Механизм реализации государственной власти
Содержание
Тема 11. Государство в политической и правовой системах общества
II. Под формами реализации государственной власти понимается практическое выражение ее деятельности по осуществлению функций государства. Среди этих форм выделяют правовые и неправовые.
Основные вопросы темы
Тема 10. Механизм функционирования государства
I. Механизм осуществления государственной власти: понятие, структурные элементы.
II. Формы реализации государственной власти.
III. Государственная служба и ее субъект — государственный служащий.
I. Механизм осуществления государственной власти — это совокупность составных частей государства, обеспечивающая функционирование этой власти. Рассмотрение механизма реализации государственной власти позволяет:
· увидеть динамику государства, жизнедеятельность его органов;
· установить взаимосвязи органов государства;
· выявить различные формы осуществления государственной власти;
· рассмотреть профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов;
· выяснить реальное выполнение функций тем или иным органом государства.
В состав элементов механизма осуществления государственной власти входят:
· субъекты внутригосударственного взаимодействия (органы государства и местного самоуправления);
· формы осуществления государственной власти;
· государственная служба.
Когда государство рассматривается в статике, тогда основное внимание уделяется его основным частям (механизму государства). Динамичный анализ государства нацеливает на изучение форм реализации власти, государственную службу.
Правовая форма — это деятельность в установленном законом порядке и юридически значимая.
Наиболее распространено деление правовых форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене; вторая — по реализации предписаний правовых норм; третья — по охране правовых норм от нарушений.
В последнее время широкое распространение получает договорная форма, регулирующая политические, управленческие и хозяйственно-экономические отношения. Децентрализация государства приводит к тому, что односторонние властные решения центра все более сочетаются с договорными формами взаимоотношений.
Более широкое распространение административных договоров связано с тем, что:
1) стороны получают возможность непосредственно обращаться друг с другом;
2) договор позволяет особенно точно регулировать возникающие отношения (административный акт не дает достаточных гарантий учета интересов другой стороны);
3) деятельность на основе договора лучше содействует эффективности работы и ее результатов;
4) расширяется демократизация государственного управления.
Сущность административного договора (соглашения) — координирующий характер воздействия на общественные отношения. Предмет административного договора — управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется управленческая компетенция органов государства. Ответственность сторон договора (соглашения) — это ответственность по инстанциям перед вышестоящими органами.
Неправовые формы — это организационная деятельность государства, которая не требует юридического оформления и не связана с совершением юридически значимых действий. Организационные действия не нуждаются в издании юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. К неправовым формам относят также подготовку материалов для издания юридических актов, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства и т.п.
Формами выражения организационных действий могут быть:
· инспектирование государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций;
· инструктирование их;
· разъяснение содержания целей нормативно-правовых актов;
· приведение негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата.
Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Однако регламентируется лишь общая процедура совершения действий.
III. Государственная служба — это правовой институт, который содержит юридические нормы, определяющий правовой статус государственных служащих: условия и порядок поступления и прохождения службы, должностные права и обязанности и др. Конституция РФ 1993 года заложила правовой фундамент государственной службы.
Царская Россия имела развитую нормативно-правовую базу института государственной службы. Законодательство того периода предусматривало иерархическую систему гражданских чинов, введенную Петровской Табелью о рангах всех чинов воинских, статских и придворных 1722 года, где все должности разделялись на 14 классов (чинов).
Советская государственная служба рассматривалась как особый вид трудовой деятельности, осуществляемый на профессиональной основе работниками государственных органов.
Советская концепция государственной службы исходила из того, что нет необходимости устанавливать особый статус для государственных служащих. Поэтому не существовало специального закона о государственной службе, которая регулировалась общими нормативно-правовыми актами о Совете Министров, местных советах, а также Единой номенклатурой должностей служащих (1967 год), квалифицированным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (1986 год), кодексами о труде и об административных правонарушениях и др.
Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. положил начало формированию законодательной основы института государственной службы в России. Он предусматривает принятие порядка 15 федеральных законов, регулирующих отношения в сфере государственно-служебной деятельности.
Государственный служащий — это гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение.
Общепризнанные классификации государственных служащих:
1) в зависимости от видов государственной деятельности выделяются служащие представительных, исполнительных и судебных органов власти;
2) по характеру труда — на руководителей, специалистов и технических исполнителей;
3) по юридическим свойствам должностей — на служащих, имеющих государственно-властные полномочия, и служащих, таковых не имеющих. В зависимости от особенностей полномочий служащие подразделяются на должностных лиц и представителей власти. Первые имеют право совершать действия, влекущие юридические последствия, вторые предъявляют требования от имени государства и применяют меры воздействия органам и лицам, не находящимся в их подчинении.
В зависимости от правового режима служащие делятся на штатных и внештатных (особенно работающих на договорной основе).
В основе правового статуса государственного служащего — понятие должности, служебного места. В РФ государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией России.
Государственные должности подразделяются на:
1) должности категории “А”, устанавливаемые для исполнения полномочий государственного органа (Президент РФ, Председатель Правительства России, Председатели палат Федерального собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, депутаты, министры, судьи и др.);
2) должности категории “Б”, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”;
3) должности категории “В”, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Наряду с общим понятием государственной должности законом дается понятие государственной должности государственной службы, объединяющее должности только категорий “Б” и “В”. В Реестре государственных должностей государственной службы РФ указанные должности классифицируются по группам.
В основе отбора служащих лежит принцип равенства (по признакам расы, убеждений и пола). Но этот принцип имеет и ограничения в возрасте, гражданстве, связан со способностями — интеллектуальными (подтвержденными дипломами и свидетельствами); моральными (подтвержденными правомерным поведением); физическими.
Должностигосударственных служащих замещаются назначением или конкурсом (выборами).Назначение производится уполномоченным на то органом или должностным лицом.
Конкурс — предпочтительный способ подбора служащих, т.к. обеспечивает доступк должности на основе способностей и в принципе препятствует протекционизму. В РФ по конкурсу замещается ряд должностей в учебных заведениях, научно-исследовательских и иных организациях.
Ответственность государственных служащих — это применение к ним мер воздействия за неисполнение ими прав и обязанностей.
Существуют 4 вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, материальная, административная и уголовная.
Дисциплинарная ответственность применяется за виновное нарушение служебной дисциплины и, как правило, в порядке служебного подчинения. Установлены 3 вида дисциплинарной ответственности: в порядке подчиненности; в порядке, установленном уставами и положениями «О дисциплине», действующими в некоторых министерствах и ведомствах; в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.
Материальная ответственность государственных служащих выражается в их обязанности восстановить (полностью или отчасти) ущерб, причиненный ими государству или третьим лицам. Материальная ответственность наступает либо по суду, на основании норм трудового или гражданского права, либо в административном порядке. Материальная ответственность может быть ограничена в пределах размера действительно причиненных убытков, но не больше определенной части зарплаты служащего, причинившего ущерб. Полная ответственность производится в ряде случаев и, как правило, в судебном порядке.
Административную ответственность государственные служащие несут в общем порядке. Однако к должностным лицам могут применяться не все виды административных взысканий (предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета, лишение специальных прав, исправительные работы, административный арест), а только предупреждение и штраф.
Уголовную ответственность государственные служащие несут в общем порядке.
(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1996. С.45‑46; 342‑352.)
Механизм реализации государственной власти.
- Главная
- Избранное
- Популярное
- Новые добавления
- Случайная статья
⇐ Предыдущая123456
Прежде чем рассмотреть методы реализации государственной власти, нужно изучить такое понятие, как «механизм государства».
Механизм государства – это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.
Основные признаки механизма государства:
1) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненных органов и учреждений, предприятий, организаций;
2) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;
3) наличии возможности реализации задач и функций государства как организованными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;
4) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждать – значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и др. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права. Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д.И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове…» Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям – так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, – в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
а) подчинено общим принципам данной правовой системы,
б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,
г) действует через механизм прав и обязанностей,
д) оснащено развитыми процессуальными формами».
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической. В ней в концентрированном виде выражаются экономические потребности и интересы властвующего субъекта. Государственная власть не только опирается на экономический фундамент, но и обеспечивает порядок, устойчивость экономических отношений, ограждает их от произвола и анархии, охраняет существующие формы собственности.
Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной, активно функционирующей государственной власти разнополярные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы. Для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Решить такие задачи способна только демократическая власть.
Веру народа в гуманные цели и действия власти, доверие к ней принято называть социальной легитимностью власти, важнейшим условием ее стабильности.
Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она существует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.
Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к традициям, своим историческим, национальным, социально-культурным корням. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.
Заключение
Власть является неотъемлемой частью общества, так как имеет свойства управления над людьми. Такой вид власти, как государственная власть является одной из самой актуальной темой на сегодняшний день, так как от нее и от народа в целом зависит дальнейшее развитие и процветание государства. В данной работе целью исследования является понятие государственной власти, ее сущность и формы реализации. Работая над этим, были проанализированы основные подходы и понимания власти великих ученых, были подчеркнуты исторические периоды власти. Что касается роль власти в современном мире, можно сделать заключение, что власть играет огромную роль в управлении, обеспечении достойной жизни и защите общества и личности, а так же организации и централизации государства.
Анализируя государственную власть Российской Федерации, была рассмотрена ее сущность и структура. Сущность власти исходит из того, что она является главным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичной властью или какой-нибудь одной из ее форм.
В ходе написания курсовой работы также был исследован механизм реализации государственной власти в современной России. Государственная власть делится на три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Законодательная в свою очередь занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства. Во всем мире принято эти функции закреплять за парламентом. Органы законодательной власти в РФ тоже представлены парламентом, который носит название Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Государственной Думы (нижней) и Совета Федерации (верхней).
Исполнительная власть представляет совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Главная задача исполнительных органов власти – выполнять положения Конституции , федеральных законов, иных нормативных актов Российской Федерации. С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти:
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); правительства субъектов Российской Федерации; иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и их должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов
Таким образом, государственная власть является несущим звеном в системе политической власти, которая образуется и выбирается народом данного государства. Нет власти — нет управления; нет управления – нет государства. В Российской Федерации принцип разделения властей играет важнейшую роль в управлении государством. Каждая ветвь власти занимается своими обязанностями, в рамках полномочий. Можно сказать, что на данный момент государственная власть практически добилась своих целей по демократизации общества, и сущность власти существенно выражается в результате многовековой работы.
Авторский коллектив: Васильева, Журавский, Кырлежев
Введение
Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления эффективной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.
Концепция основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000), других нормативных правовых актах России.
Концепция учитывает федеративный характер Российского государства, культурное и религиозное многообразие России.
Ряд российских конфессий сформулировали в своих социальных доктринах религиозное понимание государственно-конфессиональных отношений; однако светский характер государства определяет необходимость выработки концептуальных оснований религиозной политики Российского государства.
Причины отсутствия эффективной религиозной политики в России:
— рассогласование, в силу объективных исторических обстоятельств, федеральной и региональной политики по отношению к религиозным объединениям;
— неразработанность категориального аппарата, а также методики для анализа и оценки современных религиозных процессов в России;
— отсутствие системности в действиях органов государственной власти, ответственных за сферу государственно-конфессиональных отношений;
— доминирование в заключениях экспертного сообщества правозащитного подхода, либо подходов, характерных для религиозных социальных концепций;
— отсутствие механизмов ответа на вызовы со стороны негативных, экстремистских проявлений религиозной и псевдорелигиозной активности;
— ограничение государственной религиозной политики сферой исключительно государственно-конфессиональных отношений, понимаемых как взаимодействие между государственными органами и религиозными организациями.
Определение религиозной политики, ее цель и задачи
Религиозная политика есть система действий светского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.
Целью государственной религиозной политики является создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности российского общества.
Религиозная политика направлена на обеспечение фундаментальных, международно признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России.
Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества в целом и с целью противодействия угрозам национальной безопасности России. Национальные интересы России, в данном случае, заключаются в согласовании прав человека, исторических религиозных традиций народов России и необходимости укрепления Российского государства.
Религиозная политика Российской Федерации строится с учетом того, что развитие новой российской государственности происходит в контексте мировых, глобальных процессов и вызовов современности.
Задачи религиозной политики
В правовой сфере:
— обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;
— совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;
— приведение в соответствие федерального и регионального законодательств с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;
— регистрация и контроль за уставной деятельностью религиозных объединений в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики.
В культурной сфере:
— учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;
— защита духовно-нравственного наследия и исторических религиозных традиций народов России (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ);
— осуществление мер, направленных на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.
В социальной сфере:
-осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;
— создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;
— осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
— реализация эффективных мер по «противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии» (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;
-предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.
Основные категории религиозной политики
«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (Конституция РФ, ст. 14).
Светскость государства означает, что государство: не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию; обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.
Государственно-конфессиональные отношения — это часть религиозной политики государства, представляющая собой совокупность взаимодействий государственных органов, с одной стороны, и религиозных объединений (включающих зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и незарегистрированные религиозные группы), с другой.
Государственно-конфессиональные отношения регулируются Конституцией РФ, Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) и другими международными и российскими законодательными актами в части, касающейся правового, имущественного и иных статусов религиозных объединений.
Помимо государственно-конфессиональных отношений религиозная политика включает в себя акции и реакции государства на различные проявления религиозности, как индивидуальной, так и общественной.
Религиозность есть качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений.
Общественное проявление религиозности — это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.
Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.
Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.
Светское (секулярное) — это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.
Религиозное в широком смысле — это понятие, которое охватывает как собственно религиозные явления (исповедание религиозной веры, совершение религиозных ритуалов, распространение религиозных учений и представлений, религиозное воспитание и т.д.), так и явления, для которых религиозный фактор является определяющим (религиозная культура, религиозная философия, религиозное искусство, религиозное право, религиозная мораль, религиозный быт, религиозные символы) или вспомогательным (связь религиозного и этнического, религии и культуры).
Секуляризм есть система представлений (или идеология), согласно которым проявления религиозности должны быть ограничены рамками частной жизни граждан и деятельности религиозных объединений.
Клерикализм есть идеология вмешательства религиозных деятелей и конфессиональных институтов в осуществление государственной политики, борьба за присвоение властных полномочий, принадлежащих представителям государственной власти.
Одной из задач государственной религиозной политики является согласование, а не противопоставление светского и религиозного, недопущение использования в качестве официальной идеологии секуляризма или клерикализма.
Методологические основания религиозной политики
Государственная религиозная политика вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического.
Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.
Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе:
— права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
— свойств религиозной организации и религиозной группы: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Культурологический подход позволяет государству определить религиозную составляющую в культурных традициях народов России, опознать религию как культурную традицию (доминирующую в общероссийском или региональном масштабе) или культурную инновацию.
Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности к религии.
В своей религиозной политике государство учитывает, что помимо культурных традиций, имеющих длительную историю, на территории Российской Федерации существуют и развиваются новые формы религиозности, являющимися новыми для народов России религиозными субкультурами (таковы, например, новые религиозные движения иностранного и российского происхождения, неопротестантские деноминации и неоориенталистские религиозные течения).
Субкультура — это система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики.
В своей религиозной политике государство учитывает, что религиозные субкультуры могут быть как традиционными для России (например, старообрядчество), сопряженными с этнокультурным фактором (например, языческие традиции народов России), так и новыми. В свою очередь, новые религиозные субкультуры могут быть российского или иностранного происхождения.
Уважая доминирующие религиозные культуры, государство с особой заботой относится и к религиозным субкультурам как традициям меньшинства, чьи права должны быть защищены в соответствии с ценностями демократического и правового государства.
Через социологический подход государство учитывает проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. В рамках этого подхода государство реагирует на проявления религиозности в сфере общественно-религиозных отношений, то есть в сфере отношений между общественными организациями и религиозными объединениями. В сфере общественно-религиозных отношений, в частности, осуществляется обсуждение религиозных представлений по социально-политическим вопросам, выработанных в социальных доктринах религиозных организаций.
Проявления религиозности, опознаваемые через социологический подход, имеют место:
— в информационной сфере (как в светских СМИ, публикующих материалы о религии, так и в конфессиональных СМИ);
— в светских (государственных, муниципальных и негосударственных) образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);
— в идеологии и деятельности политических и общественных организаций;
— в общественных мероприятиях религиозного, общественно-религиозного и религиозно-политического характера, инициированных гражданами или общественными объединениями (фестивали, демонстрации, конференции, митинги, публичные дискуссии и пр.).
Данный подход позволяет государству содействовать:
— реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
— позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, асоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности;
— предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;
— социализации религиозности.
Социализация как комплексная задача религиозной политики государства
Государство признает в качестве угроз национальной безопасности, общественной стабильности и правам человека следующие тенденции и процессы деструктивного характера:
— межрелигиозные конфликты и разжигание межрелигиозной розни;
— нарушение прав граждан РФ со стороны ряда религиозных организаций и групп;
— использование религиозного фактора в политических целях движениями изоляционистского, сепаратистского и экстремистского характера;
— негативное влияние иностранных религиозных организаций и миссионеров, культурно-религиозную экспансию, осуществляемую с территорий иностранных государств и проявления религиозного экстремизма внутри страны (согласно Концепция национальной безопасности РФ).
Государство сознает, что эффективная борьба с этими негативными и деструктивными явлениями возможна только в условиях консолидации общества, при широком и конструктивном участии в этом процессе религиозных объединений и верующих граждан.
Для обеспечения общественной стабильности и позитивного неконфликтного развития религиозной жизни в стране государство в рамках своей религиозной политики создает условия для социализации религиозности и религиозных сообществ.
В рамках осуществления государственной религиозной политики социализация религии понимается как система действий государства, направленных на создание условий для вовлечение религиозных сообществ и верующих граждан в построение гражданского общества, преодоление религиозного изоляционизма, экстремизма, клерикализма и других негативных тенденций, утверждение толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде.
Одним из способов социализации является установление социального партнерства государства и конфессий, а также религиозных, межрелигиозных и общественных организаций. Целью такого социального партнерства является укрепление общественнойстабильности посредством реализации духовно-нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России, религиозных объединений и граждан.
Факторы и условия эффективной религиозной политики государства
Эффективность государственной религиозной политики обеспечивается ориентированностью на соблюдение демократических принципов, прав и свобод граждан, а также на защиту национальных интересов и укрепление общественной стабильности.
Необходимыми условиями эффективной религиозной политики являются:
— системный подход к выработке инструментов и механизмов религиозной политики;
— согласованность и координация принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;
— наличие единого центра выработки религиозной политики и ее конкретных инструментов;
— наличие информационно-аналитического и экспертного обеспечения религиозной политики;
— осмысленная кадровая политика, в том числе в области повышения квалификации государственных служащих, занятых в реализации религиозной политики;
— обеспечение государством прямого диалога религиозных конфессий с государственной властью;
— эффективное межрелигиозное взаимодействие в масштабе РФ, направленное на социально значимую деятельность и укрепление согласия и стабильности в обществе.
Политика
Князь киевский Владимир принял христианство в 988 году. Несмотря на поздний приход христианства на территорию России, церковь всегда была органически связана с русскими правителями на протяжении различных исторических периодов, участвуя в феодальной системе управления внутри страны или оказывая идеологическую поддержку и оправдывая конфликты с врагами, придерживающимися иных взглядов, будь то католические или исламские страны.
Церковь при коммунистическом режиме в России
Сложившаяся связь между церковью и политикой станет главной движущей силой (в дополнение к враждебности, которую как известно, проявляли коммунисты по отношению к религии) агрессивных действий большевиков против церкви в начале 1917 года, когда шёл процесс национализации всего церковного имущества и разрушались некоторые храмы. Самыми известными событиями в этой сфере стали взрыв Храма Христа Спасителя по приказу Сталина в 1931 году и отмена патриаршества после убийства патриарха Тихона в 1925 году.
Однако 4 сентября 1943 года произошло радикальное изменение в отношениях между коммунистами и Русской православной церковью. В этот день Сталин встретился с ее главными священнослужителями и восстановил институт патриаршества: патриархом Русской православной церкви стал епископ Сергий. Сталин считал, что для победы необходима сила оружия и непоколебимость, которая достигается благодаря вере, особенно во время войны.
Тем не менее Церковь будет продолжать занимать скромное место в жизни страны на фоне советского железного занавеса. Патриархами церкви в период СССР были епископ Сергий (1943-1944), епископ Алексий I (1945-1970) и епископ Пимен (1971-1989).
Церковь после распада Советского Союза
Избрание Алексия II патриархом РПЦ совпало с распадом Советского Союза. Он был известен своей лояльностью властям и мастерством во взаимодействии с политиками. Его приоритетом было восстановление влияния Православной церкви в России, а также возвращение ее имущества, конфискованного большевистским режимом.
Близость к Борису Ельцину позволила ему восстановить Храм Христа Спасителя, который был построен в девятнадцатом веке в память о поражении Наполеона Бонапарта в России в 1812 году (Сталин взорвал Храм в 1931 году).
В 2000 году были восстановлены все купола храма, ставшего символом возрождения российской нации и Православной церкви после семидесяти лет власти коммунистического режима.
Алексий II способствовал воссоединению Русской православной церкви с той ее частью, которая действовала за пределами страны после раскола, произошедшего в 1920 году вследствие победы большевиков, что вынудило часть священнослужителей покинуть Россию.
Присутствие Владимира Путина на праздновании по случаю частичного воссоединения Церкви показало степень сотрудничества между двумя сторонами. Этому предшествовала беспрецедентная поддержка, которую Церковь оказала Путину во время президентских выборов, в ответ на что получила возможность усилить своё влияние на государство и вновь стала «колыбелью» для новых его лидеров. В частности, Путин присутствовал на церемонии интронизации епископа Кирилла в качестве главы РПЦ (которая имеет 250 миллионов последователей в мире), после чего пресс-служба последней распространила видеозапись, в которой президент Путин отметил, что православная церковь является «естественным партнером» политической власти в стране.
«В самые критические моменты нашей истории народ обращался к своим корням, нравственным основам, религиозным ценностям», — сказал он. Российский лидер, наряду с Патриархом Кириллом и другими священнослужителями, добавил, что церковь заполнила «моральный вакуум», возникший в результате разрушения ценностей после распада Советского Союза в 1991 году.
«Это было естественное возрождение русского народа… у государства и Русской православной церкви очень много направлений сотрудничества», — добавил Путин. В фильме отмечается, что Россия ежегодно строит тысячу православных церквей по всему миру, чего раньше не было в истории христианства.
Церковь в свою очередь не преминула выразить свою лояльность режиму Путина. Так, Патриарх Кирилл назвал президента «чудом Божьим», сумевшим спасти Россию от гибели, которая могла произойти вследствие распада Советского Союза в конце 1980-х годов. Патриарх считает Путина реформатором, который в соответствии с божьим промыслом спас страну.
Русская православная церковь уже превратилась в эффективную политическую силу, которая оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, что мы можем наблюдать на двух направлениях.
Так, во-первых, в преддверии президентских выборов с целью достижения победы Путин стремился заручиться поддержкой религиозных деятелей в своей стране, пообещав выделить десятки миллионов долларов на восстановление объектов культового значения и финансирование религиозных школ. Однако глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион попросил президента Путин вместо денег дать обещание защитить религиозные меньшинства на Ближнем Востоке, который переживал тогда так называемую арабскую весну.
Во-вторых, Русская православная церковь, которая запрещала участие своих священнослужителей в каких-либо выборах, в 2011 году изменила своё решение и издала указ, позволяющий священнослужителям баллотироваться на выборах, чтобы защищать интересы церкви. В этом отношении можно отметить, что в современной России установились тесные отношения между религией и государством, и этот подход нашёл отражение в заявлениях Патриарха Кирилла после того, как он возглавил церковь. Так, он указывал на необходимость полной координации и партнерства между государством и Церковью.
Восстановление влияния Церкви в политической сфере — лучший ответ для сторонников абсолютной секуляризации в арабском исламском регионе, которые считают позором возможность того, что ислам будет играть эффективную политическую роль в обществе в свете наблюдающегося во всем мире восстановления влияния религии и ее значения для установления отношений между народами и управления общественными делами.
В любом случае то, что мы наблюдаем, будь то активность Православной церкви в России, растущее влияние религиозных сил в сионистском очаге или же большую роль различных церквей в жизни Америки и в какой-то мере Европы представляет собой настоящее падение столпов секуляризма, за сохранение которых борются Запад и местные секуляристы в арабских странах, а именно отделение религии от государства и исключение влияния любых религиозных концепций на социальную и политическую жизнь страны.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
6.1. Формирование государственной политики и ее реализация
Претворение в жизнь целей и задач любого государства осуществляется через разработку и реализацию государственной политики. Государственная политика представляет собой совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.
Государственная политика призвана поддерживать устойчивое развитие социально-экономической системы государства, всех ее составных элементов, ориентировать органы государственной власти, хозяйствующих субъектов и институты гражданского общества в направлении реализации стратегических и текущих общественно значимых задач.
Государственная политика — это совокупность экономических, правовых, административных методов воздействия со стороны органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации значимых целей развития общества или его отдельных сфер.
Государственная политика представляет собой план действий органов государственной власти по решению важных общественных проблем и включающий в себя следующие элементы:
1) определение целей и приоритетов развития общества;
2) разработка и планирование политической стратегии;
3) анализ и оценка альтернативных программ в соответствии с выгодами и затратами;
4) обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;
5) выбор и принятие государственных решений;
6) мониторинг хода реализации программ;
7) оценка результатов реализации программ.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, организаций и частных лиц со стороны государства и включают в себя:
защиту прав граждан, государства и общества;
обеспечение социальной и экономической активности;
создание условий для предоставления товаров и оказания услуг для удовлетворения потребностей населения.
Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера содержания проблем и вопросов, которые органам государственной власти необходимо решать в определенной сфере общественной жизни.
Выделяют следующие виды государственной политики:
экономическая;
социальная;
экологическая;
административная;
внешняя;
военная;
демографическая;
информационная и др.
Часто государственную политику также разделяют по уровням ее осуществления:
международная и мировая политика;
общегосударственная;
региональная;
местная.
В зависимости от характера взаимоотношений между субъектами политики и уровня конфликтности между ними выделяют такие виды государственной политики, как распределительная, перераспределительная, регулирующая (конкурентная и протекционистская), административно-правовая, стратегическая и антикризисная.
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение, социальные льготы и дотации и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.
Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, антимонопольная политика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.
Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономический или политический кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации последствий природных катаклизмов.
Формирование и реализация государственной политики представляет собой цикл, состоящий из нескольких последовательных действий и включающий четыре основных этапа.
1. Инициирование государственной политики. На данном этапе происходит определение проблем, а также в связи с этим установление целей и задач органов государственной власти.
2. Формирование государственной политики. На данном этапе разрабатывается стратегия и план решения проблем, а также законодательно закрепляется документ о государственной политике.
3. Реализация государственной политики. Данный этап характеризуется исполнением мероприятий по реализации государственной политики и мониторинг осуществления государственной политики.
4. Оценка государственной политики. Данный этап заключается в регулировании государственной политики и оценке полученных результатов.
Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ, который в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если речь идет о первом послании Президента РФ после вступления в должность, то в послании определяются основные направления развития государства на ближайшие четыре года. Послание Президента РФ опирается на концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, стратегии.
Государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти, получает воплощение в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, в международных договорах России и становится основой для планирования деятельности и принятия решений по ее реализации.
Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
Формирование политики является важным этапом, поскольку от ее качества зависят успех реализации и последствия проводимой политики. Разработка государственной политики должна начинаться с определения основных целей и приоритетов государства в данной сфере. Государственная политика должна быть: устремленной на достижение конкретных и определенных целей, задач и результатов; направленной на реализацию потребностей тех или иных социальных групп; учитывать внутренние и внешние ресурсы и условия, риски и угрозы, а также меры по предотвращению и противодействию им; подразумевать мониторинг и контроль на всех этапах реализации государственной политики.
Среди подходов к формированию государственной политики можно выделить:
перспективный подход, когда на основе анализа тенденций и прогнозирования развития ситуации заранее стараются спланировать и осуществить мероприятия, работая на опережение;
реагирующий подход, при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества и государства;
рациональный подход, базирующийся на экономико-математических методах и принципе рациональности.
В зависимости от того субъектов выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ выделяются четыре основные модели разработки и реализации государственной политики.
1. Модель «сверху вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем они доводятся до нижних уровней и конкретных органов регионального или местного управления, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей государственной политики.
2. Модель «снизу вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются региональные и местные органы власти, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов, постановке целей и задач. На основании их предложений, с учетом их мнений и интересов затем разрабатывается целостная государственная политика в конкретной сфере жизнедеятельности.
3. Демократическая модель, при которой существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления. Поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.
4. Смешанная модель, которая объединяет в себе вышеназванные подходы, когда существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и аппарат государственной власти.
Существуют различные теоретические подходы к изучению государственной политики, позволяющие с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они дают определенную систему координат, которая необходима в качестве отправной точки для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политики в конкретной общественной сфере. Основные теоретические концепции и подходы к изучению общественной политики представлены следующими школами.
1. Институционализм рассматривает государственную политику как результат деятельности государственных институтов (правительства, парламента, министерств, судебных органов и др.), использующих определенные административные процедуры.
2. Концепция политического процесса представляет государственную политику как результат политической деятельности или политического цикла, имеющего фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимизация, выполнение, оценка и мониторинг) по решению общественных проблем.
3. Теория групп рассматривает государственную политику как результат групповой борьбы, постоянного конфликта между различными группами в обществе и правительстве, имеющими свои ценности, интересы, ресурсы, и одновременно как поиск консенсуса по конкретным вопросам политики.
4. Теория элит рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.
5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности государства по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных научных технологий управления.
6. Теория инкрементализма представляет государственную политику как последовательную и поэтапную деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел.
7. Теория игр рассматривает государственную политику как результат рационального выбора в борьбе между двумя наиболее влиятельными сторонами в обществе или правительстве.
8. Теория общественного выбора оценивает государственную политику как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.
9. Теория открытых систем оценивает государственную политику как результат ответа административной системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды. Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества, всех ветвей власти и уровней органов управления, а также неправительственных организаций, заинтересованных в соответствующих ее направлениях.
Реализация государственной политики — сложный динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие органы государственной власти и институты гражданского общества. Для реализации государственной политики органы власти разрабатывают программы, организуют деятельность участвующих в реализации субъектов, мобилизуют имеющиеся и потенциальные ресурсы.
Механизм реализации государственной политики представляет собой методы и ресурсы, обеспечивающие выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические средства и методы воздействия на управляемый объект.
Успех и результативность реализации государственной политики зависят от качества проработанности политики, точного определения границ и основных организационных и финансовых элементов государственной политики, обеспеченности органов исполнительной власти необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами, степени поддержки и понимания сущности государственной политики среди различных социальных групп и общественных объединений.
Реализация государственной политики, прежде всего, возлагается на органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законодательством ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности возложена в первую очередь на министерства. В организационную структуру министерства входят департаменты, управления, отделы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осуществляя мониторинг за реализацией государственной политики.
По отдельным направлениям государственной политики создаются специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений (совет по реализации национальных проектов и др.). Общественные организации также играют непосредственную и важную роль в организации государственной политики, поскольку очень часто сами заинтересованы в реализации определенной государственной политики.
Одним из основных элементов государственной политики является ее оценка. Оценка государственной политики представляет собой совокупность механизмов и способов изучения и измерения фактических результатов государственной политики и завершенных или находящихся на стадии реализации программ. Без систематического получения информации и обеспечения контроля за результатами и последствиями принимаемых решений и политики в целом снижается эффективность всей государственной политики и разработки будущих стратегий развития государства.
Главное назначение оценки государственной политики заключается в сборе и анализе информации с целью определения полученных результатов и последствий политики, а также последующего совершенствования государственной политики.
В реализации государственной политики в современных условиях огромная роль отводится информационному обеспечению. Обеспечение органов и должностных лиц необходимой для принятия решений информацией, а также предоставление населению информации о ходе реализации внешней и внутренней политики, государственных программ и проектов представляется важнейшим элементом успешной реализации государственной политики. Одним из направлений административной реформы в том числе является переход органов власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра и широкое использование информационно-коммуникационных технологий.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Добавить комментарий