Мехи для вина

Новое вино в ветхие мехи

Нико Пиросмани. Муша (носильщик) с бурдюком. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.

Но́вое вино́ в ве́тхие ме́хи — фраза, встречающаяся в Евангелии от Матфея (Мф. 9:17), Евангелии от Марка (Мк. 2:21-22), Евангелии от Луки (Лк. 5:37—39). Фраза во всех Евангелиях звучит одинаково, только у Луки добавлены ещё слова.

Евангелие от Луки:

И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Во всех трёх синоптических Евангелиях эта фраза появляется сразу после призвания Левия Матфея, когда Иисус объясняет, почему его ученики не постятся, хотя ученики Иоанна Крестителя постятся (Мк. 2:18—20).

Толкование

В притче были использованы образы из повседневной жизни. Новые мехи растягиваются вместе с молодым вином, налитым в них, а потом затвердевают. Если молодое вино налить в старые, затвердевшие мехи, мехи могут лопнуть из-за продолжающегося брожения. Также и новая ткань садится со временем, поэтому старую, уже подсевшую одежду нельзя латать новой тканью.

Различные толкования метафоры:

  • Ветхими мехами Христос образно обозначил иудейскую религию. Притча о новом вине в ветхих мехах, как и аналогичная ей притча о новой и ветхой ткани (Мк. 2:21) часто понимается в том смысле, что новое учение Христа не может уместиться в рамках иудейской религии, или в рамках любых современных ей религиозных представлений (см. также Суперсессионизм). В особенности же речь идёт о всех иудейских постах, установленных Ветхим Заветом. Христос даёт новое учение о постах. Новое учение не вливается в ветхих иудеев. («Новое учение о постах это — новая одежда и новое вино. Требовать от учеников прежнего соблюдения постов значит вливать новое вино в старые мехи, или пришивать к старой одежде новую заплату.» «Вы (то есть фарисеи) требуете, чтобы мои ученики прикрывались ветхой одеждой ваших обрядов и преданий старцев. А Я требую, чтобы они облеклись в новую одежду всепрощающей любви. Поймите же, что нельзя надеть новую одежду, не сбросив предварительно старую. Нельзя и чинить эту обветшалую одежду, вырезая куски из новой. Старую этим не поддержишь. Она ещё скорее распадется от этих заплат. Да и новой повредишь. Ведь вы знаете также, что молодое вино не вливают в старые мехи, потому что если они не в состоянии вместить его в себе. Так предоставьте же Моим ученикам свободу сделаться новыми мехами для принятия Моего учения и облечься в новую одежду, сбросив с себя обветшалую. Если они ещё не вполне прониклись духом Моего учения, то всё же они познали преимущества Его перед вашим учением. И как вы, попробовав хорошего вина, не станете пить плохого, так и они, последовав за Мной, не пойдут к вам»)
  • Многие христианские толкователи объясняли, что этой притчей Иисус показывает, что он основывает новую религию, иную, чем иудаизм, и иную, чем учение Иоанна Крестителя (например, так учил Игнатий Антиохийский в послании к Магнезийцам Х, см также Список событий в первые века христианства). Некоторые христиане использовали эту фразу когда предлагали новые формы христианства. В начале второго века Маркион использовал эту фразу для оправдания Маркионитства. Другие считают, что такое толкование вступает в противоречие с фразой в Евангелии от Луки Лк. 5:39): И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. Евангелие от Луки говорит не столько о несостоятельности старой религии, сколько о природе учения и о учениках. Никто не предлагает опытному ученику урока, предназначенного для неопытного ученика. Для опытного это будет бесполезно, а урок, предназначенный опытному ученику, не будет воспринят неопытным.
  • Словами о новом и старом вине Христос отвечает на вопрос о постах фарисеев (почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Лк 5:39): фарисейские посты являются молодым, неперебродившим вином- они оказывают на народ «пьянящий» эффект, и народ уважает фарисеев; но для «ветхих мехов» — иудейского народа — фарисейские посты не годятся, непосильны. Не следует соблюдать постов, придуманных людьми, фарисеями; посты, установленные Законом, установлены Богом.
  • Ветхие мехи, как и Ветхий Завет, хранили в себе выдержанное качественное вино, то есть заповеди Моисея и речения мудрецов и пророков. Так же, как молодое вино нельзя вливать в ветхие мехи, точно также нельзя соединять фарисейские добавочные посты с учением Ветхого Завета, проверенного и сохраненного веками. Как незрелое молодое вино может навредить ветхим мехам, так и незрелое фарисейское учение о дополнительных постах может навредить Ветхому Завету. Мехи делались из выделанных шкур животных, например из цельной кожи ягненка. Поэтому такие мехи, наполненные вином, сохраняли контур туловища ягненка. В свою очередь, Мессия изображался как Агнец, ведомый на заклание Ис. 53:7). Поэтому под новыми мехами можно понимать Мессию, а под молодым вином те новшества, которые принесет с собой Мессия.
  • Новое учение, данное Христом, должно сформироваться и настояться; как и молодому вину, новому учению нужны новые мехи, то есть новая религиозная система.
  • «Новое вино — пост, ветхие мехи — слабость учеников, которой не должно обременять»; «Новая заплата и новое вино — это строгий пост, строгие требования вообще. А старая одежда и старые мехи — это немощность, слабость учеников, ещё не подготовленных к несению больших подвигов» (толкование Иоанна Златоуста, по Четвероевангелию Архиепископа Аверкия)
  • Притчи призваны проиллюстрировать мысль «всему своё время и своё место». В то время, пока Иисус находился с учениками им не было необходимости поститься, но когда он уйдет от них — они тоже будут иметь посты Лк. 5:35 «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни»). У Иисуса спрашивают про причину отсутствия поста, и тот отвечает что его ученики сейчас не постятся, но будут поститься когда его не станет.

Евангелие от Фомы

Похожее изречение есть в Евангелии от Фомы. В Евангелии от Фомы изречение находится вне повествования.

Ни один человек, который пьёт старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его.

В терминах, используемых гностиками, Иисус является женихом, а его ученики — гости на свадьбе; гости не могут поститься, пока жених с ними, до тех пор, пока он не будет отнят от них. Далее говорится о том, что никто не использует старой вещи для починки новой, потому что новая порвётся, и мысль подчёркивается образом старого и молодого вина, новых и старых мехов.

> См. также

  • Новый Завет в богословии
  • Новая заповедь
  • Библейский закон в христианстве

Примечания

  1. А. П. Лопухин, Толковое Евангелие, т.9, с.184
  2. Б. И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.171
  3. Yeshua’s New Wine (недоступная ссылка). FFOZ Magazine Articles. Дата обращения 22 марта 2010. Архивировано 12 февраля 2009 года.
  4. 1 2 «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие…» (недоступная ссылка). Дата обращения 7 апреля 2010. Архивировано 2 марта 2005 года.
  5. Епископ Михаил, Толковое Евангелие
  6. (52)

Ссылки

  • First Fruits of Zion article: Yeshua’s New Wine (англ.)
  • Hebrew Roots (англ.)

Жизнь Иисуса: Новое вино в ветхие мехи
После
призвания Матфея
Новый Завет
События
Перед
отправкой Двенадцати апостолов
на проповедь

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Библейские сюжеты: Почему нельзя вливать молодое вино в ветхие мехи?

Сегодня мы расскажем о том, что такое мехи, и, возможно, для многих станет понятнее смысл слов Христа: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9: 17).

Как выглядели древние сосуды?

Итак, мехи — это своего рода кожаные мешки, которые использовались для перенесения жидкостей. В древние времена было невозможно брать с собой в дорогу воду или вино, используя глиняные или каменные сосуды — они могли разбиться и были в целом достаточно тяжелыми. Поэтому получили распространение мехи — мешки, которые делали из кожи животных (например, коз или верблюдов). Шкура тщательно подготавливалась, а затем зашивалась. Оставляли лишь одно отверстие (шейное), которое и служило горлышком этого сосуда. Как вы понимаете, мехи были разных размеров — в зависимости от размера животного. Они могли достигать таких огромных размеров, что в них вмещалось до 18 ведер воды!

Новые мехи, как и любые изделия из кожи, были мягкими и с легкостью растягивались. Именно поэтому стоило вливать новое вино в новые мехи — оно продолжало бродить внутри мягкого сосуда и немного растягивало его. Старые же мехи дубели, становились хрупкими, поэтому процесс брожения молодого вина в них мог вызвать разрыв. В этом случае и мехи приходили в негодность, и вино выливалось.

Где еще в Священном Писании упоминаются мехи?

В Ветхом Завете можно прочесть интересный эпизод. К Иисусу Навину приходят жители Гаваона, чтобы заключить союз с израильским народом. Они употребляют хитрость — надевают старую одежду и берут в дорогу ветхие мехи, чтобы Иисус Навин поверил, что перед ним путники, прошедшие очень долгий путь. Всё дело было в том, что с ближайшими соседями (ханаанскими народами, к которым и принадлежали гаваонитяне) Бог запретил заключать союз. Старейшины Израиля были введены в заблуждение, и жители Гаваона благодаря этой хитрости добились своего. Но когда обман послов был раскрыт, их уже не могли предать смерти, так как старейшины поклялись сохранить им жизнь. Иисус Навин хоть и не истребил обманщиков, но сделал их вечными рабами: За это прокляты вы! Без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! (Ср.: Нав. 9: 23).

Еще о свойствах и особенностях мехов мы читаем в Псалтири царя Давида: Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл (Пс. 118: 83). Здесь имеется в виду тот факт, что от дыма кожаные сосуды коптились, становились очень темными, чернели. То есть псалмопевец таким образом говорил, что почернел от горя.

Смысл притчи о ветхих мехах

Очень важно обратить внимание на контекст, в котором была рассказана притча. Ученики Иоанна Крестителя спросили, почему не постятся Господни ученики. После этого Христос и произнес Свое наставление, тем самым давая понять через простые образы, что нельзя наложить серьезное бремя на тех, кто пока к этому не готов. Очень хорошо это место изъясняет святитель Игнатий Брянчанинов: «Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению… Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению».

Иллюстрация Ирины Саврицкой

Толкование Евангелия на каждый день года.Среда 20-й седмицы по Пятидесятнице

Лк, 21 зач., 5, 33—39

Тогда приступили фарисеи к Иисусу, говоря: почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше».

Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они — сыны чертога брачного, когда Жених — с ними, и каждый день для них радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.

Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость — присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост. Обратим внимание, что не раз Господь уподобляет христианскую жизнь брачному пиру. Радость — первое свойство христианина. «Радуйтесь, — говорит апостол, — и снова говорю, радуйтесь». Слишком многие думают, что все христианство заключается только в том, чтобы делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется.

Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет «приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие». Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием снова убежать в мир. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, «и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего — силу его.

Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в этом Евангелии оправдание отмены поста, поскольку поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают. Но все, что совершил Христос, должна совершать и Церковь.

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Как Сын Божий — Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, — говорит преподобный Исаак Сирин, — пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту — истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его — величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.

И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа — приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие — говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии.