Малое освящение воды

Какие молитвы читают для освещения святой воды

Несмотря на невероятную значимость духовного мира для христианина, он все же живет в мире материальном, который постоянно влияет на духовный. Как правильно поступать, за кого выходить замуж, что покупать — все эти вопросы ежедневно преследуют верующих людей. Люди хотят быть благословенными и вокруг окружают себя такими вещами, поэтому молитва на освящение новой вещи популярна среди православных.

Православие относится к той вере, которая придает большое значение материальной составляющей жизни и освящению этой сферы. Существуют молитвы для освящения ювелирных украшений, одежды, бытовой техники. Заканчивает этот список предметы больших инвестиций — бизнес, машины и недвижимость. Но обычно такие большие покупки освящает приглашенный священник.

Молитва на освящение новой вещи — это молитвенное прошение, направленное к Господу о благословении Им приобретенного предмета. Это требуется в том случае, если человек хочет, чтобы вещь прослужила долго и приносила только пользу.

Статьи в дополнение:

Стоит немного отступить и пояснить, что современная вера в положительную и негативную энергию, энергетические отпечатки грузчиков и продавцов — все это, с точки зрения православной веры, чушь. Христос не учил никогда учеников ни о каких энергетических полях или аурах. Его учение простое:

Издревле освящали закладку фундамента для дома или храма, в храме освящают всю утварь, приносят освящать ювелирные украшения (крестики нательные и пр.), а также еду и воду. Это нормально — желать вокруг себя только хорошие вещи, которые были благословлены священником.

Но православному верующему стоит понять, что покупку освещать не обязательно, это не сделает ее нечистой. Тем более следует избегать всяких мистических учений об энергии.

Но если человек желает освятить покупку, он вправе это сделать. Существуют различные традиции освящения предметов (принести в храм, пригласить священника и пр.), но сам обряд подразумевает в любом случае молитву над предметом и освящение его святой водой.

Если на освящение машины или квартиры можно пригласить священнослужителя, то, например, золотые кольца можно освятить и самостоятельно. Для этого создали несколько молитв, которые подходят под конкретный случай (предмет, квартира или машина) и которую читают в процессе обряда.

Ее можно найти в обычном молитвослове. Ритуал крайне простой:

Последовательность действий при освящении больших предметов или недвижимости точно такой же, только молитва читается по мере продвижения по квартире и кропят ее углы (машину кропят полностью). Для этого можно воспользоваться услугами священника.

После прочтения молитвы нужно окропить вещь трижды святой водой со словами:

Благословляется и освящается вещь сия (при этом называем вещь) окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Воскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Молитва на освящение воды

Боже Великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко, поели Дух Твои Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово, сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, яко да вси почерпающий ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение отрастем, во оставление грехов, в отгаание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на веяку пользу подобну. И елика аще что в домех или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет кры-ющагося врага, и аще нечто есть, еже или здравию живущих завидит, или покою, окроп-лением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися Пречестное и Великоле-пое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Проект очень нуждается в вашей молитвенной и благотворительной поддержке!

Нередко случается так: покупает человек какую-то обновку – будь то обычные колготки, будь то автомобиль – и чувствует какой-то дискомфорт, а то и претерпевает неудачи, может заболеть. Это происходит от того, что покупка как бы заряжена отрицательной энергией, передает негативную энергетику как изготовителя, так и людей, через руки которых она прошла на пути к потребителю.

А у нового владельца может оказаться слабая энергетическая защита – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому рекомендуется новые вещи святить, с помощью молитвы на освящение всякой вещи. Таким образом, на них нисходит Божие благословение и обретается божественная защита.

Церковная библиотека содержит множество молитв, способных не только очистить вещь, но и зарядить ее положительной энергетикой. В процессе освящения негативное воздействие будет снято, а вещь к тому же обретет благодать.

Сейчас есть широкая возможность приобрести предметы церковного обихода – крестики, иконы, ладанки – в обычных магазинах. Их непременно надо освятить в церкви, при условии, что они выдержаны в каноническом православном виде.

Чаще всего, особенно при желании освятить крупную и дорогостоящую покупку, прибегают к помощи священника, который проведет особый обряд освящения. Новые вещи попроще и бытового плана можно освятить самим. Особенно это касается детского ассортимента.

Есть и специальная молитва, которая так и называется – на освящение всякой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

При чтении молитвы, кропить вещь святой водой трижды.

Как уже было упомянуто, для освящения крупной покупки типа автомобиля или квартиры необходимо пригласить священника из ближайшего храма, договориться с ним о времени проведения этого обряда.

Автомашины во многих семьях не столько предмет роскоши, сколько предмет необходимости. В них проходит значительная часть человеческой жизни, некоторые связаны с профессиональной деятельностью. И потому, естественно, хочется чувствовать себя в безопасности.

Освящение автомашины имеет глубокий духовный смысл. Человек, желающий совершить этот обряд над своим транспортным средством, должен ясно представлять себе, что это вовсе не магический ритуал, гарантирующий безопасную езду.

Делая это, владелец машины добровольно и сознательно обращает и посвящает свои мысли и дела, связанные с дальнейшим использованием машины, Господу Богу, ведь от Него же он ждет благословения и защиты.

Действенность данного обряда в первую очередь зависит от того, насколько сам его заказавший достоин этой благодати, насколько он верует и искренне молится и готов ли не использовать свой транспорт во зло или вред кому бы то ни было, не совершать с его помощью безнравственные или греховные действия.

Машину надо подогнать к зданию церкви, предварительно освободив от лишних вещей салон и багажник. Чтобы батюшка смог окропить святой водой все части автомобиля, открывают дверцы, крышку капота, багажник.

Сначала священнослужителем читаются молитвы на освящение, а затем машина окропляется святой водой с молитвой:

Благословляется и освящается колесница сия во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Заказывая чин освящения, многие не придают этому большого значения – ну освятил и освятил, так надо. И вряд ли кому-то приходит в голову, что освященная среда несовместима со сквернословием, курением, а тем более употреблением алкоголя – грех в таком случае удваивается. Не следует также украшать салон откровенными картинками и слушать пошлую музыку.

Если нет возможности пригласить священника, можно освятить машину и самому. Конечно же, человек должен быть как минимум верующим и знать необходимые молитвы. Понадобится еще свеча – ее зажигают и трижды обходят автомобиль, молясь при этом.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

Текст второй православной молитвы:

Господи Боже наш, восседающий на Серафимах и носимый на Херувимах, мудростью украсивший человека, благим Твоим промыслом все ко благу направляющий, ниспошли благословение Твое на колесницу сию и Ангела Твоего к ней приставь, дабы ездящие в ней, им хранимые и наставляемые, в мире и благополучии путь свой совершив, Тебе славу и благодарение воссылали, восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Совсем не будет лишним, если человек перед дорогой и по пути будет повторять молитву водителя – есть и такая в православной традиции. В последнее время ее все чаще можно встретить в церковных лавках в виде магнита. А еще – молиться Николаю Чудотворцу. Молитвы к нему есть во всех молитвословах.

Поэтому духовный смысл обряда все тот же – обретение Божьего благословения дому и всем живущим в нем, защита от зла, посвящение себя служению Богу.

Рекомендуется освящать квартиру, если жильцы постоянно болеют, ощущают упадок сил; если возникают какие-то сложности семейного плана; если в квартире растут дети; особенно – если возникают явления полтергейста. Это следует сделать даже тогда, когда не все в семье верующие, просто в их отсутствие.

Чин освящения должен проводить лишь служитель церкви, производя все действия согласно принятому обряду: совершает чтение необходимых молитв, каждение, прикрепляет над окнами и дверями изображения Креста. К этому моменту необходимо навести порядок и чистоту в доме.

Согласно иной точке зрения, мирянин может все же сам освятить свое жилище. Что для этого надо?

Молитва на освящение квартиры:

Вода, которую приносят в дом в Канун Крещения и на Крещение, считается особой. Она не портится несколько лет, сохраняя свою структуру.

Этой водой лечатся и окропляют ею жилище. Помогает крещенская вода также во многих других случаях.

Крещенская вода, освященная в праздник Богоявления, называется Великой агиасмой (святыней). В своей беседе на Крещение святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но, почерпнутая ныне, целый год, а часто и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника»(В. Пономарев «Справочник православного человека»).

КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА 2019: КОГДА И ВО ЧТО НАБИРАТЬ

Вода, освященная 18 января, ничем не отличается от воды, освященной 19 января. То, что освящают воду два раза, получилось исторически: первый раз — накануне Крещения в храме, в Крещенский сочельник, потому что уже совершается литургия. А второй раз — по обычаю — шли освящать живую воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.

В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи. Но это не так. Обычно вода становится особенной примерно с 18 часов 18 января и сохраняет свои свойства до обеда 19 января. Потом вода в реках и других крупных водоемах становится «обычной».
Можно взять воду в храме в день самого праздника, после водосвятия, но, поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду.

Если же вы решили просто набрать воды из-под крана, то сделать это нужно во временном промежутке с 00.10. до 01.30. в ночь с 18-го на 19-ое января. Заготавливать воду можно и позже, но именно это время считается наилучшим.

Крещенскую воду лучше набирать не бездумно, а после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома).
Чтобы набрать Крещенской воды необходимо специально заготовить емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Лучше всего набирать в баки или стеклянные банки. Но чаще всего набирают в пластиковые бутылки. Главное условие — тара должна быть чистой! Даже, если вы взяли бутылку из под лимонада — ополосните её. Это великое неуважение — набирать такую Святыню в грязную посуду!

Святую воду набирают только в очень чистую посуду. Не стоит кощунствовать и брать для этого бутылки из-под водки или пива, особенно, если на них остались этикетки.

ЧТО ДЕЛАТЬ С КРЕЩЕНСКОЙ ВОДОЙ

Крещенская вода целебна, она лечит, оказывает профилактическое действие, поднимает жизненные силы человека и омолаживает. «…Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословление у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарств натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей.

Ею и умываться можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь» (С. Шуляк «Православные праздники»).
Кроме того, к помощи крещенской воды прибегают, когда нужно очистить от негатива жилище, хозяйственные постройки, вылечить домашних животных и сохранить источники воды, например, колодец.

На Руси было принято окроплять все углы в доме водой, которую приносили из Храма в Канун Крещения. Особое отношение в это праздничное время было и к снегу, и к талой воде. В Киврин, профессиональный физик, давно занимается изучением воды. Он предлагает сравнить фотографии кристаллов воды, которая течет из водопроводного крана, и крещенской воды.

Невзрачные кристаллы хлорированной водопроводной воды, собравшей всю грязь водопроводных труб, сильно отличаются от правильных и очень красивых кристаллов крещенской воды. Человек всегда интуитивно тянулся к структурированной воде, чтобы поддержать собственное здоровье.

В своей книге «Энергетика воды. Расшифрованные послания кристаллов воды» В. Киврин делится опытом:

«…Я набираю каждый год двадцать и более литров крещенской воды: для поддержания здоровья, для очистки дома, для увеличения урожая, для очистки воды в колодце».
Людям после пятидесяти лет полезно пить святую воду хотя бы дней десять в году. Крещенская вода нейтрализует «пожелания» злых и завистливых людей, поэтому она была всегда столь востребована при лечении людей и очищении их жилища. В Крещение полезно принять теплый душ, произнося такие слова:

«Вода уносит все горести и печали, мое сердце и душа чистые».
Прорубь (иордань) — лучший вариант, который, к сожалению, могут позволить себе не все люди. В. Киврин продолжает: «Старые земские врачи говорили, что питие святой воды после сна омолаживает организм и продлевает жизнь до девяноста, а то и ста лет. Святая вода, добавленная даже в небольшом количестве к обычной чистой воде, сообщает ей благодатные свойства (книга «Расшифровка магии кристаллов воды»).

КАК ХРАНИТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ?

…В Крещение вода освящается в храмах, в колодцах, реках и озерах. Если человек по каким-то причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя.
На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово — «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое» (С. Шуляк «Православные праздники»).

В Храме святую воду набирают только в очень чистую посуду. Не стоит кощунствовать и брать для этого бутылки из-под водки или пива, особенно, если на них остались этикетки.
«Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится..» (С. Шуляк «Православные праздники»).

Крещенскую воду лучше всего хранить в стеклянной посуде. Время от времени из бутыли или трехлитровой банки воду отливают в меньшую бутылочку, чтобы ею пользоваться. Считается, что не стоит слишком часто открывать емкость с водой или держать ее открытой. Остатками воды поливают растения, а не сливают их в раковину. Не стоит долго держать крещенскую воду в открытых ведрах и в кастрюлях. Вода в прудах и реках тоже вскоре становится прежней.

P.S. Делитесь этой записью с друзьями!

Святая вода

Источник в монастыре святой Феодоры (Салоники)

Свята́я вода́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)

История

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век). О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века.

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма.

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры». Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз , во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении».

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником.

Освящение воды

Православный священник освящает воду в водоёме.Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.

В православной церкви

В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения:

  • Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) и в сам праздник (на следующий день). При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня) — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста. Освящение в день праздника (до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе).
  • Сокращённое Великое освящение — совершается перед таинством Крещения. При этом освящении (в отличие от предыдущего) епископ или священник, благословляя, окунает в воду персты десницы своей и мажет воду святым елеем. В эту воду погружают принимающих таинство крещения, но не пьют её.
  • Малое освящение — совершается по требнику на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день празднования Живоносного Источника в пятницу Светлой седмицы, в день Преполовения и в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня), а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также во дни храмовых праздников, при малом освящении храма, на молебнах во время бездождия, в продолжительных крестных ходах, при посещении святых источников. В отличие от Крещенской (Богоявленской), молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак.
  • При освящении храма — над тёплой водой, вином красным и розовой водой архиерей читает следующую молитву:

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воды сия́ ко освящению и совершению жертвенника твоего сего : яко благословен еси во веки веков. Аминь.

А при возливании их на трапе́зу и окроплении ими антиминсов:

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся: омы́еши мя, и па́че снега убелю́ся.

  • На Божественной литургии, совершаемой архиереем, — при пении «Иже херувимы» иподиаконы подносят к открытым Царским вратам чашу с водой для умывания рук, и архиерей, умывая руки, произносит молитву:

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воду сию́, ко освящению всех людей твоих: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах (озёрах, реках, прудах). В России, в специально прорубленных во льду про́рубях, которые называют «иорда́нь», в воспоминание крещения Иисуса Христа в Иордане.

В католической церкви

Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм).

В западных обрядах Католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого обычно происходит крещение взрослых катехуменов. Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом или большой пасхальной свечёй (пасхалом).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии. В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан, как символ воспоминания крещения верных. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется.

Использование святой воды

Православный священник окропляет прихожан святой водой

Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом Церкви. Святая вода используется при освящении храмов и всех священных сосудов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов при помощи креста и особого богослужебного предмета — кропила.

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии. В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «То́чию агиа́сму да пие́т».

В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома возле икон и употребляется в случае нужды: её выпивают (иногда вместе с приятием просфоры) натощак, ею окропляют жилище и предметы с чтением специальной молитвы:

Го́споди Бо́же мой! Да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному Милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.

В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Свойства святой воды по учению Церкви

Водосвятная чаша и кропило XVII века.

По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа. Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств.

Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени. При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в сухой колодец при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление).

Славянские традиции

В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества, на Васильев день (Новый год), Громницы (Сретение), в Чистый четверг или пятницу (см. Страстная неделя в славянской традиции), в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода, болг. василева вода, рус. сретенская, в.-слав. четверговая вода и т. п.). Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата, серб. неначета, циjела, болг. неначната, рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом (рус. немая вода, серб. нема вода, болг. мълчашна вода, морав. mlčava voda). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.

Критика

Рациональное объяснение свойств святой воды

В статье Боровкова И. И. «Как сделать „святую воду“ и три чуда с её помощью» (журнал «Химия и жизнь», 1970, № 3) такие случаи рассматривались либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие лёгким бактерицидным действием.

В. А. Мезенцев в книге «100 ответов верующим» рассматривает известные мнения, касающиеся того, что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами, и приводятся случаи долговременного хранения воды без освящения в храме: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил её. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!». Мезенцев отмечал, что «святую воду» освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освящённая“ и „неосвящённая“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освящённой воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами), убивают микроорганизмы в воде. Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, чёрной кошке и чудесах без чудес» (Мезенцев В. А., Пинчук Л. Т.; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е.; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана «Почему я перестал верить в бога» (М.: Молодая гвардия, 1957).

Современная наука пристально изучает воду и её действительно весьма интересные свойства. Результаты этих исследований, отражаются в публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и суммированы в хорошо известных специалистам монографиях (например, в классической монографии Д. Эйзенберга и В. Кауцмана). На сегодня можно с безупречной надежностью утверждать, что в воде не образуются никакие структуры, способные «запоминать» или хранить информацию, не существует никакого явления аквакоммуникации, передающего эту информацию на расстояние и пр. Вода не подвержена воздействию слов, рок-музыки, мыслей человека, неважно, именует ли он себя экстрасенсом или священником. Вода не мутнеет и не светлеет от чтения молитв и не приобретает бактерицидных свойств в результате обряда освящения, так что она не может быть индикатором силы религиозной веры.

— Архипов М. В., Сергеев А. Г. Вода индикаторная // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. — 2016. — № 17.

Обнаружение инфекционных возбудителей в воде

Австрия

Исследователи из Медицинского университета Вены под руководством микробиолога Александра Киршнера (Аlexander Kirschner) провели микробиологический и химический анализы проб воды, взятой из 21 святого источника и 18 купелей Австрии. Оказалось, что состав воды лишь 14 % святых источников соответствовал национальным стандартам качества. В остальных 86 % проб была обнаружена кишечная палочка, энтерококки и кампилобактер, то есть бактерии, обычно содержащиеся в фекалиях. Причем концентрация этих бактерий в святой воде оказалось огромной — до 62 млн болезнетворных бактерий на 1 мл воды.

Исследование, опубликованное в австрийском журнале «Вода и здоровье», показало, что все образцы святой воды, взятые в купелях церквей и больничных часовнях Австрии, содержали бактерии — причём чем больше прихожан посещало церковь, тем больше болезнетворных бактерий было найдено в образцах святой воды (в неё католики обмакивают пальцы). Употребление такой воды может привести к диарее, болям в брюшной полости, повышению температуры тела и судорогам.

Россия

В январе 2010 года сотни жителей Иркутска были госпитализированы из-за отравления крещенской святой водой, взятой из болота, загрязненного стоками и, предположительно, омывающего могильники. У пострадавших началась рвота, диарея, интоксикация и повышение температуры тела до 38 градусов.

> См. также

  • Непочатая вода
  • Живая вода
  • Мёртвая вода

Примечания

  1. Святая вода
  2. (Казбекова Е. В. Александр I (папа римский) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505-506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.)
  3. The apocryphal acts of Paul, Peter, John, Andrew and Thomas by Bernard Pick, Chicago: Open court pub., 1909, p. 87
  4. (Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.)
  5. «Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, то есть день праздника Богоявления.— свящ. М. Ж.)… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского а наши братья — из герасского… А многие из Египта свидетельствуют то же самое и о Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому все и набирают воды и затем хранят её — и в самом Египте, и в других странах» // http://www.pravoslavie.ru/76587.html Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  6. 1 2 3 Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  7. Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208—209.
  8. Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.
  9. 1 2 3 4 Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  10. Освящение воды
  11. 1 2 «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены во́ды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  12. Чистяков Г. П. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды.
  13. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви.
  14. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/arh/trebnik-ucs.pdf
  15. Азбука веры. Требник. Послѣ́дованїе ма́лагѡ ѡ҆сщ҃е́нїѧ воды̀.
  16. Гл. 28 — Чин освящения храма, от архиерея творимого.
  17. Иордань.
  18. Толковый словарь Ушакова.
  19. Александр I // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 505—506. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  20. О святой воде.
  21. Молитва на принятие просфоры и святой воды. Молитвослов.
  22. Азбука веры: вода святая
  23. Газета «Вечный Зов» № 12 (206) 2015, 1-2 (207—208) 2016 (Можно ли освящать воду деревянным крестом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского мужского монастыря г. Москвы).
  24. Максим Козлов Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир, 19.01.2006 г. (копия)
  25. Виноградова, 1995, с. 387.
  26. Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три чуда с её помощью // Химия и жизнь. — 1970. — № 3
  27. 1 2 Мезенцев В. А. Вопрос. «Святая» вода и «освящённые» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами? // «100 ответов верующим». — Политиздат, 1974. — 702 с.
  28. 1 2 Святая вода оказалась опасной для здоровья. Дата обращения 7 мая 2017.
  29. 1 2 Holy Water May be Harmful to Your Health. ABC News (14 сентября 2013). Дата обращения 7 мая 2017.
  30. 1 2 Alexander K. T. Kirschner, Michael Atteneder, Angelika Schmidhuber, Sonja Knetsch, Andreas H. Farnleitner. Holy springs and holy water: underestimated sources of illness? // Journal of Water and Health. — 2012-09-01. — Vol. 10. — P. 349—357. — ISSN 1477-8920. — DOI:10.2166/wh.2012.005.
  31. Fr. John Bartunek. Why Have Holy Water Fonts and Bless Ourselves with the Water?
  32. Жители Иркутска отравились крещенской водой из болота. Вести.ру (22 января 2010 г.). Дата обращения 21 сентября 2017.
  33. Более 100 отравившихся святой водой в Иркутске выписаны из больницы // Ria.ru

Литература

  • Водоосвящение // Православная богословская энциклопедия. — Т. 3. — Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 год.
  • Вода / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 386–390. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Вода святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мельник А. Г. Вода в христианских сакральных практиках Древней Руси конца X-XVII веков // Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира / ред.-сост. А. М. Лидов. — М., 2017. — С. 496—520. — ISBN 978-5-91796-061-6.

Ссылки

  • Иорданское водосвятие: великое освящение воды
  • О святой воде // Православие.Ru
  • Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия // Православие и мир
  • Водосвятие // Российский Этнографический Музей
  • «Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами?
  • А. Охоцимский. Святая вода и Реформация. Очерк истории святой воды в западном христианстве.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Католические молитвы и сакраменталии для защиты от зла
Молитвы
Сакраменталии

ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Перед совершением водоосвящения ставится (посреди храма,) столик, (покрытый покрывалом), и на нем кладется святое Евангелие, и чистая вода в сосуде. Ставятся и два подсвечника с зажженными свечами, (кропило) небольшой пучок сухих веточек базилика и чистое белое полотенце. Священник же, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря, держа в руках святой Крест с веточками базилика (для кропления). Впереди идет диакон с кадилом и два священосца со свечами. Став пред столиком, священник кладет на него Крест и, взяв кадило, кадит воду крестообразно и начинает обычно.

Диакон: Благослови, владыка!

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 142

Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты — Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой.

Затем поем на глас 4

Бог — Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне.

Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Стих 2: Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им.

Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни.

Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Пс 117:27а, 26а, 1, 11, 17, 22–23

И настоящие тропари, глас 4

К Богородице ныне усердно прибегнем / мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, / в покаянии взывая из глубины души: / «Владычица, помоги, над нами сжалившись, / поспеши, мы погибаем от множества согрешений! / Не отпусти Твоих рабов ни с чем: / ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!» (Дважды)

Слава, и ныне: Не прекратим никогда, мы, недостойные, / возвещать о могуществе Твоем, Богородица, / ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, / кто бы нас избавил от стольких бед, / кто бы сохранил нас доныне свободными? / Не отступим, Владычица, от Тебя, / ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, — да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом — и буду очищен; омоешь меня — и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие — возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, — к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Затем поем следующие тропари, глас 6

«Радуйся» от Ангела принявшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих. (2)

Воспеваем Сына Твоего, Богородица, / и взываем: «Пречистая Владычица, / от всякой беды избавь рабов Твоих!»

Царям, пророкам и Апостолом, / и мученикам Ты похвала, / и Заступница мiру, Всенепорочная.

Язык всех православных хвалит, и превозносит, / и славит пречистые роды Твои, / Мария, Божия Невеста!

Дай, Христе мой, и мне недостойному / долгов отпущение, прошу, / по ходатайствам Тебя родившей, как милосердный.

На Тебя я мои надежды возложил, Богородица, / спаси меня ходатайствами Твоими, / и даруй мне согрешений отпущение.

Оживи меня, жизни Подателя и Спасителя родившая, / спаси ходатайствами Твоими, / благословенная Надежда душ наших.

Создателя всех во чреве Твоем зачавшая, / Дева всенепорочная, / ходатайствами Твоими спаси души наши.

Богородица всеми воспеваемая, / словом выше слова Слово родившая, / моли Его спасти души наши.

Милостивым соделай Судию и Сына Твоего / ко мне, больше всякого человека согрешившему, / Твоими молитвами Владычица.

Как долгу возглашаем Тебе: «Радуйся», / Богородица чистая Приснодева, / молясь о спасении ходатайствами Твоими.

Избавь меня огня вечного, / и мук предстоящих мне Божия Родительница, / чтобы я блаженной именовал Тебя.

Не презри прошений Твоих рабов, / молимся Владычица всехвальная, / чтобы нам избавиться от всякой превратности.

От недугов и всяких болезней, / и от бед нас освободи, / к священному Твоему покрову прибегающих.

Необычайно чудо, / совершившееся в Тебе, Божия Родительница: / ибо ради нас подобно нам родился от Тебя / всех Создатель и Бог наш.

Храм Твой явился, Богородица, / недугов бесплатной лечебницей, / и для скорбящих душ утешением.

Пресвятая Богородица, Спасителя родившая! / спаси от бед, / и от всякого иного несчастья нужды рабов Твоих.

Избавь от всякой угрозы надвигающейся / рабов Твоих, Пресвятая Владычица, / и от всякого вреда душевного и телесного.

Спаси всех ходатайствами Твоими, / Дева Богородица, к Тебе прибегающих, / и избавь от всякого ннесчастья и скорби.

Кто, прибегающий в храм Твой, Богородица, / не получает скоро исцеления / душевного, а вместе и телесного, Пречистая?

Умоляемый всеми / святыми и вышними Полками, / смилуйся надо мною, Милосердный, / ради Родившей Тебя.

Пощади, Спаситель, души братьев наших, / умерших в надежде жизни, / и ослабь, отпусти им согрешения.

Радуйся умилостивление о мiре, Дева, / радуйся сосуд с манной божественной / и светильник Света, весь из золота, Божия Невеста.

Слава: Воспеваем Тебя, Бога, единого в Троице, / взывая гласом трисвятым, / о получении спасения умоляя.

И ныне: О Дева, родившая Спасителя, / и Владыку мiра и Господа, / моли Его спасти души наши.

Радуйся, гора; радуйся, терновый куст; / радуйся, врата; радуйся, лестница; / радуйся, божественная трапеза; / радуйся, всем помощь, Владычица!

По ходатайствам, Милостивый, Матери Твоей пречистой / и всех святых Твоих, / Твоя милости народу Твоему даруй.

Ходатайством славных Архангелов, и Ангелов, / и вышних полков, / рабов Твоих, Спаситель, надежно сохрани.

Ходатайством священного и славного Крестителя Твоего, / пророка и Предтечи, Христе Спаситель мой, / рабов Твоих сохрани.

Ходатайством славных Апостолов, и мучеников, / и всех святых Твоих, / Твои милости народу Твоему даруй.

Ходатайством славных бессребренников / рабов Твоих, Богородица, сохрани, / как защита мiра и утверждение.

Слава, Троичен: Отца и Сына славословим, / и Духа Святого, возглашая: / «Троица Святая, спаси души наши!»

И ныне, Богородичен: Неизреченно в дни последние зачавшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих.

Таже: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты — спасение рода христианского.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем следующие тропари, глас 6

Ныне настало время всех освящающее, / и ожидает нас праведный Судия; / но обратись, душа к покаянию, / как блудница взывая со слезами: / «Господи, помилуй меня!»

Как дождь потоками в сей день / пролив источник исцелений / во всесвященном храме Девы, Христе, / Твоего благословения окроплением / Ты прогоняешь недуги немощных, / Врач душ и телес наших!

Ты родила, Дева, мужа не знавшая, / и Девою осталась, Матерь безбрачная, / Богородица Мария: Христа Бога нашего моли / о спасении нашем.

Всесвятая Богородица Дева, / рук наших дела исправь / и прощение согрешений наших испроси, / когда мы воспеваем ангельскую песнь:

Святой Боже, / Святой Крепкий, / Святой Бессмертный, / помилуй нас. (3)

Отпевшее же по обычаю, и по Трисвятом диакон глаголет: Будем внимать.

Священник: Мир всем.

Чтец: И духу твоему.

Прокимен, глас 3

Господь — просвещение моё и Спаситель мой: / кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Евреям послания святого апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Послание к Евреям, зачало 306

Братья, и Освящающий и освящаемые, все — от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим; посреди собрания воспою Тебя». И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «Вот Я и дети, которых Мне дал Бог». Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые в страхе смерти были всю жизнь подвержены рабству. Ибо, несомненно, Он не природу ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Поэтому Он должен был во всем быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может искушаемым помочь. Евр 2:11–18

Священник: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Аллилуия, глас 6

Стих: Излило сердце моё слово благое.

Стих: Я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:2а

Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Будем внимать.

Евангелие от Иоанна, зачало 14б

В то время пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по–еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. Ин 5:1–4

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Великая ектения

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

(О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.)

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.

Об освящении этой воды силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.

О пришествии на эту воду очистительного действия Сверх–существенной Троицы Господу помолимся.

Да будет эта вода целительной для душ и тел и от всякой враждебной силы защитой Господу помолимся.

О ниспослании ей благодати избавления, благословения Иордана Господу помолимся.

О всех, нуждающихся в помощи и заступлении от Бога Господу помолимся.

О просвещении нас светом познания силою Единосущной Троицы, Господу помолимся.

Дабы Господь Бог явил нас сынами и наследниками Царства Своего воды сей приобщением и окроплением, Господу помолимся.

О избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Возглас: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем молитву сию

Господи, Боже наш, великий в Своем замысле и дивный в делах, всего творения Создатель, хранящий завет Твой и милость Твою к любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои, принимая проливаемые всеми в бедах жалобные слезы. Ведь ради этого пришел Ты в образе раба, не призраками нас устрашая, но истинное здравие телу подавая, и говоря: «Вот, ты стал здоров, больше не согрешай!» А также Ты из глины создал живые очи, и повелев умыться, вселение в них света устроил словом. Ты враждебных страстей утесы сотрясаешь, и жизни сей соленое море укротил, и успокоил скорбь несущие наслаждений волны: Сам, человеколюбивый Царь, давший нам облечься в светлую как снег одежду от воды и Духа, и через принятие этой воды и окропление ею Твое благословение нам ниспошли, скверну страстей очищающее. Да, просим, посети нашу немощь, Благой, и исцели наши болезни душевные и телесные милостию Твоею: по ходатайствам всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых Небесных Сил бесплотных, мольбами святого, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых, славных и всехвальных Апостолов, (преподобных и богоносных отцов наших) святых отцов наших, великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святых отцов наших, Афанасия, Кирилла и , патриархов Александрийских, Николая, архиепископа Мир Ликийских, и Спиридона Тримифунтского чудотворцев, (святых отцов наших, Мефодия и Кирилла, учителей славянских; святого равноапостольного великого князя Владимира; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона), святых и славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия мvроточивого, ; святых, славных и победоносных мучеников; святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны; святых славных бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокия и Аникиты, Фалалея и Трифона; и святого (имя святого дня), чью память совершаем, и всех Твоих святых.

(Спаси, Господи, и помилуй великого господина и отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и преосвященнейшего епископа (или: архиепископа) (имя), , даруй им душевное и телесное здравие, и к служащему Тебе этому христианскому народу во всем милостив будь.) Вспомни, Господи, всякое епископство православных, правильно преподающее слово Твоей истины, и весь священный и монашеский чин, и спасение их. Вспомни, Господи, ненавидящих и любящих нас, служащих братьев наших, предстоящих и по важным причинам отсутствующих, и поручивших нам, недостойным, молиться о них. Помяни, Господи, в плену и скорбях пребывающих братьев наших, и помилуй их по великой Твоей милости, от всякой беды избавляя.

Ибо Ты еси источник исцелений, Христе Боже наш и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Священник же читает молитву главоприклонения

Склони, Господи, ухо Твое, и услышь нас, во Иордане принять крещение благоволивший и освятивший воды! И благослови всех нас, склонением голов своих показывающих Тебе рабскую покорность, и удостой нас исполниться Твоего освящения через принятие этой воды и окропление ею, да будет она нам, Господи, во здравие души и тела.

Ибо Ты — освящение душ и тел наших, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И затем, держа священный Крест двумя руками, благословляет им воду крестообразно, и погружает его в воду трижды, с пением следующего тропаря:

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (3)

И затем священник кропит освященной водой крестообразно, певцы же поют:

Тропарь глас 2:

Достойными Твоих даров / соделай нас, Богородица Дева, / не взирая на согрешения наши / и подавая исцеления / с верою принимающим благословение Твое, Пречистая.

Затем священник целует святой Крест, также как и все присутствующие. И окропляет он освященной водой народ, алтарь и весь храм (или дом).

В это время поют настоящий тропарь, глас 4:

Имея источник исцелений, святые бессребренники, / вы исцеления подаете всем нуждающимся, / как величайших дарований удостоенные / от неиссякаемого источника — Спасителя Христа. / Ибо возглашает к вам Господь, / как к равным ревностью Апостолам: / «Вот, Я дал вам власть над духами нечистыми, / чтобы их изгонять, / и врачевать всякую болезнь и всякую немощь!» / Потому, согласно повелениям Его доблестно пожив, / вы даром получили и даром подаете, / исцеляя страсти душ и тел наших.

Слава, и ныне, глас тот же: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / «Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!»

Владычица, прими прошения рабов Твоих, / и избавь нас от всякого несчастья и печали.

После же окропления произносится:

Ектения сугубая

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй. (3)

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), и о всём во Христе братстве нашем.

Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих (имена тех, за кого служится молебен), и всех православных христиан.

Ещё молимся о сохранении града нашего (или: села нашего; или: святой обители нашей;), и святого храма сего и всякого города и страны от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; да будет милостив, благосклонен и снисходителен к нам благой и человеколюбивый Бог наш; да отвратит Он всякий гнев, на нас направленный, и избавит нас от угрожающего нам Своего праведного наказания, и помилует нас.

Господи, помилуй. (40)

Священник возглашает: Услышь нас Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и тех, кто далеко в море, и милостив, милостив будь Владыка ко грехам нашим, и помилуй нас. Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы наши пред Господом преклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Все склоняют головы, священник же произносит молитву:

Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш! По ходатайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых Небесных Сил бесплотных, мольбами святого, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых, славных и всехвальных Апостолов, святых, славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших; святых отцов наших, великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских; святого равноапостольного великого князя Владимира; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона Московских, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня), и всех Твоих святых благоприятной соделай молитву нашу, даруй нам прощение согрешений наших, покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мiр Твой и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Диакон: Премудрость.

Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Надежда наша, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови.

Священник произносит отпуст: (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, (святых храма и дня — имена их), святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец.

Молитва иная над водою

Боже великий именем, Отче Господа нашего Иисуса Христа, один творящий чудеса, которым нет числа! Твой голос — на водах многих, увидев Тебя, воды убоялись и взволновались бездны и множество шума вод; пути Твои в — море, и стези в — водах многих, и следов Твоих не узнают. Ты крещением единородного Сына Твоего воплощенного, и сошествием на Него Пресвятого Духа в виде голубя, и Твоим отеческим гласом иорданские струи освятил. Ныне мы, недостойные рабы Твои, Тебя смиренно молим и умоляем: пошли благодать Пресвятого Духа на воду сию, и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти ее; и даруй ей благодать и благословение Иордана, и силу, все скверны очищающую, и всякий недуг исцеляющую, и бесов и всех наветы и козни их прогоняющую. И соделай, чтобы она силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней; для домов и всякого места — освящением и благословением; губительных и всяких зловредных испарений отогнанием, и благодати Твоея приобретением.

Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, со единородным Твоим Сыном, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >