Мефодий пешношский монастырь

paul_egorov

Николо-Пешношский монастырь основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в нее речки Пешношки. Впервые я побывал в монастыре (вернее у монастыря, так как внутрь не попали) в середине июня 2004-го года, с Вадимом Болошовым и его женой Леной. И вот второй раз — 23-го февраля этого года (день не только праздничный, но также и постный — начало Великого поста) — в том же составе (только еще и с детьми).
Перемены за эти 10 с половиной лет произошли просто разительные. В 2004-м монастырь занимал Психоневрологический интернат и строения представляли из себя жалкое зрелище, к 2015-му, монастырь полностью возрожден и отреставрирован.

Панорама монастыря с запада.
Вид с запада в 2004-м.
Вид с юго-запада в 2004-м.
Монастырь расположен в поселке Луговой, недалеко от большого села Рогачево. Из Рогачево к монастырю ведет дорога, по обочине которой сохранилась аллея весьма древних деревьев. При подъезде к монастырю открывается величественный вид.
Панорамы монастыря с юго-востока:
Вид с юга в 2004-м.
Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в., когда монастырь стал богатейшим в Дмитровских краях. Особенное развитие оно получило во второй половине XVII в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены. Это были годы расцвета обители. В 1700 г. Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 г. В Смутное время монастырь занимали польские отряды, а в 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. В конце XVIII в. — начале XIX в. монастырь — важный духовный центр в Центральной России с образцовым общежитийным уставом. После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 г. как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение растянулось на несколько десятилетий. Возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году с освобождения помещений монастырской Богоявленской церкви и начале церковных служб в ней. Но только к концу 2013-го года строительство новых корпусов психоневрологического интерната было завершено и он был выведен из монастыря.
Монастырь возрождался с идеей создания «Второй Лавры». И действительно, сейчас монастырь производит величественное впечатление своими строениями. Но одновременно, он удивил своим немноголюдием. Многочисленные храмы монастыря были закрыты, почти не видно ни насельников монастыря, ни паломников, лишь редкие туристы. Хотя порадовало доброжелательное отношение ко всем пришедшим, удивило наличие собственного монастырского зоопарка расположенного рядом с монастырем (о нем чуть позже).

Сейчас в монастыре 6 церквей и одна часовня. Вход — через Спасскую башню со Святыми вратами.
Направо от Святых ворот — Больничный корпус и церковь Димитрия, митрополита Ростовского. Это однокупольный храм в стиле ампир построенный в 1811-1829 гг. на средства Д. А. Засецкого. Закрыт в 1920-х гг., корпус занят под жилье. После возобновления монастыря отремонтирован, освящен 8 августа 2014 г.
Следующий храм в линии западной ограды монастыря — церковь Сретения Господня. Этот кирпичный храм при трапезной первоначально построен в 1-й трети XVI в., но в 1812-1815 гг. был разобран кроме подклета и сооружен заново в виде шестистолпного здания с декоративным куполом в стиле классицизма. Закрыт в 1920-х гг., купол сломан. Использовалась под жилье, в 2009 г. возвращен верующим и отремонтирован.
Над Святыми воротами в той же западной линии ограды монастыря, между Казначейским и Настоятельским корпусами стоит церковь Преображения Господня. Она построена в 1689 над воротами (XVI-го века). Церковь — в виде небольшого одноглавого бесстолпного четверика. Закрыта в 1920-х гг., занята под жилье. В 2012 г. возвращена верующим, отреставрирована.
Надкладезная часовня.
Настоятельский корпус.
В центре монастыря расположены три храма: собор Николая Чудотворца, церковь Сергия Радонежского и церковь Богоявления Господня (в колокольне).
Собор Николая Чудотворца. Построен в конце XV — начале XVI вв. Первоначально собор был, по-видимому, двуглавым, поскольку в южной апсиде помещался придел Леонтия Ростовского, к западному фасаду примыкала небольшая каменная паперть. В 1683-1691 гг. паперть была расширена и охватила здание с трех сторон. Собор приобрел четыре малых, крытых черепицей главы, которые простояли до 1782 г. Облик памятника кардинально изменился в начале XIX в., когда расширенный пристройкой трапезной и новых крытых папертей собор получил классицистическую обработку с чертами псевдоготики. Было возобновлено пятиглавие, увеличены окна, порталы заменены арочными проходами, разобраны западная стена храма и стены придела. В ходе реставрационных работ 1964-1965 гг. древнему ядру памятника в основном возвращены его первоначальные формы. Закрыт в 1920-х гг., долгое время был занят столовой. В 2010 г. возвращен верующим, отремонтирован, 12.12.2011 г. освящен.
Церковь Сергия Радонежского. Кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле над могилой преподобного Мефодия Пешношского. Сооружена в 1886-1890 гг. вместо каменного здания 1731-1732 гг. Закрыта в 1920-х г., до 1980-х гг. служила котельной. В 2007 г. возвращена верующим, отремонтирована.
Церковь Богоявления Господня. Восьмигранная ярусная монастырская колокольня была построена в 1-й трети XVI в., два верхних яруса надстроены в 1793 г. Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 г. Взамен в 1859 г. был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). Частично отреставрирована в 1960-х г. В 2007 г. отремонтирован и оборудован для богослужений Богоявленский храм.

Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по первую половину XVIII в. Наиболее древняя западная стена со следами боевых амбразур уже в XVII в. оказалась включенной в массив примкнувших к ней жилых и служебных корпусов. Долгое время свободным от застройки оставалось западное прясло северной стены, конца XVII в. Наделенное боевым ходом и зубцами, оно носит крепостной характер. Этому пряслу современны проездная Спасская и две из трех граненых башен в западной стене. Начатые между 1685 и 1700 гг., последние закончены лишь в 1734 г. Все башни были трехъярусные со сводами.
Еще несколько видов монастыря:
Окончание следует…
Снято: Canon EOS 5d markII, объектив Canon EF 24-105/4L. Старые фотографии — Canon G3.
Tags: Николо-Пешношский, Подмосковье, архив, архитектура, монастырь, поездки, фотографии

ГРИГОРИЙ (КЛИМЕНКО)

Игум. Григорий (Клименко)

Григорий (Клименко) (род. 1968), игумен, член отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московской (областной) епархии

В миру Клименко Юрий Петрович, родился 16 октября 1968 года в городе Макеевке Донецкой области Украинской ССР. Отец — Пётр Гаврилович Клименко (род. 1942), украинец, рабочий; мать — Тамара Леонидовна Клименко (Мохова) (род. 1944), русская, служащая.

В 1976-1984 годы учился в средней школе № 32 города Макеевки, по окончании восьми классов поступил в Киевское суворовское военное училище, которое окончил в 1986 году.

С августа 1986 по июнь 1990 года обучался в Коломенском высшем артиллерийском командном училище в городе Коломне Московской области, которое окончил с отличием в звании лейтенанта по специализации «Артиллерия Воздушно-десантных войск».

С августа 1990 по март 1991 года проходил службу в 1128-м артиллерийском полку Тульской воздушно-десантной дивизии города Ефремова на должностях командира взвода управления и старшего офицера гаубичной батареи. В период с марта 1991 по ноябрь 1993 года проходил службу в 51-м парашютно-десантном полку города Тулы на должностях старшего офицера самоходной артиллерийской батареи, начальника разведки самоходного артиллерийского дивизиона.

18 октября 1992 года крестился в Благовещенском храме города Тулы с именем в честь великомученика Георгия Победоносца.

С января по ноябрь 1994 года проходил службу в составе 54 отдельного пехотного батальона войск ООН в Югославии (в республике Сербской Краине) в должности старшего офицера по управлению огнём. С декабря 1994 по май 1995 года находился в составе 51 парашютно-десантного полка города Тулы.

В период с мая 1995 по апрель 1997 года продолжил службу в Коломенском артиллерийском училище города Коломны Московской области в должности командира взвода курсантов.

После увольнения в запас в апреле 1997 года в звании капитана, с мая 1997 по май 1998 года проходил послушание в качестве алтарника Крестовоздвиженского храма города Коломны.

21 мая 1998 года был рукоположен во диакона архиепископом Можайским Григорием (Чирковым) в Коломенском Иоанно-Богословском храме и определён к храму Воздвижения Креста Господня города Коломны.

2 августа 1998 года был рукоположен во священника митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в Ильинском храме села Ново-Егорье и назначен клириком Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны.

24 апреля 2000 года был пострижен в монашество в Сергиевском храме Старо-Голутвина мужского монастыря города Коломны настоятелем монастыря игуменом Кириллом (Федотовым), с наречением имени в честь преподобного Григория, первого игумена Голутвина монастыря.

В 2002 году закончил обучение на заочном секторе Коломенской духовной семинарии по первому разряду.

В 2004 году поступил на заочный сектор Московской духовной академии, которую закончил в 2007 году и в 2008 году с отличной оценкой защитил дипломную работу на тему: «Успенский Брусенский женский монастырь Московской епархии (история, архитектура, святыни)».

27 августа 2008 года был назначен исполняющим обязанности настоятеля Николо-Пешношского мужского монастыря посёлка Луговой Дмитровского района Московской области. 6 октября был назначен настоятелем этой обители с возведением в сан игумена, а 15 октября того же года — возведён в сан игумена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым).

26 июля 2011 года был определён благочинным церквей Рогачёвского церковного округа Московской епархии и настоятелем Никольского храма села Рогачёва Дмитровского района Московской области с оставлением в прежней должности. Проходил это служение до 20 марта 2014 года, когда был освобождён от него в связи с возросшими обязанностями, с выражением благодарности за понесённые труды . В этот период также являлся настоятелем трёх других церквей Дмитровского района — храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского с 6 октября 2011 по 29 августа 2012 года , Смоленского храма села Чернеева с 5 марта 2012 по 3 июня 2013 года и Никольского храма села Подъячева с 2 октября 2012 по 23 мая 2013 года .

На начало 2015 года являлся членом отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московской (областной) епархии.

30 августа 2019 года был освобождён от должности игумена Николо-Пешношского монастыря .

Награды

Церковные:

Светские:

  • медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (2012)

Использованные материалы

  • «Настоятель монастыря», сайт Николо-Пешношского монастыря:
  • «Благочинный», страница Никольского храма села Рогачева:
  • Страницы официального сайта Московской (областной) епархии:
    • — «Игумен Григорий (Клименко Юрий Петрович), 1968»
    • — «Новые назначения в монастырях и благочиниях. Игумен Григорий (Клименко), настоятель Николо-Пешношского монастыря»

«Указ №1593 от 20 марта 2014 года», официальный сайт Московской (областной) епархии,

«Указ №3727 от 6 октября 2011 года», официальный сайт Московской (областной) епархии, и «Указ №2892 от 29 августа 2012 года», официальный сайт Московской (областной) епархии,

«ЖУРНАЛ № 119», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019,

Преподобный Мефо́дий Пешношский, игумен

Краткое житие преподобного Мефодия, игумена Пешношского

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, игу­мен Пеш­нош­ский (XIV) был ос­но­ва­те­лем Пеш­нош­ско­го мо­на­сты­ря. В юно­сти он при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му и про­вел несколь­ко лет под его ру­ко­вод­ством, за­тем по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Сер­гия уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто и за ре­кою Яхро­мой в ле­су по­ста­вил кел­лию. Вско­ре в эту глухую и бо­ло­ти­стую мест­ность к нему яви­лось несколь­ко уче­ни­ков, же­лав­ших под­ра­жать его жиз­ни. Пре­по­доб­ный Сер­гий по­се­тил его и дал со­вет по­стро­ить оби­тель и храм. Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий сам тру­дил­ся при по­стро­е­нии хра­ма и кел­лии, «пеш» но­ся де­ре­вья через реч­ку, ко­то­рую с тех пор ста­ли на­зы­вать Пеш­но­ша.

С 1391 го­да пре­по­доб­ный Ме­фо­дий стал игу­ме­ном сво­е­го мо­на­сты­ря. По вре­ме­нам он уда­лял­ся за две вер­сты от мо­на­сты­ря и здесь под­ви­зал­ся в мо­лит­ве, сю­да же для ду­хов­ных бе­сед к нему при­хо­дил пре­по­доб­ный Сер­гий, по­че­му эта мест­ность и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Бе­се­да».

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий был по­гре­бен († 1392) в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. В 1732 го­ду над его мо­ща­ми бы­ла со­ору­же­на цер­ковь во имя пре­по­доб­ных Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Ме­фо­дия Пеш­нош­ско­го. На­ча­ло мест­но­го празд­но­ва­ния от­но­сят к кон­цу XVII – на­ча­лу XVIII ве­ка.

Полное житие преподобного Мефодия, игумена Пешношского

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий еще в мо­ло­дых ле­тах, в чис­ле пер­вых, при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и под ру­ко­вод­ством се­го ве­ли­ко­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни про­вел несколь­ко лет. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Рев­нуя жить в без­мол­вии, он по бла­го­сло­ве­нию прп. Сер­гия уда­лил­ся ис­кать пу­стын­ное ме­сто. И в глу­ши ду­бо­во­го ле­са за ре­кой Яхро­мой, в 25 вер­стах от Дмит­ро­ва, на неболь­шом воз­вы­ше­нии сре­ди бо­ло­та по­ста­вил он се­бе кел­лию для по­дви­гов от­шель­ни­че­ства. В су­ро­вом по­сте и по­сто­ян­ных мо­лит­вах тек­ла жизнь пре­по­доб­но­го, и его ду­ша все бо­лее и бо­лее от­ре­ша­лась от ми­ра тлен­но­го и зем­но­го, стре­мясь в стра­ны гор­ние, небес­ные. Но как пла­мень ко­ст­ра про­све­чи­ва­ет­ся да­же и через лес­ную ча­щу, так и по­движ­ни­че­ское жи­тие св. Ме­фо­дия не укры­ли бо­ло­та и ле­са от рев­ни­те­лей бла­го­че­стия, ко­то­рые не за­мед­ли­ли со­брать­ся, чтобы под его ру­ко­вод­ством сде­лать­ся до­стой­ны­ми бу­ду­щей на­гра­ды, обе­щан­ной Гос­по­дом всем вер­ным Его по­сле­до­ва­те­лям. В это вре­мя пре­по­доб­ный Сер­гий, по­се­тив лю­би­мо­го уче­ни­ка, дал ему со­вет по­стро­ить оби­тель и храм на дру­гом, бо­лее су­хом и об­шир­ном ме­сте и бла­го­сло­вил то са­мое, где и бы­ла ос­но­ва­на оби­тель. Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, как по­слуш­ный сын, ис­пол­нил во­лю на­став­ни­ка. Он сам тру­дил­ся при строе­нии хра­ма и кел­лий, «пеш» но­ся де­ре­вья через реч­ку, ко­то­рую от то­го на­зва­ли Пеш­но­шею, а за оби­те­лью оста­лось на­все­гда имя Пеш­нош­ской.

С 1391 го­да пре­по­доб­ный Ме­фо­дий стал игу­ме­ном сво­е­го мо­на­сты­ря. По­се­лив­ши­еся здесь ино­ки ве­ли тру­до­лю­би­вый об­раз жиз­ни, са­ми се­бе до­бы­вая про­пи­та­ние и ис­пол­няя все нуж­ные для оби­те­ли ра­бо­ты, так что эта оби­тель по пре­иму­ще­ству бы­ла оби­те­лью тру­до­лю­бия. Толь­ко ча­стые по­сты и мо­лит­вы раз­но­об­ра­зи­ли жизнь пеш­нош­ских ино­ков. Сам игу­мен по­да­вал бра­тии при­мер во всем и был меж­ду ни­ми пер­вым по по­дви­гам тру­да, мо­лит­вы и по­ста и через это са­мое вос­пи­ты­вал мно­гих бла­го­че­сти­вых ино­ков. Но, стро­гий по от­но­ше­нию к се­бе, прп. Ме­фо­дий был нетре­бо­ва­те­лен и ми­ло­стив к бра­тии, снис­хо­дя к их немо­щам и предо­сте­ре­гая от оши­бок в бу­ду­щем.

По вре­ме­нам пре­по­доб­ный, как лю­би­тель без­мол­вия, уда­лял­ся за две вер­сты от оби­те­ли и здесь уеди­нен­но под­ви­зал­ся в мо­лит­ве. Сю­да же при­хо­дил к нему для ду­хов­ных бе­сед пре­по­доб­ный Сер­гий. По­то­му эта мест­ность на­зва­на бы­ла «Бе­се­да». Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий был по­гре­бен († 1392 г.) в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. В день пре­став­ле­ния его, как вид­но из со­став­лен­ной в честь его служ­бы, со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да – стар­цев, си­рот и вдов – опла­ки­вать кон­чи­ну сво­е­го пи­та­те­ля.

По ру­ко­пис­ным свят­цам, «пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, игу­мен Пеш­нош­ской оби­те­ли, уче­ник свя­то­го Сер­гия чу­до­твор­ца, пре­ста­ви­ся в ле­то 6900 (1392), ме­ся­ца июня в 14 день». Прп. Ме­фо­дия убла­жа­ли на Пеш­но­ши как свя­то­го со дня его кон­чи­ны и па­мять его празд­но­ва­ли в оби­те­ли и в окрест­ных се­ле­ни­ях июня 14-го дня. По дру­гим ис­точ­ни­кам, пре­по­доб­ный Ме­фо­дий прес­та­вил­ся ме­ся­ца июня в 4-й день 1392 го­да, а па­мять празд­ну­ет­ся в один день с па­мя­тью свт. Ме­фо­дия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, 14/27 июня. К ли­ку свя­тых прп. Ме­фо­дий при­чис­лен на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да.

Молебен «Об укрощении гнева начальника» обойдется в 500 рублей

На площади Революции в центре Москвы, в рядах красных палаток с матрешками, куньими шапками и резными ложками можно увидеть палатки с иконами и предложениями заказать молебен. «Монастыри России» — крупно написано на прилавках. Название конкретного храма указано через раз, адрес и телефон — почти никогда.

Зато крупным шрифтом напечатаны перечни нужд, об удовлетворении которых можно помолиться Богу и святым, если обратиться к труженицам красных палаток. Это и болезни — ног, глаз, желудка; и семейные неурядицы — от поиска супруга и рождения детей до утешения в тоске по умершим; и простое безденежье.

Чтобы в течение года где-то в Чувашии молились о вашем финансовом благополучии, нужно отдать 500 рублей, а чтобы помянули единожды — десять. Такая экзотическая вещь, как молебен «Об укрощении гнева начальника», тоже обойдется в 500 рублей на год.

Православные выставки-ярмарки проходят в Москве на ВВЦ практически постоянно, словно это одна и та же ярмарка меняет названия сообразно церковному календарю. Торговые ряды занимают целый павильон. На некоторых станциях метро стало привычным объявление по громкой связи: «На выставке вы можете приложиться к чудотворным иконам храмов, встретиться с православными священниками». Можно также купить иконы, церковную и околоцерковную литературу, товары народных промыслов, вино, монастырский мед и выпечку. Правда, иногда в пост торгуют мясом, а в книгах молитвы перемежаются с заговорами, но это уже детали.

Нынешним летом православные лотки появились и на традиционной ярмарке сувениров на площади Революции.

Правильно ли заказывать поминовение за себя и близких на ярмарке, а не в церкви, — отдельный вопрос. Конечно, для многих храмов, расположенных в вымирающих тверских или рязанских поселках, пожертвования москвичей — единственный способ, например, вставить окна или расплатиться за электричество. С другой стороны, популярность выставок сделала их питательной средой для людей не вполне психически здоровых, сектантов и просто мошенников. Неадекватные личности бродят в толпе между торговыми палатками и призывают то уничтожить российский паспорт, то причислить к святым Ивана Грозного или Иосифа Сталина.

Предложение порождено спросом — «страшилки» об ИНН и конце света идут нарасхват. Лица с предпринимательской хваткой, маскируясь под православных священнослужителей и сотрудников храмов, собирают в карман деньги, пожертвованные на церковь.

«Присутствие мошенников бросает тень и на нас», — посетовала в разговоре с «Известиями» Ирина, сотрудница лавки собора в честь Святой Троицы в Порецком районе Чувашии. Сама она была готова в любой момент предъявить все документы, благословение архиерея и доверенность.

Сотрудница лавки другого храма считала, что рядом с ней на площади Революции стоят «ряженые», представляющиеся помощниками храма Ксении Петербургской в поселке Поназырево Костромской области. Однако «Известия» отыскали настоятеля этого храма, священника Евгения Кетова, и он подтвердил, что не только сам благословил сотрудниц лавки на участие в выставках-ярмарках, но и получил разрешение архиепископа Костромского Алексия. Храм Ксении Петербургской год назад сгорел дотла, и с тех пор удалось заново поставить стены — в том числе на вырученные в Москве средства. Подтвердил законность «своего» ларька на площади Революции и игумен Григорий (Клименко) в Николо-Пешношском монастыре Московской области.

Как отличить мошенника от представителя храма? Сотрудница одного из ларьков ответила: «Молитесь о различении духов, чтобы отличать добро от зла».

Хотелось бы, чтобы законность сбора контролировалась и земными методами. Среди организаторов ярмарки числится комитет по взаимодействию с религиозными организациями. «Известия» выяснили, что учреждения с таким названием уже не существует.

В префектуре ЦАО Москвы «Известиям» сообщили, что борьба с мошенничеством — дело ОВД.

Найти структуру РПЦ, которая официально участвовала бы в организации подобных ярмарок, «Известия» так и не смогли. Собирать пожертвования на улицах священнослужителям официально запрещено еще с 1998 года, а из всех ярмарок благословение имеет только одна — «Православная Русь».