Медведь из золотого компаса

Содержание

«Темные начала»: что нужно знать, перед просмотром главного сериала сезона?

Вечером 4 ноября на британском BBC и американском HBO (и утром 5 ноября в российской «Амедиатеке») стартует сериал «Темные начала», основанный на знаменитом фэнтези-цикле Филипа Пулмана. Делимся (без спойлеров) впечатлениями от первой серии и рассказываем, что нужно знать об этой причудливой вселенной и ее авторе, чтобы как можно быстрее привыкнуть к бронированным медведям и свирепым тартарам.

«Темные начала» – «детская книга для взрослых сердец»

Такое определение трилогии, вышедшей в 1995–2000 годах (и с честью боровшейся за книжные полки с самим «Гарри Поттером»), дал сам автор – британец Филип Пулман, степенный преподаватель английского языка и литературы. Сага состоит из трех романов – «Северного сияния», «Чудесного ножа» и «Янтарного телескопа» – и нескольких приквелов и продолжений. История начинается как роман воспитания: есть девочка-сирота, не знающая тайну своих родителей; есть школа, из которой нужно сбежать, чтобы повзрослеть; и есть наконец чувство долга, ведущее навстречу сказочным авантюрам. Но уже во второй части трилогия меняет жанр и становится антиутопией, в которой героям противостоит беспощадная и циничная система – местная Церковь. А в третьей части Пулман и вовсе решает свергнуть руками новых Адама и Евы не только организованную религию, но и самого Бога. Из-за этого книгу очень сильно критиковали христианские издания и поэтому назвать «Темные начала» произведением именно детским довольно сложно. Впрочем, уже один логотип канала HBO (хоть он здесь и выступает партнером вполне семейного BBC) дает понять, что это сказка для взрослых.

Это одновременно и альтернативная история, и фэнтези, и стимпанк

Фото: HBO

В «Темных началах» существует бессчетное количество параллельных измерений, а действие первой части трилогии разворачивается в мире, отдаленно похожем на наш. В нем всеми европейскими странами правит религиозная организация Магистериум, к востоку от цивилизованной Московии лежит злая и дремучая Сибирь, а в Оксфорде развиваются передовые науки – но под присмотром церкви. И главное: у каждого человека в этом мире есть свой деймон – говорящее животное, в котором заключена душа. У детей деймон может меняться вплоть до наступления совершеннолетия. Поэтому сопровождающий главную героиню – сироту Лиру – деймон Пантелеймон принимает обличие то белой куницы, то птицы. Есть в этом мире, вдохновленном стимпанковской инженерией и викторианской архитектурой, и другие сказочные существа. Например, свирепые панцербьерны – белые медведи, которые куют свою броню из упавших метеоритов и живут на Крайнем Севере. В их земли в начале романа и отправится храбрая Лира, чтобы спасти своего друга Роджера. Его, кажется, похитили и вот-вот сделают жертвой опыта по разделению человека и деймона. Читай: освобождению тела от души. Человеческой воли – от божественного чувства вины.

«Темные начала» – часть той же саги, что и фильм «Золотой компас» 2007 года

Фото: HBO

Европейские книги нередко выходят в Америке под другими названиями, к примеру, «Гарри Поттер и философский камень» в США стал «Гарри Поттером и колдовским камнем». Так было и с «Северным сиянием», которое превратилось в «Золотой компас». А третью часть цикла Пулмана подвергли куда более принципиальной редактуре. До американского читателя-пуританина, например, не добралась сцена, намекающая на подростковый секс, – в книге он символизировал новый первородный грех. Так что зрители «Золотого компаса» (их, правда, было немного, и компания New Line Cinema после выхода фильма так поиздержалась, что стала частью Warner Bros.) уже знакомы с сюжетом сериала. И поэтому вынуждены будут сравнивать, например, игру Джеймса Макэвоя (лорд Азриэль в телеверсии) с игрой Дэниела Крейга (лорд Азриэль в кино).

В «Темных началах» много звезд

Фото: HBO

И если Макэвою сравнения с Крейгом нипочем, то, например, Рут Уилсон из «Любовников» в роли ученой дамы миссис Колтер пока что пугает зрителя гораздо меньше, чем холодная, жестокая Мариса в исполнении Николь Кидман. Впрочем, отставание Уилсон от Кидман, может быть, обусловлено самой драматургией: сериал раскрывает свои карты (и героиню) медленнее, чем фильм.

Зато сыгравшая главную роль 14-летняя Дафни Кин – настоящее чудо. Открытая два года назад «Логаном» девочка – наполовину испанка, наполовину англичанка – создает образ именно той юной героини, которая и интересна современному миру. Она и не принцесса, и не пацанка, и не пассионарий, и не ведомая. Просто маленький человек, у которого, кроме золотого компаса (волшебного артефакта, помогающего в навигации по стремительному сюжету), есть еще и компас моральный. Но актрисе приходится нелегко из-за того, что основные ее партнеры на съемочной площадке – зеленые куклы, которые уже на экране превращаются в куницу и медведя. А опытнейшие взрослые актеры, кажется, не так внимательны к юной партнерше, как добрейший Хью Джекман в «Логане». Но она справляется – во многом благодаря тому, как хорошо прописан ее персонаж. Лира – разом и классическая сирота из британской прозы, и героиня европейской сказки. Самая настоящая Герда, отправившаяся в царство льда спасать своего Кая.

Но будьте начеку: Пулман – писатель-скандал

Фото: HBO

В своих интервью автор трилогии любит эпатировать читателя выпадами против церкви. Вроде такого: «Надеюсь, однажды эта несчастная организация полностью исчезнет». В списке книг, которые пытались запретить в Соединенных Штатах, «Темные начала» занимают почетную восьмую строчку. Источником магии в романе выступает так называемая пыль – что-то вроде частиц-мидихлорианов из «Звездных войн», делающих джедаев джедаями. Пыль существовала всегда, но ее присутствие в мире становится сильнее, если люди творят, – и добрые дела, и искусство. Но Магистериум (читай: организованная религия, похожая на христианство) пытается искоренить пыль или хотя бы монополизировать право ею распоряжаться. То есть выступает в роли системы, враждебной всем прогрессивным силам, – ее жажда власти и контроля сдерживает гармоничное и свободное развитие всех параллельных миров.

Впрочем, в первом сезоне сериала зрителям об авторской позиции беспокоиться точно не стоит. Все богоборчество хранится во второй и третьей книгах. А продюсеры уже признались, что во многом переработали роман для малого экрана – потому что предрождественский кассовый провал «Золотого компаса» в 2007-м году до сих пор не забыт. Поэтому пока что «Темные начала» – это британский роман воспитания вперемешку с европейским фольклором и большой фэнтези-литературой. Героики путешествий (в духе любимой британцами экспедиции Роберта Фалкона Скотта на Южный полюс) здесь куда больше, чем героики богоборчества.

Какими получились телевизионные «Темные начала»?

Фото: HBO

Немного скомканными, потому что мир Пулмана не так-то просто объяснить за одну серию. Но очень красивыми: здешние серебристые дирижабли, трогательные деймоны, северное сияние, ледяные скалы и готические своды очаруют и взрослых, и детей. А еще «Темные начала» оказались на удивление реалистичными и динамичными: режиссер «Отверженных» Том Хупер нарочно снял первые два эпизода так, чтобы зрителя буквально трясло от эффекта присутствия. Камера постоянно находится в движении, будто перед нами не сказка, а документалка о говорящих медведях. А героиня оказалась той еще непоседой – и тянет зрителя за собой, как и положено неугомонному ребенку. Кого-то из взрослых такие забавы наверняка опустошат, но тех, кто любит фантазировать и играть, сериал увлечет надолго.

Рецензия к фильму «Золотой Компас» от GMO-IT`sYou

Издревле книги обладали чудесным свойством переносить сознание читателя в абсолютно иной мир, погружая его в фантастические дерби и судьбоносные переплеты, попутно знакомя с необычными обитателями этих невероятных и уникальных мест. Заботливые руки авторов наполняли эти миры сказочными историями, которые мы имели честь пережить вместе с главными героями, ставшими для нас чем-то родным и близким. Каждая книга по-своему оставляла отпечаток в наших сердцах и зарождала в нем бурю немыслимых чувств, которые захлёстывали и уносили наш разум в тот самый мир, чтобы иметь возможность хотя бы на мгновение вновь воссоединиться с ним.
Наряду с такими великими писателями, как Джон Рональд Руэль Толкин, Льюис Кэрролл, Клайв Льюис, Жюль Верн и другие, чьи произведения вошли в анналы мировой истории и литературы, тяжело противопоставить что-то более значимое. Но времена меняются, а с ними и поколение. Если классику невозможно переплюнуть, то приблизиться к ней вполне возможно. В этом преуспели такие современные писатели, как Джоан Роулинг, Джордж Мартин, Анджей Сапковский, Стивен Кинг и другие.
Но среди большого числа современных фантастов, покорить мое сердце и душу удалось Британскому писателю Филипу Пулману и его трилогией «Темные начала». Данное произведение является олицетворением смелых и твердых убеждений автора, относительно социального и духовного составляющего человека, которые зарождены глубоко внутри основной сюжетной линии, и постепенно разрастаясь, становясь центром всех ответов на противоречивые вопросы.
Во все времена в духовной среде, любые вопросы, ставящие под сомнения единомыслие и саму веру, воспринимались как нечто еретическое, и даже мысль об этом являлась «порождением дьявола». И в настоящие дни тяжело свободно высказывать свою точку зрения по этому вопросу, так как общественность сразу воспринимает это в штыки. Трилогии «Темные начала» не удалось избежать той же участи, как и всем другим инакомыслящим произведениям. Каких только высказываний не было в адрес трилогии и самого автора, вплоть до предложения сожжения книги. Не смотря на такое негативное отношение среди религиозной общины, трилогия «Темные начала» стала одним из популярнейших современных произведений, занимающая третью строчку в списке лучших книг Британии.
«Северное сияние» (в американской версии «Золотой компас») является первым романом цикла «Темные начала». Действия книги разворачиваются в мире, где души людей имеют материальную форму животных, их называют деймонами. Этим миром управляет религиозная организация, которая называется Магистериум. Главной героиней является необычная девочка – Лира Белаква и её маленький деймон – Пантелеймон. Лира сирота, которая живет в городе Оксфорд в Иордан–колледже. Её родители погибли, но у неё есть могущественный дядя – лорд Азриэль. Он – уважаемый научный деятель и совершает путешествия на Север, а также Азриэль явный противник религиозной организации. Предметом его изучения являются таинственные частицы, именуемые “пылью”, которые испускаются из Авроры (это параллельный мир, который можно увидеть внутри северного сияния). Особенностью данной пыли является то, что она оседает вокруг людей и их деймонов, но не у детей. Магистериум считает эту пыль первородным грехом, который образуется у человека в момент его взросления, когда деймон перестает менять облик. Поэтому они всячески пытаются помешать лорду Азриэлю, изучить эти частицы. Но истинной его целью познания пыли является та самая Аврора, параллельный мир, в который он хочет попасть. Для того чтобы помешать образованию пыли у детей, Магистериум создал подразделение, которое называется Жертвенный совет. Возглавляет его леди Колтер. Построив лабораторию на севере, они проводят зверские эксперименты с детьми, которые ещё не достигли стадии взросления.
Столь глубокое начальное описание требуется для полноценного понимания того, на чем основано последующее приключении главной героини.
История Лиры Белаквы начинается с подслушивания тайного разговора лорда Азриэля с ученым советом Иордан-колледжа. Темой разговора становится «пыль». Он просит у них денег для экспедиции на север и дальнейшего изучения природы этой загадочной частицы. Эта тема очень интересует Лиру, но она понимает, что ученые вокруг опасаются того, к чему приведет изучение пыли. Девочка просится в поездку с лордом Азриэлем, но тот ей отказывает. Тем временем, на улицах Оксфорда появляются слухи о неких Жрецах ¬– это таинственные похитители детей. Лира является очень шустрой девочкой: в колледже из неё пытаются сделать леди, но по своему нетерпеливому характеру она больше походит на уличного хулигана. Лира знает каждый уголок города и всех местных ребят, поэтому услышав о Жрецах, она непременно бежит разузнать все слухи о них. Вернувшись в колледж, она понимает, что её лучший друг Роджер, который работает здесь на кухне, стал очередной жертвой Жрецов. В это же время в колледж приезжают гости, для которых устраивают пир и Лиру готовят к предстоящему ужину. Среди гостей оказывается загадочная дама, миссис Колтер. Она очаровывает Лиру своими манерами, познаниями в науке, разговорами о светской жизни. Миссис Колтер предлагает ей жить с ней в Лондоне. Перед поездкой Лиру зовет к себе магистр колледжа и дает ей редкий предмет, называемый Алетиометр (или же Золотой компас), который открывает все секреты прошлого, настоящего и будущего. Магистр просит её не показывать этот прибор даме, с которой она собирается уехать. Во время проживания с миссис Колтер, Лира узнает о ней страшную тайну, что она является учредителем Жертвенного совета, ворующего детей и проводящего на них эксперименты. Сбежав от неё, Лиру принимают к себе цыгане, чьи дети также были украдены. Вместе они направляются на Север, чтобы отыскать лабораторию Жертвенного совета и спасти всех детей. С этого момента начинается увлекательная история путешествия, где Лира узнает прошлое своих родителей, погружается в изучение Золотого компаса, её ждут удивительные знакомства с королевой Ведьм и бронированным медведем.
Сложно представить, как в одном фильме можно уместить столь грандиозное приключение. Для полной экранизации первой книги потребуется как минимум два полноценных 2-х часовых фильма.
Крис Вайц в своей сценарной и режиссерской работе умудрился продемонстрировать невнятную, обрывистую, безликую пародию на книгу «Северное сияние». Не став использовать глубокие детальные ходы, он лишил зрителей полноценно вникнуть в данную историю. Тем самым, в его экранизации персонажи получились клишированными, однобокими и предсказуемыми. Фильм не несет никакой социальной, духовной и эмоциональной нагрузки. Помимо того, что режиссер не использовал множество второстепенных факторов (которые раскрываются в других частях книги), он полностью перевернул основную сюжетную линию, поменяв местами главы, добавив новые сюжетные элементы, которые призваны не наполнить историю интересными ходами, а наоборот упростить имеющуюся пустую сюжетную линию. В итоге получившийся сценарий не раскрывает и четверть того, что описано в книги, а фильм смотрится как унылое архитектурное творение, не имеющего под собой твердого основания, которое уже к середине дает трещину, а в конце полностью разваливается, оставляя после себя множество вопросов, главной из которых: за что вы так ненавидите эту книгу? И кто допустил Вайца к написанию сценария?
В качестве примера бездарного использования первоисточника, можно привести начальный фрагмент с лордом Азриэлем. В книги его пытается отравить магистр Иордан-колледжа, которого настораживает изучение Пыли и то, к чему это может привести. Но также он рад, что его действия по отравлению не увенчались успехом. Магистр очень заботится о Лире, поэтому отдает ей Золотой компас, зная о том, какие последствия приведет его действие, при этом он также знает о том, что от будущего выбора девочки зависит судьба всего мира. Являясь магистром, его цель оберегать колледж и всех его представителей, но это сделать тяжело, так как он находится между Магистериумом, которое стремится контролировать все его действия, и между ученым советом, который поддерживает лорда Азриэля. Этот персонаж двояк и пусть ему отведено не так много времени, но его действия являются очень важными для повествования. Но что мы имеем в экранизации? Ничего. Крис Вайц добавляет в сценарий персонажа, который является представителем Магистериума и уже он пытается отравить Азриэля. Тем самым, как уже было написано выше, зритель получил очередного безликого злодея. Такой подход к экранизации неприемлем, это облегчает задачу режиссера, но пропадает глубина и полнота истории, теряется часть смысла, который автор пытался передать читателям. А если учесть, что это был всего лишь один персонаж, которого не стал описывать Вайц, то представить себе не трудно, сколько всего важного было убрано и сколько мелких деталей, которые способствовали раскрытию основного сюжета, просто не продемонстрировали зрителю, но в угоду чего? Вопрос риторический…
Даже если принять во внимание тот факт, что в экранизациях редко используется весь имеющийся сюжет и все второстепенные персонажи, то это никак не оправдывает режиссера за его отсебятину. Возмущает до глубины души то, что Вайц решил не снимать кульминацию первой книги, в которой отражается эмоциональное состояние главной героини, осознание безысходности и неопределенности, душевная пустота и отрешенность ¬– все это в совокупности накрывает читателя волной многообразных чувств и ощущений, а также наполняет безумной жаждой продолжения приключения. “Гениальное” решение режиссера закончить фильм на мажорной ноте вызывает у зрителей, знакомых с книгой, только один вопрос: если бы снималось продолжение, то каким образом он оправдал концовку и все остальные допущенные ошибки, которые никак не могут привести к книжной концовки и переходу ко второй книге? Возможно, даже хорошо, что мы никогда этого не узнаем…
Несмотря на все имеющиеся минусы, экранизация обладает и светлой стороной. Богатство этого фильма заключено в идеально подобранном актерском составе. На экране мы видим не просто хаотичный набор из звезд мировой величины, а эталонное сочетание внешних данных актеров с описанными в книгах героями. Они гармонично вписались в свои роли, передав зрителю поистине тех самых персонажей, с которыми читатели знакомы заочно. Украшением стала великолепная актерская работа Николь Кидман, ведь не зря именно её, и только её, рассматривал сам Филип Пулман на роль миссис Колтер. И действительно, зная подноготную этого персонажа и её реплики, непроизвольно в голове рождается внешность Николь.
К сожалению, не так много времени было отведено для Дэниэла Крэйга, но его персонаж раскрывается постепенно, ведь в романе ему удостоено самое важное место. Ближе к концу первой книги лорд Азриэль проявляется во всей красе, открывая перед читателями свои истинные цели, а также он является основой кульминационной составляющей финала. Но благодаря режиссеру, этого мы не увидели, поэтому персонаж в фильме имеет небольшое количество экранного времени и абсолютно не производит впечатления великого и устрашающего лорда. Но при этом сам Крэйг постарался воссоздать этого героя по мере отведенных ему возможностей. И сделал это он весьма не плохо, даже наделил лорда Азриэла фирменной бондиановской ухмылкой.
Ева Грин была очаровательна в роли королевы ведьмовского клана. Серафина Пеккала, как персонаж, оказывает большое влияние на главных героев по ходу всех трех книг, принимая участия во многих ключевых событиях. В этой экранизации времени ей было уделено, как и всем другим, мало, но достаточно для основных важных сцен.
Прекрасного Джима Картера, было нелегко узнать в роли лорда Фаа, короля цыган. Он показал того самого персонажа, обладающего суровым взглядом и авторитетом, но не лишенного чувств и доброты по отношению к девочке Лире. Собственный тембр его голоса придал этому персонажу ещё больше окраски.
Лира Белаква довольно своеобразная личность, обладающая в своем юном возрасте чертами характера, присущие взрослым людям. Подобрать актрису, способную передать все её эмоциональные порывы было нелегко. Дакота Блю Ричардс обладает природным “недоверчивым” прищуром, что весьма заметно во многих моментах фильма. Это именно тот самый взгляд, который представляешь, когда Лиру ловят в коридоре колледжа назойливые преподаватели или когда её заставляют делать то, чего она не хочет. Да и внешние черты Дакоты подходят для данного персонажа. Она очень запомнилась в этой роли и это действительно та самая Лира Белаква, сошедшая со страниц трилогии.
Деймоны персонажей являются важной частью книги, и в экранизации им также было уделено время. Компьютерная графика была специфичной (в хорошем смысле этого слова), деймоны выглядели одновременно и реалистично и немного мультяшно. А вот визуализация панцербьорнеров, то есть бронированных медведей – весьма впечатляющая. Особенно порадовала сцена битвы медведей, в которой помимо визуальных присутствовали звуковые эффекты в виде тяжелого дыхания и рычания медведей, а также лязга порванных цепей. Это придавало сцене внушительную атмосферу. По итогу фильм получил заслуженный Оскар за визуальные эффекты.
Композитор Александр Деспла написал прекрасную музыку к экранизации. Главная музыкальная композиция очень подходит к приключенческому жанру. Она весьма запоминающаяся и при первых аккордах сразу вспоминается именно этот фильм. Это очень важно для подобных кинофильмов: узнаваемая мелодия становится отдельным элементом, который придает дополнительный антураж к общему восприятию трилогии (экранизация Гарри Поттера яркий тому пример).
Киноадаптация романа «Северное сияние» под руководством Криса Вайца должна была стать отправной точкой в длительное и увлекательное путешествие Лиры Белаквы и её деймона Пантелеймона. Проект обладал всеми качествами, которые могли позволить завоевать свою нишу в приключенческом жанре. Имея великолепный актерский состав, а также хорошую съемочную группу, совместно с костюмерами и дизайнерами локаций – они могли добиться отличного результата. Но, к сожалению, труды сотен людей, готовящих этот фильм, были напрасны. Один человек загубил потенциально масштабную франшизу… Он стоял у штурвала и направлял фильм по заведомо губительному пути, что в итоге привело его к обрыву. Крис Вайц является главной ошибкой фильма «Золотой компас». Его адаптация первой книги была ужасающей. Все его отклонения от основной сюжетной линии приводили в негодование, что в свою очередь вызывало негативные эмоции, которых априори не должно было быть. Апофеозом этого кошмара стала отвратительная, не каноничная концовка, которая никак не укладывается в голове. Почему ему разрешили проводить такие зверские эксперименты со сценарием? То, что сделал Крис Вайц с экранизацией, является оскорбительным плевком в душу всех поклонников трилогии.
В скором времени на телеэкранах выйдет сериал «Темные начала», призванный исправить то недоразумение, который воссоздал Вайц. Сериал непременно будет подвержен параллели с «Золотым компасом». Предварительно можно сказать, что актерский состав значительно слабее: актриса Дафни Кин (в роли Лиры) не идет ни в какое сравнение с Дакотой Ричардс, а вот Джеймс Макэвой способен “безболезненно” заменить Дэниэла Крэйга. При этом компьютерная графика у сериала будет значительно лучше, все же временной отрезок играет ключевую роль. Время покажет и расставит все на свои места.
Напоследок хочется подвести черту под экранизацией «Золотой компас» и описать её одной фразой: этот фильм является трейлером к книжной трилогии «Темные начала». Приятного чтения.

Пантелеймон
Вид Деймон
Пол Мужской
Связь Лира Белаква
Родной мир Мир Лиры
Форма Лесная куница
Лояльность Уилл Парри, Кирджава
Роль исполняли Фредди Хаймор (голос), Арчи Барнес (голос)

В телесериале BBC

Пантелеймон (также известный как Пан) (англ. Pantalaimon, Pan) — деймон Лиры Белаквы. После отделения от Лиры, когда она вошла в Мир мёртвых, они с Лирой стали способны преодолевать большие расстояния друг от друга. В период взросления Лиры, Пантелеймон стал лесной куницей.

БиографияПравить

Младенчество Править

В младенческие годы Лиры, Пан также плакал и кричал, как его маленькая хозяйка. Например, в момент дуэли Лорда Азриэла с мистером Колтером, когда Лира с цыганкой-кормилицей прятались в чулане.

Детство Править

Пан постоянно пререкался с Лирой, давал ей советы, как поступить, играл с ней, разговаривал. Это было Второе «Я» Лиры.

Также он пытался раздразнить других деймонов.

Ревность Править

Пан ревновал Лиру к другим существам, которых та брала на руки. Например, к галливспайнам, которых Лира переносила на плечах, а Пану приходилось передвигаться самому.

РазделениеПравить

Пантелеймон не мог войти в Мир мёртвых и Лира оставила его на причале в пригороде мёртвых. Их разделение таким образом вызвало сильную боль, но это привело к их возможности путешествовать на большие расстояния друг от друга.

Обида Править

Пан был сильно обижен на то, что Лира оставила его одного. Они вместе с Кирджавой, деймоном Уилла Парри, прошли через многие окна миров, путешествия по мультивселенной. Когда Лира и Уилл нашли их, то они снова сбежали от них и вернулись к ним только тогда, когда те полюбили друг друга.

Превращения Править

Пан в образе дикого котаПан — горностай
Добавить фото в галерею

  • Пока Лира не повзрослела, Пантелеймон мог превращаться в разные виды животных и птиц.
  • Сообразно тому или иному случаю, Пантелеймон принимал тот, или иной вид и размер.
  • Размер крупных животных при этом был масштабированным в меньшую сторону и не имел натуральной величины.

Животное Цель превращения Цитата
Мотылёк Скрытность и разведка
Летучая мышь Волнение Пантелеймон так разволновался при этом, что превратился в летучую мышь
Миниатюрный лев Устрашение соперника …когда Пантелеймон превратился в льва, они отступили.
Дракон Устрашение соперника …Пантелеймон, презирая скудное воображение этих цыганских деймонов, принял вид дракона величиной с борзую.
Гепард Скорость
Грач На высоте крыши Пантелеймон, на крыше всегда превращавшийся в птицу… как грач…
Канарейка Дразнить Пантелеймон, принявший вид канарейки, подпрыгивал всё ближе…, пытаясь её раздразнить.
Горностай Вежливая форма Пантелеймон, для вежливости принявший вид горностая, тёрся у её ног.
Хорёк Самая злобная и воинственная форма Ненависть сжигала Лиру, Пантелеймон у неё на руках принял вид хорька — самый злобный и воинственный из всех для него возможных, — и ощерился.
Мышь Форма боязни, скрытности, жалости Он забрался ей на руки, а потом мышью юркнул к ней в капюшон — спрятался.
Обезьяна Дразнить Пантелеймон, принявший вид обезьяны — в подражание деймону миссис Колтер, присел на край ванны и строил ей гримассы.
Леопард Устрашение соперника, нападение Пантелеймон издал хриплый крик и леопардом бросился к деймону ближайшего человека…
Пантера Для бодрости духа Тут Лира оробела по-настоящему. Она держалась поближе к Ма Косте, а Пантелеймон, чтобы подбодрить её, сделался настолько большим, насколько мог, и принял вид пантеры.
Лемур Форма страха Пантелеймон, лемур с огромными глазами, сидел у Лиры на плече, прижавшись к ее покрытым капельками волосам, и озирался вокруг, но видел не больше, чем она сама. И дрожал, дрожал не переставая.
Куница Окончательная форма Сейчас Пантелеймон был зверем, которого он не мог сразу опознать: что-то вроде крупного и сильного хорька с золотисто-рыжим мехом, гибкого, подвижного и грациозного.

Отличия в фильмах Править

«Золотой компас»

  • Лорд Азриэл с интересом наблюдал превращения деймона Лиры и спросил её : «Твой деймон ещё не определился?».
  • Мариса Колтер сделала выговор Лире за то, что её деймон черезчур дикий, и велела её научиться его обуздывать.
  • В фильме Золотая обезьяна набросилась на Пантелеймона в образе кота, а не хорька.

Пантелеймон-горностай

«Тёмные начала» (телесериал)

В телесериале BBC :

  • Горностай
  • Мотылёк
  • Хорёк
  • Куница
  • Песец

Появления Править

  • «Северное сияние» (книга)
  • «Золотой компас» (фильм)
  • «Золотой компас» (игра)
  • «Чудесный нож» (книга)
  • «Янтарный телескоп» (книга)
  • «Оксфорд Лиры» (книга)
  • «Северное сияние: Графические новеллы» (комикс)
  • «Прекрасная дикарка» (книга)
  • «Тайное содружество» (книга)
  • «Тёмные начала» (телесериал)

Примечания Править

  1. «Северное сияние» — Глава 8. Отказ
  2. «Теперь стрекозы летели вяло, и Тиалис объяснил, что они нуждаются в отдыхе; поэтому их посадили на рюкзак Уилла, а сами шпионы сели на плечи к Лире. Пантелеймон, принявший вид леопарда, посмотрел на них ревниво, но ничего не сказал.» — «Янтарный телескоп» — Глава 19. Лира и её смерть
  3. «Янтарный телескоп» — Глава 36. Сломанная стрела
  4. В оригинале — Пантелеймон был в образе хорька.

Потенциал «Темных начал»: Почему книги Пулмана — идеальная основа для сериала

Трилогия англичанина Филипа Пулмана «Темные начала» вышла в свет почти одновременно с романами Джоан Роулинг о Гарри Поттере (первая часть, «Северное сияние», она же «Золотой компас», была опубликована в 1995 году; вторая, «Чудесный нож» — в 1997-м; третья, «Янтарный телескоп» — в 2000-м), но несколько затерялась в ее тени. Причина этого понятна: по сравнению с относительно простым, по-хорошему каноническим «Гарри Поттером» романы Пулмана — чтение куда более сложное, некомфортное и этически неоднозначное. Словом, куда менее детское в привычном смысле слова да и вообще трудно определимое в привычных нам литературных категориях.

История двенадцатилетней Лиры Белаквы, сироты, выросшей в Оксфордском колледже, разворачивается в мире, во многом похожем на наш (конкретно на Англию рубежа XIX—XX веков), но при этом разительно ином. Так, например, реальная власть — как духовная, так и светская — здесь сосредоточена в руках Магистериума, диковинного и очевидно злонамеренного гибрида церковной инквизиции и научно-исследовательского института. Главное, однако, отличие касается самой человеческой природы: в мире Лиры душа (здесь ее называют платоновским термином «деймон») вынесена на поверхность и выглядит как мыслящее и говорящее животное или птица, отдельное, но связанное с хозяином неразрывными узами. У детей и подростков деймон способен менять обличье, но к зрелости он обретает окончательную форму (кстати, сам Филип Пулман говорит, что его собственный деймон выглядел бы как сварливый черный ворон из стихотворения Эдгара Аллана По).

Товарищ Лиры по уличным играм, мальчик Роджер, похищен неизвестными злоумышленниками, и героиня вместе со своим деймоном по имени Пан присоединяется к спасательной экспедиции на Дальний Север. Вместе с ней на поиски пропавших детей (Роджер — лишь одна из многих жертв таинственных похитителей) отправляется клан загадочных и мудрых цыган — друзей Лиры, а помогать им всем берется разумный белый медведь, низложенный король своего воинственного племени. Поначалу происходящее воспринимается как веселое приключение в духе «Снежной королевы» Андерсена с ожидаемым хеппи-эндом, однако постепенно действие наливается куда более зловещими смыслами. Положительные на первый взгляд герои оказываются пугающе амбивалентными, все читательские прогнозы с треском рушатся, а пространство романа из уютно-сказочного становится мрачным и неприятно безграничным.

Во втором томе, озаглавленном «Чудесный нож», то, что мы принимали за привычный одномерный мир фэнтези, внезапно раскладывается и оборачивается мультиверсом: за пределами вселенной Лиры обнаруживается бесконечное множество других параллельных вселенных (в их числе, собственно, наша). А в третьей книге масштаб происходящего становится поистине космическим: героям Пулмана предстоит стать участниками великого противостояния самых разных сил — как земных, так и божественных.

Профессия: богоборец

Чем глобальнее события, о которых идет речь в трилогии, тем отчетливей звучит в ней одна из главных для Пулмана идей — о вредоносности самой концепции бога и о превосходстве рационального мышления над религиозным. На Западе Пулман известен как единомышленник и соратник биолога-эволюциониста Ричарда Докинза и один из злейших врагов христианства в целом и католичества в частности. Так, в 2010 году вместе с группой других литераторов он подписал опубликованное в Guardian открытое письмо с протестом против официального визита в Великобританию папы римского Бенедикта XVI, а после многократно выступал с антиклерикальной критикой британской системы образования и культурного просвещения в целом.

Впрочем, задолго до этого религиозная пресса начала клеймить Пулмана как «опаснейшего безбожника» и едва ли не растлителя малолетних. Так, колумнистка газеты Catholic Herald вполне серьезно призывала сжигать книги писателя (противопоставляя их христианским по сути и потому «безвредным» романам Джоан Роулинг), а его самого обвиняла в травле католического меньшинства в Англии.

Неприятие Пулманом религии связано в том числе с тем, что, в отличие от большинства авторов фэнтези, философским фундаментом для своего творчества он сделал не мифологию и фольклор, но идеи эпохи Просвещения с ее убежденностью в тотальном превосходстве разума. Если применительно к «Темным началам» и можно говорить о каких-то персонажах, вызывающих симпатию и сочувствие автора, то это всегда будут ученые, готовые идти на любые жертвы ради познания мира. Более того, в его собственной вселенной фактически отсутствует элемент магии, все происходящее подчинено сугубо рациональным законам (которые, однако, порой довольно далеко стоят от законов привычного нам мира).

Неудивительно, что одним из главных своих оппонентов Филип Пулман неизменно называет Клайва С. Льюиса, создателя популярного фэнтезийного цикла «Нарния», проникнутого сильнейшим христианским чувством. Особенно отвратительной (именно это слово применил по отношению к прозе Льюиса сам Пулман в беседе с корреспондентом журнала New Yorker) ему представляется религиозная концепция невинности, которая в интерпретации писателя оказывается синонимом инфантильности и неготовности нести ответственность за собственную судьбу. Именно поэтому сюжетным стержнем его собственной трилогии становится история взросления героини, утрата ею пресловутой невинности, а вместе с нею и детских иллюзий. События, кажущиеся чудовищными маленькой Лире (такие как проявления шокирующей жестокости со стороны ее дяди, бесстрашного исследователя и естествоиспытателя лорда Азриэла), в глазах Лиры повзрослевшей предстают если не оправданными, то во всяком случае понятными и объяснимыми.

Группа поддержки: Мильтон, Блейк, Свифт, Гомер

Еще одна черта, отличающая «Темные начала» от традиционного фэнтези для детей и подростков, — это богатейший и, по мнению многих критиков, избыточный культурный подтекст. Сам заголовок трилогии отсылает к эпической поэме английского классика XVII века Джона Мильтона «Потерянный рай», которая становится для Пулмана едва ли не главным литературным ориентиром и образцом.

Но и помимо Мильтона в трилогии предостаточно культурных аллюзий. Так, благородный народ мулефа, появляющийся в «Чудесном ноже», в явном виде отсылает к народу мыслящих лошадей — гуигнгнмов из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта. Общая эстетика третьей части «Янтарный телескоп» заимствована из поэзии Уильяма Блейка (Филип Пулман — страстный поклонник творчества этого поэта и на протяжении многих лет занимает пост президента Блейковского общества). А общий сюжетный мотив — поиск родителей, которым для сироты Лиры оборачивается ее странствие — повторяет гомеровскую «Одиссею» в той ее части, где сын Одиссея, Телемах, отправляется на поиски отца.

Слишком сложно для сказки

Все это — и богоборческий пафос, и нравственная амбивалентность, и обилие совершенно недетских культурных цитат — с одной стороны, обеспечили «Темным началам» культовый статус, а с другой — определили двойственное к ним отношение со стороны читательской аудитории. Редкий текст может похвастаться таким количеством преданных фанатов и пламенных ненавистников. Книга воспринималась как слишком сложная для детского чтения и в то же время как слишком детская для взрослых.

Для книжного рынка неоднозначность «Темных начал» была худо-бедно приемлема. Но для экранизации такой текст кажется фактически непригодным. Фильм, снятый Крисом Вайцем в 2007 году по «Золотому компасу», несмотря на звездный актерский состав (в фильме сыграли Николь Кидман, Дэниэл Крэйг и Ева Грин, а главную роль исполнила юная и прекрасная Дакота Блю Ричардс), фактически провалился в прокате, и потому заявленный цикл так и не был продолжен. Пытаясь загнать «Темные начала» в прокрустово ложе традиционной доброй жанровой детской сказки, создатели фильма были вынуждены опустить все этически спорные эпизоды и нюансы, а главное, им пришлось отрезать душераздирающую развязку, заменив ее половинчатым и невнятным хеппи-эндом. Лишившись таким образом трагизма и глубины, созданная Филипом Пулманом история оказалась совершенно неконкурентоспособной на рынке подросткового приключенческого кинофэнтези.

«Золотой компас»

Совсем другое дело — сериал. Создатели успешных «Тридцати трех несчастий» успели приучить аудиторию к тому, что сериал, снятый по формально детской книге, может быть интересен аудитории любого возраста. Более того, почтенная телетрадиция историй с нравственно амбивалентными героями позволит сериалу, счастливо освободившемуся от необходимости соответствовать сказочному канону, сохранить всю противоречивую и волнующую сложность придуманной Пулманом вселенной.

Ну а если им удастся еще и передать на экране головокружительную блейковскую эстетику (поэт также известен как выдающийся художник-график, но по трейлеру сложно сказать, насколько взятая на вооружение постановщиком эстетика ар-деко использует мотивы его мрачных видений), «Темные начала» имеют шанс стать по-настоящему выдающимся и неординарным высказыванием в формате сериала.

В России «Темные начала» можно смотреть с 5 ноября на «Амедиатеке» и КиноПоиск HD по подписке «КиноПоиск + Амедиатека».

Броня крепка, медведи наши быстры

Кадр из фильма

Когда видишь, как покрытый броней белый медведь прошибает стены, украшенные образами узнаваемо-византийской иконографии, а парящие в холодном воздухе Севера ведьмы мечут стрелы в скорбноликих тартар, позаимствовавших свои шаровары и бороды у казаков, становится понятно, что война, объявленная когда-то «Властелином колец» дикому Востоку не окончена. На этот раз в нее ввязалась компания New Line, поставив «Золотой компас» – первую часть трилогии Филипа Пуллмана «Темные начала».

Главная героиня истории – Лира Белакуа, девочка, живущая в одном из параллельных миров этой вселенной. Два обстоятельства отличают ее мир от нашего – дэймоны и Магистратум. Дэймоны это души людей, живущие не в человеке, а вне его – в виде говорящего животного, всюду сопровождающего своего хозяина. Магистратум – такое религиозное гестапо, инквизиция, не знавшая поражения от реформации и вольтерьянцев. Лира, считающая себя сиротой, живет в престижном колледже, хулиганит, немного учится, играет с цыганскими детьми под присмотром преподавателей, которым вручил заботу о Лире ее дядя – лорд Азриел. Однажды в колледж прибывает важная гостья по имени миссис Колтер, которая предлагает Лире отправиться с ней на Север, где живут бронированные медведи, летающие ведьмы, бородатые тартары и дикие самоеды. Лира соглашается и перед отъездом и под большим секретом получает от директора колледжа алетиометр – магический прибор, позволяющий получить ответы на все вопросы. Вопросов у Лиры и в самом деле много – что такое Пыль, о которой запрещено говорить, кто похищает детей, куда их увозят и что с ними делают, кто ее родители и что ее ждет. На многие из них она получит ответ уже в первой части.

Филип Пуллман, автор «Темных начал», оказался весьма покладистым человеком, что особенно удивительно для создателя самого величественного богоборческого эпоса в современной литературе, гностического трактата, замаскированного под детскую книжку. С самого начала он согласился, что фитилек его трилогии, ведущий в пороховые погреба самых взрывоопасных проблем, изрядно коптит и в кинопостановке надо бы его привернуть. Так оно и получилось. Режиссер Крис Уайтц, снимавший комедии с Крисом Роком и Хью Грантом, сосредоточился на живописности истории, и оказался хорошим сапером – все прочее в постановке тщательно обезврежено. Как ему это удалось – бог весть, фильм следует истории Пуллмана довольно подробно. Постановщики с большой пользой для себя изучили альбомы по арт-деко и викторианской эпохе, создав уэллсовские города, медлительные величественные дирижабли, дредноуты и наряды для Николь Кидман и Дэниэла Крэйга, сыгравших соответственно миссис Колтер и лорда Азриеля. Многочисленные дэймоны, разной степени очаровательности, лопоухости, свирепости и забавности – мыши, зайцы, пантеры, волки, совы – выглядят, подчас, натуральней своих хозяев. Битва бронированных медведей – почти Курская дуга в миниатюре.

Больше всего постановщикам повезло собственно с Лирой – обаяние и искренность сыгравшей ее Дакоты Блю Ричардс того свойства, что делало советские детские фильмы, вроде «Дикой собаки Динго» (1962), классикой.

Вся эта роскошь, однако, едва скрывает факт полной обезвоженности организма картины. Диалоги из книги, вроде: — А почему они жрецы? – Потому что они ЖРУТ!, превратились во что-то по-пионерски простодушное. Бескомпромиссная жесткость, и даже жестокость книги, обратились в безвредные приключения в духе «Нарнии». А малохольные тартары едва скрывают направление, в котором авторы отводят удар от Римской католической церкви, на которую так яростно ополчился Пуллман.

Отзывы первых зрителей, впрочем, одобрительные. Пока, наверное, это самое существенное – New Line пообещала, что продолжение появится только при кассовом успехе первой части. А пока есть надежда на продолжение – можно ждать и неожиданностей.