Милосердие на войне

Чем милосердие к врагу отличается от его оправдания

Где граница между милостью, состраданием к врагу, и оправданием его действий? Как за сочувствием и желанием простить не потерять истину?

Немецкий унтер-офицер делает перевязку руки британскому парашютисту. Фото с сайта history-foto.livejournal.com

Российский подросток Николай Десятниченко недавно в Бундестаге сказал о том, что не все немецкие солдаты хотели воевать, а в России его обвинили в нацизме, стали травить в соцсетях, нажаловались в прокуратуру и ФСБ. В обществе быстро поднялась дискуссия с крайними мнениями: врагов прощать нельзя, врагов надо простить и забыть.

У христиан есть прекрасные слова: милость и истина встретятся. (Псалом 84, 11). То есть прощение не может быть основано на незнании правды или ее неполноте. Но может ли человек обладать такой полнотой? Каким может быть христианский алгоритм поиска ответа на вопрос: где милосердие, а где оправдание? как встретиться милости и истине?

Рассуждает протоиерей Николай Артемов, Секретарь Германской епархии РПЦЗ (Мюнхен), Ключарь Кафедрального собора свв. Новомучеников и исповедников Российских.

— Первый и главный алгоритм: Благоговение, «яко суд Божий есть» (Второзаконие 1, 17). Подлинный суд принадлежит Богу, только Богу. Бог — высшая и последняя инстанция, перед Ним каждый даст ответ.

Второй алгоритм: «Суд без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13).

Первый алгоритм не значит, что не существует добра и зла. Второй также не отменяет разбора.

Но и первый и второй говорят о том, как нам разбираться; как при этом хранить сердца свои от ненависти и жажды мести. Суд Божий глубже и выше нашего. Только он всеобъемлющий и истинный.

Протоиерей Николай Артемов. Фото с сайта katehon.ru

Будем осторожны: вот Судья наш — на Кресте. Побоимся распинать Христа вновь и вновь нашей мнимой праведностью.

Николай Десятниченко употребил слово «невинные». Неосторожно употребил. Очень часто современные люди употребляют это слово. Судят ли они? Николай вызвал этим словом возмущение; но надо ли думать, что он обеляет нацизм как таковой? Надо ли озлобленно нападать на молодого человека? Следует ли осуждать его за чувство сострадания к тем, кто против своей воли попал сюда и погиб здесь (а таких было немало). О них речь. Вовсе не о преступниках нацистских.

Двацатый век!

Разве кровоточат раны только от Второй мировой войны? Разве не кровоточат раны еще и от Первой, от революций, от гражданских войн, от безбожных режимов разных мастей? Страшна и сложна она — История!

Германия. Россия. Мир современный. Разобрались ли мы уже все со своими преступниками? Это великая и глубокая работа. В том числе увидеть лица страждущих, обрести сострадание, вразумиться Христом. Цинизм здесь неуместен. И будем помнить со трепетом: «яко суд Божий есть»!

Разве Россия не отпала от Бога? Но и: Разве Россия совершенно отпала от Бога?

Как часто мы слышали в Германии от тех немцев, которые вернулись из плена десятилетия назад, что русские — сами не имевшие хлеба — делили с ними последний кусок. Эти немцы подходили в Германии к русским священникам на улице и говорили: «Система — ужасная. Но люди прекрасные.» Они благодарили в нашем лице русское милосердие. Учили ли безбожные режимы милосердию? В России? В Германии?

Если молодой человек на могилах пленных солдат почувствовал смертоносное дыхание зла и ужаснулся, то у него живое сердце. Оно затрепетало. Он побоялся изречь суд. Не ощутил злобы. От прадеда он был наслышан об ужасах войны. А прославление войны может ослеплять. Чувство собственной праведности и превосходства может порождать ненависть, убивая милость — как это культивировали нацисты!…

Молодой русский человек пусть дальше разбирается. Живым сердцем. Бережно.

Он поймет урок. Если не испугается, не отшатнется, то поймет, что и почему излилось на него. Тогда он сможет стать не одоносторонним, а подлинным и глубокомысленным историком. Пережив испытание, он разглядит реки крови, пролитые во времена отступления от Бога милости и истины — и вместе со сверстниками поможет России разобраться.

Кафедральный собор свв. Новомучеников и исповедников Российских. Мюнхен, Германия. Фото с сайта artrz.ru

Да укрепит Господь Николая в это нелегкое для него время! Да дарует ему крепость духовную и терпение благое!

Да вразумит его Господь к углубленному познанию, где источник зла, ввергающего людей не только во внешние войны, но и во внутреннюю вражду…

И да узрит Николай умудренным сердцем, где Спаситель его и нас всех.

Проблема проявления человечности на войне. По Б. Л. Васильеву

Проблема проявления человечности на войне. По Б. Л. Васильеву

Борис Львович Васильев – русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, который в своих произведениях ставит важные нравственные и философские проблемы. Предложенный для анализа текст представляет собой отрывок из повести «В списках не значился» о защитнике Брестской крепости Николае Плужникове, который до последнего сражался с врагами.

В предлагаемом отрывке автор пытается понять, как вести себя на войне по отношению к пленному врагу. Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу, писатель знакомит нас с одним военным эпизодом. Главный герой лейтенант Плужников неожиданно наткнулся на двух немцев. Реакция сработала мгновенно: он выстрелил и убил одного немца. Но затем произошла осечка, патрон заклинило. Больше всего Николая поразил тот факт, что немец не стрелял, а покорно ждал, когда русский вытащит застрявший патрон. Николай взял немца в плен и привёл в подземелье. Здесь находилась девушка Мирра, которая очень боялась, что её любимый человек застрелит пленного немца. Девушка знала немецкий язык и поняла из объяснений немца, что он рабочий, у него есть дети, он пошёл воевать не по своей воле. Позже лейтенант признался, что не смог застрелить пленного. Мирра поддержала его в этом поступке. Он отказался от расстрела пленного не только из-за любимой девушки Мирры, но он сделал это и для себя, «для своей совести, которая хотела остаться чистой».

Писатель пытается убедить своих читателей в том, что на войне не нужно терять своей человечности, нужно пощадить пленного врага, проявить милосердие.

Я поддерживаю мнение автора и считаю, что главное на войне не ожесточиться, не превратиться в беспощадного и жестокого зверя, сохранить в своей душе человечность, способность к милосердию и состраданию.

В русской литературе есть немало примеров проявления человечности по отношению к пленённым врагам. Например, в поэме А. С. Пушкина «Полтава» Пётр Первый после знаменательной победы над шведами пригласил побеждённого противника на пир, где провозгласил тост «за учителей своих», то есть шведов, которые научили русских побеждать.

В заключение подчеркну, что милосердие к пленённому и побеждённому врагу – это национальная черта русского характера.

Текст Б.Л. Васильева (1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.
(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.
— (9)Комм, — сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.
(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.
(12)Немец заговорил громким плачущим голосом, захлёбываясь и глотая слова. (13)Протягивая вперёд дрожавшие руки, показывая ладони то Мирре, то Плужникову.
— (14)Ничего не понимаю, — растерянно сказал Плужников. — (15)Тарахтит.
— (16)Рабочий он, — сообразила Мирра, — видишь, руки показывает?
— (17)Дела, — озадаченно протянул Плужников. — (18)Может, он наших пленных охраняет?
(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.
— (21)Пленных охраняют другие, — не очень уверенно переводила девушка. — (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они — караульная команда. (24)Он — настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он — рабочий, мобилизован в апреле…
(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.
— (29)Дети, — вздохнула Мирра. — (30)Детишек своих кажет.
(31)Плужников поднялся, взял автомат:
— Комм!
(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.
(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.
— (42)Шнель! (43)Шнель!
(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер…
(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было…
(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.
— (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.
(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.
— (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. — (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. — (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?
(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.
(По Б.Л. Васильеву)

Милосердие в романе Война и мир

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» затрагивает множество важных тем, среди которых выделяется тема милосердия, доброты и сострадания. Для писателя была очень важна эта тема, которую он развил во многом благодаря центральному женскому образу своего произведения – юной дворянке Наташе Ростовой. Несмотря на принадлежность к высшему обществу, она не превратилась, как многие светские львицы, в холодного, лицемерного, расчетливого человека. Наташа живет лишь сердцем, и это ее качество еще более усиливается во время страшного для всей страны испытания – войны с Наполеоном. С пеленок привыкшая к роскоши, Наташа решает стать сестрой милосердия. Близко принимая к сердцу горькую судьбу своего народа, она уговаривает отца пожертвовать семейным имуществом, чтобы вывезти из осажденной Москвы раненых бойцов. Пока высшее руководство расточает пафосные речи, Наташа помогает не словом, а делом. Удивительно живая, восприимчивая к чужим страданиям, Наташа помогает вернуть к жизни мать, раздавленную известием о смерти Николая. Она делает все возможное, чтобы облегчить последние мгновения жизни князя Андрея, приходит на помощь к его сестре. Милосердие, доброта, способность сопереживать – все это воплощено в образе Наташи Ростовой, олицетворяющей собой женское, материнское начало.

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» считается одним из великих произведений не только в русской, но и в мировой ли­тературе. Л. Н. Толстой явил в нем свои таланты гени­ального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как события государственного масштаба, так и духовные искания отдельно взятой личности. И это притом, что в романе задействовано свыше пяти­сот действующих лиц. Характеры главных героев раскрыты с такой глубиной, что, читая произведение, не ощущаешь вымышленности персонажей, воспри­нимаешь их как реальных людей, радуешься и гру­стишь вместе с ними, сопереживаешь их неудачам и разочарованиям.

Одним из самых ярких образов романа является Наташа Ростова, вызывающая искренние симпатии читателя, несмотря на то, а может и благодаря тому, что писатель не стремился идеализировать свою ге­роиню, показывая как красоту ее души, так и небла­говидность некоторых поступков, например, увлече­ние Анатолем Курагиным. Все это вместе являет со­бой такую гармонию, что осмысливание этого образа не вызывает ничего, кроме положительных эмоций.

Наташа предстает перед нами пятнадцатилетней девочкой — некрасивым, несформировавшимся под­ростком: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…». Писатель намеренно подчерки­вает ее детскую некрасивость, чтобы полнее передать богатство внутреннего мира Наташи.

С первых же минут появления на страницах книги Наташи Ростовой мы попадаем под власть ее обаяния, непосредственности и искренности — качеств, кото­рых, как мы видим впоследствии, она не утратила и по прошествии времени.

Князь Андрей, впервые встретившись с девушкой в Отрадном и невольно став свидетелем ее ночных от­кровений, завидует умению Наташи быть «бездумно» счастливой, отдаваться жизни сполна. Следуя своей интуиции, она живет «умом сердца», делающим ее и людей, ее окружающих, счастливыми.

Трогательность образа особенно выразительна при описании первого бала Наташи, выделявшейся среди всех своей наивной чистотой, искренним волнением, ожиданием чуда, что делало ее некрасивое лицо оду­хотворенным и прекрасным. Именно на бале зароди­лось светлое чувство любви между ней и князем Анд­реем, которого «вино ее прелести» сделало «ожившим и помолодевшим».

В минуты смертельной опасности, нависшей над страной, Наташа проявляет самые лучшие свои качества, отдав подводы, предназначенные для перевозки домашнего скарба, раненым.

Сострадание и милосердие — составляющие образа этой девушки. Именно эти черты присущи русским женщинам. Наташа, как никто другой в романе, уме­ет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отда­вая всю себя без остатка. Так же искренне она преда­ется безутешному отчаянию. Стоит только вспом­нить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам…». Она — сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили ее душу, а укрепили ее. Толстой сделал свою героиню счастливой в семейной жизни с Пьером Безуховым. Эти персонажи на редкость дополняют друг друга, создавая общее ощущение гармонии.

Образ Наташи Ростовой прошел через время, и по сей день вызывает искреннее восхищение, являясь эталоном женственности.

Проблема проявления милосердия на войне (ЕГЭ по русскому)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.

Позиция автора заключается в том, что, несмотря на войну, солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе человечность и проявить милосердие даже к врагу.

Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне.Ведь неважно, мёртв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности.Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата.Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведении В. Л. Кондратьева «Сашка». Главный герой, Сашка, во время немецкой атаки захватил в плен немца. По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нём обычного человека, такого же, как и он сам. Он уже не видел в нём врага. Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного. Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину. Однако, когда Сашка привёл немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца. Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата. Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность. Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали по приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться.Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит: «Вам трудно, да всё же вы дома;а они-видите, до чего они дошли. — Хуже нищих последни». Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо проявлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность. Именно они позволяют ему остаться человеком.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8326