Лик Христа на плащанице

Иисус моргающий: уникальная икона

В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкое изображение Спасителя, которое называют «Иисус моргающий» или «Плат Святой Вероники».

Особенность таких изображений в том, что «лик Господа открывает и закрывает очи»: на одних людей, входящих в храм и подходящих к лику, Иисус смотрит, а на других — нет.
Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз.
Легенда о Святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце.
Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса.
Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.

Туринская плащаница… Как выглядел Иисус Христос?


Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях — спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, — расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.
Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом — желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку — большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Фотография плащаницы в ультрафиолетовых лучах
Считается , что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.
Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» – ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!
– Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует – все, что написано в Евангелии, правда! – говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. – Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…
…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков – будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови – IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол – мужской.
Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа

Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…
Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.
По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.
Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.
Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса
– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…
Трепет
Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий – через 25 лет.

Здесь хранится Туринская плащаница
Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все — цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.
Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!
Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:
«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».

Тайны нерукотворных изображений Христа…

О тайном догадывайся по явному.

Солон

Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях — Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо — принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма «Можно ли клонировать Христа?».

От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа — Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.

Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:

  1. Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный).
  2. Плат Вероники (Вуаль Вероники).
  3. Туринская плащаница.

Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае – на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).

Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.

Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.

С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян. Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.

Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.

Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ). Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:

1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса. Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.

2. «Лик из Манопелло», который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».

«…Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей – отец Генрих Пфайффер.

…Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое….»

Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы «Вуаль Вероники», на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины. Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.

Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания «вера икона», что означает «истинная икона».

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга «Святая Вероника», очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники — самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал обьяснял тем, что «с течением лет изображение слишком поблекло».

Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение — позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон — то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году.

Ее загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает. А дальше- личное дело самих верующих. Хотите- верьте в истинность, хотите- нет. Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410 см. на 140 см. Говорилось, что на полотне — по аналогии с Платом Вероники — осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И, в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре — слитно, а ногами — в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху от головы до самих ног.

Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцарь-крестоносец (по другой версии, говорят – “солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была “перенесена” из Константинополя. Позже, уже в XVI столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же “тайно вывезли с собой” во Францию.

С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми просто невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти “говорят”. Говорят – ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения — не существенные для нашего исследования.

Загадок и тайн нерукотворных изображений еще много. Существует целая наука: синдология, которая их исследует. На плащанице- негатив, на платах- позитив, вот и думайте… Цитата сообщения Владимир_Гринчув

Тайны нерукотворных изображений Христа…

Scisne?

В Америке начиная с первого урока в воскресной школе в мозгу ребенка запечатлевается образ Иисуса Христа. Его обычно изображают худощавым и высоким, с длинными, волнистыми каштановыми волосами, белой кожей и светлыми глазами. Как бы ни был знаком нам этот образ, он, в сущности, неверен. Человек с такими чертами и осанкой слишком сильно отличался бы от окружающих в тех местах, где Иисус жил и проповедовал. И уж конечно, в Библии был бы отмечен такой разительный контраст. Напротив, Евангелие от Матфея утверждает, что при аресте Иисуса в Гефсиманском саду Иуде Искариоту пришлось указать на него солдатам, чтобы те узнали его среди учеников.
Еще больше запутывает вопрос то, что нигде в Новом Завете нет описания внешности Иисуса; ни одного его изображения также до сих пор не обнаружено. Ни его скелета, ни других останков, из которых можно бы было извлечь образец ДНК, у нас тоже нет. За неимением вещественных доказательств остается полагаться на воображение художников. Как говорит Карлос Ф. Кардоза-Орланди, доцент кафедры мирового христианства Колумбийской богословской семинарии (Атланта), влияние художественной культуры и традиций очень существенно: «Хотя западные представления наиболее распространены, в других частях света Христа часто изображают черным, арабом или латиноамериканцем» (см. Образ Иисуса Христа у разных народов).
Таким образом, нерешенным остается фундаментальный вопрос: «Как выглядел Иисус?». Ответ дает новая научная дисциплина — криминалистическая антропология. Используя методы, подобные применяемым полицией при розыске преступников, британские ученые вместе с израильскими археологами воссоздали, по их словам, самое точное изображение Иисуса Христа.
Тело как улика
Как объясняет преподаватель криминальной антропологии Уилмингтонского университета (Северная Каролина), профессор А. Мидори Альберт, эта наука выросла из антропологии физической. Она изучает различные группы людей на основе культурной и археологической информации, а также достижений физики и биологии. Специалистам в этой исключительно специализированной области требуются познания в генетике и понимание законов роста и развития человека. Они также используют данные приматологии, палеоантропологии (изучающей эволюцию приматов и людей) и остеологии (науки о строении скелета). Даже такие, казалось бы, отдаленные области, как организация питания, лечение зубов или адаптируемость к переменам климата, играют свою роль в их исследованиях. Обычно криминалистическая антропология используется для расследования преступлений. Однако бывший иллюстратор медицинской литературы из Манчестерского университета Ричард Нив решил, что она может пролить свет и на внешность Иисуса. Нив не новичок в этой спорной дисциплине: он был одним из авторов книги «Корчим рожи: Восстановление лиц с использованием данных криминалистики и археологии». За последние 20 лет он воспроизвел множество знаменитых лиц, включая отца Александра Македонского Филиппа II и фригийского царя Мидаса. Если кто и мог создать точный портрет Иисуса, то только он.
«Собирая» Иисуса
Описание событий в Гефсиманском саду в Евангелии от Матфея дает ключ к загадке. Ясно, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Таким образом, первым делом Ниву и его группе нужно было получить черепа из окрестностей Иерусалима.
Израильские археологи уже находили семитские черепа такого типа и предоставили их в распоряжение Нива. Подвергнув компьютерной томографии три хорошо сохранившихся образца времен Иисуса, Нив получил рентгеновские срезы черепов, выявляющие мельчайшие детали строения каждого из них. Затем специальные компьютерные программы переработали груды информации, полученной при измерениях толщины мягких тканей в ключевых точках человеческого лица. Так появилась возможность воссоздать мускулы и кожу, покрывавшие типичный семитский череп.
На конечной стадии процесса специальная программа сравнивала результаты с антропологическими данными. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа. На него в соответствии с толщиной тканей, определенной компьютерной программой, было наложено несколько слоев глины и имитация кожи. Форма носа, губ и век определялась строением соответствующих мускулов.
Дело вкуса
Однако один только череп не дает ответа на некоторые ключевые вопросы: какие у Иисуса были глаза, волосы и цвет кожи. Чтобы восполнить этот пробел, группа Нива обратилась к рисункам I века, найденным при различных археологических раскопках. По этим рисункам, созданным до того, как был написан Новый Завет, исследователи смогли определить, что глаза Иисуса были с большей вероятностью темными, чем светлыми. По еврейской традиции он должен был носить бороду.
Зато указания на длину волос нашлись именно в Библии. Хотя художники, как правило, изображали Христа длинноволосым, большинство толкователей полагает, что его волосы были короткими и очень курчавыми. Правда, этой гипотезе противоречит изображение, которое многие считают наиболее достоверным, — лицо, отпечатавшееся на знаменитой (для кого-то — печально) Туринской плащанице. Многие верят, что именно в этот кусок ткани было завернуто тело Иисуса после его смерти. Хотя единого мнения относительно подлинности плащаницы нет, на ней явно изображен человек с длинными волосами.

Лик Иисуса на Туринской плащанице

Те, кто не считает плащаницу настоящей, ссылаются на Первое послание к коринфянам, приписываемое, как и многие другие книги Нового Завета, перу апостола Павла. В одной из глав он упоминает, что лично видел Иисуса. Разве мог бы Павел написать, что «если муж растит волосы, то это бесчестье для него», если бы длинные волосы носил сам Иисус Христос? Для Нива и его сотрудников это стало аргументом в пользу того, что волосы Иисуса были короткими.
Исторические материалы помогли решить вопрос о росте Иисуса. Анализируя остатки скелетов, археологи точно установили, что средний семитский мужчина того времени был ростом около 155 см, а весил примерно 50 кг. Поскольку до 30 лет Иисус был плотником и работал на свежем воздухе, логично предположить, что он был более мускулист и крепок, чем принято изображать в западной традиции. Его лицо было, вероятно, загорело и обветрено, отчего он должен был выглядеть старше своих лет.
Точный портрет
Тем, кто привык к традиционным портретам Иисуса, изображение темноволосого и смуглого ближневосточного мужчины, вышедшее из лаборатории Нива, должно напомнить о корнях их веры. «То, что он, видимо, был гораздо больше похож на смуглого семита, чем привыкли изображать на Западе, напоминает нам о его всеобщности, — говорит Чарльз Д. Хаккетт, директор отдела епископальных исследований Богословской школы им. Кандлера (Атланта), — а также напоминает о нашей греховной склонности спекулировать им во имя наших собственных культурных ценностей». Нив подчеркивает, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

При помощи компьютерной модели (наверху) и формовочной глины Нив (внизу) смог создать криминалистически убедительный образ

Существуют и сомнения. Криминалистические описания не имеют ничего общего с точной наукой, предупреждает Алисон Гэллоуэй, профессор антропологии из Университета в Санта-Крузе (Калифорния). Черты лица определяются мягкими тканями, расположенными над мускулатурой, а именно здесь техника разных художников-криминалистов различается особенно сильно. Гэллоуэй подчеркивает, что некоторые уделяют наибольшее внимание едва различимым деталям — например, расстоянию от основания носа до рта. А наиболее узнаваемые черты лица (морщины вокруг глаз, структура носа, форма рта) остаются на усмотрение художника. «Иногда получается просто сверхъестественное подобие оригинала, — признает Гэллоуэй. — Настораживает, что разные реконструкции одного и того же художника часто очень похожи». Несмотря на эти оговорки, по поводу работы Нива она делает общий вывод: «Это, вероятно, гораздо ближе к истине, чем труды многих великих мастеров».
«Популярная механика»

Туринская плащаница — свидетель Воскресения Христа. Часть 1.

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Марка.

Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа с креста, обвил его плащаницею, положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба. На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турине, по которому и получила свое название – Туринская.

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивителен лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и ногах – следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают всё тело. Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1898 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа! С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым Евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.

В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница говорит, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его Воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло Воскресение Господа, видела она одна.

На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображенному на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент Воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».

Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология (от греческого «синдон» – плащаница).

Впрочем, у ученых осталось множество еще не разрешенных вопросов, и важнейший из них – научная датировка Плащаницы.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире несколько) известный американский ученый Джон Джексон передал в Сретенский монастырь, в Российский Центр Туринской Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы, ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

Из книги «Непознанный мир веры» (Составлена в Сретенском монастыре)