Матушка Екатерина каптен

Идеальный священник

Чего греха таить, собирательный портрет батюшки складывается под копирку из мнений тех, кто в церковь ходил только на собственные крестины, а в следующий раз собирается только на своё отпевание. В глазах таких людей идеальный священник выглядит примерно так…

Самое главное – батюшка должен быть худым. Нет, даже тощим. Не более 46-го размера (даже если в батюшке добрых 2 метра роста). Но не меньше 44-го, иначе он будет выглядеть совсем уж жалким и этим пользоваться.

Ещё священник должен быть бледненьким.

Если красный – значит пьёт.

Если загорелый – значит, по заграницам разъезжает.

Впрочем, и бледным должен быть тоже в меру – иначе опять-таки будет вызывать к себе жалость (себе на пользу).

Национальность не важна – главное, чтобы человек был хороший. Но вот священник-еврей – это как-то настораживает…

Жена

Жена у священника должна быть худая и бледная. И желательно – немая. Чтобы стояла «глазки в пол» и вообще не отсвечивала. И чтоб косметикой не пользовалась. И чтоб юбки носила серые до пят, да кофты семейные с протёртыми локтями.

Дети

Детей у священника должно быть никак не меньше 20-ти! Но чтоб своих – не более 5-ти, иначе сочтут невоздержанным. Остальные – приёмные.

При этом все – благовоспитанные, скромные, смиренные, чтоб не шумели, не ныли, ничего не просили. Но чтобы обязательно были не запуганные и не затравленные.

Чтоб интересовались мобильными и планшетами, и в обычную школу ходили. И чтоб в 12 лет курить и пиво пить начали – чтоб можно было потом пальчиком показать и сказать: «Вот у того попа уже и с сигаретой ходит, а наш-то молодец, до 14-ти дотерпел!»

Жильё

У священника не должно быть своего жилья. Максимум – однокомнатная квартира в спальном районе.

Или пусть это будет сельский дом – с перекошенным фундаментом, лопнувшими окнами и грязным заплёванным полом.

Чтоб воду из речки, и удобства на отшибе, и огород скудненький, и яблоня с кислыми яблочками. И чтоб в этом доме жили все 20 детей, и желательно при этом ходили на всевозможные кружки, занятия, танцы, музыки, рисования, чтоб развивались всесторонне и Маршака с табуретки читали. Но чтоб непременно попробовали всё в 13 лет – чтоб не выделятся.

Машина?

Машину батюшке можно, только если это ладозавр отечественного автопрома!

Если машины у священника нет, то это ещё более подозрительно. Он что, пешком ходит? На велосипеде ездит? Ну, велосипед можно. Но только чтоб ржавый был, и цепь слетала, и педали скрипели, и чтоб коррозия из каретки сыпалась.

И чтоб от своего домика в деревне хр-хр-хр зимой по заснеженной дороге торопился на электричку, всех 20 человек детей вёз в школу, сады и прочите занятия, пока его жена с утра в проруби стирает.

Деньги?

А вот денег у священника быть не должно. От слова совсем. Зачем ему деньги?

Еда у него в огороде растёт, яблочное варенье на зиму жена наварила, а для молочка пусть корову заведёт.

Мяса им не надо – они же постятся весь год, а рыбу можно и в речке наловить.

А ежели священнику кто денежку подаст, то он её непременно тут же должен пожертвовать кому-либо куда-либо, пока денежка не нагрелась до 36, 6 градусов в ладошке.

Пожертвование

Если батюшке кто пожертвует заплесневелую колбасу, печенье, прослоенное джемом, которое в пакетике уже всё раскрошилось, да старые тряпки на занавески, он должен плакать от благодарности и пожизненно молиться за благодетеля.

Да, кстати, молиться священник должен всегда и за всех, но так, чтоб его молитву никто не видел, а то будет ходить как фарисей.

Храм у священника должен быть круглосуточно открыт и батюшка – для всех доступен в любое время дня и ночи.

Не может быть у священника никакой «личной жизни»!

И в храме чтоб ремонт был новенький, и туалет для всех желающих.И много-много скамеечек – чтобы все сидеть могли.

И никакой торговли в храме! Чтобы свечи бесплатные лежали и листики с ручками для записок, и книжки с иконками – бесплатно, для всех желающих.

И чтоб всё аккуратненько и свеженько, чтоб следил за памятником архитектуры ХIХ века качественно – ему ж передали в отличном состоянии, после того, как там был кинотеатр, клуб, склад и баня!

И чтоб по спонсорам не ходил и пожертвований не собирал, чтобы всё делал сам и задаром, в срок.

Да, и чтоб не жаловался.

Чтоб светился изнутри пастырской мудростью, чтобы всех согревал и утешал.

Чтоб пьяные мужики, едва его завидев, бранные речи прекращали, а бабы кончали на жизнь жаловаться, девицы развратные стыдливо колени прикрывали, а дети малые орать переставали.

Вот тогда-то народ крещёный в храмы да и потянется!

Просмотры: 625

Недавно в фейсбуке увидел пост одного священника, который у себя поместил интересную и ироничную заметку матушки Екатерины Каптен об идеальном священнике (еще за 2017 г.). По образцу, позволю себе описать «идеального» диакона.

Итак…

Реденькая бородка, напомаженные волосы (пробор посредине). В меру пьющий (непременно водку), глупо улыбающийся всем, кто старше его по званию и статусу. Всем известно, что даже вчера рукоположенный священник априори знает больше диакона, хоть и прослужившего более 20 лет. Перманентная придурковатость (особенно в вопросах высокого богословия) остаётся и до нашего времени непременным атрибутом диакона.

Дьякон непременно должен служить везде, где только можно (но боже упаси деньги за это брать!). Если приходится служить архиерейские службы, то с ним можно расплачиваться холодными пирожками да коврижками. Если Чаша — литра три, то потреблять ее следует исключительно самому (неважно, что служили 15 человек). Остатки с праздничной трапезы можно взять с собой, правда, только не с архиерейского стола. А то вдруг там ещё останется несколько осетровых или форелевых слайсов.

Вечером должен непременно явиться на вечернюю службу (ничего, что шестеричную — чтобы навыка не потерять и не расслабляться).

Выходных должно быть поменьше. Опять же — дежурства, занятия в разных воскресных школах да кружках.

Жена у диакона должна быть непременно работницей социального центра, с зарплатой ниже среднего. Райсобес подойдёт. Внешность у неё должна быть вовсе неприметной, чтобы никого не смущать и не соблазнять.

За общими трапезами, которые устраивает раз или два в год отец настоятель, она должна сидеть максимум возле свечниц и уж ни в коем случае не рядом с супругой настоятеля или, чего доброго, возле храмового бухгалтера. Это уже совершенно недопустимо и чревато небольшим скандалом.

Она должна обладать слухом и сносными вокальными данными. Пригодится заменить кого-то на службе. Разумеется, денег за это никаких, разве только условную сумму, на печеньки — она ведь не зарабатывать в храм пришла.

Дети диаконские от поповских должны отличаться тем, что к поповским деткам следует относиться с особенным уважением. И чтоб одежда детей дьякона была ни в коем случае не ярче и не моднее, чем у поповичей.

Автомобиль — только в порядке исключения и только б/у. Родительский «Москвич» будет самое то.

Жалование. В идеале, лучше бы его не получать совсем, но такое практически невозможно, особенно теперь, когда с налоговой требуют всякие ндфлы и проч. На приходе же можно заметить, что не многие прихожане догадываются, что диакон так же нуждается в средствах, как и священник.

Отпуск не нужен, так как отдыхать не на что. Да и детишкам нечего лишний раз ездить на море, а то ещё привыкнут! Пусть трудятся с батей, показывают пример семейной общности и единогласия.

Знаком с такой ситуацией, когда после архиерейских служб (особенно это развито в женских монастырях) мать настоятельница в 90% случаях не считает нужным отблагодарить дьякона. Видимо, тут сказывается обычная «хозяйственность» и экономия средств. Но, разумеется, эта «экономность» не относится к застольям после службы. Тут уж, брат, только успевай пуговки на животе расстёгивать! Выходит, что диакон служит как бы за еду. Ну, а то, что с ним в этот момент на трапезе рядом нет его матушки и деток — это уж его проблемы.

Вот и получается, что он должен как-то выкручиваться, окружив себя мелкими подработками, типа ведения всевозможных кружков, в свободное время помогая в строительстве нового приходского корпуса, в качестве чернорабочего; либо, если он имеет водительские права, — в качестве водителя настоятеля (но это уже совсем большая удача)

При этом жаловаться на жизнь, печалиться по поводу вечного отсутствия денег совершенно недопустимо. В итоге большинство диаконской братии после 10–15 лет служения начинает потихоньку спиваться. И таких примеров лично я видел огромное количество. Создаётся впечатление, что эта прослойка священнослужителей является неким рудиментом, способным разве что поорать на службе погромче да во время застолий перемежать тосты залихватскими песнями. Поэтому многие считают оставление в диаконском чине более чем на год сущей каторгой, стремясь как можно поскорее рукоположиться в вожделенный пресвитерский сан, дабы потом уже «законно» шпынять своего бывшего коллегу, который задержался в этом чине подольше.

Вывод: чтобы быть диаконом, лучше всего при этом также быть сыном владельца автозаправки, либо зятем маститого и уважаемого протоиерея, а ещё круче — благочинного, чтобы все житейские проблемы разрешались одним только словом почитаемого тестя. Аминь.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

История страз началась… с обмана. В конце XVIII века один находчивый австрийский стекловар и ювелир получил калиевое стекло, содержание свинца в котором оказалось намного больше обычного. Хитрый Штрасс (Strass — такой была фамилия ювелира) сразу подметил, что если придать полученному свинцовому хрусталю соответствующую огранку, то его без труда можно будет выдать за бриллиант, чем он и занялся. Готовые камни действительно обладали сильным блеском и красивой игрой цвета, поэтому отличить их от настоящего бриллианта было не так уж просто. Впоследствии обман Георга Штрасса все же был раскрыт, а его детищу — камням, которые он кропотливо производил вручную, — досталась его фамилия. С тех пор искусственные кристаллы и стали называть стразами.

Однако мировой известности и признания стразы достигли благодаря другому имени. Даниэль Сваровски родился и вырос в Северной Богемии (в настоящее время — Чехия). Отец Сваровски, как и многие в их деревне Георгенталь, занимался стекольным делом – огранкой хрусталя и производством украшений и аксессуаров из знаменитого богемского стекла. Даниэль участвовал в семейной деле, помогая отцу и вникая во все тонкости этого мастерства, но мечтал стать скрипачом… Тем не менее, отец настоял на том, чтобы Даниэль изучил инженерное дело.

Учился Даниэль Сваровски в Париже и в 1883 году посетил проходившую там Всемирную электротехническую выставку, где ознакомился с новейшими на тот момент технологическими возможностями. Сваровски понял: если использовать машины для огранки и шлифовки хрусталя, то производительность вырастет многократно. Девять долгих лет он работал над электрическим шлифовальным станком стекла и в 1891 году наконец-то получил на него патент.

В 1895 году Сваровски вместе со своим парижским партнером открыл фабрику в городе Ваттенс в Тирольских горах, где можно было использовать гидростанцию для выработки необходимого в производстве электричества. Компания получила название «A. Kosmann, Daniel Swarovski & Co.», но позднее была переименована в «Swarovski». До 1920 года фирма занималась только скупкой и последующей огранкой камней, а после – Сваровски удалось разработать формулу получения очень прозрачного и высококачественного хрусталя, который и стал основной для страз Swarovski.

Даниэль не повторил ошибки Штрасса – он никогда не пытался выдать свои кристаллы за настоящие бриллианты. Напротив, модельеры, начиная с Коко Шанель, активно использовали их в своих коллекциях, ведь цена искусственных кристаллов больше не стесняла, а наоборот открывала новые возможности – их блеск и красота практически не уступали настоящим камням.

Когда кристаллы вырвались в мир моды из сугубо ювелирной ниши, их первоначальная форма – прозрачного кристалла с конусным дном – стала меняться: были созданы плоские пришивные стразы с посеребренным основанием и стразы на клеевой основе, появились и цветные стразы, с эффектом «Aurora Borealis» («Северное сияние»). Для ювелиров, продолжающих работать с объемными камнями, также создавались цветные кристаллы и кристаллы с посеребренным основанием – «симили», благодаря эффекту зеркала свет отражается от конусного дна и, преломляясь в гранях, дает больше блеска. Одним словом, сам спрос рождал предложение и определял дальнейшие модификации искусственных камней.

Пока семья Сваровски усердно трудилась над созданием своего бренда в Австрии, на родине Даниэля и самого богемского стекла – в Чехии – уже в 1948 году была основана фабрика Preciosa. Но об этом мы расскажем в следующий раз…

Когда слышишь словосочетание «современный священник», то возникает вопрос: кто он и вообще может ли быть священник современным. И самое главное, «современный священник» — всегда ли это похвала? Но этот вопрос оставим на усмотрение читателя.

Условное понятие

Глубоко убежден, что «современность» — это понятие весьма условное. Человек XII века, несомненно, был современным относительно своей эпохи. У него были свои проблемы, связанные с той эпохой, в которую он жил. Для нас же он жил в Средние века. И мы тоже являемся современниками своего времени, но для потомков станем далекими предками. Человек остается человеком во все эпохи. Меняется лишь внешнее: средства связи и передвижения, технологии и прочее. Но сам человек по-прежнему остается человеком вне зависимости от того, пересылает ли он письмо голубиной почтой или же набирает е-мэйл на компьютере.

Современный – это тот, кто, например, ориентируется в книгах нашего времени и в информационном пространстве вообще. Для священника важно понимать, о чем думает современный человек, какие книги читает и так далее. Знать хотя бы для того, чтобы говорить с человеком на одном языке.

Но вместе с этим современность – это что-то поверхностное, то, что может завтра измениться. Сегодня – это современно, завтра это ушло в прошлое. Компакт-диск – это то, что было современно относительно дискет, и «прошлый век» относительно «флешки».

«Быть на волне»?

Некоторые христиане всегда стараются «быть на волне». Например, западные христиане, которые очень быстро пытаются «ловить тренды». Примеров этого много: поющая католическая монахиня, победившая на европейском шоу «Голос», протестантская Библия в джинсовом переплете и многое другое. Желая быть на гребне волны, очень важно помнить про фундаментальные ценности. Библия в переплете из джинсовой ткани — это, конечно, современно (хотя я сам с этим категорически не согласен), но куда важнее не переплет священного текста, а его содержание. И очень печально видеть, как некоторые христианские течения делают акцент именно на переплете.

Постоянная попытка христианина, а тем более священника, быть современным может лишить его связи с корнями служения. И тогда он будет очень современным — в смысле обложенным со всех сторон гаджетами и прочитанными новейшими книгами, но при этом полностью утратившим связь с Преданием Церкви, с живым христианством первых веков.

Портрет батюшки

Учитывая вышесказанное, изначальный вопрос надо переформулировать так: каким должен быть священник в наши дни? Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно отвечать на вызовы современности?

Рассуждая на эту тему, я задал вопрос друзьям в социальных сетях. И сразу же стали рисовать образ идеального для современности батюшки. Конечно же, оставим за бортом нашего внимания всякого рода антиклерикальные рассуждения в стиле «священник должен быть босой и голодный», и попробуем нарисовать портрет.

Какие вызовы перед нами ставит эпоха? Слова Спасителя «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19) вечны и обращены как к христианам первого века, так и двадцать первого. И если апостолы ходили по римским дорогам и проповедовали в синагогах, то сейчас многие занимаются миссией через СМИ, социальные сети и блоги. Но это опять же не меняет ситуации: мы просто пользуемся теми возможностями, которые дает нам время.

В этом смысле священнику очень важно «идти в ногу со временем», владеть современными технологиями и средствами связи. Отсюда первая черта портрета – ориентироваться в эпохе, в современных средствам и способах миссии.

Но вместе с тем он не должен терять органической связи с церковным Преданием и традицией. Даже если это какие-то вещи, кажущиеся внешними. Ведь образ православного священника с бородой и в подряснике – это образ, созданный веками, и не надо его пытаться «осовременить». И это, пожалуй, второй штрих нашего портрета: все же в традиционном облачении как внутренне, так и внешне.

Иметь связь с прошлым и понимать проблемы настоящего. Священник — категория вне времени и политики, и тем самым священник византийской эпохи мало чем отличается от священника наших дней.

Некоторые понимают слово «современный» так: батюшка должен прыгать по сцене, говорить на каком-то жутком новоязе или сленге и так далее. Но все это в корне неправильно. Поэтому и речь нашего современного батюшки не может быть речью пушкинской эпохи (ибо не разумеют люди), но и без современных сленговых выражений можно обойтись.

Наверное, именно таким должен быть портрет современного (при всей условности этого слова) священника.