Южного Карачаево – Черкеского церковного округа Евгений Субтельный:

«Вера у человека бывает очень слаба. Для того чтобы как то укрепить её, нужны некие движущие мотивы, назовём их так. Для кого то вид этой иконы, написанный на скале достаточно высоко на горе, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру».

Итак, вместе со специалистами мы пытаемся разобраться кто, когда и с какой целью мог создать столь необычную фреску? Вот одна из версий. В конце Х1Х века по Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Михайлович Струков ( 1828 – 1899 ).

Именно на берегах большого Зеленчука им было обнаружено знаменитая зеленчукская надпись, древнейший памятник осетинской письменности. В окрестностях Архыза Дмитрий Михайлович побывал дважды и перерисовал сохранившиеся фрагменты великолепных фресок, украшавших стены расположенных здесь древних храмов.

☦☦☦☦☦

LiveInternetLiveInternet

Алания — средневековое раннефеодальное государство алан в предгорьях Северного Кавказа. Аланы упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
В 916 г. Алания приняла христианство от Византии.
В 1238—1239 гг. во время нашествия на Русь и Кавказ монголо-татары захватили сначала равнины Алании, а затем и столицу Алании — город Маас, наиболее значительный и укрепленный её го­род. В результате Алания перестала существовать как полити­ческое образование, что стало крупнейшей для средневекового Северного Кавказа катастрофой, перекроившей всю жизнь региона. Окончательно Алания прекратило свое существование в 14 веке. Расположение столицы Алании города Маас до сих пор не установлено. Лишь только предполагают, что одним из ее расположением могло быть здесь — вблизи Нижне-Архызского поселка.
На территории древнего поселения когда-то было 14 церквей. Сохранились только три христианских храма: Северный, Средний и Южный.
Северный храм — является самым древнейшим христианским храмом и самым большим из сохранившихся доныне храмов Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Северный храм был построен византийскими мастерами, и богато украшен бесценными фресками. К сожалению, все фрески утрачены, остались только некоторые зарисовки в архивах.

Внутри храма
В 1940 году в ходе раскопок храма было найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном — мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней. На одной из таких вставок вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I.
Средний храм (Х в.) — расположен на юго-западе от Северного храма, примерно в километре от него, изготовлен в той же манере, что и Северный Храм: из больших каменных блоков , блоков поменьше и тонких кирпичей – плинф, применявшихся в арках. Средний храм также относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения.
Южный Зеленчукский храм, построенный в IX—X веке, и позднее перестроенный уже в русском стиле, является сейчас древнейшим действующим христианским храмом России. Церковь расположена южнее Среднего и Северного Храмов, в самом центре Нижнеархызского городища. Отличается от других небольшими размерами.
При входе в Нижне-Архызский историко-архитектурный комплекс можно увидеть еще один памятник прошлого — менгир. Менгир — каменный столб, указатель, установленный в давние времена на, некогда оживлённых, караванных путях прошлого.
Благодаря проходящим через аланские территории важнейшим транспортным артериям, в том числе Шёлковому пути, аланы имели возможность познакомиться с лучшими образцами товаров, технологий, различных видов оружия, украшений. Это способствовало развитию ремёсел, прикладного искусства, культуре и экономике в целом. Так стремительно начинался «золотой век» государства Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ. И так неожиданно он закончился. Серия сообщений «Кавказ»:
Часть 1 — Домбайская осень
Часть 2 — Архыз. Утро в горах
Часть 3 — Архыз. Христианские храмы Алании
Часть 4 — Архыз. Наскальный Лик Христа
Часть 5 — Карачаевск
Часть 6 — Карачаевск. В горы…
Часть 7 — Карачаевск. К Шоанинскому храму 10 века.
Часть 8 — От Лазаревского к истокам реки Аше.