Литовская православная церковь
Содержание
Литовская православная церковь
Русская православная церковь
Пречистенский кафедральный собор (Вильнюс)
Литва
Вильнюс
65 200 км²
3 366 357 человек (всего)
митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) (с 24 декабря 2010 года)
Пречистенский кафедральный собор (Вильнюс)
Виленская и Литовская епархия
Медиафайлы на Викискладе
Ви́ленская и Лито́вская епа́рхия (лит. Vilniaus ir Lietuvos vyskupija) — епархия Русской православной церкви, включающая в себя структуры Московского Патриархата на территории Литовской Республики, с центром в Вильнюсе.
Предыстория
А. А. Соловьев сообщает, что ещё в 1317 г. великий князь Гедимин добился уменьшения митрополии Великого Московского княжества (Великой России). По его требованию при патриархе Иоанне Глике (1315—1320) была создана православная митрополия Литвы со столицей в Малом Новгороде (Новогрудке). Этой митрополии, по всей видимости, подчинились те епархии, которые зависели от Литвы: Туров, Полоцк, а затем, вероятно, и Киев.
Литва была раньше «епархией Великой России; столицей её был Малый Новгород».
— Соловьев А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопросы истории, №7, 1947
История
В Российской империи
Литовская епархия Российской Церкви была учреждена в 1839 году, когда в Полоцке на соборе униатских епископов Полоцкой и Витебской епархий было принято решение о воссоединении с православной церковью. Границы епархии включали Виленскую и Гродненскую губернии. Первым епископом Литовским стал бывший униатский епископ Иосиф (Семашко). Кафедра Литовской епархии первоначально находилась в Жировицком Успенском монастыре (Гродненская губерния). В 1845 году кафедра перенесена в Вильну. С 7 марта 1898 года возглавлялась архиепископом Ювеналием (Половцевым) до момента его смерти в 1904 году.
Перед Первой мировой войной Литовскую епархию составляли благочиния Виленской и Ковенской губернии: Виленское городское, Виленское уездное, Трокское, Шумское, Вилкомирское, Ковенское, Вилейское, Глубокское, Воложинское, Дисненское, Друйское, Лидское, Молодеченское, Мядельское, Ново-Александровское, Шавельское, Ошмянское, Радошковичское, Свянцанское, Щучинское.
Литовская православная епархия
После Первой мировой войны и включения Виленского края в состав Польши территория епархии оказалась поделённой между двумя враждующими странами. Православная Церковь Польши вышла из подчинения Московской патриархии и получила автокефалию от Константинопольского патриарха. Приходы бывшей Виленской губернии вошли в Виленскую и Лидскую епархию Православной Церкви Польши, которой управлял архиепископ Феодосий (Феодосиев).
Виленский архиепископ Елевферий (Богоявленский) сопротивлялся отделению и был выслан из Польши; в начале 1923 года прибыл в Каунас для управления православными Литвы, не отказываясь от прав на приходы, оказавшиеся на территории Польши.
В Литовской Республике Литовская православная епархия оставалась в юрисдикции Московской патриархии. По данным всеобщей переписи населения 1923 года, в Литве проживало 22.925 православных, преимущественно русских (78,6 %), также литовцев (7,62 %) и белорусов (7,09 %). По утверждённым Сеймом в 1925 штатам денежные оклады из казны были назначены архиепископу, его секретарю, членам Епархиального совета и священникам 10 приходов, несмотря на то что действовал 31 приход.
Лояльность архиепископа Елевферия контролируемому властями СССР Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородского) (впоследствии Московский Патриарх) создала особые условия для него и епархии: в 1928 году, прибыв в Москву, Елевферий был возведён в сан митрополита; 30 апреля 1931 года был назначен управляющим русскими приходами Московской Патриархии в Западной Европе (немногими, не вошедшими в юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)). Таким образом, в Каунасе сосредоточился главный и единственный официальный центр контроля Московской патриархии за зарубежным русским православием в тот период. Там же находились и единственное духовно-учебное заведение Московской патриархии 1930-х годов — пастырские курсы.
Виленская епархия (Польская Церковь)
Виленскую епархию автокефальной Православной Церкви Польши, возглавлявшуюся архиепископом Виленским и Лидским Феодосием (Феодосьевым), образовывали благочиния Виленского и Новогрудского воеводств:
- Виленское
- Виленско-Трокское
- Браславское
- Вилейское
- Дисненское
- Молодеченское
- Ошмянское
- Поставское
- Воложинское
- Лидское
- Столпецкое
- Щучинское
Всего насчитывалось 173 прихода.
В советский период (1939—1941)
После того, как Виленский край был передан СССР Литве, его приходы были воссоединены с Литовской епархией; митрополит Елевферий перенёс свою резиденцию в Вильно. При включении Литвы в состав СССР, Литовская епархия лишилась бюджетных ассигнований, национализированных земель и строений.
В январе 1941 года, по смерти митрополита Елевферия, митрополитом Литовским и Виленским (с 24 февраля 1941 также экзархом Латвии и Эстонии) назначен архиепископ, управляющий делами Московской Патриархии Сергий (Воскресенский).
Вторая мировая война
После оккупации Литвы германскими войсками в июле 1941 года, страна, за исключением небольшой части на юге, была включена в состав рейхскомиссариата Остланд.
Митрополит Сергий возродил Ковенское викариатство. В 1942 году в Свято-Духовом монастыре в Вильно им были открыты пастырские курсы, готовившие священников как для Прибалтики, так и для «Православной духовной миссии в освобождённых областях России» (упразднены советскими властями в марте 1945).
При до конца не выясненных обстоятельствах 29 апреля 1944 года был убит митрополит Сергий (Воскресенский); временным управляющим Прибалтийским экзархатом стал ковенский викарий архиепископ Даниил (Юзьвюк).
Второй советский период (1945—1991)
С января 1945 в Вильнюсе начал работу уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР. В марте временный управляющий епархией архиепископ Василий (Ратмиров) реорганизовал управление епархией.
В июле 1946 года в Духов мужской монастырь были возвращены мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Открытая в октябре того же года православная духовная семинария по требованию Совета Министров Литовской ССР закрыта в августе 1947 года.
На 1949 в епархии действовало 60 зарегистрированных церквей, из них 44 приходских, 14 приписных, 2 молитвенных дома; служили 48 священников, 6 диаконов и 15 псаломщиков; в Вильнюсе действовали мужской монастырь Св. Духа и женский Мариинский монастырь со своими церквями.
В 1962 году действовали 52 церкви (по данным архиепископа, их посещало ок. 7045 верующих), служили 33 священника, 3 диакона, 16 псаломщиков. Московской патриархии было запрещено оказывать материальную помощь Литовской епархии. Закрывались церкви в Каунасе (Воскресенская), Швенчёнеляй и Юрбаркасе (1962), в Вильнюсе (Александро-Невская, Пятницкая и Св. Тихона), в Побяне (1963), в Каралишкяй и Мариямполе (1964).
В 1987 году православным возвращена церковь Св. Тихона в Вильнюсе. 19 мая 1989 Совет Министров Литовской ССР отменил постановление о закрытии Мариинского женского монастыря. 14 февраля 1990 года Верховный Совет Литовской ССР принял закон «О возвращении религиозным общинам храмов и других зданий», согласно которому православным возвращены Александро-Невская и Пятницкая церкви в Вильнюсе.
Современное состояние
Епархия разделена на 5 благочиний: города Вильнюса, Виленское окружное, Каунасское, Клайпедское и Висагиновское.
На 1 января 2005 года действовало 50 приходов, два монастыря (мужской Свято-Духов и женский Святой равноапостольной Марии Магдалины). Служение в епархии совершают 39 священнослужителей.
Кафедральный собор — Пречистенский (Успения Пресвятой Богородицы) собор в Вильнюсе.
С 24 декабря 2010 года правящим архиереем является митрополит (до 20 ноября 2016 года — архиепископ) Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев).
Благочиния и храмы
Никольская церковь в ВильнюсеЦерковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» в ДрускининкаеЦерковь Святых Константина и Михаила. (Романовская церковь) Церковь Михаила Архангела. Церковь Первоверховных апостолов Святых Петра и Павла. Виленское (городское)
- Пречистенский кафедральный собор г. Вильнюс, ул. Майронё, 14.
- Соборная церковь Свято-Духова монастыря, ул. Аушрос Варту, 10.
- Великомученицы Параскевы Пятницы, ул. Диджёйи, 2
- Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, ул. Диджёйи, 12.
- Святых Константина и Михаила (Романовская) Вильнюс на улице Йоно Басанавичяус, 27.
- Знамения Пресвятой Богородицы на Зверинце ул. Витауто, 21.
- Преподобной Евфросинии (Евфросиньевская) с кладбищенской храмом-часовней святителя Тихона Задонского на Евфросиниевском кладбище на ул. Лепкальнё, 19.
- Церковь Михаила Архангела ул. Калварию, 65.
- Храм Александра Невского на ул. Лянку 1/17.
- Первоверховных апостолов Святых Петра и Павла в Новой Вильне ул. Коялавичяус, 148
- Святой великомученицы Екатерины на Зверинце; г. Вильнюс, ул. Бирутес, 20.
Виленское окружное
- Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Клайпеда)
- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Друскининкай) на ул. Васарё Шешёликтос, 2.
- Храм в честь Успения Божией Матери (Вевис)
- Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Рудaминa)
- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Михново)
- Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Семелишки)
- Храм во имя великомученика Георгия Победоносца (Гейсишки)
- Молитвенный дом во имя святителя Тихона (Шальчининкай), ул. Юбилеяус, 1-а.
- Храм в честь Рождества Христова (Букишкис)
- Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Пабраде)
Каунасское
- Благовещенский собор (Каунас)
- Храм в честь Воскресения Христова (Каунас)
- Храм в честь Преображения Господня (Кедайняй)
- Храм во имя Животворящей Троицы (Расейняй)
- Храм в честь апостолов Петра и Павла (Шауляй)
- Храм в честь иконы Божией матери «Казанская» (Титувенай)
- Церковь в честь Воскресения Христова (Укмерге)
- Храм во имя благоверного князя Александра Невского (Ужусаляй)
- Церковь в честь Воскресения Христова (Йонава)
- Храм в честь Святой Троицы (Мариамполе)
- Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Круонис)
- Храм во имя благоверного князя Александра Невского (Кибартай)
- Покровский приход (Алитус)
Клайпедское
- Храм в честь Всех святых, в земле российской просиявших (Клайпеда)
- Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (Клайпеда)
- Храм в честь покрова Божией Матери и во имя святителя Николая, архиепископа мирликийского (Клайпеда)
- Храм в честь иконы Божией Матери «Иверская» (Паланга)
- Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Тельшяй)
- Храм в честь Успения Божией Матери (Мажейкяй)
- Храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская» (Колайняй)
- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (Ковнатово)
- Храм во имя святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Таураге)
- Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Векшняй)
- Храм во имя архистратига Божия Михаила (Шилуте)
Висагинское
- Храм в честь Введения во храм Божией Матери и во имя великомученика Пантелеимона (Висагинас)
- Храм в честь Рождества пророка и предтечи и крестителя Иоанна (Висагинас)
- Храм в честь Вознесения Господня (Утена)
- Храм в честь Воскресения Господня (Паневежис)
- Храм в честь Всех святых (Зарасай)
- Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Аникщяй)
- Храм в честь Рождества Богородицы (Рагува)
- Храм во имя святителя Николая (Гегобросты)
- Храм во имя священномученика Никандра (Лебенишки)
- Храм в честь Покрова Божией Матери (Интурки)
- Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Ужпаляй)
- Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Рокишкис)
- Храм в честь Животворящей Троицы (Швянчёнис)
Епископы
- Иосиф (Семашко) (6 марта 1839 — 23 ноября 1868)
- Макарий (Булгаков) (10 декабря 1868 — 8 апреля 1879)
- Александр (Добрынин) (22 мая 1879 — 28 апреля 1885)
- Алексий (Лавров-Платонов) (11 мая 1885 — 9 ноября1890)
- Донат (Бабинский-Соколов) (13 декабря 1890 — 30 апреля 1894)
- Иероним (Экземплярский) (30 апреля 1894 — 27 февраля 1898)
- Ювеналий (Половцев) (7 марта 1898 — 12 апреля 1904)
- Никандр (Молчанов) (23 апреля 1904 — 5 июня 1910)
- Агафангел (Преображенский) (13 августа 1910 — 22 декабря 1913)
- Тихон (Беллавин) (22 декабря 1913 — 23 июня 1917)
- Елевферий (Богоявленский) (13 августа 1917 — 31 декабря 1940; до 28 июня 1921 временно управляющий)
- Сергий (Воскресенский) (март 1941 — 29 апреля 1944)
- Даниил (Юзвьюк) (29 апреля — июнь 1944) в/у, еп. Ковенский
- Василий (Ратмиров) (12 февраля — 13 апреля 1945) в/у, архиеп. Минский
- Корнилий (Попов) (13 апреля 1945 — 18 ноября 1948)
- Фотий (Топиро) (18 ноября 1948 — 27 декабря 1951)
- Филарет (Лебедев) (1 февраля 1952 — 22 ноября 1955) в/у, еп. архиепископ Рижский
- Алексий (Дехтерёв) (22 ноября 1955 — 19 апреля 1959)
- Роман (Танг) (21 мая 1959 — 18 июля 1963)
- Антоний (Варжанский) (25 августа 1963 — 28 мая 1971)
- Ермоген (Орехов) (18 июня 1971 — 25 августа 1972)
- Анатолий (Кузнецов) (3 сентября 1972 — 3 сентября 1974)
- Герман (Тимофеев) (3 сентября 1974 — 10 апреля 1978)
- Викторин (Беляев) (19 апреля 1978 — 10 апреля 1989)
- Антоний (Черемисов) (22 апреля 1989 — 25 января 1990)
- Хризостом (Мартишкин) (26 января 1990 — 24 декабря 2010)
- Иннокентий (Васильев) (с 24 декабря 2010)
> Викариатства
- Браславское (недейств.)
- Брестское (ныне самостоятельная епархия)
- Ковенское (недейств.)
Монастыри
- Марие-Магдалининский монастырь (женский; Вильнюс)
- Виленский Свято-Духов монастырь (мужской; Вильнюс)
недействующие
- Сурдегский монастырь
> См. также
- Литовско-русская метрополия
> Примечания
- Обозный К. П. Богословские курсы в Вильно в 1942—1944 годах //Вестник церковной истории. 2008. № 1(9). С. 169—178.
Литература
- Православная церковь в Литве // «Вестник» орган церковно общественной жизни, Издательство Русского студенческого христианского движения. — 1930. — № 6
- Свитич А. К. Православная церковь в Польше и её автокефалия. — Буэнос-Айрес: Наша страна, 1959. — 231 с.
- Г. П. Шлевис, И. Е. Салтыкова. Виленская и Литовская епархия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 465-475. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
Ссылки
- Виленско-Литовская епархия
- Православное Братство Литвы
Православие в Литве
Еще в Х–ХI веках между Литвой и Русским государством существовали достаточно тесные связи: на границах литовских земель стояли русские города.
Впервые о литовских землях упоминается в 1009 году — когда епископ Бруно, погостив у Киевского князя Владимира, идет проповедовать христианство литовцам-язычникам, но проповедника убивают на границе Руси и Литвы…
988 год ознаменовался тем, что христианство в его восточной традиции приняла Киевская Русь, после чего оно получило распространение по всем древнерусским землям. Литва на тот период была укоренена в языческих верованиях, и проповедь христианства встретила здесь ожесточенное сопротивление.
Ко времени, когда христианство стало проникать на литовские земли, в некогда едином церковном теле произошло разделение — на православную и католическую веру. Из Древней Руси в Литву шло Православие, а из Польши и Ливонии — католицизм.
Православие появилось в Литве в XI столетии. Русские князья предпринимали походы в литовские земли, строили там укрепления и собирали дань. А литовские дружины совершали набеги на русские земли.
Постоянные военные и торговые контакты Литвы и Руси способствовали проникновению Православия в языческую Литву.
До XIII века Литва была поделена и управлялась князьями, порой враждовавшими друг с другом. Чтобы противостоять немецким и тевтонским рыцарям, завоевавшим большую часть литовских земель, оставшиеся части поспешили объединиться в единое государство, основателем которого стал великий князь Миндаугас (Миндовг) — первый король Литвы.
Русские земли в этот период находились под угрозой завоевания татаро-монгол и также были раздираемы междоусобными бранями. Это позволило дружинам Миндаугаса подчинить себе часть соседних восточных земель. Люди, жившие на этих землях давно, уже были православными, здесь было множество православных храмов и епископов. Всё это способствовало знакомству с Православием Литовского государства. Сам великий князь Миндаугас в 1246 году принял Православие. Но, вероятнее всего, сделал он это не по зову сердца, а ради сближения с русскими князьями. Литва искала себе союзников в борьбе с надвигающимся с запада Тевтонским орденом. Когда же пришлось сблизиться с орденом, Миндаугас принял католичество.
Своей жесткостью был известен сын Миндаугаса Вайшвилкас (Войшелк). Но его судьба круто изменилась после знакомства с православным игуменом Григорием — Вайшвилкас стал православным христианином. Крестившись, суровый князь принял монашеский постриг и даже побывал на Афоне. Вернувшись на родину, в 1261 году он основал в Лавришево, на берегах реки Неман, монастырь, где вел строгую аскетическую жизнь. Впрочем, с 1264 по 1267 год ему пришлось покинуть монастырь и воссесть на великокняжеский престол.
После Вайшвилкаса Литовским государством правили: Шварна — сын Галицкого князя Даниила, усыновленного Войшелком, он способствовал распространению христианства в Литве; Тройден — суровый язычник, преследовавший христиан; сын Тройдена — Римунд, принявший Православие, а затем и монашеский постриг с именем Елисей; он стал подвизаться в Лавришевском монастыре под Новогрудком и воздвиг там храм в честь Вознесения Господа Иисуса Христа.
При великом князе Гядиминасе (1316‒1341) к Литве были присоединены некоторые белорусские и украинские земли, а Литва стала Великим княжеством Литовским, Жмудским и Русским. Гядиминас был язычником, но терпимо относился к Православию, разрешал строить и облагораживать православные храмы на своих землях. Он даже своим сыновьям позволил принять Крещение, дочерей выдал замуж за русских князей, а сам в двух браках был женат на русских княжнах Ольге и Еве. Брачные союзы литовских князей с русскими княжнами были тогда распространены.
Следующим великим князем стал Альгирдас (1345‒1377). Он еще больше расширил пределы Великого княжества Литовского, благодаря чему контакты неправославных литовцев с православным русскими, белорусами и украинцами стал еще шире. Сам Альгирдас, будучи сыном русской матери, был женат на витебской княжне Марии Ярославовне и, переехав жить в Витебск, возможно, именно там принял Святое Крещение с именем Александр. Вернувшись обратно и став великим князем Литовским, Альгирдас благосклонно относился к христианству и к русской народности. При нем в Вильне, заботами его супруги, был построен православный храм в честь святой Параскевы Пятницы. Но после смерти своей благочестивой жены князя под давлением языческих жрецов предал смерти придворных князей: Нежило, Кумеца и Круглеца, которые крестились в православную веру с именами Антоний, Иоанн и Евстафий. Они отказались совершать языческое жертвоприношение «священному» огню. А придворные язычники и жрецы видели в христианстве угрозу своему положению… Антония, Иоанна и Евстафия заключили в темницу, жестоко мучили, но они были непреклонны в своей вере, и Альгирдас принес их в жертву, побоявшись, что так называемая старая Литва от него отвернется. Антоний, Иоанн и Евстафий были повешены в дубовой роще. Это произошло в 1347 году. Сейчас на этом месте находится собор бывшего Свято-Троицкого монастыря. Но эта показательная казнь невинных не только не остановила обращения в православную веру язычников, но, наоборот, поспособствовала этому.
Канонизировали литовских мучеников в период между 1354 и 1374 годами, по ходатайству Константинопольского патриарха Филофея. Это было самое скорое прославление в истории Церкви. Нетленные мощи этих святых почивают в пещерном храме Свято-Духова монастыря.
В столице Литвы в годы правления князь Альгирдаса было воздвигнуто несколько православных храмов. Кроме святых Антония, Иоанна и Евстафия литовцами широко почитались святой Кирилл Туровский, преподобная Евфросиния Полоцкая, литовская княжна Евпраксия Псковская. Литовцы благосклонно отнеслись к православным миссионерам, которые не навязывали своей веры.
Но во времена правления сына Альгирдаса — Ягайлы (1377‒1392) на православную веру начались гонения. Ягайло был православным с малых лет, но, повзрослев, стремился получить руку польской королевы Ядвиги, а вместе с ней — корону польского короля. В итоге в 1386 году он принял католичество и вступил в брак с Ядвигой. Кроме того, он обязался сделать католиками и своих подданных.
Постепенно всё шире на литовские земли начинает проникать католицизм. В 1387 году было объявлено о крещении Литвы в католическую веру, которая стала государственной религией. Православных начали склонять к принятию католичества с помощью ограничительных мер и лишения прав.
Следующим великим князем стал Витаутас (1392‒1430). В 1413 году в Городле предпринята попытка соединить Православную Церковь с Католической — так возникла уния Великого княжества Литовского с Польшей.
К этому времени в Литве была своя митрополия, учрежденная еще во времена правления Альгирдаса. Она состояла в церковной юрисдикции Константинопольского патриархата и управлялась митрополитом Киприаном Киевским, который после смерти Московского митрополита Алексия был отправлен в Москву и управлял обеими митрополиями. Но князь Витаутас не желал видеть своих подданных зависимыми от Москвы, с которой находился в недружественных отношениях, а потому настоял, чтобы в его владениях был избран отдельный митрополит. Этим человеком стал Григорий Цамвлак.
Следующим правителем на литовских землях стал Швитригайл (1430‒1432). При нем положение православных несколько улучшилось, но очень скоро против князя случился заговор, и он был лишен трона. Среди обвинений заговорщиков было и распространение Православия.
Новым Великим князем Литовским стал Жигимантас (Сигизмунд) Кястутович. Его появлению на троне способствовали поляки, что не могло не сказаться на положении Православной Церкви.
1569 год — Люблинский сейм — объединение Литвы и Польши в единое государство. Снова поднимается вопрос об объединении двух церквей.
Унию провозгласили в 1596 году. Теперь ее надлежало распространить среди православных. Снова прибегли к силовым и административным мерам, так как православный народ не жаждал принимать унию. На соборе представители Православия созвали контрсобор, на котором единогласно отвергли унию с Римом и дали обет защищать свою веру. Эта борьба продолжалась почти 250 лет. Люди не щадили ни своего достояния, ни сил, ни даже жизни. В это время выросли и окрепли православные братства, которые стремились сплотить православных, занимались просветительской деятельностью и благотворительностью, издавали книги. Прочной опорой Православия были монастыри. Особое место среди них занимает Свято-Духов монастырь. В годы насильственного обращения православных церквей в униатские храм этого монастыря был единственным православным храмом города. При обители действовало Виленское Свято-Духовское братство — здесь были те, кого униаты вытеснили из Троицкого монастыря.
Постепенно уния приобрела широкое распространение, но авторитета не имела. Униатов чаще всего не любили ни православные, ни католики. Такая вера считалась холопской (такой, правда, в те времена считали и православную веру). Шляхта стыдилась этой веры и переходила в так называемую панскую — католическую.
Многие православные, принявшие унию по принуждению, при первой же возможности были готовы вернуться к вере отцов.
Окончательный уход из унии осуществился в 1839 году, в Православие вернулось более полутора миллионов униатов. Этому событию немало поспособствовал митрополит Иосиф Семашко. Он и его ближайшие помощники, епископы Антоний Зубко и Василий Лужинский, в 1839 году в Неделю Торжества Православия созвали собор униатских архиереев и высшего духовенства, на котором составили торжественный Акт о присоединении униатской церкви к Православной и прошение на имя императора с приложением 1305 подписей. В память этого события была отчеканена специальная медаль с такой надписью: «Отторженные насилием (1596) воссоединены любовью (1839)». Территория той Литовской епархии охватывала значительную часть современной Беларуси.
В 1845 году епархиальный центр был перенесен из Жировичей в Вильну. К концу 60-х годов в епархии действовало уже 450 православных церквей. В Виленскую епархию назначались маститые архиереи, такие как Макарий (Булгаков), Агафангел (Преображенский) и будущий патриарх Московский и святитель Тихон (Белавин).
Но принятый в 1905 году закон о веротерпимости ощутимо ударил по Православию, которое развивалось здесь в тепличных условиях: верующие тысячами стали переходить в католицизм, ведь за десятилетия их формального пребывания в Православии никто не проводил с ними миссионерской работы.
В 1914 году началась Первая мировая война, территория Литвы постепенна заполнилась немцами. Духовенство и часть православных верующих эвакуировались в Россию. Они также вывезли мощи святых Виленских мучеников. В 1917 году свое существование прекратило Российское государство, а чуть позже Виленская епархия оказалась разделенной между двумя республиками — Литовской и Польской. Оба этих государства были католическими… Католической Церкви были возвращены все православные храмы, конфискованные у нее ранее костелы, а также все бывшие униатские церкви; возвращались также храмы, никогда не принадлежавшие католикам. Оставшиеся храмы за время войны пришли в упадок, а некоторые были превращены в немецкие склады. Сократилось число верующих, мало кто вернулся из эвакуации. Вскоре была провозглашена автокефалия местной Православной Церкви — в Польше. С 1924 года здесь начали отбирать земельные владения Православной Церкви, переселяя на них польских крестьян. Новые храмы не строились.
В Литве положение также не было идеальным — отобраны 27 из 58 церквей, зарплаты платили далеко не всем священникам.
В 1939 году Вильнюс присоединили к Литве, и его 14 приходов были преобразованы в четвертый деканат епархии. Но уже через год Литовская Республика оказалась занята советскими войсками и образована в Литовскую ССР. Приходская жизнь замерла. 31 декабря 1940 скончался митрополит Елевферий и на его место был назначен архиепископ Сергий (Воскресенский), вскоре возведенный в сан митрополита и ставший Экзархом Прибалтики. С началом Второй мировой войны ему было приказано эвакуироваться, но он сумел остаться и возглавил возрождение Церкви на оккупированных немцами землях. Однако священнослужителей не хватало, поэтому были открыты пастырско-богословские курсы в Вильнюсе, а также удалось вызволить некоторых священников из концлагеря. В 1944 году митрополита Сергия застрелили на пути из Вильнюса в Ригу. А Литва позже снова стала частью СССР. За время войны было разрушено десять храмов.
Дальнейшие годы жизни Православной Церкви Литвы были временем выживания: храмы закрывались, епархия сократилась и обнищала, за общинами велся жесточайший контроль. С 1945 по 1990 годы было закрыто 29 православных храмов, многие уничтожены. Но в 1946 году в город вернулись мощи Виленских мучеников.
Атеистическая пропаганда, запреты, санкции против посещающих богослужения оттолкнули большую часть людей. Теперь назначение на Виленскую кафедру было своего рода ссылкой для епископов.
Лишь с годами перестройки постепенно началось возрождение приходской жизни — люди всех возрастов стали принимать Крещение, появлялись воскресные школы. В начале 1990 года новым главой Виленской епархии стал архиепископ Хризостом (Мартишкин) — неординарная личность, как и еще один видный священнослужитель — митрополит Иларион (Алфеев). Постепенно Церкви были возвращены многие закрытые храмы, построено восемь новых. Во время переписи 2001 года более сотни тысяч человек назвали себя православными.
Сейчас в Литве существует три благочиния, 50 приходов, нет недостатка в священнослужителях. Действуют два монастыря — мужской и женский; 15 воскресных школ. От государства Церковь получает небольшую ежегодную дотацию.
В стране большинство браков — смешанные, и в них дети чаще всего принимают доминирующее в Литве исповедание — католицизм. Для Литвы также характерен «низовой экуменизм» — православные посещают католические мессы, а католиков нередко можно встретить в православном храме. Реализуется проект перевода богослужебных книг на литовский язык. Проповедь священнослужителями в основном ведется неактивно, но молодые священники общаются с молодежью, окормляют тюрьмы и больницы, существует летний молодежный лагерь. Ведется подготовка к открытию дома престарелых.
В Литовской епархии священники бреют или коротко подстригают бороду, носят обручальные кольца и не носят повседневно рясу.
Литовская епархия освобождена от взносов в казну епархиального управления в связи с недостатком средств.
Православная Церковь в Литве не имеет автономного статуса и принадлежит к Русской Православной Церкви.
Подготовила Ольга Александрова
Источники: ORTHODOXY.LT (Сайт Виленско-Литовской епархии);
Эдвардас Гудавичюс «История Литвы с древнейших времен до 1569 года»;
Протоиерей Василий Новинский «Очерк истории Православия в Литве»;
Г.Я. Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени»
Литва между патриотизмом и Православием
Обычно, когда мы говорим о православном патриотизме, то имеем в виду исключительно русский патриотизм. Литва наряду с Польшей сегодня один из главных оплотов римского католицизма в мире. Католиками здесь называет себя подавляющее большинство населения. Но живут православные христиане и тут. Легко ли быть православным патриотом в стране победившего католицизма?
Не наша Родина
Православных в Литве не больше 150 тысяч, то есть около 5% от всего населения.
На улице Вильнюса
— Несмотря на нашу малочисленность, отношение к нам со стороны католического большинства и литовского государства доброжелательное, — рассказывает отец Виталий Моцкус, священник Литовской епархии РПЦ, литовец по национальности и настоятель единственного в стране литовоязычного православного прихода.
Литовское государство не вмешивается в жизнь Православной Церкви, возвращает ей имущество, отнятое советским правительством, а Церковь, в ответ, не вмешивается в политику, дистанцируясь и от русских, и от литовских политических партий. Такую «нейтральную» позицию избрал митрополит Хризостом (Мартишкин), с начала девяностых годов управляющий Литовской епархией РПЦ, или «Православной Церковью в Литве» — как епархия официально зарегистрирована в республиканских органах власти.
Прихожане в то же время совсем не обязаны так же строго блюсти нейтралитет, как центральная церковная власть.
— Мы все в нашей общине большие патриоты, но мы православные патриоты, — говорит про свой приход отец Виталий, имея в виду, конечно, литовский патриотизм. — Просто нужно различать в патриотизме политическую и собственно православную составляющую, — убежден он. — Вот российский император Николай Второй по отношению к Литве — руководитель оккупационного государства, которое притесняло литовскую культуру. Но это политика. А вот Николай Второй как страстотерпец — это уже Православие, и мы можем молиться ему и целовать его икону, что не значит, что мы перестанем негативно оценивать его политическую деятельность с точки зрения литовской истории.
Удивляться тому, что для литовского патриота русский патриот зачастую оказывается «оккупантом», не приходится: наши страны немало воевали друг с другом. В XVII веке Речь Посполита — союзное государство литовцев и поляков — почти захватила Московию, а на рубеже XVIII и XIX веков Россия поглотила и Литву, и Польшу. Похожие проблемы были и у русских с русскими же в XII веке: благоверный князь Андрей Боголюбский штурмовал Новгород и покорил бы и разграбил город, если бы от его дружины не спасла столицу северной Руси сама Пресвятая Богородица, как об этом гласит «Сказание о битве новгородцев с суздальцами». Векторы государственного патриотизма редко бывают сонаправлены.
За многовековую историю Литвы нам известно совсем немного имен православных литовцев, но среди них четверо святых: Виленские мученики, пострадавшие за веру в XIV веке при князе Альгирдасе (Ольгерде), и правитель Нальщанского удела Даумонтас (Довмонт), ставший впоследствии псковским князем, прославленный Русской Церковью как благоверный. Православие для Литвы считается традиционной конфессией (наряду с католицизмом и иудаизмом) — на литовской земле оно появилось в XIV веке, когда в состав средневековой Литвы вошли православные земли западной Руси. В многонациональном славяно-литовском великом княжестве, до Люблинской унии с Польшей, большинство населения исповедовали Православие. Но «титульной» нацией сегодня Православие воспринимается как конфессия русско-белорусского «меньшинства». — — В Литве есть такой стереотип, что литовцы — это католики, потому что молятся по-литовски, а русские — православные, потому что они молятся по-русски. Я и сам так когда-то думал. Пятницкая община призвана сломать этот «национальный» стереотип, — признается отец Виталий Моцкус.
Трудности перевода
Идея служить на национальном языке возникла в начале двухтысячных, когда некая прихожанка после праздничного богослужения в виленском Свято-Духовом монастыре протянула отцу Виталию конверт: «Возможно, вам будет интересно». В конверте оказалась копия изданного 1887 году по благословению Синода литовского перевода литургии свт. Иоанна Златоуста. Это был первый опыт перевода богослужения на литовский за тысячелетнюю историю существования Православия в Литве. Проект литовского богослужения, предложенный отцом Виталием, понравился владыке Хризостому, но литургию синодального периода пришлось переводить заново — дореволюционный вариант текста оказался негодным с точки зрения языка и терминологии. Церковная лексика, традиционно в литовском языке католическая, не всегда отражает специфические для Восточной Церкви реалии, в том числе и богослужебные. (Например, с литовского altorus — адекватно на русский можно перевести как «престол», а то, что в русском языке обычно называется алтарем, по-литовски звучит presbiterium — что отражает устойчивые названия в католической традиции.) К 2005 году отец Виталий, сверяя по греческому тексту, английскому и некоторым другим переводам, заново перевел Литургию Иоанна Златоуста, третий и шестой часы. Позже появилась Пасхальная всенощная, служба Троицы. Кроме того, последования крещения, панихида, молебен — из Требника. Малый домашний молитвослов с вечерними и утренними молитвами, правилом ко причастию и благодарственными молитвами. Миней пока нет, но готовится перевод воскресной всенощной и Октоиха. Готовясь к службе, батюшка каждый раз переводит тропари святых, выпадающие на воскресный день (служат в Пятницком храме пока только по воскресеньям).
Часть «пятницких» прихожан — дети от смешанных литово-русских браков, они ходили раньше в обычные русскоязычные приходы, но не понимали богослужения, потому что, как и большинство литовской молодежи, уже плохо владеют русским, а тем более церковнославянским. Впрочем, проблемы с языком есть не только у молодежи: одна пожилая русская женщина, которая в раннем детстве потеряла родителей и воспитывалась в литовском детском доме, практически забыла русский язык, которому ее учили родители, но продолжала считать себя православной христианкой. Всю жизнь она ходила в католический храм, но не причащалась там, желая умереть в лоне Православной Церкви. Появление литовоязычной общины для нее оказалось настоящим чудом.
Храм св. Параскевы , г. Вильнюс «Православие», по-литовски — Stačiatikybė, можно перевести дословно как «стояверие» (от глаголов «стоять прямо» и «верить»). Вот для большинства литовцев Восточная Церковь так и остается странной мессой на непонятной языке, слушают которую обязательно стоя, потому что в храмах нет лавок
— Несмотря на то что она живет в ста километрах от Вильнюса, что по нашим меркам почти треть страны, — поясняет отец Виталий, — бывает эта прихожанка в Пятницком храме не реже раза в месяц и причащается со слезами на глазах.
Но есть и такие, кто по-русски и поздороваться не умеют толком. Их в Церковь привело Православие само по себе, вне связи с семейными традициями или происхождением.
— Литовское богослужение впервые за многовековую историю Литвы позволит причаститься православной традиции литовцам, в полноте сохраняя их национальную самобытность, которая невозможна без языка — говорит отец Виталий.
Православие с литовским акцентом
Пятницкая община отца Виталия Моцкуса заметно моложе большинства русскоязычных приходов Вильнюса. Большинство прихожан студенты и служащие в возрасте от 30 до 40 лет.
— И это все серьезные люди, — подчеркивает настоятель священник Виталий Моцкус, — они очень ответственно относятся к богослужению: не ходят и не разговаривают на службе. Сказывается влияние католического опыта. На мессе не принято даже кашлять, в Литве католики для этого выходят из храма. А наши литовоязычные прихожане родились и выросли в литовской культурной среде, вот и привносят в церковную жизнь что-то свое, литовское по менталитету.
От знаменитого Свято-Духова монастыря, оплота русского Православия в Литве, до Пятницкого храма около 15 минут пешком по старинным виленским улочкам. Отец Виталий ведет нас мимо красно-черепичных кварталов старого города к храму. На улице его сложно отличить от прохожих: православные батюшки в Литве не носят ряс в повседневной жизни, как и католические, чаще — свитер-брюки, пиджак или куртка, если холодно. Сам храм одновременно и русский, и византийский по формам, с плоским греческим куполом. Низким иконостасом отгорожен только центральный неф: ризница и жертвенник справа и слева от алтаря, хотя и подняты на солею и сообщаются с алтарем арками, от храма не закрыты. Все из соображений экономии места. Внутреннее пространство за вычетом притвора и алтарной части крохотное.
— Даже на престольный праздник здесь не собирается больше 50 человек, а постоянных прихожан около тридцати. Для Литвы это типичный размер провинциального городского прихода, так что всем желающим места хватает, — говорит отец Виталий.
Возможно, когда-нибудь появится и национальная литовская православная традиция (зародыш ее можно угадывать в чертах Пятницкой общины) — так же как сложилась когда-то, на перекрестке русской и западной церковных культур, американская или английская. Но говорить об этом еще рано: «Это лет через пятьсот», — смеется отец Виталий.
Типичные православные литовцы — те, кто зашел в храм посмотреть на необычное «восточное» богослужение и остался навсегда.
— Среди католиков Литвы давно сложилось мнение, что православные хорошо молятся, — объясняет о. Виталий. — Многие католики приходят помолиться в православный храм после мессы и причастия, это здесь распространенная практика. Католические священники им не запрещают так делать, а иногда и сами заходят. Виленская католическая семинария, к примеру, когда ее студенты изучают литургию святого Иоанна Златоуста, полным составом приходит на службу. Некоторые прихожане и католические монахи тайком даже причащаются за православной литургией, тем более что после Второго Ватиканского собора им разрешено в крайних случаях причащаться у православных. Так что с католиками у нас мир. И среди них есть те, кто приходит не просто в православный, а именно в Пятницкий храм, потому что услышал о «литовской православной литургии» и решил посмотреть, что это такое. Эти люди хотят стать православными, но для этого им совсем необязательно становиться русскими. Для Литвы Православие — не чужая вера, и православные были здесь всегда. Мы украшаем своей верой нашу страну, которую любим, ее историю и культуру, — убежден отец Виталий.
Вильнюс: Церкви и соборы
-
- Туризм в Вильнюсе
- Отели Вильнюса
- B&B/мини-отели в Вильнюсе
- Турпакеты в Вильнюс
- Авиабилеты в Вильнюс
- Рестораны Вильнюса
- Развлечения Вильнюса
- Форум путешественников о Вильнюсе
- Фото Вильнюса
- Карта Вильнюса
-
- Все отели Вильнюса
- Спецпредложения отелей в Вильнюсе
- Горящие туры в Вильнюсе
- По типу отеля
- Вильнюс: мотели
- Вильнюс: кемпинги
- Хостелы: Вильнюс
- Вильнюс: отели бизнес-класса
- Лучшие семейные отели Вильнюса
- Вильнюс: спа-курорты
- Романтические отели Вильнюса
- Отели класса «люкс» в Вильнюсе
- Казино: Вильнюс
- Курорты: Вильнюс
- По классу отеля
- Вильнюс: 5-звездочные отели
- Вильнюс: 4-звездочные отели
- Вильнюс: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели Marriott в Вильнюсе
- Отели Preferred Hotels & Resorts в Вильнюсе
- Отели Radisson в Вильнюсе
- Отели Accor в Вильнюсе
- Отели InterContinental (IHG) Hotels в Вильнюсе
- Популярные удобства
- Отели с бесплатной парковкой в Вильнюсе
- Отели в Вильнюсе, где разрешено проживание домашних животных
- Oтели с бассейном в Вильнюсе
- Популярные категории в Вильнюсе
- Отели В Центре Города в Вильнюсе
- Бюджетные Отели в Вильнюсе
- Бутик-Отели в Вильнюсе
- Отели С Джакузи в Вильнюсе
- Отели с балконами в Вильнюсе
- Отели Вильнюса с номерами для курящих
- Отели Вильнюса с мини-кухней в номере
- Спа-Курорты в Вильнюсе
- Спа-Отели в Вильнюсе
- Отели С Трансфером в Вильнюсе
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Старый город
- Отели рядом — Верхний замок-музей
- Отели рядом — Музей жертв геноцида (КГБ)
- Отели рядом — Костел Святой Анны
- Отели рядом — Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава
- Отели рядом — Квартал Ужупис (Заречье)
- Отели рядом — Острая брама
- Отели рядом — Трёхкрестовая гора
- Отели рядом — Костел Святых апостолов Петра и Павла
- Отели рядом — Вильнюсская телебашня
- Аэропорты поблизости
- (VNO) Аэропорт Вильнюс: отели поблизости
-
- Вильнюс: все рестораны
- Популярные блюда
- Вильнюс: Гирос лучшего качества
- Вильнюс: Мороженое лучшего качества
- Вильнюс: Фалафель лучшего качества
- Вильнюс: Мидии лучшего качества
- Вильнюс: Карри лучшего качества
- Вильнюс: Яйца по-бенедиктински лучшего качества
- Вильнюс: Паста лучшего качества
- Вильнюс: Карбонара лучшего качества
- Вильнюс: Тонкацу лучшего качества
- Вильнюс: Сандвичи лучшего качества
- Вильнюс: Ризотто лучшего качества
- Вильнюс: Гребешки лучшего качества
- Вильнюс: Начос лучшего качества
- Вильнюс: Куриные крылышки лучшего качества
- Вильнюс: Макарон лучшего качества
- Ближайшие отели
- Рестораны поблизости Artagonist Art Hotel
- Рестораны поблизости Гостиница Kempinski Hotel Cathedral Square
- Рестораны поблизости Hotel Pacai
- Рестораны поблизости Hilton Garden Inn Vilnius City Centre
- Рестораны поблизости Гостиница Ratonda (Centrum Hotels)
- Рестораны поблизости Congress Avenue
- Рестораны поблизости Holiday Inn Vilnius
- Рестораны поблизости Гостиница Ramada Vilnius
- Рестораны поблизости Ibis Vilnius Centre
- Рестораны поблизости Shakespeare Hotel
-
- Вильнюс: все развлечения
- Вильнюс: Достопримечательности и культурные объекты
- Вильнюс: Древние руины
- Вильнюс: Архитектурные достопримечательности
- Вильнюс: Мосты
- Вильнюс: Замки
- Вильнюс: Кладбища
- Вильнюс: Административные центры
- Вильнюс: Исторические достопримечательности
- Вильнюс: Исторические места для прогулок
- Вильнюс: Памятники и статуи
- Вильнюс: Районы
- Вильнюс: Прогулки по живописной местности
- Вильнюс: Культурные объекты и достопримечательности
- Вильнюс: Обзорные площадки
- Вильнюс: Церкви и соборы
- Вильнюс: Университеты и школы
- Популярные категории в Вильнюсе
- Вильнюс: Покупки
- Вильнюс: Художественные галереи
- Вильнюс: Антикварные магазины
- Вильнюс: Универмаги
- Вильнюс: Аутлеты
- Вильнюс: Блошиные и уличные рынки
- Вильнюс: Торговые центры
- Вильнюс: Магазины сувениров и деликатесов
- Вильнюс: Фермерские рынки
- Вильнюс: Показы мод и фэшн-туры
- Вильнюс: Шопинг-туры
- Вильнюс: Туры
- Вильнюс: Обзорные экскурсии
- Вильнюс: Водные виды спорта
- Вильнюс: Туры на автобусах-амфибиях
- Вильнюс: Кофейные и чайные туры
- Вильнюс: Винные туры и дегустации
- Вильнюс: Экстремальный туризм
- Вильнюс: Велотуры
- Вильнюс: Туры по местам культурно-исторического наследия
- Вильнюс: Обзорные городские туры с остановками
- Вильнюс: Литературные, художественные и музыкальные туры
- Вильнюс: Мототуры
- Вильнюс: Показы мод и фэшн-туры
- Вильнюс: Стоячий серфинг с веслом
- Вильнюс: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Вильнюс: Многодневные туры
- Вильнюс: Ночная жизнь
- Вильнюс: Бары и клубы
- Вильнюс: Блюз-клубы и бары
- Вильнюс: Сигарные бары
- Вильнюс: Гей-клубы и бары
- Вильнюс: Джаз-клубы и бары
- Вильнюс: Караоке-бары
- Вильнюс: Танцевальные клубы и дискотеки
- Вильнюс: Кофейни
- Вильнюс: Винные бары
- Вильнюс: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Вильнюс: Активный отдых на открытом воздухе
- Вильнюс: Поля для гольфа
- Вильнюс: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
- Вильнюс: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Вильнюс: Водные виды спорта
- Вильнюс: Прогулки на гондоле
- Вильнюс: Туры на автобусах-амфибиях
- Вильнюс: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
- Вильнюс: Экстремальный туризм
- Вильнюс: Велотуры
- Вильнюс: Рыболовные туры и чартеры
- Вильнюс: Пеший и палаточный туризм
- Вильнюс: Туры по природным и заповедным зонам
- Вильнюс: Беговые туры
- Вильнюс: Стоячий серфинг с веслом
- Вильнюс: Туры с каньонингом и дюльфером
- Вильнюс: Развлечения и игры
- Вильнюс: Игровые площадки
- Вильнюс: Кинотеатры
- Вильнюс: Казино
- Вильнюс: Игровые и развлекательные центры
- Вильнюс: Спортивные комплексы
- Вильнюс: Эскейп-квесты
- Вильнюс: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Вильнюс: Стрелковые тиры/полигоны
- Вильнюс: Художественные студии и гончарные мастерские
- Вильнюс: Музеи
- Вильнюс: Художественные галереи
- Вильнюс: Музеи искусств
- Вильнюс: Детские музеи
- Вильнюс: Исторические музеи
- Вильнюс: Военные музеи
- Вильнюс: Музеи естествознания
- Вильнюс: Научные музеи
- Вильнюс: Обсерватории и планетарии
- Вильнюс: Специализированные музеи
- Вильнюс: Спа и оздоровление
- Вильнюс: Спа
- Вильнюс: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Вильнюс: Хаммамы и турецкие бани
- Вильнюс: Термальные спа-центры
- Вильнюс: Йога и пилатес
- Вильнюс: Еда и напитки
- Вильнюс: Пивоварни
- Вильнюс: Ликеро-водочные заводы
- Вильнюс: Пивные дегустации и туры
- Вильнюс: Кофейные и чайные туры
- Вильнюс: Кулинарные мастер-классы
- Вильнюс: Гастрономические туры
- Вильнюс: Винные туры и дегустации
- Вильнюс: Винные бары
- Вильнюс: Фермерские рынки
- Вильнюс: Еда и напитки – другое
- Вильнюс: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Вильнюс: Транспорт
- Вильнюс: Такси и маршрутные автобусы
- Вильнюс: Автобусные перевозки
- Вильнюс: Мастер-классы и семинары
- Вильнюс: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Вильнюс: Уроки и мастер-классы
- Вильнюс: Кулинарные мастер-классы
- Вильнюс: Художественные студии и гончарные мастерские
- Вильнюс: Концерты и представления
- Вильнюс: Блюз-клубы и бары
- Вильнюс: Джаз-клубы и бары
- Вильнюс: Представления
- Вильнюс: Балет
- Вильнюс: Концерты
- Вильнюс: Опера
- Вильнюс: Театры
- Вильнюс: Природа и парки
- Вильнюс: Игровые площадки
- Вильнюс: Сады
- Вильнюс: Геологические образования
- Вильнюс: Горы
- Вильнюс: Природные и заповедные зоны
- Вильнюс: Парки
- Вильнюс: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
- Вильнюс: Зоопарки
- Вильнюс: Водоемы
- Вильнюс: Лодочные туры и водные виды спорта
- Вильнюс: Лодочные туры
- Вильнюс: Водные виды спорта
- Вильнюс: Аренда лодок
- Вильнюс: Прогулки на гондоле
- Вильнюс: Сплав на каяках и каноэ
- Вильнюс: Туры на автобусах-амфибиях
- Вильнюс: Рыболовные туры и чартеры
- Вильнюс: Стоячий серфинг с веслом
- Вильнюс: Ресурсы для путешественников
- Вильнюс: Библиотеки
- Вильнюс: Туристические центры
- Вильнюс: Аквапарки и парки развлечений
- Вильнюс: Тематические парки развлечений
- Вильнюс: Аквапарки
- Вильнюс: Покупки
- Что обычно ищут в Вильнюсе
- Приключения
- Подходит для любителей адреналина
- Скрытые жемчужины
- Место для медового месяца
- Подходит для детей
- Подходит для пар
- Подходит для больших групп
- Бесплатный вход
- Недорого
- Подходит для дождливого дня
- Аэропорты поблизости
- (VNO) Аэропорт Вильнюс: развлечения поблизости.
- Достопримечательности поблизости
- Uzupis: развлечения поблизости.
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения ВЗРЫВАЯ_СТЁКЛА СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА
ВИЛЬНЮС — столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города — 394 км², население — 538 968 человек.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.
Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).
Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).
Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.
В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785—1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857—1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган
В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение — инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской
В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.
КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.
В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.
КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.
Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.
В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.
КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620—1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.
Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.
Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.
КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.
Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича
Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.
КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.
КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.
КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.
Нынешнее здание — уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.
КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.
КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан — усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.
Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.
Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота — 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса
Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.
Святой Казимир
Фрагмент амвона
Орган
КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии — копия Остробрамской Божией Матери.
КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.
Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.
Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.
КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.
Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.
КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.
В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.
КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.
Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.
КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа. В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.
Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами — витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой — Сердца Спасителя.
Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.
КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.
По своим размерам храм — одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа — более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.
Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.
КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.
Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»
Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.
В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.
КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.
КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971—1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.
КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА
КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ
Орган костела Святых Иоаннов
Колокольня костела Святых Иоаннов
КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.
В костёле девять алтарей; главный — во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные — Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).
Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.
Люстра костёла
Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.
Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем
Потолок костёла
Герб
КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА
Состояние: храм не действует
Сохранившееся здание костёла — выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста — единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.
Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.
ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503—1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней — гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.
Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны, Литвы и Беларуси. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.
ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом.
В 1998 году собор был отреставрирован.
ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ
ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА
Добавить комментарий