Максим блаженный московский

Храм святого Максима Блаженного на Варварке

Храм на торгу

Китай-город стал настоящим московским феноменом, где бурная торговля сочеталась с созиданием огромного количества храмов. Считается, что улица Варварка получила свое название от церкви великомученицы Варвары, которая издревле почиталась покровительницей торговли. (Раньше улица именовалась Всехсвятской, по церкви Всех святых на Кулишках, поставленной благоверным князем Димитрием Донским в память русских воинов, павших на Куликовом поле.) Здесь, у самых стен Кремля раскинулся главный московский торг. Рядом, у нынешнего Москворецкого моста, существовала речная пристань, что способствовало торговле. Исстари купцы и ремесленники торговали на посаде у Кремля, а самые зажиточные тут же заводили и свои дворы. Среди них были гости-сурожане, которых без преувеличения можно назвать главными купцами древней Москвы.

Их именование произошло от крымского города Сугдея, который на Руси называли Сурожем. Ныне это замечательный город Судак, славящийся своими уникальными виноградниками и ставший родиной русского шампанского. А в те далекие времена это была византийская колония, которую в середине XIV века захватили генуэзцы и превратили в богатейший торговый пункт, ставший средоточием мировых торговых путей, где торговала Европа, Восток и Русь. Этих-то торговцев, как своих, русских, так и иностранных, москвичи называли сурожанами. Через Сурож они торговали с Византией, с Италией, с Османской империей, так что даже Черное море одно время именовалось Сурожским. Из Руси в Сурож везли меха, шерсть, соль, мед, воск, а оттуда караванами привозили пряности, благовония, дорогое вино, восточные ковры, шелк, драгоценные камни, бронзу, слоновую и моржовую кость. Одним словом, самые элитные товары для московской знати.

В Москве сурожане упоминаются в 1356 году, когда они в первый раз посетили первопрестольную. Тогда же генуэзские торговцы привезли из Сурожа виноградный спирт, впервые познакомив с ним москвичей, и вскоре торговля спиртным стала самой выгодной статьей дохода сурожан, пока русские не научились делать «хлебное вино» самостоятельно из своего национального злака – ржи.

Сурожане прижились в Москве сразу же. Опытные, умелые, состоятельные, видевшие мир и знавшие языки, они могли оказывать великому князю и финансовые, и дипломатические услуги. Известно, что Димитрий Донской взял сурожан в поход на Куликово поле как проводников, ибо они хорошо знали южные дороги, как переводчиков и дипломатов – на случай переговоров, и как свидетелей – «что бы Бог ни устроил, а они расскажут в дальних странах, как купцы знатные». Потом сурожане участвовали в защите Москвы от нашествия хана Тохтамыша. Потом помогали Василию II в его борьбе за московский престол, а Иван III посылал сурожан на судах против Казанского ханства в 1469 году. Cурожане оказывали финансовую помощь и в церковном строительстве. Каменный Спасский собор Андроникова монастыря строился на средства сурожанина Ермолы, который был дедом знаменитого архитектора Василия Ермолина – первого русского зодчего, чье имя сохранила история. Его конкуренты – сурожане Ховрины, родоначальники Головиных, бывшие казначеями московского великого князя, – возводили Симонов и Крестоводвиженский монастыри. Из сурожан же происходил поэт Федор Тютчев. Участвуя в посольствах как торговые представители, всесторонне помогая великому князю, они добивались себе различных привилегий. И первыми видами вознаграждениями были пожалования землей, владениями, домами, вожделенными боярскими титулами и государственными постами. Сурожане имели собственный «суровский» ряд на торгу, где торговали драгоценными камнями и шелком. Селились они в лучших местах, имея возможность поставить жилище рядом с торгом. Часть сурожан обосновалась на Лубянке, где они возвели себе патрональный храм Иоанна Златоуста, будущий соборный храм Златоустьинского монастыря, оставивший ныне лишь имя местным Златоустьинским переулкам. Главным же центром обитания сурожан стал Китай-город – местечко, где они поселились, так и называлось Крымок. Во второй половине XIV века на Варварке появилась богатая усадьба сурожан с домовой деревянной церковью во имя Бориса и Глеба. У этой церкви часто молился святой Максим Блаженный.

Святое место

Максим Блаженный остался в истории как первый московский юродивый. О нем сохранилось очень мало сведений, но известно, что он жил в первой половине XV века – на столетие раньше святого Василия Блаженного. Известно, что он рано оставил отчий дом и подвизался в районе Варварки. Еще не пало монгольское иго, еще Русь терзалась в междоусобицах, еще русские княжества не сплотились вокруг Москвы, и святой Максим Блаженный своей великой верой и беспримерным терпением утешал москвичей, повторяя: «За терпенье даст Бог спасенье. Хоть люта зима, да сладок рай. Оттерпимся – и мы люди будем: исподволь и сырые дрова загораются». У него находили утешение простые бедняки, коим он говорил: «Не плачь битый, плач небитый». У него каялись грешники, которым он напоминал: «Бог всякую правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Он обличал и власть предержащих, и лицемеров, и богачей, потерявших совесть: «Божница домашня, а совесть продажна. Всяк крестится, да не всяк молится». Все время святой проводил в молитвах. И, по преданию, умер он ранним утром 11 ноября 1434 года, когда молился на Варварке около церкви Бориса и Глеба. Оттого своего любимого юродивого москвичи похоронили в ограде этого храма, который и упоминается впервые в летописи в связи с погребением Максима Блаженного. Хоронил его некий «муж благоверный Федор Кокчин», живший рядом, но потом его фамилию исказили на московский лад, и храм долгое время назывался «что у Кочкина двора».

На могиле святого совершались чудеса. В 1506 году здесь получил исцеление хромой, потом еще многие москвичи обретали помощь. Случалось, Максим Блаженный являлся людям во сне и исцелял, либо предупреждал об опасностях. А в августе 1547 года были обретены его нетленные мощи. В том же году Московский церковный собор канонизировал его и постановил «праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». День его памяти стал праздником Москвы, ибо Максим Блаженный почитаем как ее особый покровитель. Считалось, что молитва ему – «Святой Блаженный Максим, моли Бога о нас» – помогает уберечься от несчастья, особенно если благочестиво возносить ее чудотворцу в посвященном ему храме и в дни его праздников: в день памяти (11/24 ноября) и в день обретения мощей (13/26 августа). Именно святой Максим изображался на известной иконе вместе с Василием Блаженным, а также на московской Боголюбской иконе Богоматери, которая находилась на Варварской башне китай-городской стены и прославилась исцелениями больных в чумную эпидемию 1771 года. Здесь он изображен в сонме предстоящих Богоматери великих угодников и святителей Московских.

Главная молитва возносилась ему в Борисоглебском храме на Варварке – именно сюда москвичи стекались поклониться святому и попросить его о помощи. До середины XVI века история самого храма довольно туманна. Известно, что после 1434 года в память великого подвижника Христова здесь был устроен придел во имя его небесного покровителя – святого Максима Исповедника. Главный храм все еще стоял деревянный, но в XVI веке был отстроен в камне чуть севернее старой Борисоглебской церкви.

По этому поводу существует несколько версий ученых. Первая гласит, что устроение придела повлекло за собой постройку каменного храма, и что это произошло в начале XVI века, когда сурожский купец-гость Василий Бобр с братией, имевший здесь двор, пожертвовали на него средства. Тогда же эти купцы внесли крупную сумму на возведение соседнего каменного храма святой Варвары. (Есть мнение, разделяемое не всеми учеными, что Василию Бобру принадлежали знаменитые палаты Английского двора на Варварке, которые перешли его потомку Ивану Бобрищеву. Эти-то палаты Иван Грозный и подарил английским купцам.) К тому времени сурожанами называли по привычке богатейших купцов, которые торговали самыми дорогими, элитными товарами, а купцов, занимавшихся оптовой иностранной торговлей, именовали «гостями». Торговля же непосредственно с Сурожем давно угасла, и сурожане в прежнем значении, как торговая корпорация, исчезли. Их патрональная церковь на Лубянке пришла в упадок и была обращена Иваном III в монастырь. Церковь же на Варварке отстроилась в камне, с большим подклетом, где товары надежно хранились от огня и от воров. И вот теперь она была освящена во имя Максима Исповедника, был устроен там и Борисоглебский придел.

Согласно второй версии, каменная церковь Максима Исповедника появилась после 1547 года, то есть после обретения мощей Максима Блаженного.

Сторонники третьей версии утверждают, что деревянная церковь Бориса и Глеба сгорела лишь в 1568 году, и тогда была выстроена новая, каменная, освященная во имя Максима Исповедника, «что на Варварском крестце». Так или иначе, достоверно известно, что в 1568 году стоял уже каменный храм с главным престолом во имя Максима Исповедника и с приделом Бориса и Глеба. Так он простоял более столетия, пока в его судьбе не приняла участие царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Традиционно считается, что каменная церковь сгорела в 1676 году и Наталия Кирилловна приказала ее обновить на свой кошт в память почившего в январе того же года царя Алексея Михайловича. Известный москвовед Сергей Романюк указывает, что обновление храма состоялось раньше, а именно в 1672 году, на следующий год после свадьбы Тишайшего государя с Нарышкиной. Те, кто разделяют эту версию, считают, что воссоздание Максимовского храма стало первым крупным заказом новой царицы.

Однако последняя точка в истории его сооружения была поставлена в самом конце XVII века после смерти Наталии Кирилловны. В 1698 году два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы в честь своих небесных покровителей построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника – оттого у храма два названия. Главное, когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи блаженного, почивавшие под спудом. На время строительства их положили в другом храме, а потом перенесли обратно и с благоговением поместили в серебряную раку под балдахином.

Существует версия, что храмоздатели подражали купцам Филатьевым и их храму Никола Большой Крест. В новом храме тоже был устроен огромный подклет – примечательность китай-городских торговых храмов – для хранения товаров и имущества простых москвичей, в первую очередь прихожан, на случай пожара или войны. Но в печально знаменитом Троицком пожаре 1737 года, погубившем половину центральной Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. Зато в 1812 году и храм, и его приход героически выстояли. Одним из немногих он действовал даже в самые грозные осенние дни, когда армия Наполеона бесчинствовала в Москве. Священник Игнатий Иванов не оставил свой храм и прихожан, продолжая совершать богослужения, за что после победы по ходатайству генерал-губернатора Москвы графа Ф.Ф. Ростопчина был награжден наперсным крестом. Тот факт, что в храме совершались богослужения, свидетельствует, что он не сильно пострадал – в оскверненных или полуразрушенных церквях проводить службу было невозможно. И все же ему понадобились поновления. А в 1827 году появилась новая ампирная колокольня со шпилем – то ли петербургским, то ли московским. Ныне она стала главной «Пизанской башней» Москвы, потому что заметно отклонилась от своей центральной оси.

В этом храме верующие вновь получали помощь от блаженного Максима, чьи мощи покоились здесь до самой революции. Предание гласит, что в 1860-х годах одной купеческой вдове явился во сне старец и велел помолиться святому Максиму Московскому, ибо ей грозит беда. Утром женщина немедленно отправилась в храм на Варварку, помолилась и заказала молебен. Вечером ее внезапно одолела бессонница, она никак не могла заснуть и благодаря этому успела увидеть, как в доме начался пожар. Так женщина сумела не только разбудить домочадцев, но и спасти дом и имущество от огня.

Самыми известными прихожанами Максимовского храма были знаменитые «водочные короли» Смирновы, еще до рецепта Менделеева изготовлявшие качественную русскую водку. Их путь был типичен для многих славных купеческих фамилий, таких как Абрикосовы или Рябушинские. Родом Смирновы были из ярославских крепостных крестьян Алексеевых, и сначала занимались «здабриванием» (то есть выдержкой и конечным производством) кизлярских вин. В 1820 году братья Алексеевы обосновались в Москве, но только в 1840 году, уже имея собственное дело, они сумели выкупиться из крепости и получили разрешение на фамилию Смирновы. Главой семейного дела стал Иван Алексеевич Смирнов. Он купил ренсковый погребок (небольшой магазинчик для продажи иностранных виноградных вин) на Варварке, отчего получил прозвище «Смирнов с Варварки». А в 1857 году приобрел в Китай-городе дом на углу Ипатьевского и Грузинского переулков и стал прихожанином Максимовской церкви. Его лучшая, «смирновская» водка так и называлась «Варваркой». Хорошая водка была в России не только редкостью и знаком качества, но и определенной заслугой винодела, потому что недобросовестные торговцы и откупщики спаивали народ отравой.

Сам Иван Алексеевич более 20 лет прослужил старостой Успенского собора в Кремле, и это было высшей честью для купца, свидетельствующей и о его торговом статусе. Его правой рукой был сын Сергей Иванович Смирнов, который не только помогал отцу в делах по содержанию Успенского собора, но и сам на протяжении 23 лет был ктитором своей приходской церкви Максима Блаженного и не раз ремонтировал ее. А самый главный «водочник» Петр Арсеньевич Смирнов – племянник Ивана Алексеевича – тоже соблюдал семейную традицию: он был старостой и псаломщиком двух кремлевских храмов – Благовещенского собора и Верхоспасского храма при Теремном дворце. Конец этой традиции положила революция.

Борьба за жизнь

После революции храм Максима Блаженного не только долго не закрывался, но и сумел вписать еще одну страницу в свою историю. В конце 1920-х годов регентом в этом храме был молодой инок Платон (Извеков) – будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Однажды на всенощной в канун престольного праздника 1926 года в этом храме его увидел художник Павел Корин и сделал с него портретный набросок для своей картины-эпопеи «Русь уходящая».

Это действительно были прощальные годы храма, чудом не погибшего в черную годину русской истории. В 1930-х годах он был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне «улицы Разина» – этим революционным именем Варварка была названа оттого, что в 1671 году по ней везли на казнь известного бунтаря. Сама улица подлежала оригинальному выпрямлению в стройную линию о двух уровнях: на месте разрушенных домов предполагалось сооружение второй половины улицы на более низком уровне, которая соединялась бы с первой лестницами и пандусами. Эти изменения были связаны со строительством восьмой сталинской высотки, которая возводилась в Зарядье для ведомства Берии. Как шептались москвичи – «в награду» за «заслуги», хотя в путеводителе Сытина сей небоскреб туманно назывался «административным зданием». Между тем она и должна была стать самой высокой высоткой в 37 этажей: ее северный фасад был бы обращен к Варварке, так что о его оформлении заботились за счет старой Москвы. Наиболее ценные здания, такие как церковь Зачатия святой Анны и фрагменты китайгородской стены с башнями, намеревались перенести в Коломенское – в музей древней русской архитектуры на открытом воздухе.

И только смерть Сталина остановила этот грандиозный план. После падения Берии строительство высотки в Зарядье остановили и на том месте построили гостиницу «Россия», которая дополнительных жертв не потребовала. И хотя почти все Зарядье снесли, Максимовский храм и несколько других церквей на Варварке уцелели. Потом их специально отреставрировали, чтобы сохранить на одной стороне улицы облик древней Москвы, как контраст более поздней московской архитектуре, оставшейся на противоположной стороне Варварки.

Реставрация храма Максима Блаженного началась в 1965 году. Под руководством архитектора С.С. Подъяпольского восстановили главы, увенчали их позолоченными крестами, отремонтировали здание и отдали его в ведение… Всероссийского общества охраны природы для проведения выставок. Выставочный зал находился в нем до тех недавних пор, пока храм решением Моссовета не отдали верующим.

Богослужения в нем начались только после 1994 года. Храм, который входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе, возрождается, но ему по-прежнему нужна помощь. В конце прошлого года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана инициативная группа по сбору средств на его реставрацию.

Все, кто хочет пожертвовать на этот святой храм, могут перевести деньги на расчетный счет:
№ 40703810860140845202
в OAO Промсвязь банк г. Москвы,
к. счет № 30101810600000000119
ИНН 7705016919
КПП 770501001БИК 044583119

Память блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, Церковь чтит 24 ноября (11 ноября ст. ст.), а также 26 августа (13 августа ст. ст.), в день обретения мощей. Блаженный Максим выбрал редкий путь спасения — юродство. Путь прикровенный, который под силу не многим, и это особые избранники Божии. Святой Максим почитался в Древней Руси наравне с блаженными Прокопием Устюжским и Василием Московским. Это равенство можно проследить в певческих источниках, например, в Обиходе, в припевах (величания) по полиелеосу, написано: «Прокопию Устюжскому. И инем Христа ради юродивым Василию и Максиму».

Обиход, изд. Преображенского богадельного дома в Москве, 1911 г., лист 106 об. – 107.

Житие блаженного Максима Московского

Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой на­род­ным язы­ком по­сло­виц, но их слова до­ход­или до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но.

В любое время года Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и хо­лод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.

Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.

Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.

Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу. Интересны его изречения:

«Хотя люта зима, да сладок рай», — говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

«Оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье».

«Не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый».

«Ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся».

Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил:

«Всяк крестится, да не всяк молится».

«Божница домашня, а совесть продажна».

«По бороде Авраам, a пo делам Хам».

«Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь».

Чудеса и почитание блаженного Максима Московского

После тяжелых и многолетних подвижнических трудов блаженный Максим 11 ноября 1434 года преставился. Погребли его у церкви святых князей Бориса и Глеба. Через некоторое время на могиле святого стали совершаться многочисленные исцеления. Так, 23 апреля 1506 года на месте погребения святого Максима юродивого, Христа ради, Бог исцелил человека, «имущаго ногу прикорчену».

Вследствие многочисленных чудес от гроба святого в 1547 году Собором было определено: «Пети и праздновати на Москве августа в 13-й день новому Чудотворцу Максиму, Христа ради Юродивому». В «Уста­ве цер­ков­ных об­ря­дов, со­вер­шав­ших­ся в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре» (око­ло 1634 г.) под 11 но­яб­ря ска­за­но: «Мак­си­му юро­ди­во­му: бла­го­вест в ле­бедь, се­ред­ней»; под 12/13 ав­гу­ста: «Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест в лебедь, звон середней; а ныне только празднуют в ноябре, а поют по уставу».

На древнем полотняном покрове, возлагаемом на раку святых мощей, вокруг изображения Угодника Божия находится следующая надпись, означающая время его преставления и открытия его святых мощей: «6942 года ноября 11-го дня преставися Святый Максим Христа ради Юродивый, Московский и всея России Чудотворец в царствующем граде Москве в княжение Благовернаго Великаго Князя Василия Василъсвича. Погребено же бысть честное тело его в Китае-Граде, на Варварском крестце, у церкви Святых Страстотерпцев, Князей Российских, обою брату no плоти Бориса и Глеба. Тщательством благочестиваго мужа Феодора Вохчина, no некиих летех no преставлении Святаго Блаженнаго Максима, создана бысть церковь, небольшая и без связей, над святыми его мощами во имя тезоименнаго ему Преподобнаго Максима Исповедника. И мощи Святаго Блаженнаго Максима, no обретению их, лежаша под каменною гробницею, а не наяву. Всемилостивый, в Троице прославляемый Бог положи в сердце благоговейну мужу, Московскому жителю Гостинной сотни Максиму Филлиппову, сыну Верховитину, ежебы тыя святыя обе церкви, настоящую и придельную (Борисо-Глебскую) разобрати и новую создати. К сему — (ему содействовал) — и другий именем Максим Васильев ІІІаровников, житель бывший града Костромы. В 7206-м (1698) году апреля 14-го дня при державе Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, no благословению Святейшаго Адриана, Патриарха Московскаго и всея России, по отпетии обычнаго молебнаго пения, начаша разбирати каменное ветхое строение и в том месте, идеже мощи Святаго Блаженнаго Максима, благоволением Божиим, отвалишася от стены камение, и видимо бысть всем великое то сокровище, многоцелебныя мощи Святаго БлаженнагоМаксима. Мая 13-го дня, no повелению Святейшаго Адриана Патриарха совершено бысть Святому Блаженному Максиму торжественное пение, и после всенощнаго пения, Преосвященный Тихон Митрополит Сарский и Подонский со Архимандриты и Игумны, со Иереи и Диаконы, облачившеся в священныя одежды, сташа окрест гробницы и начаша разбирати камение, и тогда содеяся дивное чудо: паки распадеся многое камение, еже над гробницею святаго, и молитвами Блаженнаго Максима никогоже повреди, и о сем чудеси прославиша Бога и Его Угодника Блаженнаго Максима; и подъяша ковчег со святыми мощами на рамена своя со святыми кресты и иконами, а Диакони с кадилы и со свещами; народи же тогда премножество стекошася видети и noклонишися мощам его, прославляюще Бога и Его Угодника».

Здесь необходимо пояснить, что храм в честь бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, ря­дом с ко­то­рым был по­гре­бен свя­той Мак­сим, сго­рел в 1568 го­ду. Но святые мощи Максима оставались под спудом. Благоговейные почитатели памяти святого построили над его могилой придел в честь святого Максима Исповедника.

В 1698 году благодаря московским жителям Максиму Верховитинову и Максиму Шаровникову старый Борисоглебский храм был разобран, а во время работы отвалился камень от стены и обнаружились святые мощи блаженного Максима. Они бы­ли с че­стью пе­ре­не­се­ны в один из мос­ков­ских со­бо­ров, где и на­хо­ди­лись во все вре­мя по­строй­ки но­во­го хра­ма. По преданию, на время строительства нового храма в честь святого Максима его мощи хранились в Чудовом монастыре или в одном из кремлевских соборов. Это предание возникло от имеющейся интересной росписи храма, открытие мощей изображается на настенной иконе святого Максима, а также на иконе, находящейся на внешней северной стороне и на западной стене внутри храма, в перенесении их с крестным ходом через Спасские врата в Кремль. Новоустроенный храм, существующий и теперь в прежнем виде, был освящен в честь святого блаженнаго Максима Московского с приделом во имя преподобного Максима Исповедника. Хранившиеся до трехсот лет нетленно мощи блаженного Максима пребывали от­крыто только 39 лет — с 1698 до 1737 года. В 1737 году, а точнее 29 мая, во время великого Троицкого пожара, от которого погорела значительная часть всей Москвы, «Максимовская церковь вся без остатку выгорела, и рака с сению Чудо­творца Максима сгорела, точию на том месте, где оная рака со святыми мощами стояла, на каменном помосте мощи святых костей остались, которыя священник Иаков Григорьев при диаконе и церковнике, собрав в ящик замкнул, и поставил в алтаре. По учиненному Синодальной Канцелярии июня 6-го дня того же 1737 года определению, оныя святыя мощи заседающими тогда в Синодальной Канцелярии Преосвященным Вениамином Епископом Коломенским и Архимандриты, были осмотрены и описаны и по осмотре, в нарочито сделанный ящик те мощи Его Преосвященства руками были положены, и по замкнутии и запечатании синодаль­ною печатию для хранения отданы синодальному ризничему» (Указ Св. Синода от 30 апр. 1764 г.). Выгоревший Максимовский храм был обновлен и освящен 30 мая 1742 года, как значилось в надписи на новоустроенном иконостасе. А оконча­тельное определение о возвращении остатков от мощей Блаженнаго Максима со­стоялось 21 января 1768 года. В 1770 году, как записано в церковной описи, «была устроена для мощей Святаго Максима Блаженнаго новая рака резная, над нею сень на осми столпах резных, и над столпами балдахин резнаяж. Оное вышеописанное все червонным золотом вызлачено». В 1812 году «мощи Максима блаженнаго остались на своем месте под спудом, в прежнем виде. Амвон поднят, в теплой церкви престол опрокинут, в окнах рамы выгорели и колоды, также и крыша сго­рела и вся утварь церковная; кроме скрытых самых нужных вещей все разграб­лено» (Из показания свящ. Игнатия Иванова Архиеп. Августину). В 1876 году вместо обветшавшей деревянной устроена новая металлическая вызолоченная рака, в которую, по освящении ея, с подобающею честию был переложен кипарисовый ковчег с мощами блаженнаго Максима длиною более аршина, шириною до трех четвертей.

Означенный священник Иаков Григорьевич пожертвовал напрестольный серебряный вызолоченный крест с хранящимися в нем частицами святых мощей, и со следующей на нем надписью: «Сей святый и животворящий крест Господень построен тщанием Максимовския церкви Иерея Иакова Григорьева 1717 года ноября 5-го числа в память бывшаго ужаснаго великаго пожара сего году майя в 29-день в неделю Пятидесятницы в поминовение сгоревших в тот день родительницы его Ксении Фоминичны и noпадьи его Феклы Яковлевны и чад его сгоревших же младенцев Елизаветы, Иерофия, Иакова».

В свое время были зафиксированы два случая чудесной помощи святого Максима, эти случаи были сообщены непосредственно теми лицами, которые удостоились получить ее. Потомственный почетный гражданин Иван Алексеевич Смирнов неоднократно рассказывал со слезами умиления о чудесном исцелении его от болезни молитвами святого Максима. Этот рассказ можно найти в письме от 15 ноября 1848 года Митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту Антонию: «Староста церкви, в которой почивают мощи Максима Блаженнаго, усердно трудясь над возобновлением сего храма, занемог болезнию горла так, что терял надежду остаться в живых, и при мысли, что не увидит освящение храма, заплакал, лежа в постели. В сие время видит пред собою Блаженнаго Максима, который полагает на нем крестное знамение и говорит: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Больной сказал: аминь, хотел поцеловать руку праведнаго, но сей перестал быть видим. Вслед за сим открылся нарыв горла, вышел гной и староста с сугубленною ревностию праздновал обновление храма, бывшее 1-го октября 1848-го г.» (Письма Митрополита Филарета к Архимандриту Антонию).

А вот и второй случай помощи блаженного Максима: «В 1867-м году была в Максимовском храме Московская купеческая вдова, известная поставщица Высочайшему Двору одежды, имевшая свой дом и мастерскую в нем близ Казанской в Сущеве церкви, Белкина (имя не означено), чтобы отслушать молебное пение Блаженному Максиму и сообщила причту следующее: Явился ей во сне (времени не означено) благообразный старец и сказал ей: тебе угрожает большое несчастие; об избавлении от него прибегни с молитвою к Блаженному Максиму Московскому Чудотворцу. Она не знала, в каком храме находится рака мощей Блаженнаго Максима, и прибыла в соборный храм Василия Блаженнаго. Там она узнала, где почивают мощи Максима Блаженнаго. Прибывши в Максимовский храм, она попросила причт отслужить молебен Угоднику и усердно помолилась ему о заступлении. Назначенный день, в который, по предсказанию виденнаго ею во сне старца, должно постигнуть ее несчастие, прошел благополучно. Настала ночь; в доме ея все уже спали. Она одна не спала в ожидании несчастия. Около полуночи случился в ея доме пожар. Она немедленно всех разбудила; послала гонца в Сущевскую часть с известием о пожаре. Все имущество, по ея распоряжению, было из дома вытащено и сохранено. Скоро прибыл пожарный обоз, и пожар был прекращен в его начале. Убыток от него был незначительнейший. Так Блаженный Максим, святое тело котораго, до трех сот лет прибывавшее нетленным, Божиим попущением огонь не пощадил в великий Троицкий пожар, своим пред Богом ходатайством избавил от пожара означенную рабу Божию» (Из церковной летописи).

Тропарь и кондак блаженному Максиму Московскому

Тропарь, глас 5

Нагото́ю теле́сною и теpпе́нием, обнажи́л еси́ вpа́жие кова́pство. Облича́я неподо́бное дея́ние, зе́лне стpаждущи со́лнечныи ваp, и ну́жныя вели́кия сту́дени. И мpа́за и огня́ нечу′яше, Бо́жиею по́мощию покpыва́емь, Макси́ме пpему́дpе. О ве́pно твоpя́щих па́мять твою́ че́стно, и усе́pдно пpитека́ющих к раце мощей твои́х, моли́ изба́витися от бед, и паде́ния избежа́ти.

Кондак, глас 2

Вы́шния красоты́ жела́я, ни́жния сла́дости, теле́сная нивочто́ же вмени́л еси́, нестяжа́нием су́етнаго ми́ра. А́нгельское житие́ проходя́ сконча́ся, Макси́ме блаже́нне. С ни́ми же Христа́ Бога моли́, непреста́нно о всех нас.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу →

Читать онлайн

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый. Иконы

Блаженный Максим Московский. Минея Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной АкадемииСвв. Блж. Василий и Максим Московские (фрагмент). Створка киота иконы. Русь. Последняя четверть XVI века. Из собора Покровского монастыря в Суздале«Боголюбская» с избранными святыми (в среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Икона (Складень трехстворчатый). Истома Савин. Москва. Конец XVI — начало XVII в. ГТГВарлаам пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. Деталь походной церкви «Небесная сень». Тверская областная картинная галерея, 1588–1590 гг.Василий и Максим Блаженные у Московского Кремля. Клеймо иконы «Суббота всех святых, с избранными святыми на полях». Дом-музей П. Д. Корина, 1813 г.

Храмы во имя блаженного Максима Московского

В настоящее время существует, пожалуй, лишь один храм в честь святого Максима Московского, Христа ради юродивого. Этот храм находится в городе Москве, на улице Варварка, дом 4. Храм является памятником градостроительства и архитектуры, так как был построен в 1698 г., а в 1829 г. была достроена колокольня.

Интересна история самого храма. За свою многовековую историю храм претерпел не один пожар, но каждый раз был восстановлен и отстроен краше прежнего. Изначально на Варварке стоял деревянный храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1434 году возле этого храма был похоронен Христа ради юродивый Максим. В 1568 году деревянная церковь сгорела, и на ее месте была построена новая каменная церковь, но уже в честь святого Максима Исповедника (небесного покровителя юродивого Максима Московского) и в память святого юродивого Максима, которого к тому времени канонизировали Церковью.

В 1698 году в Москве опять случился пожар, от которого пострадало много зданий столицы, в том числе и церковь в честь святого Максима Исповедника. И вновь храм восстановили. В течение года на деньги купцов Максима Шаровникова и Максима Верховитинова выстроили новый храм с главным престолом в честь святого Максима юродивого, Христа ради и приделом святого Максима Исповедника. В 1827-1829 гг. возвели новую двухъярусную колокольню.

Церковь Максима Исповедника на Варварке. Фотография Н.А. Найденова, 1882 г.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965 – 1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

После 1994 года храм передали верующим, в нем возобновились Богослужения и начался долгий процесс реставрации храма и церковной территории.

Современный вид храма святого блаженного Максима Московского, Христа ради, юродивого (РПЦ)

Материал подготовлен на основе книги: «Преподобный Максим Исповедник и святой блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец», изд. Московской Максимовской, на Варварке, церкви / М., 1894 г.

Анна Кондратова

Церковь Максима Исповедника

Христианский храм

Церковь Максима Исповедника


Церковь Максима Исповедника, 2009 год, фото Матвеев О.В.

Страна

Россия

Местоположение

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Дата основания

2-я половина XIV века

Строительство

1568—1699 годы

Статус

ОКН № 7737741000№ 7737741000

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Максима Исповедника (Максима Блаженного) — православный храм в Москве, в Китай-городе, на улице Варварке.

История

Церковь Максима Блаженного, декабрь 2017 г.

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её придел был освящен в честь Святого Блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной — матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698—1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города.

В 1827—1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII—XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В конце 1920-х гг. регентом в храме был молодой инок Платон — будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965—1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года, проводятся по праздникам.

  • Улица Варварка, современный вид. На переднем плане храм Максима Исповедника

  • Фотография Николая Найдёнова. 1882 год

  • Купол храма Максима Исповедника (в середине)

> Примечания

  • Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883. № 28.

Ссылки

  • Церковь Максима Исповедника на сайте «Храмы России»
  • Храм прп. Максима Блаженного на Варварке, Патриаршее подворье храмов в Зарядье

  • Знаменский
    • Собор Иконы Божией Матери Знамение
  • Николо-Греческий
    • Собор Николая Чудотворца
    • Часовня Николая Чудотворца
  • Богоявленский
    • Богоявленский собор
    • Афонская часовня
    • Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  • Заиконоспасский
    • Собор Спаса Нерукотворного Образа

Культовые сооружения Китай-города
Храмы Монастыри Соборы и церкви
Часовни
  • Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских ворот
  • Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот
  • Иверская часовня у Иверских ворот
  • Пантелеймона Целителя у Владимирских ворот
  • Сергия Радонежского у Ильинских ворот
  • Преподобного Сергия при церкви Троицы в Полях
  • Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста

Ключевые понятия
Улицы Существующие Утраченные
Храмы, соборы, монастыри Существующие Утраченные
Здания

Максима Исповедника Церковь на Варварке

Церковь Максима Исповедника на Варварке Церковь Максима Исповедника носит имя московского блаженного Максима, по прозвищу «Нагоходец», известного в начале XVI века. Максим Блаженный был похоронен в 1434г. на Варварке возле этой церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба: «Ноября 12 преставися раб божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным». А в 1547г. Блаженного Максима канонизировали. Каменный храм в его память был построен на средства Василия Бобра в XVI веке.
В 1698г. было построено современное здание на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитинова из Москвы. Главный престол был освящен во имя святого Максима Блаженного, а южный придел — во имя святого Максима Исповедника. Из-за этого у храма два названия.
Интересна церковь в первую очередь большим центральным объемом, перекрытым без дополнительных опор. Но главное, когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи Максима Блаженного. На время строительства их хранили в другом храме, а потом перенесли обратно и поместили в серебряную раку под балдахином.
Известно, что нижний этаж в XVII-XVIII веках использовался для хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий.
В 1737 году в пожаре, погубившем половину центральной части Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили. Но зато в 1812 году храм героически выстоял. Священник Игнатий Иванов не оставил свой храм и прихожан, продолжая совершать богослужения, за что после победы был награжден наперсным крестом. Тот факт, что в храме проводились богослужения, говорит о том, что он не сильно пострадал — в оскверненных или полуразрушенных церквях проводить службу было невозможно. А в 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем.
В 1930-х годах храм Максима Исповедника был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на южной стороне улицы. И только смерть Сталина остановила этот план. Внутри размещалось заводоуправление «Мосремчас», гарантийный ремонт часов. Сам храм имел неряшливый грязный вид. В 1965 году началась реставрация храма Максима Блаженного. А некоторое время после 1970 г. здание храма использовалось для пропаганды знаний о природе и ее охране.

Максим Московский, Христа ради юродивый — история Святого имени

Краткое житие блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского

Жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «За дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой, его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный говорил знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 г. и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 г. в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленные мощи блаженного Максима.

Полное житие блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. «Хоть люта зима, но сладок рай», – говорил он, поучая всех терпению и перенесению житейских невзгод.

Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и образно народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засуха, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не все по шерсти, ино и напротив… за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего: купцы и московская знать. Блаженный Максим говорил им, знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Обличения юродивого не оставались бесплодными, многие из москвичей обращали свои сердца к Богу.

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. Господу было угодно прославить чудесами Своего угодника: у гроба святого стали совершаться исцеления. 13 августа 1547 года были обретены нетленные мощи блаженного Максима и тогда же ему было установлено ему празднование. В Окружной грамоте митрополита Московского Макария сказано: «Пети и праздновати на Москве, августа в 13-й день, новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, рядом с которым был погребен святой Максим, сгорел в 1568 году. Но святые мощи Максима оставались под спудом. Благоговейные почитатели памяти святого построили над его могилой придел в честь святого .

В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе» (около 1634 г.) под 11 ноября сказано: «Максиму юродивому: благовест в лебедь, середней»; под 12/13 августа: «Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест в лебедь, звон середней; а ныне только празднуют в ноябре, а поют по уставу».

В 1698 году по усердию московских жителей Максима Верховитина и Максима Шаровникова старый Борисоглебский храм был разобран; при этом отвалившийся от стены камень открыл великое сокровище – целебные мощи святого блаженного Максима. Они были с честью перенесены в один из московских соборов, где и находились во все время постройки нового храма. По окончании строительства он был освящен во имя блаженного Максима Московского с приделом в честь прп. Максима Исповедника. Около сорока лет хранились мощи блаженного в этом храме. В 1737 году произошел сильный пожар, во время которого сгорел храм во имя Максима Московского. Уцелевшие части мощей блаженного Максима были благоговейно собраны и переданы в Максимовский храм в 1768 г. Священнику этого храма Никите Иванову было поручено изготовить кипарисовый ковчег, украшенный серебром, что и было им исполнение в 1770 году.

В «Повести» о перенесении мощей блаженного Максима сказано: «О святом же житии его и чудесех его глаголют мнози, еже была не малая книга написаная, но не вем, како из церкви изгибе или кто у прежде бывших священников взял ради списания».

См. также: в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Церковь Максима Блаженного

Максим Блаженный известен как первый московский юродивый. По преданию, он рано оставил свой дом и обосновался на Варварке около церкви Бориса и Глеба, где и юродствовал («был не от мира сего», летом и зимой ходил почти голым, перенося с молитвой и зной и холод, поучал всех терпению и перенесению житейских невзгод). Умер он там же, предположительно у ограды церкви 11 ноября 1434 года. Похоронил его некий Федор Кокчин, который проживал рядом и был прихожанином храма. Позднее его фамилию стали произносить, как Кочкин и храм стали называть «что у Кочкина двора». Мощи юродивого были обретены в августе 1547 года, после чего он был канонизирован Московским церковным собором в лике Блаженного. К деревянному Борисоглебскому храму был устроен придел во имя его небесного покровителя Святого Максима Исповедника. О старом храме не осталось сведений. Новая церковь была построена в 1698 году на деньги купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитникова из Москвы.
Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом, кубической формы, поставлен на высокий подклет, представляющий из себя одностолпную палату. Судя по заложенным закомарам и более поздней четырехскатной кровле, имел несколько ярусов кокошников, характерных для архитектуры второй половины XVII века. Обширный подклет служил в ХVII – ХVIII веках местом хранения имущества горожан во время пожаров.
После пожара 1737 года храм был подновлен в стиле барокко, характерном для архитектуры Москвы того времени. Об этом мы можем судить по старой фотографии начала XX века, на которой виден граненый барабан и восьмигранный свод – характерные признаки барокко. Ребра барабана оформлены лопатками полуквадратной формы. Барабан имеет световые окна и заканчивается главкой луковичной формы. Окна верхнего яруса «растесаны» под больший, по сравнению с нижними окнами размер. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи ХVIII века. Имевшие место росписи в закомарах не сохранились. Почти квадратная на всю ширину храма апсида имеет необычную форму. Восстановленный рисунок каменных оконных наличников слабо напоминает богатые наличники XVII века из наборных колонок. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск на Москву, здание незначительно пострадало — службы в храме не прекращались, а известно, что в сильно разрушенных и оскверненных церквях служить запрещалось.
Возведенная в 1829 году двухъярусная колокольня, если смотреть с улицы, построена в стиле ампир, характерными признаками которого на данной постройке являются: высокий шпиль в завершении купола, аттик, полуциркульные арки на первом и втором ярусах, навершия над проемами в виде клинообразных камней, рустовка нижнего яруса. Колокола на колокольне отсутствуют.
Среди прихожан Церкви были известные «водочные короли» Смирновы. Иван Алексеевич Смирнов имел дом на углу Грузинского и Ипатьевского переулков. Его лучшая «Смирновская» водка раньше называлась «Варваркой».
В советское время в 30-е годы церковь была закрыта. Согласно Сталинскому плану реконструкции Москвы, все дома по южной стороне улицы должны быть снесены, в том числе церковь Максима Блаженного. Правда, реализовать проект не удалось. Этот храм сохранился, как и многие другие. Храмы сейчас красиво обрамляют примыкающую территорию созданного парка «Зарядье», разбитого на месте гостиницы Россия, которая была снесена. В 1965 году под руководством архитектора С.С.Подъяпольского была проведена реставрация и помещения храма стали использоваться для различных выставок. До проведённой реставрации храм имел удручающий вид: отсутствовали все главы с крестами, был существенно утрачен декор, облетела краска фасада, большие разрушения были внутри. С 1994 года в храме возобновились богослужения, и силами прихожан храм стал «оживать». Однако этого было недостаточно для воссоздания такого исторического памятника.
В ходе реставрационных работ 2014 года был отреставрирован и частично воссоздан белокаменный цоколь. Наружные стены храма и приделов усилили методом инъектирования и вычинки кирпичной и белокаменной кладки. Помимо восстановления фасада были восстановлены интерьеры, росписи, иконостас, прилегающая ограда. Сам храм выкрашен в белый цвет, а колокольня – в светло-охристый с белыми деталями. На колокольне восстановлены и частично заменены подколокольные балки. Металлические главки с подзорами колокольни и церковного купола отреставрированы и окрашены, а на медной поверхности крестов, шаров и шпилей восстановлена позолота.
Паперть церкви была отреставрирована с заменой облицовки: существующую облицовку демонтировали, а паперть воссоздали в габаритах XIX века с реконструкцией ограждений.
Территория вокруг храма благоустроена, на грунтовых участках устроены газоны.

Максим Храмов

Максим Храмов: ресторатор, який краде чужі ідеї та імена

Ресторатор Максим Храмов став одним із творців мережі піцерій “Челентано”. Але в той час він не соромився використовувати чужу фірмову марку та навіть ім’я відомого актора і співака для створення ресторанів.

>Біографія

Максим Храмов народився 20 квітня 1965 року у Львові. У рідному місті жив до 1996 року. Проживав якийсь час у Санкт-Петербурзі, а потім переселився до Києва.

Освіта

Ресторатор Максим Храмов має незакінчену музичну освіту.

Спочатку він навчався у Львівській середній спеціальній музичній школі-інтернаті імені Соломії Крушельницької. Потім вивчав музикознавство у Львівській консерваторії імені Миколи Лисенка.

Однак вищої освіти не отримав.

Після першого курсу його забрали в армію, а після демобілізації Храмов вирішив не відновлюватися.

Сім’я

Батько Максима Храмова працював журналістом, а мати викладала російську мову і літературу. Старша сестра — музикант.

У ресторатора є дочка і двоє онуків. Про дружину інформації у відкритих джерелах немає.

Кар’єра

Максим Храмов з дитинства захоплювався журналістикою. Його статті почали публікуватись ще у восьмому класі.

Першим місцем роботи для Храмова стала львівська молодіжна газета. Тут Максим відповідав за культуру, мистецтво і театр. Згодом став завідувачем відділу культури, а потім політики.

Після здобуття Україною незалежності, будучи головним редактором, Максим Храмов пішов з журналістики. Він зайнявся підприємницькою діяльністю. Майбутній ресторатор спочатку продавав килими, телевізори, автомобілі.

У 2001 році знайомі Гарік Кричевський і Марк Зархін запропонували йому очолити в Києві заклад, який вони відкривали. Це була “Картопляна хата”. Через півроку відкрився ще один заклад — піцерія “Челентано”.

Піцерія одразу стала популярною. До Храмова звернулись із пропозицією продати франшизу “Челентано”. Так з’явились перша велика не тільки в Україні, але й в Східній Європі франчайзингова мережа ресторанів — “Челентано”.

Через чотири роки піцерій було вже п’ятнадцять. До 2008 року у ресторатора вже налічувалося п’ятдесят закладів. У кращі роки налічувалося дві сотні закладів.

За свою кар’єру ресторатора Храмов переніс три кризи: в 2004, в 2008 і в 2014 роках. За словами самого підприємця він не переживав із приводу втрати закладів у кризові роки. Навпаки він навчився отримувати задоволення не тільки від відкриття ресторанів, але і від їх закриття.

У 2016 році Максим Храмов став співзасновником ресторану “Pastateca”, де основною стравою стала паста. Ресторатор створив ресторан “Гіві Рубінштейн” з єврейської та грузинською кухнею.

Самостійно Максим Храмов відкрив шість десятків ресторанів, піцерій і пабів. Усього ж по франчайзингу працює приблизно сто п’ятдесят закладів.

Крім «Челентано», Храмову належать ресторани «Пастатека» і «Гіві Рубінштейн», а також фан-бари «Банка» і «Жовток».

Всі заклади Максима Храмова об’єднані в компанії “3F” — “Fun Food Family” і “Фанера Project”, в яких ресторатор є головою ради директорів.

У 2018 році ресторатор узяв участь у реаліті-шоу «Багач-бідняк».

За сценарієм мільйонеру Храмову потрібно було вижити в невеликому містечку в Дніпропетровській області без грошей протягом двох днів.

Компромат

Ім’я Максима Храмова було замішаним у великий скандал із франшизою. Ще на початку 2000-х років у Севастополі з’явилися вареничні “Катюша”, інтер’єр яких нагадував радянські квартири 70-80-х років. Закладами в радянському стилі зацікавилися в Києві. Ресторатор Марія Адоніна в 2009 році купила у власника “Катюші” Вадима Гакала франшизу на відкриття закладів у Києві.

Інвестором нових вареничних у столиці виступив Максим Храмов. “Катюші” в Києві росли, як на дріжджах. Однак власника франшизи не влаштовувало, як працюють вареничні в столиці. Гакало запропонував стати фінансовим партнером у нових закладах мережі. Але після чотирьох років роботи Адоніна і Храмов відмовилися від франшизи і запропонували розірвати договір.

Севастопольський підприємець був не проти. Але він зажадав, щоб у такому випадку київські “Катюші” повністю змінили інтер’єр і назву.

Останнє було виконано майже відразу. Вже через тиждень всі київські заклади називалися “Перемога”. Але ось всередині нічого не змінилося. Гакало подав до суду на Адоніну з вимогою заборонити їй використовувати його фірмовий стиль закладів.

Феміда залишилася на боці Гакала, заборонивши використовувати вареничній “Перемога” дизайн “Катюші”.

Храмов у цій справі вирішив перевести всі стрілки на Адоніну, заявивши, що він усього лише міноритарний акціонер і ніякого відношення до шахрайства з чужим дизайном не має.

Виник судовий спір і через назву піцерій “Челентано”. Коли франчайзинг мережі вийшов на молдавський ринок, назва закладу викликала незадоволення у італійського актора і співака Адріано Челентано.

Він був проти використання його фотографій в інтер’єрах закладів, а також його прізвища в назві.

Але творець піцерій Марк Зархін, а також сам Максим Храмов відстояли в суді можливість використання прізвища Челентано.

Їх твердження, що в Італії безліч людей мають це прізвище і воно не асоціюється тільки з Адріано, виявилося переконливим.

Статки

Бізнес-активи Максима Храмова оцінюють в два з половиною мільйони доларів.

Автомобіль у ресторатора Mercedes-AMG вартістю сімсот тисяч гривень.

Будинок підприємця загальною площею чотириста квадратних метрів знаходиться в Новій Конча-Заспі. Його вартість чотириста п’ятдесят тисяч доларів. Ремонт у ньому обійшовся в сімсот п’ятдесят тисяч доларів.