Милосердие в блокадном Ленинграде конспект

Классный час на тему:»Дорога жизни»(блокада Ленинграда) план-конспект урока (5 класс) на тему

Классный час в 5 “Б” классе : “Дорога жизни”

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Цель:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)

Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война — самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

(Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб).

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства — Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов — истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

Учитель: 27 января 1944 года — что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Учитель: Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

(работа с иллюстрациями, посвященными Великой Отечественной войне)

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Ученик: Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула,
Уснула,
А оказалось — умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики — работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ученик: И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут — пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Просмотр документального фильма «Дорога жизни»

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Ученик: Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Ученик: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания.

В нашем классе прошел классный час, посвященный 65 — летию со дня полного снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. Этот урок произвел на меня огромное впечатление. В начале урока звучала песня «Священная война», которая настраивала на соответствующий лад.

Нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.

Мне понравилось, что наши ровесники записывались в партизанские отряды, и вместе с взрослыми ходили в разведку. А на защиту города встали все его жители. Народ не поддался на провокацию фашистов. Дело в том, что гитлеровцы хотели, чтобы жители поссорились и разъединились из – за голода и холода. Но у них ничего не получилось. А жители стали дружнее. В короткий срок Ленинград был превращен в город – крепость. Но с каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. И вскоре люди стали голодать. А так как стояли сильные морозы, то замерзли водопровод и канализация. В городе остановился транспорт. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

А еще в памяти осталась следующая картина. На улице прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала. И уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались подняться, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайники и ведра, а потом их обдавало этой ледяной водой, и они вмерзали в эту гору. Мне не хочется, чтобы это все повторилось. Я хочу, чтобы на Земле был мир. Я думаю, что другие ребята присоединяются к моим желаниям.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации: Милосердие – прерогатива сильных, тех, кто способен оторвать от себя и отдать более слабому не из снисхождения или пресыщения, а по истинному желанию своему обеспечить будущее вида человек.Только настоящие испытания показывают, кто есть кто, только в условиях прямой угрозы жизни обнажается скрытый в психическом бессознательном «код выживания». Урок №9. Милосердие в блокадном Ленинграде. 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года 871 день блокадыШирина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 102 г.Барнаула 2015 План урока Акты милосердие в годы Великой Отечественной войны: готовность помочь посторонним людям, проявление сострадания к детям, готовность пожертвовать жизнью ради спасения детей.Д/з. Презентация о блокадном Ленинграде. Картина Юрия Кожина «Блокадный Ленинград». «С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов» Я думаю, что подлинная жизнь — это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса.Д.С. Лихачёв Хлеб блокадного Ленинграда «Это была вполне сама обреченная, особенная, вещая какая-то старуха. Она уже никого не любила она уже ото всего отошла в усталости и цинге, но кто же побудил эти руки, ноги, голову, это ее дрожащее сердце отрезать мне ежедневно, не имеющей карточки, по кусочку своего иждивенческого хлеба… с приговором «выживай»», — писала Вера Берхман о своей вовсе не близкой знакомой. Старенький доктор, едва поднявшийся в квартиру больного по обледеневшей лестнице, отказывается от царского вознаграждения – Хлеба. На кухне для больного варят еду –студень из столярного клея. Ужасающий запах никого не ужасает. Шкала различий приятных и дурных запахов изменилась. Всё, что можно съесть, пахнет хорошо. Доктор советует опускать ладони больного в тёплую воду. Других лекарств нет. Этому событию посвящена страница мелким почерком в дневнике сына больного. Мальчик 9 лет идёт в булочную. Он один из семьи ещё ходит. От того, отоварит ли мальчик хлебные карточки, зависит жизнь его мамы и сестрёнки. Мальчику везёт. Продавец выдаёт ему порцию с довеском – наградой тому, кто тащит неподъёмную ношу многочасовых очередей на морозе. Мальчик не сможет съесть довесок, не разделив его с теми, кто слабее. Его найдут только весной, в сугробе недалеко от дома. Он будет бороться до последнего. Люди умирали прямо на улицах.20 Пришла в совхоз старушка устраиваться на работу. Еле на ногах стоит, бледная, лицо в глубоких морщинах. А работы нет, зима. Приходите, бабуля, весной, говорят ей, и тут выясняется, что старушке … 16 лет. Нашли работу, выхлопотали карточку, спасли девушку. Многие блокадные дневники – сплошное перечисление подарков. Кто-то обогрел, напоил чаем, приютил, дал надежду, работу. Слова «Хлеб для детей!» стали своеобразным паролем, заклинанием против корыстных побуждений.Около Нарвских ворот перевернулись санки с соевыми конфетами – новогодними подарками для детей-сирот. Бредущие рядом голодные тени остановились завороженные, кольцо вокруг санок и женщины-экспедитора медленно сжималось, слышались глухие крики радости. «Это для сирот!» — выкрикнула в отчаянии женщина. Люди, окружившие санки, взялись за руки. Так они стояли до тех пор, пока все коробки не были упакованы. Поодиночке было бы не справиться со зверем в себе, вместе они сделали это. Таня Савичева. Голод, я вам скажу, сдерживающих преград лишает: исчезает мораль, уходят нравственные запреты. Голод — это невероятное чувство, не отпускающее ни на миг, но, к удивлению моему работая над этой книгой, я понял: Ленинград не расчеловечился, и это чудо!Интервью с Даниилом Граниным соавтор «Блокадной книги» Обращая мысленный взгляд в те страшные дни, мы вновь и вновь задаём себе вопрос: чем выживали эти люди, где черпали силы, что удерживало их от падения в бездну озверения? Я научился…Я понял…Теперь я могу…Было трудно…Было интересно…Сегодня я узнал… Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.Нужно ли милосердие сегодня?Откуда в людях равнодушие?Почему бездушие и жестокость стали нормой?Почему утрачивается чувство милосердия?
Источники и литература Ирина Каминская. Блокада Ленинграда: Код милосердия смертного времени . Режим доступа: http://www.yburlan.ru/biblioteka/blokada-leningrada-kod-miloserdiya-smertnogo-vremeniУжасы блокадного Ленинграда. . Режим доступа: http://nebka.ru/dnevnik?from=nebka&post=388&user=1 Иллюстративный материал представленный на слайдах взят в поисковых системах «Яндекс» и «Гугл»

Блокада Ленинграда (презентация) презентация к уроку (5 класс) на тему

Слайд 1

Блокада Ленинграда 1941-1944 Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы – Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,- Ключей к нему в чужих столицах нет!

Слайд 2

Захват Ленинграда – часть захватнического плана «Барбаросса», имело большое стратегическое и морально-психологическое значение для Гитлера: Взятие Ленинграда позволило бы высвободить германские войска для успешного осуществления операции «Тайфун» (взятие Москвы) 2. Соединение немецких и финских войск для совместного наступления 3. Советским войскам пришлось бы создавать новый фронт 4. Для Советской обороны – потеря Балтийского флота 5. Взятие Ленинграда-колыбели трех революций способствовало бы упадку морального духа советского народа

Слайд 3

9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров.

Слайд 4

21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. . НАЧАЛАСЬ 900-ДНЕВНАЯ БЛОКАДА

Слайд 6

Бомбы обрушились на жилые дома, госпитали, школы, музеи. Гибли тысячи людей. Разрушались культурные и исторические памятники. Ленинградцы сделали все, чтобы спасти их от разрушения.

Слайд 7

Наименьшая дневная норма хлеба во время блокады – 125 грамм

Слайд 8

Фашисты пытали Ленинград голодом. На этой фотографии — ленинградка С. И. Петрова в мае 1941 года. … в мае 1942 года. … в октябре 1942 года.

Слайд 9

Люди от холода и голода умирали прямо на улицах

Слайд 10

Несмотря на голод, холод, смерть защитники Ленинграда выстояли. Враг в город не вошел!!!

Блокада Ленинграда — это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, — презентация

1

2 Блокада Ленинграда — это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…

3

4

5

6

7 Охрана города

8

11 Всё для фронта, всё для победы!

15 Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги. Ольга Берггольц

23 Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей.

24 Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести.

25 Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.

26 Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской.

30 Жительница Ленинграда

32 хлебжирымясокрупасахарвсегокал ,326,633,3 226, ,613,226,620191, ,613, ,8684 рабочие служащие иждивенцы дети (до 12 лет)

35 А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике…

43 После уроков

46 Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

48 В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном Ленинграде. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом самого Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи.

53 27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 Орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады- разгрома немцев под Ленинградом….И снова мир с восторгом слышит салюта русского раскат. О, это полной грудью дышит освобожденный Ленинград! Ольга Берггольц

Блокада Ленинграда: Код милосердия смертного времени

47 6865 25 Января 2015 в 11:25 Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель

Я думаю, что подлинная жизнь — это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса.

Первыми отмирали те мускулы, которые не работали или работали меньше.
Если человек начинал лежать, то уже не мог встать.
Д.С. Лихачёв

Блокада Ленинграда… Без малого 900 дней во вражеском кольце, в немилосердной удавке голода, когда желание поесть – главный мотив поступков двух с половиной миллионов людей, на глазах превращающихся в тени. Живые мертвецы бродят в поисках пропитания. Мёртвых мертвецов, подогнув им предварительно ноги и кое-как привязав, свозят на детских санках к Народному дому, где оставляют лежать зашитыми в простыни или голыми. Хоронить по-человечески непозволительная роскошь: три буханки хлеба. Разделим на 125 блокадных грамм зимой 1941-го и попытаемся представить себе цену жизни. Не получится. Нет такого опыта у нас, сытых. Нет такой меры.

Обращая мысленный взгляд в те страшные дни, мы вновь и вновь задаём себе вопрос: чем выживали эти люди, где черпали силы, что удерживало их от падения в бездну озверения? Есть разные версии и разные истории, зафиксированные в нескольких дошедших до нас блокадных дневниках. Писали люди, давно и привычно пишущие – учёные, писатели, поэты. Писали и те, кто никогда прежде не имел опыта ведения дневника. Отчего-то хотелось им, обессиленным от голода и холода, поведать о своих переживаниях другим. Отчего-то они считали, что это очень важно – знать, как остаться человеком, когда ничего человеческого вокруг уже нет, а внутри только алчущий пищи зверь:

Хлеба! Дайте мне хлеба! Я погибаю…

Давали. Запихивали негнущимися пальцами в чужие бессильные рты драгоценные свои «довески», отнимали у своей пустоты, чтобы наполнить чужую зияющую нехватку жизни. Получение конечно. Отдача не имеет границ. Цепкий взгляд блокадника жадно фиксировал малейшее проявление этой немыслимой отдачи, невероятного, за границами понимания – Милосердия.

Старенький доктор, едва поднявшийся в квартиру больного по обледеневшей лестнице, отказывается от царского вознаграждения – Хлеба. На кухне для больного варят еду –студень из столярного клея. Ужасающий запах никого не ужасает. Шкала различий приятных и дурных запахов изменилась. Всё, что можно съесть, пахнет хорошо. Доктор советует опускать ладони больного в тёплую воду. Других лекарств нет. Этому событию посвящена страница мелким почерком в дневнике сына больного. Он переживёт отца и напишет книгу воспоминаний о «смертном времени». Это будет книга о благородстве. Люди должны знать. Иначе озверение и смерть.

Мальчик 9 лет идёт в булочную. Он один из семьи ещё ходит. От того, отоварит ли мальчик хлебные карточки, зависит жизнь его мамы и сестрёнки. Мальчику везёт. Продавец выдаёт ему порцию с довеском – наградой тому, кто тащит неподъёмную ношу многочасовых очередей на морозе. Мальчик не сможет съесть довесок, не разделив его с теми, кто слабее. Его найдут только весной, в сугробе недалеко от дома. Он будет бороться до последнего.

Милосердие для сильных

Сохранить тепло, воду, кусок хряпы (верхние, не идущие в пищу капустные листы) на завтра значило ещё немного продолжить жизнь тела. Сохранить милосердие значило остаться человеком. Это и было законом выживания в блокадном Ленинграде. Милосердие – прерогатива сильных, тех, кто способен оторвать от себя и отдать более слабому не из снисхождения или пресыщения, а по истинному желанию своему обеспечить будущее вида человек.

Уретральное милосердие в структуре психического дано не многим. Но в коллективном бессознательном нашего народа это качество доминирует, формируя менталитет всех думающих по-русски. Преступить черту милосердия, значит, нарушить неписаный закон жизни ментально уретральной стаи, стать изгоем, обнулиться для будущего.

Ленинград – особый город, где зрительная культура всегда была представлена интеллигенцией особой пробы. Недаром и сейчас, в пору глобализации, слова «он(а) из Питера» имеют для русского уха особый смысл, вроде знака принадлежности к особой касте людей с развитым верхом. Этот знак и этот смысл ленинградцы-петербуржцы вынесли из блокадного ада, где остаться людьми имели шанс только самые развитые в психическом. Смерть от голода не была так страшна, как одичание, полная аннигиляция зрительной культуры, превращение в убогое трясущееся существо, готовое на всё за кусок дуранды (жмыхи: остатки семян масличных растений после выжимания из них масла).

В повседневной жизни степень развитости человека в психическом не всегда определяется чётко. Все кажутся в меру милыми и неглупыми, в меру «окультуренными». Только настоящие испытания показывают, кто есть кто, только в условиях прямой угрозы жизни обнажается скрытый в психическом бессознательном «код выживания». У каждого он свой в строгом соответствии с уровнем развития векторальных свойств.

Самопожертвование или эгоизм

«На каждом шагу — подлость и благородство, самопожертвование и крайний эгоизм, воровство и честность», — вспоминал о блокадном «смертном времени» академик Д.С.Лихачёв. Системно понятно, что в ранжирующих условиях голода недостаточное развитие свойств психического в отдачу приводит к животному типу поведения: потребил-выделил-потребил. Это превращает человека в существо вне стаи, т.е. обрекает его на гибель.

Многоумные снобы, истеричные эгоисты, обособившиеся в звуковую ракушку эгоцентрики, иные прочие потребители ради потребления в себя бесславно помирали или оставались коптить небо сытыми зверушками. Воровавшие у умирающих, наживавшиеся на общем горе, объедавшие сирот, любыми способами устраивавшиеся при кормушках – о них в блокадных дневниках лишь досадные упоминания. Жаль сил на шваль тратить. Рассказать о достойных людях – только эта задача стоила неимоверных усилий, которые тратили умирающие люди на свои дневники.

Хлеб для детей!

Нет чужих детей. Этот постулат уретрального самосознания как никогда ясно ощущался в блокадном Ленинграде. Слова «Хлеб для детей!» стали своеобразным паролем, заклинанием против корыстных побуждений.

Около Нарвских ворот перевернулись санки с соевыми конфетами – новогодними подарками для детей-сирот. Бредущие рядом голодные тени остановились завороженные, кольцо вокруг санок и женщины-экспедитора медленно сжималось, слышались глухие крики радости. «Это для сирот!» — выкрикнула в отчаянии женщина. Люди, окружившие санки, взялись за руки. Так они стояли до тех пор, пока все коробки не были упакованы . Поодиночке было бы не справиться со зверем в себе, вместе они сделали это.

Дети блокады в своих дневниках с великой благодарностью вспоминают милосердие к ним чужих людей. Ни одна дарованная крошка хлеба не изглаживалась из памяти. Кто-то отдал свой обед обессиленной девочке, кто-то делился хлебом.

Пришла в совхоз старушка устраиваться на работу. Еле на ногах стоит, бледная, лицо в глубоких морщинах. А работы нет, зима. Приходите, бабуля, весной, говорят ей, и тут выясняется, что старушке … 16 лет. Нашли работу, выхлопотали карточку, спасли девушку. Многие блокадные дневники – сплошное перечисление подарков. Кто-то обогрел, напоил чаем, приютил, дал надежду, работу. Были и другие. Их удел забвение.

Коллективное принуждение к отдаче

Не все охотно делились с ближними. Кожное психическое, доведённое до крайности лишениями и помноженное на дистрофию тела, давало патологическую жадность. За дележом пищи ревниво следили все, от мала до велика, контроль за распределением еды был строжайший не столько от инстанций, сколько от самих горожан. Социальный стыд в условиях, когда добро и зло предельно обнажены и нет ни малейшей возможности самооправдания, был главным контролёром.

«Как ты смел об одном себе думать?», — упрекали мальчишку, пойманного при попытке кражи карточек. Любой поступок оценивался «по коду милосердия», любое отступление скрупулёзно фиксировалось в дневниках . Того, кто выказывал радость от попадания бомбы в дом (можно разжиться дровишками), именовали «прохвостом», скупо фиксировалась и «буфетчица с лопающимся от жира лицом». Никаких оценок, никакого осуждения, только описание, не оставляющее сомнений в немилосердности получателя ради получения.

Коллективное принуждение к отдаче в стаю было очень сильным. Кто с досадой, кто с обидой, но вынуждены были признавать право другого на получение помощи, вынуждены были отдавать. Тех, кто не мог работать, а значит, и получать паёк, старались отправить в стационары, определяли инвалидность третьей (рабочей) группы всем, кто мог хоть как-то передвигаться. Глубокими инвалидами были практически все блокадники. Официальная инвалидность означала отсутствие рабочей продуктовой карточки и верную гибель.

Зверь стоокий

Голод обострял восприятие. Люди были готовы видеть обман и кражу повсюду. Скрыть своё процветание за счёт других было невозможно: всё написано на сытом лице. Лучшего заслона от стяжательства нельзя было и придумать. Перефразируя Тютчева, можно сказать, что голод, как зверь стоокий, глядел на каждого из куста. Социальный стыд и в условиях снижения планки дозволенного удерживал многих от мародёрства, кражи, подлости.

Лукавство ради выживания не осуждалось. Сокрытие смерти ребёнка ради сохранения его карточки для других членов семьи не порицалось. Кража ради наживы – вот что было непростительно, не совместимо с понятием «человек» (купить пианино за булку хлеба, взятки за эвакуацию). Люди не просто замечали «гревших руки», они писали жалобы руководителям города, вплоть до А. Жданова, требовали разобраться с жиревшими за чужой счёт «кладовщицами-продавщицами-управдомами». Со студенткой, укравшей карточки в общежитии, отказывались жить в одной комнате.

В таких условиях присваивать себе принадлежавшее всем способны были лишь индивиды, безнадёжно провалившиеся в архетип озверения. Для них не находилось в людских душах даже ненависти, только презрение. С горечью и отчаянием признавались люди в своих «преступлениях»: нёс хлеб жене, не удержался, съел сам… вышло так, что я что-то получила за свои услуги… всё нутро томится по каше… Зачем они писали об этом в дневниках? Можно ведь было скрыть. Не скрывали. «Съел 400 грамм спрятанных для дочери конфет. Преступление» .

Другая «жалость»

Воплощением зла, жестокости, смерти был фашизм. Внешний враг сплачивал стаю, нивелируя отдельные вспышки зверства внутри неё. «Мы не хотели, чтобы наших мальчиков и девочек угоняли в Германию, травили собаками, продавали на невольничьих рынках. Поэтому мы были требовательны» . Заставляли полуживых, опухших от голода выходить на очистку улиц от снега и трупов («ставили на лопату»), иначе весной эпидемия. Выгоняли на улицы из квартир вонючие кучи рванья, заставляли их шевелиться, заставляли жить, сколько отмерено, но человеком. Заставляли мыться, следить за собой, сохранять культурные навыки.

Принуждать голодного делать то, что ему мучительно, жестоко, пожалеть бы. Но была другая «жалость», выглядящая порой как жестокость. Имя ей милосердие, которое часто понимается через зрительные ряды как жалость, сострадание к личности. А это другое. Невозможность допустить, что кто-то сильнее тебя, следовательно, должен отдать больше. Уретральная отдача вождя стаи: если не я, то кто? Нет личных мотивов. Судьба Ленинграда, судьба страны – вот общий мотив.

Женщина везёт на санках мужа. Тот постоянно заваливается от слабости, и женщине приходится вновь и вновь усаживать его. Едва отдышавшись, несчастная продолжает путь по обледеневшей набережной. Снова падение и усаживание. Вдруг костистая старуха с оскаленным голодным ртом. Вплотную приблизившись к мужчине, она сквозь не знающую границ площадную брань бросает ему в лицо два слова: «Сидеть или смерть! Сидеть или смерть!!» Крика не получается, это скорее шипение, шёпот, в самое ухо. Больше мужчина не падает. Обонятельные смыслы выживания, во что бы то ни стало, донесены до подсознания оральным словом.

В разделении смерть

Только высшая развитость зрения может обозначить бомбардировку госпиталей и детских садов городским словом «хулиганство». Ленинградский интеллигентский шик оставался таким и на дне ада. «Обстрел мирного населения – это ни что иное, как наглое хулиганство врага, т.к. никакой пользы для себя неприятель не достигает» .

Перед внешней угрозой становились ничтожными прежние счёты и распри. Бывшие коммунальные «непримиримые враги» выживали сообща, делились последним, оставшиеся в живых взрослые брали под опеку сирот. В разделении смерть. Тогда это хорошо понимали. Вместе собирали подарки для солдат, покупали за бешеные деньги папиросы, вязали варежки, носки, навещали раненых в госпиталях. Несмотря на весь ужас своего положения, понимали: на фронте, в окопах решается общая судьба, есть раненые, сироты, есть те, кому ещё тяжелее, кому необходима помощь.

Были и те, кто пытался отсидеться, прикрывшись своими делами. Сложно осуждать этих людей, для многих и многих тогда желание пищи было единственным признаком жизни. Такая позиция не приветствовалась. И не потому, что государство, как Молох, требовало жертв. Участие в общем деле отдачи было необходимо каждому, не все могли осознать это. Прекращение работы на пользу стаи означало гибель не только и не столько физическую (первыми отказывали мышцы, которые не использовались). Потеря способности свободного выбора получения ради отдачи означала, в зрительных терминах, потерю человеческого лица, а в звуковых смыслах – исключение себя из группы, что хуже смерти тела.

«Девочки, можно ваши адреса?..»

Визиты к раненым, посещение действующих частей, общение с воинами наполняло голодающих ленинградцев верой в неизбежность нашей победы. Встречали блокадников всегда радостно, пытались подкормить. Просьба раненого к девушке: Приди, постирай платочки, посиди рядом, поговори… И она вспоминала, что кроме еды и страха, есть наслаждение дарения, любовь. «Девочки, можно ваши адреса?» — с незашитым животом молодой солдат думал о будущем мирном времени, о возвращении к нормальной жизни. И голодная девочка рядом думала о том же, пусть и как о несбыточном. Происходило чудо, о котором писал Д.С.Лихачёв – «хорошие видели Бога», ощущали возможность спасения.

Из осаждённого Ленинграда шли письма на фронт, с фронта в блокадный ад возвращались письма бойцов. Нередко переписка была коллективной – перечень благодарностей и обязательств, исповеди, признания в любви, обещания, клятвы… Осаждённый город и передовая были едины, это давало уверенность в победе, в освобождении.

Выжили, потому что работали на целое

Люди выжили, потому что трудились на общее дело, на Победу. «В городе было сооружено более 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах. Осаждённый город давал фронту вооружение и боеприпасы. Из ленинградцев было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из них стали кадровыми» .

Люди выжили, потому что из последних сил сопротивлялись блокадному хаосу, не давали взять верх злу в себе. Сохраняя системность коллективных действий, они оставались в парадигме «человек», обеспечивая будущее виду homo sapiens.

Сможем ли мы удержаться на высоте этой задачи, зависит от каждого из нас.

Список литературы

  1. Котов В. Детские дома блокадного Ленинграда
  2. Яров С. Блокадная этика
  3. Горшков Н. Блокадный дневник
  4. Блокада Ленинграда, история 900 дней осады. Электронный ресурс.
    (http://ria.ru/spravka/20110908/431315949.html)

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»