Метанойя при Даниловском

«МЕТАНОЙЯ» — программа помощи страждущим

игумен Иона (Займовский)

Проходивший 25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодно отмечать День трезвости 11 сентября, в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Монастыри традиционно помогают людям, страдающим от недуга винопития. Накануне престольного праздника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы редакция сайта предлагает читателям ознакомиться с программой «Метанойя», которую насельник обители игумен Иона (Займовский) вместе со своими коллегами разработали специально для тех, кто хотел бы избавиться от алкоголизма и наркомании.

Не руководить, а сотрудничать

Меня давно интересовал опыт помощи алкоголикам и наркоманам Сообщества анонимных алкоголиков. Я глубоко убежден, что для преодоления алкогольной и наркотической зависимости человечество пока ничего лучше не придумало, чем группы взаимной поддержки1. Особенность их работы такова, что они не нуждаются в каком-то особом кураторстве. Наркология, психиатрия, психология – дело профессионалов, и, на мой взгляд, священнику, не обладающему соответствующими знаниями или особым духовным опытом, не нужно пытаться руководить этими тяжелобольными людьми.

С другой стороны, очень хорошо, когда они на виду, – например, когда группа действует при храме, потому что, выздоравливая, люди неизбежно потянутся в Церковь. Из опыта я знаю, что если священник несколько раз в год приходит на открытое собрание такой группы, то выздоравливающие алкоголики бывают очень признательны за то, что их принимают, понимают, что, несмотря на их болезнь, их не отвергают, не считают людьми третьего сорта. Надо сказать, что среди так называемых анонимных алкоголиков много людей достойных, успешных в социальном плане…

Создавать группы можно было бы при многих храмах, но, увы, это не так просто. С больными людьми нужно уметь выстраивать отношения.

Нежелание трезветь прячется за внешней религиозностью

Особенностью работы групп самопомощи является то, что здесь не принято говорить о религии – говорят только о собственном выздоровлении. Думаю, что такая традиция была положена в основу работы групп, чтобы уйти от религиозных споров, которые отвлекали больных, химически зависимых, от главной цели. Но очевидно для меня и то, что, выздоравливая, эти люди начинают тянуться к Церкви. Заполнив, как положено по программе Двенадцати шагов, графу «Мои недостатки» (читай: «Мои грехи»), они часто приходят ко мне и говорят: «Батюшка, мы хотели бы прийти на генеральную исповедь», – и становятся церковными. У них появляется интерес к Таинствам. Не к обрядовой стороне, а именно к глубинной жизни Церкви.

Книга «Анонимные алкоголики» рекомендует на определенном этапе трезвости примкнуть к традиционной религии. В России это – Православие. И мне лично, конечно же, хочется помогать людям воцерковляться более активно, чтобы иметь возможность указывать им на духовные проблемы. Но есть и другая проблема, когда за внешней религиозностью, точнее будет сказать, – обрядовостью, человек прячет свое нежелание выздоравливать. Подобные манипуляции широко распространены среди православных.

Программа для православных?

Программа «Метанойя» родилась, благодаря коллективному труду единомышленников – выздоравливающих алкоголиков с большими сроками трезвости и их родственников. Я насельник Данилова монастыря. Более пятнадцати лет занимаюсь проблемой помощи страждущим от алкоголизма и наркомании. Проходил обучение за границей и в России, несколько раз с этой целью был в Америке, изучал опыт Польши, окончил школу консультантов в московской организации «Старый Свет». Собрания группы проходят на территории Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при нашей обители.

В переводе с греческого слово метанойя означает покаяние, изменение ума, перемена сознания. Поначалу мы выслушали много замечаний о том, что название хорошо было бы изменить, так как слово это – незнакомое, но постепенно к нему привыкли, как привыкли и к тому, что в группах перед началом собрания читают молитву «Отче наш».

Как известно, сама программа Двенадцати шагов, на основе которой строит свою работу Сообщество анонимных алкоголиков, родилась из Евангелия, но нам хотелось адаптировать ее к Православию, сделать удобной для церковных людей. И мы с коллегами создали программу «Метанойя», которую можно назвать авторской и православной. Некоторые элементы мы взяли из опыта работы групп самопомощи, но есть у программы и свои особенности.

«Метанойя» преследует сразу несколько целей, и первая из них – катехизаторская. Я ориентирую участников собрания на частое Причастие, частую Исповедь. Все они молятся дома, читают Священное Писание. И все понимают, что это действительно им нужно. На собраниях мы вместе читаем Евангелие, я говорю с людьми о Боге, о Таинствах и, наконец, о выздоровлении, потому что к нам обращаются с проблемой химической зависимости.

Милосердные самаряне

Собственно, Двенадцать шагов создатели программы заимствовали из Нагорной проповеди Христа, а идея Сообщества анонимных алкоголиков родилась из Евангельской притчи о милосердном самарянине. Священник сказал израненному, истекающему кровью человеку: «Ты грешник», – и прошел мимо. Левит (читай: психолог или врач) сказал: «Ты слабовольный человек, тебе надо волю укреплять», – и тоже не задержался рядом с умирающим. А несчастный продолжал лежать в крови, в собственных нечистотах… И только милосердный самарянин, сам отверженный иудейским обществом человек, обвязал раны больного и сказал ему: «Я такой же, как и ты. Я, как и ты, умирал, но теперь я здоров, жив, счастлив! Хочешь последовать моему примеру?»

Все мы знаем из личного опыта или из опыта близких нам людей, что алкоголики и наркоманы никому не нужны, ими никто не хочет заниматься. Но выздоравливающие алкоголики, эти милосердные самаряне, уцелевшие после смертельной болезни, ходят в наркологические больницы, потому что им самим это нужно, чтобы оставаться трезвыми. Такая вот особенность. Им это выгодно, чтобы укреплять и поддерживать свою трезвость не только на физическом, но и на духовном уровне.

Почему это происходит? Это тайна, и объяснить ее ни с какой другой точки зрения, кроме как с христианской, невозможно. Почему, когда мы подаем милостыню, нам становится так хорошо? Прежде всего потому, что мы приближаемся ко Христу. Человек, помогая ближнему, отдает и получает одновременно. Это закон Христов. «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный», – говорит нам Святое Евангелие. В нашем случае это происходит очень предметно: помощь другим алкоголикам помогает человеку оставаться трезвым. Он получает такие мощные позитивные импульсы, которые помогают ему ощущать себя трезвым в самом высоком смысле слова. А кроме того, когда один алкоголик помогает другому алкоголику, уходит тяга к спиртному. Думаю, что это – подарок алкоголикам от Бога.

Как проходят собрания

Обычно к нам на собрание группы приходят от 40 до 50 человек. Это предел, который может вместить имеющееся в нашем распоряжении помещение. Добрая половина этих людей потом приходит ко мне на исповедь. Они просят, чтобы их не только исповедовали, но и побеседовали с ними, хотя бы кратко.

На собрании группы мы вместе читаем перед иконой молитву о душевном покое. Мне дал эту молитву отец Иоанн (Крестьянкин). Молитва эта христианская, но авторство ее, к сожалению, неизвестно. Его приписывают разным святым: и Фоме Аквинскому, и Августину Блаженному… По духу она напоминает молитву Оптинских старцев.

После молитвы представляются наши волонтеры, которые трудятся на контактном телефоне, затем – все участники группы. Представляясь, человек называет свое имя и формулирует запрос. В большинстве случаев даже это для него является проблемой. Например, муж-алкоголик приходит вместе с женой, и она говорит: «Мы пьем», – хотя сама и не является алкоголичкой. Мы рассаживаем их подальше друг от друга, они при этом очень расстраиваются. Далее я читаю Евангельский отрывок на русском языке, который будет звучать в храме на следующий день, в воскресенье, и предлагаю минуту помолчать и подумать. После паузы читаю Евангелие еще раз, так как слушатели сами просят читать Евангелие дважды.

Далее мы предоставляем собравшимся возможность высказываться и особо просим, чтобы люди говорили о себе – не теоретизировали, не обобщали, не занимались нравоучениями (мы оставляем эту привилегию за собой). Какие-то элементы мы берем из методики групп самопомощи сообщества анонимных алкоголиков и делаем это намеренно, чтобы человеку легко было посещать и эти группы. Человек откровенно высказывается о своей проблеме: «Я – алкоголик» или «Я – жена алкоголика». Если он (она) уклоняется, я звоню в колокольчик и прошу говорить только о себе.

На самом деле все эти элементы, которые мы позаимствовали у групп самопомощи, анонимные алкоголики переняли из домашних христианских групп. Участникам ведь не нужно, чтобы священник читал им проповеди, для них важен личный опыт: как у тебя в сердце отозвались слова Христа и как они связаны с твоим выздоровлением или невыздоровлением. Я заметил, что на собраниях нашей группы от раза к разу высказывания становятся все более глубокими. Одна женщина, высказываясь после прочтения притчи о милосердном самарянине, прямо-таки начала цитировать митрополита Антония (Сурожского). Но на мой вопрос, читала ли она труды митрополита Антония, она ответила, что сама дошла до этих мыслей. После участников собрания высказываемся я и мой сотрудник-психолог. Мои высказывания – это беседа-проповедь; психолог проводит небольшой тренинг.

Мы стараемся, чтобы наша программа развивалась, – приглашаем специалистов, которые смотрят на все происходящее со стороны и подмечают недочеты и ошибки.

К сожалению, в настоящий момент даже в Москве не так много священников, которые бы специально изучали проблему химической зависимости. Вот почему группы самопомощи остаются незаменимым подспорьем для желающих выздороветь алкоголиков, наркоманов и их близких.

Записала Екатерина Орлова

Собрания группы «Метанойя» проходят с 14.15 по субботам в актовом зале Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, что напротив Святых врат Данилова монастыря.

Адрес: Москва, ул. Даниловский вал, д. 22.

Контактный телефон: 8(915)136-42-24.

Телефон работает по вторникам, средам, четвергам, пятницам с 19.00 до 22.00.

Подробнее узнать о методах преодоления проблем зависимости можно здесь:

http://prihozhanin.msdm.ru/books/strast-grekh-ili-bolezn.html

1Сообщество анонимных алкоголиков имеет в своей основе так называемую Программу двенадцати шагов. Работая по шагам, участники Сообщества на собраниях групп взаимной поддержки делятся личным опытом преодоления зависимости, помогая друг другу оставаться трезвыми. Программа «Метанойа» также предлагает «Двенадцать шагов» в качестве метода работы с проблемой химической зависимости. – Прим.ред.

Игумен Иона написал ежедневник в помощь страждущим

Новая книга насельника Свято-Данилова монастыря игумена Ионы (Займовского) «Странички трезвости» может восполнить недостатки программы «12 шагов»

Новая книга насельника Свято-Данилова монастыря игумена Ионы (Займовского) «Странички трезвости» может восполнить недостатки программы «12 шагов». Об этом говорили участники презентации книги, которая прошла 5 ноября в Манеже на выставке «Православная Русь».

Книга, вышедшая в июле 2010 года в издательстве «Арефа» при поддержке Издательского совета РПЦ тиражом 5 тысяч экземпляров, написана от первого лица в форме ежедневных размышлений на каждый день года. «Герой книги – православный христианин, выздоравливающий от разрушительного пристрастия к спиртному», — пишет в предисловии автор.

В реабилитационном центра «Зебра и К» уже 14 лет работают с алкоголиками и наркоманами по этой программе. Руководитель фонда, миссионер-катехизатор Екатерина Савина рассказала, что все эти годы на своих занятиях они читали подобные ежедневники для зависимых людей, написанные американскими авторами, как правило, бывшими алкоголиками или наркоманами (вернее, много лет живущими без алкоголя и наркотиков – сторонники программы утверждают, что бывших алкоголиков и наркоманов не бывает).

Во всех книгах (в целом необходимых) был один существенный недостаток – признавая необходимость духовного выздоровления, каждый автор понимал духовность по-своему и ни один не помогал прийти ко Христу в святоотеческом понимании. И этот недостаток восполняет книга отца Ионы, написанная на основании пастырского опыта.

В основе программы «12 шагов» лежит осознание человеком невозможности справиться с болезненной зависимостью своими силами, то есть предполагается существование высшей силы, необходимость личных волевых усилий и духовной работы над собой. Но все же это внеконфессиональная программа, не принуждающая участников групп самопомощи к крещению и участию в таинствах, там говорится о «Боге, как мы Его понимаем». Именно поэтому в православной среде по-разному относятся к «12 шагам», некоторые священники и миряне настроены резко отрицательно.

Игумен Иона серьезно занимается проблемой профилактики химических зависимостей более 10 лет. По его инициативе при Свято-Даниловом монастыре открылась группа самопомощи, работающие по программе «12 шагов». Сегодня таких групп при монастыре три, многие из анонимных алкоголиков и наркоманов через них начали воцерковляться, некоторые стали духовными чадами отца Ионы. Сам он называет это пассивным миссионерством.

Сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин сообщил, что сегодня группы самопомощи по программе «12 шагов» собираются при 13 московских храмах. В некоторых храмах группам только предоставляют помещение, в других, как в Свято-Даниловом монастыре и храме святителя Тихона Задонского на Ширяевом поле, ведется работа с двенадцатишаговыми группами.

В Свято-Даниловом монастыре раз в неделю служится молебен для зависимых и их родственников, через час начинается группа анонимных алкоголиков, а одновременно священник после молебна исповедует родственников и самих зависимых. Некоторые сначала исповедуются, а потом идут на группу.

Десятки тысяч российских алкоголиков и наркоманов смогли вернуться к нормальной жизни благодаря программе «12 шагов». Но эта программа не обладает полнотой, не говорит о Христе, и восполнить неполноту этой программы помогают священники. Валерий Доронкин надеется, что книга отца Ионы поможет людям, которые протрезвели, открыть для себя культуру Церкви, дверь храма.

Именно через группы пришел в храм Сергей, четвертый год выздоравливающий от алкоголизма в группе самопомощи. Он отметил, что на группах не принято говорить о религии, но в одиннадцатом шаге написано: «Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, насколько мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».

Без этого, по словам Сергея, достигнуть трезвости невозможно. Алкоголизм как болезнь не знает праздников и выходных, работать над собой приходится постоянно. Книга отца Ионы помогает Сергею. Читает он ее вечером, потому что по ночам ему часто снится употребление алкоголя. После таких снов утром бывает неважное самочувствие, трудно настроить себя на предстоящий день. Чтение книги помогает нормально заснуть. «Соединить двенадцатишаговую программу, которая спасла мне жизнь, и православную веру, помогает книга отца Ионы», — сказа Сергей.

У Олега стаж алкоголизма более 40 лет. Сейчас ему 60. Он несколько раз лечился, но после кратковременных ремиссий срывался. В 42 года крестился, но причастился впервые в 45 лет. С тех пор исповедовался раз в 2-3 года, продолжая сильно пить. Один священник посоветовал ему пойти к отцу Ионе, а тот порекомендовал группы анонимных алкоголиков. Уже 5 лет он посещает группы. Сначала отнесся к ним с недоверием, так как еще с советской школы усвоил, что в Америке не может быть ничего хорошего. Но вскоре заметил, что впервые за 40 лет исчезла тяга к выпивке. По совету отца Ионы первое время посещал группы ежедневно, тогда же начал исповедоваться и причащаться не реже одного раза в неделю.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин отметил, что не все православные книги понятны современному человеку. Меняется жизнь, человеческий менталитет, и надо искать новый язык, чтобы объяснить современникам евангельскую истину. Отцу Ионе это удалось – его книга, в которой выражен большой пастырский опыт, обращена именно современному человеку.

Оптимальным считает Чапнин и оформление книги. Под заголовком указаны главные приобретения человека на пути избавления от зависимости: радость новой жизни, свобода от иллюзий, творческий опыт исцеления.

С июля месяца были проданы две тысячи экземпляров книги. Купить ее можно в магазине Издательского совета РПЦ. Адрес магазина: Москва, улица Погодинская, 18.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Метанойя как изменение духовного опыта

Алексей Всеволодович Нестерук – известный ученый, специалист в области космологии и квантовой физики, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже (Англия), преподаватель Библейско-богословского института Апостола Андрея (Москва)

— Метанойя на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние, однако мы поднимаем эту тему не только как покаяние в церкви перед Причастием, но покаяние как изменение ума. Покаяние как такое экзистенциальное изменение в жизни человека, которое поворачивает его к Богу.

Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума. Но ум здесь нужно понимать очень аккуратно, ибо в православной литературе существует разное представление о градациях человеческого ума. Говорят, например, о духовном интеллекте, о разуме или рассудке (дианойя на греческом). Можно говорить о духе и о других его аспектах, но важно то, что изменение ума, изменение духа соответствует не этическому, а экзистенциальному изменению, изменению жизни человека.

— Что мы имеем в виду, говоря о метанойе как изменении духовного опыта?

— В современной православной практике термин метанойя имеет множество оттенков и наша задача – раскрыть эти оттенки. Начнем с простого евангельского примера, когда к Христу пришел молодой человек и задал вопрос, как ему обрести вечную жизнь. И Христос ему ответил: если ты выполняешь все заповеди, то тебе остается сделать только одно: продать свое имение, раздать деньги нищим и пойти со мной. Молодой человек отошел с тяжелым сердцем, потому что он был богат и не мог осуществить эти изменения. Вот здесь показаны принципиальные отличия того, что понимается под метанойей в истинном смысле этого слова от этического покаяния. Этот человек был праведен, шел по путям заповедей, но он не смог осуществить экзистенциальной трансформации, он не смог сделать себя полезным христианству, он не пошел за Христом и не исполнил заповедь, связанную с изменением его жизни. Обратите внимание, что изменение, которое Христос просил его совершить, не этическое, а онтологическое, изменение по сути, изменение природы. Поэтому опыт метанойи предполагает очень важные изменения не поведенческие, это изменения отношения к жизни вообще, изменение нас самих, как результат этого отношения. То есть такая трансформация, когда мы необратимо меняемся.

— Можно ли определить, из чего состоит метанойя?

— Понятие метанойи многосложно. Здесь можно воспользоваться приемом, основанном на иллюстрациях. Постараемся придерживаться пастырского отношения в объяснении метанойи. Например, ощущение метанойи может связываться с тем, что когда-то вы почувствовали, что Бог покинул вас. И это ощущение богопокинутости приводит к неизбежной просьбе о помощи, вы протягиваете руку, вы осознаете, что у вас есть только один Отец Небесный. И Бог вам помогает с помощью Святого Духа, который посылает на вас благодать Божию и вы меняетесь.

Архимандрит Софроний Сахаров, поскольку он увлекался трансперсональной психологией и был склонен к изучению восточных философий, рассказывал, как в своих попытках дойти до начала неперсонального основания мира, до истины, он свел себя к нулю и после этого ощутил в себе богопокинутость, когда его личность оказалась ни перед чем. Бог услышал его крик о помощи и Дух Святой его вытащил из этого состояния. Результат этого был колоссальный, потому что архимандрит Софроний стал подвижником христианского благочестия в 20 веке, одним из столпов Православия на Западе.

Этот пример интересен тем, что метанойя здесь означает первоначальную попытку уйти из мира к некоему безличному основанию, чтобы обрести себя в личном Боге, тем самым восстановив себя как личность. Именно поэтому метанойя в различных аспектах предполагает возвращение к личностному познанию всякого опыта. Такой личный опыт, к сожалению, в современном обществе часто забывается, потому что общество развивается по законам анонимной логики, обобщенного коллективного сознания – будь то сознание науки, культуры, в которых человек теряет ощущение своего личного вклада, своего личного присутствия.

А становление личности — это важнейший аспект метанойи, и мы к этому еще вернемся.

— Если метанойе может предшествовать ощущение богооставленности, богопокинутости, то метанойя – это процесс или результат?

— Это и то, и другое. В примере архимандрита Софрония это был результат, который, будучи инициированным, уже никуда не исчезает. Но опыт богопокинутости всегда напоминает о себе. Человек получил благодать, когда этот опыт был преодолен, и он никогда не забывает о присутствии этой благодати. Даже если благодать от него ушла, он все равно стремится восполнить ее. Он стремится реализовать эту метанойю снова и снова. Поэтому метанойя не есть статическая конструкция, нечто законченное, это не рецепт для изменения опыта, для изменения человеческого сознания. Это некая программа, стратегия.

— Каковы признаки метанойи?

— Пожалуй, следует говорить не о признаках метанойи, а о модальностях, в которых она может проявляться. Метанойя в жизни человека может играть роль полного осознания того, что в данный момент хочет от человека Бог. Это очень важно, потому что человек живет в таком обществе, когда он пытается диктовать свою волю событиям, он строит свою жизнь по определенному плану. Когда этот план не случается по причинам, не зависящим от человека, человек поставлен перед конкретной необходимостью.

К примеру, у человека была семья и вдруг один из супругов заболел. Человеку остается задача воспитывать ребенка. С одной стороны – его карьера, желание достичь чего-то в обществе, с другой стороны он поставлен перед фактом того, что он должен поднимать жизнь маленького человека. Человек должен исполнить волю Бога. А Бог скажет, что нужно воспитывать ребенка. Тот путь Христа, о котором мы слышали в Евангелии, будет являться путем помощи для этого ребенка. Увидеть эту волю Бога, смириться – это и есть некое ощущение метанойи. Мы отказываемся от своей воли и согласны творить волю Божию. Мы передаем свое сердце и свою жизнь для служения другому человеку. Человек может отдать свои силы Церкви, он может быть в ситуации, когда Церковь призовет его служить. Это будет другой путь, но очень важно прислушиваться к тому, что говорит Бог, не пропускать Его знаки и развивать в себе духовную интуицию, некий мистический элемент, видение того, что стоит за обычными вещами мира.

— Как проявляется метанойя в контексте современной науки и современного богословия?

— Метанойя играет здесь очень важную роль. Современная наука имеет амбивалентное значение, в особенности что касается ее технических приложений. Позиция Православия по отношению к науке сложна и отличается от позиций других деноминаций Христианской Церкви. Эта позиция связана с определенным опытом восприятия науки, начиная с патристических времен и заканчивая современным двадцатым веком. Науку сложно сравнивать с богословием напрямую. Наука и богословие по своему статусному опыту разные. Богословие является опытным типом активности человека, как знание о Боге оно связано с непосредственной вовлеченностью общения с Богом. Наука полагает некий тип абстрагирования и работы в анонимном сознании, когда предметный мир, вселенная рассматриваются как внешние проявления этого анонимного сознания. Соответственно, присутствие личности здесь отсутствует. И вот метанойя в данном случае и есть попытка свести научный разум на алтарь сердца, попытка свести науку к сердечной деятельности богословствующего разума, то есть в какой-то степени освятить науку. И это очень сложный процесс, потому что он означает некое изменение точки зрения на науку. Это не просто процесс, который существует сам по себе безотносительно, но процесс, который в себе содержит некие богословские и философские основания. И эти основания сидят в человеке, который творит науку. Но установить эти основания очень сложно и для этого-то и нужна метанойя. Деконструкция этого научного разума приводит к ощущению ипостасности, личностности, которая стоит за тем, что творится в науке. И понимание того, что научная реальность, как бы она ни была хорошо описана с помощью уравнений и проверенных приборов, не существует вне человеческого разума. Обретение человечности. Отсюда изменение мнения на современную технику, которая является следствием дела рук человеческих. Мы не можем выработать негативное ощущение к технике, осудить ее, когда она способствует экологическому кризису, или когда мы создаем ядерные бомбы. Важно осознать, насколько техника является продолжением нашего человеческого состояния.

Термин метанойя стал часто использоваться в работах по экологии. Греческие богословы вводят термин метанойя именно как тот императив, который позволяет изменить наше отношение к природе, потому что мы должны ощутить, что природа – это таинство. А раз это таинство на алтаре сердца, то оно должно быть воспринято по-другому, мы должны относиться к ней бережно, сохранять ее. Здесь важен диалог экологии и богословия.

— Кто из древних отцов Церкви говорил о метанойе?

— Метанойя является одной из ведущих узловых категорий добротолюбия. Многие отцы-аскеты, говоря о духовном пути, о содержании благодати, предполагали метанойю, потому что метанойя – это покаяние без распятия, это принятие креста на себя. Без нее невозможен путь спасения. В Добротолюбии термин метанойя присутствует у многих отцов, в том числе и у преподобного Максима Исповедника. Но в том объеме, о котором мы говорим сейчас, в то время термин еще не существовал, потому что не существовало таких проблем – метанойя в контексте экологии или науки. Но термин метанойя чрезвычайно популярен среди современных греческих богословов в контексте преобразования структуры общества, изменения современных форм церковности в обществе. Это предполагает метанойю на более нетривиальном уровне. Если мы понимаем метанойю как отказ от анонимности сознания, то мы вступаем на путь, который не является социальным.

Так, например, вступая на путь Православия в неправославной стране, человек обрекает себя на некое неприятие со стороны общества. Поэтому метанойя – это вызов, борьба, это не то, что можно взять с поверхности, это не готовый рецепт, по которому можно действовать. Это свой личный опыт, который требует духовного напряжения.

— Метанойя как цель и самоцель…

— По-видимому, ни то и ни другое. Рассмотрим пример, когда метанойя становится целью, не подкрепленной духовным опытом. Человек говорит, что бросает все и идет в монастырь, оставив семью и близких. Казалось бы, что внешне он следует за заповедью Христа. Но на самом деле это не так. В данном случае он не прислушивается к воле Христа. Воля Христа по отношению к разным людям разная. Так же, как и крест, который дан каждому человеку Богом. В данном случае цель эгоистическая. И так как она лишена благодати и не соответствует воле Бога, такая цель может стать разновидностью прельщения, быть зловещей, потому что ради достижения ее человек может пренебречь интересами других людей. Здесь человек не выполнит главную функцию любви к людям. Метанойя без любви не имеет никакого оправдания. И поэтому если в этой цели или самоцели нет любви, то вряд ли мы можем сказать, что это тот путь, по которому Христос призывает следовать.

Не нужно понимать, что метанойя – это некая абстракция в себе, что метанойю можно достичь внеэклезиологически, внецерковно. Конечно, метанойя – это путь, и истина этого пути должна быть проверена. Это происходит благодаря тому, что человек участвует в церковной жизни, в Евхаристии, в Литургии, он молится, ходит на исповедь. Поэтому метанойя не может пониматься вне церковного опыта. А церковный путь не даст вам путь к метанойе, если вы пренебрегаете другими людьми. Поэтому метанойя – это процесс очень сложный. На разных этапах человеческой жизни он приобретает разные формы. И, пожалуй, важно сохранить свою целостность как эклезиологической, как церковной сущности и в то же время быть очень чувствительным к этим изменениям метанойи. Нужно понимать, что в данный момент нужно делать, чтобы изменить этот опыт. Но главное в метанойе – спасение и обожение. Цель, конечно, есть. Но это цель как эсхатологический идеал, к которому мы стремимся.

— Метанойя как путь, как цель, которую можно достичь. Можно ли прийти к метанойе логическими умозаключениями?

— Достичь цели онтологического покаяния и преобразования на пути чисто логического выстраивания метанойи вряд ли возможно. Если бы это было возможно, это привело бы к ситуации, в которой христианские авторы критиковали гностические учения. С другой стороны я бы не стал отрицать т акой путь, потому что для людей, которые воспитаны не в вере, а в разуме, например, для ученых, путь метанойи как логического перехода к деконструкции химер сознания был бы очень полезен.

Упомянутый пример архимандрита Софрония очень полезен для ученых, потому что фактически то, о чем он говорил, можно перенести в ту же космологию. Люди увлекаются теорией происхождения мира из ничего, Большим взрывом, из которого все произошло. Но давайте задумаемся над вопросом, а что такое Большой взрыв? Это такое недифференцированное состояние вещества, в котором все было, но не было и не может быть человека. Ученые-космологи думают, что они знают, откуда все произошло. Но это и есть космологическое прельщение. Ощутить свою брошенность в огненный шар, в его нежизненность, может быть очень полезно любому космологу. Тогда он поймет, что существует некое внутреннее экзистенциальное противоречие в случае, когда возникает восхищение теориями, которые предполагают отсутствие жизни. Такой логический путь деконструкции может привести к тому, что человек ощутит некое покаяние. Конечно, полнота этого покаяния зависит от того, будет ли следующим этапом выход на Живого Бога Христа. Конечно, можно все разрушить, но что же дальше? Личный Бог при этом найден или нет?

— Как метанойя ведет себя по отношению ко времени, как она ориентируется в пространстве?

— Это вопрос, который имеет несколько различных измерений. Два примера я приведу. Первое – метанойя умеет ощущать реальность в безвременье и приостановленной активности. Современная жизнь навязывает человеку определенный тип деятельности, в котором он утверждает себя как существующего. Например, современный человек должен что то смотреть, читать, куда-то идти, он отсчитывает свое существование посредством неких актов. Выйти из бесконечного диалога с самим собой он не может, потому как в этом случае возникает дискомфорт. Метанойя как раз и означает, говоря словами митрополита Сурожского Антония, умение ничего не делать, когда нечего делать. Эта тонкая формула говорит о том, что метанойя может остановить время, когда ты ощущаешь существование как таковое, как свое личное существование. Этого сложно достичь, потому что современное сознание коррумпировано анонимностью, прикрытой стереотипами социальных программ. Деконструировать эти программы очень сложно, потому что человек остается наедине с собой. Преодоление этого страха важно, потому что, преодолевая страх, ты остаешься один на один с Богом. Существование, отличное от героев сериалов, от героев компьютерных игр, от других развлечений. Но разум нужно остановить, свести к сердцу. Конечно, когда это происходит, происходит и трансформация времени. Общепринятый отсчет времени исчезает.

Второй пример – метанойя, связанная с любовью. Любовь, как мы говорили, лежит в основе метанойи. Без любви метанойя невозможна. Но любовь предполагает сведение на нет пространства между вами и любимым человеком. Даже если этот человек в другом городе, стране, даже если этот человек умер, а вы его любите, когда вы смотрите на его фотографию, вы фактически сводите на нет пространство, оно исчезает. Такая способность свести пространство на нет – один из предикатов метанойи, одно из ее свойств. Достичь этого сложно, потому что мы присваиваем людей в пространственном отношении. Но высшее достижение монахов в том, что весь мир сведен в их душе и пространственного деления там нет.

— В таком случае не является ли метанойя сутью монашеского делания?

— В идеале, да. Потому что в идеале метанойя с трудом реализуема в социальной жизни. Монахи преобразуют мир, поддерживаемый их молитвой. Молитва – один из способов поддержания стен мира. Но наша задача, задача мирян состоит в том, чтобы пытаться изменить свое сознание, сознание своих близких, детей и привить эту идею как практику самонаблюдения, слежения за своим духовным миром, практику отсева бесконечного мусора, который мы потребляем в жизни. Методологически метанойя очень полезна и нам необходимо объяснять людям, что это такое.

Радиостанция «Град Петров».

Метанойя

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧЕСТЬ ТЕМ, КОМУ ТРУДНО!
Замечено – я заметила, что выход из трудной ситуации начинается с покаяния. Для меня это понятие практически означало молитву, где я вслух осознавала своё бессилие и – величие Бога. Признавалась в моей несостоятельности, и что сама, де, виновата в сложившейся сложности… И т. п.
В общем, я была на верном пути. И это моё своевременное смирение помогало. Помогало Господу включиться в дело. Смирённый человек меньше мешает Его работе. И всё как-то разруливалось.
Оказалось, что слово «покаяние», чем обозначил это явление синодальний перевод, в греческом оригинале звучащий как «метанойя» имеет в виду ОБНОВЛЕНИЕ УМА. Поворот мыслей в Божью сторону!
Вот выписки из Интернета
Метано;йя — термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожалением; раскаянием о содеянном.
МЕТАНОЙЯ (греч. Met;noia) раскаяние; изменение в понимании собственного Я, жизненной цели; выработка нового взгляда на мир, на объективное, ведущее к отдаванию себя.
Метанойя – это греческое слово, и его точный перевод означает изменение ума.
Метанойя – это радикальное изменение, качественный скачок, после которого возврат к предыдущему состоянию невозможен.
Что такое метанойя? – буквально «переосмысление», поворот, означает полное осознание своей греховности.
Метанойя – это вызов, борьба, это не то, что можно взять с поверхности, это не готовый…
В моём понимании слово ПОКАЯНИЕ – метанойя – означает разворот своих мыслей к Богу, решение ДУМАТЬ, как Он предлагает в Слове (в Писании)!
А Писание говорит: не просто простите врагов, а ЛЮБИТЕ их!
Сблудил – это не только когда переспал, а когда и лишь МЫСЛЕННО проинсценировал, с вожделением посмотрел.
Врач поставил диагноз… А Слово говорит: Ранами Иисуса вы ИСЦЕЛИЛИСЬ!
Апогей для темы, что я сегодня освещаю: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО и ПОЖНЁШЬ.
Теперь прикладное значение сказанного.
Какие мысли сеем?! Какие сеем слова?!
Казалось бы, об этом почти все наслышаны. Но проверьте качество дум и речей своих! Послушайте внимательно ваши фразы, обратите внимание на то, ЧТО говорите и на образы представления в голове.
Из этого и будут ингредиированы следующие ваши дни, встречи, отношения, диагнозы, здоровье, состояние счетов…
Короче, если мы хотим выйти из страшной ситуации, то её надо постараться… забыть, проигнорировать. НЕ кормить её её же эпитетами.
И срочно обратить внимание на величие, силу, благость и любовь Того, Кто единственный сможет выручить!
Насколько быстро, радикально и качественно-всецело мы сможем это сделать, настолько СКОРО придёт ПОМОЩЬ свыше.
А что говорить? Исповедовать истину! То, что написано в Писании. Повторять за Святым Духом сказанное в Слове.
Это более всего предлагается для применения тем, кто в тяжёлом положении, на волоске, что говорится. И кто под давлением обстоятельств, хотя, может, и сколько-то адаптировался и замылился рассматривать угрозу.
Сделай себе добро. Это произведёт и славу Богу.
Ведь: Вера – это ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ожидаемого и уверенность в неВИДИМОМ.
Осуществляй. Что? Ожидаемое-чего-хочешь. А не чего боишься.
Сделай себе благо – победи! Выйди! Начни сражаться.
Подумай, что значит: «употребляющий усилие».
Усилие над разумом, над его поворотом в сторону Света.
Соверши метанойю!
И напиши потом, как получилось, чтоб поднять дух в других нуждающихся.