Михайловская слобода храм

Михаило-Архангельский храм (Михайловская Слобода)

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Архангела Михаила.

Единоверческая церковь
Михаила Архангела

Страна

  • Россия

Адрес

Михайловская Слобода

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Московская

Статус

объект культурного наследия России

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Михаило-Архангельский храм — православный единоверческий храм в селе Михайловская Слобода, Раменского района Московской области.

История

Церковь основана при царе Фёдоре Алексеевиче в память о восшествии на престол царя из рода бояр Романовых — Михаила Федоровича. На месте прежнего деревянного храма позднее был построен каменный. По желанию местных жителей, богослужения в храме всегда совершались по древнерусским старопечатным книгам.

В 1817 году храм официально получил статус единоверческого, а в 1830 году капитально перестроен.

Храм закрыт в 1961 году и возвращён верующим в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы.

Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Работает воскресная школа и лекторий для взрослых.

Святыни

В середине XIX века по благословению митрополита Филарета (Дроздова) для храма была написана икона Божией Матери «Иерусалимская», позднее прославившаяся чудотворениями. Икона сохранилась и является одной из наиболее почитаемых.

В церкви также находится икона святой Анны Кашинской, освящённая в присутствии преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны на мощах преподобной в день её прославления в 1909 году.

> См. также

  • Список старообрядных приходов Русской православной церкви

Ссылки

Объект культурного наследия, объект № 5000539000
объект № 5000539000
  • Единоверие. Дата обращения 7 июля 2016.

LiveInternetLiveInternet

Россия,Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода
Первое упоминание 1627
Прежние названия до 1635 — Лужки
до 1760 — Михайловское

На древней и богатой православными святынями Подмосковной земле находится самый многочисленный на сегодняшний день единоверческий приход Русской Православной Церкви — община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода. Прежде чем начать повествование о самом храме, скажем несколько слов о Единоверии.
Единоверие получило официальный статус в Русской Православной Церкви 27 октября 1800 г. В этот день император Павел I удовлетворил прошение московских старообрядцев о даровании им законного священства от Русской Православной Церкви с дозволением продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах. Церковь и высочайшая власть благословили употребление дореформенных обрядов в бывших ранее старообрядческими общинах, которые стали именоваться единоверческими.
Московский митрополит Платон (Левшин) составил примечания к прошению старообрядцев о присоединении к Матери-Церкви, которые получили наименование Правил Единоверия. Само понятие «Единоверие» также было введено в обиход митрополитом Платоном. Он же предложил не называть присоединившихся к Церкви старообрядцами, ибо по его словам, в Церкви ничего нового и нет и нет новообрядцев, а называть их соединенцами или единоверцами.
Первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский (прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2000 г.) храм Архангела Михаила упоминается в Писцовой книге за 1627 г. В то время церковь была деревянная клетцки, а в церкви образы, и книги, и свечи и на колокольнице колокола и всякое строение приходных людей.
В 1679 г. деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, и уже в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. А в 1687 г. заложили кирпичную церковь, строительство которой завершили в 1689 г. Об этом свидетельствует надпись, выполненная на закладной белокаменной доске, и ныне расположенной у южного входа в храм: Лета 7195 зачата бысть св. церковь строить при Державе Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. По благословению Великаго Господина Святейшего Иоакима Патриарха Московскаго и всея России. Совершена в лето 7197 июля в 21 день тщанием и радением всечестныя Игумении Пелагеи Константинны.
Обращение храма Архангела Михаила в единоверческий
Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Его последствия очень тяжело переживали и жители села Михайловская Слобода, а также деревень Чулково, Кулаково и Дурнихи, составлявших приход храма Архангела Михаила, ибо большинство из них осталось приверженцами старых обрядов. После учреждения Единоверия в 1800 г. среди крестьян Михайловской Слободы и соседних деревень возникло движение к воссоединению с Русской Православной Церковью при условии сохранения им старых обрядов.
Видя отеческое отношение митрополита Платона (Левшина) к московским единоверцам, в особенности его попечение об устройстве Троице-Введенского единоверческого храма у Салтыкова моста, жители Михайловской Слободы и прилежащих к ней деревень обратились с прошением о дозволении совершать богослужения по старопечатным книгам в приходской церкви Архангела Михаила, желая быть сынами Святыя Церкви. Митрополит Платон устно благословил проведение таких богослужений, а формальное учреждение Единоверия в Михайловской Слободе состоялось при его преемнике архиепископе Дмитровском Августине (Виноградском).
4 июля 1817 г. Преосвященный Августин издал следующий указ: Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во спасение свое и в живот вечный. О чем не престанем возсылать недостойныя молитвы наши к верховному Пастыреначальнику, Господу нашему И. Хриcту, приводящему во двор Свой ины овцы, яже не суть от двора Его.
Церковь Михаила Архангела

Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода
Год постройки: 1699.
Церковь. Действует.
Престолы: Михаила Архангела.
Кирпичная церковь построена в 1699г. в вотчине московского Георгиевского монастыря. В 1830-х гг. здание было капитально перестроено и приобрело формы, характерные для позднего классицизма. При этом от первоначального храма остались только стены четверика со следами кокошниковв верхней части. Церковь получила новое завершение купольной ротондой с четырьмя декоративными главками по углам основного объема. Были заново выстроены апсида, трапезная и четырехъярусная колокольня. Сохранился иконостас первой половины XIXв., масляная живопись выполнена в начале XXв.
Михайловская слобода, храм Архангела Михаила
Странная судьба у этого храма. Построили его в XVII веке. Через 130 лет после постройки храм передали единоверцам, которые практически сразу его разобрали и переделали в модном стиле классицизма. В этом виде он простоял до революции. Однако безбожная власть храм не разрушила, а только закрыла. В современной России храм вернули единоверцам, которые 180-летний храм снова разобрали и заменили модным новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века. Вроде бы от чего ушли, к тому и пришли. Только два подлинных храма погибло не от войн и пожаров, а от человеческой неразумности. Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней. 4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой.
18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма.Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые. 18 мая 1822г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн.
В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца. В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле. В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж. В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство.
В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. построена Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта с воскресной школой. Разобраны сохранившиеся святые врата и вместо них построена новая ограда и тройные святые врата.
В 2003 г. построен храм-часовня Паисия Великого.
В 2005 г. закончена реставрация колокольни храма.
К 2008 г. существующий классический храм Архангела Михаила был разобран до четверика и фактически заменён новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века.
Ныне — главный единоверческий храм Московской области.
Церковь Паисия Великого.

Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода. Год постройки: 2002. Архитектор: А.Анисимов. Церковь. Действует.
Престолы: Паисия Великого. Однокупольная приземистая церковь, стилизующая формы новгородского зодчества XV в. В храме устроена крестильня. Спроектирована по мотивам церкви Спаса на Бору в Московском Кремле, утраченной в советское время.
Церковь Михаила Архангела

Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода
Год постройки: 1699.
Церковь. Действует.
Престолы: Михаила Архангела.
Кирпичная церковь построена в 1699г. в вотчине московского Георгиевского монастыря. В 1830-х гг. здание было капитально перестроено и приобрело формы, характерные для позднего классицизма. При этом от первоначального храма остались только стены четверика со следами кокошниковв верхней части. Церковь получила новое завершение купольной ротондой с четырьмя декоративными главками по углам основного объема. Были заново выстроены апсида, трапезная и четырехъярусная колокольня. Сохранился иконостас первой половины XIXв., масляная живопись выполнена в начале XXв.
Михайловская слобода, храм Архангела Михаила
Странная судьба у этого храма. Построили его в XVII веке. Через 130 лет после постройки храм передали единоверцам, которые практически сразу его разобрали и переделали в модном стиле классицизма. В этом виде он простоял до революции. Однако безбожная власть храм не разрушила, а только закрыла. В современной России храм вернули единоверцам, которые 180-летний храм снова разобрали и заменили модным новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века. Вроде бы от чего ушли, к тому и пришли. Только два подлинных храма погибло не от войн и пожаров, а от человеческой неразумности. Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней. 4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой.
18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма.Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые. 18 мая 1822г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн.
В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца. В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле. В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж. В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство.
Михайловская Слобода.

В Михайловской Слободе состоялось празднование 210-летия Единоверия

Михайловская Слобода, 22 сентября 2010 г.

В 2010 году исполняется 210 лет с того дня, когда император Павел I утвердил Правила Единоверия, и таким образом старообрядцам, желавшим примирения с полнотой Церкви при условии сохранения ими древнерусских церковных обрядов, была предоставлена такая возможность. И хотя случаи воссоединения старообрядческих общин с Церковью были известны с 1780-х годов, датой учреждения Единоверия принято считать именно 27 октября 1800 года, так как указом императора Павла были утверждены условия примирения для всех последующих обращений.

Как сообщает сайт Московской епархии, весной нынешнего года Михаило-Архангельская единоверческая община обратилась к митрополиту Ювеналию с прошением о возможности проведения церковно-исторической конференции по случаю 210-летия Единоверия. Задача, поставленная перед конференцией, предполагала историческое осмысление учреждения Единоверия в лоне Русской Православной Церкви, анализ положительных результатов и неудач, связанных с развитием Единоверия, а также обзор современного состояния единоверческих приходов. Его Высокопреосвященство благословил инициативу единоверцев и согласился возглавить работу конференции. Датой ее проведения было назначено 6/19 сентября — храмовый праздника Михаило-Архангельского прихода — воспоминание чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех.

Накануне праздника было совершено всенощное бдение, которое по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Ювеналия возглавил епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, прибывший на торжество из Аргентины. Кроме духовенства Михаило-Архангельского храма в богослужении принимали участие священноигумен Серафим (Варванин), насельник Нежинского Благовещенского мужского монастыря, священноинок Сергий (Гапонов), настоятель единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы села Малое Мурашкино Нижегородской епархии, священноинок Спиридон (Федотов), настоятель Георгиевского храма г. Краснодара Екатеринодарской и Кубанской епархии и диакон Максим Плякин, клирик Христо-Рождественского храма города Саратова. Богослужение началось в два часа дня и продолжалось до восьми часов вечера.

В день праздника богослужение началось в семь часов утра совершением воскресной полунощницы. После ее завершения около восьми часов утра многочисленные богомольцы вышли к вратам храма на встречу дорогого архипастыря — Высокопресвященнейшего митрополита Ювеналия. Под праздничный звон колоколов, Владыка тепло поприветствовал паству и епископа Иоанна, с которым он совершал совместное служение в Михайловской Слободе в прошлом году по случаю 320-летия Михаило-Архангельского храма.

В храме Владыку Ювеналия встречал с напрестольным крестом священноинок Сергий. Владыка осенил крестом себя и всех священнослужителей. В этот день к совершавшим накануне всенощное бдение священнослужителям добавились московские клирики: настоятель храма Новомучеников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов, священник Покровского храма в Рубцово Иоанн Миролюбов и диакон храма Спаса Нерукотворенного Образа в Кунцеве Антоний Алексеенко.

По сложившейся традиции перед началом богослужения депутация Михайло-Архангельской единоверческой общины вручила Высокопреосвященнейшему Владыке памятный подарок — напрестольный крест. Передавая его, член общины А. Г. Дугин приветствовал Владыку Ювеналия:

«Досточтимый и глубокоуважаемый Владыко Ювеналий!

От всего сердца священнослужители и община нашего прихода, с искреннем чувством благодарности и благоговения приветствуют Вас в храме Михаила Архангела в день великого чуда Архистратига Божия, произошедшего в Хонех.

Чудо, совершенное святым Архангелом Михаилом, показывает нам назидательный пример того, насколько важна стойкость исповедания веры в Господа нашего Исуса Христа, и как ничтожны становятся при таком исповедании все усилия врагов Истины.

В древности язычники задумали погубить христианский храм, построенный рядом с чудотворным источником святого Архангела Михаила, исцелявшим от немоты. Враги веры Христовой соединили вместе две реки и хотели затопить церковь Божию. Праведный Архип, подвизавшийся при храме и отличавшийся великой набожностью, стал усердно молиться небесному его покровителю. И когда бурные потоки, низверзающиеся с гор, должны были уже потопить храм, произошло явление святого Михаила Архангела, который копием ударил в скалу, и на том месте образовалось ущелье, куда и устремились потоки воды. Церковь была спасена.

Это великий символ. Так и Русская Православная Церковь, служению и устроению которой, Вы, Высокопреосвященнейший Владыко, отдали всю Вашу жизнь, была в эпоху безбожной власти приговорена к уничтожению, затоплению. И малая горсть была тех, кто в такие сложные времена, подобно праведному Архипу, остались в храме и усердно молились о спасении Православия и России, как православной державы. Вы были среди той малой горсти истинно верующих. И Господь наш услышал молитвы преданных Ему и внял им. Страшная угроза обошла Русскую Церковь стороной. Снова возродилась она, восстав из пепла.

Дорогой Владыко, Вы возглавляете Синодальную Комиссию по канонизации святых и являетесь сопредседателем Оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры, и это не случайно. Вам вверена Богом миссия восстановления памяти новомучеников, тех страдальцев за веру Христову, чьими молитвами и заступничеством Господь спас Русскую Церковь, а значит, и русскую культуру и русскую государственность.

Символично, что Ваше сегодняшнее посещение нашего храма проходит накануне Вашего семидесятипятилетия и сорокапятилетия архиерейской хиротонии. В этом же году исполнилось ровно 50 лет с тех пор, как в далеком 1960-м Вы были поставлены в иеромонахи Русской Православной Церкви. Столько лет Вы, досточтимый Владыко, несете на себе легкий и радостный для истинно верующего, но тягостный и обременительный для внешних наблюдателей, Крест Христов.

Позвольте от лица клириков нашего храма и всех прихожан, поблагодарить Вас за Ваш молитвенный покров, Ваше внимание и попечение о нашем приходе и преподнести Вам этот напрестольный крест, созданный по подлинным образцам древнерусского церковного искусства.

От всей души, от всего сердца благодарим Вас за то, что вы делаете для нас и для возрождения Единоверия в России.

Спаси Вас Христос!

Клирики, попечители и прихожане единоверческого храма святого Архангела Михаила села Михайловская Слобода».

В ответном обращении архипастырь поблагодарил единоверческую паству и обратился к собравшимся на праздник следующими словами:

«Ваше преосвященство, всечестные отцы, возлюбленные братия и сестры!

Я с благоговейной молитвой и трепетом переступаю порог этого святого храма, который является духовным оплотом нашей епархии. Меня очень глубоко тронули слова, которые огласил сегодня Александр Гелиевич и выражаю глубокую благодарность за драгоценный дар Честнаго и Животворящего Креста Господня. Я всегда с радостью посещаю этот святой храм, нахожу здесь духовное вдохновение, потому что вижу благочестие, усердие, любовь и неторопливую молитву. Вот и сегодня мы много часов проведем в святом храме и на молитве, и в размышлении об исторических путях Святого Православия на русской земле. Да услышит Господь наши молитвы, и да исполнит во благих наши прошения.

Ваше Преосвященство, возлюбленный Владыко Иоанн, вот уже второй раз, в этом святом храме Михаила Архангела мы встречаемся с Вами для братской совместной молитвы. Я рад Вас приветствовать от себя, от духовенства и от нашего благочестивого народа и прошу от всех нас, от этого прихода принять в дар архиерейское облачение, в котором Вы могли бы сегодня вместе с нами совершить богослужение. Благословен грядый во имя Господне».

Епископ Иоанн сердечно поблагодарил Выосокопреосвященнейшего Ювеналия и Михаило-Архангельскую общину за любовь и заботу и сказал: «Ваше Высокопреосвященство, отцы святые, дорогие братия и сестры.

Я хотел вас поблагодарить за возможность побывать тут и с вами утвердить праздник, и служить с вами, и молиться с вами и за драгоценный подарок. У меня очень редкая радость, что, во-первых, могу служить по-старому и даже по-архиерейскому. Там, где я нахожусь в Южной Америке, приходится служить одному и по иерейскому чину, редко, когда удается послужить с владыкой Платоном. И я тогда чувствую тоже самое, что и сейчас, то, что Господь наш Иисус Христос говорил, что когда два или три собраны во имя Мое, там и Аз буду. И, когда мы вместе, можно говорить, что это действительно то чувство, что Господь посреди нас. Дай Бог, что всегда и будет. Спаси Христос».

После семипоклонного начала и чтения входных молитв Владыка Ювеналий благословил паству с амвона, в ответ прозвучало «Ис полла эти, деспота», и, как на всякое благословение святителя, прихожане совершили земной поклон. Во время чтения часов были совершены хиротесии Михаила Леонидовича Верялина, Андрея Юрьевича Булычева и Владимира Валерьевича Булычева в свещеносцев, а затем во чтецов, а инока Антония (Аненко) в свещеносца, чтеца и иподиакона.

За Божественной литургией пели на двух клиросах: правым руководил чтец Сергий Степанов, а левым Галина Леонидовна Верялина. Кроме певчих Михаило-Архангельского храма в богослужении участвовали клирошане Покровского храма в Рубцово и Тихвинского храма поселка Павлово-на-Неве Санкт-Петербургской епархии. Подобно раскатам волн мощно и красиво звучали хоры во время пения антифонов.

На малом входе Высокопреосвященнейший Ювеналий вручил настоятелю Михаило-Архангельского храма священноигумену Иринарху наперсный крест с украшениями — награду, которой его удостоил Святейший Патриарх Кирилл за многолетние труды на ниве церковной.

После малого входа клироса объединились для пения праздничных тропарей и кондаков, и казалось, молитвенное обращение певчих к Чиноначальнику Бесплотных Сил достигло небес — так проникновенно были исполнены эти песнопения. Херувимская песнь также исполнялась объединенным хором, на сей раз ее пели демественным роспевом. После перенесения Святых Даров была совершена иерейская хиротония — Владыка Ювеналий рукоположил во священника диакона Валерия Булычева и тем самым даровал Михайло-Архангельскому приходу еще одного пастыря.

Последовавшие за этим ектении тоже были исполнены демеством, а после евхаристического канона клироса вновь соединились для пения торжественного гимна в честь Пресвятой Богородицы — задостойника «О Тебе радуется», который принято петь в день престольных праздников в храмах, посвященных Михаилу Архангелу. За «выкличкой», торжественно возглашенной иеродиаконом Вениамином, последовала еще одна хиротония — диаконская. Некоторое время назад воспитанник Коломенской духовной семинарии Александр Аненко принял иноческий постриг с наречением имени Антоний. И вот новый шаг в служении Богу и Его Святой Церкви — Владыка Ювеналий рукоположил инока Антония в иеродиакона.

После окончания Божественной литургии настоятель Михаило-Архангельского храма священноигумен Иринарх обратился к Высокопреосвященнейшему Ювеналию с благодарственным словом:

«Ваше Высокопреосвященство, достолюбезный Владыко Иувеналий, Ваше Преосвященство, досточтимый Владыко Иоанн, возлюбленые во Христе отцы, братия и сестры!

Сегодня мы можем сказать словами канона великому Архистратигу Божию Михаилу в честь его преславного чуда: „Украсися благодатию Божественный Твой храм. В онь бо пришед, исцелением его пучину показал еси, Михаиле первый ангелом, и страстем потребителя“.

Подобно храму в Хонех украсился благодатию Божественною в этот знаменательный и торжественный день и наш храм. Украсился не только благолепием, но и святыми молитвами, которые возносили сегодня к Богу и Его Архистратигу все богомольцы, собравшиеся ради сегодняшнего праздника, а наипаче наши дорогие святители, Владыка Иувеналий и Владыка Иоанн.

Когда происходит какое-то событие, мы не в состоянии сразу же дать ему надлежащую оценку, нужно, чтобы прошло немало времени, прежде чем станет очевидным его значение. Только что завершившееся богослужение и церковно-историческая конференция, которая пройдет в стенах нашего святого храма, несомненно, будут оценены позже. Но уже сейчас мы можем сказать, что сегодняшний день сохранится в сердцах всех, принявших участие в богослужении, и будет запечатлен золотыми буквами в летописи Михаило-Архангельского храма и Всероссийского Единоверия. Сегодня, когда мы вспоминаем 210-летие бытия Единоверия в лоне Русской Православной Церкви, Вы, дорогой наш архипастырь, посвятили в священнический и диаконский сан двух достойных представителей единоверческой общины и тем самым расширили горизонт наших возможностей, предоставили нам условия для дальнейшего развития.

Дорогой Владыко Иувеналий, нам необычайно дорого внимание, которое Вы оказываете нашей общине. Истинный пастырь полагает душу свою за словесных овец и Ваш архипастырский подвиг — это каждодневное неусыпное бдительное внимание и забота о нуждах своей паствы. И мы, как овцы Вашего словесного стада, стараемся слышать глас своего пастыря и следовать за ним по пути спасения. Мы безмерно признательны Вам, дорогой наш архипастырь, за неустанную опеку и подлинно апостольскую любовь. Мы видим Вас в Михайловской Слободе всего один день в году, но Ваше отцовское попечение мы чувствуем постоянно: Вы благословляете все наши начинания, Вы ходатайствуете о нашей общине, когда мы обращаемся к Вам с различными прошениями. Позвольте сказать о нашем к Вам отношении словами апостола Павла: „Таков убо подобаше нам архиеерей: преподобен, незлобив, безсквернен и отлучен от грешник и выше небес быв“.

В предверии Ваших славных юбилейных дат просим и молим Всемогущего Бога о даровании Вам многих лет архипастырского служения на ниве Христовой, верных и преданных помощников и соратников, вспомоществования Божественной благодати в Ваших святительских трудах.

Мы глубоко признательны Вам, дорогой Владыко Иоанн, за то, что Вы вновь почтили своим участием наше торжество. В Вашем лице мы приветствуем всю Русскую Православную Церковь Заграницей и с сердечной теплотой вспоминаем о том, что ровно год назад, в день этого же праздника наш храм посетил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион с сонмом архиереев и священнослужителей. Нам дороги узы Христовой любви, соединяющие наши сердца, несмотря на разделяющие нас океаны.

Возлюбленные наши Архипастыри, Ваше совместное служение в стенах Михаило-Архангельского храма пусть станет доброй традицией, мы же всегда будем с нетерпением ждать встреч и молитвенного общения с Вами.

Спаси Вас Христос!»

В ответ Высокопреосвященнейший Владыка обратился к отцу настоятелю и прихожанам Михаило-Архангельского храма со следующим приветствием:

«Ваше Преосвященство, дорогой отец Иринарх, возлюбленные братия сопастыри, наши дорогие высокие гости, возлюбленные братия и сестры!

Я душой согрет совместными молитвами сегодня и несмотря на то, что была многочасовая и напряженная молитва, чувствуется легкость души и тела, потому что это неосязаемое, но реальное общение с Богом в молитве. За богослужением мы назидаемся словом Божиим, и сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Матфея, где повествовалось о том, как женщина хананейка, не принадлежавшая к народу избранному, считала, что только Христос может исцелить ее несчастную больную дочь. И она публично, идя за Христом, просила о помощи и по первым словам Христовым к ней, на первый взгляд жестоким, она не отчаивалась, не обижалась, но была в неустанной молитве Господу. И эта любовь, эта вера, подвигла Христа Спасителя воскликнуть: „Женщина, велика вера твоя!“ и по этой вере она поучила просимое. Христос на расстоянии, словом Своим исцелил ее болящую дочь. Вот это нам сегодня назидание, потому что Господь один для всех и Он милостив ко всем нам, а мы верные чада Церкви должны никогда не отчаиваться и не унывать в каких бы трудных обстоятельствах мы ни бывали, какие бы тяжкие болезни ни переносили, неотступно с верой обращайтесь ко Господу, и Он сотворит чудо, поможет и исцелит.

Действительно, как сказал отец Иринарх, раз в году я целый день посвящаю посещению Михало-Архангельского прихода. И радует, что вера крепнет, прихожан становится больше, благочестие соблюдается и неспешная, глубокая молитва здесь совершается. Особенно трогает, что из года в год происходит реставрация, благоукрашение этого некогда поруганного, но вновь возвращенного храма Божия, который сейчас предстоит перед нами, может быть, в большем благолепии, чем при его создании. А красота храма должна отражать красоту наших душ. Здесь все есть условия для того, чтобы буквально погрузиться в молитву и излить пред Господом свою душу, помолится о всем, что наболело, что потребно нам для временной и вечной жизни. Я очень счастлив, что сегодня мы поставили трех чтецов, что мы совершили диаконскую и иерейскую хиротонии, таким образом у нас появляется все больше возможности благоговейно, духовно опекать нашу паству и соблюдать веру, обычаи и чинопоследование церковное.

Я пользуюсь этой возможностью, чтобы сегодня поблагодарить дорогого отца Иринарха и за его вдохновенное сердечное слово, но больше всего за его пастырскую деятельность. Вы, дорогой отец Иринарх, показываете пример и своим братьям священникам-единоверцам в благоговении при богослужении при исполнении своего пастырского долга, показываете пример служения и послушания святой Христовой Церкви. Я поздравляю Вас с высокой патриаршей наградой, которую сегодня Вам вручил. Святейший Патриарх наградил Вас к Пасхе, но я не хотел вне пределов вашего прихода возлагать на Вас эту патриаршую награду и терпеливо ждал, когда придет этот благословенный день, когда мы в вашем приходе вместе с благочестивой паствой можем порадоваться о Первосвятительском внимании Святейшего Патриарха Кирилла к Вам и, в вашем лице, ко всему вашему приходу. Возрастайте от силы в силу, пусть Господь даст Вам и мудрость, и терпение, и любовь ко всем, потому что только с любовью, только личным примером своего служения и жизни можно успешно проповедовать Христа Спасителя.

Я горячо и сердечно приветствую всех вас, возлюбленные отцы, братия и сестры, благодарю за то, что вы являетесь верными сынами и дочерьми святой Христовой Церкви. Я также пользуюсь этим случаем, чтобы поблагодарить всех жертвователей, благодаря которым в таком прекрасном сегодня состоянии находится Михало-Архангельский храм.

Пусть Господь, предстательством Царицы Небесной, святых Архангелов и Ангелов, даст вам здравие, спасение и во всем благое поспешение и сохранит вас на многая и благая, и благословенная лета».

За вручением памятных наград последовала праздничная трапеза, а после ее окончания пришел черед церковно-исторической конференции, посвященной 210-летию Единоверия в лоне Русской Православной Церкви. Несмотря на предшествовавшее продолжительное богослужение, более 80 человек собрались для участия в ее работе. Открывая конференцию, Владыка Ювеналий сказал о том, что «тема данного симпозиума весьма актуальна и насущна. Значение вопроса, предложенного для обсуждения, не ограничивается религиозной сферой, простираясь и на область социально-культурную». На примерах докладов блаженнопочившего Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла на торжествах по случаю 200-летия Единоверия в 2000 году, Архиерейских Соборах 2004 и 2008 года Высокопреосвященнейший Владыка проиллюстрировал благожелательное отношение к Единоверию Священноначалия Русской Православной Церкви и отметил, что такому отношению в полной мере соответствует Михаило-Архангельский единоверческий приход, в котором не только с любовью сохраняется литургическая традиция и древнее благочестие, но и развиваются просветительство и благотворительность. Владыка сказал: «Нас объединяют не только вера, но и совместное стремление к защите фундаментальных духовных ценностей, к сохранению отечественное культурного наследия, к служению Родине и нашему народу».

На конференции были представлены доклады на различные темы. Первая группа докладов касалась истории Единоверия. Клирик Саратовского Христорождественского храма, секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия диакон Максим Плякин рассказал о Хвалынском миссионерском монастыре и более подробно об одном из его насельников — иноке-страдальце Сергие (Попове), погибшем во времена безбожных гонений на Украине. Доклад священнослужителя единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода иерея Евгения Саранчи был посвящен Санкт-Петербургскому Никольскому единоверческому братству, учрежденному в 1908 году по инициативе священномученика Симона, епископа Охтенского. Рассказывая о значении братства в жизни Всероссийского Единоверия, автор попытался выделить те положительные стороны его детельности, которые могли бы найти широкое применение и в современных условиях. Многие неизвестные факты церковной истории и в особенности те из них, которые касались попыток примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью в 1920-е годы, представила в своем докладе гостья из Уфы Н. П. Зимина, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. После трех докладов на тему истории Единоверия последовал доклад этнографического содержания, представленный кандидатом богословия, настоятелем храма Новомучеников Российских в Строгино города Москвы протоиереем Георгием Крыловым. Он назывался «Понятие „скверна“ в средневековой Руси и в современном старообрядчестве».

Следующие два доклада касались современного устройства Единоверия. Первый из них — доктора теологии, секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата священника Иоанна Миролюбова назывался «Актуальные задачи развития Единоверия как особой исторической институции Русской Православной Церкви». Второй был представлен клирошанином Михаило-Архангельского единоверческого храма доктором политических наук, профессором, руководителем Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова А. Г. Дугиным «Роль Единоверия в духовной судьбе русского». В своем сообщении Александр Гелиевич попытался взглянуть на явление Единоверия сквозь призму православной эсхатологии.

Последним в программе было выступление епископа Южно-Американского Иоанна. Владыка Иоанн был некоторое время секретарем недавно почившего единоверческого епископа Русской Православной Церкви Заграницей Даниила (Александрова) Ирийского и он трогательно поведал о своих личных впечатлениях от совместного служения и встреч с этим удивительным человеком.

Вслед за епископом Иоанном с заключительным словом выступил Высокопреосвященнейший Ювеналий, поблагодаривший всех докладчиков и слушателей и выразивший надежду, что подобные симпозиумы будут в этом приходе проводиться и в будущем.

После пения молитвы «Достойно есть», завершившей работу конференции, единоверческая паства проводила своего архипастыря до святых врат. Целый день, проведенный с Владыкой Ювеналием, пролетел как одно мгновение, но эта встреча, совместная молитва и духовно-интеллектуальное делание несомненно вдохновили всех многочисленных участников торжества в Михайловской Слободе на дальнейший созидательный труд во имя Христа и Его Святой Церкви.