Мерзость запустения пророк Даниил
Содержание
Предсказание о распространении Евангелия, о разрушении Иерусалима и лжепророках последних дней мира… (Мф. 24:14–26)
Дерзайте, как бы говорит Господь, сколько бы и кто бы ни преследовал вас, дело Божие не может быть остановлено или замедлено, прежде чем решится судьба Иерусалима и народа Иудейского; гонимое Евангелие Царствия Божия, благовествование о Царстве Христовом, успеет быть проповедано всем народам: И ПРОПОВЕДАНО БУДЕТ СИЕ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ ПО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, по всей земле, ВО СВИДЕТЕЛЬСТВО ВСЕМ НАРОДАМ, что и они призываются к спасению, что преграда между ними и народом избранным рушится, и двери Царствия Божия для всех открыты. «Кто за сорок лет мог поручиться за такое исполнение?.. И однако же это несбыточное предсказано и исполнилось на самом деле со всей точностью… Малое стадо, оставленное в пустыне среди волков, но блюдомое Промыслом Божиим, растет, и своими совершенствами доказывает язычникам и Иудеям, что ему завещано духовное царство в целом мире. Церковь распространяется с неимоверной скоростью у самых непросвещенных и диких народов; проповедь апостолов обходит видимо все концы вселенной; победа Евангелия достигает дома кесарева. Никто не может противиться премудрости, которая является всякий раз в устах проповедников Евангелия, когда они свидетельствуют перед судиями во имя Иисусово. Выслушав Павла, римский прокуратор едва не делается христианином; сами фарисеи, увлеченные его словами, превращаются из обвинителей в защитников; весь синедрион не знает, что отвечать на слова рыбарей, которые упрекают его в убийстве Мессии!» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Потому-то, – говорит святитель Златоуст, – уже после проповедания Евангелия всей вселенной разрушается Иерусалим, чтобы неблагодарные не могли иметь и тени извинения. Ибо видевшие могущество Его, воссиявшее всюду и столь быстро наполнившее вселенную, какое могут иметь извинение, оставаясь в неблагодарности? А что Евангелие тогда было всюду проповедано, послушай, что говорит Павел: «не отпадете от надежды благовествования… которое возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Тебе известно, как скоро он перешел из Иерусалима в Испанию. Если же он один обошел столь великую часть вселенной, то размысли, сколько сделали и другие. Ибо в другом месте Павел говорит о Евангелии, что оно «приносит плод, и возрастает… во всем мире» (Кол. 1:6). Это и служит величайшим знамением силы Христовой, то, что слово Его достигло пределов вселенной в течение двадцати или тридцати лет. И ТОГДА, – говорит Христос, – ПРИДЕТ КОНЕЦ, не всего мира, а только Иерусалима».
А что Господь говорит здесь о разрушении Иерусалима, это видно из пророчества Даниила, которое Он приводит: когда увидите, – говорит Он, – Иерусалим, окруженный войсками, знайте, что приблизилось запустение его. ИТАК, КОГДА УВИДИТЕ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ, РЕЧЕННУЮ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ДАНИИЛА, СТОЯЩУЮ НА СВЯТОМ МЕСТЕ, где не должно, – ЧИТАЮЩИЙ указанное место в книге пророка Даниила ДА РАЗУМЕЕТ таинственный смысл его, – когда увидите на месте святого города страшное запустение, которое будет возбуждать омерзение или отвращение, когда увидите среди развалин храма римские знамена с изображением орлов, которым Римляне воздают божеские почести, когда увидите их идолов, вносимых в полуразрушенный храм, и статую их военачальника в том же храме, ТОГДА каждый оставь надежду на спасение отечества и думай только о своей собственной безопасности. НАХОДЯЩИЕСЯ В ИУДЕЕ, как христиане, так и другие жители города, всего лучше ДА БЕГУТ В ГОРЫ, ибо на ровных местах не будет убежища от множества неприятельских войск. А в горах много пещер, развалин, глухих мест, где можно безопасно укрыться. И КТО НА КРОВЛЕ, ТОТ ДА НЕ СХОДИТ вниз ВЗЯТЬ ЧТО-НИБУДЬ ИЗ ДОМА СВОЕГО, хотя бы это была самая необходимая одежда; пусть он поспешно бежит по той лестнице, которая ведет с кровли на улицу; иначе его гибель неминуема.И КТО будет тогда работать НА ПОЛЕ, ТОТ ДА НЕ ОБРАЩАЕТСЯ НАЗАД, в город, хотя бы за самой нужной вещью, например, чтобы ВЗЯТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ, захватить верхнюю одежду, без которой обычно работают в поле, – пусть бежит прямо с поля. Для всех будет одно спасение – бегство. Это – дни исполнения угроз пророческих, ужасные дни суда и воздаяния небесного. ГОРЕ ЖЕ БЕРЕМЕННЫМ И ПИТАЮЩИМ СОСЦАМИ В ТЕ ДНИ! «Первым – потому что они, отягощенные беременностью, по немощи, не могут удобно бежать, – говорит святитель Златоуст, – а последним – потому что они связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собой питающихся сосцами. Деньги легко и выбросить, и сохранить, также и одежду; но того, что бывает от природы, как можно избежать? Как может быть легкой беременная женщина? Как молоком питающая может оставить дитя свое? «МОЛИТЕСЬ, просите Бога, чтобы тяжесть бедствия, по крайней мере, была облегчена Его милостью, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ это несчастье – БЕГСТВО ВАШЕ ЗИМОЮ, когда дожди и непогоды увеличат страдания беглецов, ИЛИ В СУББОТУ, когда по Закону запрещается далекое путешествие даже в крайних случаях6.
Я говорю вам: ИБО ТОГДА БУДЕТ ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ, КАКОЙ НЕ БЫЛО ОТ НАЧАЛА МИРА ДОНЫНЕ, да И НЕ БУДЕТ. Много должно пасть от меча, еще более будут отведены в плен во все народы. Иерусалим будет лишен покрова небесного и отдан в попрание язычникам, которое продолжится до тех пор, пока не исполнятся их времена. И ЕСЛИ БЫ НЕ СОКРАТИЛИСЬ ТЕ ДНИ, дни осады, голода и войны, ТО НЕ СПАСЛАСЬ БЫ НИКАКАЯ ПЛОТЬ: никто из Иудеев не избежал бы смерти, все жители Иерусалима погибли бы от меча, голода и язвы; НО РАДИ ИЗБРАННЫХ, ради верующих в Меня, или имеющих уверовать, чтобы сохранить их, СОКРАТЯТСЯ ТЕ ДНИ… «Это сказал Господь для того, чтобы утешить верующих, находившихся среди Иудеев и успокоить их, чтобы они не боялись, что они не погибнут вместе с Иудеями», – говорит святитель Златоуст. По свидетельству историка Евсевия (Церковная История, т. 3, с. 6), христиане, составлявшие Иерусалимскую Церковь, видя исполнение слов Господних, оставили город и переселились в небольшой городок Пеллу, лежавший в горах за Иорданом, так что при разорении Иерусалима никто из них не погиб. Размышляя в благоговении над исполнением этих пророчеств Господа, святитель Херсонский Иннокентий восклицает: «Боже мой! Какое страшное и поучительное зрелище! Какое чрезвычайное согласие событий с предсказаниями! Какая непредвиденная случайность и точность в исполнении!» Страшные землетрясения, голод, язвы, кровопролитные междоусобия, – словом, все те самые бедствия, о которых говорил Иисус Христос, кажется, предвещают всему миру нечто необыкновенное, заставляют ожидать исполнения одного из великих Судов Божиих. Но вот, тучи бедствий, носившиеся дотоле по разным местам, вдруг устремляются в Палестину, сосредоточиваются над Иерусалимом, по-видимому, за возмущение против кесарей, а на самом деле за противление Иудеев Богу отцов своих, за отвержение Мессии. Начинается скорбь, коей, по точным словам очевидца Флавия, не было подобной и не будет. Десятки тысяч Иудеев, подобно безсловесным животным, закалаются еще прежде войны; города Иудейские, один за другим, падают в развалинах; земля, кипевшая некогда медом и млеком, становится пустыней. Один Иерусалим еще стоит. Но, Боже мой, какой Иерусалим! Со всех сторон окруженный легионами Римлян, коих развевающиеся знамена, с идолопоклонническим изображением полубогов римских, кажется, призывают его погибель; внутри – наполненный разбойническими толпами зилотов, идумеев, сикариев, которые, величая себя защитниками святилища, оскверняют его преступлениями, не слыханными в домах разврата, безжалостно предают смерти лучших граждан, режут друг друга, издеваются над пророками Мессии, над Самим Господом Богом!..
Виденная Даниилом мерзость запустения могла ли быть больше этой мерзости?.. «Друзья, обезумев от голода, дерутся из-за пучка кореньев или глотка воды; осажденные покупают на вес золота и употребляют в пищу то, к чему отказывались прикасаться животные, что благопристойность запрещает называть… Знатная женщина-мать, в припадке голодного бешенства, убивает и съедает собственного младенца; окровавленные зилоты, с разинутыми от голода ртами, шатаясь, бродят и падают подобно бешеным собакам… Все улицы, площади, дома, покрыты трупами мертвецов, которых насчитывают до шестисот тысяч, а за воротами Иерусалима не хватает места для крестов и крестов недостает для распятия этих, Богом отверженных Иудеев, которых безпощадно вешают римские солдаты, из ненависти и мщения пригвождая их одного к другому, или одну к другой… На улицах, во дворах храма, у самого подножия алтаря стояли лужи крови, от которой, местами, даже пламя пожара погасало… «Сам римский полководец приходит в ужас от бедствий, которые терпят осажденные, и клянется богами, что он невинен в них, ибо много раз предлагал мир» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Тит хотел принудить город к сдаче голодом, окружив его окопами со всех сторон, чтобы воспрепятствовать подвозу съестных припасов и никого не выпускать из города. Но дела империи в это время потребовали его возвращения в Рим, и он ускорил осаду и взял город приступом. Так «избранных ради» Бог сократил дни этих ужасных бедствий, «чтобы Иудеи не сказали, как говорит святитель Златоуст, что эти бедствия случились по причине Евангельской проповеди и поклонения Христу», и чтобы показать им, что «верующие не только не были причиной этих зол для них, но еще напротив, если бы верующих не было, то они совсем бы погибли». Наконец, Иерусалим пал; все предано пламени; на месте безпримерного по величине, богатству и крепости храма являются груды камней и кучи пепла. Из всего Иерусалима остаются только три башни, в память прежнего величия. Сто тысяч Иудеев, переживших отечество, влекутся в плен; более здоровых и красивых из них назначают для торжественного входа победителя в Рим, для игр в цирке, на растерзание зверям; других продают, как презренных рабов, на торжищах Азии, Европы и Африки, так что, наконец, некому и покупать этих рабов… Более миллиона гибнет их в эту злосчастную годину. «Да не подумает кто, – говорит святитель Златоуст, – что это сказано преувеличенно; но пусть прочитает сочинения Иосифа и узнает истину слов Христовых. Никто не может сказать того, что Иосиф, как верующий, преувеличил изображение этих бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное Христом, так как он был не христианин, а Иудей, и Иудей весьма строгий, ревнитель, и из числа тех, которые жили после пришествия Христова.
Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли вякое описание бедствий, и подобной войны никогда не бывало ни у какого народа. Такой, по словам его, был голод, что сами матери с жадностью ели детей и спорили об этом между собой, и у многих, даже мертвых, растерзывали чрево»… Невероятное, по-видимому, число погибших Иудеев объясняется тем, что римляне осадили город во время праздника Пасхи, когда в Иерусалиме собралось до двух миллионов евреев, кроме женщин и детей. Так исполнилось над ними страшное слово, сказанное ими же: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). «Флавий, записывая свою историю, конечно не имел в виду искажать истину в пользу христианства и, однако же, многие страницы его истории, кажется, написаны для того именно, чтобы свидетельствовать перед потомством, как верно исполнилось в народе Иудейском предсказание Иисуса Христа», – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. С другой стороны, «заметь, – говорит святитель Златоуст, – премудрое распоряжение Духа Божия в том, что евангелист Иоанн ничего не писал об этом, дабы не показалось, что он пишет на основании самого повествования о происшествиях, ибо он долгое время жил еще после разрушения Иерусалима; но те евангелисты, которые умерли прежде разрушения и не видели ни одного из этих событий, пишут об этом, так что сила пророчества отовсюду сияет». Исполняется оно и поныне. Что теперь Иерусалим? Что – некогда столь цветущая, молоком и медом текущая Святая Земля? Она доселе кажется пустыней; садов уже нет; речки пересохли; тощие нивы сохнут от зноя, засыпаются песком; города обратились в жалкие деревушки, а не то – просто в кладбища; о некоторых даже спорят, где они существовали. Жители постоянно в опасности… «Кончив предсказание об Иерусалиме, Христос переходит уже к Своему Второму пришествию (слова свт. Иоанн Златоуста) и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас. ТОГДА, – когда же? Здесь слово тогда не означает строгого порядка времени в упомянутых ранее событиях. Подобно тому, как в начале Евангелия, евангелист, сказав о рождестве Иисуса Христа, о пришествии волхвов и смерти Ирода, тотчас говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель» (Мф. 3:1), и этим не обозначает времени, которое тотчас последовало, но разумеет то время, которое было спустя много лет, так как тридцать лет протекло между этими событиями, – так и здесь, опустив весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго до кончины мира».
Впрочем, должно помнить, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, а потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другие – к другому событию. И слова Господа о мерзости запустения, о лжехристах и лжепророках относятся к обоим событиям. По разумению святых отцов, мерзость запустения явится и перед кончиной мира, когда придет антихрист, «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:3–4). Осквернение ветхозаветного храма было прообразом осквернения Церкви Божией этим слугой диавола. То же и относительно лжехристов и лжепророков, Иудеи не вразумились ни разрушением Иерусалима, ни рассеянием их по всему миру, и продолжали мечтать, о восстановлении родной столицы своего отечества. Этим пользовались лжехристы, каковыми были, например, Баркохав и Омерит, выдававшие себя за Мессию; они прельщали народ, возмущали его, и снова лились потоки крови, и снова сотни тысяч Иудеев отводились в плен и тяжелое рабство… Еще хуже, еще опаснее будут лжехристы и лжепророки последних времен. Предостерегая Своих учеников и всех верующих от тех и других, Господь говорит: тем осторожнее должно быть вам, ибо тягость бедствия усилит ожидание обетованного Избавителя до того, что расположит верить всякому известию О Нем, а это даст случай сынам погибели злоупотреблять именем Мессии. Смотри же, ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ: ВОТ, ЗДЕСЬ ХРИСТОС, ИЛИ ТАМ, – НЕ ВЕРЬТЕ. Истинный Мессия «не так явится тогда, как в Первое Свое пришествие явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, когда сначала никто не знал о том, – говорит святитель Златоуст, – но явится открыто, со всей славой, так что не нужно будет кому-нибудь возвещать о том». Итак, не верьте этим слухам: ИБО ВОССТАНУТ ЛЖЕХРИСТЫ И ЛЖЕПРОРОКИ, И ДАДУТ ложные ВЕЛИКИЕ ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА, покажут такие страшные и необыкновенные дела, которые будут уподобляться истинным чудесам, так что трудно будет распознать обман, ЧТОБЫ ПРЕЛЬСТИТЬ, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, И ИЗБРАННЫХ. Подобно тому, как египетские волхвы подражали чудесам Моисея, и эти самозванцы и обманщики будут представлять хитростью диавольскои перед очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят, да и самые праведники, истинные христиане, если не будут всегда осторожны, могут обмануться, впасть в прелесть и признать этих лжемессий и лжепророков. Таковы будут перед кончиной мира антихрист и слуги его. Об антихристе и апостол Павел говорит подобным же образом.
Назвав его человеком беззакония, сыном погибели, он продолжает: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2Фес. 2:9–10). И апостол Иоанн Богослов говорит о нем же в Откровении, в главе 13-й. «Апостолами основанная Церковь пребывает на земле: это Православная Церковь. И здесь Христос. Если услышишь кого, говорящего, – во мне говорит Христос, а между тем Церкви он чуждается, пастырей ее знать не хочет и Таинствами не освящается, – не верь ему…» (епископ Феофан). Потому-то Я и сказываю вам все это, – говорит Господь: ВОТ, Я НАПЕРЕД СКАЗАЛ ВАМ, чтобы вы тверже стояли против обмана. ИТАК, ЕСЛИ СКАЖУТ ВАМ: «ВОТ, ОН (Мессия) В ПУСТЫНЕ», – НЕ ВЫХОДИТЕ, не ходите туда; «ВОТ, ОН В ПОТАЕННЫХ КОМНАТАХ», – НЕ ВЕРЬТЕ. Не так придет истинный Мессия, когда Ему должно будет прийти. Он не будет иметь нужды в указателях.
Комментарии 0
Скачать статью в формате WORD: o-vsemirnoy-propovedi-evangeliya-gorbunov.doc (cкачиваний: 1071)
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной,
во свидетельство всем народам; и тогда придет конец
Евангелие от Матфея
Всемирное слово о покаянии начнется с России — и это есть то «последнее и окончательное слово»
, которое, согласно Достоевскому,
Россия принесет миру
Иеромонах Серафим (Роуз)
В Апокалипсисе есть следующее пророчество: «И увидел я, — говорит святой тайнозритель Иоанн, — другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14, 6-7).
О том же предсказано в Евангелии. В беседе со Своими учениками о событиях, которые будут предшествовать кончине мира, Господь наш Иисус Христос предрек: «…Также услышите о войнах и о военных слухах (это, в частности, нынешние войны на Среднем Востоке, а также грядущая третья мировая).Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 6-14; см. также Мр. 13, 10).
Отсюда ясно, что антихрист не воцарится и конец мира не наступит сразу после третьей мировой войны, а должно пройти еще какое-то время до «конца» (тридцать-сорок лет — согласно древним византийским пророчествам, на которые ссылается, например, старец Иосиф Ватопедский,). А перед концом должна еще прозвучать всемирная проповедь Евангелия Царствия, во свидетельство всем народам.
Что такое «Евангелие Царствия»? Думается, что слова Спасителя о всемирной проповеди Евангелия Царствия ясно указывают на грядущее духовное возрождение, которое начнется в России (и о котором, как мы знаем, предсказывали многие святые и подвижники благочестия). Став центром духовного возрождения, воскресшая Святая Русь озарит светом Христовым все народы мира.
В книге «Последние судьбы России и мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний», изданной в 1992 году, приводится «предсказание, найденное в древних греческих книгах лавры Саввы Освященного русским монахом Антонием Саваитом, построенное на пророчествах Св. Отцов из греческих текстов: «Последние времена еще не настали, и совершенно ошибочно считать что мы у порога пришествия «антихриста», потому что еще предстоит один и последний расцвет православия, на сей раз во всем мире — во главе с Россией. Произойдет он после страшной войны, в которой погибнет не то 1/2, не то 2/3 человечества и которая будет остановлена голосом с неба. «И будет проповедано Евангелие во всем мире!»» (сс. 50-51).
В той же книге находится еще одно предсказание о грядущей всемирной проповеди Евангелия Царствия, сделанное неким старцем в 1990 году: «Возрадуйся, Народ Православный, многострадальный, Оплот Востока Божиего, страдавший по Воле Божией за весь мир, — и весь мир обязан тебе! И потому к тебе более всех относится ныне это сказанное Господом: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). И тебе, ради Избранных в тебе, даст Бог Силу на исполнение великого и конечного Обетования Сына Своего Единородного Возлюбленного о последней проповеди Евангелия Его в мире перед концом мира, во свидетельство всем народам (Мф. 24, 14), читающий да разумеет!
Все это приблизилось и стоит при дверях! Глас вопиющего ныне в мире: «Убойтесь Бога и воздайте Славу Ему!» (Откр. 14, 7). Заповедь Господа всем благоверным: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 36)… Осанна в Вышних — Спасение в Вышних! Благословен Грядущий во Имя Господне! Россия ждет Бога! Русскому Народу нужен только Вождь, Пастырь. Царь, избранный от Бога, и он пойдет с ним на любой народный подвиг! Только Помазанник Божий даст высшее и сильнейшее единение Русскому народу» (сс. 56-58).
Именно сейчас, когда, как это и было предсказано Спасителем, во многих охладела любовь, именно в это время должна прозвучать, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия Царствия, т. е. проповедь благой вести об истинном духовном единстве — Царстве Божием, в которое призывает Господь всех людей. Именно сегодня, когда мир почти полностью и окончательно погрузился в холодную отчужденность, самая привлекательная и глубочайшая сторона в Православии — это его послание о духовном единстве, т. е. его «слово о Царствии» (Мф. 13, 19).
«Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз, — говорил еще старец Паисий. — Нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее… Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия — и для того, чтобы все это улетело, нужно, чтобы сильно подуло… Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай неоходимости сила. Тяжелых лет будет немного. Лишь одна гроза… Я вижу, как что-то готовится, вот-вот должно произойти и постоянно откладывается. Все время маленькие отсрочки… Но раз мы знаем что нас ждет, то развивайте в себе, насколько можете, любовь. Это самое главное: чтобы была между вами истинная, братская любовь. Доброта, любовь — это сила… Зло сорвалось с цепи и везде черно, как на вспаханном поле. Но если мы засеем поле, оно зазеленеет и даст нам весной плоды. Так теперь и мир живет во тьме зла. Могло бы настать и доброе время. Но для этого нужен сев… Мир потерял смысл жизни, и следует его найти… Наш долг в эти трудные времена нести всем прочим народам свет Православия. Так как все мы дети Адама и Евы, все мы по плоти братья. А с православными, естественно, мыбратья и по плоти, и по духу».
Истина Православной Церкви о духовном единении как высшем предназначении каждой человеческой личности должна свидетельствоваться не из эфира, но из сердец православных. Это свидетельство не должно относиться только к воспоминаниям о прошлом, но, прежде всего, к живой деятельности в настоящем. И в первую очередь это свидетельство должно дать православное монашество, но также и вся полнота Церкви.
Основой успеха этого свидетельства является непосредственная связь христианина с Личностью Божией, то есть Богообщение. «Я есмь лоза, а вы ветви, — говорит Господь, — кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Подлинное Богообщение ищется человеком не иначе, как чрез личную молитву к Богу Личному. Старец Ефрем Катунакский давал приходящим к нему верующим следующий совет о том, как стяжать живое Богообщение: «Полчаса из всех суток посвяти занятию молитвой. Когда только сможешь, но лучше ночью. Проговаривай ее, не имея в руках четок, умилостивительно, просительно, с плачем: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Потрудись так, и увидишь, какой это принесет плод. Из получаса молитва превратится в час. И в этот час будь внимателен: либо зазвонит телефон, либо «вот это я должен сделать прямо сейчас», либо придет к тебе сон или ужалит какая-нибудь хула. Отбрось все. Выключи телефон. Закончи все свои дела и займись молитвой на протяжении получаса, и увидишь, что будет. Посади деревце, и завтра-послезавтра оно принесет плод. Святитель Иоанн Златоуст и святитель Василий начали с этого и стали светильниками вселенной» (из книги монаха Иосифа Ватопедского «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского»).
Такой же была основа успеха апостольской проповеди. Поэтому Спаситель по Своем воскресении спросил апостола Петра: «Любишь ли ты Меня?» (см. Ин. 21, 15-18). Деятельность апостолов основывалась, как на фундаменте, — на любви к Богу, то есть на живом общении с Ним. «Святые апостолы, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетических опытах», — получившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее верующим, сами занимались непрестанно молитвой… Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь слова Божия: от молитвы они переходили к возвещению человекам слова Божия, от проповеди слова они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвой с Богом, то беседовали от лица Божия с человеками». Согласно одному из православных пророчеств, те русские люди, которые будут возрождать Святую Русь (точнее, Сам Господь через них), будут находиться под сильным воздействием Иисусовой молитвы.
На важность созидания духовного единства русских людей и на необходимость для русского народа, как единого духовного организма, быть носителем стремления к самым высоким идеалам не раз указывал святитель Божий Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. «Если хотим выжить, — писал митрополит Иоанн, — надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь безспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры. Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России… Страшная и непонятная для чужого, холодного, внешнего наблюдателя, Святая Русь охотно раскрывает свои секреты всякому, вопрошающему с любовью и надеждой, приходящему за поддержкой и помощью, наукой и вразумлением. Секрет прост: в основание внешнего величия и силы русский гений положил несокрушимый «камень веры», многовековой опыт духовного единства, заботливо лелеемый Православием, как зеница ока оберегаемый Русской Церковью».
Больше всего служители зла, устроители апокалиптического царства зверя, лукаво называемого ими «новым веком» и «новым мировым порядком», боятся нашего сплочения, нашего единения, — боятся «силы русского братства», по выражению Ф. М. Достоевского. Этот истинный пророк России верил в мессианское назначение русского народа: «Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силою братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».
Достоевский предсказывал, что именно Россия скажет миру «новое Слово». Таким Словом и должно стать слово о Царствии, Евангелие Царствия, слово об истинном духовном единстве и о всечеловеческой ответственности. Иначе говоря, новое Слово России — это ее проповедь всемирного покаяния.
Всечеловеческая ответственность привела Христа на Крест. Кто, следуя за Христом, берет на себя ответственность за грех ближнего, тот поистине приближается к ближнему. Когда совершенный христианин говорит: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», то словом «мя» он охватывает в себе всех других, не отделяясь от них, расширяя безгранично любовь свою и беря на себя ответственность за них. Поэтому афонский старец Порфирий (Баирактарис; †1991), например, советовал своим духовным чадам, когда они молятся за кого-либо, вставать на его место и говорить опять же: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». «Когда человек верит, что он хуже всех, — учил афонский старец Паисий, — тогда единственное «Господи, помилуй!», которое он произнесет о мире, будет стоить тысяч «Господи, помилуй!» другого».
Чувство всечеловеческой ответственности подвигает человека ко всечеловеческому же покаянию. «Человек является настоящим человеком, тогда, когда чужие грехи воспринимает как свои и кается в них», — учит выдающийся сербский подвижник и богослов преподобный Иустин (Попович). Покаяние есть отречение от отчужденности. Вот почему Христос начал свою проповедь именно призывом к покаянию, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). В Новом Иерусалиме (Царстве Божием) будет полное взаимопонимание и единение между сподобившимися его наследовать. Как сказано в Апокалипсисе, там «ничего уже не будет проклятого» (Откр. 22, 3), т. е. не будет уже никакого отчуждения между личностями.
О том, что именно покаяние больше всего способно сегодня помочь миру, старец Паисий Святогорец говорил так:»Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир. Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы приять Божии благословения… Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: «Помоги миру, миру, который грешен». Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: «А чем виноваты мы? — но исповедовались пред Богом: — Нам досталось поделом, мы были достойны и большего». Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет. Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце. «Праведен eси Господи о всех, яже сотворил eси нам… Яко согрешихом и беззаконновахом… И ныне несть нам отверзти уст… Не предаждъ убо нас до конца… И не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе». То есть: «Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас». Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (Дан. 3, 1-100)… Покаяние — это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога… Покаяние содействует исчезновению зла! … В этом основа всего: чтобы мир покаялся».
В России, как это предсказано было преподобным Серафимом Саровским, откроется проповедь всемирного покаяния, с которой выступит Церковь Христова, предлагая современному человеку истинное единство, в противоположность ложному единству — глобализации.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о грядущем воскресении Святой Руси предсказывал: «Будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету князя Владимира — как единая Церковь». «Явлено будет великое чудо Божие, -говорил о том же преподобный Анатолий Оптинский. — И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным».
Со всего мира придут к свету России те, кто не желает во мраке антихристовой глобализации, в темном царстве апокалиптического зверя терять свой человеческий облик, кто осознает себя личностью, созданной по образу Божию. Тогда же исполнится и известное пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что славянские народы в предконечные времена объединятся, сольются в единый народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные.
«Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство, — предсказывал преподобный Лаврентий Черниговский, — Окормлять его будет царь православный — Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея. Гонения на Церковь Православную не будет.
Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. Просиял великий полк исповедников и мучеников… Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, Царя царствующих, в Пресвятой Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесной и Она о ней заботится и сугубо о ней ходатайствует. Весь сонм святых русских с Богородицею просят пощадить Россию.
В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского православного царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании».
Иеромонах Серафим (Роуз) в лекции «Будущее России и конец мира» говорил: «В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1). Некоторые объясняют это место Св. Писания как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнется с России — и это есть то «последнее и окончательное слово», которое, согласно Достоевскому, Россия принесет миру».
Холодной, звериной стихии нашей эпохи мы, христиане последнего времени, должны противопоставить «живую жизнь», т. е. живое, духовное, братское единение, «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Именно сейчас нужно явить всему миру такую же «живую жизнь», какая была у первых христиан, у которых, как говорит нам слово Божие, «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).
Братство завещано нам Самим Спасителем, Который говорит в Евангелии: «Один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф. 23, 8). Настоящее, живое чувство братства между людьми, как детьми Единого Небесного Отца, может быть порождено только живым чувством сыновства Богу, только родным к Нему отношением. Человек, отказывающийся от сыновства Богу, от родства с Ним — ненастоящий, ущербный человек, только схема человека, так как это сыновство не только дается нам как дар, но и задается; и только в общении со Святой Троицей может быть полное выявление и расцвет каждой человеческой личности.
«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом», — говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 1, 3). Преподобный Иустин (Попович), толкуя эти слова, пишет: «Откуда берет и представляет святой Иоанн Богослов это свидетельство? Из своего личного опыта. Он вкусил вечной жизни, достиг общения с ней, добился права водвориться в ней посредством Господа Иисуса. И как мог не иметь единения с Господом тот, кто жил в Нем? Он и тогда находился в вечной жизни. Эта жизнь по сути есть общение с Троическим Божеством… Это истинное общение человека с Богом, обoжение, обоготворение, жизнь в Боге… Жизнь христиан вся протекает в Святой Троице «от Отца, через Сына во Святом Духе». Это не что иное, как общение со Святой Троицей».
Преодоление разделения и отчужденности осуществляется в церковном единении. Человек находит в Церкви самого себя, но не в безсилии своего духовного одиночества, а в силе своего единения с братьями и Святой Троицей. Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью. «Болит ли один член — страдает все тело», — сказано апостолом о Церкви (Кор. 12, 21), а если мы этого не чувствуем,- мы не в Церкви.
Образ и подобие Божие — вот наше мерило и путь, по которому надо идти. Всякий иной путь — потеря себя, разрушение своей личности. Только в восстановлении в себе образа и подобия Божия (т. е. истинной, богоподобной личности) — истинный путь человека.
Откровение святого апостола Иоанна Богослова воздает высокую похвалу первой, Ефесской, церкви, которая обозначает время апостольской проповеди (высшим конкретным выражением Церкви первого периода была Иерусалимская церковь апостольских времен). Вместе с тем, Господь в Откровении делает упрек Ефесской церкви за то, что она «оставила первую любовь» свою (Откр. 2, 4). Надо полагать, что это относится к утрате первыми христианами той силы духа братолюбия, той степени светлого духовного единения, при которых «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Вот почему и само название «Ефес» означает: «вожделенный», «желательный».
Каждый из нас должен сегодня участвовать в созидании этого вожделенного духовного, братского единства! Тогда и исполнятся слова старца Иосифа Ватопедского о том, что «Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было в начале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста».
+ + +
Для сынов диавола — масонов и сионистов — русское национальное единство — страшная сила. Поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы раздробить и раздавить наш народ, разобщить русских патриотов, не дать нам восстановить наше единство. В «Протоколах сионских мудрецов», например, можно найти такое их признание: «Мы могли бы бояться соединения гоевской зрячей силы царствующих со слепой силой народной, но нами приняты все меры против такой возможности: между той и другой силой нами воздвигнута стена в виде взаимного между ними террора. Таким образом, слепая сила народа остается нашей опорой, и мы, только мы, будем ей служить руководителем и, конечно, направим ее к нашей цели»(протокол № 9). Сопоставим с этим признанием слова святителя Иоанна (Максимовича) о том, что лютый враг и губитель русского народа еврей «Троцкий в своих воспоминаниях признает, что больше всего они (советы) боялись, чтобы не был провозглашен Царь, т. к. тогда падение советской власти стало бы неминуемым».
Вот почему нам нужен царь! Согласно пророчествам, Святая Русь воскреснет именно как православно-самодержавное Царство. И эта русская православная монархия должна стать неотъемлемой частью нового Слова России о духовном единстве, ибо царь, монарх — олицетворение единства народа, отец большой народной семьи.
«Самая идея монархии, — писал архиепископ Аверкий (Таушев), — в возвращении к которой, как исторической форме государственного управления России, многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви — поскольку Царь наш — Царь Православный, как и поется в нашем старом государственном гимне; поскольку он не формально и официально только, а и на самом деле является первым сыном и, вместе с тем, высоким Покровителем и Защитником Православной Веры и Церкви; поскольку он действительно — Помазанник Божий…
Призрак Православной России с Православным Царем во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения — диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь, и он продолжает всячески клеветать на нее, стремясь как можно больше очернить все ее прошлое, в расчете, что найдутся люди, которые поверят клевете и воспрепятствуют восстановлению ее».
Русский народ является носителем и хранителем идеи восстановления личностного союза человечества с Богом и духовного единения людей друг с другом. Это и есть наша настоящая национальная идея! И нам не нужно бояться ее высоты. Поэтому представляется, что идеологией русского патриотического движения должно быть — созидание духовного единства русского народа (а также союза русского народа с другими славянскими народами) в форме восстановления православно-самодержавного Царства — Святой Руси во имя исполнения русским народом Богом порученной ему миссии принесения человечеству в последние времена земной человеческой истории нового Слова о духовном единстве, т. е. миссии открытия предсказанной Спасителем последней проповеди Евангелия Царствия, или (что то же) — проповеди всемирного покаяния.
Более подробно тему, которой посвящена данная статья, автор рассматривает в своей книге «ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА». Она была издана в Москве в 2006 году с другим названием (данным издателями) — «За всех и за вся». В определенном смысле, книга «Тайна человека» является продолжением книги «Тайна зверя» — первой книги священника Андрея Горбунова. Сейчас автор предлагает вниманию читателей портала «Москва — Третий Рим» последнюю, доработанную редакцию «Тайны человека».
Книга «ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА» (в формате word) tayna-cheloveka-novoe-slovo-rossii-2011.doc (cкачиваний: 1279)
Здесь мы приводим это предсказание в сокращении. Полностью его (как и предыдущее предсказание) можно прочитать в сборнике «Россия перед Вторым Пришествием».
Как известно, греч. слово «евангелие» переводится как «благая весть».
Свящ. Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. С. 112.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. Салоники — Москва, 2001.
Преп. Лаврентий Черниговский: Житие, поучения, пророчества и акафист. — Типография Почаевской Лавры, 2001. С. 158.
«Как бы на полчаса», — сказано в Апокалипсисе. Полчаса — тридцать минут. Нет ли здесь указания на те «три-четыре десятилетия», о которых, как о периоде грядущего духовного возрождения, говорит, в частности, старец Иосиф Ватопедский?
В частности, можно предположить, что нынешние пышно-декоративные богослужения, которые так не похожи на богослужебные собрания апостольского века и периода мученичества, закончатся. Внутренно они уже закончились (ср. известное предсказание святителя Феофана Затворника: «Тогда, хотя… повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступление истинное»). Они искусственны и потому не питают более человеческих душ, жаждущих живого Богообщения и настоящего общения и единения церковного. На смену церковной помпезности и официальности должны прийти более активные и более, так сказать, христианские, более теплые виды богослужения и религиозного общения.
Архим. Иустин (Попович). Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1999.
Архиеп. Иоанн (Максимович). Письмо г-ну Рейеру об отношении к вождям Белого движения // «Православная Русь». 1991, № 13. С. 11.
Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 3. Джорданвилль, 1975. С. 390.
Толкования Священного Писания
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет
(Мк. 13:14; Лк. 21:20). Цан говорит, что слова Лк. 21:20-24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Мф. ст. 15 и Мк. 13:14, выражением όταν δε ϊδητε. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея — Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклониться в другую сторону, и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иерусалиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом, здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.
Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.
Места из книги пророка Даниила, на которые ссылается здесь Спаситель, встречаются в пророчестве о семидесяти седьминах, считаются очень темными и потому переводятся разно (9:26-27; 12:11). Для нас здесь важно только, что в одном случае (Дан. 9:27) LXX переводят еврейское .выражение (шикуцим мешомем — множ.) через βδέλυγμα των ερημώσεων, а в другом (шикуц шомем, 12:11) через το βδέλυγμα έρημώσεως. У евангелистов поставлен член τής пред έρημώσεως, которого нет у LXX в Дан. 12:11. Вероятнее думать, однако, что евангельское выражение соответствует этому последнему месту и заимствовано оттуда. Шикуц шомем, βδέλυγμα έρημώσεως, мерзость запустения, как предполагалось, стало у евреев чем-то вроде terminus technicus для обозначения идолов, поставленных в храме, и связанного с ними идолослужения. В таком смысле выражение употреблено в 1 Мак. 1:54, 59, где говорится, что “в пятнадцатый день Хаслева (декабря), сто сорок пятого года (168 г. до Р. X.),” сирийцы (Антиох Епифан) “устроили на жертвеннике мерзость запустения (βδέλυγμα έρημώσεως),” а “в двадцать пятый день месяца (хаслева)” принесены были жертвы на жертвеннике, который был над алтарем. То же под “мерзостью запустения” мог разуметь и пророк Даниил. Но что именно в точности разумел Спаситель, предсказывая о мерзости запустения в Иерусалиме, трудно сказать. Иероним говорил, что это выражение можно или просто понимать об антихристе, или об изображении кесаря, которое поставил Пилат в храме, или о конной статуе Адриана, которая в самом святом святых стояла до того времени, когда жил Иероним. Некоторые полагали, что под мерзостью запустения здесь разумеются ужасные поступки зилотов во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом. Но какие бы ужасы ни производились зилотами, одно несомненно, что они были чужды идолопоклонства. На основании сказанного нужно предполагать, что Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение — сделает город и храм пустыней. В этом общем смысле выражается и Иосиф Флавий о запустении, которое предсказано Даниилом и произведено римлянами (Древн. 10:11, 7. Δανιήλος καί περί των Ρωμαίων ηγεμονίας ανέγραψε, καί ότι υπ αύτω έρημώθνσεταί).
“Читающий да разумеет” — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была “церковная заметка,” которая, подобно славословию в 6:13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово άναγιγώσκω, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном — читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.
Толковая Библия.
Сон священника. Мерзость запустения
И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. Деяния святых апостолов гл.2
«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет.» Мф. 24:15
«И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.» Дан. 9:27
Под утро приснился сон, очень яркий как будто наяву. Как будто очутился в храме, где раньше служил. Комната, люди служащие храма, духовенство, особенно запомнился один протоиерей и один священник, интересно, что тот священник, был в рубашке, как мирянин. Вроде бы собрались служить Литургию, но все едят, тоже что-то съел и с ужасом говорю, как, же служить теперь, говорят, отслужим молебен. Кругом много людей все что-то ходят, чем-то заняты.
Иду искать облачение, встречаются люди, которые раньше работали в этом храме, какое-то строительство, при этом всё в полумраке, много знакомых.
Выхожу на улицу, много народу, вроде как праздник, почему-то в голове: Покров сегодня. А люди оказывается, не в храм собрались, а на отпевание, почему думаю, мне про отпевание не сказали, ну думаю, отслужу молебен и отпою. Важный кто-то умер, народу уж очень много.
Усопший лежит на улице, завёрнутый в белый саван, полностью с лицом, кругом люди, толком не разглядеть, но вижу издалека. Подхожу ближе, хочу сказать подождите, скоро будем отпевать, а смотрю, стоит канун (подсвечник, куда ставят за упокой), но, наоборот, перед усопшим, но как в приделе, в противоположную сторону от храма, на запад.
Сразу напишу, нигде нет икон, ни крестов.
Удивляюсь, иду к храму, хочу пройти между каким-то сараем и сугробом, хотя не зима, падаю на него, пытаюсь встать, прошу людей помочь, а кругом людей много, все-то ли на службу собрались, то ли на отпевание пришли. Один мужчина вроде пошёл помочь, потом посмотрел на меня, лицо недоброе, чёрное и отвернулся, ему женщина какая-то говорит, лицо у неё тоже черное с лукавой улыбкой, типа помоги, подай руку, что такого, но он уходит.
Встаю сам, меня это помню, даже не огорчает, состояние спокойствия и какого-то удивления на происходящее.
Иду в храм, храм высокий, место напоминает, где служил в одном храме, а храм похож на другой, в котором тоже служил.
Очень много знакомых.
Захожу, открываю дверь в какую-то небольшую комнатку, там два человека, один настоятель был в храме вместе служили, он одевает облачение, облачение очень блестящее, жёлтое, красивое, но крестов на нём нет. Другой сейчас священник, но он одет в брюки и рубашку, как мирянин, и на самом деле он по Канонам не может быть даже церковнослужителем, вот так мирянин и есть.
Захожу в храм, высокий, но полная разруха, пол как земляной, повсюду какая-то грязь, полумрак, все как будто собираются на службу, людей вообще нет, только немного, ведут себя, как, ни в чём не бывало, их не смущает разруха вокруг. Ни одной иконы, чёрные стены.
Слева большой хор, все в красивых блестящих облачениях, при этом такая разруха кругом. Видимо духовно такое запустение.
Надо служить молебен, стоят, вроде как алтарники и священники, вместо аналоя, какой-то наколоченный то ли столик, то ли леса, а все стоят, будто так и надо, отодвигаю, говорю, принесите аналой.
Дайте говорю акафистник, надо открыть акафист Покрову Пресвятой Богородице, дают книгу, черная, букв не разобрать, сыпется труха, пытаюсь прочитать, найти не получается.
Подходит знакомый священник, протоиерей сейчас, но долгое время был певчим, служит даже не у нас, а в другой епархии, одет в облачение, тоже блестящее, красивое, стихарь, как певчий, а не священническое, отдаю ему акафистник, чтобы нашёл акафист Покрову. Думаю так, хоть и священник сейчас, а ведёт себя не как священник, Пастырь стада Христова, обязанность которого и волков в овечьих шкурах от паствы отгонять, а как тот же певчий, раньше позвали попеть, приехал, попел, а сейчас сказали служить, пришёл, послужил, разницы нет.
Про себя подумал, не будет акафиста Покрову, послужим обычный «Радуйся Невесто Неневестная».
Иду в алтарь, напоминаю, в храме разруха, даже пола нет, только земля, да и то неровная какая-то. Иконостас громадный и в ширину и высоту, пытаюсь открыть дверцу (т.н.диаконскую, через которую входят в алтарь, их две бывает, в середине Царские врата), а это не дверь, а витрина, вместо иконостаса, оказывается лавка, заставлено всё, но опять ни крестов, и хотя вроде иконы продаются, отчётливо вижу ценники на «товаре» но ликов нет, как и книги, стоит много в переплётах красивых, а названий нет. Запомнилась языческая статуэтка, полуголая женщина обнимает младенца, даже во сне подумал, что за язычество.
Справа вижу священника, тоже протоиерей, даже отдел у нас в Епархии возглавляет, также в желтом блестящем облачении, но без крестов и все виденные мною священники без священнических крестов были, он смотрит на меня и подсматривает, как я отреагирую, что вместо иконостаса, витрина.
Пытаюсь найти вход в алтарь, в витрине, его нет, обхожу слева, вижу сбоку дверь, захожу. Полная разруха, выдернута даже из стены лампа, один плафон торчит, престола нет вовсе, черные стены, ни икон, ни крестов. Столы, сбоку стоят, тряпки, навалены, на столах подумал вначале лежат коты, их много, черные очень большие, вповалку лежат, толстые, в одном, другом месте. А это не коты, бесы, но до того ленивые, а кого им искушать, коль люди сами не Богу служат, а своим страстям, тщеславию, гордыне, наживе, тешат себя внешним блеском, внешней красотой облачений, пения, а духовное умерло, нет его.
Как и нет веры в Бога, живой, искренней веры, только внешнее, лукавое, показное, лицемерное.
На этом и проснулся.
Буквально за день до этого, как-то вскользь подумалось, Господи, покажи мне духовное состояние людей.
Видимо Господь и открыл.
Сон отца Иоанна Кронштадтского:
«Господи, благослови! Я, многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие видение. Мною писано и моей рукой то, что я видел, то и передал письменно.
В ночь на 1-ое января 1908 года, после вечерней молитвы, я сел немного отдохнуть у стола. В келии моей был полумрак, пред иконой Божьей Матери горела лампада. Не прошло и полчаса, как я услышал легкий шум, кто-то коснулся моего плеча и тихий легкий ласковый голос сказал мне: «Встань, раб Божий Иван, пойдём со мною!» Я быстро встал…
Идем дальше – заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне сказал: «Здесь мерзость и запустение!». Вот вижу очень мрачный и темный храм, мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет. Вместо икон какие-то странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не крест, а большая звезда и Евангелие со звездою, и свечи горят смоляные – трещат, как дрова, и чаша стоит. Из чаши идет сильное зловоние и оттуда всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползут, страшно смотреть на все это. Просфоры тоже со звездой, пред престолом стоит священник в ярко-красной ризе и по ризе ползают зеленые жабы и пауки. Лицо у него страшное и черное, как уголь, глаза красные, а изо рта идет дым и пальцы черные, как будто в золе.
Ух, Господи, как страшно! Затем на престол прыгнула какая-то мерзкая, гадкая, безобразная черная женщина, вся в красном, со звездою на лбу, и завертелась на престоле, затем крикнула, как ночная сова, на весь храм страшным голосом «Свобода!» и стала. А люди, как безумные, стали бегать вокруг престола, чему-то радуясь, и кричали, и свистели, и хлопали в ладоши. Затем стали петь какую-то песнь, — сперва тихо, затем громче, как псы, потом превратилось все в звериное рычание, дальше – в рев. Вдруг сверкнула яркая молния и ударил сильный гром, задрожала земля и храм рухнул и провалился сквозь землю. Престол, священник, красная женщина – все смешалось и загремело в бездну. Господи, спаси! Ух, как страшно! Я перекрестился. Холодный пот выступил на лбу у меня. Я оглянулся. Старец улыбнулся мне. «Видел?», — сказал он. – «Видел, отче! Скажи мне, что это было? Страшно и ужасно!» — Старец ответил мне: «Храм, священники, люди – это еретики, отступники, безбожники, которые отстали от веры Христовой и от Соборной и Апостольской Церкви и признали еретическую живообновленческую церковь, которая не имеет благодати Божией. В ней нельзя ни говеть, ни исповедоваться, ни приобщаться, ни принимать миропомазание». – «Господи, спаси меня грешного, пошли мне покаяние, смерть христианскую!» — прошептал я. Старец успокоил меня: «Не скорби, молись Богу!».»
† Патриарх Алексий II:
Он завещал: «Никакой подготовки литургической реформы в Церкви нет и быть не может! Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают сократить богослужение, забывают, что Церковь, её уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться… Церковь наша в трудные времена гонений и испытаний выстояла, сохраняя незыблемой свою традицию. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю вас соблюдать наши православные традиции. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю всех вас соблюдать наши православные традиции и не смущаться частными высказываниями людей, пытающихся возвратить нас во времена обновленчества».
Протоиерей Константин Буфеев К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»
«Отличие между обновленцами XX века и обновленцами нынешними заключается лишь в одном. Первые относились к святителю Тихону и возглавляемой им Российской Православной Церкви как к враждебной и внешней силе, чуждой им по духу. Современные же неообновленцы находятся внутри Русской Православной Церкви, даже пытаются говорить от её лица и активно стремятся перекроить её традиции и устои по своей модернистской мерке».
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО О Причащении без Исповеди
Дошла информация о том, что в некоторых храмах «благословляют» Причащение Святых Христовых Тайн без обязательной Исповеди. Якобы раз исповедовались за пост и можно идти на Причастие весь пост уже без Исповеди.
Это неправильное обновленческое мнение, доселе неслыханное, но к сожалению случившиеся, сообщили прихожане.
Как и искусственное выделение Святок и Светлой седмицы, что в эти недели можно Причащаться без поста и (или) Исповеди. Ещё довелось слышать мнение об необязательности чтения молитвенного правила перед Причастием Тела и Крови Христа. Всё это обновленческие мнения появившееся не так давно.
Подробнее: http://www.stihi.ru/2017/03/06/1847
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО в Церкви Таинство Венчания с еретиками
Не рискуя сразу признать «таинства» еретиков, было принято попрать одно из Таинств Церковных — Таинство Венчания.
Брак, по слову апостола Павла, подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31).
Разрешая венчаться с еретиками (католиками и протестантами и пр.) соучаствовать в совместном молении, попирать правила Апостольские и постановления Вселенских Соборов.
Как могут католики и пр. присутствовать на православном Таинстве Венчания.С ними то молится даже в доме по Апостольским (!)правилам нельзя.
Апостольские правила
45. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.
10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».
«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа» (72 Правило VI Вселенского Собора). Это правило однозначно и строго запрещает принявшим крещение православным верующим людям вступать в брак с представителями еретических сообществ, будь они несторианами, папистами, протестантами, монофизитами или иными еретиками, тем паче вступать в брак с иноверцами. Дореволюционные отступления от этого правила в Российской Православной Церкви подлежат осуждению.
А по поводу выражения из постановления Архиерейского собора:»Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. .. находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами..» — Которые не враждебны Православной Церкви, это про католиков, тех кто разграбили Константинополь и ходили «крестовыми» походами на Святую Русь, те кто сейчас на Украине захватывает силой православные храмы? Вот не моё мнение, а мнение архимандрита Иоанна:
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая:
«И если мы с вами заглянем вглубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России — Римскую католическую церковь, то увидим, что она появлялась на горизонте у нас всякий раз, когда начинались смутные времена. Будьте рассудительны и обращайте свое внимание в корень вещей. Когда она появлялась? Цель же их была всегда одна — подчинить Русь господству Рима.
Еще свежа память об унии в XVII веке на Руси, а вот уже опять времена новой унии в XX веке. Опять Русь Православная на западе захлебывается горем, а римские миссионеры ласково проповедуют в Сибири, и на землю, искони Православную, готовится вступить Римский папа с визитом.(3,24сек) Чего да не будет.»
«Вот куда поведут католики своих последователей — надо забыть Христа и истину Его учения, забыть святых отцов, подвизавшихся за веру: отцов древних — святителя Николая, святителя Спиридона, святителя Патриарха Ермогена и сонмы других; забыть святых отцов нашего времени — святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святейшего Патриарха и исповедника Тихона; забыть Святую Православную Церковь, от времен Христа живущую Им, выживающую Им и по обетованию Его имеющую быть до скончания века.»
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО: Синод принял «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения»
Реальный соблазн не крестить или повременить (в практике подходили спрашивали, что не крестили девочку умерла, сколько лет девочке говорю, 25 лет) в крещении детей. Сколько раз крестили в реанимации больных, недоношенных, верующие люди, боятся, что ребёнок будет не крещён.
Потом даже, а за кого молится, имени то нет, имя даётся во время Таинства Крещения, в специальной молитве на наречение имени, а тут кого.
Упразднили Таинство Крещения, а какой смысл в таком молении о некрещенных, отпевание как раз не таинство, а обряд, моление Церкви о своих чадах, не крещённые не чада Церкви: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Ин.3:5
Блаж. Феофилакт Болгарский:так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения — знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.
Тогда зачем Господь приходил, раз без Него, Его Жертвы можно попасть в Рай.
Из жития великомученицы Екатерины:
«Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:
— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.
А Богомладенец ответил Ей:
— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.
Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:
— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?
Но Христос отвечал ей на сие:
— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.
На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:
— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.
Тогда Христос отвечал:
— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.
Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.
Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.
Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:
— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?
Господь ответил Пречистой Матери Своей:
— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.»
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО: Кощунство над мощами Святителя Николая
Окно Овертона для православных
Сегодня решается, защитить память святого и быть православным или пойти на поводу обновленцев через экуменизм к единой мировой религии антихриста.
Мощи Николая Чудотворца прибудут в Россию впервые за 930 лет — ложь!
Левое ребро святого Николая везут в Россию. Громко именуя это «мощами св. Николая» и порождая иллюзию, что привезена будет не частица мощей, а весь Святитель, покинув Бари, придет в наши пределы.
На самом деле частички мощей Святителя Николая есть во многих православных храмах в России в т.ч. и Москве.
Единственная цель привоза мощей Святителя Николая — это проповедь экуменизма.
Подробнее: http://www.stihi.ru/2017/04/28/9507
Воочию начинают сбываться слова святителя Феофана Затворника о последних временах: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – одна видимость, внутри же отступление истинное».
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось… Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». 2Тим.3,1-13.
Собственно духовная слепота приводит к тому, что человек внешне, делая и выглядя как верующий, «православный» всё исполняющий, на самом деле становится в один ряд с богоубийцами – фарисеями, принимает дух антихриста. Человек, не способный различить показное лицемерное служение Богу, волка в овечьей шкуре, с легкостью примет антихриста. Антихрист – величайший актер, который обманет весь мир. За маской доброты, любви, благочестия будет скрываться ужасающий Зверь, богопротивник, человеконенавистник. Почему люди примут его? Да потому что они уже давно приняли его своим духом. И дух антихриста – это лицемерие. Сама апостасия, отступление от Бога произойдёт именно в тот момент, когда «тайна беззакония», отступление произойдёт внутри Церкви. Когда тот невидимый порог внешне верующих, лицемеров, фарисействующих превысит тех, кто искренно верит в Бога. Так было перед революцией 1917 г., когда вся масса верующих в духе уже давно отступила от Христа и приносила только внешнее фарисейское поклонение.
«Убойся этого лицемерства, — поучает святитель Игнатий (Брянчанинов), — убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом — в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал.
Сбывшиеся пророчества Апокалипсиса
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен». Пророчества преподобного Серафима Вырицкого (1866 — 1949 гг.).
В данной статье высказаны оценочные суждения. Статья не претендует на документальность, а также никого не призывает к активным действиям и не призвана кого-то оскорбить. Статья опубликована только в ознакомительных целях.
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Стих буквально повторяется у Марка 13:13 и Луки 21:17. (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в 21:19 словами: “терпением вашим спасайте души ваши”). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение “всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо “многими” (Феофилакт); по другим — это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь “всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: “за имя Мое претерпевши до конца — он спасется”; или, как в русском: “будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же” и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом “претерпевший” заменен бы был артиклем пред “за имя Мое» (ср. 24:13). Выражение “до конца” объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, “до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. “Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним.
Толковая Библия.
Добавить комментарий