Мать измаила из Библии
Содержание
- Измаил (Библия)
- 12 сыновей Измаила
- Примечания
- Литература
- Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
- Исмаил — Ишмаэль, сын Авраама
- Мать Ишмаэля — Агарь
- Сара и Агарь
- Разговор ангелов с Агарь и рождение Ишмаэля
- Ишмаэль и заповедь обрезания
- Насмешки Ишмаэля над Ицхаком
- Изгнание Агарь с Ишмаэлем
- Жены Ишмаэля
- Тшува (раскаяние) Ишмаэля
- Упоминания о потомках Ишмаэля в Торе
- «Галут Ишмаэль» — период еврейского изгнания, связанный с Ишмаэлем
- Отрывок об Ишмаэле и Агарь в молитве на Рош а-Шана
- Мусульмане — дети Авраама и Измаила
- Измаил
- Название
- Географическое положение
- История
- Галерея
- Население
- Климат
- Промышленность
- Транспорт
- Культура
- Измаил в кинематографе
- Здравоохранение
- Образование
- Ссылки
- Как турецкая крепость Измаил стала славянским городом – история возникновения и завоевания Суворовым
- История Измаила
- Крепость Измаил в настоящее время
- Как Суворов взял неприступную крепость
- Исмаил
Измаил (Библия)
У этого термина существуют и другие значения, см. Измаил (значения).
мужской
пророк
Авраам
Агарь
Небайот, Маалат, Басемат, Дума, Adbeel, Naphish, Mibsam, Mishma, Massa, Hadad, Tema, Kedemah, Jetur и Qedar
Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе
Угрюмов Г. И.. Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне. 1785 год
Измаи́л, Исмаил, Ишмаэль (ивр. יִשְׁמָעֵאל yishma’el, yišmāʻēl ишмаэль; греч. Ισμαήλ – Ismaēl; лат. Ismael; араб. إسماعيل – ʼIsmāʻīl; буквальный перевод — «Да услышит Бог») — упоминаемый в Библии старший сын (первенец) Авраама от рабыни Агари.
По Книге Бытия, удалённый вместе с матерью в пустыню Фаран, он вырос на свободе, женился на египтянке (по другим сведениям, на джурхумитке), и от него произошло двенадцать сыновей, ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между Ханааном и Египтом (Синайский полуостров). Единственной дочерью Измаила была Васемафа, которая вышла замуж за Исава.
Г.К. Властов:
- со ссылкой на Книгу Яшар сообщает имя жены Измаила — Мариба.
- со ссылкой на неуказанное предание сообщает, что первая жена Изамила — Мариба был египтянкой и была им изгнана. Впоследствии Измаил взял другую жену — хананеянку.
Через два поколения «сыны Измаила» выращивали верблюдов и контролировали караванную торговлю между Галаадом и Египтом. Именно измаильтяне продали Иосифа Прекрасного в Египет.
Также Библия отождествляет измаильтян с мадиамитянами.
Иосиф Флавий говорит, что потомки Измаила наполняли всю область от Евфрата до Красного моря, называемой Набатея. Местные арабы относили своё происхождение к Измаилу, и даже родословие Мухаммада восходит к нему.
В исламе соответствует Исмаилу.
12 сыновей Измаила
В Бытие упомянуты:
- Наваиоф (Навеоф; лат. Nabaioth; греч. Ναβαιώθ; ивр. נביות) — см. Набатейцы
- Кедар (Кидар; лат. Cedar; греч. Κηδὰρ; ивр. קדר)
- Адбеел (Авдеил; лат. Abdeel; греч. Ναβδεὴλ; ивр. אדבאל)
- Мивсам (Массама; лат. Mabsam; греч. Μασσὰμ; ивр. מבשם)
- Мишма (Маема; лат. Masma; греч. Μασμὰ; ивр. משמע)
- Дума (Идума; лат. Duma; греч. Δουμὰ; ивр. דומה). В Книге Исайи он локализован на горе Сеир.
- Масса (Масс; лат. Massa; греч. Μασσῆ; ивр. משא)
- Хадад (Ходад; лат. Adad; греч. Χοδδὰν; ивр. חדד)
- Фема (Феман; лат. Thema; греч. Θαιμὰν; ивр. תימא)
- Иетур (лат. Itur; греч. Ιετοὺρ; ивр. יטור) — см. Итурея
- Нафиш (Нафес; лат. Naphis; греч. Ναφὲς; ивр. נפיש)
- Кедма (лат. Cedma; греч. Κεδμά; ивр. קדמה)
Айдын Ариф оглы Али-заде (без ссылки на источники) называет имена 12 сыновей Исмаила (Измаила): Набит, Кидар, Адбаиль, Мибшам, Мишма, Дума, Миша, Худуд, Йатма, Йатур, Нафис и Кидман.
Примечания
- 1 2 3 4 5 6 7 15 // Книга Бытия
- 1 2 3 13 // Книга Бытия
- 3 // Книга Бытия
- 1 2 3 14 // Книга Бытия
- 23 // (unspecified title)
- Мхитар Айриванеци, Хронографическая история — Второй труд, 3286
На 80 году он родил Исмаила от Агари, от которого произошли Таджики.
- Быт. 16:3
- Лопухин А. П. Агарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Быт. 21:21
- Али-заде А. А. Хаджар // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
- Быт. 25:13-15
13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма.
- Быт. 36:3
и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.
- Георгий Константинович Властов, Священная летопись. Том первый, Глава 19, Быт. 21:21
По преданию, сохранённому в книге Яшар, имя жены этой было Мериба, и она была весьма дурного нрава.
- Георгий Константинович Властов, Священная летопись. Том первый, Глава 19, Быт. 21:21
Авраам, рассказывает предание, приехавший навестить Измаила, в его отсутствие был весьма дурно принят этою женою, которая не знала его. Отъезжая, Авраам сказал: «Передай мужу твоему, что старец сказал: столб шатра его не хорош». Измаил догадался из слов жены, что приезжал отец его, изгнал египтянку и взял хананеянку в жёны.
- Быт. 37:25
- Быт. 37:28
- Иудейские древности кн.1, гл 12:4
- Измаил, в Библии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Быт. 25:13-15
- Ис. 21:11
- Али-заде, 2007.
Литература
- Лопухин А. П. Измаил, в Библии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Али-заде, А. А. Исмаил // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
- Али-заде А. А. Хаджар // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
История Авраама | ||
---|---|---|
Персонажи | ||
События | ||
Основные понятия | ||
Дети Авраама |
|
|
В исламе |
>Вопрос:
Скажите пожалуйста, что за великий народ произошел от Измаила. Бытие 21:18: «Встань, подними отрока, и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ». Благодарю Вас.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Измаил (евр. Йишмаэл – Бог слышит) был сыном Авраама и служанки Сарры египтянки Агари. Когда отрок вырос, стал жить в пустыне, занимаясь охотой. Мать взяла ему жену из земли Египетской (Быт.21:20-21). Она родила 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12-ти аравийских племен. Измаил умер в возрасте 137 лет (Быт.25:17). Его потомки (измаильтяне) стали жить а западной и северной частях Аравийского полуострова, но постепенно распространились через пустыню до Персидского залива. Они упоминаются в Быт.37:25-28 как кочующие купцы, которым был продан будущий патриарх Иосиф своими братьями.
Пророчество о потомках Измаила (произведу… великий, то есть многочисленный, народ) исполнилось буквально. От него произошли все североарабские племена – аднаниты (Аднан, согласно исламской традиции, является предком-эпонимом всех северных арабов).
Св. апостол Павел пишет, что Авраам имел двух сыновей. Один родился по плоти, то есть естественным путем (Измаил), а другой по обетованию – в силу Божественного вмешательства (Исаак). Первый от рабыни, а второй – от свободной. В этом содержится таинственная аллегория. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (Гал.4:24-26). В настоящее время подавляющее большинство потомков Измаила являются мусульманами, а ислам – религия законническая. Только в отличие от ветхозаветной обрядовой религии она не является богооткровенной. Вера же христиан – наследников обетования, данного Аврааму через Исаака – утверждена не на законе, а на евангельской благодати.
Исмаил — Ишмаэль, сын Авраама
Ишмаэль (Исмаил) — сын праотца Авраама от Агарь, служанки праматери Сары. Ишмаэль родился в 2034 (1726 г. до н.э.), умер в 2171 году (1589 г. до н.э.). Ишмаэль считается прародителем арабских народов. Согласно Торе, Ишмаэль был «диким человеком» («пэрэ адам»), жившим в пустыне, занимавшимся охотой и грабежом, но, в конце концов, раскаялся и умер как праведник.
Мать Ишмаэля — Агарь
В недельной главе «Лех леха» книги Берешит рассказывается о том, как из-за голода в стране Канаан Авраам и Сара были вынуждены спуститься в Египет.
Сара, отличавшаяся необычайной красотой, была взята в дом фараона, но Вс-вышний поразил язвами фараона и его приближенных, и никто не смог до нее дотронуться (Берешит, 12:14-17). Мидраш говорит, что фараон, увидев это чудо, отдал свою дочь Агарь в услужение Саре, сказав: «лучше быть рабыней в доме Авраама, чем дочерью царя в Египте».
Сара и Агарь
У Сары долго не было детей, и она решила дать Аврааму в жены свою служанку. Когда Агарь забеременела, она стала высокомерно относиться к своей госпоже.
Сара пыталась ее увещевать, но это не помогло.
Тогда она нагрузила ее тяжелой работой, и из-за этого Агарь потеряла ребенка, которого носила. В конце концов Агарь решила убежать в Египет к своему отцу.
По дороге она заблудилась в пустыне.
Вс-вышний обратился к ней через ангелов и велел вернуться в дом Авраама и смириться перед Сарой.
Разговор ангелов с Агарь и рождение Ишмаэля
Как объясняет Мидраш, в пустыне Агарь явились четыре ангела.
Первый объявил ей, что вскоре она опять забеременеет и родит сына по имени «Ишмаэль», что означает «услышит Б-г», ибо «услышал Б-г твою скорбь» (Берешит, 16:11).
Второй ангел предсказал, что Ишмаэль будет «пэрэ адам» — то есть «дикарь-человек», который будет жить в пустыне, охотясь и занимаясь грабежом; на всех будет поднимать руку, и все будут нападать на него в ответ.
Третий ангел сообщил, что от Ишмаэля произойдет могущественный император Навухаднецар.
И, наконец, четвертый ангел приказал Агарь вернуться в дом Авраама.
Вскоре после возвращения Агарь забеременела и родила сына, которого Авраам назвал Ишмаэль. Это имя Авраам дал сыну не потому, что знал о разговоре ангелов с Агарь, а потому, что обладал пророческим даром.
Ишмаэль и заповедь обрезания
Через 13 лет Вс-вышний заключил союз с Авраамом и дал ему заповедь обрезания. Авраам должен был обрезать себя и всех своих домочадцев.
Как объясняют комментаторы, Ишмаэль был уже достаточно взрослый, чтобы отказаться, но не сделал этого. Его потомки также продолжали делать обрезание. В награду за это им была отдана Земля Израиля на то время, пока она стоит в запустении.
Насмешки Ишмаэля над Ицхаком
Авраам уделял большое внимание воспитанию Ишмаэля — молился за него (Берешит, 17:18), приучал к гостеприимству(Берешит, 18:7).
И все-таки после того, как Сара родила долгожданного сына Ицхака, Ишмаэль начал поклоняться идолам.
Однажды Сара заметила, как Ишмаэль «насмехался» над двухлетним Ицхаком. Это слово, по мнению комментаторов, может означать несколько вещей: идолопоклонство, которому Ишмаэль учил Ицхака; попытку убийства (Ишмаэль якобы в шутку стрелял в Ицхака из лука) и распутство.
Сара потребовала у Авраама изгнать Ишмаэля и Агарь.
Авраам не мог решиться на это, но Вс-вышний сообщил ему, что Сара права.
Изгнание Агарь с Ишмаэлем
По приказу Б-га Авраам не дал Ишмаэлю и Агарь с собой ничего, кроме хлеба и фляги с водой, хотя Ишмаэль был болен, и Агарь приходилось нести его на плече.
Мидраш рассказывает, что пока Агарь продолжала служить Вс-вышнему, фляга с водой никогда не пустела. Но, когда Агарь оказалась в беер-шевской пустыне, далеко от дома Авраама, помыслы ее вновь обратились к идолам. В тот же момент благословение пропало, и во фляге иссякла вода.
Ишмаэля мучила жажда. Агарь положила его рядом с кустом и отошла поодаль, думая: «Да не увижу я смерти своего ребенка».
Но тут Ишмаэль взмолился Вс-вышнему. Так же поступила и Агарь. Тут же явился ангел и успокоил ее: «Не бойся, Агарь. Вс-вышний ответил на молитву Ишмаэля. Встань и помоги сыну подняться, ибо из него произойдет великий народ».
В ту же секунду Агарь обнаружила колодец, который находился совсем рядом с ней.
После этого они пошли дальше и пришли в пустыню Паран, где было множество источников воды. Там они и поселились. Ишмаэль решил кормиться стрельбой из лука. Со временем он приобрел обыкновение грабить путников, так что полностью сбылось пророчество, данное ангелом: «рука его на всех» (Берешит, 16:12).
Жены Ишмаэля
Когда Ишмаэль вырос, он женился на женщине из Моава. Мидраш рассказывает о том, как спустя три года Авраам отправился навестить Ишмаэля.
Проделав большой путь, он застал дома только его жену.
— Где твой муж? — спросил Авраам.
— Он отправился со своей матерью собирать плоды, — ответила невестка.
— Я устал и хочу пить. Не найдется ли у тебя немного хлеба и воды?
— В доме ничего нет — ни хлеба, ни воды.
— Когда твой муж вернется домой, передай ему: «Старец из земли канаанской приходил навестить тебя и заметил: колышек в твоем шатре нехорош, срочно его смени».
Когда Ишмаэль вернулся, жена рассказала ему про старца.
— Это мой отец, — сказал Ишмаэль, — и я поступлю по его слову.
Он развелся с женой, и Агарь нашла ему новую жену — из Египта.
Прошло три года, и Авраам снова пришел навестить сына, но опять застал только невестку.
— Где твой муж? — спросил он.
— Вместе со своей матерью он отправился пасти верблюдов.
— Я голоден и устал, не найдется ли у тебя хлеба и воды?
Женщина подала ему хлеб и воду.
— Когда твой муж возвратится, передай ему, что теперь колышек в его шатре хорош, — сказал Авраам и ушел.
Этот рассказ свидетельствует о том, что несмотря на то, что Авраам сам изгнал Ишмаэля, он продолжал заботиться о нравственном благополучии своего сына.
Тшува (раскаяние) Ишмаэля
В Торе есть несколько указаний на то, что Ишмаэль раскаялся и вернулся к праведному образу жизни.
Так, в главе «Ваера» сообщается о том, что Ишмаэль вместе со слугой Авраама Элиэзером сопровождали Авраама и Ицхака, когда они шли на гору Мория выполнять приказ Вс-вышнего о жертвоприношении Ицхака («акедат Ицхак»)(см. Берешит, 22:5,19). Участие в этой миссии требовало высокого духовного уровня.
В другом месте, когда говорится о похоронах Авраама, первым из сопровождавших его тело упоминается Ицхак (Берешит, 25:9). Как указывают комментаторы, это является еще одним свидетельством о том, что Ишмаэль раскаялся и уступил первенство Ицхаку, считая его главным духовным наследником Авраама.
Наконец, упоминая о том, что Ишмаэль умер в возрасте 137 лет (Берешит, 25:17), Тора употребляет слово «скончался», что делается только тогда, когда речь идет о праведниках.
Упоминания о потомках Ишмаэля в Торе
У Ишмаэля было двенадцать сыновей, ставших родоначальниками арабских народов. Они расселились «от Хавилы до Шура, что перед Египтом, по пути в Ашур» (Берешит, 25:18) — то есть на обширной территории от Египта до северо-западной Аравии.
На дочери Ишмаэля Басмат женился Эсав, сын Ицхака, когда увидел, что его две жены, взятые из среды канаанейских народов, огорчают его родителей (Берешит, 27:46, 28:9, 36:2-3).
В другом эпизоде мы узнаем о том, что братья продали Йосефа торговцам-ишмаэльтянам, направлявшимся из Гилада (на восточном берегу реки Иордан) в Египет с грузом благовоний (Берешит, 37:25). Как поясняет Раши, Вс-вышний хотел утешить праведника Йосефа: если обычно арабские караваны перевозили неприятно пахнущие нефть и скипидар, то в этот раз они везли благовония.
Хотя сам Ишмаэль сделал тшуву (раскаялся), его потомки были далеки от праведности. Мидраш рассказывает об эпизоде, произошедшим после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Когда Навухаднецар вел евреев в изгнание, они проходили мимо селений Ишмаэля. Пленники стали умолять ишмаэлитов дать им воды, но те сказали: «Сперва поешьте, а потом мы дадим вам напиться», и принесли евреям соленое мясо и рыбу. А когда те поели, поднесли им массивные кожаные мехи для воды. Многие евреи жадно приникли к этим бурдюкам и тут же умерли, ибо ишмаэлиты наполнили их не водой, а воздухом.
«Галут Ишмаэль» — период еврейского изгнания, связанный с Ишмаэлем
В Книге Даниэля рассказывается про сон царя Навухаднецара, истолкованный провидцем Даниэлем как видение о четырех царствах.
Царю предстал во сне огромный идол, голова которого из золота, верхняя часть тела из серебра, нижняя — из меди, голени из железа, ступни «частью из железа, а частью из глины» (Даниэль, 2, 42). В комментарии Мальбима последние слова толкуются так: царство будет разделено между Эдомом (Эсавом) и Ишмаэлем — галут Эдом и галут Ишмаэль существуют одновременно.
В книге «Зоhар» содержится предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев. Эта земля будет отдана потомкам Ишмаэля и будет принадлежать им до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома — европейские народы — будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха (так было, например, во время Крестовых походов).
Отрывок об Ишмаэле и Агарь в молитве на Рош а-Шана
В Рош а-Шана Всевышний выносит приговор и определяет судьбу каждого человека (и не только еврея). Искренне раскаявшись и обратившись с молитвой к Творцу, мы можем изменить приговор в лучшую сторону — независимо от того, на каком духовном уровне мы находимся.
Яркий пример этого — судьба Ишмаэля и Агарь, которые оказались в пустыне и должны были умереть, но воззвали к Вс-вышнему и получили помощь: «услышал Творец голос юноши (Ишмаэля) из того места, где он находится» (Берешит, 21:17).
Поэтому мудрецы постановили читать этот отрывок в молитве первого дня Рош а-Шана.
Мусульмане — дети Авраама и Измаила
Это написано в Библии:
» Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее. И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом. Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила»(Быт. 16).
И последнее своё семя Авраам, уже после наречения имени и завета об обрезании, дал мусульманам:
» И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.
Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
Иокшан родил Шеву и Дедана. Сыны Дедана были: Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку,а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную»(Быт. 25:1-6).
«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему.
И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.
Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их. Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих. Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство»(Быт. 25).
Христиане, иудаисты и мусульмане — братья и сестры… Просто каждый из нас несёт свою долю истины.
Измаил
У этого термина существуют и другие значения, см. Измаил (значения).
Покровский кафедральный собор в г. Измаил
Измаи́л (укр. Ізмаї́л; с 1812 по 1856 — Тучков) — город областного значения в Одесской области Украины, административный центр Измаильского района (не входя в состав района). В 1940—1954 годах Измаил был административным центром Измаильской области.
Название
Однозначной версии о том, когда и в честь кого существовавшее поселение стали называть Измаил нет. Одна из распространённых версий основана на сообщении Эвлеи Челеби в его «Сейяхатнаме (Книге путешествий)», созданной в 1640—1678 годах:
Измаил. Это — творение Салсала. Город этот в 889 году хиджры (1484 год) завоевал капудан султана Баезида хан Исмаил, поэтому его называют городом Измаилом.
Эта версия приведена как единственная в Топонимическом словаре 1998 года.
Другие названия поселения, которые упоминаются в связи с Измаилом и относятся к периоду до османского завоевания: Антифила (предположительное древнегреческое поселение), Сморнис (предположительно древнеримское укрепленное поселение), Смил (славянское название до османского завоевания), Синил (аналогично предыдущему).
Географическое положение
Самый южный город Украины (де-факто, с 2014 года). Расположен на юго-западе области на реке Дунай в 93 километре от берега Чёрного моря. Расстояние до Одессы: физическое — 192 км, по автодорогам — 239 км, по ж/д — 296 км. Расстояние до Киева: по автодорогам — 711 км, по ж/д — 968 км. Находится недалеко от границы с Румынией и Молдавией.
История
Поселения на месте Измаила до XVI века
Раскопки 1979 года самого древнего памятника археологии, обнаруженного на окраине Измаила в районе поселка Матроска, позволяют предполагать, что поселение принадлежало земледельцам так называемой гумельницкой культуры. Племена гумельницкой культуры обитали в VI тысячелетии до н. э. на берегах Дуная, озёр Катлабух и Ялпуг.
При раскопках в районе Кривого озера (на восточной оконечности города) были обнаружены керамические изделия, посуда, амфоры, на которых сохранились клейма и надписи на древнегреческом языке. Во II веке на берегу Дуная появились римляне. О посещении этих мест римскими легионерами свидетельствуют обнаруженные на территории между судоремонтным заводом и селом Матроска римские монеты, обломки амфор и т. д.
В конце IX — начале X веков сложилось сильное славянское государство — Киевская Русь. По версии славянофильской группы историков этот период развития поселения выглядит следующим образом. На месте развалин римской крепости Сморнис вырос новый славянский город Смил. Вскоре Смил превратился в важный торговый и культурный центр на Дунае и вошел в состав Галицко-Волынского княжества, которое поддерживало тесную экономическую связь с Киевом. Однако эта версия не находит своего подтверждения в документах и отчетах археологических изысканий. Находки монет периода X—XI веков н. э. на территории Измаильской крепости свидетельствуют о сильном влиянии Византии. В основном это медные фоллисы императоров Романа III, Михаила IV, Константина X, и биллонные скифатные монеты (аспры) императора Алексея I. После взятия Константинополя в 1204 году Византия была разделена между победителями. Как результат этого дележа на побережье Чёрного моря и на берегах Дуная появились генуэзские колонии. Известно, что первые отряды хана Батыя, вторгшись на Нижний Дунай, покорили генуэзцев. Среди находок археологов существует медный фоллеро на лицевой части которого изображена тамга темника Ногая а с оборотной стороны изображена надпись: Ис. Хр (Иисус Христос). Монета чеканилась на монетном дворе Сакчи (нынешний румынский город Исакча). Это подтверждает факт мирного сосуществования в XIII веке на берегах Дуная татар и генуэзских колонистов. Надо учесть, что Мавро Кастро (Белгород-Днестровский) в то время был большим городом, которым владели генуэзцы. Все эти сведения опровергают версию о существовании с X—XIII веках на берегах Дуная славянского города Смил, входящего в Галицко-Волынское княжество.
Основание Измаила
В исторических очерках об Измаиле нередко фигурируют полулегендарные и ничем не подтвержденные сведения. В полной мере это относится и ко времени основания города, которое нередко относится к ранним временам. Однако, в исторических документах времен османского завоевания Нижнего Дуная (в конце XV века) упоминаются Килия, Тульча, Исакча и Томарово, но нет упоминаний о существовании здесь какого-либо другого населенного пункта и, тем более, крепости.
Традиционно датой основания Измаила принято считать 1590 год. Существуют, однако, более ранние упоминания о городе. По мнению историка В. А. Постернака Измаил впервые упоминается под названием «Исмаил Гедуги» в османском реестре 1542 года. Отсюда делается вывод, что поселение основано мусульманами (турками или татарами). Это также подтверждается тем, что в 1560 году поселение упоминается как махалля Исмаил. Согласно исследованиям С. В. Паламарчук о существовании на берегу Дуная небольшого укрепления в 1588−1589 гг. сказано в Энциклопедии ислама.
3 ноября 2019 года в Одессу прибыл из Нидерландов специалист по средневековой истории Османской Империи Мехмед Тютюнджи, который передал народному депутату Украины Анатолию Урбанскому копию указа Султана Мурада III об основании Измаила, датируемую 1589 годом. Анатолий Урбанский подарил ее Измаильскому историческому музею А. Суворова. На относительно подробной карте Герарда Меркатора 1554 года Измаил отсутствует. Впервые он появляется на карте Г. В. Боплана в 1648 году под названием Simil с экспликацией «деревня».
Османская империя (до 1809)
Взятие Измаила 11 декабря 1790 года См. также: Русско-турецкая война (1768—1774) и Взятие Измаила
Нижний Дунай был завоеван Османской империей в 1484 году. Для лучшей обороны этой территории здесь был возведен или усовершенствован ряд крепостей. Одной из них стал Измаил. С XV века совершались многочисленные походы запорожских казаков и отрядов польских магнатов. Самым известным стал морской поход 1609 года казаков Петра Сагайдачного, во время которого войска взяли Измаил, Килию и Аккерман. Находки монет в районе Измаильской крепости свидетельствуют об активном обращении здесь османских монет начиная с правления Мехмеда IV (1648—1687) до времён правления Селима III (1789—1807).
В 1761 году в городе была учреждена кафедра митрополита браиловского Даниила, управлявшего православными церквами в Османской империи.
Крепость имела важное военное значение, что подтверждается осадами крепости во время русско-турецких войн XVIII века.
Одной из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями стала война 1768—1774 годов. В ходе этой войны 5 августа (26 июля по старому стилю) 1770 года русские войска под командованием Н. В. Репнина взяли крепость Измаил. Однако по окончании войны в 1774 году согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора крепость была возвращена Турции.
Через 13 лет началась новая русско-турецкая война. В 1789 году Репнин снова пытался взять город, но штурм закончился неудачей. 11 (22) декабря 1790 года усиленную крепость, считавшуюся к тому моменту неприступной, штурмом взял Александр Суворов. В 1791 году по Ясскому договору город вновь был возвращён Османской империи.
Российская империя (1809—1856)
Основная статья: Русско-турецкая война (1806—1812)
В 1806 году произошли неудачные осада и штурм Измаила российскими войсками под командованием герцога Ришельё. В 1807 году русский генерал Иван Михельсон также неудачно штурмовал Измаил. 14 сентября 1809 года город взят русскими войсками, которыми командовал генерал Засс. После ухода (по условиям капитуляции) турецкого гарнизона в городе осталось всего около 4000 жителей.
Молдавское княжество (1856—1878)
Основная статья: Южная Бессарабия Измаил на карте русско-турецкой границы (Объединённое княжество Валахии и Молдавии)
В 1856 году Измаил передан Россией Молдавскому княжеству, вассалу Турции, по Парижскому трактату. Основные инженерные сооружения крепости были взорваны, а земляные валы были частично срыты.
В 1861 году вместе со всей Молдавией вошёл в состав Объединённого княжества Валахии и Молдавии (будущей Румынии), считавшегося вассалом Османской империи.
Российская империя (1878—1918)
Бессарабская губерния Российской империи Основная статья: Русско-турецкая война (1877—1878)
13 апреля 1877 года Измаил был взят русскими войсками в четвёртый раз (без боя, так как Румыния не выполнила обязательств перед Турцией и ещё 4 апреля заключила с Россией конвенцию о пропуске войск). По Берлинскому трактату 1878 года Румыния уступила обратно императору всероссийскому Александру II часть Бессарабской территории, отошедшей от России по Парижскому трактату, включая и город Измаил.
Стр. 64-66 адрес-календаря Российской империи «Вся Россия», 1902
Измаил вошёл в состав Бессарабской губернии как центр Измаильского уезда.
В 1897 году в городе проживали 22 295 человек, родным языком указывали: малорусский — 8271, великорусский − 7797, еврейский — 2736, молдавский — 1589, болгарский — 936, греческий — 503.
Румыния (1918—1940)
Румынские войска вступили в Бессарабию ещё в декабре 1917 выполняя приказ командующего румынским фронтом русского генерала Щербачёва об охране складов и дорог и восстановлении порядка. Продвижение румынских войск в Бессарабии встречало вооружённый отпор со стороны отходящих большевистских частей. 13 (26) января 1918 года был занят Кишинёв, затем другие города.
Декларация об объединении Бессарабии и Румынии
21 января румынские войска предприняли попытку занять Измаил. В Измаиле в годы Первой мировой войны находилась база Дунайской флотилии. Матросы флотилии оказали румынским войскам сопротивление, их поддержали местные рабочие, которые сформировали отдельный отряд. Однако 22 января город попал под контроль Румынии, так как в Измаиле царила политическая неразбериха. С одной стороны, часть местных властей подчинялась МДР, с другой — Румчероду.
23 января после взятия румынами Измаила Румчерод официально объявил Румынии войну. Штаб Румчерода тогда находился в Одессе, ему подчинялась череда местных органов самоуправления в Бессарабии. Тем временем румынские войска продолжали наступление вглубь региона, и 25 января была занята Килия — также стратегически важный порт. После взятия Килии на Дунае начались масштабные бои между Дунайской флотилией и румынским флотом. Суда Дунайской флотилии предприняли попытку прорваться к Измаилу, но атака была отражена. В ответ румынские войска предприняли контрнаступление по воде. С 30 января все бои на Дунае сосредоточились вокруг Вилкова. Наступление по суше было невозможно, так как город со всех сторон окружён плавнями, поэтому центральное место отводилось флоту. Оборону Вилкова организовал анархист Анатолий Железняков, также известный как Железняк. Ему из Севастополя по морю были высланы подкрепления — 1000 человек. Вилково было взято румынами только в начале февраля, что позволило им начать наступление на Татарбунары. 27 марта 1918 года Сфатул Цэрий 86 голосами за, 3 против при 36 воздержавшихся, проголосовал за воссоединение Бессарабии с Румынией. Воздержались, в основном, представители немецкого, болгарского и гагаузского меньшинств. Представитель крестьянской фракции В. Цыганко и представитель Русской культурной лиги А. Грекулов заявили, что вопрос объединения можно решить только путём всенародного референдума. По результатам голосования, Бессарабия вошла в состав Великой Румынии на правах автономии. На заседании 25—26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36-ю голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии, ликвидировавшее все условия акта от 27 марта 1918 года. Вскоре после принятия этого решения Сфатул Цэрий прекратил своё существование.
Советское правительство никогда не признавало аннексии Бессарабии Румынией. В ноте от 1 ноября 1920 года Россия выразила решительный протест против аннексии и Парижского протокола её подтверждающего, так как он был заключён другими правительствами. На Венской конференции 1924 года Советское правительство предложило провести в Бессарабии плебисцит, однако Румыния отвергла предложение СССР.
Украинская ССР (1940—1991)
В 1940 году советское правительство вынудило Румынию передать Бессарабию и Северную Буковину УССР. Измаил, находящийся в Бессарабии, оказался на территории СССР. Была образована Измаильская область Украинской Советской Социалистической Республики.
С июля 1941 года по 26 августа 1944 года город был оккупирован немецкими и румынскими войсками. Была восстановлена румынская администрация, а все вновь открытые православные храмы переподчинены Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.
Основная статья: Ясско-Кишинёвская операция
25-26 августа 1944 года советские войска смогли вернуть Измаил. Непосредственно Измаил освободили подразделения 5-ой отдельной гвардейской мотострелковой бригады подполковника Завьялова и 53-й отдельный мотоциклетный полк майора Шенкина, входящие в состав 4-го гвардейского механизированного корпуса (командир Жданов) 3-го Украинского фронта (командующий Ф. Н. Толбухин). За штурм Измаила десяти полкам было присвоено наименование Измаильских.
В 1953 году был введён в эксплуатацию Измаильский консервный завод.
Украина
С 1991 года город входит в состав Украины. Административно находится в составе Одесской области.
Галерея
Звоница Покровского собора | Церковь Непорочного Зачатия | Музей Суворова | Малая мечеть | Николаевская церковь |
Церковь Св. Константина и Елены | Старый жилой дом | Дворец культуры им. Т. Г. Шевченко | Здание ратуши | Ул. Суворова |
Население
- 2008 год — 77 076 человек;.
- 2011 год — 75 581 человек.
Национальный состав (2001): русские — 43,7 % (33,6 тыс.), украинцы — 38,0 % (29,2 тыс.), болгары — 10,0 % (7,7 тыс.) и молдаване — 4,3 % (3,3 тыс.). В 2010 году население составляло 75,3 тыс. жителей. Население также состоит из множества других национальностей: гагаузов, греков, евреев, армян и т. д. — 75 национальностей.
Климат
Климат Измаила | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 18,4 | 23,0 | 27,6 | 31,2 | 38,7 | 37,8 | 40,7 | 39,1 | 35,9 | 32,2 | 25,5 | 19,9 | 40,7 |
Средний максимум, °C | 2,3 | 4,1 | 9,0 | 16,1 | 22,3 | 26,0 | 28,5 | 28,2 | 23,5 | 17,0 | 10,1 | 4,4 | 16,0 |
Средняя температура, °C | −1,5 | −0,1 | 4,1 | 10,6 | 16,6 | 20,4 | 22,6 | 21,9 | 17,1 | 11,2 | 5,9 | 0,8 | 10,8 |
Средний минимум, °C | −4,8 | −3,6 | 0,0 | 5,5 | 10,9 | 14,6 | 16,5 | 15,7 | 11,4 | 6,3 | 2,2 | −2,4 | 6,0 |
Абсолютный минимум, °C | −25,4 | −24,1 | −19 | −10,6 | 0,0 | 5,6 | 9,1 | 3,6 | −3,3 | −8,9 | −17,6 | −20,8 | −25,4 |
Норма осадков, мм | 36 | 43 | 33 | 34 | 47 | 57 | 51 | 38 | 46 | 25 | 37 | 42 | 489 |
Промышленность
В городе развита пищевая промышленность. Также в Измаиле расположен рыбзавод.
На данный момент в городе действуют порт, судоремонтно-механический завод (ИСРМЗ), судоремонтный завод (ИСРЗ), завод железобетонных изделий (ЖБИ), завод ремонтно-технического оборудования (РТО), завод оцинкованных деталей (ИСТР), целлюлозно-картонный комбинат.
Транспорт
Измаил — крупный украинский порт на Дунае.
Город является конечным пунктом на железнодорожной ветке, проложенной из г. Одесса на юг области. С 23 сентября 2016 года также курсирует ежедневный поезд № 243/244 Киев-Измаил, Измаил-Киев.
Ряд автодорог связывает город с другими населёнными пунктами. В конфигурации дорог заметно, что раньше Измаил был областным центром.
Имеется аэропорт (в настоящее время он законсервирован, и на 2020 год планируется его масштабная реконструкция).
В городе более 25 маршрутов автобусов, несколько служб такси.
Культура
В городе имеется музей А. В. Суворова, расположенный возле автовокзала «Измаил» около рынка в центре города, и отдел музея — Диорама «Штурм крепости Измаил», расположенная в старинной мечети в районе Крепость. Музей был закрыт на ремонт с 2004 по 2009 год. Открыт для посетителей в 2013 году. Действует также Измаильский мемориальный парк-музей «Крепость», в помещении которого ныне создается экспозиция по всей истории крепости Измаил.
Также имеется картинная галерея, краеведческий музей. Создан «Союз художников Измаила». Открыт «Дом художников СХИ» на ул. Бендерская, 43. В здании Управления ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» работает музей истории пароходства и дунайского судоходства.
Измаил в кинематографе
Фильмы, снятые в Измаиле, или действия которых происходят в Измаиле:
- 1968 — «Служили два товарища», реж. Евгений Карелов (снимался в пгт Суворово Измаильского района, на озере Ялпуг у с. Ларжанка Измаильского района, в Севастополе и у села Ак-Монай в Крыму)
- 1974 — «Гнев (Бессарабская трагедия)», реж. Николай Гибу, Леонид Проскуров (снимался в с. Озерное)
- 1977 — «Побег из тюрьмы», реж. Радомир Василевский
- 1981 — «Ожидание», реж. Радомир Василевский (снимался в Измаиле, Килие и Вилково)
- 1987 — «Ваш специальный корреспондент», реж. Николай Гибу
- 1991 — «Виновата ли я», реж. Николай Гибу
- 1991 — «Игра в смерть, или Посторонний «, реж. Николай Гибу
- 2012 — «Немая месть», реж. Вячеслав Ломачинский (основная часть снималась в Болграде, отдельные сцены — в Измаиле, в баре «2000»)
- 2013 — «Возвращение», реж. Кирилл Улятовский (полностью снят в Измаиле)
- 2015 — «Захарыч», реж. Кирилл Улятовский (полностью снят в Измаиле)
- 2016 — «Капитанша» (сериал), реж. Владимир Янощук (полностью снят в Измаиле)
Здравоохранение
Город представлен развитой сетью лечебно-профилактических учреждений: городская многопрофильная больница № 1, городская специализированная больница № 2 (бывший тубдиспансер), городская больница № 3 (бывший онкодиспансер). Функционирует Центр Здоровья, санитарно-эпидемиологические службы. Руководство учреждениями осуществляется непосредственно исполнительным комитетом г. Измаил.
В период с 1977 по 2003 года на территории города и района функционировала единая медицинская служба. Вследствие раздела их в середине 2003 года сельские лечебно-профилактические учреждения и три больницы были переименованы и отданы в ведомство районной государственной администрации.
Образование
- Измаильский государственный гуманитарный университет
- Измаильский институт водного транспорта
- Придунайский филиал МАУП
- Измаильский техникум экономики и права
- Измаильский техникум механизации сельского хозяйства
- Измаильское медицинское училище
- Одесская Национальная Морская Академия (ИФ)
- Одесская Государственная Академия Холода (ИФ)
- Измаильское высшее профессиональное училище (ИВПУ)
- Измаильский центр профтех образования
- Измаильский политехнический лицей
- Измаильский военно-спортивный лицей
- Специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков
- Общеобразовательные школы І-ІІІ ступеней
- Чисельність населення (за оцінкою) на 1 вересня 2019 року // Головне управління статистики в Одеській області
- Челеби, 1961.
- Поспелов, 2002.
- Выставка «Смил, Синил… Измаил»
- Историческая справка на официальном сайте города
- 1 2 Oberländer-Târnoveanu, Ernest. The coinage of the Genoese settlements of the western Black Sea shore and on the Danube (англ.) // PEUCE, Ser. nouă. — Тулча, 2004. — Iss. II (XV). — P. 285—296. (недоступная ссылка)
- С. В. Паламарчук. Забытая земля: историческая область Бессарабия. — Одесса, 2008. — С. 165, 166.
- 1 2 Киртоагэ, Ион, 1992 — «Юг Днестровско-Прутского междуречья под османским владычеством. (1484-1595 гг.)». Кишинев.
- Постернак В.А. Исмаил Гечиди. История Измаила и его земель в XVI — начале XIX вв. — Харьков: Экспресс-книга, 2015. — С. 29—30.
- Постернак В.А. Исмаил Гечиди. История Измаила и его земель в XVI — начале XIX вв. — Харьков: Экспресс-книга, 2015. — С. 32.
- The Enciclopedia of islam. New edition. — vol.4 — Leiden/ 1978 — P. 185—186
- Мехмедабад: презентована уникальная книга об истории Измаила (видео). Измаил.City. Дата обращения 23 декабря 2019.
- Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
- (англ.) Charles King, «The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture», Hoover Press, 2000, pg. 35
- История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней, Кишинев 2002. — С. 199—200.
- 1 2 Измаил: О городе
- Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок stat6.stat.lviv.ua не указан текст
- Изменение численности населения по Измаилу за январь-июнь 2010 года. По материалам Управления статистики в Измаильском районе.
- uticket.ua — Новый поезд Киев-Измаил
- Фильмы, которые снимались в Измаиле
- Паламарчук С. В. Забытая земля: историческая область Бессарабия. — Одесса, 2008.
- Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / под ред. к.ф.н. Р.А. Агеева. — М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. — С. 167. — 512 с. — ISBN 5-17-001389-2.
- Постернак В. А. Исмаил Гечиди. История Измаила и его земель в XVI — начале XIX вв. — Харьков: Экспресс-книга, 2015. — 208 с.
- Эвлия Челеби. Книга путешествия: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века): Перевод и комментарии. Вып. 1: Земли Молдавии и Украины / Институт народов Азии АН СССР. — М.: ИВЛ, 1961. — (Памятники литературы народов Востока. Переводы. VI).
Ссылки
- Официальный сайт города Измаил.
- История, фотографии и достопримечательности Измаила.
GND: 4759221-7 · LCCN: n86123413 · VIAF: 149009961 · WorldCat VIAF: 149009961
Ананьев2 • Арциз2 • Балта1 • Белгород-Днестровский1 • Беляевка1 • Березовка2 • Болград2 • Вилково2 • Измаил1 • Килия2 • Кодыма2 • Одесса1 • Подольск1 • Раздельная2 • Рени2 • Татарбунары2 • Теплодар1 • Черноморск1 • Южное (Южный)1
Авангард • Александровка • Березино • Бородино • Великая Михайловка • Великодолинское • Доброслав • Затишье • Затока • Захарьевка • Зеленогорское • Ивановка • Лиманское • Любашёвка • Николаевка • Новые Беляры • Овидиополь • Окны • Петровка • Радостное • Рауховка • Саврань • Сарата • Сергеевка • Серпневое • Слободка • Суворово • Таирово • Тарутино • Хлебодарское • Цебриково • Черноморское • Ширяево
Примечания: 1город областного значения; 2город районного значения
Как турецкая крепость Измаил стала славянским городом – история возникновения и завоевания Суворовым
Город и крепость Измаил, расположенные на левом берегу реки Дунай в 80 км от Черного моря, сейчас имеют мусульманское название, но основали город не мусульмане. Появление Измаила овеяно легендами. Первые поселения появились на этом месте во втором тысячелетии в эпоху бронзового века. На берегу Дуная проживало много народностей.
История Измаила
В начале X века здесь выросло славянское городище Смил. В XIII веке его захватили золотоордынцы. Лишь спустя столетие после освобождения из-под ига выросло новое славянское городище.
Турецкий след
В 1538 году сюда вторглись турецкие войска. Разбив поселение, османы решили обосноваться здесь навеки. Стремясь уничтожить самобытную культуру славян, турки переименовали Смил в исламский Ишмасль. (в переводе с турецкого «услышь, Господь».
Османские завоеватели проводили жесткую политику, поэтому народ протестовал. Поддержанное Запорожской Сечью местное население штурмом овладело Ишмаслем. В ответ султанские правители укрепили оборонную мощь поселения, построив на его месте мощную крепость, назвав ее Измаилом.
Возникновение города Измаил
В начале XIX века Россия прочно утвердилась в устье Дуная и на берегах Черного моря. Сюда устремились беглые крепостные, находили приют болгары, греки, албанцы, гонимые турецким гнетом.
В 1810 году у восточных стен крепости Измаил стал расти посад, который по указу Сената получил название город Тучков и вошел в состав Российского государства. С ростом населения Измаил (Тучков) становится для России важным морским и речным портом на Дунае. В нем зарождается новая отрасль промышленности – судостроение.
В истории русско-турецких войн крепость Измаил была четырежды взята русской армией. Каждый раз при подписании мирного договора она отходила обратно в подчинение Турции. Окончательно присоединен Измаил к России только в 1878 году в результате победы русских войск в очередной войне с Турцией.
Измаил в xx веке
Во время империалистической войны город пережил голод. С 1918 по 1940 год он был в составе земель королевской Румынии. Измаил той поры был ухоженным патриархальным городом.
В годы Великой Отечественной войны полторы тысячи советских воинов успешно оборонялись от 20-тысячной армии врага и оставили оборону по приказу выступить на защиту Одессы. Через три года вернулись и освободили Измаил.
Крепость Измаил в настоящее время
21 мая 1990 года территории бывшей крепости Измаил присвоен статус памятника истории и архитектуры. На территории сохранились фрагменты земляных валов, следы бастионов, оборонительный ров глубиной 11 метров.
Здесь активно ведут поиски «черные копатели». Любой желающий при небольшом усилии сегодня может найти старинные монеты, курительные трубки, керамику, ядра и другие исторические ценности.
Территория крепости объявлена заповедной зоной, на ней запрещено любое строительство.
Решение это нарушалось неоднократно. Здесь построены учебные заведения, многоэтажные и частные жилые дома с гаражами и подвалами, судоремонтный завод.
Как Суворов взял неприступную крепость
Чтобы превратить крепость в неприступный бастион, для строительства пригласили французских военных инженеров. Измаил – важный стратегический пункт Османской империи на Дунае, и турки хотели быть уверены в его прочности.
Особенности оснащения
Крепость состояла из двух частей – старой и новой, их разделяла широкая низина. Снаружи она была окружена мощными каменными стенами, построенными из самых прочных материалов. Их высота достигала 10-20 метров.
Земляной вал высотой 6-8 метров с каменными бастионами на верху, ров шириной 12 и глубиной 10 метров, наполненный водой, были препятствием на пути противника. Крепость состояла из 11 бастионов, на крепостном валу которых были установлены 265 мощных артиллерийских орудий.
35-тысячный хорошо вооруженный гарнизон янычар днем и ночью зорко охранял крепость с периметром 12 км и площадью 170 гектаров. Бастионы имели тайные подземные выходы за пределы крепости во все четыре стороны для пропуска лазутчиков.
Огневые позиции располагались так, что наступающие на крепость должны были попасть под яростный артиллерийский огонь с трех сторон. Через такую огневую завесу пробраться можно было только в одиночку.
Для обстрела местности, скрытой от основного огня, высилась каменная башня с 22 мощными орудиями. Подход к ней охранял земляной вал 14-метровой высоты.
Выступающие стены с пушками, подъемный мост с усиленной охраной, ров, вал и стены – все призвано усилить неприступность крепости. И горе тому, кто пытался взять ее приступом.
Попытки штурма крепости
Конец XVIII века – время постоянных конфликтов России с Турцией. В ходе русско-турецких войн 1787-1791 годов крепость Измаил не смогли покорить ведущие полководцы: ни Репнин, ни Гудович, ни Потемкин.
В 1790 году главнокомандующий Южной армией Г.А. Потемкин-Таврический приказал штурмовать крепость войскам под командованием прославленного полководца генерал -аншефа Александра Васильевича Суворова.
Великий полководец, отдавший армии более 50 лет, тепло и заботливо относился к солдатам. Суворов, понимая всю сложность и непредсказуемость штурма крепости, провел тщательную подготовку.
Подготовка штурма крепости Суворовым
В течение 10 дней военные тренировались забрасывать ров, быстро ставить лестницы, колоть и рубить установленные на самодельной стене чучела противника.
Лазутчики провели тщательную разведку крепости. Сам Суворов, одевшись в лохмотья, на худой лошаденке, чтобы не привлечь внимание противника, лично объехал крепость по периметру.
Командующий пришел к неутешительному заключению, что слабых мест в обороне крепости нет. Он послал предельно краткое письмо-ультиматум начальнику крепости с предложением сдаться.
Получив высокомерный ответ паши о том, что скорее небо упадет на землю, чем Измаил поддастся натиску противника, Суворов еще тщательней начал готовиться к штурму. После приказа султана казнить каждого, кто попытается сдаться в плен, он понял, что турки будут стоять насмерть.
Общими усилиями была составлена подробная карта-схема всей крепости. Все, что удалось узнать, занесли в эту карту: расположение пушек, пороховых погребов, проходов и укрытий. Отметив все важные огневые точки, не оставили без внимания и то, что ночью вокруг крепости ходит дозор, и янычары ведут досмотр сверху.
Штурм Измаила войсками Суворова
Такие крепости, как Измаил, в то время считались неприступными. Два дня Суворов вел артиллерийскую подготовку. Крепость ожесточенно бомбили 600 орудий. В ночь на 22 декабря русская артиллерия разрушила турецкие укрепления.
Крепость была атакована с трех сторон. Отряды морской флотилии в 200 судов атаковали крепость со стороны Дуная. В этом сражении русская армия терпела большие трудности. Янычары дрались за каждый дом. Много солдат и офицеров полегло на мокрых и скользких от крови крепостных валах. Неожиданно выскочившие из потайных ворот турки начали бить казаков саблями. Положение спас командующий, выслав подкрепление.
Крепостной мост, по которому двигались гусары на штурм, турки успели взорвать, но командир отряда все же организовал переправу. Три его эскадрона вовремя ворвались в город.
Штурм крепости начался утром в 8 часов, а к 11 уже стало ясно, на чьей стороне будет победа. Турки сопротивлялись ожесточенно, но их оборона была сломлена, и крепость занята русскими войсками 24 декабря 1790 года. Борьба с турками продолжалась до 16 часов.
В своем рапорте Суворов писал: «Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят! Солдаты мои проявили массовый героизм»! Непобедимая крепость была взята за один день, турки потеряли убитыми в несколько раз больше, чем русские.
Окончание битвы за Исмаил
24 декабря 1790 года – День воинской Славы России, день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Суворова.
Штурм крепости закончился большими потерями турок, около 30 тысяч янычар было убито, русских погибло 4 тысячи человек. Их тела похоронили на кладбище, тела турок бросили в Дунай. Необычайно богаты трофеи: захвачены все орудия, 400 знамен, 42 судна, огромные запасы провианта и драгоценностей, которые янычары награбили во всем Придунавье.
За взятие Измаила Суворов получил звание подполковника Преображенского полка. Солдаты и офицеры были награждены серебряными медалями и золотыми крестами с георгиевской лентой.
Крепость существовала до 1856 года, после окончания Крымской войны была разоружена. В 1791 году был заключен мирный договор, согласно которому Россия получила земли, в состав которых не входила крепость Измаил. Екатерининские дипломаты не сумели воспользоваться плодами блестящей победы русских войск.
Диорама «Штурм Измаила»
В 1973 году в здании турецкой мечети, единственном сохранившимся на территории бывшей крепости, установлена диорама «Штурм крепости Измаил в 1970 году». Авторы – военные художники Данилевский и Сибирский.
На огромном полотне 20 на 7 метра мастера батальной живописи запечатлели переломный момент ожесточенного сражения. В штыковую атаку движутся отряды гренадеров. Солдаты, преодолев ров, взбираются по штурмовым лестницам. Яростные схватки на стенах крепости и в ней самой.
На одной из башен уже развевается русский флаг. В центре – врывающиеся в крепостные ворота колонны штурмующих солдат. Слева – Суворов, руководящий сражением.
26 августа 1945 года в первую годовщину освобождения города Измаила от фашистских оккупантов А. В. Суворову был открыт монумент.
В центре города возвышается бронзовая скульптура. Осадив горячего скакуна, привстав на стременах, Александр Васильевич Суворов поднял в приветствии треуголку. Сейчас территории я бывшей крепости Измаил – мемориальный парк-музей.
Исмаил
араб. إسماعيل
проповедник
около XVIII до н. э.
- Палестина
около XVII до н. э.
- Мекка, Хиджаз
- Мечеть аль-Харам
133 или 137
Ибрахим
Хаджар
Список Набит, Кидар, Адбаиль, Мибшам, Мишма, Дума, Миша, Худуд, Ятма, Ятур, Нафис, Кидман
ивр. יִשְׁמָעֵאל, лат. Ismael
др.-греч. Ισμαήλ
Измаил
Пророк (наби)
12 раз 2:136, 3:84, 4:163, 6:84—86, 38:48, 21:5—86
Жертвоприношение сына Ибрахима, хадж
Медиафайлы на Викискладе
Информация в Викиданных ?
В Википедии есть статьи о других людях с именем Исмаил.
Исмаил, Исма‘и́ль (араб. إسماعيل) — исламский пророк, старший сын и первенец пророка Ибрахима (Авраама) от египтянки Хаджар (Агарь), отождествляется с библейским Измаилом. Был послан Богом с пророческой миссией — для распространения «веры Ибрахима» среди племён, населяющих Аравийский полуостров. Упоминается в Коране.
Мусульмане считают Исмаила прародителем части арабского этноса (арабов-аднанитов). Историческая роль Исмаила в мусульманской традиции значительно выше, чем в библейской. В Коране Исмаил называется среди тех, кому было ниспослано божественное откровение (вахй) и учил людей молитве. По приказу Аллаха он вместе со своим отцом отстроил Каабу.
В арабских преданиях подробно рассказывается о том, что из-за ревности и вражды своей жены Сары пророк Ибрахим был вынужден увести невольницу Хаджар и сына Исмаила в Аравию и оставить их одних в безводной пустыне. Хаджар, взбегая на холмы Сафа и Марва, пыталась увидеть колодец или оазис, с помощью которого она смогла бы напоить мальчика, мучащегося от жажды. Тогда по воле Аллаха в том месте, где Исмаил топнул ножкой, забил источник Замзам — священный источник Мекки. История о поиске воды послужила прототипом одного из обрядов хаджа — сай.
Большинство комментаторов и современная мусульманская традиция утверждают, что именно Исмаил, а не его брат Исхак, был тем сыном, которого Ибрахим должен был принести в жертву. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. При этом полагается, что рождение второго сына Исаака — награда Аллаха.
Сыновья Исмаила: Набит, Кидар (араб. قیدار), Адбаиль, Мибшам, Мишма, Дума, Миша, Худуд, Ятма, Ятур, Нафис и Кидман.
Пророк Мухаммад является прямым потомком Исмаила по линии Кидара.
Ибрахим посещал своего сына. После смерти матери Исмаил женился на девушке из жившего поблизости племени джурхум. Через некоторое время он развелся с ней и женился на другой джурхумитке. Согласно арабским генеалогам, от Исмаила произошли «северные арабы» (аднаниты).
Считается, что могила пророка Исмаила расположена около Каабы в Хиджр Исмаил.
- М. П. Пиотровский Коранические сказания. 1991.
- 1 2 3 Ислам: ЭС, 1991, с. 110.
- аль-Бакара 2:125—136, Аль ‘Имран 3:84, ан-Ниса 4:163, Марьям 19:54
- 1 2 Пиотровский, М. Б., 1987.
- ас-Саффат 37:99—109
- 1 2 Али-заде, 2007.
- Пиотровский М. Б. Исмаил // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 110. — ISBN 5-02-016941-2.
- Исмаил / Пиотровский, М. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
- Али-заде, А. А. Исмаил // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
- Исмаил — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Измаил
- Исаак
- Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах
Хадж и умра | ||
---|---|---|
Столпы | Ихрам · Таваф · Сай · Стояние на Арафате · Побивание шайтана | |
Топонимы | Мекка · Медина · Джидда · Ас-Сафа и аль-Марва · Арафат (гора, долина) · Муздалифа · Мина · Микат · Акаба | |
Персоналии | Ибрахим (Авраам) • Исмаил (Измаил) • Хаджар (Агарь) • Мухаммед • Амир аль-хадж • Хаджи | |
Мечети | Мечеть аль-Харам (Замзам) · Кааба (Кисва · Чёрный камень) · Масджид ан-Набави | |
Дни | Курбан-байрам · День Арафат · Дни ат-Ташрик | |
См. также | Джамрат · Инциденты · Пять столпов ислама · Талбия · Министерство хаджа КСА |
Адам · Айюб · Аль-Яса · Давуд · Закария · Зу-ль-Кифль · Ибрахим · Идрис · Ильяс · Иса · Исмаил · Исхак · Ишмаил · Лут · Муса · Нух · Салих · Сулейман · Харун · Худ · Шуайб · Юнус · Юсуф · Юша · Якуб · Яхья
праведники:Зу-ль-Карнайн · Имран · Лукман · Узайр · Хабиль · Хидр · грешники: Азар · Барсиса · Кабиль · ас-Самири · Фираун · Хаман
Асия · Билкис · Зулейха · Марьям · Сара · Хавва · Хаджар
Ибн Умм Мактум · Абу Лахаб · Зайнаб · Зейд · Жёны Мухаммада
Адиты · Айкиты · Бану Исраил · аль-Карья · аль-Кахф · аль-Ухдуд · аль-Филь · ар-Расс · Мадьяниты · Самудяне · Тубба · Яджудж и Маджудж
ангелы: Азраил · Джибриль · аз-Забания · Малик · Харут и Марут · Иблис (джинн) · идолы: Аллат · Баал · Вадд · Манат · Наср · Сува · аль-Узза · Ягус · Яук
Добавить комментарий